Разное

Ипатьевский монастырь официальный сайт в костроме: История Ипатьевского монастыря

Путеводитель | Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

I.         Старый город 

Наиболее древняя часть территории Ипатьевского монастыря, первоначальное место его основания. Старый город в плане имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 метров. В 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых старая дубовая ограда была заменена каменной с толщиной стен до 1,5 метров и высотой – 6-7 метров, укрепленной пятью башнями – четырьмя по углам и одной надвратной.. После Смутного времени, при царе Михаиле Федоровиче артелью московского городового мастера Ивана Неверова монастырские стены и башни были усилены и надстроены в высоту до 11 метров.

Стены имеют два яруса небольших щелевидных бойниц и варовые щели, по верху стен проходит галерея боевого хода, соединяющая монастырские башни между собой.

 

II.        Новый город. 

Сформировался в 1642-1645 по указу царя Михаила Федоровича, путем присоединения к западной крепостной стене Старого города нового земельного участка.

Вокруг Нового города на царские средства возводятся стены с двумя угловыми башнями (Юго-западной и Северо-западной) и одной проездной, получившей название Зеленая башня.

Строительство стен и башен Нового города велось под руководством старца Иосифа и каменщика подмонастырской Богословской слободы Андрея Андреева сына Кузнеца.

 

III.    Архиерейский сад. 

Устроен в 1800-1811 гг. при преосвященном Евгении Романове между обрубом и южной, а также восточной стенами. Высажен на специально подготовленной высокой земляной платформе. Отличался разнообразием деревьев и кустарников, в число которых входили дубы, кедры, пихты, лиственницы; плодовые деревья – яблони, груши, вишни; кустарники – жасмин, орешник и акация.

 

1.      Троицкий собор. 1650-1652 гг. 

Построен при царе Алексее Михайловиче на месте «годуновского» храма сер. XVI века, разрушенного в 1649 году взрывом пороха — «зелейной казны», хранившейся в подклете собора. Крупный четырехстолпный трехапсидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи расположен придел преподобного Михаила Малеина– тезоименитого святого царя Михаила Феодоровича Романова. Северная сторона храма, обращенная к главному входу в монастырь, являлась фасадом здания и имела богатое оформление – оконные проемы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса. На северную сторону выходит парадное крыльцо с восьмигранным шатром, покоящимся на четырех декорированных столбах с мощными кубышками и висячими арками с гирьками. Четверик Троицкого собора украшает великолепный иконостас середины XVIII века, выполненный артелью костромских резчиков под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова в стиле борокко, а также настенная роспись XVII века, созданная знаменитой артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным. Роспись уникальна по богатству сюжетных изображений, гармонии цвета и изяществу орнаментального декора.


2.      Звонница. Колокольня
. XVII-XIX вв. 

Композиция памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 – 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением.

В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной.

К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18  колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева.

В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- пра- правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.


3.      Палаты бояр Романовых («Царские чертоги»).
XVI-XIX вв. 

Один из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства. В марте 1613 года, во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, Великой старицей Марфой (в миру – Ксенией Ивановной Романовой), проживал в этом здании. Согласно монастырскому преданию, в левой половине 2-го этажа здания располагались покои Михаила, в правой – инокини Марфы.

Начиная с XIX века, здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на «Высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II занимались архитекторы – К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.


4.      Архиерейский корпус.
XVI-XIX вв. 

Крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот). В связи с размещением на территории Ипатьевского монастыря Архиерейского дома в 1744 году, корпус был значительно перестроен и приспособлен под резиденцию костромского архиерея. Фасад со стороны реки Костромы в полной мере отражает разновременность постройки XVI-XIX веков: от пластики крепостной стены с щелевидными бойницами до архитектурных форм классицизма. Западная стена, обращенная во двор монастыря, возведена во время перестройки 20-х годов XIX века, является своеобразным футляром для первоначального фасада здания XVII века.

Архиерейский корпус знаменит тем, что в нем 15 мая 1767 года, посетившая г. Кострому императрица Екатерина II, пожаловала Костроме герб, которого до этого город не имел: «В память сию по реке Волге путешествия … представляется в сем гербе в голубом поле галера под императорским штандартом …» (из доклада сената 24 октября 1767 г.). 


5.      Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
. XIX в. 

Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь – Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.

Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, которые поминаются 19 марта (1 апреля по н.ст.), освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.

Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и древнерусского зодчества. Интерьер храма был украшен монументальной масляной живописью, иконы иконостаса написаны палехскими иконописцами (не сохранились).

В настоящее время в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии проходят ежедневные утренние и вечерние службы. Храм заново расписан на знаменательные темы артелью палехских художников.


6.      Архимандричий (наместнический) корпус.
XVI-XIX вв. 

Внутренний фасад здания носит следы трех основных этапов его строительства в XVII веке: от ступенчатых перемычек в оформлении окон первого этажа начала XVII века к нарядным наличникам, характерным для узорочья второй половины XVII века, и до декорированных в стиле нарышкинского борокко окон третьего этажа конца XVII века.

Настоятельские покои предназначались для проживания игумена Ипатьевского монастыря, который с 1598 года имел сан архимандрита. В XVII веке должность архимандрита Ипатьевского монастыря, пользовавшегося особым покровительством государей, была престижной и рассматривалась, как награда за особые заслуги. Среди Ипатьевских архимандритов знамениты Кирилл (был архимандритом с 1610 по 1616 гг.), принимавший участие, как в избрании царя на Земском соборе 1613 года, так и в чине царского наречения боярина Михаила Федоровича в стенах Ипатьевской обители; Иосиф (с 1617 по 1619 гг.), встречавший отца царя Михаила Федоровича митрополита Филарета, будущего Патриарха, при возвращении его из польского плена, а в 1642-1645 гг.известный как строитель, возводивший стены Нового города Ипатьевского монастыря; Сергий Шелонин (1647-1648 гг.) – известный писатель и книжник XVII века. который за редактирование и подготовку к изданию на Московском печатном дворе «Лествицы» Иоанна Синайского» в качестве вознаграждения за свой труд «совершен» в архимандриты Ипатьевского монастыря; Тихон II (1655-1661), присутствовавший в июне 1656 года на соборе Святителей, созванном Патриархом Никоном для исправления служебных книг; Кирилл II (1665-1669) был на соборе 1667 года по вопросу церковных исправлений.


7.      Братский корпус
. XVI, XVIII вв. 

Первый каменный этаж здания возведен в конце XVI века на средства бояр Годуновых по типу жилых монастырских многосекционных построек. О древности его говорит простота и скромность декоративного оформления, а также наличники окон в виде ступенчатых углублений. Внутренние сводчатые помещения делились на сени (прихожую) и жилую часть (келью). При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII века здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами. В 1841 году галереи были разобраны, вместо наружных лестниц устроены внутренние каменные.

Братский корпус предназначался для проживания монашеской братии, которой к 1650 году насчитывалось около 100 человек. Монашеская келья Ипатьевского монастыря площадью около 25 м², предназначалась для проживания в среднем 2-3 человек. Интерьер монашеского жилья был строг и скромен, и состоял из киота с иконой и лампадой, стола-аналоя для книг духовного содержания, лавок и сундука или короба.


8.      Кельи над погребами.
XVI XVIII вв. 

Здание относится к постройкам «черного» (хозяйственного) двора. Первый этаж здания с тремя глубокими  погребами-ледниками возведен в 1586-1593 годах при Годуновых, второй этаж – сушильни, надстроен в 1732 году.

Глубина погребов-ледников достигает 3 метров, стены выложены булыжным камнем.

В 1623 году по Жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Ипатьевский монастырь получил право покупки и беспошлинного провоза «про монастырской, на церковной годовой обиход» «рыбы 500 пудов осетров и белуг, 50 пуд семги, 50 пуд икры черные, да бочечные всякие рыбы 50 бочек да соли 20 рогож, да меду преснаго 200 пуд, да хмелю 200 чети, да свежие всякие рыбы 10 возов».

Несмотря на разновременность этажей, постройка смотрится цельной по исполнению, отличается соразмерностью и гармонией пропорций, повторением декоративных элементов в виде двойного ряда поребрика в оформлении обоих этажей.


9.      Свечной корпус.
XIXв.

Трапезный корпус. XVI в.

Современное здание объединяет в своем объеме разновременные постройки:

поварню (западная часть) «для братской пищи», возведенную в конце XVI – начале XVII вв. – одноэтажную одностолпную двусветную палату; двухэтажные кладовые палаты конца XVI – начала XVII вв. и Свечной завод (восточная часть), возведенный в середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона на месте древних монастырских построек, пришедших в ветхость.

Древняя поварня и кладовые палаты входили в большой комплекс построек хозяйственного двора Старого города

Ипатьевский Свечной завод в XIXвеке снабжал восковыми свечами все церкви и монастыри Костромской епархии.


10.    Северные (Екатерининские ворота).
XVIII в. 

Являются главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II.

Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное с внешней и внутренней стороны триумфальными арками. Северный (внешний) фасад увенчан высоким аттиком в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны монастырской площади Екатерининские врата имеют вид пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном с рельефным изображением «Всевидящего Ока» в тимпане. 


11.    Кузнечная башня. XVI- XVII вв. 

Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней монастырской кузнице. 


12.    Пороховая башня.
XVI- XVII вв. 

Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Могла использоваться для хранения запасов пороха. Как все башни Ипатьевского монастыря имела три уровня боя: верхний – для установки пушек, средний для ведения огня из ручного огнестрельного и метательного оружия, нижний – бойницы подошвенного боя. 


13.    Водяная башня.
XVI-XVII вв. 

Юго-восточная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Находилась недалеко от берега реки Костромы. Существует предание о подземном ходе из этой башни в сторону реки Костромы, который мог быть использован в случае осады защитниками обители для пополнения запасов воды. 


14.    Воскобойная башня.
XVI -XVII вв. 

Южная проездная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Устроена на изломе южного прясла стены. В древности имела снаружи дополнительное укрепление – захаб – коленчатый коридор перед въездом. 


15.    Квасная башня.
XVI-XVII вв. 

Юго-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней квасоварной палате.


16.    Вотчинная контора.
XVIII в. 

Единственная постройка на территории Нового города. Возведена в 1672-1673 годах для больничных келий рядом с больничной церковью святителя Иоанна Златоуста, просуществовавшей до 1808 года и разобранной «за ветхостью». В 1721-1722 годах в здании надстроен второй этаж для размещения в нем вотчинной конторы. Вотчинная контора управляла монастырскими вотчинами. Ипатьевский монастырь имел обширные земельные владения не только в Костромской, но и в Ярославской, Владимирской, Казанской и Московской губерниях. До 1764 года ему принадлежало 12,5 тысяч крепостных крестьян. Секуляризационные реформы Петра I и Екатерины II подорвали монастырское хозяйство и его экономику. В 1875 году корпус переоборудован под богадельню для проживания престарелых священнослужителей, оставшихся без попечения близких.


17.    Зеленая башня.
XVII в. 

Была поставлена «повелением государя Михаила Феодоровича в память того, что он сим местом изшел на царство Московское» 19 марта 1613 года. Получила свое название «Зеленая», поскольку шатер башни покрыт зеленой муравленной черепицей. Башня выполняла две функции: она защищала западные ворота монастыря, и являлась мемориальным сооружением.  Ее конструкция была достаточно сложной. С западной стороны к ней был пристроен захаб, имевший односкатное тесовое покрытие. Под башней были устроены трое ворот. Между захабом и основным корпусом находилась опускная решетка, которая в случае опасности служила дополнительной защитой от проникновения в монастырь неприятеля. Служила главным въездом в монастырь со стороны московской дороги.


18.    Юго-западная башня.
XVII в.

Юго-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города.


19.    Северо-западная башня.
XVII в. 

Северо-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города. 


20.    Западные ворота.
XVII в. 

Возведены в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых во время строительства стен и башен Старого города. С середины XVII века соединяют территории Старого и Нового города. 


21.    Мемориальная колонна
. Вторая половина XIX века. 

Возведена в центре Старого города в 1839 году в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В прямоугольных нишах с четырех сторон размещаются тексты об этом. С 1993 года Костромская епархия ежегодно 17 июля проводит у колонны богослужения в память царственных страстотерпцев императора Николая II и его семьи.


22.    Обруб.
XIX в. 

Возведен около 1837 года во время ремонтных работ под руководством архитектора К.А. Тона, как защитное сооружение. Неоднократно территория Ипатьевского монастыря, стоящего на низком берегу реки Костромы, затоплялась во время весенних разливов. Это приводило к скорому обветшанию монастырских зданий и крепостных сооружений. После разрушительного наводнения 1709 года с восточной и южной сторон монастыря было устроено плотинное сооружение – обруб, сначала деревянное, а затем – каменное.


23.    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
XVI-XIX вв. 

Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время. Впервые упоминается под 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых.

В 1760-1764 гг. на месте храма, пришедшего в ветхость, устраивается новая каменная просторная церковь с пятью деревянными главами. В 1801 году пять глав заменяются одной главой, а внутри храма ставятся деревянные колонны-крепления. Постройка дожила до 1859 года. В середине XIX века по проекту архитектора К.А. Тона строится новый пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с южной стороны. Храм имел соединение с Троицким собором через паперть с юго-западной стороны. Украшением церкви являлся позолоченный иконостас с иконами, выполненными в мастерской палехского иконописца Сафонова.


24.    Усыпальница бояр Годуновых.
XVI-XVII вв. 

Ипатьевский монастырь — единственное место в России, где на протяжении четырех столетий, начиная с конца XIII в., формировался некрополь одного из самых знаменитых боярских родов — Годуновых. Сохранившаяся усыпальница бояр Годуновых в подклете Троицкого собора является третьей годуновской усыпальницей. Ранее она включала 18 погребений представителей ветви Иосифа Дмитриевича Годунова — Асанова.

Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. В древности в усыпальницах находилось много икон, нагробных покровов с богатейшими украшениями из золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней, горели неугасаемые лампады. Раз в неделю по пятницам здесь служили панихиду в память всех почивших Годуновых.

Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы.

В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться «годуновской» не смотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Четыре надгробные плиты принадлежат лицам других фамилий.


25.    Засенье.
XVI-XVII вв. 

Узкий открытый внутренний коридор между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами – Братским и Наместническим.

В военное время засенье могло служить дополнительным оборонительным рубежом, в мирное использовалось в хозяйственных целях.

Ипатьевский монастырь Святой Троицы | Официальный приходской сайт

Ипатьевский монастырь Святой ТроицыСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Костромская митрополия, Костромская епархия
Настоятель
Петр (Ерышалов), иеромонах

Храмы монастыря:
1.Собор Троицы Живоначальной
2.Церковь Хрисанфа и Дарии
3.Звонница (XVII-XIX вв.)
4.Святые ворота с привратными часовнями (1767 г.)
5.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Святыни и достопримечательности монастыря:

  • Здесь замечателен храмовый образ Святой Троицы в золотом окладе, в 35 фунтов весом, с крупным жемчугом и драгоценными каменьями; к нему привешаны на лентах три золотые медали с изображением короля Карла XI, присланные в 1616 году царю Михаилу Федоровичу на память заключения шведского мира.
  • Особо чтится в монастыре Тихвинская икона Богоматери древнего письма, в дорогом окладе, принесенная, по преданию, Московским посольством в 1613 году.
  • Здесь находится древняя икона, на которой изображено явление Пресвятой Богородицы князю Чету.
  • В монастыре хранится присланная сюда патриархом Филаретом Никитичем в 1626 году часть ризы Господней. Ризница обличается богатством исторических древностей.
  • Между прочим, сохранился доселе старинный фонарь больших размеров, с верхом в виде короны, украшенной медными бордюрами; с этим фонарем, по преданию, явилось в монастырь к царю Михаилу Федоровичу боярское посольство.
  • Особенного внимания также заслуживают: посох черного дерева и золотой ковш царя Михаила Федоровича, находившиеся прежде в Московской оружейной палате, а императором Николаем Павловичем присланные в дар Ипатьевскому монастырю.
  • Сверх того в монастыре хранится великокняжеское место князя Василия Дмитриевича, удалившегося сюда во время нашествия татар на Москву в 1408 году, и другое царское место, резное из липы, присланное царем Михаилом Федоровичем в 1613 году.
  • В монастыре погребены: основатель его Чет и Иван Сусанин. священнослужителей. Идет загрузка …

    История:
    В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.
    Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».
    Ипатьев Троицкий монастырь, 1 класса, близ Костромы, при впадении реки Костромы в Волгу. Основан в 1330 году; с 1613 года — ставропигиальный Московской Патриархии, с 1742 года — Святого Синода, с 1745 года — под управлением епархиального архиерея.
    Построен татарским князем Четом, предком Годуновых, принявшим крещение по следующему случаю.
    Проезжая в Москву через Костромские пределы, Чет заболел и, ожидая смерти, удостоился чудесного явления Пресвятой Богородицы с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Получив по усердной молитве исцеление, он немедленно построил каменную церковь Живоначальной Троицы г приделами апостола Филиппа и священномученика Ипатия, поставил в ней икону, изображающую видение, и основал обитель. В монастыре совершилось принятие Всероссийского престола в 1613 году Михаилом Федоровичем. Палаты дома Романовых сохранились здесь в реставрированном виде; здесь находится портрет Сусанина, пожертвовавшего жизнью для спасения юного царя. При входе в ограду монастыря находитсяколонна, по сторонам которой изложена вся вековая история славной обители, ее достопримечательности, знаменитые события и посвящения ее.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь или Колыбель Русской Истории. Часть 2.


Всего 65 фото

В первой части мы узнали об истории основания Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, о том кто такой святой Ипатий, о многих значительных и важных событиях, что  оставили свой неизгладимый след в истории нашей страны. Во второй части посещения Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря мы подробно осмотрим его древние здания и узнаем много подробностей об этих уникальных жемчужинах Ипатьевской обители и попытаемся почувствовать здесь поступь Великой Русской Истории.
Для начала рассмотрим план Ипатьевского монастыря и обозначим все его строения. Так нам будет легче ориентироваться при осмотре.
02.

1.Троицкий собор

2.Звонница. Колокольня

3.Палаты бояр Романовых

4.Архиерейский корпус

5.Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии

6.Наместничий корпус

7.Братский корпус

8.Кельи над погребами

9.Свечной корпус

10.Северные (Екатерининские ворота)

11.Кузнечная башня

12.Пороховая башня

13.Водяная башня

14.Воскобойная башня

15.Квасная башня

16.Вотчинная контора

17.Зеленая башня

18.Юго-западная башня

19.Северо-западная башня

20.Западные ворота

21.Мемориальная колонна

22. Обруб

23.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

24.Усыпальница бояр Годуновых

25.Засенье

Северные святые врата (Екатерининские ворота). (10). XVIII в. Являются главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II.

03.

04.

Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное с внешней и внутренней стороны триумфальными арками. Северный (внешний) фасад увенчан высоким аттиком в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II.
05.

Засенье. (25) XVI-XVII вв. Узкий открытый внутренний коридор между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами – Братским и Наместническим. В военное время засенье могло служить дополнительным оборонительным рубежом, в мирное использовалось в хозяйственных целях.
06.

Братский корпус и стены Ипатьевского монастыря.
07.

08.

Со стороны монастырской площади Екатерининские врата имеют вид пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном с рельефным изображением «Всевидящего Ока» в тимпане.
9.

Троицкий собор (1) построен при царе Алексее Михайловиче на месте «годуновского» храма середины XVI века, разрушенного в 1649 году взрывом пороха — «зелейной казны», хранившейся, по некоторым сведениям, в подклете собора. Крупный четырехстолпный трехапсидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи расположен придел преподобного Михаила Малеина – тезоименитого святого царя Михаила Феодоровича Романова. Северная сторона храма, обращенная к главному входу в монастырь, являлась фасадом здания и имела богатое оформление – оконные проемы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса.
10.

На северную сторону выходит парадное крыльцо с восьмигранным шатром, покоящимся на четырех декорированных столбах с мощными кубышками и висячими арками с гирьками.
11.

12.

13.

Северное парадное крыльцо Троицкого собора
14.

Четверик Троицкого собора украшает великолепный иконостас середины XVIII века, выполненный артелью костромских резчиков под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова в стиле борокко, а также настенная роспись XVII века, созданная знаменитой артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным. Роспись уникальна по богатству сюжетных изображений, гармонии цвета и изяществу орнаментального декора.
15.

16.

17.

18.

19.

Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии (5). XIX в. Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь – Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.
20.

Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном. Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане.

В целом — это Архиерейский корпус (5). XVI-XIX вв. — крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот).
21.

На втором плане — справа от внутренней проездной арки — Архимандричий (наместнический) корпус (6). XVI-XIX вв. Внутренний фасад здания носит следы трех основных этапов его строительства в XVII веке: от ступенчатых перемычек в оформлении окон первого этажа начала XVII века к нарядным наличникам, характерным для узорочья второй половины XVII века, и до декорированных в стиле нарышкинского борокко окон третьего этажа конца XVII века.
22.

Слева от внутренней проездной арки — Братский корпус (7). XVI, XVIII вв. Братский корпус предназначался для проживания монашеской братии, которой к 1650 году насчитывалось около 100 человек.  Первый каменный этаж здания возведен в конце XVI века на средства бояр Годуновых по типу жилых монастырских многосекционных построек. При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII века здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами.
23.

Сейчас мы обойдем Троицкий собор справа. Здесь — в подклете западной галереи Троицкого собора находится Усыпальница бояр Годуновых (24). XVI-XVII вв. Ипатьевский монастырь — единственное место в России, где на протяжении четырех столетий, начиная с конца XIII века, формировался некрополь одного из самых знаменитых боярских родов — Годуновых. Сохранившаяся усыпальница бояр Годуновых является третьей годуновской усыпальницей. Ранее она включала 18 погребений представителей ветви Иосифа Дмитриевича Годунова — Асанова.
24.

Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы.

Третья Усыпальница Годуновых и единственная уцелевшая.
25.

26.

В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться «годуновской» несмотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Четыре надгробные плиты принадлежат лицам других фамилий.
27.

Здесь же — прямо у входа в Усыпальницу Годуновых — находится огромный камень на кирпичном основании. Капитальный ремонт и реставрация Троицкого собора производились в 1911–1912 гг., накануне празднования 300-летия дома Романовых. Руководила реставрационными работами Археологическая комиссия во главе с архитектором Д. Милеевым. Вокруг собора был опущен грунт, открыт и облицован белым известковым камнем цоколь. Одновременно исследован древний фундамент, который оказался выложенным из огромных булыг, без извести, на одной глине.

Возможно это и есть пример той самой «булдыги». А может быть это — могильный камень. По крайней мере мне не удалось узнать точную историю этого «мегалита».
28.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (23). XVI-XIX вв. Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время с подачи президента РФ Дмитрия Медведева в 2008 году. Впервые храм упоминается 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых.

Фото храма на состояние на май 2013 года. Сейчас (2015 год) храм построен и начинается его внутренняя отделка.
29.

30.

Звонница. Колокольня (2). XVII-XIX вв. Композиция памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 – 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением.
31.

В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной. К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18  колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева.
32.

В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- пра- правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.
33.

34.

35.

36.

Палаты бояр Романовых («Царские чертоги») (3). XVI-XIX вв. Один из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители — бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства.

В марте 1613 года, во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, Великой старицей Марфой (в миру – Ксенией Ивановной Романовой), проживал в этом здании. Согласно монастырскому преданию, в левой половине 2-го этажа здания располагались покои Михаила, в правой – инокини Марфы.
37.

Начиная с XIX века, здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на «Высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II занимались архитекторы — К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве) и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.
38.

Это фото дворца  как раз с «Царской лестницы».
39.

40.

41.

42.

43.

Сейчас в «Палатах бояр Романовых» размещен Музей дома Романовых в Царских чертогах и сокровища Ипатьевского монастыря. Этот музей достоин отдельного рассказа, — при желании его можно прямо сейчас посетить на официальном сайте монастыря. Я же выложу только пару экспонатов, что вызвали мое исключительно ощущение контакта.

Икона Федоровской богоматери и напрестольный крест — вклад царя Михаила Федоровича в соборную церковь обители.
44.

А это — икона Богоматель Корсунская. XVII век. Образ Богоматери, прижимающей к себе младенца Христа, заставил надолго задержаться у этой иконы. Образ проникает в самую сердцевину нашей души. Сколько материнской боли выражено в этом образе Богоматери! Как нежно, трогательно и чувственно она касается тонкими пальцами лика божественного младенца, какая внутренняя святая обреченность и страдание выражено на ее лице! Она знает о грядущей неотвратимой судьбе сына, которую уже никак не изменить…
45.

Западные ворота Ипатьевского монастыря — граница между Старым и Новым городом. Старый город — это где мы с вами и находимся сейчас — ннаиболее древняя часть территории Ипатьевского монастыря, первоначальное место его основания. Старый город в плане имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 метров (см. план монастыря).
46.

Слева от Западных ворот обители — Кельи над погребами (8). XVI — XVIII вв. Здание относится к постройкам «черного» (хозяйственного) двора. Первый этаж здания с тремя глубокими  погребами-ледниками возведен в 1586-1593 годах при Годуновых, второй этаж – сушильни, надстроен в 1732 году. Глубина погребов-ледников достигает 3 метров, стены выложены булыжным камнем. Несмотря на разновременность этажей, постройка смотрится цельной по исполнению, отличается соразмерностью и гармонией пропорций, повторением декоративных элементов в виде двойного ряда поребрика в оформлении обоих этажей.
47.

48.

Справа — Свечной корпус (9). XIX в. Современное здание объединяет в своем объеме разновременные постройки: поварню (западная часть) «для братской пищи», возведенную в конце XVI – начале XVII вв. – одноэтажную одностолпную двусветную палату; двухэтажные кладовые палаты конца XVI – начала XVII вв. и Свечной завод (восточная часть), возведенный в середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона на месте древних монастырских построек, пришедших в ветхость. Древняя поварня и кладовые палаты входили в большой комплекс построек хозяйственного двора Старого города. Ипатьевский Свечной завод в XIX веке снабжал восковыми свечами все церкви и монастыри Костромской епархии.
49.

50.

51.

52.

Мемориальная колонна (21). Вторая половина XIX века. Возведена в центре Старого города в 1839 году в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В прямоугольных нишах с четырех сторон размещаются тексты об этом.
53.

С 1993 года Костромская епархия ежегодно 17 июля проводит у колонны богослужения в память царственных страстотерпцев императора Николая II и его семьи.
54.

55.

56.

Нам пора!… Еще пара последних взглядов на Старый город Ипатьевского монастыря…
57.

58.

59.

За крепостными стенами — обыденная жизнь с ее простыми сувенирами и подарками из Костромы, что тоскливо захлестнула меня после мгновений единения с русскими святынями и воцарившимся в душе полном покое.
60.

61.

Поскольку мне ничего вроде и не надо было, а хотелось купить какой нибудь сувенир из Костромы — я взял Костромскую четверговую черную соль — старинный русский продукт из Костромы)

Черная соль изготавливается в русских печах путем термической обработки с ржаной мукой. Соль становится черной и по утверждению продавцов в ней в десятки раз снижается содержание вредных примесей, в том числе и соединений тяжелых металлов… и, она обогащает соль такими веществами как калий, кальций, магний… В черной соли содержится чистый углерод в виде мелкопористого угля, который как известно является прекрасным адсорбентом… Ну, это я отвлекся)
62.

Это Ипатьевский монастырь с востока, со стороны реки Костромы.
63.

Река Кострома. Совсем недалеко отсюда она впадает в Волгу. Русские крепости всегда старались располагать на впадении одной реки в другую.
64.

65.

В заключение немного собственных ощущений. Посещение монастыря не вызвало безудержных восторгов, коими я иногда грешу) Монастырь древний, с историей. Но сейчас его энергетика ломаная, не чувствуется намоленности, глубокой и разлитой повсюду благости и умиротворения, которая несомненно присутствовала здесь некогда всецело и всюду. На старых фото, собственные бессознательные инстинкты бесспорно отмечают этот субъективный факт. А что еще ожидать от десятитилетий богоборчества в этом историческом месте. Монастырские постройки были приспособлены тогда советскими властями для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют, военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Чудовищно звучит, не правда ли!?

Однако, стоит сказать и другое. Ипатьевский монастырь скорее символ и историческая веха в устройстве Великой России. Каждое строение монастыря напоминает о великих свершениях и страстях кипевших здесь, ключевых фигурах творящих настоящее и будущее, политических и экономических перипетиях, уникальных исторических событиях в истории нашей Родины. И вглядываясь в стройные и стремительные архитектурные формы храмов, древних строений монастыря и прислушиваясь к себе можно уловить Историю и услышать торжественный гимн Великому Русскому Народу.

Источники:

Википедия
Сайт Ипатьевского монастыря

© Vladimir d’Ar

Часть 1

Мини-отель Ипатьевская слобода, Кострома – цены гостиницы, отзывы, фото, номера, контакты

В какое время заезд и выезд в Мини-отеле «Ипатьевская слобода»?

Заезд в Мини-отель «Ипатьевская слобода» возможен после 13:00, а выезд необходимо осуществить до 12:00.

Сколько стоит проживание в Мини-отеле «Ипатьевская слобода»?

Цены на проживание в Мини-отеле «Ипатьевская слобода» будут зависеть от условий поиска: даты поездки, количество гостей, тарифы.

Чтобы увидеть цены, введите нужные даты.

Какие способы оплаты проживания предусмотрены в отеле?

Способы и сроки частичной или полной предоплаты зависят от условий выбранного тарифа. Мини-отель «Ипатьевская слобода» принимает следующие варианты оплаты: Visa, Euro/Mastercard, Maestro, Bankcard, American Express.

Есть ли скидки на проживание в номерах «Ипатьевская слобода»?

Да, Мини-отель «Ипатьевская слобода» предоставляет скидки и спецпредложения. Чтобы увидеть актуальные предложения, введите даты поездки.

Какой общий номерной фонд у Мини-отеля «Ипатьевская слобода»?

В Мини-отеле «Ипатьевская слобода» 16 номеров.

Как можно добраться до «Ипатьевская слобода» от ближайшего аэропорта и ж/д вокзала?


от ж/д вокзала: на маршрутном такси № 38 до ост. «Ипатьевская слобода», затем 730 метров пешком.
от от аэропорта: на автобусе № 99 до ост. «Ул. Пятницкая», затем на маршрутном такси № 38 до ост. «Ипатьевская слобода», затем 730 метров пешком.

Какие категории номеров есть в Мини-отеле «Ипатьевская слобода»?

Для бронирования доступны следующие категории номеров:
Двухместный
Двухместный (С баней)
Двухместный (Бюджетный двухместный номер с 1 кроватью)
Двухместный (Бюджетный двухместный номер с 2 отдельными кроватями)
Двухместный (Классический двухместный номер с 1 кроватью)
Полулюкс (С балконом)
Люкс
Семейный (Двухместный номер с 1 диваном-кроватью (для 3 взрослых))

Чем заняться детям на территории «Ипатьевская слобода» в свободное время?

В Мини-отеле «Ипатьевская слобода» предусмотрены следующие услуги для маленьких детей. Внимание! За услуги может взиматься дополнительная оплата.
Детские телеканалы

Мини-отель «Ипатьевская слобода» предоставляет услугу парковки?

Да, в Мини-отеле «Ипатьевская слобода» предусмотрена услуга парковки вашего автомобиля. Пожалуйста, перед бронированием уточните возможную дополнительную оплату и условия стоянки.

В Мини-отеле «Ипатьевская слобода» есть ресторан или кафе?

В Мини-отеле «Ипатьевская слобода» есть ресторан.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, Кострома

Заявка на размещение группы

Представляем сервис отправки заявок на проживание групп для поиска лучшей цены. Ваша заявка будет отправляться во все гостиницы, соответствующие вашему запросу. Вы узнаете о наличии свободных мест, ценах и сервисе всех гостиниц, отправив только одну заявку.

Для начала работы необходима авторизация. Перед отправкой каждая заявка проверяется администратором сайта.

Заявки отправляются в рабочее время работы отделов бронирования гостиниц.

Продолжить →

Заявка на размещение группы

Представляем сервис отправки заявок на проживание групп для поиска лучшей цены. Ваша заявка будет отправляться во все гостиницы, соответствующие вашему запросу. Вы узнаете о наличии свободных мест, ценах и сервисе всех гостиниц, отправив только одну заявку.

Для начала работы необходима авторизация. Перед отправкой каждая заявка проверяется администратором сайта.

Заявки отправляются в рабочее время работы отделов бронирования гостиниц.

Продолжить →

Составьте заявку и мы найдем гостиницы, которые смогут её выполнить. В ответ гостиницы отправят вам предложения и вы сможете выбрать наиболее привлекательное.

Для продолжения необходимо
зарегистрироваться или войти →

К сожалению, в г. Кострома нет гостиниц, готовых рассмотреть вашу заявку.

Вы можете попробовать изменить параметры запроса.

Продолжить →    Закрыть

Вашу заявку готовы рассмотреть очень много гостиниц.

По вашему запросу нашлось [Загрузка карты…], рекомендуем ограничить область поиска.

← Изменить запрос    Найти гостиницы →

Мы нашли рассмотреть вашу заявку.

Заполните оставшиеся данные, чтобы отправить заявку сразу во все найденные гостиницы. В ответ они пришлют предложения вам на почту или свяжутся по телефону.

← Изменить запрос    Найти гостиницы →

ВНИМАНИЕ! Если в течении 5 минут Вы не получите письмо о подтверждении заявки, проверьте пожалуйста свой ящик СПАМ. Если письма от нас нет, значит Вы указали неправильный электронный адрес.

Код страны Россия

+7

Код города Кострома

4942

Как позвонить из России в достопримечательность Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь:

Со стационарного

8 4942 37-22-41

С мобильного

8 4942 37-22-41

Как позвонить из Украины в достопримечательность Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь:

Со стационарного

0 гудок 0 7 4942 37-22-41

С мобильного

+7 4942 37-22-41

Как позвонить из Беларуси в достопримечательность Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь:

Со стационарного

8 гудок 10 7 4942 37-22-41

С мобильного

+7 4942 37-22-41

Как позвонить из Казахстана в достопримечательность Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь:

Со стационарного

8 гудок 10 7 4942 37-22-41

С мобильного

+7 4942 37-22-41

Как позвонить из Молдовы в достопримечательность Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь:

Со стационарного

0 гудок 0 7 4942 37-22-41

С мобильного

+7 4942 37-22-41

Как позвонить из Армении в достопримечательность Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь:

Со стационарного

0 гудок 0 7 4942 37-22-41

С мобильного

+7 4942 37-22-41

Как позвонить из Азербайджана в достопримечательность Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь:

Со стационарного

0 гудок 0 7 4942 37-22-41

С мобильного

+7 4942 37-22-41

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Когда был возведен Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, — никто точно не знает. Историки сходятся на том, что произошло это в начале XIV века. Неизвестно также имя его основателя. На этот счет есть несколько версий. По самой красочной из них, сохранившейся в монастырских преданиях, татарский мурза Чет плыл по Волге, направляясь в Москву, дабы принять православие и по дороге заболел. Во сне ему явилась Богоматерь и повелела заложить монастырь во имя священномученика Ипатия. По приезде в Москву Чет окрестился, принял христианское имя Захария и вскорости заложил вблизи Костромы монастырь и поселился рядом. Заодно и положил основу нескольким костромским дворянским родам. Похоронены Захарий и его сын тут же в монастыре.

Эту яркую историю специалисты считают не более, чем легендой. Однако же и другие более правдоподобные версии, о том, что Захарий был зажиточным костромичанином и православным изначально, или о том, что монастырь построил князь Василий Квашня, как крепость для защиты города — не имеют достаточных доказательств. В пользу последней версии говорит, впрочем, местонахождение монастыря — на стрелке между реками Волга и Кострома — куда как удобно для крепости.

Так или иначе, монастырь был возведен и сыграл немалую роль в истории России. В Смутное время якобы именно здесь прятался Лжедмитрий II и здесь же «уговаривали на царствие» Михаила Романова. Кстати, корни дома Романовых тоже частично из Костромы. Костромичанка Ксения Шестова была женой Федора Романова, предка Михаила.

Интересная история тоже больше похожая на легенду связана также с Екатериной II. Великая государыня, изъявшая у монастырей землю и доходы, в 1767 году посетила Ипатьев, после чего установила традицию, согласно которой каждый российской монарх должен хотя бы раз в жизни побывать на родине своих предков.

В XX столетии монастырь приобрел статус музея-заповедника, стал известным туристическим центром. Однако 4 года назад он был полностью передан Русской православной церкви. Ныне это действующий монастырь, где ежедневно идут богослужения. На его территории расположен Церковный историко-археологический музей. Там принимают паломников и экскурсии.

Кострома. Пожар в Ипатьевском монастыре. Подробности

Костромская область, 6 сентября 2002, 11:11 — REGNUM Кострома накануне своего юбилея осталась без визитной карточки города. В Ипатьевском монастыре дотла сгорела деревянная церковь Спаса на сваях. Cтали известны подробности этого трагического для города происшествия.

О пожаре в Ипатии по 02 сообщили сразу несколько человек. Первым был сотрудник музея-заповедника. Его звонок раздался на пульте в 18 часов 16 минут. Затем в пожарную охрану звонили жители слободы и других районов города. Пламя и дым над монастырем были видны даже с моста через Волгу. Пожарные расчеты выехали мгновенно. Но, увы, опоздали. Когда первая пожарная машина подошла, церковь уже была полностью объята огнем. Посреди двора, окруженного каменными стенами, полыхал костер размером 13 на 15 метров. Пламя поднималось на высоту 12-этажного дома. К Ипатию были стянуты все пожарные расчеты города. Как только стало ясно, что церковь не спасти, огнеборцы сосредоточились на защите галерей и других строений внутри монастырского подворья. В каменном мешке температура стояла такая, что начал плавиться металл. Пожарные машины пришлось убрать с территории двора. Работать внутри могли только люди в защитных костюмах. Из-за слабого давления в местных гидрантах, пришлось тянуть магистральные линии для подачи воды с реки. Пожарные без остановки поливали стены и друг друга водой. На одном пожарном насквозь прогорела огнестойкая роба. Несколько человек от сильного жара потеряли сознание. Им потребовалась медицинская помощь.

В 18.40 неожиданно прозвучала тревога с другого музейного объекта. Еще один очаг возгорания обнаружен в 300 метрах — в музее деревянного зодчества. Там загорелись 4 здания. Огонь удалось потушить еще на начальной стадии.

А через несколько минут пришлось срочно спасать здание бывшего музея природы. Там уже дымилась крыша. И новая опасность. Загорелся шатер угловой башни. Ее тоже потушили вовремя. Хотя шпиль в итоге потом пришлось отпилить. Он был основательно поврежден огнем и мог упасть на головы пожарным.

По факту пожара в монастыре возбуждено уголовное дело. На месте происшествия начали работу следователи областной прокуратуры, милиции и дознаватели УГПС. Сейчас их главная задача выяснить причину пожара, уничтожившего уникальный памятник деревянного зодчества. Пока основная версия — неосторожное обращение с огнем. Но не исключена и возможность умышленного поджога. Прямо о поджоге никто не говорит. Но руководство музея и некоторые сотрудники пожарной охраны версию о случайно брошенном окурке или спичке считают неубедительной. В этом случае даже сухая древесина не смогла бы загореться так быстро. Подозрения музейщиков усиливают и некоторые случайности вчерашнего вечера. Евгений Чугунов, директор музея «Ипатьевский монастырь»: «То ли по стечению обстоятельств, то ли еще почему — это установит следствие, но в момент начала пожара в музее перестали работать телефоны. Хорошо, что у меня мобильный».

Новый двор Ипатьевского монастыря, где была расположена церковь, уже принадлежит не музею, а епархии. Здесь живет монашеская община. Двор отгорожен от мира. Туристов здесь нет. Посторонних вообще не бывает. Обитатели монастыря пожарных не вызывали. Они просто сходили за дежурным милиционером. Пока тот выяснял что случилось, огонь успел разгореться.

Сергей Жичин, начальник ИПЛ: «В случае более раннего сообщения мы бы успели спасти хоть что-то от церкви и другие строения не пострадали бы».

Пожар возник на крыльце церкви. Говорят, у монахов на воспитании находятся несколько «трудных» подростков, которые так и не отказались от вредных привычек. Крыльцо сгоревшей церкви было единственным местом, где можно было покурить тайком от настоятелей. Именно эта версия сейчас основная. Саму монашескую братию никто не обвиняет. Однако есть опасения, что этот трагический пожар может послужить для нового витка в конфликте музея и епархии. Получить официальный комментарий по поводу происшествия у священнослужителей не удалось. Настоятель обители отец Павел разговаривать отказался.

И еще одна подробность. Церковь Спаса на сваях в самое ближайшее время должны были перевезти в музей деревянного зодчества. Уже была заказана специальная техника. Теперь, как только закончат работу следователи, останки памятника архитектуры семнадцатого века отвезут на свалку.

Съемки в России в Костроме

Почему Кострома

Кострома — самое большое и самое удобное место из возможных, если вы хотите снять что-то по-настоящему русское.

Это симпатичный городок всего в 350 километрах [217 миль] от Москвы, что упрощает логистику. Кострома была основана более 800 лет назад. Он полон древних церквей, монастырей и монастырей. Один из них, Ипатьевский монастырь, сыграл очень важную роль в истории России.Еще в 1613 году царем России был провозглашен первый член семьи Романовых.

В окрестностях Костромы и всего региона полно традиционных русских деревень, которые выглядят точно так же, как десятилетия назад.

Местные власти — одни из немногих в России, кто действительно понимает важность кино и телевидения для экономики. Там вас ждут более чем теплый прием.

Как добраться

Как добраться до Москвы, до Костромы всего четыре часа комфортной езды или пять часов на поезде.

Курс обмена

Конвертировать

    Выберите страну

  • Афганистан
  • Аргентина
  • Армения
  • Австралия
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Бразилия
  • Болгария
  • Канада
  • Чили
  • Китай
  • Колумбия
  • Коста-Рика
  • Хорватия
  • Чешская Республика
  • Дания
  • Финляндия
  • Франция
  • евро
  • Эстония
  • Грузия
  • Германия
  • Греция
  • Венгрия
  • Индия
  • Иран
  • Ирак
  • Ирландия
  • Италия
  • Ямайка
  • Япония
  • Казахстан
  • Корея (Северная Корея)
  • Корея (Южная Корея)
  • Кыргызстан
  • Латвия
  • Литва
  • Люксембург
  • Мадагаскар
  • Малайзия
  • Мексика
  • Молдова
  • Монако
  • Монголия
  • Черногория
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия
  • Норвегия
  • Пакистан
  • Польша
  • Португалия
  • Румыния
  • Российская Федерация
  • Сербия
  • Словакия (Словацкая Республика)
  • Словения
  • Испания
  • Судан
  • Швеция
  • Швейцария
  • Тайвань, Китайская Республика
  • Таджикистан
  • Турция
  • Туркменистан
  • Украина
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Соединенное Королевство
  • США
  • Узбекистан
  • Вьетнам

Избранные ТВ-кредиты

The Amazing Race Australia Сезон 3 Эпизод 6

Две команды (Австралия vs.Новая Зеландия) обыскали груды матрешек и покатались на собачьих упряжках в одном из самых популярных туристических мест России.

Здравствуйте, Кострома!

Достопримечательности в самом сердце Золотого кольца России

Если развернуться на «сковороде» (прозвище центральной площади старой Костромы), а потом обойти торговый пассаж и спуститься с Молочной горки к реке Волге, повернуть налево, пройти к беседке Островского и далее до парк — вы увидите все самые важные достопримечательности города.Но это путешествие может занять целый день: попробовать костромские сыры по дороге, заглянуть в магазины льняных тканей, полакомиться мороженым «Снегурочка», успокоить кожу, «обгоревшую» крапивой, торчащей из-за забора. на набережной, а с пристани взглянуть на пассажирские катера. Я расскажу, чем заняться в Костроме.

Все в Костроме начинается со «сковороды» — так костромчане называют сердце исторического центра — Сусанинскую площадь.Отсюда расходятся многие дороги, здесь стоят многие известные городские постройки: Губернская канцелярия, бывшая гауптвахта, дом генерала Борщова и, конечно же, символ города — пожарная каланча. Башня была построена в начале 19 века, здание долгие годы использовалось по прямому назначению и даже считалось лучшим архитектурным образцом в российской провинции. В «сковороде» постоянно что-то происходит — то и дело устанавливаются палатки с выставками внутри, там назначаются свидания, к статуе «собаки пожарного» Бобки кидаются монеты, проводятся праздничные мероприятия города.

  • Оранжевый факт
    Кострома была основана в 1152 году. Но кем? В летописях нет ни одного упоминания об основателях. По одной из версий, город был основан Юрием Долгоруким. В том же году булгары напали на соседний Ярославль. На Волге в то время не было крепостей, и вполне вероятно, что Юрий Долгорукий, пытаясь укрепить свои владения на территории Северо-Восточной Руси, построил крепость. Но раскопки показывают другой факт: люди жили здесь задолго до правления Долгорукого.А в летописях Кострома впервые упоминается только в 1213 году. Это были заметки о костромчанах, выразивших недовольство унаследовавшим город князем Константином Всеволодовичем. Ну он не договаривался, просто Кострому сжег.

Торговый пассаж или Гостиный двор

Комплекс построек в самом центре сохранил свое первоначальное предназначение — там все можно продать или купить. Кажется, там есть и аптека, и обувной, и сырный.Здесь также есть кофейня, где можно заказать уникальный кофе, и сувенирные лавки, полные белья… Ряды выстроены по типовой схеме торговых лавок — каждое купе размером 4,5х7 метра расположено под сводом купе. галерея. Они торговали на первом этаже, а хранили товары в подвалах или на втором этаже. Где и рассчитывали прибыль. В красных рядах предлагали «красные товары» (на древнерусском «красный» — красивый) — кожу, меха, ткани, книги. Были и мелочи, где продавались галантерейные товары; и ряды муки; и имбирные пряники, хлеб, рыбу, мясо, деготь и многое другое.Во дворе Гостиного двора находится Спасская церковь в Торговых рядах, но лучше приезжать ближе к вечеру, когда утихает дневная суета.

Ипатьевский монастырь

Если подойти к монастырю с другой стороны, с моста через Волгу откроется чудесный вид на монастырские храмы. История монастыря начинается с 1330 года, его основал татарин Мурза Чет, предок рода Годуновых.И эта история была довольно популярна в исторических хрониках, в основном, с Смутного времени. Самая ценная — найденная в монастырской библиотеке Ипатьевская летопись, повествующая об истории Киевской Руси. Если нанять гида, можно услышать множество историй об убийствах, предательстве и тайных рождениях. В 1609 году монастырь был взят Лжедмитрием II, но был отброшен Народным ополчением (иррегулярными войсками). Монашеские стены служили не только «колыбелью дома Романовых», но и убежищем — за ними скрывался боярин, будущий царь Михаил Романов, которого Сусанин спас от гибели поляков и его мать. , монахиня Марфа.

Именно в этих стенах был призван на престол Михаил. Многие русские правители во время своего правления совершали паломничество в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Во время прогулки по монастырю обязательно стоит заглянуть в пятиглавый Троицкий собор и внимательно осмотреть уникальные фрески 17 века с необычными сюжетами, посетить Романовские покои (сейчас проходят различные выставки), обратить внимание на чудотворную Тихвинскую икону. Богородицы и частица мощей св.Ипатия, а также камень из казенной комнаты Ипатьевского дома (из Екатеринбурга, где были убиты Романовы).

Костромская слобода

За стенами монастыря, если идти вдоль берега в сторону косы реки, находится «Костромская слобода» — ландшафтный музей-заповедник, или, проще говоря, деревня из трех десятков домов, привезенных со всей Костромской губернии. Архитектура представлена ​​множеством разнообразных построек — богатыми купеческими бараками, ветряными мельницами, сторожевыми башнями, банями и, конечно же, церквями.Здесь же можно увидеть одну из старейших деревянных церквей Центральной России — Кафедральный собор Пресвятой Богородицы из села Хольм 16 века; Церковь Спаса Всемилостивого 18 века из села Фоминское и самая красивая, на мой взгляд, Преображенская церковь из села Спас-Вежи 17 века.

Двери всех домов гостеприимно распахнуты. Внутри можно увидеть обстановку разных веков и разной социальной иерархии, осмотреть предметы быта: мебель, кухонную утварь.В жаркий летний день там приятно просто погулять, даже не читая вывески с именами бывших домовладельцев. Пруд с кувшинками, тенистые рощи, живописные холмы — все создано для идеальных фотографий с «русской» душой.

Костромской Кремль

Кремль, которого нет. Он был полностью разрушен большевиками, когда они взрывали здания в 30-х годах прошлого века. От Кремля остались лишь небольшие постройки, валы и очень богатая история.В городе можно увидеть указатели, ведущие к ансамблю Костромского кремля, но на самом деле это парк с памятником Ленину и два реконструируемых собора — Успенский и Богоявленский. Реставрация идет довольно медленно, православный меценат Виктор Тырышкин винит в этом злых духов, которые мешают возведению новых церквей на святом месте.

Музей-усадьба льна и бересты

Что ж, от этого места можно ожидать гораздо большего.На самом деле экспонаты есть только в двух залах, но процессы, которые вы ожидаете увидеть, практически не представлены. Зато на выставке представлены новоиспеченные поделки из бересты, например, персонажи сказки Буратино (русская версия Буратино), кривые ёжики и медведи. К тому же музей находится не в центре города, до него нужно идти пешком минут двадцать. И это один из тех случаев, когда путешествие занимает намного больше времени, чем просмотр экспозиции.

Памятник Ленину в парке

Скульптура Ленина поднята так высоко, что приходится поднимать голову и смотреть на него, цепляющегося за облака своей лысой головой и указывающего куда-то в светлое будущее очень длинной рукой. Постамент для статуи кажется чужим. И не зря. Первоначально постамент был построен для скульптур семьи Романовых. Предполагалось разместить 28 фигур представителей царской семьи. Но произошла революция, и вместо всех царей, князей и великих княжон на пьедестал на долгие годы поселился только один товарищ Ленин.

Памятник камбузу на набережной

В память о путешествии императрицы Екатерины II по Волге установлен забавный памятник с улыбающимся солнышком. В мае 1767 года императрица прибыла с официальным визитом в Кострому на флагманской галере «Тверь» гребной флотилии. Она посетила службу в Ипатьевском монастыре, подарила 3000 рублей и, узнав, что у губернского города К нет герба, приказала создать его. На нем была изображена та же королевская галера с императорским штандартом на флаге.Впоследствии герб неоднократно видоизменялся, но на большинстве вариантов была изображена кухня.

Еще чем заняться в Костроме:

  • Загляните в резиденцию «Снегурочка», отправьте кому-нибудь письмо от ее имени. Или отправьте письмо в ее Терем (дворец).
  • Экскурсия на БКЛМ — Большой Костромской льняной комбинат
  • Съесть суп с лисичками в ресторане «Гроза»
  • Посмотреть пьесу Островского в местном театре
  • Найдите церковь Воскресения на Дебре
  • Сделать фото в «беседке Островского» (кто никогда в жизни не видел)
  • Прогулка по Муравьевке — культовой улице Костромы
  • Сходите в музей сыра и купите в местном магазине пару хороших кусочков у местных сыроваров.
  • Найти памятник Снегурочке (на Сусанинской площади)
  • Выпить чашечку кофе у пристани «Старый пирс»

Как добраться:

Как всегда, я пытаюсь убедить вас отправиться в путешествие. На это уходит около 5 часов. Вы проедете Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль. Причем дополнительно можно остановиться в любом из городов Золотого кольца!
Добраться из Москвы можно на скоростном поезде «Кострома», он идет более шести часов.

Где остановиться: в гостинице «Островский».

Проект «Времена года в России» поддержан Русским географическим обществом www.rgo.ru
Поездка в Семенов рекомендована Русским географическим обществом.

Дополнительно прочитайте о городах Золотого кольца России:
Суздаль: Боярским оладьям
Переславль Залесский: Источники древности

Прочтите также о древнерусских городах:
Плёс: Так же, как это было при Левитане
Великий Новгород
Нижний Новгород

Перевод: Ирина Романова, Instagram: @ astrabella1

Также похожие сообщения:

Плёс Точно так же, как это было во времена Левитана.

церквей Поволжья: окна в прошлое России

КОСТРОМА, РОССИЯ

ЧТОБЫ оценить богатство истории России, посетителю не нужно смотреть дальше русских православных церквей огромной страны.

Во время круиза по Волге, возможно, самой важной природной магистрали России, можно увидеть церкви всех форм, размеров и состояний. Большинство из них являются данью царской эпохи, а некоторые служат памятниками безрассудству советского коммунистического эксперимента.

В наши дни священнослужители надеются, что церкви — многие из которых восстанавливаются и вновь открываются — станут символами национального возрождения после десятилетий бесхозяйственности коммунистов.

Именно вдоль Волги иностранцы могут лучше всего оценить роль Православия в развитии Российского государства.

Например, в Угличе (примерно в 150 милях вниз по реке от Москвы через канал, соединяющий столицу с могучей рекой) можно встретить крошечную церковь Дмитрия Крови. Согласно легенде, церковь стоит на том месте, где в 1591 году был убит князь Дмитрий, сын и наследник Ивана Грозного.

Это событие оставило зарождающуюся Российскую империю без естественной преемственности и положило начало периоду потрясений. . Политическая нестабильность и война, известная в России как Смутное время, длились более двух десятилетий, пока не была установлена ​​династия Романовых.

Первый царь Романовых, Михаил, жил в Ипатьевском монастыре в Костроме, примерно в 180 милях по реке от Углича, когда он был провозглашен царем в 1613 году.

Также на территории монастыря находится музей 300-летия. царствование Романовых, которое закончилось убийством Николая II и всей его семьи в сибирском городе Екатеринбурге в 1918 году.

Недалеко от монастыря под открытым небом находится выставка деревянного зодчества, в том числе несколько прекрасных образцов деревянных церквей, стоит на Верхней Волге.

Недалеко от Нижнего Новгорода, одного из важнейших промышленных центров России (примерно в 150 милях вниз по реке от Костромы), находится затонувший Калязинский монастырь, возможно, один из лучших примеров ошибочной советской попытки доминировать над природой.

При диктаторе Иосифе Сталине на Волге была построена серия плотин, поскольку советское правительство стремилось использовать гидроэнергетический потенциал Волги для стимулирования индустриализации. Мало внимания уделялось влиянию проекта на местное население и окружающую среду.

Плотины оставили под водой большие участки земли, в том числе ту, на которой стоял монастырь. Сегодня все еще видна монастырская колокольня, томящаяся посреди водохранилища плотины.

Сразу за Нижним Новгородом из Макаревского монастыря открывается прекрасный вид на церковь-крепость. Монастырь был построен в 14 веке православными священниками как плацдарм для обращения татар, оккупировавших низовья Волги от Казани до Астрахани.

Макаревский монастырь и ему подобные превратились в важные торговые посты в 15, 16 и 17 веках и, таким образом, стали объектами необычайного богатства. Сегодня мало что осталось от позолоты и блеска, которыми украшали церкви в монастыре, разграбленных мародерами на протяжении веков.

Обручение великого князя Георгия

Из Императорской Канцелярии

«Обручение цесаревича Георгия Российского и его будущей невесты Виктории Романовны Беттарини состоялось в Ипатьевском монастыре в городе Кострома. 24 января 2021 года, в полдень, в Свято-Троицком соборе были обручены Наследник Главы Императорского Дома России Его Императорское Высочество великий князь Георгий Георгий и его невеста, потомственная дворянка Виктория Романовна Беттарини. в Ипатьевском монастыре в городе Кострома.Обручение совершил Высокопреосвященный митрополит Костромской и Нерхтинский Ферапонт. На богослужении присутствовали и государственные служащие Костромской области.

Утром Великий князь и его невеста присутствовали на Божественной литургии в Богоявленском соборе Св. Анастасия в Костроме на причастии и поклонении великой и святой иконе Дома Романовых — Феодоровской чудотворной иконе Божией Матери. Затем супруги проследовали в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, где состоялось обручение, совершенное Высокопреосвященнейшим митрополитом Ферапонтом и другим духовенством Костромской епархии.

От имени Губернатора Костромской области Ситникова С.К., Руководителя Администрации Костромской области М.Б. Смирнов официально поприветствовал цесаревича Георгия и его невесту Викторию Романовну. Позже в тот же день великий князь Георгий и Виктория Романовна в сопровождении протоиерея Димитрия Сазонова посетили строительную площадку нового храма во Второй городской больнице Костромы и Детского морского центра ».

Эта церемония — первая из двух. церемонии русского православного венчания.Пара решила провести обручение в монастыре в Костроме, где Михаил I был назван Императором. Он был первым Романовым, правившим на Руси.

Великий князь Георгий и Виктория Романова Беттарини поженятся в этом году. Дата и место свадьбы будут объявлены в ближайшее время.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *