Разное

Фото храм василия блаженного сверху: Секреты храма Василия Блаженного: sibved — LiveJournal

Секреты храма Василия Блаженного: sibved — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Top
  • Interesting
  • 235 ideas
  • Your 2020 in LJ
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Собор Василия Блаженного — Открытие. Взгляд через объектив — ЖЖ

1. Про этот храм я не знал совсем ничего, кроме того, что он называется Собором Василия Блаженного, находится на Красной площади и очень красив! Поэтому после экскурсии пришлось лезть в Интернет и “информироваться”, чему несказанно рад. Расскажу вкратце и вам о том, что сам узнал.

На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля вдоль Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте располагается Мавзолей. В 1552 году у Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551).

Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василия Блаженного он и был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя), с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на могиле которого стали совершаться чудесные исцеления.

2. Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:


  • Центральный – Покровский

  • Восточный − Троицкий

  • Юго-восточный − Александра Свирского

  • Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)

  • Юго-западный − Варлаама Хутынского

  • Западный − Входоиерусалимский

  • Северо-западный − Св. Григория Армянского

  • Северный – Св. Адриана и Наталии

  • Северо-восточный − Иоанна Милостивого

  • Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.), примыкающий к приделу Василия Блаженного

  • В пристройке 1588 года − придел Василия Блаженного

3. В наше время начало осмотра собора начинается с подклета и придела Василия Блаженного. Дело в том что в Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании — подклете, состоящем из нескольких помещений. Раньше эти помещения были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда свое имущество. На фото ниже: одно из многочисленных помещений подклета.

4.

5. О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора и Никольского храма в Свияжске, Благовещенского собора в Московском Кремле и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.

6. В строительстве собора использовались различные виды кирпичей (для разных элементов конструкции и декора – есть очень информативный стенд, посвященный этому). В XVI веке кирпич был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Обратите внимание, какая толстая прослойка связующего вещества между кирпичами в кладке (на переднем плане)!

7.

8. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений — около 6,5 м. Стены прорезаны узкими отверстиями — продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом — кирпичом, они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.

9.

10.

11. В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвященные. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена. Похоже, это тот самый проход, очень узкий с крутыми ступенями.

12. Кандило XIX в., украшенное разноцветной эмалью.

13.

14.

15. В подклете находятся иконы Покровского собора. На фото ниже: оклад иконы “Василий Блаженный на фоне Московского кремля” и…

16. сама икона.

17. В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного, мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. На фото: рака Василия Блаженного и сень над ней.

18. Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе».

19.

20.

21.

22. Центральная церковь Покрова Богородицы.

23. Во время нашего посещения (а вероятнее всего это происходит здесь очень часто) в этом помещении выступал мужской вокальный ансамбль “Doros”. Исполнялись церковные песни. Мы послушали только одну, поскольку дело было перед закрытием и ансамбль заканчивал свое выступление. Вот это, скажу я вам, было событие! У меня аж мурашки по коже полезли – такой эффект произвело на меня их пение в этом месте. Прекрасные голоса и необыкновенная акустика. На месте продавались и их диски, но, как это бывает очень часто – не было наличных в карманах. Хотя, я думаю, что на аппаратуре не будет такого эффекта…

24. Под шатром и под оконными проёмами обнаружены фрагменты фресковой надписи позволившие восстановить храмозданную летопись XVI в. Долгое время буквы были скрыты под слоями масляной записи. Лишь в конце 1950-х гг. их расчистили в ходе реставрации. Летопись содержит точную дату окончания строительства собора — 29 июня (12 июля н.ст.) 1561 г. Надпись расположена в пять ярусов. Высота букв нижнего пояса составляет 98 см, верхнего — 56 см.

25.

26. Купол церкви Александра Свирского.

27. Несколько видов из окон…

28.

29.

30. Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы. Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х г. ее сменила колокольня, которая и стоит по сей день. Ребра высокого восьмигранного шатра украшены разноцветными изразцами с белой, желтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зеленой черепицей. Завершает шатер небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки — так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов. Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, они снова стали использоваться.

31. Одна из переходных галерей.

32.

Храм Василия Блаженного (16 фото)

Были попытки рассказов про храм на сайте, но это было настолько слабо, что невозможно было представить даже общую картину о этом красивейшем сооружении. Попытаюсь это исправить. Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.

