Разное

Eku 28: EKU 28 (Doppelbock) — Коротко о пиве

BYQ28E-200,127, Быстрый / ультрабыстрый диод, 200 В, 10 А, Двойной Общий Катод, 1.1 В, 25 нс, 50 А

Максимальная Рабочая Температура 150 C
Количество Выводов 3 Вывода
Стиль Корпуса Диода TO-220AB
Средний Прямой Ток 10а
Максимальное Прямое Напряжение 1.1В
Максимальное Значение Напряжения Vrrm 200В
Конфигурация Диода Двойной Общий Катод
Максимальное Время Обратного Восстановления 25нс
Максимальный Импульсный Прямой Ток Ifsm 50А
Diode Configuration Общий катод
Тип выпрямителя Коммутация
Максимальная рабочая температура +150 °C
Количество элементов на ИС 2
Длина 10. 3мм
Производитель WeEn Semiconductors Co., Ltd
Тип корпуса TO-220AB
Максимальный непрерывный прямой ток 10A
Тип монтажа Монтаж на плату в отверстия
Минимальная рабочая температура -40 °C
Ширина 4.7мм
Высота 9.4мм
Maximum Forward Voltage Drop 1.25V
Число контактов 3
Размеры 9.4 x 10.3 x 4.7мм
Пиковый неповторяющийся прямой ток перегрузки 55A
Пиковый обратный ток -10мкА
Тип диода Кремниевое соединение
Пиковое обратное повторяющееся напряжение 200V
Пиковое время обратного восстановления 25нс
Diode Technology Кремниевое соединение
Вес, г 0.
5

BYQ28E-200, 200V 10A, Dual Silicon Junction Diode, 3-Pin TO-220AB

Diode Configuration Общий катод
Тип выпрямителя Коммутация
Максимальная рабочая температура +150 °C
Количество элементов на ИС 2
Длина 10.3мм
Производитель WeEn Semiconductors Co., Ltd
Тип корпуса TO-220AB
Максимальный непрерывный прямой ток 10A
Тип монтажа Монтаж на плату в отверстия
Минимальная рабочая температура -40 °C
Ширина 4.7мм
Высота 9.4мм
Maximum Forward Voltage Drop 1.25V
Число контактов 3
Размеры 9.
4 x 10.3 x 4.7мм
Пиковый неповторяющийся прямой ток перегрузки 55A
Пиковый обратный ток -10мкА
Тип диода Кремниевое соединение
Пиковое обратное повторяющееся напряжение 200V
Пиковое время обратного восстановления 25нс
Diode Technology Кремниевое соединение
Diode Configuration Общий катод
Rectifier Type Коммутация
Number of Elements per Chip 2
Brand WeEn Semiconductors Co., Ltd
Package Type TO-220AB
Maximum Continuous Forward Current 10A
Mounting Type Монтаж на плату в отверстия
Maximum Forward Voltage Drop 1.
25V
Pin Count 3
Peak Non-Repetitive Forward Surge Current 55A
Diode Type Кремниевое соединение
Peak Reverse Repetitive Voltage 200V
Peak Reverse Recovery Time 25нс
Диодная технология Кремниевое соединение

Смешные и забавные истории из жизни

Недавно встретил тролля. Настоящего, с большой буквы. Но не того, который горный и из Норвегии, а того, который троллит.

Дело было так. Иду по промзоне, мимо офисного центра, из склада переделанного. Тротуар снегом засыпан по колено, на улице машины в два ряда припаркованы. Все мысли о том, как бы не грохнуться и не сломать чего-нибудь.

Слышу впереди крик – у припаркованного дорогого внедорожника, блокированного какой-то ржавой помойкой, непонятно как здесь взявшейся, скачет тётка и орёт в мобильный дурным голосом, что да, документы какие-то сверхважные получила, но вовремя привезти не сможет, т.

к. «какая-то долбаная тварь своё ржавое ведро поставила так, что ей не выехать». Это в переводе на более-менее литературный русский язык, то, что на самом деле лилось в эфир, повторить письменно стесняюсь.

Подхожу к ней, и вдруг откуда-то сбоку появляется мужичок, одетый, так скажем, не очень. И к этой даме.

- Девушка, - говорит, - зачем вы так. Я, как вас увидел, сразу оделся и к машине, отогнать, чтобы вы выехали. А вы такое в мой адрес. Не буду я с машиной ничего делать, пойду домой, пообедаю, живу тут недалеко. Вернусь, вы извинитесь за «козла вонючего», «уё%ка пи%допаскудного» и проч. Тогда и поговорим. Ждите.

Тётка заткнулась, будто её выключили. А мужичок дальше пошёл, бодро так. Я за ним.

И правильно, потому что тётка в состоянии комы пребывала недолго. Секунд через пять сзади снова раздался крик и мимо меня пролетел кусок льда размером с лошадиную голову. Если бы не мимо, я бы это не писал… Но мужичок был уже далеко. Сзади раздавались странные звуки, похоже у тётки в машине была бейсбольная бита.

Мужика я догнал на автобусной остановке.

- Не боитесь, что она машину вам разобьёт?

- Машину? Какую? - взгляд его был полон недоумения, потом он сообразил, в чём дело, - А, это вы про эту бабу крикливую? Не, нет у меня никакой машины, не моя это.

И уехал на автобусе. А я остался. Маршрут был не мой.

сверхзвуковой бомбардировщик перехватчик, характеристики, сравнение с Як-28П

Советский реактивный самолет, разрабатывающийся под кодовым именем «изделие 28», позднее получил название Як-28. Первый полет состоялся в 1958 году, после чего его отправили в серию. За время эксплуатации он получил множество различных модификаций, которые позволили эффективно использовать его для разных целей. Самолет стал первым сверхзвуковым бомбардировщиком, производившимся в Советском Союзе и выпускавшимся огромными партиями.

История создания самолета

Требования к военным самолетам в конце 50-х годов кардинально менялись каждые пару месяцев. Происходило это по причине активного развития двигателей и авиации в целом. К моменту завершения испытаний нового Як-26 конструкторам поставлена задача по разработке на его базе реактивного бомбардировщика.

Самолет Як-26

Он должен был стать двухместным, иметь взлетную массу от 12 до 13 т, достигать скорости 1500 км/ч и подниматься на высоту до 16 км. Также к важным требованиям относили дальность полета, которая должна была быть не менее 2200 км, бомбовую нагрузку около 1200 кг и короткое время для подъема до 10 км, не превышающее 3,5 мин. Было предписано поставить два двигателя Р-11-300 и артиллерийскую установку с пушкой калибра 23 мм.

Испытания, созданного Як-26, провалились. Поэтому у А. С. Яковлева были большие сомнения, что на базе этого самолета получится построить продвинутый бомбардировщик.

Конструктор Е. Г. Адлер придерживался другого мнения. Он не считал выдвинутые требования завышенными и заявил, что для разработки понадобится внести минимум изменений в имеющуюся конструкцию.

Нужно было поднять крыло для установки увеличенных мощных двигателей, повысить его площадь и сделать более жестким. Элероны сместили к доработанным мотогондолам, задняя крыловая часть стала прямее, передняя – наоборот, изогнулась под большим углом. Были установлены задние закрылки «Фаулер».

Отсек для бомб получил большую вместительность, что позволило самолету нести еще больше вооружения, включая торпеды. Внутри кабины было заменено сидение на катапультируемое, а прицел разместился на отдельной регулируемой платформе.

Для повышения характеристик потребовалось использовать тормозной парашют, чтобы сократить пробег при посадке. Для увеличения угла атаки во время подъема в воздух пришлось разместить на задней стойке систему автоматической просадки. Смещение крыла вверх позволило добиться еще большей устойчивости самолета при взлете.

Самолет Як-28

Первый экземпляр на основе Як-26 был создан к началу 1958 года. На фото, самолет Як-28 практически неотличим от своего прародителя. Но по летно-техническим характеристикам он имел серьезное преимущество. Поднялся в небо новый бомбардировщик уже в марте, а испытания растянулись на полгода. Тогда он и получил свое официальное имя – Як-28. По классификации НАТО его назвали «Пивовар».

На испытаниях самолет смог показать себя с положительной стороны. Летчики отмечали простоту управления с отличной устойчивостью. Но передняя часть корпуса требовала переработки, что стало новой задачей для конструкторов. Вместе с этим на втором образце установили улучшенные двигатели и мотогондолы с овальными воздухозаборниками.

К началу новых испытаний была создана уже третья опытная машина. Сразу после их завершения ее отправили в массовое производство, но сначала оно было ограниченным, так как радиолокационный прицел нужного образца еще находился в разработке. Выпускаемая поначалу модель стала отдельной модификацией.

К 1960 году на его базе был разработан первый сверхзвуковой перехватчик-разведчик. Он стал еще одной модификацией этого самолета. По характеристикам модель была более совершенной по сравнению со стоявшим на вооружении Су-9. Машину отправили в серийное производство еще до завершения испытаний.

Опыт эксплуатации

После показа самолета публике на авиационном параде в Тушино в 1961 году и начала его активной эксплуатации стали появляться первые претензии. Они касались прочности конструкции, так как на отдельных поверхностях бомбардировщика образовывались трещины. Также отмечалось, что в некоторые приборы попадает влага. Вскоре все проблемы были устранены.

Самолет использовался как разведчик в Афганистане и Восточной Европе. Участия в полноценных боевых действиях он никогда не принимал, но был применен для подавления мятежа на корабле «Сторожевой» в Балтийском море. Один из бомбардировщиков скинул бомбы рядом с ним, что привело к незначительному повреждению и остановке судна. Другой самолет по ошибке чуть не обстрелял сухогруз, приняв его за «Сторожевой».

Широкую известность получил случай с летчиками Б. Капустиным и Ю. Яновым. Пролетая над западной частью Берлина, они обнаружили, что двигатели отказали. Ценой собственной жизни самолет отвели от жилых кварталов, избежав жертв на земле. Обоих посмертно наградили орденами Красного Знамени.

Самолет имел хорошие технические характеристики, но стал отказным, из-за чего произошло немало катастроф. Несмотря на это, он все равно пользовался уважением конструкторов и летчиков. Его эксплуатация продлилась до середины 1970-х годов. Они официально не состояли на вооружении СССР хотя активно использовались. После распада Советского Союза оставшиеся бомбардировщики и истребители этой модели были разделены между Россией, Украиной, Белоруссией и Туркменией.

Описание конструкции

Бомбардировщик был спроектирован по типу свободнонесущего высокоплана и имел стреловидное оперение. Его фюзеляж представлял собой полумонокок с круглым сечением, превращающимся в овальное к задней части. Застекленная кабина пилотов располагалась спереди, а в центре были размещены центроплан, бомбовый отсек и топливные баки. Сзади находился тормозной парашют с некоторыми элементами приборов.

Крыло самолета располагалось высоко. Оно имело три лонжерона и состояло из центроплана с двумя консолями. Также его оснащали элеронами и закрылками, компенсирующими вес и аэродинамику. Мотогондола с фюзеляжем были разделены специальными гребнями. К хвостовому оперению относились двухлонжеронный киль, руль направления и переставной стабилизатор.

Шасси самолета было велосипедного типа. Оно включало носовую и заднюю основные двухколесные стойки, а также одноколесные крыльевые опоры. Первые убирались внутрь фюзеляжа, а вторые скрывались в специальных обтекателях. Все они имели азотно-гидравлические амортизаторы.

Двигатели располагались внутри мотогондол под консолями. Оба были с устройствами автозапуска и антиобледенительной системой. Топливо находилось в шести баках внутри фюзеляжа. Емкость составляла 5275 л, но ее можно было увеличить путем установки дополнительных баков. Система управления была бустерной и отвечала за крен и тангаж.

Механическая использовалась для канала рыскания. Пневматическая система применялась для управления передней створкой шасси и торможения, а гидравлическая – для регуляции элеронов, шасси и других систем.

Летно-технические характеристики Як-28

Базовая версия Яка имела длину 20,02 м, а ее высота достигала 4,3 м. Размах и площадь крыла составляли 11,78 м и 35,25 м². Нормальной взлетной массой считалась 16,16 т, а максимальная ограничивалась 18,08 т.

Два двигателя Р11АФ2-300 имели высокие показатели тяги – по 6100 кгс каждый. Они давали ему все основные характеристики, за которые он полюбился летчиками. Максимальная скорость достигала 1850 км/ч, при этом самолет мог пролететь 2070 км, но не более чем за 2,2 ч. При подъеме вверх удавалось долетать до отметки в 14,5 км.

Основой вооружения была пушка НР-23, но позднее ее заменили на улучшенную двухствольную ГШ-23Я. Также на борту присутствовали бомбы от 0,1 до 3 т. Нормальной нагрузкой считалась отметка около 1,2 т. Общее число перевозимых бомб зависело от их типа и веса.

Вы видели ЯК-28 вживую?

ДаНет

Модернизации

Базовая версия самолета начала получать модернизации сразу после запуска серийного производства. Всего было создано около 20 вариантов, каждый из которых имел свои особенности. Но не все из них пошли на конвейер.

Варианты самолета:

  • Як-28-1 – первый опытный образец на двигателях Р-11А-300, создан в 1958 году на основе имеющегося Як-26;
  • Як-28-2 – второй опытный образец с двигателями Р-11АФ-300, также основан на созданном Як-26;
  • Як-28-80 – перехватчик на двигателях Р-21-300 с РЛС «Орел», имел на борту две ракеты типа К-80;
  • Як-28-64 – тестовый перехватчик с двигателями Р-11Ф2-300, на борту нес ракеты Х-28, которые были частью системы К-28П, также назывался Як-28Н;
  • Як-28Б – базовый бомбардировщик с установленными системами «Лотос» и «Инициатива»;
  • Як-28Л – бомбардировщик с дальномерной улучшенной системой «Лотос», пришел на замену модели 28Б;
  • Як-28БИ – небоевой самолет для картографирования местности, имел РЛС «Булат» для бокового обзора;
  • Як-28И – серийный модифицированный бомбардировщик с системой «Инициатива-2», оптическим прицелом и автопилотом;
  • Як-28Р – разведывательная версия самолета, отличалась от базовой полным отсутствием вооружения на борту;
  • Як-28РР – вторая версия разведчика, имела на борту оборудование для ведения радиационной разведки;
  • Як-28СР – разведчик на базе модели 28Р, отличался наличием станции для создания активных помех вражеским системам слежения;
  • Як-28П – истребитель-перехватчик с вооружением К-8М и К-98, производился массово с 1965 года;
  • Як-28ПД – улучшенная версия модели 28-П, имела на борту дополнительное оборудование для ведения боя;
  • Як-28ПМ – третья версия перехватчика, отличалась двигателями Р-11АФ3-300 и наличием четырех ракет, выпуск ограничился тестовым образцом;
  • Як-28ПП – самолет радиоэлектронной борьбы, имел на борту специальный комплекс для выполнения поставленных задач;
  • Як-28У – учебная модель самолета, использовалась для тренировок летчиков, пересаживающихся с бомбардировщиков МиГ;
  • Як-28ИМ – перспективная модификация модели 28-И, разрабатывавшаяся в 1973 году, отменена как неконкурентоспособная;
  • Як-28УРП – перехватчик с установленными твердотопливными ускорителями, должен был летать значительно быстрее базовой версии, разработка отменена.

Наибольшее распространение получили 28-Б, 28-Л и 28-П. Они были основой всего модельного ряда Яка 28 серии. За время эксплуатации на заводах построили 1180 единиц этой машины.

Сравнение фронтового бомбардировщика Як-28 и истребителя-перехватчика Як-28П

Внешне различий между перехватчиком и бомбардировщиком Як-28 почти не было. Основная разница заключалась в системах вооружения. Если на базовом бомбардировщике использовались бомбы, то перехватчик имел на борту К-8М-1, которая включала две ракеты с тепловым и радиолокационным наведением, специальное пусковое устройство со станцией «Лазурь» и РЛС «Орел-Д». Остальное оборудование оставалось точно таким же, как на модели для бомбардировок.

Фронтовой бомбардировщик Як-28

Компоновка перехватчика была использована от Як-27К. Она отличалась тем, что крепежи ракет устанавливались с внешней стороны мотогондол, а кабины летчика и оператора находились внутри одного фонаря. Причем управлять самолетом можно было с обоих мест.

По техническим показателям перехватчик имел преимущество над бомбардировщиком. Он мог подняться на 16 км, а дальность полета составляла 2150 км. Также самолет незначительно превосходил первую версию по максимальной взлетной массе.

Истребитель-перехватчик Як-28П

Позднее была выпущена модификация перехватчика на двигателях Р-11АФ3-300. Он отличался и вооружением – на него повесили 4 ракеты. По утверждениям конструкторов самолет мог наносить удары даже по наземным целям, хотя на испытаниях такая возможность была частично опровергнута.

Як-28 – большой шаг в советском авиастроении. Несмотря на некоторые недостатки, самолет получил всеобщее признание и вошел в историю как один из лучших бомбардировщиков СССР. А отдельные модификации помогли применять этот самолет для выполнения сразу нескольких типов задач.

Яковлев Як-28. Фото и видео. История и характеристики.

 

Як-28 – советский реактивный многоцелевой военный самолет, кодифицированный в НАТО как «Пивовар». «Двадцать восьмой» совершил свой первый полет еще в начале марта 1958 года. Выпускался с применением многих возможных модификаций, в частности как бомбардировщик, истребитель, разведчик, учебно-тренировочный самолёт или самолет РЭБ. Его спроектировали благодаря ранее созданному Як-26, который и стал базовой моделью. Як-28 мог стать носителем ядерного оружия. Именно он является первым крупносерийным фронтовым сверхзвуковым бомбардировщиком в СССР. Его выпускали более 10 лет, и производство закончилось только в 1971 году. За всю историю построили 1180 самолетов, а самой распространённой модификацией был Як-28П.

Эксплуатационный период самолета

Впервые уже готовый серийный Як-28Б был продемонстрирован на авиашоу в Тушино в 1961 году. Данный самолет был распространен по всей территории СССР, в ГДР, Польской Народной Республике и в Западной группе войск. В частях разведывательной авиации, авиации ПВО и в эскадрах истребителей-бомбардировщиков Як-28 состоял до 1992 года. ВВС Украины пользовались им до 1994 года.

Хоть модель данного самолета и была одной из самых многочисленных, она все же не являлась официально принятым самолетом для ВВС. Дело в том, что на одном из демонстрационных полетов случился инцидент: самолет, выходя на сверхзвук, распался на части.

В апреле 66 года на самолете Як-28 капитаном Б. Капустиным и лейтенантом Ю. Яновым был совершен подвиг. При полете над Западным Берлином на самолете начались неполадки и отказали моторы. Ценой собственной жизни летчики отвели самолет в сторону, чем спасли много людей. Посмертно их наградили орденами Красного Знамени.

Девятого ноября 1975 года Як-28Б из 668-й БАП приняли участие в перехвате СРК «Сторожевой». Этот приказ поступила после того, как команда проявила вооруженное неподчинение.

В модификации разведывательного самолета Як-28 участвовал в афганской войне.

В эксплуатации воздушная машина была довольно-таки сложной. Даже в условиях отсутствия автоматики в значительной степени Як-28 считался отказным. Еще перед государственными испытаниями были четко оговорены критические способности самолета, включая и штопор, и сложный пилотаж. Несинхронный розжиг и периодическое самовыключение форсажа ставили определенные рамки, поэтому разрешалось производить взлет только на бесформенном максимальном режиме двигателя (МБФР). Во время включения форсажа на период проведения взлета начинался разнотяг, который приводил к катастрофе.

Для защиты от подобной ситуации на самолет установили АК-2А – систему автоматического курса. Она отклоняла руль направления, когда появлялся разнотяг двигателей. Таким образом она парировала разворот аппарата к направлению отказавшего двигателя. Но с практической точки зрения этот автомат был крайне ненадежен в использовании. Из-за него возникло много катастроф.

Также для самолета разработали мощный гидропривод закрылков, поскольку предыдущий был недостаточно сильным. В результате один из закрылков мог попросту на посадке выпуститься не до конца.

Но все же самолет пользовался огромным уважением среди летчиков, поскольку обладал большой тяговооруженностью. Он мог без вооружения произвести взлет практически вертикально.

Также был очень слабым фюзеляж. Конструкция была создана таким образом, что при полной загрузке начинал деформироваться фюзеляж, вследствие чего фонарь нельзя было закрыть до конца. Сначала приходилось сажать пилота со штурманом и лишь потом осуществлять заправку и вооружение.

Конструкция Як-28

Самолет спроектирован как свободнонесущий высокоплан со стреловидным оперением и крылом. Велосипедное шасси с задней и передней подфюзеляжными стойками и двумя дополнительными поддерживающими стойками на законцовках крыла.

В основу силовой установки входили два ТРДФ Р11АФ-300, которые ранее устанавливались на МиГ-21. Это модифицированные двигатели, позже их переименовали в Р11АФ2-300. Их разместили в мотогондолы под крыльями. Топливо вместили в баки (6 штук). Дополнительно подвешивались еще два.

Среди оборудования особо выделяются установленные БРЛС «Инициатива-2», автопилот АП-28К1, усовершенствованный бомбовой оптический прицел ОПБ-116. На разведывательных вариантах устанавливали БЛС «Булат» бокового обозрения. Некоторые экземпляры оборудовались радиодальномерной станцией «Лотос» (ДБС-2С) и системой радионавигации РСБН-2 «Свод». Модифицированные Як-28, которые поставляют разные помехи, оснащали станциями «Фасоль», «Сирень-ФШ» и «Букет».

Для разведывательных самолетов предлагалась система по типу АФА. При проведении ночной сьемки использовали фотоаппарат НА-Я7 и 2 фотовспышки СОУ-2.

Практически все варианты, кроме перехватчика, имели расположение штурмана впереди летчика. Его кабина была застекленной. На Як-28П штурман и летчик размещались вместе друг за другом, фонарь также был общим. Для повышения безопасности установили К-5МН и К-7МН – катапультные кресла.

Из вооружения использовали пушку НР-23 (в будущем заменили на ГШ-23), боезапас – 50 снарядов. Бомбы размещали в грузоотсеке фюзеляжа, из-за чего он мог переносить практически любые виды бомб (включая ядерное оружие) весом до 1500 кг.

Вооружение перехватчиков кардинально отличалось. Они не имели ни бомб, ни пушки, но вооружались ракетами Р-8М-1 класса «воздух-воздух», имеющими полуактивную систему наведения, и радиолокационным прицелом «Орел-Д». Потом для лучшей эффективности ракеты были заменены на Р-3С.

Модификации Як-28

  1. Як-28 – базовый серийный вариант фронтового бомбардировщика.

  2. Як-28Б – вариант бомбардировщика с наличием систем «Лотос» и «Инициатива».

  3. Як-28БИ – воздушный агрегат, используемый для картографирования местности. В наличии РЛС «Булат».

  4. Як-28Л – модифицированный бомбардировщик с дальномерной системой наведения «Лотос» ДБС-2С.

  5. Як-28И – в наличии комплексная система управления вооружением: ОПБ-116, АП-28К и БРЛС «Инициатива-2».

  6. Як-28Н – в наличии система вооружения К-28П (2 противорадиолокационные ракеты Х-28).

  7. Як-28Р – разведывательный самолет без вооружения.

  8. Як-28РР – радиационный разведчик.

  9. Як-28П – самолет-истребитель.

  10. Як-28ПП – использовался для РЭБ.

  11. Як-28У – применялся как учебный.

  12. Як-129 – первый самолет опытного плана.

Як-28 состоял на вооружении СССР, России, Украины, Белоруссии и Туркмении.

Як-28 характеристики:



Модификация   Як-28
Размах крыла, м   11.78
Длина, м   20.02
Высота, м   4.3
Площадь крыла, м2   35.25
Масса, кг  
  нормальная взлетная   16160
  максимальная взлетная   18080
Тип двигателя   2 ТРД Р11АФ2-300
Тяга нефорсированная, кгс   2 х 6100
Максимальная скорость , км/ч   1850
Практическая дальность, км   2070
Продолжительность полета, ч. мин   2.20
Практический потолок, м   14500
Экипаж   2
Вооружение:   первоначально пушка НР-23 калибра 23 мм с боезапасом 50 патронов, в дальнейшем - двухствольная 23-мм пушка ГШ-23Я.
  Як-28Б : бомбы калибра от 100 до 3000 кг во внутреннем бомбоотсеке; нормальная бомбовая нагрузка - 1200 кг, максимальная - 3000 кг;

 

Як-28 видео

Самолеты

28 - Многоцелевой Реактивный Истребитель, История Разработки и Боевое Применение, Конструкция и Вооружение, Характеристики, Достоинства и Недостатки, Модификации

07.10.2019

Первые реактивные самолеты в армии Советского Союза были простейшими планерами поршневых машин, на которые устанавливались двигатели новой конструкции. Представлены они семейством разработок Яковлева (Як-3). К концу 40-х стало очевидно, что такой принцип бесперспективен и не позволяет реализовать потенциал реактивной силовой установки. Тогда началась разработка Як-25 – прародителя целого нового поколения многоцелевых боевых машин.

Як-28 в воздухе

Окончательной версией этой работы стал Як-28. Этот самолет выпускался большим количеством модификаций, начиная от разведчика и заканчивая бомбардировщиком. Не все роли выполнял реактивный ЛА (летательный аппарат) хорошо, но это не помешало ему простоять на вооружении дольше большинства современных аппаратов.

История создания истребителя

К середине прошлого века Министерство обороны Советского Союза приняло решение начать конкурс для замены фронтового бомбардировщика Ил-28, который устарел. Предполагалось создать замену в виде сверхзвукового самолета, которые начали разрабатывать сразу три бюро:

  • Туполева;
  • Илюшина;
  • Яковлева.

Министр обороны отверг Ил-54, так как габариты и масса оказались завышены.

Туполев конкурировал с Яковлевым, но за время разработки техническое задание было серьезно переработано, и Ту-98 не вписался в новые требования. Доработать машину конструкторы просто не успели, поэтому впереди оказался будущий Як-28.

Як-28 с пилотами

Позиционировался летательный аппарат как дальний разведчик, также была представлена версия бомбардировщика (индекс 125 и 125Б). Основой для разработки стал Як-25, а началась работа над проектом еще в 1954 г. В сравнении с предшественником (Ил-28), у бомбардировщика практически в два раза сократилась масса, но на борт можно было поднять не более тонны бомб.

Интерес к идее появился только после доработки двигателя усилиями инженеров КБ Микулина. РД-9 стал достаточно тяговитым, чтобы начать говорить всерьез о новом поколении аппаратов, в разы превосходящих своих предшественников.

С этого момента появилась инновация – 123, он имел следующие отличия от объекта 125:

  1. Двигатели стали мощнее;
  2. Фюзеляж приобрел обтекаемую форму;
  3. Профиль крыла стал значительно тоньше.

Бомбардировщик назвали Як-26, он понравился Министерству обороны, но испытания выявили сложности с управлением и неадекватное поведение на некоторых режимах полета. Оказалось, что именно тонкое крыло было причиной проблем.

Як-28Б заброшены

Работа не прекратилась — так появился самолет Як-28 или 129-й. На машине устанавливался еще более мощный мотор – АМ-11, была увеличена вместимость по количеству боеприпасов, крыло усилено. Впервые на крыло самолет поднялся только в 1958, испытания затянулись, при этом Министерство обороны стало ощущать острую нужду в новой машине. Основные трудности были связаны с дальностью, практическим потолком.

Так как альтернатив не было, то «Як» был построен в качестве опытного образца, и началось производство. Первый образец был собран в 1959, но соответствия требованиям достичь не удалось на тот момент, кроме того, первые аппараты даже радиолокационного прицела не имели.

Конструктивные особенности

Конструктивно новый «Яковлев» был монопланом с двумя реактивными двигателями, расположенными на гондолах под крыльями. Фюзеляж типа полумонокок, профиль овальный при поперечном сечении. Для сборки использовалось 42 шпангоута, которые снаружи обшивались алюминиевым плоским прокатом.

Носовая часть была оборудована кабиной штурмана, за ней располагался отсек с электроникой и системами самолета. Далее шла кабина пилота, следом бомболюк, баки с горючим. Кабины для экипажа и отсек с оснащением были выполнены в качестве изолированного герметичного объема. В хвосте располагалось место для складывания задней стойки шасси, еще один отсек — для оборудования машины.

Як-28 — конструктивные особенности

Для безопасности и экстренных ситуаций кресла экипажа были выполнены катапультируемыми.

Крыло стреловидной формы (45 градусов), толщина переменная, меняется для каждой консоли, которых использовано две. На киле расположен стабилизатор стреловидной формы. Под крыльями находились две вспомогательные опоры шасси, основных тоже было две под фюзеляжем.

Крыло имеет увеличенную стреловидность по сравнению с машинами предыдущих поколений, конструктивно предусмотрено три лонжерона. Имеются элероны, закрылки, обеспечивающие весовую и аэродинамическую компенсацию. На участке сочленения мотогондола-фюзеляж имеются гребни, улучшающие аэродинамические характеристики.

Хвостовое оперение включает киль с двумя лонжеронами, рули направления, стабилизатор, на котором размещены рули высоты. Стреловидность стабилизатора — 55 градусов.

В хвосте установлен тормозной парашют, для которого предусмотрен специальный отсек.

Управление самолетом осуществлялось за счет бустерной системы, которая контролировала крен и тангаж. Рыскание управлялось за счет механических жестких тяг.

Гидравлика была парной: основная и дублирующая система. За счет нее выставлялось положение элеронов, рулей высоты, стабилизаторов, конусов моторов. Этой же системой задействовались створки бомболюка и складывалось/выпускалось шасси.

На момент выпуска самолеты оснащались силовыми установками модели Р11АФ2-300. Воздухозаборники оснащались подвижными конусами, которые регулировались путем их перемещения относительно остального корпуса. Для подвески использовались гондолы, сопла моторов всережимные.

Запас топлива достигал 7375 литров, который обеспечивался 6-ю баками в фюзеляже, а также двумя баками, которые можно было установить под крыльями. Последние имели объем в 2100 литров.

Управление машиной осуществлялось за счет двух автоматов:

  • удерживающего курс – АК-2А;
  • автопилота АП-28К1.

Вооружение

Внутри бомбового отсека можно было разместить до 1200 кг полезной нагрузки. Максимальная же бомбовая нагрузка достигала трех тонн, однако, не предполагалось использовать на самолете корректируемые заряды и управляемые ракеты.

Як-28Л

Отдельного внимания заслуживает пушечное вооружение. Изначально на ЛА предполагалось установить неподвижную пушку в корме, но при разработке Як-26 ее вообще не сбирались ставить. Конечная же версия машины оснащалась НР-23 (Нудельмана, Рихтера) калибра 23 мм, ориентированной по курсу движения. Размещалась она с правого борта, прицеливание осуществлялось за счет установленного коллиматора. В такой комплектации допускалось использовать очень ограниченный боекомплект – полсотни осколочных/бронебойно-зажигательных снарядов.

В процессе унификации оснащение самолета несколько изменилось: вместо предыдущего орудия была установлена двуствольная ГШ-23. Данную систему разрабатывал Грязев и Шипунов, калибр остался прежним, но выросла скорострельность.

Защититься от снарядов с радиолокационным наведением можно было при помощи сброса специальных отражающих ловушек. Однако эта система появилась на более поздних версиях аппарата.

Основным требованием к бомбардировщикам того периода была возможность нести ядерные заряды. «Яковлев» мог принять на борт боеголовки весом до 3 тонн, включая ядерные. В этом случае встраивалась специальная система для поддержания температуры бомбового отсека.

Модификации

Первой серийной моделью стал Як-28Б, он выпускался относительно небольшой серией. Основной его задачей было бомбометание по крупным целям. Проблема машины была в прицеле РБП-3: он давал приемлемые показатели точности только при работе с очень крупными объектами. В результате вопрос создании более совершенного ЛА так и не был снят с повестки.

Як-28П

Вариантов оснащения было два:

  1. Дальномерная система «Лотос» позволяла получить представление о положении цели по наземным маякам. Она измеряла расстояние, но работать позволяла исключительно по уже выявленным целям и заданным координатам. Она стала первой, которую установили на самолет, что получил индекс Л;
  2. Бортовой радар «Инициатива» был надежен, но на момент подбора оснащения оказался недоработан. После его доводки появился еще один вариант самолета – Як-28И.

Второй вариант позже стал разведчиком, получил индекс Р, но для этого пришлось внести несколько конструктивных изменений. Обзор был улучшен за счет переделки кабин, вместо отсеков для бомб были установлены разведывательные средства. С этой целью монтировались фотоаппараты и радиоразведывательные станции. Емкость баков пришлось увеличить для повышения дальности полета.

Як-28ПП

На тот момент использовался радар «Инициатива 2», который при переоснащении был заменен аналогом, но уже предназначенным для разведывательных операций. В рамках модернизации появился телевизионный комплекс, который передавал на аппаратуру командного пункта сведения в режиме реального времени.

Позже появился Як-28СР, на борту которого находилась станция постановки помех.

Эта функция была значительно расширена у более поздней модификации с индексом ПП. Для постановки помех даже использовались блоки неуправляемых ракет с соответствующей начинкой.

Одним из вариантов самолета стал перехватчик (индекс П), для него не предусматривалось бомбовой нагрузки или пушечного вооружения. Для уничтожения целей использовались ракеты Р-8, которых машина несла всего 2. Кабина штурмана была заменена на место для установки РЛС, а место оператора ракет оказалось под общим фонарем, за сиденьем пилота. Перехватчик выпускался наиболее массово, несмотря на то, что на вооружение официально не стал.

Технические характеристики

Поставки машин в армию Советского Союза начались несмотря на несоответствие многих характеристик требованиям. При этом самолет в некоторых модификациях проявил себя с хорошей стороны, в частности, в качестве разведчика.

Як-28Р

ТТХ:

Параметр: Значение:
Длина фюзеляжа, м

Высота, м

20

4.3

Размах крыльев, м 11,6
Предельная допустимая взлетная масса, т 18
Скорость на пике возможностей, км/ч 1850
Максимальная высота полета, км 14,5
Дальность полета, км 2070

Аналоги самолета (американский В-66 и европейский «Вотур»), выпускавшиеся в других странах, значительно уступали советскому бомбардировщику по скорости, но обладали большей дальностью полета, а также имели возможность принять на борт больше бомб.

Достоинства и недостатки

Главным плюсом самолета были его летные характеристики: скорость подъема оказалась высокой для того периода, что считалось одной из основных возможностей для ухода от вражеских ракет. Экипажи «Яковлевых» отмечали его отличную управляемость, устойчивость на всех режимах полета. Габариты самолета были меньше аналогов, что делало его легче, маневреннее и более скрытной мишенью для ПВО. На период выпуска ЛА оснащался наиболее совершенными электронными средствами.

Среди недостатков отмечалась только его малая дальность полета на сверхзвуке.

Однако он уступал конкурирующим машинам и еще в некоторых аспектах:

  1. Небольшая вместимость по бомбовой нагрузке;
  2. Дальность в сравнении с зарубежными аналогами была до двух раз меньше.

Однако, учитывая компактность самолета, эти недостатки не так критичны. С увеличением габаритов можно было разместить больше оружия, но тогда пострадали бы летные характеристики.

Боевое применение

Первую партию ЛА поставили в воронежский авиационный полк — на эту часть выпала доля испытания новинки. Практически все версии самолетов оценивались пилотами и военными на полигоне, по ним формировались рекомендации по дальнейшим улучшениям, выявлялись слабые стороны.

Позже машины поставлялись в страны Варшавского Договора, Прибалтику, на Дальний Восток.

Первой боевой задачей «Яковлевых» стал перехват корабля «Сторожевой», на котором было поднято восстание. Примечательно, что на задание было отправлено 10 самолетов, но лишь одному удалось обнаружить цель.

Як-28СР

Масштабнее было участие Як-28 в войне в Афганистане:

  • в 80-м кассетные бомбы модификации И сбрасывали на моджахедов;
  • модели Р осуществляли разведку в течение всего конфликта;
  • единственным сбитым самолетом стал Як-28Р, его сбили ПЗРК «Стингер» в 1987.

Использовались реактивные бомбардировщики разведывательной модификации и в мирных целях. Например, с их помощью проводилась фотосъемка лесных пожаров.

Боевое применение продемонстрировало возможности летательного аппарата как бомбардировщика. Эффективно работать пилоты могли только по большим целям и площадям.

«Яковлев» был неплохим самолетом, однако, появился в период, когда основная масса требований к реактивной авиации только формировалась. В армии он так и не был принят на вооружение официально, хотя постоянно совершались вылеты. Всего было поставлено в войска 350 ЛА.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

MyE28. com - Индексная страница

Сейчас 16 января 2021 г., 11:43

  • Форум FAQ
    Часто задаваемые вопросы о том, как стать успешным плакатом на MyE28.com.

    Темы: 10

    10 Темы
    23 Посты
    Последнее сообщение Как размещать фотографии, картинки,…
    , автор: cek