Эльбрус

Адыр су в приэльбрусье – Ущелье Адыр-Су в Приэльбрусье 29-31 июля 2016 или почему стоит брать отгул в пятницу для 3х дневного тура?! | Novo-Tur.ru

Давно не было никаких подобных рассказов от Новотур и вот в прекрасный солнечный день я нашел время написать вам об одном из наикрутейших путешествий, которые мы подготовили для вас в конце Июля 2016.

Так вот. Раньше я любил писать статьи и заметки в своем Live Journal, но с того времени, как нам помогает опытный программист Артем Боюр, у нас появилась возможность вести блог прямо на нашем сайте. Мы будем стараться всячески улучшать нашу страничку www.novo-tur.ru и в будущем хотим уйти от долгой и нудной рассылки приглашений в контакте, т.к. на сайте всё гораздо удобнее. Конечно, мы сделаем так, если наши любимые и постоянные участники туров позволят нам это.
Мы постоянно движемся вперед, придумывая новые программы и маршруты, не только потому что публика этого хочет, а потому что нам это нравится, мы выбрали эту дорогу и хотим всегда быть впереди. В этом рассказе я напишу вам о своем путешествии в ущелье Адыр-Су, которое находится в одном из ответвлений могучей Баксанской долины и граничит с Грузией. Наша 3х дневная поездочка запланирована на 29-31 июля 2016 г и я хочу показать вам, ради чего стоит все таки взять отгул на работе в пятницу. Адыр-Су можно посетить и за 2 дня, но это будет слишком утомительно, не на много дешевле и вы не успеете вдоволь насладится всем тем, что мы приготовили в программе. Кстати, этот тур будет проходить на легке, никаких тяжелых рюкзаков, т.к. палатки стоят в лагере все 3 дня, поэтому берите детей и близких, а горячий душ будет настолько кстати после утомительного дня, что лучшего развития событий просто  нельзя придумать. Не забудьте отправить документы на погран пропуск нам и мы поможем вам получить его быстро и бесплатно, пропуск необходим в этом ущелье, т.к. оно граничит с Грузией.

Кто знает разницу между маршрутом и программой? Маршрут — это путь по которому мы проходим в наших программах. Программа — это хорошо продуманная логистическая цепочка, как например — когда лучше выехать из города, где лучше ночевать, стоит ли спать перед походом, как будем мы спать перед восхождением на Оштен, и многое другое.

Мое странствие началось в Кисловодске, сразу после тура на Бермамыт и Джи-Лы-Су, я намеренно поехал на машине в этот тур, чтобы сразу съездить на разведку. Хочу сразу выразить благодарность нашей альпинистке Насте Ткаченко, которая была в Адыр-Су в то время и подсказала, что можно увидеть за 3 дня из того, что я запланировал. Поздно вечером я выехал из Кисловодска и направился в сторону поляны Азау по Баксанскому ущелью, где зимой мы катаемся на сноубордах и лыжах. Я немного не дорасспросил Настю, как ей найти на альпсборах и я не представлял, что из себя представляет заезд в это ущелье. Спустя несколько часов утомительной ночной езды после 2х почти бессонных ночей я добрался до въезда в то место, где планировал разведку. Каково было моё удивление, когда ночью дорога закончилась, а на месте дороги появился лифт, да еще какой! Это был автомобильный лифт, построенный еще очень давно. Дело было вечером делать было нечего, палатку на асфальте ставить было неохота, поэтому решил ещё одну ночь поспать в любимой машине. Утром меня ждал восторг…

День 1.

Когда подъехали первые водители, я начал с ними знакомиться:)))Один сказал, что я без проблем доеду по ущелью на своем авто, другой же отметил, что лучше оставить машину в поселке и доехать с другой группой до альплагеря на Газ66. Я послушал второго, собрав рюкзак за пару минут, отогнал машину и вернулся к подъемнику. Смысла убивать подвеску не было совсем, хоть и дорога там была довольно приятная. Я поднялся по длинной пешеходной лестнице, залез в любимый российский военный автомобиль Газ66 и мы быстро помчали вверх по течению реки Адыр-Су. Дорога лихо петляла сквозь сосновый лес, река шумела то слева то справа, а когда мы выехали из леса взору открылся просто невообразимый вид. Люди на фото тоже прибалдели от увиденного.

Прибыв в на место, я нашел группу из Минска, с которой тут восходила Настя. Она рассказала, что лучше увидеть в первую очередь с моими темпами, а сама собиралась в этот день уходить с ночевкой на восхождение. Я быстро зарегистрировался в альплагере, выпил чаю, взял маленький рюкзак и побежал вперед)))
Когда попадаешь в эту неземную красоту тебе хочется поглащать её в полной мере и узнать побольше троп. А ещё одно из чувств, которое одолевает при разведке новых мест, это то, что проходя по новому маршруту у меня сразу рождается идея как сделать тур идеальным, а также хочется показать эти красоты людям, показать что есть на родном Кавказе.

