Советы тренера

Не работает на ниве тахометр – Тахометр 2121 и его неисправность

Тахометр 2121 и его неисправность

Тахометр 2121 и его
неисправность

 Тахометр 2121 и его
неисправность
 Автор ~Delfin~

Тахометр типа ТХ-193 установлен на щитке приборов и прикреплен к нему с помощью двух скоб 40 и гаек 38.

Тахометр имеет пластмассовый корпус 20, к которому спереди металлическим хромированным рантом 16 крепятся
пластмассовые стеклодержатель 17 и ободок 15, а сзади тремя винтами прикреплен корпус 37 миллиамперметра.

Электронная часть тахометра смонтирована на плате 36 из фольгированного гетинакса.
Шкала крепится к корпусу миллиамперметра двумя винтами. На шкале цветными линиями выделены зоны опасных
оборотов коленчатого вала. Предварительная зона опасных оборотов (5500-6000) выделена линиями желтого цвета,
а зона опасных оборотов (свыше 6000) линиями красного цвета. Шкала прибора освещается лампой 19 типа АМН 12-3,
которая вставляется в ламподержатель, привальцованный к верхней части корпуса. Свет от лампы проходит через
голубой пластмассовый светофильтр 18, приклеенный к корпусу, затем через зазор между шкалой и корпусом
и равномерно освещает шкалу. В нижней части шкалы имеются три отверстия, закрытые цветными пластмассовыми
светофильтрами 41, 42 и 43. Через них проходит свет от контрольных ламп типа АМН12-3, которые
устанавливаются в отдельных ламподержателях, привальцованных к нижней части корпуса прибора. 

Для контрольных ламп в нижней части корпуса имеется специальный отсек, разделенный перегородками на три
отдельные секции. Принцип действия тахометра основан на измерении частоты следования импульсов напряжения
в первичной цепи системы зажигания двигателя. В четырёхцилиндровом четырёхтактном двигателе за один оборот
валика распределителя зажигания контакты прерывателя размыкаются и
замыкаются четыре раза (два раза за один оборот коленвала). Следовательно, за один оборот валика в первичной цепи системы
зажигания создается четыре импульса тока и напряжения (два импульса за один оборот коленвала).
Чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя, тем больше частота следования импульсов. 

Импульсы напряжения в форме затухающей синусоиды (А) снимаются с конца первичной обмотки катушки
зажигания и подаются на вход формирователя запускающих импульсов, который состоит из звеньев R1-C1, R2-C2,
VI и CЗ-C4. От формирователя запускающие импульсы уже определенной величины и формы (Б) подаются на вход
ждущего мультивибратора, собранного на транзисторах V2 и V4. Мультивибратор преобразует их в импульсы тока
прямоугольной формы (В) с постоянной амплитудой и длительностью. Эти импульсы проходят через катушку
миллиамперметра, включенную в коллекторную цепь транзистора V2. В зависимости от частоты следования импульсов
меняется средняя величина силы тока, проходящего через обмотку катушки миллиамперметра, и тем на большую
величину отклоняется стрелка прибора. Прибор обеспечивает отклонение стрелки на угол 270° при силе тока 10 мА. 

Стабилитрон V5 стабилизирует напряжение питания, чтобы его колебания не влияли на точность показаний прибора.
Терморезистор RЗ служит для компенсации температурной погрешности прибора. Диод VЗ предназначен для защиты
транзистора V2 от пробоя ЭДС самоиндукции, возникающей в обмотке миллиамперметра. Миллиамперметр применен
магнитоэлектрического типа. Его магнитная система состоит из постоянного магнита 44, зажатого между двумя
магнитопроводами — наружным 47 и внутренним 48. Магнит и магнитопроводы прикреплены к пластмассовому корпусу 37.
Внутренний магнитопровод имеет кольцевую часть, которую охватывает катушка 45, закрепленная на держателе 46.
Ось миллиамперметра вращается в двух втулках. Передняя втулка закреплена в корпусе 37, а задняя крепится к
наружному магнитопроводу 47. Концы оси смазываются при сборке специальной силиконовой жидкостью, которая
обладает демпфирующий свойством — гасит колебания стрелки при движении автомобиля. На оси закреплены стрелка,
держатель 46 катушки и спиральные пружины. Чтобы уравновесить катушку, у держателя 46 на трех плечах
закреплены свинцовые балансировочные грузики. Ток в обмотку катушки подводится через две спиральные пружины,
концы которых припаяны к контактным лепесткам текстолитовой шайбы 49, закрепленной на корпусе миллиамперметра.
Пружины изолированы друг от друга и от оси пластмассовой дистанционной втулкой. Протекающий по обмотке катушки
45 электрический ток создает вокруг нее магнитное поле. В результате взаимодействия магнитных полей катушки и
постоянного магнита 44 на катушку действует сила, которая преодолевает сопротивление
пружины и поворачивает ее вместе с осью и стрелкой на некоторый угол. Этот угол тем больше, чем больше величина силы тока,
протекающего на обмотке катушки.

С 1983 г. несколько изменена схема входной части тахометра (до конденсатора C4).
Новый вариант входной части показан на рисунке слева от
основной схемы тахометра.

Информация взята из Альбома по ВАЗ 2103, 2106.

Неисправность тахометра после
переделки зажигания

У меня старенькая 21, после замены зажигания на бесконтактное (были
поставлены трамблер с датчиком Холла, коммутатор и
катушка), мой тахометр начал как-то странно себя вести.
А именно при низких оборотах он не работал: примерно до 1200-1800 оборотов стрелка просто лежала на значении 0. Потом резко поднималась и вроде
тахометр работал нормально. Такая же картина при уменьшении
оборотов: стрелка опускается до 1200-1800 и резко
падает!

Долго искал ответ, в основном говорили что нужно новый датчик, под
бесконтактное зажигание. На вопрос, чем отличаются новый от старого никто
ответа не знал. И вот я нашел в Альбоме ВАЗ 2103,
06 описание принципиальной схемы и работы тахометра.
Там и нашел ответ.

Как оказалось, нужно сделать в схеме некоторые маленькие изменения. Изменить только входную часть, до кондера (С4).
Нужно перепаять тот вариант входной части, который показан на рисунке слева от основной схемы тахометра.

Но существует еще один вариант, именно им я и воспользовался.
У меня остался старый трамблер, а на нём конденсатор!
Так вот, снял с трамблера конденсатор, и цепляю его последовательно между катушкой и тахометром (к коричневому проводу, который идет к тахометру).
Все. Тахометр работает и на малых оборотах.

08.09.08

www.niva-faq.msk.ru

ВАЗ 21213 | Поиск и устранение неисправностей

Поиск и устранение неисправностей системы зарядки




















Поиск и устранение неисправностей системы запуска двигателя
















Поиск и устранение неисправностей контрольных и измерительных приборов







































Поиск и устранение неисправностей системы освещения









































Поиск и устранение неисправностей переключателя стеклоочистителя










Неисправность

Вероятные причины

Метод устранения



Контрольная лампа зарядки не загорается после включения зажигания
Перегорел предохранитель Замените предохранитель
Перегорела лампа Замените лампу
Нарушен контакт в разъеме Подожмите контакт
Неисправен регулятор напряжения Замените регулятор напряжения


Контрольная лампа зарядки не гаснет при работе двигателя (батарея требует частой подзарядки)
Не натянут или изношен ремень привода генератора Отрегулируйте натяжение или замените ремень
Ненадежно подсоединен или окислен провод, подсоединенный к клемме аккумуляторной батареи Очистите и надежно подсоедините провод к клемме аккумуляторной батареи
Перегорел предохранитель Замените предохранитель
Перегорела плавкая вставка Замените плавкую вставку
Неисправен регулятор напряжения или генератор Замените регулятор напряжения или генератор
Повреждена электрическая цепь Восстановите электрическую цепь


Разряжена аккумуляторная батарея
Не натянут или изношен ремень привода генератора Отрегулируйте натяжение или замените ремень
Нарушен контакт в разъеме Подожмите контакт
Повреждена электрическая цепь Восстановите электрическую цепь
Перегорела плавкая вставка Замените плавкую вставку
Ненадежное соединение с «массой» Восстановите соединение с «массой»
Неисправен регулятор напряжения или генератор Замените регулятор напряжения или генератор
Вышел срок службы аккумуляторной батареи Замените батарею
Поврежден провод проверки напряжения Замените провод

Неисправность

Вероятные причины

Метод устранения



Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером
Разряжена аккумуляторная батарея Зарядите или замените батарею
Ненадежное подсоединение проводов к клеммам аккумуляторной батареи Надежно закрепите провода на клеммах аккумуляторной батареи
Неисправен выключатель блокировки на автомобилях с автоматической коробкой передач Отрегулируйте положение или замените выключатель
Перегорела плавкая вставка Замените плавкую вставку
Неисправен стартер Отремонтируйте стартер
Неисправен замок зажигания Замените замок зажигания


Коленчатый вал двигателя проворачивается стартером медленно
Недостаточно заряжена аккумуляторная батарея Зарядите батарею
Ненадежное подсоединение проводов к клеммам аккумуляторной батареи Надежно закрепите провода на клеммах аккумуляторной батареи
Неисправен стартер Отремонтируйте стартер


Стартер продолжает работать после запуска двигателя
Неисправен стартер Отремонтируйте стартер
Несправен замок зажигания Отремонтируйте или замените замок зажигания


Стартер работает с высокой частотой вращения, но не проворачивает коленчатый вал двигателя
Короткое замыкание в электрической цепи Восстановите электрическую цепь
Сломаны зубья шестерни или неисправен стартер Отремонтируйте стартер
Сломаны зубья зубчатого венца маховика Замените зубчатый венец маховика

Признак

Вероятная причина

Метод устранения



Не работает тахометр
Перегорел предохранитель №12 (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Неисправен тахометр Проверьте тахометр
Повреждена электропроводка Восстановите электропроводку
Перегорел предохранитель №12 (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Неисправен указатель уровня топлива Проверьте указатель уровня топлива
Неисправен датчик уровня топлива Проверьте датчик уровня топлива
Повреждена электропроводка Восстановите электропроводку


Не работает указатель уровня топлива
Перегорел предохранитель №12 (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Перегорела лампа Замените лампу
Неисправен датчик уровня топлива Проверьте датчик уровня топлива
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку


Не горит лампа минимального уровня топлива

Перегорел предохранитель №12 (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Неисправен указатель температуры охлаждающей жидкости Проверьте указатель температуры охлаждающей жидкости
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости Проверьте датчик температуры охлаждающей жидкости
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку


Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости

Перегорел предохранитель №12 (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Перегорела лампа Замените лампу
Неисправен датчик аварийного давления моторного масла Проверьте датчик аварийного давления моторного масла
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку


Не горит лампа аварийного давления моторного масла

Перегорел предохранитель №12 (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Перегорела лампа Замените лампу
Неисправен датчик низкого уровня тормозной жидкости Проверьте датчик низкого уровня тормозной жидкости
Неисправен переключатель стояночного тормоза Проверьте переключатель стояночного тормоза
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку


Не горит лампа низкого уровня тормозной жидкости
Перегорел предохранитель №12 (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Перегорела лампа Замените лампу
Неисправен датчик низкого уровня тормозной жидкости Проверьте датчик низкого уровня тормозной жидкости
Неисправен переключатель стояночного тормоза Проверьте переключатель стояночного тормоза
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку


Не горит лампа незакрытой двери
Перегорел предохранитель№12 (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Перегорела лампа Замените лампу
Неисправен выключатель двери Проверьте выключатель двери
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку


Не горит лампа непристегнутого ремня безопасности
Перегорел предохранитель (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Перегорела лампа Замените лампу
Неисправен выключатель непристегнутого ремня безопасности Проверьте выключатель непристегнутого ремня безопасности
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку

Признак

Вероятная причина

Метод устранения



Не горит только одна лампа внешнего освещения
Перегорела лампа Замените лампу
Неисправен патрон лампы или повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Проверьте патрон или восстановите электропроводку


Не горят фары
Перегорела лампа Замените лампу
Перегорел предохранитель №12 (10А) Замените предохранитель
Неисправно реле фар Проверьте реле фар
Неисправен переключатель освещения Проверьте переключатель освещения
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку
Перегорел предохранитель (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель


Не горят лампы задних фонарей и освещения номерного знака
Перегорела пережигаемая перемычка Замените пережигаемую перемычку
Неисправно реле Проверьте реле
Неисправен переключатель освещения Проверьте переключатель освещения
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку


Не горят лампы стоп–сигналов
Перегорел предохранитель №16 (15А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Неисправен выключатель стоп–сигналов Проверьте выключатель стоп–сигналов
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку
Неисправно реле стоп–сигналов Замените реле стоп–сигналов


Постоянно горят лампы стоп–сигнала
Неисправно реле Проверьте реле
Неисправен выключатель стоп–сигналов Проверьте выключатель стоп–сигналов


Не горят лампы подсветки комбинации приборов
Неисправен реостат Проверьте реостат
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку


Указатели поворота не горят на одной стороне автомобиля
Перегорела лампа Замените лампу
Неисправен переключатель поворота Проверьте переключатель поворота
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку


Не работают указатели поворота
Перегорел предохранитель №7 (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Неисправно реле поворотов Проверьте реле поворотов


Не работают указатели поворота
Неисправен переключатель поворота Проверьте переключатель поворота
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку


Не работают лампы аварийной световой сигнализации


Перегорел предохранитель №1 (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Неисправно реле Проверьте реле
Неисправен переключатель Проверьте переключатель
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку


Лампы указателей поворотов мигают слишком быстро или слишком медленно
Лампы имеют потребляемую мощность большую или меньшую, чем требуется Замените лампы
Неисправен источник проблескового сигнала Замените источник проблескового сигнала


Не горят лампы заднего хода
Перегорел предохранитель №1 (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Неисправен переключатель лампы заднего хода Проверьте переключатель лампы заднего хода
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку


Не горят лампы консоли и багажного отделения
Перегорел предохранитель (50А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Перегорел предохранитель №25 (10А) Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку

Признак

Вероятная причина

Метод устранения



Стеклоочистители не работают или возвращаются в нерабочее положение
Перегорел предохранитель Проверьте на наличие короткого замыкания и замените предохранитель
Неисправен двигатель стеклоочистителя Проверьте двигатель стеклоочистителя
Неисправен переключатель стеклоочистителя Проверьте переключатель стеклоочистителя
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку


Стеклоочистители не работают в положении int
Неисправен блок управления интервалами работы стеклоочистителя Проверьте блок управления интервалами работы стеклоочистителя
Неисправен переключатель стеклоочистителя Проверьте переключатель стеклоочистителя
Неисправен двигатель стеклоочистителя Проверьте двигатель стеклоочистителя
Повреждена или замкнута на «массу» электропроводка Восстановите электропроводку

automn.ru

причины, неисправности, ремонт своими руками. Почему перестал работать тахометр, дергается стрелка ВАЗ, ГАЗ, дизель

Тахометр в автомобиле используется для индикации количества оборотов коленчатого вала двигателя. Рассмотрим, почему не работает тахометр, как найти и устранить причину поломки. Обязательно остановимся на устройстве и принципе работы, что поможет выяснить, почему перестал работать тахометр, стрелка дергается либо ведет себя неадекватно.

Классификация по принципу работы

  • Механические либо электромеханические тахометры с прямым приводом. На стрелочный указатель обороты передаются через гибкий вал, который посредством червячной передачи получает вращение непосредственно от коленчатого вала или одного из валов трансмиссии. Принцип работы индикатора основывается на явлении индукции вихревых токов. Работа и устройство магнитного тахометра крайне схожи с принципом действия автомобильного спидометра. В современных авто подобная конструкция тахометра не применяется.
  • Электромашинные. Отличительная черта – подключение к генератору. Используется преимущественно на дизельных двигателях, но в целях унификации устройство такого типа может использовать и на бензиновых моторах.
  • Электронные. Сигнал может быть взят как с системы зажигания, так и непосредственно с ЭБУ. Устанавливается на бензиновые и дизельные ДВС.

Устройство и принцип работы

Основные компоненты электромашинных и электронных тахометров:

  • измерительный блок, или преобразователь сигнала. Может базироваться на элементах аналоговой схемотехники либо построен с использованием специальных микросхем;
  • блок индикации с аналоговым или цифровым отображением количества оборотов;
  • вспомогательные элементы.

Работа электронных тахометров основывается на преобразовании отдельных сигналов или импульсов, улавливаемых от ЭБУ, системы зажигания либо генератора, в «понятный» для блока индикации сигнал.

Схема подключения

При поиске причины, из-за которой не работает тахометр, в первую очередь важно понимать схему подключения и тип сигнала. Существуют 3 типовые схемы подключения:

  • к бесконтактной системе зажигания (провод тахометра подключается к первичной цепи катушки зажигания). Принцип работы основывается на измерении частоты скачков напряжения в первичной цепи системы зажигания. Расчет угла зажигания невозможен без ориентирования на количество оборотов коленчатого вала, поэтому частота искрообразования прямо зависит от скорости вращения коленвала. На 4-цилиндровых ДВС полному обороту коленчатого вала соответствует 2 импульса напряжения в первичной цепи. Соответственно, чем выше скорость вращения коленвала, тем большей будет частота скачков напряжения;
  • подключение к контактной системе зажигания. Принцип работы и схема подключения схожи с БСЗ, но устройство измерительного блока будет иметь отличия в зависимости от вольтажа входной цепи;
  • подключение к ЭБУ двигателя. Принцип работы все так же основывается на регистрации импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания, но сигнал к тахометру поступает от блока управления двигателем;
  • подключение к генератору (сигнальный контакт тахометра подключается к выводу W генератора). Вращение шкива генератора осуществляется ременной передачей от коленчатого вала, поэтому скорость вращения ротора генератора будет всегда пропорциональна частоте вращения коленвала. Изменение количества оборотов коленчатого вала можно рассчитать, постоянно измеряя генерируемую на обмотке величину ЭДС. По своему принципу работы электромашинный тахометр напоминает обычный вольтметр.

Характерные неисправности

Если на автомобиле перестал работать механический тахометр, имеет место механическое повреждение какого-либо из элементов конструкции. Обломанный трос гибкого вала, износ элементов червячной передачи, появлению люфтов, деформаций – все эти причины могут вывести индикатор количества оборотов двигателя из строя.

На что обратить внимание, если не работает электронный тахометр:

  • целостность электропроводки. При этом важно проверять не только сигнальный провод, но и «массу», питание приборной панели;
  • качество контактов. Наличие окислов, неплотный контакт внутри фишек вполне могут стать причиной выхода тахометра из строя;
  • целостность элементов измерительного блока, которые находятся за защитным стеклом внутри приборной панели. Среди механических повреждений транзисторов, перегорания микросхем, дорожек или вздутия резисторов самой распространенной причиной неработающего тахометра является нарушение целостности пайки. К примеру, на Mitsubishi Padjero II появление микротрещин в местах пайки элементов тахометра – общепризнанная болезнь.

На автомобилях со схемой подключения от генератора неработающий тахометр может служить признаком неисправности генератора. В таком случае поломка сопровождается зажиганием индикатора низкого заряда АКБ, спорадическим загоранием на приборной панели «гирлянды» из предупреждающих лампочек.

В некоторых типах конструкции изменение погонного сопротивления высоковольтных проводов может вносить коррективы в точность показаний индикации оборотов двигателя.

Как самостоятельно найти причину неисправности

Помимо визуального осмотра, для диагностики своими руками потребуется универсальный измерительный прибор. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете без труда проверить питание, «массу», а также прозвонить сигнальный провод на предмет обрыва.

Проверка питания производится в режиме измерения постоянного тока, диапазон измерений – до 20 В. «Минус» — постоянный, «плюс» появляется только после включения зажигания. Импульсы на сигнальном проводе должны появляться при вращении коленчатого вала. Для поиска обрыва мультиметр необходимо перевести в режим измерения сопротивления – омметр. Иногда для обнаружения плохого контакта достаточно пошевелить разъем или жгут, в котором проложен сигнальный провод индикатора оборотов.

Стрелка тахометра дергается

Проблема дергающейся стрелки лучше всего знакома владельцам ГАЗ 3110 «Волга». Проблема возникает на автомобилях, выпущенных до сентября 1999 г и оснащенных комбинацией приборов 38.3801 (ОАО «Автоприбор»). Из-за конструктивных дефектов естественная работа автомобильного генератора, при которой величина тока зарядки регулируется переменной подачей напряжения на обмотку возбуждения, приводит к дерганью стрелки.

Стрелка тахометра может дергаться из-за ослабевшей натяжки ремня генератора, но в большинстве случаев отремонтировать тахометр на Волге удается заменой приборной панели и видоизменением схемы подключения.

autolirika.ru

Тахометр 21213/21214

Тахометр 21213/21214

 Тахометр 21213/21214
 Автор ALER

Здесь описаны принципиальные схемы
тахометров ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 для комбинаций приборов (КП)
производства ООО «Автоприбор» (г.
Владимир) и Венгрии. Даны рекомендации по
ремонту и настройке тахометров, а также по
сборке-разборке КП. Иногда тахометр не
работает из-за неисправности КП, такие
случаи тоже учтены в рекомендациях.

Венгерская КП состоит из отдельных
приборов со своими шкалами, у владимирской
черная пластина со шкалами — общая для всех
приборов. Тахометры в других панелях и для
других моделей автомобилей могут в деталях
отличаться от описанных, но принцип
действия у всех таких устройств одинаков. 

Принцип действия тахометра

Тахометр состоит из печатной платы с
элементами и стрелочного индикатора (миллиамперметра).
На плате собран ждущий мультивибратор (ЖМВ)
на микросхеме КР1006ВИ1 (полный отечественный
аналог зарубежной микросхемы NE555).
Микросхема имеет пластиковый корпус с 8-ю
выводами (DIP-8) и обычно маркируется просто
как «ВИ1». На импортных микросхемах
вместо NE могут быть другие буквы, но 555 будет
обязательно. Микросхема эта чрезвычайно
популярна, ее структура и схемы включения
описаны в очень многих книгах. В одной из
версий венгерской комбинации приборов
используется более редкая микросхема LM2917N —
преобразователь частота-напряжение. Любой
приятель, занимающийся радиолюбительством,
поможет вам отремонтировать и настроить
тахометр, особенно, если вы распечатаете
ему эту статью. 

Принцип действия тахометра очень прост.
ЖМВ запускается импульсом зажигания дважды
за один оборот коленвала и вырабатывает
свой импульс — стабильный по амплитуде и
длительности, который через резистор
подается на миллиамперметр. Чем больше
обороты, тем чаще идут импульсы ЖМВ, тем
больше средний ток в обмотке и тем сильнее
отклоняется стрелка тахометра. Импульс
зажигания снимается с первичной обмотки
катушки зажигания (вывод «К») или — у
инжекторных — с модуля зажигания.
Длительность выходного импульса ЖМВ
определяется RC-цепью и весьма стабильна.
Для стабилизации амплитуды выходного
импульса ЖМВ питается от встроенного
стабилизатора напряжения. 

Принципиальная схема тахометра
ООО «Автоприбор»

 

ЖМВ построен по типовой схеме на КР1006ВИ1.
Времязадающая цепь из прецизионных R (59 кОм)
и C (47 нФ) обеспечивает  длительность
выходного импульса 3,05 мс (рассчитывается по
формуле 1,1RC). Для регулировки тахометра
предусмотрен подстроечный резистор 500 Ом —
он меняет амплитуду тока в обмотке
стрелочного прибора.

У карбюраторных машин входной импульс с
вывода «К» катушки зажигания подается
на контакт 3 разъема «А» (красного).
Амплитуда этих импульсов может достигать 400
В, поэтому на печатной плате КП установлен
дополнительный резистор 91 кОм.

У инжекторных машин сигнал снимается с
модуля зажигания через контакт 5 того же
разъема и подается сразу на вход тахометра —
уровень этого сигнала несколько вольт.
Вообще, микросхема КР1006ВИ1 запускается
отрицательным перепадом на выводе 2 (уровень
должен стать ниже 1/3 от напряжения питания).
Стабилитрон 5,6 В ограничивает уровень
запускающего сигнала на входе микросхемы.

Питание осуществляется от
параметрического стабилизатора с
дополнительным транзистором (выходное
напряжение около 7 В). Диод в коллекторной
цепи транзистора защищает схему при подаче
напряжения питания неправильной
полярности.

Принципиальная схема тахометра
из старой венгерской КП

 
 

Схема построена на микросхеме NE555N.
Принцип действия — тот же, что у
владимирского. Элемент, обозначенный на
схеме «???», скорее всего терморезистор.
Подстройка показаний тахометра
осуществляется регулировкой длительности
импульса (R2). Внешнего резистора на панели
КП нет, вход рассчитан только на
высоковольтные импульсы с катушки
зажигания. Чтобы тахометр запускался от
низковольтного сигнала (инжекторы и
некоторые модели коммутаторов)
рекомендуется заменить резисторы 39 кОм и 4,7
кОм на 10 кОм и подключить точку их
соединения к общему проводу также через
резистор 10 кОм. 

Стабилизацию напряжения на уровне 10 В
осуществляет микросхема L2610 — т. н. «трехвыводный
стабилизатор». Она установлена на
радиаторе и помимо тахометра питает
индикаторы температуры и уровня топлива.
Узел схемы с конденсатором 470 мкФ и диодным
мостом предназначен для гашения выбросов
напряжения в бортовой сети автомобиля (по
стандарту кратковременные выбросы могут
быть свыше 100 В).

Принципиальная схема тахометра
из новой венгерской КП

 
 

Схема построена на микросхеме LM2917N —
преобразователь частота-напряжение (DIP-14).
Принцип действия подобен описанным выше. 

Ремонт тахометра без разборки
КП

При нарушениях в работе тахометра
рекомендуется начать с проверки
подключения провода к выводу «К»
катушки зажигания. Если подключение
нормальное и на проводе не видно обрывов
или повреждений изоляции, необходимо снять
КП. Нужно прозвонить провод от контакта
«К» катушки зажигания до вывода 3
разъема «А» КП, а также проверить
качество этого контакта. Если дефект не
обнаружен, необходимо проверить печатный
проводник между ответной частью разъема и
резистором цепи запуска (91 КОм) и далее до
входного контакта «1» тахометра.
Проверьте также подключение тахометра к
плюсу и минусу аккумулятора (выводы «+»
и «-«). У инжекторных машин (владимирская
КП) проверяется цепь между модулем
зажигания и контактом 5 разъема «А» КП и
далее — с контактом «1» тахометра. 

Неоднократно в Нивской конференции
описывалось нарушение работы тахометра при
замене штатных высоковольтных проводов
системы зажигания на силиконовые.
Проявлялось это нарушение как дерганье
стрелки с провалами до нуля. Штатные
провода отличаются от силиконовых погонным
сопротивлением (замер по центральному
проводу: силиконовый 9-10 кОм, штатный 1,5 кОм).
Поэтому можно предположить, что эффект
вызван изменением формы импульса на
первичной обмотке катушки зажигания из-за
изменения параметров вторичной цепи, и
порекомендовать подбор элементов цепи
запуска ЖМВ. Проще всего уменьшить номинал
внешнего резистора на плате КП — разборка КП
для этого не требуется. Остап’у
в подобной ситуации помогла замена
катушки зажигания («сухая» на «круглую»).

Для инжекторных машин воздействие помех
на тахометр можно уменьшить, подключив на
плате КП керамический конденсатор 200…1000 пФ
между проводами, идущими к контактам
«1» и «-«. Не пробуйте делать это на
карбюраторных машинах — тахометр просто
перестанет работать. 

Разборка КП

Если неисправность не обнаружена,
требуется частичная разборка КП. Описание
процедуры дано для владимирской панели.

  1. С усилием снимите пластиковую
    ручку сброса суточного одометра с оси.

  2. Отвинтите 5 винтов крепления козырька КП
    к корпусу и 3 винта крепления тахометра.
    Хотя эти винты имеют крестообразные
    шлицы, они под плоскую отвертку. 
  3. Отключите три провода от тахометра.
  4. Отвинтите два самореза крепления шлейфа
    подсветки КП.
  5. Отвинтите и снимите вместе с шайбами 3
    гайки индикатора температуры.
  6. Снимите с КП козырек с защитным стеклом.
  7. Снимите стрелку тахометра, подсунув под
    нее широкую плоскую отвертку. Стрелки с
    остальных приборов не снимайте.
  8. Отвинтите два винта около стрелки
    тахометра на шкале КП.
  9. Вытолкните шпильки индикатора
    температуры из отверстий в печатной
    плате..
  10. Слегка изогнув черную шкалу КП,
    извлеките тахометр — миллиамперметр
    вместе с печатной платой.

Устанавливать тахометр и собирать КП — в
порядке, обратном описанному. Стрелку
тахометра одеть так, чтобы она показывала
на ноль при нормальном (вертикальном)
положении КП.

Подробнее о снятии/разборке/установке КП
и снятии/установке стрелок рассказано в
статье Комбинация приборов.

Для регулировки тахометра нужно
привинтить его двумя черными винтиками к
шкале КП, не привинчивая больше ничего, и
одеть стрелку. Провода на тахометр при этом
одеваются на время проверки (сравнения с
цифровым при работающем двигателе), затем
снимаются. Шкала КП немного изгибается, и
через образовавшуюся сверху щель нетрудно
тонкой отверткой крутить шлиц
подстроечного резистора. Если показания
тахометра завышены, шлиц нужно вращать по
часовой стрелке. В процессе регулировки
может потребоваться снятие-установка
стрелки (чтобы найти ее правильное
положение).

Венгерская КП состоит из отдельных
приборов, и снять тахометр можно без столь
сложной разборки.

Ремонт и настройка платы
тахометра

Внешним осмотром проверьте плату
тахометра на микротрещины и непропаи.
Трещины в печати необходимо устранять
пропаиванием с отрезком зачищенного
монтажного провода — мягкие припои ПОС не
обеспечивают достаточной прочности. При
устранении непропаев обязательно
зачистить от окислов плохо пропаянный
вывод радиоэлемента. Рекомендуется
использовать спиртоканифольный флюс или
просто канифоль. Категорически запрещается
применять активные (кислотные) флюсы.

Для повышения помехоустойчивости
тахометра рекомендуется добавить на плате
два керамических конденсатора. Первый
емкостью 1000 пФ следует припаять к выводам 5
и 1 микросхемы. Второй — 0,1…1 мкФ между
выводами 1 и 8. Можно установить также
электролитический конденсатор емкостью
10…100 мкФ в любом удобном месте между цепью +7
В и общим проводом.

Подключите плату к источнику питания 12 В,
соблюдая указанную полярность. Проверьте
напряжение питания микросхемы (вывод 8) — оно
должно быть около 7 В. Если напряжение
значительно отличается — проверяйте или
меняйте элементы стабилизатора напряжения.
На неподключенном выводе 5 микросхемы КР1006ВИ1
напряжение должно составлять 2/3 от
напряжения питания.

Посмотрите осциллографом выходной сигнал
микросхемы (вывод 3). Это должен быть
положительный импульс с амплитудой почти
равной напряжению питания и длительностью 3
мс. Импульс должен формироваться по каждому
замыканию вывода 2 на общий провод. Если
длительность импульса отличается от
указанной, проверьте номиналы или
подберите элементы времязадающей цепи R и C.
Точная формула для расчета длительности
импульса: R*C*ln3. Проверьте на обрыв обмотку
миллиамперметра — ее сопротивление должно
быть около 150 Ом (владимирская КП).

Подайте на вход тахометра сигнал от
генератора. Меняя частоту генератора,
проверьте и отрегулируйте тахометр. При
изменении частоты от 0 до 333 Гц показания
тахометра должны линейно меняться от 0 до
10000 об/мин. В самом конце (после 300 Гц или 9000
об/мин) допускаются провалы или искажение
линейной зависимости. Регулировку
рекомендуется производить при частоте 200 Гц.
Стрелку тахометра подстроечным резистором
нужно установить на 6000 об/мин. Делать это
лучше всего в процессе сборки КП.

Дефект тахометра может заключаться также
в заедании стрелки измерительного прибора,
например, из-за попадания посторонних
предметов или пыли. Рекомендуется промыть
спиртом и продуть магнитную систему
измерителя и проверить подвижность стрелки.

Довольно часто причиной неисправности
становятся подстроечные резисторы:
нарушается контакт между ползунком и
резистивным слоем. Во владимирской панели
при этом дефекте показания становятся
нулевыми, в венгерской — наоборот — прибор
будет зашкаливать. Рекомендуется после
настройки снять эти резисторы, замерить их
сопротивление и установить вместо них
точно подобранные постоянные. 

У венгерского тахометра ток в обмотку
миллиамперметра идет с контактных площадок
платы через упругие ползунки. При плохих (окисленных)
контактах показания, разумеется, будут
нулевыми. Рекомендуется при ремонте
продублировать эти упругие контакты
тонкими проводами. Провода можно
пропустить через одно из отверстий платы и
припаять со стороны элементов к выводам
конденсатора 0,1 мкФ. 

Один из наиболее частых дефектов КП —
выгорание печатного проводника цепи
питания тахометра и лампочек правой
стороны — описан в статье Комбинация
приборов.

По окончании настройки можно залить всю
плату лаком или термоклеем. Обратите
внимание на то, чтобы лак или термоклей не
попали на обмотку или магнитную систему
миллиамперметра. Вся работа займет не
больше нескольких часов.

И еще о тахометре

В продаже плату тахометра для
владимирской панели (в сборе с
миллиамперметром) я видел только один раз —
в Нивском магазине на Балаклавском пр-те (см.
Список ALER’а) за 150 р.
Можно поискать ее на рынке в Южном порту (или
каком-либо ином) у продавцов, торгующих
панелями. Бывает, что они продают
поврежденные панели по частям — сам покупал
так спидометр от венгерской панели в ЮП.

Anci рассказывал,
что купленный в Кэмпе за 94 р. тахометр от 2107 (в
сборе: плата + индикатор) без всяких
переделок встал в нашу владимирская
комбинацию приборов. Погрешность 5-10% не в
счет, она и на родном такая же. Сейчас пробег
13 тык, проблем нет. А вот что мне написал glebius:
«При установке тахометра от 2107 надо
зашунтировать куском провода резистор,
который находится на плате панели приборов
между контактом 3 красного разъёма и
непосредственно тахометром. Короче говоря
нужно подать сигнал от катушки зажигания
напрямую, без сопротивления. Деления на
шкалах совпадают очень точно.

Показания тахометра в начале шкалы (до 1000
об/мин) очень сильно искажены. Если кто-то
утверждает, что у него двигатель устойчиво
работает на холостом ходу при 300 об/мин,
знайте: на самом деле это 600-700 об/мин. Имейте
это в виду при настройке карбюратора. При
бОльших оборотах точность выше, но все
равно точным прибором тахометр считать
нельзя. В моей Ниве тахометр завышает
значение оборотов на 6-7% (показывает 3200
вместо 3000 по цифровому тахометру).

Учитывая сказанное выше, в машине имеет
смысл иметь цифровой тахометр для
регулировки холостого хода, проверки
работы блока управления ЭПХХ и проверки
штатного тахометра (у меня стоит Explorer
Ex-70). При движении же удобнее пользоваться
штатным тахометром — глаз и мозг человека
лучше и быстрее воспринимают аналоговую
информацию в виде угла поворота стрелки,
чем ее цифровое значение, а высокая
точность во время движения совсем не нужна.

ALER, 06.04.03.

www.niva-faq.msk.ru

Не работает тахометр на 21213 нива. Как устранить?

Тахометр конечно относится к железу, но к компютеру не относится!!! А вобще поменя тахометр, да и всё как будто он дорого стоит

Предохранители проверял? Он завязан на систему зажигания….

вообще-то Вам в другую категорию, однако.. .<a rel=»nofollow» href=»http://otvet.mail.ru/auto/» target=»_blank»>http://otvet.mail.ru/auto/</a>
РЕМОНТ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВАЗ 21213, 21214 (Нива) 21. Электрооборудование — <a rel=»nofollow» href=»/» title=»6767108:##:http://www.autoprospect.ru/vaz/21213-niva/21-ehlektrooborudovanie.html» target=»_blank» >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>
Тахометр 21213/21214 — <a rel=»nofollow» href=»/» title=»3029261:##:http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/panel/tacho.htm» target=»_blank» >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>
Нива — Клуб / Niva — Club — Тахометр 21213 венгерская панель приборов — <a rel=»nofollow» href=»http://niva-club.net/viewtopic.php?p=21551″ target=»_blank»>http://niva-club.net/viewtopic.php?p=21551</a>
Установка бесконтактной системы зажигания — <a rel=»nofollow» href=»http://vazik.ru/plugins/content/content.php?content.22″ target=»_blank»>http://vazik.ru/plugins/content/content.php?content.22</a>
В помощь автолюбителям — <a rel=»nofollow» href=»http://cxem.net/avto/electronics/4.php» target=»_blank»>http://cxem.net/avto/electronics/4.php</a> ну, и т. д. (их тысячи…) . Послал инфу Вам на мыло, а то на проекте многие сноски не открываются. Успехов!

Причем здесь компьютер?

touch.otvet.mail.ru

Неисправности комбинации приборов Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4×4

(Примечание. Имейте ввиду, что не все рекомендации по исправлению неисправностей,
данные на этой странице, подходят для электронной комбинации приборов)

Причина неисправности

Метод устранения


Не работает указатель
температуры охлаждающей жидкости
или уровня топлива

Неисправен указатель

Замените указатель или комбинацию приборов

Неисправен датчик

Замените датчик

Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники

Обожмите клеммы, замените неисправные провода


При полностью заполненном баке стрелка указателя уровня топлива перемещается к нулевой отметке (при неполном баке показания правильные)

Токосъемник датчика уровня топлива выходит за пределы обмотки резистора

Подогните ограничитель хода поплавка на 1-2 мм вниз


Стрелка указателя уровня топлива дергается и часто отклоняется к нулевой отметке

Слабое касание резистора датчика токосъемником

Подогните токосъемник

Обрыв в обмотке резистора датчика уровня топлива

Замените датчик


Постоянно горит контрольная лампа резерва топлива

Замыкание провода датчика на «массу»

Устраните замыкание


Не загораются контрольные лампы

Перегорела лампа

Замените лампу

Плохой прижим патрона к цоколю лампы или контактов патрона к печатной плате

Зачистите контактирующие поверхности, подогните контакты патрона лампы или замените плату

Неисправен соответствующий датчик

Замените датчик

Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники

Обожмите клеммы, замените неисправные провода


Не работает спидометр

Отвернулись гайки крепления наконечников гибкого вала спидометра

Затяните гайки от руки

Изношены наконечники гибкого вала спидометра

Замените гибкий вал

Обрыв гибкого вала спидометра

Замените гибкий вал

Неисправен спидометр

Замените комбинацию приборов


Шум гибкого вала привода спидометра (Как правило, шум возникает в определенном интервале скоростей)

Монтаж гибкого вала выполнен с малыми радиусами изгиба

Заново проложите гибкий вал, смажьте его моторным маслом

Деформирована оболочка гибкого вала

Замените гибкий вал


Не работает тахометр

Повреждены цепи питания комбинации приборов, управляющая цепь тахометра (от катушки зажигания), дорожки платы комбинации приборов

Обожмите клеммы, замените неисправные провода, комбинацию приборов

Неисправен тахометр

Замените комбинацию приборов

lada-niva.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о