Советы тренера

Задний переключатель shimano deore – Задний переключатель скоростей на велосипеде Shimano

Задние переключатели Shimano для горных велосипедов

У Shimano существует, по большому счету, три линейки компонентов: шоссейные, горные и экстремальные, комфортные. К последним относятся в основном планетарные втулки, но речь сейчас не о них. В этой статье будет рассказано о задних переключателях для МТБ.

Начнем с горной линейки. Для простоты ориентирования Shimano разделила линейки компонентов названиями, поэтому при покупке вам будет не сложно сориентироваться в общих чертах. Начнем ранжировать по возрастанию.

Shimano No-Name (Шимано Ноунейм)

Данная линейка включает в себя самые дешевые компоненты, которые не дотягивают даже до уровня tourney. Как правило, такие переключатели можно найти на крайне дешевых китайских велосипедах, называемых в простонародье «ашанбайки». Ни один серьезный бренд такие переключатели уже лет десять точно не ставит. Отсюда и все вытекающие – откровенно плохая точность переключения, скорость и надежность. Единственный плюс, да и то сомнительный – стоит такой переключатель копейки.

Shimano Tourney (Шимано Турней)

Это низшая линейка «брендовых» переключателей Shimano. Найти их можно повсеместно на дорожных велосипедах, часто на круизерах и складных, а так же многие производители любят ставить их на велогибриды (электровелосипеды). Ну и бюджетные МТБ этот переключатель не обошел стороной. Как правило он стоит в комплекте с ободными тормозами. Tourney рассчитан на работу с кассетой 6-7 звезд (8 звезд с 2014 года).

Плюсы: он все еще дешев и работает лучше линейки No-Name.

Минусы: не любит грязи, требует постоянной подстройки и самостоятельно переключает скорости во время сильной тряски, а так же бьет цепью по нижнему перу рамы.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano A050.

Shimano Altus (Шимано Альтус)

Ни рыба ни мясо. Самая спорная линейка переключателей на мой взгляд. По скорости и точности переключения они не шибко лучше Tourney, я бы сказал, что одно из немногих отличий это возможность использовать современные модели на кассете с 8 звездами (9 звезд начиная с 2012 года). Главное отличие от Tourney это большая долговечность, за небольшие деньги. Хороший вариант для тех, кто катается нечасто, недолго и недалеко.

Плюсы: небольшая цена, приемлемая долговечность.

Минусы: низкая точность и невысокая надежность, цепь все еще скачет по звездочкам от тряски и бьет по нижнему перу рамы.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano 2300.

Shimano Acera (Шимано Асера)

На мой взгляд, это первая линейка переключателей, которые можно использовать в велопоходах. Естественно не длительных и не сложных, но вот ПВД по равнине эти переключатели уже потянут.

Плюсы: самый средний уровень, идеальный баланс между ценой, качеством и точностью.

Минусы: цепь все еще бьет по перу, хотя уже практически не скачет по звездам от тряски.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Claris.

Shimano Alivio (Шимано Аливио)

Данная линейка уже подходит для довольно серьезных походов, и любительских соревнований, но при этом цепь все еще бьет по нижнему перу на ухабах. Этакая тонкая грань перехода между любительским уровнем и профессиональным. Качество переключения уже достаточно быстрое и точное, плюс работа с кассетами 8-9 звезд. Надежность у него так же приемлемая, но все же эта «грань» чувствуется и переходность ощущается. Alivio оптимальна для тех, кто нацелен на частое, не агрессивное катание при любой погоде, без регулярной подстройки переключателя.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Sora.

Shimano Deore (Шимано Деор)

Данная линейка уже относится к начальной профессиональной. Идеальное соотношение цена-качество. В среде велотуристов так же считается самым лучшим вариантом. Если вы не настроены на высокие спортивные результаты или не занимаетесь «гравити» дисциплинами, то переключатели уровнем выше Deore вам уже не нужны. Скорость переключения быстрая, точность переключения хорошая, износостойкость высокая. Deore это тот переключатель, который при не экстремальном катании нужно подстраивать раз в пару лет, при смене тросика. Начиная с линейки Deore, в задних переключателях появляются две технологии Shadow и Shadow Plus (Shadow+). Что это такое будет рассказано в отдельной статье.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Tiagra.

Shimano Deore LX/SLX (Шимано Деор ЛХ/СЛХ)

Тут идет двойное разделение. С 2009 года Deore LX позиционируется как туристическая группа оборудования. А SLX уже нацелен на гонки.

Deore LX – тут сделан акцент на надежность и износостойкость в ущерб весу. Самый идеальный вариант для туристов, цена завышена, но надежность на высоте.

SLX – тут акцент сделан на гонки. Вес меньше, пружина жесткости лучше, точность и скорость переключения на соответствующем уровне.

Данные переключатели уже нельзя отнести к бюджетным. Для простых покатушек они явно не нужны. А вот тем, кто понимает, за что платит, но не готов (или не может) тратить деньги на топовые переключатели Shimano, стоит присмотреться к ним. В зависимости от того велотурист вы или гонщик, выбирать нужно соответствующую линейку.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano 105.

Shimano Deore XT (Шимано Деор ХТ)

Оборудование класса люкс. «Почти топ», но не совсем. Новые разработки доходят сюда немного с «опозданием». «Почти топ» заключается во всем – скорости, точности, весе, надежности…цене… А дальше решать вам.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Ultegra.

Shimano XTR/XTR Di-2 (Шимано ХТР)

Топовое оборудование, предназначенное для гонок. Все технологии максимально инновационные. Точность, скорость и вес максимально допустимые на данный момент, все новые разработки обкатываются именно на этой группе. Предназначено для профессиональных спортсменов. Одно из последних нововведений в этой группе – электронное переключение передач Di-2.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Dura-Ace/Dura-Ace Di-2.

Горная линейка закончилась, теперь рассмотрим линейку экстремальных переключателей, она небольшая.

Shimano Hone/Zee (Шимано Хоне/Зи)

Это, по сути, один и тот же уровень переключателя. До 2008 года он выходил под именем Hone, сейчас выходит под именем Zee.

Низший уровень переключателей, рассчитанный на применение в экстремальных дисциплинах, например в «гравити»: Down Hill, Free Ride, Dirt и пр. Но пусть вас не смущает слово «низший», так как по уровню переключатель стоит между Shimano Deore LX/SLX и Shimano Deore XT. Точный, быстрый, надежный, с акцентом на ударопрочность и высокие нагрузки при тряске.

