Фото боровск: Изображения Боровск — фотографии путешественников Боровск, Калужская область
Боровск
Боровск — один из лучших уездных городов Калужской области. Благодаря близости к Москве он популярен почти как Таруса. В городе много старых кирпичных домов.
Еще больше деревянных
Церквей много
Река Протва и глубокие овраги разделяют город на несколько частей
Недавно отремонтированный кирпичный мост через овраг
Часто встречаются гуляющие по городу москвичи, еще больше машин с московскими номерами — в округ дачи москвичей.
Стены городских домов украшены работами местного мастера.
При этом город живой. Без спутниковых тарелок и машин — XIX век.
Да еще трубы и окна платиковые
В центре города торговые ряды, обширная парковка, и катание на лошадях
Военкомат Боровского района
Автостанция Боровска
Боровский Ленин в кустах. Раньше он стоял в центре площади, но его передвинули в сторону, а на месте памятника теперь фонтан.
Вокруг площади круговое движение
Рядом с Лениным — памятник про войну. Горит Вечный огонь!
Торговые ряды и фонтан
Уличная библиотека
Рядом с уличной библиотекой, библиотека обычная, перед ней памятник философу Федорову.
За библиотекой ложная смотровая площадка — видно только дворы соседние и лавочка стоит
Зато на стене первая попавшаяся настенная роспись: Разгадыванье мира
На краю обрыва главный боровский храм
Угловой дом на спуске весь расписан
Спуск очень крутой
Во молодец наш огурец.
Типичный дом в Боровске
Памятник Циолковскому. Сначала стояла только стела с ракетой с советских времен
В нашще время установили памятник Циолковскому
Памятник своеобразный, полная противоположность калужскому Циолковскому с ракетой на сквере Мира
Где-то у памятника раньше стояла стена Боровского городища, сейчас на его месте районный суд
И районная администрация
Доска почета.
Отсюда можно полюбоваться городом
И съехать под горку к детскому городку
Или к памятнику Гагарину по-соседству
Гагарин тоже скромный
Снова дом с росписями
Крутой город Боровск
История Боровска на стене
Дополнительное окно
Памятник адмиралу Синявину, уроженцу Боровска
Ожидал увидеть за памятником смотровую площадку — площадка есть, но за забором и с собакой
К каменному храму в центре снимка не заехали, а жаль
Колокольня интересная, с маленькими куполами
Музей Циолковского в Боровске. Покрашен той же краской что и калужский.
Остальной Боровск посмотрели из окна машины по дороге в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
Comments:
Боровск
Небольшой старинный городок находится недалеко от Москвы, в Калужской области, и история здесь перекликается с современностью, а духовное — с материальным. Дата его основания неизвестна, но в летописях он упоминается в 1358 году.
Здесь можно просто погулять, вдыхая таинственный воздух города, можно посетить дом-музей Циолковского, увидеть на стенах домов фрески пенсионера Владимира Овчинникова, которые сопровождаются стихами его жены. До пенсии он был инженером, а с 2002 года занимается художественной росписью стен Боровска. Эти фрески встречаются в самых неожиданных местах, даже в окнах домов — их множество. Это вносит в атмосферу города свою прелесть и уникальность.
Конечно, нельзя не упомянуть Пафнутьев-Боровский Мужской Монастырь, где когда-то дважды был в заточении протопоп Аввакум. Вообще, Боровск — город, где сильно развито старообрядчество. И это тоже влечёт сюда людей, которым интересна история нашей страны и религии.
Выйдя на древнее городище, можно увидеть город с его церквями, золотые купола Пафнутьево-Боровского монастыря, причудливые изгибы реки, зелёный бор… В Боровске хорошо провести выходные, привести свои мысли и чувства в порядок, надышаться свежим воздухом проникнуться атмосферой этого чудного города… И уже умиротворённым вернуться к делам насущным.
При желании на обратном пути можно заглянуть в «Этномир» — музей под открытым небом, где представлен быт разных народов мира, или в парк птиц «Воробьи».
Как добраться: электричкой от Киевского вокзала до станции «Балабаново», дальше на маршрутке или автобусе; автомобилем по Киевскому шоссе (Ленинский проспект) до эстакады на 90 километр (там указатель) или по Калужскому шоссе (Профсоюзная улица) до светофора после деревни Воробьи и направо по схеме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите
Боровск — достопримечательности и историческая справка
Главное
Боровск – удивительный город в Калужской области. Не имея сегодня формального статуса исторического поселения, это один из самых исторических городов в России по своей сути. Он хранит атмосферу и застройку уездного города, а по количеству старинных храмов на душу населения — бьет рекорды (15 церквей на 10 тыс. жителей). Здесь разворачивались драматические события борьбы старого и нового обряда православия, здесь жили лидеры староверов — протопоп Аввакум, боярыня Морозова и княгиня Урусова. А двумя веками спустя именно здесь вызревали идеи выхода человека в космос, рождаясь в головах Николая Федорова и Константина Циолковского. Наконец, здесь и сегодня параллельно живут Боровск нынешний и Боровск прошлых веков, запечатленный местным художником Владимиром Овчинниковым в городских фресках на стенах домов.
История
Первое упоминание о Боровске относится к 1358 году. В 1444 году рядом с Боровском преподобным Пафнутием Боровским был основан монастырь. В монастыре прожил 18 лет православный мыслитель Иосиф Волоцкий, чьим наставником был Пафнутий. В 1477 году, после смерти преподобного Пафнутия, монах Иосиф был назначен игуменом монастыря, однако из-за конфликта с братией вскоре вынужден был покинуть Пафнутьево-Боровский монастырь. Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря построены в XVI—XVII веках; под защитой мощных белокаменных стен обитель превратилась в пограничную крепость. К этому же времени относятся сохранившиеся до нашего времени основные храмы и сооружения монастыря.
Во второй половине ХVII во время церковного раскола в Боровск был сослан протопоп Аввакум (он содержался в Пафнутьевом монастыре). Его сподвижницы сестры боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова были заточены сначала в Боровском остроге, затем в земляной яме, где их уморили голодом в 1675 году. На месте лютой гибели этих выдающихся женщин теперь высится памятная часовня. Многие горожане вслед за раскольниками-мучениками пришли в старообрядчество. С конца ХVII в. Боровск стал известен как старообрядческий город. Из Боровска вышли многие известные купцы-старообрядцы (например, Рябушинские).
С 1880 по 1892 годы в Боровске жил и работал преподавателем основоположник отечественной космонавтики Константин Циолковский. Ранее здесь жил и учительствовал наставник Циолковского, мыслитель Николай Федоров, автор философии общего дела и основоположник русского космизма. На Боровской земле родились художник-передвижник Илларион Прянишников и математик Пафнутий Чебышев, врач Федор Иноземцев и адмирал русского флота Дмитрий Сенявин.
Состояние
Окунувшись в Боровск, можно и сейчас почувствовать, как жилось людям здесь в начале XIX века… Панорамные виды с холмов, на которых стоит древний Боровск – залюбуешься. Изгибы реки Протвы, деревянная церковь на горизонте, синие хвойные леса неприступной стеною вокруг…
Боровск поражает разнообразием культовой архитектуры: от настоящих крепостных стен и башен Пафнутьева Боровского монастыря до старообрядческого собора начала ХХ века, чем-то отдаленно напоминающего парижский Сакре-Кер.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы, что на Роще, 1708 года постройки, сохранил пятиярусный иконостас, украшенный деревянной резьбой с позолотой. Именно перед ним стоял К. Циолковский со своей избранницей. Со старейшим храмом города во имя благоверных князей Бориса и Глеба 1704 года связана история о мужестве нашего простого человека, проявленном во время войны с Наполеоном в 1812 году. Уникальные резные деревянные скульптуры Николая Чудотворца, именуемого «Никола Можайский» (местные легенды связывают ее появление с XIV веком), Николая Чудотворца, именуемого «Никола Зарайский» XVII века, и святой великомученицы Параскевы Пятницы конца XVIII века являются главными святынями Боровска и хранятся в кафедральном Благовещенском соборе в самом сердце города.
Нельзя не сказать и об уникальном памятнике деревянного зодчества XVII века – храме Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком, история которого неразрывно связана с основателем монастыря преподобным Пафнутием Боровским. Городские легенды рассказывают, что Наполеон, отступая со своей армией через Боровск, пытался поджечь храм, но огонь «не занялся». А в 1941 г., когда Боровск встал на пути гитлеровской армии, в храм попал снаряд, но чудом не взорвался.
Однако истинной жемчужиной не только Боровского, но и Калужского края является Пафнутьев-Боровский монастырь, основанный в середине XV века.
Впечатления
Многие дома и улицы Боровска “дышат” историей. На улице Успенской в овеянном легендами доме купцов Большаковых-Писаревых в 1812 г. останавливался император Наполеон. Для своего времени это был один из самых богатых домов города, и среди его посетителей в разное время были император Александр I, государь-наследник великий князь Александр Николаевич и великий князь Михаил Александрович.
Сохранившуюся городскую усадьбу купца Ф.И. Шокина (“Дом с кружевами”) считают красивейшей в Боровске. Она целиком выдержана в русском стиле: первый этаж каменный, украшенный «бриллиантовыми» рустами, второй — деревянный с богатейшим резным убранством фасадов. Хозяин «Кружевной» усадьбы Фёдор Иванович Шокин был крупным боровским купцом, являлся гласным Городской Думы, известным в городе благотворителем, строителем старообрядческих храмов. А дом купцов Полежаевых известен тем, что в начале ХХ в. был едва ли не самым современным домом своего времени. Он был оснащен электричеством, паровым отоплением, телефоном, канализацией и водопроводом, что резко выделяло его среди построек того времени. Как в самом удобном, в этом доме в 1910 г. после молебна в Благовещенском соборе отдыхал великий князь Михаил Александрович. А сейчас в квартире на нижнем этаже дома располагается частная коллекция семьи Полежаевых: предметы быта, фотографии, история семьи Полежаевых и других купеческих семей города. Знамениты боровские музеи — Мемориальный музей Циолковского, музей пожарной охраны, музей истории Боровска, музей истории Боровского купечества.
Однако самой неповторимой особенностью Боровска являются городские фрески на фасадах десятков домов. С 2002 года пенсионер Владимир Овчинников украшает стены домов Боровска своими рисунками на темы прошлого и настоящего Боровска и его жителей. Многие фрески сопровождаются стихами его супруги. Несмотря на сложное отношение к работам Овчинникова городских властей, фрески (так называемый «Параллельный Боровск») пользуются большой популярностью у туристов и придают городу «изюминку».
В последние годы туристская инфраструктура города существенно улучшилась. В городе открылись семь туристических маршрутов и система навигации по городу (стенды). В Боровске стали проводить фестиваль восстановления исторических зданий силами волонтёров на средства спонсоров – «Том Сойер Фест». В 2017 году городу было присвоено почетное звание Калужской области «город воинской доблести». В окрестностях города работает знаменитый парк «Этномир». Многие объекты нуждаются в защите и охране. В то же время древний монастырь, музеи и известные за пределами города фрески способны при грамотной работе привлечь в Боровск гораздо большее число туристов, чем в настоящее время.
{{objectCandidate.short_description}} |
|
Привязан к брендам:
|
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}} Автор описания:{{objectCandidate.author}} Сайт:{{objectCandidate.site}} Координаты:{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}} |
Объекты
Как художник Владимир Овчинников радует жителей и раздражает власти Боровска — Российская газета
Как художник Владимир Овчинников радует жителей и раздражает власти Боровска.
Древние русские города известны своими народными промыслами — игрушками, посудой, вышивкой, росписью. В Боровске ничего такого не было: он известен как центр старообрядчества на Руси, как место, где работал учителем основоположник космонавтики Константин Циолковский…
Но с некоторых пор в Боровск едут и для того, чтобы посмотреть на роспись. Точнее, стенопись, как назвали творчество Владимира Овчинникова. Он расписывает фасады домов.
— В какой-то момент у меня стал падать интерес к мольберту, — рассказывает художник, глядя на свой город с кручи над рекой Протвой. — Казалось, исписался. Но местный художник Вячеслав Черников рассказал, что в Прибалтике видел роспись по домам. Я сразу ему ответил: да, это надо пробовать.
Картина первая. «Глобус» и репрессии
Что изображать на фасадах? Овчинников стал советоваться с народом. Многие высказывались за историческую тему. С ней не испишешься. И вот со стен уже несколько лет на нынешних жителей смотрят их предки. Или не смотрят даже — занимаются своими делами. Ведут торговлю, собирают урожай, чаевничают… Так прошлый Боровск встретился с нынешним.
Каждый рисунок дополняют стихи жены мастера — Эльвиры Частиковой. Кисть и слово — чем не основа? Один из альбомов-путеводителей по городу, составленный по картинам Овчинникова, так и называется.
Владимир Овчинников рядом с «Глобусом Боровска».
Фото: Игорь Давыдов
Боровск — небольшой город в Калужской области. Но, глядя на работы Овчинникова, становится ясно, что это целый мир. Неудивительно, что на одной из картин в самом центре он нарисовал глобус Боровска:
— Прежний мэр Александр Егерев дал мне карт-бланш. Говорил, рисуй, как хочешь, можешь даже эскизы не показывать. А новый мэр, посмотрев на «Глобус», сделал так, что мне выписали взыскание. Мол, испортил стену.
После этого художник ходил к Егереву, тот предоставил все бумаги — и суд решение о штрафе отменил. Но власти с тех пор вымарывают некоторые произведения Овчинникова. Особенно те, что связаны с политическими репрессиями. В Боровском районе более двух тысяч людей, которые им подверглись.
Картина вторая. Наполеон: профиль и анфас
На заборе вдоль дорожки, ведущей к пешеходному мосту через реку, — целая галерея. С картин смотрят выдающиеся люди Боровска и окрестностей. Все — выходцы из XIX века. Адмирал Сенявин, математик Чебышев, философ Федоров… А в ХХ веке — пустое окошко.
— Потому что умных людей или уничтожили, или выдавили за границу, — объясняет Овчинников.
Краевед Антипов и поэт Прокошин в галерее Боровска.
Фото: Сергей Михеев
И все же есть те, кто оставил свой след в истории. Может, и не такой яркий. Вот краевед Антипов, занимавшийся историей Пафнутьева монастыря и создавший его музей. Вот поэт Прокошин, написавший, как любит осенние тополя и провинцию в желтой накидке.
А вот репродукция картины Прянишникова «В 1812 году», на которой французы бредут по заснеженной России, разбитые и замерзшие. Она дополнена изображением Наполеона в профиль и анфас.
Владимир Овчинников и Наполеон.
Фото: Сергей Михеев
— Как фото преступника, — кивает художник. — Наполеон ведь останавливался в Боровске в 1812-м. А Илларион Михайлович Прянишников — родом из села Тимашово в семи километрах отсюда.
До недавнего времени были здесь и изображения, списанные с тюремных фотографий репрессированных боровчан, и картина, посвященная крестьянскому восстанию в этих местах в 1918-м. Закрасили…
Картина третья. Футбол и голуби
Улица Советская в Боровске меньше всего похожа на советскую. Деревянные дома, огороды и речка, плетущая травы по берегам. Это место любят художники — и местные, и приезжие. А стихи на картинах Овчинникова здесь — с легким французским акцентом:
По воздушным ямам самолетик
К берегу лазурному летит.
Помахала бы ему, да сложно —
Прижимаю Родину к груди.
К Владимиру Александровичу многие идут с просьбой нарисовать что-нибудь на их доме. Но не знают, что именно. Овчинников знает. Не только историю, но и людей. Так на одном фасаде появился фрагмент из фильма «Любовь и голуби», на другом — эпизод из футбольного матча с участием олимпийского чемпиона Алексея Парамонова.
Алексей Парамонов на Советской улице.
Фото: Сергей Михеев
— Отец хозяйки дома был заядлым голубятником, — объясняет автор. — В 1960-70-х здесь было две главные страсти: голуби и футбол. А Парамонов родился в Боровске. Отец Алексея Александровича держал здесь скобяную лавку. Вскоре после того, как в 1920-х годах семью Парамоновых лишили избирательных прав, то есть применили репрессии, они перебрались в Москву.
Цыганский мотив — на фронтоне покосившегося дома, где живут цыгане. Когда Овчинников предложил его обитателям украсить хибару, те сначала не поверили, а потом долго благодарили мастера.
— Сейчас таких сцен, конечно, не увидишь, — смотрит на цыганский танец под крышей Овчинников.
Картина четвертая. Пушкин и «Звездолет»
Собрание боровских купцов тоже осталось только на картине. Они пьют чай, сидя за столом и поглаживают бороды, смотрят на церкви. До нынешнего времени сохранились далеко не все. И Успенская (теперь — Ленина) улица, по которой, как в деревне, в ту пору разгуливали гуси и свиньи, теперь выглядит иначе.
Чаепитие в Боровске.
Фото: Артем Локалов
— Пушкин своему другу Петру Каверину так и писал сюда: «Каково поживаешь ты там в свином городке?» — рассказывает художник, стоя рядом с картиной, на которой и Пушкин, и поросята, и бор.
Действительно: название Боровск скорее не от слова «бор», а от слова «боров». Так что Пушкин прав. Но народу хочется, чтобы был «бор». Так красивее.
Александр Пушкин называл Боровск свиным городком.
Фото: Игорь Давыдов
Как раз на опушке бора «приземлился» и «Звездолет» Овчинникова. Так он назвал округлый заброшенный отстойник. Теперь на борту, судя по изображениям в иллюминаторах, — известные люди, связанные с космосом. Это не только местные — Циолковский, учительствовавший здесь в начале прошлого века, или Федоров, в 1860-х преподававший тут, а потом заведовавший читальным залом Румянцевской библиотеки.
«Звездолет» Владимира Овчинникова приземлился на опушке соснового бора.
Фото: Игорь Давыдов
Здесь и Гагарин, и Королев, и Армстронг, и Лемм, и Комаров. Даже Хокинг с Маском.
Хочется спросить: «Как тебе такое, Илон Маск?» Но в стихотворении на борту «Звездолета» есть другое важное обращение:
Оставьте и вы звездный след свой на грунте
Боровск. Часть 1: путь на городище и общий колорит: varandej — LiveJournal
Осмотрев в «нулевой» прошлой части Балабаново и Рощу с её средневековым Пафнутьево-Боровским монастырём, отправимся в собственно Боровск, по длинной Коммунистической улице через старообрядческие слободы за Протвой на городище Боровского кремля, где была замучена боярыня Морозова. Здесь же — про общий колорит Боровска, которого в этом маленьком и тихом городке на самом деле через край.
На въезде в Боровск встречает Красивый поворот — это его почти официальное название: дорога, спустившись с лесистого холма в долину еле заметной Истерьмы, делает короткий и крутой изгиб, с которого открывается первый вид на город. Но мы с estrella_de_sur благополучно обошли этот поворот по улочкам села Роща, видами Боровска насладившись от её церкви. От Красивого поворота начинается крутой подъём Коммунистической улицы, за которым Старый город открывает Борисоглебская церковь (1708):
2.
Коммунистическая образовалась из цепочки 4 улиц — Борисоглебской, Московской, Троицкой и Молчановской, и большая её часть проходит по гребню длинного холма, отделённого извилистой Протвой «поперёк» (на западе) от центра Боровска, а «вдоль» (на юге) — от Высокого. На севере — болото, оставшееся от протвинской старицы, на востоке — долина Истерьмы. Словом, хоть и не имеет этот район официального названия, а обособлен, как полноценная слобода. Встречает он мрачноватыми рядами полузаброшенных домов:
3.
Зато напротив них — потрясающие наличники с драконами и слонами!
4.
Дворы за фасадом Коммунистической обрываются может и не прямо к Протве, но к другим улицам, с которых сюда не дотягиваются даже крыши. В один из дворов, под настороженные взгляды женщины и кошки из окна, мы и заглянули, в который раз убедившись, что лучшие виды как правило открываются с помоек и сельских сортиров.
5.
Позади — Роща и Рябушки, причём церковь Рождества Богородицы в Роще (1804), где венчался Циолковский, полностью закрывает собор Рождества Богородицы (1584-86) в Пафнутьево-Боровском монастыре. Правее видна монастырская колокольня 1690-х годов на средневековой Трапезной палате (1511), да пара башен 1630-х годов. Левее — церковь Дмитрия Солунского в Рябушках (1804) и, кажется, Митрофаньевская церковь Пафнутьева монастыря. Всё это я показывал в прошлой части. Ну а труба и многоэтажки — уже в Ермолино, соседнем маленьком (10 тыс. жителей) городке. Немного в России мест, где два города видны с одной точки, а ведь ещё из Боровска видна метеомачта Обнинска, да изловчившись, наверное и Балабаново можно увидеть.
6.
С другой стороны — деревянная Покровская церковь в Высоком (1621). Она в Боровске видна буквально из любой точки, но к ней мы дойдём в самом конце последней части.
7.
А пока вернёмся на Коммунистическую. Она образует шикарную перспективу — с одной стороны Борисоглебская церковь, а с другой — Благовещенский собор (1715). За исключением деталей типа проводов да единичных зданий, этот пейзаж не изменился с середины 19 века.
8.
Голубая табличка кажет на музей Циолковского, что стоит на параллельной улице его имени — раньше она называлась Круглой, а проходит глубокой в низине, возможно опоясывая холм за Протвой. Но пока туда сворачивать не будем — «циолковиаду» Боровска и Калуги я вынесу в отдельный пост. Скажу лишь, что главная ценность этого музея — даже не сам музей, а именно его окружение: этот район по сей день таков, каким Константин Эдуардович видел его в 1887-89 годах, размышляя над проектом дирижабля. А крупнейшее вкрапление, которого учёный не застал — это Покровский собор, построенный в 1910-х годах на вершине холма II Старообрядческой общиной. При Советах из него сделали автобусный гараж, а сейчас храм возвращён верующим и пребывает в состоянии затяжной реставрации. Вблизи большую часть времени его можно увидеть лишь так:
9.
Но я заезжал в Боровск дважды. В калужском хостеле мне случайно попался альбом фресок Владимира Овчинникова (об этом боровском феномене я написал отдельный пост), и я понял, что много знаковых сюжетов упустил. К тому времени у меня были контакты одной боровчанки московского происхождения, и спросив её, не уделит ли она мне пару часов следующим вечером, я узнал ещё про десяток различных деталей и штрихов к портрету, упущенных в первый приезд. По приезде она свела меня с Ириной Кобзарь из местного туринфоцентра, а Ирина предложила мне по сути дела краткую экскурсию по старообрядческому Боровску, а вернее — его «секретным» слоям, скрытым как правило за запертыми дверями. Так как быстро темнело, к Покровскому собору мы поехали на такси, причём половину стоимости Ирина оплатила сама.
Вот так огромный Покровский собор выглядит из-за ограды:
10.
Рядом с ним — Блуждающая Беседка. В начале 2000-х у Боровска был классический для бывшего СССР Колоритный Мэр — Сергей Зеленов, прежде командовавший пожарной дружиной. Благоустройством города с почти пустым бюджетом он занимался как мог, в основном договариваясь с бизнесменами, и например Ильич на главной площади при нём прирос с разных сторон фонтаном и беседкой. Потом Зеленова ушли, с его наследством в городе стали бороться, примерно как с наследством Лужкова в Москве, беседку несколько раз переносили с места на место и в итоге отдали староверам, пристроившим её под Покровский собор. Кто и когда я сделал — теперь уже никто точно не вспомнит, но беседка получилась удивительно красивой — я было подумал, что дореволюционная.
11.
После революции 1905 года и манифеста о веротерпимости для русского староверия наступил свой «серебряный век» («золотым» была эпоха Екатерины II). Огромные капиталы старообрядческого купечества стали оборачиваться строительством роскошных храмов. Искусствоведы стабильно возмущаются определению «старообрядческий модерн», и всё же что-то неуловимо общее в облике подобных храмов есть. Выйдя из подполья, древлеправославные в своей архитектуре не ударились в вычурню роскошь, а стали подчёркивать свою современность — «мы не средневековые мракобесы, мы деловитые честные люди, шедшие хоть и в тени, но со временем в ногу!». Покровский собор Второй общины стал одним из главных памятников той эпохи:
12.
На стене — цветок, как знак надежды:
12а.
На заднем дворе — сторожка, и Ирина предположила, что здесь, в специально освящённой печи, записки прихожан отправлялись к небу:
13.
Внутри собор величествен и мрачен, как высокая пещера. Заложенный в 1912 году, к 1917 году он был готов и освящён, но ещё не отделан. Убранство тут не было никогда, и хотя многие староверы поддерживали большевиков по принципу «враг моего врага мой друг», вскоре стало ясно, что безбожнику совсем не важно, два перста в крёстном знамении воздеты или три. Строительство собора остановилось, а в 1928 году он был закрыт и несколько десятилетий впитывал копоть автобусов. Кажется, реставрации здесь ещё на десятилетия…
14.
Полностью разрушена была новообрядческая Троицкая церковь (1793) на Коммунистической, а вот единоверческий Покровский храм вроде и существуют, но сейчас и на храм-то толком не похож. Ему вообще не везло: в 1846 году здесь был построен тайный молельный дом староверов-беглопоповцев; к 1863 году община перешла в единоверие, и примерно тогда же была возведена колокольня. Впрочем, видимо, большая часть прихожан этого не одобрила — приход был очень бедным, и без помощи епархии храм стабильно ветшал. Ну а при Советах его приспособили под склад и водонапорную башню какой-то мелкой фабрики.
15.
Третий в этом районе Введенский храм (1906-08) I Старообрядческой общины стоит в начале улицы Циолковского, в низинке, но зато — в отличном состоянии и действующий.
16.
Отсюда уже рукой подать до моста через Протву, а за мостом Коммунистическая улица начинает набирать высоту к довлеющему над низиной Благовещенскому собору. До революции этот её участок назывался Молчановской улицей, как Молчановка или Крутая горка он известен и ныне. И пожалуй, это самая живописная улица Боровска:
17.
Тем более и пейзаж её не очень-то изменился за полторы сотни лет. Заметьте, что у подавляющего большинства боровских церквей собственно храмы построены в начале 18 века, а колокольни и трапезные — в конце. То был расцвет Калужской земли — от присоединения Киева до эпохи железных дорог, прошедших туда же, к Киеву, через иные края. Боровск почти не вырос за ХХ век — в 1897 году здесь было 8,5 тысяч жителей, сейчас 10,5 тысяч. Но думается, он и за 19-й век не очень-то вырос — его среда эпохи классицизма впечатляет не отдельными зданиями, а потрясающей цельностью.
18.
Здесь же начинается «параллельный город» фресок Владимира Овчинникова. Как уже говорилось, я их собрал в отдельный пост, где вы можете посмотреть, что скрывается за тем или иным названием. На кадре выше слева остатки погубленного вандалами Чебышева, а справа — «Красивый поворот», «Пять окон» и «Кольца времени». Украшенный ими дом принадлежал тем самым купцам Молчановым, от которых произошло название улицы, и в 1889-92 годах в нём снимала квартиру семья Циолковских. А на кадре ниже — самое внушительное здание Коммунистической, трёхэтажная прогимназия, по своим временам смотревшаяся, наверное, как настоящий небоскрёб:
19.
Конец Коммунистической — и место наибольшей концентрации фресок Овчинникова. На доме справа «Глобус Боровска», «Во имя России», «Циолковский» и «Во молодец наш огурец!», на доме слева — «Песня весны» и «Старый город». Ещё выше будет широкая ровная площадь Ленина с бескрайними торговыми рядами, но мы пока что повернём.
20.
Сквер ниже расписного дома упирается в крутой обрыв, под которым — памятник Юрию Гагарину (2011). Таких бюстов, на разных постаментах, в 2010-х годах серией поставили по всему миру вплоть до Иерусалима и Гаваны. Скульптора, между прочим, зовут Алексей Леонов — но это не ещё один талант «самого публичного космонавта», а просто тёзка с Украины. Инициатором серии памятников был Руслан Байрамов, потомок азербайджанца и русской староверки из далёкого села на Кавказе. И в общем немудрено, что человек с таким происхождением назвал свой благотворительный фонд «Диалог культур — Единый мир», а в нескольких километрах от Обнинска создал парк-музей Этномир, сущность которого, не побывав там, я не рискну пересказывать — на чужих фотографиях мелькают то скансен с репликами жилищ разных народов мира, то памятники самым неожиданным людям от Конфуция до Ломоносова с ГЗ МГУ в руках, то сказочные дворцы… В Этномир, как и в Николо-Ленивец, стоит ехать отдельно. Но была у Байрамова ещё одна слабость — космос, и это сказалось на Боровске, который он одарил триптихом памятников — космонавту Гагарину, теоретику Циолковскому и философу Фёдорову.
21.
Лесенка от памятника Гагарина выводит к следующему звену триптиха — памятнику Циолковскому (2007), поставленному на городище «по мотивам» Монумента Покорителям Космоса в Москве. И если ракета почти такая же, то Констнатин Эдуардович тут ещё не «бородатый чародей», а молодой человек с горящим взором, устрелмённым в небеса. Как я понимаю, ракета здесь 1960-х годов, и ранее рядом с ней стоял канонический бюст умудрённого летами учёного, но его в 1980-х годах расколотил какой-то псих. А скульптура, где-то слышал, изначально замышлялась как Памятник Чудаку, в Боровске как нельзя более уместный.
