Разное

История создания церкви покрова на нерли: Недопустимое название

Картина Герасимова Церковь Покрова на Нерли. 1953 г. Сочинение по картине

Характерный облик храма на Нерли в окружении красивого пейзажа, это можно сказать, одухотворенное лирикой, поэтическое место, которое притягивает к себе различных ценителей прекрасного во все времена русской истории.

Не обошел это место стороной и советский художник С. В. Герасимов, в 1953 году запечатлев яркими и насыщенными цветами на небольшом холсте этот прекрасный вид, белокаменную церковь на берегу реки Нерль, одиноко стоящую на зеленой возвышенности в соседстве с деревцами, упираясь своим темным куполом высоко в небо.

На переднем плане картины зеленая лужайка местами усыпанная одуванчиками, где мы видим фигуру молодой девушки выгуливающей свое дитя на фоне слегка взволнованной темно синей реки отражающей фасад белокаменного храма. В этом панорамном полотне половину места занимает небо украшенное живописными облачками, которые художник постарался отразить в различных цветовых оттенках.

Картина Сергея Герасимова Церковь Покрова на Нерли, произведение завораживает зрителя идеальной согласованностью древнерусской архитектуры в гармонии с нашей родной русской природой. Картина отражает умиротворение и самые положительные эмоции от ее восприятия.

История гласит, что храм был построен князем Андреем Боголюбским в 1165 году в дань памяти погибшего сына Изяслава, после победы с булгарами в середине 12 века.

Место для постройки церкви князь не случайно выбрал в окрестностях пересечения рек Нерли и Клязьмы, он часто любовался этими красивыми местами. В защиту храма от затопления весенними паводками, специально был насыпан небольшой холм из камней скрепленных глиной. Все это крепкое основание холма дало возможность видеть это архитектурное творение по сей день.

Церковь на Нерли одной из первых была освещена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы

На берегах реки Нерль в те далекие времена была основана пристань куда заплывали на своих кораблях иностранные купцы и политические деятели, которые всегда были очарованы видом храма и окружающей природы.

Сегодня картина художника Герасимова Церковь Покрова на Нерли находится в Третьяковской галерее. Размер холста 32 на 68 см.

Храм Покрова на Нерли



Храм Покрова на Нерли считается одним из самых красивых в России. Он расположен на холме в окружении заливных лугов, органично сливаясь с окружающим пейзажем. Белокаменный храм Покрова на Нерли называют поэмой, запечатленной в камне. Русские мастера сумели с помощью камня выразить идею, являющуюся краеугольным камнем любой религии, — это превосходство духовного над материальным.

С 1992 года этот белокаменный памятник стал объектом Всемирного наследия Юнеско.


Адрес

Храм Покрова на Нерли находится по адресу: Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово.


Как добраться

На автобусе, электричке или автомобиле ехать до станции Боголюбово, расположенной в 10 км от города Владимира по направлению к Нижнему Новгороду.

Если Вы приехали на автомобиле, необходимо оставить машину на стоянке у ж/д станции Боголюбово. Затем идти пешком по мощеной дорожке около 1,5 км или за отдельную плату воспользоваться повозкой, запряжённой лошадьми.


История

В 1164 году великий князь владимирский Андрей Боголюбский вместе с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием провел поход на Волжскую Булгарию и разрушил несколько булгарских крепостей. В этом походе погиб Изяслав, любимый сын князя.

После победоносного похода Андрей Боголюбский установил на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которой он возвел несколько храмов.

Согласно самой распространенной версии, первый храм, посвященный Святой Деве Марии, князь построил в 1165 году на берегу реки Нерли, на границе своего княжества. По преданию, церковь была возведена в память об Изяславе, поэтому ее облик пронизан не только спокойствием, но и грустью.

Надо отметить, что некоторые историки придерживаются версии, согласно которой, церковь на Клязьме была возведена в 1158 году, то есть еще до успешного похода Андрея Боголюбского на Волжскую Булгарию и гибели Изяслава.

Место для строительства князь выбрал в 1,5 км от своего замка в Боголюбово, там, где река Нерль впадает в Клязьму и каждую весну разливается большое половодье.

В этом месте был сооружен специальный холм из глины и булыжников, в котором построили фундамент будущей постройки. По легенде, камень для строительства был привезен в качестве контрибуции из Волжской Булгарии самими булгарами.

Возведенный Храм Покрова на Нерли выглядит легким и светлым и, словно вырастает из зеленого холма. Русские мастера использовали все средства, чтобы сделать строение изящным, стройным и устремленным ввысь.

Когда весной разливается Нерль, вода подступает к церкви со всех сторон. Оставаясь на островке, храм отражается в быстротекущих водах.

В 1784 году это удивительное творение русских зодчих только чудом избежало гибели. Игумен Боголюбова монастыря предложил разобрать церковь, чтобы использовать ее камни для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ дал разрешение, но, к счастью, игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками и церковь была спасена.


Архитектура

Фундамент церкви заложили на глубину 1,6 метра, затем было построено основание стен из тесаного камня высотой 3,7 метра. После этого, стены дважды обсыпали снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом и затем плотно утрамбовывали. Так вырос искусственный холм высотой 5,3 метра, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащее в его массиве основание храма.

Кроме того, строители облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили каменные желоба для отвода осадков.

В XII веке это удивительное строение казалось сверхъестественным чудом. Только мастера, обладавшие настоящим талантом и смелой инженерной мыслью, могли создать храм, вот уже более 800 лет стоящий на холме над бурными водами разлива Нерли и Клязьмы.

Архитектура церкви несложна: это одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм высотой 20 метров, его отличительная черта — изысканность пропорций и простота композиции. Отдельные строительные приемы позволили создать впечатление легкости, устремленности ввысь и воплотить совершенно новую художественную идею — победы духа над материей.

Среди оригинальных строительных находок, позволивших зрительно увеличить высоту здания, можно отметить следующие:

  • Большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий, созданных с помощью узких высоких окон, удлиненных колонок аркатурного пояса и вытянутого барабана купола
  • Стены церкви слегка наклонены внутрь, что также зрительно увеличивает высоту здания.

Белокаменная резьба

Как и многие храмы владимиро-суздальского зодчества, церковь украшена белокаменной резьбой. На трех ее фасадах мы увидим композицию с изображением царя псалмопевца Давида, сидящего на троне. С обеих сторон от него изображены голуби и фигуры львов. Еще ниже проходит пояс из 21 женских масок, символизирующих посвящение храма Пресвятой Богородице.

Первоначально вокруг церкви проходила открытая белокаменная галерея высотой 5,5 метров, основанием которой служили белокаменные столбы. Пол галерей был покрыт яркими майоликовыми плитками, а в юго-западном углу располагалась лестница, по которой можно было подняться на хоры.

Парапет украшала резьба с изображением грифонов и других мифических животных, в том числе барсов. Установлено, что фигура вставшего на дыбы барса — это древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира. Смысл остальных фигур пока остается неразгаданным.


Внутреннее оформление

При оформлении внутреннего пространства зодчие также стремились подчеркнуть устремленность ввысь. Своды поддерживаются четырьмя столбами, которые слегка суживаются к верху, благодаря чему, высота строения зрительно увеличивается.

Ранее на куполе находилось изображение Христа-Пантократора с архангелами и серафимами, пол был покрыт цветными майоликовыми плитами, а стены расписаны фресками. Росписи были уничтожены во время обновления церкви в 1877 году.

Храм Покрова на Нерли является шедевром мирового зодчества, он, словно воин в серебряном шлеме и в белокаменной рубахе стоит на небольшом пригорке.

Весной он похож на лебедя, возвышающегося над гладью вод, а зимой, словно памятник, выглядывает из снежных сугробов. С приходом лета легкая и сверкающая белизной церковь, словно свеча, возвышается среди зелени обширного заливного луга.

Храм Покрова на Нерли приписан к Боголюбовскому монастырю. После реставрации он приобрел практически первоначальный облик и в настоящее время совместно используется церковью и музеем-заповедником.

Церковь Покрова на Нерли — история создания храма

Церковь Покрова на Нерли – выдающийся мировой памятник владимиро-суздальской школы, шедевр древнерусского белокаменного зодчества. Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река Нерль впадает в Клязьму.

Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, поэмой запечатленной в камне, самым лирическим и непревзойденным шедевром во всей русской архитектуре. Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем.

Даты постройки церкви в различных источниках разнятся. Распространенным считается мнение, что церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне во время похода на Булгарское царство. Расположена церковь во Владимирской области, недалеко от села Боголюбово. Говорят, что место, на котором стоит храм, было выбрано самим Андреем Боголюбским. Эта церковь считается первой на Руси, посвященной празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Новый праздник был установлен князем Андреем и владимирским духовенством без согласия киевского митрополита и патриарха константинопольского. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.

Место постройки церкви выбрано не случайно. В то время устье реки Нерль являлось своеобразными судоходными воротами во Владимирскую область. Взору всех заезжих купцов открывалась удивительная, наполненная гармонией картина – белокаменный храм, возвышающийся над рекой на живописном заливном зеленом лугу. Ныне же река изменила свое русло.

По своей архитектурной конструкции храм чрезвычайно прост. Это типичный для древнерусского зодчества четырёхстолпный, одноглавый, трёхапсидный храм крестовокупольного типа. Церковь Покрова на Нерли отличает, отмеченная многими специалистами и исследователями, общая гармоничность и изысканность пропорций, она выглядит невесомой, словно парящей в воздухе. Потрясающую картину можно наблюдать весной, когда храм, словно горящая свеча, возвышается к небу над разлитыми водами Нерли.

Смотрите также:

  • Церковь вознесения в Коломенском
  • Храм Василия Блаженного

Ощущение подвижности и полета храму придают, слегка наклоненные внутрь стены, что практически незаметно, а так же бросающиеся в глаза вертикальные линии — высокие узкие окна, удлиненные колонки аркатурного пояса. Такие приемы зрительно увеличивают высоту здания. Стены церкви украшают резные рельефы. В композиции трёх фасадов храма центральной фигурой является восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются женские маски, птицы, и львы.

View 360°

Аэрофотопанорама от AirPano.ru

В 1992 году церковь Покрова на Нерли совместно с восьмью другими памятниками древнерусского белокаменного зодчества (Успенский собор, Дмитриевский собор, Суздальский кремль и др.), расположенными во Владимирской области, была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под общим собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Все они входят так же в состав образованного в 1958 году Владимиро-Суздальского музея-заповедника. А заливной луг, на котором стоит церковь, был объявлен особой охраняемой природной территорией.

Вахтанов С.Н. Граффити церкви Покрова на Нерли до настоящего времени оставались за пределами специального научного интереса исследователей архитектурного наследия Владимиро-Суздальской Руси. По сей день отсутствуют не только публикации, отдельно посвящённые изучению средневековых граффити церкви Покрова, но даже краткие упоминания этого феномена в изданиях по истории и архитектуре этого замечательного храма. Единственное, что приводится в литературе, так это резная крупная надпись: «св. Давид», сопровождающая рельефные изображения этого библейского царя, расположенные на трёх фасадах в центральных закомарах. Таким образом, тема граффити, церкви Покрова на Нерли является малоизученной. Следует отметить, что исследование граффити церкви Покрова проводилось совместно с сотрудником ИА РАН д.и.н. А. А. Медынцевой, взявшей на себя труд прочтения, датировки и последующей публикации надписей-граффити. Древние граффити обнаружены как внутри памятника, так и на наружных участках его стен. Они достаточно многочисленны и разнообразны по тематике. Однако определить точное количество их сегодня не представляется возможным, так как многие изображения нечётки, фрагментарны, иногда почти полностью утрачены из-за разрушения самого камня либо сокрыты слоем обмазки. По своему содержанию рисунки-граффити соответствуют трём основным группам, традиционно присутствующим практически на всех памятниках владимиро-суздальской белокаменной архитектуры. Это изображения религиозного характера, бытовые рисунки и строительные метки. Рисунки первой группы самые многочисленные. Прежде всего, это кресты. Более того, необходимо отметить то наблюдение, что снаружи церкви на всех выявленных на сегодняшний день рисунков (т. е. начертаний, в которых имеется или угадывается смысл) — это исключительно кресты.


Ил. 1. Кресты на косяке северного портала: А — в левой части косяка, Б — в правой части косяка

В левой части косяка северного портала находятся достаточно чёткие изображения как минимум пяти крестов (ил. 1А). Два из них (расположены на втором от центра портала валике) вырезаны на камне достаточно глубоко и имеют на концах лопастей треугольные расширения. Правда, нижний крест по какой-то причине остался незавершённым либо не сохранился полностью (имеется только его вертикальная часть). По своим начертаниям и технике нанесения на камень эти кресты сближаются с похожим крестом-граффити из Золотых ворот Владимира, датированным Н.Н. Ворониным по относящейся к нему надписи XII—XIII вв., скорее — XIII в. Можно предположить, что и эти два креста появились в тот же период. В правой части косяка северного портала, на втором от центра портала валике, имеется ещё один едва заметный небольшой (около 4 см) четырёхконечный крест на одноступенчатой Голгофе (ил. 1Б).

Ил. 2 Голгофский крест с отрогами в левой части косяка западного портала.

На валиках и прямоугольных полочках западного портала просматриваются ещё несколько крестов и их фрагментов. Среди них относительно чётко видны два маленьких четырёхконечных креста на первом и втором валиках, Голгофский крест на внешнем валике правой части косяка, а также четыре креста на камнях левой части косяка портала. Один из этих последних выглядит несколько своеобразно. Он изображён стоящим на высокой трёхступенчатой Голгофе (ил. 2) — имеет в своём основании круто загнутые отроги, аналогичные отрогам креста XII в. с главы Дмитриевского собора во Владимире (ил. 3 А).


Ил. 3 А — Крест с отрогами XII в. с главы Дмитриевского собора во Владимире. Б — Крест с отрогами на плинфе рубежа XI—XII вв. суздальского собора.

Ближайшую аналогию подобных отрогов среди граффити мы находим в суздальском соборе — это крест с отрогами на плинфе рубежа XI—XII вв. (ил. 3 Б). Крест обрамлён фигурной рамкой в виде киота. В основании Голгофы изображена фигура, похожая на небольшое древо с тремя (возможно, пятью) побегами.


Ил. 4 Процветший крест на полуколонне пилястры слева от западного портала.

Ещё один необычный крест (ил. 4) является процветшим и находится на втором от цоколя блоке пилястры, расположенной слева от западного портала. По своему рисунку он очень напоминает снежинку. В интерьере храма граффити имеются на стенах и столбах четверика, в алтаре и на хорах.


Ил. 5 Рисунок храма на восточной грани юго-западного столба.

В алтаре их выявлено семь, в четверике — семь, на хорах — одиннадцать. Чаще всего встречаются кресты правильной формы с чётким рисунком. Среди них семь крестов относятся к типу «греческого» креста, и не менее шести являются Голгофскими. К данной группе граффити относится также изображение одноглавого храма с позакомарным покрытием (ил. 5), расположенное на восточной грани юго-западного столба.


Ил. 6 Кресты на западной грани северо-западного столба на хорах. Ил. 7 Рисунок «Древо жизни» на южной грани северо-западного столба на хорах. Ил. 8 Рисунок с концентрическими кругами на центральном прясле западной стены на хорах.

Признаков, позволяющих определить точную дату изображений данной группы, практически нет. Тем не менее круг аналогий, выявленных на других памятниках Владимиро-Суздальской Руси, поддающихся датировке благодаря сопровождающим их надписям, указывает на домонгольское происхождение целого ряда рисунков крестов, имеющих треугольные расширения на концах лопастей (это — три креста на северо-западном столбе на хорах (ил. 6), два креста на южной грани пилястры северной стены, напротив этого столба под хорами, два креста на валике левой части косяка северного портала). К этому же периоду без сомнения следует отнести и упомянутый выше крест с отрогами. Среди граффити второй группы интересен рисунок «Древа жизни» (ил. 7), находящийся на южной грани северо-западного столба на хорах. Он представляет собой сужающийся кверху ствол и два крупных симметрично изогнутых побега. В плохо сохранившейся верхней части «Древа» слабо заметны фрагменты мелких побегов. Справа от центрального окна западной стены (на хорах) виден процарапанный на камне рисунок, состоящий из концентрических кругов (ил. 8).


Ил. 9 Изображение лошадей: А — на блоках западного прясла северной стены (под хорами), Б — на восточной грани юго-восточного столба.

В четверике на северной стене и западных столбах имеются рисунки не менее восьми лошадей, изображённых как группами, так и одиночно (ил. 9). Некоторые сохранились фрагментарно. Манера и техника нанесения рисунка на камень указывают, видимо, на авторство одного человека. Ему же, вероятно, принадлежит и надпись рядом с рисунком нескольких лошадей на северной грани северо-западного столба (ил. 10).


Ил. 10 Изображение лошадей и надпись конца XIV — начала XV в. на северной грани северо-западного столба.

Надпись была продатирована А.А. Медынцевой концом XIV — началом XV в.


Ил. 11 Строительная метка на северной стене в алтаре церкви.

Граффити третьей группы немногочисленны. Найдена только одна строительная метка в виде диагонали, соединяющей нижний левый и верхний правый углы лицевой поверхности блока на северной стене в алтаре церкви (ил. 11). Таким образом, граффити храма Покрова на Нерли демонстрируют широко распространённую в Древней Руси традицию. Смысловой диапазон их достаточно широк: от символов, имеющих сакральное значение, до строительных меток. Даже самый предварительный анализ тематики средневековых граффити в соотношении к их расположению в архитектурном пространстве храма позволяет стлать на примере белокаменных памятников Владимиро-Суздальской земли совершенно очевидный вывод. Это вывод о том, что, во-первых, по мере приближения к алтарю, а также на косяках порталов, нарастает молитвенно-сакральная смысловая направленность изображений; во-вторых, в наиболее ранних постройках заметно растёт процент использования зодчими строительных меток. Используемая литература: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Материалы исследований» выпуск 17. 2011. Церковь Покрова на Нерли. Граффити церкви свв. Бориса и Глеба XII в. в селе Кидекше Граффити Золотых ворот в г. Владимире Граффити Успенского собора города Владимира

Copyright © 2021 Любовь безусловная

Церковь Покрова на Нерли — ФОТО

История создания

Об истории создания данной церкви известно очень мало. Практически нет источников, которые содержали бы информацию о данном объекте. Однако согласно одной рукописи, церковь была воздвигнута под началом Андрея Боголюбского.

В другой летописи сказано, что церковь на Нерли была построена в честь праздника Покрова. Также несколько строчек можно найти в «Житии Андрея Боголюбского». В нем сказано, что строительство было начато после похода на болгар и гибели от многочисленных ранений сына Андрея Боголюбского – Изяслава Андреевича.

Также удивительны сроки, за которые была воздвигнута церковь. В среднем на строительство требовалось 3-4 года, однако данное архитектурное сооружение было создано за 1 год.

Как было сказано выше, церковь была названа в честь Покрова, что достаточно странно. Дело в том, что этот праздник зародился именно на Руси, не в Византии, при чем первые иконы, подтверждающие это появились в 14 – 15 веках, в то время как церковь была учреждена в честь этого праздника в 12 веке.

Однако возможно эта церковь была построена по другому поводу. В 1164 году русские войска совершили поход на волжских болгар. Тогда при них была икона Владимирской Божией Матери. Перед сражением от нее стали отходить лучи света. Скорее всего после похода церковь была названа в честь Спаса, а затем без явных причин переименована в Покровскую.

Достопримечательности и святыни Храма Покрова на Нерли

Есть во Владимирской области сооружение одновременно древнее, романтичное, сказочное и религиозное. Древнее – потому что ему уже «стукнуло» 850 лет, религиозное – потому что здесь отправляют службы, да и предназначение у него такое. А вот почему романтичное и сказочное? Потому что дорога к храму Покрова Богородицы на реке Нерль напоминает сказочную дорогу в Изумрудный город в окружении живописных лугов.

Где находится храм Покрова на Нерли

Направляться к церкви Покрова на Нерли нужно во Владимирскую область, а конкретно, в поселок Боголюбово Суздальского района. Само название «церковь Покрова на Нерли» объясняет, где она находится, – на берегу реки Нерль.

Как доехать до церкви Покрова на Нерли? Придется попотеть, чтобы добраться к этому объекту.

  1. Во-первых, предстоит прибыть в областной центр Владимир.
  2. Во-вторых, определиться, чем доехать до Боголюбово: электричкой, автобусом или своим авто. Здесь свою машину придется оставить.
  3. В-третьих, найти ж/д станцию, от которой путь к храму Покрова Богородицы на Нерли лежит через луг по вымощенной дороге. Кто-то предпочитает пройти путь в 1,5 км пешком, а желающие вкусить русской старины могут взять арендовать либо лодку весной (когда разливается Нерль), либо лошадей летом, либо сани зимой.

Посещение церкви Покрова на Нерли

  • Удобно, что попасть в храм можно каждый день в любое время года.
  • Открываются его двери в 10:00 и закрываются в 18:00 (зимой в 16:00).
  • Если хочется не просто поглазеть на интерьер княжеской церкви, за церковными атрибутами придется идти в церковную лавку, которая расположилась рядом.

Расписание богослужений

Церковь Покрова Богородицы на Нерли считается действующим храмом, правда, поприсутствовать на службах или обрядах в нем удастся только в летний период, да и, скорее всего, по выходным.

С расписанием богослужений нужно сверяться на сайте епархии. Если ехать к церкви Покрова на Нерли зимой, тоже можно попасть на богослужение, но уже в стоящем на ее территории маленьком храме Трех Святителей.

Где рядом можно остановиться

Если хочется приехать посмотреть на храм Покрова на Нерли в вечернее время, предупреждаю: остановиться в Боголюбово можно только в двух местах:

  1. в самом Боголюбском монастыре (придется поработать на благо обители)
  2. или в небольшой гостинице «Мархал» рядом с монастырем.

Больше выбора в плане комфортного ночлега предоставляют Владимир и Суздаль.

История создания церкви Покрова на Нерли

  1. Возраст церкви довольно почтенный: по мнению историков, год ее основания точно не известен – в летописях упоминается то 1158 г., то 1165 г. И несмотря на то, что храм носит имя религиозного праздника (Покров Богородицы), создан он был в качестве мемориала погибшему в бою с волжскими булгарами Изяславу, сыну князя Андрея Боголюбского.
  2. Место князь выбрал за версту от своего имения у слияния рек Нерль и Клязьма. Поскольку река Нерль разливалась, пришлось насыпать холм и углубить фундамент на 5 м. Так что церковь возвышается над рекой, практически целиком в ней отражаясь, и не поддается наплывам стихии.
  3. Не соответствовал храм проведению в нем богослужений зимой, поэтому в 1761 г. вблизи вырос зимний храм Трех Святителей.
  4. В конце XVIII в. храм чуть было не разобрали по частям. Возведенному позже Боголюбскому монастырю не хватало колокольни, да и средств на нее, и решено было использовать для ее строительства белый камень княжеского храма. И читали бы мы историю создания храма Покрова на Нерли только в летописях монастыря, если бы не жадность рабочих: их не устроила сумма, предложенная игуменом обители, и храм остался на своем месте.
  5. Советская власть «перекрыла воздух» как монастырю, так и храму на Нерли в 1923 г., но не разрушила, а передала Владимирскому музею. До сих пор музей имеет право пользования церковью, впрочем как и православные священники: с 2015 г. в храме Покрова на Нерли вновь совершаются литургии и обряды, как и прежде, в летнее время.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Если составить краткое описание церкви Покрова на Нерли, прозвучит оно так: одноглавый белокаменный трехапсидный храм с узкими оконными проемами, фасады которого украшены резными барельефами. Правда, первоначального шика храма сейчас не увидишь: окружала его крытая галерея высотой до 5,5 м. О том, что она существовала, говорят данные археологических раскопок и дверь высоко в стене (с правой стороны храма). Тут из галереи спускалась лестница, предназначенная для княжеской семьи.

Снаружи на трех фасадах можно насчитать 19 рельефных изображений с необычными и символичными сюжетами: среди них женские портреты с косами, царь Давид, львы, грифоны, голуби и барс. Понятно, почему в барельефах используется лев – он не только распространенным символом, но и означал самого основателя, князя Боголюбского. Это личный символ князья Владимирского края передавали веками (сегодня он помещен на герб Владимира). Голуби отсылают нас к Святому Духу, а вот множество женских голов вполне может означать Божью Матерь, имя которой храм и носит. Есть на фасаде даже несущий лань грифон: то ли это знак Христа, то ли еще чего, непонятно. Барельефы едва сохранились, да и невозможно объяснить, почему на храме зодчие изобразили некоторые сюжеты.

Святыни

Судя по краткому описанию интерьера храма Покрова на Нерли, сохранившемуся в исторических очерках, он намного превосходил внешнюю строгость. Под куполом в окружении многокрылых ангелов сиял Христос, стены были сплошь усеяны яркими фресками, которые дополняла майолика на полу. Эта красота и старина были варварски уничтожены в 1877 г., когда реставрацию власти соседней обители поручили не тем рукам. Теперь от святынь храма не осталось ничего, внутри встречают пара одиноких икон и белые каменные вертикали.

Интересные факты о храме Покрова на Нерли

  • Это первый храм на Руси, посвященный покровительству Богородицы (ввел его именно Андрей Боголюбский после сражения с болгарами, когда увидел лучи от образа Богоматери).
  • Храм Покрова Богородицы на Нерли зачислен в охраняемый список ЮНЕСКО среди прочих сооружений Владимирско-Суздальского края в 1992 г.
  • Время постройки церкви Покрова на Нерли удивительно короткое – один год. Есть сведения, что бригаду опытных мастеров прислал князю Андрею Фридрих Барбаросса, ведь артелей такого уровня на Руси тогда просто не существовало.
  • Раскопали у храма и фигуры львов. Но до сих пор неясно, где они стояли: у входа или на самой пристани у реки Нерль, откуда вымощенная дорога вела к храму Покрова.
  • Школьная программа содержит задание – написать сочинение по картине «Храм Покрова на Нерли». Предлагаются версии двух пейзажистов – С. Баулина и С. Герасимова.

Фото церкви Покрова на Нерли

Весной воды подступают к самим стенам храма, а со стороны кажется, что он стоит на крохотном клочке суши.
Резные барельефы опоясывают три фасада храма, напоминая о титанической работе мастеров.

Как видно на фото храма Покрова на Нерли, белые вертикали стен и вентилируемый купол не украшает ни одна фреска.

Церковь Покрова на Нерли — видео

Жалость вперемешку с восторгом – наверно, эти чувства испытываешь, посещая храм в Боголюбово. Жалко, что не осталось пристани, галереи, фресок, но восторгаешься тихими местами, работой зодчих и флёром загадок вокруг истории храма.
https://youtu.be/uMPAvEQK0Es

А какие интересные факты, связанные с церковью Покрова на Нерли, знаете вы? Делитесь своими знаниями в комментариях.

Храм Покрова-на-Нерли в московской подземке

Как ночевка на сеновале возле храма Покрова-на-Нерли вдохновила московского архитектора Леонида Павлова на создание необычного проекта станции московского метро

Проезжая по кольцевой линии московского метрополитена, практически на каждой станции сталкиваешься с причудами советской архитектурной мысли. Например, на «Добрынинской», расположенной между «Октябрьской» и «Павелецкой», внимание притягивают необычные арки меду пилонами, под которыми пассажиры проходят из центрального зала станции на обе посадочные платформы.

Знакомые с древнерусским зодчеством безошибочно определят, что эти арки воссоздают перспективные порталы средневековых построек. Владимирцам, которым в наследство достались белокаменные храмы 12-13 веков, это архитектурное решение должно быть особенно близким. А в некоторых источниках, посвященных «Добрынинской», прямо указывается, что архитектор, работая над ней, вдохновлялся владимиро-суздальским зодчеством. Кое-где сказано еще конкретнее: мастер создал станцию под впечатлением от всемирно известного храма Покрова-на-Нерли близ Боголюбово. 

 

Станция была спроектирована архитектором Леонидом Павловым. Он родился в 1909 году в Москве, в 1930 году закончил ВХУТЕИН (бывший ВХУТЕМАС), среди его учителей были известные архитекторы-авангардисты Виктор Веснин и Иван Леонидов. Он участвовал в возведении соцгородов, то есть жилых массивов, строившихся в разных городах страны по единому плану. В 1937 году Павлов поступил в аспирантуру Академии архитектуры СССР. Здесь его учили прославленный Алексей Щусев — автор мавзолея Ленина и Иван Жолтовский — автор московского ипподрома. Среди работ Леонида Павлова 1930-40-50-х годов – один из павильонов на ВДНХ, здания в разрушенном после Великой Отечественной войны Севастополе, проекты застройки Юго-Западного района Москвы. 

Позднее Павлов стал отходить от классической школы архитектуры. В духе модернизма возведены его здания для вычислительных центров и для автомобильной инфраструктуры в Москве. В частности им спроектирован новый корпус здания Госплана СССР в Георгиевском переулке, вычислительный центр Госплана СССР на проспекте Академика Сахарова, вычислительный центр ЦСУ СССР на Измайловском шоссе, вычислительный центр Госбанка СССР, станция автообслуживания на Варшавском шоссе, Центральный экономико-математический институт на Нахимовском проспекте, станция автообслуживания в Кунцево. Отдал должное Павлов и объектам, связанным с «ленинианой» — он придумал проект павильона-музея «Траурный поезд В. И. Ленина» у Павелецкого вокзала и знаменитый мемориальный музей Ленина в Горках.

 

 

Фото с сайта http://www.archi.ru

Все знатоки архитектуры сходятся на том, что станция метро «Добрынинская» — одна из вершин творчества Павлова. Она была открыта 1 января 1950 года и первоначально носила название «Серпуховская». В 1961 году ее переименовали в честь участника Октябрьской революции из Замоскворечья Петра Добрынина, смертельно раненного в ноябре 1917 года в боях с юнкерами в районе Пречистинки.

Рядом с метро «Добрынинская» на Большой Серпуховской улице прошло детство и юность великого поэта Андрея Вознесенского. Позднее он напишет про эту станцию:

«Лиричность владимирского зодчества отразилась в полуутопленных арках зала метро «Добрынинская» — самой сердечной из московских станций. Она, как владимирская бабушка или мамка, стояла на выходе из моего детства, будто приехала в столицу присматривать за ним. У всех были свои Арины Родионовны, у меня – эта». 

В середине 1950-х годов будущий автор «Юноны и Авось» и автор «Добрынинской» встретятся в Московском архитектурном институте, где Павлов преподавал Вознесенскому основы архитектуры. Поэт потом всю жизнь считал Павлова одним из главных учителей в своей жизни.

Возможно, на лекциях в МАРХИ маститый архитектор и рассказал студентам историю, как, он попал в Боголюбово к церкви Покрова-на-Нерли и как родился проект станции. Андрей Вознесенский этот рассказ мастера передал в 1990-х годах в своей книге «На виртуальном ветру». 

«Архитектор Павлов, прежде чем нарисовать ее, провел ночь в июле 1945 года с церковью Покрова-на-Нерли – самой женственной кувшинкой русской архитектуры.

Тогда рядом с нею существовала колокольня. В ней сушили сено. Сторож разместил Павлова на ночлег на этом поднебесном сеновале. Затаившись, не дыша, он сверху наблюдал за изменением ее состояний. Ее светлые дуги отражались в воде. Два ее рассветных часа волшебны.

Сначала она была сумеречно-серой, потом стала голубой. Потом зарделась смущенным розовым. Затем обрела ровный желтый спокойный свет. «Это как женщина, все познавшая», — взволнованно рассказывал он, воровски пряча свой голубой взор, теперь понятно, откуда похищенный. Потом она стала белой». 

Сам Павлов о той ночи в полуразобранной колокольне покровской церкви, которую окончательно снесли в 1970-х, писал так:

«Перед моим взором, на фоне прозрачного голубого неба, каким-то тяжелым, серым монолитом возникла церковь. Я любовался ею… Вдруг она начала светлеть. Потом порозовела. Потом стала желтой. На стенах появились тени от скульптурных рельефов, очертились карнизы. Церковь как бы меняла форму, ее монолитность исчезала. И, наконец, она стала ярко-белой, волнуя своей девической красотой. Такая живая картина становления образа потрясла меня. Я понял, что эта тема должна стать основополагающей для композиции «Добрынинской».

Вознесенский утверждает, что Павлов, приехав в Москву, нарисовал проект всего за один вечер. Поэт пишет, что архитектора крепко прорабатывали потом за поклонение перед древнерусской архитектурой. «Но она уже была построена, и навеки в ее подземных залах отразились белые и палевые очарованные очертания Покрова-на-Нерли», — писал Вознесенский.

«Очарованные очертания» — это многократно и ритмично повторяющийся мотив перспективных порталов в арках между пилонами, в пилонных нишах, и в арке тупиковой стены станции. Леонид Павлов писал: 

«В основу пропорций станции я положил пропорции храма Покрова-на-Нерли. (Конечно, насколько позволяла метростроевская конструктивная сетка). Разрабатывал их на сложном ритме. Тщательно продумывал профили. В мраморной облицовке пытался достичь цветовых ощущений, пережитых у владимирской церкви в описанное мною утро. Использовал ряд своеобразных пластических приемов, подсказанных древнерусской архитектурой. Например, широкую чимбию на путевой стене я расположил так, что она отражает свет люстр прямо в глаза пассажирам, стоящим на перроне. Создается впечатление, что по всей горизонтали стены проходит четкая световая черта». 

К сожалению, как отмечают архитекторы, после масштабной реконструкции станции в 2006-2008 годах, эту световую линию увидеть сложно, поскольку старые люстры были заменены на новые, которые не дают такого мягкого и рассеянного света как старые.

 

Неизвестно, навещал ли еще Леонид Павлов так вдохновивший его храм. Архитектор умер в 1990 году. Андрей Вознесенский, который всю жизнь был прочно связан с владимирской землей, к церкви Покрова-на-Нерли приезжал часто. Даже в свой последний визит во Владимир в августе 2000 года, поэт, прежде чем начать творческий вечер в бывшем ДК ВТЗ, посетил Боголюбово и знаменитый храм. Вознесенского, как и Павлова, церковь Покрова-на-Нерли вдохновляла на творчество, в книге «На виртуальном ветру» он написал, что одни из первых его стихов были написаны именно об этом храме, «свет которого неиссякаем». Скорее всего, это было стихотворение «Лунная Нерль».

Есть церкви — вроде тыкв и палиц.

А Нерль прозрачна без прикрас.

И испаряется, как парус,

и вся сияет — испарясь.

Я сходу скидываю лыжи,

всхожу из мрака на бугор.

Как в телевизорную линзу,

гляжу в сияющий собор.

Меня пронизывают волны

высокой, голубой воды.

Твои, Россия, сны и войны

и дикой девочки черты.

Кто жег тебя в татарских станах?

Чьих стай маячили крыла?

Ты рано женщиною стала

и свет нелегкий обрела.

Тебе, одной тебе подсудны

мои поступки и труды.

Я весь как есть твоя посуда

высокой, голубой воды.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли | Презентация к уроку по МХК (10 класс) на тему:

Слайд 1

Церковь Покрова на Нерли Подготовил: Могайбо Максим Руководитель: Громова Е.В.

Слайд 2

Покров на Нерли Це́рковь Покрова́ на Нерли’ ( Покро́в на Нерли’ ) — белокаменный храм во Владимирской област и России, в полутора километрах от Боголюбова , выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Слайд 3

История Церкви Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче. Современные исследователи С. В. Заграевский и Т. П. Тимофеева на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма — 1158 год. Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Татищев уточняет в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса).

Слайд 4

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси[ источник не указан 1040 дней ]. По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Слайд 5

Архитектура Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м). От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами . Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Слайд 6

Стены

Слайд 7

Купол Осмотром установлено, что внутри главы луковичной формы сохранился первоначальный купол, выполненный из пористого туфа обычной системой кладки. Поверхность выровнена смазкой из известкового раствора; смазка неравномерно покрывает кладку (от 0 до 5—6 см), что свидетельствует о неровности поверхности кладки. В вершине купола имеется отверстие размером 7 X 7 см , глубиной 16 см.

Слайд 8

Разрез купола

Слайд 9

Покров на Нерли юго-западная сторона

Слайд 10

Северо-западная сторона

Слайд 11

Западный фасфад

Слайд 12

Чертёж

Слайд 13

Система соотношений церкви

Слайд 14

Общий вид

Совершенный храм на берегу Нерли | Телеграф

С самого начала все, что было связано со строительством этого храма, не укладывалось в традиционные рамки. Начнем с того, что это первый Покровский храм на Руси, а сам праздник Покрова в числе главных праздников Владимира установил сам Андрей Боголюбский с епископом Федором в обход санкции митрополита.

Строили храм, разумеется, по канонам строительства русского белокаменного зодчества. Нам хорошо известны постройки отца Андрея Юрьевича, знаменитого Юрия, прозванного за маниакальное стремление получить киевский престол Долгоруким — сохранившиеся храмы в Переславле-Залесском и Кидекше. Однако мастеров Андрею прислали «от немець». По свидетельству Лаврентьевской летописи (запись о строительстве во Владимире под 1160 годом), строительную артель Боголюбского составляли «из всех земель все мастеры». Предполагается, что руководил ей зодчий, присланный Боголюбскому Фридрихом Барбароссой.

Летописи не упоминают о возведении храма, но, скорее всего, подразумевают его, говоря про строительную деятельность князя Андрея в Боголюбове: «И постави… две церкви камены во имя святыя Богородицы». Один из них — Рождества Богородицы во дворце, а второй — Покрова Богородицы в устье Нерли. Более позднее Житие Боголюбского дает нам точные данные — сообщается, что храм «единым летом соверши», то есть построен за год, и упомянуто, что Покрова на Нерли — храм-мемориал в память об умершем в 1165 году сыне Боголюбского Изяславе. То же Житие отмечает, что это еще и памятник победы Боголюбского над булгарами в 1164 году (Изяслав скончался от ран, полученных в сражении). Так и гуляет по научной литературе датировка 1165 или 1166 год, с которой трудно не согласиться, хотя есть попытки датировать храм и другими годами, в том числе 1158-м.

Раскопки, проведенные вокруг храма в 1950-х годах великим знатоком древнерусской архитектуры Николаем Николаевичем Ворониным (1904–1976), показали, что Покрова на Нерли, силуэт которого всем хорошо знаком благодаря своей лиричности, изяществу и совершенству, выглядел на самом деле совсем не так.

Человек, имеющий представление о домонгольской архитектуре, знает, что в те времена храмы завершались не луковичной главой, а шлемовидной, более приземистой. Главу этой церкви заменили на луковичную только в 1803 году.

Кроме того, результаты раскопок сильно удивили ученых: церковь, оказывается, окружали с трех сторон галереи, скорее всего в половину высоты здания. А сам же храм пришлось строить на искусственном холме. Дело в том, что, судя по всему, площадку для строительства выбрал сам князь, но в те времена весной уровень воды здесь повышался на три с половиной метра. Так что пришлось специально повышать рельеф, а фундаменты церкви опускать на глубину 5,3 метра!

Склоны холма также были облицованы камнем, а к реке, скорее всего, спускалась лестница: здесь обустроили пристань. Реконструкция первоначального облика дает совершенно непривычную нам картинку, поэтому неудивительно, что ее не сразу приняли в научной среде. Но с археологией все-таки не поспоришь.

Храм на Нерли (Боголюбово Владимирской области): описание, история и фото

Если вы попросите любого россиянина назвать прекрасные, по его мнению, православные храмы, он обязательно назовет украшение Красной площади — Собор Василия Блаженного, гордость России — Храм Христа Спасителя и Храм на Красной площади. Нерль. Это почему? Как скромный, а не центральный храм Покрова на Нерли завоевал такую ​​любовь и всенародную славу?

Князь Андрей

А на самом деле храм на Нерли — самый совершенный в России, более того, в мире нет таких гармоничных произведений храмового искусства, и это один из величайших памятников искусства вообще.Эта церковь славилась своей древней историей и исключительно органичным сочетанием архитектуры и ландшафта. Храм на Нерли — сама гармония! Этот памятник словно дышит тем же воздухом немыслимо далеких лет, когда процветало Владимирское княжество.

Удивительный князь Андрей Боголюбский очень хотел построить в России еще одну столицу, лучше Киева, красивее Константинополя, похожую на Иерусалим. За семь лет князь Андрей свой Владимир выстроил, было возведено много красивых храмов.Венцом этого произведения было Боголюбово, а во главе — церковь Покрова на Нерли 1165 года. Здесь Нерль соединялся с Клязьмой и служил воротами многих торговых речных путей. Казалось, что храм на Нерли естественно вырос на холме, а не строился, поэтому для него было выбрано место.

История создания

Создание этого памятника связано со многими секретами, как строительными, так и историческими. В летописях упоминания о постройках очень мало, они часто не содержат дат и даже не указывают названия.В одном пишут, что князь Андрей Юрьевич приехал из Киева, построил Боголюбивый город и две каменные церкви. В другом слипе информация, что церковь на Нерли построена, и что это Покровская.

Жизнь Андрея Боголюбского предполагает, что владимирцы ушли к болгарам, где после победы князь Изяслав Андреевич скончался от ран. Строительство церкви Покрова на Нерли началось сразу после этого похода. Сроки строительства храма беспрецедентны и для нашего времени.За одно лето храм был построен, и там поселились монахи. Обычно и сейчас такие здания строят по несколько лет со всей современной техникой и механизацией работ.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

В Византии такого праздника не было, здесь сияло и прославлялось Покров Пресвятой Богородицы на Руси. Самые ранние иконы из дошедших до наших дней датируются XIV веком. Покровские храмы не описаны ни в одной летописи тех лет.Поэтому мы связываем этот замечательный праздник с князем Андреем Боголюбским, считая его учреждением в России середины XII века.

Здесь наиболее важным аргументом является то, что называется церковь Покрова на Нерли, столетие за столетием стоявшая на княжеской земле, почти у его резиденции. Сам князь Андрей, как полагают многие исследователи, написал и праздничные тексты богослужений, которые дошли до нас в списках более позднего времени. Описание храма на Нерли от Андрея Боголюбского включает «Легендарную легенду», «Служение» и «Слово.Вполне возможно, что идея связи церкви на Нерли с заступничеством русского похода Богородицы позже была связана с почитанием валахнеровского чуда.

Другая версия

Пишут еще об одном чуде, случившемся во время войны с волжскими болгарами. Русское войско действовало под тенью Креста и образами Спасителя и Владимирской Богородицы, от которых вдруг стали исходить огненные лучи.Икона Владимирской Богородицы была посвящена постройке церкви Покрова на Нерли. Вообще, большинство дошедших до нашего времени источников говорят о храме не как о Покровском, а как о Богородице.

Об этом и говорится в «Житии Андрея Боголюбского». Вполне возможно, что изначально храм был посвящен этим двум иконам, а позже стал известен как Покровский, хотя особого переименования не было. В любом случае, тот факт, что эти два святых образа поддерживали русскую армию в походе, является необходимой информацией.Владимирская область во многих уголках мира известна прежде всего тем, что именно здесь построена такая исключительная красота.

Строительные секреты

Даже сейчас, спустя столько веков, современный вид этой церкви восхищает совершенством внешнего вида. Он отлично вписывается в ландшафт, как будто это место специально создано природой, так что здесь и проходило строительство церкви Покрова на Нерли. Но археологи своими исследованиями развеивают это заблуждение.Во-первых, сам храм раньше выглядел несколько иначе, хотя этот силуэт, устремленный в небеса, не мог быть изменен. Изменения со временем происходили досадные, но, в принципе, частные. Но холм! .. Он создан не природой, а руками человека.

Постамент для храма заложен на сложном фундаменте. Берег здесь низкий, пойменный, природа не предусмотрела никаких холмов. Во время разлива вода поднялась более чем на три метра. В таких природных условиях невозможно начать строительство, церковь каждый год смывала бы наводнение.Поэтому сначала заложили фундамент из булыжника, используя известковый раствор. Глубина фундамента более полутора метров, вплоть до континентального слоя глины. Но один этот храм не спас бы от наводнения.

Подземная часть

Фундамент стен лежит на самом фундаменте — здесь использовался хорошо отесанный и очень плотно прилегающий камень. Эти стены около четырех метров в высоту, и все они полностью покрыты и плотно утрамбованы глиной как снаружи, так и изнутри.Таким образом, только подземная часть храма, которым гордится Владимирская область, составляет пять метров тридцать сантиметров.

Теперь коварные родниковые воды не страшны церкви, стоящей на постаменте искусственного холма. Описание памятника культуры «Храм Покрова на Нерли» должно начинаться с этого и прославлять инженерный ум и архитектурные таланты русского народа, заложенные им изначально, с столь древних времен.Кроме того, следует отметить, что весь холм был покрыт белокаменными плитами, наподобие доспехов, где были устроены водостоки в виде желобов, а на пирс вела красивая лестница.

Внешний вид храма

Целостность и завершенность храма на Нерли без возвышения за счет искусственного холма достичь невозможно. Но это только стержень, главный стержень, на котором еще много удивительного для строителей и архитекторов нашего времени.Это белокаменные ярусы над водой на широком холме, аркада-галерея с полным поясом и сам храм с цилиндром барабанной башни и, наконец, купол и устремленный в небо крест наверху. все это.

Ныне купол храма — луковичный, и был шлемовидным, с деревянной чешуей. И это еще не все. Когда-то по всей окружности храма устроили открытые галереи высотой пять с половиной метров, а на юго-западе вся аркада превратилась в стену внушительной толщины, имеющую внутреннюю лестницу с входом. хору.

Пропорции

Пропорции храма как бы выявляли себя изяществом и красотой, хотя тип постройки вполне обычный: одноглавый, крестово-купольный, трехапсидный, четырехстолпный, три нефа — продольный и поперечный. Тем не менее храм на Нерли явно отличается от большинства церквей этого типа. Главной целью строителей был эффект необычайной силы стройности и роста, и это стало возможным по многим причинам, которые неявны на первый взгляд.

Весь секрет в деталях, которые не бросаются в глаза, но заметно подчеркивают вертикальную структуру. Здесь средняя апсида немного приподнята, среднее окно чуть выше остальных. Барабан выше обычного и уже, с длинными окнами. И само поднятие на пьедестал всего храма особенно усиливает это устремление в небо. Даже внутри храма все пространство организовано таким образом, что оно воспринимается как единый воздушный столб, устремленный вверх.

Ювелирные изделия

Великолепная белокаменная резьба, присущая местной архитектуре, украшает храм. Изображение любимого православными христианами царя Давида с настоящими и фантастическими животными, богатством традиционных орнаментов и вдруг удивительные рельефы девичьих лиц окружают все фасады храма. Многие мотивы во внешнем убранстве остались загадкой скульптурного декора. Не все сохранились сейчас, всего девятнадцать портретов, но это еще и настоящая галерея скульптурных портретов.

Резьба по белому камню требует очень много времени. Это требует много времени и больших технических навыков. Даже просто отшлифовать такой камень — более тысячи мастерских каменщиков. А фигурный камень и рельефная резьба для храма на Нерли составляют около четырех тысяч человеко-дней.

Изменение

Первое разрушение храма принесло княжескую междоусобицу после смерти Андрея Боголюбского. Позади них были второй и третий, и храму были нанесены бесчисленные повреждения.Но серьезно ремонтировать его начали только к концу семнадцатого века: убрали ветхие галереи, сделали четырехскатную крышу. Во время паводков река подходила к самым стенам: льдины ломались о подвал храма. Но это еще не самое страшное. Большая опасность возникла в 1784 году, когда настоятель монастыря получил разрешение проанализировать Покровский храм только на предмет камня, необходимого для строительства в монастыре. По-другому Владимирский защитник не вмешался: подрядчик не согласовал цену с заказчиком.

Невежество — еще большее бедствие. В 1877 году монастырь без совета архитектора произвел реконструкцию храма. Потом фрески на куполе и барабане умерли, многие белокаменные рельефы заменили штукатуркой, а сам храм обвязали железными ремнями, в этом не было необходимости. В 1919 году все белокаменные храмы перешли под охрану государства. Монастыри — оба — находились под прикрытием до 1990 года. Затем церковь Покрова на Нерли была передана вновь открытому Боголюбовскому монастырю, а затем и местному приходу.В 1992 году церковь на Нерли уже была внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И навсегда это чудесное сооружение останется одним из символов России.

Съемки в России: Владимирская область

Владимирская область — истинное сердце старой России, полное древних архитектурных шедевров и красивой природы.

Съемки во Владимирской области: география и климат

Общая площадь Владимирской области составляет 29 000 км2 (18 000 миль2), что немного меньше, чем у Бельгии.

Средняя зимняя температура составляет -12˚C (10,4˚F), а средняя летняя температура составляет 18˚C (64˚F).

Времена года выражены очень хорошо. Осень имеет ярко-желтый и красный цвета, зимой все покрыто чистейшим снегом, осенью, яркой зимой и живописным летом.

Съемки во Владимирской области: Природа

Владимирская область полна открыток с видами русской природы. Есть три больших национальных парка с оленями и бобрами.

Съемки во Владимирской области: История и культура

Владимирская область сыграла одну из важнейших ролей в истории России.

К 13 веку он был крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром Древней Руси. Именно тогда были построены два известных шедевра древнерусского зодчества: Успенский собор и церковь Покрова на Нерли.

Слава Владимира закончилась в 1238 году, когда он был захвачен и сожжен дотла монголами.

Во время Великой Отечественной войны Владимирская область была одним из основных производителей вооружений, отправившим на фронт более 1 200 000 единиц различного оружия.

Сегодня Владимирская область — один из самых урбанизированных и инфраструктурно развитых регионов России

Всего здесь более 3000 объектов культурного наследия.

Съемки во Владимирской области: Население

Общая численность населения Владимирской области составляет более 1 400 000 человек, миллион из которых проживает в городах.Русские составляют большинство, 95% населения.

Съемки во Владимирской области: Города

Самый большой город и столица — Владимир с населением 350 000 человек. Владимир входит в Золотое кольцо России и славится традиционной белокаменной архитектурой и монументальными православными соборами. Другие известные древнерусские города — Суздаль и Муром.

Съемки во Владимирской области: Как получить

Владимир расположен всего в 194 км от Москвы.Поездка на автомобиле занимает около трех с половиной часов. Есть аэропорт во Владимирской области, но он выполняет рейсы только в Санкт-Петербург.

Съемки во Владимирской области: Интересные факты
  • Во времена Российской Империи Владимир был одним из самых развитых регионов. В 1858 г. здесь открыли первый телеграф, в 1861 г. — первую железную дорогу, в 1896 г. — первую электростанцию;
  • По следам легендарного Икара крестьянин сделал крылья в 1565 году и вылетел из царского дворца во Владимирской области.Результат неизвестен;
  • Исаак Левитан, русский художник-классик-пейзажист, жил во Владимире в 1892 году. Здесь были созданы некоторые из его самых известных картин;
  • Успенский собор — один из немногих храмов России с аутентичными настенными росписями легендарного мастера Андрея Рублева;

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Владимир: Успенский собор

Владимир

Исторический центр Владимира

Женский монастырь на Введенском озере

Церковь в Муроме

Старые стены в Суздале

Суздаль: Музей деревянного зодчества

Музей деревянного зодчества

Храм Золотые Ворота
Построен в XII веке

Знаменский женский монастырь

Покровский собор женского монастыря, Суздаль

Свято-Боголюбовский женский монастырь

Собор Св.Георгия в Юрьев-Польском

Дом купца Опарина на берегу реки Клязьмы

Деревенский дом

Деревня

Деревенский пейзаж

Белокаменная церковь в Палехе

Церковь Илии в Суздале

Церковь в стиле барокко в руинах

Лог-Иерусалимская церковь

Каменная Владимирская башня

Суздаль

Суздальский вид

Крестьянский двор в Суздале

Владимирский драматический театр

Храм Золотых ворот во Владимире

Памятник князю Владимиру I

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Владимир: Успенский собор

Владимир

Исторический центр Владимира

Женский монастырь на Введенском озере

Церковь в Муроме

Старые стены в Суздале

Суздаль: Музей деревянного зодчества

Музей деревянного зодчества

Храм Золотые Ворота
Построен в XII веке

Знаменский женский монастырь

Покровский собор женского монастыря, Суздаль

Свято-Боголюбовский женский монастырь

Собор Св.Георгия в Юрьев-Польском

Дом купца Опарина на берегу реки Клязьмы

Деревенский дом

Деревня

Деревенский пейзаж

Белокаменная церковь в Палехе

Церковь Илии в Суздале

Церковь в стиле барокко в руинах

Лог-Иерусалимская церковь

Каменная Владимирская башня

Суздаль

Суздальский вид

Крестьянский двор в Суздале

Владимирский драматический театр

Храм Золотых ворот во Владимире

Памятник князю Владимиру I

Сокровища Русской Православной Церкви

(Москва / Владимир / Суздаль / Санкт-Петербург)Санкт-Петербург / Новгород)

ГРУППОВОЙ ТУР
10 дней / 09 ночей

Русская церковь на протяжении веков имела огромное влияние на умы русского народа. Многие поколения талантливых художников, ремесленников и мастеров посвящали свое вдохновение и навыки религиозным предметам. На строительство соборов и монастырей нанимались лучшие архитекторы и строители.До наших дней религия присутствовала практически во всех сферах русской жизни, в том числе и в искусстве. Неудивительно, что православие так сильно повлияло на русскую культуру.

Один вид артефактов особенно популярен, когда мы говорим о старой России. Это иконы — изображения Бога, сцены из Библии или жития святых, написанные на деревянной доске. Православные христиане верят, что икона — это духовная дверь в божественный мир (а не объект поклонения, как некоторые думают).Искусство иконописи было заимствовано из древней Византии и доведено до совершенства на Руси, оставаясь тогда неизменной традицией на протяжении веков. Некоторые из самых почитаемых русских икон имеют долгую историю, разделяя самые драматические страницы общероссийской истории. Некоторые из древних иконописцев, такие как Андрей Рублев, считаются гениальными представителями традиционной русской цивилизации.

Среди древнейших сохранившихся образцов средневековой русской архитектуры — церкви и соборы, ставшие образцами зарубежной России.Один из них — разноцветная церковь Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Другой — храм Покрова на Нерли XII века, потрясающий своей красотой и простотой. Совсем недавно Храм Христа Спасителя в Москве стал символом духовного воскресения России.

За века в церкви накопилось много ценных предметов, которые порой отправляли в музеи. Одним из таких музеев является Оружейная палата Московского Кремля, где выставлены многие артефакты религиозного происхождения.Еще одна отличная выставка церковных сокровищ — музей в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале, где можно увидеть золотые оклады икон, украшенные одежды православного духовенства и другие драгоценные реликвии.

Программа тура:

День 1

Прибытие в Москву.

День 2

Завтрак. F Экскурсия на весь день по московским монастырям: Даниловский (Свято-Данилов монастырь), Андроников, Спасский монастырь, Новодевичий монастырь (Новый Богородицкий) женский монастырь, Донской монастырь. Посещение мессы в Воскресенской церкви года. Посещение Часовни Иберийской Богоматери на Красной площади. Поездка на Поклонную гору , чтобы посетить часовню Святого Георгия. Ужин в отеле .

День 3

Завтрак.Экскурсия по Кремлю (Успенский соборов и Благовещенский соборы) . Посещение Оружейной палаты Коллекция церковных артефактов 12 — 18 веков. Экскурсия по Третьяковской галерее , известной фантастической коллекцией икон, включая некоторые из самых почитаемых икон Русской Православной Церкви: икона Владимирской иконы Божией Матери, икона Донской иконы Божией Матери и икона Святой Троицы. великого иконописца Андрея Рублева.Ужин в городском ресторане.

День 4

Завтрак. Выезд в Владимир. Остановка по пути Сергиев Посад для осмотра Свято-Троицкого монастыря. Основанный одним из самых почитаемых русских святых Сергием в 14 веке, Троицкий монастырь является одним из основных мест паломничества православных верующих и одной из резиденций русского патриарха.Это что-то вроде русского Ватикана.

Прибытие во Владимир, древнюю домонгольскую столицу Руси . Обзорная экскурсия по городу, включая Золотые ворота и соборы 12 века. Поездка в Боголюбово, , чтобы посетить Покровский храм на реке Нерли. Переезд в Суздаль. Размещение в пансионате Покровского монастыря .Ужин в гостинице.

День 5

Завтрак. Обзорная Экскурсия по Суздалину, включая Кремль, Музей икон и Спасо-Евфимиев монастырь с его знаменитыми фресками, колокольным концертом и коллекцией церковных сокровищ. Вылет в Москву . Прибытие. Ужин в городском ресторане. Трансфер на вокзал. Ночной поезд до Санкт-Петербурга .

День 6

Прибытие на ул. .Санкт-Петербург . Трансфер в гостиницу. Регистрироваться. Обзорная экскурсия по городу, включая Александро-Невский монастырь , Смольный собор , Князь-Владимирский собор (Соборная икона Казанской иконы Божией Матери — одно из самых почитаемых сокровищ города). Экскурсия по Петропавловской крепости , являющейся семейным захоронением императоров Романовых. Ужин в гостинице.

День 7

Завтрак.Экскурсия по Эрмитажу , музею (западноевропейское искусство, парадные и личные залы Зимнего дворца и др.). Свободное время. Ужин в гостинице.

День 8

Завтрак. Поездка в Новгород , один из древнейших городов России (180 км). Послеобеденная экскурсия по городу, включающая древний Софийский собор , один из старейших в России и Георгиевский монастырь .Обед.

День 9

Завтрак. Выезд в Санкт-Петербург . Регистрироваться. Свободное время. Обед.

День 10

Завтрак. Трансфер в аэропорт. Вылет из.

Примечания:

• Программа тура разработана, в первую очередь, для групп церковных общин, ее можно также предложить группам друзей искусств;
• Посещение дополнительных церковных служб или встречи с верующими различных конфессий также могут быть организованы на месте;

Стоимость тура уточняется по запросу.

Экскурсия по Владимиру достопримечательности | Nordic Travel

Считается, что город Владимир был основан либо в 990, либо в 1108 году. В середине XII века Владимир стал столицей богатого Суздальско-Владимирского княжества. Вокруг города были построены земляные валы с дубовыми стенами, а главный вход защищен Золотыми воротами, которые до сих пор являются одной из достопримечательностей Владимира. Тогда же был построен Успенский собор с золотым куполом.

В 1238 году Владимир был захвачен и сожжен татаро-монгольскими полчищами.

В XIV веке Владимир перешел под власть Москвы. Долгое время он оставался провинциальным городком на дороге из Москвы в Сибирь. Сегодня во Владимире проживает около 360 000 жителей.

Достопримечательности города Владимир

Владимир славится своими памятниками архитектуры, представляющими владимирскую и суздальскую архитектурную школу.К важнейшим архитектурным памятникам относятся Золотые ворота, Успенский собор и Дмитриевский собор.

Золотые ворота Владимира

Золотые ворота Владимира были построены между 1158 и 1164 годами на западной стороне города, между земляными валами и деревянными стенами, защищавшими город от врагов.

Ворота пережили разрушение Владимира монголами в 1238 году и последующие военные нападения.На сегодняшний день это единственный сохранившийся образец древнерусских городских ворот. Такие ворота существовали и в святейших городах восточного православия — Иерусалиме, Константинополе и Киеве, но они были разрушены.

Внутри надвратной церкви на вершине ворот находится небольшой музей, посвященный истории обороны Владимира. В экспозицию вошли диорама осады Владимира монгольской ордой в 1238 году, холодное и огнестрельное оружие, оружие времен Великой Отечественной войны, фотографии и личные вещи владимирских героев ХХ века.

Время работы Золотых ворот города Владимира (возможны изменения):

Ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме четверга и последней пятницы месяца.

Успенский собор

Великолепный пятиглавый Успенский собор был спроектирован как «могила » (усыпальница) великих князей и посвящен святой иконе Владимирской Богородицы, подаренной городу Андреем Благочестивым.Собор построен в 1158–1160 годах. Уже в конце XII века Успенский собор перестроили и расширили. В то же время интерьер собора расписывали известные иконописцы. Позже, в 15 веке, его переписал один из самых известных иконописцев — Андрей Рублев . Сегодня мы видим фрагменты тех фресок , так как собор был снова перекрашен в 19 веке. В 1810 г. к архитектурному ансамблю была добавлена ​​высокая колокольня в стиле неоклассицизма.

График работы Успенского собора во Владимире (возможны изменения):

Экскурсии с гидом возможны ежедневно с 13:00 до 16:45 кроме понедельника. Собор принадлежит церкви и открыт с утра до вечера.

Дмитриевский собор

Дмитриевский собор был построен в 1194–1197 годах как частная часовня князя Всеволода Большое Гнездо во дворе его дворца и освящен во имя его святого покровителя Св.Деметриус Солоунский.

При всем формальном единстве собор представляет собой великолепное произведение русских и византийских мастеров.

Собор славится богатейшей белокаменной резьбой. На стенах около 600 рельефов. Они представляют собой фигуры львов, кентавров, снежных барсов и т. Д. В украшениях использованы фигурки из Библии. Над левым окном северной стены можно увидеть изображение самого князя Всеволода.

Внутри Собора Св.Деметриуса можно увидеть фрески 12 века.

График работы Дмитриевского собора во Владимире (возможны изменения):

Ежедневно с 10:00 до 16:00 (в некоторые дни до 17:00) зимой, с 11:00 до 17:00 (в некоторые дни до 18:00) летом, выходной — вторник и последнюю среду месяца. Для сохранения фресок собор может быть закрыт в дождливые дни.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь на Нерли — выдающийся архитектурный памятник, олицетворяющий владимирско-суздальскую соборостроительную школу.Он был построен в 1158 году и освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Снаружи церковь украшена резьбой по камню с изображением святых и животных, подобной той, что есть на Дмитриевском соборе во Владимире. Фрески были утеряны, и в настоящее время в церкви можно увидеть лишь несколько современных икон.

Церковь расположена в 12 км от Владимира, на берегах рек Нерль и Клязьма и недоступна на автомобиле.Надо перейти железную дорогу и пройти по лугу около 1 км. Весной путь может быть затоплен. Луг «Боголюбский Луг» — охраняемая природная территория.

Время работы (может быть изменено):

Церковь Покрова на Нерли обычно открыта ежедневно, за редким исключением в большие церковные праздники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.