После июньских дождей погодка стояла сказочная, небо было кристально чистым, а я был в предвкушении набора высот. Сегодня,

после уже 3х не нормальных и коротких ночей, я решил пойти в сторону ночевок с красивейшим названием -Койявганские, хоть это и было не самый легкий выбор. Вообще названия этих мест очень приятны на слух и произношение: вершина Койявган-Баши, пик Локомотив, пик Дружбы, гора Уллу-Тау и прочие.
Отойдя на какой-то километр от лагеря тропа резко начала набирать высоту, а я начал набирать её вместе с ней:) Соответственно виды открывались все более фантастичные, но пока не самые крутые, что ждали меня сегодня.

Как я часто говорю — для каждого места есть своё время года и даже месяц для посещения. Сюда можно ехать и в Майские и даже в Июньские праздники, но самое подходящее на мой взгляд время это середина Июля-конец Августа. В июле окружные горы уже отчищены от снега, а ручьи что ненаесть полноводны из-за таящих ледников. Вот именно поэтому — наша поездка запланирована в конце Июля. Нужно конечно понимать, что такой тур планируется за долго, поэтому мы выкладываем анонсы заранее. К сожалению, погоду нельзя заказать, но позднее лето обычно более устойчиво в плане погоды, хотя дожди возможны всегда.
А вот туры здесь более привыкшие к человеку, поэтому подходят к нам чуть ли не на расстояние вытянутой руки, чем те же в Кавказском заповеднике.

Многих троп здесь нет на карте, поэтому приходится выбирать путь интуитивно. Пройдя огромную стаю горных козлов и Коявганские ночевки я проследовал дальше. Естественно виды еще более радовали глаз, а погодка просто была шикарной.

Далее тропа выходила на ледник, который был полностью проходимый. К нему есть несколько вариантов подхода, но для передвижения с группой будет выбран наиболее безопасный. После выхода на него организм изрядно попросил что-нибудь съестного, поэтому я остановился на обед на одном из каменных островков.

В принципе, программа минимум была уже выполнена, т.к. для многих людей хватит даже этого, но мне было мало. Я видел направление движения в сторону перевала, но тропа была не четка, что её просто не было, а сыпуха была настолько знатная, каких я даже ранее и не видывал. Что делать? Приключения зовут, поэтому отправляюсь в путь штурмовать перевал высотой 3624 м!

Только крайнее фото более менее передает всю интригу происходящего, да и то не в полной мере. Хорошо, что я был в ботинках Asolo, которые уже долго служат мне верой и правдой. Ботинки в этом туре обязательны!!! Подъем на перевал очень крутой, но восторг от его покорения превосходит все затраченные силы.

Горы здесь просто нереальные, высоты уже совсем не те, что мы привыкли видеть в Лаго-Наках и даже Архызе, а рельеф представляет собой скалы и ледники, которые к сожалению становятся всё меньше с каждым годом.
Небольшая реклама ботинок Asolo — очень рекомендую эту фирму, в них реально кайф ходить!

Я дал ногам немного отдохнуть и любовался окружающей меня красотой не отрывая от неё глаз ни на минуту! Вид на красавец Эльбрус с перевала.

Вечер начинал наступать, а долина по которой я восходил на эту точку, уже погрузилась в тень от ближайшей горы Виатау. Я незамедлительно начал спуск вниз, хотя уходить с такого места даже и не хотелось. По сыпухе вниз — одно удовольствие)))Сбежал очень быстро и обошел ледник по совершенно другой траектории, нежели по пути на верх.

На ночевках я пересекся с той группой Беларусов, поздоровался и побежал вниз ужинать, принимать горячий душ!!!!да, в стоимость проживания в альплагерях Безенги, Уллу-Тау, Цей и прочие включен горячий общественный душ, который нереально расслабляет вас после насыщенного дня, а самое главное — отдыхать после 3х ночей недосыпа и сегодняшнего восхождения. Общий набор за день составил не менее 1400 м! Но в нашем туре мы сделаем 2 подгруппы, которые будут ходить с разным темпом, поэтому если вы тот, кто не гонится за первалами — второй инструктор отведет вас с радостью по короткому маршруту.
Вечерние нереальные краски.

День 2.
Я проснулся не слишком поздно, опять же позавтракал, собрал рюкзак и пошел в путь. Сегодня взял с собой горелку, газ, кашу и маленький котелок — эти вещи на обед пришлись очень даже кстати. Мой путь лежал в сторону ночевок под названием Джаловчат. Погода снова радовала, а душа просто пела!
Теперь смотрим на эту красоту)))

Немного размявшись, меня снова ждал набор высоты. Вдалеке виднелся водопад, но к нему снизу я так и не подошел.

Невиданными тропами я вышел на Джаловчатские ночевки, с которых ходят на восхождения в несколько сторон света. Здесь река, текущая с ледника разливается в одно широкое русло. Ледник расположен прям перед зрителем. А замечательные альпинисты выкладывают из камня названия своих городов и альп клубов.

Приготовив чаю и не долго думая я решил прогуляться по леднику. К этому времени, он уже подтаял и по нему можно было пройтись с легкостью, как по снегу.
Я взошел по безопасной его части траверсом и ушел немного в другую сторону, чтобы сходить на ещё одну разведочку.

На крайнем фото видны следы моего спуска — я представил что еду на лыжах и быстро скатился с ледника. На пути появилось небольшое озеро, а также турики (башни из камней-указатели пути) на соседние восхождения. На самом деле, при такой погоде и наличию полярика (фильтр на объектив), любители фотографии будут ходить здесь очень долго, потому что хочется снять всю прелесть на свою камеру, дабы запомнить её лучше.

Цвет местных озер с талой ледниковой водой очень красив, а нескончаемые вершины — пики смотрятся просто невероятно на её фоне.
Сейчас повторялась вчерашняя ситуация — вроде как уже и программа выполнена, силы начинают иссякать, а всё равно хочется увидеть что-то еще.

Далее я посетил красивое озеро, которое даже в конце июля было заполнено наполовину снежником. Искупаться в нем я тоже отважился, и до этого купания я думал самая холодная вода в истоках реки Белая на приюте Фишт, а ннеееет — тут была просто жара))) После чего я быстро сварил заранее помолотую дома кашу и согрелся чаем.

Я обощел озеро вокруг и снял его со всех сторон, вот тут раздолье будет фотографам, подумал я, сделав десятка 2 снимков этого чуда.

А еще в горах поражают некоторые цветы, которые растут из трещин, из камней, из песка — казалось бы в не пригодных для жизни условиях.

День подходил к своему логическому завершению и я пошел вниз. Предварительно выложив название нашей фирмы из камней!:)))

Обычно путь вниз занимает меньше времени — так оно и было на этот раз. Я пробежался по немного другой тропе, а в конце вышел на автомобильную дорогу, по которой и вернулся к альплагерю.
Вечер наступил еще быстрее, чем вчера, а горячий душ и хычины из местного кафе значительно подбодрили меня после такой пробежки. Насти, кстати, так и не было. Вечерние краски с небольшим количеством облаков в небе были изящны, я возвращался к палатке, снимал всё вокруг и был просто счастлив, что есть возможность бывать в таких местах и показывать их другим людям!

День 3. Утром появилась Настя. Они задержались на вершине и им пришлось остаться ещё на тех же ночевках. Сил уже слишком далеко гулять особо не было, поэтому мы решили сходить к подножию горы Уллу-Тау, «Мать Горы» как её еще называют, а также посмотреть со стороны на Местийские ночевки.

Завалы камней, дерево желаний, камень с изображением эмбриона — тут даже те кто не может забеременеть — рожают, море чабреца, за которым я тоже кстати хочу вернуться)))))и просто величественные горы, покрытые ледниками — все это мы увидели за несколько часов прогулки.
За хребтом Грузия, а с недавних пор, на граничащие с ней вершины альпинистам ходить запретили.

Здесь даже и рассказывать нечего — просто красота, которую все равно не передать словами и даже фото снимками.

Хорошо прогулялись, пообедали, насобирали чабреца, который я пил всю зиму и спустились вниз к лагерю.

Вечером немного послушал Белорусов, девочка красиво пела, а парень лихо играл на гитаре — было очень душевно. Утром следующего дня я немного погулял по альплагерю, договорился доехать до низу с местными и отправился в долгий путь.

Мне предстоял долгий путь домой в более чем 700 км, а еще на ближайших выходных планировался тур на Водопадистый и Пшехо-Су и я, ввиду своей ответственности, решил сделать крюк и заехать в Гузерипль (ближний свет конечно), чтобы купить пропуска в заповедник, т.к. со стороны нашего захода — их выписывать некому. Многие пользуются этим и ходят в тех краях без пропусков, мы же таким промышлять не хотим. А в Гузерипле оказалась еще такая тётенька вредная, которая выписывает пропуска, требовала список с полным ФИО, которого у меня не было. В итоге всё решилось мирным путем и я уехал оттуда с кипой бумажек стоимостью как акции какой-нибудь маленькой фирмы)))Кстати, в этом году вход в заповедник Лаго-Нак, Красной поляны и Имеретинских озер стоит уже 300 р с человека в день — вот такой расклад.
По пути не могу не сфотографировать красивейшее Баксанское ущелье, которое днем я до этого ни разу не видел и нереальный Лифт, который поднимает сюда машины вот уже много лет.

На этом история оканчивается. Читайте, наслаждайтесь фото и присоединяйтесь к нам каждые выходные круглый год, а в частности последние выходные июля 29-31.07.16 в туре по этому красивейшему ущелью. Главное — нужно оформить пограничные пропуска.

novo-tur.ru

Приэльбрусье. Часть 4. Чегет, Адыл-Су и Адыр-Су (Кабардино-Балкарский Высокогорный Заповедник, Россия)

Продолжение заметки Приэльбрусье. Часть 3. Ущелья Шхельды, Ирик и Азау

День десятый. Воскресенье 26 июля. Чегет.

Как известно, туристическая инфраструктура Приэльбрусья начиналась с освоения поляны Чегет, близлежащих склонов с целью формирования здесь горнолыжного курорта. Здесь появилась первая высококлассная гостиница «Чегет» и рядом гостиница «Иткол». Еще в советские времена они стали визитными карточками Приэльбрусья. Здесь еще в начале 60-х годов были построены первые канатные дороги для горнолыжников, которые в летние месяцы использовались для подъема пеших туристов на смотровые площадки, откуда лучше всего виден Эльбрус.

На десятый день пребывания в Азау мы поехали на рейсовом автобусе поляну Чегет, которая находится в шести километрах от Азау ниже по перепаду высот на 200 метров по Баксанскому ущелью. Мы подошли к нижней станции канатно-кресельной дороги на гору Чегет. Здесь цивилизация ощущается гораздо явственней, чем на Азау – есть магазины и базар. Здесь же начинается старая тропа на Чегет. Желающие могут подняться на гору пешком.
Мы же воспользовались двумя канатками. Первая канатка длиной 1600 метров помогает преодолеть за четверть часа перепад высот 650 м до станции «Чегет-2».

Павел на канатке

На высоте 2750 метров находится знаменитое кафе «Ай» (по-балкарски – «луна»). Но мы сразу же стали подниматься выше на второй канатке длиной около километра, которая за 10-15 минут возносит на высоту 3050 метров до станции «Чегет-2».

Павел на Чегете
Ирина и Павел на Чегете

Отсюда открываются лучшие виды на Эльбрус, если позволяет погода. Нам повезло, погода была прекрасная и обе вершины Эльбруса (Западная -5642 м и Восточная — 5621 м) были видны во всей красе. Также прекрасно были видны Донгуз-Орун (4454 м ) и Накратау (4277 м).

Павел играет в снежки на Чегете на фоне Эльбруса
Символичный снимок на фоне двух вершин Эльбруса
Донгуз-Орун и ледник «Семерка».
Внизу видна поляна Чегет

Мы направились гулять по тропе. По пути любовались зарослями рододендронов и горным озером Донгузорункёль.

Среди рододендронов

Пора было возвращаться назад. Но меня обуяла идея дойти до перевала Донгуз-Орун, ведь до него оставалось совсем немного, а перепад высот между Чегетом и перевалом всего 150 метров. Ирина была против, но я настоял. Они вернулись к канатке, а я практически бегом устремился на перевал.

Не могу сказать точно о времени, но за менее чем час я добрался до перевала на высоте 3200м. Доказательством тому служат два снимка. На первом – памятные и мемориальные доски, посвященные защитникам перевала в 1941-42 гг. Немцы были в Приэльбрусье, но их не пустили на перевал. На втором снимке – южный склон Главного Кавказского хребта. Там – Сванетия и Грузия.

На следующем фотоснимке – вид на Большой и Малый Когутаи с перевала Донгуз-Орун.

Страшно довольный тем, что я решил поставленную перед собой задачу, добрался до перевала и увидел на юге Грузию, я поспешил к своим на верхнюю канатную станцию Чегета. По пути я вспоминал свой поход через перевал Твибер за пять лет перед этим. По трудности преодоления перевал Донгуз-Орун не идет ни в какое сравнение с перевалом Твибер, даже если представить, что нет канатно-кресельной дороги.
Ирина встретила с радостью мое благополучное возвращение. А Павел – с обидой, что я не взял его с собой. Теперь, по возвращении, я понимал, что действительно путь на перевал был несложным и Павел тоже мог бы пройти его вместе со мной…

День одиннадцатый. Понедельник 27 июля. Адыл-Су.

Отколовшись от группы, следующие походы мы организовывали для себя сами. О последующих двух днях сохранилось мало фотоснимков. Это обусловлено тем, что со мной были три слайдовские пленки по 36 кадров. Это означало, что за все шестнадцать дней путешествия я имел возможность 108 раз щелкнуть затвором фотоаппарата «Зенит-Е». Шесть снимков в день! Перед тем как сделать снимок, надо было хорошо подумать. К одиннадцатому дню путешествия у меня уже был перерасход, а впереди ждала экскурсия на Эльбрус! Поэтому два дня я был на голодном фотоаппаратном пайке.
Поход в ущелье Адыл-Су начался в поездки на рейсовом автобусе до поселка Тегенекли. Тропа в сторону ущелья ответвляется из Баксанского ущелья вправо. По ней мы уже ходили в ущелье Шхельды, поэтому дорога была знакома. Тропа идет по левому берегу Адыл-Су через сосновый лес мимо альплагеря. Здесь в этом ущелье есть несколько альплагерей, в том числе «Джантуган». Мой коллега – профессиональный альпинист и «Снежный барс» Вячеслав Васильевич Глухов прошел Кавказ и рассказывал нам об этом. В свое время он совершал переходы именно отсюда.
Мы совершили приятную прогулку без напряженных подъемов.

Мы вышли к границе леса и полюбовались издалека ледником Кашкаташ и возвышающимися над ним вершинами.

В гостиницу в Азау вернулись к обеду.

День двенадцатый. Вторник 28 июля. Адыр-Су.

В этот день мы доехали на автобусе до Верхнего Баксана (26 км). Здесь вправо ответвляется ущелье Адыр-Су.

День тринадцатый. Среда 29 июля.

От этого дня не сохранилось фотоснимков. А это значит, что его, как-бы, и не было…
Поэтому напишу немного о том, как было организовано питание в гостинице «Азау». Тем более что по нынешним временам это выглядит необычно в сравнении с питанием в курортных отелях зарубежья. Питание было четырехразовым. То есть, к обычным завтраку, обеду и ужину был добавлен полдник.
Мы втроем занимали столик на четверых. Он был сервирован приборами, но еды, кроме хлеба, на нем пока не было. К нам подходила официантка и приносила еду, но не порционно, а в кастрюлях. К примеру, на обед приносилась кастрюля супа, в которой был явно больше трех порций. Потом приносили кастрюлю картошки и кастрюлю котлет, а также графин компота. То есть, кормили на убой. По советским временам это было очень необычно!

Мои заметки о путешествии в Приэльбрусье в 1987-ом

Приэльбрусье. Часть 1. Введение. Долина Азау

Приэльбрусье. Часть 2. Долина нарзанов и ущелье Терскол

Приэльбрусье. Часть 3. Ущелья Шхельды, Ирик и Азау

Приэльбрусье. Часть 4. Чегет, Адыл-Су и Адыр-Су

Приэльбрусье. Часть 5. Эльбрус

turbina.ru

Приэльбрусье. Ущелье Адыр-су — Официальный сайт города-курорта Железноводска

Освоение долины Адыр-су альпинистами и туристами началось еще в конце 19 века, и к 50-м годам уже существовала налаженная инфраструктура дорог и альплагерей.

Поэтому этот регион хорошо известен и освоен, описаны и пройдены большинство вершин и перевалов.Однако с точки зрения бэккантри и внетрассового катания район ещё только начинает осваиваться , и множество склонов ещё ждут своего первопроезда…

Не смотря на то, что долина относится к погранзоне, районы Адыр-су широко используются для проведения как программ зимних-бэккантри, ски-тур, так и летних- ски-тур,треккинга и восхождений.

Река Адырсу- четвертый крупный правый приток Баксана. Ее долина образована крупными северными отрогами ГКХ- хребтами Адылсу и Адырсу и северо- западной ветью последнего . Устье р. Адырсу находится около пос. Верхний Баксан.

С юго-востока и северо –запада горный массив Адырсу ограничен дорогами . В районе расположены два самых высокогорных на Кавказе альплагеря-Уллутау и Джайлык и турбаза.Вплоть до лагеря Уллу- тау идёт грунтовая, но в хорошем состоянии дорога.. Протяженность высокой, заснеженной части хребта Адырсу более 40 км. В настоящее время здесь известно более 30 перевалов 1А- 3Б, но регулярно посещаются туристами лишь 5-7.Здесь расположены такие вершины, как Джайлык, Адырсу-баши, Юном каратау, Уллутау,Кичкидар, Тютюбаши и др.

Весной и в начале лета регион Адыр-су- позволяет проводит бэккантри- программы.

Базируясь в альплагере, возможно совершать радиальные выходы в районы перевалов Местийский, Гумачи, Койавган,Гарваш,Голубева, пика ВМФ и др.Также летом возможно проведение треккинга и восхождений любого уровня сложности и протяжённости.

Орография хребта Адырсу сложна. От вершины Джайлык (4535) — самой высокой точки хребта — отходит его западная ветвь с вершинами Тютю-баши и Суллукол. В районе вершины Каярта на север уходит хребет Сакашиль с вершинами Киллар и Сакашиль. От Каярты на восток отходит восточная ветвь хребта Адырсу с наиболее значительными и интересными вершинами Сарын, Кестанты, Кумкюгенкая. Хребет Сакашиль и восточная ветвь хребта Адырсу входят в Чегемскую вулканическую область.

Протяженность высокой, вечно заснеженной части хребта Адырсу более 40 км.

В ущелье соблюдается заповедный режим, мало туристов и случайных посетителей, поэтому так первозданна природа. На специально устроенные спускаются с альпийских лугов в зону леса туры, в зарослях подлеска и на ягодниках обитают медведи. С высотой леса редеют, сменяются альпийскими лугами, за ними — снежные вершины, ледники, неприступные скалы. Среди скальных стен и осыпей живут горные индейки – улары. Эту осторожную птицу редко удается увидеть, но часто в тишине высокогорья слышен ее мелодичный свист. Ущелье Адыр-Су привлекает ботаников, изучающих флору высокогорий, необычайным разнообразием и обилием растений.

В ущелье Уллу-Тау расположено множество интересных вершин на которые проложены маршруты от 1Б до 6А категории сложности. Здесь есть чем занятся альпинистам любого уровня. Надо отметить, что в Адыр-су вас приятно удивят относительно короткие подходы под большинство маршрутов. Высшая точка района — вершина Джайлык (4533 метра).

обсудить статью на форуме — — 4400567

www.zhv.ru

информация о высокогорной долине Адыр-Су, описание туристических маршрутов, информация о действующих альплагерях и фотографии местных достопримечательностей

Путь а долину Адыр-Су начинается с подъема на 60-метровую скальную ступень, именуемую «Докторским перевалом», от которой и берет свое начало долина. В левой части скалы река Адыр-Су пропилила глубокий каньон и шумным водопадом вырывается из теснины. Протяженность долины Адыр-Су составляет около 14 км, причем на первых 12 км, до альплагеря «Джайлык», подъем долины составляет почти 1000 метров.
Автомобили попадают в долину с помощью подъемника, установленного на скальной ступени Докторского перевала, а люди — по серпантину металлической лестницы. Выше подъемника дорога, пробитая в ущелье Адыр-Су к альплагерям «Джайлык» и «Уллу-Тау», проходит через КПП, на котором пограничники досматривают приезжающих в приграничную с Грузией территорию туристов и альпинистов, и далее по мосту переходит на правый берег, где через 2 км пересекает реку Водопадную, в верховьях которой расположены перевалы Водопадный и Суллукол. Около мостика через эту речку размещается обустроенный бивак со столиком и скамейками для отдыха. Дальше дорога пересекает реку Суллукол, переходит на левый берег реки Адыр-Су и после затяжного подъема последний раз пересекает ее. Около моста удобные биваки в сосновом лесу. На правом берегу памятник погибшим альпинистам, от которого туристские тропы расходятся: по правому склону долины уходит тропа в верховья Суллукола, по левому склону — к перевалам Адыл-Су и Джаловчат.
В 10 километрах от подъемника с правой стороны ущелья Адыр-Су расположены поисково-спасательный пункт «Адыр-Су», а с левой — территория альплагеря «Джайлык», расположенного на стыке долин Адыр-Су и Куллумкол, от которого  в верховья Куллумкола ведет набитая альпинистами тропа.
Раньше альплагерь «Джайлык» располагался выше по ущелью в сосновом бору, но в 1983 году он был снесен мощным селем, сошедшим из ущелья Джайлык. Старый лагерь не подлежал восстановлению, и новый «Джайлык» построили на открытом месте в двух километрах ниже.
Выше альплагеря «Джайлык» стоит альплагерь «Уллу-Тау», самый высокогорный альплагерь на Кавказе (2400 метров), открытый в 1936 году. Здесь построены один каменный и два деревянных корпуса, где размещаются альпинисты и туристы. Сразу за альплагерем «Уллу-тау» зона леса заканчивается и начинаются каменистые склоны, изредка покрытые альпийскими травами, зарослями малины, можжевельником и низкорослыми кустами кавказского рододендрона.
От моста через реку Адыр-Су, расположенного на территории альплагеря, начинаются подходы к перевалам Гарваш, Украина и Гумачи.
В 1,5 часа ходьбы от альплагеря «Уллу-Тау» тропа правого берега реки Адыр-Су выходит на песчаные площадки старых правобережных морен ледника Адыр-Су – «местийские ночевки» (2500 метров), являющиеся исходным биваком для маршрутов через перевалы Грановского и Местийский.
Гора Уллу-Тау (4207 метров) замыкает ущелье Адыр-Су.
По морене за «местийскими ночевками» располагается ледник, спускающийся со склонов горы Уллу-Тау. На леднике построена деревянная хижина – приют для альпинистов и туристов,  называемая «Местийская хижина». Отсюда обычно выводят на маршруты  вершины Уллу-Тау (4207 метров) и на перевал Местийский (3757 метров), ведущий в Сванетию.
Из ущелья Адыр-Су через перевалы Койавган-Ауш (3572 метров) и Гумачи можно перейти также в ущелье  Адыл-Су, а через перевал Голубева (3702 метров) – в ущелье Башиль и далее в Чегемское ущелье.

Местные жители издревле пользовались «сванской тропой», проходившей некогда через перевал Гарваш в верховьях долины Адыр-Су и связывавшей Сванетию с Баксанской долиной. В настоящее время известно около 20 перевалов из долины Адыр-Су, в основном 1-й и 2-й категорий сложности.
Через перевалы Водопадный, 30 лет Советского альпинизма и Спартакиады маршруты ведут в долину реки Тютю-Су. Перевалы Суллукол и Куллумкол соединяют верховья висячих долин притоков реки Адыр-Су — Водопадной, Суллукола и Куллумкола. Сложность этих перевалов не превышает 2А.
Более сложные перевалы (до 2Б) ведут в верховья реки Башильаузсу: перевал Донкина, Чегемский перевал, перевал Кичкидар, перевал Фрешфильда, перевал Голубева, Ярославский перевал и перевал Грановского.
Большой популярностью у туристов пользуются перевалы через Главный Кавказских хребет, ведущие на самый большой ледник Приэльбрусья — Лекзыр: рнонвал Местийский, Гарваш, Украина (один из наиболее сложных в верховьях Адыр-Су: 2Б-3А).
Перевалы левого склона долины Адыр-Су ведут в долину Адыл-Су: перевал Гумачи, перевал Койавган-Ауш, перевал Адыл-Су и перевал ВЦСПС.
И наконец перевал Джаловчат соединяет долину Адыр-Су с верховьями реки Курмычи.

В долине Адыр-Су расположено множество интересных вершин на которые проложены маршруты от 1Б до 6А категории сложности. Здесь есть чем заняться альпинистам любого уровня. Надо отметить, что в Адыр-Су приятно удивят относительно короткие подходы под большинство маршрутов. Высшая точка района — вершина Джайлык (4533 метра).
Вершины района:

• Чегем (4461 метр)
  • Тютю-баши (4460 метров)
  • Адыр-Су (4370 метров)
  • Уллу-Тау (4207 метров)
  • Джайлык (4533 м)
  • Чегет-Тау (4102 метров)
  • Сарыкол (4100 метров)
  • Шогенцукова (4081 метр)
  • Лацга (3995 метров)
  • Химик (3975 метров)
  • Койавган (3877 метров)
  • Чотчат(3820 метров)
  • Виа-Тау (3626 метров)

wild-chip.ru

Адыр-су, ущелье — Wiki.risk.ru

Вершина Уллу-тау

Адыр-су — ущелье, хребет и река на Центральном Кавказе в Приэльбрусье. Правый приток реки Баксан. Поворот в Адыр-су из Баксанского ущелья находится у села Верхний Баксан. Ущелье начинается с небольшого, но очень красивого водопада, который образуют бурные воды реки Адыр-су. Чтобы попасть в ущелье, нужно преодолеть крутой подъем. Это можно сделать на платформенном подъемнике, с помощью которого также можно переместить наверх машину, и даже автобус. Вверх по ущелью на 12 километров уходит грунтовая дорога. В 10 километрах от подъемник расположены поисково-спасательный пункт «Адырсу» и альплагерь «Джайлык», а ещё через два километра — альплагерь «Уллу-Тау». В настоящий момент полноценно как альплагерь функционирует только «Уллу-Тау».

Хребет Адырсу простирается к северу от ГКХ и смыкается с последним в районе вершины Сарыкол, является водоразделом бассейнов Баксана и Чегема.

Протяженность высокой, вечно заснеженной части хребта Адырсу более 40 км.

Схема ущелья Адыр-Су и прилегающих хребтов

Вершины ущелья Адыр-Су

Ночёвки ущелья Адыр-Су

Скалолазание в Уллутау

Скала Никита

Скала Спасателей

Боулдеринг в Уллутау

wiki.risk.ru

Гуляем в ущелье Адыр-су. — Risk.ru

4-го июня поднимались в Уллу-тау. Смены начнутся дней через 10, в ущелье покой и умиротворение. Названий вершин здесь я не знаю, да и подзатянуто. Уллу-тау, и та в облаках. Поэтому придётся довольствоваться просто фото. Ущелье сильно контрастирует с активной зоной.
Ущелье Адыр-су встречает.

Река Адыр-су у подъёмника.

Левый борт ущелья.

Пешеходная лестница.

Скальный декор.

Чем не стол.

Сказочно !!!! а пропуск туда по прежнему надо?

По паспорту только до Уллу-тау. Дальше нужен пропуск.

Спасибо, вспомнилось.
В конце нулевых пропуск требовали уже над подъёмником. Что, теперь можно по общегражданскому паспорту РФ прямо до а/л Уллу-Тау? Так значит тогда можно без пропуска и через Койавган в Адылсу перевалить?

Раскрыть ветку обсуждения

там на тропе, в начале подьема, стоит знак АХТУНГ !! Только по пропускам

На тропе на «подушки» ?

в самом низу, напротив водопада….

Выше ГЭС, около городка МЧС?
А если от а/л «Уллу-Тау» по мосточкам мимо коша? Нельзя? Разрешено только в населёнке находиться?
А в сторону долины Тютю, мимо Стали? Или, у них там пост у озера?

Нельзя идти по Адырсу выше от базы Уллутау и в боковые ущелья: на Гумачи и на Койавган. Можно идти в ущелья Куллумкол (на Тютю, Джайлык и т.д.), можно на пер.Джаловчат (пик ВМФ и т.д.)…. ну, короче, можно все ущелья ниже базы Уллутау, кроме Койавгана…. Дело в том, что на той стороне пер.Койавганауш уже 5-км зона и нужен пропуск… В прошлом году мы делали радиалку на этот перевал и внизу у нас проверили пропуска…

Спасибо за исчерпывающий ответ

Кто нибудь сможет уточнить:1)можно ли без пропуска подняться по тропе на Кайовган,выше водопада;2)можно ли без пропуска подойти к водопаду с л.Гумачи.

Олег,спасибо!
Преддверие сезона.

Олег,молодец!И команда у тебя хорошая!

Красота! И мы туда же через месяц (:

А пропуска у вас есть? Насколько мне известно, на вчерашний день еще ни одному иностранцу в Адыр-Су пропуск не дали на лето-2014. Смотрите, не пролетите.

Ну, насколько я понял — заявки инструктора коллективно отправили сюда [email protected], а 21,07 в Нальчике коллективно выдадут пропуска по паспортам.

Скажите, пожалуйста, а в каком состоянии сейчас подъемник — всех поднимают или по выбору?

Всех, токо плати. Подъём 1000р.

Спасибо! Хорошие фотографии! Ностальжи…В далёком 1973г. я в первый раз попал в ущелье Адыр-су.Мы спустились с пер.Фрешфильда(2Б) прямо в старый а/л Джайлык.Это был капитальный лагерь с каменными корпусами.(Потом его селем завалило)Принадлежал он министерствам,работающим на оборонку и обслуживался солдатами. После 2х недель на маршруте решили помыться в бане, но воин,заведующий душем ни в какую.И только когда мы ему сказали,что мы туристы,а не альпинисты..»Так что вы сразу не сказали!?»…Помылись мы,выпили с пару спиртика,бойца угостили и пошли, расслабленные вниз, искать место для ночёвки… И вдруг, едет вниз в Терскол самосвал с железным кузовом,порожний..Покидали рюкзаки,залезли и он притопил по лихой горной дороге…Это был цирк-как мы после спирта в триконях по железному кузову…Все сразу вспомнили поговорку-«Как корова на льду…»
А на новый Джйлык селезащиту какую-нибудь поставили? В Адыл-су не собираетесь? С удовольствием бы посмотрел…

Новый Джайлык — это уже совершенно не альплагерь, а типа детский оздоровительный центр, принадлежит КБР. 🙁
Вся старая Джайлыковская гвардия тусуется теперь в Уллу-тау, у Юрь-Иваныча.
Было даже предложение переименовать Уллу-тау в Нью-Джайлык. 🙂

Большое спасибо за снимки. Улыбнуло и тронуло до сердца…
Значит, за Тю-тю, Шогенцукова, Джайлык и Кичкидар с Юномом можно подержаться без пропуска, по паспорту? Это точно?
Надо ехать! Как же эта плоскость бесконечная достала уже! Так всё плоско и мелко…

Спасибо Вам за прекрасные воспоминания!

Богато нафотографировал, Олег!
Ещё бы глыбу, которая в прошлом году спустилась к дороге..
В гугле на свежем снимке виден её трек и все ямки от ударов.

Ничего себе! Всегда напрягался проходя у таких конусов выноса, хотя вроде безобидно смотрятся, типа всё что могло, уже сошло.

вот фрагмент склона со следами падения глыбы

Миша, я чё-то её просмотрел.)

её от дороги куст отделяет, если не знаешь о её существовании, то не увидишь)

А вкаком месте это. Следующий раз поеду — посмотрю.

Раскрыть ветку обсуждения

Спасибо, Миша. А как дела у Сучкова, ты не в курсе.?

По последним данным скоро возвращается в адлер….
Пока не разговаривает, левой рукой может писать, еле-еле встаёт на ноги, питание через трубку…
после поездки на мамисон завтра, узнаю подробности.
Позавчера вернулся из грузии, ходил на девдорак, было очень мокро…

Ясно. Спасибо, Миша.

Едет ли кто нибудь в Уллу Тау 7…12 июля с заказом машины от Пятигорска? Будет ли возможность взять троих пассажиров?

Вчера был в Уллу-тау. Погода не камильфо, но что-то в этом есть.

Сосна сохранившаяся после селя (Снимок 2012 года.Надеюсь сейчас так же).

www.risk.ru

Ущелье адыр су

Особая привлекательность данного места состоит в том, что здесь, в ущелье Адыр Су сохранена первозданность и нетронутость природы, а также отсутствие большого количества людей. Всё это происходит из-за того, что на автомобиле сюда практически невозможно попасть из-за сложности подступов из-за специфического скалистого рельефа, а пешком сюда не каждый рискнёт пройти, особенно без наличия какой-либо физической подготовки. Именно эти факторы по сей день помогают сохранить нетронутость природы.

Хребет Адыр-Су сильно разветвлён на север от вершины Кавказского хребта, горы Сарыкол и отделяет непосредственно Чегемское ущелье от как раз рассматриваемого ущелья Адыр-Су, а также от Сакашиль и Тютюсу. По данному ущелью протекает река, имеющая одноимённое название, которая соединяется с рекой Баксан недалеко от селения Верхний Баксан. По ущелью также проходит автомобильная дорога, подступ к которой возможен только при помощи грузового подъёмника. Такой подъёмник представляет из себя некую площадку из метала, которая накрыта деревянным настилом, которая при помощи электродвигателей сможет спокойно поднять на сто метров вверх даже грузовой автомобиль, где собственно и начинается сам путь по ущелью.

Отсюда начинается лёгкий подъём вверх по берегу реки с заездом в густой сосновый лес. С каждым удалением на километр природа становится всё увлекательней, интересней и разнообразней. Далее, по мере возвышения лесная полоса из хвойных пород деревьев заканчивается и начинается полоса кустарников и редких деревьев. Здесь можно поживиться собранными плодами ягод и грибов, отличающиеся экологической чистой. Также здесь растёт разнообразие животного мира, и создаётся впечатление, будто попадаешь в зоопарк диких и редких животных в многонаселённом городе. Дорога, по которой проводится увлекательное путешествие, выводит прямиком на широкую поляну и открывается вин на вершину горы Уллу-Тау, которая в своей высоте достигает 4 километров. Сразу за одноимённой базой альпинизма начинаются склоны с каменистой поверхностью.

Достигнув этих мест, можно попасть до ледника, который спускается со этих склонов. Также можно совершить пеший поход к соседнему великолепному ущелью Адыл-Су., а также Голубев перевал, Чегемское ущелье и ущелье Башиль.