Елоховский собор адрес: Елоховский Богоявленский Собор в Москве. Расписание богослужений, адрес, святыни, история
Елоховский Богоявленский Собор в Москве. Расписание богослужений, адрес, святыни, история
Елоховский Богоявленский собор долгое время остается главным святилищем Москвы. Он был «свидетелем» многих исторических событий, не единожды его пытались закрыть, сделать на его месте кинотеатр, музей, метрополитен, но прихожане отстояли церковь.
Елоховским собор прозвали по названию деревеньки Елох, окруженной ольховым лесом, которая в XIV веке располагалась на месте современного Басманного района. В нем находится усыпальница патриарха Сергия, а также Алексия II. Собор несколько раз перестраивали и реставрировали. Сейчас это величественный храм – «сердце» православной России.
Адрес Елоховского Богоявленского собора в Москве
Собор расположен почти в самом центре Москвы, на Спартаковской улице, д.15 – это Басманный район. Напротив него – торговый центр «Елоховский Пассаж» и отель «Елоховский», рядом с которым находится театр кукол.
Многие городские строения, окружающие храм, имеют историческую ценность.
Как добраться до собора на машине
На автомобиле маршрут до Богоявленского собора пролегает по левой стороне 3-й кольцевой до Русаковской площади. Съехав на «Бакунинскую» улицу, переместиться на улицу «Спартаковскую» и следовать по ней прямо до перекрестка с улицей «Нижняя Красносельская». Отсюда до Храма Богоявления Господня около 20 минут пути.
Как доехать до храма на общественном транспорте
Добраться общественным транспортом можно несколькими способами:
- автобусами № 152 и № 40 от метро «Бауманская», либо № Т88 от метро «Комсомольская» до остановки «Комсомольская площадь»;
- на троллейбусе № 22 или № 25 от метро «Бауманская» до «Елоховской площади»;
- на трамвае № 50, 45 или 37 от метро «Красносельская» до метро «Бауманская».
Далее двигаться пешком. У метро «Бауманская» свернуть направо, дойдя до перекрестка «Бауманской» и «Спартаковской» улиц, повернуть налево, перейти на другую сторону. Весь путь пешком займет 5-7 мин. У метро «Красносельская» свернуть налево. Двигаться по улице «Нижняя Красносельская» до ее пересечения со «Спартаковской». Это займет 10 мин.
История собора
Московский Собор Богоявления в Елохове имеет богатую историю. Маленькая деревянная церковь силами и любовью прихожан превратилась в красивый и величественный собор. Первые сведения о ней датированы 1694 г., до этого момента о ней ничего не известно, но считается, что на паперти Елоховской церкви был рожден в 1469 г. Василий Блаженный, известный юродивый.
Приход для небольшой молельни был довольно обширен и постоянно расширялся. В 1720 г. деревянную постройку с приделом почтения Благовещения, по указу прихожанина Петра I, снесли и построили на ее месте церковь из камня. Средства на ее строительство пожертвовала дочь Иоанна V. Некоторые свидетельства утверждают, что кирпич для нее выделил Петр I.
В середине 1731 г. состоялось освящение патриархом, а в конце 80-х гг. она подверглась глобальной реконструкции. В начале 1792 г. появился еще Никольский придел. Деньги выделили прихожане. В 1812 г. почти весь приход сгорел при пожаре, но церковь не пострадала. Ее разграбили. На пожертвования воссоздали ее внутренний вид, жилье восстановили.
Количество прихожан с каждым годом увеличивалось. К 1830 г. приход уже насчитывал 25 000 человек.
В1837 г. собор снова перестраивали, а в 1845 г. он подвергся реконструкции, после которой полностью изменил свой внешний вид. Только 1 уровень колокольни и трапезная сохранили прежний облик. В военные годы на колокольне храма стояли войска противовоздушной обороны. Митрополит Сергий прямо на молебне призвал неравнодушных людей защищать Отечество.
Верующие и духовные лица внесли собранные средства в оборонный фонд. А в 1942 г. в его стенах была проведена Пасхальная служба, несмотря на осадное положение, куда пришло 6500 верующих. Елоховский Богоявленский собор в Москве многократно пытались закрыть с 1934 г. , но он выстоял под напором религиозных прихожан.
Елоховский Богоявленский Собор: тогда и сейчас.С 1970-х гг. непрерывно ведутся реставрационные работы: расширялось помещение, восстанавливалось и дополнялось убранство, лепнина, настенная живопись. Современный величавый вид храма – результат этих усилий. В нем хранятся исключительные реликвии и люди тянутся к ним, чтобы преклонить колени.
Архитектор и внешняя отделка собора
По просьбе прихожан в 1835 г. храм начали отстраивать заново. Архитектором был Евграф Тюрин. Треть расходов на строительство возместил Василий Щапов. Купец регулярно выделял средства в пользу православного храма, до самой смерти. Строительство закончилось в 1845 г. Проект был создан в стиле ампир. Пятикупольное здание, высотой 56 м., в центре купольная ротонда.
Интересно, что купола имеют широкие и высокие оконные проемы с тонкими переплетами, за счет чего возникает ощущение, будто главный купол парит в воздухе. Ротонда в центре украшена расписным узором над окнами. С севера и юга собор декорирован колоннадой и пилястрами. Множество декоративных элементов в проекте Тюрина скрывает тяжеловесность кубического здания и придает красивый вид.
В 1853 г. здание было освящено митрополитом Филаретом. А в конце 50-х гг. по проекту Петра Зыкова заново возвели верхние колокольни. В 1889 г. по его же проекту был создан граненый купол, расположили его над трапезной, соединенной с основным зданием небольшим проходом. На боковых фасадах выстроены ступенчатые аттики. Вдоль южного и северного фасада выложен трехарочный портик.
Отделка трапезной дополнена фигурными розетками, капителями пилястр и оконными наличниками. Стены колокольни украшены сквозными арками и круглыми колоннами. Верхушка здания – крест и маковка – украшений не имеет. В 1970-х гг. доделаны центральные капители, не оконченные при строительстве нового проекта. Главный алтарь расширен, восстановлена лепнина и живопись на трапезной и куполах.
Колокольня насчитывает 17 колоколов, общей массой более 6 т., главный из которых отлит в 1900 г. на заводе Самгина. В настоящее время собор выкрашен в светло-зеленый цвет, который великолепно оттеняет белоснежные украшения. Темный металл куполов покрыли позолотой, отдав дань новым веяниям.
Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески
Архитектурный соборный комплекс состоит из здания церкви, трапезной, соединенной с ним проходом, и колокольни.
В Богоявленской церкви 3 престола, благодаря чему можно провести 3 литургии одним днем:
- Главный престол – в честь Богоявления.
- Престол в приделе Благовещения, созданным в 1720 г. при строительстве каменной церкви.
- Престол в приделе Николая Чудотворца, появившемся в 1792 г., после перестройки здания.
Собор украшен множеством фресок. Все расходы оплачены прихожанскими пожертвованиями. Стены главного алтаря расписаны живописцем Куликовым. Перекрытия трапезной декорируют евангельские рисунки маслом. Южный фронтон колокольни украшен фреской на тему явления ангела святой Деве Марии. На барабане центрального купола, с северной стороны, разместилась «Тайная вечеря».
А на южном фронтоне собора изображены Лука и Иисус в момент встречи с воскресшим Иешуа. Вход в храм покрыт фреской «Сошествие Духа Святаго». На южной стене Благовещенского придела изображен князь Владимир с княгиней Ольгой. Придел Николая Чудотворца имеет пристроенную к нему часовню.
Внутреннее убранство храма
Елоховский Богоявленский собор в Москве богато украшен изнутри. Своим внутренним убранством церковь тоже обязана прихожанам. В 1846 г. они обратились в Священный Синод с прошением украсить изнутри заново отстроенный храм библейскими изображениями.
В начале 50-х гг. соорудили многоярусный иконостас, 18 м в высоту, покрыли позолоченным орнаментом растительной тематики и украсили 65 святыми образами, написанными в стиле традиционной академической школы. На створках «Царских ворот» расположены медальоны, изображающие Богоматерь, 12 апостолов и архангела Гавриила.
Стены декорировали живописью и лепниной. Отделка внутренней части храма окончилась только в 1895 г. А в 1912 г. художник Куликов и иконописец Гурьянов заново расписали трапезную.
Об отделке иконостаса Николая Угодника позаботился позолотчик Чубаров. В 1897 г. на пожертвования прихожан созданы позолоченные
Богоявленский собор в Елохове
БОГОЯВЛЕНИЯ СОБОР В ЕЛОХОВЕ
«Православная энциклопедия», т. V. М., 2002. С.550-556
Елоховский собор в Москве (Елоховская ул., д. 15). Предположительно до 1938 г. приходская церковь III (Трехсвятительского) благочиннического отделения Сретенского сорока, в 1938-1991 гг. Патриарший собор, с 1991 г. московский кафедральный собор.
Строительство и архитектура Б. с. Впервые «новопостроенная церковь Богоявления Господня, что в селе Елохове», упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 г.; до 1717 г. (по др. сведениям, 1722) храм был деревянным, с приделом в честь Благовещения. В 20-х гг. XVIII в. по указу Петра I церковь перестроили в камне на пожертвования, сделанные царевной Прасковьей Ивановной (дочерью царя Иоанна V Алексеевича). 4 июля 1731 или 1739 г. церковь была освящена архиеп. Подонским и Сарским Леонидом. В 1789-1790 гг. проводилась капитальная перестройка храма, в 1792 г. в трапезной был освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца, в 1793 г. заново освящен придел Благовещения. Тогда же началось возведение колокольни, завершившееся в 1805 г. В 1837-1845 гг. по проекту архит. Е.Д.Тюрина прошла реконструкция тесного и обветшавшего храма, после к-рой в прежнем виде остались лишь трапезная и 1-й ярус колокольни. Храм был освящен 18 окт.
Здание собора крестово-купольного типа выполнено в стиле ампир. Кубический четверик завершается величественным пятиглавием: центральный купол- ротонда с фонариком и небольшие боковые главы с цилиндрическими барабанами. С севера, юга и востока к четверику примыкают ризалиты, в вост. устроен алтарь. Декоративное убранство фасадов включает в себя портики, украшенные сдвоенными массивными пилястрами, в к-рые вписаны по 2 ионические колонны и огромные полуциркульные окна. Первоначальная отделка трапезной в стиле классицизма кон. XVIII в. была дополнена лепными ампирными деталями: коринфскими капителями пилястр, фигурными розетками, наличниками окон. При ремонте храма в 70-х гг. XX в. доделали неоконченные при строительстве в XIX в.
капители сдвоенных колонн центральной главы, было значительно расширено помещение главного алтаря. На внешних стенах трапезной, четверика и барабана купола восстановили лепное убранство, а также существовавшие с XIX в. живописные композиции на библейские сюжеты и изображения святых.Высота здания от фундамента до креста центрального купола составляет 56 м, такова же высота колокольни, площадь храма с папертью — 1164 кв.м, максимальная вместимость — 3 тыс. чел.
Церковный участок, на сев. стороне к-рого стоят дома богадельни и причта, в 1852 г. был окружен с 3 сторон оградой. Между 1774 и 1793 гг. для Богоявленского народного уч-ща было выстроено небольшое здание перед входом в храм, сохранившееся до наст. времени.
Богоявленский храм в кон. XVII — кон. 30-х гг. XX в. Прихожанами Богоявленского храма являлись в основном крестьяне, мещане, небогатые купцы, фабричные рабочие. В XIX в. этот приход в Москве называли «народным». Прихожанин храма С.Н.
Дурылин в книге воспоминаний писал: «Если требовалась какая-нибудь благотворительная или патриотическая жертва, вызываемая нуждами времени… то митрополит (Московский.- В. Л.) главные свои надежды возлагал на такой народный приход, как Богоявление». Помимо Елоховской слободы приход включал в себя Немецкую слободу, к-рая превратилась в ХIX в. в густонаселенный фабричный район, примыкавшие к Покровской (ныне Бакунинской) ул. обширные участки с лавками и складами при Московско-Рязанской железной дороге (ныне район Переведеновских улиц и переулков) и кварталы между Красносельской ул. до ее пересечения с Ольховской ул. и Гавриковым пер.В переписи дворов с.Елохова 1694 г. отмечены 5 дворов церковного причта, 14 загородных дворов москвичей-горожан и 69 зажиточных крестьянских дворов, обитатели к-рых содержали на свои средства церковный клир. В результате активной застройки этой местности в нач. XVIII в. в Елохове в 1717 г. существовало уже 83 крестьянских двора и 7 дворов церковного причта.
8 июня 1799 г. в метрической книге храма была сделана запись N 73 о крещении самого знаменитого уроженца здешних мест — А.С.Пушкина. Восприемниками были гр. А.И.Воронцов и О.В.Пушкина, имя иерея, совершившего обряд, неизвестно — в том году в ц. Богоявления служили священники Феодор Иоаннов и Феодор Стефанов. 26 мая 1899 г. в храме отмечалось 100-летие со дня рождения Пушкина. Панихиду совершил митр. Московский и Коломенский сщмч. Владимир (Богоявленский) в присутствии генерал-губернатора Москвы вел. кн. Сергея Александровича и вел. кнг. св. Елисаветы Феодоровны.
В 1992 г. у входа в собор установлена мемориальная доска в память о крещении поэта.В 1812 г. в приходе числилось 210 дворов, после пожара Москвы уцелело 6. Здание храма и его внутреннее убранство сохранились от огня, но ризница была разграблена наполеоновскими солдатами. Число прихожан Богоявленского храма резко увеличилось в сер. 60-х гг. XIX в., когда после крестьянской реформы 1861 г. начали активно заселяться участки к северу от Покровской ул., на юж. выселках Красного с., у Яузы. В 1866 г. в приходе было 187 дворов, число прихожан соответствовало населению небольшого уездного города: 1784 мужчин и 2040 женщин, в 1916 г. в приходе числилось 205 домовладений с числом прихожан: мужчин — 1387 и женщин — 2275.
В границах прихода проживало много старообрядцев различных толков. В 1767 г. староверов числилось 288 душ, в 1866 г.- 66 старообрядческих дворов, в 1916 г. 43 двора были в собственности старообрядцев и единоверцев.
Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. ктиторами (старостами) и благотворителями храма являлись купцы И. А.Камынин, А.А.Калинин, И.А.Калинин, И.И.Гуляков. В 1871 г. по инициативе Н.М.Матвеева и Камынина при храме было основано братство для пособия беднейшим прихожанам с богадельней на 10 женщин и приютом для 15 мальчиков. 30 нояб. 1875 г. открылась школа братства на 35 мальчиков. К 1895 г. число членов братства достигло 117 чел., а его капитал — 67268 р. Большую роль в благотворительной деятельности братства играла семья купцов и предпринимателей Щаповых. В.И.Щапов, будучи в 1845-1864 гг. старостой Елоховской церкви, завещал храму капитал в 26 тыс. р., проценты с к-рого шли на пособия беднейшим прихожанам, раздававшиеся к Рождеству и Пасхе. При возведении нового здания храма В.И.Щапов оплатил треть стоимости работ (около 70 тыс. р.). Сыновья В.И.Щапова Петр, Илья и Павел являлись почетными членами братства; Петр Васильевич в 1876 г. был избран председателем Совета братства, в 1890 г. на этом посту его сменил сын Петр Петрович. Действительным членом братства был М.И.Щапов, управляющий фабрикой и торговлей фирмы «Братья Петр и Илья Щаповы», дед историка Я.
Н.Щапова. В кон. XIX — нач. XX в. в братство охотно вступали члены московских предпринимательских семей, исстари тяготевших к приходу Богоявления, что в Елохове: Алексеевых, Бутюгиных, Калининых, Камыниных, Ляминых, Мухиных, и др. Деятельным братчиком был и купец Н.З.Дурылин, отец писателя.К Богоявленскому храму были приписаны неск. московских домовых церквей, богослужения в к-рых совершались причтом храма. В 1899-1903 гг. приписной к храму значилась ц. во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на епархиальном свечном заводе (Посланников пер., д. 9, здание сохр.). Приписными к Елоховскому храму были также ц. свт. Филиппа, митр. Московского, при Казанском железнодорожном техническом уч-ще, освященная в 1913 г. (Н.Красносельская ул., ныне д. 39, здание сохр.), и ц. свт. Николая Чудотворца при распределительно-эвакуационном пункте Российского об-ва Красного Креста на Владимирском ш., освященная в 1915 г. (здание не сохр.). В 1722 г. в Немецкой слободе существовала деревянная Никольская часовня, дававшая храму Богоявления рубль в год, в 1787 г.
Богоявленский приход обладал значительной земельной собственностью и недвижимостью. Помимо участков, занимаемых погостом с церковными постройками и 5 домами причта, приходу в 1916 г. принадлежали 2 доходных дома в Басманной и Лефортовской частях города.
В нояб. 1918 г. община Богоявленского храма зарегистрировалась в Московском совете рабочих и красноармейских депутатов, 28 апр. следующего года была составлена опись имущества храма и был подписан договор с советом о бессрочном и бесплатном использовании здания и находящихся в нем богослужебных предметов, икон и утвари «исключительно для удовлетворения религиозных потребностей». Был избран приходской совет из 20 прихожан во главе с председателем прот. Николаем Боголюбским.
В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из храма 24 апр. 1922 г. была конфискована богослужебная утварь общим весом 50 пудов 8 фунтов 73 золотника серебра. По разрешению музейного отдела Главнауки Наркомпроса в храме временно оставили нек-рые предметы, имеющие историко-художественную ценность: 5 серебряных риз на иконах XVIII-XIX вв., дарохранительницу и Евангелие в серебряном окладе нач. XVIII в. По просьбе прихожан районная комиссия по изъятию ценностей оставила в храме также нек-рые богослужебные предметы из серебра весом в 7 фунтов, взамен прихожане внесли вдвое большее по весу (14 фунтов) число серебряных монет и 48 золотников золота. В нач. 30-х гг. в храм Богоявления были переданы иконы и утварь из располагавшихся вблизи и закрытых в то время московских церквей, в частности из ц. Покрова в Красном с. поступили 40 икон, много утвари и облачений. Число прихожан увеличилось в те годы до 25 тыс. чел.
Решением комиссии отдела народного образования Моссовета в 1926 г. здание храма было отнесено к памятникам церковной архитектуры I категории. Несмотря на это, 1 марта 1930 г. Московский облисполком принял постановление о закрытии церкви. Прихожане собрали 4 800 подписей под заявлением во ВЦИК о сохранении храма, и 30 июня Президиум ВЦИК отменил решение московских властей. Начиная с 1934 г. власти делали неоднократные попытки закрыть храм: его предполагалось снести в связи со строительством метрополитена, в 1935 г. райсовет хотел передать его под кинотеатр, затем последовали предложения о размещении в храме музея редких книг. Однако эти проекты не осуществились.
К 1933 г. Елоховский храм приобрел особое значение для церковной жизни: именно здесь, а не в кафедральном Дорогомиловском соборе, проходили архиерейские хиротонии с участием высших иерархов РПЦ: Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), Ленинградского митр. Алексия (Симанского), Дмитровского архиеп. Питирима (Крылова) и др. Не в последнюю очередь это было связано с тем обстоятельством, что вблизи Елоховского храма в одноэтажном деревянном доме по адресу: Бауманский пер. (ныне часть Бауманской ул.), д. 6 (здание не сохранилось), находилась тогда канцелярия и резиденция фактического главы РПЦ митр. Сергия (Страгородского). 2 июля 1938 г. был закрыт и вскоре разрушен Богоявленский собор в Дорогомилове, тогда же, по-видимому, кафедра Московских Первосвятителей переместилась в Б. с.
Богоявленский собор в 40-х гг. XX — нач. XXI в. После запрета колокольного звона в Москве в одном из алтарей Б. с. была оборудована небольшая звонница, к нач. 40-х гг. в храме образовался постоянный правый хор из певчих-слепых, действовавший до 1943 г. 10 марта 1941 г. соборяне вместе с пастырями и паствой др. московских приходов почтили торжественным молебном 40-летний юбилей служения в архиерейском сане Блаженнейшего митр. Сергия. В июне 1941 г. над Б. с. вновь нависла угроза закрытия: 22 июня, в воскресенье, после окончания литургии власти предполагали закрыть собор, но начало Великой Отечественной войны не дало этому осуществиться. В этот день митр. Сергий составил обращение «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в к-ром призвал правосл. народ на защиту Отечества. Обращение было вскоре оглашено в Б. с., на закрытие к-рого власти более не покушались. 26 июня 1941 г. на молебне в соборе о победе рус. воинства Блаженнейший митр. Сергий вновь обратился к пастве с горячим призывом защитить родную землю.
У свечного ящика организовали сбор пожертвований на нужды обороны. Первым свою лепту внес митр. Сергий, пожертвовавший бриллиантовый крест с клобука и драгоценный наперсный крест. С июля 1941 по июль 1944 г. духовенством и верующими прихода Б. с. было внесено в фонд обороны 835200 р. и на подарки бойцам Красной Армии 535100 р. На храмовой колокольне разместились боевые расчеты зенитчиков, защищавших город от авиабомб. В условиях осадного положения в ночь с 4 на 5 апр. 1942 г. городские власти разрешили проведение пасхальной службы в плохо отапливаемом и затемненном соборе, на к-рую собралось 6500 москвичей. 3 сент. 1943 г. богослужение в соборе вновь возглавил вернувшийся из эвакуации в Москву митр. Сергий. С того же дня в соборе начал петь профессиональный хор под упр. В.С.Комарова, в продолжение 31 года руководившего хором собора. 12 сент. в Б. с. состоялась интронизация Святейшего Патриарха Сергия, 18 мая 1944 г. останки почившего Патриарха были погребены в Никольском приделе собора.
4 февр. 1945 г. Б. с. стал местом проведения интронизации Патриарха Алексия I, на торжестве присутствовали правосл. Патриархи: Александрийский Христофор II, Антиохийский Александр III и Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат, представители др. Поместных правосл. Церквей и 42 архиерея РПЦ. Одним из первых указов Патриарха Алексия I (от 25 февр. 1945) собору был присвоен статус Патриаршего. Празднование 800-летнего юбилея Москвы в 1947 г. ознаменовалось перенесением из алтаря кремлевского Успенского собора в Б. с. мощей Московского митр. св. Алексия. 14 окт. 1947 г., в 5 ч. утра, святые мощи были приняты в Кремле по особому акту протопр. Николаем Колчицким и в 5 ч. 40 мин. доставлены в собор, где их встретил Патриарх Алексий I в сопровождении небольшого числа священнослужителей, мощи были положены в алтаре Никольского придела. 17 окт. на всенощном бдении мощи перенесли в специально приготовленную раку, 18 окт. у раки свт. Алексия был совершен первый молебен. В июле 1948 г. собор стал местом церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, на них присутствовали делегации от 9 автокефальных правосл. Церквей, представители заграничных экзархатов, епархий и благочиний Московской Патриархии. 30 июня 1971 г. в Б. с. прошла интронизация Патриарха Пимена, в ней участвовали главы Поместных правосл. Церквей: Патриарх Александрийский Николай VI, Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II, Патриарх Румынский Юстиниан. 5 июня 1988 г. Божественной литургией в Б. с. началось празднование 1000-летия Крещения Руси, а незадолго до этой даты, 26 мая, состоялась передача собору правосл. святынь, хранившихся в Государственных музеях Московского Кремля: частицы Древа Животворящего Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы ризы Пресв. Богородицы, десницы ап. Андрея Первозванного, главы свт. Иоанна Златоуста и частиц мощей др. угодников Божиих.
10 июня 1990 г. в Б. с. состоялась интронизация 15-го Всероссийского Патриарха Алексия II, на торжествах присутствовали все члены избравшего его Поместного Собора РПЦ и Католикос-Патриарх Грузии Илия II. В 1991 г. собор в течение неск. месяцев был местом пребывания вновь обретенных св. мощей прп. Серафима Саровского, на пути их следования из С.-Петербурга в Дивеевский мон-рь. В том же году в Б. с. находились вновь обретенные мощи свт. Иоасафа Белгородского в период их перенесения из С.-Петербурга в Белгород. 3 окт. 1993 г., во время вооруженного противостояния Президента РФ и законодательной власти, в собор из Третьяковской галереи была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, перед к-рой правосл. москвичи вместе со своим архипастырем Патриархом Алексием II на коленях молились о спасении Отечества во времена смут и распрей. В 1996 г. в соборе в течение 10 дней находилась глава вмч. Пантелеимона, впервые доставленная в Россию из афонского Пантелеимонова мон-ря.
В 1991 г. статус Патриаршего получил возрожденный для литургической жизни Успенский собор Московского Кремля, Богоявленский храм стал кафедральным собором Москвы. В 1991-1999 гг. из Б. с. транслировались пасхальные и рождественские богослужения, возглавляемые Патриархом Алексием II. Из года в год, попеременно чередуясь, в Великий четверг, в соборе совершаются чинопоследования: умовения ног в воспоминание Тайной вечери и чин освящения Первосвятителем Русской Церкви сваренного накануне в Малом соборе Донского мон-ря мира. Разлитое в особые, изготовленные из медного сплава и посеребренные сосуды св. миро приносят к сев. и юж. сторонам главного престола, после окончания освящения сосуды опечатывают и оставляют на хранение в алтаре собора или в ризнице.
В 1990 г. при Б. с. был освящен крестильный храм во имя св. Василия Блаженного (по преданию, родившегося в с. Елохове) с баптистерием. При соборе действует воскресная школа с изучением церковного пения, в 1992 г. было создано сестричество во имя равноап. Марии Магдалины; клирики и сестры посещают больных в 6-й городской больнице, оказывают материальную помощь и духовную поддержку нуждающимся в них детям и одиноким пожилым прихожанам. В 1995 г., после проведения реставрации, возобновлены богослужения в приписном к Б. с. храме вмч. Никиты на Ст. Басманной ул. (закрыт в 1933).
Начиная с 20-х гг. XX в. обязанности ктитора храма выполнял «почетный» член церковной двадцатки. С особой благодарностью в соборе вспоминают старосту В.И.Российского († 1964). Рачительным хозяином церковного имущества является Н.С.Капчук — ктитор Б. с. с 1969 г.
Внутреннее убранство и святыни. В окт. 1846 г. прихожане заново отстроенной Богоявленской ц. обратились в Святейший Синод за разрешением «украсить внутренность новосооруженного храма священными изображениями греко-фряжского стиля». К 1853 г. был сооружен 18-метровый многоярусный иконостас, 65 образов для него были написаны в традициях академической школы. В 1895 г. завершилась внутренняя отделка церкви, стены были украшены лепниной и живописью. В 1912 г. артель живописцев из мастерской придворного иконописца и реставратора В.П.Гурьянова при участии худож. А.Е.Куликова заново расписала трапезную, позолотчик В.Р.Чубаров отделал иконостас Никольского придела. Накануне празднования 800-летия основания Москвы в соборе была проведена реставрация живописи главного купола с изображением «Св. Троицы Новозаветной» и образами рус. святых. Бригаду реставраторов-живописцев возглавлял выпускник МДС худож. П.А.Голубцов (в монашестве Сергий; впосл. архиеп. Новгородский и Старорусский), к-рый в 1954 г., уже в сане архимандрита, был помощником главного художника храма по реставрации его настенной живописи. Начиная с 70-х гг. XX в. работы по реставрации интерьера храма ведутся непрерывно: расширена солея, реконструированы сев. и юж. балконы и выстроен центральный балкон для размещения хоров, промыта и тонирована настенная живопись, в 1987-1988 гг. отреставрирован главный иконостас.
К передаче мощей свт. Алексия в 1947 г. на одном из оборонных предприятий Москвы для Б. с. была изготовлена рака из бронзового сплава по эскизу М.Е.Губонина. На внутренней стороне крышки раки помещено шитое изображение святителя. В июле следующего года над ракой установили резную деревянную сень, исполненную также по эскизу Губонина мастерами-резчиками по дереву братьями Ворносковыми. В Никольском приделе храма в 1949 г. по проекту акад. А.В.Щусева было сооружено беломраморное, украшенное бронзовыми деталями надгробие над могилой Патриарха Сергия. Эта работа явилась последним произведением маститого зодчего. У надгробия в стеклянном футляре хранится куколь Патриарха Сергия.
У сев. стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и митр. св. Петра. С 1731 г. в храме пребывает особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». В 1894 г. в течение 2 месяцев в Елоховской ц. находилась привезенная из афонского Ильинского скита его настоятелем архим. Гавриилом икона Божией Матери «Млекопитательница». «В дар и благословение» Богоявленскому храму архим. Гавриил оставил список с иконы афонской работы кон. XIX в., к-рый хранится в соборе. Многие из почитаемых храмовых икон издавна принадлежали Богоявленской ц.: свт. Николая Чудотворца с житием 1-й трети XIX в. (средник — список с иконы XI в.), Благовещения Пресв. Богородице нач. XIX в. в серебряном киоте 1813 г. и др.
На рубеже 1945-1946 гг. в местный ряд иконостаса главного алтаря, слева от царских врат, была помещена икона XVII в.- список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной пл. После закрытия Казанского собора в 1930 г. его община перешла в ц. свт. Николая в Хлынове, перенеся туда и чудотворный образ; после разрушения в 1936 г. Николо-Хлыновской ц. икона оказалась в Богоявленском Дорогомиловском соборе, затем попала в Елоховский храм. Рамой для чудотворного образа служит икона «Похвала Богородицы» с фрагментами старого серебряного оклада. Среди икон, к-рые поступили в храм из московских церквей, закрытых в 20-30-х гг. XX в., Богоматерь «Избавительница» и вмч. Пантелеимон афонского письма (1893 г.), происходящие из ц. Покрова в Филях, а также житийный образ вмц. Ирины (XIX в.) из Троице-Ирининского храма в с. Покровском. В соборе особо почитаются иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Тихвинская (обе — XIX в.), образ прп. Серафима Саровского с частицами камня, на к-ром молился преподобный, и частицей его одежд (XX в.). На 5-й неделе Великого поста, в пятницу вечером, на акафист в честь Похвалы Пресв. Богородицы, в собор по благословению Святейшего Патриарха Алексия II приносят икону Божией Матери «Умиление» — келейный образ прп. Серафима Саровского.
В 1897 г. на средства прихожан были созданы вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память коронования имп. св. Николая II и имп. св. Александры Феодоровны. На одной из них помещены иконы святых, тезоименитых членам царской семьи, на др.- иконы Богоявления Господня и свт. Феодосия Черниговского. Обе хоругви ныне укреплены на сев. и юж. стенах центрального нефа. В ризнице собора имеются драгоценные литургические предметы: напрестольные кресты XVIII — нач. ХХ в., потиры (в т. ч. изготовленный на имп. стекольном заводе в С.-Петербурге в кон. XVIII — нач. XIX в.), шитые золотом воздухи и др., а также священнические ризы XIX в.
Собор сохранил основной набор из 17 колоколов, сложившийся в XIX в., за исключением самого большого колокола, получившего в ХХ в. трещину. Общая масса всех колоколов превышает 6800 кг.
Причт. С кон. XVII в. до 1828 г. причт состоял из 1-2 священников, диакона, дьячка и пономаря, 2-го священника к храму приписывали из др. церквей ввиду увеличения числа прихожан, были случаи пребывания 2-го священника на диаконском штатном содержании. В 1828-1896 гг. в храме служили не менее 2 священников (один из них настоятель, обычно в сане протоиерея), в 1896-1919 гг.- 3 штатных священника. Члены причта в дореволюционное время содержа
Елоховский собор Вики
Богоявле́нский кафедра́льный собо́р в Ело́хове — православный храм, расположенный в Басманном районе Москвы. Был построен в 1845 году по проекту архитектора Евграфа Тюрина. На месте, где расположен собор, находилось село Елохово, вошедшее в состав города в XVIII веке. В 1938—1991 годах был патриаршим собором Русской православной церкви. С 1991-го является кафедральным храмом Московской городской епархии[1].
Главный престол освящён в честь праздника Богоявления, северный придел — во имя святителя Николая, южный — во имя праздника Благовещения. Собор является усыпальницей патриархов Московских Сергия и Алексия II[2].
История[ | код]
XVII — начало XIX века[ | код]
В XIV—XVII веках на месте нынешнего района станции метро «Бауманская» располагалось село Елохово. Впервые Богоявленский собор в этой местности упоминается в 1689 году в книгах Патриаршего Казённого приказа[1][3]. В 1712-м по указу Петра I храм начали перестраивать в камень с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. К 1722 году церковь оставалась недостроенной, и средства для завершения работ выделили прихожане — полковник Воронецкий и царевна Прасковья Ивановна, дочь Ивана V. В июле 1731 года храм освятил архиепископ Леонид[4][2].
В 1780-х годах началась перестройка храма. На средства прихожан была устроена большая каменная трапезная с двумя приделами: Благовещенским и святителя Николая Чудотворца. Тогда же приступили к постройке колокольни, возведение которой закончили к 1806-му. Трапезная и колокольня, сохранившиеся до настоящего времени, были выполнены в стиле московского классицизма рубежа XVIII—XIX веков[5]. В 1799 году в соборе был крещён поэт Александр Пушкин[2].
По описанию архитектора Фёдора Соколова, в 1808 году храмовый комплекс состоял из одноглавой церкви, трапезной с одним куполом и трёхъярусной колокольни. Перед воротами находилось здание Богоявленского народного училища[5].
В результате московского пожара 1812 года, произошедшего во время оккупации Москвы французами, был уничтожен почти весь Богоявленский приход: из 210 дворов уцелело только шесть. Собор не пострадал от огня, но был разграблен. Дома и храм восстановили к середине 1830-х годов. По данным клировой ведомости, на 1837-й в приходе числилось 222 двора, в которых проживали купцы, дворяне, мещане, крестьяне, иностранцы и старообрядцы[6].
XIX — начало XX века[ | код]
Памятная доска на фасаде собора, 2014 годВ связи с увеличением числа дворов количество верующих возросло и пространство храма стало недостаточным. По прошению прихожан в 1835-м началось возведение нового собора архитектором Евграфом Тюриным. Треть от строительных расходов возместил московский купец Василий Щапов, который был ктитором храма с конца 1850-х годов до своей смерти в 1864-м. Когда в 1840 году приступили к установке барабана центрального купола, в боковых арках появились трещины. Причину деформации связали с промежуточным этапом работ: своды не были закончены и проёмы не выдержали нагрузки. Строительство продолжилось после восстановления повреждений[7][2]. Тюрин создал пятиглавое здание в стиле позднего ампира с купольной ротондой в центре, в которой встречаются черты подражания куполу собора Святого Петра в Риме. От старого комплекса сохранился первый ярус колокольни, над которым в середине XIX столетия возвели верхние уровни в формах XVIII века, и трапезная. К 1845-му завершилось сооружение храма и началась внутренняя отделка. Все работы были завершены к 1853 году. Новый храм освятил митрополит Московский и Коломенский Филарет[8][9][10].
В 1850-х годах в приходе храма числилось 169 дворов, а число прихожан составляло 3498 человек[11]. В 1869-м они подали митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию прошение об учреждении братства для помощи бедным, заботы о храме и содержания богадельни. Его устав был утверждён в ноябре 1870 года. Через пять лет священник Николай Дмитревский предложил устроить бесплатную приходскую школу для детей неимущих родителей. Её разместили в здании церковной богадельни, которую надстроили вторым каменным этажом. Оборудованное помещение вмещало 35 учеников, библиотеку и две жилые комнаты для учителей. Изначально планировалось обучение мальчиков и девочек, но из-за недостатка средств и места был открыт только класс для мальчиков. В те же годы развивались и другие направления деятельности братства: оказание помощи бедным, снабжение провизией, одеждой и предметами первой необходимости[12].
В 1890-х годах по проекту зодчего Петра Зыкова была выполнена реконструкция верхней части здания трапезной: выложены аттики вдоль северного и южного фасадов с трёхарочным портиком в центре, на кровли барабана установили широкий фигурный купол. В 1895-м вызолотили иконостас, стены алтарной части храма украсили лепниной и живописью. Росписи выполнила артель художников из мастерской иконописца Василия Гурьянова, руководил работами живописец Афанасий Куликов. В память о коронации Николая II, состоявшейся в 1896 году, прихожане собора заказали драгоценные вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями и государственными гербами. В 1900-м погост обнесли новой оградой на каменных столбах, к которой примыкала выстроенная на углу Елоховской и Красносельской улиц часовня. В подвале собора устроили камеру для духового отопления[13].
В 1902—1907 годах членами братства были основаны приют, вмещающий пятнадцать сирот и дом престарелых[12].
После революции и советское время[ | код]
Памятная доска, посвящённая крещению Александра Пушкина, 2012 годПосле Октябрьской революции (1917) Богоявленский собор передали общине из 40 человек, зарегистрированной в ноябре 1918 года[14].
В 1922 году, во время Гражданской войны, из храма в фонд помощи голодающим изъяли церковные ценности. Во время конфискации собралось около двухсот прихожан, возмущённых действиями комиссии. Их разогнал отряд конной милиции[15].
В 1927 году храму был присвоен статус памятника церковной архитектуры первой категории и поставили на учёт музейного департамента Московского отдела народного образования. Через год под руководством Ивана Кузнецова в храме провели реставрационные работы живописи главного купола. В 1929 году военком Первого конвойного полка Павел Иванович Горячев отправил письмо в Моссовет с просьбой закрыть церковь и передать помещения казарме на 350 военнослужащих. По решению секретаря президиума Моссовета В. Ф. Козлова храм не закрыли. Однако в 1930 году вышло постановление о передаче комплекса Государственному музею керамики. Это вызвало протесты верующих: было собрано более 4800 подписей с требованием отменить распоряжение, что и произошло на заседании Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета 30 июня 1930 года[16].
Храм приобрёл де-факто особое значение с начала 1930-х годов в связи с размещением недалеко от него (Бауманский пер. , д. 6 — ныне северный отрезок Бауманской улицы) канцелярии и резиденции заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
Из разрушенной в 1938 году Богоявленской церкви в Дорогомилове в храм в Елохове перенесли кафедру Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). После его смерти в 1944-м он был похоронен в северном Никольском приделе собора[2][8].
22 июня 1941 года после проведения литургии правительство планировало закрыть собор, но решение не было исполнено. Предположительно, это связано с начавшейся в тот день войны с Германией[17]. Супруга богослова Николая Пестова Зоя Вениаминовна вспоминала:
Начало войны застало нас в Москве. Накануне, в субботу 21 июня, я была у всенощной в Елоховском соборе. Служил отец Николай Кольчицкий. Служил и плакал, а после окончания богослужения сказал, обратившись к народу, что завтра утром будет отслужена последняя Литургия, после чего храм закрывается, и ключи сдаются в исполком. Дома я с плачем рассказала Николаю Евграфовичу о том, что узнала. Лицо мужа стало ещё более серьёзным. Он тяжело вздохнул, перекрестился и сказал: «На все Божья воля». Ночью он долго молился, стоя на коленях перед шкафом с иконами… На другой день рано утром я уже была в храме. Народу было немного. Все стояли грустные и печальные. После окончания Литургии все ждали, что вот сейчас придут представители власти и собор будет закрыт. Но никто не приходил. Постепенно все стали расходиться. Ушла и я домой. Дома стала собирать вещи и продукты, чтобы ехать на дачу. Вернулся с работы и Николай Евграфович. Внезапно с лестничной площадки раздался шум. В дверь стучала соседка.
— Зоя Вениаминовна! Включите радио! Война!Через несколько секунд я услышала голос Левитана, извещавшего о начале войны с Германией[18].
В 1943, 1945, 1971 и 1990 годах в соборе происходили церемонии интронизации Московских Патриархов. В мае 1944 года в северном Никольском приделе был похоронен Патриарх Сергий (Страгородский); гранитное надгробие (1949) работы А. В. Щусева — последняя работа академика.
В 1947 году, в честь 800-летия Москвы, в соборе отреставрировали иконостас, киоты, росписи и стены Патриаршей кафедры. Восстановление живописи центрального купола выполнила бригада художников под руководством иеромонаха Сергия. Настенные росписи в алтарной части храма обновлял Афанасий Куликов[19].
К празднованию 500-летия автокефалии Русской православной церкви в 1948 году для мощей святителя Алексия художником Михаилом Губониным был создан проект сени и раки. Выполнили гробницу из липового дерева братья Ворносковы: Сергей, Пётр, Василий и Михаил. Покров создали в виде шатра, украшенного шпилями и кокошниками с растительным орнаментом, раку покрыли ажурной резьбой. Однако из-за быстрого изнашивания крышки и позолоты вскоре была сооружена новая гробница. Её изготовил из бронзового сплава Григорий Васильевич Крупин[19].
В 1970-х годах здание храма получило два новых входа: с северной и южной сторон. Хоры, для которых соорудили центральный балкон, перенесли в подкупольное пространство. В подвале заново установили отопление, здание оборудовали двумя пассажирскими лифтами. К началу 1980-х годов была построена алтарная апсида. В 1988-м, к празднованию 1000-летия Крещения Руси, капитально отремонтировали фасады, кровли, церковную ограду, фресковую живопись на внешней стороне стен[20].
Современность[ | код]
В 1991 году на стене около входа установили мемориальную доску с упоминанием о крещении в соборе Александра Пушкина. В 1992-м, после того как Успенский храм получил статус Патриаршего, Богоявленский стал кафедральным[2][21]. Значение собора ещё более снизилось после освящения в 2000 году воссозданного кафедрального Храма Христа Спасителя.
В 2008 году в соборе был похоронен патриарх Алексий II[21].
С 1978 года по 2013 год настоятелем храма был протопресвитер Матфей Стаднюк. В марте 2013 года настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Агейкин, скончавшийся 21 апреля 2020 года от последствий заболевания коронавирусом[22].
Духовенство[ | код]
- Настоятель храма — Фома (Мосолов), епископ Павлово-Посадский
- Протоиерей Александр Аржаев
- Протоиерей Борис Обрембальский
- Иерей Михаил Райчинец
- Иерей Алексий Артамонов
- Иерей Алексий Козливсков
- Иерей Константин Корнеев
- Протодиакон Николай Платонов
- Протодиакон Михаил Гречишкин
- Диакон Алексий Катанников[23]
Известные служители собора и члены причта[ | код]
Архитектура[ | код]
Внутреннее убранство собора, 2019 год Фрески на стенах собора, 2011 годБогоявленский храм представляет собой поднятый на высокий подклет четверик, завершённый пятью главами. Его высота составляет 56 метров, площадь — 1164 м², вместимость — 3000 человек. С северной и западной сторон собор опоясывают широкие галереи[37]. К главному зданию примыкает соединённая с ним трапезная, перекрытая крестовыми сводами, стоящими на четырёх столбах. К ней пристроена трёхъярусная колокольня высотой 65 метров с семнадцатью колоколами. Самый большой из них был отлит в 1900 году на московском заводе А. Самгина[38].
Южный фасад разделён на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами, поясом поребрика, нишами. Окна обрамлены наличниками с парными треугольными фронтончиками[37].
Пространство храма освещается двенадцатью арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проёмов в стенах. Внутреннюю сторону купола украшает живописная композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. В нижней части барабана изображены двенадцать угодников Божиих. На сводах находятся образы святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, живописные сюжеты из Нового Завета. На западной стене собора размещены две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними — изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф». У северной и южной стен храма стоят хоругви: «коронационная» с изображениями Николая II, архиепископа Мирликийского и святых членов императорской семьи, «феодосиевская», пожертвованная в Елоховский собор в 1897 году. В Богоявленском приделе находятся особо почитаемые святыни собора: чудотворный образ «Казанской Божией Матери» и рака с мощами святого Алексия[39][40][41].
В большом алтаре представлены настенные росписи живописца Афанасия Куликова, выполненные в 1912 году и обновлённые в 1947-м. Среди них — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста» и другие[42].
Своды трапезной расписаны масляной живописью. На них размещены евангельские сюжеты: «Наставление Спасителя ученикам», «Воскрешение дочери Иаира», «Беседа Иисуса Христа с Никодимом» и другие[43].
- Иконостас
В иконостасе Никольского придела находятся иконы «Спас Великий Архиерей», «Святитель Николай Чудотворец со сценами жития» первой половины XIX столетия. В этой части собора представлены храмовые образы Божией Матери: «Всех Скорбящих Радость», «Тихвинская», «Нечаянная Радость», «Избавление от бед страждущих», «Рождество Пресвятой Богородицы»[44].
В иконостасе Благовещенского придела трапезной расположены праздничные иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Троица Ветхозаветная» и образ «Светлое Христово Воскресение» конца XVIII века[44].
Шестиярусный иконостас главного престола является образцом неовизантийского стиля середины XIX века. Он покрыт позолоченным растительным орнаментом и вмещает 65 икон. Два нижних яруса разделены четырьмя парами колонн. Царские врата украшены медальонами с изображениями Божией Матери, архангела Гавриила и евангелистов. В местном ряду иконостаса находятся образы: «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Богоматерь Мирожская», «Спаситель», «Святое Богоявление Крещение Господне»[45].
В алтаре на стенах размещены иконы рубежа XVII и XVIII веков: «Страстная икона Божией Матери», «Спас Великий Архиерей», «Спас Смоленский» в серебряном окладе и другие[46].
- Ризница
Ризница собора является хранилищем богослужебных предметов и облачений. В ней собраны серебряные напрестольные кресты, самый ранний из которых изготовлен в Москве в 1768 году. В ней также хранятся образцы церковной книжной печати — два Евангелия с гравюрами, в окладах, обитых бархатом и украшенных серебряными накладками. Одна книга напечатана в Москве в 1698 году, другая — в 1759-м[47].
В нумизматике[ | код]
В 2004 году Центральный банк России выпустил серебряную памятную монету «Богоявленский собор (XVIII в.), г. Москва» номиналом 3 рубля тиражом 8 тысяч штук[48].
Примечания[ | код]
- ↑ 1 2 Богоявленский кафедральный собор в Елохове в Москве (неопр.). Культура.рф. Дата обращения: 11 июня 2018.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва) (неопр. ). Patriarchia.ru. Дата обращения: 11 июня 2018.
- ↑ Черкасов-Георгиевский, 1992, с. 14.
- ↑ Любартович, 2004, с. 25—26.
- ↑ 1 2 Любартович, 2004, с. 63.
- ↑ Любартович, 2004, с. 75—77.
- ↑ Любартович, 2004, с. 85.
- ↑ 1 2 Паламарчук, 1995, с. 83—86.
- ↑ Глушкова, 2007, с. 174.
- ↑ Вострышев, 2011, с. 80.
- ↑ Любартович, 2004, с. 101.
- ↑ 1 2 Любартович, 2004, с. 108—113.
- ↑ Любартович, 2004, с. 120—126.
- ↑ Любартович, 2004, с. 131.
- ↑ Любартович, 2004, с. 140.
- ↑ Любартович, 2004, с. 145—147.
- ↑ 1 2 Православная энциклопедия, 2002, с. 550—556.
- ↑ Любартович, 2004, с. 155.
- ↑ 1 2 Любартович, 2004, с. 190—192.
- ↑ Любартович, 2004, с. 239—240.
- ↑ 1 2 Шокарев, 2012.
- ↑ В Москве умер настоятель Богоявленского собора Александр Агейкин (рус.). РБК. Дата обращения: 21 апреля 2020.
- ↑ Духовенство | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт (рус.). Дата обращения: 13 апреля 2020.
- ↑ О протопресвитере Николае Колчицком КОЛЧИЦКОМ (неопр.). Православие.ru. Дата обращения: 11 июня 2018.
- ↑ Профессор-протопресвитер Виталий Боровой (Бывший настоятель Богоявленского Собора)
Богоявленский собор в Москве. Иконы в соборе
Собор обычно называют главным храмом города. В этом случае, как правило, должен быть отдел — возвышенность, с которой епископ (священнослужитель высшей, третьей степени священства) совершает богослужение.
История названия
Но Москва — очень большой город, и у нее, естественно, не один соборный храм. Тот Елоховский собор в Москве, который носит второе название Богоявленский собор в Елохове, входит в двадцатку культовых построек этого типа.По легенде, на месте храма в XIV веке был ольховый лес, протекал ручей Ольховец и было село под названием Элох (слово, коренное с ольхой). До сих пор в этом районе сохранились улица и переулок Ольховые. Эти места известны тем, что здесь в 1469 году родился юродивый Василий Блаженный или Василий Нагоя, фигура настолько неоднозначная и значимая, что гроб с телом умершего в 1552 году святого (известного еще 2 августа) нес Иван Грозный с боярами, Макарии.Rich story
Елоховский собор в Москве, расположенный в Басманном районе на Спартаковской улице, принадлежащей Центральному административному округу, имеет свою славную историю. В нем крестили Александра Пушкина (1799 г., на 8-й день рождения). С 1938 года собор стал кафедральным, а с 1945 по 1991 год — Патриаршим (сейчас, после перехода Патриарха всея Руси в Успенский собор Кремля, Богоявленский собор остается Управлением Московского Патриархата). Именно здесь в 1943, 1945, 1971 и 1990 годах вновь избранных священников церкви (епископов) возводили к кафедре. Обряд интронизации совершается во время литургии. Иерарх одет в одежду, соответствующую его достоинству. В 1925 году, в праздник Сретенсия, литургию в соборе совершил Патриарх Тихон. Елоховский собор в Москве знаменит тем, что в северном Никольском приделе после отпевания в мае 1944 года Патриарх Сергий. Место его захоронения украшает надгробие из мрамора.Автор — известный А.В. Щусев. В этом же соборе похоронен Алексий II, 15 часов вечера, — в южной Благовещенской часовне, в 2008 году.
Любимый собор москвичей
Елоховский собор в Москве не только знаменит, его очень любят москвичи, его часто называют «Великим». собор моего детства ». Это еще и потому, что он никогда не закрывался. Беды мрачных лет гонений на церковь обошли его стороной, поэтому сюда издали увезли маленьких жителей столицы, их бабушек, и для них собор стал родным.Следует отметить, что только за годы войны Богоявленский Елоховский собор в Москве передал на оборону 835,9 тысячи рублей, а дары солдатам — 535,1. Сколько ему пришлось вынести! Площадь Елохина хотели снести, превратить в дом редких книг или кинотеатр. Но во время любых бед, даже в дни революций и войн, Елоховский собор в Москве не закрывал двери. Крещение Господне или праздник Богоявления — это день освящения церкви в Елохове.Он отмечается 18 января и посвящается покровителю собора.
Причины
История храма традиционна — впервые в 1698 году Елохов построил деревянную деревенскую церковь. При Петре Великом (1717-1722) он перестроен в каменный храм. В 1722-1731 гг. Под опекой княгини Прасковьи Иоанновны была построена часовня в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С великим королем связано множество легенд, одна из них гласит, что он лично пожертвовал камень на возведение этого храма.А в 1790-1792 гг. Церковь расширяется за счет пристроенной трапезной с двумя часовнями (в честь святителя Николая меняют часовню Благовещения) и колокольнями. Москва в последующие годы интенсивно расширялась, и храм, находившийся теперь близко к центру города, снова становится маленьким для увеличившегося числа прихожан.Период основания в строительстве собора
И уже в 1837 году на месте разобранной Елоховской церкви по проекту архитектора Евграфа Тюрина (1796-1872) начинает возводиться новый просторный храм.Этот архитектор известен тем, что вместе с О.И. Бове закончил работу над загородной резиденцией графа Юсупова в Архангельске. Принимал участие в строительстве Московского университета на Моховой и университетского храма во имя мученицы Татьяны. Однако строительные работы из-за нехватки средств велись долго, а услуги по ремонту стен всегда выполнялись. К 1845 году был возведен традиционный куб для главного здания церкви, увенчанный пятью куполами. Собор построен в стиле высокого позднего классицизма и ампира.Чтобы работа была завершена, купец 2-й гильдии В.И. Щапов, ставший почетным гражданином Москвы, пожертвовал очень крупную сумму денег — треть от общей стоимости работы. И только в 1853 году храм освятил Филарет, митрополит Московский и Коломенский.
Последующие реставрации
Строительные работы продолжались В 1889 году над трапезной надстроили купол и чердак (декоративная стена, расположенная над карнизом). По проекту Зыкова, от собора должны были остаться только он и первый ярус колокольни.После реконструкции собор стал одним из самых монументальных культовых сооружений Москвы. Следующая реконструкция интерьеров произошла в 1912 году — собор был заново расписан. Позолоченный иконостас сохранился до наших дней. Большой театр купил колокол и заменил его трещиной.Современная отделка
Очень серьезная реставрация собора началась в 1969 году после избрания его главой Капчука Н.С., который возглавил ремонтно-реставрационные работы, которые длились 20 лет.В результате было сделано очень много: полностью заменено сусальное золото, а на стул и более пристально поставлены бронзовые ограждения. Все этажи заменены на мрамор.
А под алтарем и солью (в христианских церквях — возвышение пола перед иконостасом или алтарной преградой) пол приподнят. Были отмыты настенные росписи, расписаны новые витражи, построены реставрационные мастерские. Не перечислять все. Собор красив и вписывается в обновленный центр Москвы. Но мнения о реставрации самые разные — от восторженных похвал до оценок «самоварщины». Елоховский собор в Москве (фото полностью передает необычайную красоту и соразмерность одного из центральных культовых сооружений столицы) — памятник архитектуры национального значения.Собор сегодня
По сей день он служит в соборе протопресвитером Матвеем Стаднюком, возведенным в этот чин в 1978 году. Используя любовь слуг и прихожан, он делает все, чтобы слава собора не уменьшилась так, чтобы тысячи на богослужения собирается народу, так что каждый гость столицы стремится посетить Елоховский собор в Москве, иконы которого прославили его во всем христианском мире.Это, прежде всего, легендарная чтимая икона Казанской Божьей Матери.
Отель Елоховский — Москва — забронируйте отель через ViaMichelin
- Отели
- Рестораны
- Туристические сайты
- Движение
Елоховский Отель
9 646 отзывов
Оборудование
- Круглосуточная приемная
- Жилье, в которое можно подняться на лифте и / или по лестнице
- Кондиционер
- Халат
- Ванная
- Кабельные каналы
- Ковер
- Детское меню
- Вид на город
- Доступны смежные комнаты
- Бесплатные туалетные принадлежности
- Велоспорт
- Семейные номера
- Факс / ксерокс
- Телевизор с плоским экраном
- Фен
- Отопление
- Пешие прогулки
- Магазины гостиницы
- Подключение к Интернету
- Услуги по глажению одежды
- LAN Wi-Fi
- Подъемник
- Зал
- Гостиная / ТВ-зал
- Камера хранения
- Частные и общественные места для некурящих
- Номера для некурящих
- Офис
- Парковка на территории
- Упакованные ланчи
- Парковка
- Телефон
- Индивидуальная регистрация заезда / отъезда
- Отдельный вход
- Частная парковка
- Обслуживание номеров
- Сейф
- Доставка товаров
- Душ
- Тапочки
- Диван
- Телевидение
- Туалеты
- Гардероб / шкаф
Описание
Отель «Елоховский» расположен в Москве, прямо напротив Елоховского собора. Станция метро «Бауманская» находится в 50 метрах от отеля. Предоставляется бесплатный Wi-Fi. В номерах есть кондиционер и телевизор с плоским экраном. Собственные ванные комнаты с душем укомплектованы феном и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями. В числе дополнительных удобств письменный стол и постельное белье. Континентальный завтрак подается в обеденной зоне. Различные кафе, магазины и рестораны расположены в 3 минутах ходьбы от отеля. В отеле «Елоховский» работает круглосуточная стойка регистрации, банкомат и мини-маркет.Ленинградский железнодорожный вокзал, Ярославский железнодорожный вокзал и Казанский железнодорожный вокзал находятся в 2 остановках метро от отеля. Количество номеров: 27
Локализация
Собор Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву более известен как Собор Василия Блаженного: Собор Василия Блаженного. Это самая узнаваемая церковь в России.Собор Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного был построен в 16 веке по приказу Ивана Грозного. С тех пор он очаровывает путешественников, приезжающих в Москву. Некоторым это показалось странным; его необычная красота очаровывала окружающих.Церковь окутана легендами и мифами. Говорят, жестокий русский царь ослепил архитектора, чтобы помешать ему построить более великолепное здание для кого-либо еще. Легенда гласит, что Наполеон хотел разрушить собор, когда понял, что не может перенести его в Париж.
Что заставляет людей придумывать все эти истории? Сказочный собор по-прежнему возвышается над Красной площадью и поражает воображение своей красотой.
Когда был построен собор Василия Блаженного?
Собор был заказан Иваном Грозным в ознаменование взятия Казанского ханства. Он был построен с 1555 по 1561 год.Храм Василия Блаженного — это группа построек — центральная церковь, окруженная девятью вспомогательными церквями, восемь посвящены восьми победам Ивана над татарами, а меньшая — святому Василию. Этот знаменитый московский святой был похоронен на территории, и его имя впоследствии стало названием Собора.
Строительство Храма Василия Блаженного
Кто построил собор Василия Блаженного?
Согласно летописи того времени, собор Василия Блаженного был спроектирован двумя русскими архитекторами: Бармой и Постником. Другая теория предполагает, что Яковлев и Барма были одним человеком. Многие серьезные российские историки считают, что архитекторы не были ослеплены и пошли строить еще церкви в России.Третья версия гласит, что храм возводился под руководством архитектора из Западной Европы. Необычная композиция Храма Василия Блаженного и сочетание русских и западноевропейских элементов декора доказывают, что на него оказало влияние иностранное влияние. Последняя версия, однако, не имеет летописных подтверждений.
Собор Василия Блаженного на Красной площади остается самым необычным храмом в России и стал загадочным символом самой Москвы, пережившей революцию и советские времена.
Собор Василия Блаженного Архитектура
Собор Василия Блаженного — один из самых необычных русских храмов. Французский аристократ 19-го века маркиз де Кюстин сравнил собор с «чешуей золотой рыбы, эмалированной кожей змеи, меняющимися оттенками ящерицы, глянцевой розой и лазурью на шее голубя». Он задавался вопросом, работают ли «мужчины, которые идут поклоняться Богу в этой коробке с кондитерскими изделиями». мог быть христианином.Собор Василия Блаженного в начале 19 века
Высота св.Собор Василия Блаженного находится в 65 метрах. Долгое время, до конца 16 века, это было самое высокое здание Москвы. Девять независимых храмов построены на едином фундаменте и связаны между собой внутренними сводчатыми проходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов. Здание лишено ярко выраженного фасада. С какой бы стороны ни подходили к собору — кажется, что он главный.Собор построен из кирпича. В 16 веке этот материал был относительно новым: раньше традиционным материалом для церквей был известняк.
Какой бы сложной ни казалась структура храма, она очень логична. Центром композиции является главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой расположены еще восемь колонноподобных купольных церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду.
План собора Василия Блаженного
Восьмиконечная звезда в христианском символизме несет в себе глубокий смысл — она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека в Небесный Иерусалим.Тайна цветов
Церковь в 16 веке выглядела иначе, чем сегодня. Яркий разноцветный узор на его куполах появился только в 17 — начале 18 века. Первоначально собор был окрашен в основном в красный и белый цвета.Многие искусствоведы считают, что собор Василия Блаженного был построен как наглядное изображение Небесного Иерусалима. Он должен был символизировать город и рай в центре Москвы.
Как изобразить Небесный город? Должен ли он быть похож на Иерусалим? Должен ли он быть похож на Кремль? Эпохи меняли вместе с ними представления людей о том, как должен выглядеть рай. Свои современные цвета церковь приобрела более чем через 100 лет после постройки. Яркий узор куполов церкви делает ее похожей на цветущий райский сад.Собор Василия Блаженного внутри
Собор не очень просторный, но внутри уютный и атмосферный. Вы можете пройти по лабиринту затемненных галерей от одной часовни к другой, ощутив средневековое прошлое здания.Сегодня церковь — музей. Какие главные причины заходить внутрь?
- Найдите святыню Василия Блаженного и узнайте историю русских юродивых.
- Сфотографируйте интерьер церкви. В большинстве русских церквей фотографирование запрещено.
- Найдите тайники в стенах, где в прошлом хранились сокровища
- Узнайте секреты русской церковной акустики
- Настоящей жемчужиной вашего визита станет церковный мужской хор, поющий в одной из часовен.
Собор Василия Блаженного, интерьер
Посещение собора
Адрес: Москва, Красная площадь, ближайшие станции метро «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции», «Китай-город». Моточасы:
Церковь открыта ежедневно. Последний вход: за 45 минут до закрытия
Июнь — август: 10.00 — 18.00
Сентябрь, октябрь, май: 11.00 — 18.00
Ноябрь — апрель: 11.00 — 17.00
Обратите внимание, что церковь не подходит для детских колясок и инвалидов. Чтобы попасть на второй этаж, посетители должны подняться по очень крутой лестнице.
Собор Василия Блаженного можно увидеть во время экскурсии по Красной площади. Если у вас будет больше времени, вы сможете посетить музей в сопровождении гида по Москве, который расскажет вам больше о его истории и архитектуре.
Собор Василия Блаженного
.