Shimano Saint (Шимано Сэинт)

Экстремальный уровень переключателя, рассчитанный на самый высокие нагрузки, которые могут возникнуть при прыжках и трясках, как на склонах горы так и рампе. Данный переключатель относится к топовому уровню переключателей и сравним по уровню с Shimano XTR, но рассчитанный на применение в «гравити» дисциплинах. Ну и цена соответствующая.

Итоги

А нужно ли тут что-то обобщать? По моему, нет. Выбор переключателя это индивидуальное дело каждого, зависящее от потребностей и финансовой возможности. Не забудьте ознакомиться с линейкой переключателей SRAM — главного конкурента Shimano.

Благодарю за внимание,
Алексей Евдокимов

outdoortime.info

Классификация шимано

Самой важной частью велосипеда, после рамы, является навесное оборудование. Существует множество фирм, занимающихся выпуском элементов навеса для велосипеда. Большинство компаний предлагает своим покупателям полный набор комплектующих, некоторые же из них производят лишь отдельные компоненты.

Компания Shimano заслужено носит звание лидера, ведь ее продукт характеризуется отличным качеством, умеренными ценами, а также большим выбором от начального до профессионального уровня.

История развития компании

Хронология и тенденции компании:

  • 1921 – создание фирмы Shimano одним из братьев Шазабуро Шимоно;
  • 1940 – объемы продаж и капитал увеличились, а основатель компании становится ее первым президентом;
  • 1946 – 1948 – начали выпускать готовые велосипеды и вернули свое состояние после Второй мировой войны;
  • 1956 – 1958 – выпуск первых переключателей передач, размещение ремонтных сервисов компании по всей Японии и выбор нового президента – сына основателя компании Шозо Шимано;
  • 1960 – 1969 – освоение техники холодной ковки; начало продаж велосипедных компонентов в Северной Америке; фирма представляет свою продукцию в Европе и открывает дочернюю компанию в Америке;
  • 1972 – 1973 – открытие представительства в Германии; первый выпуск группы компонентов для шоссейных велосипедов Dura Ace;
  • 1982 – 1991 – за эти годы фирма развивает качество своего продукта и все больше завоевывает позиции на мировом велорынке, изобретая новые компоненты, используя при этом новые технологии;
  • 1996 – 2000 – компания использует технологию полых шатунов и внедряет их разные серии, также изобретена втулка, которая имеет автоматическое переключение;
  • 2001 – 2004 – выбран новый президент компании Ездо Шимано, который исполняет свои полномочия и по нынешнее время, также фирма осваивает новые рынки и открывает свое представительство в Москве;
  • с 2006  – компания продолжает изучать новые технологии для того, чтобы сделать свой продукт более прочным и легким, а также изобретает новые комплектующие для велосипедов и усовершенствует предыдущие серии.

Компоненты Shimano. Подробный обзор комплектующих

Компания Shimano выпускает полный набор навесного оборудования. К нему относятся следующие комплектующие:

  • шатун – элемент, с помощью которого велосипедист передает силу с педалей на каретку;
  • каретка – деталь, соединяющая шатуны с рамой и отвечающая за ее вращение;
  • педали – с помощью этого компонента велосипедист передает силу от ноги к шатуну с дальнейшим вращением каретки и через трансмиссию идет напор на заднее колесо, вследствие чего движется велосипед;
  • трансмиссия – набор элементов, приводящих в движение ведущее колесо. В ее состав входит ведущая и ведомая звезды, а также цепь. Ведущая звездочка прикреплена к каретке, которая через шатуны получает энергию с педалей;
  • цепь – часть трансмиссии, благодаря которой передается напор с ведущей звезды на ведомую;
  • звездочки – ведомая и ведущая детали в виде зубчатого колеса, которые входят в состав системы и кассеты и приводят в движение цепь;
  • система – входит в состав трансмиссии и включает в себя шатуны и передние звезды, которые в основном продаются единым комплектом;
  • кассета – соединяет задние звезды трансмиссии, крепясь на заднюю втулку, и меняет передаточный диапазон трансмиссии;
  • втулка – деталь, которая находится в центре колеса и вращается. Вмещает в себе ось колеса и является основой для крепления спиц;
  • манетка – компонент, который управляет переключателем передач, натягивая и стравливая трос;
  • передний переключатель – входит в состав трансмиссии и отвечает за перебрасывание цепи с одной звезды на другую;
  • задний переключатель – используется для изменения передаточного отношения трансмиссии и поддерживает цепь в натяжном состоянии;
  • тормоз – элемент, с помощью которого велосипед останавливается или замедляет скорость. Они делятся на два вида: механические – напор идет через тросовый привод или цепь; гидравлические – напор передается благодаря жидкости.

Классификация Shimano

Серия Описание
Tourney Имеет самые низкие цены но приемлемое качество.
AceraAltus Используют велосипедисты начального уровня
Alivio Качество ниже, чем у следующей серии, но технологии почти одинаковые
Deore Средний уровень, который представлен неплохим качеством для любителей
Deore LX Полупрофессиональное оборудование до 2008
SLX Главной задачей является надежность. Используется для сложных рельефов и дорог
Deore XT Характеризуется хорошим качеством и представляет собой начальный уровень для профессионалов
Saint Очень прочная серия, которая используется для экстремальной езды и использует схожие технологии со следующей серией
XTR Используют профессионалы самого высокого уровня. Имеет наилучшее качество и соответствующие цены

 

Группы комплектующих для горных велосипедов

Shimano XTR

Компоненты данной группы используют профессиональные велосипедисты.

Основные характеристики комплектующих:

  • введение гидравлических дисковых тормозов двухпоршневого уровня;
  • для изготовления манеток используют шарикоподшипники с целью снизить трение;
  • для того, чтобы не допустить попадания грязи в каретку и втулку, в подшипниках используют нержавеющие шарики;
  • для уменьшения веса каретку и систему объединили и используют одну звезду;

Shimano XTR Di2

Данная группа оборудования имеет такое же отличное качество, как и предыдущая. Ее основной особенностью является использование электронной трансмиссии. Хотя многие пользователи не сразу приняли новую технологию и не захотели расставаться с ее механическим аналогом, при более близком ознакомлении они поняли, что компания Shimano вывела велосипедные трансмиссии на новый уровень.

