Лыжи

Беговые лыжи обучение – Научись кататься на беговых лыжах

Тренировки по беговым лыжам

Приглашаем на занятия с нашими тренерами по лыжам!

  • Новички смогут научиться кататься на беговых лыжах, коньковым или классическим ходом
  • Для спортсменов-любителей предложим программы совершенствования, подготовки к соревнованиям по лыжам, тренировочные планы
  • Занятия беговыми лыжами проходят как индивидуально, так и в группах

 

 

 

Чем полезны занятия беговыми лыжами?

Беговые лыжи — это прекрасный спорт, благодаря которому вы сможете быть в отличной физической форме и в то же время получать огромное удовольствие, проводя время на природе, любуясь заснеженными пейзажами, наслаждаясь тишиной заснеженного леса.

Лыжи отлично тренируют сердечно-сосудистую систему, развивают мышцы всего тела и при этом (в отличие от бега) не создают ударной нагрузки на суставы. Таким образом, лыжный спорт полезен всем, людям всех возрастов, как тем, кто регулярно занимается спортом, так и тем, кто выходит в лес на прогулку. Кроме того, научиться кататься на лыжах, чтобы получать удовольствие от скольжения, достаточно легко.

 

Что вы получите, занимаясь беговыми лыжами с нашими тренерами?

Конечно же, вы получите много хорошего настроения, занимаясь этим прекрасным спортом на свежем воздухе! А также внимательный индивидуальный подход со стороны тренера и тренировки исходя из вашего уровня владения лыжами:

Начинающие

  • Всего за несколько занятий вы научитесь кататься на лыжах и наслаждаться скольжением, даже если раньше никогда не стояли на лыжах и учитесь «с нуля»
  • Освоите коньковый или классическому ход, узнаете основные способы передвижения выбранным стилем
  • Научитесь не только скользить на лыжах, но также проходить подъемы и спуски, поворачивать, тормозить и даже правильно падать!
  • Получите рекомендации тренера по выбору инвентаря: лыж, палок, ботинок
  • Мы учим кататься на лыжах как для взрослых, так и детей от 5 лет

Опытные лыжники

  • Тренировки под руководством опытных тренеров для достижения ваших спортивных целей
  • Совершенствование техники (как конькового, так и классического хода)
  • Планы тренировок по подготовке и подводке в соревнованиям, включая лыжные марафоны
  • Рекомендации тренера по тактике прохождения гонок, анализ и обсуждение с тренером результатов вашего участия в соревнованиях
  • Возможность круглогодичной подготовки, которая включает (помимо тренировок на лыжах зимой) лыжероллеры, ОФП, бег, лыжную имитацию.

Где проходят занятия?

На всех основных лыжных трассах Москвы и ближнего Подмосковья:

Подробнее о расположении лыжных трасс смотрите в разделе места занятий.

 

Стоимость тренировок

Индивидуальные тренировки — от 2000 руб / 1.5 часа

Тренировки в группе — от 1 000 руб / занятие (1.5-2 часа)

 

 

ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ НА ТРЕНИРОВКИ ПРЯМО СЕЙЧАС!  8 915 481-1655                             

 

 

Подробнее о катании на беговых лыжах

Какой стиль выбрать: коньковый или классический?

В лыжных гонках существует 2 основных стиля передвижения: коньковый и классический. Начинающим лыжникам лучше выбрать и научиться сначала какому-то одному стилю — так будет проще; и кроме того, для каждого из этих стилей требуется разный комплект снаряжения.

 

Классический стиль предполагает передвижение в лыжне и на первый взгляд более прост в освоении для начинающих. Основной способ передвижения классическим стилем — так называемый «попеременный ход»: вы как бы идете скользящим шагом в лыжне, выставляя вперед правую ногу одновременно с левой рукой и потом меняя их на левую ногу и правую руку.
Сложность в классическом ходе представляет возможное проскальзывание лыж. Чтобы избежать его, нужно либо грамотно мазать лыжи по погоде и очень хорошо владеть техникой, либо (что больше подходит начинающим) использовать лыжи со специальными насечками или покрытием, не требующим смазки.

 

Тем, кто находится в хорошей физической форме — и в идеале умеет кататься на коньках или на роликах — подойдет более динамичный, но и энергозатратный

коньковый стиль. Коньковым ходом передвигаются по широкой ровной трассе, и движения лыжников похожи на передвижение на коньках. Чтобы научиться кататься коньковым ходом, нужно иметь хорошее чувство баланса (ведь вам придется скользить на одной лыже), координацию и физическую подготовку. Обучение с тренером позволит вам разобраться с нюансами коньковой техники и красиво скользить по лыжной трассе с высокой скоростью.

Тренер Алексей Мячин, коньковый ход

 

Инвентарь (лыжи, палки, ботинки): покупать или брать в прокат?

Если вы еще не определились, будете ли вы регулярно кататься на беговых лыжах, вам лучше брать снаряжение в прокат. На лыжных трассах в парке Мещерский, зона отдыха Битца, Планерная есть пункты проката с достаточно хорошим выбором как классических, так и коньковых лыж.

Когда вы поймете, что беговые лыжи стали вашим серьезным увлечением и определитесь со стилем катания, купите собственный комплект лыжного инвентаря.

Для катания классическим стилем начинающим лучше выбрать лыжи, не требующие смазки. Однако не стоит пробовать кататься коньковым стилем на классических лыжах с насечками: такие лыжи недостаточно хорошо скользят, и у них отсутствует жесткий кант, необходимый для конькового хода.

Палки для конькового и классического стиля отличаются по длине: для «конька» подойдут палки на 15-20 см ниже роста лыжника, они должны быть вам примерно по плечо. Палки для классики — примерно на 10 см ниже, они должны доходить до подмышек.

 

Как одеваться для катания на лыжах?

«Не слишком тепло, не слишком легко» — подход, которому нужно следовать при выборе одежды для катания на лыжах. При этом важно учитывать, с какой скоростью и интенсивностью вы будете кататься: если вы делаете первые шаги на беговых лыжах, имеет смысл одеться потеплее, а быстрым лыжникам будет достаточно разминочного лыжного костюма и термобелья под ним.

Важно выбирать одежду, предназначенную для занятий спортом: специальное спортивное термобелье, одежду, отводящую влагу от тела, костюмы с виндстоппером (защищающие от ветра), в качестве утепляющего слоя — одежду из флиса. Избегайте хлопковых тканей: хлопок впитывает влагу и не отводит ее от тела, поэтому в такой одежде легко переохладиться.

Не забудьте взять с собой сменную одежду (футболку, свитер, носки), а также термос с чаем и что-то из еды. Тогда вам будет тепло и комфортно после катания на лыжах!

 

Готовьтесь к лыжному сезону заранее — будьте в хорошей физической форме к приходу зимы

Помимо владения техникой, катание на лыжах требует физической силы и выносливости. Поэтому занятия беговыми лыжами принесут вам гораздо больше удовольствия, если у вас уже есть неплохой уровень физической подготовки.

Бег, езда на велосипеде и другие виды спорта на выносливость хорошо подготавливают организм к катанию на лыжах. Если вы планируете кататься на лыжах зимой, желательно начать подготовку летом или осенью. Помимо видов спорта на выносливость, будут полезны силовые тренировки, а также упражнения на баланс и растяжку.

Скандинавская ходьба схожа с лыжной имитацией, которую выполняют в межсезонье лыжники-спортсмены. Благодаря занятиям скандинавской ходьбой вы не только улучшите свою физическую форму, но также сможете отработать координацию движений рук и ног для классического попеременного хода на лыжах.

Лыжероллеры являются важной составной частью подготовки лыжников в межсезонье. Однако лыжероллеры требуют достаточного уровня умения кататься на лыжах, поэтому начинающим лучше учиться беговым лыжам зимой, на снегу.

Тренировка на лыжероллерах: классический попеременный ход в исполнении нашего тренера Юрия Столярова

 

 

Полезные статьи для любителей беговых лыж:

 Беговые лыжи для начинающих

 Как улучшить технику катания на беговых лыжах

 Тренируйтесь как профессионалы: набираем форму перед лыжными стартами

 Тренировки для преодоления подъемов на лыжах

 Как спортсменам пережить сезон простуд и гриппа

  Тренировки лыжников в течение года

  Особенности тренировок Марит Бьерген — самой успешной в мире женщины-лыжницы

 

 

КАТАЙТЕСЬ НА ЛЫЖАХ!     ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ НА ТРЕНИРОВКИ!     8 915 481-1655 

 

strela-coach.ru

Учимся кататься на беговых лыжах: уроки и советы для начинающих

Учимся кататься на беговых лыжах: уроки и советы для начинающих

Лыжный спорт — отличная возможность закалить организм, улучшить физическое состояние, а также поднять настроение и почувствовать стихию, знакомую любимым олимпийским чемпионам. Также бег и ходьба на лыжах являются хорошим времяпровождением в компании семьи или друзей.

 

О том, с чего начать и как учиться ездить на беговых лыж, расскажет эта статья.

 

С чего начать

Собираясь кататься на лыжах, важно подобрать подходящую одежду. Она должна быть по погоде, учитывать индивидуальные особенности лыжника, не сковывающей движения и желательно непромокаемые. Для первых тренировок выбирайте ровную лыжню, без значительных спусков. Что касается ботинок для лыж – они должны быть строго по размеру лыжника — не жать и не быть свободными. При этом на ногу полезно будет надеть пару-тройку носков. Чтобы не промахнуться с длиной лыж, следует поставить из рядом: пальцы вытянутой вверх руки должны касаться верхнего края. К размеру палок тоже нужно отнестись с вниманием: они должны быть чуть выше подмышек лыжника.  Лучшим выбором будут прочные, эластичные и легкие палки. Поверхность лыж должна быть ровной, гладкой и без каких-либо сучков. Самые надежные лыжи – с креплениями со стальной скобой.

 

Каждому занятию – будь то тренировка новичка или катание профессионала – должна предшествовать разминка. Особое внимание уделяйте разминке коленей и лодыжек. Если вы вынесли лыжи из теплого помещения, прислоните их к чему-нибудь, но не кидайте на снег, иначе они будут плохо скользить из-за прилипшего к ним снега. После разминки можно приступать к обучению.

Не стоит стремиться на заснеженные склоны и трасы. Достаточно, одев лыжи, пройтись в них пару кружков по местному парку.  Рекомендуется начинать обучение с классического хода, при котором ноги лыжника идут строго параллельно друг другу. Однако вначале важно научиться держать равновесие во время движения. Очень удобно осваивать этот метод, двигаясь по уже проторенной колее.

 

Упражнения для тренировки устойчивости


Упражнение №1
Работа с силой
Упражнение на закрепление правильного поведения рук во время движения. Руку вытянуть вперед, согнуть в локте и развернуть локоть от себя. Нельзя опускать локти вниз. Палки должны стоять под острым углом по отношению к земле, а вес тела на палку должен переноситься сверху вниз.
 
Упражнение №2
Работа без палок
Упражнение рассчитано на тренировку ног и закрепление правильных привычек: отрабатывайте подседание, толчки, одноопорное скольжение на одной ноге, махи и перенос веса тела вперед. Работайте над предотвращением двухопорного скольжения. Подробнее о том, как этого не допустить, можно узнать в видео, расположенном сразу после перечня упражнений.

Упражнение №3
Самокат
Обязательное для всех новичков в лыжном деле. Упражнение выполняется без палок и с одной лыжей на ноге. Отталкивайтесь свободной ногой, стараясь как можно дольше прокатиться на второй ноге, обутой в лыжу. Данное упражнение научит работать с балансом и поможет начать чувствовать лыжи продолжением своих ног. Позанимавшись с одной ногой, снимите лыжу и обуйте вторую ногу, повторите упражнение.

Упражнение №4
Без лыж
Выполняется стоя.  Руки на ширине плеч. На счет «раз» — вытянуть руку вперед, поднять до уровня глаз, другая при этом должна остаться сзади и выпрямляется. На счет «два» — менять руку. Локоть требуется держать развернутым от себя. Никакой нагрузки на мышцы давать не нужно, тренировка состоит в развитии мышечной памяти. Упражнение желательно выполнять с инструктором, который подскажет и поправит ошибки.

Упражнение №5
Имитация попеременного хода
Выполняется в стойке на месте без лыж и палок. Для большей эффективности упражнения уберите руки за спину. Сделайте мах ногой. Нога при этом выпрямлена, расслаблена. Далее, используя инерцию, занесите ногу назад. Не сгибайте ногу в колене. Упражнение поможет развить координацию. Совершив махи с одной ногой, переходите ко второй. Руки также совершают маховые движения, как в предыдущем упражнении.

 

Упражнение №6
Разгружаем ноги

Возьмите лыжные палки и передвигайтесь, пробуя переносить вес тела на палки. Это занятие поможет научиться разгружать ноги. Проще всего выполнять его на пологом спуске.

 

Упражнение №7
Повороты и наклоны

Выполняйте повороты и наклоны корпуса в то время, когда ноги остаются неподвижными. Поможет научиться управлять направлением движения во время катания посредством тела, минимально напрягая ноги. Упражнения хорошо разогреют мышцы спины, плеч и бедер.

 

 

Техники и как начать кататься по ним

Каким именно стилем передвигаться по снежной глади – решать лыжнику. Для катания на беговых лыжах выделяют классический и коньковый стили.

Классический — стиль катания, при котором лыжи передвигаются параллельно друг другу и вперед. Хорошо подходит для начинающих лыжников и для катания на нераскатанном снегу. Лучше всего для такого передвижения выбирать мягкие лыжи с острым и длинным носком. Инструктор в расположенных ниже видео расскажет о тонкостях классического хода и как научиться кататься.

 

 


Коньковый (свободный) стиль заимствует способ передвижения, распространённый в конькобежном спорте. Подходит, если лыжная тренировка происходит на горно-лыжном курорте на накатанной поверхности. Лыжи для конькового стиля должны быть немного короче и отличаться большей жесткостью, чем для классической техники. Подробнее о коньковом ходе и основных ошибках в видео-уроке:

 


 


Как свести себя на спусках и подъемах

Не спешите, научившись передвигать лыжи по тропинки, забираться на горку. Привыкните к лыжам, научитесь их чувствовать и управлять палками – только после этого можно переходить к тренировкам на склонах.

 

Если ученик готов к скоростному спуску, он должен наклонить корпус чуть вперед, согнуть руки в локтях и зажать палки в районе подмышек. Это положение поможет грамотно распределить вес во время спуска и позволит удержать равновесие на приличной скорости. Также следует учесть, что такое положение будет ускорять лыжника. Если на данном участке трассы нет возможности избежать сложных спусков и лыжник чувствует, что пока не готов, можно спускаться «лесенкой».

 



Умение взбираться вверх по горке так же важно, как и умение грамотно съезжать с нее. Продвинутые лыжники поднимаются «елочкой», однако начинающему знакомство с лыжным спортом этот способ покажется сложным. Поэтому начинать рекомендуется с более простой и безопасной «лесенки». При этом лыжи устанавливаются перпендикулярно подъему, а лыжник должен двигаться вверх боком. Вначале можно потренироваться без лыж, чтобы рассчитать необходимую длину шага. При выполнении этого способа главное – следить, чтобы лыжи все время становились перпендикулярно высоте – это исключит возможность соскальзывания вниз. Освоившие этот способ смогут подниматься по самым крутым и опасным склонам.

 

Несколько советов

Начинать занятия рекомендуется в ясную погоду с небольшим морозом – в такую погоду снег становится жестким, что обеспечит лучшее скольжение. Если кататься в теплую погоду – снег будет налипать на лыжи и затруднять движение. Однако и слишком сильный мороз тоже не доставит удовольствия от занятий.

Перед началом катания на курорте следует внимательно ознакомиться с правилами поведения на лыжной трассе.

 

Перед тренировкой нанесите слой вазелина на участки ног, где возможно трение с обувью, лишь потом надевайте носки и лыжные ботинки. Это поможет избежать повреждений ног.

 

Возьмите с собой рюкзак, в котором будут аккуратно сложены вещи, которые могут пригодиться в пути, в том числе термос с горячим чаем, который поможет согреться.

 

Следите за своим самочувствием. Если вы понимаете, что имеете дело с переохлаждением или перегревом, чувствуете покалывание на неприкрытых участках кожи или головокружение, следует остановиться и отдохнуть. При переохлаждении – попейте чай из термоса, при перегреве снимите лишний свитер.

 

Периодичность занятий обеспечит поддержание физической формы и хорошего настроения. Специалисты рекомендуют отводить на занятия ходьбой на лыжах по 40-60 минут раз в три дня. Желающим сбросить лишний вес следует увеличить количество тренировок.

vse-kursy.com

Беговые лыжи в Москве. Обучение

Форма одежды легкая, избегая тяжелых курток и штанов, не сковывающая движений, дышащая. Идеально иметь несколько слоев спортивной одежды (футболка, флиски, легкие куртки), которые можно комбинировать или снимать / надевать.

Снаряжение
Термобельё

Назначение:

Отводит влагу, быстро сохнет, сохраняет тепло, в комбинации с другими штанами позволяет добиться комфортной температуры для тела. Идеальный вариант – зимнее термобелье из материала полартек.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, максимальная теплота, влагоотводящие свойства

Носки или термоноски

Назначение:

Достаточно трёх пар носков. Хороший вариант термоноски соответствующей температуры. Для лета носки отводящие влагу. Технологии: coolmax, серебряная нить.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, отвод влаги от ноги.

Теплая флисовая кофта с горловиной (плотный шерстяной свитер)

Назначение:

Второй слой одежды после термобелья для холодной погоды. Варианты: теплый шерстяной свитер, флисовый джемпер из материала Polartec или подобного.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, максимальная теплота, отвод влаги.

Куртка непродуваемая и непромокаемая (штормовка/горнолыжная)

Назначение:

Третий слой одежды после термобелья и свитера. Используется для защиты от ветра и дождя. Варианты: Штормовка, горнолыжная куртка, куртки «Wind Stopper».

Важные характеристики:

Лёгкий вес, непромокаемость, непродуваемость.

Варежки или перчатки теплые и непромокаемые (горнолыжные, Gore-Tex)

Назначение:

Используются при восхождении, в зимних походах. Предпочтительнее варежки, они теплее. Вариант: пуховые варежки — верхонки

Важные характеристики:

Лёгкий вес, непромокаемость, непродуваемость, максимальная теплота.

Шарф

Назначение:

Защита шеи от ветра и холода. Если на вашей флиске или свитере нет высокого горла, то эта вещь вам действительно пригодится.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, теплота.

Шапка теплая

Назначение:

Нужна для зимних походов или восхождения на Эльбрус.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, закрытые уши, максимальная теплота, непродуваемость.

Деньги

Назначение:

Для покупки сувениров и для дополнительных трат на маршруте. Все документы должны быть в герметичной упаковке.

Важные характеристики:

Количество :)

Индивидуальная аптечка

Назначение:

В этой аптечке должны быть специфические и «любимые» лекарства от индивидуальных хронических заболеваний и дополнительно лейкопластыри и бинты. Также можно взять эластичный бинт и маникюрные ножницы/кусачки. Основная аптека, которая обязательно будет в групповом снаряжении, содержит все необходимое для стандартного набора заболеваний.

Важные характеристики:

Минимальный вес и объем.

Зимняя обувь
Сохранить тепло во время зимних выездов. Не пропустить снег к ноге.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, максимальная теплота, непромокаемость, высокий голеностоп.

Медицинский полис

Из разряда «на всякий случай». Для путешествий по России достаточно иметь копию полиса Обязательного Медицинского Страхования и ваш паспорт. Для зарубежных туров — специальный спортивный страховой полис.

Термос (0,5л.-1л.)

Назначение:

Используется для восхождений на Эльбрус и в зимних походах для хранения горячего чая.

Важные характеристики:

Максимальная длительность сохранения тепла, лёгкий вес.

Фотоаппарат

Назначение:

Для съемок видов. Не нужно для всех участников. Не забыть сменные аккумуляторы или батарейки. В условиях холода аккумуляторы садятся в разы быстрее. Подзаряжать технику в походе будет негде. Поэтому либо экономьте аккумуляторы, либо берите запасные. Фотоштативами пользоваться будет некогда, поэтому брать их не надо.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, наличие сменных аккумуляторов или батареек.

Пуховый жилет

Назначение:

теплая, легкая, удобная вещь в любом походе. Можно не брать, если его нет или много других теплых вещей.

Важные характеристики:

Легкость, теплота.

turclub-pik.ru

Тренер по беговым лыжам – занятия на беговых лыжах, обучение классическому и коньковому ходу | Лыжероллеры

Если вы хотите научиться легко и красиво кататься на лыжах, или усовершенствовать свою технику, или стремитесь улучшить спортивный результат, мы в strela-sport готовы предложить вам тренировки  в группах или индивидуальные занятия с тренером.

Тренировки лыжников продолжаются в течение всего календарного года. В период с весны по осень наши спортсмены катаются на лыжероллерах, бегают кроссы, делают имитацию, силовую подготовку.

В настоящее время проходят следующие групповые занятия под руководством тренера Игоря Педоса :

Лыжероллерыв парке Садовники (м.Коломенская):
ВТОРНИК 19:30 — для всех уровней
СРЕДА 19:30 — для подготовленных спортсменов

ЛыжероллерыУзкое, Севастопольский проспект
СУББОТА 8:30 — для всех уровней

ЛыжероллерыПланерная
ВОСКРЕСЕНЬЕ 10:00 — для всех уровней

Кросс + ОФП статодинамика — ЧЕТВЕРГ 19:30Битцевский лесопарк (м.Чертановская)

Кроме этого, вы можете записаться на на индивидуальные занятия с тренером по лыжной подготовке, выбрав удобное для вас место место и время — наши тренеры работают в различных парках Москвы.

Тел. для записи  8 915 481-1655



Беговые лыжи: обучение начинающих и подготовка спортсменов

Хотите приобщиться к занятиям беговыми лыжами?

Если Вы — только начинающий лыжник, у нас в strela-sport Вы сможете научиться уверенно кататься на лыжах: красиво скользить и радоваться движению. Мы обучим Вас технике конькового хода или (по желанию) технике классической ходьбы на лыжах. 

   Для спортсменов наш спортивный центр предлагает тренировочные программы, которые помогают улучшить результат:

— совершенствование техники лыжных ходов под руководством опытного тренера

— продуманные тренировки по лыжным гонкам, которые приведут Вас к поставленной цели

 

— возможность участия в контрольных тренировках вместе с другими спортсменами-лыжниками strela-sport, чтобы Вы могли отслеживать и корректировать свой прогресс по ходу подготовки к зимнему сезону

— составление индивидуального плана — программы тренировок по лыжным гонкам,

— программа подготовки к конкретному важному для Вас старту. 

 

Где проходят лыжные тренировки

Занимаясь лыжами в strela-sport, Вы сможете посещать тренировки по лыжам и в будни, и в выходные дням. 

Мы рады предоставить Вам возможность тренироваться совсем недалеко от центра Москвы, что очень удобно для занятий вечером в будние дни. Зимой мы проводим тренировки на одной из нескольких лыжных трасс, расположенных в районе Воробьевых гор.


В выходные дни в течение зимнего сезона наши тренеры по лыжам проводят тренировки на популярных трассах ближайшего Подмосковья: зона отдыха Битца, Планерная, Химки (лыжная база Снежинка), Лыткарино (Волкуша)

А летом?

Занятия беговыми лыжами подразумевают круглогодичную подготовку. В бесснежное время года тренировки для подготовки к зимнему сезону и поддержания спортивной формы включают в себя бег, ОФП, велосипед, лыжную имитацию и тренировки на лыжероллерах. Тренировки проводятся 3х километровом кругу с хорошим асфальтом в парке Дворца пионеров на Воробьевых горах, на Поклонной горе, а также в парке Садовники рядом с Коломенским.


 
   


Какие занятия на лыжах с тренером выбрать?

В зависимости от Вашего желания, уровня катания и целей Вы можете выбрать подходящий формат тренировок:

— групповые занятия — это позволит не только хорошо потренироваться, а еще и весело провести время в группе единомышленников;

— индивидуальные занятия с тренером по лыжам- пожалуй, самый эффективный добиться желаемых результатов; в случае индивидуальных тренировок тренер сможет приехать в удобное Вам место (в Москве или ближнем Подмосковье) и время;

— удаленное сопровождение тренера по беговым лыжам — составление индивидуальных планов подготовки, будет очень полезно для спортсменов, которые готовы часть тренировок проводить самостоятельно, однако именно под руководством тренера смогут добиться желаемых спортивных результатов, например, подготовиться к важному старту;

— обучение детей катанию на лыжах — в формате групповых или индивидуальных занятий.

    

Преимущества занятий беговыми лыжами в центре STRELA-SPORT.RU

Занятия под руководством тренера помогут тем, кто хочет совершенствоваться, в короткий срок улучшить свою спортивную форму, силовые и скоростные показатели, подготовиться к лыжным (и не только) соревнованиям.

Тем, кто не планирует участвовать в соревнованиях высокого класса, а просто любит лыжные гонки, занятия с тренером помогут научиться кататься на лыжах легко, красиво и с удовольствием, а также улучшить свое здоровье.

Помимо тренировок, мы организуем образовательные семинары по методикам тренировок по лыжным гонкам, современным аспектам техники конькового и классического хода, составлению плана тренировок. Семинары проводят опытные тренеры-инструкторы по беговым лыжам, которые помогут Вам узнать больше об отдельных аспектах спортивной подготовки.

 

Стоимость занятий с нашими тренерами 

Звоните, записывайтесь! 8 915 481-1655

Наши тренеры будут рады помочь Вам!

strela-sport.ru

Читать книгу Лыжная подготовка Станислав Махов : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Лыжная подготовка

© Межрегиональная Академия безопасности и выживания, 2016

* * *
Введение

Лыжный спорт является одним из популярнейших в мире. Занятия этим видом являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по характеру двигательных действий.

Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями единой спортивной классификации.

В учебном процессе студентов высших учебных заведений лыжная подготовка занимает особо важное место. Ходьба на лыжах по различному рельефу местности всесторонне воздействует на организм, способствует развитию сердечнососудистой и дыхательной систем, повышает силу, выносливость, совершенствует координацию движений, пребывание на свежем воздухе при различных температурных условиях закаляет организм занимающихся. Умение передвигаться на лыжах является основным средством профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов различных профессий.


Глава 1. Организация и методика проведения занятий

Занятия по лыжному спорту проводятся на местности, большей частью пересеченной, в любую погоду (мороз, снегопад, оттепель) и требуют от занимающихся значительных энерготрат. Поэтом особенно важно, чтобы преподаватель четко организовал уроки, умел выбрать маршрут, доступный для занимающихся, выбрал соответствующий темп передвижения, не допускающий большого разрыва в колонне, указал дистанцию при спусках с гор, постоянно контролировал дисциплину, численный состав групп и т. д.

Для обучения способам передвижения на лыжах должны быть подобраны и соответствующим образом подготовлены учебная площадка, склоны и тренировочные лыжни.

Пренебрежение организационной стороной урока и дисциплиной при проведении занятий по лыжному спорту может привести к нежелательным последствиям – травмам, обморожениям, а подчас и к несчастным случаям.

Непременные условия занятий – систематичность и плановость. Для этого необходимо иметь соответствующую программу, рабочий план и конспекты занятий.

При планировании обучения важно, чтобы содержание, форма работы и ее методика соответствовали возрастным и половым особенностям занимающихся, их состоянию здоровья, физическому раз-витию и технической подготовленности.

Успешность обучения технике передвижения на лыжах зависит не только от методики преподавания, но в значительной мере и от организации и условий проведения занятий: как подобран инвентарь, как выбраны места занятий, учтены ли метеорологические условия, выбрано ли место для преподавателя и все ли предусмотрено для предупреждения травм и обморожений.

В начале обучения занимающихся нужно ознакомить с требованиями, которым должны соответствовать лыжи, палки, крепления, и с назначением лыжных мазей.