22.
Памятник Николаю Фёдорову расположен не здесь, а на площади. На городище же когда-то стоял Боровский кремль: город, по данным археологов, возник где-то в 11 веке, в летописях впервые появляется под 1358 годом, а в 1378-1410 годах был даже одним из двух центром Серпуховского княжества. Но роль крепости уже к 16 веку перетянул на себя Пафнутьев монастырь, а кремлю оставалась больше административная функций, и к 19 веку он благополучно переродился в комплекс Присутственных мест, квартал невзрачных зданий начала 19 века.
23.
Но ещё раньше это место стало Старообрядческой Голгофой. Аввакума, конечно, сожгли в Пустозерске — но Пустозерск слишком уж далеко да в местах, мало пригодных для жизни, в то время как в Боровск поклониться духовным подвигам прошлого мог любой старовер из Москвы. В Боровске Аввакума тоже держали в одной из башен Пафнутьева монастыря, но здешними мученицами стали сёстры-боярыни Морозова и Урусова. Этот неистовый образ бледной женщины в чёрном, что везут на санях через бурлящую толпу, известен в России наверное каждому по картине Василия Сурикова. Боярыня Феодосия Прокофьевна Соковнина была дочерью окольничьего, а замуж вышла за Глеба Морозова — родственника Романовых. Его брат Борис умер бездетным, оставив чете Морозовых грандиозное состояние, а вскоре и сама 30-летняя Феодосия Морозова стала вдовой. Она находилась у самой вершины Русского Царства, была вхожа в покои царицы, и о том, чтобы взять её в повторный брак, мог бы мечтать каждый русский боярин. Но такое не входило в её планы, и Феодосия Прокофьевна надела власяницу да ударилась в молитвы, посты и благотворительность. Наверное, этим многие восхищались, и лишь один человек говорил ей вещи вроде «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» и «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором». Этим человеком был протопоп Аввакум, своим неистовством славный на всём жизненном пути от родного села до Путозерска. К единственному критику в хоре льстецов Морозова прислушивалась, верила ему во всём, и когда наступил Раскол — встала на сторону Аввакума. За собой она увлекла сестру Евдокию (в замужестве Урусову), и для царя всё это значило угрозу — раскольники во дворце! Поначалу сестры пытались избежать конфликта, появлялись на различных торжествах и на «никонианских» службах, и двор относился к ним как к безобидным чудачкам. Но в 1670 году Морозова тайно приняла монашество с именем Феодора, и начала понемногу отдаляться от московской знати. Поводом для репрессий стал отказ от приглашения на царскую свадьбу в 1671 году, а когда в дом к сёстрам-раскольницам наведался архимандрит кремлёвского Чудова монастыря, они демонстративно разговаривали с ним лёжа. После такого вызова сестёр арестовали, долго таскали по тюрьмам и ямам Москвы, пытали на дыбе и наконец собирались сжечь в срубе, но заступился за них тогда весь московский двор: Раскол расколом, а казнь боярыни из дюжины высших семейств — это прецедент, и каждый боярин припомнил предания о временах Ивана Грозного, да рассудил — «следующим буду я?». Поэтому в 1674 году боярынь отправили в Боровск, сначала в Пафнутьев монастырь, а потом в кремлёвский острог, где к осени 1675 года, посадив в яму, тихо уморили голодом.
24.
Знатнейшие из раскольниц, известнейшие из не идеологов (как Аввакум), но последователей, Морозова и Урусова для староверов оказались где-то рядом с раннехристианскими мучениками, а холм Боровского городища сделался подобием Голгофы. Уже в 1682 году на могилу боярыни её братья Алексей и Фёдор положили белокаменную плиту. Боровск стал фактически священным городом старообрядчества. К началу ХХ века он оказался единственным (!) городом Российской империи, где староверы составляли большинство населения: до 70% местных жителей не брили бород и крестились двумя перстами. Староверы не раз пытались построить часовню на месте ямы, но даже в «золотой век» меж двух революций им этого не удалось. Мощи боярынь после революции хранились в музее, накануне войны были спрятаны староверами, да тот, кто прятал — погиб, унеся секрет их местоположения с собой в могилу. Поэтому теперь староверы ждут чуда Обретения Мощей, а на месте острожной ямы в 2002-03 году возвели часовню Феодоры и Евдокии. В здании училища по соседству образовался женский монастырь, пять его матушек приехали из другого города, а в староверие недавно перешли из новообрядчества, и в итоге за возрождение древлеправославного Боровска взялись столь рьяно, что поссорились сначала с РПСЦ, превратившись в сами себе раскольничье согласие, а потом и с городом — например, присвоили построенную до них часовню и экскурсии туда водили лишь для тех, кого считали благонадёжным. Теперь в часовню водят экскурсии из расположившегося в том же здании музея, который создал Владимир Кобзарь, супруг уже знаокомой нам Ирины из туринфоцентра. Под полом часовни — крипта, символизирующая яму боярынь, а в ней — то самое надгробие 17 века, ХХ-й век проскитавшееся по музеям Калуги, Москвы и Боровска. Фотографировать здесь запрещено, но я украдкой всё же сделал кадр.
25.
В самом музее старообрядчества небольшая, но интересная экспозиция:
26.
Вид с городища на Протву. За мостиком — больница, а за лесом — Институт, крупнейший в России научный центр физиологи и биохимии животных, такой своеобразный отголосок обнинского наукограда.
27.
Туда можно спуститься по Советской улице, крутой, как где-нибудь в горах. Машины из этой улицы выползали наверх с рёвом и клочьями серого снега из под колёс, и казалось, что ещё чуть-чуть — и поползут вниз. Но эту улицу любят художники, поэтому боровчане в шутку зовут её «наш Монмартр».
28.
Вид с моста на городище:
29.
И на Покровский собор вдалеке:
30.
У извилистый Протвы не замерзал фарватер, столь ровный, будто по речке прошёл какой-то маломерный ледокол:
31.
Дальше можно было бы подняться и выйти на площадь Ленина, а от неё по старым улицам на юг к текстильным предместьям и Высокому. Но это тема для отдельного поста, а пока что поговорим о боровском колорите и деталях его пейзажа в целом. Например, куда бы вы ни шли, вам периодически будут попадаться дома с резными карнизами и наличниками:
32.
32а.
Облик их довольно характерен, а резьба раздует глаз своей ажурностью:
33.
34.
Наличники с полукруглыми завершениям — самые ценные: их резали до революции, после которой эта ветвь прервалась и уже не возродилась. На весь город домов с наличниками такой формы осталось всего несколько. Но даже современные наличники в Боровске радуют глаз:
34а.
Однако те, что со слонами, из увиденных мной так и остались самыми яркими.
35.
Боровск вообще богат на колоритные сюжеты стереотипнейшей русской глубинки. Рыбаки на льду у речки, дети в санках на горке, а вдали неизменные главки церквей.
36.
В меру ухоженный и зажиточный, Боровск — это какая-то идеальная русская глубинка, какой она должна быть. Здесь не щемит сердце от тоски, как в малых городах Тверской или Ярославской области, не страшно ходить по вечерам, как в малых городах Владимирщины или Рязанщины, но детали пейзажа — все те же.
37.
Ко всему прочему, Боровск — ближайший к Москве город за пределами Подмосковья. Он даже к 101 километру, как какой-нибудь Алекснадров, не относится, потому что до Москвы отсюда меньше 100 километров, да и стратегический Обнинск рядом. И хотя при Советах тут жили опальные интеллегенты, в отличие от 101-х городов Владимирщины 101-е города Калужской области избежали заполонения уголовниками.
38.
Боровск в 1929-44 годах входил в Московскую область, но в итоге вернулся в «полноценную» русскую провинцию. Подмосковье — это, как ни крути, всё же задворки Москвы, в лучшем случае её предместья, периферия того, что в остальной стране самозабвенно называют «не Россия». А здесь Россия «правильная», безоговорочная, но так близко, что из Москвы в Боровск можно просто съездить погулять, равно как и из Боровска в Москву — по магазинам или на какое-нибудь событие. К тому же, рядом зажиточный Обнинск, где всего необходимого для жизни — вдосталь.
39.
Поэтому примета Боровска, целая прослойка его жителей — это москвичи, решившие сменить шумный мегаполис на поэтичную патриархальную глубинку, при этом почти ничего не потеряв в плане качества жизни. То есть немалая часть прохожих, что вы видите на улицах Боровска — это на самом деле москвичи, и именно для них жильё тут строится целыми кварталами. Но кварталами — малоэтажными, потому что есть ли смысл менять человейник в Чертаново на человейник в Калужской области?
40.
Хватает в Боровске и просто туристов, и город пытаются как-то приспособить для их нужд. В центре многие здания и улицы снабжены информационными табличками:
41.
А такими вот вешками оформлены минимум два тематических маршрута — «Тропой паломника» (по церквям) и «Город космической мечты» (по Циолковиаде).
42.
На площади Ленина — уже упомянутый информационно-туристический центр Боровска с рисунками утраченных храмов на стене. Это не госучреждение «для галочки», а частная организация; работают в туринфоцентре замечательные люди и туристу он действительно полезен. В том числе потому, что у четы Кобзарей отличные отношения со староверческой общиной, а стало быть возможность провести туристов к камню Морозовой или в Покровский собор. Староверческое прошлое сейчас пытаются сделать главным туристическим «брендом» Боровска, и в этом направлении сложилась нешуточная конкуренция — с туринфоцентром соперничает краеведческий музей, который долгое время возглавлял председатель старообрядческой общины.
43.
И в каком-то смысле Боровск — по сей день город Раскола. Его культурная среда — это с одной стороны строгие бескомпромиссные потомки староверов (а воцерковлённых старообрядцев в Боровске около 400 человек), с другой — московские художники, эстеты-интеллектуалы и утомлённые столичной суетой предриниматели. Суммарно — амбиции, соперничество, интриги, недоверие. При том что все они делают общее дело, украшая и развивая родной городок. Например, в Боровске 21 века натуральный бум частных музеев: уже упомянутый Владимир Кобзарь организовал музей старообрядчества, бывший мэр-пожарный Сергей Зеленов учредил музей пожарной охраны, а потомки фабрикантов Полежаевых создали в особняке своего предка музей русского предпринимательства. Как-то Владимир Овчинников пытался установить памятник жертвам сталинских репрессий, а ему возражали, что уместнее в Боровске был бы Памяник Русскому Инакомыслию вообще, в сюжет которого вошли бы и неистовый Аввакум с боярыней Морозовой, и тихий, ни с кем не боровшийся, но мысливший иначе Циолковский, и жертвы сталинизма, и диссиденты Региона-101. В итоге памятник инакомысилю не поставили, памятник репрессиям пал жертвой вандалов, а в Боровск быстренько выписали камень с Соловецких островов, чтобы просто поставить точку в споре. И все эти страсти, вся эта солянка староверов, москвичей, да ещё и среднеазиатских гастрбайтеров — в 10-тысячном городке, где каждый о каждом знает все сплетни.
44.
Между патрихальным уездным и чудаковатым современным Боровском вклинивается Боровск советский — но он очень серый и совсем не бросается в глаза:
45.
Пятиэтажки в орнаментах — «фишка» Калужской области:
45а.
В Боровске хорошие дороги (а вот тротуары местами так себе), а фонари ярко горят даже в глухих переулках у пропастей оврагов.
46.
Здесь неплохие кафе (хотя мы обедали в блинной, тоже отличной и недорогой), а в рыночном павильоне ярмарка фермерских продуктов совсем не отличается от московских.
47.
Но в отличие от Москвы, тут за каждым вторым домом открывается дальний вид. На соседних холмах — свои церкви, как например Михаила Архангела (1910) в селе Красное:
48.
История сохранила фото её деревянной предшественницы (1774):
48а.
Или с другой стороны от города — весьма нетривиальный новодел церкви Рождества Иоанна Предтечи в Комлево:
49.
-Что ж у нас люди договориться не могут, когда такая красота вокруг? — спросила одна женщина батюшку, любуясь от его храма панорамой города.
-А потому и не могут. Где красота — там бесы-то и ярятся!
50.
Но со стороны все эти дрязги не видны, а виден лишь разультат того общего дела, что делают все эти люди. И в следующей части расскажу про самый заметный пласт Боровска как города художников и чудаков — фрески Владимира Овчинникова.
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ-2018
Моя космическая программа и оглавление.
Краткий обзор краткой поездки и оглавление.
Обнинск. Город.
Обнинск. Первая в мире АЭС.
Боровск. Балабаново и Пафнутьево-Боровский монастырь.
Боровск. Дорога в центр и общий колорит.
Боровск. Фрески Овчинникова.
Боровск. Центр.
Калуга. Общий колорит.
Калуга. Старый торг и окрестности.
Калуга. Церкви.
Калуга. Палаты и особняки.
Калуга. Колыбель Космонавтики.
В Боровске новый скандал — люди жалуются: уничтожается архитектурный облик города
В историческом центре фасад старинного здания на ул. Советской, 6 А из-за недавнего ремонта утратил былой облик. Прежде оштукатуренные стены, выдержанные в единой цветовой гамме, теперь облицованы разноцветными асбестовыми панелями. Ведь регламента, который бы запретил такую самодеятельность, до сих пор нет.
Три года и восемь месяцев
Разговоры о том, что Боровск нужно сохранить во всем его историческом великолепии, идут давно. В городе полно достопримечательностей, тут и знаменитый Боровско-Пафнутьевский монастырь, и старообрядческие храмы, и главное — город сохранил свою деревянную застройку, а далеко не всем небольшим старинным городам так повезло.
Первое обсуждение в Законодательном Собрании Калужской области статуса Боровска как исторического поселения прошло три года назад. Даже чуть больше, это был февраль 2017-го. Тогда о необходимости сохранить уникальный архитектурный вид Боровска впервые заговорили на законодательном уровне. С тех пор много воды утекло, много бумаги исписали.
«Ранний Климов»
И все это время в Боровске разрушали старые дома и возводили новые. В стиле, который местное население называет «ранний Климов». В честь бывшего мэра, именно при нем в 2018 году произошел резонансный «градостроительный скандал» со сносом аутентичных зданий в центре города. Тогда уничтожили два дома, а на очереди стояло еще около 10 старинных строений. Накал страстей достиг столицы. Трудно было найти федеральное издание, которое бы не обратилось к этой теме. И сам Владимир Путин дал распоряжение правительству Калужской области «обеспечить сохранение исторической застройки Боровска и совместно с Минкультуры России принять меры по его включению в перечень исторических поселений федерального значения». Путь, по которому должен развиваться город, указали.
Но необходимые документы, тем не менее, до сих пор не подписаны, и желанного статуса город до сих пор не имеет. Хотя ходят настойчивые слухи, будто бы бумаги медленно, но все же продвигаются по инстанциям и сейчас-де они находятся на проверке в Минюсте…
Своя рубашка ближе к телу
«За последние два месяца собственниками снесено три старинных строения. Именно такие дома с резными наличниками и формируют уникальный вид Боровска, поэтому это большая утрата», — сокрушается председатель областного ВООПИиК Владимир Кобзарь.
Обыватели опасаются, что придание центральной части города статуса исторического поселения перекроет им возможность пользоваться своей собственностью по личному усмотрению. Кто-то, допустим, купил участок в центре со старым домишкой, хотел современные хоромы возвести в три этажа, а тут возьмут, да и запретят такое строительство… Что же, в развалюхе жить?
«Мне кажется, что некоторые противники идеи сохранения старой части города даже не ознакомились с последней редакцией проектной документации, — говорит руководитель ВООПИиК Боровского района Сергей Попов. — Между тем, предполагается, что дом, который включен в историческое поселение и в котором уже нельзя проживать из-за его технического состояния, можно разобрать, и на его месте построить новый, но в том же стиле. Главное, чтобы любое новое строительство не нарушало характера историко-архитектурной и природной среды Боровска».
Дом на ул. Володарского, 64. Снесен в сентябре этого года
Дело идет, но медленно
Так, к примеру, будет решаться вопрос и с постройкой новой школы искусств на пустыре, который образовался в результате сноса старых домов. Как говорит заместитель главы администрации Боровского района Алексей Гераськин, инвесторы возведут здание по индивидуальному проекту, учитывающему особенности окружающей архитектуры. Встреча с инвесторами Белоруссии прошла как раз в эту среду.
И здание бывшей тюрьмы на Берникова тоже восстановят. Правда, и тут все двигалось крайне медленно. Светлана Шорохова, инвестор проекта, рассказала, что несколько лет не могла согласовать с прежней администрацией подводку коммуникаций — но сейчас уже и коммуникации подвели, и отмостку отремонтировали, и практически восстановили входную группу. В основном корпусе перекрывают крыши, вскоре приступят к газификации объекта. Восстановительные работы курирует областной минкульт. К слову, тюрьму в первоначальном виде Светлана Шорохова воссоздавать не планирует, сохранятся лишь некоторые элементы. Концепция здания сейчас обсуждается с заинтересовавшимися задумкой туроператорами. Среди них — компания, специализирующаяся на квестах и костюмированных шоу-представлениях. Предполагается, что посетить «Тюремный замок» туристы смогут уже в будущем году. Часть помещений отдадут под выставочный зал, а под крышей предпринимательница хочет сделать кафе со смотровой площадкой.
А вот на усадьбу купца Шокина инвесторов пока не нашли. И сейчас встал вопрос: что делать? Где брать денег на реставрацию главного дома, на спасение хозяйственных построек?
«Ежегодно из федерального бюджета на помощь малым городам и историческим поселениям выделяется порядка 5 млрд, — говорит Сергей Попов. — И пора поднимать вопрос о пересмотре для них бюджетной политики государства, о большей самостоятельности в распоряжении собственными налоговыми поступлениями».
Получить господдержку на развитие города — это мечта, объединяющая и краеведов, и администрацию Боровска.
***
Сейчас многочисленные автобусы с туристами в Боровске надолго не задерживаются. Посетят монастырь и площадь Ленина, где находится памятник адмиралу Синявину. И едут дальше… В центре нет гостиниц или гостевых домов, нет возможности остановиться, переночевать, погулять два-три дня по городу, где, поверьте, есть что посмотреть. Боровск может стать настоящей туристической меккой нашей области. Если не упустить такую возможность.
Фото Сергея Попова
Боровск – последняя обитель Боярыни Морозовой (авторская экскурсия Валерия Страхова)
Есть известные, часто посещаемые туристические маршруты. Вы уже побывали на многих из них. Но ведь еще так много уголков России, хранящих седую древность и память о знаменательных событиях отечественной истории. Боровск и его окрестности сохраняют до нашего времени свой колорит, где все «Русью пахнет». Берега извилистой реки Протвы, живописные холмы, густые леса, упоительно чистый воздух, купола многочисленных церквей, соседство с Пафнутьевым монастырем делают Боровск с его давней, насыщенной неординарными событиями историей весьма привлекательным, не похожим ни на один другой город Центральной России.
Мы приглашаем вас посетить город Боровск и вспомнить о великих людях России, судьба которых связана с этим городом. Протопоп Аввакум – гений русской духовной культуры XVII века, обессмертивший свое имя знаменитым «Житием» и ставший символом духовного движения, получившего название старообрядчество. Боярыня Морозова, известная нам благодаря картине В.И. Сурикова, – олицетворение стойкости и преданности своим убеждениям. В чем же смысл и дух старообрядчества, который давал неодолимую силу и несгибаемость боярыне, везомой на смерть, и многим тысячам тех, кто остался верен «древнему благочестию» даже до смерти? Времени в пути у нас будет достаточно, чтобы постараться найти ответ на этот вопрос.
Боровск – один из древнейших городов Калужского края. Город героической истории, служивший защитным форпостом южных рубежей Москвы, стал заметной вехой в истории старообрядчества. В Пафнутьев монастырь был сослан и находился в заключении протопоп Аввакум, а затем оказалась в Боровске и его духовная дочь Ф.П. Морозова. Память и почитание их подвига сохранялись среди старообрядцев всей России. В настоящее время об этом свидетельствует старообрядческая часовня памяти боярыни Морозовой и княгини Урусовой и иже с ними пострадавших за старую веру, которую мы посетим. Чтобы наш рассказ о старообрядчестве был лучше раскрыт, мы посетим старообрядческий храм Введения Пресвятой Богородицы и постараемся ощутить его специфику и наследие древности в старопечатных книгах и предметах старообрядческого церковного обихода. Возможно участие представителей старообрядческой общины и демонстрация примеров знаменного пения, принятого в старообрядческом храме.
Гений всегда опережает свое время, часто идет наперекор власти и остается не понят большинством. Так было в XVII веке, так же случилось и в XX. Именно в Боровске суждено было жить К.Э. Циолковскому. Мы вспомним об этом удивительном человеке, увидим необычный памятник родоначальнику отечественной космонавтики и посетим музей-квартиру К.Э. Циолковского.
В 3 км от Боровска находится древний Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь, основанный в 1444 г. одним из самых почитаемых древнерусских святых – преп. Пафнутием. Архитектурный комплекс монастыря, складывавшийся на протяжении ХV–ХIХ вв., представляет немалый интерес. Главный храм обители — пятиглавый собор Рождества Пресвятой Богородицы- одно из самых совершенных воплощений архитектуры XVI века. Монастырь на Протве в течение трех веков был одним из художественных центров Руси. Здесь работали крупнейшие зодчие и живописцы древности, например Дионисий. Значение монастыря в духовной истории России трудно переоценить: отсюда начали свой духовный путь основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий, епископ Ростовский и автор «Жития преподобного Пафнутия» Вассиан Санин, митрополит Московский Макарий. В монастыре (на завершающем этапе экскурсии) обязательно будет свободное время, в рамках которого можно перекусить в монастырской чайной и приобрести вкусную выпечку.
Окрестности Боровска славятся водными источниками. Поэтому мы отправимся на почитаемый целебный источник Пафнутия Боровского с купальней в селе Высокое. Это место, где начинал свой монашеский путь преп. Пафнутий. Сохранилась деревянная Покровская церковь 1623 г. – редкий памятник деревянного зодчества XVII века в центральной России. Ныне Покровская церковь и источник – территория подворья Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Место красивое изначально облагораживается и становится одним из самых притягательных в Боровске.
общая информация, погода, карта и фото
Боровск инфоНазвание города: Боровск
Страна: Россия
Население: 11 578 чел.
Языки: русский, татарский, коми, чеченский, чувашский, башкирский
Валюта: рубль
Часовой пояс: Европа / Москва
Погода в БоровскеТемпература: 6.92 ° С
Ветер: 3 м / с, Юго-Юго-Восток
Влажность: 71%
Давление: 1014 гПа
Восход: 02:11:01
Закат: 16:53:22
Не тайская информацияНазвание города: Не тайский
Страна: Таиланд
Население: 11959 чел.
Языки: тайский, английский
Валюта: бат
Часовой пояс: Азия / Бангкок
Погода в Non ThaiТемпература: 28.89 ° С
Ветер: 1,63 м / с, Запад-юго-запад
Влажность: 100%
Давление: 1006 гПа
Восход: 22:52:40
Закат: 11:27:23
Количество объектов в Боровске VS Количество не тайских объектов
Ближайшие города Боровска Ближайшие города НетайлаАриэль Боровски — Науки о речи, языке и слухе
Научные интересы / области обучения:
- Распознавание слов и предложений онлайн
- Лексико-семантическое развитие
- Прогнозирование в языке, обучении и обработке данных
- Развитие речи у детей с типичными нарушениями развития и развития речи
- Ранние маркеры риска нарушения развития речи и чтения
- Методы включают: слежение за глазами, компьютерное моделирование, потенциалы, связанные с событиями / ЭЭГ.
Биография:
Д-р Ариэль Боровски — доцент кафедры речи, языка и слуха, с любезным приемом в отдел психологических наук. Ее специализация — языковое развитие, с особым вниманием к навыкам, способствующим раннему изучению слов и навыкам языковой обработки. Ее работа направлена на информирование ученых, клиницистов и педагогов о когнитивных, лингвистических и экспериментальных факторах, которые могут помочь всем детям научиться общаться и выявлять ранние языковые расстройства.Ее исследования публикуются во многих научных изданиях и финансируются Национальными институтами здравоохранения. Кроме того, она твердо привержена взаимодействию с множеством ученых, студентов и их семей в различных общественных и научных кругах.
Доктор Боровский будет принимать заявки на соискание ученой степени доктора философии. исследование на осень 2021 года.
Примеры недавних исследовательских вопросов:
- Каковы ранние маркеры риска задержки речи и чтения дошкольников и школьников
- Как развитие лексико-семантической сети предсказывает результаты изучения лексики и языка?
- Как мы используем общие когнитивные механизмы предметной области, такие как предсказание, для понимания речи и изучения языка?
Недавние публикации: (Избранные недавние публикации)
- Боровский, А. (в печати). Когда замедление обработки помогает обучению: лексико-семантическая структура поддерживает сохранение, но мешает устранению неоднозначности новых сопоставлений объект-метка. Наука о развитии. PDF
- Боровский А., и Петерс Р. Э. * (2019). Размер и структура словарного запаса влияют на лексическое распознавание в реальном времени у 18-месячных. PLoS ONE 14 (7): e0219290 . PDF
- Reuter, T., Borovsky, A., & Lew-Williams, C.(2019). Предсказание и перенаправление: ошибки прогнозирования способствуют усвоению детьми слов. Психология развития, 55 (8), 1656-1665 . PDF
- Петерс Р.Э. * и Боровский А. (2019). Моделирование раннего развития лексико-семантической сети: особенности восприятия имеют наибольшее значение. Журнал экспериментальной психологии: Общие, 148 (4), 763-782 . PDF
- Язбек, А. *, Кащак, М.П., & Боровский, А. (2019). Временная шкала развития быстрой адаптации к конфликтующим сигналам при обработке предложений в реальном времени. Cognitive Science, 1, e12704. PDF
Фотография, видео и дрон Орегона звездного качества | Фото: Orion
Мы все еще открыты! Как мы можем помочь тебе сегодня?
Photos By Orion — это семейная фотостудия, расположенная в Салеме, штат Орегон. Мы не любим ничего больше, чем помогать нашему сообществу сохранять и создавать воспоминания. От свадебной фотографии и видеосъемки мероприятий до семейных портретов, портретов пожилых людей и репродукций изобразительного искусства, которые можно повесить на стену, — мы удовлетворим ваши фотографические потребности!
Текущие новости
Все текущие новости из Photos By Orion
Бесплатные портреты для студентов
Мы предлагаем бесплатный портрет любому ученику K-12 из любой школы или района в пределах 30 миль от Салема, штат Орегон.Для получения подробной информации щелкните ссылку выше.
Прямая трансляция или запись свадьбы
Мы также прилагаем все усилия, чтобы помочь нашим парам пожениться даже в эти тревожные времена, потому что празднование любви — это источник надежды среди страха. Чтобы узнать больше о наших всплывающих сообщениях о побегах, посетите нашу страницу о побегах и узнайте, как мы помогаем вам выйти замуж, сохраняя при этом вашу максимальную безопасность.
Кризисное реагирование
Мы в Photos By Orion делаем все возможное, чтобы обеспечить безопасность наших клиентов и сотрудников. Чтобы узнать о наших текущих мерах безопасности в свете вируса короны / Covid 19, посетите нашу страницу с планом реагирования на эпидемию и знайте, что мы делаем все возможное, чтобы обезопасить вас, сохраняя при этом воспоминания о вас.
Наши услуги
Какими бы ни были ваши фотографические потребности, от портретов до создания фотоальбомов, мы здесь для вас! Мы поможем вам на каждом этапе сделать вашу сессию или проект максимально легкими, плавными и увлекательными.Не видите то, что вам нужно в нашем списке ниже? Просто спроси.
Семейный и детский портрет
Отзывы наших клиентов:
«У Ориона и Кэтрин есть невероятный способ сделать фотосессию увлекательной! Они приложили все усилия, чтобы заставить нашего шестимесячного возраста улыбнуться, и фотографии получились великолепными!» Эмили Б
Свадебные фото и видео
Отзывы наших клиентов:
«Компания Photos By Orion сделала нашу свадьбу, и мы абсолютно влюблены в наши фотографии! Нам понравилось работать с ними, и мы очень довольны нашим опытом!» Саманта
Профессиональные выстрелы в голову
Отзывы наших клиентов:
«Кэтрин действительно прекрасно поработала над моими фотографиями, и с ней было очень весело работать.Она очень творчески подходила к настройке снимков, и результаты были фантастическими! »Bonnie H
Мерцающие портреты
Отзывы наших клиентов:
«Не могу поверить, как хорошо выглядят мои фотографии. Большое вам спасибо!» Дженнифер W
HS Senior Portraits
Отзывы наших клиентов:
«Нам нравятся все фотографии, какая замечательная работа! Очень сложно выбрать.»Джоди Б
Репродукции изобразительного искусства
Иногда вы хотите, чтобы в вашем доме было выставлено красивое искусство. Мы можем с этим помочь!
.