Shimano SAINT

Элементы данной группы устанавливают на велосипеды, предназначенные для езды в нелегких условиях и в основном по горным склонам.

Характеристики группы:

  • для более прочной установки педалей присутствуют резьбовые вставки;
  • длина манетки увеличилась, присутствуют рельефы для пальцев, а также благодаря шариковым подшипникам прилагается меньше усилий на переключение:
  • втулки защищены от грязи и уменьшили свой вес;
  • педали стали шире и имеют сменные шипы.

Shimano DEORE XT

Оборудование данного типа используют для кросс-кантри и оно имеет такое же назначение, как и XTR, но представлено в более доступном ценовом диапазоне.

Характеристика комплектующих:

  • имеет стальную звезду с большим сроком эксплуатации;
  • передняя втулка создает жесткую конструкцию в тандеме с вилкой;
  • внутри подшипников втулки присутствует специальное смазочное вещество, благодаря которому увеличивается служба детали;
  • высокое и простое качество передних переключателей

Shimano SLX

Данная группа имеет высокое качество и особенный дизайн. Ее компоненты предназначены для езды по горной местности, которая имеет не очень сложные рельефы. Велосипед имеет небольшой вес, легкий на подъем и способен выдерживать длинные дистанции.

Shimano ZEE

Бюджетная группа, которая имеет много сходств с Saint и сделает доступным экстремальное катание с гор.

Особенности данной группы:

  • задний переключатель расположен ближе к кассете, что защищает его от возможных ударов;
  • манетка работает с приложением силы для натяжения троса и задействует все звезды кассеты;
  • тормоз имеет четыре уровня керамических поршней;
  • звезды системы изготовлены из алюминия и имеют хорошую мощность.

Shimano DEORE

Группа разработана с целью избежать лишние затраты и попробовать новый стиль катания. Имеет отличное среднее качество. Подходит для начинающих велосипедистов и простых любителей. Комплектующие весят значительно больше, чем у групп высшей ступени. Задние переключатели часто включают в состав элементов менее дорогих групп.

Shimano ALIVIO

Группа среднего уровня, чаще всего используется в туризме. Имеет невысокую цену, но вполне хорошее качество.

Компоненты схожи с группой Deore и имеют следующие характеристики:

  • манетки с рычагами под рулем;
  • ободные векторные тормоза;
  • ослабленная защита втулок от загрязнения.

Shimano ACERA / ALTUS

С недавних пор группы объединили из-за почти отсутствующих отличий. Оборудование представляет начальный уровень, но имеет вполне неплохое качество. Применяют для городских велопрогулок. Манетки имеют два рычага, один из которых прикреплен над рулем, что не особо функционально. Используют роллерные тормоза.

Shimano DXR

Компоненты данной группы предназначены для уникального велонаправления – БМХ. Это велосипед, на котором исполняются невероятные экстремальные трюки.

Особенности данной группы:

  • шатуны представлены различной длинной;
  • присутствует лишь задний тормоз;
  • в комплект входят одинарные звездочки;
  • педаль и шатун крепятся с помощью усиленной технологии.

Shimano TOURNEY

Самый низкий уровень оборудования. Имеет довольно небольшую цену и используется лишь в случае наличия очень малых денежных средств. На этой модели не выезжают за пределы города, а используют для езды в парках. Данная группа выпускает модели велосипедов для детей и подростков.

Shimano TOURNEY TX

Оборудование этой группы разработано прежде всего для начинающих. Ее элементы исполняют все функции Shimano и имеют неплохой внешний вид, но в силу своей низкой стоимости быстро изнашиваются и почти не подлежат ремонту.

Shimano DEORE LX

Оборудование намного доступнее за XTR и Deore XT, но имеет достаточно высокое качество и применяется в том же кросс-кантри, а также любителями-полупрофессионалами.

Характеристика компонентов:

  • гидравлические дисковые и механические ободные тормоза;
  • система состоит из двух больших алюминиевых звезд и маленькой из стали;
  • подшипники каретки расположены на большей ширине, чем у других, что позволяет увеличить срок службы трансмиссии;
  • втулки характеризуются повышенным накатом;
  • цепь довольно узкая и благодаря покрытию цинком более стойкая к коррозии.

Shimano HONE

Имеет упрощенные технологии для изготовления деталей, которые очень похожи с группой Saint и используется для езды по менее сложным дорогам. Для этой группы характерны три звезды в системе и наличие дисковых гидравлических тормозов.

Группы комплектующих для шоссейных велосипедов

DURA-ACE

Наиболее элитный уровень оборудования, предназначен для гонщиков с мировым именем. Эта серия приравнивается к XTR для горных моделей и имеет следующие особенности:

  • десятискоростной привод;
  • шатуны различной длины;
  • две и три звездочки;
  • манетки комбинируются с рычагами тормоза или же крепятся на нижнюю раму.

DURA-ACE Di2

Данная группа оборудования является электронной и занимает высший уровень по качеству и соответственно наиболее дорогая в ценовом диапазоне. Для нее характерен небольшой вес, 11 скоростей и используется два провода, для которых делают маленькие отверстия в раме, что положительно влияет на прочность трубы.

ULTEGRA

Комплектация этой группы относится к высокому классу. Ее качество не уступает предыдущей группе, но имеет больший вес. Оборудование имеет десять скоростей. Уровень комплектующих соотносится с группой для горных велосипедов Deore XT.

ULTEGRA Di2

Электронный вариант механической группы Ultegra, с помощью которой вы мгновенно без усилий переключите скорости. Является отличным вариантом для тех, кому дорого позволить себе приобрести DURA-ACE Di2.

105

Оборудование этой группы намного дешевле и доступней предыдущей, но имеет достаточно высокое качество, уникальный дизайн и индивидуальность. Отличный вариант для продвинутых любителей. Имеет десятискоростной привод. Данная группа по уровню схожа с группой для горных велосипедов Deore LX.

TIAGRA

Группа имеет средний уровень, отличается надежными и прочными деталями. Доступная цена делает эту серию популярной среди любителей, а комплектующие устанавливают на велосипедах более крутого уровня. Имеет десятискоростную систему.

SORA

Группа имеет начальный уровень и соотноситься с группой для горных велосипедов Alivio. Положительным критерием является то, что и здесь начали применяться манетки, совмещенные с тормозными ручками. Имеет девять скоростей. Отлично подходит для простых любителей и способна вынести езду на довольно большие расстояния.

CLARIS

Более усовершенствованная версия следующей группы, но помимо шоссейного стиля, комплектующие группы подходят для гибридов и циклокроссов. Благодаря этой группе, езда на велосипеде станет легкой и простой, отлично подойдет для поездок на работу и вылазку на природу.

2300

Считается младшей шоссейной группой и подходит для велосипедистов, которые хотят впервые попробовать шоссейный стиль. Имеет восемь скоростей. Оборудование делается из недорогих материалов, имеет большой вес и короткий срок службы.

2200 / TOURNEYA070 / A050

Все три группы имеют начальный уровень, невысокую цену, для изготовления комплектующих применяют материалы невысокого качества. Велосипеды данных групп быстро изнашиваются и имеют непродолжительный срок службы. Их отличительной чертой является то, что комплектующие данных серий подходят для шоссейных гибридов с прямыми рулями.

Tandem

Эта серия выпускает компоненты для тандемных велосипедов, которые представляют собой модель для двух или нескольких человек, расположенных один за другим.

Как читать/расшифровывать маркировку Shimano

Чтобы сделать правильный выбор в огромном количестве комплектующих, следует научиться расшифровывать ее код.

Для обозначения детали используют такой алгоритм:

вид комплектующего – Мххх – модификация

ххх – номерной показатель модели, в котором первая буква обозначает серию, а М означает, что деталь подходит для горных велосипедов, то есть для МТВ. Если вместо М стоит МХ – компонент предназначен для ВМХ. В том случае, если деталь не предназначена для данных серий, буква М не применяется, а сразу обозначают модель компонента.

Итого, чтобы определить деталь велосипеда, сначала нужно узнать ее тип, а потом выяснить серию.

Типы комлектующих и их расшифровка:

  • RD/FD – задний и передний переключатели;;
  • ST – манетки;
  • FC – шатуны;
  • CS – кассета;
  • BR – тормоз;
  • BB – каретка;
  • PD – педали;
  • HB/FB – втулки и оси

Серия комлектующих:

  • М9 – XTR
  • M8 – Saint
  • M7 – Deore XT
  • M6 – SLX
  • M5 – Deore
  • M4 – Alivio
  • M3 – Acer/Altus

Компоненты Shimano и Sram, обзор групп, сравнение и совместимость

Класс Характеристика Sram Shimano
Элитный Элементы имеют всевозможную надежность и невероятную стоимость X0 XTR
Высокий Профессиональное оборудование, но с приемлемой ценой X9 XT
Хороший Профессиональное оборудование начального уровня X7 Deore
Средний Неплохое качество для любителей X5, Х4 Asera
Начальный Недорогое оборудование для начальной группы X3 Altus

 

Shimano создает более легкие комплектующие, работа переключателей плавная и их ручки имеют лучший дизайн. Зато работа переключателей Sram характеризуется большей четкостью, цепь данной фирмы имеет лучшую конструкцию, благодаря чему ее можно менять без инструментов. Но в целом, нельзя забывать, что у обеих компаний в прошлом были свои взлеты и падения.

Совместимость двух фирм означает совместимость их переключателей и манеток. К сожалению, данные комплектующие почти не совместимы, однако есть несколько элементов, которые можно объединить:

  • десятискоростные манетки Shimano совместимы с задним девятискоростным переключателем Sram;
  • девятискоростной переключатель Shimano совместим с десятискоростными манетками Sram;
  • передние переключатели на две и три звезды совмещаются между собой без проблем.

Компания Shimano является одной из лидирующих по изготовлению навесного оборудования для велосипедов. Фирма выпускает комплектующие разного качества и ценового диапазона. Каждый желающий имеет возможность приобрести нужные детали для велосипеда – начиная от новичка и заканчивая профессионалом.

Для удобства, комплектующие разделены на группы. Детали разных серий можно совмещать между собой. Чтобы не перепутать элемент, компания обозначает его символами, которые легко поддаются расшифровке. Фирма Shimano ценит каждого своего клиента и позаботилась о его финансовых возможностях и комфортной езде.

Классификация Shimano

Оценка: 4.7 43 голосов

Читайте также:


Велосипеды Merida. Обзор, лучшие модели, отзывы

Топ 10 лучших даунхилл велосипедов сезона 2016-2017

Велотренажер Торнео: отзывы владельцев, обзор моделей, инструкция

Велосипед Стелс Навигатор 350: описание, преимущества, цена, отзывы

Велосипед Stels Navigator 570: описание, стоимость, отзывы владельцев

Как снять цепь с велосипеда, устранить неполадки и установить назад?

Велосипед Трек 3500: описание, стоимость, отзывы владельцев

Технические характеристики и стоимость велосипедов для детей BMW

veloinsider.ru

Переключатели shimano, классификация, манетки шимано. Sram vs shimano asera

03.06.15

.

Часто любители велоспорта, поменявшие своего двухколесного друга, стакиваются с необходимостью смены той или иной системы подвеса. О том, какой из этих элементов требует замены, узнать несложно. Но на какой тип из существующих лучше менять, узнать сложнее. Эксперты по вело запчастям помогут разобраться с этой проблемой.

Самой распространенной маркой велосипедных трансмиссий на сегодняшний день считается фирма shimano. Качество продукции и функциональность много обсуждают любители велоспорта на форумах. Причем у людей складывается решительно положительное мнение об этой продукции. Ведь этот бренд премиум-класса относится к Японии, что уже говорит о надежности и долговечности механизмов, современном производственном оборудовании и безупречности сырья.

Переключатели передач Sram.

Конкурентами восточного лидера shimano на рынке велосипедного оборудования стал американский Sram. Этот бренд наступает на пятки продукции shimano — переключатели хорошие и надежные, потому стоят соответствующе. Учитывая схожесть во всех показателях, классификационный список включает модели обоих брендов.

Есть еще переключатели на велосипеды китайского производства. Такие механизмы не имеют брендового названия, пользуются репутацией низкокачественной продукции и быстро выходят из строя. Стоит остерегаться соблазна приобрести обвесные элементы подешевле, потому как они могут придти в состояние негодности уже во время первого покорения окрестных маршрутов. Ведь во время сборки они не только не проходили проверку на электронном оборудовании (потому как в китайских селениях таковых попросту нет), но и вряд ли были до конца укомплектованы.

Чтобы не быть профаном, а оставаться в курсе дела, стоит лично ознакомиться с классификацией трансмиссионных установок для велосипедов.

Велосипедные переключатели скоростей shimano и их классификация

Популярная линейка переключателей shimano насчитывает порядка семи категорий оборудования, различающегося по назначению. Имея в своем распоряжении ашан велосипед с теми или иными параметрами рамы, размера колес и не только, выбрать оптимальный для себя вариант трансмиссии становится проще. В классификации переключатели марки шимано рассмотрены вместе с трансмиссионными системами фирмы-конкурента sram.

Далее рассмотрим каталог shimano с краткой характеристикой механизма и особенности применения каждого из видов обвесов.

Фирменные переключатели скоростей shimano для профессионалов

Если Вам интересно велооборудование высшего класса, то это переключатели Sram ESP X.0; Sram ESP 9.0 и Shimano XTR.

У этих механизмов пользователи отмечают высший уровень надежности в совокупности каждого элемента, что отражается на их стоимости. Задний переключатель shimano deore xt стоит далее от конкурентов ступенью ниже. Вместе с ним — Shimano Saint и Sram ESP 9.0 (продукция высшего уровня надежности в соотношении каждого элемента). Эта тройка также является профессиональным оборудованием с высоких уровнем надежности. Разница от предыдущих устройств заключается в том, что здесь в производстве задействованы механизмы, изготовленные из композитного сырья. Это в свою очередь отобразилось на уменьшении массы комплектующих.

Все современные переключатели shimano таблица распределила по разным показателям. Следующим звеном в классификационной лестнице стала тройка: Shimano Hone, переключатель Shimano Deore LX, Sram ESP 9.0. В их описании можно увидеть черты оборудования высшего класса, но с приемлемой ценовой доступностью. Здесь действует стандартная схема соответствия цены и качества конструкции.

Класс спортивного оборудования

Пара аналогов: переключатель скоростей Shimano Deore и Sram ESP 7.0 относятся к начальной группе оборудования спортивного типа. Элементы, используемые в этих агрегатах, характеризуются увеличенным запасом прочности, сниженным весом.

Другая серия — передний переключатель шимано alivio, Sram ESP 5.0 и Sram ESP 4.0 – это нечто среднее слабее, чем у профессионалов, но лучше любительского сегмента. Славится малой массой устройств при достойной высшего уровня цене.

Низшее звено: переключатели shimano любительского класса

Передний переключатель шимано acera и Sram ESP 4.0 созданы для любительской езды. Но это не означает, что их качество уступает предшествующим моделям. Напротив, они больше, чем профессиональные, испытывают нагрузки и чаще используются неправильно. Потому производитель позаботился о том, чтобы переключатель shimano был неприхотливым в эксплуатации и поддавался ремонту. Интересно, что для этих элементов оборудования не требуется высокоточная регулировка при вводе в эксплуатацию.

Фирменный shimano altus (передний переключатель) вместе с аналогом Sram ESP 3.0 именуют недорогим оборудованием для начинающих. Их призвание – садово-парковые прогулки на двух колесах в спокойном ритме без частых переключений или высоких нагрузок на подъем. Среди особенностей эксплуатации отмечают необходимость регулировки систем при соответствующих показателях.

Стоит отметить еще одну пару механизмов трансмиссии велосипеда в списке аналогов: переключатель shimano tourney и Sram ESP 3.0 – они не способны к экстремальным заездам. Кроме того, во время их использования потребители отмечают различные казусные моменты.

Переключатель скоростей Sram ESP X.0

Переключатель скоростей Sram ESP 9.0

Shimano XTR
Shimano Deore XT
Shimano Saint
Shimano Hone
Shimano Deore LX

Переключатель скоростей Sram ESP 7.0

Задний переключатель Shimano Alivio

Sram ESP 5.0
Sram ESP 4.0
Shimano Acera
Shimano Altus
Переключатель скоростей Sram ESP 3.0

Shimano Tourney

Так профессионалы классифицируют передние и задние переключатели shimano. Чтобы применить на собственном опыте эти данные, стоит вновь обратиться к бывалым велосипедистам.

Практические советы

Во многом японские переключатели скоростей shimano лидируют перед американскими. Однако дотошные критики найдут изъян в чем угодно. Так, задний переключатель Шимано Acera иногда сбивается, что заставляет его владельца поправлять его на раме, подтягивать тросики и так далее. Зато после завершенной регулировки четкость переключения скоростей на велосипеде у заднего переключателя шимано и переднего переключателя скоростей shimano становится великолепной.

Каждому велосипедисту, так или иначе заинтересованному в наличии трансмиссии на своем байке, важно знать, каково количество скоростей будет у двухколесного коня, и насколько быстро они будут сменять друг друга. Об этих двух важных критериях стоит узнать подробнее.

Чтобы правильно руководствоваться системой передач, необходимо учесть все компоненты велосипедного оборудования:

Последние имеют особое значение, потому как от количества звезд задней оси зависит тип механизмов shimano m190.

Классификация трансмиссионных переключателей скоростей шимано по типу велосипеда:

  • XTR, девятискоростной, подходит профессионалам на кросс-кантри модели;
  • задний переключатель shimano slx, восьми или девятискоростной, интересен при установке на велобайках в экстремальных условиях;
  • Saint, девятискоростной — с профессиональной заточкой под экстремальные заезды;
  • задний переключатель shimano deore и передний shimano deore (с девятью или восьмью скоростями – для спорта и экстрима;
  • shimano altus передний переключатель, а также shimano altus задний переключатель в паре с передним, как и Shimano Acera, по 7 и 8 скоростей, для прогулочных городских или кантрийных моделей;
  • переключатель задний shimano tourney rd tx35 с 5-7 скоростями и рядом аналогичных конструкций, аналогично предыдущему, – для прогулочных велобайков и спокойных заездов без экстремальных приемов.

Shimano SL M370 Rapidfire.

По принципу действия задний переключатель скоростей shimano одинаков (например, shimano sl m370 rapidfire, задний переключатель shimano tourney и shimano alivio). Как и любой другой задний переключатель фирмы shimano, механизм комплектуется аналогичными по форме элементами. Потому ролики заднего переключателя shimano можно устанавливать на трансмиссии, подходящие по типу велосипеда. Причем даже переключатели скоростей от завода шимано различных годов выпуска, подходящие для идентичных марок велосипедов, могут отличаться друг от друга. Это связано с тем, что модельный ряд задних переключателей shimano, как и передних переключателей скоростей shimano, постоянно улучшается, а мощности на производстве технически совершенствуются соответственно развитию по времени.

О выборе манеток

Манетка Shimano.

Итак, при выборе аксессуара, столь важного для комфортной и безопасной езды, как переключатели марки шимано, нельзя забывать, что используются они в комплексе с разными принадлежностями. А инструментом управления для трансмиссии остаются манетки shimano. Они с плавным ходом, приятны на прикосновение, стабильно выполняют свою задачу. Потому даже самая простая манетка shimano, к которой подключается передний переключатель или задний переключатель shimano xt, должна быть удобной, хорошо фиксироваться на руле, четко срабатывать на переключение трансмиссии.

Теперь, зная устройство и разницу механизмов, грамотный велосипедист сможет усовершенствовать своего двухколесного друга, чтобы покорять поставленные перед собой цели на высшем уровне.

Видео. Принцип работы заднего переключателя Shimano

Автор статьи — Маркелова Ника [nica1992]

velosipedinfo.ru

Совместимость между манетками и переключателями Shimano и Sram

В статье рассмотрены следующие вопросы:

  1. Теория
  2. Как это работает
  3. Практическая ценность
  4. Итоги

Вечный поиск идеальных параметров для железки гонит производителей велокомпонентов вперёд. Так появляются новые типы кареток и новые стандарты втулок, а покрываемый диапазон передач практически стал дисциплиной специальной олимпиады, где производители меряются у кого длиннее больше. За какие-то 15 лет на рынок вышли 7/8/9/10/11/12-скоростные трансмиссии, обычно совместимые только в рамках одной линейки. Но не тут-то было. Пытливые граждане, путём экспериментов и попыток скрещивания Ужа с Ежом нашли немало совместимых между собой связок, о них мы сегодня и будем говорить.

 

Теория

Для начала вот вам небольшая табличка, составленная каким-то добрым заграничным райдером, который решил серьезно заморочиться на эту тему:

  1. Первый столбец – линейка манеток и переключателей;
  2. Второй столбец (cable pull) – длинна троса, который «выбирает» манетка за одно переключение;
  3. Третий столбец (derailleur ratio) — смещение переключателя при «выборе» тросика на 1мм;
  4. Четвертый столбец (calculated cog pitch) – расчетное расстояние между соседними звёздами;
  5. Пятый столбец (measured cog pitch) – реальное расстояние между соседними звёздами;
  6. Шестой столбец (percent difference) – процент несовпадения расчетных и реальных результатов;
  7. Road – дорожная линейка;
  8. Mountain – горная линейка.

Calculated cog pitch = cable pull* derailleur ratio

Вы скажете, что всё это очень хорошо, только зачем это всё? Что же, на основании данных в этой таблице можно легко определять совместимость между линейками и даже скрещивать Sram и Shimano.

 

Как это работает

Самый главный параметр, который нас интересует – это третий столбец (derailleur ratio). Как видно, начиная с 6-скоростной и вплоть до 10-скоростной серии переключателей Shimano имели одинаковую геометрию параллелограмма и при вытягивании/втягивании троса на 1мм смещались на 1.7 мм. Увеличение количества передач производилось за счёт уменьшения длинны троса, которую «выбирала» манетка за 1 переключение (cable pull). Это значит, что финальное количество скоростей задаёт манетка, а не переключатель.

То есть вы можете использовать 6-скоростные манетки Shimano с 9-скоростными переключателями Shimano без каких-то танцев с бубном.

 

Практическая ценность

Чисто теоретически допустим, что у вас есть переключатель Sram на 7-9 скоростей и вы хотите обновиться и перейти на 11-скоростную трансмиссию, но при этом сэкономить денег. Вы можете сэкономить на переключателе, купив только манетку из серии Shimano 11 Mountain/Sram (Exact actuation) 11 Mountain, а это минимум $100.

При этом если вы переживаете за точность переключения, то посмотрите на разбег между 4 и 5 столбцом. В 4-м столбце отражается расчетное расстояние между звёздами для «идеального» переключения, однако с реальным значением это редко коррелирует. У автора этих строк отлично сосуществует манетка на 9 скоростей Sram x.9 и задний переключатель Shimano Saint m820, при этом прекрасное переключение манеток Sram удалось совместить с технологией Shadow+ от Shimano.

 

Итоги

Основные правила для выбора вашего будущего конфига просты:

— количество скоростей задаёт манетка;

— для правильной работы ищите переключатель схожий с стандартным значением для выбранной манетки (столбец №3).

Надеемся, что эта статья была для вас познавательной и возможно поможет вам в будущем!

Видео по теме:

bb30.ru

4 Уровня, 8 Типов с Фото

Опытные любители велосипедного спорта точно знают, что не марка красит велосипед, а бренд навесного оборудования. Детали, установленные на раму байка, и есть то самое навесное оборудование, а одним из самых известных производителей таких деталей, давно признана фирма Shimano. Для велосипеда оборудование Shimano обозначает качество и надежность, в которых убедилось не одно поколение любителей и профессионалов.

Компания Shimano выпускает переключатели скоростей для горных велосипедов, звездочки различного диаметра, шатуны и прочие велосипедные компоненты. Велолюбителю стоит разобраться, что представляет собой классификация Шимано для велосипеда, чтобы подобрать оптимальный вариант под те задачи, которые он ставит перед собой и своим двухколесным товарищем.

Огромное разнообразие различного навесного оборудования может запутать новичка, поэтому начнем разбираться с применением оборудования Shimano для самых популярных горных велосипедов.

Классификация уровней оборудования Shimano

Классификация оборудования Shimano для горных велосипедов

Основное оборудование, которое производит компания  Шимано — переключатели скоростей. Классификация серий этого производителя отличается по применяемому материалу:

  • Tourney – наиболее простое оборудование, на котором установлены переключатели Шимано. Классификация этих деталей – оборудование бюджетной группы, но стоит учесть, что самые простые изделия Shimano на голову выше изделий конкурентов. Tourney разработаны для ровного покрытия, и относить их к изделиям для горных велосипедов можно только условно. Класс Tourney — это Shimano для шоссейных велосипедов, и оптимально его применять для количества скоростей от 18 до 21.

  • Acera\Altus – более серьезный образец навесного оборудования, предназначенного для установки на велосипедах, с количеством скоростей от 21 до 24. Использовать его в экстремальных условиях не рекомендуется, но для преодоления легких препятствий этот вид оборудования Shimano вполне сгодится.
  • Alivio – отличные детали среднего класса. Да, это еще не уровень профессионального обвеса, но и любительским его уже не назовешь. Смело разгоняйте свой байк на городских трассах и бездорожье, если он оснащен элементами данной серии, но не пытайтесь форсировать серьезное бездорожье и горки.

  • Deore – ударный обвес для почти профессиональных моделей. С такими деталями не страшно забраться в любую грязь – байк справится легко, благодаря более высокой марке стали, применяемой при изготовлении.
  • Deore LX – все еще доступное по цене оборудование, но уже профессиональное, предназначенное для экстремальных нагрузок.
  • Deore XT –изделия этого класса можно эксплуатировать на спортивных соревнованиях по преодолению пересеченных участков местности.
  • Saint – применяют фрирайдеры и любители пощекотать нервы на скоростном спуске, где доверие спортсмена к своему болиду очень важно.
  • XTR – вот мы и добрались до премиальной и, безусловно, самой надежной серии линейки Шимано. Облегченные, но при этом крепчайшие детали используют профессиональные байкеры на выступлениях и турнирах.

Любителям можно посоветовать, не гнаться за самыми дорогими аксессуарами – для обычных прогулок вполне будет достаточно самого простого оборудования, а изделия марки Шимано вас точно не подведут.

Изделия Shimano для туристических велосипедов

Двухколесные помощники для туристов обязаны справляться с довольно приличной нагрузкой и оставаться на ходу в любой ситуации, так как вдали от городских кварталов отремонтировать своего двухколесного друга будет проблематично. С такими задачами легко справляются детали серий Deore, Deore LX и Deore XT. Они достаточно устойчивы к нагрузкам и легки для успешного преодоления загородных трасс и лесных тропинок.

Изделия Shimano для гибридов и городских байков

  • Nexave – подходит для установки на обычных городских моделях среднего класса.
  • Capreo – специальная серия, используемая исключительно при разработке складных моделей.
  • Nexus – планетарная втулка, используемая при разработке этой марки, вкупе со специальными шатунами, поможет создать комфортные условия для городских поездок.
  • Alfine – улучшенная серия для комфортной езды по городу.

Изделия Shimano для шоссейных велосипедов

  • Sora – наилучший вариант для новичков, только приступивших к занятиям велосипедным спортом, а также для пожилых людей, заботящихся о своем здоровье.
  • Tiagra – надежное оборудование, которое позволяет с легкостью участвовать в состязаниях.
  • 105 – при невысокой цене показывает отличные, почти профессиональные характеристики.
  • Ultegra – стандартное профессиональное оборудование для продвинутых гонщиков.
  • Dura-Ace – премиальный сегмент для наиболее дорогих и быстрых спортбайков.

Выше мы смогли полностью разобраться с классификацией продукции Шимано, применяемой в разных типах байков. Качество изделий этого японского производственного гиганта уже не вызывает сомнений, и если ваш выбор пал на велосипед, оборудованный продукцией Шимано, постарайтесь учесть наши рекомендации и выбирайте наиболее подходящий тип оборудования для своего велосипеда.

provelik.ru

Переключатель скоростей Shimano для велосипеда




В эпоху глобализации и интеграции приобрести импортный товар не составляет никакого труда. Однако не все иностранные бренды настолько хороши, как о них говорят. И все же есть производители, чьи имена заслуженно упоминаются с уважением. Одна из таких фирм на велосипедном рынке — корпорация Shimano, которая производит детали для велосипедов, в т.ч. и держатель заднего переключателя.

История бренда



Компания Шимано исчисляет свое существование уже несколькими десятками лет. В 1921 году японец Шозабуро Шимано основал небольшую фирму по созданию велосипедных деталей для горных байков. Однако называлась она «3.3.3» и была известна только в Японии. Уже тогда компания завоевала любовь потребителей своим высоким качеством и оптимальной ценой. Как известно, японцы большие любители экологически чистого транспорта, поэтому слава «3.3.3» начала распространяться далеко за пределами родного государства и уже к концу столетия завоевала весь мир! Такой успех был достигнут благодаря азиатским принципам: внимание даже к самым мелким деталям, идеальное соотношение цены и качества, работа на совесть и сотрудничество только с самыми лучшими специалистами.


Основной мечтой Шозабуро Шимано было создание односкоростной втулки под собственным брендом. Осуществление не заставило себя долго ждать. Затем, уже под парусами переименованной компании «Shimano», на свет выходят задний переключатель скоростей на велосипеде, держатель заднего переключателя и трехскоростная планетарная втулка. В те времена эти изобретения не имели аналогов и произвели настоящий фурор в мире велосипедных деталей.


Сейчас компания » Shimano» — крупнейший производитель деталей для байка, пользующихся популярностью более чем в 40 странах мира. Эта корпорация по праву занимает первые места в рейтингах качественной продукции. И все же у нее есть достойный конкурент — не менее известный холдинг Sram.

Sram — европейская хватка против азиатского качества



Свое летоисчисление компания Sram ведет сравнительно недавно. Американец Стэнли дэй младший решил создать свой бренд Sram в 1987 году. В отличие от Shimano, специализирующейся в основном на девайсах для горных велосипедов (например, держателях заднего переключателя), Sram охватывает практически все типы байков, что дает ей значительные преимущества перед потребителями.


Говорить о том, что оба производителя довольно давно и активно конкурируют, не стоит. Бой ведется буквально за каждого покупателя. Естественно, что детали, производимые этими фирмами, несовместимы между собой. Поэтому выбрать золотую середину и установить на свой байк товары и Shimano, и Sram — задача практически невыполнимая. Особенно это касается такого инструмента как переключатель скоростей на велосипед или держатель заднего переключателя. Но обо всем подробнее.

Переключатель скоростей для велосипеда



Трансмиссия, или переключатель скоростей на велосипеде, была придумана задолго до создания этих двух компаний. Еще в 19 веке изобретатель Кэмп Старли разработал концепцию безопасного велосипеда, в который входил цепной привод на заднее колесо. Байк имел двойную скорость, но чтобы перестать пользоваться одной и включить другую, велосипедисту приходилось останавливаться и делать это вручную. Однако это изобретение дало очень сильный толчок вперед и уже через несколько лет компаниями было разработано порядка 270 патентов, кающихся переключателей скоростей. Переключатель передний, задний переключатель скоростей на велосипеде, концевые переключатели — все это было разработано и создано еще в начале 20 века. Но какой же вклад в развитие трансмиссий внесла компания Shimano?


В 80-х годах именно корпорация Shimano создала полнофункциональный переключатель скоростей, освобождающий потребителя от покупки отдельных деталей. Это был прорыв! Что еще более поразило велосипедный рынок, так это перенесение переключателя скоростей на руль. Дело в том, что до этого они находились на раме байка и чтобы совершить необходимые манипуляции, приходилось отвлекаться от дороги. Теперь же велосипедист мог полностью сконцентрироваться на движении. После оглушительного фурора, Shimano разработала целую линейку своего собственного оборудования.

Классификация Shimano


Корпорация выпускает довольно много деталей под собственными различными марками. Осветим основную классификацию.


Компания занимается не только горными велосипедами, но и деталями для шоссейных и городских байков. Однако основную массу производства составляют переключатели скоростей для фрирайдов и хардтейлов.

Deore



Deore — самая известная марка переключателей скоростей на велосипед и держателей заднего переключателя от Shimano. Под этим именем скрываются детали для большинства байков, важно только обращать внимание на буквы, следующие за названием.


Deore Saint — самый прочный из Deore держатель заднего переключателя Shimano. Создан для профессиональных фрирайдов и даунхилла.


Deore XT — для фанатов качественного оборудования среднего класса. Предназначен для новичков, только осваивающих горный велосипед.


Deore также предназначен для горных байков. Однако отсутствие дополнительных обозначений означает, что этот держатель заднего переключателя Deore не является элитным оборудованием и рассчитан для массового потребителя. Идеальное сочетание «цена — качество».


Держатель заднего переключателя на велосипеде Deore выпускается не только для фрирайдов, но и для туристских велосипедов под кодом M-590.


Deore LX. Практически единственный Deore в группе для туристских байков. Привлекает покупателей отличным дизайном от Шимано и легким весом.

Acera



Acera также производится для горных байков. Acera имеет 7 или 8 скоростей и предназначается для поездок по пересеченной местности.


Говоря о переключателях марки Шимано, будь то передние переключатели или держатель заднего переключателя, мы говорим о тройном качестве и надежности деталей, их отличном дизайне и стоимости.



yvelo.ru

Как отремонтировать задний переключатель Shimano

Если при езде начинает что-то щелкать, и передачи переключаются нечетко — то обычно мы начинаем регулировать задний переклюк. Иногда это не помогает, и это означает, что его пора ремонтировать.

На самом деле может получиться так, что отремонтировать его не получится. Это бывает, если переключатель затянуло в спицы и рамка перекосилась. Иногда, сама рамка начинает люфтить, и уже невозможно точно выставить ролики над звездами задней кассеты.

Если же все ок, и рамка прямая, и люфта нет — то здесь уже стОит посмотреть на сами направляющие ролики. Они могут либо сточиться, либо начать люфтить на осях.

Направляющие ролики изнашиваются

Треснувший ролик заднего переключателя Shimano XT, после этого он некорректно перекидывает цепь по звездам.

Убить можно и ролики. Я с этим столкнулся и на своем Scapin MTB, и на Trek Eqinox E7. Причем, они были убиты весьма оригинальным способом.

На переключателе Shimano XT (MTB-шный байк) ролик треснул из-за неправильного переключения. Вариантов могло быть два: либо переклюк сразу перекинули больше, чем на три звезды, либо переключили передачи под давлением могучих ног. В результате ролик подклинило — и он треснул. Я попытался его склеить при помощи суперклея — но это помогло ровно на 2 поездки. После чего я просто его поменял на новый.

Пыльная смазка в роликах переключателя

Не работающий задний переключатель Shimano 105, весь в грязной абразивной смазке. Здесь я еще немного ее оттер.

Второй вариант изношенных роликов более утонченно-извращенный. Я уже писал о том, что предыдущий хозяин Trek Eqinox E7 просто мазал толстый слой солидола на цепь. И этот солидол мало того, что цеплял пыль, он еще и набивался во все щели. То есть такая абразивная смазка попадает во все подшипники. После разборки ролика я увидел, что он забился в латунный подшипник скольжения.

Убитый и новый внешние ролики заднего переключателя Shimano 105

В результате подшипник разбило-расточило (зубья на ролике были абсолютно целые) и ролик начал люфтить на оси. Он люфтил до такой степени, что в крайнем левом положении доставал до одной звездочки, а в правом — до второй. При этом сам переключатель стоял на месте.

Убитый и новый направляющие ролики Shimano 105

Пришлось доставать новые ролики от Shimano XT (благо у меня был комплект «на всякий случай» — и ставить вместо убитых. Внешний (Narrow) новый ролик оказался на промподшипнике, старый был просто скольжения. Новый направляющий ролик (G-Pulley) оказался на керамическом подшипнике, то есть практически вечный, если не смазывать ?

Используем фиксатор резьбы ABRO THREADLOCK для сборки

Рамка на переключателе Shimano 105  сделана из алюминия, поэтому затягивать болты крепления сильно нельзя. Был взят любимый фиксатор резьбы, нанесен на болтики. После этого болтики были плотно вкручены в отверстия. Очень внимательно следите за усилием, повторюсь. Просто если сорвете резьбу в алюминиевой рамке — то ее будет очень сложно восстановить. Можно, конечно, будет вкрутить туда обычный болт с гайкой, но это как-то некошерно ?

В результате всех работ получаем собранный задний переклюк, полностью готовый к работе ? Как его настроить и отрегулировать — в следующей записи.

А вы сами когда-нибудь перебирали задние переключатели?

Алекс «На Байке» Сидоров

Блюдо дня:  Качели под водопадом ? Интересно — вода включается в зависимости от положения качелей, или приходится «попадать» в промежутки?

Поделиться ссылкой:

Главная » DIY-сам » Как отремонтировать задний переключатель Shimano

alexonbike.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о