И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии, но еще и просто необыкновенно красив. На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла деревянная, а позже каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

В XVI веке, в 1552 году, у Троицкой церкви был погребён(с большими почестями) блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения. Он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. Василий Блаженный был самым почитаемым русским юродивым. Одна из легенда гласит, что деньги на строительство храма собирал сам Василий. Он приходил на площадь и бросал монеты, которые не трогали даже воры. А перед своей смертью Василий Блаженный отдал все деньги Ивану Грозному. Была еще версия, что царь строит храм в честь памяти о своем отце великом князе Василии III. Но эта версия не была столь сильна, поэтому, не имеет такой силы. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение. До сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом.

О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора, и Никольского храма в Свияжске, и Благовещенского собора в Московском Кремле, и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Нужно отметить, что во время военных походов на Казань по приказу Грозного вокруг Троицкой церкви строились деревянные храмы. Но не просто, а в соответствии со святыми и днями в которые Грозный одерживал победы. Так были построен храмы, Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла (30 августа), в этот день была одержана победа над татарской конницей князя Епанчи, храм Григория Армянского (30 сентября), в этот день пала крепостная казанская стена и Арская башня. А 1 октября начался штурм Казани, закончившийся победой 2 октября, в день Киприна и Устиньи.

Деревянные церкви входили в состав девяти глав-церквей Троицкого храма на Рву, и Московский митрополит Макарий предложил Грозному построить единую каменную церковь. Основная идея храма, кстати, принадлежала митрополиту Макарию. Сначала было решено построить семь храмов вокруг центрального восьмого, а в процессе строительства для симметрии был достроен еще и девятый, южный придел. Позднее девятый придел был освящен в честь Николы Великорецкого.

Шатер-Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты.

Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.

При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади. Аналой устанавливался на Лобном месте, здесь располагалось духовенство, а сам собор служил громадным алтарем своеобразного храма под открытым небом.

В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал и его пришлось реставрировать. Когда для предотвращения пожаров с Красной площади убрали деревянные церкви, то под его своды перенесли пятнадцать престолов снесенных деревянных церквей.

Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что Наполеон в дни оккупации Москвы его войсками, пожелал перевезти здание храма в Париж, а когда выяснилось, что технически это осуществить невозможно, то приказал взорвать собор вместе с Кремлем. И тогда, когда уже были зажжены фитили у взрывчатки, будто бы пошел дождь и погасил их. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали, а в 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы О.И.Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.

Годы Октябрьской революции принесли храму немало испытаний. В сентябре 1918 года был расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов. А имущество храма было конфисковано. Колокола сняли и отправили на переплавку, сам храм закрыли, но не уничтожили. В тридцатые годы 20 века первым секретарем Московского комитета ВКП(б) был Л.М. Каганович, он же занимался составлением плана генеральной реконструкции Москвы в духе «пролетарской столицы». Он вынес предложение снести Покровский собор. Чтобы освободить место для проведения парадов и демонстраций, которые проводились на достаточно компактной Красной площади.

И здесь стоит рассказать об ещё одной легенде. Говорят, когда Каганович изготовил макет Красной площади со съемной Моделью Покровского собора и принес показать Сталину, то он начал показывать, как по Красной площади двигаются колонны и как им мешает собор. «А если бы его — р-раз!..» – говоря это он одним движением убрал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и неторопливо произнес знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Так или иначе, а храм выстоял. Большую роль в этом сыграл и архитектор П.Д. Барановский – настоящий подвижник и энтузиаст сохранения русской культуры. Ему приказали готовить храм к сносу, а он категорически отказался это делать, после чего направил наверх довольно резкую телеграмму. Что происходило после этого на самом деле – неизвестно, однако снос храма Сталин отменил, а Барановский получил несколько лет заключения.

И не смотря ни на что, храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. В экспозиции находятся образцы холодного и огнестрельного оружия, доспехи 16-17 веков, в башнях-церквях можно увидеть собрание древнерусских икон 15-17 веков, художественное шитье, образцы тканей, поделки из металла.

В 70-е годы проводилась очередная реконструкция храма, во время которой в одной из стен была обнаружена винтовая лестница, по которой нынешние посетители музея попадают в центральный храм. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда.

Купола Храма Василия Блаженного – символы планет Солнечной системы?

? LiveJournal
  • Main
  • Top
  • Interesting
  • 235 ideas
  • Your 2020 in LJ
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Цветок на Красной площади. 10 интереснейших фактов о храме Василия Блаженного (Покровский собор)

? LiveJournal
  • Main
  • Top
  • Interesting
  • 235 ideas
  • Your 2020 in LJ
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Тайны собора Василия Блаженного. — Жизнь — театр

Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков — один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд. С некоторыми из них мы и разберемся.

Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный.

Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» — и разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным.
Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.

В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.

Строительство собора завершено в 1560 годуДо середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах. Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.

Основные даты
В 1552 году на Красной площади возле защитного рва, на том месте, где ранее стояла деревянная Троицкая церковь, и был похоронен самый почитаемый русский юродивый – Василий Блаженный, началось строительство нового каменного храма.
В 1588 году по велению царя Федора Иоанновича (великий князь Московский, третий сын Ивана Грозного) в Покровском храме был устроен придел Василия Блаженного, куда в серебряной раке поместили его мощи, и собор часто стали называть храмом Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного – официальное название собораУ храма очень много разных названий. Из них самые известные:
Храм Василия Блаженного, Покровский собор, храм Покрова Божией Матери, собор Покрова Божией Матери на Рву, Покровский храм, Троицкий храм.
Вплоть до 17 века, Покровский храм чаще всего называли Троицким, потому как первоначально на этом месте стоял Троицкий деревянный храм на рву — датированный серединой 16 века. На самом деле стоял он на возвышенности — рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке.

С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.

Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.

Почему храм Покрова Божьей матери? Все очень логично. Все исторические справки ссылаются на день, когда русская армия успешно штурмовала стены Казани. Всюду фигурирует точная дата 1 октября 1552года, в этот день на Руси отмечался праздник Покрова Божьей Матери. Над названием не пришлось долго думать.
Почему храм Василия Блаженного? И здесь все очень логично и просто — в честь Василия Блаженного. А вот с личностью последнего мало кто «знаком». И вообще почему Блаженный, почему Юродивый (не путать с уродливым).
Так вот: в старину юродивыми считали чудаков, отвергающих мирские ценности. Аскетический образ жизни, и немного безумия — основные черты во всех юродивых. А одним из синонимов «юродивый» и было слово — «блаженный». На старославянском блаженными считали тех, кто делал благие, хорошие дела, и в широком смысле блаженный — всякий, кто лицезреет Бога на небесах. По мне — блаженный тот, кто счастлив. А в христианстве, блаженный — особый лик святых.

Средства на строительство храма собирал Василий БлаженныйГрафов Виталий Юрьевич Московский чудотворец Блаженный Василий

По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.

Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555.О Василии Блаженном — интересная история.
Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его — не такой как все.
Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Купец не придал значения слезам чудака, заплатил и вышел. Мастер тот час спросил ученика, отчего тот плакал. Тогда ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.
В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, а квас был и вовсе негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Вот еще один случай.
Однажды, один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.
Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.
Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела.
Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал:
«Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.
Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.

Главный символ России — Храм Василия Блаженного
мощи Василия Блаженного
Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года (иногда упоминается и 1551 год). Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.
В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.Красным отмечена церковь Василия Блаженного в соборе. Как видите, она самая маленькая.

Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походуНе все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.

Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собораСуществует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.

Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.

Хаос или «космос»?
Фактически собор состоит из разных храмов, архитектура которых сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» – это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А.Л. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность – примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы».
Карл Иванович Рабус.

Хаос или «космос»? Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой (это, конечно, не так – А.К.) дивятся все иностранцы, и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно». Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов. Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…». И – закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность» (!). В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, – высшая похвала.
Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их? Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же, узорные главы – не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы». Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. И вот, перед нами пятиглавый храм, отличающийся лишь резко повышенной центральной частью: 1 + 4 = 5.

А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. И здесь: 1 + 4 = 5. Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря – это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 – центральный шатер «работает» на оба пятиглавия. Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше.
Снаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8 (!) совсем маленьких главок. 4 такие же главки стояли вокруг самого большого, Входоиерусалимского придела, находящегося в центре западного фасада собора, напротив Спасской башни. Увы, при ремонте 1780-х годов они были разобраны – видимо, эпохе классицизма этот лес куполов (9 + 8 + 4 = 21!!!) показался «архитектурным излишеством». А жаль… Интересно, что бы сказал, увидев собор таким, Блазиус?

Уникальность архитектурной композиции собора и его символика.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.
Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.
Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова.
Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень (навес), которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости.

Самое высокое здание в Москве

Покровский собор на Красной площади стал самым высоким строением Москвы (его высота равняется 60 метров) и являлся таковым до конца 16 века, когда при Борисе Годунове была построена колокольня церкви Иоанна Лествинчика высотой 81 метр.
При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади.
В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал и его пришлось реставрировать. Когда для предотвращения пожаров с Красной площади убрали деревянные церкви, то под его своды перенесли пятнадцать престолов снесенных деревянных церквей, а престол во имя трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого. Также был переименован престол Киприана и Устинии, он стал носить имя святых Адриана и Наталии. Всего на то время у собора было 11 приделов.
Во второй половине 18 века, в годы правления Екатерины II Покровский собор еще раз реконструировали. Были снесены 16 маленьких глав вокруг главных башен, а шатровую колокольню соединили со зданием самого собора. Именно тогда собор стал таким разноцветным, каким мы знаем его и сейчас.

Попытки уничтожения храма и противостояние имПервым, по легенде, собор пытался взорвать Наполеон Бонапарт. Но после молитвы москвичей произошло чудо: пошел дождь и загасил фитили французских пушек. Документальных подтверждений этой истории нет.

Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.

Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.

Храм Василия Блаженного в Советский период и в наши дни

Годы Великой Октябрьской революции принесли храму немало испытаний.

В сентябре 1918 года был расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов. А имущество храма было конфисковано. Колокола сняли и отправили на переплавку, сам храм закрыли, но не уничтожили.

В тридцатые годы 20 века Кагановичем, занимавшимся составлением плана генеральной реконструкции Москвы в духе «пролетарской столицы» было вынесено предложение снести Покровский собор. Чтобы освободить место для проведения парадов и демонстраций, которые проводились на достаточно компактной Красной площади. И здесь стоит рассказать об ещё одной легенде.
Говорят, когда Каганович изготовил макет Красной площади со съемной Моделью Покровского собора и принес показать Сталину, то он начал показывать, как по Красной площади двигаются колонны и как им мешает собор. «А если бы его — р-раз!..» – говоря это он одним движением убрал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и неторопливо произнес знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Так или иначе, а храм выстоял. Большую роль в этом сыграл и архитектор П.Д. Барановский – настоящий подвижник и энтузиаст сохранения русской культуры. Ему приказали готовить храм к сносу, а он категорически отказался это делать, после чего направил наверх довольно резкую телеграмму. Что происходило после этого на самом деле – неизвестно, однако Снос храма Сталин отменил, а Барановский получил несколько лет заключения.

Ещё в 1929 году Покровский собор стали использовать в качестве филиала Государственного исторического музея, посетить его можно и сейчас. В экспозиции находятся образцы холодного и огнестрельного оружия, доспехи 16-17 веков, в башнях-церквях можно увидеть собрание древнерусских икон 15-17 веков, художественное шитье, образцы тканей, поделки из металла. В 70-е годы проводилась очередная реконструкция храма, во время которой в одной из стен была обнаружена винтовая лестница, по которой нынешние посетители музея попадают в центральный храм.

От себя добавлю еще, что быть в Москве и не прийти к стенам Храма, это невежество в самом чистом виде. Несмотря на обилие вездесущих туристов, дорогого стоит немного постоять у величавых стен, задуматься о смысле жизни, насладиться потрясающей архитектурой, аналогов которой нет в мире (вспоминаем вышеупомянутую легенду).

https://cyrillitsa.ru/past/33607-glavnye-tayny-sobora-vasili…

http://russian7.ru/post/sobor-vasiliya-blazhennogo-khaos-ili…

https://moiarussia.ru/glavnyj-simvol-rossii-hram-vasiliya-bl…

Собор Василия Блаженного, Москва, Россия

Собор Василия Блаженного в Москве, Россия

Собор Василия Блаженного , также известный как Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву или Покровский собор, является русским православным собором. Это самая известная достопримечательность России. Расположенная на Красной площади в Москве, церковь была построена по указанию царя Ивана Грозного с 1555 по 1561 год в честь его победы над Казанским ханством.В XVI веке шлемовидные купола собора были заменены на луковичные. В 1670-х годах колокольню под открытым небом заменили на шатровую колокольню.

Собор просуществовал более четырех веков, и исторические свидетельства этого можно увидеть в картинах и фресках, начиная с 16 века и заканчивая масляными картинами 18 и 19 веков. Здание было захвачено правительством Советского Союза в 1928 году и остается секуляризованным как правительственная площадка и музей.

Уникальная и самобытная архитектура собора напоминает пламя костра. Здание имеет яркие и красочные купола в форме луковиц разных размеров. Внутри многие стены украшены замысловатыми фресками.

Девять отдельных церквей построены на едином основании (крипте). Эти столпообразные церкви соединены двумя галереями. Внутренняя галерея огибает центральную церковь, а внешняя кольцевая галерея — все девять церквей.

В 1990 году собор Василия Блаженного, наряду с Кремлем и Красной площадью, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В киоске музея продается путеводитель по музею «Покровский собор», открытки, публикации Государственного исторического музея, сувениры, компакт-диски и DVD на разных языках.

Карта храма Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного. Факты

  • Архитекторы Барма и Постник Яковлевы спроектировали этот великолепный собор Василия Блаженного.
  • Колокольня 16 века с шатровой крышей расположена на юго-востоке собора.
  • Собор находится на высоте 47,5 метра.

Где находится собор Василия Блаженного?

Храм Василия Блаженного расположен на Красной площади Москвы, в геометрическом центре города. Добраться до собора можно из международного аэропорта Шереметьево, взяв такси или воспользовавшись железнодорожным транспортом метро. Добраться до собора от аэропорта можно за час.

Лучшее время для посещения собора Василия Блаженного

Зима в Москве очень холодная и часто снежная, но по всему городу проводится множество фестивалей, чтобы компенсировать погоду, и с этим можно справиться, если вы к этому подготовлены.Май — хорошее время для посещения, с фестивалями, праздниками и лучшей погодой. Лето — самая горячая пора для туризма в Москве, поэтому, помимо жаркого сезона, ожидайте длинные очереди к собору Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного Часы работы

Музей открыт ежедневно, кроме вторника. Зимой он открыт с 11:00 до 17:00, а летом — с 22:00 до 19:00.

Билеты на Собор Василия Блаженного

Билет для взрослых стоит 250 рублей.Стартовый взнос для студентов, школьников и пенсионеров — 50 рублей. За фотосъемку без дополнительного освещения и штатива разрешительный сбор составляет 160 рублей. Однако для видеосъемки — 180 рублей.

Подробнее о Храме Василия Блаженного

Ближайшие достопримечательности Собор Василия Блаженного

Казанский Кремль, Красная площадь, Большой театр и Третьяковская галерея.

Связано: Собор Василия Блаженного Инфографика | Карта Москвы

SB20150813

Последнее обновление: 13 июля 2020 г., понедельник

Опубликовано: 28 октября 2013 г.

(): Москва: Красная площадь, собор Св.Василий и Кремль

Москва: Красная площадь, собор Св. Василий и Кремль

Наиболее известный Достопримечательностью города является Красная площадь. Он стал свидетелем многих важных события из жизни русского народа. В южной части Красной площади у Спасских ворот Собор Василия Блаженного находится. Его легко отличить по цветным куполам.Представлены столетия развития архитектуры России. на Красной площади и в этом замечательном здании.
Он был построен как памятник исторической победе России, как памятник в результате чего были присоединены Казанское и Астраханское ханства. в Россию в октябре 1552 года. Это шедевр русского архитектурное искусство.
Строительство собора Василия Блаженного началось в 1555 году по приказу Ивана Грозного и завершили в 1561 году.
Недалеко от Собора Василия Блаженного стоит памятник Минин и Пожарский, герои национального уберации борьба с польскими и литовскими захватчиками в начале XVII век.
Это был первый памятник в Москве, воздвигнутый мирным жителям
г. Одна из самых значимых достопримечательностей Москвы — Кремль.
Это сердце Москвы и сердце всей страны. Это это резиденция правительства и место, где больше всего проводятся знаменательные мероприятия.Это также колыбель Москвы.
Кремль — место, откуда древняя русская столица рос и развивался, и его стены смотрели свысока на самые важные события в истории древнерусского государства, первая в мире социалистическая страна, ее упадок и рождение новое российское государство.
В Кремле хранится большая коллекция художественных ценностей. территория. Древний Кремль до сих пор остается большой загадкой.Там легенда, что значительная часть сокровищ лежит скрыто.

:,

. .
,, . . . , 1552. . . 1555. 1561.
, — XVII.,.
. . , . . , , , ,, . . . , .

Вопросы:

1. Что имеет красный Площадь увидишь?
2. Что находится в южной части Красной площади у Спасского. Гейтс?
3.Чем отличается собор?
4. Почему он был построен?
5. Каков был результат великой исторической победы России? в 1552 г.?
6. Когда началось строительство Собора Василия Блаженного?
7. Кто приказал построить собор?
8. Когда он был завершен?
9. Где памятник Минину и Пожарскому?
10. Кто были эти люди?
11. Кто вторгся в Российское государство в начале XVII века?
12.Что является сердцем Москвы и всей страны?
13. Можно ли назвать Кремль колыбелью Москвы?
14. Что есть на территории Кремля?
15. Вы слышали легенду о спрятанных сокровищах?

Словарь:

свидетель
Спасские ворота
легко«
отличился,;
одноцветная,
купол
замечательный,
быть присоединенным к
шедевр
Иван Грозный
гражданское
весь
значительный
событие
состоится,
колыбель
расти (росла, росла)
смотреть вниз,
упадок,
рождение
сокровище
тайна
скрытый,
спрятать,

Экскурсия по собору Василия Блаженного — Чертеж

Знаменитые луковичные купола храма Василия Блаженного, ставшие нормой для православных церквей.

Знаменитые луковичные купола храма Василия Блаженного, ставшие нормой для православных церквей.

Собор Василия Блаженного, расположенный рядом с Кремлем в Москве, является одним из самых узнаваемых символов России. Построенная Иваном Грозным в 1580-х годах, церковь из кирпича и дерева и ее луковичные купола пережили столетия войн, пожаров и революций.

Здания, построенные по заказу деспотов и диктаторов, часто являются заявлениями о гордости, маскирующимися под религиозное благочестие, и вращающиеся купола храма Василия Блаженного в центре Москвы не исключение.

Церковь первоначально называлась Собором Покрова Пресвятой Богородицы, когда ее заказал в середине 1550-х годов первый царь всея Руси: Иван IV, или Иван Грозный, как мы его знаем. Это ознаменовало завоевание им исламского города Казани, заметную победу в его стремлении завоевать земли, ранее принадлежавшие Монгольской империи.

Он был переименован в Собор Василия Блаженного в честь чудотворца, который был одним из немногих, кто публично порицал царя за его тираническое поведение и был канонизирован в 1588 году.Ярость Ивана усиливалась по мере того, как он старел, и он обычно приказал пытать и убивать любых подозреваемых врагов — он даже убил своего собственного сына во время ссоры.

Легенда гласит, что Иван ослепил архитектора собора, чтобы он не смог создать ничего более красивого, и хотя это, вероятно, миф, это многое говорит о том, на что, по мнению людей, был способен Иван.

Собор представляет собой необычное строение с восемью клаустрофобно маленькими часовнями, сбившимися вокруг невероятно высокого центрального нефа.Все это было построено из нового материала — кирпича, которым покрывается деревянный каркас. Четыре часовни возвышаются на платформах, что символизирует их положение между небом и землей. Богато украшенные луковичные купола были основаны на куполе большой мечети в Казани, и они быстро стали модой для всех православных церквей.

Отпечаток художника Федора Алексеева на Соборе Василия Блаженного и Красной площади перед великим пожаром 1812 (1802)

Отпечаток художника Федора Алексеева на Соборе Василия Блаженного и Красной площади перед великим пожаром 1812 (1802)

Но действительно поражает цвет.Он был добавлен примерно через столетие после завершения строительства собора и основан на красочном описании небес, найденном в библейской Книге Откровений. Сильные пигменты покрывали фасад радужным цветом, а внутри голые кирпичные стены были украшены цветочными узорами. Иконостас — ширма, отделяющая каждую часовню от главного святилища — сверкал богатым золотом множества икон.

Этот роскошный стиль стал образцом для православных церквей в русских общинах в XIX веке, и многие сравнивают его сказочные цвета с роскошными творениями царского ювелира Карла Фаберже.

Сегодня храм Василия Блаженного кажется миром вдали от зверств, учиненных Иваном Грозным, и остается ярким дополнением к торжественной мессе в соседнем Кремле. Сталин хотел снести его, но теперь это музей, символ автократической власти в городе, который, кажется, наслаждается этим.

Следите за сообщениями Колина Биссета в Twitter.

Blueprint for Living — это еженедельное изучение основных культурных составляющих — дизайна, архитектуры, еды, путешествий, моды — для хорошей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *