Грандиозные размеры и убранство успенского собора московского кремля: Успенский собор 2019 ✮ Главные достопримечательности Москвы
Успенский собор Московского Кремля
Дом Пресвятой Богородицы
Успенский собор Московского Кремля. Фото: С. Власов / Патриархия.Ru |
В Москве до правления Ивана Калиты главным храмом был Дмитровский собор, посвященный святому воину Димитрию Солунскому, покровителю защитников Отечества и небесному патрону владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Возможно, этот храм был репликой Дмитровского собора в стольном Владимире, хотя эту версию разделяют не все ученые.
В начале XIV века русские митрополиты предпочитали проживать уже не в Киеве, а во Владимире. Однако владимирский князь невзлюбил тогдашнего митрополита — святителя Петра. С князем же московским Иваном Калитой у святителя, напротив, сложились добрые отношения. И когда митрополит Петр приехал в Москву на похороны старшего брата Ивана Калиты, убитого в Орде, князь пригласил его остаться в Москве навсегда. Святитель принял приглашение в 1325 году. А его преемники уже сразу приезжали на жительство в Москву, которая таким образом и стала de facto церковной столицей Руси.
Митрополит Петр тогда же уговорил московского князя построить Успенский собор по образцу владимирского, желая, чтобы главным храмом Москвы стал собор, посвященный Богоматери. В августе 1326 года святитель заложил в Кремле Успенский собор. Тогда это был скромный одноглавый храм, но с ним Москва предстала наследницей древнего Владимира. На следующий год после закладки собора Иван Калита получил от монгольского хана ярлык на великое княжение, и Москва стала русской столицей.
Московский Успенский собор продолжил традицию первых русских Софийных храмов, что стояли в Киеве, Новгороде и Полоцке, которые уже осмыслялись в связи с Пресвятой Богородицей. Согласно богословскому учению о Святой Софии — Премудрости Божией (в переводе с древнегреческого «софия» означает «мудрость»), Бог, сотворяя человека, уже знал о его предстоящем грехопадении. По Божественному замыслу в мир для совершения искупительной жертвы должен был прийти Христос, Спаситель рода человеческого, воплощенный Логос — Слово Божие. Пресвятая Богородица — Мать Христа, а следовательно, и Мать всей Церкви — мистического тела Христова. В праздник Успения Пресвятой Богородицы чествуется начало Ее прославления как Царицы Небесной, когда Божественный замысел о спасении человека совершается полностью.
Византийская традиция отождествляла Софию не с Богоматерью, а с Самим Иисусом Христом. И Софийский собор в Константинополе был посвящен Христу. Поскольку главный христианский храм и прообраз всех христианских храмов — храм Воскресения Господня в Иерусалиме был воздвигнут на месте исторических событий земной жизни Спасителя, его нельзя было повторить. Оттого обращались к богословскому истолкованию. Так в VI веке появился первый в мире храм Святой Софии в Константинополе как символ иерусалимского храма Воскресения Господня.
В России сложилась иная, Богородичная, трактовка Святой Софии. Если византийская традиция отождествляла Святую Софию с Логосом-Христом, то в России образ Софии начал восприниматься в связи с Богоматерью, через Которую осуществился Божественный замысел о Спасителе. На Руси существовало два престольных праздника Святой Софии: в Киеве — 15/28 августа, в праздник Успения Богоматери, а в Новгороде — 8/21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, когда чествуют явление в мир Той, Которая со временем стала Матерью Иисуса Христа. Празднование же Святой Софии в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная и как Заступница рода человеческого перед небесным престолом Ее Божественного Сына.
Строительство собственно Софийных храмов было характерно только для раннего периода древнерусского зодчества X-XIII столетий. Стольные грады Киев и Новгород подражали в этом Византии. А затем укоренилась традиция строительства соборов, посвященных Пресвятой Богородицы как русскому образу Святой Софии. Так Успенский собор в Кремле стал московской Софией. В то же время он был богословским и градостроительным символом Софии константинопольской, переосмысленным в русской традиции, поскольку Москва — Третий Рим — ориентировалась и на символику Второго Рима. Москва осознавала себя домом Пречистой Богоматери с главным чертогом Ее — Успенским собором.
«Мы видим небеса!»
4 августа 1327 года Успенский собор был освящен, но святитель Петр не дожил до этого торжества. Он был похоронен в новоустроенном соборе, где еще при жизни своими руками вытесал себе гроб.В 1329 году его преемник митрополит Феогност устроил в Успенском соборе придел в честь Поклонения честным веригам апостола Петра — по тезоименитству почившего святителя. В 1459 году святитель Иона устроил в Успенском соборе придел в честь Похвалы Богородицы — в благодарность за победу над татарским ханом Седи-Ахматом. Так у главного храма России появился престол в честь праздника, с которого началась история Москвы, ибо легендарная встреча князей-союзников Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича 4 апреля 1147 года состоялась в канун праздника Похвалы. А в память прежнего соборного храма Москвы в Успенском соборе освятили Дмитровский придел. (Все эти приделы были перенесены в новый храм, построенный Аристотелем Фиораванти.)
До конца XIV века главной святыней Успенского собора была Петровская икона Богоматери, написанная самим святителем Петром (ныне она хранится в Государственной Третьяковской галерее). А в 1395 году в Успенский собор была перенесена Владимирская икона Божией Матери, спасшая Москву от Тамерлана и ставшая на века главной святыней Русского государства.
В 1453 году пал Константинополь, и Москва стала исторической и духовной наследницей Византии. Близилось к концу татаро-монгольское иго. Иван III, объединив под властью Москвы удельные русские княжества в единое государство, решил возвести новый Успенский собор по образцу владимирского, что должно было символизировать победу Москвы.
Поначалу никто не собирался обращаться к итальянским мастерам. Строить собор предложили архитектору Василию Ермолину, первому русскому зодчему, чье имя сохранила история. Но тот отказался из-за «обидного» условия — работать вместе с другим мастером, Иваном Головой-Ховриным, и работы поручили псковским архитекторам Кривцову и Мышкину, поскольку Псков наименее пострадал от ордынского ига и в нем сохранялись опытные мастера.
Пока возводили новый храм, рядом с ним поставили деревянную церквушку, чтобы не прекращать богослужений. Именно в ней 12 ноября 1472 года Иван III обвенчался с византийской царевной Софьей Палеолог. Вскоре после этой свадьбы грянула катастрофа: в мае 1474 года почти возведенный Успенский собор рухнул. По совету жены, проживавшей до свадьбы в Италии, Иван III отправил туда своего посла Семена Толбузина с поручением подыскать знающего мастера, ибо итальянцы были лучшими в Европе строителями. Толбузин пригласил Аристотеля Фиораванти.
Уроженец Болонии, он, как говорили, получил свое прозвище за мудрость и искусность. Он умел передвигать здания, выпрямлять колокольни, и его считали архитектором, «равного которому нет во всем мире», что не помешало обвинить его (как оказалось, напрасно) в сбыте фальшивых монет. Обиженный на соотечественников, Фиораванти согласился на предложение русского посла ехать в Московию. Есть версия, что архитектор сразу предложил московскому князю уже составленный проект Успенского собора, но по настоянию митрополита все же отправился во Владимир изучать русские образцы. Ему поставили условия — создать собор исключительно в русских храмовых традициях и с применением самой передовой технологии, а главное, решить задачу, с которой не справились псковские мастера — в несколько раз увеличить внутреннее пространство Успенского собора по сравнению с прежним храмом времен Ивана Калиты.
Новый Успенский собор был заложен в 1475 году. По легенде, под ним архитектор устроил глубокий склеп, куда сложили знаменитую либерию, привезенную в Москву Софьей Палеолог (она войдет в историю как библиотека Ивана Грозного). Три храмовых придела расположились в алтарной части, сохранив свои посвящения (лишь при Петре I Петроверигский придел был переосвящен во имя апостолов Петра и Павла). В Дмитровском приделе русские цари переоблачались во время венчания на престол. А в приделе Похвалы Богородицы избирали русских митрополитов и патриархов. Во второй половине XVII века Похвальский придел перенесли на самый верх, в юго-восточную главу Успенского собора, провели к нему винтовую лестницу из алтаря и служили там только на престольный праздник.
Торжественное освящение Успенского собора состоялось в августе 1479 года. На следующий год Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Эта эпоха отчасти отразилась в архитектуре Успенского собора, который стал символом Третьего Рима. Его пять мощных глав, символизирующих Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов, примечательны своей шлемовидной формой. Маковица, то есть верхушка храмовой главы, символизирует пламя — горящую свечу и огненные небесные силы. В период татарского ига маковица становится похожей на воинский шлем. Это лишь несколько иной образ огня, поскольку русские воины почитали своими покровителями воинство небесное — ангельские силы под предводительством архистратига Михаила. Шлем воина, на котором часто помещался образ архистратига Михаила, и шлем-маковица русского храма сливались в единый образ.
В древности на православных храмах устанавливали греческие четырехконечные кресты: соединение четырех концов в едином центре символизировало, что высота, глубина, долгота и широта мира содержатся Божией силой. Затем появился русский восьмиконечный крест, имевший прообразом Крест Господень. По легенде, первый восьмиконечный крест Иван Грозный водрузил на центральной главе Успенского собора. С тех пор этот вид креста был принят Церковью повсеместно для установления на храмовых главах.
Идея Софии запечатлена в росписи восточного фасада, обращенного к звоннице, с фресками в нишах. На центральном месте изображена Новозаветная Троица, а в правой нише — Святая София в виде восседающего на престоле огненного Ангела с царскими регалиями и свитком. По версии современного исследователя кремлевских храмов И.Л. Бусевой-Давыдовой, так собирательно представлен образ Премудрости Божией: огонь просвещает душу и испепеляет страсти, огненные крылья возносят от врага рода человеческого, царский венец и скипетр означают сан, свиток — Божественные тайны. Семь столпов трона иллюстрируют строфу из Священного Писания: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов семь» (Притч. 9: 1). По сторонам Софии изображены крылатые Богоматерь и Иоанн Предтеча, их крылья символизируют непорочность и ангельское житие. Вопреки канонической традиции, в Успенском соборе главенствует южный фасад, обращенный к Соборной площади, тоже прославляющий Святую Софию. Над его вратами — огромный Владимирской образ Божией Матери — в честь Владимирской иконы, пребывавшей в стенах собора.
В южном портале собора установлены знаменитые Корсунские врата. Существовало предание, что их привез из Корсуни (Севастополя) святой князь Владимир. На самом же деле врата изготовлены в XVI веке, а сюжеты, вытисненные на них, посвящены рождению в мир Спасителя как воплощению Божественной Премудрости. Оттого среди изображенных персонажей — Богоматерь, библейские пророки, древние сивиллы и языческие мудрецы, предсказывавшие Рождество Спасителя от Девы. Врата осеняет Спас Нерукотворный, почитаемый защитником города.
Южный портал был царским входом в Успенский собор, он назывался «красными дверями». После коронации государей традиционно осыпали здесь золотыми монетами — в знак пожелания благополучия и богатства его державе. Западный же фасад служил для торжественных шествий при коронациях и крестных ходах. Прежде его осенял образ Успения Богоматери в соответствии с храмовым посвящением. А врата северного фасада, обращенного к патриаршим палатам, служили входом для высшего духовенства, поскольку он был ближайшим к митрополичьему двору. В северо-западном углу — небольшой белокаменный крест: так отмечено место внутри собора, где захоронен святитель Иона — первый русский митрополит, поставленный в Москве собором русских епископов без Константинопольского патриарха.
Интерьер собора вторит общей идее. Первая роспись была исполнена, как только подсохли стены, в 1481 году великим иконописцем Дионисием. Она была столь красивой, что, когда государь с митрополитом и боярами осматривали собор, они воскликнули «Мы видим небеса!». Однако собор долго не имел отопления, резкие перемены температуры вредили росписи, и в 1642 его расписали заново: считается, что старые фрески были переведены на бумагу, и по ним роспись была создана заново. Интересно, что вместе с боярином Репниным работами руководил стольник Григорий Гаврилович Пушкин, предок поэта. Роспись собора отчасти запечатлела свою эпоху. В юго-западном куполе изображен Бог Саваоф в восьмиконечном нимбе, при этом видны только семь концов нимба. Ведь земная история человечества продлится семь условных тысячелетий от сотворения мира. Тысячелетие символически отождествлялось с «веком». И семь видимых концов означают, что Бог есть повелитель всех «семи веков» земной истории, а невидимый восьмой конец символизирует «восьмой век» — «жизнь будущего века» в вечном Царствии Божием. Эта тема была очень важной на Руси в конце XV века, когда ожидалось истечение роковой седьмой тысячи лет и конец света в 1492 году.
Большую часть южной и северной стен занимают Богородичные циклы — изображения, посвященные земной жизни Пресвятой Богородицы и образы на тему акафиста Богоматери, где Царица Небесная прославляется как Заступница рода человеческого. В нижнем ярусе стен изображены семь Вселенских соборов. Западная стена канонически отдана образу Страшного суда, причем в виде грешников изображены и иноземцы-еретики в европейских костюмах с белыми круглыми воротничками.
Успенский собор был символом единства Руси, сплоченной вокруг стольной Москвы. В местном чине иконостаса стояли иконы, прив
Успенский собор: главная тайна Московского Кремля
Говорят, что у каждого города, основанного в древности или в средневековье, есть свое тайное имя. По легенде, его могли знать лишь несколько человек. В тайном имени города был заложен его ДНК. Узнав «пароль» города, враг без труда мог завладеть им.
Согласно древней градостроительной традиции, в начале рождалось тайное имя города, затем находилось соответствующее место, «сердце града», которое символизировало Древо мира. Причем не обязательно, что пуп города должен находиться в «геометрическом» центре будущего города. У города почти как у Кощея: «…смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».
Интересно, что древние и средневековые градостроители всегда оставляли подсказки. Любовь к ребусам отличала многие профессиональные гильдии. Одни масоны чего стоят. До профанации геральдики в эпоху Просвещения роль этих ребусов выполняли гербы городов. Но это в Европе. В России до XVII века вообще не было традиции зашифровывать суть города, его тайное имя, в гербе либо другом каком-то символе. Например, Георгий Победоносец перекочевал на герб Москвы с печатей великий московских князей, а еще раньше — с печатей Тверского княжества. Отношения к городу это никакого не имела.
На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве эту функцию на протяжении веков выполнял Успенский собор. В свою очередь, согласно византийской традиции, храм должен был быть построен на мощах святого. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Именно мощи и являли собой «сердце города». Имя святого, по-видимому, и было тем самым «тайным именем». Иными словами, если бы «закладным камнем» Москвы был собор Василия Блаженного, то, и «тайное имя» города было бы «Васильев» или «Васильев-град».
Однако мы не знаем, чьи мощи лежат в основании Успенского собора. Нет ни одного упоминания об этом в летописях. Вероятно, имя святого держалось в тайне.
В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор. Интересно, что храм был построен по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Не совсем ясно почему? Георгиевский собор вряд ли можно назвать шедевром древнерусского зодчества. Значит, было еще что-то?
Храм-образец в Юрьеве-Польском был построен в 1234 году князем Святославом Всеволодовичем на месте на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Видимо, этому месту уделялось какое-то повышенное внимание. А строительство такого же храма в Москве, возможно, должна была подчеркнуть какую-то преемственность.
Успенский собор в Москве простоял менее 150 лет, а потом Иван III вдруг решил его перестроить. Формальная причина – ветхость сооружения. Хотя полторы сотни лет для каменного храма не Бог весть какой срок. Храм разобрали, а на его месте в 1472 году началось строительство нового собора. Однако 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение. Недостроенный собор получил серьезный урон, и Иван принимает решение разобрать остатки и начать строить новый храм. Для строительства приглашаются зодчие из Пскова, но те, по загадочным причинам, категорически отказываются от строительства.
Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софьи Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!
С точки зрения тогдашней традиции – еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.
Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.
Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.
Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью второй жены Иоанн III, византийки Софьи Палеолог.
Об это немного подробнее.
Как известно, в жены Ивану III греческую принцессу активно продвигал римский папа Павел II. В 1465 году ее отец, Фома Палеолог, перевез ее с другими своими детьми в Рим. Семья поселилась при дворе папы Сикста IV.
Через несколько дней после их прибытия Фома умер, приняв перед смертью католичество. История не оставила нам сведений о том, что Софья перешла в «латинскую веру», однако вряд ли Палеологи могли оставаться православными, живя при дворе папы Римского. Другими словами, Иван III, скорее всего, посватался католичке. Причем, о том, что Софья перешла перед свадьбой в Православие, не сообщает ни одна летопись. Венчание происходило в ноябре 1472 года. По идее, оно должно было происходить в Успенском соборе. Однако незадолго до этого храм был разобран до фундамента, чтобы начать новое строительство. Это выглядит очень странно, поскольку примерно за год до этого было известно о грядущей свадьбе. Удивительно и то, что венчание произошло в специально построенной возле Успенского собора деревянной церкви, которую снесли сразу же после обряда. Почему не был выбран другой кремлевский собор, остается тайной.
Давайте вернемся все же к отказу псковских зодчих восстанавливать, разрушенный Успенский собор. Одна из московских летописей говорит, что псковичи якобы не взялись за работу по причине ее сложности. Однако слабо верится, что русские архитекторы могли отказать Ивану III, человеку довольно резкому, по такому поводу. Причина категорического отказа должна была быть очень весомой. Вероятно, это было связано с какой-то ересью. Ересью, которую мог перенести только католик – Фьораванти. Что же это могло быть?
Успенский собор, построенный итальянским зодчим, не имеет каких-то «крамольных» отклонений от Русской традиции зодчества. Единственное, что могло вызвать категорический отказ – это святые мощи.
Возможно, «закладной» реликвией могли стать мощи неправославного святого. Как известно, Софья привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но, вероятно, не обо всех реликвиях мы знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак.
Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города. Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Руси.
Читайте также:
Новые участки росписи XV века обнаружили в Успенском соборе Московского Кремля
В Успенском соборе Московского Кремля, где сейчас идет второй этап реставрации, обнаружены новые участки росписей конца XV века, сообщила генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
– Сейчас мы приступили к полноценной реставрации фресок… И сделали целый ряд важных открытий, – сказала она на пресс-конференции в среду 5 февраля, передает ИА ТАСС.
По словам Елены Гагариной, новые участки росписи обнаружены в алтарном пространстве, в частности в Похвальском приделе, – это нижние части композиций «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи» и двух новых фигур с композиции «Похвала Богоматери».
– Эти фрески созданы почти на полтора столетия раньше основного, дошедшего до нашего времени, ансамбля стенописи, созданного по указу царя Михаила Федоровича Романова в 1643 году, – отметила гендиректор Музеев Московского Кремля.
Она сообщила, что в ХХ веке фрески неоднократно реставрировались: в 1910-х годах, в несколько этапов в советский период, а последний раз – на рубеже 1970-х – 1980-х годов.
– Фрески реставрировались, приводились в порядок, но, к сожалению, для таких древних памятников время неумолимо, со времени последней реставрации прошло 40 лет, и на поверхности стенописи наблюдались неприятные явления, как пыль и копоть, – заметила Елена Гагарина.
В Музеях Кремля указали, что фрески Успенского собора важны еще и потому, что образцов такого вида церковного искусства конца XV – начала XVI веков в России сохранилось очень мало. Одни из таких фресок, работы иконописца Дионисия, сохранились в Ферапонтовом монастыре под Вологдой.
Елена Гагарина сообщила, что реставрация Успенского собора рассчитана на период с 2017 по 2023 год, и направлена, прежде всего, на поддержание сохранности и бережный уход. По ее словам, точнее назвать эти работы консервацией. Она подчеркнула, что на время работ собор открыт, в нем продолжают проходить богослужения, которые заранее согласуются с Московской Патриархией.
Читайте также:
Почему главные храмы Руси — Успенские?
Что обычно изображают на росписях в алтаре?
Зачем расписывают храмы?
Почему в русской церковной архитектуре фреска популярнее мозаики?
Фото Сергея Милова/Журнал «Фома»
Собор Василия Блаженного — Москва, Россия
Великолепный Собор Василия Блаженного в Москве был построен Иваном Грозным в 16 веке в ознаменование военной победы. Это самая известная достопримечательность Красной площади.
История Храма Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного был построен в ознаменование взятия татарской крепости Казани в 1552 году в праздник Покрова Богородицы. Таким образом, собор получил официальное название Собор Покрова Пресвятой Богородицы у рва (это ров, который изначально проходил рядом с Кремлем).
Но собор был широко известен как Собор Василия Блаженного, после Василия Блаженного (он же Василий Юродивый для Христа; 1468-1552), почти с самого начала. Василий впечатлил Ивана в 1547 году, когда он предсказал пожар, который охватил Москву в том году. После его смерти Василий был похоронен в Троицком соборе, стоявшем на этом месте в то время.
Покровский собор он же Храм Василия Блаженного был построен с 1555 по 1560 .Легенда гласит, что после того, как он был завершен, Иван ослепил архитектора, чтобы помешать ему построить более великолепное здание для кого-либо еще. (Фактически, он построил еще один собор во Владимире.)
В 1588 году царь Федор Иванович пристроил девятую часовню, пристроенную с восточной стороны к могиле Василия Блаженного.
В наше время собор Василия Блаженного был очень близок к тому, чтобы стать жертвой Сталина , который возмущался тем, что он не позволяет его солдатам массово покидать Красную площадь.Но архитектор Барановский стоял на ступенях собора и пригрозил перерезать себе горло, если шедевр будет разрушен и Сталин уступит (но наказал Барановского пятью годами тюрьмы).
Совсем недавно Храм Василия Блаженного сильно пострадал от непогоды и запущенности. Только в Миллениум были выделены средства на восстановление его фундамента и отслаивающихся поверхностей.
Что посмотреть в Соборе Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного расположен в конце Красной площади, напротив Спасской башни Кремля.Не особо большой, он состоит из девяти часовен, построенных на едином фундаменте.
Буйство красок и форм, которым является Собор Василия Блаженного, не имеет себе равных в мире. Французский дипломат маркиз де Кюстин заметил, что он сочетает в себе «чешую золотой рыбы, эмалированную кожу змеи, меняющиеся оттенки ящерицы, глянцевую розу и лазурь на шее голубя», и удивился «мужчинам, которые уходят. поклоняться Богу в этой коробке кондитерских изделий .»
Мощный восточный дизайн храма Василия Блаженного отражает как его расположение между Европой и Азией, так и его историческое происхождение. Поскольку казанская мечеть Кулшариф была главным символом ханства, захваченного Иваном Грозным, некоторые элементы мечети были включены в собор, чтобы символизировать победу.
Хотя башни и купола кажутся хаотичными, в его дизайне присутствует симметрия и символизм.Существуют восемь купольных часовен, символизирующих восемь нападений на Казань: четыре больших и восьмиугольных и четыре малых и квадрат.В центре — шатровый шпиль, увенчанный небольшим золотым куполом.
Девятая часовня на восточной стороне, добавленная в 1588 году для могилы Василия, несколько нарушает симметрию дизайна. Снаружи его можно узнать по зелено-золотому куполу, усыпанному золотыми пирамидами.
Интерьер представляет собой лабиринт галерей, идущих от часовни к часовне и от уровня к уровню через узкие лестницы и низкие арки. Стены расписаны цветочными и геометрическими узорами.
Св. Василия Блаженного можно посетить в его часовне на нижнем этаже, где он лежит в серебряной шкатулке в ярком великолепии. Наверху в Покровской часовне находится столь же великолепный синий и золотой иконостас. Другие часовни, например, св. Николая, отличаются более сдержанным и даже строгим декором.
В саду перед собором стоит бронзовая статуя в память Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина , которые сплотили российскую добровольческую армию против польских захватчиков в Смутное время конца XVI — начала XVII веков.
Изначально статуя была построена в центре Красной площади, но советское правительство посчитало, что она препятствует парадам, и в 1936 году перенесло статую перед собором.
Факты о соборе Василия Блаженного
Информация о сайте | |
Названия: | Собор Василия Блаженного · Покровский собор · Покровский собор · Собор Василия Блаженново · Собор Василия Блаженного |
---|---|
Страна: | Россия |
Категории: | соборов |
Посвящение: | Св.Василия |
Даты: | 1534-61 |
Информация для посетителей и контактная информация | |
Координаты: | 55.752550 ° N, 37.623067 ° E |
Адрес: | Красная площадь Москва, Россия |
Телефон: | 095 / 298-3304 |
Часы работы: | 11: 00–18: 00; вторник и 1 пн каждого месяца закрыт. |
Ночлег: | Посмотреть отели рядом с г.Собор Василия Блаженного |
Список литературы
- Краткий путеводитель по Москве, 4-е изд. (апрель 2005 г.), 73.
- Собор Василия Блаженного — Интернет-путеводитель Фодора
- ул.Собор Василия Блаженного — Moscow-Taxi.com
- Собор Василия Блаженного — районы и достопримечательности Москвы
Дополнительная информация
Москва, Санкт-Петербург и города Золотого кольца
Москва и Санкт-Петербург — главные города России. Москва столица России. Санкт-Петербург был столицей России при Петре Великом. Города Золотого кольца , такие как Суздаль, Владимир, Ярославль, Кострома, Переславль, Залесский, Ростов, Сергиев Посад и другие, также известны во всем мире.Ниже вы найдете тексты с некоторой информацией, которая может помочь вам подготовиться к экзамену по английскому языку.
Тексты на английском о Москве, Санкт-Петербурге и городах Золотого кольца
1. Москва
Москва стоит на берегу Москвы-реки. Он был основан в 1147 году Юрием Долгоруким. Он начал подниматься в 14 -м годах. При Иване Великом он стал главным городом России. Хотя Петр Великий перенес столицу в Санкт-Петербург.В Петербурге в 1712 году Москва оставалась сердцем России. Вот почему он стал главной целью нападения Наполеона. Три четверти города были уничтожены пожаром во время оккупации Наполеоном, но позже он был полностью восстановлен.
Сейчас Москва — один из крупнейших городов мира. Его общая площадь составляет около 2561 кв. Км (2016 г.). Кстати, древняя Москва занимала территорию нынешнего Кремля.
Сегодня Москва — крупнейший город России. Это его политический, административный, экономический, промышленный, образовательный и культурный центр.Москва является резиденцией российского парламента (Думы).
2. Санкт-Петербург
Санкт-Петербург расположен на Неве. Город расположен на островах. Каналы и природные каналы делают Санкт-Петербург городом водных путей и мостов. Это промышленный город и крупнейший морской порт.
Санкт-Петербург был основан Петром Великим в 1703 году и на протяжении двух веков был столицей Российской Империи. Это один из красивейших городов Европы. С момента основания он сыграл важную роль в истории России.
Санкт-Петербург известен как город культуры. Здесь много театров, музеев и исторических зданий. Самые известные музеи — Эрмитаж и Государственный Русский музей.
3. Города Золотого кольца
В России много интересных городов, которые стоит посетить. Если вы хотите познакомиться с русской культурой, вам следует посетить старые русские города. Они особенно привлекательны своими соборами, церквями и монастырями.Это Суздаль, Владимир, Ярославль, Кострома и другие, известные как города «Золотого кольца». Справа вы можете увидеть фото Суздаля.
Вопросы по теме «Москва, Санкт-Петербург и города Золотого кольца»
- Что такое центр города?
- Что такое парадный центр Москвы?
- Какая резиденция президента России?
- Какие памятники вы бы порекомендовали своим иностранным гостям?
- Какие московские театры и картинные галереи всемирно известны?
- Какие достопримечательности самые популярные в Санкт-Петербурге?Петербург?
Ответы на тему «Москва, Санкт-Петербург и города Золотого кольца»
- Центр Москвы — Кремль. Это историческое сердце Москвы. Его стены и башни из красного кирпича были возведены в конце 15 -х годов века. Колокольня Ивана Великого возвышается в центре Кремля. На каменном постаменте у подножия колокольни стоит Царь-колокол, самый большой колокол в мире. Здесь также есть три великолепных собора, которые всегда привлекают внимание туристов.
- Красная площадь — парадный центр города. Это означает, что все церемонии проходят на Красной площади.
- Кремль ныне является резиденцией президента России.
- из всех, это Красная площадь. В нем есть памятники, связанные с историей России. На Красной площади установлен памятник Минину и Пожарскому, воздвигнутый в 1818 году в ознаменование победы над польскими захватчиками в 1612 году. Маршрут по Тверской улице приведет к другим памятникам: первый — памятник Юрию Долгорскому, основателю города. Москва, вторая на Пушкинской площади — памятник Александру Пушкину, величайшему русскому поэту.На Маяковской площади установлен памятник Владимиру Маяковскому, русскому поэту 20 -го годов.
- Это Большой театр, Малийский театр и МХАТ. Среди музеев это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственная Третьяковская галерея.
- В Санкт-Петербурге много достопримечательностей, среди которых Летний дворец, Зимний дворец, Казанский собор, Исаакиевские соборы, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, но самым впечатляющим из них является Эрмитаж.Он был основан в 1764 году Екатериной Великой как придворный музей.
Эрмитаж имеет богатую коллекцию западноевропейской живописи средневековья, в том числе многие шедевры художников эпохи Возрождения. Он также имеет обширные коллекции русского и восточного искусства.
Успенский собор — самый старый и самый важный храм Кремля: резиденция Русской Православной Церкви была перенесена сюда из Владимира в 1326 году, что сделало его центром Московского государства, а Московское государство — самым могущественным из всех. Русские княжества.Здесь короновались русские императоры, а до них цари и великие князья. Здесь хиротонировали патриархи (высший чин духовенства), митрополиты (церковные руководители крупных митрополий) и епископы. В эпоху, когда государственная власть и религия едва ли были разделены, он был также центром государственных ритуалов — местом, где читались правительственные указы и проводились официальные государственные службы. Внутри собора Престол Патриарха и Трон Мономаха, вырезанные в 1551 году для Ивана Грозного, отмечают физическое присутствие двух сторон этого исторического союза. Первоначальный собор был построен во времена правления Ивана Калиты, чей стратегический брак с дочерью татарского хана принес Москве известность. Часовни выросли вокруг маленькой церкви, и в 1472 году Иван III, который перестраивал Кремль, чтобы отразить мощь своего нового российского государства, «Третьего Рима», построил новое здание. Псковские мастера Кривцов и Мишкин, продолжившие строительство Благовещенского собора, начали проект, но в 1474 году случилась катастрофа: недостроенное здание неожиданно рухнуло из-за чудовищного землетрясения.Руины пролежали в Кремле почти год, прежде чем закончить строительство было поручено болонскому архитектору Аристотелю Фиораванти. Он изучил архитектурные традиции Новгорода, Суздаля и Владимира и принялся за дело. Скорость строительства собора поразила наблюдателей, и этот подвиг был подробно описан в хрониках. Церковь была освящена в 1479 году митрополитом Геронтием и стала одним из самых влиятельных архитектурных памятников в истории русской церкви. Здание простое и строгое — сводчатый блок из известняка, увенчанный пятью золотыми куполами.Фрески с остроконечными крышами на восточной и западной сторонах были добавлены в 1660-х годах, а в остальном внешний вид почти не изменился по сей день. Внутри иконостас собора датируется в основном 1652 годом, но с несколькими более старыми иконами внутри него, в том числе двумя, приписываемыми мастеру Дионисию, самому известному и талантливому живописцу своего времени. Русский православный иконостас состоит из ярусов икон с изображением разных святых и праздников, соответствующих церкви, в которой находится иконостас.Первый, самый низкий ранг — это местные иконы, включая икону, которой посвящен собор. В Успенском соборе местный ярус был символом единства нового русского государства и состоял из икон, привезенных из всех княжеств, объединенных под Москвой. За иконостасом — каменная завеса с нереставрированными фресками, изображающими первых святых. Некоторые из этих фресок также приписываются Дионису. Большинство фресок в Успенском соборе относятся к 17, -м, годам.Специальным указом царя Михаила Федоровича Романова, изданным в 1642 году, для украшения собора в Москву из разных городов были привезены около ста пятидесяти художников. Возглавили коллектив иконописцы Иван и Борис Пайсеины, Сидор Поспеев. Это их картины, которые мы видим сейчас, хотя многие из них отсутствуют. На протяжении веков собор страдал вместе с русским народом. Войска Наполеона поставили здесь своих лошадей во время его русской кампании, а в 1918 году собор был поврежден в результате перестрелки между белыми и большевиками. |