Разное

Дивеево святые: Saints – Holy Trinity Saint Seraphim-Diveyevo Monastery

В Дивееве проходят торжества, приуроченные к 30-летию второго обретения мощей Серафима Саровского

1 августа 2021 года, 11:28

Богослужение транслируется в прямом эфире.

1 августа в Дивееве проходят торжества, приуроченные ко Дню памяти преподобного Серафима Саровского и 30-летию второго обретения его святых мощей.

Всех верующих с праздником обретения мощей преподобного Серафима Саровского поздравил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко. 1 августа 1903 года состоялось официальное всероссийское прославление чудотворца в лике святых.

«Преподобный Серафим Саровский — это образец всепрощения, внимательного отношения к человеку, любви к ближнему. В этом году мы празднуем не просто день памяти святого, а 30-летие второго обретения мощей чудотворца и возобновления монашеской жизни в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, где они хранятся. Приятно видеть, что и сейчас по всему миру помнят и чтут этого великого святого, следуют его заветам. Огромная благодарность Нижегородской митрополии и владыке Георгию — за проводимую просветительскую работу и сохранение обители. Это способствует дальнейшему продвижению духовных нравственных ценностей», — отметил Дмитрий Чернышенко.

Вице-премьер также добавил, что в селе Дивееве Нижегородской области, где расположен Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, активно развивается религиозный туризм. Ежегодно обитель посещает до 350 тысяч туристов со всей страны и из-за рубежа.

«Серафимо-Дивеевский монастырь должен стать крупнейшим мировым православным культурно-просветительским центром, и для этого есть все возможности. В рамках развития кластера „Арзамас — Дивеево — Саров“ здесь уже создается необходимая инфраструктура для туристов и паломников. Например, в этом году планируется завершить строительство северо-восточного обхода Дивеева, автостанции и перехватывающей парковки в селе. Здесь также идет строительство Саровских врат и духовно-просветительского центра имени преподобного Серафима Саровского. Еще одним местом притяжения местных жителей и туристов станет набережная. Работы по ее строительству и благоустройству планируется завершить в декабре. После их окончания Дивеево станет первым селом в России со своей набережной. В целом реализация мероприятий по развитию кластера позволит повысить качество жизни людей, и, конечно, сделает это направление еще более привлекательным для туристов», — сказал Дмитрий Чернышенко.

Вице-премьер добавил, что участие Нижегородской области в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства» позволит создавать инфраструктуру и увеличить туристический поток как в регион, так и непосредственно на территорию кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». По расчетам, к 2026 году число путешественников в Саровскую и Дивеевскую обители увеличится в три раза — до 1 млн человек в год.

Принято решение об интеграции в кластер Темниковского района республики Мордовия. Таким образом, будет создано единое межрегиональное туристическое пространство, которое обеспечит дополнительный интерес туристов и паломников к этим регионам, святыням и прекрасным природным объектам, расположенным на их территориях.

Жителей региона поздравил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

«Три десятилетия назад была открыта новая страница не только в истории Дивеева, но и всей Нижегородской области. Возрождение Дивеевской обители стало одним из главных событий духовной жизни России. Преподобный Серафим Саровский был и остается одним из самых почитаемых и любимых русских святых. С его именем связано много светлых моментов, укрепляющих людей в вере и дарящих им надежду. Дивеево стало точкой притяжения для верующих со всего мира. В прошлом и в этом году действуют ограничения, связанные с пандемией, но каждый из нас может посмотреть трансляцию событий в Дивееве», — сказал Глеб Никитин.

«Дивеево привлекает верующих со всего мира. Это дает возможность развития всему югу Нижегородской области. В рамках распоряжения Правительства России идет развитие кластера „Арзамас — Дивеево — Саров“. Строятся и ремонтируются дороги, ведется масштабное благоустройство, реализуются проекты, связанные с перевозкой пассажиров. Важнейшим этапом станет реализация проекта строительства федеральной трассы М-12. Это значительно повысит транспортную доступность Дивеева, сделает посещение южных районов региона максимально удобным для паломников. Мы видим, как память о Серафиме Саровском и его имя помогают Нижегородской области в развитии», — добавил губернатор Нижегородской области.

Богослужение транслируют в прямом эфире сайт Нижегородской митрополии, паломническо-туристический портал «Серафимова земля», информационное агентство «Время Н», телекомпании ННТВ, «Спас» и «Союз», а также официальные группы правительства Нижегородской области в социальных сетях во ВК и «Одноклассники».

Трансляция Дивеевских торжеств также ведется в группе Нижегородской епархии во ВК, на странице ТК «Образ» в YouTube, а также на монастырских ресурсах: в группе Дивеевского монастыря во ВК, группе Дивеевского монастыря в YouTube и на сайте Дивеевского монастыря.

«Сегодня особый праздник для каждого православного христианина. Ровно тридцать лет тому назад, 1 августа 1991 года, совершилось событие, имеющее огромное значение для всех верующих людей, для всего православного мира. В Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь прибыли мощи святого преподобного Серафима Саровского. Он один из самых любимых русским народом православных святых. Когда 1 августа 1903 года произошла его канонизация, в Дивееве собрались тысячи людей со всей огромной России. И сегодня в этот день люди стремятся попасть в Дивеевский монастырь, чтобы поклониться мощам батюшки Серафима, попросить у него здоровья и благополучия. Такие мероприятия несут в себе мощный объединительный заряд. Дивеево — важнейший духовный центр России и всего православного мира!» — подчеркнул председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин.

«Дивное Дивеево»

В стоимость включено :

проезд на комфортабельном автобусе, экскурсионное обслуживание, работа гида-экскурсовода, страховка от несчастного случая на все время путешествия.

В программе тура :

экскурсия по Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю, посещение святых источников.

Программа тура

1 день: Отправление группы из г. Пенза 23:00*.

2 день: Прибытие группы в п. Дивеево 05:00*.

Одно из удивительных благодатных мест России – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь – настоящая жемчужина всего Православного мира.

Обитель, наравне с Афоном, Иверией и Киевом, считается одним из четырёх земных уделов Божьей Матери.

Экскурсия по Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю с посещением храмов: Троицкого, Казанского, Преображенского и Благовещенского.

Приложение к святым мощам Серафима Саровского и иконе «Умиление». В Троицком соборе в раке покоятся нетленные святые мощи преп.Серафима Саровского, молитвенника за Россию, предсказавшего: «Умру в Сарове, проснусь в Дивееве».

В монастыре приложитесь к мощам преподобных жён дивеевских: Александры, Марфы, Елены. У алтарной стены Троицкого собора посетите могилы блаженных дивеевских стариц Пелагеи Ивановны и Паши Саровской, причисленных к лику местночтимых святых. Побывайте в ставшей музеем келье блаженной прозорливой Паши Саровской.

Обязательно пройдите по Святой Канавке – священному месту, где ступала своими 

пречистыми стопочками Пресвятая Богородица. Кто пройдет по святой тропе, где шествовала Царица Небесная, и 150 раз прочитает молитву «Богородице, Дево, радуйся», над тем пребывает особое покровительство и защита Божьей Матери.

Покидая Дивеево, увезите с собой лечебную глину с Канавки и сухарики, освященные в чугунке преп. Серафима: когда-то он сам ласково угощал приходящих к нему этим монашеским лакомством – так и Вы почувствуете, словно, угостил Вас сам батюшка.

Дивеево – это святые источники, омовение в которых дарует преображение души и тела. У вас будет время побывать на источнике матушки Александры, святого Пантелеймона, Иверском, Казанском. В нескольких километрах от Дивеево рядом с Саровом, в лесу, посетите источник батюшки Серафима Саровского, обустроенный им на том месте, где увидел Царицу Небесную, которая по молитве преподобного даровала воде целительную силу. Вы сможете совершить омовение с полным погружением в святые воды

, вознести благодарственные молитвы преподобному Серафиму, Божьей Матери и Господу. Можно будет набрать святой воды с собой.

Побывать в Дивеево, значит, утолить всякую скорбь и наполнить сердце радостью.

Отправление группы в г. Пенза 17:00*.

Прибытие группы в г. Пенза 23:00*.

Туристический оператор «Каникулы» оставляет за собой право вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг. Время в пути и продолжительность экскурсии указанно ориентировочное.

Туристический Оператор «Каникулы» не несет ответственности за задержки автобуса, связанные с «пробками» на дорогах, действия и мероприятиями государственных органов, в том числе органов ГИБДД, дорожные работы, а также за любые другие задержки, находящиеся вне разумного контроля туроператора.

*Время отправления и прибытия группы указанно ориентировочное. Точное время необходимо уточнять за 1 сутки до выезда.

Дивеево – святое место: паломники Екатеринбургской епархии встретили Преображение Господне на земле преподобного Серафима Саровского

С 16 по 20 августа 2019 года состоялась паломническая поездка в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, организованная паломническим отделом Екатеринбургской епархии.

Во время поездки паломники побывали на ближних и дальних святых источниках, вместе с монахинями обители прошли крестным ходом по Канавке Пресвятой Богородицы, на обзорной экскурсии по монастырю познакомились с историей обители. Уральцы приняли участие в праздничных богослужениях в честь Преображения Господня. Все желающие смогли накануне исповедаться и причаститься в престольный праздник Серафимо-Дивеевского монастыря.

Своими впечатлениями о паломничестве поделились участники поездки.

Хорошая организация. Комфортное размещение. Интересные экскурсии. Очень доброжелательные люди. Здорово, что было много свободного времени для созерцания. Успели насладиться красотой, потрудиться во славу Божию. Очень понравился райский сад, – отметилап паломница Яна Петровна.

Впечатления самые добрые. Дивеево – это райский уголок. Побывали на службах, на экскурсии, искупались в святых источниках. Испытали огромный восторг. Отдельное спасибо нашему руководителю Юлии Юрьевне Брик. Очень внимательна, доброжелательна, интересна в общении. Хорошая рассказчица, много знает о святынях, – поделилась впечатлениями Елена Борисовна.

Спокойная группа, спокойный руководитель группы, помогающий в трудные моменты путешествия. В Дивеево – красота, – добавила Ольга Михайловна.

Осталось очень много впечатлений от этого удивительного паломничества. Уже хочется опять очутиться в Дивеево, – рассказала Надежда Николаевна.

Паломнический отдел Екатеринбургской епархии приглашает всех поклониться преподобному Серафиму Саровскому и посетить Дивеево в одну из следующих поездок, которые состоятся с 19 по 23 сентября, с 11 по15 октября, с 1 по 5 декабря.

Справки по телефону: +7 (343) 253-10-35, 253-10-36.

E-mail: [email protected] 

Сайт: www.ekbeparhiapalom.ru

 

Смотрите также:

Паломнический отдел организовал поездку в самые известные монастыри Центральной России

«Дивное Дивеево»: паломники Екатеринбургской епархии вновь побывали в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре

Епархиальный паломнический отдел организовал для уральцев поездку к святыням Дивеево и Мурома

«Духовный курорт»: паломники Екатеринбургской епархии на праздник Вознесения Господня посетили Дивеево

«Съездив в Дивеево, набралась благодати»: паломники из Екатеринбургской епархии встретили Рождество Христово на земле батюшки Серафима

Святая Канавка и сухарики преподобного Серафима: паломники Екатеринбургской епархии посетили Дивеево

«Чувства переполняли: то слезы, то радость, то страх»: паломники из Екатеринбурга посетили святые места в Дивеево

Паломники Екатеринбургской епархии встретили Рождество Богородицы в Дивеево

Дивное Дивеево

Дивеево – то особое место на Руси, где каждый имеет возможность очистить свою душу. Здесь каждый получает очень сильный энергетический заряд, с человека как будто «смывает» все грехи, все плохие и суетные мысли, ему открываются настоящие ценности и правильная суть вещей. Посетить Дивеево мечтает каждый православный верующий.

Дивеево – то особое место на Руси, где каждый имеет возможность очистить свою душу. Даже дорога туда настраивает на строгий и возвышенный лад, она поразительно красива и напоминает былины о старинных муромских лесах. Здесь каждый получает очень сильный энергетический заряд, с человека как будто «смывает» все грехи, все плохие и суетные мысли, ему открываются настоящие ценности и правильная суть вещей. Посетить Дивеево мечтает каждый православный верующий.

Серафимо-Дивеевский монастырь – женский, даже скорее девичий, но вся его история тесно переплетена с именем старца Серафима. Богородица явилась во сне матушке Александре, монахине одного киевского монастыря. Она велела ей идти на север России, обходить все великорусские святые места, и там она ей укажет место для великой обители, для своего четвёртого удела. Удел этот должен был стать четвертым после Иверии (Грузии), Афона (Греция) и Киева местом, которое находится под особым покровительством Божьей Матери, куда она нисходит и где она обитает на земле.

Монахиня прошла долгий путь, прошла Муром и по дороге в Саров остановилась в деревушке Дивеево. Во сне Богородица вновь явилась ей и сказала «Вот это место». Это было в 1760 году. Поскольку в мирской жизни матушка Александра была богатой помещицей Агафий Мельгуновой, то она продала свое имение и начала строительство в Дивеево, возведя первую каменную Казанскую церковь.

Незадолго до этого, в 1754 году в Курске в семье купцов Исидора и Агафьи Машниных родился сын Прохор. Тогда один блаженный человек сказал матери: «Счастливая ты Агафья! Твоё дитя, когда вырастет, станет великим молитвенником за весь мир!». В 10 лет мальчик взобрался на колокольню церкви, которую строила его семья, и сорвался. Упал с большой высоты, но остался невредим. Это определило его судьбу, он решил посвятить себя богу. В 24 году Прохор Машнин поступил в Саровскую пустынь и провел там 8 лет послушничества, после чего принял постриг с именем Серафим. Матушка Александра просила настоятеля Саровского монастыря Пахомия не оставлять без попечения удел Богородицы, и тот поручил Серафиму стать духовным отцом Казанской обители. На момент, когда матушка Александра отошла в мир иной, Серафиму было 33 года.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Серафим считает, что еще не готов принять на себя покровительство монастырем и связанные с этим мирские хлопоты. В 40 лет он удаляется в лес, в Дальнюю пустынь и становится отшельником. На его иконах можно увидеть истории про то, как он приручил медведя, как на него напали злодеи и жестоко избили. В 53 года он берёт на себя ещё обет молчания и столпничества. Он стал молчальником, чтобы ни на минуту не отвлекаться от молитвы, а вместо столба молился, воздев руки, стоя на коленях на огромном валуне. Так он провел 15 лет в Саровском лесу. В 56 лет он становится затворником, закрывшись на 5 лет в келье. За эти подвиги ему была дана благодать, выразившаяся в двух дарах – целительства и прозорливости. Он стал способен творить многие чудеса – мог мгновенно перемещаться на любые расстояния, внушать человеку любые мысли, ясно видеть будущее, исцелять больных и так далее.

В 61 год отец Серафим выходит из затвора и начинается его новый подвиг – старчество. Слава о нем разносится далеко. Но к нему явилась Богородица и спросила: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы моей Агафии?» Она подробнейшим образом дала наставления, как обустроить новую обитель рядом со старой, Казанской. В новой обители не должно быть вдовиц, только девушки. Затем она ударила жезлом о землю, и в том месте пробился источник.

Тогда отец Серафим организует новую общину: за зиму строит мельницу, чтобы дать возможность девушкам прокормиться, и перевозит сюда тех, на которых указала сама Богородица, восемь их них были из Казанской общины. Новая обитель стала называться Мельничной.

Чудесный дар отца Серафима помог исцелиться тяжелобольному помещику Михаилу Мантурову. Тот был очень богат и в благодарность продал имение и купил участок земли рядом с Казанской церковью. К ней начали пристраивать церковь Рождества Христова, а через некоторое время – церковь Рождества Богородицы. В 1829 г. Мельничной обители выделили другой большой участок земли. Серафим дал указания сестрам по обустройству Канавки Богородицы. Старец приказал обходить её и обкладывать камешками, а затем по полученному следу опахать землю сохой по одной борозде три раза. После Серафим велел обрыть её канавкою в три аршина глубины и три аршина ширины, а вынимаемую землю бросать так (вовнутрь обители), чтобы образовался вал в три аршина. Для укрепления вала он велел посадить на нём крыжовник. Канавку рыли 2,5 года. Она представляет собой замкнутый семиугольник.

старец Серафим Саровский

После ухода преподобного старца Казанская и Мельничьи девичьи общины объединились и стали именоваться Серафимо-Дивеевским монастырём. В 1903 г. Серафим Саровский был канонизирован православной церковью при участии Николая II. Перед смертью Серафим Саровский предсказал, что его мощи будут утеряны в смутные для России времена и потом снова обретены. И вот в 1920г. мощи были изъяты и переправлены в Страстной монастырь, который был осквернен в 1921 году, когда из него сделали первый Музей Атеизма. В 1934 году мощи исчезли из Страстного монастыря, который взорвали во время кульминации развернувшейся антирелигиозной кампании. Что же касается Серафимо-Дивеевского монастыря, то он в 1927 г. был разгромлен. И только в 1991 г. мощи были найдены при инвентаризации запасников Казанского собора. Они были возвращены в Дивеево 1 августа 1991 года, на всем пути из Ленинграда в Москву, а потом в Дивеево Патриарх Алексий II служил Литургию, приходили массы верующих, свершалось настоящее православное чудо. Тогда же летом 1991 года было официально объявлено об открытии Серафимо-Дивеевского монастыря.

Многое поражает воображение в Дивеево. В Троицком соборе находятся мощи Серафима Саровского, можно увидеть некоторые его вещи: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок. В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление». Перед этим образом он коленопреклоненно скончался. Божия Матерь изображена без младенца Иисуса, с перекрещенными на груди руками и нежной чуть заметной улыбкой. На этой иконе запечатлён момент Благовещенья, когда Пресвятая Дева отвечает Архангелу Гавриилу на весть о будущем рождении ею сына: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». Серафим Саровский очень любил этот образ и называл его «Всех радостей радость». Николай II подарил для этой иконы очень богатую золотую ризу, украшенную драгоценностями — нимб, в виде сияющих лучей, состоит из драгоценных камней и жемчуга. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными. В Троицком соборе в Дивеево сейчас висит список, а оригинал находится в Москве, в Патриархии. Отец Серафим оставил сёстрам монастыря заповедь – по воскресеньям совершать особое молебное пение Пресвятой Богородице по уставу Афонской горы – Параклис. «И если эту заповедь мою исполните, то все хорошо у вас будет, и Царица Небесная не оставит вас. Если же не исполните, то без беды беду наживете». Эта заповедь свято исполняется в обители.

В Преображенском соборе всегда стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трех диеевских блаженных стариц – Пелагии, Параскевы и Марии. За Троицким собором – небольшой некрополь, могилки – бархатные зеленые холмики, все в цветах и записочках, также почитаются святыми местами. Здесь захоронены блаженные Пелагия, Параскева, Наталья, Мария и Отец Владимр (Владимир Шиков). Особо хотелось бы рассказать о последнем. Иеромонах Владимир забирал грехи людей к себе и потом отмаливал их перед Богом. Но один грех – болезнь – отмолить не получилось, и она перешла на него. Исцелённый человек уехал, а отец Владимир ушёл в мир иной. С тех пор толпы людей оставляют тут записочки.

За Преображенским собором находится знаменитая Канавка. Каждую ночь Царица Небесная обходит обитель по Святой Канавке, устроенной вокруг монастыря. Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Отец Серафим говорил так: «Канавка эта – стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев». Начинать читать молитву нужно сразу же, как только вы на неё ступили, иначе не успеете прочитать 150 раз. Её длина и количество молитв продуманы ещё самим святым старцем Серафимом.

Канавка

В Дивеево восемь святых источников, купание в которых дает целебную силу. Это источники Серафимовский, «Явленный», матушки Александры, «Иверский», «Казанский», «Пантелеймоновский», источник Спиридона Тримифунтского (с. Суворово) и «Рузановский» (д. Рузановка). Привозят из Дивеево землю со святой Канавки, которая имеет силу очищать от бесов помещения и территорию. Привозят сухарики, которые раздают в память о преподобном Отце Серафиме и как его благословение. Многие паломники увозят эти сухарики в разные страны и потом пишут об чудесных исцелениях и необычных случаях, связанных с ними. Также вам нальют маслица, освященного на мощах преподобного Серафима, а также на мощах святых блаженных – Дивеевских матушек.

В Дивеево есть огромная лиственница царевича Алексея. Это дерево было посажено в честь первой годовщины рождения цесаревича — то есть в 1905 году. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола — тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. Она огорожена небольшим заборчиком, рядом с ней есть стенд, и висит его фотография. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны.

И ещё в окрестностях Дивеева есть одно очень интересное место – Монастырский пруд в селе Ломовка. Когда-то давно его вырыли монахини для своих нужд, а впоследствии над водоёмом часто стали видеть некий газообразный сгусток, который верующие почитают за душу Серафима Саровского. Это маленькое озеро называют святым и в церковные праздники приходят сюда искупаться.

Вся саровская земля, саровские леса – очень загадочны и полны сильной духовной энергии. Люди стремятся сюда, чтобы отрешиться от мирской суеты и по-новому посмотреть на свою жизнь и проблемы. И всегда уезжают с благодарностью к дивному Дивеево.

Елена Шикова

Дивеево: источники Святые места России


На юго-западе России есть славное место, о котором издавна ходят легенды. Земля эта — Дивеево, обитель, полная чудес и целебного воздействия на тех, кто идет за помощью. Эти места известны еще с довоенных времен. Русские православные верующие едут в Дивеево, источники дают ту самую живительную силу, а слава о них расходится все дальше. Даже за границей знают о Дивеево и чудодейственных источниках, расположенных здесь. Туристы из Германии, Латвии, Франции, Израиля, православные верующие со многих концов планеты приезжают сюда.

Чудесные свойства святой воды

Для успокоения души, для исцеления недугов, для очищения от скверны страждущие прибегают к помощи святой воды. Физические, химические и биологические свойства самого простого и необъяснимого на земле соединения водорода и кислорода до сих пор не изучены полностью. А между тем опыт поколений уверенно говорит в пользу святой воды, которая в любых жизненных обстоятельствах поможет невероятным образом.

Взрослый человек свои проблемы поручает воде, если верит в ее силу. Даже неверующие несознательно прибегают к помощи обычной воды, смывая невзгоды дня под душем. Вода расслабляет и освежает, а это часто первое средство для снятия утомления и сонливости. Ученые доказали, что святая вода имеет особое строение молекул, их действие направлено на благополучие и укрепление здоровья, нормализацию эмоционально-духовного фона человека, гармонизацию пространства вокруг него. Возможно, и до таких открытий людям было известно действие святой воды, но объяснений они не требовали.

Многие добавляют святую воду в ванночку для купания малышей, чтобы детки крепче и спокойнее спали, а наиболее «сильная» вода помогает и от сглаза маленьким детям. Святая вода известна как средство для исцеления болезней духовных и телесных, верующие часто выпивают несколько глотков из серебряных чанов, в которых вода хранится в храмах. Обряд Крещения включает погружение в святую воду или хотя бы омовение ею, не только символизируя очищение от грехов, но и совершая таинство улучшения энергетики.

А самый сильный целебный эффект люди давно заметили у воды из источников святых. Православные верующие обращаются к ним, когда чувствуют упадок сил жизненных и физических, когда сомнения гложут душу и духовные силы на исходе. Но слава источников, которые помогают преодолеть телесные немощи, говорит сама за себя.

И к ним устремляются нуждающиеся с надеждами и верой, вверяя воде свои тела и мысли.

Некоторые правила

На территории источника не принято громко разговаривать и мешать молящимся, ругаться и вольно себя вести.

Женщинам лучше погружаться в сорочках. Перед источником есть торговые палатки, где можно приобрести сорочки для купания и емкости для воды.

В часовне можно поставить свечки и помолится перед иконой. Душеполезно будет перед погружением прочитать Акафист Серафиму Саровскому и попросить у него помощи.

Погружаются в источник троекратно, осенив себя крестным знамением. Также с молитвой и пьют воду. Надо помнить, что святая вода требует от нас благоговения и молитвы, и только тогда по вере нашей она принесет нам пользу душевную и телесную. Воду, которую вы увезете с собой отсюда, также дома принимайте с молитвой, каждый день по чуть чуть.

В праздник обретения мощей Серафима Саровского 1 августа и на Крещение Господне, на Серафимовский источник совершается Крестный ход. Принять в нем участие, помолится на молебне и увидеть освящение воды может каждый желающий. И это благодатное событие запомнится надолго.

Святые источники в Дивеево

Православные люди устремляются сюда в любое время года. На карте России это село обозначено как Дивеево. Источники, расположенные вблизи него, в этих местах были известны задолго до войны. И сегодня паломники со всех концов света за помощью приезжают именно сюда. Приезжающие в Новгородскую область знают, что каждый из источников, которых всего более двадцати, обладает чудодейственной силой. Какие-то источники очень старинные, некоторые сравнительно молодые, но вся местность, которая предназначена для паломничества, буквально усыпана родниками, будто эти россыпи слетели, как семена в почву, с чьей-то доброй руки.

Божественная сила снисходит на всех без исключения: на взрослых и новорожденных, мужчин и женщин. Чтобы полностью погрузиться в исцеляющую энергию источников, нужно приехать на любой из них. Выпив чистой освященной воды, а может быть, и окунувшись в нее, вы ощутите прилив жизненных сил, телесные болезни уйдут, душевная боль утихнет. Святые источники в Дивеево славятся своими явлениями людям святых, знамений и чудесами исцеления.

Животный мир

В дивеевском районе обитают животные, характерные для средней полосы России. Но надо понимать, что не всех можно встретить непосредственно вблизи села: дикие звери обходят стороной крупные населенные пункты.

Но близ Сатиса и Сарова можно увидеть следы волков, лис, и даже медведей, забредших туда из Мордовского заповедника. В конце лета можно встретить много ежей и мышей-полевок: последние иногда в поисках пропитания забираются в сады.

У реки много ящериц, есть ужи, иногда встречаются ондатры. В районе деревни Яковлевки по весне много гадюк.

Многих волнует вопрос, почему в Дивеево много ворон. Ответить на него трудно, птицы ведь живут где хотят. А вороны всегда сопровождали человеческие жилища. На высоких деревьях, которых немало в селе, они нашли себе пристанища и строят очень массивные гнезда.

Но помимо ворон в Дивеево много и других птиц: голубей, синиц, зябликов, воробьев, овсянок. Зимой прилетают лесные голуби, снегири, свиристели. Весной можно услышать соловьиные трели, в полях – песни жаворонков. А в частном секторе в тихие вечера даже слышны кукушки, залетающие в лесополосы. А на Вичкинзе все лето живут и выводят птенцов дикие утки.

И это лишь малая часть животного мира, который можно разглядеть любому невооруженным взглядом. Но если задаться целью и целенаправленно наблюдать за природой, то можно сделать множество интересных открытий. Вот так мы, например, увидели насекомое богомола! Этот хищник из мира насекомых обладает способностью к мимикрии и заметить его на траве очень сложно.

Как исцелиться с помощью святой воды из источника

Говорят, что, набрав в источнике святой воды, люди увозят ее домой, хранят годами, и она остается такой же свежей и вкусной, будто только что набранной из бьющего родника. А при приготовлении консервации на зиму, солений, квашений такая вода обеспечит долгое хранение продуктам, не допуская плесени или загнивания. Кто-то пытался объяснить эти свойства минеральным составом воды, но даже минералы подвержены затхлости при неверной укупорке, а Дивеевская святая вода из источников остается годами неизменной.

Набрав воду с собой в какую-нибудь емкость, металлическую или стеклянную (главное, чтобы она не была пластмассовой), можно увезти жидкость с собой и пить ее по мере нужды. Можно добавлять такую воду в небольших количествах в ванную, в напитки и супы в процессе приготовления.

На основе этого чудодейственного средства можно делать любое питье и давать по мере необходимости всем домочадцам, можно давать ее и грудным детям. Капризного ребенка можно умыть святой водой, чтобы он скорее успокоился.

Как добраться и как себя вести

Добраться до источников можно на личном транспорте, с экскурсионным автобусом (источник Явленный включают в некоторые паломнические маршруты).

Есть более трудный, но и более благодатный путь, так как Господь всегда покрывает особой благодатью тех паломников, которые хотят ради веры и исцелений потрудится. Из Дивеева до села Кременок ходят местные автобусы. Расписание рейсов необходимо уточнять на сельской автостанции по телефону 8 (83134) 4-22-37.

Далее оставшуюся часть пути придется проделать пешком.

Вести себя на источниках необходимо благоговейно, не бранится, не кричать. Перед погружением в купель прочитайте молитву и осените себя крестным знамением. С благодарностью за дарованное чудо источника, наберите в свою емкость святую воду. Храни вас Бог в вашем путешествии!

Если вы приехали в Дивеево

Нижегородская область расположена практически в центре юго-запада России. Говорят, что исцеление с помощью источников будет скорейшим, если не просто окунуться в воду купели, но и остаться в Дивеево на ночлег. Среди мирян распространено убеждение о том, что Божья Благодать спускается на тех, кто проводит здесь ночь.


Местные жители знают большое количество историй из жизни тех, кто посещал святые источники Дивеево: от чего помогает посещение купелей, как правильно подготовиться к окунанию, где поставить свечи святым угодникам, как молиться. Недалеко от источников расположен Свято-Дивеевский (Серафимо-Дивеевский) монастырь, можно также посетить часовни. Собранные по случаю истории опубликованы в книги: источники Дивеево, отзывы мирян о них будут полезны прихожанам, ведь они собирались десятилетиями. Трудно даже назвать это отзывами — это опыт, надежды, явленные чудеса исцеления и благодарность святым. Эта миссия начата была одной из канонизированных сегодня святых — матушкой Александрой.

Озеленение и украшение села

Говоря о природе села, невозможно обойти тему приусадебных хозяйств. В Дивеево у многих есть сады. А деревья и кустарники украшают село, озеленяют его, снабжают кислородом. И как красивы майские цветущие сады!!! Невозможно пройти мимо них.

Многие энтузиасты среди местного населения задались целью создать у себя волшебные сады. Они ищут интересные сорта плодовых деревьев, разводят виноград, высаживают на своих землях разнообразные декоративные кустарники. В том числе и шикарные розы!

И это увлечение захватывает не только частный сектор. В Дивеево есть многоквартирные дома, жители которых превратили придомовую территорию в настоящий уголок красоты и доброты! Цветы для них стали инструментом, с помощью которого они преображают свое село. Проходишь мимо таких двориков, и душа радуется! Хочется любоваться, петь, и благодарить тех, кто создал эту красоту!

Занимаются озеленением Дивеева и местные власти, и …монастырь. На территории обители есть небольшие скверики, красивые цветники, выполненные по всем правилам ландшафтного дизайна, фонтан, и садовые скульптуры.

Монастырские работники облагораживают и территории дивеевских источников. А сельская администрация, в свою очередь, занимается общественными территориями и парком Победы. Не отстают и крупные гостиницы – свои территории они стремятся не просто украсить, но создать на них атмосферу отдыха и уюта.

Целебные источники

Приезжающие хотят посетить в Дивеево источники, которые наиболее популярны, слухи о которых и привели их в Нижегородскую область.

В этих местах чтят:

  • источник иконы Божией Матери Казанской и источник Серафима Саровского в Цыгановке,
  • источник святого врачевателя Пантелеймона,
  • источник основательницы храмов в Дивеево матушки Александры,
  • Явленный источник в Кременках,
  • равноапостольных Константина и Елены в Хрипуново,
  • источник Сошествия Духа Святаго в Автодеево и Сатисе,
  • источник Святой Троицы в Канерге,
  • источник Николая-Чудотворца в Хохлово.

Есть и другие небольшие источники, которые начинают пробиваться из-под земли внезапно в других местах. Вся местность будто пронизана ключами, бьющими из-под земли, и чем больше страждущих обращаются сюда, тем богаче край на водицу, нескончаемый поток которой открыт для всех.

Сказания о чудесах

В Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря подробно описаны жизни и чудеса его основателей — преподобного Серафима и Агафьи Мельгуновой (схимонахини Александры).

Агафья Мельгунова была монахиней, когда получила знамение свыше от Богородицы, явившейся ей с указанием идти в Нижегородскую область — свой Четвертый и последний Удел на Земле. По жребию, брошенному апостолами, Пречистая Богоматерь собиралась в землю Иверскую (первый Удел), во время морского путешествия к воскрешенному Иисусом Святому Лазарю корабль попал на гору Афон (второй Удел Божией Матери), третьим Уделом считают Киево-Печерскую Лавру. И вот, наконец, в этих землях появилась Агафия Семеновна Мельгунова, направляемая рукой Богородицы.

Возведенный здесь храм поставлен силами преподобного Серафима в конце жизни. Сын купеческой семьи, в молодости исцелившись благодаря чудодейственной иконе Богоматери от болезни, посвятил себя Богу и сам получил чудесную силу, помогающую исцелять нуждающихся.

Сказания о том, как помогали здешние святые людям при жизни, записывали их последователи и настоятели монастыря. В Дивеево источники сегодня продолжают благое дело тех, кто возведен нынче в лик святых.

Основательница храма — матушка Александра

В миру ее звали Агафья Семеновна Мельгунова. Уроженка богатой помещичьей семьи, вдова полковника Мельгунова уже жила в монашестве, когда явившаяся ей Богородица направила ее в Дивеево. На собственные средства она восстанавливала ветхие часовни и церковь с 1767 года. В схиме приняв имя Александра в 1789 году, она делом своей жизни считала реставрацию и построение новых часовен для людей в Дивеево: источники влекли все больше страждущих, и принять всех желающих стало возможным. Огромное количество святынь в этом чудесном месте веками помогает людям жить, исцеляться, надеяться, переосмысливать свои действия.

Почив в миру, матушка Александра покоится вблизи алтаря Казанского монастыря. Говорят, что воздающие память ей на ее могиле слышат чудный запах, благоухание невозможно не заметить. Иногда сами собой загораются свечи, слышен колокольный звон или журчание, поэтому в народе ходит молва, будто здесь и берет начало ее источник.

Ее поддержкой и последователем стал Серафим Саровский. Источник Матушки Александры славится многочисленными историями прихожан, чудесное исцеления которых также вдохновило преподобного Серафима. Неподалеку выстроена часовня и оборудована купальня. Сюда очень часто приходят верующие, потому что источник — один из ближайших к монастырю. Он помогает тем, кто приходит восстановить силы, утомленным и отчаявшимся. Обращаются к матушке Александре и те женщины, которые хотят зачать: множество случаев, когда пара не могла зачать в течение многих лет, а после посещения в семье рождались даже тройни, на слуху среди мирян.

Источник Преподобного Серафима

Еще при жизни Святой Серафим помогал людям, если бессильны были врачи и медикаменты. Среди частых рассказов о том, кому помогал источник, — случаи с заболеваниями людей нервными болезнями, расстройствами памяти и эпилептическими припадками.

Существует легенда или быль о том, как в этом месте, находящемся на запретных территориях в шестидесятые годы, во время обхода пограничниками огражденной местности Сарова случилось у них видение. В довоенные годы источник существовал, но его неоднократно пытались зацементировать или закопать. В 1947 году военный объект присвоил этой местности статус закрытой, и пустошь была безлюдной. Поэтому военные удивились, заприметив фигуру старца в белом балахоне с посохом, и, окликнув его, увидели, как старик стукнул оземь посохом трижды и исчез. На этом месте из трех точек стал бить ключ. В шестидесятые источник обрел славу, воду из него везли во все концы России. Сюда же приезжали, чтобы искупаться в нем. В начале девяностых военными было принято решение источник засыпать. Однако во время подготовительных работ к машинисту-экскаваторщику явился Преподобный Серафим, прося его не делать этого, а напоследок сказал, что этого все равно не произойдет. И действительно, почва не поддалась ковшу экскаватора, и источник сохранился.

Впоследствии приказ отменили, затем был восстановлен Дивеевский монастырь, и сегодня источник Серафима Саровского числится в его ведении, а вблизи него выстроили бревенчатую часовню.

Говорят, даже во время восстановительных работ по укреплению линии берега потока для безопасности страждущих был один рабочий, который повредил свою спину. Явление Серафима Саровского исцелило его. Сегодня сюда устремляются люди за исцелением физических недугов. Купание в источнике или хотя бы омовение должно непременно сопровождаться определенным настроем, молитвой от чистого сердца.

Чудо исцеления

На данный момент источник Серафима Саровского самый многолюдный – в любое время года здесь не стихает поток паломников и туристов. В народе его считают одним из самых «сильных» – именно здесь получают исцеления от многих болезней. И случаи таких чудес записываются в свидетельства – ведется своеобразная хроника.

В народе говорят, что в источнике батюшки Серафима самая холодная вода, можно сказать, ледяная. Но это некого не смущает. Православные верят в ее целебную силу: пьют, умываются ею и погружаются, дабы получить исцеление или поддержку в делах спасения.

Автор статьи знает лично одну семью, чей сын получил исцеление на источнике батюшки Серафима. Эта семья, состоящая из супружеской пары с двумя детьми, приехала в паломническую поездку на святую Дивеевскую землю. У младшего семилетнего сына была сильная астма, так что несколько раз в день ему приходилось впрыскивать себе лекарство из баллончика аэрозоля. Родители и старший брат искренне и от всего сердца молились в храме у мощей преподобного Серафима Саровского о даровании здоровья мальчику. А затем поехали на источник. И там с молитвой и крестным знамением, троекратно ребенок погрузился вместе с родителями и братом в купель, и случилось чудо! Болезнь отступила! Все оставшиеся дни паломничества, и по возвращению домой (о чем нам сообщили по телефону) приступы астмы больше не беспокоили ребенка. Счастливые родители благодарили Бога и святого Серафима Саровского за чудо исцеления их сына.

Казанский источник

Дивеево славится несколькими целебными источниками, названия которых любому православному человеку скажут многое. Один из них сегодня назван по имени иконы, которая была в 1939 году найдена вмёрзшей в лёд. Икона была очень старой, вероятнее всего, она попала в воду вследствие разрушения колодца, который стоял в виде сруба над источником. Местные жители считают икону Казанской Богоматери очень сильной, сюда приносили даже новорожденных детей, которым врачи не давали шансов выжить, и чудодейственная сила помогала. Часовню отстраивали заново и снова разрушали, но икона сохранилась. Одна схимонахиня хранила ее и была свидетельницей ее невероятного обновления, а также многих чудес, которые творила сила, идущая от иконы.

Казанская церковь сегодня располагается на окраине села Дивеево, неподалеку находится и сам источник, самый древний из всех. Вода из него благотворно воздействует на здоровье. Именно к нему приходят верующие крестным ходом, чтобы освятить воду, крестят детей, исцеляются болящие.

Пантелеймон-целитель и его чудеса на источнике в Дивеево

Святой Пантелеймон известен как целитель с IV века. Безвозмездная врачебная помощь бедным, милосердие ко всем без исключения сделали его выдающейся личностью своего времени и одним из самых почитаемых святых сегодня. Паломничества к источнику сегодня приходятся на любое время года. Источник Пантелеймона в Дивеево находится недалеко от Казанского. Раньше люди здесь не могли купаться, но в 2004 году источник оборудовали и купальней. К тому же вода из него поступает в два разных сруба, в которых оборудованы купальни для женщин и мужчин отдельно. Источник Пантелеймона-целителя — один из самых красивых, вся его территория очень ухожена, а прихожане говорят, что вода в купальнях этого места теплее, чем в других.

К Пантелеймону-целителю обращаются с такой молитвой: «Даруй убо всем нам святыми молитвами твоими здравие и благомощие души и тела, преспеяние веры и благочестия и вся к житию временному и ко спасению потребная…»

Растительный мир

Растительный мир Дивеева тоже богат. Как вблизи Дивеева, так и в лесах можно встретить разные породы деревьев и кустарников.

Но особенно радует обилие лекарственных трав.

Многие жители Дивеева заготавливают лекарственные травы, такие как: зверобой, тысячелистник, душицу, хвощ полевой, мать-и-мачеху, лопух, листья земляники, черники и брусники (а также их ягоды).

В последнее время особой популярностью пользуется сныть и иван-чай. Об этих травах мы писали подробно. Снытью питался батюшка Серафим целых три года, и многим советовал эту траву употреблять в пищу и сушить на зиму. А из Иван-чая или Кипрея на Руси раньше делали чаи, по своим вкусовым качествам и полезным свойствам не уступающие настоящему чаю.

После сильного пожара в 2010 году на пепелищах выросло много кипрея, оттуда он и рассеялся. Жители Дивеева научились не просто его собирать и засушивать, а делать из него ферментированный чай. Чай из кипрея можно купить непосредственно в Дивеево или в интернет магазине нашего сайта.

Как найти Дивеево

Нижегородская область для приезжих из стран ближнего зарубежья довольно запутана, поэтому если область вам не знакома, то ориентиры такие: Дивеево находится в 180 км от Нижнего Новгорода, в 65 км от Арзамаса и 345 км от Чебоксар. Если планировать поездку на собственном автомобиле, то будет неплохо воспользоваться навигатором.

Вдоль трассы М-7 будут несколько региональных центров, где можно уточнить, в какой стороне Дивеево, как доехать до села. Но будьте готовы к тому, что не самые ровные дороги позволят перемещаться со скоростью не больше 120-140 км/час. В монастыре парковка хорошо обустроена, для посетителей она бесплатная. В округе много гостиниц, поэтому задержаться в Дивеево и рассчитывать на ночлег можно легко.

Леса и грибные места

Непосредственно вблизи Дивеева больших лесов нет. И до них надо добираться на транспорте – автомобиле или велосипеде. Пешком будет идти близко лишь до лесозащитных насаждений, которые, в последнее время разрослись так, что даже грибы там можно пособирать.

Довольно хорошие леса начинаются за деревней Осиновкой и тянутся в Саровском направление, где, собственно, и переходят в тот самый дремучий Саровский лес, как его называли раньше, или Мордовский заповедник, с которым граничит Нижегородская область.

Здесь можно найти все: грибы, ягоды, и лекарственные растения.

Хороший лес находится за деревней Полупочинки и Челатьмой, в западном направлении от Дивеева. Там есть черника, много подосиновиков и подберезовиков.

Дивеево зимой / Православие.Ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен в 180 км от Нижнего Новгорода в селе Дивеево. В XVIII веке Божия Матерь повелела основать на этом месте обитель, которой суждено стать четвертым и последним Ее уделом на земле. Главная святыня Дивеевской обители – мощи преподобного Серафима Саровского. Фото: Ольга Чудова / Православие.Ru

vk fb tw ok @ g+ lj

Спасо-Преображенский собор

Фото: О.Чудова / Православие.Ru

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождественский вертеп

Фото: О.Чудова / Православие.Ru

vk fb tw ok @ g+ lj

Спасо-Преображенский собор

Фото: О.Чудова / Православие.Ru

vk fb tw ok @ g+ lj

Троицкий собор

Фото: О.Чудова / Православие.Ru

vk fb tw ok @ g+ lj

Троицкий собор

Фото: О.Чудова / Православие.Ru

vk fb tw ok @ g+ lj

Спасо-Преображенский собор

Фото: О.Чудова / Православие.Ru

vk fb tw ok @ g+ lj

Часовня в честь прп. Серафима Саровского

Фото: О.Чудова / Православие.Ru

vk fb tw ok @ g+ lj

Спасо-Преображенский собор

Фото: О.Чудова / Православие.Ru

vk fb tw ok @ g+ lj

Троицкий собор и колокольня

Фото: О.Чудова / Православие.Ru

vk fb tw ok @ g+ lj

Рождественская елка с украшениями

Фото: О.Чудова / Православие.Ru

Новости — Правительство России

Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко поздравил всех верующих с праздником обретения мощей преподобного Серафима Саровского. 1 августа 1903 года состоялось официальное всероссийское прославление чудотворца в лике святых.

«Преподобный Серафим Саровский – это образец всепрощения, внимательного отношения к человеку, любви к ближнему. В этом году мы празднуем не просто день памяти святого, а 30-летие со второго обретения мощей чудотворца и возобновления монашеской жизни в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, где они хранятся. Приятно видеть, что и сейчас по всему миру помнят и чтут этого великого святого, следуют его заветам. Это способствует дальнейшему продвижению духовных, нравственных ценностей», – отметил Дмитрий Чернышенко.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Вице-премьер также добавил, что в селе Дивеево Нижегородской области, где расположен Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, активно развивается религиозный туризм. Ежегодно обитель посещает до 350 тысяч туристов со всей страны и из-за рубежа.

«Серафимо-Дивеевский монастырь должен стать крупнейшим мировым православным культурно-просветительским центром, и для этого есть все возможности. В рамках развития кластера “Арзамас – Дивеево – Саров” здесь уже создаётся необходимая инфраструктура для туристов и паломников. Например, в этом году планируется завершить строительство северо-восточного обхода Дивеева, автостанции и перехватывающей парковки в селе. Здесь также идёт строительство Саровских врат и духовно-просветительского центра имени преподобного Серафима Саровского. Ещё одним местом притяжения местных жителей и туристов станет набережная. Работы по её строительству и благоустройству планируется завершить в декабре. После их окончания Дивеево станет первым селом в России со своей набережной. В целом реализация мероприятий по развитию кластера позволит повысить качество жизни людей и, конечно, сделает это направление ещё более привлекательным для туристов», – сказал Дмитрий Чернышенко.

Вице-премьер добавил, что участие Нижегородской области в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства» позволит создавать инфраструктуру и увеличить туристический поток как в регион, так и непосредственно на территорию кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». По расчётам, к 2026 году количество путешественников в Саровскую и Дивеевскую обители увеличится в три раза – до 1 миллиона человек в год.

Принято решение об интеграции в кластер Темниковского района Республики Мордовия. Таким образом, будет создано единое межрегиональное туристическое пространство, которое обеспечит дополнительный интерес туристов и паломников к этим регионам, святыням и прекрасным природным объектам, расположенным на их территориях.

Справочно:

Преподобный Серафим Саровский – великий подвижник Русской православной церкви. Ещё в юности он решил всецело посвятить себя Богу и уйти в монастырь. Схимонах Киево-Печерской лавры старец Досифей благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там.

Преподобный Серафим опекал сестёр Дивеевской обители и по указанию Матери Божией основал для девиц отдельную Мельничную общину.

19 июля (1 августа) 1903 года, спустя 70 лет после смерти, в Саровской пустыни чудотворец был причислен к лику святых, произошло первое обретение его мощей. Сам преподобный Серафим Саровский предсказывал, что его мощи найдут, а затем снова утратят во время гонений за христианскую веру. Его предсказание сбылось.

После закрытия Саровской обители в 1920‑х годах мощи святого были изъяты, их след затерялся. В январе 1991 года они были обнаружены в Казанском соборе Ленинграда (Санкт‑Петербурга), откуда торжественно переданы в Свято‑Троицкий Серафимо‑Дивеевский монастырь.

1 августа 1991 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, его мощи поместили в раку в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре в Нижегородской области, где они находятся и сейчас.

Собор Дивеевских святых – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский мужской монастырь

«Сегодня Церковь получает новую щедроту благодати Божией, так как обитель, избранная Пресвятой Богородицей, радуется и празднует память великого собрания своего святых, торжествующе поющих в небесном Дивеево и ходатайствующих о душах наших».

Собор святых Дивеевских празднуется 27 июня, когда вспоминаются все святые, не только официально признанные святыми угодниками Божиими, но и все праведники, стремившиеся жить в вере и добродетели .Мы призываем святых присоединиться к нам в нашей молитве и ходатайствовать за нас как о наших хранителях.

В состав Собора Дивеевских святых входят: священномученик Серафим (Чичагов), автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря»; преподобный Серафим Саровский, приснорадостный и утешительный старец наш; Преподобные Александра, Марфа и Елена, с их стремлением служить другим; блаженные Пелагия, Параскева и Мария, призванные спасти души монашествующих от нападений врага рода человеческого; и, проникнутые христианской верой, святые мученики и новомученики Дивеевские.Они обитают в Царстве Небесном и заняты тем, что активно помогают нам в нашем земном странствии. Они были люди и, как и мы, хрупкие, подверженные испытаниям и искушениям, временами колеблющиеся в своих убеждениях… Как сказал преподобный Серафим Саровский, единственное различие между ними и нами заключалось в решимости. Они были неудержимы в своей битве, до последнего вздоха, и оставались непоколебимыми во всем, что есть самого чистого, святого и благородного в них самих и их ближних.

Празднование Собора Дивеевских святых установлено в апреле 2008 года.В 2011 году было освящено Патриаршее подворье Дивеевского монастыря в Москве в честь всех дивеевских святых. На стенах этой церкви изображены изображения всех семнадцати святых. К этим святым относятся архиереи, новомученики и исповедники, а также преподобномученики, которые своей жизнью представляли и отстаивали законы христианской веры. Оказавшись внутри храма, кажется, будто дивеевские святые оживают, приветствуя и участвуя в церковных службах.

В ноябре РПАЦ прославила святых жен и монахинь Дивеевских

В ноябре РПАЦ прославила святых жен и монахинь Дивеевских

В ноябре РПАЦ прославила святых жен и монахинь Дивеевских. Вот доклад на эту тему, прочитанный иеродиаконом Феофаном на VIII съезде духовенства, монашествующих и мирян Суздальской епархии.

 

К ПРОСЛАВЛЕНИЮ ДИВЕЕВСКИХ СВЯТЫХ МОНАШИН

Иеродиакон Феофан.Санкт-Петербург.

(Доклад зачитан на VIII съезде духовенства, монашествующих и мирян Суздальской епархии Русской Православной (Автономной) Церкви (ноябрь 2000 г.))

По благословению Его Высокопреосвященства мне поручено собрать и изложить сведения о житиях и чудесах святых монахинь Дивеевских в связи с грядущим прославлением их в чинах святых угодниц Собором Русской Православной Церкви. [Автономная] Церковь. Поэтому я имел смелость предложить вашему вниманию краткую подборку, составленную, в основном, из материалов «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», впервые собранной и изданной архимандритом Серафимом (Чичаговым) в 1898 г.

Святой пророк-царь Давид воспевает в своем псалме Бога Израилева «Дивного во святых Своих», а святой апостол Павел благодарит Бога, Который желает всегда прославляться во святых Своих и являться дивным во всех верующих ( II Фес.1.10). Божественный Максим Исповедник разъясняет нам смысл этих выражений, когда говорит, что Бог наш становится познаваемым именно в святых, то есть мы уже здесь, на земле, можем знать и видеть Бога, что Он таков, а не какой-либо другой: «через святых Бог становится познан смертными» (Ambigua ad Thomas, 2).Именно поэтому наш Бог называет Себя и воспевается в Церкви Богом отцов наших, то есть Богом святых отцов. Так Православная Церковь всегда знает своих святых и чтит их, уже при жизни, как близких друзей Божиих, прося их молитв и помощи. Иногда Богу угодно прославить Своих святых после их смерти и даже спустя много лет после нее. Примеры тому есть в житиях святых.

По учению святых отцов, Бог воплощается в каждом человеке в добродетелях, которые «благодатью обожествляют их в Боге, удаляя черты, характерные для людей, и очеловечивают Бога, благодаря уподоблению человека, постольку, поскольку возможно для него, Божественных свойств» (св.Максима Исповедника, Послание к Иоанну Кубикулярию о любви). Бог видит Себя и знает Себя, и только истинная Церковь Божия может видеть святость, ибо без святых не может быть Церкви. Поэтому мы собрались здесь вместе, чтобы еще раз прославить Бога, дивного во святых Своих, и сердцем и устами умолить их теплого заступничества и помощи.

Серафимо-Дивеевский монастырь, основанный преподобным Серафимом Саровским и матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной, прославился от Бога явлением множества святых жен и подвижниц.

Благодатный ряд дивеевских подвижников открывает

 

Святая схимонахиня и основательница Александра

Агата Семёновна Мельгунова в то время в миру была богатой помещицей Ярославской, Владимирской и Рязанской губерний. Рано овдовев, она около 1760 года пришла в Киевский Флоровский женский монастырь, где постриглась в монашество с именем Александры и начала усердно вести подвижническую жизнь.Однако ей не суждено было оставаться там долго: Богородица явилась ей в видении и открыла ей свою волю, сказав, что ей суждено основать новую обитель.

Под руководством Божией Матери и после долгих скитаний святая Александра наконец достигла места, избранного Божией Матерью для создания своего нового монастыря — «своего четвертого удела в мире обитаемом». Это было село Дивеево Нижегородской губернии. В то время недалеко процветал общежительный мужской монастырь Саров.В нем был строгий устав, знаменный распев и много подвижников святой жизни (основан в 1705 г.). Его монашеская традиция восходила, по-видимому, к святым исихастам Киево-Печерским.

Недалеко отсюда под руководством саровских подвижников матушка Александра начала подвизаться в келье при храме в честь Казанской иконы Богородицы. Свои огромные богатства она тратила на строительство и ремонт церквей, кормила многих сирот, вдов и бедняков, жила трудом рук своих, подвизаясь в тяжелейшем физическом труде (чистила хлев и стирала белье). ).Дивеевские крестьяне долго вспоминали о ее глубоком смирении и тайных добрых делах.

Вскоре к ней стали присоединяться послушники, и образовалась небольшая община. Добровольная нищета, приемы странников, рукоделие, непрестанное занятие Иисусовой молитвой — вот что насадила матушка Александра в своей казанской общине — «кость от кости и плоть от плоти Саровской пустыни». Все это с самого начала вводило общину в русло и традицию православного монашества.

Уже при жизни многие знали и почитали матушку Александру как подвижницу, весьма опытную в духовной жизни. «Люди стекались к ней со всех сторон: не только простые люди, но и высокопоставленные люди, купцы и даже духовенство, чтобы выслушать ее наставления, получить ее благословение и совет и удостоиться ее приема» (с. 31). ).

Святая Александра скончалась 13 июня 1789 года. Перед смертью она предсказала постройку большого монастыря и беспорядки, которые должны были в нем произойти.За неделю или две до кончины пострижена в великую ангельскую схиму с именем Александра.

Сам преподобный Серафим при жизни ее всегда отзывался о ней с глубоким уважением, а после ее кончины засвидетельствовал, что она была у престола Божия, и научил сестру просить ее молитв за всех: «на одежде ее было много заплаты, шаль была старая, а глаза ее не высохли от слез, и по сей день целую отпечатки ее ног… Она покоится в мощах своих… Ходи каждый день на ее могилу, матушка, кланяйся и говори: «Наша госпожа и матерь, прости мя и молись о мне, якоже простил еси у Господа, да прощен и я, и помяни мя у престола Божия» (с.284). В монастыре были письменные свидетели чудес и исцелений, совершенных матушкой Александрой после ее смерти. Например, в 1879 г., находясь при смерти, отставной лейтенант Ф.Н. Сергеев выздоровел от неизлечимой болезни: будучи вознесен в ум в Саров и получив там от преподобного Серафима наказ идти за исцелением в Дивеево к матушке Александре, он исцелился елеопомазанием святым миром от мощей матушки Александры. В это время он видел и сами мощи — «остов весь, кости как чистейший янтарь, и из черепа три потока святых миров истекли, один посредине лба, а два других по бокам от лба». глазницы» (стр.730). Однажды святая Александра явилась во сне тяжелобольной женщине и велела ей обратиться за исцелением к преподобному Серафиму. Святая Александра также продолжала творить исцеления и знамения с ее портрета, который стал почитаться в общине как чудотворный (с. 730-731).

 

Схимонахиня Марфа

Мария Семеновна Мелюкова была близкой духовной подругой преподобного Серафима и его послушницы. Она пришла в общину в 1823 году в возрасте 13 лет и взяла на себя подвиг молчания.Она «всегда была погружена в совершенно невозмутимую молитву». Ее подвижническая жизнь превосходила своей строгостью самых строгих сестер, а послушание преподобному Серафиму было беспрекословным. Она была так духовно близка преподобному Серафиму, что старец открыл ей все тайны о будущем монастыря и откровения, которые он получил от Пресвятой Богородицы. После ее кончины 21 августа 1829 года преподобный Серафим открыл сестрам Дивеевским, что постриг ее в схиму и что теперь «душа ее в Царствии Небесном и близ Святой Троицы у Престола Божия, и весь ваш род будет спасен через нее!» (п.267). Все тогда радовались появлению на небесах новой заступницы за обитель и весь мир, а старец Серафим призывал всех на погребение схимонахины Марфы, обещая присутствующим отпущение грехов. Во время отпевания старица Прасковья Семеновна, сестра усопшего, ясно увидела в Царских вратах Царицу [небесную] и матушку Марфу, стоящую на воздухе. Прасковья Семеновна тогда стала дурить, пророчествовать и раздавать свои платья.Тогда все услышали крики и шум изгнания бесов. Когда об этом рассказали преподобному Серафиму, он сказал: «Это Господь и Царица Небесная, желая прославить матушку нашу Марфу и владычицу Марию. дух!» Позже, пребывая во Святом Духе, преподобный Серафим еще раз подтвердил, что схимонахиня Марфа «стоит в Царствии Небесном у Престола Божия близ Царицы Небесной со святыми девами! !» И он положил, чтобы они молились на ее могиле.(стр. 268-269).

 

Пресвятая Богородица Елена

Елена Васильевна Мантурова продолжила традицию матушки Александры по благословению о. Серафим. Господь избрал ее для Себя. Имея с детства «чрезвычайно счастливый характер, любовь к светской, светской жизни и тягу к веселью и развлечениям», она готовилась выйти замуж, как вдруг и по неизвестной даже ей самой причине отвергла своего жениха.Вскоре Господь вывел Свою избранницу из мира, показав ей в видении чудовищного змея, готового поглотить ее и от которого она была спасена Богородицей. Тогда Елена Васильевна дала обет уйти в монастырь. Она полностью отвергла светскую жизнь, много читала святых отцов, молилась и работала над собой. В течение трех лет преподобный Серафим готовил ее к вступлению в свою общину, которое произошло в 1825 году. Он пророчески предвидел ее жизненный путь и повелел ей во всем подражать матушке Александре.Мать Елена подвизалась в непрестанной молитве, созерцании и полном безмолвии. Однажды, когда Елена ухаживала за своей келейницей Устинией, больной чахоткой, последняя была взята на небо и предсказала то, что Бог уготовил им обоим.

Жизнь ее закончилась очень чудесным образом: в послушании преподобному Серафиму она скончалась вместо своего брата Михаила Васильевича Мантурова. Перед смертью она была вознесена в райские жилища, где созерцала Бога в образе неизреченного Огня, причащалась Пресвятой Богородице, показавшей ей удел настоящих, прошлых и будущих дивеевских сестер (стр.420-423). Она скончалась 28 мая 1832 года и во время заупокойной литургии трижды улыбнулась во гробе, как живая. Вскоре преподобный Серафим открыл, что св. она была удостоена Богом нетленных реликвий за добродетель беспрекословного послушания (стр. 425).

Как указывает архимандрит Серафим в своей «Летописи», на могиле Елены Васильевны Мантуровой часто творились чудеса и исцеления.Они были зарегистрированы в общине (с. 732).

 

Кочеулова Ксения Михайловна

Была второй настоятельницей Казанской общины после матушки Александры. По-видимому, она не была пострижена в монашество. Ее рвение к подвижничеству было поразительно. Преподобный Серафим называл ее «огненным столпом от земли до неба» и «духовным рашпилем». Перед смертью она повелела, чтобы после ее упокоения в течение 40 дней всех странников, приходящих в общину, принимали и кормили.После ее смерти произошло чудо: в течение этих 40 дней Господь по молитвам святой Ксении дважды в день уменьшал количество пищи, потребляемой в общине, хотя, кроме сестер, было накормлено много странников (с. 506). .

 

Пресвятая Богородица Евпраксия

В миру — Евдокия Ефремовна княгиня Енгалычева.

Она также была очень близка и любима преподобным Серафимом и по его молитвам сподобилась видеть Богородицу в 1831 году в келье старца (с.630). Она отошла ко Господу 28 марта 1865 года.

В «Летописи» мало сказано об этих подвижниках, но достаточно сказано, чтобы видеть в них избранные сосуды благодати Божией, несомненно получившие дерзновение в своих молитвах о нас ко Господу.

 

Святая игумения Мария

В миру Елизавета Алексеевна Ушакова. Она была избрана настоятельницей в 1859 году и фактически управляла опустевшей обителью в трудные годы.После беспорядков в Дивеево в 1862 году игуменья Елизавета Алексеевна была пострижена и по повелению Святейшего Синода возведена в сан игумении. С этого времени община начала процветать. Приобретена земля, построены новые кварталы, отремонтированы церкви, введено пение, а также иконописная мастерская. Сама святая Мария стяжала многие добродетели и стала для сестер истинной матерью. Известны случаи ее ясновидения, и по ее молитвам все сложности, связанные с огромным монастырским хозяйством, чудесным образом разрешались сами собой.

 

Святые Блаженнейшие Дивеевские

Бог особенно открыл Свою Премудрость, «которая есть безумие миру», в подвижниках, взявших на себя подвиг юродства ради Христа, то есть добровольного безумия. Загоревшись могучим желанием растоптать и разрушить в себе основную и первую страсть себялюбия, мать всех страстей, они предпочли даже в глазах людей отвергнуть такой божественный дар, как человеческий разум, чтобы приобрести Божественный разум, «ум Христов», как св.— говорит Пол. Ненавидя мир, они стали во всем не от мира сего. Хотя сам преподобный Серафим говорил, что среди множества идущих по России юродивых можно было найти только одного настоящего подвижника из тысячи, тем не менее он вверял своих сирот именно блаженным юродивым, которыми так прославилась дивеевская община.

 

Блаженная Пелагея Ивановна

В миру Пелагея Ивановна Серебренникова.Она родилась в Арзамасе и уже с детства получила прозвище «дура» за необычное поведение. Родители выдали ее замуж, но, побывав у старца Серафима, она стала все ночи проводить в молитве и юродствовать, как бы сошедшая с ума. У нее родились два сына. Вскоре они умерли по молитвам блаженной. Пелагея терпела жестокие удары и стала ходить по улицам, действуя безумно и терпя насмешки и насмешки. Каждую ночь она проводила в молитве на церковной паперти.

В 1837 г. Пелагея была принята в Дивеевскую общину, где продолжала свою подвижническую жизнь как «бешеная дура»: жила на улице в яме, наполненной нечистотами, в кельях била окна, билась головой о стены строений, ходила всегда босиком, протыкала ноги гвоздями и всячески истязала тело, питаясь хлебом и водой и никогда не ходя на монастырские трапезы. Нередко, обходя камеры с просьбой о хлебе, она терпела удары, толчки и пинки, называя себя «сумасшедшей» и «дурой».Одни сестры почитали ее, другие ругали ее как сумасшедшую, одержимую ясновидящим демоном. Блаженную Пелагию Ивановну почитали все блаженные Дивеево: Прасковья Яковлевна, Прасковья Семеновна, Прасковья Ивановна, называя ее «мумией» (с. 765).

Еще при жизни Блаженная Пелагея исцеляла тех, кто к ней обращался. Так художник М.П. Петров исцелился от паралича руки (с. 777). Она видела всю жизнь любого человека и пророчествовала с помощью ясновидения.Она являлась во сне и исцеляла. Она тушила огонь на расстоянии (с. 780). Сестры общины и сама матушка игуменья советовались с прозорливой блаженной. Слава о ее прозорливости распространилась повсюду, и блаженную посещало множество людей со всех концов России (с. 641). За четыре года до своей смерти блаженная Пелагея предвидела распространение якобинства и терроризма в Империи. В конце концов они приведут к убийству царя Александра II, над которым она постоянно плакала и молилась (стр.756).

После 20 лет подвижничества блаженная Пелагия, по повелению явившегося ей во сне Серафима, затворилась в келлии, стала сторониться людей, замолчала, сидела и спала всегда на полу у входной двери, и проводила ночи в молитве. Питалась она в основном черным хлебом, из которого катала шарики, служившие ей вместо четок для Иисусовой молитвы. Она никогда не мылась и не стригла ногти (стр. 781-782). Блаженная жила в общине до самой смерти, и, по словам св.Серафима, здесь «многие души спаслись».

Перед смертью она пообещала, что тех, кто помнит ее, она будет помнить и молиться за них (с. 774). Преставилась блаженная Пелагея 30 января 1884 года.

 

Блаженная Наталья Дмитриевна

С 1848 г. жила в Дивееве, кроме юродивой Пелагеи Ивановны Серебреннивой, блаженная Наталья Димитриевна. Она была из крестьянской семьи Оренбургской губернии и тайно приняла постриг в Киеве.Сначала ее хотели отослать из-за некоторой странности в ее поведении, но блаженная Пелагея Ивановна, явившись во сне декану, показала ей бумажку, на которой большими буквами было написано: «Не трогайте Наталью, она назначено жить здесь!»

В отличие от других блаженных, она ежедневно присутствовала на Богослужениях, никогда не ходила по кельям и имела присматривающую за ней сестру. Ее послушание заключалось в том, чтобы ночью читать псалтырь и звонить в колокол на полунощницу.Как писала о ней игумения Мария, «по блаженству своему, у Натальи есть свои странности: боком ходит, вокруг себя не пускает и тому подобное, но все эти странности никому не вредят. от молитвы занимается чтением духовных книг. Но больше всего любит читать Евангелие — всегда бывает в церкви и даже делает замечания некоторым людям. Странники уважают ее за назидательные наставления». Как и другие блаженные, св.Наталья не облачилась в монашескую одежду, сказав, что она дура и недостойна ее носить.

Блаженная Наталья жила либо в церкви, либо под открытым небом под навесом рядом с келлией в любое время года и в любую ненастную погоду. Там она непрестанно молилась, исполняла монастырские правила, вела беседы с приходившими к ней людьми, а по ночам продолжала читать и писать. Она ела исключительно мало, а в постные дни вообще ничего не ела. Вокруг нее постоянно толпились люди.Когда она очень утомилась, она удалилась в свою камеру. Ее камера никогда не убиралась, посреди пола стояли две кадки, одна с водой, другая с корками и остатками хлеба, в которых подносился корм для крыс, чтобы они всегда были полны и не мешали ей. в ее занятиях и молитве. Она никогда не снимала одежду, пока она не износилась. Она всегда спала сидя, никогда не лежа. Она никогда не смотрела на людей, для чего сидела, согнувшись в талии, опираясь локтями на колени.Она не подпускала к себе людей и никогда ничего не брала в руки, кроме святых предметов, бумаги и чернил. Послушники все делали за нее, кормили, переворачивали страницы книги и т. д. Также св. Наталья всегда двигалась боком и неизменно по одной и той же дороге или отрезку пола, туда и сюда (с. 623-625). Этими тягостными подвигами блаженная лишила себя всякого телесного комфорта, отвергнув не только внешний мир с его разумно продуманным образом жизни, но и внутренний мир с его плотскими рассуждениями и чувствами.Блаженная Наталья получила от Господа дар проницательности и ясновидения. Она умерла в 1889 году.

 

Блаженная Прасковья Семеновна

Она была старшей сестрой святой схимонахины Марфы (Марии Семеновны) и приехала вместе с ней в Дивеево. Она начала юродствовать и пророчествовать во время видения Богородицы, явившегося ей при погребении святой Марфы. В 1854 году было ей видение в Сарове: ночью явилась ей Богородица со св.Серафима и велел ей, повинуясь старцу, «устраивать дела в общине, настаивать на правде, обличать», а в ответ на ее отказ трижды повторял эти слова. Спустя 7 лет Прасковья Семеновна открыла свое видение племяннице Елене. А. Мотовилова. В это время в монастыре начался длительный период волнений. Блаженная Прасковья предсказывала события грядущих смут, ей часто являлся сам Серафим… Она снова предсказывала всему о. Пророчества Серафима о будущей славе Дивеево.Обличив неправедность в решении церковных властей о судьбе Дивеево, по пророчеству о нем преподобного Серафима, мирно отошла ко Господу 1 июня 1861 года.

 

Блаженная Прасковья Ивановна (Паша Саровский)

Она происходила из крестьянской семьи Тамбовской губернии, и звали ее Ириной. Родители выдали ее замуж, и она прожила с мужем 15 лет, не родив детей.Через 5 лет умер ее муж, и Ирина очень страдала. Находясь в паломничестве в Киеве, она навеки возненавидела мир и решила посвятить свою жизнь одному Богу… По промыслу Божию помещики изгнали ее, и пять лет она жила в родном селе на р. улица, терпящая лишения. Наконец, она была тайно пострижена с именем Параскевы в Киеве. Она прожила 30 лет в саровских лесах в собственноручно вырытой пещере, терпя разного рода лишения.Уже в то время она стала считаться блаженной и ясновидящей, люди почитали ее и просили у нее молитв. В то время Господь попустил ей претерпеть подвиг преподобного Серафима: она была жестоко избита разбойниками, почти до смерти.

Несколько лет Параскева спасалась в саровских лесах, но за шесть лет до своей смерти Пелагея Ивановна стала подолгу жить в Дивеево, а после ее смерти переселилась туда совсем. Она нянчилась и возилась с какими-то детскими куклами, которых называла своими детьми.

Ее взгляд был исключительно добрым. Ночи она проводила в молитве и строго следила за тем, чтобы сестры ежедневно ходили на службы в церковь, а ночью вставали на молитву в полночь. Блаженная плела чулки, совершая Иисусову молитву. Она также взяла на себя подвиг странствий, часто переходя из одного места в другое, меняя кельи и далёкие послушания. Она косила траву серпом, совершая поклоны и молясь. Блаженная Паша пророчествовала с помощью кукол, и, по свидетельству «Хроники», случаев ее ясновидения было так много, что собрать и записать их все было невозможно (с.848). Ей был открыт духовный мир, она видела души и знала мысли тех, кто приходил к ней и окружал ее. Часто можно было слышать, как Она разговаривала со святыми и Богородицей.

По дивеевскому преданию, во время торжественного прославления преподобного Серафима в 1903 году царь и царица встретили блаженного пашу, который предсказал им рождение наследника, а также падение России и Династии, разорение Церкви и море крови. После этого его величество обращался к ней за советом по всем серьезным вопросам.Перед смертью блаженная Прасковья совершила полные земные поклоны перед портретом Его Величества, предсказывая его святость. Блаженная Прасковья Ивановна скончалась в 1915 году.

Эта череда блаженных вместе с многочисленными чудесами постоянно напоминает монахам и всем истинным христианам, что настоящее Православие, истинная вера не от мира сего. Не следует привязываться к земному, к богатому монастырю, к утешению и славе, а следует искать того, что горнее.

 

В целом дивеевская община дала миру много святых женщин, имена которых известны Господу.Эти святые матери, просиявшие святостью своей жизни, чудесами и прозорливостью, дали нам пример истинно христианской, истинно православной жизни. Воистину Бог прославился в них!

К сожалению, по попущению Божию, дивеевская община сейчас находится в руках еретиков. Однако святые никогда не могут быть с еретиками, а только с Истинно-Православной Церковью, которая их чтит, а не хулит. Поэтому прославить их может только Истинно-Православная Церковь.

Созерцая жизнь и подвиги этих святых жен, мы всегда будем помнить, что без внутренней деятельности, без внутренних подвигов, или, по выражению преподобного Серафима (Роуза), «внутреннего немирства», нет Истинного Православия. Мы всегда должны помнить об этом в нашей борьбе за Святое Православие.

 

СВЯТЫЕ ДИВЕЕВСКИЕ МОНИНИАШИНЫ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!

Святая Пелагея Дивеевская | Троицкие лавки

Святая Пелагея Ивановна Дивеевская, юродивая Христова и ученица св.Серафим Саровский.

Празднуется 30 января (8 июля, день памяти дивеевских святых)

Будучи молодой замужней женщиной, посещала преподобного Серафима, который долго беседовал с ней наедине. На прощание старец поклонился ей и сказал: «Иди, матушка, в Дивеево и защищай моих сирот. Бог прославит тебя там». И он протянул ей молитвенные четки. Когда она уходила, молодой монах, стоявший у кельи старца, спросил его, кто она такая. «Доверься Богу, о. Иоанн, — ответил святой, — эта женщина, которую ты увидишь, будет великим светилом для всего мира… Это Пелагея Ивановна, из Арзамаса.

Ее никто не понял. Ее считали обычной сумасшедшей и совершенно невыносимой. Постепенно у Пелагеи Ивановны стали проявляться и другие духовные дарования, особенно дар управления душами. Под ее духовное руководство попали все сестры, и среди мирян у нее было немало духовных чад. Что касается игумении, то она ничего не делала, не посоветовавшись с блаженной.

В это время в Дивеево жила еще одна юродивая Наталья Дмитриевна «Наташенька».О ее происхождении мало что известно, кроме того, что она происходила из крестьянской семьи Оренбургской губернии. Сначала она слишком сильно испытывала терпение монахинь — стояла у клироса с непокрытой головой и корчила рожи, — и ее бы выселили, если бы блаженная Пелагия не явилась в видении одной из старших монахинь с бумажкой. на котором крупными буквами было написано: «Наталью не трогать; она назначена жить здесь!

Незадолго до смерти Пелагея Ивановна увидела из своего окна женщину, идущую к ней из монастырских ворот.Она кричала ей, угрожающе грозя пальцем. Женщина остановилась. — Еще рано, матушка? спросила она. — Рано, — ответил блаженный. Женщина низко поклонилась и ушла, как и пришла. Она периодически приезжала с длительными визитами и после смерти Пелагеи Ивановны осталась там жить. Кем она была? Имя ее в святом крещении было Надежда, но все знали ее как Пашу Саровскую, или Параскеву Ивановну.

Перед кончиной 30 января сподобилась причаститься Святых Таин от ангелов, о чем свидетельствует матушка Анна.После кончины она явилась в видении коленопреклоненной перед Пресвятой Богородицей вместе со преподобным Серафимом. Блаженная Параскева Семеновна назвала ее «второй Серафимкой», и она стала именоваться «Серафимовой Серафимой».

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.