Разное

Методика «Игровая комната» для диагностики общения дошкольников

Как использовать методику «Игровая комната» для изучения особенностей общения детей 5-7 лет. Какие параметры анализируются при проведении методики. Как интерпретировать результаты для оценки коммуникативных навыков ребенка.

Цель и процедура проведения методики «Игровая комната»

Методика «Игровая комната» — это проективная методика, разработанная для изучения особенностей общения детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в процессе игровой деятельности. Она позволяет выявить такие важные аспекты, как инициативность ребенка, его позиция в общении, предпочитаемые способы разрешения конфликтов, уровень развития игровых навыков.

Процедура проведения методики заключается в следующем:

  1. Ребенку предлагают представить волшебную игровую комнату, в которой есть все игрушки мира.
  2. Просят выбрать двух партнеров для игры в этой комнате.
  3. Ребенок должен придумать и предложить три варианта игр в этой комнате.
  4. В конце моделируется ситуация отказа партнеров от предложенной игры.

Все ответы и реакции ребенка фиксируются для последующего анализа.


Параметры анализа результатов методики

При интерпретации результатов методики «Игровая комната» анализируются следующие ключевые параметры:

  • Инициативность ребенка в общении
  • Позиция в общении (лидерская или подчинительная)
  • Разнообразие и содержание предлагаемых игр
  • Уровень развития игровых навыков
  • Выбор партнеров для игры
  • Способы разрешения конфликтной ситуации

Оценка инициативности и позиции ребенка в общении

На основе анализа предложений ребенка по организации игр можно сделать вывод о его инициативности и позиции в общении:

  • Высокая инициативность — ребенок легко и разнообразно предлагает игры, может подробно описать их ход. Часто занимает лидерскую позицию.
  • Средняя инициативность — ребенок предлагает 1-2 варианта игр, но затрудняется их детально описать. Обычно выбирает роли «помощников» главных героев.
  • Низкая инициативность — ребенок не может предложить варианты игр или предлагает только манипулятивные действия с игрушками. Часто занимает пассивную, подчинительную позицию.

Анализ разнообразия и содержания предлагаемых игр

Важным показателем является разнообразие и содержание игр, которые предлагает ребенок:


  • Разнообразные сюжетно-ролевые игры, игры с правилами свидетельствуют о хорошо развитых игровых навыках.
  • Однообразные игры или только настольные игры говорят о среднем уровне развития игровых навыков.
  • Манипулятивные или деструктивные игры указывают на низкий уровень развития игровой деятельности.

Оценка выбора партнеров для игры

То, кого ребенок выбирает в партнеры для игры, может многое сказать о его коммуникативных особенностях:

  • Выбор нескольких сверстников — признак успешности в общении.
  • Выбор младших детей или взрослых — возможные трудности в общении со сверстниками.
  • Отказ от выбора партнеров — серьезные проблемы в сфере общения.

Анализ способов разрешения конфликтной ситуации

На последнем этапе методики анализируется реакция ребенка на отказ партнеров от его предложений:

  • Конструктивные способы (поиск компромисса, новые предложения) говорят о хороших коммуникативных навыках.
  • Деструктивные способы (агрессия, уход от ситуации) указывают на проблемы в общении.

Интерпретация результатов методики

При интерпретации результатов методики «Игровая комната» важно учитывать следующие моменты:


  • Результаты нужно рассматривать в комплексе, анализируя все параметры.
  • Выводы носят гипотетический характер и требуют проверки с помощью других методов.
  • Необходимо сопоставлять результаты с реальным поведением ребенка в группе сверстников.

Преимущества и ограничения методики «Игровая комната»

Методика «Игровая комната» имеет ряд преимуществ:

  • Позволяет изучить особенности общения ребенка в привычной для него игровой ситуации.
  • Дает возможность оценить сразу несколько параметров коммуникативного развития.
  • Не требует сложного оборудования и легка в проведении.

Однако у методики есть и ограничения:

  • Результаты носят вероятностный характер и требуют дополнительной проверки.
  • Эффективность зависит от опыта и квалификации психолога, проводящего методику.
  • Не позволяет сделать однозначных выводов о причинах выявленных особенностей.

Рекомендации по использованию методики «Игровая комната»

Для эффективного применения методики «Игровая комната» рекомендуется:

  • Проводить ее в комплексе с другими методиками диагностики общения дошкольников.
  • Сопоставлять результаты с данными наблюдения за реальным поведением ребенка.
  • Использовать методику для построения гипотез о коммуникативном развитии ребенка.
  • Применять ее для отслеживания динамики развития общения при повторных обследованиях.

Таким образом, методика «Игровая комната» является эффективным инструментом для изучения особенностей общения детей старшего дошкольного возраста. При грамотном применении она позволяет получить ценную информацию о коммуникативном развитии ребенка и наметить пути коррекционной работы.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *