Разное

Кто создал успенский собор московского кремля: Кто построил Успенский собор — Мослента

☦Успенский собор Московского Кремля: история, фото, легенды.

Первый храм с посвящением Успению Богоматери построили в Кремле еще при Иване Калите на том месте, где в XII веке стояла деревянная церковь.

За 100 лет собор обветшал, и в 1472 году, при Иване III, решили возвести новый Успенский собор. Сначала его строили русские зодчие, но через 2 года почти законченный храм рухнул. Поговаривали, что известь была не клеевита, и белый камень не прочен. Тогда по совету жены Ивана III, византийской принцессы Софии Палеолог, пригласили итальянского архитектора Фиорованти.

Первым делом он отправился снимать мерки с Успенского собора во Владимире, так как не был знаком с традиционной русской архитектурой и крестово-купольной системой, когда все пространство храма представляет собой крест с куполом в центре. Вернувшись, архитектор сразу приступил к строительству. И уже через 4 года, 12 августа 1479 года, Успенский собор освятили.

Фиорованти использовал множество архитектурных новшеств: фундамент углубили, в землю вбили дубовые сваи, стены из кирпича снаружи облицовывали блоками из белого камня, а апсиды «спрятали» за пилонами.

Что есть что в церкви

Успенский собор получился необычным: внешне похож на русский храм, но конструктивно выстроен иначе — словно русский пирог с итальянской начинкой. Внутри это различие сразу заметно: вместо привычных квадратных столпов — круглые столпы делят пространство на 12 одинаковых квадратов. А высота сводов 40 метров делает храм похожим на парадный зал.

Внешний вид храма поражал москвичей: он казался огромным, но смотрелся «яко един камень». Все линии его были четкие, а закомары будто вычерчены по циркулю.

По указу Михаила Федоровича артель из 150 иконописцев расписала Успенский собор, создав 250 сюжетных композиций и более 2 000 отдельных фигур. А иконостас создали в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией.

Последний раз купола собора позолотили при Иване IV по технологии, которую больше не используют. Это золочение на отлив, или ртутное, при котором золото соединяют в сплаве со ртутью. При нагревании ртуть испаряется, а золото закрепляется на поверхности и приобретает теплый оттенок. Но мастера-золотильщики после нескольких лет работы со ртутью умирали.

В Успенском соборе Московского Кремля возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов, крестили и отлучали от церкви православных, в числе которых был писатель Лев Толстой.

Путеводитель по архитектурным стилям

Здесь же Иван III разорвал ханскую грамоту, покончив с ордынским игом. Также в Успенском соборе с 1498 года проходила церемония венчания на царство, а до этого «венчали на царство» в Успенском соборе Владимира.

Этот пышный церемониал как бы утверждал обожествление лица, взошедшего на престол. Главным его элементом стала шапка Мономаха, которую подносили как символ мудрости и власти каждому русскому царю вплоть до Петра I (в 1721 году он принял уже императорский титул).

А первая в России императорская коронация и первая коронация женщины (Екатерины I) состоялась 7 мая 1724 года тоже в Успенском соборе Московского Кремля. При коронации использовали корону, скипетр, державу, мантию, императорскую цепь, меч, знамя, печать и щит. Многие из этих атрибутов изготовили специально для церемонии.

В 1812 году французы превратили Успенский собор в конюшню. Они грабили и рушили все, что могли достать, раздирали иконостасы, снимали оклады и вывезли из храма около 300 кг золота. Серебро удалось отбить, а после окончания войны из него отлили центральную люстру церкви.

В советское время службу в соборах Московского Кремля запретили, но в 1990 их вернули православной церкви. Сейчас в Успенской соборе музей, а по престольным праздникам проходят богослужения. При этом каждый раз перед службой собор освящают заново.

Кремль: мини-путеводитель по территории

В музее Успенского собора можно увидеть, например, деревянное Царское место, или Мономахов трон. Его сделали в 1551 году для Ивана IV. Вероятно, создали это чудо новгородские резчики, так как трон богато украшен затейливой резьбой. А 12 барельефов на стенках Царского места иллюстрируют «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. Отсюда и второе название трона. Да и шатровая сень Царского места по форме напоминает шапку Мономаха.

А вдоль стен Успенского собора стоят гробницы русских митрополитов и патриархов. Храм начал служить усыпальницей с 1326 года, когда в нем погребли митрополита Петра. Всего в соборе 19 захоронений.

Говорят, что… …по заказу Ивана III Аристотель Фиорованти соорудил тайник в центральной главе Успенского собора. После окончания строительства храма и кремлевских подземелий архитектор исчез. По официальной версии, на него напали разбойники. А по народному преданию, Иван III потребовал Фиорованти раскрыть тайну получения философского камня, но тот отказался. Взбешенный царь приказал замуровать архитектора в одном из подземелий, и тогда Фиорованти проклял весь его род. В ту же ночь молния ударила в отстроенный недавно Успенский собор. Храм загорелся. Пожар с трудом потушили, но бедствия следовали одно за другим. Тогда Иван III велел вскрыть темницу, где замуровали архитектора, но его там не оказалось — лишь оборванная цепь и перстень царя Соломона.
С тех пор бродит по Кремлю призрак великого зодчего
.
…шапку Мономаха византийские императоры в XII веке даровали Владимиру Мономаху как наследнику и преемнику империи — отсюда и название. Но на самом деле шапку привез из Золотой Орды Иван Калита, и значилась она в завещаниях как «шапка золотая». Сейчас регалия хранится в Оружейной палате, и на ней нетрудно заметить восточный ковровый орнамент. Крест и соболья оторочка добавились одновременно с созданием легенды о шапке Мономаха. При этом состоящая из золота, жемчуга и драгоценных камней шапка имеет еще и большую ценность. В 1812 году, когда французы грабили сокровищницы Кремля, ее, рискуя жизнью, спрятал местный дьяк, и регалия сохранилась.
…с Успенским собором и митрополитом Филиппом Колычевым связано появление выражения «Филькина грамота».
В 13 лет Филипп ушел в Соловецкий монастырь и впоследствии стал его игуменом. Он пользовался славой праведника, и в 1566 году Иван IV решил поставить его Московским митрополитом.
Филипп потребовал отменить опричнину. Царь сначала разгневался, но затем поставил условие: он будет слушать советы митрополита по государственным делам, но тот не лезет в опричнину и в царский домовой обиход. Филипп принял митрополитство.
На несколько месяцев казни и бесчинства опричников прекратились, затем все снова пошло по-прежнему. Филипп пытался остановить беззакония, ходатайствовал за опальных, и царь стал избегать встреч с митрополитом.
Тогда Филипп начал слать Ивану IV письма-грамоты, в которых просил опомниться. Царь унизительно называл их «Филькиными грамотами» и уничтожал.
А однажды, в воскресный день, во время обедни, в Успенский собор в сопровождении опричников и бояр явился царь. Посетители были одеты в шутовскую, якобы монашескую одежду. Иван IV подошел к Филиппу и остановился возле него, ожидая благословения. Но митрополит сказал, что в этом одеянии не узнает царя.
Разгневанный правитель вышел из собора и велел провести следствие о злых умыслах митрополита. Под пытками монахи Соловецкого монастыря оклеветали своего бывшего игумена. После этого Филиппа во время службы в Успенском соборе окружили опричники. Они объявили о лишении сана, сорвали с Филиппа митрополичье облачение, погнали из храма метлами, бросили в дровни и отвезли в темницу в Богоявленском монастыре. Затем его увезли в тюрьму дальнего Тверского Отроч монастыря. Через год Иван IV послал туда Малюту Скуратова, и царский опричник собственноручно задушил Филиппа.
Позже царь Федор Иоаннович приказал похоронить святителя в Соловецком монастыре. А в 1648 году Филиппа причислили к лику святых, так как обнаружили, что его мощи исцеляли больных.
В 1652 году царь Алексей Михайлович распорядился перевезти мощи святого Филиппа в Москву. Их поставили в Успенском соборе Кремля, а на месте их встречи за Москвой установили дубовый крест с памятной надписью. Местность вокруг впоследствии стали называть «крестовской заставой». Сам крест стоял до 1929 года, после чего его перенесли в стоящую рядом церковь Знамения в Переяславской слободе.
Там он находится до сих пор. А старое имя местности сохранилось в названиях Крестовский переулок и Крестовский рынок
.
Успенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:
А вы можете что-то добавить к истории Успенского собора?

Успенский кафедральный собор во Владимире

Успенский собор во Владимире – один из выдающихся памятников русского белокаменного зодчества, основанный в период домонгольской Руси. Сегодня здание представляет собой государственный музей и в то же время является кафедральным собором городской митрополии РПЦ. Церковь ныне функционирует и принимает прихожан шесть дней в неделю.

История

Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.

Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.

В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.

Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным. Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня. Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке. Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.

Описание собора

Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также РПЦ. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.

Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.

Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.

Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были работы Андрея Рублева. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.

Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская. Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.

Строительство

Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофиллированным отливом. После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность. Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.

Архитектурные особенности

Большинство церквей двенадцатого века строились в русском стиле, а материалом для строительство чаще служило дерево. Успенский собор изначально, при первых князьях, принял палатный вид архитектуры, из-за чего все нефы имеют равную величину. Существуют непроверенные данные о том, что в пространстве между стенами главы, находящейся в центре, располагается тайник, в котором пряталась государственная казна.

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Сегодня Успенский собор посещают как одну из главных достопримечательностей города, однако в нем по сей день продолжаются службы, на которые также возможно попасть. Здание располагается по адресу: г. Владимир, улица Большая Московская, д. 56. При необходимости с представителями собора возможно связаться по номеру +7 (4922) 32‑52-01 и e-mail: uspenskysobor33@yandex. ru.

Время работы: с 7 утра до 20 часов вечера, выходной – понедельник.

Добраться до храма возможно на автобусе №12С, №15, №22, №25, №26 или №28, а также на троллейбусе №1 или №5. Остановка – «Соборная площадь».

Фотографии

История создания Успенского собора


Первая «версия» Успенского собора в Московском Кремле была возведена 4 августа 1326 года при царе Иване Калите. Собор был основан Митрополитом Киевским Петром. Основной причиной для постройки собора стало обретение Москвы статуса столицы Руси.Первоначально здание собора представляло из себя одноглавый белокаменный храм. Собор строился по стандартной для тех веков технике: кладка из грубо обработанных белокаменных блоков сочеталась с гладкими, отшлифованными элементами архитектурного декора.
В 1470 году в Москве произошел сильный пожар, в результате которого пострадало здание собора и его необходимо было обновить. Роль инициатора реконструкции сыграл митрополит всея Руси Филипп. Для того, чтобы накопить денег на обновление собора, все монастыри были обложены налогами, а народ призывали к церковным пожертвованиям.
Обновление Успенского собора поручили мастерам из города Псков Кривцову и Мышкину, которые справились с работой и возвели обновленное здание. Но, через четыре года после окончания работ псковских мастеров (в 1474 году), из-за сильнейшего землетрясения оно рухнуло. Тогда царь Иван III пригласил известного архитектора из Италии — Аристотеля Фиораванти, под мастерским руководством которого и построен (1475-1479) собор, и сейчас украшающий Московский Кремль. Фиораванти должен был брать за образец Успенский собор во Владимире — этим Иван хотел подчеркнуть преемственность новой столицы по отношению к одному из самых древних городов Святой Руси.
В августе 1479 года митрополитом Геронтием было проведено освящение новопостроенного храма. Через некоторое время в Успенский собор перевезли мощи святого Петра, хранившиеся во время строительных работ в церкви святого Иоанна Богослова.

Роспись Успенского собора

С 1481 по 1515 проходила роспись помещений собора. В этой работе участвовал и знаменитый иконописец Дионисий. В 1642-1643 года собор расписала группа из 150 художников, руководство над которыми взяли на себя царские изографы Иван и Борис Паисеин и Сидор Поспеев. Первоначальная роспись не пропала бесследно, сохранились некоторые ее элементы, которые являются самым древним образцом фресок на территории Кремля. Иконостас создали в 1653 году по заказу Патриарха Никона. Большинство икон написаны мастерами в Москве в XIV и XV века, остальные привозили в Москву из других городов.
Самый древний сохранившийся элемент собора — его южные двери; на них золотом выписаны 20 изображений на темы Библии.
В 1326 в соборе совершили погребение святого Петра, и после этого до 1700 года храм постоянно являлся усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов, кроме Никона и Игнатия.
В 1547 году здесь венчали молодого Ивана IV, а в 1613 году здесь на Земском соборе решено назначить Михаила Романова царем. В последующие года в соборе продолжили короновать всех императоров России.
Во время войны с французами в 1812 году Успенский собор разграбила армия Наполеона.
Спустя век, в 1918 году здесь проводилось поставление в статус патриарха митрополита Москвы Тихона. Спустя немного времени, в этом же году, собор закрыли для посещения в связи с тем, что в Кремле разместилось правительство РСФСР.
В 1922 году Успенский собор был превращен в полноценный музей, как памятник древней архитектуры. В ходе реставрационных работ к середине 1950 годов большая часть элементов собора была восстановлена, и с 1954 года собор открыт для посещения. Но, после открытия реставрацию пришлось продолжить еще некоторое время, по причине чего Успенский собор был временно закрыт. В 1995 году экспозиция получила окончательное завершение.

УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Храм, возведенный в 1475-1479 гг. Главный кафедральный собор России вплоть до 1917 г.

История создания. XV век

При великом князе Московском и государе всея Руси Иване III произошел процесс объединения русских земель вокруг Москвы и становления единого Русского государства.

Столь значительное событие должно было быть подкреплено как экономикой, военной силой, так и идеологией. Сооруженный еще в 1326-1327 гг. Успенский собор, являвшийся первым московским храмом из камня, к середине XV в. обветшал и уже не соответствовал статусу первого собора нового государства. Иван III задался целью возвести новый кафедральный собор, который бы символизировал твердость и силу Москвы.

Митрополит Московский Филипп в 1471 г. пригласил двух русских мастеров для возведения нового церковного здания. По замыслу, который предстояло выполнить Кривцову и Мышкину, зодчие должны были возвести храм по образу Успенского собора во Владимире. Предполагалось наличие таких же, как и там, пяти нефов, пяти глав и хоров, однако московский вариант был крупнее своего прототипа. Вскоре после начала строительства в специально обустроенные стенные ниши были помещены мощи московских святителей — Петра, Киприана, Фотия и Ионы. Возле гробницы первого из них в алтаре возводимого здания выстроили временную церковь из дерева для продолжения богослужений. Именно там в 1473 г. были повенчаны Иван III и Софья Палеолог. В 1474 г. началось строительство сводов, но произошло частичное обрушение собора, вызванное землетрясением, о чем указывалось в летописях.  Существует вероятность, однако, что это была лишь одна из причин разрушения недостроенного здания храма.  Археологические работы второй половины XX в. выявили, что первые мастера применяли слишком жидкий известковый раствор, что делало возводимый объект неустойчивым.         

После этих печальных событий по совету Софии Палеолог в Италию было отправлено посольство боярина Семена Ивановича Толбузина. Целью его был поиск и приглашение в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти, известного архитектора. Зодчий прибыл на русскую землю в 1474 г. и сразу активно принялся за работу. Он изучил владимирский собор-образец, а затем занялся московским храмом. Он совершил обжиг его известняковых стен, что позволило легче разрушить оставшиеся части собора.

До нас дошли детальные заметки о сооружении нового храма, в которых также упоминались разнообразные технические новшества, примененные Фиораванти. Итальянец выкопал новые рвы для дубовых свай, более глубокие, чем делали мастера на Руси. Также были построены новые печи для обжига. В их конструкции были применены железные тяги, в отличие от традиционных для нас дубовых. Аристотель Фиораванти впервые в русском зодчестве использовал крестовые своды в один кирпич. Но главной находкой стали дополнительные арки позади иконостаса, которые усилили всю конструкцию и помогли выдержать вес купола. Это также позволило создать в основном пространстве интерьера легкие столпы, придававшие всему сооружению легкость. В 1479 г. строительство завершилось.

Дальнейшая судьба

Первые храмовые росписи были сделаны в 1481 г. (они частично сохранились). В 1513-1515 гг. фрески покрыли все внутреннее пространство (одним из их создателей был Дионисий). Они были переписаны в 1642-1643 гг. с сохранением изначальных сюжетов.

Именно в новом храме с XV века стали проводиться коронации, а также рукоположение в митрополичий сан (первый такой митрополит – Иоасаф, поставленный в 1539 г.).

С середины XVI в. собор окончательно утвердился в качестве главного в пределах русских земель.

На рубеже XIX – XX вв. три раза проводились восстановительные работы Успенского собора: в 1895-1897 гг. С. К. Родионовым, в 1900-х гг. С. У. Соловьевым и в 1911-1915 гг. И. П. Машковым.

Храм закрыл свои двери в 1918 г., открыв их заново в 1955 г., уже будучи музеем.

С 1991 г. входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Годом ранее  в нем в отдельные дни по благословению патриарха стали проходить церковные службы.

УСПЕНСКИЙ СОБОР • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 115-116

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: А. Г. Барков

Успенский собор Московского Кремля. Картина А.Д. Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского». 1886. Третьяковская галере…

УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р Мо­сков­ско­го Крем­ля, ка­фед­раль­ный со­бор РПЦ, па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры. Рас­по­ло­жен на Со­бор­ной пл. Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. Пер­вый в Мо­ск­ве ка­мен­ный храм на этом мес­те за­ло­жи­ли 4.8.1326 митр. всея Ру­си Пётр и вел. кн. Иван I Да­ни­ло­вич Ка­ли­та (в 1472 ра­зо­бран). У. с. по­стро­ил в 1475–79 итал. арх. Ари­сто­тель Фио­ра­ван­ти, со­че­тая тра­ди­ци­он­ные для др.-рус. иск-ва фор­мы (пя­ти­гла­вие, за­вер­ше­ние стен за­ко­ма­ра­ми, ар­ка­тур­но-ко­лон­ча­тый по­яс и др.) и ре­нес­санс­ные прин­ци­пы гео­мет­ри­че­ски пра­виль­ной фор­мы и ра­цио­наль­ной ор­га­ни­за­ции про­стран­ст­ва. Внут­ри со­бор раз­де­лён 6 стол­па­ми (2 квад­рат­ных на вос­то­ке и 4 круг­лых в на­осе) на 12 рав­ных яче­ек, пе­ре­кры­тых кре­сто­вы­ми сво­да­ми. Сме­ще­ние ку­по­лов к ал­тар­ной час­ти и рав­ный диа­метр про­ёмов ба­ра­ба­нов под­чёр­ки­ва­ют сим­мет­рию ин­терь­е­ра. В ал­тар­ной час­ти уст­рое­ны 3 при­де­ла: Пе­тро­пав­лов­ский (с се­ве­ра), Дмит­ров­ский (с юга) и при­дел По­хва­лы Бо­го­мате­ри (на сво­де риз­ни­цы, под юго-вост. ку­по­лом). При воз­ве­де­нии со­бо­ра впер­вые в рус. ар­хи­тек­ту­ре ис­поль­зо­ва­ны ко­ва­ные ме­тал­лич. свя­зи.

В 1481 в на­пи­са­нии икон для центр. ико­но­ста­са (не сохр.) уча­ст­во­ва­ли жи­во­пис­цы Дио­ни­сий, поп Ти­мо­фей, Ярец и Ко­ня; воз­мож­но, им при­над­ле­жат ико­ны из со­б­ра­ния со­бо­ра (ми­тро­по­ли­тов Петра и Алек­сия, «О Те­бе ра­ду­ет­ся», Апо­ка­лип­сис, «Прп. Сер­гий Ра­до­неж­ский в жи­тии») и рос­пи­си на ал­тар­ной пре­гра­де, По­хваль­ском и Пе­тро­пав­лов­ском при­де­лах. В 1513–15 со­бор пол­но­стью рас­пи­сан.

В 1624 ар­хи­тек­то­ры Б. Огур­цов и Дж. Та­лер пе­ре­ло­жи­ли сво­ды со­бо­ра, под­ве­дя под них под­пруж­ные ар­ки и же­лез­ные свя­зи: в ре­зуль­та­те бы­ли ут­ра­че­ны рез­ные бе­ло­ка­мен­ные ка­пи­те­ли, ук­ра­шав­шие 4 круг­лые ко­лон­ны, и жи­во­пись нач. 16 в. В 1642–43 по ука­зу ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча рос­пись У. с. вы­пол­ни­ли бо­лее 150 жи­во­пис­цев из раз­ных рус. го­ро­дов под ру­ко­во­дством цар­ских изо­гра­фов Ива­на и Бо­ри­са Паи­сеи­ных, Си­до­ра По­спее­ва, Ба­же­на Са­ви­на, Мар­ка Мат­вее­ва и Сте­па­на Ев­фимь­е­ва. В 1653 по ука­зу пат­ри­ар­ха Ни­ко­на в со­бо­ре был уст­ро­ен 5-ярус­ный ико­но­стас, вклю­чаю­щий 69 икон. Икон­ное со­б­ра­ние У. с. фор­ми­ро­ва­лось с 1-й пол. 14 в. Наи­бо­лее древ­ние об­раза́: дву­сто­рон­няя ико­на Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рия и Вмч. Ге­ор­гия (кон. 11 – нач. 12 вв.), Бо­го­ма­те­ри Уми­ле­ние (по­след­няя четв. 12 в.), «Спас Зла­тые вла­сы» (ок. 1200) и «Яв­ле­ние ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла Ии­су­су На­ви­ну» (кон. 12 в.). С кон. 15 в. до 1918 в со­бо­ре хра­ни­лась Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри.

В У. с., глав­ном со­бо­ре РПЦ, вен­ча­ли на цар­ст­во и ко­ро­но­ва­ли рос. го­су­да­рей, из­би­ра­ли и по­став­ля­ли на пре­стол ми­тро­по­ли­тов и пат­ри­ар­хов, про­во­ди­ли цер­ков­ные со­бо­ры (напр., По­ме­ст­ный со­бор РПЦ 1917–18), слу­жи­ли мо­леб­ны пе­ред по­хо­да­ми и в честь по­бед рус. войск, ог­ла­ша­лись гос. ак­ты, важ­ней­шие из них хра­ни­лись на пре­сто­ле в глав­ном ал­та­ре. В мар­те 1918 за­крыт для дос­тупа и бо­го­слу­же­ний. В 1955 от­крыт как му­зей, с 1991 в со­ста­ве Гос. ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го за­по­вед­ни­ка «Мо­с­ков­ский Кремль» (см. Му­зеи Мо­с­ков­ско­го Крем­ля). С 1990 в хра­ме про­во­дят­ся бо­го­слу­же­ния.

В У. с. на­хо­дят­ся 19 за­хо­ро­не­ний ми­тро­по­ли­тов и пат­ри­ар­хов и гроб­ни­цы с мо­ща­ми моск. свя­ти­те­лей Пет­ра, Ио­ны, Фи­лип­па и Гер­мо­ге­на.

Успенский собор (Москва) — Википедия. Что такое Успенский собор (Москва)

Патриарший собор
Успения Пресвятой Богородицы

Успенский собор, вид с юго-востока
Страна Россия
Город Москва
Адрес Кремль, Соборная площадь
Ближайшая станция метро  Александровский сад,  Библиотека имени Ленина
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Московская городская
Благочиние Центральное
Освящён 12 августа 1479
Придел(ы)
  • Димитрия Солунского
  • Похвалы Пресвятой Богородицы
  • Петра и Павла
Престольный праздник
  • 15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы;
Приделов:
  • 26 октября (8 ноября) — великомученика Димитрия Солунского;
  • суббота 5-я великого поста — Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста);
  • 29 июня (12 июля) — святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Реликвии
Мощи:
  • святителя Петра;
  • святителя Ионы;
  • святителя Филиппа;
  • святителя Ермогена;
  • посох святителя Петра
Основание 4 августа 1326
Основатель великий князь Иван I Данилович Калита
Автор проекта Аристотель Фиораванти
Строительство 1475—1479 годы
Архитектурный стиль русская архитектура
Основные даты 1327 — постройка первого храма
1471 — начало строительства
по проекту Кривцова и Мышкина

1474 — разрушение недостроенного
собора землетрясением

1479 — постройка современного храма
Состояние
  • музейная экспозиция;
  • иногда совершаются богослужения
Статус

 Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771510302110346 (ЕГРОКН). Объект № 7733208038 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия
Kremlin and Red Square, Moscow
(Московский Кремль и Красная Площадь)
Ссылка № 545 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv), (vi)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1990  (14-я сессия)
Сайт assumption-cathedral.kreml.ru

Текст B: МОСКВА —

Москва — столица и крупнейший город России. Он также является столицей Московской области и стоит на берегу Москвы-реки. Москва — экономический, политический и культурный центр России. Железные дороги и многочисленные авиалинии связывают город со всеми частями России. Судоходные водные пути, включая канал им. Москвы, Москва-реку и Волго-Донский канал, делают портовые районы города напрямую доступными для судоходства из Балтийского, Белого, Черного и Каспийского морей и Азовского моря.

Москва занимает площадь около 880 кв. Км. Концентрические бульвары делят город на несколько участков. В центре концентрических кругов (и полукругов) находятся Кремль, бывшая резиденция правительства России, и прилегающая к нему Красная площадь, образующие центр радиального рисунка улиц. В Москве есть современная подземная система, известная своими станциями с мраморными стенами.

Кремль, расположенный на северном берегу Москвы-реки, является главной достопримечательностью Москвы.Каменная стена высотой до 21 м с 19 башнями окружает этот треугольный комплекс бывших дворцов, соборов и других памятников царских времен, некоторые из которых относятся к средневековью. Большой Кремлевский дворец, построенный в 1849 году, является самым внушительным сооружением Кремля. Другие известные кремлевские дворцы — Грановитый дворец (1491 г.) и Терем (1636 г.).

Среди множества соборов, которые сейчас используются в основном как музеи, можно выделить Успенский собор () и Архангельский собор, каждый с пятью позолоченными куполами, и Благовещенский собор () (13-14 века) с девятью позолоченными куполами.Еще одна достопримечательность Кремля — ​​Башня Ивана Великого, колокольня высотой 98 м. На соседнем постаменте — Царь-колокол (почти 200 тонн), один из самых больших в мире. Недавнее дополнение к Кремлю — Дворец съездов, построенный в 1961 году. В этом огромном современном здании проходили заседания Верховного Совета СССР и съезды Коммунистической партии Советского Союза; здесь проводятся театральные и другие художественные представления.

Собор Василия Блаженного, известный своей уникальной архитектурой и разноцветными куполами, стоит в конце Красной площади.

Один из самых известных районов Москвы — Китайгород (китайский город), старинный торговый квартал, расположенный к востоку от Кремля. В этом разделе сейчас расположены многие правительственные здания. Среди других достопримечательностей Москвы — Центральный стадион имени Ленина, включающий около 130 зданий для различных видов спорта, и высокую Останкинскую телебашню с вращающимся рестораном и смотровой площадкой.

Общее понимание:

1.Где находится Москва?

2. Москва — портовый город?

3. Как Москва делится на участки?

4. Что известно о Московском метрополитене?

5. Какие достопримечательности Москвы?

6. Почему Кремль является самой важной достопримечательностью для туристов?

7. Какие русские православные соборы расположены внутри Кремля?

8. Для чего в настоящее время используется Дворец съездов?

Упражнение 5.3. Где расположены эти достопримечательности?

* Грановитая Дворец

* Терем

* Красная площадь

* Кремль

* Большой Кремлевский дворец

* Успенский собор

* Архангельский собор

* Благовещенский собор

* Башня Ивана Великого

* Царский колокол

* Дворец съездов

* Собор Василия Блаженного

* Центральный стадион имени Ленина

Упражнение 5. 4. Расскажите, пожалуйста, о вашем визите в Москву. Вам обязательно помогут следующие вопросы:

1) Вы когда-нибудь были в Москве?

2) Если да, то когда это было?

3) Это была командировка или увеселительная поездка?

4) Вы летели, ехали на автобусе или поезде в Москву?

5) На какой вокзал (аэропорт) вы прибыли?

6) Каким было ваше первое впечатление от Москвы?

7) Какие достопримечательности вы посетили?

8) Где вы остановились в Москве?

9) Как долго вы пробыли в Москве?

10) Вам понравился визит в Москву?


Соборная мечеть в Москве открылась после реконструкции • Президент России

Мечеть вновь открылся после обширной реконструкции, направленной на увеличение мощности существенно.Новое здание вмещает до 10 000 прихожан одновременно.

* * *

Президент России Владимир Путин : Г-н Эрдоган Эрдоган Реджеп ТайипПрезидент Турции г-н Аббас Аббас МахмудПрезидент Государства Палестина, представители духовенства, иностранные гости, друзья,

Позвольте мне От всей души поздравляю вас с открытием перестроенного Московского Собора Мечеть. Это большое событие для всех мусульман России.

Одна из старейших мечетей Москвы стояла на этом историческом месте и претерпела реконструкция, которая теперь делает его крупнейшим в Европе.Ему придали великолепный современный облик, достойный столицы нашего единого, многонационального и многоконфессиональная страна. Эта новая мечеть достойна России, в которой, Хочу подчеркнуть, ислам по законам нашей страны является одним из традиционных религий, среди которых миллионы наших граждан считают себя его последователи.

Одна из старейших мечетей Москвы стояла на этом историческом месте и претерпела реконструкция, которая теперь делает его крупнейшим в Европе. Ему был придан великолепный современный вид.

Хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в работе над этим великолепным зданием и всех мусульман в России и за рубежом, которые пожертвовали на это усилие. Мы благодарны правительствам Турции и Казахстана за их вклад в реконструкцию мечети.

Я уверен что мечеть станет крупным духовным центром для мусульман Москвы и всего мира. Россия, обеспечивающая образование и распространение гуманистических идей и истинных и подлинных ценностей ислама.Он будет распространять знания и духовность и будет помочь объединить усилия мусульман и людей других вероисповеданий. достойные причины. Коран говорит нам стараться превзойти друг друга в добрых делах.

Справа от своим созданием Россия всегда была многонациональной и многоконфессиональной страна. Это взаимообогащение разных культур, традиций и религий всегда была отличительной чертой и сильной стороной нашей страны.

г. Москва Мусульманское сообщество, например, возникло еще в средневековье, и это отражены в татарских корнях многих названий улиц столицы.

Традиции просвещенного ислама складывались в России на протяжении многих веков. То, что в России мирно сосуществуют разные народы и религии, — это во многом благодаря мусульманскому сообществу, которое достойно вклад в сохранение гармонии в нашем обществе и всегда стремился к построению отношений внутри и между религиями, основанных на терпимости к каждой другие веры.

Сегодня, традиционный ислам — неотъемлемая часть духовной жизни России. Ислама гуманистические ценности, как и ценности других наших традиционных религий, учат людям сострадание, справедливость и забота о наших близких.Мы придаем большое значение этим вещам.

Номер мечетей и исламских культурных центров в России значительно увеличилось за последние 20 лет. В Татарстане построены удивительно красивые мечети, Башкортостан, Чечня и другие регионы России. В 2003 году наша страна стала постоянный наблюдатель в Организации Исламская конференция. Тысячи паломников из России совершают хадж, а количество медресе и школ при мечетях также значительно увеличилось.

Это важно обучать мусульманскую молодежь традиционным исламским ценностям и предотвращать попытки навязать нам чуждые нам мировоззрения, не имеющие ничего иметь дело с подлинным исламом.Позвольте мне сказать, что власти и дальше будут способствовать возрождению в России системы исламских духовных школ и религиозных школ. образование.

Как вы знаете, я поддерживал власти Татарстана и главную мусульманскую духовную органов по вопросу создания Булгарской исламской академии, возрождая тем самым это древнерусский мусульманский центр религии и образования.

Конечно, мы должны продолжать расширять сеть мусульманских культурных и образовательных центры. Их цель — объединить мусульман, передать им духовное, культурно-нравственный кодекс, присущий традиционному исламу в России, помогает решать общие проблемы и участвует в образовании молодежи.

Отмечу ту большую роль, которую мусульмане и прежде всего их духовные лидеры играют в укреплении межнационального и межконфессионального согласия. Их неприятие и осуждение всех форм фундаментализма и радикализма сделали серьезным вклад в борьбу с национализмом и религиозным экстремизмом.

Работа в этой сфере тем более актуальна сегодня, когда мы видим попытки цинично использовать религиозные чувства в политических целях.

Мы видим что происходит на Ближнем Востоке (об этом здесь тоже говорилось), где террористы из так называемого Исламского государства ставят под угрозу великий мир религия, компрометирование ислама, сеет ненависти, убийство людей, в том числе духовенства, и варварски уничтожают памятники мировой культуры. Их идеология построена о лжи и вопиющих искажениях ислама.

Это важно обучать мусульманскую молодежь традиционным исламским ценностям и предотвращать попытки навязать нам чуждые нам мировоззрения, не имеющие ничего иметь дело с подлинным исламом.

Они пытаюсь завербовать последователей и здесь, в России. Мусульманские лидеры России смело и бесстрашно используя собственное влияние, чтобы противостоять этому экстремистскому пропаганда. Я хочу выразить огромное уважение этим людям, которые несут героически работали и понесли убытки.Я не сомневаюсь что они продолжит воспитывать верующих в духе гуманизма, сострадания и справедливости.

Друзья, Эта новая мечеть открывается, когда мусульманское сообщество собирается отмечать большой праздник Курбан-байрам. Поздравляю всех мусульман России с этим. радостного праздника и желаю всем добра, счастья и благополучия.

Поздравляю вас с открытием мечети.

Успенский собор — главный в России

Главная площадь знаменитого Московского Кремля — ​​Соборная площадь — просторная и светлая. Архитектурный ансамбль, возведенный на главной площади более 500 лет назад, уникален своим великолепием и красотой. И, конечно же, главную роль в этом архитектурном ансамбле играет Успенский собор.

Ученые склонны полагать, что Успенскому собору предшествовали три церкви — церковь XII века, Дмитровский собор XIII века и белокаменный храм времен Ивана I Калиты. Для строительства Успенского собора был приглашен итальянец Аристотель Фиораванти.Его поездка в Москву длилась три месяца. Он уехал зимой и прибыл в Москву в начале 1475 года.

Итальянский мастер с нескрываемым интересом осмотрел необычную для него архитектуру. Больше всего итальянцев привлекла резьба по дереву на наличниках окон, крыльца и ворот. Несмотря на то, что путь был долгим и трудным, архитектор отказался от отдыха и в день приезда отправился на стройку.

Строить заново обрушившуюся северную стену собора Фиораванти отказался и решил все сломать и снова начать строительство.Под его руководством Успенский собор Москвы четыре года строили каменщики и плотники. Кирпич, из которого строили, обжигали в специальной печи, известь растворяли в тесте и смазывали специальными лопатками. И, кстати, впервые все делалось с помощью циркуля и линейки.

Венчает его 5 позолоченных куполов, он виден со всех точек Москвы, хотя и имеет небольшие размеры. Очень многое в Успенском соборе напоминает древнерусскую архитектуру, однако этот собор не стал образцом архитектуры.Итальянец сумел совместить архитектурные достижения своей родины и наследие России. Летом 1479 года взору москвичей предстал Успенский собор, ставший главным собором Руси.

Просмотров: 22

Московский Кремль

Московский Кремль — главный архитектурный ансамбль столицы. По количеству уникальных шедевров архитектуры и другого искусства, сосредоточенных в его стенах, ему мало соперников.

Мощь этих стен, их башни с коньковыми крышами и трехмерная выразительность построенных на его территории построек открывают панорамы редкой красоты. Треугольник кремлевских стен, повторяющий очертания Боровицкого холма, охватывает территорию площадью 27,5 га. Максимальная высота холма над уровнем Москвы-реки около 25 метров.

Ансамбль Московского Кремля — ​​результат труда многих поколений. Следы славянского поселения здесь датируются не позднее конца 11 -го века.В то время крепость на вершине Боровицкого холма занимала площадь около 5 гектаров. Первые укрепления Москвы состояли из рва, вала и частокола. Город, построенный здесь по приказу князя Юрия Долгорукого в 12 -х годах века, был в 5-6 раз больше первоначальной площади.

К концу 15 -го годов объединение русских феодальных княжеств завершилось и образовалось Единое Российское государство. Великий князь всея Руси Иван III приступил к масштабной реконструкции Кремля, пригласив для этого ряд мастеров-строителей из Италии.Так итальянский архитектор и военный инженер Аристотель Фиораванти приехал в Москву, чтобы работать там много лет.

Новый Успенский собор (1475–1479) был построен первым. В 1484-1489 годах рядом с ним был возведен праздничный Благовещенский собор. К ним присоединился Архангельский собор в 1505–1508 годах.

В течение целого десятилетия, начиная с 1485 года, старые стены и башни заменялись новыми. Именно тогда Кремль приобрел современные очертания.

Крепостные стены, образующие неправильный треугольник, имеют длину 2,235 м, толщину от 3,5 до 6,5 м и высоту от 5 до 19 м. На стенах возвышаются 1045 раздвоенных зубцов от 2 до 2,5 м высотой с узкими проемами.

На востоке стены Кремля окружал ров глубиной 12 м и высотой 32 м.

С северо-западной стороны Боровицкий холм был защищен рекой Неглинной, а с юга — Москвой-рекой.

Кремль был великолепным образцом фортификационного искусства того времени.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *