История возникновения церкви покрова на нерли: Храм Покрова Богородицы на Нерли: история, описание, фото
Небольшой белокаменный храм, расположенный в российской глубинке, является одним из самых узнаваемых символов России. Этот храм – Покрова на Нерли. Церковь отличается изысканными пропорциями и является одним из самых известных и значимых памятников православного зодчества на Руси. Кроме того, Покрова на Нерли имеет необычную историю. И ежегодно к церкви пешком от села Боголюбово идут тысячи паломников, чтобы увидеть прекрасную церковь на берегу реки (которую часто сравнивают с плывущим по волнам лебедем), чтобы прикоснуться к русской истории.
История храма от строительства до наших дней
Покрова на Нерли – необычный храм. Необычно и место возведения – в затопляемой пойме реки, и сроки постройки, согласно летописным свидетельствам, церковь была возведена за один год (единым летом), и архитектура.
История возникновения церкви и чудо перед постройкой
В 1158 году была построена резиденция князя Андрея – Боголюбово. Место было выбрано не случайно: Андрей Боголюбский вез икону Матери Божией из Киева, и на месте, где была выстроен поселок, лошадь неожиданно встала, а князю явилась Богородица, которая и указала место для строительства города.
Что касается церкви Покрова на Нерли, то ее построили рядом с главной резиденцией князя. Одни историки считают, что строительство также производилось в 1158 году, другие придерживаются точки зрения, что церковь являлась напоминанием о воинах, погибших в битве с булгарами, в том числе, об Изяславе (сыне Андрея), умершем от ран вскоре после возвращения из похода, и была возведена в 1165 году.
Начало строительства церкви
Как уже упоминалось, храм, который стал одним из символов России, возвели всего лишь за год. Причем, строителям пришлось немало потрудиться: Андрей Боголюбский выбрал место, где Нерль сливается с Клязьмой, на заливном лугу, на перекрестке водных торговых путей. И чтобы избежать подтопления, зодчие возвели небольшой холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на небольшом островке и добраться до него возможно лишь на лодке.
Саму церковь строили из белого камня. К сожалению, имя зодчего, который создал столь необычный проект, не известно. Но сохранились летописные свидетельства о том, что Боголюбский приглашал для строительства своего города иноземных мастеров. Скорее всего, один из этих иностранцев и стал автором проекта церкви Покрова на Нерли.
Наречение храма
Освящение церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы – нетипично для того времени. Праздник Покрова впервые стали отмечать в России, такого праздника не было в византийских традициях и, считается, что ввел его именно Андрей Боголюбский.
Праздник Покрова – это воспоминания о чудесных событиях, которые произошли в Константинополе в десятом столетии. Город осаждали сарацины, жители собрались в храме и молились о спасении. Вместе со всеми в храме молился святой юродивый Андрей, который увидел, что среди толпы находится сама Богородица. Она, как и все жители, молится о даровании спасения, приклонив колена, затем подходит к престолу, снимает с головы покров и простирает его над всеми молящимися. Матерь Божию видел и ученик Андрея – блаженный Епифаний. Благодаря заступничеству Матери Божией, город устоял.
Именно в честь чудесного спасения Константинополя и освятил Андрей Боголюбский храм у реки. Событие перекликалось с личным опытом князя: во время похода на булгар Андрей взял с собой образы Богородицы, Спаса, а также Крест. И во время битвы от них начало исходить огненное сияние, которое предвещало победу русскому войску. Этот крест долгое время находился возле церкви Покрова на Нерли, он сохранился и до наших дней: эта важная реликвия хранится в залах музея в Боголюбово.
Археологические раскопки и находки
Археологические раскопки помогли ученым узнать много подробностей о строительстве храма и об его первоначальном облике. Так выяснилось, что храм окружала галерея, холм, на котором строилась церковь, был полностью обложен белыми плитами, а к набережной спускалась белокаменная лестница.
Немало интересного узнали ученые и о строении холма, на котором стоит храм. До раскопок 1954 года считали, что церковь построили на естественной возвышенности. Однако раскопки позволили обнаружить, что изящное строение имеет мощную подземную часть. От цокольного профиля на 3.7 метров вниз идет стенная кладка из белокаменных блоков, а еще ниже- фундамент из булыжников, скрепленных известняковым раствором. Общая глубина фундамента почти пять с половиной метров.
Особенности архитектуры храма
Материалом для строительства служил светлый песчаник. По архитектурному решению Покрова на Нерли – классический крестово-купольный одноглавый храм. Свою известность церковь получила за счет удивительно гармоничных пропорций, которые создают иллюзию воздушности постройки и словно устремляют храм вверх. Такой эффект достигается за счет того, что средняя аспида немного приподнята в отношении соседних, также приподнято над боковыми и среднее окно. Изящность постройки также подчеркивает храмовый барабан, установленный на постамент.
Внутреннее пространство также отражает идею стремления вверх. Стены церкви абсолютно вертикальны, но благодаря правильно подобранным пропорциям, создается впечатление, что они слегка наклонены вовнутрь. Такое решение позволяет визуально увеличить высоту потолка небольшого храма. Иллюзию высоких сводов также подчеркивают сужающиеся к верху крестчатые столпы.
Белокаменная резьба
Фасад здания украшен изысканной резьбой. Сюжет посвящен библейскому царю Давиду, восседающему на троне с Псалтырью в руках (его изображение повторяется три раза), который окружен фантастическими животными: орлами, голубями, грифонами и львами. Три фасада также опоясывают строгие девичьи лики.
Символика резьбы пока не расшифрована. Ученые предполагают, что львы– это символы власти и силы, а вставший на дыбы хищный зверь – скорее всего, пардус – его изображение до сих пор сохранилось на гербе города Владимира. Что касается женских ликов. То предположительно, это образ Софии – символа мудрости и самоотречения.
Подобная каменная резьба – трудозатратная и сложная работа. Ученые подсчитали, что, учитывая технологии того времени, то если бы над созданием каменных украшений для храма трудился один человек, ему должно было бы потребоваться три тысячи дней.
Внутреннее убранство и декор
До наших дней не сохранились элементы внутреннего убранства церкви Покрова на Нерли. Когда-то полы украшали майоликовые плитки, а стены – фрески и росписи. Все это было утрачено в 1877 году, когда здание подвергли непрофессиональной реставрации.
Храм сегодня
Сейчас церковь Покрова на Нерли принадлежит двум владельцам: Владимирско-Суздальскому заповеднику и Православной Церкви. Храм действующий и является подворьем Богородице-Рождественного монастыря. Но службы здесь проводятся только по двунадесятым праздникам. В остальное время все желающие могут зайти в церковь Покрова на Нерли (в дневное время), осмотреть храм, помолиться или поставить свечку.
Церковь Покрова на Нерли с 1992 года является объектом, входящим в список наследия ЮНЕСКО.
Церковь Покрова на Нерли белым маяком возвышается на рукотворном холме над заливным лугом, будто указывает путь странникам. Благодаря своей уникальной ландшафтно-архитектурной композиции, творение русских зодчих известно далеко за пределами Владимирской области. С 1992 г. церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а луг, где находится боголюбский храм, входит в состав историко-ландшафтного комплекса, который имеет региональное значение.
Загадки возникновения церкви Покрова на Нерли
История создания церкви Покрова на Нерли полна неточностей и домыслов. Достоверно известно лишь одно – при каком князе был возведен храм. Этот белокаменный шедевр был возведен во времена князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.
Точный год постройки назвать сложно. Большинство историков связывают постройку храма с кончиной княжича Изяслава, как стремление князя Андрея увековечить память о своем сыне. Тогда датой основания церкви можно считать 1165 г. Однако в исторических сводках говорится, что церковь была возведена «летом единым», а княжич умер осенью. Так, справедливее говорить о 1166 г. как о дате строительства храма и «лете едином», упоминаемом в жизнеописании князя Андрея.
Альтернативным является мнение, что церковь Покрова на Нерли была возведена одновременно с постройкой монастырского ансамбля в Боголюбово на рубеже 1150-1160 гг. и не имеет никакого отношения к смерти княжича. Согласно данной версии, возведение храма – благодарность Пресвятой Богородице за покровительство владимирцам в битвах с булгарами.
С булгарами связывают и легенду о том, что впечатляющий своей белизной камень доставлен из Булгарского царства, покоренного Андреем Боголюбским. Однако последующие исследования полностью опровергают подобное предположение: камень в завоеванной части Булгарии имеет коричнево-серый оттенок и значительно отличается от известняка, который применяли при строительстве.
Андрей Боголюбский очень трепетно относился к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. По его настоянию новую церковь освятили в честь Богородичного праздника. С того момента и пошло широкое почитание этого праздника и сейчас практически в каждом городе можно встретить покровский храм.
Секрет зодчих
Церковь Покрова на Нерли по праву считают памятником архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. При всей лаконичности форм она является ярчайшим образцом русского стиля архитектуры и послужила каноническим образцом при проектировании других храмов.
Место для постройки выбрано не случайное – в старину здесь было пересечение оживленных речных и сухопутных торговых путей, но довольно необычное, ведь храм построен на заливном лугу в месте, где Нерль впадает в Клязьму.
Уникальное место потребовало и нестандартного подхода к строительству. Чтобы постройка простояла века, зодчие использовали при ее возведении нестандартный прием: сперва был сделан ленточный фундамент (1,5–1,6 м), продолжением которого стали стены высотой почти 4 м. Затем это сооружение было засыпано грунтом, получившийся холм и стал фундаментом для возведения церкви. Благодаря этим хитростям, церковь уже какой век успешно противостоит ежегодному наступлению воды.
Интересен тот факт, что, если верить некоторым картинкам из летописей монастыря, первоначальный образ сооружения значительно отличался от современного. Это подтверждают и раскопки, проведенные в 1858 г. епархиальным зодчим Артлебеном Н. А. и в 1950-х годах Ворониным Н. Н., крупным специалистом в области традиционной древнерусской архитектуры. Согласно их находкам, церковь была окружена сводчатыми галереями, придававших ее убранству сходство с торжественностью и пышностью русских теремов.
К сожалению, имена тех, кто построил шедевр русского зодчества, не дошли до наших времен. Историками установлено только то, что наряду с русскими мастерами и архитекторами, трудились и специалисты из Венгрии и Малопольши – на это указывают характерные романские черты декора, искусно наложенные на традиционную византийскую основу.
Внутреннее убранство поражает своей изысканностью. Первоначальная роспись не сохранилась, большая часть их была утрачена во время «варварского» ремонта в 1877 г., который, не согласовав с епархиальным зодчим, затеяли монастырские власти. Отреставрированные и новые элементы дизайна настолько органично сочетаются между собой, что создают впечатление единого целого.
Есть у храма и свои архитектурные особенности: несмотря на то, что стены возведены строго вертикально, создается впечатление, что они немного наклонены внутрь. Особенно это заметно на фото, сделанных внутри церкви. Подобная иллюзия создается благодаря особым пропорциям и столпам, которые сужаются к верху.
Еще одна нетипичная особенность декора церкви – резные рельефы, изображающие царя Давида. Его фигура является центральной на всех трех фасадах. Помимо Давида, изображенного с псалтирью, на рельефах представлены парные фигуры львов и голубей.
Вехи истории
Судьба церкви Покрова на Нерли полна печальных событий. После того, как в 1174 г. погиб покровитель храма, князь Андрей Боголюбский, церковь полностью перешла на попечение братии монастыря. Финансирование прекратилось, в связи с этим так и не была воздвигнута колокольня, которая изначально была запланирована как часть архитектурного ансамбля.
Следующим бедствием стало монголо-татарское разорение. Когда в XII веке татары взяли Владимир, они не обошли вниманием и церковь. Видимо, их прельстила утварь и другие драгоценные элементы убранства, на которые не скупился князь.
Но наиболее губительным для храма чуть не стал 1784 г., когда он относился к Боголюбской обители. Настоятель монастыря вознамерился разрушить белокаменный храм и использовать его в качестве стройматериалов для монастырских построек, на что даже получил разрешение во Владимирской епархии. К счастью, он так и не смог договориться с подрядчиком, иначе уникальный памятник архитектуры был бы утрачен навсегда.
Относительно «безоблачная» жизнь началась у храма только в 1919 г., когда он поступил в попечительство к Владимирской губернской коллегии по делам музеев, уже в статусе памятника древнерусского зодчества.
В 1923 г. богослужения в храме закончились и от разрушений и осквернения в годы советской власти его спасло только географическое положение (никому не был интересен участок среди луга, постоянно затапливаемый водой) и статус музея.
Рекомендуем посмотреть на храм Спаса на Крови.
Начиная с 1960 г. популярность церкви возрастала из года в год, привлекая все больше туристов и паломников. В 1980 г. реставраторы возвратили церкви облик, максимально приближенный к исходному, однако богослужения возобновились лишь в 1990-х.
Как доехать
Церковь Покрова на Нерли находится в поселке Боголюбово под Владимиром. Добраться до храма можно несколькими способами:
- выбрать одну из многочисленных экскурсий, которые в изобилии предлагают туристические агентства Владимира, Москвы и других крупных городов;
- воспользоваться общественным транспортом. Из Владимира до Боголюбова идут автобусы №18 или №152.
- самостоятельно на авто, GPS-координаты церкви: 56.19625.40.56135. Из Владимира следует ехать в направлении Нижнего Новгорода (трасса М7). Миновав Боголюбский монастырь, свернуть налево, до ж/д станции, где можно оставить машину.
История церкви
Полтора километра до ближайшего городка-крепости Боголюбова. Идут паломники пешком через заливные луга и по бездорожью, чтобы увидеть стены, которые помнят еще татаро-монгольское иго. По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Еще житие князя сообщает, что храм этот – дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя. Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе.
Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрестке двух рек – Нерли и Клязьмы. Перед строительством пришлось насыпать холм из камней, скрепленных глиной, как защиту от весенних вод. Имена зодчих история не сохранила, но мастера были искусные: стены начали возводить на глубине пяти метров и отделали храм каменными плитами. Так что даже в самый полноводный разлив подвалы не затапливает. Это и позволило церкви простоять восемь веков.
«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне», – пишет один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Воронин. «Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».
Храм на Нерли – первый в России освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Незадолго до строительства церкви священниками и самим князем был принят этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле Владимирской. Главный храм Владимира тоже посвящен Богоматери – в отличие от Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка и других княжеских столиц.
Фрески, украшавшие стены храма Покрова на Нерли изображали царя Давида на троне. У его ног – львы и грифоны, а вокруг парят голуби. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу.
В ХVIII веке церковь едва устояла под натиском времени. Крыша почти осыпалась, купол чуть не обвалился, повреждены оказались и резные барельефы. К 1784 году храм пришел в столь плачевное состояние, что настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, а камень пустить на новую колокольню. Уцелело белокаменное чудо по мирским причинам: рабочие затребовали столь высокую цену, что храм решили оставить и даже отреставрировали.
В середине ХХ века вокруг церкви вели археологические раскопки. Ученые обнаружили остатки древнего фундамента. По предположениям, это часть галереи, некогда окружавшей храм с трех сторон. Уцелели и фрагменты вырезанных из белого камня фигур животных и птиц.
Наследие ЮНЕСКО
Церковь Покрова на Нерли – шедевр архитектуры, признанный во всем мире. С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот самый поэтичный. Белая церковь, окруженная зеленью лугов, устремленная строгим куполом к синему небу… Поэма, запечатленная в камне.
https://ria.ru/20200307/1568271511.html
«Загадка князя». Когда и для чего построили храм Покрова на Нерли
Знаменитый храм Покрова на Нерли полон загадок. Историкам известно, что его построил князь Андрей Боголюбский в XII веке. Однако о точной дате и о том, зачем… РИА Новости, 07.03.2020
2020-03-07T08:00
2020-03-07T20:14
религия и мировоззрение
покров пресвятой богородицы
аналитика — религия и мировоззрение
алексей пичугин
русская православная церковь
москва
владимир
киев
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn24.img.ria.ru/images/135540/74/1355407423_0:165:3056:1884_1400x0_80_0_0_e0964c1f44905e2160805c5250c943e4.jpg
https://ria.ru/20191206/1562030761.html
москва
владимир
киев
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn24.img.ria.ru/images/135540/74/1355407423_0:165:3056:1884_1400x0_80_0_0_e0964c1f44905e2160805c5250c943e4.jpg
https://cdn22.img.ria.ru/images/135540/74/1355407423_163:0:2894:2048_1400x0_80_0_0_c5fbcdb08d832a1f30b82e61d72b6406.jpg
https://cdn24.img.ria.ru/images/135540/74/1355407423_504:0:2552:2048_1400x0_80_0_0_32621a22667e5a187d056d84f89118ca.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
покров пресвятой богородицы, аналитика — религия и мировоззрение, алексей пичугин, русская православная церковь, москва, владимир, киев
МОСКВА, 7 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Знаменитый храм Покрова на Нерли полон загадок. Историкам известно, что его построил князь Андрей Боголюбский в XII веке. Однако о точной дате и о том, зачем церковь возвели именно на этом месте, спорят до сих пор. О белых пятнах в истории шедевра древнерусского зодчества — в материале РИА Новости.
Противоречивые сведения
Этот храм поражал красотой даже завоевателей Древней Руси. По одной из легенд, хан Батый был настолько впечатлен увиденным, что распорядился выставить тут охрану. И правда, церковь на Нерли — один из немногих сохранившихся до наших дней памятников домонгольского периода.
Об одном из самых известных русских храмов мы знаем очень мало. Хрестоматийная версия говорит, что строительство на этом месте Андрей Боголюбский начал в 1165 году, когда умер его сын Изяслав. В память о княжиче и воздвигли церковь, причем в рекордно короткие для того времени сроки — всего за несколько месяцев.
«Сей же Великий князь Андрей был объят печалью великой о скончавшемся сыне и скорбел. <…> Начал возводить церковь во имя честнаго Покрова Пресвятой Богородицы на устье реки Нерли из собранных и вывезенных за два года из Булгарии камней для строительства во Владимире собора Успения Богородицы и других церквей. Эти же камни по повелению (князя. — Прим. ред.) были отложены, и с помощью Богородицы оную церковь за одно лето построили», — гласит житие Андрея Боголюбского.
В этом отрывке историки нашли два противоречия. Во-первых, сын Великого князя Изяслав Андреевич скончался в сентябре 1165 года, вскоре после похода с отцом в Волжскую Булгарию. А осенью и зимой каменные сооружения тогда не строили.
Появилась версия, что храм возвели за три летних месяца 1166-го. Это соотносится с тем фактом, что Андрей Боголюбский, одержав победу над булгарами, привез вместе с трофеями и стройматериал. Однако анализ известняка, из которого построена церковь, показал, что его доставили вовсе не с Волги. И это вторая неувязка.
«Камень добывали недалеко от Москвы. Материал отличается исключительной белизной, волжский же известняк в основном имеет серо-коричневый оттенок», — пишет в своем исследовании российский историк Сергей Заграевский.
Две церкви
Как только в житии Андрея Боголюбского заходит речь о строительстве храма Покрова на Нерли, тут же упоминается и владимирский собор Успения Пресвятой Богородицы.
«В тексте говорится, что камни были «отлагаемы» на месте будущей Покровской церкви еще при возведении Успенского собора. Получается, что Андрей в 1158 году (когда заложили фундамент во Владимире) уже знал, что в 1165 году его сын уйдет из жизни и в память о нем будет построен храм», — поясняет Заграевский.
Косвенную подсказку специалистам дает «Краткий владимирский летописец» — хроника, составленная в IX-XIII веках. Из нее следует, что Андрей Боголюбский в это время был занят еще одной стройкой.
«И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сотвори Боголюбивый град, и спом осыпа, и постави две церкви камены», — гласит летопись.
Храм, который можно назвать парой Покровскому, «поставили» в только что отстроенной летней резиденции князя Андрея — Боголюбове — и освятили во имя Рождества Богородицы.
Сообщение владимирского хрониста подтверждает Первая новгородская летопись. Правда, там говорится, что церкви возвели просто «в честь Богоматери», а не одного из богородичных праздников.
Принято считать, что храм на Нерли — первый освященный в честь Покрова. В календаре Русской церкви эта дата появилась по инициативе Андрея Боголюбского в XII веке. Она напоминает о событии, произошедшем в Константинополе двумя столетиями ранее: Богородица явилась юродивому Андрею во время осады византийской столицы, после чего иноземные захватчики разбежались.
Вот только непонятно, когда именно на Руси стали праздновать этот день. По одной из версий, православные не знали о нем до 1164 года — именно тогда он впервые упоминается в летописях.
«С другой стороны, в Константинополе отмечали много богородичных праздников. Предположительно, среди них был и Покров. Андрей Боголюбский мог принести его оттуда. Каким образом? Возможно, он сам побывал в византийской столице. Ведь первые 30 лет его жизни окутаны тайной, так что всякое может быть», — предполагает историк Алексей Пичугин.
А вместе с новой датой церковного календаря будущий Великий князь Владимирский привез на Русь строителей храма на Нерли. Считается, что их ему лично дал знаменитый правитель Священной Римской империи Фридрих Барбаросса.
Монастырь или дворец
Впрочем, историкам до сих пор неясно, почему зодчие немецкого императора построили храм при впадении Нерли в Клязьму. Логично было бы возвести его в самом Боголюбове, расположенном в полутора километрах, а не на равнине, открытой весеннему половодью.
Ученые предположили, что это была «парадная церковь» при въезде в пределы Владимиро-Суздальского княжества, на что указывает небольшая вместимость здания — всего 20 человек. В то же время храм построили на одном из самых оживленных торговых путей Руси того времени.
Как удалось выяснить исследователям, сооружение окружала еще и богато украшенная галерея с колоннами. А само строение, оказывается, стояло на насыпном холме квадратной формы.
«В верхней части одной из наружных стен можно увидеть дверь. Явно к ней была пристроена какая-то башенка, которая могла вести на хоры, где традиционно во время службы молился князь. Возможно, это была целая система галерей», — допускает Алексей Пичугин.
Некоторые специалисты полагают, что храм находился в центре предельно компактного княжеского замка. В XII веке такие строения были широко распространены на Руси. Самое известное из них — Любечский детинец, возведенный киевским князем Владимиром Мономахом.
Другие же историки обращают внимание на тот факт, что во времена Андрея Боголюбского берега Клязьмы не были защищены от набегов булгар, поэтому возводить здесь княжеский дворец, пусть и укрепленный, опасно. Да и зачем, если неподалеку — хорошо укрепленный город Боголюбов.
«Более правдоподобная версия — там был монастырь. Правда, никаких следов монашеской деятельности в XII веке мы не находим. Не исключено, что обитель возникла столетиями позже», — предполагает Пичугин.
Однако доказать это сложно. У специалистов мало археологических данных — последние раскопки у храма проводились еще в послевоенные годы.
«Возможно, когда-нибудь проведут детальные изыскания на этом месте, найдут следы построек и артефакты, которые позволят по-новому взглянуть на историю храма Покрова на Нерли», — надеется историк.
6 декабря 2019, 08:00Религия и мировоззрениеКто мог отравить Александра Невскогоистория создания, строительство, где находится
Храм во Владимирской области, находящийся в полутора километрах от села Боголюбово, является выдающимся памятником русского зодчества Владимиро-Суздальской школы. Он мог исчезнуть с лица земли, но сохранился до наших дней и считается одним из самых великолепных храмов России. Специалисты называют его величайшим шедевром мирового искусства, «белым лебедем» русской архитектуры. По совершенству форм эту церковь сравнивают с самыми известными древними храмами.
История создания храма Покрова на Нерли (фото)
1 августа 1164 года во время похода на волжских булгар от имевшихся в русском войске икон Спаса, Владимирской Богоматери и Креста неожиданно начали исходить лучи огненного света. По преданию, в честь этого события князь Владимирский Андрей Боголюбский решил построить храм. По другой версии, поводом для постройки послужила гибель сына князя Андрея Изяслава во время похода на Волжскую Булгарию.
Храм был посвящён Покрову Пресвятой Богородицы, что в то время было довольно необычным для Руси. Он должен был указывать на особое покровительство Богородицы Владимирской земле.
Построил храм Андрей Боголюбский, недалеко от своей резиденции в селе Боголюбово, в месте слияния рек — Нерли и Клязьмы. Церковь словно парит над спокойной гладью воды. Чтобы исключить затопление во время паводка, соорудили искусственный холм из глины и булыжного камня. Каждую весну река выходила из берегов, но вода никогда не подступала к стенам. И это главная загадка Покрова на Нерли. Место, на котором выстроен храм, было очень удобно. В то время устье Нерли было своеобразными речными воротами на торговом пути по Клязьме и Оке до самой Волги.
Праздник Покров учредил лично Владимирский князь без согласия Киевского митрополита и Константинопольского патриарха, что в то время было неслыханной наглостью. Этот праздник в то время не знала ни одна христианская церковь на Руси. Но по всей видимости, шаг этот был продуман. Андрей Боголюбский вынашивал грандиозные планы сделать из Владимира новую столицу Руси, равнозначную Киеву.
Первое богослужение состоялось 1 октября 1165 года.
Фотографии храма Покрова на Нерли
Храм Покрова на Нерли: описание
Пропорции церкви необыкновенно изящны. Храм изысканный, лёгкий, светлый. Зодчие старались передать устремление ввысь к Богу. Это удалось сделать, использовав некоторые хитрости при строительстве. Например, средняя апсида чуть приподнята над остальными. Множество вертикальных прямых и едва заметный наклон внутрь, высокий барабан с зауженными окнами усиливают ощущение устремлённости вверх.
А появилось это изящество линий благодаря тому, что собор взял все лучшее из византийского и западного зодчества. Об этом говорят удивительные скульптуры на стенах. Похожие барельефы можно найти на западноевропейских храмах романского стиля:
- поющий царь Давид;
- львы;
- голуби;
- грифоны;
- женские маски.
Для строительства здания, как написано в летописи, «Бог привёл мастеров всей земли». Даже немецкий король Фридрих Барбаросса прислал своих лучших зодчих на подмогу. Церковь построили всего за один год и украсили белокаменной резьбой. Можно представить, в каком единении творился этот шедевр.
О прочности стен ходят легенды. Говорят, материал привезли из Поволжья. После победы Боголюбского над булгарами их обязали поставлять сюда белый камень. По другой версии, известняк добывали в подмосковном селе Мячково. Чтобы сделать камень гладким, рабочие наносили по 1 тыс. ударов резцов с каждой стороны.
То, что дошло до нас, удивительно и красиво. Плохо то, что не все дошло. Согласно реконструкциям советского археолога Николая Воронина, сделанных на основе проведённых раскопок, нынешняя церковь — сердце целого ансамбля. По периметру стен его, стояла каменная галерея, что вместе с окружающим пейзажем ещё больше придавало сооружению устремлённости вверх.
Это непревзойдённое по красоте и драгоценности высшее произведение русского средневекового зодчества.
Как ни парадоксально, наибольший урон нанесла не атеистическая советская власть и не войны. В конце XVIII века из-за малой доходности церкви игумен Боголюбского монастыря, которому она была приписана, хотел разобрать её на стройматериалы. А в 1877 году церковь стали ремонтировать, да так, что пострадали все картины и фрески — их сбили. Снаружи храм оббили железными стяжками, и кое-где белокаменные барельефы заменили гипсовыми.
В советское время памятник архитектуры взяли под охрану государства. Закрыли, законсервировали и забыли. Воскрешение храма началось в 1992 году, когда его вновь передали открытому Боголюбовому монастырю. А потом внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Хочется верить, что теперь этому чуду белокаменного зодчества ничего не угрожает.
Где находится храм Покрова на Нерли?
Село Боголюбово находится в Суздальской области в 13 километрах от города Владимира, откуда идут автобусы No 18 и No 152.
Богослужение совершают нечасто. В основном по церковным праздникам:
- Рождество Христово;
- Крещение Господне;
- Вход Господень в Иерусалим;
- День Пресвятой Троицы;
- Преображение Господне.
фото, история и описание :: SYL.ru
Церковь Покрова на Нерли является одним из самых известных символов России. Простая красота этого сооружения завоевала сердца не только посещающих ее, также она осталась запечатленной на полотнах знаменитых художников. Все это показывает величие и самобытность храма.
Предыстория возникновения церкви
Церковь Покрова на Нерли имеет свою историю возникновения, которая довольно туманна, так как это было давно. По некоторым данным, идея постройки церкви появилась у Андрея Боголюбского после того, как были побеждены булгары. К слову сказать, праздник Покрова в то время был довольно молодым на Руси, а победа была приписана покровительству Богородицы. С тех пор воины, когда шли на битву, просили заступничества у Божьей Матери.
Этот храм, по некоторым данным, является первым из посвященных празднику Покрова. Также это память о сыне князя Андрея Изяславе, который погиб от ран в сражении против булгар.
Начало постройки храма
Церковь Покрова на Нерли построена была в 1165 году. Однако некоторые историки расходятся в дате. По некоторым источникам постройка шла в 1165-1667 годах, а другие источники утверждают, что это случилось в 1158 году.
Первая дата взята из жизнеописания самого Андрея Боголюбского, а вторая – из Владимирского летописца, который был написан в 16 веке. Так или иначе, но постройка началась. Некоторые историки утверждают, что белый камень, из которого возведен храм, привезли сюда сами побежденные булгары.
Размещение церкви таково, что князь Андрей мог видеть ее из окон своего терема, а постройка началась с возведения фундамента, так как по весне тут река выходила из берегов. С внешней стороны все это было обложено плитами из белого камня.
Архитектура церкви
В сочетании с окружающими красотами храм кажется островком чистоты и изящества русского зодчества. Возможно, именно за эту красоту и нарисовал С. В. Герасимов “Церковь Покрова на Нерли”. Хотя если рассмотреть внимательно, то в храме нет ничего особенного или вычурного. Сама постройка проста, такая, какой были многие постройки такого типа в то время. Представляет собой крестовокупольный храм на четырех столпах.
Однако на этом и заканчивается сходство с другими подобными сооружениями. Храм покрова очень изысканный, легкий и светлый. Всего этого нет больше нигде. Зодчие старались передать устремление ввысь, к Богу. Это удалось сделать, использовав некоторые хитрости при строении (к примеру, множество вертикальных линий, едва заметный наклон стен вовнутрь).
Изначально храм украшал шлемовидный купол, но при реконструкции в 1803 году его заменили луковичным, который стоит и поныне. Стены церкви украшены белокаменной резьбой, которая была традиционной в то время.
Храм имеет три фасада, каждый из которых украшен изображением царя Давида, восседающего на троне. По обе его стороны находятся по голубю, а внизу – львы. Ниже животных находятся маски женщин, волосы которых заплетены в косы. Эти маски являются символом Божьей Матери. Их очень часто изображали на храмах той эпохи.
Внутреннее оформление храма
Тем, кто посещает церковь Покрова на Нерли, фото делать не разрешается. Однако из описаний тех, кто там побывал, можно отметить, что внутренняя структура храма поддерживает ту же идею, а именно стремление ввысь. Немного суживающиеся к верху сводчатые столбы визуально увеличивают высоту храма. Кажется, что купол просто парит в небесах, особенно когда он освещен светом. Изначально он был украшен изображением Христа Пантократора в окружении архангелов и серафимов. На стенах были яркие фрески, а пол покрыт цветными майоликовыми плитками.
Все это убранство, конечно, пообветшало за столетия, однако полностью его уничтожили в 1877 году, когда храм решили реставрировать. Хочется отметить, что, несмотря на разрушения, церковь сохранила главное, что пытались ему дать строители-зодчие. Это было стремление ввысь, которое видно и сегодня, превосходство духовных ценностей над материальными. Очевидно, именно это и позволило храму не угаснуть среди множества подобных, а наоборот, возвыситься. В 1992 году он был записан в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Наречение церкви
По некоторым источникам, изначально храм должен был быть посвящен не Покрову, а Богородице. Это связано с чудом, которое произошло с князем во время похода на булгар (покровительство Пресвятой Богородицы, что впоследствии привело к появлению этого церковного праздника).
Однако есть еще одна версия, чему мог быть посвящен храм Покрова на Нерли. Церковь имела своеобразные фигурки в росписях барабана, которые указывали на еще один праздник, а именно, Изнесение древа Креста Господня. Эта версия подтверждается тем, что в окрестностях храма был обнаружен крест, который датируется 12 веком. Непосредственная близость с водой дополнительно указывает на это.
Таким образом, изначально церковь могла сочетать в себе посвящение нескольким важным датам, однако все же она стала Покровской.
Чудо, произошедшее перед постройкой храма
Теперь следует рассказать о чуде, которое заставило князя Андрея несколько сменить название храма и вообще начать постройку. Это случилось во время похода, когда князь велел везти за собой икону Богородицы с младенцем на руках. Весь путь их преследовали чудеса, которые были расценены, как заступничество Божьей Матери.
Первое чудо случилось на месте, где после Андрей Боголюбский построил свой замок. Тут кони не смогли продолжить свой путь дальше в Ростов, как планировалось. Они просто не могли сдвинуть с места повозку, где была икона. Затем она же предрешила поход на булгар в пользу русичей. Сильные лучи стали исходить от иконы, защищая войско Андрея Боголюбского.
Так и был переименован храм Покрова на Нерли. Церковь была первой, которую посвятили этому празднику.
Археологические раскопки
Следует отметить, что некоторые конструкции храма не сохранились до сегодняшних дней. Раскопки показали, что с трех сторон сооружение когда-то было опоясано открытой галереей из белого камня. Ее вымостили майоликовой плиткой (очень яркой). Также была лестница, которая находилась в юго-западном углу галереи. Она поднималась на хоры. Поддерживали галерею столбы из белого камня, на парапете были установлены фигуры различных животных (среди них был барс в прыжке – это символ владимирской династии). Все, что осталось от галереи, это основания, которые находятся на расстоянии двух с половиной метров от стен храма.
Боголюбский монастырь
Следует сказать несколько слов про Боголюбский монастырь, который был также построен князем Андреем приблизительно в то же время, что и храм. К тому же церковь хоть и была удалена от него, но относилась к монастырю.
Это женская обитель, которая находится в поселке Боголюбово. Изначально это была княжеская резиденция, на территории которой был построен храм, посвященный Рождеству Богородицы. Также Андрей Боголюбский приказал возвести каменный дворец в два этажа.
После того как здесь был убит князь, по мнению историков, было решено тут основать монастырь. Он пережил большое количество потрясений (разграбление, опустошение, разрушение). Однако на сегодняшний день это одно из самых старых сооружений, кроме этого монастыря не сохранилось других построек тех времен.
В советское время монастырь перешел в статус музея. Это продолжалось до 1991 года, когда монастырь открылся, и тут поселилось шестьдесят сестер из Задонского монастыря. В 1997 году в монастыре появились монахи. Это привело к более активному возрождению монастыря.
Паломничество к церкви
По словам многочисленных посетителей церкви, она обладает невысказанным очарованием. Очевидно, именно поэтому церковь Покрова на Нерли (фото это подтверждают) так популярна для паломников и сейчас. Храм действующий, в нем регулярно совершаются богослужения, в остальное время он является музеем. В нем нельзя фотографировать, поэтому, если вы хотите запечатлеть внутреннее устройство храма, то скорей всего это не получится.
Приехав к церкви, вы сможет прослушать историю строительства храма, историю князя Боголюбского. Также там продаются фото и книги, которые вы сможете приобрести, чтобы сохранить на память о храме его изображения и описание. Церковь Покрова на Нерли на всех производит неизгладимое впечатление.
К слову сказать, само посещение храма проходит довольно быстро, поэтому на обратном пути вы сможете посетить Боголюбский монастырь, также можно съездить в Суздаль и Владимир. Это будет довольно увлекательное путешествие, из которого вы привезете массу впечатлений. Также в Боголюбово вы можете приобрести сувениры по своему вкусу, которые изготавливаются местными умельцами.
Месторасположение и адрес церкви
Если вы решили посетить церковь Покрова на Нерли, то следует знать, что добраться до нее несложно, но немного неудобно. Храм находится на территории заповедника, который называется “Боголюбовский луг – церковь Покрова”. Если вы едете из города Владимир на автомобиле, то вам следует выехать на трассу до Нижнего Новгорода. По пути вы увидите большой поселок – это и есть Боголюбово. В его центре можно заметить еще одно величественное сооружение – это Свято-Боголюбский монастырь, который также интересно посетить.
Также вы можете доехать до поселка на автобусе или пригородной электричке. Затем следует идти пешком около полутора километров. Однако вы можете оплатить проезд на повозке, которая будет запряжена лошадьми.
Красоты природы вокруг церкви
Храм был построен близ реки Нерли, а именно на пойменном лугу там, где река впадает в Клязьму. Он стоит на искусственно сооруженном холме, так как каждую весну тут река выходит из берегов. И теперь, когда это происходит, церковь оказывается на небольшом острове, а воды, как кажется, подходят к самым стенам. Это очень красивое зрелище, что подтверждают очень многие люди. Церковь Покрова на Нерли построена таким образом, что очень гармонично вписывается в окружающий пейзаж, она как бы естественно вырастает из земли.
Когда-то давно близ храма располагалась пристань, и речные суда, которые шли по Клязьме, могли причалить и сделать остановку. Конечно, сейчас этого нет, однако даже издали это замечательный ансамбль, который воплотила в себе не одна картина. Церковь Покрова на Нерли была запечатлена несколькими художниками. Эти холсты считаются поистине шедеврами в искусстве.
Церковь Покрова на Нерли в искусстве
Красота этого храма не раз привлекала людей искусства. Многих она вдохновляла на возвышенные поэтические сочинения, стихи. Некоторые запечатлевали эти красоты на холсте. К примеру, полотно С. В. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” по праву считается одним из шедевральных произведений. Он сумел точно передать почти неземную красоту храма, окруженного нетронутой природой.
Очень многие писали на эту тему сочинение. Церковь Покрова на Нерли была описана многими школьниками, а также просто любителями пейзажа. Как бы там ни было, но со времен ее постройки (а прошло уже более 800 лет) она не потеряла своей чистоты, изящества и изысканности. До сих пор в эту местность съезжаются паломники, чтобы полюбоваться интересным древним творением рук человека в сочетании с истинно русским пейзажем.
Храм Покрова на Нерли: что мы не знаем о нем?
Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке… «Поэма в камне» — так называют храм Покрова на Нерли. Этот храм всемирно известен, но история его создания до сих пор рождает вопросы. Автор «Фомы» и участник Суздальской археологической экспедиции Алексей Пичугин ответил на некоторые из них.
Каменных дел мастера: кто построил?
Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.
В XVIII веке историк Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове. Так как сведения о мастерах от Барбароссы фигурируют только у Татищева, а тот приводит данные какой-то несохранившейся летописи, утверждать, что это были именно императорские мастера, нельзя, ничего не знаем мы и о знакомстве самого Боголюбского с Барбароссой. Лично правители вряд ли могли знать друг друга, но не исключено, что общались через послов.
Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.
Строительство за год: когда построили?
Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли — дата строительства. Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро — всего за год ( а не за два — четыре, как строили обычно) и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году. Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую. Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно.
Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?
Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.
Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.
Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.
Совпадают ли нынешний и первоначальный облик храма?
Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.
Царь Давид и звери: кто и почему изображен на стенах храма?
Из храмов времен Андрея Боголюбского именно Покровский сохранил практически в первоначальном виде свой фасадный декор. Он довольно прост, особенно в сравнении с декором более поздних храмов периода расцвета белокаменного зодчества при Всеволоде Большое Гнездо. Но в этой простоте можно усмотреть немалый символизм. Главная его составляющая — это барельефы.
Царь Давид
На трех фасадах наверху изображение библейского царя Давида, который часто использовался в европейской архитектуре как символ мудрого и справедливого правителя. Окружают царя Давида львы.
Лев
Лев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.
Голубь
По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов. Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.
Грифон, несущий лань
Еще одно интересное изображение — грифон, несущий лань. В данном случае грифон может быть символом Христа, а лань — символизировать трепетную душу христианина. По крайней мере, так это истолковывается в западноевропейском зодчестве. Со временем барельефы разрушались, некоторые уже почти невозможно различить, что-то могло быть изменено в ходе различных реставраций, присутствие же некоторых изображений на фасадах храма просто сложно объяснить.
Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно. Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней. Ответ прост: за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.
Разливы: почему именно в этом месте?
Первая мысль, которая возникает, когда выходишь на плиточную тропинку, что ведет к церкви от железной дороги, — что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте? Всего в паре километров отсюда находилась его собственная резиденция Боголюбово, где он жил со своими дружинниками. Но до сих пор практически весь луг в весеннее половодье покрывается водой разлившихся Нерли и Клязьмы, вода подступает практически к самому храму, не касаясь его только из-за возвышения, на котором тот стоит. Холм этот тоже искусственный — его насыпали при строительстве храма.
Первая версия — это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.
Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм.
Такие храмы хорошо известны. Это и церковь в комплексе дворца Андрея Боголюбского, и храм в Кидекше, который построил его отец. Таким мог быть и храм Покрова на Нерли. Княжеские церкви всегда имели хоры, но не для размещения там церковного хора — это было место пребывания князя и членов его семьи. Туда же, наверх, по мнению некоторых исследователей, князю носили Причастие.
Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым. Парадные храмы можно ставить на важных для Владимира торговых путях в сторону Новгорода и Киева, но никак не в этом месте.
Вторая версия — храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить нельзя. Никаких остатков стен пока археологи не нашли, монастырь был упразднен вместе со множеством других в годы правления Екатерины II.
Тогда же, по всей видимости, уничтожили галереи вместе со входом на хоры, да и сам храм чуть было не разобрали из-за его ветхости. Спасло церковь только то, что игумен Боголюбского монастыря не смог договориться с подрядчиком о цене. Вот и стоит он на своем месте без малого тысячу лет, встречая и провожая всех, кто приезжает со всего света посмотреть на творение рук человеческих каждый Божий день.
Фото Алексея Пичугина
Владимирский архитектурный центр
Владимир, названный в честь своего основателя Владимира Мономаха, претендовал на роль столицы России, поэтому внук Мономаха Андрей Боголюбский, став князем Владимиро-Суздальским, сразу приступил к масштабному строительству. Он строит Золотые ворота (1158-1164), состоящие из трех ступеней и куполов и прорезанных через 14-метровую арку с воротами над церковью и Успенским собором (1158-1160).
г. Успенский собор — главное культовое сооружение Владимира, которому предназначалась роль Софии Киевской. Он превзошел Софийский собор по высоте (32,3 м). Фрагменты фасадов одноглавого Успенского собора сохранились во внутреннем пространстве ныне существующего пятиглавого собора, который в 1189 году после пожара превратил более раннее здание в свой переносной корпус. При строительстве собора проявились черты владимиро-суздальской школы, превратившей мотив аркатуры в ведущий композитно-пластиковый элемент с резными рельефами в количествах, неизвестных до или после этого периода.«Отличительной чертой владимиро-суздальской церкви по сравнению с Новгородом является ее гармония, ее стремление и постоянно растущее убранство стен, простых и голых в Новгороде», — отмечает Π. Н. Милюков. — Здесь они украшены поясом арок и колонн на высоте второго этажа, романским порталом и лепными украшениями (Покровская церковь, Дмитриевский и Георгиевский соборы). «
Завершено создание архитектурного центра брата Владимира Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо, который построил Дмитровский собор (1194-1197), самый богато украшенный резной наряд.Собор не имеет прямых аналогов ни в России, ни в Западной Европе. Почти 600 резных камней украшают белокаменную поверхность его стен. Погребенные участки нитей над поясом аркады полностью покрыты «ковром», визуально дематериализующим кладку. Аркатурно-столбчатый пояс отделяет нижнюю — «земную» — часть храма от верхней «небесной», словно проводя черту между материальным и духовным. Четкий ритм колонн, покрытых орнаментальным плетением, дополняют фигуры святых и небесных.
Подавляющее большинство (470) рельефов изображают животных, птиц и растений. По словам Е. Н. Трубецкого, Дмитровский собор подтверждает мысль о том, что церковь является собором «не только святых и ангелов, но и собора всех творений». В Дмитровском соборе наружные стены покрыты лепными изображениями животных и птиц среди роскошной растительности. Это не реальный образ существа, как оно существует в нашей земной реальности, но прекрасные идеализированные образы … Это не существо, которое мы видим на земле, а существо, которое Бог создал в Своей Мудрости, прославил и собрал в храм, в живой и в то же время архитектурное целое «, пишет Трубецкой.
Восстановленный Успенский собор (1185-1189) стал в два раза больше, чем прежде. К нему была добавлена широкая галерея, призванная стать усыпальницей владимирских князей. В отличие от княжеского Дмитровского собора со светским узором и языческой бодростью, это строгий епископский собор.
Вообще говоря, отнести архитектуру центра Владимира к культуре Киевской Руси не совсем точно, так как именно с Андреем Боголюбским началась тенденция отделения Владимирского княжества от Киева с последующим переходом из Киева в Владимир-Суздаль Rus.В тот же переходный период был создан шедевр владимиро-суздальской и всей американской архитектуры — церковь Покрова на Нерли (1165).Церковь Покрова на Нерли
Церковь посвящена празднику Покрова Пресвятой Богородицы, введенному Андреем Боголюбским без разрешения митрополита Киевского и неизвестного в Византии. Поток вертикальных линий, усиленный вытянутыми колоннами и быстрым ритмом столбчатого пояса, поддерживаемый удлиненными окнами и арками купола, создает иллюзию массового движения вверх, их невесомости.Верхние участки пряжи, более углубленные, чем нижние, дополнительно ослаблены резными деталями. Это усиливает ощущение устойчивости нижней части здания и легкость, воздушность верхней части. Церковь Покрова на Нерли является олицетворением возвышенной красоты, скромной по своему величию. Если архитектура выражает идею в камне, то здесь мы видим идею покорения кротости, силы через смирение.
Другим примером придворного княжеского жанра, в соответствии с предыдущим, является церковь Спаса Преображения Господня на Нередице (1198) в Новгороде.
Храм Спаса на Нередице
Новгородская церковь с церковью Покрова на Нерли объединяет в себе не только внешний вид, но и то, что она также расположена рядом с княжеской резиденцией. Это последний княжеский храм в Новгороде, вечер демократии. Церковь Спаса на Нередице также неразрывно связана с новгородской землей, как церковь Покрова на Нерли с владимирскими опалами. Архитектурные формы храма Спаса на Нередице с большими делениями, лаконичным выразительным силуэтом как нельзя лучше соответствуют суровости климата, пасмурным дням и «выбеленным» цветам белых ночей.Все поверхности стен внутри церкви были расписаны красивыми фресками, погибшими в годы Великой Отечественной войны. После раскопок усадьбы и мастерской новгородского художника Олисии Гречин, в которой среди берестяных грамот было найдено около 20 заказов на иконы, было высказано предположение, что он будет руководить росписью церкви, но это оставалось гипотезой ,
,Вся Россия, русская культура
Церковь Покрова на Нерли. Вид с северо-запада
Архитектурно-декоративная скульптура XII века Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли, как и «Слово о полку Игореве» и иконы Андрея Рублева, является одним из величайших произведений раннего русского художественного гения. В течение восьми веков он стоял на суздальской земле, маленьком белом острове среди пышных зеленых лугов.Церковь находится в гармонии с настроением окружающей местности и, кажется, является ее неотъемлемой частью, а не творением человека.
Северный Фагад
Церковь Покрова на Нерли является свидетельством энергичной строительной деятельности князя Андрея Боголюбского. Он был установлен на реке Нерль, недалеко от ее впадения в реку Клязьма, в полутора километрах от резиденции князя Андрея в селе Боголюбово. Он был посвящен новому русскому церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы, который символизировал Небесную Царицу, покровителя Владимирского княжества и его князя.
Архитектурно-Покровская церковь на Нерли является типичным примером владимиро-суздальской архитектуры. В то же время он неподражаем по своей красоте. Это прекрасное, изящное здание, излучающее свет, похоже, возведено не из тяжелых белых известняковых плит, а из чего-то воздушного, почти невесомого. Все средства, которыми обладали строители, были подчинены здесь единственной цели: придать зданию ощущение тонкой вертикальности. Вертикальные линии преобладают в украшениях фасадов, а небольшие группы резьбы по камню в арках фасадов размещены таким образом, чтобы не подчеркивать горизонтальные линии кладки.
26 Северный Фагад. Рельефы, украшающие верховую арку восточной части: Олень, атакующий гриффонов; женские маски
Вертикальность всего здания достигается мягкими плавными линиями. Пилястры, украшающие фасады, заканчиваются мягкими арками, а глубоко растопыренные порталы — полукруглыми архиволтами, в то время как колонны барабанов и контуры окон образуют арки различной конфигурации. Общий мотив мягко закругленной вертикали подчеркивается повсюду в архитектурном ансамбле церкви.
Общий перпендикулярный эффект был еще более очевиден в первоначальном облике церкви, когда у нее была галерея, проходящая вокруг трех сторон. В юго-западном углу была башня и лестница, ведущая к верхней галерее. Искусственный холм, на котором была возведена церковь, был вымощен белокаменными плитами.
22 Северный фасад. Верхняя часть центральной и западной секций
Архитектурные линии церкви имеют почти ритм гимна.Это лирическая песня, воплощенная в камне.
Широта поэтического обобщения в резных церковных композициях фактически является источником их художественного влияния на людей в то время, когда люди больше не помнят их символизм, который когда-то так поразил современников владимирских автократов.
Церковь не утратила своей изысканной красоты с течением времени, хотя и приняла более скромный аспект. Штормы и потрясения прошлых веков лишали церковь ее величественного великолепия, лишали ее праздничных одежд из галерей, накрывали ее новой крышей уродливым делом, маскирующим основание тонкого барабана, и заменяли гордый золотой шлем на темный луковый купол, напоминающий капюшон монаха.
Но даже в его нынешнем виде мы ценим и восхищаемся анонимными владимирскими строителями и произведением искусства, которое они создали.
Описание |
|
---|
Сущность и идентичность христианства
Христианство по своей сути является традицией веры, которая фокусируется на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Как традиция, христианство — это больше, чем система религиозных убеждений. Он также породил культуру, набор идей и способов жизни, практики и артефакты, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры.Таким образом, христианство — это и живая традиция веры, и культура, которую вера оставляет позади. Агентом христианства является церковь, сообщество людей, которые составляют тело верующих.
Сказать, что христианство «сосредотачивается» на Иисусе Христе, значит сказать, что каким-то образом оно объединяет свои верования, практики и другие традиции в отношении исторической личности. Однако немногие христиане были бы довольны, чтобы сохранить это упоминание просто историческим. Хотя их религиозная традиция историческая — я.то есть, они верят, что сделки с божественным происходят не в сфере вечных идей, а среди обычных людей на протяжении веков — подавляющее большинство христиан фокусируют свою веру в Иисусе Христе как на того, кто также является настоящей реальностью. Они могут включать много других ссылок в свою традицию и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их не назовут христианскими, если они не привлекут к себе внимание в первую очередь. последний для Иисуса Христа.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.Подпишитесь сегодняХотя в этом сосредоточении внимания на Иисусе как на центральной фигуре есть кое-что простое, есть и нечто очень сложное. Эта сложность раскрывается тысячами отдельных церквей, сект и конфессий, составляющих современную христианскую традицию. Проектировать эти отдельные органы на фоне их развития в странах мира — значит предлагать изумительное разнообразие. Изобразить людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церкви, в своем тихом поклонении или в своих напряженных усилиях по изменению мира, — это предложить еще большее разнообразие.
Учитывая такую сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории и те, кто придерживался традиции, и те, кто ее окружал, делали попытки упрощения. Два способа сделать это состояли в том, чтобы сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на идеях, которые являются ее неотъемлемой частью, или интересоваться «идентичностью» традиции и, таким образом, на границах ее исторического наследия. опыт.
Современные ученые поместили центр этой религиозной традиции в контекст монотеистических религий.Христианство обращается к исторической фигуре Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и стремится оставаться верным ему. Он последовательно отвергал многобожие и атеизм.
Вторым элементом религиозной традиции христианства, за редким исключением, является план спасения или искупления. То есть верующие в церкви представляют себя как бедственное положение, от которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они были удалены от Бога и должны быть спасены.Христианство основано на определенном опыте или схеме, направленной на акт спасения, то есть на возвращение или «выкуп», что является частью того, что означает искупление, этих созданий Бога для их источника в Боге. Агентом этого искупления является Иисус Христос.
Возможно, что на протяжении веков подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность , чтобы описать центральную направленность своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет собой только одну часть традиции, один элемент в терминах, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то свою индивидуальность и находятся в центре того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов это означало что-то присущее и присущее вещи или категории вещей, что придавало ей характер и тем самым отделяло ее от всего различного характера. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущности христианства и придает ему уникальную идентичность.
Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны прийти к согласию с тем, что подразумевает слово сущность .Занимаются ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его агенте и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта. Те, кто сосредоточился на религиозной традиции, также помогли придать ей индивидуальность. Невозможно говорить о сущности исторической традиции, не ссылаясь на то, как ее идеальные качества обсуждались веками. Тем не менее, можно последовательно рассмотреть отдельные предметы сущности и идентичности, всегда осознавая, как они взаимосвязаны.
,