Разное

Патриарший собор в москве: Патриарший Успенский собор / Организации / Патриархия.ru

Подать записку онлайн | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт

Согласие на обработку персональных данных

Пользователь, оставляя заявку, оформляя подписку, комментарий, запрос на обратную связь, регистрируясь либо совершая иные действия, связанные с внесением своих персональных данных на интернет-сайте https://elohov.ru, принимает настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие), размещенное по адресу https://elohov.ru/personal-data-usage-terms/.

Принятием Согласия является подтверждение факта согласия Пользователя со всеми пунктами Согласия. Пользователь дает свое согласие организации «МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОГОЯВЛЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ГОР. МОСКВЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)», которой принадлежит сайт https://elohov.ru на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.

Согласие дается на обработку следующих персональных данных (не являющимися специальными или биометрическими):
• фамилия, имя, отчество;
• адрес(а) электронной почты;
• иные данные, предоставляемые Пользователем.

Персональные данные пользователя не являются общедоступными.

1. Целью обработки персональных данных является предоставление полного доступа к функционалу сайта https://elohov.ru.

2. Основанием для сбора, обработки и хранения персональных данных являются:
• Ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации;
• Ст. 2, 5, 6, 7, 9, 18–22 Федерального закона от 27.07.06 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
• Ст. 18 Федерального закона от 13.03.06 года № 38-ФЗ «О рекламе»;
• Устав организации «МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОГОЯВЛЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ГОР. МОСКВЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»;
• Политика обработки персональных данных.

3. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

4. Передача персональных данных, скрытых для общего просмотра, третьим лицам не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Пользователь подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему.

6. Персональные данные хранятся и обрабатываются до момента ликвидации организации «МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОГОЯВЛЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ГОР. МОСКВЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)». Хранение персональных данных осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения.

7. Пользователь согласен на получение информационных сообщений с сайта https://elohov.ru. Персональные данные обрабатываются до отписки Пользователя от получения информационных сообщений.

8. Согласие может быть отозвано Пользователем либо его законным представителем, путем направления Отзыва согласия на электронную почту – [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных». В случае отзыва Пользователем согласия на обработку персональных данных организация «МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОГОЯВЛЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ГОР. МОСКВЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Пользователя при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. Удаление персональных данных влечет невозможность доступа к полной версии функционала сайта https://elohov.ru.

9. Настоящее Согласие является бессрочным, и действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п.7 и п.8 данного Согласия.

10. Место нахождения организации «МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД БОГОЯВЛЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА ГОР. МОСКВЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» в соответствии с учредительными документами: 107066, город Москва, Спартаковская улица, 15.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове в Москве

Первым документальным свидетельством существования церкви в селе Елохове явилась запись от 24 августа 1698 года в книгах Патриаршего Казенного приказа. В этой записи церковь названа «новопостроенной». В 1712–1731 годах Богоявленский храм был перестроен в камне. Есть версия, что старый собор приказал обновить сам царь Петр в честь присоединения к России прикаспийских земель. Он лично пожаловал на него кирпич.


После петровских реформ граница между Немецкой слободой и остальной Москвой постепенно стиралась. Немало православных людей селилось в том районе. Поэтому здесь нужен был большой храм. Приход Богоявленской церкви был в Москве одним из самых обширных. Он охватывал земли дворцовых сел Елохова и Покровского, Красного села и Немецкой слободы.

В этом храме, судя по писцовым книгам, был в 1799 году крещен А.С. Пушкин. Крещение происходило в трапезной, так что это здание сохранилось и можно увидеть место, где новорожденный сын Сергея Львовича Пушкина получил имя и принял крещение.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века. Этот «холодный» Богоявленский храм уже не вмещал всех верующих прихода и не отвечал новым потребностям и вкусам. «Сего же 1837 года мая 21 дня, — записано в клировой ведомости, — настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утвержденному». Для возведения нового величественного здания храма был приглашен известный московский архитектор Евграф Тюрин (1792–1870), прославившийся строительством домовой церкви Святой Татианы Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

Во время строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в теплой трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов. К 1845 году возведение главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка. На эти работы потребовалось около восьми лет. Из-за нехватки средств, собранных прихожанами и ушедших на строительство грандиозного здания храма, затянулось сооружение иконостаса и подбор предметов убранства.

Треть от всей затраченной на строительство суммы покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных благотворителей Елоховской церкви, московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Щапов. Прихожанами храма в разное время были представители видных московских купеческих семей, многие деятели литературы, искусства и науки, преподаватели высших учебных заведений. На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память 100-летия со дня рождения Пушкина, здесь молилась великая княгиня — будущая преподобномученица Елисавета Федоровна.

После Октябрьской революции храм не закрыли. Собор неоднократно посещал Святейший Патриарх Тихон (Белавин). 7 апреля 1925 года прихожане Богоявленского собора вместе с духовенством тщетно ожидали его для совместной молитвы в день престольного праздника придела Благовещения, но пришла весть о внезапной кончине патриарха.

В феврале 1935 года Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров Москвы. Однако после разрушения Богоявленского храма в Дорогомилове, служившего патриаршим собором, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) перенес в Елоховский храм свою кафедру.

В июне 1941 года именно в Богоявленском соборе на всемосковском молебне прозвучал на весь мир пламенный призыв предстоятеля Русской православной церкви митрополита Сергия встать на защиту родины. Об этом ярко рассказал в своем очерке «Церковь против Гитлера» Валерий Ганичев в книге «Державница». 8 сентября 1943 года на Архиерейском соборе митрополит Сергий был избран патриархом, а 12 сентября в Богоявленском соборе состоялась торжественная церемония его интронизации — восшествия на патриарший престол. Погребен Святейший Патриарх Сергий в Никольском приделе собора 18 мая 1944 года. Над его могилой в 1948 году было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом, выполненное по проекту великого русского зодчего Алексея Щусева.

Главные святыни Богоявленского собора — мощи святителя Алексия (1293–1378), Митрополита Московского и всея Руси чудотворца, и чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы. После успения святителя Алексия его похоронили в основанном им кремлевском Чудовом монастыре. Здесь его святые мощи почивали до самого Октябрьского переворота. В 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в Архангельский собор Кремля. В 1947 году по просьбе патриарха Алексия и с личного разрешения Сталина мощи были возвращены Православной церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Из православных святынь, появившихся в соборе в середине ХХ столетия, нужно отметить частицы мощей и священных реликвий, переданные в собор в канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси из Государственной Оружейной палаты.

Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор — Достопримечательности

Главный храм донских казаков, заложен в день основания Новочеркасска 18(30) мая 1805 года, сооружался около столетия. После храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор является третьим по величине православным храмом России (высота 74,6 м).

Несомненно, главной достопримечательностью Новочеркасска является «второе солнце Дона» Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор, заложенный и освященный еще при основании города в 1805 г. в святой праздник Вознесения Христова. Однако строительство собора по проекту архитектора Алоизия Руска началось только 1 октября 1811 г. Строил собор брат архитектора Иероним Руска. В 1818 г. братья Руска покинули Россию, и строительство собора продолжил архитектор Амвросимов (по 1825 г.). В 1846 г. при сведении главного купола собора неожиданно обрушилась часть храма. Та же участь постигла и второй вариант собора, строившийся по проекту архитектора  И.О. Вальпреда.

В 1891 г. казаки было решено приступить к строительству третьего варианта собора по проекту академика А.А.Ященко. В 1900 г. собор вчерне построили, в 1902 г. начались художественные и деревянные работам. Летом 1904 года «второе солнце Дона» должно было быть открыто, но из-за того, что не приехал почетный гость, Император Николай II, была открыта только Покровская церковь в верхнем подвале. Здание же в целом освятили и открыли только 6 мая 1905 г.

Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор – третий в России по величине и красоте (после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге) – выполнен в нововизантийском стиле. Все купола его первоначально были покрыты червонным золотом, а изготовленный в Богемии главный крест – инкрустирован горным хрусталем. Благодаря этому в свете яркого солнца храм был виден на многие километры, как своеобразный маяк для верующих и страждущих.

Вес собора – 135 тысяч тонн, высота (с центральным крестом) – 74,7 м; подвальное помещение глубиной 15 метров, подземный ход из которого ведет в Архиерейский дом (ныне – Дом офицеров). На одну службу храм вмещает 5 тысяч человек. В соборе имелась уникальная отопительная система, которая ныне утрачена. Весьма интересна была и система вентиляции, позволяющая сохранить фрески и иконостасы в их первозданном виде. Мрамор для пола храма был привезен в Новочеркасск специально из Италии и Франции. На колокольне были установлены башенные часы, сохранившиеся и по сей день. Их звон, слышимый далеко окрест и сегодня отмеряет жизнь города.

Внутреннее убранство собора настолько красиво, что, начав рассматривать фрески, трудно покинуть храм. Освещаемые мириадами свечей, глядят со стен и колонн храма лики святых и апостолов. Хоры собора украшены картинами, изображающими наиболее значимые эпизоды истории донских казаков.

В Храме-усыпальнице – так называемом Нижнем Покровском храме – так же, как и в верхнем, регулярно совершаются богослужения. И священники, в большинстве своем, считают Нижний храм более теплы и уютным. Покровский храм – не что иное как останки одного из ранних вариантов собора, наполовину ушедшего под землю и ставшего фундаментом нынешнего Вознесенского собора. Гостю Нижнего храма открывается потрясающее и завораживающее зрелище: мраморные саркофаги, хранящих останки Высокопреподобного Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна, основателя города, знаменитого «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова, героев Отечественной войны 1812 года Василия Васильевича Орлова-Денисова и Петра Яковлевича Бакланова. Направо от усыпальницы находится просторная и светлая крестильня.

В советское время, в 30-х годах, собор закрывался. С его куполов сняли медные листы с золотым покрытием и устроили склад ГСМ. В августе 1942 г. во время оккупации собор был открыт немцами. После войны храм не закрывали, но в его огромных бетонированных подвалах хранили продовольствие: сахар, муку, зерно, солод для пивзавода. В период демократических реформ «второе солнце Дона» освободили от зерна, провели текущий ремонт в подвалах. 15 мая 1993 г. разрушенные в советское время могилы героев Дона были торжественно перезахоронены. В 2001 году под патронажем областной и городской администраций начаты крупномасштабные реставрационные работы, целью которых является возвращение собору его первозданных величия и красоты.

В 2014 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ко дню Святой Пасхи 2014 года Вознесенскому войсковому кафедральному собору города Новочеркасска усвоен статус Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора.


☦Богоявленский кафедральный собор в Елохове: история и фото.

Село Елохово вошло в состав Москвы в XVIII веке. Туда потянулись люди, и стоявшая там деревянная церковь 1694 года постройки уже не могла вместить всех прихожан.

Путеводитель по архитектурным стилям

Новый каменный храм в Елохове построили на месте деревянного в 1717-1722 годах на средства прихожан. В 1837 старую церковь разобрали, а на ее месте к 1845 году Е.Д. Тюрин построил пятикупольный собор. Центральный купол его напоминал микеланджеловский купол собора Святого Петра в Риме. От старой церкви остались нижний ярус колокольни и трапезная, которую в 1889 надстроил П.П. Зыков.

В 1799 году в Елоховской церкви крестили Александра Пушкина. Его крестным отцом стал Артемий Бутурлин, дальний родственник матери поэта.

Славился Богоявленский приход еще и благотворительностью: при церкви действовало Елоховское Богоявленское братство, созданное на средства купцов Щаповых.

Елоховский собор не закрывался, хотя несколько раз был на грани закрытия, например, для устройства кинотеатра.

Что есть что в церкви

Во время Второй Мировой войны здесь был пункт противовоздушной обороны. Тогда здание Елоховского собора заминировали, чтобы при отступлении российской армии храм не достался врагу. Также в соборе собирали пожертвования на нужды обороны России: митрополит Сергий лично вложил бриллиантовый крест с клобука и наперсный крест с груди.

До 1992 года Богоявленский Елоховский собор был Патриаршим кафедральным собором. Затем Патриаршим собором стал Успенский собор Кремля, а Елоховский — кафедральным.

В советское время здесь проходили все главные богослужения. В соборе даже похоронены два патриарха — Сергий в 1944 году и Алексий II в 2008. Их надгробия можно увидеть в северном и южном приделах соответственно.

Среди святынь собора — список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Он способствовал освобождению России от поляков в 1612 году. Образ перенесли в Елоховский храм из Казанского собора на Красной площади. А из разрушенного в 1929 году Чудова монастыря перенесли мощи Московского митрополита Алексия.

Елоховский собор на фотографиях разных лет:
А вы бы хотели дополнить рассказ о Богоявленском соборе в Елохове?

Богоявленский кафедральный собор, г.Москва

На протяжении 14-17 веков на данном месте был расположен поселок Елох. Словарь Владимира Даля гласит, что «Елох» или «елоха» обозначает ольху, так что, вероятно, когда-то на этом месте простирался плотный ольховый лес. Также словом «ольха» в старые времена именовали мокрый или затопленный участок.

Во второй половине 15 века Елохово представляло собой окраинный подмосковный поселок, где была расположена церковь Владимирской иконы Божией Матери. В приходе данной церкви в 1468 года был рождён прославленный московский юродивый Василий Блаженный.

Главнейшей улицей дворцовой Басманной слободы была Старая Басманная, которая направляла путь в Елохово. Тут поселялись царские пекари, а по давней, менее допустимой версии, тут содержали свои селения мастера серебряных дел.
Существует версия, что Богоявленский собор в древние времена представлял собой обычную сельскую церковку. Документально он берёт своё начало в 1687 г., а уже на протяжении 1712-1731 гг. его переустроили в камне на даяния прихожанина полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на постройку был персонально пожалован Петром I. Строительные работы велись довольно долго, поэтому освящение храма было проведено лишь в 1731 году.

В конце 18 века семейство Пушкиных стала прихожанами старинного петровского Богоявленского храма. Известен факт того, что рождение великого поэта проходило в Немецкой слободе, а окрещён он был в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Дом, в котором родился великий поэт стал известен лишь после того, как выявили метрическую книгу Богоявленского собора в 1927 году, записи в которой и указали на этот факт. На протяжении долгого времени местом его рождения считали дом титулярного советника Скворцова, находящийся на Немецкой улице, под номером 40, где семейство Пушкиных арендовало квартиру. Дом не уцелел, однако на его месте возвели дом школы, где в этом же 1927 году была учреждена мемориальная доска. С. Романюк, современный исследователь старой московской истории, установил, что Пушкин был рождён на Малой Почтовой улице, в доме под номером 4.

Простоял Старый петровский собор до второй половины 19 века. Заказ на его переустройство знаменитый московский архитектор Е.Тюрин получил в 1830-х годах.
Процесс освящения освеженного, царственного Богоявленского собора прошел в октябре 1853 г.

Закрытие храма не проходило и после революции. В 1925 году, в празднование Сретения торжественную Литургию в нем вел Святейший Патриарх Тихон. А в феврале 1935 года, опираясь на «наказы избирателей», решением Бауманского райсовета было постановлено учредить в Богоявленском соборе один из самых больших кинотеатров города. К огромной радости данному решению не предначертано было воплотиться в жизнь. Вскоре из уничтоженной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда была переведена кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Старогородского, ставшего в 1943 г. Патриархом. После смерти в 1944 году его тело было захоронено в северном Никольском пределе собора.

Как известно, после своей кончины святитель Алексий (митрополит Московский) был погребен в основанном им же кремлевском Чудове монастыре, где его святые мощи нашли свой почин до самой революции. В 1928 году они были перемещены в закрытый Архангельский собор Кремля, после того, как Чудова обитель была разрушена. А в 1947 году по желанию Патриарха Алексия I Симанского и с персонального позволения Сталина их вновь вернули Православной Церкви и переместили в Богоявленский собор в Елохове.

Более всего Богоявленский собор подвергся ущемлениям и атакам от агрессивно настроеных атеистов во время хрущевских преследований Церкви. Однажды незадолго до Вербного воскресения во время народного бдения в храм вторгся незнакомец и ударил Патриарха Алексия, который в этот момент совершал богослужение. В иной раз крестный ход, который также был возглавлен Патриархом, встретила хмельная ватага с гитарами и бесстыдными песнями, которыми они старались заглушить духовное распевание. На верующих посыпались камни, одним из которых была основательно ранена в голову женщина, которая оказалась служащей посольства Франции.

Богоявленский собор обрел статус кафедрального в 1992 году, когда в начале этого года Успенский собор Московского Кремля был признан Патриаршим.

 

Святыни Богоявленского собора: Чудотворная икона Божией Матери «Умиление», Казанская икона Божией Матери, Икона Божией матери «Млекопитательница»

 

 


Богоявленский собор в Елохове — Вики

Богоявле́нский кафедра́льный собо́р в Ело́хове — православный храм в Басманном районе Москвы. Был построен в 1845 году по проекту архитектора Евграфа Тюрина. На месте, где расположен собор, находилось село Елохово, вошедшее в состав города в XVIII веке. В 1938—1991 годах был патриаршим собором Русской православной церкви. С 1991-го является кафедральным храмом Московской городской епархии[1].

Главный престол освящён в честь праздника Богоявления, северный придел — во имя святителя Николая, южный — во имя праздника Благовещения. Собор является усыпальницей патриархов Московских Сергия и Алексия II[2].

История

XVII — начало XIX века

В XIV—XVII веках на месте нынешнего района станции метро «Бауманская» располагалось село Елохово. Впервые Богоявленский собор в этой местности упоминается в 1689 году в книгах Патриаршего Казённого приказа[1][3]. В 1712-м по указу Петра I храм начали перестраивать в камень с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. К 1722 году церковь оставалась недостроенной, и средства для завершения работ выделили прихожане — полковник Воронецкий и царевна Прасковья Ивановна, дочь Ивана V. В июле 1731 года храм освятил архиепископ Леонид[4][2].

В 1780-х годах началась перестройка храма. На средства прихожан была устроена большая каменная трапезная с двумя приделами: Благовещенским и святителя Николая Чудотворца. Тогда же приступили к постройке колокольни, возведение которой закончили к 1806-му. Трапезная и колокольня, сохранившиеся до настоящего времени, были выполнены в стиле московского классицизма рубежа XVIII—XIX веков[5]. В 1799 году в соборе был крещён поэт Александр Пушкин[2].

По описанию архитектора Фёдора Соколова, в 1808 году храмовый комплекс состоял из одноглавой церкви, трапезной с одним куполом и трёхъярусной колокольни. Перед воротами находилось здание Богоявленского народного училища[5].

В результате московского пожара 1812 года, произошедшего во время оккупации Москвы французами, был уничтожен почти весь Богоявленский приход: из 210 дворов уцелело только шесть. Собор не пострадал от огня, но был разграблен. Дома и храм восстановили к середине 1830-х годов. По данным клировой ведомости, на 1837-й в приходе числилось 222 двора, в которых проживали купцы, дворяне, мещане, крестьяне, иностранцы и старообрядцы[6].

XIX — начало XX века

Памятная доска на фасаде собора, 2014 год

В связи с увеличением числа дворов количество верующих возросло и пространство храма стало недостаточным. По прошению прихожан в 1835-м началось возведение нового собора архитектором Евграфом Тюриным. Треть от строительных расходов возместил московский купец Василий Щапов, который был ктитором храма с конца 1850-х годов до своей смерти в 1864-м. Когда в 1840 году приступили к установке барабана центрального купола, в боковых арках появились трещины. Причину деформации связали с промежуточным этапом работ: своды не были закончены и проёмы не выдержали нагрузки. Строительство продолжилось после восстановления повреждений[7][2]. Тюрин создал пятиглавое здание в стиле позднего ампира с купольной ротондой в центре, в которой встречаются черты подражания куполу собора Святого Петра в Риме. От старого комплекса сохранился первый ярус колокольни, над которым в середине XIX столетия возвели верхние уровни в формах XVIII века, и трапезная. К 1845-му завершилось сооружение храма и началась внутренняя отделка. Все работы были завершены к 1853 году. Новый храм освятил митрополит Московский и Коломенский Филарет[8][9][10].

В 1850-х годах в приходе храма числилось 169 дворов, а число прихожан составляло 3498 человек[11]. В 1869-м они подали митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию прошение об учреждении братства для помощи бедным, заботы о храме и содержания богадельни. Его устав был утверждён в ноябре 1870 года. Через пять лет священник Николай Дмитревский предложил устроить бесплатную приходскую школу для детей неимущих родителей. Её разместили в здании церковной богадельни, которую надстроили вторым каменным этажом. Оборудованное помещение вмещало 35 учеников, библиотеку и две жилые комнаты для учителей. Изначально планировалось обучение мальчиков и девочек, но из-за недостатка средств и места был открыт только класс для мальчиков. В те же годы развивались и другие направления деятельности братства: оказание помощи бедным, снабжение провизией, одеждой и предметами первой необходимости[12].

В 1890-х годах по проекту зодчего Петра Зыкова была выполнена реконструкция верхней части здания трапезной: выложены аттики вдоль северного и южного фасадов с трёхарочным портиком в центре, на кровли барабана установили широкий фигурный купол. В 1895-м вызолотили иконостас, стены алтарной части храма украсили лепниной и живописью. Росписи выполнила артель художников из мастерской иконописца Василия Гурьянова, руководил работами живописец Афанасий Куликов. В память о коронации Николая II, состоявшейся в 1896 году, прихожане собора заказали драгоценные вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями и государственными гербами. В 1900-м погост обнесли новой оградой на каменных столбах, к которой примыкала выстроенная на углу Елоховской и Красносельской улиц часовня. В подвале собора устроили камеру для духового отопления[13].

В 1902—1907 годах членами братства были основаны приют, вмещающий пятнадцать сирот и дом престарелых[12].

После революции и советское время

Памятная доска, посвящённая крещению Александра Пушкина, 2012 год

После Октябрьской революции (1917) Богоявленский собор передали общине из 40 человек, зарегистрированной в ноябре 1918 года[14].

В 1922 году, во время Гражданской войны, из храма в фонд помощи голодающим изъяли церковные ценности. Во время конфискации собралось около двухсот прихожан, возмущённых действиями комиссии. Их разогнал отряд конной милиции[15].

В 1927 году храму был присвоен статус памятника церковной архитектуры первой категории и поставили на учёт музейного департамента Московского отдела народного образования. Через год под руководством Ивана Кузнецова в храме провели реставрационные работы живописи главного купола. В 1929 году военком Первого конвойного полка Павел Иванович Горячев отправил письмо в Моссовет с просьбой закрыть церковь и передать помещения казарме на 350 военнослужащих. По решению секретаря президиума Моссовета В. Ф. Козлова храм не закрыли. Однако в 1930 году вышло постановление о передаче комплекса Государственному музею керамики. Это вызвало протесты верующих: было собрано более 4800 подписей с требованием отменить распоряжение, что и произошло на заседании Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета 30 июня 1930 года[16].

Храм приобрёл де-факто особое значение с начала 1930-х годов в связи с размещением недалеко от него (Бауманский пер., д. 6 — ныне северный отрезок Бауманской улицы) канцелярии и резиденции заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

Из разрушенной в 1938 году Богоявленской церкви в Дорогомилове в храм в Елохове перенесли кафедру Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). После его смерти в 1944-м он был похоронен в северном Никольском приделе собора[2][8].

22 июня 1941 года после проведения литургии правительство планировало закрыть собор, но решение не было исполнено. Предположительно, это связано с начавшейся в тот день войны с Германией[17]. Супруга богослова Николая Пестова Зоя Вениаминовна вспоминала:

Начало войны застало нас в Москве. Накануне, в субботу 21 июня, я была у всенощной в Елоховском соборе. Служил отец Николай Кольчицкий. Служил и плакал, а после окончания богослужения сказал, обратившись к народу, что завтра утром будет отслужена последняя Литургия, после чего храм закрывается, и ключи сдаются в исполком. Дома я с плачем рассказала Николаю Евграфовичу о том, что узнала. Лицо мужа стало ещё более серьёзным. Он тяжело вздохнул, перекрестился и сказал: «На все Божья воля». Ночью он долго молился, стоя на коленях перед шкафом с иконами… На другой день рано утром я уже была в храме. Народу было немного. Все стояли грустные и печальные. После окончания Литургии все ждали, что вот сейчас придут представители власти и собор будет закрыт. Но никто не приходил. Постепенно все стали расходиться. Ушла и я домой. Дома стала собирать вещи и продукты, чтобы ехать на дачу. Вернулся с работы и Николай Евграфович. Внезапно с лестничной площадки раздался шум. В дверь стучала соседка.
— Зоя Вениаминовна! Включите радио! Война!

Через несколько секунд я услышала голос Левитана, извещавшего о начале войны с Германией[18].

В 1943, 1945, 1971 и 1990 годах в соборе происходили церемонии интронизации Московских Патриархов. В мае 1944 года в северном Никольском приделе был похоронен Патриарх Сергий (Страгородский); гранитное надгробие (1949) работы А. В. Щусева — последняя работа академика.

В 1947 году, в честь 800-летия Москвы, в соборе отреставрировали иконостас, киоты, росписи и стены Патриаршей кафедры. Восстановление живописи центрального купола выполнила бригада художников под руководством иеромонаха Сергия. Настенные росписи в алтарной части храма обновлял Афанасий Куликов[19].

К празднованию 500-летия автокефалии Русской православной церкви в 1948 году для мощей святителя Алексия художником Михаилом Губониным был создан проект сени и раки. Выполнили гробницу из липового дерева братья Ворносковы: Сергей, Пётр, Василий и Михаил. Покров создали в виде шатра, украшенного шпилями и кокошниками с растительным орнаментом, раку покрыли ажурной резьбой. Однако из-за быстрого изнашивания крышки и позолоты вскоре была сооружена новая гробница. Её изготовил из бронзового сплава Григорий Васильевич Крупин[19].

В 1970-х годах здание храма получило два новых входа: с северной и южной сторон. Хоры, для которых соорудили центральный балкон, перенесли в подкупольное пространство. В подвале заново установили отопление, здание оборудовали двумя пассажирскими лифтами. К началу 1980-х годов была построена алтарная апсида. В 1988-м, к празднованию 1000-летия Крещения Руси, капитально отремонтировали фасады, кровли, церковную ограду, фресковую живопись на внешней стороне стен[20].

Современность

В 1991 году на стене около входа установили мемориальную доску с упоминанием о крещении в соборе Александра Пушкина. В 1992-м, после того как Успенский храм получил статус Патриаршего, Богоявленский стал кафедральным[2][21]. Значение собора ещё более снизилось после освящения в 2000 году воссозданного кафедрального Храма Христа Спасителя.

В 2008 году в соборе был похоронен патриарх Алексий II[21].

С 1978 года по 2013 год настоятелем храма был протопресвитер Матфей Стаднюк. В марте 2013 года настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Агейкин, скончавшийся 21 апреля 2020 года от последствий заболевания коронавирусом[22].

Духовенство

  • Настоятель храма — Фома (Мосолов), епископ Павлово-Посадский
  • Протоиерей Александр Аржаев
  • Протоиерей Борис Обрембальский
  • Иерей Михаил Райчинец
  • Иерей Алексий Артамонов
  • Иерей Алексий Козливсков
  • Иерей Константин Корнеев
  • Иерей Виктор Ленок
  • Протодиакон Николай Платонов
  • Протодиакон Михаил Гречишкин
  • Диакон Алексий Катанников[23]

Известные служители собора и члены причта

Архитектура

Внутреннее убранство собора, 2019 год Фрески на стенах собора, 2011 год

Богоявленский храм представляет собой поднятый на высокий подклет четверик, завершённый пятью главами. Его высота составляет 56 метров, площадь — 1164 м², вместимость — 3000 человек. С северной и западной сторон собор опоясывают широкие галереи[38]. К главному зданию примыкает соединённая с ним трапезная, перекрытая крестовыми сводами, стоящими на четырёх столбах. К ней пристроена трёхъярусная колокольня высотой 65 метров с семнадцатью колоколами. Самый большой из них был отлит в 1900 году на московском заводе А. Самгина[39].

Южный фасад разделён на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами, поясом поребрика, нишами. Окна обрамлены наличниками с парными треугольными фронтончиками[38].

Пространство храма освещается двенадцатью арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проёмов в стенах. Внутреннюю сторону купола украшает живописная композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. В нижней части барабана изображены двенадцать угодников Божиих. На сводах находятся образы святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, живописные сюжеты из Нового Завета. На западной стене собора размещены две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними — изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф». У северной и южной стен храма стоят хоругви: «коронационная» с изображениями Николая II, архиепископа Мирликийского и святых членов императорской семьи, «феодосиевская», пожертвованная в Елоховский собор в 1897 году. В Богоявленском приделе находятся особо почитаемые святыни собора: чудотворный образ «Казанской Божией Матери» и мощи святителя Алексия в раке[40][41][42].

В большом алтаре представлены настенные росписи живописца Афанасия Куликова, выполненные в 1912 году и обновлённые в 1947-м. Среди них — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста» и другие[43].

Своды трапезной расписаны масляной живописью. На них размещены евангельские сюжеты: «Наставление Спасителя ученикам», «Воскрешение дочери Иаира», «Беседа Иисуса Христа с Никодимом» и другие[44].

Иконостас

В иконостасе Никольского придела находятся иконы «Спас Великий Архиерей», «Святитель Николай Чудотворец со сценами жития» первой половины XIX столетия. В этой части собора представлены храмовые образы Божией Матери: «Всех Скорбящих Радость», «Тихвинская», «Нечаянная Радость», «Избавление от бед страждущих», «Рождество Пресвятой Богородицы»[45].

В иконостасе Благовещенского придела трапезной расположены праздничные иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Троица Ветхозаветная» и образ «Светлое Христово Воскресение» конца XVIII века[45].

Шестиярусный иконостас главного престола является образцом неовизантийского стиля середины XIX века. Он покрыт позолоченным растительным орнаментом и вмещает 65 икон. Два нижних яруса разделены четырьмя парами колонн. Царские врата украшены медальонами с изображениями Божией Матери, архангела Гавриила и евангелистов. В местном ряду иконостаса находятся образы: «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Богоматерь Мирожская», «Спаситель», «Святое Богоявление Крещение Господне»[46].

В алтаре на стенах размещены иконы рубежа XVII и XVIII веков: «Страстная икона Божией Матери», «Спас Великий Архиерей», «Спас Смоленский» в серебряном окладе и другие[47].

Ризница

Ризница собора является хранилищем богослужебных предметов и облачений. В ней собраны серебряные напрестольные кресты, самый ранний из которых изготовлен в Москве в 1768 году. В ней также хранятся образцы церковной книжной печати — два Евангелия с гравюрами, в окладах, обитых бархатом и украшенных серебряными накладками. Одна книга напечатана в Москве в 1698 году, другая — в 1759-м[48].

В нумизматике

В 2004 году Центральный банк России выпустил серебряную памятную монету «Богоявленский собор (XVIII в.), г. Москва» номиналом 3 рубля тиражом 8 тысяч штук[49].

Примечания

  1. 1 2 Богоявленский кафедральный собор в Елохове в Москве (неопр.). Культура.рф. Дата обращения: 11 июня 2018.
  2. 1 2 3 4 5 6 Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва) (неопр.). Patriarchia.ru. Дата обращения: 11 июня 2018.
  3. ↑ Черкасов-Георгиевский, 1992, с. 14.
  4. ↑ Любартович, 2004, с. 25—26.
  5. 1 2 Любартович, 2004, с. 63.
  6. ↑ Любартович, 2004, с. 75—77.
  7. ↑ Любартович, 2004, с. 85.
  8. 1 2 Паламарчук, 1995, с. 83—86.
  9. ↑ Глушкова, 2007, с. 174.
  10. ↑ Вострышев, 2011, с. 80.
  11. ↑ Любартович, 2004, с. 101.
  12. 1 2 Любартович, 2004, с. 108—113.
  13. ↑ Любартович, 2004, с. 120—126.
  14. ↑ Любартович, 2004, с. 131.
  15. ↑ Любартович, 2004, с. 140.
  16. ↑ Любартович, 2004, с. 145—147.
  17. 1 2 Православная энциклопедия, 2002, с. 550—556.
  18. ↑ Любартович, 2004, с. 155.
  19. 1 2 Любартович, 2004, с. 190—192.
  20. ↑ Любартович, 2004, с. 239—240.
  21. 1 2 Шокарев, 2012.
  22. ↑ В Москве умер настоятель Богоявленского собора Александр Агейкин (рус.). РБК. Дата обращения: 21 апреля 2020.
  23. ↑ Духовенство | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт (рус.). Дата обращения: 13 апреля 2020.
  24. ↑ О протопресвитере Николае Колчицком (неопр.). Православие.ru. Дата обращения: 11 июня 2018.
  25. ↑ Профессор-протопресвитер Виталий Боровой (бывший настоятель Богоявленского собора) (неопр.). Богоявленский кафедральный собор. Дата обращения: 11 июня 2018.
  26. ↑ Матфей Стаднюк, протопресвитер (неопр.). Patriarchia.ru. Дата обращения: 11 июня 2018.
  27. ↑ Назначен новый настоятель Богоявленского собора в Елохове (неопр.). Русская народная линия (28 марта 2013). Дата обращения: 11 июня 2018.
  28. ↑ Епископ Павлово-Посадский Фома назначен настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы (неопр.). оофициальный сайт РПЦ (22 апреля 2020). Дата обращения: 22 апреля 2020.
  29. ↑ Отошел ко Господу протоиерей Николай Степанюк — Московская городская епархия Русской Православной Церкви (неопр.). moseparh.ru. Дата обращения: 21 апреля 2020.
  30. ↑ Вечная память. Протоиерей Анатолий Цвиркунов (неопр.). old.srcc.msu.ru. Дата обращения: 7 октября 2007.
  31. ↑ Регент Патриаршего Богоявленского собора В. С. Комаров (1893-1974) (неопр.). Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Дата обращения: 11 июня 2018.
  32. ↑ Скончался Николай Семёнович Капчук – почётный староста Богоявленского кафедрального собора (неопр.). Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Дата обращения: 11 июня 2018.
  33. ↑ Наумов, 2015, с. 697.
  34. ↑ Наумов, 2015, с. 700.
  35. ↑ Архидиакон Стефан Гавшев (неопр.). Богоявленский кафедральный собор. Дата обращения: 11 июня 2018.
  36. ↑ Андрей Мазур, архидиакон (неопр.). Patriarchia.ru. Дата обращения: 11 июня 2018.
  37. ↑ Богоявленский Собор во время войны (неопр.). Богоявленский кафедральный собор. Дата обращения: 11 июня 2018.
  38. 1 2 Памятники архитектуры в окрестностях Рыбинска (неопр.). РусАрх (2008). Дата обращения: 11 июня 2018.
  39. ↑ Любартович, 2004, с. 289.
  40. ↑ Любартович, 2004, с. 295—297.
  41. ↑ Черкасов-Георгиевский, 1992, с. 15.
  42. ↑ Глушкова, 2007, с. 177.
  43. ↑ Любартович, 2004, с. 302.
  44. ↑ Любартович, 2004, с. 290.
  45. 1 2 Любартович, 2004, с. 292—294.
  46. ↑ Любартович, 2004, с. 296—297.
  47. ↑ Любартович, 2004, с. 303.
  48. ↑ Любартович, 2004, с. 303—304.
  49. ↑ Богоявленский собор (XVIII в.), г. Москва (неопр.). Центральный банк России. Дата обращения: 11 июня 2018.

Литература

  • Вострышев М., Шокарев С. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2011. — 1064 с.
  • Вострышев М., Шокарев С. Москва православная: все храмы и часовни. — М.: Алгоритм, 2012. — 542 с.
  • Любартович В. А. Богоявления собор в Елохове // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. V : «Бессонов — Бонвеч». — С. 550—556. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Любартович В., Юхименко Е. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — 306 с.
  • Православные святыни Москвы / под ред. В. Глушковой. — М.: Вече, 2007. — 544 с.
  • Русская духовная музыка в документах и материалах. Русское православное церковное пение в ХХ веке. Советский период. Кн. 1. 1920—1930-е годы. Ч. 2 / под ред. А. Наумова, М. Рахмановой. — 2015. — Т. 9. — 520 с. — ISBN 978-5-94457-246-2.
  • Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Москва в границах 1917 / под ред. П. Паламарчука. — М.: КРОМ, 1995. — 585 с.
  • Черкасов-Георгиевский В. Москва: религиозные центры и общины. — М.: Профиздат, 1992. — 111 с.

Ссылки

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

Фото Патриаршего дворца и собора Двенадцати апостолов Московского Кремля

Величественные Патриаршие палаты в Московском Кремле относятся к наиболее значительным архитектурным памятникам второй половины XVII века. Комплекс состоит из дворца — резиденции иерархов Русской Православной Церкви, и их домового храма Двенадцати апостолов. Патриаршими палатами заканчивается с северной стороны Соборная площадь.

Первым из глав русской церкви получил дом на территории Кремля митрополит Петр во время правления Ивана Калиты. Постройка была деревянной, как и все остальные.

Постройка каменных зданий для представителей высшей церковной иерархии началась в XV веке по распоряжению митрополита Ионы. В 1450 году был возведен специальный митрополичий двор неподалеку от храма Ризоположения, но он сгорел при страшном пожаре 1493 года.

Кардинальную перестройку церковная резиденция претерпела в период с 1652 по 1656 годы при патриархе Никоне. В строительстве участвовали самые известные зодчие того времени, признанные мастера каменного шатростроения — Антип Константинов и Бажен Огурцов. Внутренние помещения расписывали талантливые живописцы, которыми славились Троице-Сергиевский монастырь, Ярославль и Кострома. К наиболее сложным работам привлекли царских художников – Симона Ушакова, Иосифа Владимирова и Федора Козлова. К сожалению, их труд мы не увидим, так как роспись не сохранилась.

Красота и пышность убранства отстроенного заново трехэтажного патриаршего двора не уступала интерьерам царских покоев. А его внутренние помещения таили в себе настоящую сокровищницу – богатую патриаршую ризницу. Излишнюю роскошь Никону вскоре припомнили, он оказался в опале и на суде был обвинен за гордыню и желание поставить себя выше самого государя.

В 1681 году при патриархе Иоакиме построили новый собор Двенадцати апостолов. Он стал выполнять для иерархов роль домовой церкви, заменив Ризоположенский храм, функционировавший более двух веков.

В эпоху правления Петра I патриаршество упразднили. Церковные владения Московского Кремля остались бесхозными и начали приходить в ветхость. В 1718 году царь посетил Патриарший дворец и решил использовать верхний этаж помещения под библиотеку с редкими рукописными и печатными книгами.

В XIX столетии в очередной раз реконструировали храм Двенадцати апостолов. Работы проходили под руководством архитектора Дмитрия Чичагова. Убрали перекрытие между этажами, освежили роспись, сменили декоративные элементы, украсили церковь новым большим иконостасом. Храм стал более светлым, благодаря  более широким оконным проемам. Нашли применение и Патриаршему дворцу, в нем разместился Синод.

В мятежном 1917 году Патриарший дворец сильно пострадал во время боевых действий. От артиллерийских снарядов была разрушена церковь и стена трапезной. Через год произошла национализация всех кремлевских зданий, они стали комендатурами, складами и реставрационными мастерскими. Патриаршие палаты открылись для посетителей лишь в 1961 году после реставрации.

Трехэтажный Патриарший дворец в старину казался огромным. Сейчас его здание придает основному архитектурному ансамблю Соборной площади законченный вид. Во времена Никона из разрозненных построек создали гармоничный комплекс с единым стилем.

По внешнему виду Патриарший дворец напоминает более ранние кремлевские постройки. К примеру, очертания барабанов на храме Двенадцати апостолов почти повторяют подобные архитектурные элементы на Архангельском соборе, а отделка южного фасада здания такая же, как на гораздо более старом Успенском храме.

Фасад и внутренние помещения дворца многократно перестраивались, поэтому в его облике можно заметить немало архитектурных несоответствий. Однако общего впечатления это не портит. В палатах сохранились старорусские постройки разных типов – и парадные помещения, и маленькие жилые залы.

На втором этаже разместилась уникальная музейная экспозиция, на которой представлено декоративно-прикладное искусство и быт XVII века.

В помещении Парадных сеней представлены личные вещи патриарха Никона вместе с его церковным облачением. В Крестовой палате хранится старинная посуда, которая использовалась на торжественных приемах, охотничье снаряжение самого Ивана Грозного и уникальная коллекция часов.

В экспозиции Приказных палат есть прекрасно сохранившийся набор шахмат и письменные принадлежности, которыми пользовался еще отец Петра I — государь Алексей Михайлович. Представляет интерес и букварь знаменитого писателя и печатника Кариона Истомина, по которому учился читать сын Петра Великого — царевич Алексей. В Приказных палатах воссоздали жилую комнату XVII века с подлинными предметами — столами, стульями, лавками, сундуками и нарядной изразцовой печью.

В Трапезной палате располагается выставка, на которой представлено старинное лицевое и орнаментальное шитье. Большая часть экспонатов является предметами церковной утвари – от вышитых золотом покровов на престолы до плащаниц и завес на царские врата. В соборе Двенадцати апостолов хранится собрание редких подписных икон XVII века, созданных русскими художниками, в том числе — знаменитыми мастерами того времени — Федором Зубовым и Симоном Ушаковым. В Патриарших палатах никогда не прекращается реставрация. Например, в 2013 году была расчищена настенная живопись XVII века помещении парадных сеней и Приказных палат.

Примечательно, что все предметы в Патриаршем дворце и соборе — подлинные, когда-то были в царском, боярском или патриаршем обиходе. По ним можно представить жизнь средневековой столицы, ее будни и праздники, ощутив дух целой эпохи. Перед посетителями этого уникального музея во всех красках предстает поворотный момент российской истории – XVII век.

Патриарший Дворец и церковь Двенадцати апостолов открыты для посещения каждый день с 10.00 до 17.00, кроме четверга.

Святейший Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси » Справочная информация » Православная Европа.org

Curriculum Vitae

Патриарх Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника. Окончил среднюю школу в 1964 г. и Ленинградскую духовную семинарию и академию в 1970 г. со степенью кандидата богословия по теме «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатной природе».

3 апреля 1969 года пострижен митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. 7 апреля рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха. 30 августа 1970 года назначен личным секретарем митрополита Никодима. В качестве преподавателя Академии и секретаря митрополита много времени уделял участию во внешней деятельности Московской Патриархии. В 1971 году он представлял духовные школы Русской Православной Церкви на Генеральной Ассамблее СИНДЕСМОС и был избран Ассамблеей в Исполнительный комитет СИНДЕСМОС.12 сентября 1971 года возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей (ВСЦ) в Женеве. В 1972 году он был избран в правление Фонда ВСЦ примирения и реконструкции в Индокитае.

26 декабря 1974 года назначен ректором Ленинградских духовных школ. В 1975 году стал председателем Ленинградского епархиального совета. Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 3 марта 1976 года архимандрит Кирилл поставлен епископом Выборгским, помощником епископа Ленинградской епархии.Его епископская хиротония состоялась 14 марта 1976 года.

Епископ Кирилл принимает активное участие в экуменической деятельности Русской Православной Церкви. В 1975 году он был избран в Центральный и Исполнительный комитеты ВСЦ на его 5-й Ассамблее в Найроби. 9 сентября 1976 года назначен представителем Русской Православной Церкви в Пленуме Комиссии ВСЦ «Вера и порядок». Участвовал в 1-м Предсоборном Всеправославном Совещании в 1976 году в Женеве, а также в православно-католических диалогах в 1978, 1980 и 1984 годах.С 1976 по 1978 год он был заместителем Патриаршего Экзарха по Западной Европе, а затем окормлял Патриаршие приходы в Финляндии. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа. С 1979 года — член Комиссии Священного Синода по христианскому единству, ныне Синодальной богословской комиссии.

26 декабря 1984 года архиепископ Кирилл переведен на Смоленскую кафедру. Решением Священного Синода от 14 ноября 1989 года назначен Председателем Отдела внешних церковных связей и Постоянным членом Священного Синода.В 1991 году возведен в сан митрополита.

27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла 16-м -м Патриархом Московским и всея Руси. Возведен на патриарший престол 1 февраля 2009 года в Москве, в Спасском соборе.

Патриарх Кирилл является почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии и почетным доктором Реформатской духовной академии в Будапеште. Награжден высокими орденами Русской Православной Церкви и многих Поместных Православных Церквей.В августе 1993 года ему была присуждена международная премия мира Ловииса. В 2002 году он получил звание почетного доктора политических наук honoris causae Университета Перуджи, Италия.

Патриарх Кирилл является автором более 200 публикаций в церковной и светской прессе, а также еженедельной телепрограммы, привлекающей широкую аудиторию.

 


Источник: Официальный сайт Русской Православной Церкви. Пожалуйста, свяжитесь с ним для получения дополнительной информации.

Московский Патриарх помолился о единстве «единого пространства» России и Украины

Православный Предстоятель Московский и Всея Руси в воскресенье вознес молитвы о продолжающемся конфликте на Украине, ссылаясь на концепцию русского «отечества» в том числе Украины, настаивая при этом на церковной власти Москвы над киевскими церковными деятелями.

Замечания патриарха были широко расценены как часть продолжающегося православного теологического оправдания российского военного вторжения в Украину.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент России Владимир Путин. Фото: Alamy Stock Photo

Поделиться

«Мы не должны позволять темным и враждебным внешним силам смеяться над нами, мы должны сделать все, чтобы сохранить мир между нашими народами и в то же время защитить наше общее историческое Отечество от всех действий извне, которые могут разрушить это единство», — сказал Патриарх Кирилл в своем обращении после Божественной литургии 27 февраля в Московском православном храме Христа Спасителя.

Российские войска вторглись на территорию Украины.24, начав штурм нескольких городов, в том числе столицы Киева. Боевые действия продолжались в течение последних пяти дней, поскольку религиозные лидеры как в Украине, так и во всем мире выражали солидарность с украинским народом, а правительства обещали помощь Украине и вводили экономические санкции против России.

Украина является домом для трех основных христианских церквей. Помимо Украинской католической церкви, православные христиане страны разделены между членами самоуправляемой Православной церкви Украины, признанной в 2018 году Константинопольским патриархатом, и Украинской православной церкви Московского патриархата, которая подпадает под власть Московского Патриарха Кирилла.

Признание Константинополем в 2018 году независимой Украинской Православной Церкви вызвало раскол во всемирном православном общении, и Москва разорвала общение с Константинополем из-за признания. Московский патриархат претендует на Украину как на неотъемлемую часть своей территории и настаивает на том, что она является зависимой церковной провинцией Русской Церкви.

Православное Московское Патриархатное церковное понимание «всех русских» включает Украину, а также народы других стран, исторически подпавших под влияние России.

В своем воскресном обращении Кирилл заявил, что между Россией и Украиной и православными христианами в этих странах существует существенное единство.

«Не дай Бог, чтобы нынешняя политическая ситуация в близкой нам братской Украине была направлена ​​на то, чтобы злые силы, которые всегда боролись против единства России и Русской Церкви, взяли верх», — сказал Кирилл. .

«Не дай Бог, чтобы между Россией и Украиной пролегала страшная линия, обагренная братской кровью.Мы должны молиться о восстановлении мира, о восстановлении добрых братских отношений между нашими народами».

Патриарх продолжал выражать солидарность с христианами Украины, настаивая при этом, что солидарность означает признание власти Москвы над Украинской Церковью:

«Залогом этого [христианского] братства является наша единая Православная Церковь, которую в Украине представляет Украинская Православная Церковь [лояльная Москве], во главе с Блаженнейшим Онуфрием. Мы сегодня за них молились», — сказал Кирилл.

Московский патриарх продолжил молитву о защите «народа, входящего в единое пространство Русской Православной Церкви, от междоусобной брани».

«Да защитит Господь землю русскую», — молился Кирилл. «Когда я говорю «русский», я употребляю древнее выражение из «Повести временных лет» — «Откуда взялась русская земля?» Земля, в которую теперь входит и Россия, и Украина, и Белоруссия, и другие племена и народы. Чтобы Господь сохранил землю Русскую от врагов внешних, от внутренних раздоров, чтобы укрепилось единство нашей Церкви.

Вмешательство Кирилла, вероятно, будет истолковано многими украинскими христианами и церковными наблюдателями как молчаливое одобрение путинского оправдания вторжения в Украину.

Незадолго до начала вторжения на прошлой неделе Путин произнес несколько речей, в которых назвал Украину и другие страны, граничащие с Россией, «нашей исторической землей». Президент России заявил, что «современная Украина целиком и полностью создана Россией» и что украинская территория и народ неотделимы от понятия Руси — исторического народа и культуры России.

Путин назвал существование независимой Украины «антироссийским проектом», поддерживаемым внешними западными силами.

Представители Украины и России встретились в понедельник для коротких переговоров о прекращении огня на границе Украины с Белоруссией, государством-клиентом России, которое обязалось направить в Украину собственные вооруженные силы для помощи российскому вторжению.

Святой Престол предложил помощь в проведении дальнейших мирных переговоров. В то время как Ватикан всегда остается публично нейтральным в международных конфликтах и ​​призывает обе стороны к миру, Папа Франциск посвятил эту неделю Пепельной среде как день молитвы и поста для народа Украины.

Папа также посетил посольство России при Святом Престоле, чтобы призвать к миру. В субботу понтифик напрямую общался с президентом Украины Владимиром Зеленским.

В заявлении, опубликованном в понедельник, архиепископ Святослав Шевчук, глава Украинской греко-католической церкви, помолился о том, чтобы «диалог и дипломатия [победили] войну», осуждая российскую «кривую, бесчеловечную и жестокую войну. ”

Шевчук высоко оценил «мужество» украинского народа и военных и заявил, что российские войска теперь используют женщин и детей в качестве живого щита для прикрытия своего продвижения по стране.

«Я благодарен, что Святой Отец поддерживает нас, молится за нас и желает сделать все, чтобы остановить эту войну», — сказал Шевчук.

Share The Pillar

Московский Патриархат посетит США в связи с празднованием 50-летия автокефалии Православной Церкви Америки

Архиереи Русской Православной Церкви посетят Вашингтон в конце этого года для участия в торжествах, посвященных 50-летию дарования автокефалии Православной Церкви в Америке (ПЦА), клирик Московского Патриаршего прихода в Соединенных Штатах Об этом Sputnik сообщил игумен штата Никодим (Балясников).

«В первой половине ноября, если позволит глобальная пандемия, в Вашингтоне будет совершена совместная Божественная литургия в присутствии первоиерарха ПЦА – митрополита всея Америки и Канады Тихона и высоких представителей Патриарха Московского и всей России, которые специально поедут в США на юбилейные мероприятия», — сказал игумен Никодим.

Настоящая годовщина была в 2020 году, однако и Русская Православная Церковь, и ПЦА решили отложить все торжества в Вашингтоне и других местах из-за пандемии коронавируса.Также перенесено особое богослужение на Аляске в память одного из самых почитаемых святых как в России, так и в США — преподобного Германа Аляскинского.

«Мы все еще надеемся, что ситуация позволит нам провести хотя бы часть этих мероприятий», — сказал игумен Никодим.

Обе церкви планируют провести конференцию в Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке, добавил игумен Никодим.

Русская православная церковь предоставила ПЦА томос об автокефалии, или декрет о независимости, в апреле 1970 года после десятилетий безуспешных попыток примирения после большевистской революции 1917 года.

«По милости Божией у нас очень теплые, конструктивные и братские отношения с ПЦА, — сказал игумен Никодим.

Игумен Никодим отметил, что митрополит Тихон, духовенство и верующие ПЦА поддержали Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата после неканонического решения Константинопольского Патриарха Варфоломея о предоставлении независимости раскольникам в Украине.

«Мы благодарны за эту позицию, которая наилучшим образом демонстрирует открытые, добрые и доброжелательные отношения между нашими церквами», — сказал игумен Никодим.

Московские Патриаршие приходы в США отметят 120-летие собора в Нью-Йорке в мае

Кроме того, настоятель Никодим добавил, что Московские Патриаршие приходы в США отметят в мае 120-летие своего главного храма, Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, отслужением Божественных литургий и организацией онлайн-мероприятий.

В связи с ограничениями из-за пандемии коронавируса в Нью-Йорке духовенство и прихожане планируют проводить различные онлайн-мероприятия, сообщил он.

«В настоящее время мы проводим такие приготовления. Кроме того, мы снимаем небольшой и познавательный документальный фильм об истории собора», — рассказал игумен Никодим.

Церемония закладки собора состоялась 22 мая 1901 года под руководством тогдашнего епископа Тихона (Беллавина), ставшего Патриархом в 1918 году и причисленного Русской Православной Церковью к лику святых в 1989 году.

Собор, расположенный в районе Карнеги-Хилл на Манхэттене в верхней части Ист-Сайда, был освящен в ноябре 1902 года.

Святитель Тихон Московский | Свято-Троицкий собор

В 1892 году переведен из Псковской семинарии в Холмскую духовную семинарию и возведен в сан архимандрита. Архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Люблинского 19 октября 1897 года и на год вернулся в Холм викарным епископом Холмской епархии. Епископ Тихон ревностно отдавал свои силы учреждению нового наместничества. Его привлекательный моральный облик завоевал всеобщую симпатию не только русского населения, но и литовцев и поляков.14 сентября 1898 года епископ Тихон был поставлен епископом Алеутским и Аляскинским. Будучи главой Православной Церкви в Америке, епископ Тихон был ревностным работником в винограднике Господнем.

Много сделал для распространения Православия и благоустройства своей обширной епархии. Он реорганизовал епархиальную структуру и изменил ее название с «Алеутской и Аляскинской епархии» на «Алеутскую и Северо-Американскую епархию» в 1900 году. Архиепископ Тихон почетный гражданин США.

22 мая 1901 года он освятил закладку Никольского собора в Нью-Йорке, а также участвовал в создании других церквей. 9 ноября 1902 года он освятил церковь Святителя Николая в Бруклине для сирийских православных иммигрантов. Через две недели он освятил Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке.

В 1905 году Американская Миссия была преобразована в Архиепископию, а святитель Тихон возведен в сан архиепископа. У него было два викарных епископа: епископ Иннокентий (Пустынский) на Аляске и святой Рафаил (Хававини) в Бруклине, которые помогали ему в управлении его большой, этнически разнообразной епархией.В июне 1905 года святитель Тихон дал свое благословение на основание Свято-Тихоновского монастыря.

В 1907 году он вернулся в Россию и был назначен в Ярославль, где быстро завоевал любовь паствы. Они полюбили его как дружелюбного, общительного и мудрого архипастыря. Он говорил со своими подчиненными просто, никогда не прибегая к властному или властному тону. Когда ему нужно было кого-то выговорить, он делал это в добродушной, иногда шутливой манере, что побуждало человека исправить свои ошибки.

Когда 22 декабря 1913 года святителя Тихона перевели в Литву, ярославцы избрали его почетным гражданином своего города. После перевода в Вильнюс много сделал для материальной поддержки различных благотворительных учреждений. Там тоже ярко проявились его щедрая душа и любовь к людям. Первая мировая война началась, когда Его Высокопреосвященство находился в Вильнюсе. Он не жалел сил для помощи бедным жителям Виленского края, оставшимся без крова и средств к существованию в результате войны с немцами и толпами стекавшихся к своему архипастырю.

Святейший Патриарх Кирилл призывает верующих молиться о мире и единстве Церкви

27 февраля 2022 года в своем Предстоятельском слове после Литургии в Кафедральном соборе Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал о событиях, происходящих в Украине. В частности, Его Святейшество сказал:

Сегодня нам тоже нужно единство — единство с нашими братьями и сестрами в Украине. Мы знаем о сложных обстоятельствах, в которых сегодня оказалась Украинская Православная Церковь Московского Патриархата.Я особенно молился сегодня за Блаженнейшего Предстоятеля и, конечно же, за весь епископат и всех верующих людей Украины; и я призываю вас вознести и эти молитвы. Не дай Бог, чтобы нынешняя политическая ситуация в столь близкой нам братской Украине была направлена ​​на то, чтобы одержать верх злым силам, которые всегда стремились против единства Руси и Русской Церкви. Не дай Бог, чтобы между Россией и Украиной была проведена страшная черта, обагренная кровью наших братьев.Мы должны молиться о восстановлении мира, о восстановлении добрых братских отношений между нашими народами. Гарантией этого общения является наша единая Православная Церковь, представленная в Украине Украинской Православной Церковью во главе с Блаженнейшим Онуфрием. Мы молились за них и сегодня. Мы молились, чтобы Господь дал им силу и мудрость для отражения нападений лукавого, верой и правдой служа своему народу, способствуя миру всеми возможными способами.

Да сохранит Господь нашу Церковь в единстве.Да убережет Господь от братоубийственной борьбы народы, составляющие единое пространство Русской Православной Церкви. Нельзя допустить, чтобы темные и враждебные внешние силы смеялись над нами; мы должны сделать все, чтобы сохранить мир между нашими народами, защищая нашу общую историческую Родину от любых действий извне, которые могут разрушить это единство.

Сегодня мы возносим особую молитву за Блаженнейшего Онуфрия, за нашу Церковь и за наших благочестивых верующих.Да сохранит Господь землю русскую. Когда я говорю «русский», я употребляю древнее выражение из «Повести временных лет» — «откуда пришла земля русская», земля, в которую входят теперь и Россия, и Украина, и Беларусь, и другие племена и народы. Да защитит Господь землю Русскую от врагов внешних, от внутренних неурядиц, да укрепится единство нашей Церкви и да отступят по милости Божией все искушения, диавольские нападки, провокации и да обретет благочестивый народ наш на Украине мир и спокойствие — это наши сегодняшние молитвы.И прошу всех поминать Блаженнейшего Онуфрия в годичных молитвах в храмах и дома, поминать наших братьев и сестер в Украине и молиться о мире.

Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви

Высокопреосвященнейшему Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Илариону,
Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей,

Высокопоставленным архипастырям, членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей:

Возлюбленный о Господе Владыка Митрополит Иларион, Высокопреосвященнейшие Архипастыри:

Сердечно приветствую всех вас, иерархи Русского Зарубежья, собравшиеся в Мюнхене для созыва Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей.

Знаменательно, что ваше собрание проводится в 10-летие подписания Акта о каноническом общении, событие большого исторического размаха, положившее конец многолетнему разделению русского народа, понесенному трагическими бедствиями в нашем Отечестве. 100 лет назад.

Рад, что многие из вас смогли принять участие в великом освящении храма Воскресения Христова и святых Новомучеников и исповедников Российских в Сретенском монастыре, которое состоялось в праздник Вознесения Господня .Именно в этот праздник в 2007 году на амвоне Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Высокопреосвященнейший митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр поставили свои подписи под историческим Актом, открывая нам возможность хвалить и прославлять Пресвятое Имя Божие «едиными устами и единым сердцем» и причащаться от единой Чаши Христовой. Наши совместные службы в этом новопостроенном храме стали нашей общей благодатной молитвой ко Господу, Который Своей всемогущей рукой привел нас к желанному единству.Сегодня, десять лет спустя, мы свидетельствуем о добрых плодах этого единства, вполне ощущая себя членами единого церковного организма.

Выражая вам благодарность за бескорыстное свидетельство о православном христианстве, призываю вас и впредь с прежним усердием «созидать Тело Христово» (Ефесянам 4:12).

В ознаменование 10-летия подписания Акта о каноническом общении и в знак признания Ваших усердных трудов по укреплению восстановленного нами духовного единства, считаю достойным даровать Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей России, Высокопреосвященнейшему митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Илариону право ношения двух панагий в пределах вверенной ему духовной территории.

Призываю Божественное благословение на труды Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей.

+КИРИЛЛ, 
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Источник

Полный путеводитель по Московскому Патриаршему дворцу и храму Двенадцати апостолов


История Патриаршего дворца

Фото с https://fb.ru/

С XVI века епископ Московский наделен властью над всей Русской Православной Церковью.Но эта власть никогда не использовалась в полную силу до вознесения патриарха Никона в середине 1600-х годов. Его ненасытное честолюбие вызывало как восхищение, так и раздражение. В то время как его смелое кредо «Священство над царством», которое привело к созданию Патриаршего дворца, было поддержано народом, его реформы в литургии спровоцировали самый жестокий раскол в истории православия.

В Кремле с XIV века находилась какая-то Патриаршая резиденция. Однако патриарх Никон нарушил все условности, когда заказал себе новую резиденцию на месте ранее сгоревшего дворца.Он был полон решимости, что его резиденция не только превзойдет все дворцы его предшественников, но и будет соперничать с собственным царским дворцом.

С этой целью для создания Патриаршего дворца были привлечены лучшие каменщики, художники и архитекторы. Огромная Крестовская палата могла похвастаться 230 квадратными метрами редкой разноцветной плитки и оригинальным дизайном, благодаря которому потолок, казалось, парил без единой опоры.

С момента своего торжественного открытия в 1656 году Патриаршая резиденция находится в центре религиозной и политической жизни России.В его легендарном пиршественном зале принимали царей и послов, а в его священных покоях собирались соборы для решения важнейших вопросов Православия. Сегодня двенадцать золотых куполов Дворца и примыкающая к нему церковь двенадцати апостолов являются отличительной чертой Кремля, хотя Патриарх там больше не проживает.


Что можно увидеть сегодня в Патриаршем дворце?

Церковь Двенадцати Апостолов

Частная церковь Патриарха располагалась на втором этаже дворца.Эта церковь была не только частным убежищем, но и единственным освященным производителем драгоценных святых масел и благовоний, таких как смирна, которые рассылались в церкви по всей стране. Хотя первоначальный интерьер этой церкви не пережил разрушительного действия времени, богатый декор церкви 17 века с тех пор был восстановлен, и в церкви все еще можно увидеть замечательную печь, которая использовалась для приготовления ароматных масел.

Музей прикладного искусства и быта XVII века Россия

Фото с https://vmdpni.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.