Учебная площадка – место, где проводятся занятия по технике лыжных ходов. Площадка должна быть сравнительно ровной, защищенной от ветра (у леса, между гор и т. п.) и иметь уклон 2–3°. Лучше выбирать место для такой площадки вблизи склонов гор, на которых удобно проводить обучение.

На площадке прокладывают одну или две параллельные лыжни на расстоянии 3–5 м в виде одного или двух замкнутых четырехугольников с закругленными углами.

Длина лыжни должна быть такой, чтобы на каждого обучаемого приходилось по 12–15 м. Если кругов два, на внутренней лыжне занимаются более слабые лыжники или женщины (когда группа смешанная). Кроме того, при занятиях однородной группы педагог вызывает на внутреннюю лыжню тех, кому следует дать индивидуальные замечания по технике выполнения отдельных элементов.

Внутри четырехугольника прокладывают лыжню для преподавателя – здесь он демонстрирует технику, отсюда руководит занятием.

Лыжни, особенно для начального обучения, должны быть ровными, узкими и иметь хорошую опору для палок.

Учебно-тренировочные склоны – места, где проводятся занятия по изучению способов спусков, подъемов, торможений и поворотов. Склонов должно быть несколько. При выборе их надо учитывать состояние снежного покрова, крутизну и длину склона, наличие бугров, ухабов и других препятствий. Склон для очередного занятия выбирают в зависимости от задач и подготовленности занимающихся.

Состояние снежного покрова также влияет на характер занятия. После больших снегопадов передвижение лыжников затрудняется. Изучать технику передвижения, если место занятий не подготовлено, невозможно. Свежевыпавший снег при умеренно низкой температуре дает хорошее скольжение, а свежевыпавший мокрый снег прилипает к лыжам. Поэтому в первом случае на уроке можно решать любые задачи, во втором же лучше изучать и совершенствовать спуски, повороты, развивать выносливость.

Принимая все меры предосторожности для предупреждения травматизма, нельзя, однако, снижать воспитательного значения не-которого элемента риска на спусках и поворотах на скорости.

Для предотвращения обморожений нужно знать, что основными причинами их являются низкая температура, влажный воздух, ветер, чрезмерное переутомление и отсутствие закалки, недостаточные меры защиты от холода (влажная одежда, обувь, носки, рукавицы), неправильно пригнанное снаряжение, (тугое шнурование, сжимающие ногу крепления, тесный ботинок и т. д.), несоблюдение гигиены тела и одежды.

Во время занятий в сильный мороз или ветер преподаватель должен осуществлять неослабный надзор и контроль за занимающимися и организовывать их взаимонаблюдение.

При первых признаках обморожения нужно немедленно оттирать пострадавшую часть тела чистой рукой, но не снегом, который может повредить кожу. Растирать следует до появления красноты и чувства тепла.

Для начального обучения лучше подготовить склоны со свежевыпавшим снегом (5-10 см) на плотной снежной основе. Если такой возможности нет, склон следует подготовить, пройдя его всей группой несколько раз «лесенкой».

При обучении спускам, подъемам, поворотам очень важно правильно организовать группу, строго определив, где спускаться и где подниматься.

Для закрепления и совершенствования техники передвижения, тактически правильного ее использования в различных условиях необходимо прокладывать тренировочные лыжни протяженностью 1–3 или 1–5 км и желательно в виде петель. Это позволяет лучше использовать рельеф местности, чаще наблюдать за занимающимися и давать им указания.

В процессе занятий преподаватель демонстрирует те или иные упражнения. Поэтому большое значение имеет правильный выбор преподавателем места. Он должен хорошо видеть всех занимающихся, а те, в свою очередь, хорошо слышать даваемые им объяснения и видеть показываемые упражнения.

При обучении способам подъемов преподаватель дает объяснения у подножия горы, а следит за их выполнением, несколько поднявшись в гору.

При обучении торможениям и поворотам педагог строит группу на площадке у подножия горы. Здесь занимающиеся выполняют под-водящие упражнения. Далее он поднимается несколько вверх, чтобы видеть, как они делают повороты вокруг него.

В процессе занятий педагогу нужно следить за метеорологическими условиями – температурой воздуха, ветром, влажностью, снежным покровом. В зависимости от этих условий, их влияния на организм лыжников необходимо вносить коррективы в организацию и методику проведения урока.

Так, в дни с резко пониженной температурой воздуха занимающимся надо порекомендовать соответствующим образом одеться, в занятиях уменьшить паузы и объяснения на месте.

Глава 2. Основы обучения

Овладение разнообразием способов передвижения на лыжах по пересеченной местности, выработка умения использовать эту технику в различных условиях и приобретение специальных знаний – вот основные задачи обучения в лыжном спорте.

Педагог должен не только учить своих учеников технике пере-движения на лыжах, развивать их физические способности, но и заботиться о воспитании всесторонне развитого человека.

Методика обучения технике передвижения на лыжах ставит своими задачами:

а) найти правильные пути для овладения отдельными способами передвижения на лыжах, то есть как можно быстрее и лучше научить занимающихся тому или другому способу передвижения;

б) установить наиболее целесообразную последовательность в обучении комплексу необходимых знаний, умений, навыков.

Чтобы овладеть техникой передвижения на лыжах, будь это ход или поворот, лыжник должен знать, что ему нужно делать, какие требования предъявляются к выполнению того или другого элемента техники, что дают те или иные упражнения, каков основной механизм их выполнения и тактического применения. Задача преподавателя – раскрыть эти вопросы, а обучаемых – осмыслить их и активно участвовать в процессе обучения. Приобретение теоретических знаний, а не слепое копирование техники является предпосылкой для формирования правильных двигательных умений и навыков передвижения на лыжах. Чем с большей сознательностью формируется навык, тем прочнее он закрепляется.

Обучение знаниям и выработка умений и навыков по передвижению на лыжах осуществляется методами, принятыми в современной спортивной педагогике. Выбор того или иного метода в известной мере зависит от подготовленности самого педагога.

Объяснения и разбор, указания и оценка техники в процессе практических занятий и после них, а также лекции, беседы на теоретических занятиях – вот методы и формы занятий. Полезны также самостоятельная работа занимающихся по изучению теории лыжного спорта, и наблюдения за техникой квалифицированных лыжников.

На основе объяснений педагога занимающиеся должны составить общее представление о движении, и уяснить, какова основа того упражнения, которым надо овладеть, подметить наиболее ответственные моменты при выполнении упражнений.

Найти главное, основное в упражнении, объяснить и показать это обучаемым – вот в чем большое искусство преподавателя.

Точность, краткость, эмоциональность и понятность – основные требования, предъявляемые к объяснению при обучении способам передвижения на лыжах.

К методам наглядности относится, прежде всего, показ изучаемого упражнения самим преподавателем или хорошо подготовленным лыжником. Весьма полезен также просмотр учебных фильмов и других наглядных пособий. Для формирования и совершенствования двигательных навыков, умений, развития физических качеств необходимы практические упражнения. Для правильного формирования технических умений и навыков передвижения на лыжах исключительно важную роль играет способность занимающихся контролировать свои движения и сопоставлять их с образцом.

Успешность обучения во многом зависит от умения преподавателя рационально использовать методические приемы: показ упражнения или его элемента на месте, выполнение упражнения по элементам и т. п.

Способы передвижения на лыжах, в зависимости от их сложности, разучиваются целостным или расчлененным методами обучения.

Преимущество целостного изучения способов передвижения в том, что при этом не нарушаются биодинамические связи между от-дельными фазами движений.

Для овладения техникой сложных способов передвижения на лыжах, состоящих из комплекса разнообразных движений, используют в определенной последовательности целую систему упражнений и отдельных методических приемов. В частности, подводящие упражнения – более простые, но имеющие существенное сходство с основным изучаемым действием или его частями (ходьба без палок, коньковый ход, бесшажный ход с попеременными движениями рук и т. д.). Они помогают быстрейшему овладению техникой.

Глава 3. Основы тренировки

Спортивная тренировка представляет собой организованный процесс воспитания, развития и совершенствования физических качеств и функциональных возможностей спортсмена. Однако эффективное ее воздействие возможно только при соблюдении определенной системы.

Система же представляет собой целое, состоящее из частей, упорядоченных по определенному закону или принципу. Система спортивной тренировки основывается на педагогических принципах воспитания и согласуется с определенными философскими и биологическими законами.

Спортивная тренировка является педагогическим процессом и потому подчинена общим принципам обучения и воспитания.

Принцип сознательности предполагает четкую постановку цели работы, пути достижения этой цели, разумное применение средств и методов тренировок (на основе закономерностей биологического развития), умения оценить эффективность применяемых нагрузок и состояние организма.

Немаловажное значение имеет осознание студентом своей ответственности перед Родиной, осознание задачи, поставленной перед коллективом на том или ином этапе подготовки. Для дальнейшей реализации принципа сознательности необходимо повышение уровня теоретических знаний.

Принцип активности – основа самостоятельной деятельности спортсменов. Активность должна выражаться и в стремлении студента познать теоретические основы тренировки, и в проявлении инициативы при организации и планировании тренировочного процесса, и в оценке степени воздействия на организм тренировочных нагрузок. Активность спортсмена во многом помогает тренеру вести работу и вносить коррективы в процесс его подготовки.

Принцип наглядности начинается с личного примера тренера в манере держаться, с его внешнего вида и умения обращаться со студентами. Наглядность – это не только демонстрация видеофильмов о технике сильнейших спортсменов. Это и видеофильмы о героях – воинах, о моральном облике человека и др.

Принцип доступности является одним из важнейших принципов спортивной тренировки. Доступность рассматривается как соблюдение определенной системы применения средств и методов тренировки с учетом закономерностей биологического развития человека, уровня его общего и физического развития, функциональной подготовленности, волевых качеств и т. п.

При изучении и совершенствовании техники следует иметь в виду, что в лыжном спорте нет стандартных условий занятий и соревнований. Поэтому навыки занимающихся должны быть по возможности гибкими, подвижными.

Изучая наиболее сложные приемы техники, следует придерживаться следующей последовательности.

Первый этап обучения – его задача создание ясного и четкого представления об изучаемом способе передвижения на лыжах и пере-дача занимающимся необходимых знаний о нем. Для этого необходимо назвать способ передвижения и показать его в целом, объяснить сущность и указать наиболее типичные условия применения, показать способ еще раз в замедленном темпе или по частям с кратким разъяснением основ технического выполнения. Воспроизведение способа передвижения обучающимися в наиболее облегченных условиях. Задачи и средства обучения – общие при обучении всем способам передвижения на лыжах.

Второй этап обучения – его задача овладение основой изучаемого способа передвижения и выполнение его в целом. Для этого необходимо объяснить и показать, что является главным, основным в изучаемом способе передвижения, выполнить его по элементам, подобрав наиболее благоприятные и облегченные условия для изучения.

При необходимости как для овладения основами изучаемого способа передвижения, так и для исправления ошибок используют серию подводящих упражнений.

Третий этап – его задача закрепить освоенный способ передвижения, научить целесообразному его использованию в различных условиях и в сочетании с другими способами. Для этого необходимо выполнять и совершенствовать технику изучаемого способа на различном рельефе с различной скоростью и т. п.

Постановка задач перед каждым этапом позволяет более последовательно и методически правильно строить процесс обучения. Однако следует заметить, что в зависимости от сложности изучаемого способа передвижения, предварительной подготовленности занимающихся, время этапов (особенно второго) может быть уменьшено или увеличено.

Принцип прочности необходим для закрепления результатов, достигаемых в обучении и тренировке. Необходимо помнить, что прочность и правильность обучения – две неразрывные части. Кроме того, в разном возрасте прочность закрепления навыков при обучении не всегда одинакова. Наиболее быстро и прочно закрепляются навыки в передвижении на лыжах и в освоении техники лыжных ходов до 12–13 лет. Однако в школах не уделяется этому внимания по различным причинам. От правильности обучения в детском и подростковом возрасте во многом зависит спортивная судьба лыжника-гонщика. Значительно трудней, а иногда и просто невозможно переучивать закрепленные в детстве неправильные движения.

Принцип прочности предполагает, что знания, умения и навыки, приобретенные на определенных этапах многолетней подготовки, должны быть устойчивыми.

Поэтому целесообразно осуществлять процесс обучения лыжника в любых условиях. Особое значение в этом плане приобретает создание на уроке соревновательной обстановки, ибо нередко спортсмен в условиях спокойной тренировки демонстрирует высокую технику, а, выйдя на старт, делает массу ошибок.

Спортивная тренировка базируется на общих принципах современной педагогики и направлена на гармоническое совершенствование человека. Тренировка и состязания должны приносить спортсмену удовлетворение, вызвать у него желание продолжать свое совершенствование. В конце каждого цикла-этапа подготовки студенты должны выполнять тесты, которые принимаются преподавателями. Тесты проходят в форме соревнований. Соревнования являются экзаменом всей работы студента и педагога.

Принцип всесторонности выражает основные требования, предъявляемые в процессе многолетней подготовки к формированию личности спортсмена. Единство методов и средств обучения, воспитания и тренировки обеспечивает разностороннее развитие спортсмена, вооружение его знаниями, умениями и навыками, необходимыми в спорте, в трудовой и общественной деятельности, службе в рядах Вооруженных Сил. Реализация принципа всесторонности предполагает воспитание высоких морально-волевых качеств, повышение культурного уровня, а так же достижение физического совершенства путем развития основных физических качеств, совершенствования различных систем организма и повышения уровня общей работоспособности.

Глава 4. Единство всех сторон подготовки лыжников

Воспитание, обучение и тренировка представляют собой единый педагогический процесс, который осуществляется на основе целого ряда закономерностей и принципов. В ходе реализации системы многолетней подготовки в лыжных гонках находит отражение дидактических принципов (сознательности и активности, систематичности и последовательности и др.).

Спортивная тренировка охватывает различные стороны подготовки спортсмена – идеологическую, физическую, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую. Она включает в себя воспитательную работу, врачебный контроль и т. д.

Патриотизм, коллективизм, чувство ответственности за свое поведение – вот те черты, без которых спортсмен не может побеждать. Неразрывна связь воспитания физического с воспитанием умственным. Знания обогащают спортсмена, расширяют его кругозор, помогают осознавать и анализировать процесс тренировки, его средства и методы.

Большое значение в спортивной тренировке имеет и взаимосвязь физического и трудового воспитания. Путь известных спортсменов к вершинам спортивной славы связан с большой и упорной работой, с огромным трудолюбием.

Физический труд был и остается неотъемлемой частью подготовки спортсмена. Сочетание тренировки с большой умственной работой также дает свои положительные результаты. Не следует забывать и о взаимной связи спортивной тренировки с эстетическим воспитанием. Эстетика, красота, хороший вкус и умение вести себя в обществе – все это необходимо для воспитания человека нашего времени, достойной смены.

Общая физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, повышение уровня развития основных физических качеств, необходимых для лыжного спорта. Физическая подготовка разделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня всестороннего развития спортсмена и на укрепление его здоровья. Она способствует расширению функциональных возможностей организма спортсмена, создает условия для повышения тренировочной нагрузки и обеспечивает постоянный рост спортивных результатов. Являясь важным фактором в осуществлении принципа волнообразности тренировочного процесса, он способствует ускорению протекания восстановительных процессов и предупреждает наступление перетренированности.

Физические упражнения должны оказывать не только общеразвивающее воздействие, вовлекая в работу весь организм и все мышечные группы (плавание, игры, гимнастика и т. п.), но и локальное (упражнения для определенных мышц и мышечных групп с отягощениями, с сопротивлением, амортизаторами, изометрические упражнения и т. п.).

Следует подчеркнуть, что средства общей физической подготовки подбираются с учетом специфики вида спорта. У лыжников-гонщиков, например, ведущее место занимают циклические упражнения, выполняемые в движении или связанные с передвижением по определенному рельефу местности, подвижные и спортивные игры. По мере повышения тренированности они становятся и более специализированными. Так, от развития силы вообще в начале подготовки спортсмен переходит к развитию сил ведущих мышечных групп, далее к развитию скоростно-силовых качеств, а затем к развитию силовой выносливости.

Общеразвивающие упражнения, подразделяющиеся в свою очередь, на две подгруппы: а) общеразвивающие подготовительные; б) упражнения из других видов спорта.

В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные предметы – отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнеров и упругих предметов (амортизаторы резиновые, пружинные и т. п.).

Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спорта, (легкой атлетики, гребли, спортивных игр, плавания и др.). Эти упражнения применяются в основном в бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых лыжнику. Упражнения подбираются так, чтобы наблюдался наибольший положительный перенос физических качеств с применяемого вида на основной вид – лыжные гонки. Так, для развития выносливости применяется кроссовый бег по пересеченной местности; для развития силовой выносливости – длительная гребля; для развития ловкости, координации движений и быстроты – спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, футбол) и т. д.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие качеств, специфических для лыжного спорта. К средствам специальной физической подготовки относятся упражнения на лыжах, раз личные имитационные упражнения, передвижение на лыжероллерах, роликовых коньках и упражнения, сходные с передвижением на лыжах, как по двигательной структуре, так и по характеру нервно-мышечных усилий.

Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы: а) специально подготовительные; б) специально подводящие. Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах.

В группу специальных упражнений включаются упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, в способах передвижения на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении). Имитационные упражнения могут применяться как для совершенствования отдельного элемента техники, так и для нескольких элементов (в связке).

Применение тренажеров (передвижение на лыжероллерах) значительно расширяет возможности воздействия специальных упражнений. Круг специальных упражнений, применяемых в тренировке лыжников, в настоящее время достаточно широк. Вместе с тем необходимо отметить, что одни и те же упражнения (например, имитационные и передвижение на лыжероллерах) в зависимости от поставленных задач и методики применения, могут быть использованы и как подготовительные, и как подводящие упражнения. В начале подготовительного периода имитационные упражнения, применяемые в небольшом объеме, используются как средство обучения и совершенствования элементов техники. Осенью же объем, и интенсивность применения этих упражнений увеличиваются, и они способствуют развитию специальных качеств.

Специальная физическая подготовка направлена на совершенствование технического мастерства и повышение уровня развития специфических качеств. В специальной подготовке лыжника-гонщика особое место занимает соревновательная подготовка, тесно связанная с технической, тактической и психологической подготовкой.

Техническая подготовка является составной частью специальной подготовки. В общей технической подготовке лыжника предусматривается обучение разнообразным двигательным умениям и навыкам, позволяющим овладеть техническим мастерством. Специальные упражнения должны быть направлены не только на отработку техники вообще, но и на уточнение и совершенствование отдельных деталей, на развитие качеств, способствующих лучшему освоению элементов техники. Чтобы правильно подобрать специальные упражнения, тренер должен знать биомеханические основы и понимать существо внутренних механизмов и процессов организма, происходящих при выполнении движения.

Повышение уровня общей и особенно специальной физической подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, поднимая ее на новый уровень развития. Существует и обратная связь: новые варианты техники требуют, в свою очередь, повышения уровня специальной физической подготовки. В этом случае необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие именно тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-то качеств (скорости маха, силы отталкивания и т. д.).

Тактическая подготовка. Тактика – это искусство ведения борьбы. В нее входят планирование и прогнозирование поведения во время соревнований, преодоление возникающих трудностей, распределения сил и т. д.

На практике во время тренировок и соревнований спортсмен апробирует различные варианты тактического поведения. Можно различать тактику применения лыжных ходов, тактику преодоления подъемов, прохождения спуска и поворотов.

Психологическая подготовка включает морально-волевую подготовку, воспитание у спортсмена целеустремленности, находчивости, упорства, самостоятельности, смелости. Воспитанию воли и высоких моральных качеств принадлежит ведущее место. И здесь большую роль играет тренер, его методы воздействия на спортсмена, личный пример.

Морально-волевая подготовка осуществляется постоянно, она связана с преодолением трудностей и требует специальных средств и методов.

Теоретическая подготовка предполагает вооружение спортсмена общими и специальными знаниями. Она охватывает широкий круг вопросов: философию и историю, теорию и методику лыжного спорта, вопросы физиологии, врачебного контроля, психологии и педагогики и т. д. Всестороннее развитие спортсмена – необходимое условие достижения высоких результатов. Однако всесторонняя подготовка должна отвечать и основным направлениям специализации с учетом его будущей профессии.


iknigi.net

Методика обучения технике лыжных ходов

Областное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Болотнинский педагогический колледж

Методика обучения технике лыжных ходов

Болотное, 2008

Рекомендовано к изданию ПЦК преподавателей физвоспитания и дисциплин медико-биологической подготовки Болотнинского педагогического колледжа.

Методика обучения технике лыжных ходов: Методические рекомендации / Сост. Г.А.Куц – Болотное, 2008г. – 15 с.

Предлагаемые рекомендации содержат методический материал для обучения техники лыжных ходов. Рекомендуется использовать студентам 2 и 3 курса во время прохождения практики и начинающим педагогам.

Введение

Одной из основных задач физического воспитания в школе, в том числе и уроков лыжной подготовки, является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Одновременно с этим на всех этапах обучения решается задача повышения их технической подготовленности. Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии достижения высокой эффективности обучения детей, что позволяет уже в раннем возрасте заложить основы правильной техники, которые в дальнейшем являются предпосылкой совершенствования ее в среднем и старшем школьном возрасте.

Пути начального обучения технике передвижения на лыжах необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями растущего организма. При недостаточном еще физическом развитии современная высшая техника должна быть упрощена так, чтобы потом не приходилось переучивать, чтобы сразу закладывать такие основы техники, которые впоследствии будут все более совершенствоваться.

Применение методики одновременного обучения способам передвижения на лыжах предполагает по мере овладения одним способом переходить к изучению другого, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего.

Подобную методику возможно применять уже с первого класса. Причем, если будут ставиться задачи по овладению не только отдельными способами передвижения, но и связками, т. е. переходами с одного способа на другой, то овладение системой движений будет проходить осознанно, что обеспечит более успешное формирование двигательных навыков, освоение детьми основ рациональной техники различных способов передвижения самого начала обучения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

разбор; задание; указание.

  • Методы наглядного воздействия: показ всего способа передвижения в целом или отдельных его деталей.

  • Практические методы: целостного разучивания упражнения; расчлененного (по частям) разучивания

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЫЖНЫХ ХОДОВ

Лыжные ходы бывают классическими и свободными (коньковыми). При передвижении классическими ходами лыжник отталкивается остановленной лыжей вдоль лыжни вниз-назад. В коньковых ходах отталкивание производится скользящей лыжей и направлено под углом к лыжне в сторону. Ходы подразделяются на попеременные и одновременные в зависимости от движений руками. Если лыжник одновременно выносит руки вперед и отталкивается ими, ход называется одновременным, если поочередно – попеременным. Основа всех лыжных ходов – скольжение на лыжах.

КЛАССИЧЕСКИЙ ХОД

Попеременный двухшажный ход относится к классическим ходам. Этот ход – один из основных способов передвижения на лыжах, применяется на подъемах малой и средней крутизны, а также на равнине при плохих условиях скольжения. Цикл хода состоит из двух скользящих шагов, при которых лыжник дважды поочередно отталкивается руками (рис.1.).

Рис.1.

Одновременный бесшажный ход. Передвижение этим ходом осуществляется только за счет одно­временного отталкивания руками. Применяется ход на пологих спус­ках, а также на равнине при хороших условиях скольжения. Цикл хода состоит из свободного скольжения на двух лыжах и одновременного отталкивания руками (рис.2).

Рис.2.

Основной вариант одновременного одношажного хода — в цикле этого хода те же фазы, что и в цик­ле скоростного варианта, но в согласовании работы ног, рук и туловища есть отличия. В основном варианте хода после окончания одновременного отталкивания палками лыж­ник перейдя к свободному скольжению на двух лыжах, разгибает туловище и выносит руки вперед, не делая выпад ногой, как в скоростном варианте. Сделав шаг, лыжник выводит палки из поло­жения кольцами к себе в положение кольцами от себя, а оттолкнувшись ногой, он должен вновь расположить их кольцами к себе. Постановка палок на снег и отталкивание ими осуществля­ются под острым углом. Весь период от окончания отталкивания руками до начала следующего отталкивания ими зна­чительно продолжительнее, чем в скоростном варианте (рис.3.).

Рис.3.

КОНЬКОВЫЙ ХОД

Коньковый – современный скоростной ход, применяется на любом рельефе. Основа конькового хода – попеременное двустороннее отталкивание лыжами. В отличие от классического, отталкивание в коньковых ходах происходит скользящим упором. Цикл одновременного двухшажного конькового хода состоит из двух направленных вперед в сторону шагов и одного одновременного отталкивания палками.

Полуконьковый одновременный лыжный ход

Полуконьковый ход используется лыжниками на равнинных участках трассы, на пологих «тягунах» (подъемах) и спусках. В цикле хода одна нога лыжника опорная, другая — толчковая.

Лыжник скользит на опорной ноге (лыже). Лыжа толчковой ноги подносится к опорной и ставится на снег так, чтобы ботинок находился рядом и чуть впереди ботинка опорной (правой) ноги. Толчковая лыжа (левая) при постановке на снег развернута на внутреннее ребро и направлена в сторону под углом 20 градусов. Задники опорной и толчковой лыж перекрещиваются. Палки одновременно выносятся вперед-вверх и ставятся на снег под углом к направлению движения, на 26—30 см впереди креплений. Сразу же начинается отталкивание ими. В начале отталкивания руки немного сгибаются в локтевых суставах, туловище наклоняется вперед-вниз, помогая нажиму на палки. Одновременно лыжник отталкивается ногой, частично перенося на нее массу тела (кадр 2). Отталкивание ногой происходит без остановки лыжи, скользящей в сторону. Лыжник старается как бы развести стопы в стороны: лыжа опорной ноги скользит по направляющей ее лыжне вперед, а толчковой — на внутреннем ребре вперед — в сторону (кадры 3, 4). Толчок ногой продолжается до полного разгибания ее в коленном суставе. Во время толчка ногой туловище при отталкивании руками наклоняется почти до горизонтального положения, рука и палка в конце толчка составляют прямую линию (кадры 5, 6). Как только отталкивание заканчивается, начинается свободное скольжение на опорной лыже, вынос рук с палками вперед и подтягивание толчковой ноги. Цикл хода закончен, начинается подготовка к новому отталкиванию (рис.4.).

Рис.4.

Одновременный двухшажный коньковый ход

Основа конькового хода — попеременное двустороннее отталкивание лыжами. Цикл одновременного конькового хода с отталкиванием палками через шаг состоит из двух направленных вперед-всторону шагов и одного одновременного отталкивания палками. Лыжник идет в пологий подъем. Он закончил отталкивание правой ногой под углом в сторону, сделал шаг левой и скользит на левой лыже (рис.5.). Палки вынесены вперед и ставятся на снег (кадр 1). Начинается сильное отталкивание палками и продолжается скольжение на левой лыже (кадр 2). Правая нога подносится к левой. Делается толчок левой ногой скользящим маховым движением в сторону-вперед (кадр 3).

Продолжается мощное одновременное отталкивание палками, усиленное наклоном туловища. Правую лыжу гонщик ставит на снег скользящим движением, развернув носком в сторону-вперед на внутреннее ребро (кадр 4). Заканчивается толчок палками (кадр 5). Делая шаг правой ногой, лыжник полностью выпрямляет толчковую левую ногу (кадр 6). Толчок окончен. Туловище выпрямляется, масса тела переносится на скользящую правую лыжу. Руки начинают вынос палок вперед (кадр 7). Левая нога после окончания отталкивания подносится к правой. С постановкой палок на снег начинается новый цикл хода (кадр 8)

Рис.5.

Одновременный одношажный коньковый ход

Цикл этого хода составляют два шага с одновременным отталкиванием палками на каждый из них.

Лыжник закончил отталкивание палками и скользит на правой ноге, подтягивая маховую — левую (кадр 1). Стопа маховой ноги подносится к опорной, лыжник энергично выносит палки вперед, выпрямляет опорную ногу и разгибает туловище (кадры 2, 3). Палки активно ставятся на снег под острым углом, опорная нога сгибается в коленном суставе, и сразу начинается отталкивание палками, похожее на отталкивание палками в классических одновременных ходах (кадры 4, 5). Толчок палками сопровождается активным наклоном туловища. Завершая отталкивание палками, лыжник начинает толчок правой ногой и продолжает его до полного ее выпрямления (кадры 6, 7). Лыжник скользит на левой (опорной) ноге.
После отрыва толчковой лыжи от снега шаг повторяется в противоположную сторону (в направлении правой ноги) с отталкиванием левой. Руки быстрым движением выносят палки вперед в исходное положение для нового одновременного отталкивания.

Одновременный коньковый одношажный ход требует от лыжника хорошей координации движений и развитого равновесия. Самое сложное при освоении этого хода — сохранение равновесия на скользящей лыже при быстром выносе палок вперед. Сложен этот ход не только по согласованию движений. Вместе с увеличением частоты отталкиваний повышается скорость хода, его интенсивность, а поддерживать высокую интенсивность может лишь хорошо тренированный лыжник.

Применяется одновременный одношажный коньковый ход чаще всего на равнинных участках трассы (рис.6.).

Рис.6.

Первый этап – обучение общей схеме движений

Цель и задачи: овладение схемой скользящего шага, освоение стойки лыжника, согласованность работы рук и ног, одноопорное скольжение.

Упражнения для изучения стойки лыжника

При изучении стойки нужно обратить внимание на мышечные ощущения, равномерное распределение веса тела на обе ступни. Колени не «накрывают» носки ботинок. Туловище слегка наклонено вперед.

  • Согнуть ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, опустить согнутые руки вперед-вниз. Многократное повторение.

  • Из стойки лыжника принять основную стойку и вернуться в и.п. повторить несколько раз.

  • Сделать шаг вперед и принять стойку лыжника. Проверить положение рук, туловища, ног. Выполнять с правой и левой ноги.

Упражнения для изучения согласованных движений рук и ног

  • В стойке лыжника поочередные маховые движения рук с фиксацией их в переднем и заднем положении.

  • В стойке лыжника попеременная работа рук – без палок и спалками, удерживая их за середину, на лыжах и без лыж.

  • В стойке лыжника, руки за спиной, передвижение шагом.

  • Ходьба с попеременной работой рук и ног в стойке лыжника.

  • Стоя на лыжах, попеременные отталкивания руками под уклон.

  • Попеременная работа рук и ног. Передвижение на лыжах ступающим шагом с попеременной работой рук.

  • Стоя на одной ноге и держась одновременной рукой за рядом стоящий предмет. Поочередные маховые движения рукой вперед, ногой назад.

Упражнения для развития чувства равновесия и изучения одноопорного скольжения

  • Перенос веса тела с одной ноги на другую (касаясь носком свободной ноги опоры) в стойке лыжника.

  • Перенос веса тела с правой ноги на левую (с отрывом свободной ноги от опоры) в стойке лыжника.

  • Перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с шагом вперед в стойке лыжника.

  • Стоя на одной ноге )на низкой и высокой опоре), махи другой с попеременным размахиванием рук.

  • В стойке лыжника на одной ноге попеременные махи другой с движением рук.

  • В стойке лыжника перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с шагом вперед и попеременным выносом рук.

  • В стойке лыжника перенос веса тела с правой на левую и наоборот с прыжком вперед, руки за спиной. Зафиксировать одноопорное положение.

  • В стойке лыжника перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с прыжком вперед и попеременной работой рук. Зафиксировать одноопорное положение.

  • В стойке лыжника шаговая имитация с попеременной работой рук в медленном темпе.

  • Прыжковая имитация на месте.

  • Прыжковая имитация в движении.

Второй этан – углубленное изучение элементов движения

Цель и задачи: овладеть элементами скользящего шага (подседание, отталкивание, махи рук и ног, активная постановка палок).

Упражнения для разучивания подседания и отталкивания ногой

  • Прыжок вверх толчком обеих ног.

  • Прыжок вверх толчком обеих ног с предварительным сгибанием.

  • В стойке лыжника, руки за спиной, шаг левой и правой ногой.

  • В стойке лыжника, руки за спиной, шаг левой и правой ногой с предварительным подседанием на обеих ногах.

  • В стойке лыжника, руки за спиной, шаговая имитация с акцентом на подседание.

  • В стойке лыжника, руки за спиной, шаговая имитация с акцентом на отталкивание ногой.

  • В стойке лыжника шаговая имитация с попеременной работой рук.

  • В стойке лыжника, руки за спиной, прыжок вперед-вверх с ноги на ногу с предварительным сгибанием толчковой ноги.(зафиксировать положение после приземления).

  • В стойке лыжника, руки за спиной, прыжкок вперед-вверх с ноги на ногу.

  • В стойке лыжника прыжковая имитация с попеременной работой рук (на равнине и в пологий подъем).

  • В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже, многократное отталкивание другой ногой.

  • В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже с отталкиванием 2-3 раза другой ногой.

  • В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже с отталкиванием 2-3 раза другой ногой и попеременной работой рук.

  • В стойке лыжника, руки за спиной, попеременное скольжение на лыжах.

  • Попеременный двухшажный ход без палок и с палками.

  • В стойке лыжника скольжение на одной лыже, многократное отталкивание другой с попеременной работой рук.

Упражнения для изучения постановки палки и отталкивания рукой

  • В стойке лыжника маховым движением вниз-вперед вынести руки с палкой до уровня плеча. Многократно повторить движение правой и левой рукой.

  • В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед и движением вниз отвести ее назад.

  • В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед, активно вкалывающим движением поставить палку у каблука ботинка.

  • В стойке лыжника, делая шаг вперед, с силой поставить палку сзади опорной ноги.

  • Шаговая имитация с попеременным отталкиванием руками.

  • Прыжковая имитация с попеременным отталкиванием руками (в пологий подъем).

  • Скольжение на двух лыжах с попеременным отталкиванием руками.

  • Передвижение попеременным двухшажным ходом.

Третий этап – освоение лыжного хода в целом

Цель и задачи: овладеть ходом в целом, согласованно выполнять элементы движения.

Упражнения для изучения согласованного выполнения поз в граничных моментах скользящего шага

  • В стойке лыжника, руки за спиной, с шагом вперед оторвать толчковую ногу от опоры и зафиксировать положение.

  • В стойке лыжника с шагом вперед и попеременной работой рук оторвать толчковую ногу от опоры.

  • В стойке лыжника поочередно выносить руки вперед и имитировать постановку палки с акцентом опускания кисти.

  • В стойке лыжника поочередно выносить руки с палкой вперед, поставить её вкалывающим движением. Жим на палку и давление туловищем.

  • В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед активно поставить под острым углом сзади опоры, перенести вес тела на опорную ногу, выпрямить её, сделать быстрое подседание и толком перейти в одноопорное положение.

  • Передвижение попеременным двухшажным ходом с акцентом:

1.на маховом выносе руки и ноги;

2. на согласованном отталкивании рукой и ногой;

3. на подседании и отталкивании ногой;

4. на отталкивании ногой, маховом выносе ноги и броске туловища.

Специальные упражнения на лыжах

1. Передвижение одновременным бесшажным ходом половина круга с максимальной скоростью, остальная часть круга в средней интенсивности попеременная работа руками. Выполняли по 2-3 подхода.

2. Передвижение одновременно одношажным ходом первую часть круга, а вторую часть одновременным бесшажным ходом в среднем темпе.

3. Передвижение в выше средней интенсивности на отрезках 500 метров, 1000 метров командами в составе по 5, 3, и 2 человека.

4.Передвижение на лыжах в средней интенсивности для развития выносливости от 3-5 км по большому кругу.

Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на уроках лыжной подготовки

  1. Уроки лыжной подготовки проводятся согласно расписанию.

2. Одежда учащихся подбирается в зависимости от температуры воздуха. Лыжные ботинки должны быть свободными, мягкими, сухими.

3. Длина лыж должна соответствовать росту лыжника (пластиковые лыжи короче). Лыжные палки должны быть в исправности и соответствовать росту и весу лыжника (при коньковом ходе длиннее).

4. Занятия должны проводиться организованно под руководством учителя. Передвижение к месту занятий осуществляется на лыжах или с лыжами в руках.

5. При выборе трассы для тренировок, проведения соревнований, приема контрольных нормативов необходимо предусмотреть, чтобы она проходила в защищенном от ветра месте, особенно на спуске, не пересекала замершие водоемы, густой кустарник, шоссейные и грунтовые дороги.

6. Лыжникам не следует обгонять друг друга на узких дорогах и не удобных для обозрения спусках. Не следует останавливаться и стоять на трассах спуска, пересекать трассы спуска, так как это может привести к столкновению.

7. При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону.

8. Меры предупреждения обморожений во время занятий на лыжах:

  • одежда лыжника должна соответствовать погоде;

  • при появлении первых признаков обморожения открытых частей тела следует немедленно накрыть пораженное место сухой мягкой шерстяной тканью и легкими движениями растирать до возобновления кровообращения;

  • при появлении признаков обморожения ног (пальцев) следует немедленно отправить лыжника на базу и в помещении сухой мягкой тканью растирать ноги до возобновления кровообращения;

  • нельзя допускать растирание обмороженных участков снегом на улице.

ИГРЫ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

УДЕРЖАНИЕ РАВНОВЕСИЯ

Для проведения этой игры на ровной площадке заранее подготавливается хорошо накатанная лыжня, на которой двумя флажками ограничивается 10-метровый отрезок. Задача учащихся – пройти 10м одноопорным скольжением, делая как можно меньше шагов. Побеждает тот, кто сделал меньше шагов. Победитель определяется отдельно среди мальчиков и среди девочек. По числу шагов на десятиметровом отрезке может оцениваться техника скользящего шага в баллах.

ОБЩИЙ СТАРТ

На линии старта в первой шеренге строятся мальчики, во второй девочки. Учитель встает на финише и подает рукой команду «Марш!». Первыми стартуют мальчики. Ученик, первым достигший финиша, объявляется победителем. Затем стартуют девочки. В то время, пока девочки проходят дистанцию, мальчики возвращаются на исходную позицию, и наоборот. В зависимости от возраста детей длина дистанции и количество повторений может варьироваться. В этой игре учитель может предложить ученикам проходить дистанцию любым удобным для них ходом или задать определенных ход, например тот, который изучался на данном уроке.

Список литературы

  1. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. Ростов-на-Дону. Феникс, 2005г.

  2. Богданов Г.П. Физическая культура в школе. Методика уроков в 1-3 классах. Издательство «Просвещение» Москва, 1971г.

  3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. Москва. Владос. 2004г.

  4. Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе. Москва. Владос пресс, 2001г

  5. Масленников И.Б., Капланский В.Е. Лыжный спорт. Москва. Физкультура и спорт 1988г.

  6. Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии. Ростов-на-Дону. Феникс,2005г.

infourok.ru

Правильная подготовка лыж к соревнованиям

Любой профессиональный спортсмен, как и любитель в лыжном спорте, подтвердит, что успех в этом спортивном состязании по большей части зависит от правильности подготовки оборудования. Сама подготовка лыж имеет ряд нюансов и важных особенностей. Чтобы достигнуть наилучшего результата, требуется их правильная очистка и смазка. Поэтому подготовкой снаряжения важно заниматься своевременно.

Общие особенности

Процесс подготовки лыж к серьёзным соревнованиям требует некоторых знаний и практических навыков. Более того, в команду профессиональных лыжников всегда входят обученные люди, которые отвечают за тот или иной этап подготовки снаряжения, выполняют его в зависимости от текущих условий окружающей среды – уровня влажности воздуха, температурного режима и прочих.

Подготовка лыж важна как для профессионалов перед серьёзными стартами, так и для любителей этого вида спорта. В первую очередь упор делается на скольжение.

Важно заметить, что нуждаются в подготовке как новые лыжи, так и те, на которых уже неоднократно катались.

Основные разновидности лыж

В подготовке каждого типа лыж имеется ряд особенностей, которые непременно должны приниматься во внимание. Так, во время подготовки беговых лыж делается упор на наилучшее скольжение. Но если предполагается применение классического стиля, во внимание принимается и такой фактор, как держание. Если подготовку провести по всем правилам, то даже лыжник с минимальным опытом непременно получит максимальное удовольствие от катания.

В подготовке горных лыж важно не только качество их поверхности скольжения, но и кантов. Их необходимо обработать посредством специальных составов, а также заточить. Это гарантирует максимальную безопасность во время спусков с горных склонов.

Нюансы профессиональной подготовки лыж

В первую очередь требуется правильная грунтовка непосредственно скользящей поверхности. Она актуальна в первую очередь для подготовки лыж для конькового хода, а также для прочих их типов.

После грунтования поверхности необходимо нанести на неё парафин графитовый. Производится эта манипуляция с применением так называемого горячего способа. Благодаря присутствию парафина, одним из компонентов которого выступает графит, исключается смещение самого первого слоя смазки. Кроме того, это гарантирует рост износоустойчивости самой смазки.

Далее, лыжи остывают примерно до комнатной температуры, после чего можно удалить лишний оставшийся на них парафин посредством скребка.

На следующем этапе скользящая поверхность подвергается воздействию специальной щётки роторного типа выполненной из конского волоса. Следом выполняется воздействие металлической щёткой ручного типа волос в которой уже тонкий.

Теперь можно наносить парафин исходя из реальных погодных условий. Делается это также горячим способом. В первую очередь поверхность покрывается слоем низкофтористого вещества, который обеспечит прекрасную связь с первыми слоями.

Как только лыжа остынет, действия по удалению излишков парафина и обработке щётками повторяются. Следующий слой – это парафин, в котором высока доля фтора. Завершает подготовку фторуглеродная смазка. Её выбирают, также ориентируясь на реальные погодные условия.

Особенности работы с любой фторуглеродной смазкой

Это вещество имеет ряд особенностей, вне зависимости от того, выпущено оно в виде эмульсии, порошка либо ускорителя. Поэтому специалисты рекомендуют работать с ним только с применением отдельного комплекта щёток.

Категорически недопустимо одновременное применение инструмента для работы с парафином и такой смазкой.

Порядок и нюансы подготовки лыж, предназначенных для конькового хода

Как уже было указано выше, в зависимости от типа лыж подготовка их может несколько отличаться. В этом случае работа начинается с очистки оборудования. Для этого поверхность чистится посредством щётки из латуни либо из стали. Это обеспечит достаточное открытие пор, находящихся непосредственно на скользящей поверхности.

Следующий этап подготовки лыж для конькового хода – это нанесение на них парафинового слоя. Чтобы он лёг равномерно, на поверхность воздействуют слабо нагретым утюгом.

Особенности нанесения парафина на лыжи

Важно понимать, что нанесение парафина – это ответственный и небезопасный процесс. Эта особенность как раз обуславливается необходимостью применения утюга. Если не рассчитать усилия, то необходимого слоя парафина между поверхностью оборудования и самим утюгом попросту не останется. Лыжи окажутся повреждёнными.

Достаточно произвести фиксацию посредством станка для подготовки лыж. Утюг прогревается до отметки в 60 градусов. Далее на рабочую поверхность последовательно наносится и распределяется парафин. Обычно достаточно трёх слоёв, каждый из которых осторожно вплавляется.

Снятие парафина с лыжи

На следующем этапе важно избавиться от излишнего количества смазки. Для этого существует специальный скребок. Как только этап будет завершён, необходимо повторить операцию, но уже посредством щётки.

Особенности удаления парафина со скользящей поверхности таковы:

  1. Начинается работа с применением скребка.
  2. Важно не менять степени нажима при обработке того или иного участка, в противном случае лыжа будет очищена неравномерно.
  3. В завершении этапа для лучшего удаления вещества, работа продолжается уже с применением щётки при активных и быстрых движениях инструментом.
  4. Когда возникает необходимость в удалении первоначального слоя парафина, используется утюг.

Необходимость в полном снятии ранее нанесённой на лыжи смазки возникает лишь в тех случаях, когда они едут недостаточно хорошо. Обычно это является признаком неправильной подготовки оборудования, выполненной перед катанием. После снятия базового слоя с поверхности все манипуляции повторяются.

Особенности работы с беговыми лыжами

На практике подготовка беговых лыж обычно осуществляется в заводских условиях с применением специальных агрегатов, снабжённых абразивным камнем либо лентой. В окончательной обработке нуждаются новые лыжи, ещё её выполняют по несколько раз на протяжении сезона.

Настройки шлифовального оборудования выбираются исходя из необходимой структуры поверхности, определяемой особенностями снежного покрова. Так, лыжи не будут хорошо скользить, если поверхность их сухая, оплавленная либо чрезмерно гладкая и блестящая.

Обычно для улучшения скользящих свойств прибегают к нанесению на рабочую поверхность специального рисунка, так называемой структуры. Сделать это можно не только вручную, но и с применением специальных шлифовальных агрегатов. Не менее важен в обеспечении нормального скольжения, такой этап обработки, как снятие ворса. Это можно проделать как на специальном станке, так и вручную.

Подготовка беговых лыж в идеале должна выполняться перед каждым выходом в отдельности. Ведь условия по температуре и влажности окружающей среды вполне могут измениться.

Специалисты уверяют, что для прогулки по хорошему снегу достаточно тщательно обработать скользящую поверхность парафином – этого будет достаточно на расстояние в 15–20 км. Но после нанесения на лыжи парафина они становятся подвержены истиранию, прекрасно впитывают грязь. Это проявляется в побелении рабочей поверхности с последующим обретением выраженного серого оттенка. Поэтому так важно качественно чистить лыжи перед тем, как будет наноситься новый слой парафина.

Для беговых лыж важна структура, поэтому их подготовка всегда завершается нанесением на скользящую поверхность определённого рисунка с учётом глубины и шага бороздок.

Порядок подготовки лыж классического типа

Подготовка горных лыж к соревнованиям или обычному катанию всегда начинается с очистки рабочей поверхности от смазки. Для этого их фиксируют в станке для подготовки лыж. После очистки поверхности от грязи и нанесённых ранее смазок выполняется подготовка колодки, предполагающая нанесение мази.

Её лучше наносить в холодном виде в несколько слоёв. Для полноценного растирания вещества подойдёт профильный станок. Важно все движения выполнять активно.

На фоне трения начнётся процесс выработки тепла, вещество равномерно распределится.

Если применяется жидкая мазь, необходима укорочённая колодка. Объясняется это тем фактом, что у неё повышенный коэффициент сцепления со снегом относительно мази твёрдой. Обычно применение жидкого компонента происходит укорочение колодки на 15 см.

Также длина колодки зависит и от степени жёсткости самих лыж.

Таким образом, для комфортного катания и достижения лучших результатов важно правильно и, главное, своевременно готовить оборудование. Особенности этой манипуляции определяются типом лыж наряду с реальными погодными условиями.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *