Разное

История храм на нерли: Тайны храма Покрова на Нерли

Тайны храма Покрова на Нерли

1164 год. Владимирские полки проводят успешный военный поход на своих восточных соседей – Волжских Булгар. Но в итоге от ран умирает сын владимирского князя Андрея Боголюбского – Изяслав. В память об этом событии в 1165-м (на месте слияния Клязьмы и Нерли) выстраивается храм. Построенная церковь была освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Именно так принято говорить об обстоятельствах появления этой церкви. Но может быть все было совсем не так? По крайней мере, об этом говорит ряд исследователей. Утверждать можно лишь то, что с храмом связано множество тайн и загадок. Оспаривается даже изначальное освящение церкви в честь праздника Покрова Богородицы. В новом выпуске попытаемся разобрать главные загадки, связанные с храмом 12 века.

Алексей Домнин, автор и ведущий: “1164 год. Владимирские полки проводят успешный военный поход на своих восточных соседей – Волжских Булгар. Но в итоге от ран умирает сын владимирского князя Андрея Боголюбского – Изяслав. В память об этом событии в 1165-м (на месте слияния Клязьмы и Нерли) выстраивается храм. Построенная церковь была освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Именно так принято говорить об обстоятельствах появления этой церкви. Но может быть все было совсем не так? По крайней мере, об этом говорит ряд исследователей. Утверждать можно лишь то, что с храмом связано множество тайн и загадок. Оспаривается даже изначальное освящение церкви в честь праздника Покрова Богородицы. Меня зовут Алексей Домнин и сегодня я попытаюсь разобрать главные загадки, связанные с храмом 12 века”.

Загадка № 1: Изначальный облик

Жемчужина древнерусской архитектуры, поэма из белого камня, самый совершенный храм, созданный на Руси. У этой церкви множество эпитетов. Но тайн не меньше. Среди загадок – вопрос об изначальном облике храма. Хрестоматийная точка зрения на этот вопрос принадлежат великому историку Николаю Николаевичу Воронину. Именно он в советские годы и руководил раскопками церкви 12 века. Холм, вымощенный белокаменными плитами, белокаменная лестница, белокаменный храм – и все это на месте слияния Нерли и Клязьмы. Именно так, по мнению советского историка, и выглядела церковь порядка 8 с половиной столетий назад. Но некоторые современные исследователи не согласны с этой точкой зрения. Среди них – и Сергей Заграевский. В интервью нашей программе он поделился своим мнением относительно того, что было на месте слияния Нерли и Клязьмы больше 8 столетий назад.

Сергей Заграевский, историк, академик Российской академии художеств: “Я хочу, прежде всего, сказать, что есть хрестоматия, а есть наука. Которая с времен, когда Николай Николаевич Воронин, великий ученый, писал свою великую книгу, удостоенную Государственной премии: «Зодчество Северо-Восточной Руси 12- 15 веков», прошло уже 70 лет. Поэтому за это время, конечно, появилось огромное количество новых данных и летописей, и археологии. Это было “булгароопасное” направление. Оттуда непрерывно нападали булгары. Соответственно, храм без укреплений вообще не мог быть. И «Житие Андрея Боголюбского» об этом однозначно говорит: «Обитель монашествующих при ней содела». И Воронин об этом в одной из первых глав своего великого труда писал. Только потом по всей видимости возникла мысль, а вдруг это было что-то парадное. И вот он сделал вот эту свою реконструкцию, которая, действительно, на тот момент стала хрестоматийной. Но мы должны понимать, что храм имел укрепления. Это были, более того, и сам Воронин обнаружил эти укрепления. Остатки их, фундаменты. Просто не придал этому значения. Была белокаменная ограда, причем крепостная. Была белокаменная вымостка холма, которая тоже дополнительно создавала вот эту мощность укрепления. То есть это выглядело все потрясающе”.

Загадка № 2: Место строительства

Получается, что в 12 веке здесь мог находится не только храм, а целый монастырь с белокаменными укреплениями. По-крайней
мере, по одной из версий. При этом стоимость возведения была колоссальна. Историки даже подсчитали, насколько сложно было построить этот храм . На ломку, обработку камня, а также на само возведение церкви, по мнению исследователей, должно было потребоваться около 11 тысяч человеко-дней. Или больше 30 лет бесперерывного труда одного строителя. И это – без учета транспортировки белого камня, вымостки холма и постройки возможно существовавших белокаменных укреплений. При этом даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. Исследователи считают, что трудоемкость владимиро-суздальского строительства в белокаменной технике превышало трудоемкость кирпичного в 10 раз! Но почему столь трудоемкий и дорогой по возведению храм решено было строить именно здесь? Эта еще одна загадка, связанная с храмом. Видимо, постройка церкви на месте слияния Нерли и Клязьмы – вовсе не случайна. И дело здесь не просто в парадном оформлении восточных границ Владимиро-Суздальского княжества. Дело в том, что по Клязьме можно доплыть до Каспийского моря. А по Нерли, которая впадает в Клязьму, можно добраться и до Суздаля. По этим рекам проходила торговля! В наши дни реки изменили свои русла. Сегодня сохранилось лишь упоминание о месте слияние Нерли и Клязьмы у храма 12 века. Речь идет об этой старице. Большинство современных исследователей настаивают, что главная функция, которая играла эта местность была связана со сбором налогов. Это был фискальный и таможенный центр. А возможные оборонительные укрепления вокруг храма служили защитой от набегов грабителей.

Загадка № 3: Архитектура храма

Еще одна загадка — почему маленький храм кажется таким высоким. Его высота составляет чуть больше 20 метров. Для сравнения – владимирский Дмитриевский собор выше этой церкви примерно в полтора раза. Но этой разницы не чувствуется. Все дело в хитрой конструкции. Столбы, на которые опираются своды храма, сужены к верху, стены слегка наклонены внутрь, а барабан купола вытянутый. Помимо этого, луковичный купол, установленный в начале 19 века, также зрительно увеличивает высоту здания и со стороны кажется, что храм будто парит над землей.

Загадка № 4: Кто строил храм?

Но кто же строил это шедевр? Это еще одна загадка. В 18 веке историк Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу князю Андрею мастеров-строителей. Они и работали во Владимире и в Боголюбове. Так ли это было? Точного ответа на вопрос нет. Но в целом историки сходятся во мнении, что в строительстве принимали зодчие с территории Священной Римской империи.Основания колонн, портал из арок – все это исследователи находят и в декоре западноевропейских храмов современной Германии и Италии. Еще одна деталь – резные рельефы. Центральным на храме 12 века является изображение иерусалимского царя – Давида. Это символ власти – пишут исследователи. Власти от Бога. Не исключено, что таким образом князь Андрей стремился уподобить себя Давиду. Его власть – также от Бога. А значит посягательство на князя и его политику – это посягательство и на Господа. Видимо, идея о священной власти князя была необходима Андрею Боголюбскому. Цель – придать законность своей политике по созданию новой единоличной модели управления, а также по переносу центра Руси с юго-запада на северо-восток. Идея о том, что теперь князь вовсе не первый среди равных, выразилась и в особой архитектуре храма.

Алексей Домнин, автор и ведущий: “Для князя в храме существовал даже отдельный вход. Обратите внимание на этот дверной проем. В древности церковь была окружена галереями. Их высота составляла порядка пяти с половиной метров. С помощью них князь и попадала на хоры, то есть второй этаж храма. Вот через эту дверь князь и входил в храм. При этом во время молитвы все остальные находились снизу. Видимо, тем самым подчеркивалось, что князь ближе к Богу. Кстати, в 12 столетии купол украшало фресковое изображение Христа, окруженного архангелами и многокрылыми серафимами. Над окнами были изображены святые, а в узких межоконных простенках высились силуэты апостолов. Но вся фресковая живопись была сбита в 19 веке”.

Загадка № 5: Изначальное название храма и когда он был построен?

Впрочем, до наших дней не сохранились не только фресковые росписи. Но также и колокольня, построенная возле храма в 19 веке. Ее разобрали уже в советские годы. Кстати, сам храм мог быть разобран. В 18 веке настоятель Боголюбова монастыря хотел построить новые врата на территории обители. Но все же храм для этих целей разбирать не стали. Вместе с тем, стоит сказать, что до сих пор исследователи не могут дать однозначного ответа о том, как изначально именовался храм и в каком именно году он был возведен. Праздник Покрова пресвятой Богородицы связан с чудом, когда осаждавшие Константинополь противники отступились от столицы империи после того, как молящимся жителям явилась Богоматерь и распростерла на городом свой Покров. Традиционно считается, что на Руси этот праздник был установлен в 1160-х годах Андреем Боголюбским. В то же время и был построен храм, освященный в честь Покрова Богородицы. Но современные историки нашли упоминание в одном из источников о том, что храм был построен раньше – в 1158-году, то есть получается до появления праздника на Руси. Относительно недавно исследователи выдвинули сенсационные предположения: либо изначально храм именовался иначе, поскольку о празднике никто не знал. Либо первоначально храм все-таки был Покровским. Но в этом случае праздник уже был известен на Руси.Тогда получается, что Андрей Боголюбский не был инициатором его ввода в церковный русский календарь. Возможно, это произошло намного раньше. Кстати, традиционное мнение о строительстве храма в 1165 году в связи с походом владимирских полков на Волжских булгар и гибелью княжича Изяслава, принадлежит советскому исследователю Николаю Николаевичу Воронину. Современные историки, полагают, что это храм появился в другой год, а значит – при других обстоятельствах.

Сергей Загревский, историк, академик Российской академии художеств: “Честно могу сказать. На чем основывался Николай Николаевич Воронин, давая эту датировку? Я так до сих пор и не понял. Наверное, не пойму никогда. Поскольку не из одной из его книг, не следует никакого обоснования. Он принимал сообщение «Жития Андрея Боголюбского» о том, что церковь построена в память сына Андрея Изяслава. Но Изяслав погиб осенью 65-го года. То есть в его память храм в 65-м году ну никак не мог бы быть построен. То есть эта датировка она абсолютна произвольная. Значит, возникает вопрос: «А какая тогда датировка?». Татьяна Петровна Тимофеева, замечательный владимирский историк архитектуры, нашла во Владимирском летописце оговорку, что это 1158 год. Я со своей стороны нашел в Новгородских летописях под 1158 годом сообщение. То есть это 1158 год. Это год начала массового, я не побоюсь такого слова, белокаменного строительства. Это начало строительства Успенского собора, это строительство церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, это церковь покрова на Нерли, это начало строительства Золотых ворот владимирских и владимирской огромной крепости. Почему так сразу? Ну, было непонятно. Теперь понятно. Это 1158 год. По византийскому летоисчислению это 6666 год. Ждали Конца света. Значит, князю требовалось людям показать, что ничего страшного. Посмотрите. Мы ведем благочестивое храмовое строительство. Мы укрепляем нашу страну. Надо было привлечь строительные кадры. А как их было проще привлечь? Потому что делаете богоугодное дело. Надо срочно строить храмы. Идет 6666 год”.

Алексей Домнин, автор и ведущий: “Пожалуй, этот храм не только один из самых красивых, но и один из самых таинственных. Как выглядел, почему именно здесь построен…И даже как изначально назывался и в каком году возвели? Нам остается лишь строить теории. И может быть, построенный в 1158 году, этот храм был задуман в качестве части Нового Русского Иерусалима, который выстраивал Андрей Боголюбский? Об этом я рассказывал еще в прошлом сюжете о Золотых воротах. Как бы то ни было, спустя 8,5 веков до нас дошло не так много фактов. Например, как то, что в советские годы эту церковь ремонтировали за счет разобранного Богословского храма города Владимира. Но где именно он находился? Об этом я расскажу уже в следующем сюжете. С вами был Алексей Домнин. Закрытые страницы истории будут приоткрыты”.


Храм Покрова на Нерли — Радио ВЕРА

Поделиться

Фото: Alexxx Malev

Первый храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы был возведён одновременно с учреждением торжества, в тысяча сто шестьдесят пятом году. По преданию, князь Владимирский Андрей Боголюбский вернулся с победой из похода на волжских булгар. Все радовались военной удаче, выгодным условиям мира, малым потерям. Но среди тяжело раненых был сын Андрея Боголюбского, Изяслав, вскоре он скончался от ран. Скорбящий князь решил возвести в память о сыне храм. Место выбрали быстро — заливной луг у излучены реки Нерль, близ Боголюбово, куда вынесли из ладьи умирающего Изяслава.

Это было сложное инженерное решение, потребовалось насыпать искусственный холм, углубить фундамент на пять метров. Но замысел строителей увенчался успехом. За девять столетий разлившиеся воды реки, случалось, подходили близко к храму, но ни разу не заливали церковь.

Храм возводили из белого известняка, три его фасада украсили резным декором. В самом верху композиции — библейский царь Давид-псалмопевец. Он сидит на троне, правой рукой как бы указывая на крест храма, а левой держит Псалтырь. Слева и справа от фигуры Давида изображены два голубя, а ниже — львы. Голуби символизируют добро и мир, а львы — силу мудрого правителя. Кроме того, на Руси считалось, что лев — единственное животное, которое не закрывает глаза, даже когда спит. Их рисовали около дверей, вырезали на наличниках и ставнях окон как символы-обереги, неусыпную стражу.

Строители управились за один год, по тем временам — очень быстро. Используя особые приёмы, архитекторы добились, того что храм Покрова на Нерли производит впечатление лёгкого и стройного здания. Впрочем, это сегодня храм на Нерли выглядит как небольшая сельская церковка. Изначально постройка была монументальной: по периметру церковь окружали широкие крытые галереи.

Для князя Андрея Покровская церковь была не только храмом-мемориалом. Он был убеждён в особом влиянии Богородицы на его собственную судьбу. Андрей считал, что Царица Небесная покровительствует как Владимирскому княжеству, так и всей земле Русской. Чтобы прославить Пресвятую Богоматерь, Андрей Боголюбский возвёл во Владимире Успенский собор, церковь Положения риз на Золотых воротах, в этом же списке и храм Покрова на Нерли. «Эти церкви если не словами, так делами прославляют Пречистую Богородицу», — так сказал о храмах князь Андрей в «Слове на Покров».

Почему же так замирает сердце, когда мы смотрим на храм Покрова на Нерли? Можно попытаться объяснить это с точки зрения архитектуры. Храм пропорционален, он гармонично вписан в ландшафт, изящен и скромен. Но, самое главное — именно церковь придаёт смысл и задаёт вневременное измерение этому сельскому пейзажу.

Храм Покрова на Нерли. — ИСКУССТВО и ВРЕМЯ — ЖЖ

Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества; вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте…

1. Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне.

2. Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава — в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.

3. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом спасен от гибели. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

4. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

5. Храм был посвящен новому на Руси празднику — Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия киевского митрополита и константинопольского патриарха и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. Ведь главный храм Владимира, Успенский собор, также был посвящен Богоматери — в отличие от соборов Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.

6. Место для церкви — пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму — указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание — искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.

7. Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания, а также множеством оригинальных строительных находок. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания.

8. Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними — фигуры львов. Еще ниже — три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада — храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.

9. Село Боголюбово расположено в 10 км от Владимира. Современное шоссе разделяет территорию древнего г. Боголюбова, оставляя слева — старые земляные валы и рвы, справа — Боголюбов монастырь.

10. В 1155 году князь Андрей Боголюбский (сын основателя Москвы великого князя Юрия Долгорукого), выехал из Киева на северо-восток Руси. Проехав через город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В 7 верстах от города, на крутом берегу реки Клязьмы, лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирской и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской.

11.

Церковь Покрова на Нерли. : egaristotel — LiveJournal

Церковь Покрова на Нерли в селе Боголюбово Владимирской области, является самым известным памятником древнерусского зодчества. Построили её примерно в 1165 году, стоит она девять веков и судя по всему простоит ещё столько же, как минимум.

Помимо такого солидного возраста, у церквушки есть ещё множество уникальностей, но обо всём по порядку.

Первым делом следует сказать, что если вы едете на Покрова в Боголюбово со стороны Владимира, то неизбежно пройдёте через Боголюбский монастырь — единственное жилое здание Древней Руси, которое пережило распад нескольких цивилизаций и империй, дойдя до нас в первозданном (хотя и не полностью) виде.

Вот он чуть издали…

…а вот он чуть ближе.

Это вид на Боголюбский монастырь со стороны пешеходного моста через ж/д. Как видно, где-то что-то реставрируют, но внешнее убранство даст фору любому новострою. Умели наши предки строить, не то что мы, хилые потомки.

Пройдя мост, выходишь на бескрайний луг и фактически оказываешься в заповеднике, главной составляющей которого являются Покрова.

Собственно луг. Именно луг, а не поле, так как практически все поля это дело человеческих рук, а тут постаралась природа.

На входе написаны Правила посещения, стилизованные под славянский шрифт.

До самой церквушки ещё топать и топать. На вид километра два, но поход не отнимает много сил.

Все идут по дорожке, которую вымостили из кусков какой-то непонятной плитки. Вообще-то, сам луг является заповедником, да ещё и под охраной ЮНЕСКО, потому вполне возможно что ходить по нему и нельзя. Правила я не читал, так что точно сказать не могу, однако определённо идти по траве не хочется да и зачем это надо, если есть дорожка.

Люди идут окультуриваться к исконно-посконному-соборному-духовному.

Вы будете удивлены, но по весне весь этот луг заливает водой и во всей округе на возвышении остаётся только церквушка. К ней подъезжают на лодке. Если трудно представить, то можно посмотреть здесь.

Вся Россия в одном кадре.

Маковка, которая венчает церковь, с виду похода на сдутый кожаный мячик. Говорят что первоначально она была более шлемовидной, а потом её изменили.

Лепота.

Ближе к церкви, на лугу появляются небольшие насаждения, фотографии которых вполне можно было бы использовать для обложки CD, какой-нибудь из инди-групп. Я впервые в жизни видел, что лопухи растут кучками раздельно, как капуста.

Если исключить из кадра высоковольтные вышки и забыть на миг о фотоаппарате, то вполне можно почувствовать себя в XII веке.

Церковь строили на месте слияния рек Клязьмы и Нерли, однако за почти тысячу лет их русла изменились и первоначальный замысел слегка утрачен. А в древние времена, Покрова на Нерли, были этаким разделом между реками, и мимо нее постоянно проходили различные суда.

Внешнее убранство храма интересно и необычайно для русских церквей. Зодчие постарались на славу. Взять для примера Спас-на-Крови или Храм Василия Блаженного, – там, типично для русского стиля всё будет распадаться. То есть если мы представим себя детьми, отделяющими от храма-пирога несколько кусков, то мы по маковкам и раздербаним что Спас, что Храм Василия Блаженного. С Покровами, такой фокус не прокатит. Он единичен, целостен, с какой стороны не посмотри. Как-будто взяли пришли и сверху закрыли землю белым напёрстком.

Судите сами.

Стены и ворота слегка отдают византийщиной.

С каждой стороны есть ворота, но входят и выходят только через одни, остальные закрыты.

Гениальность и простота также заключаются в том, что тут работает правило «что снаружи — то внутри». По внешнему убранству можно понять какое убранство внутреннее. Внутри, тоже красиво, но как-то побеспонтовее. Практически сразу упираешься в алтарь, львиный кусок занимает церковная лавка, иконы можно пересчитать по пальцам одной руки и ещё один для ковыряния в носу останется.

Тем не менее, внутри очень спокойно и уютно. Несмотря на явную тесноту, тут часто проходят венчания. Я как раз умудрился попасть в церковь в разгар одного из них. Венчалась какая-то пара за 30, имеющая уже трёх детишек. Судя по всему кто-то из супругов иностранец, такого количества иностранных рож и языка я ну никак не ожидал увидеть в Боголюбово.

По какой-то традиции супруги и гости должны три (по-моему три) раза обойти вокруг церквушки, чтобы уж наверняка на небе имели в виду их венчание. Если бы у меня был выбор, то я тоже бы предпочёл кружить вокруг маленькой церквушки, а не бродить до вечера возле Александро-Невской Лавры, например.

Окультуриваются все!

Пока там все ходили, я узнал что за храмом есть какое-то непонятное строение, именуемое здесь как «пристань» и пасека.

К одному из деревьев прибили маршрутную карту. Голый по торс мужичок зазывает всех покататься на моторной лодке поглядеть на слияние двух рек. Желающих немного, но лодку он всё равно набирает до краёв.

Вид со стороны церкви. В дали виден Боголюбский монастырь.

Вид на церковь.

Собственно, Нерли. Местные говорят что она очень холодная, но тем не менее в ней охотно купаются местные пацаны и мужики. Если не ошибаюсь, здесь как раз проходит граница заповедника. Но никто не пьёт, всё цивильно, загорай-купайся. Парни особенно ждут волны от проезжающей моторки.

Покрова на Нерли, как не странно. Только ракурс другой.

Вообще, бросайте всё и поезжайте прямо туда. Ей-богу, не пожалеете.

Впереди ещё много интересных мест, памятников, явлений, не пропустите.

_____________

Подписаться на меня в ЖеЖешечке

Церковь Покрова на Нерли — Песни странствующего подмастерья — ЖЖ

В день сегодняшнего праздника уместно вспомнить одну из прекраснейших наших церквей,  рядом с которой мы недавно побывали.

 
Сложно назвать другую церковь, которая была бы так известна, как церковь Покрова на Нерли.  Она является символом России, её исторического славного прошлого и строительного искусства наших предков.
 
Места эти были облюбованы людьми очень давно. Примерно посередине расстояния между Боголюбовым  и церковью была найдена стоянка древнего палеолита Сунгирь.
Издавна земли эти были заселены племенами меря, весь и мурома, о чём напоминают нам названия селений и рек: Клязьма, Кидекша, Нерль – одного корня с озером Неро.
Пришедшие сюда славяне смешались с местным населением.
 
Еще не так давно, чтобы дойти до церкви , нужно было пересечь поле по бездорожью , идущий мог задуматься о тернистости жизненного пути и необходимости преодолеть все преграды на пути к спасению души, а также оставить все суетное и подготовиться к встрече с божественным.
Возможно, это одна из причин, по которой мы готовы видеть красоту церкви , ведь наше сердце готово к встрече с ней.
Теперь к церкви ведет мощёная камнем дорога.

Дождь и неласковое время года не портит её красоту. Прекрасная архитектура прекрасна, не взирая на дурную погоду, а дурная остается такой в самое лучшее время .
А прекрасна церковь и тем, что находится в гармонии с природой, она – часть этого пейзажа,  она его украшение.


Церковь Покрова на речке Нерль построена  по велению князя Андрея Боголюбского. Нерль в то время впадала в Клязьму, изменившую потом своё русло, как раз в этом месте.

Неподалеку резиденция князя Боголюбово, в которой он и был убит.

По легенде построена она была в память о погибшем сыне Андрея Боголюбского Изяславе, с которым ходил он в поход на Волжскую Булгарию и одновременно, как памятник победе. Булгары , принявшие в 10 веке ислам были теми неверными, с которыми воевать было богоугодным делом.  На дворе стояла эпоха крестовых походов. К тому же они были реальными врагами – подходили к стенам Суздаля, но были разбиты. И , наконец, они были экономическими конкурентами, так-как стояли на пути у русских . Клязьма впадала в Оку, Ока в Волгу, а Волга была частью пути из варяг в греки и из варяг в арабы – два этих водных пути были основными торговыми уже за тем, что , не знаю, как обстояло с дураками тогда, но с дорогами было еще хуже.
Изяслав в походе был тяжко ранен  и умер. В житии Андрея Боголюбского об этом сказано: «Сего же лета (1165) сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отъиде…Сей же великий князь Андрей еще печалию о скончавшемся сыне объят быв и, скорбяще, на реке Клязьме, на лугу, нача здати церковь во имя пресвятые Богородицы честнаго ея Покрова на устьи реки Нерли …оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующую при ней содела.»

Построенная очень в быстрые сроки, с апреля по октябрь, церковь стоит на насыпном кургане, таком, как насыпали тогда на могилу умершего князя. Такие курганы хорошо известны в Старой Ладоге.  Высокое подножие спасает её от весеннего разлива реки, до 3 с половиной метров высотой, когда добраться до церкви бывает можно только на лодке. Раскопки показали, что холм из утрамбованного грунта насыпан на материк из глины, фундамент высотой в 1.6 метра и основание стен в 3.7 метра защищают церковь от высоких паводковых вод. Таким образом  мы имеем дело еще и  прекрасным инженерным решением, которое обеспечило сохранность зданию  на протяжении почти 9 ти веков ! Этот год, кстати, юбилейный – Андрей Боголюбский родился 900 лет назад.

Раскопки показали, что холм был облицован мраморными плитами, а лестница, ведущая к реке, позволяла проплывавшим мимо путникам сделать остановку и помолиться.
Если вспомнить знаменитую дорогу до Сантьяго де Компостела, то и на ней большое количество прекрасных храмов.
Реконструкция Воронина показывает примерный вид церкви в то далекое время. Купол был шлемовидный.


А на этом фото видна достроенная в 1850-60 годах надвратная колокольня и башенки, так напоминающие сохранившиеся суздальские, а также церковь Трех святителей, в которой сейчас сторожка храма.


Издали она сейчас и впрямь, как поминальная свеча по умершему князю, её вытянутые пропорции усилены тем, что вверху она на 40 сантиметров уже, чем внизу, это утонение усиливает перспективу, когда мы смотрим снизу вверх и нам кажется, что здание еще выше.

К слову, совершенно обратный эффект применен в Дмитриевском соборе Владимира – там здание расширяется к верху и выглядит более мощным.
Древнерусские зодчие были умелы и великолепно чувствовали масштаб того, что они строили и архитектурную задачу.
И они прекрасно чувствовали пропорциональные соотношения,  что видно по членениям фасада. Знали ли они принцип золотого сечения ? Скорее, интуитивно чувствовали этот общий закон природы, смею предположить, что связь человека с природой была в то время гораздо сильнее , потому и её гармонические законы были воплощены в архитектуре.

К тому же неизвестные нам строители не были случайными и неопытными, я бы даже сказала, что они прекрасно знали лучшие образцы архитектуры того времени.
По легенде строили церковь заезжие галичане. Галич, с которым отец Андрея Юрий Долгорукий поддерживал династические связи, славился своими строителями и незадолго до этого пережил свой подъем до столицы Галицкого княжества, уступив в 1039 году пальму первенства недавно заложенному Львову. 
«Русь белокаменная «не так много и построила из белого камня. Материал был привозной.
В данном случае , историки предполагают, что на побежденных булгар была наложена контрибуция в виде поставок камня для строительства соборов во Владимире, а каждый десятый камень оставлялся для строительства Покрова на Нерли.
Церковь построена методом забутовки, известным еще в Древнем Риме и до сих пор еще применяющимся. Две стены возводились из камня с перевязкой, а затем пространство между ними заполнялось битым известняком, соломой, древесным углем и дубовыми бревнами – связями, а затем заливалось известковым раствором.
Аналогично, кстати, Антонио Гауди строил колонны в парке Гуэль, сложенные из камня, они имели внутри пустоту, которую забутовали и залили бетоном.
Толщина стен Покрова на Нерли 1 метр, а Золотые ворота, построенные таким же способом уже 5-6 метров.


Галич, заложенный на берегу Днестра,к сожалению,  утратил почти все церкви того периода, от них остались лишь фундаменты в бывшем Подгородье, где теперь поля. Места, которые были в гуще событий времен Первой Мировой, «Германской»войны. И археологи в ходе раскопок находили черепа солдат, военные бляшки тех времен, а ниже в .другом культурном слое – плитки с грифонами, аналогичные владимирской резьбе.


Единственный сохранившийся памятник той эпохи – церковь Пантелеймона в селе Шевченкове под  Галичем,  превращенная в католический храм поляками, отбившими галицко-волынские земли, бывшие на протяжении двух столетий русскими, назад. Церковь утратила православные закомары, но арочный резной портал сразу напомнит нам владимирские храмы. Так-как мои фото церкви были когда-то сделаны на слайды – воспользуюсь фото пользователя яндексаGluk365


Однако напомнит он и другие  постройки, как церковь в Трире, например. Романский стиль в Европе узнаваем и порталами и характерной узорчатой резьбой. А многое имеет и более древние корни – Византию.


Стоит углубиться в интереснейшую тему поисков архетипов резного узорочья, как можно найти аналоги и вариации на одну и ту же тему самые любопытные.
В 1091 году закончен собор Сан-Марко в Венеции , его узорные порталы, колонны с резными капителями и продолжали византийские традиции и являли зодчим пример для подражания.
 
Капитель  Покрова на Нерли , на которой аканфы больше напоминают дубовые листья.


 
А этот паренек на фасаде Сан-Марко напомнил Китовраса на стене Юрьева Польского.

И очень близкие мотивы в церкви Сан-Амброджио в Милане, 6– ой век, фото искала и таки нашла в сообществе:http://ornament-i-stil.livejournal.com/80065.html


 
А это Покрова на Нерли.
 

 За пятьсот лет скульптурный мотив не пропал , а благополучно появился снова в далеком северном княжестве.


Лев святого Марка в гербе Венеции, но он и в гербе города Владимира.
Этот вот с таким же хвостом из Юрьева.

А это царь Давид и львы на Покрове на Нерли

А эти, сфотографированные мной в Венеции где-то на уличной стене зверики, без обозначения их прописки могли бы сойти за наших.

 Следует еще сказать о богородичных ликах, которыми украшались храмы,  на Покрове они тоже есть.


 
Церковь, которая встречала за полтора километра до Боголюбово путников, была первой в истории Руси, посвященной  празднику Покрова. Андрей Боголюбский , возможно,  в политических целях утвердил его, ведь было важно, чтобы  новая столица была под эгидой, под защитой Богоматери, но прижился он еще и потому, что удачно совпал с языческими празднованиями сбора урожая, которые испокон веков бывали в это время.   Чудо, случившееся в Византии,во Влахернском соборе, у нас стало почитаться и вошло в двенадцать главных церковных праздников.

С Андреем Боголюбским связан еще один праздник – медовый Спас. 1 августа 1164 года после разгрома булгар Андрей Боголюбский совершал молебен и увидел свет, исходивший от икон Богородицы и Спаса.
 
Церковь уцелела во время татаро-монгольского нашествия и уцелела в 1784  году, когда  игумен Боголюбского монастыря Парфений вознамерился разобрать её на камень для строительства  Однако строители запросили слишком много. Но есть и другая легенда : одному из крестьян, залезшему наверх снять крест, попала в глаз соринка с купола и он , ослепнув, отговорил прочих от не богоугодного дела.Работы были прекращены и зрение волшебным образом вернулось.
Фрески, утраченные в 1877 году. Собирались восстановить, но в 1992 церковь была включена в список из 900 объектов под охраной Юнеско, теперь любые изменения невозможны, что, может, и к лучшему.
Теперь же ходят слухи о строительстве коттеджей рядом с церковью. И этот вид издали, может пропасть.

Лично у меня есть своя история, связанная с церковью. Когда то мой будущий муж поехал по городам Золотого кольца и прислал таинственное письмо , в котором был один засушенный аленький цветочек. Потом он сказал мне, что я должна была почувствовать, что цветок от Покрова на Нерли и показал слайд, на котором были алые цветы и вдали .храм.
В этот раз я сняла алый цветок и послала ему на телефон, сказав, что цветов мало, потому что уже октябрь.


Оказалось, что он нарвал букет и положил их вместе. Фотошоп в действии.
 
Но аленькие цветочки цветут в поле, как и цвели, наверно, при Андрее Боголюбском.

Церковь Покрова на Нерли (1156г.) • Архитектура

Храм стоит на небольшом острове. Каждый год река разливается и храм становится отрезан от земли. От этого страдает фундамент. Когда строился храм водообращение было другим. Важно, что русские зодчие со времен язычества не утратили чувства соразмерности и умения вписывать храм в ландшафт, окружающую пропорцию, соблюдая пропорциональность с окружением. Архитектура изменилась и объемно-пространственная композиця получила ряд изменений.

храм Покрова на Нерли

Храм одноглавый, вокруг храма располагалась открытая галерея с арками (сейчас нет). В угловой части располагалась лестница на второй ярус. Были найдены фундаменты, базы, на стене храма оставались конструкции галерей. Раньше храм не был вытянут, имел кубический объем. Лопатки сохраняют форму уступов. К лопаткам примыкают трехчетвертные колонны. Четырехстолпный, трехапсидный храм, если не считать галлереи.

Основному изменению подвергается архитектура фасада. Он становится более декорированным. Колонны тянутся на всю основную высоту храма. Над колоннами ет несомой части. Формы были заимствованы, форма не была до коца понята. Прясло в центральной части — разрабатывается перспективный фасад. с перспективным порталом. В области хоров появляется аркатурный пояс на консолях. Оконные проемы узкие и вытянутые, имеют арочные завершения, углубляются в стену. В кладке появляются барельефы.

Тематика, помимо сцен из евангелие, русские мастера использовали растительные и зооморфные мотивы. Эти мотивы опять же идут из язычества, являются народным творчеством. В верхней части храма, над закомарным покрытие устанавливается конструкция «трибун», на него ставится центральная глава. В «трибуне» располагаются арочные окна с аркатурами и тонкими колонками. Над аркатурой идет три ряда орнаментальных поясов. Первый-городки — из деревянного зодчества. Имеет зигзагообразную ступенчатую форму. Дальше идут некие зубцы. Самые последний — вмятины.

храм Покрова на Нерли

Аркатурный пояс с колонками на опорах. Сами консоли — не просто грубый камень. Теперь консоль подвергается художественной переработке. Здесь — женские головы, зооморфные мотивы. Каждая колонка отличается друг от друга. Изящно оформлены капители.

Тело колонны (фуст)- гладкое. Далее — поребрик. Под закомарами появляются барельефы вырезанные в камне — женские головы и снова зооморфные мотивы. На капители больших колонн ничего не опирается.

кто построил храм Покрова на Нерли

Школьники с раскрасками.

Ведай край свой! Это девиз наших занятий с младшими школьниками по истории Владимирской земли, после которых география и экология, история и археология, топонимика и искусствознание не будут казаться скучными и ненужными! Узнавать историю своего края с помощью интересных книг и  интерактивных заданий – просто здорово!

5 февраля мы встречались с ребятами 1 «а» класса гимназии №3 города Владимира и их педагогом Анной Владимировной. В этой школе проводятся внеурочные занятия по уникальному курсу «Детское время в древнем городе». Гимназисты с гордостью рассказали обо всём, что уже успели узнать о Золотых воротах города и показали нам свои аппликации.

Фото церкви Покрова на Нерли.

Настал черёд познакомиться с другим удивительным памятником древней Владимирской земли – храмом Покрова на Нерли, который радует глаз уже более восьми столетий.

В рамках проекта «Научка предлагает: 100 познавательных мероприятий» мы читали книгу Сергея Голицына «Про Бел-горюч камень» (1983) с замечательными иллюстрациями художника Владимира Перцова. Страницы книги познакомили ребят с князем Андреем Боголюбским, Главным Хитрецом и безвестными строителями  храма Покрова на Нерли.

Для пополнения копилки творческих работ по истории края ребята получили раскраски с видами белокаменных памятников архитектуры Владимирской земли, которые также можно скачать на нашем сайте.

Узнавайте историю нашей Родины и проводите время с пользой! Получить дополнительную  информацию и  прочитать об одном из самых красивых храмов мира можно в нашей электронной библиотеке или на канале Культура.РФ  здесь. 

А  теперь мы предлагаем Вам пройти познавательную викторину по книге Сергея Голицына «Про Бел-горюч камень».

Лимит времени: 0

0 из 12 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12

Информация

Для начала прохождения нажмите кнопку

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 12

    На берегу какой реки в XII веке стояло село, в котором жил мальчик, главный герой книги Сергея Голицына «Про Бел-Горюч камень»?

    Правильно

    «Давным-давно, восемьсот с лишним лет тому назад, в одном селе на берегу Клязьмы-реки, ниже города Владимира, жил мальчик. Жил он в маленькой, в одну каморку, в одно окошко, избушке вместе с дедом и бабкой, с отцом и матерью, с братьями и сестрами». Неправильно

    «Давным-давно, восемьсот с лишним лет тому назад, в одном селе на берегу Клязьмы-реки, ниже города Владимира, жил мальчик. Жил он в маленькой, в одну каморку, в одно окошко, избушке вместе с дедом и бабкой, с отцом и матерью, с братьями и сестрами».
  2. Задание 2 из 12

    Каким рисунком была украшена серебряная ручка ножика, который мальчик нашел на берегу Клязьмы-реки?

    Правильно

    «Однажды нашел тот мальчик на самом берегу Клязьмы-реки ножик… Тогда все железное было редкостью и очень ценилось. Три  дня точил мальчик лезвие о камень, а ручку чистил песком. Заблестел ножик, словно рыбья чешуя, а на его серебряной ручке проступил тонкий-претонкий рисунок: два невиданных свирепых зверя с густыми гривами, с длинными хвостами-завитками крались друг к другу. Дед сказал, что это львы; они водятся за семью реками, за семью морями».

    Неправильно

    «Однажды нашел тот мальчик на самом берегу Клязьмы-реки ножик… Тогда все железное было редкостью и очень ценилось. Три  дня точил мальчик лезвие о камень, а ручку чистил песком. Заблестел ножик, словно рыбья чешуя, а на его серебряной ручке проступил тонкий-претонкий рисунок: два невиданных свирепых зверя с густыми гривами, с длинными хвостами-завитками крались друг к другу. Дед сказал, что это львы; они водятся за семью реками, за семью морями».

  3. Задание 3 из 12

    Какой князь повелел назвать село, где юноша украсил деревянной резьбой все дома, Любец?

    Правильно

    «Встал князь Андрей на горе и увидел … на другом берегу реки дали неоглядные, повернулся, посмотрел на избушки с резьбой разноцветной.  Спросил деда:

    —  Как зовется ваше село?

    —  Никак не зовется, — ответил дед.

    —  Эх, вы! Место выбрали привольное, избы поставили нарядные. Любо мне здесь! Так пусть ваше село отныне зовется Любец.

    И еще  спросил он:

    — А где вы сыскали того мастера искусного, кто ваши избы украшал?

    Не сразу он поверил, что юноша русый, лохматый, кого вытолкали вперед, и был тем мастером.

    — Хоть и молод ты, а мне такие надобны, — сказал князь Андрей и повелел направить к нему юношу».

    Неправильно

    «Встал князь Андрей на горе и увидел … на другом берегу реки дали неоглядные, повернулся, посмотрел на избушки с резьбой разноцветной.  Спросил деда:

    —  Как зовется ваше село?

    —  Никак не зовется, — ответил дед.

    —  Эх, вы! Место выбрали привольное, избы поставили нарядные. Любо мне здесь! Так пусть ваше село отныне зовется Любец.

    И еще  спросил он:

    — А где вы сыскали того мастера искусного, кто ваши избы украшал?

    Не сразу он поверил, что юноша русый, лохматый, кого вытолкали вперед, и был тем мастером.

    — Хоть и молод ты, а мне такие надобны, — сказал князь Андрей и повелел направить к нему юношу».

  4. Задание 4 из 12

    Кем стал работать юноша в строящейся крепости Боголюбово?

    Правильно

    «Строились из белого камня стены с башнями, … храм и дворец. Над Клязьмой-рекой на низких скамьях сидели камнесечцы. Каждый из них в левой руке держал долото, в правой — молоток и откалывал от камня лишние куски. А самые искусные камнесечцы сперва на обтесанных камнях рисовали углем, а потом согласно черным линиям, вытесывали узоры.

    …Юноше дали широкое долото и молоток. И стал он с того дня вместе с другими обтесывать камни».

     

    Неправильно

    «Строились из белого камня стены с башнями, … храм и дворец. Над Клязьмой-рекой на низких скамьях сидели камнесечцы. Каждый из них в левой руке держал долото, в правой — молоток и откалывал от камня лишние куски. А самые искусные камнесечцы сперва на обтесанных камнях рисовали углем, а потом согласно черным линиям, вытесывали узоры.

    …Юноше дали широкое долото и молоток. И стал он с того дня вместе с другими обтесывать камни».

     

  5. Задание 5 из 12

    Какие натуральные пищевые продукты подмешивали в известь для скрепления  обработанных белых камней при строительстве храмов, дворцов и стен крепостей в старину?

    Правильно

    «Ряд за зарядом поднимали строители камни, скрепляли, склеивали их известью. А известь та три года в ямах выдерживалась, подмешивали к ней молоко, творог, сырые яйца. Схватывала она камни крепче крепкого».

    Неправильно

    «Ряд за зарядом поднимали строители камни, скрепляли, склеивали их известью. А известь та три года в ямах выдерживалась, подмешивали к ней молоко, творог, сырые яйца. Схватывала она камни крепче крепкого».

  6. Задание 6 из 12

    Кто такой Главный Хитрец?

  7. Задание 7 из 12

    Где повелел князь Андрей построить церковь в память о погибшем сыне?

  8. Задание 8 из 12

    Князь Андрей назначил юношу Хитрецом на строительстве церкви в память о погибшем сыне. Что сделал юноша первым делом?

    Правильно

    После приказа князя построить церковь «такой красоты, какой никогда на Руси не бывало», достал юноша «свой заветный ножик, взял липовое полено и начал вырезать маленькую, вроде игрушки, церковку. Резал юноша и думал: как создать церковь белокаменную такой красы, чтобы она была словно березка стройная, словно чайка, готовая взлететь». 

    Неправильно

    После приказа князя построить церковь «такой красоты, какой никогда на Руси не бывало», достал юноша «свой заветный ножик, взял липовое полено и начал вырезать маленькую, вроде игрушки, церковку. Резал юноша и думал: как создать церковь белокаменную такой красы, чтобы она была словно березка стройная, словно чайка, готовая взлететь». 

  9. Задание 9 из 12

     

    Какой холм насыпали, прежде чем возводить стены церкви посреди зеленого луга на низком мысу между Клязьмой-рекой и Нерлью?

  10. Задание 10 из 12

    Как строители поднимали обтесанные белые камни на строящиеся стены?

  11. Задание 11 из 12

    Какие фигуры из белого камня вырезаны на стенах храма  для украшения?

    • тигры, львы, слоны и голуби
    • девичьи головы, львы, голуби, царь Давид
    • львы, гусли, голуби, вороны
    • слоны, носороги, жирафы, голуби
  12. Задание 12 из 12

    Почему автор называет церковь  «златокудрая царевна»? 

    Правильно

    Современный вид храма Покрова на Нерли

    «Начали каменщики возводить крышу, поднимать над крышей купол, покрывать его медными золочеными листами. Сбросили со стен церкви жерди лесов. И предстала она в своей белоснежной красе, точно царевна из сказки. И запылал на солнце ее золотой купол.

    Было это в 1165 году».

    Неправильно

    Современный вид храма Покрова на Нерли

    «Начали каменщики возводить крышу, поднимать над крышей купол, покрывать его медными золочеными листами. Сбросили со стен церкви жерди лесов. И предстала она в своей белоснежной красе, точно царевна из сказки. И запылал на солнце ее золотой купол.

    Было это в 1165 году».

Подготовлено Отделом гуманитарной литературы.

Храм на Нерли (Боголюбово Владимирской области): описание, история и фото

Если попросить любого русского человека назвать замечательные, на его взгляд, православные храмы, то он непременно назовет украшение Красной площади — собором Василия Блаженного, гордость России — Храм Христа Спасителя и храм на Нерли. Это почему? Как скромная, а не центральная церковь Покрова на Нерли получила такую ​​любовь и всенародную славу?

Князь Андрей

И в самом деле, храм на Нерли самый совершенный в России, более того, такого стройного произведения храмового искусства нет в мире, а это один из величайших памятников искусства вообще.Знаменитой церковь сделала и ее древняя история, и исключительно органичное сочетание архитектуры и ландшафта. Храм на Нерли – это сама гармония! Этот памятник, кажется, дышит тем же воздухом немыслимых лет, когда Владимирское княжество процветало.

Удивительный князь Андрей Боголюбский очень хотел построить на Руси еще одну столицу, лучше Киева, красивее Константинополя, как Иерусалим. Семь лет князь Андрей строил свой Владимир, возводилось много красивых церквей.Венцом этого произведения было Боголюбово, а во главе — церковь Покрова на Нерли 1165 года. Здесь Нерль соединялась с Клязьмой и служила воротами на многие торговые речные пути. Храм на Нерли как бы естественно вырос на холме, но не был построен, поэтому место для него было выбрано так правильно.

История создания

С созданием этого памятника связано множество тайн, и строительных, и исторических. В летописях упоминания о постройках очень скудны, они чаще всего не содержат дат и даже названия не указывают.В одном пишут, что князь Андрей Юрьевич приехал из Киева, построил Боголитный замок и две церкви из камня. В другом льется информация, что церковь на Нерли построена, и что она Покровская.

Житие Андрея Боголюбского свидетельствует о том, что Владимир ушел к болгарам, где после победы, смерти князя, умер Изяслав Андреевич. Строительство церкви Покрова на Нерли началось сразу после этого похода. Сроки работ по возведению храма и для нашего времени беспрецедентны.За одно лето храм был построен, и монахи были размещены при нем. Обычно и сейчас такие здания возводятся в течение нескольких лет при всей современной технологии и механизации работ.

Праздник Покрова

Не было такого праздника в Византии, на Покрове Пресвятая Богородица на Руси просияла и прославилась здесь. Самые ранние из дошедших до нашего времени икон относятся к четырнадцатому веку. Покровские храмы ни в одной из летописей тех лет не описаны.Поэтому с князем Андреем Боголюбским мы и связываем этот замечательный праздник, считая его учреждением на Руси середины ХII века.

Тут аргумент самый главный, что так называется Церковь Покрова на Нерли, век за веком стоявшая на княжеской земле, практически у его резиденции. Сам князь Андрей, как думают многие исследователи, писал и праздничные богослужебные тексты, дошедшие до нас в списках более позднего времени.Описание храма на Нерли от Андрея Боголюбского включает «Протезное сказание», «Службу» и «Слово». Очень может быть, что представление о связи церкви с Нерлью с заступлением в русский поход Богородицы было как-то связано с почитанием Влахернского чуда.

Другая версия

Пишут и о другом чуде, случившемся во время войны с волжскими болгарами. Русское войско действовало под сенью Креста и образов Спасителя и Владимирской Божией Матери, от которых вдруг стали исходить лучи огня.Именно иконе Владимирской Божией Матери было посвящено строительство церкви Покрова на Нерли. Вообще в большинстве сохранившихся источников говорится о церкви не как о Покровской, а как о Богородице.

Об этом говорит и «Житие Андрея Боголюбского». Очень возможно, что изначально храм был посвящен этим двум иконам, а впоследствии стал именоваться Покровским, хотя особого переименования не было. В любом случае то, что эти два святых образа были поддержаны русской армией в походе, является информацией неизменяемой.Владимирская область во многих уголках мира известна прежде всего тем, что здесь построен столь исключительный по красоте храм.

Секреты дизайна

Даже сейчас, спустя столько веков, современный облик этой церкви восхищает совершенством облика. Он исключительно органично вписывается в ландшафт, словно это место было специально создано природой для того, чтобы здесь происходило строительство церкви Покрова на Нерли. Но археологи развеивают это заблуждение своими исследованиями.Во-первых, сам храм раньше выглядел несколько иначе, хотя изменить стремившийся в небо силуэт было невозможно. Изменения со временем были досадными, но, в принципе, частными. Но холм! ..Его создала не природа, а руки человека.

Этот постамент для храма был заложен на сложном фундаменте. Берега здесь низкие, пойменные, и природа не предусмотрела никакого холма. Во время разлива вода поднялась более чем на три метра. Начинать строительство в таких природных условиях нельзя, паводки будут смываться каждый год.Поэтому сначала заложили фундамент из крупного булыжника, используя известковый раствор. Глубина фундамента более полутора метров, до материкового слоя глины. Но одного этот храм не спас бы от потопа.

Подземная часть

На самом фундаменте находится цоколь стен — здесь использован хорошо рифленый и очень плотно подогнанный камень. Высота этих стен около четырех метров, и все они сплошь покрыты и плотно набиты глиной как снаружи, так и внутри.Таким образом, только подземная часть храма, которой гордится Владимирская область, составляет пять метров тридцать сантиметров.

Теперь коварные родниковые воды не страшны церкви, стоящей на постаменте искусственного холма. Описание памятника культуры «Церковь Покрова на Нерли» обязательно должно начинаться с этого и прославлять инженерный ум и архитектурные таланты русских людей, присущие им с самого начала, с такой древности.Кроме того, следует отметить, что весь холм снаружи был покрыт белокаменными плитами, как ракушка, где были установлены водостоки в виде желобов, а к пристани вели красивые лестницы.

Форма храма

Целостность и завершенность храма на Нерли без возвышения из-за искусственного холма достигнуть не удалось. Но это только стержень, главный стержень, на котором еще много удивительного для строителей и зодчих нашего времени.Это и белокаменные ярусы над водой на широком холме, и аркадные галереи с благодатным поясом, и сам храм с цилиндром барабанной башни, и, наконец, глок и стремящийся к небу крест над ним.

Теперь в храме глок — луковица, но без шлема, с деревянными чешуйками. И это далеко не все изменения. Когда-то по окружности храма располагались открытые галереи для гульбисов высотой пять с половиной метров, а на юго-западе вся эта аркада переходила в стену внушительной толщины, в которой находилась внутренняя лестница со входом в хор.

Пропорции

Пропорции храма выверены как бы по изяществу и красоте, хотя тип постройки вполне обычный: одноглавый, крестово-купольный, трехъярусный, четырехстолпный, три нефа — продольный и поперечный. И все же храм на Нерли явно отличается от большинства церквей этого типа. Главной целью строителей был эффект стройности и высоты необычайной силы, и это удалось многим подразумевать на первый взгляд.

Весь секрет в деталях, которые не бросаются в глаза, а заметно подчеркивают вертикальную структуру.Здесь средняя апсида несколько приподнята, среднее окно немного выше остальных. Барабан выше обычного и уже, с узкими длинными окнами. И само восхождение на пьедестал всего храма особенно усиливает это устремление в небо. Даже внутри храма все пространство организовано таким образом, что оно видится единым воздушным столбом, устремленным вверх.

Украшение

Превосходная белокаменная нить, присущая здесь, украшает храм.Любимцем православных христиан является изображение царя Давида с реальными и фантастическими животными, богатство традиционных орнаментов и неожиданно — удивительные рельефы девичьих ликов, окружающие все фасады храма. Многие мотивы во внешнем убранстве остались загадкой скульптурного убранства. Сейчас сохранились не все, всего девятнадцать портретов, но они представляют собой настоящую галерею скульптурных портретов.

Резьба по белому камню — дело чрезвычайно трудоемкое.Это требует очень много времени и огромных технических навыков. Этот камень даже легко обтесать — более тысячи ударов камнем. А лепной камень и резьба рельефов для храма на Нерли — около четырех тысяч человеко-дней.

Изменения

Первое разрушение храма принесли княжеские войны после смерти Андрея Боголюбского. За ними были вторая и третья, и храму были нанесены бесчисленные повреждения. И серьезно ремонтировать его начали только к концу XVII века: убрали обветшавшие галереи, сделали четырехскатную крышу.Во время половодья река подходила к самым стенам: льдины разбивались о основание храма. Но это не самое худшее. Большая опасность возникла в 1784 году, когда настоятель монастыря получил разрешение на разбор Покровской церкви именно на тот камень, который был нужен для строительства в монастыре. Не иначе, как вмешалась Владимирская Покровская: подрядчик с заказчиком не сошлись в цене.

Невежество — еще большее бедствие. В 1877 году монастырь без совета с архитектором произвел храмовый ремонт.Затем в куполе и барабане утеряны фрески, многие белокаменные рельефы заменены гипсовыми, а сама церковь связана совершенно ненужными для него железными стяжками. В 1919 г. все белокаменные храмы перешли под охрану государства. Монастыри — оба — были прикрыты до 1990 года. Затем храм Покрова на Нерли был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем и местному приходу. В 1992 году церковь на Нерли уже была в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.И навсегда это замечательное сооружение останется одним из символов России.

Фото церкви Покрова Пресвятой Богородицы — ID:112

5 — Royalty Free Image Фото церкви Покрова Пресвятой Богородицы — ID:112

5 — Royalty Free Image — Stocklib 112

5 Пресвятой Богородицы на Нерли, Боголюбово, Россия. Древние… © Stocklib / Yulia Babkina

  • Id: 112

    5

  • Тип носителя: Фотография
  • Автор: Юлия Бабкина / yuliab
  • Ключевые слова:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, Боголюбово, Россия.Древний бело-каменный храм с отражением в воде

больше информации
0 ширина * высота 4 9 (JPG)
MB кредитов
Small Web (JPG) 450 px * 300 px 0.39 0.39 1
Большой Web (JPG) 848 PX * 565 PX 1.37 2
Маленький принт (JPG) 1678 пикселей * 1119 пикселей 5.37 3
0
Средний принт (JPG) 2508 PX * 1672 PX 12 4
Большой принт (JPG) 3831 PX * 2554 PX 27.99 27.99 9
5472 PX * 3648 PX 57.11 6
Формат TIFF (TIFF) 6840 пикселей * 4560 пикселей 89.24 10 10
большего размера
0 Размер 9012 95 9012 95
ширина * Высота MB кредитов
Poel (TIFF) 6840 PX * 4560 PX 89.24 50 50
Eoel (TIFF) 6840 PX * 4560 PX 89.24 CEL (TIFF) 6840 px * 4560 px 89.24 100

Вы не авторизованы!

Войдите, чтобы скачать это изображение.

Невероятный запас. Гибкое ценообразование. Купите кредиты и начните загрузку сегодня.

Подождите, идет загрузка вашего изображения

Церковь Покрова на Нерли: чем примечательна жемчужина Золотого кольца? Часть 2.

Место для Покровской церкви было выбрано настолько случайно, что для ее возведения был насыпан искусственный холм — для защиты от наводнений.Напомним, что церковь стоит на месте слияния (а значит, и разлива) сразу двух рек. Храм «стандартной» конструкции – четырехстолпный, трехглавый, одноглавый. Так называемый крестово-купольный — характерен для православного зодчества. Такая конструкция пришла из Византии в «готовом» виде.

Сергей Лаврентьев, Shutterstock.com

В плане (вид сверху) такой храм (как следует из названия) имеет форму креста. В центре — барабан с куполом, установленный на четырех столбах. Хотя о русской храмовой архитектуре стоит почитать отдельно!

Покровская церковь, хоть и дошла до нас без перестройки и почти в первозданном виде, раньше выглядела иначе.Нынешний купол был установлен в 19 веке. Первоначально храм был увенчан не луковицей, а более архаичным шлемовидным куполом. В остальном церковь как бы не перестраивалась. Но это выглядит по-другому, потому что со временем многое уменьшилось. Первоначально церковь была больше. То, что мы видим сейчас, — это его центральная часть, ранее окруженная с четырех сторон галереями. Судя по реконструкциям, по высоте они доходили до середины центрального корпуса. И каждый раз мне кажется, что с потерей галерей храм выиграл.Это личное восприятие, не более. Имеются изображения, реконструирующие первоначальный вид храма. Его нынешний вид кажется мне более гармоничным.

Холм вокруг церкви был полностью выложен плитами из белого камня. Наверняка зрелище открывалось фантастическое! Особенно с кораблей, идущих во Владимир.

В некоторых источниках встречал увлечение русскими мастерами-зодчими. Увы, русские здесь были скорее исполнителями: каменщиками и прочими строителями.Храм Покрова был построен западными мастерами. Согласно летописи, «бригада» была прислана немецким императором Фридрихом Барбароссой, с которым князь Андрей был в дружеских отношениях. По мнению ученых, римские элементы в архитектуре также указывают на строителей с романского запада. Очень возможно, что итальянцы.

В любом случае построен западноевропейцами. Наряду с Успенским собором и резиденцией Боголюбова. Может быть, Золотые ворота. Все это было построено в одно время.Вероятно, чуть позже той же… или похожей артелью был построен Дмитровский собор.

Покровская церковь отличается от более привычных русских церквей отсутствием иконостаса. Вместо него есть алтарная преграда. В то же время иностранные архитекторы строили очень русские храмы. В общем, заложил основу владимирского, а затем и московского стиля.

При посещении храма обратите внимание на украшающую его резьбу по камню. Очень похож на другие владимирские храмы того периода.Это так называемые зооантропоморфные изображения: люди, животные, грифоны, растительные орнаменты и т. д. Это не «просто орнамент», здесь все не то чтобы осмысленно, но несет в себе глубокий символический и сакральный смысл.

Во-первых, библейские и бытовые сюжеты. Во-вторых, отсылки к известным и популярным «околобиблейско-апокрифическим» сюжетам, вроде вознесения Александра Македонского. В-третьих, мощное влияние языческих историй. Например, в растительном орнаменте. В каменной резьбе, украшающей храм, многое переплетается и сочетается.Вникнуть во все это не получится… да и знаний не хватит. Тема сложная. Кому интересно — рекомендую обратиться к работе «Язычество Древней Руси» Б. Рыбакова. Есть прекрасный анализ орнаментов владимирских церквей.

Во всяком случае, в убранстве храма видна широчайшая эрудиция строителей, в том числе знание европейской религиозной литературы далеко за пределами Священного Писания. Хотя это как раз нормально — храм строили иностранные мастера.С другой стороны, местные жрецы не могли не участвовать, будучи еще напрямую связанными с Византией.

Во владимирских храмах, в том числе и в каменной резьбе, все настолько переплетено, что их просто невозможно рассмотреть, не вникая в историю и психологию их создателей. Можно, конечно, просто смотреть и даже восхищаться мастерством строителей. И, наверное, все. Ну и фигурки людей с книгами/свитками в руках, животных, стебли с листьями. Вы даже можете идентифицировать льва.Но какое ему до этого дело? Почему именно лев? Для красоты? И другие цифры? Однако нет ничего случайного, изображенного «просто так». Это здание священно. Как икона, где все символично и ничего лишнего. Сам факт, что князь Андрей посвятил храмы Богородице, не случаен. Наверняка многим известна легенда о явлении Андрею Богородицы, о принесенной им на Север иконе, известной ныне как Богородица Владимирская.О видении Покрова России. Верьте или нет, но одухотворенный Андрей заложил основу Северо-Восточной Руси и, как следствие, России.

И Владимирские храмы Богородицы — знамение и начало сему. Ведь Покровская церковь, построенная на изгибе речных путей, является символом границы, начала Северо-Восточной Руси. Тот же Успенский собор стал прообразом Успенского собора Московского Кремля (снова спроектированного итальянцами, но уже при другом великом правителе, Иване III!), главного собора Московской Руси.

А это Покровская церковь — самая первая из Богородичных церквей нового государства. Можно сказать памятник началу нашей истории.

nerl — Перевод на немецкий — примеры русский

Эти примеры могут содержать нецензурные слова, основанные на вашем поиске.

Эти примеры могут содержать разговорные слова на основе вашего поиска.

Нерль впадает в Клязьму у стен храма, а во время весеннего половодья вода поднимается до самых стен.

Nerl mündet in der Nähe Kljasma Mauern des Tempels, und im Frühjahr Hochwasser steigt auf die Wände.

Церковь Покрова на Нерли считается красивейшим храмом России, шедевром зодчества, вершиной мастерства эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества.

Kirche der Fürbitte auf dem Nerl als der schönste Tempel in Russland, ein Meisterwerk der Architektur, der Höhepunkt der Blütezeit der Ära Exzellenz Владимиро-Суздальский Fürstentum.

Церковь Покрова на Нерли : фото, история и описание

Fürbittekirche am Nerl : Фотографии, сведения и описание

По его повелению при слиянии рек Клязьмы и Нерли была построена дивная Покровская церковь, в которой хранился образ «Пресвятой Богородицы».

Auf seinem Befehl am Zusammenfluss des Klyazma und des Nerl wurde die wundersame Kirche der Fürbitte gebaut, in der das Ikonenbild der «Heiligen Jungfrau» aufbewahrt wurde.

Туры выходного дня по Суздалю и Владимиру с посещением Борисоглебской церкви XII века в селе Кидекша, действующего Боголюбовского женского монастыря и Покровской церкви на реке Нерли на заповедном Боголюбском лугу.

Städte Susdal und Wladimir: Wochenende-Touren mit Besichtigung von der Boris-und-Gleb-Kirche des 12. Jahrhunderts im Dorf Kidekscha, dem funktionierenden Nonnenkloster Bogoljubowo und der Maria-Schutz-Kirche an der Nerl auf der Bogoljubowese.

Нерль , я тебя первая спросила.

Nein , ich habe zuerst gefragt.

Река Вёкса соединяет Плещеево озеро с рекой Волгой через озера Сомино и Нерль и Волжская. В озере водится более 16 видов рыб, в том числе налим, щука, плотва и знаменитая ряпушка — редкая пресноводная сельдь.

Gerade die Wjoksa verbindet den Pleschtschejewo See mit dem Fluss Wolga durch den See Somino und den Fluss Nerl Wolgskaja.Im Pereslawler См. gibt es über 16 Fischarten, einschließlich Quappen, Hechten, Plötzen und dem bekannten Zollfisch, einem reden Süßwasserhering.

Наша полумасштабная модель TlTO NERl разработана в масштабе 1:33 и основана на документах, предоставленных верфью и судоходной компанией.

Fahrgeschwindigkeit 12,5 Kn.Das vorbildähnliche Modell der TITO NERI ist im Maßstab 1:33 nach Unterlagen der Werft und der Reederei entwickelt worden.

Покрова на Нерли — один из красивейших храмов России — Budget Travel

Во Владимирской области есть белокаменный храм, который ежегодно привлекает сотни тысяч туристов. Церковь Покрова на Нерли – настоящий шедевр древнерусского зодчества, признанный во всем мире. Красивейшее место Храм расположен на зеленом холме у слияния двух рек — Нерли и Клязьмы.Вокруг нет ни строений, ни дорог — только бескрайние луга и зелень. Несмотря на то, что здесь всегда бывают туристы, место источает нетронутую русскую природу, спокойствие и умиротворение. Благодаря идеальным пропорциям здания, его замысловатым наружным барельефам и живописной природе вокруг многие считают Покров на Нерли самый красивый древнерусский храм. Из-за тонкого изящного силуэта, прекрасно сохранившегося до наших дней, Покрова на Нерли часто называют лебединым храмом.История храма Церковь Покрова на Нерли была построена в XII веке князем Андреем Боголюбским в честь своего сына, погибшего в бою. Эта церковь была построена во времена расцвета Владимирского княжества (Боголюбский стремился создать на своих землях новую столицу Руси, подобную Киеву). Причем возвели его древнерусские умельцы всего за 1 год, на искусственном холме. В храм можно зайти (ежедневно с 8 до 18:00), хотя, к сожалению, внутри он далеко не так красив, как снаружи.Суздальские или Владимирские достопримечательности. Покров на Нерли находится в селе Боголюбово, в нескольких километрах от Владимира. Лично мы посетили этот храм на обратном пути из Суздаля в Москву. Посещение Покрова на Нерли можно совместить с экскурсией в Боголюбский монастырь (из названия понятно, что он находится в Боголюбово). Это красивый старинный бело-голубой монастырь, на территории которого находятся остатки дворца князя Андрея Боголюбского, в котором он был зверски убит.Это часть Боголюбского монастыря, до которой всего 2 км. запрещено. Добраться туда можно только по узкой 1,5-километровой тропинке, пересекающей луг. Правда, когда я шел по этой тропинке, то увидел сбоку пару конных повозок. Может быть, это местные жители, желая заработать, водили людей, которым было лень топать в храм? Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Путешествие за 100 баксов» чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Мой блог | Покрова на Нерли — один из красивейших храмов России |турист|

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.