Армянская церковь адрес – Армянская церковь в Москве — адрес, метро, как добраться
Адреса армянских церквей в Москве
Армянская и русская культуры давно тесно переплелись между собой. Наверное, этому способствовало в большей степени некоторое родство религий. Более 200 лет назад появились первые армянские церкви в Москве, адреса которых все время менялись. Проследим историю их возникновения и расцвета.
Армянская религия
Армяне исповедуют православие, именуемое Армянской Апостольской Церковью. Также часть армян принадлежат к католической церкви. Это государство приняло христианство как государственную религию раньше всех других стран, в глубокой древности. Считается, что апостолы Варфоломей и Фаддей способствовали возникновению и распространению христианства в этой стране.
Армянская Апостольская церковь относится к миафизитству, исповедуя единую сущность из двух ипостасей Бога нашего Иисуса Христа. Поговорим сначала об армянской апостольской церкви.
В чем разница и в чем сходство между армянским христианством и русским православием
Русская Православная церковь исповедует одно лицо Бога нашего Иисуса Христа и две его сущности: божественную и человеческую. Армянское христианство отрицает человеческую сущность. Это самое важное отличие.
Также у них отличаются от православных посты, некоторые обряды.
Ко всему прочему, у армян Крестное знамение трехперстное, только крестятся они слева направо.
Однако на армянских службах часто используются православные песнопения и каноны.
Особенности устройства армянской церкви
Здания армянских святилищ имеют традиционно прямоугольную форму, в Армении принято строить однокупольные храмы. Лишь собор в Армянском храмовом комплексе в Москве имеет 5 куполов. Это позволило ему отлично вписаться в архитектурный ансамбль нашей столицы.
По большей части внутреннее убранство армянского храма или церкви довольно аскетично. Обычно это минимальное количество икон, кстати, иконы дома хранить у армян тоже не принято.
Алтарь, согласно древним традициям, всегда обращен на восток. Обычно он сделан из мрамора и расположен на некоторой возвышенности, а к нему ведут ступени.
Самые известные армянские церкви в Москве
Адреса этих церквей известны каждому «русскому» армянину. Храмы пользуются большой популярностью и у них, и у туристов, архитектура поражает воображение.
- Церковь Святого Воскресения.
- Армянский храмовый комплекс.
- Церковь Србот Наатакац.
- Церковь Успения Богородицы на Пресне.
- Крестоводвиженская церковь.
Это армянские церкви в Москве, адреса которых можно будет увидеть ниже.
Церковь Святого Воскресения
Это Армянская Апостольская церковь в Москве, адрес которой — улица Сергея Макеева, дом 10, на Армянском кладбище. Она была основана в 1815 году братьями Миной и Якимом Лазаревыми. В советские времена этот храм был закрыт, в нем располагался склад гробов. И лишь в 1956 году он был возвращен верующим.
Во внешней части храма предусмотрено место для свечей, всего три ниши, в которых верующие оставляют свечи. Также там имеется хачкар, к которому в траурные дни возлагаются поминальные венки. Вход в храм украшен двумя иконами и изображениями святых.
Внутри в Церкви Святого Воскресения места для свечей нет, зато имеется около 10 икон.
Храм украшен красивым куполом, на внутренней части которого имеется множество изображений святых и евангелистов.
Армянский храмовый комплекс
Строительство Армянского храмового комплекса закончилось в 2011 году и длилось почти 13 лет.
Теперь это духовный центр армянской религии и культуры в России. В него входят:
- Часовня Святого Христа.
- Кафедральный собор.
- Резиденция Католикоса.
- Музей.
- Административный корпус.
- Воскресная школа (учебно-просветительский центр).
- Подземная парковка.
Все это занимает около 11 тыс. кв. метров земли.
Кафедральный собор Ново-Нахичеванской и Российской епархий Армянской апостольской церкви по-другому называют «армянская церковь в Москве». Адрес — проспект Мира и улица Трифоновская.
Воскресная школа этого комплекса всегда востребована.
Многим интересно, где находится армянская церковь в Москве, адрес ее местонахождения. Храмовый комплекс известен всем, настолько впечатляет масштаб его строений, это самый большой объект армянской религии за пределами Армении.
Кафедральный собор, входящий в комплекс, является самым высоким армянским храмом в мире, его высота — около 57 метров. Его фасад украшен 27 крестами, по числу учеников Иисуса Христа, и колоколами, которые отлили в Воронеже.
Многочисленные барельефы не встроены, а высечены прямо на красноватой облицовке храма.
Все здания Армянского храмового комплекса отличаются по цвету. На территории, примыкающей к нему, во дворе, под ногами лежит мраморная брусчатка.
Церковь Србот Наатакац
Церковь Србот Наатакац — новая армянская церковь в Москве, адрес которой пока не известен. Она строится на Поклонной горе, в месте, где чтят погибших воинов в Великой Отечественной войне, где поклоняются миру и любви.
Церковь Србот Наатакац в переводе означает церковь Святых Великомучеников. Предполагается, что она строится в честь павших воинов-армян.
Известно, что основное количество денег для будущей церкви получено путем пожертвования простых граждан.
Церковь Успения Богородицы на Пресне
В 17 веке в Пресненском районе проживало достаточно много армян. Поэтому в 1746 году на Пресненском кладбище они построили церковь Успения Богородицы. Она стала первой известной армянской церковью в Москве.
Однако в 20-х годах прошлого века это сооружение было разрушено, останки родственников Лазаревых были перенесены с Пресненского кладбища в Храм Святого Воскресения.
Теперь на месте церкви Успения Богородицы находится часть Московского зоопарка.
Крестоводвиженская церковь
Крестоводвиженская церковь — армянская церковь в Москве, адрес (как проехать к которой) уже никого не интересует. Ее снесли советские власти в 1930 году, а на ее месте построили школу.
Крестовоздвиженская церковь простояла около двухсот лет, два раза перестраивалась разными архитекторами и имела богатую историю. К ее основанию и возведению причастен Лазарь Назарович Лазарев, на пожертвования его сына Ивана и была воздвигнута церковь в Армянском переулке. Утрата этого святилища печальна.
Армянское католичество
Несмотря на то, что большинство армян принадлежат к Армянской Апостольской церкви, есть и сохранившие связь с Папой Римским — католики, или по-другому, армяне-иезуиты.
История возникновения католичества на территории Армении довольно давняя и чрезвычайно запутанная, начавшаяся еще в пятом веке, во время Халкидонского собора. Но факт остается фактом: эта ветвь христианства чрезвычайно популярна среди армян.
В России часть приезжих армян также имеют возможность исповедовать католичество, правда, приходов для этого не очень много. А между тем, по последним подсчетам число желающих посетить армянскую католическую церковь составляет около 200 тыс. человек. Это по всей России, но большинство из них сосредоточено в столице нашей родины.
Армянская католическая церковь в Москве
Адрес местонахождения армянской католической церкви в Москве все время менялся. Дело в том, что до сих пор у армян-иезуитов нет своего храма.
Еще в 2000 году в Москве они организовали католическую общину, служения которой проходили в разных местах.
С момента образования община собиралась в католической церкви Святого Людовика Французского, находящейся по адресу ул. Малая Лубянка 12. Службами руководила сестра Нунэ Погосян, но через 2 года она вынуждена была уехать, и собрания на время прекратились.
С 2002 года армяне-католики собираются в Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, который расположен в Москве по адресу ул. Малая Грузинская 27/13.
В этом храме совершаются католические службы на множестве языков, в том числе и службы по армянским обычаям.
Напомним, что в Москве всего два католических храма и одна часовня Святой Ольги.
Во времена советской власти множество православных и католических церквей было предано забвению, в том числе пострадали и армянские церкви в Москве, адреса которых теперь уже никто не вспомнит.
Но в последние десятилетия в России идет возрождение христианства. Главное в этом — создать прихожанам постоянные условия для посещения храмов, церквей и часовен.
Армянским католикам в этом плане приходится гораздо труднее. Даже в резиденции главного армянского католического священника — городе Гюмри, до сих пор нет нормального храма, а действует маленькая часовня.
В России главным духовным центром католиков армяне считают Москву. Здесь проживает самая большая армянская община в России и здесь же находится российская резиденция армянского католического епископа.
Сейчас верующие борются за основание и строительство армянского католического храма.
autogear.ru
Вопросы
Здравствуйте. Я бы хотел узнать, венчание в основном храме, так же бесплатное, как и в часовне, или за это нужно будет заплатить? Спасибо заранее.
Добрый день! Во всех армянских храмах таинства совершаются бесплатно. Каждый человек может совершить в храме вольное пожертвование.
Храни Вас Бог!
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, когда начинается Великий пост у армян?
Добрый день! Великий пост в ААЦ в 2019 году начинается 04 марта и продлится до 21-го апреля.
Храни Вас Бог!
Здравствуйте, мы с женихом (он русский) выбрали дату для Венчания 17 августа, его мама утверждает, что нельзя заключать брак во второй половине августа в этом году, так как пост. В ААЦ мы уже поговорили со священником и назначили дату и время. Можно ли всё-таки в этот день венчаться?
Добрый день! В избранный Вами день венчаться можно.
Храни Вас Бог!
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, можно ли дома повесить портрет своего ребёнка, который нарисовал художник? Многие говорят, что это плохая примета.
Добрый день! Да, можно. Не обращайте внимания на суеверные приметы.
Храни Вас Бог!
Можно ли крестить ребёнка до 40 дней от рождения или лучше после 40 дней?
Добрый день! Да, можно и до 40-го дня.
Храни Вас Бог!
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, в какие дни нельзя венчаться в 2019 году?
Добрый день! Венчаться нельзя во время Великого Поста с 04 марта до 21 апреля. В остальные периоды необходимо учитывать дни поминовения усопших, великие праздники и недельные посты.
Храни Вас Бог!
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, что нужно взять с собой для венчания.
Добрый день! Для венчания в храм необходимо принести две свечи, кольца и красное вино.
Храни Вас Бог!
Скажите пожалуйста, до 28 марта можно делать свадьбу?
Добрый день! Венчание возможно совершить до 03 марта. С 03 марта до 21 апреля в ААЦ Великий Пост во время которого венчания не совершаются.
Храни Вас Бог!
Добрый день! Письмо Владыке Езрасу можно направить здесь или на электронный адрес [email protected]
Храни Вас Бог!
Здравствуйте! Недавно узнала, что ААЦ отрицает существование так называемого «благодатного огня» в Иерусалиме. Так ли это на самом деле?
Добрый день! Подробную информацию по данному вопросу можно прочитать, перейдя по ссылке http://www.armenianchurch.ru/religion/library/literature/?PAGEN_1=1 в статье «Армянская церковь и благодатный огонь».
Храни Вас Бог!
armenianchurch.ru
Армянская Апостольская Церковь Сурб Арутюн (Москва)
Дополните информацию об организации
Армянская Апостольская Церковь Сурб Арутюн (Москва) | |
Церковь Св. Воскресения (Москва) | |
Resurrection Armenian Apostolic Church (Moscow) | |
Конфессии: | Армянская апостольская церковь |
Адрес: | ул. Сергея Макеева 10 |
Телефон/Факс: | 7 (095) 255 50 |
Церковь, Сурб Арутюн (Святое Воскресение), была сооружена в 1815 году при Армянском кладбище на Ваганьковском поле «иждивением» братьев Мины и Ивана Лазаревых. В этот храм были перенесены из Успенской церкви останки погребенных в ней родственников Лазаревых. Храм Сурб Арутюн стал фамильной усыпальницей Лазаревых, в нем были захоронены 23 представителя этой прославленной семьи. . Несколько больше «повезло» часовне на Армянском кладбище: ее стали использовать в качестве гранитной мастерской, а поминальный дом, построеннный на средства купца Жамгаряна (кстати, убитого дашнаками), превратили в склад для хранения гробов.
В 1956 году власти вернули часовню верующим армянам и разрешили молиться Иисусу Христосу на родном языке, как это делали их предки вот уже 1700 лет.
А в 1996 году вернули и поминальный дом.
В кладбищенской часовне покоятся перенесенные из Пресненской Армянской церкви останки представителей династии Лазаревых. Здесь, в частности, похоронен учредитель и первый попечитель Лазаревского института восточных языков Еким Лазаревич Лазарев. Кстати, 185 лет исполнилось и этому храму знаний, который был построен для удовлетворения культурных и образовательных потребностей московских армян и где сейчас располагается Посольство Республики Армения.
В дни печальных событий в Сумгаите, Кировобаде, Баку московские армяне приходили к часовне на многолюдные митинги и церковь их защищала от чересчур пристального внимания тогдашних карательных органов.
История, связь времен, место коллективных молитв, место встреч и прощаний -так много значит это небольшое пространство в жизни общины! Но как бы то ни было — это кладбище, это, по существу, Пантеон армянской диаспоры Москвы, ибо многие выдающиеся деятели армянской истории, культуры и науки нашли здесь свое последнее пристанище. И, отмечая 185-летие единственной Армянской церкви Москвы и Лазаревского института восточных языков, хочется пожелать московским армянам не столь печального места для ежевоскресных встреч, молитв и общений.
Пусть мертвые спят спокойно!
1. Захоронения в церкви: Лазарев Лазарь Назарович Лазарев Иван Лазаревич Лазарев Иоаким Лазаревич Лазарев Миной Лазаревич Лазарев Христофор Лазаревич Лазарев Артемий Иванович Лазарев Артемий Иоакимович Лазарев Иван Христофорович Лазарева Екатерина Ивановна Лазарева Анна Васильевна Лазарева Анна Иоакимовна Абамелек Марфа Акимовна 2. Джаншиев Григорий Аветович 3. Кусикян Иосиф Карпович 4. Эмин Никита Осипович 5. Халатьянц Григорий Абрамович 6. Петросян Тигран Вартанович 7.Бабаев Андрей Ованесович 8. Шах-Азиз Сумбат Симонович 9. Назарьянц Степанос Есаевич 10. Бек-Назаров Амо Иванович 11. Князь Аргутинский-Долгорукий Н.А. 12. Шагинян Мариэтта Сергеевна 13. Мсриянц Мсер Григорьевич 14. Тарасов Г.А. 15. Аракелов Геннадий Андраникович 16. Бадалян Левон Оганесович 17. Писатель Андрей Платонов
Всего на территории в 2,5 га более 4,5 тысяч могил с 10,0 тыс. фамилиями. ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
8 октября 1996 года № 841
О строительстве храма и резиденции Патриаршего Экзарха — Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви для религиозного объединения Сурб — Хач» («Святой крест») по адресу: Трифоновская ул., вл.24
На основании обращения Армянской религиозной общины, Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви, поддержанного Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым и одобренных президиумом Архитектурного совета Москомархитектуры проектных предложений по строительству Армянского храма в Москве (протокол № 23 от 14.06.96)
Правительство Москвы постановляет:
1. Согласиться с предложением Москомархитектуры о размещении по адресу: ул.Трифоновская. вл.24 храма и резиденции Патриаршего Экзарха — Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви.
2. Предоставить религиозному объединению «Сурб-Хач» («Святой Крест») Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви земельный участок в бессрочное и безвозмездное пользование площадью 1,0 га по Трифоновской ул.. вл. 24 в границах, согласно представленному плану, под строительство храма и резиденции Патриаршего Экзарха — Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви.
3. Обязать религиозное объединение «Сурб-Хач» в соответствии с указанием Москомархитектуры выполнить озеленение и благоустройство прилегающего участка площадью 0,6 га в соответствии с концепцией, разработанной НИиПИ Генплана г.Москвы.
4. Религиозному объединению «Сурб-Хач» («Святой Крест») Армянской АПОСТОЛЬСКОЙ церкви оформить в Москомземе государственный акт на право безвозмездного и бессрочного пользования земельным участком (п.2) в месячный срок.
5. Функции заказчика по проектированию и строительству объектов п.2 возложить на государственное предприятие — объединение «Мосинтерстрой».
6.. Функции генерального проектировщика возложить на Москомар-хитектуру.
7. ГПО «Мосинтерстрой»:
7.1. В месячный срок по согласованию с Патриаршим Экзархом Армянской АПОСТОЛЬСКОЙ церкви разработать задание на проектирование объектов (п.2).
7.2. Заказать в Москомархитектуре концепцию развития площади с учетом транспортной схемы, максимального сохранения зеленых насаждений.
7.3. По итогам концепции (П.7.2) разработать Б 1996-1997 годах проектно-сметную документацию на строительство храма и резиденции.
8. Освободить заказчика от оплаты долевого участил в развитии сетей города при выдаче технических условий.
9. Управлению инвестиционной политики и финансирования из городских источников совместно с Департаментом экономической политики и развития Москвы и Департаментом финансов подготовить предложения по внесению дополнений в Закон города Москвы от 02.03.94 № 3-18 «О ставках и льготах по налогу на прибыль» о предоставлении . налоговых льгот предприятиям и организациям, участвующим в строительстве Армянского храма.
10. Принять к сведению, что строительство храма будет осуществляться за счет добровольных пожертвований граждан, поддержки Епархии и других нетрадиционных источников финансирования.
II. Считать утратившими силу распоряжение Премьера Правительства Москвы от 15.01.92 № 109-РП «О разработке ТЭО на размещение строительства физкультурно-озлоровительного комплекса «Аквапарк», распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 14.04.92 № 914-РЗП «О предварительном согласовании и резервировании земельного участка на пересечении Трифоновской ул. и Олимпийского проспекта многоцелевому индустриальному предприятию «Олимп» для размещения физкультурно-оздоровительного и гостиничного комплекса «Аквапарк». Постановление Правительства Москвы от 28.07.92 № 559 «О дополнении к распоряжению Правительства Москвы от 14.04.92 № 914-РЗП» в связи с истечением сроков освоения земельного участка.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы В.И.Ресина.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
ru.hayazg.info
Армянские церкви в России и в мире. Армянская апостольская церковь
Армянская Апостольская Церковь – одна из древнейших в мире. Создана она была во втором-третьем веке нашей эры. К примеру, Евсей Кесарийский (260-339) упоминает о войне римского императора Максимина с Арменией, развязанной именно на религиозной почве.
Армянская церковь в древности и в наши дни
В седьмом веке нашей эры довольно-таки большая по численности армянская община проживала в Палестине. Существовала она в этот период времени и в Греции. 70 монастырей данного государства находилось в собственности армян. На Святой Земле в Иерусалиме армянская Патриархия была основана немного позже – в 12 веке. На настоящий момент в этом городе проживает более 3000 армян. В собственности общины находится множество церквей.
Как появилось христианство в Армении
Считается, что христианство в Армению принесли два апостола — Фаддей и Варфоломей. Видимо, отсюда и пошло название церкви — Апостольская. Это традиционная версия, документально, однако, не подтвержденная. Доподлинно ученым известно лишь то, что христианской Армения стала во времена царя Тиридата в 314 году н. э. После религиозной кардинальной реформы, проведенной им, все языческие капища в стране были переделаны под армянские церкви.
Современные церкви, принадлежащие армянам в Иерусалиме
Самыми знаменитыми культовыми сооружениями Иерусалима являются:
- Церковь Святого Иакова. Расположена в старом городе, на территории Армянского квартала. В 6 веке на этом месте была построена небольшая церквушка. Возвели ее в честь одного из знаменательных событий христианства. Именно на этом месте в 44 году нашей эры людьми Ирода Антипы был убит апостол Иаков. Это деяние нашло свое отражение в Новом Завете. В 12 веке на месте старой церкви была построена новая. Существует она и по сей день. В западной части строения имеется небольшая дверь. Ведет она в комнату, в которой монахи до сих пор хранят голову Иакова.
- Церковь Ангелов. Расположена также в Армянском квартале, в самой его глубине. Это одна из древнейших церквей Иерусалима. Построена она на том месте, где когда-то стоял дом первосвященника Анны. Согласно Новому Завету, именно к нему привели Христа перед допросом у Каиафы. Во дворе церкви до сих пор сохранилась маслина, которую верующие считают «живым свидетелем» тех событий.
Разумеется, есть армянские церкви и в других странах мира – в Индии, Иране, Венесуэле, Израиле и т. д.
История Армянской церкви в России
В России первая христианская армянская епархия образовалась в 1717 г. Центр ее располагался в Астрахани. Этому способствовали дружественные отношения, сложившиеся между Россией и Арменией в то время. В эту епархию вошли все существующие тогда христианские армянские церкви страны. Первым ее предводителем стал архиепископ Галатаци.
Собственно Армянская Апостольская церковь была учреждена в России через несколько десятилетий после этого, в эпоху правления Екатерины Второй – в 1773 г. Ее основателем стал Католикос Симеон Первый Ереванци.
В 1809 году указом императора Александра Первого была основана Армянская епархия Бессарабии. Именно эта церковная организация контролировала территории, отвоеванные у турков в Балканской войне. Центром новой епархии стал город Яссы. После того как по Бухарестскому мирному договору Яссы оказались за пределами Российской Империи, он был перенесен в Кишинев. В 1830 году Николай Первый отделил от астраханской московские, санкт-петербургские, новороссийские и бессарабские церкви, образовав еще одну армянскую епархию.
К 1842 году в России уже было построено и открыто 36 приходских, кафедральных и кладбищенских церквей. Большая их часть принадлежала Астраханской епархии (23). В 1895 году ее центр был перенесен в город Новая Нахичевань. К концу 19 века были объединены также среднеазиатские армянские общины. В результате образовались еще две епархии – Бакинская и Туркестанская. В это же время центром Астраханской епархии становится город Армавир.
Армянская церковь в России после революции
После революции семнадцатого года Бессарабия отошла Румынскому королевству. Существовавшие здесь армянские церкви стали частью епархии этого государства. При этом были внесены изменения и в саму структуру церкви. Все общины были объединены всего в две епархии – Нахичеванскую и Северо-Кавказскую. Центр первой располагался в Ростове-на-Дону, второй – в Армавире.
Большинство храмов, принадлежавших Армянской Апостольской Церкви, разумеется, были закрыты и разрушены. Такое положение дел сохранялось вплоть до середины двадцатого века. Одним из важнейших событий для христиан-армян стало открытие в 1956 году в Москве единственного сохранившегося в городе армянского храма. Это была небольшая церковь Св. Воскресения, построенная в 18 веке. Именно она стала центром армянского московского прихода.
ААЦ в конце 20 – начале 21 века
В 1966 году Католикос Вазген Первый создает Ново-Нахичеванскую и Российскую епархии. При этом центр Армянской Апостольской Церкви переносится в Москву. К 90-м годам прошлого века у армян было уже 7 церквей, действующих в крупных российских городах – Москве, Ленинграде, Армавире, Ростове-на-Дону и т. д. Сегодня в подчинении Российской епархии находятся многие церковные общины бывших республик СССР. Стоит добавить, что современные армянские церкви в большинстве своем представляют собой настоящие архитектурные и исторические памятники.
Церковь Рипсимэ в Ялте
Ялтинская армянская церковь была построена в начале 20-го века. Представляет она собой довольно-таки интересное в архитектурном плане здание. Это компактное, выглядящее монолитным сооружение очень похоже на древний храм Рипсимэ в Эчмиадзине. Это одна из самых интересных достопримечательностей, которой может похвастаться Ялта. Армянская церковь Рипсимэ – действительно впечатляющее здание.
На южном фасаде оборудован ложный вход, обрамленный широкой арочной нишей. К нему ведет длинная лестница, так как расположен храм на склоне горы. Венчает здание основательный шестигранный шатер. В конце подъема оборудована еще одна лестница, ведущая на этот раз к настоящему входу, расположенному на западном фасаде. Интересен и интерьер церкви. Купол изнутри расписан, а иконостас отделан мрамором и инкрустирован. Этот камень вообще традиционен для интерьера таких сооружений, как армянские церкви.
Санкт-Петербургская церковь Св. Екатерины
Разумеется, имеются церкви, принадлежащие этому направлению христианства, и в других городах России. Есть они и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в некоторых других населенных пунктах. Конечно, обе столицы могут похвастаться самыми величественными сооружениями. К примеру, очень интересным в плане исторической и духовной ценности зданием является построенная в 1770-1772 гг. армянская церковь на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Это очень изящное, легкое строение в стиле раннего русского классицизма. На фоне строгих питерских зданий этот храм смотрится необыкновенно нарядно и празднично.
Конечно, армянская церковь на Невском проспекте выглядит очень величественно. Однако по высоте она уступает московскому храму на Трифоновской улице (58 м). Поистине великолепен и интерьер питерской старинной церкви. Стены украшены монументальной живописью, лепными карнизами, а частью облицованы цветным мрамором. Этот же камень использован для отделки пола и колонн.
Армянская церковь в Краснодаре
Не так давно – в 2010 году — в Краснодаре был построен и освящен новый армянский храм Св. Саака и Месропа. Здание спроектировано в традиционном стиле и выполнено из розового туфа. Довольно большие размеры, длинные арочные окна и шестигранные купола придают ему величественный вид.
По стилю исполнения это здание напоминает то, которым может похвастаться Ялта. Армянская церковь Рипсимэ, правда, несколько ниже и монументальнее. Однако общий стиль четко прослеживается.
К какому направлению христианства относится Армянская Церковь?
На Западе все восточные церкви, в том числе и Армянскую Апостольскую, считают ортодоксальными. На русский язык это слово переводится как «православные». Однако понимание этих двух названий на Западе и у нас несколько разнится. Под это определение попадает довольно-таки большое количество ответвлений христианства. И хотя по западным богословским канонам Армянская церковь считается православной, на самом деле ее учение с русским православием во многом несхоже. Что касается РПЦ, то на уровне рядового священства преобладает отношение к представителям ААЦ как к еретикам-монофизитам. Официально же признается существование двух ветвей православной церкви – Восточной и Византийско-славянской.
Может быть, еще и поэтому сами же верующие армяне-христиане в большинстве случаев не считают себя ни православными, ни католиками. Верующий этой национальности с одинаковым успехом может зайти помолиться как в католический, так и в православный храм. Тем более, что армянские церкви в мире на самом деле не слишком многочисленны. К примеру, проживающие в России представители этой национальности охотно крестят детей в русских православных храмах.
Отличия православных традиций ААЦ и РПЦ
Для сравнения с русскими православными традициями опишем обряд крещения, принятый в армянской церкви. Отличий не так уж и много, но все же они есть.
Многих русских православных, впервые попавших в армянский храм, удивляет то, что свечки здесь ставят не на специальные постаменты в маленькие подсвечники, а в обычный ящик с песком. При этом они не продаются, а просто лежат рядом. Однако многие армяне, взяв свечку, оставляют деньги за нее по собственному желанию. Сами же верующие убирают и огарки.
В некоторых армянских церквях в купель детей при крещении не погружают. Просто берут воду из большой чаши и умывают. Крещение в армянской церкви имеет и еще одну интересную особенность. Священник, произнося молитву, говорит нараспев. Из-за хорошей акустики армянских храмов звучит она впечатляюще. Отличаются от русских и крестильные крестики. Обычно они очень красиво декорированы виноградной лозой. Подвешивается крестики на нарот (сплетенные вместе красную и белую нити). Крестятся армяне — в отличии от русских — слева направо. В остальном обряд приобщения младенца к вере схож с русским православным.
Структура современной Армянской Апостольской Церкви
Высшим органом власти в АЦ является Церковно-Национальный Собор. На настоящий момент в него входят 2 Патриарха, 10 арихиепископов, 4 епископа и 5 светских людей. В состав ААЦ входит два независимых Католикосата – Киликийский и Эчмиадзинский, а также два Патриархата – Константинопольский и Иерусалимский. Верховный Патриарх (на данный момент – глава армянской церкви Гарегин II) считается его представителем и осуществляет надзор за соблюдением церковных правил. Вопросы законов и канонов находятся в компетенции Собора.
Значение армянской церкви в мире
Исторически становление Армянской Апостольской Церкви происходило не только на фоне притеснения со стороны иноверных языческих и мусульманских властей, но и под давлением других, более могущественных христианских Церквей. Однако, несмотря на это, ей удалось сохранить свою уникальность и неповторимость многих обрядов. Армянская церковь – православная, но недаром в ее названии сохранился термин «Апостольская». Это определение считается общим для всех Церквей, не относящих себя ни к одному из ведущих направлений христианства.
Более того, в истории Армянской церкви были времена, когда многие ее авторитетные деятели считали Римский Престол первенствующим. Прекратилось тяготение Армянской Церкви к католицизму лишь в 18 веке, после того как Папа создал собственную, отдельную ветвь – Армяно-католическую Церковь. Этот шаг стал началом некоторого охлаждения отношений этих двух ветвей христианства. В отдельные периоды истории наблюдалось тяготение деятелей Армянской Церкви к Византийскому православию. Не ассимилировалась она с другими направлениями лишь благодаря тому, что и католики, и православные в какой-то мере всегда считали ее «еретической». Так что то, что эта Церковь сохранилась практически в своем первозданном виде, можно в какой-то мере считать и божьим провидением.
Армянская церковь в Санкт-Петербурге, храмы в Москве и Ялте, а также другие подобные культовые сооружения действительно представляют собой настоящие архитектурные и исторические памятники. Да и сама обрядовость этого направления христианства самобытна и неповторима. Согласитесь, что сочетание высоких «католических» головных уборов и византийской яркости ритуальной одежды не может не впечатлять.
Армянская Церковь (фото храмов, принадлежащих ей, вы можете видеть на этой странице) была основана в 314 г. Разделение же христианства на две основных ветви произошло в 1054 г. Даже сам внешний вид армянских священников напоминает о том, что когда то оно было единым. И, конечно же, будет очень неплохо, если Армянская Апостольская Церковь сохранит свою уникальность и дальше.
fb.ru
В Москве освящен самый высокий армянский храм в мире…: tiina
В Москве освящен самый высокий армянский храм в мире…Вчера с другом Атомом возвратились из Москвы, где состоялось, без преувеличения, историческое событие как для армян, так и для всего христианского мира, но прежде всего — Русского Православного. Ведь не каждый год и даже не каждое десятилетие в России, в Москве, открываются храмовые комплексы, подобные тому, который воздвигнут на пересечении Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы.
Здесь, на площади в 1,32 гектара, расположился не только освященный 17 сентября и получивший имя Преображения Господня кафедральный собор, но еще и церковь-часовня Сурб-Хач (Святой Крест), а также гостевой комплекс, церковный музей, учебно-просветительский центр с воскресной школой и библиотекой, московская резиденция Католикоса всех армян Гарегина II и резиденция главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви, Патриаршего Экзарха епископа Езраса. К слову, Католикос в честь знаменательного события присвоил ему сан архиепископа.
Безусловно, по заслугам. Именно архиепископ Езрас довел начатое еще в 1996 году дело со строительством храмового комплекса до конца. Тогда армянская диаспора с благословения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II получила в Москве этот земельный участок. Но строительство, по сути, началось только 7 лет назад. И Езрас, как рассказывали нам московские армяне-меценаты, с которыми мы познакомились, знал каждого рабочего по имени. Да что там знал, он и сам, не чураясь тяжелой работы, бывало переодевался в мирское и раскалывал глыбы доставленного из Армении туфа…
1.
Олимпийский проспект. Здесь, справа, и находится храмовый комплекс. Далее — здание, именуемое в народе, как мне сказали, «Кобзон-центр»…
Туфом разных оттенков облицованы все строения комплекса: от розово-красного — до охристого и светлого… А изнутри кафедральный собор, как и другие сооружения выложены гранитом, травертином и мрамором…
2
вот сам красавец собор (с восточной части, с Олимпийского проспекта). Высота этой самой высокой армянской церкви в мире вместе с крестом составляет 58 метров! Но подробно о соборе я расскажу в следующем посте. Покажу его прекрасные барельефы вблизи, как и остальные строения, а также меценатов и авторов комплекса. А сегодня — репортаж об освящении: как это было…
3.
Католикос и его экзарх выдвигаются из храмовой резиденции, чтобы хлебом-солью встретить президента Армении Сержа Саргсяна с супругой у ворот комплекса…
4.
5.
6.
Позади Католикоса следуют президент Армении с супругой… К слову, Гарегин II подарил собору частицу древа креста, на котором был распят Иисус Христос, а также драгоценную серебряную лампаду…
7.
а это иерархи Армянской Апостольской церкви движутся на литургию по освящению Храма. Впервые звонят колокола на кафедральном соборе…
8.
Меня окликает епископ Маркос, которого я не узнаю сразу в праздничном облачении. Именно он в бытность настоятелем армянской церкви в Риге крестил моего первенца. Маркос — глава Гегаркунинской епархии Армянской апостольской церкви, известный религиозный и общественный деятель. Сердечно рад за него…
9.
небольшое столпотворение. Еще бы, такое событие! Со всего мира сюда приглашены небольшие делегации армян. Трифоновская улица была перегорожена, пропускали всех строго по спискам и через металлоискатели, как в аэропорту. Храм способен вместить 1200 человек. Но, по-моему, нас здесь было чуть больше…
Замечу, что история добрососедских отношений армян и русских известна еще со средневековья. Недаром же в 16 веке Иван Грозный разрешил назвать один из пределов собора Василия Блаженного в честь святого для всех христианских конфессий — зачинателя армяской церкви и ее первого Патриарха Григория Просветителя. Так что у армян было место в Москве для молитв. А позже, в 18 веке, в Белокаменной армяне построили церкви в Армянском переулке и на Пресне. Но в 1930-е годы, когда мракобесие торжествовало, эти церкви, как и многие другие, были разрушены.
В Москве уцелела лишь часовенка у могилы семьи Лазаревых (основателей университета восточных языков) в армянской части Ваганьковского кладбища. С 1956 года, когда эту часовенку возвратили общине, она стала единственным местом в столице, где армяне могли молиться…
10.
исторические мгновения желают запечатлеть многие…
11.
приподнимаю фотокамеру над головами и снимаю вслепую… Понимаю, что пора пробираться поближе…
12.
хор с балкона второго этажа под клавесин, если не ошибаюсь, звучит волшебно…
13.
епископы спускаются в зал, занимая каждый свое предусмотренное место… Они по очереди будут петь молитвы и освящать стены собора святым миро…
14.
15.
пробраться к самому алтарю пытаются многие журналисты. Столько фотокорреспондентов и телевизионщиков с камерами я еще не видел! Телохранители у первого ряда, где сидят правительственные чиновники, первые лица Карабаха, Армении и лидеры всех конфессий, к счастью, не злобствуют, хотя внимательно следят как бы кто не уполз дальше дозволенного…
16.
по традиции, святое миро разливается из серебряного сосуда в виде горлицы…
17.
снимают почти все…
18.
таинство освящения…
19.
удалось занять хорошую позицию у первого ряда. За мной на посту один из епископов. Когда ему подносят миро, он под песнопения освящает стену храма перед собой…
20.
21.
небольшой ажиотаж: в кафедральный собор прибывает Патриарх Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной церкви, правящий архиерей Московской епархии Кирилл. В нашем уголке, у ступенек, ведущих на алтарь, становится тесно. Добавляются еще двое телохранителей. Оператор умоляет: «Не трогайте, пожалуйста, штатив!»
А впереди Кирилла, как узнаю позже у настоятеля армянской церкви в странах Балтии отца Хосрова, участвовавшего в церемонии освящения, шествует епископ Натан — настоятель армянской церкви в Канаде.
22.
Позиция настолько удобна, что фотографировать удается, что называется, в упор…
23.
Патриарх Кирилл присоединяется к армянским иерархам…
24.
а это выносят рукописные Библии в золотых окладах. Ими награждают президента Армении Сержа Саргсяна, президента Нагорно-Карабахской республики Бако Саакяна и полномочного представителя президента России в Центральном федеральном округе Александра Беглова…
25.
Серж Саргсян и Католикос всех армян Гарегин II, вручивший ему Библию…
Затем к собравшимся в соборе обратились настоятель Российской и Ново-Нахичеванской епархии архиепископ Езрас и Католикос Гарегин II. Они поблагодарили руководство России и Русскую православную церковь за заботу и внимание к миллионам армян, живущим в России. Выразили благодарность за участие Патриарха Кирилла в совместной службе, а также надежду на то, чтобы крепкая вековая дружба армянского и русского братских народов таковой оставалась и впредь.
Слова сердечной признательности прозвучали в адрес руководства Армении, строителей комплекса, его зодчих и многих армян, разбросанных по разным частям планеты, но не забывающих о своей церкви. Ведь именно благодаря их щедрым пожертвованиям и удалось построить храмовый комплекс в Москве…
26.
с ответным словом выступил Патриарх Кирилл. Он, в частности, сказал:
— Хотел бы выразить благодарность Его святейшеству Католикосу армян и владыке Езрасу за те усилия, которые были предприняты для того, чтобы в Москве был построен храм, который бы соответствовал по размерам и по благолепию своему огромной армянской общине, проживающей в России и в Москве. (по некоторым данным, в России сейчас проживают около 2 миллионов армян и почти половина из них — в Москве — К.М.)
Мы строим храм не для того, чтобы создать некие памятники, напоминающие о нашей эпохе или о ком-то из нас, кто участвует в строительстве этих храмов. Строительство храмов обращено в будущее. Храм строится для того, чтобы люди могли собраться здесь для молитвы. А всякая молитва связана с переоценкой самого себя. Не может быть молитвы без подлинного покаяния, без глубокого внутреннего анализа личности молящегося. Именно такая молитва и угодна Богу.
Именно потому, что молитва приближает нас к Богу через внутренний духовный подвиг, это и дает нам возможность, опираясь на Божественный ответ на нашу молитву, опираясь на силу Божию, менять самих себя к лучшему и окружающий нас мир.
Сегодня перед всеми нами верующими людьми стоят большие задачи и грозные вызовы. Мы вошли в эпоху очень сильного отрицания идеи Бога. Нам предлагают другие идеи и ценности: богатство, деньги, наслаждение, власть. И что перед этим всем Бог, какое место он занимает в жизни тех людей, которые своей внутренней доминантой имеют нечто другое?
Мы сегодня призваны все вместе доказать миру и самим себе, что идея Бога жива. И доказать это можно только тем, что происходит в нашей душе. Вот для этого и строим храмы. Чтобы пред лицом Божиим, очищая себя от грехов, становились лучше, сильнее, чтобы слова наши были убедительней, потому что они в таком случае будут подкрепляться и нашими добрыми делами.
Те, кто провозглашает 21 век постхристианской эпохой, глубоко ошибаются. И в этом смысле Россия и Армения дают очень яркий пример того, что религиозное измерение не исчезает из народной жизни, но и напротив — укрепляется. И факт строительства армянского храма в Москве об этом ярко свидетельствует.
27.
первый ряд: глава РЖД — Владимир Якунин, полномочный представитель президента РФ в ЦФО Александр Беглов, следом, как мне подсказали в комментах, руководитель администрации президента РА Виген Саргсян, далее — президент Карабаха Бако Саакян, первая леди Армении и президент Армении Серж Саргсян…
28.
Католикос всех армян вручает золотую звезду одному из самых известных армянских меценатов — президенту компании «Ташир» Самвелу Карапетяну.
29.
вторую золотую звезду вручили Владимиру Якунину за помощь при строительстве храмового комплекса в Москве
30.
после окончания обряда освящения храма собравшихся ожидала еще одна важная церемония…
31.
Патриарх Кирилл, Католикос Гарегин II и архиепископ Езрас направляются к памятнику, закрытому плотной тканью во дворе храмового комплекса…
32.
в церемонии участвуют первые лица республик Армении и Карабаха…
33.
через мгновение интрига разрешена — многочисленным взорам предстает глубоко символический памятник: «родник братской любви»
34
две христианские церкви, два народа на протяжении веков доказали общность своих идеалов и стремлений…
Как я уже говорил, следующий пост будет посвящен прекрасным орнаментам и фрескам кафедрального собора и остальным сооружениям храмового комплекса. А кто не видел репортаж об уникальном армянском пещерном средневековом монастыре, может почитать и посмотреть его здесь: Гегард — монастырь с церквями и кельями, вырубленными в скалах…
tiina.livejournal.com
описание, история, достопримечательности и интересные факты
Открытия собора ждали долгие 17 лет. Армянский кафедральный собор начали возводить в 1996 году, но из-за некоторых событий, а также по причине нехватки денежных средств стройку на время прекратили. Открыт был комплекс в 2013 году, событие это было одним из важных не только для армянской диаспоры, но и для москвичей. За пределами Армении такого величественного храма у Армянской апостольской церкви больше нигде не существует. Расскажем о нем подробнее в статье.
Армянский кафедральный собор. Описание храма
Армянский храмовый комплекс в Москве является резиденцией патриаршего экзарха, а также одним из духовных центров армян в России. Комплексные застройки выполнены в светло-охристовом оттенке, среди них возвышаются сочные, яркие формы стен кафедрального собора. Для их оформления использовали розовый анийский туф, который специально привозили из Армении, всего потребовалось 100 вагонов материала. Фасады полностью украшены поясами с резным орнаментом, с различными барельефными украшениями, которые изображают общехристианских святых, а также святые лики Армянской церкви.
По строгим армянским канонам возводился Армянский кафедральный собор в Москве. Отзывы тех, кому посчастливилось быть участником или свидетелем строительства, подтверждают, сколько сил и старания было вложено в каждый кирпичик храма. Архитектор Артак Гулян является автором проекта. Храм располагается на стилобате – это церковное основание, характерное для всех армянских соборов. Видно храм издалека, но если подойти к нему ближе, то на главном фасаде можно увидеть семиметровую фигуру Христа. Сам фасад напоминает книгу с картинками. Мастерской рукой Ашота Адамяна здесь изображена вся история армянской религии. Уникальным является не только фасад. Интерьер также задуман как продолжение истории православия армян. В качестве отделки здесь использовался травертин, напоминающий белый мрамор и древесину.
Стиль
Армянский кафедральный собор, скульптурный храмовый объем которого полностью основывается на традиции армянской архитектуры, выполнен в классическом стиле. Внутреннее пространство собора максимально приближено к круговой форме, обрамляется семью аспидами. На отметке +11 находится ярус-балкон, специально возведенный для хора. Раиса Гаджянова при строительстве оценивала акустические данные помещения. Стилобат храма выполнен в двух уровнях, вымощен он из гранитных плит и гранитной брусчатки. Барабан опирается на восемь пилонов. Отдельные треугольные грани в виде складок формируют шатер. Подпорные стенки, парапеты – все это облицовано различного оттенка туфом, пол покрыт гранитом и мрамором. В качестве декора как изнутри, так и снаружи применялась искусная резьба по камню, выполняли которую лучшие мастера Армении. Армянский кафедральный собор, архитектура которого восхищает всех прихожан, в высоту достигает пятидесяти метров, если не учитывать высоту креста. Ширина собора — 35, а длина — 40 метров. Вместить он может до тысячи прихожан одновременно.
Состав храмового комплекса
Храмовый комплекс, площадь которого составляет 11 тысяч кв. метров, включает в себя:
- Армянский кафедральный собор Преображения Господня.
- Церковь Сурб-Хач.
- Резиденцию католикоса.
- Гостевой комплекс.
- Учебный комплекс.
- Административный комплекс.
- Часовню Святого Креста.
- Музей.
- Трапезную.
- Подземную парковку.
- Родник-памятник.
Освящение кафедрального собора Армянской церкви
В 2013 году на Олимпийском проспекте произошло грандиозное событие. Был освящен Кафедральный собор армянской церкви. Храм теперь является центром Российской и Ново-Нахичеванской епархии. Присутствовали на этом громком мероприятии Серж Саргсян – президент Армении, армянские епископы из разных стран, патриарх Кирилл и другие лидеры российских конфессий. Гарегин II нарек собор в честь Преображения Господня. До богослужения никто из присутствующих не знал, какому святому или божественному празднику будет посвящен храм. Католикис Гарегин II преподнес в подарок на освящении частичку Креста, на котором претерпел свои муки Христос, а также серебряную лампадку, которая будет символом света христианства, веры, добра, любви, духовной общности.
Патриарх Кирилл на открытии
На церемонии освящения присутствовал патриарх Кирилл. Он от лица всех верующих россиян поблагодарил армянскую диаспору за то, что та приложила все силы, чтобы в Москве стал действовать Армянский кафедральный собор. Патриарх подчеркнул, что Россия совместно с Арменией прикладывает все силы для возрождения христианской веры в пострелигиозный 21-й век. Как сказал святейший, соборы строятся не для того, чтобы стать памятниками или напоминать о работе строителей, но для того, чтобы люди собирались в них для молитвы, для общения с богом. В настоящее время мир делает все для того, чтобы Божье слово забывалось, задача церкви – вернуть веру и показать, что идеи Бога живы и в наши дни. Прихожане Русской православной церкви не могут причащаться в армянских храмах. Но братство и сотрудничество ААЦ и РПЦ наблюдается уже много столетий. Духовные связи между народами растут, а это больше, чем экономическое или политическое сотрудничество.
Армянский кафедральный собор в Москве — монумент русско-армянскому братству
Новый храм был назван священниками рукотворным монументом союзничеству и русско-армянскому братству. Вспоминается общее героическое прошлое, духовное единство двух наших народов, отмечается динамичность настоящих отношений и многообещающее будущее. Настоящий собор, построенный в Москве, – песнь взаимному проникновению наших надежд и чаяний, душ и сердец, помыслов. Армянская диаспора считает, что новый храм – страница плодотворного присутствия Армении и ее церкви на благодатной дружественной земле России. Это память всем нашим предшествующим поколениям, предкам, которые велели беречь как зеницу ока отношения, дружбу между двумя народами. Это обелиск всем тем, кто сложил свои головы за наше бесконфликтное сосуществование в этом мире. Это дань памяти тем церковным служителям, кто в тяжелые годы гонений и репрессий не предал свою веру, а нес правду Христову и выполнял миссию проповедника и пастыря.
Слава создателям храма
Кафедральный собор Армянской апостольской церкви был возведен благодаря усилиям армянской диаспоры. Слова благодарности и славу воспевали благотворителям. Животворный храм назвали стройкой века. Хвала мудрости и учтивости главы ААЦ святейшего католикоса Гарегина Второго, талант всех своих предшественников несет он в себе. Именно его усилиями, последовательными действами смогла зародиться Армянская церковь в столице России. Животворящая радуга соединила Русскую православную и Армянскую апостольскую церкви, братьев во Христе святейшего патриарха Кирилла и католикоса Гарегина Второго. Их святейшества денно и нощно учат нас созидать, творить во имя скрепления нашего христианского братства.
Немалую роль в воздвижении храма сыграл предстоятель церкви Ерзас Нерсисян. Храм можно назвать его детищем, венцом его деятельности на российской земле. Как рядовой труженик, засучив рукава, прошел он всю стройку, начиная от первого кирпичика. Являлся он и прилежным строителем, и оформителем, и зодчим, и вдохновителем, руководителем строительных работ. Безусловно, комплекс этот станет средоточием всех российских армян. Хотелось бы, чтобы красивейший храм стал одним из мест паломничества не только армянских, но и российских прихожан, привлекал к себе внимание всех верующих.
Интересные факты
Для строительства храма участок был выделен еще в 1996 году, расположен он был по адресу: Трифоновская, 24, территория, примыкающая к Олимпийскому проспекту. Строительство собора планировалось завершить за пять лет и открыть его уже в 2001 году. Однако неприятная история нарушила эти планы. В 2000 году глава Ново-Нахичеванской и Российской ААЦ архиепископ Тигран Кюрегян был обвинен в присвоении огромной суммы, пожертвованной на строительство храма (3 миллиона долларов). В 2001 году архиепископ был лишен сана. В 2005 году эти сведения суд признал недействительными. Однако средства так и не нашлись, и новому епископу Ерзасу Нерсисяну пришлось вновь собирать по крупицам средства на храм. Как сообщает глава епархии, комплекс возводился по новому проекту, автором которого был архитектор Артак Гулян. Началось строительство в 2006 году и завершилось в 2013-м.
fb.ru
Список армянских храмов России — это… Что такое Список армянских храмов России?
По данным на конец 2010 года на территории Российской Федерации имеется более 80 храмов Армянской Апостольской церкви[1].
Адыгея
Астраханская область
- Церковь Святой Рипсиме[2], Астрахань
- Собор Святых Петра и Павла
- Церковь Святой Великомученицы Екатерины
- Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы
- Церковь Святого Георгия
- Церковь Святого Воскресения на армянском кладбище.[3]
Волгоградская область
Дагестан
Краснодарский край
Церковь Пресвятой Богородицы, АрмавирНа 2007 год в крае действовало не менее 15 армянских церквей и часовен[7].
- Армянская Церковь Сурб Геворг, Апшеронск.
- Церковь Пресвятой Богородицы, Армавир[8] (начало строительства — 1843 год, освящение — 1861 год[9])
- Георгиевская церковь, Армавир
- Собор Святого Саркиса, Адлер, Сочи
- Церковь Святого Креста, Сочи
- Церковь Святого Сергия, Сочи
- Храм Святого Ованесса[10], Лоо, Сочи
- Церковь Святого Иоанна Евангелиста, Краснодар
- Храм Святого Успения[11], Тенгинка (современный храм построен в 2003 году)
- Полуразрушенная старая церковь, Тенгинка
- Церковь Святого Сергия[12], Славянск-на-Кубани
- Армянская Апостольская Церковь Сурб Эчмиадзин, с. Шаумян.
- Церковь Святого Григория Просветителя, Новороссийска
- Армянская часовня с. Гайкодзор
- Церковь Сурб Саргис , Гайкодзор
- Церковь Святых Месропа Маштоца и Саака Портева[13], Краснодар (пос. Пашковский)
- Церковь Святых Апостолов (Сурб Аракялнер), станица Отрадная
- Строящаяся церковь, Белореченск
Ростовская область
- Церковь Сурб Хач, 1786—1792 гг., Ростов-на-Дону
- Церковь Святого Григория Просветителя (строящаяся, на месте разрушенной одноимённой), Ростов-на-Дону
- Церковь Св. Карапета, Ростов-на-Дону
- Церковь Сурб Амбурцум[14], с. Чалтырь (построена в 1860-е годы)
- Церковь Аменапркич[14], с. Крым (середина XIX века)
- Церковь Сурб-Геворка (святого Георгия)[14], с. Султан-Салы (середина XIX века)
- Церковь Сурб-Карапета (Иоанна Предтечи)[14], с. Несветай (середина XIX века)
- Церковь Аствацацин (Успения Богородицы)[14], с. Большие Салы (1856 год)
- Церковь Св. Григора Лусаворича (строится), Новочеркасск[15]
- Церковь Святого Саргиса, Шахты[16]
Северная Осетия
- Храм Успения Божией Матери, Моздок. Передан Русской православной церкви[17]
Ставропольский край
На 2012 год в крае функционировали 8 армянских церквей и часовень, ещё две строится.
- Церковь Сурб Арутюн, Будённовск
- Церковь Сурб Хач, Будённовск
- Церковь Сурб Геворг, Георгиевск
- Церковь Святых Петра и Павла[18], Георгиевск. Утрачена
- Церковь Сурб Рипсиме, Ессентуки
- Церковь Сурб Вардан Мамиконян[19], Кисловодск
- Церковь Сурб Саркис[20], Пятигорск
- Церковь Сурб Григор Лусаворич, Ставрополь (строится на месте разрушенной в 1967)[21]
- Часовня Сурб Мариам Магдагенаци, Ставрополь
- Церковь Христа Спасителя (строящаяся), Суворовская
- Церковь Сурб Аствацацин, Эдиссия, Ставропольский край (заложена в 1830 году, современная постройка 1914 года[22])
Карачаево-Черкесия
Чечня
Кировская область
Самарская область
Пермский край
- Церковь Святого Григория Просветителя[24][25], Пермь
Нижегородская область
Саратовская область
Ульяновская область
Москва/Московская область
Ярославская область
Тверская область
- Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения), Тверь. Освящение крестов — ноябрь 2012 года[30]
Липецкая область
- Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения), Липецк[31]
Свердловская область
Алтайский край
Кемеровская область
Красноярский край
- Церковь Сурб Саркис (Святого Сергия), Красноярск, фундамент освящён в 1998 году. Первый храм армянской апостольской церкви за Уралом
- Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения). Данная церковь стала второй на территории России к востоку от Урала. Освящена в январе 2008 года[33]
Ленинградская область/Санкт-Петербург
Калининградская область
Ссылки
www.armchurch-vsev.ru
Примечания
dic.academic.ru