Разное

Монастырь мужской валаам: О монастыре † Валаамский монастырь

история основания, описание, архитектура и фото

Валаамский монастырь расположился на архипелаге Валаам, находящемся в северной части Ладожского озера. Эта древняя мужская обитель пережила много невзгод и лишений, но, несмотря на трудности, продолжает действовать до сих пор.

Спасо-Преображенский монастырь и его судьба

Точной даты основания Валаамского монастыря никто не знает. По одной из летописных историй место для обители было обозначено апостолом Андреем Первозванным в I веке. Ученик Христа проповедовал православную веру и, преодолев территорию Руси от юга до севера, оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там крест. Через 9 столетий паломники из Греции Сергий и Герман добрались до архипелага и основали там братство монахов.

Другая история связана с жизнью Авраамия Ростовского и датируется X-XI в. В жизнеописании упоминается посещение преподобным Валаамской обители в X в. В некоторых летописных историях существует информация, что в XII в. святые мощи преподобных перенесли в Великий Новгород.

История основания монастыря

Первые документальные сведения о Валаамском монастыре в истории Руси датируются XVI в. Он упоминается в летописях о житии Савватия Соловецкого. По документальным источникам основание монастыря произошло в 1407 г. Об этом написано в истории Валаамского монастыря. Если же верить Софийскому свитку, то годом создания можно считать 1329 г. Письменный источник гласит, что в XIV в. на архипелаг явились паломники во главе с Германом и Сергием. Они решили отречься от житейских благ и стали жить на Валаамском острове. Там иноки проповедовали христианскую религию среди местного населения и заложили обитель с общежитием для монахов.

Обитель и ее расцвет

Основатель Спасо-Преображенской обители был мудрым и сильным духом человеком, и поэтому она изначально процветала и привлекала к себе множество паломников не только Руси, но и всех стран мира. Особый расцвет приходится на XV-XVI века. В те времена число монахов в обители достигало 600 человек.

Они трудились на благо монастыря и усердно молились в своих кельях и скитах.

Многократные войны России со Шведами не прошли даром для Валаамского монастыря. Много раз он подвергался набегам шведов. Некоторые монахи мужественно защищали обитель и приняли мученическую смерть. Но многие спасались бегством, бросив монастырь на произвол судьбы.

В начале XVII века Валаамский архипелаг стал территорией Швеции, и монастырь был полностью разорен. Возрождение обители началось после Северной войны, когда остров вновь вернулся России. По указанию Петра Великого в 1715 году началось восстановление монастыря, и произошла закладка Успенского собора.

К 1730 г. были готовы деревянный храм и ограда вокруг обители. Но им не суждено было долго простоять. В 1754 году случился пожар, и все постройки сгорели. Государыня Елизавета всячески содействовала и помогала в воссоздании обители, но, несмотря на это в 1765 г. здесь жили только 11 монахов.

К 1774 г. количество построек в монастыре увеличилось. Возвели и освятили собор Преображения Господня, построили большие помещения для келий и две отапливаемые церкви: Никольскую и Успенскую.

В 1781 году началось строительство зданий из камня. Это произошло после принятия управления монастырем игуменом Назарием. В 1805 году закончилось строительство церкви при местной больничке, построенной в северной части обители, а также надвратного храма во имя Петра и Павла в южной части. В то же время в монастыре возвели свою колокольню, высота которой равна 72 метрам. Вес большого колокола достигал 1000 пудов. Его отливали немного позже, чем построили здание колокольни.

Судьба монастыря в XIX веке

С 1811 года местность, на которой располагался монастырь, перешла в подчинение Финляндского Княжества. Губерния стала называться не Финляндской, а Выборгской. Но до 1892 года обитель оставалась под началом Петербургской епархии, а затем отошла к митрополитам Финляндии.

К XIX столетию Валаамская обитель вновь расцвела. Многие архитектурные строения были построены именно в это время. Они дошли до наших дней и считаются памятниками архитектуры. В 1839 г. сменился игумен монастыря. Церковная Епархия назначили на эту должность Дамаскина. За 42 года пребывания во главе монастыря он построил много зданий, проектами которых занимались только известные опытные архитекторы. Академик Алексей Горностаев первым был приглашен из Петербурга.

При игумене Дамаскине монахи жили в особой строгости, и была возвращена традиция старчества. Молодые монахи находились на попечении опытных старцев, совершая многочасовое послушание путем благотворного труда и беспрекословного посещения богослужений. За благословением и советом от мудрых старцев многие паломники приезжали издалека. Члены царской семьи были частыми гостями в Валаамской обители, приезжая сюда отдохнуть от житейских проблем и суеты и постигнуть сущность бытия. Многие известные писатели, художники, композиторы также любили посещать святое заповедное место.

При игумене Дамаскине было запланировано возведение огромного Спасо-Преображенского храма вместительностью на 3 тыс. человек. Но Дамаскин не успел воплотить в жизнь свои начинания. После его кончины монастырь возглавил игумен Ионафан II, при котором величественный собор был достроен.

По задумкам подвижников Валаама монастырь должен был стать вторым Иерусалимом. В связи с этим к началу XX века в обители и ее окрестностях стали встречаться названия из Нового завета. К началу XX века количество монахов в обители достигало тысячи человек.

Советские годы и их влияние

В советские годы Валаамскому монастырю удалось избежать закрытия и разрушения, чему подверглось большинство церквей России, так как территория принадлежала Финляндии. Но действия новой власти значительно изменили жизнь обители. В Финляндии православная вера была в меньшинстве, основная религия страны была лютеранская. В связи с этим власти негативно и предвзято относились к монастырю и его обитателям.

По приказанию финских чиновников архиепископ Серафим (Лукьянов) должен был читать богослужения на финском языке. Для заучивания ему дали три месяца. На экзаменационные испытания священнослужитель не пришел. За это его наказали, отправив в ссылку на остров Коневец.

Скоординировав свои действия с эстонскими властями, которые также была противником православия, финские чиновники решили дерусифицировать Валаамский монастырь. Для этого из Эстонии был приглашен священник Герман Аав. С ноября 1923 года он был назначен епископом Карельским. При Германе Ааве для монастыря наступили тяжелые времена. Финляндия оборудовала Валаамские остров оборонительными укреплениями на случай войны с СССР. Службы в храмах обители стали проводить строго на языке финнов.

Епархия Православной церкви в Финляндии по принуждению власти приняла западную Пасхалию. Обитель Валаама тоже была вынуждена перейти на григорианский календарь. Это стало причиной нарушения спокойного хода жизни в монастыре. «Старостильные» монахи противились нововведениям и отказывались подчиняться новому архиепископу. Десятилетнее противостояние закончилось появлением в обители финского спецназа. Многие монахи были вынуждены тайно покинуть монастырь, бежав в европейские страны.

В 30-е годы обитель переживала тяжелые времена. Денег катастрофически не хватало, служители жили в нищете и голоде. Всего в монастыре проживало около 400 человек: 300 монахов и 100 наемных рабочих и трудников.

В ходе Советско-финской войны монастырь был в эпицентре военных событий. Многие жители обители были подданными Финляндии и в начале 1940 г. бежали в свою страну. С собой они унесли из обители много ценных вещей. 18 марта с колокольни Спасо-Преображенского собора раздались двенадцать прощальных ударов благовеста, возвещавших о закрытии обители. Впоследствии бежавшие монахи основали на территории Финляндии новый монастырь, в котором соблюдались прежние правила и уставы.

Осенью 1940 года в монастырских корпусах создали военно-морское училище, выпускающее юнг и боцманов. Первый выпуск молодых специалистов в 1941 г. был отправлен на защиту блокадного Ленинграда. В конце войны на острове был построен Питкярантский целлюлозный завод, возобновили работу метеостанция, было организовано лесничество.

После Советско-Финских военных действий Валаамский архипелаг снова перешел во владение России. Здания обители советские власти стали использовать для гражданских потребностей. В 1950 году его отдали под дом инвалидов, который просуществовал до 1984 года. Сюда принудительно привозили людей с ограниченными способностями. В 60-х годах власти стали организовывать экскурсионные туры для туристов, желающих увидеть Валаам. Музей-заповедник начал работать с 1979 года, позднее начались первые работы по реставрации памятников.

Восстановление монастыря

Прежняя жизнь в обители стала возрождаться с 1989 г. 18 сентября основные здания монастыря были возвращены Ленинградской епархии. Первые монахи пришли на Валаамский остров 13 декабря. Их было 6 человек. Они поселились в здании, где был изолятор дома инвалидов. Монахи старались придерживаться прежних обычаев обители, проводили службы строго по Уставу, возрождали знаменитый распев. Службы во имя преподобных проводились постоянно.

В 1991 г. обители присвоили статус старопигиальной. В январе 1993 г. архимандрит Панкратий по указу главного патриарха страны становится во главу монастыря. Часовня была возвращена монастырю 27 февраля 1994 г., и в тот же день прошло ее освящение. Первый колокольный звон тысячепудового колокола местные жители услышали 13 декабря 2005 года.

Значимое событие произошло в монастыре в 2007 году: в сентябре здесь в течение трех дней гостил патриарх Алексий II. В рамках визита он провёл торжественное освящение храма в честь иконы Божьей Матери и провел там первую литургию. Наместник Панкратий в честь двадцатилетнего срока службы был удостоен ордена II степени.

10 июля 2009 года монастырь отпраздновал 20-летие со дня возрождения. В ознаменование этого события в одном из помещений Свято-Владимирского скита был создан музей.

Современное состояние

В настоящее время на территории Валаамского монастыря восстановлены все архитектурные сооружения. Плохое воздействие на целостность зданий оказывают особые климатические условия.

В связи с этим реставрационные работы приходится проводить постоянно. С марта 2018 года ведутся восстановительные работы в Авраамиевском ските. Одиннадцать из тринадцати скитов уже полностью восстановлены.

Ежегодно 22 мая открывается сезон массового посещения обители паломниками. Если погодные условия на Ладожском озере позволяют, то открытие происходит раньше. Переправа паломников осуществляется водным путем.

На территории монастыря работает пекарня, где выпекается хлеб для жителей монастыря. В 6 км от обители находится молочная ферма и рыборазводный завод. При монастыре для православных гостей есть гостиница «Игуменская».

По данным на 2011 г. количество обитателей в монастыре насчитывало 217 монахов. Кроме того, в обители постоянно задействовано около полусотни трудников.

Святыни Валаамского монастыря

Основной святыней Валаамской обители, ради которой на остров тянутся бесконечные потоки паломников, являются мощи преподобных Сергия и Германа. Святые останки хранятся в Спасо-Преображенском храме.  

Не меньшее значение имеет Валаамская икона Божией Матери, обладающая чудотворной силой. Это рукописная работа инока Алипия, написанная в 1878 г. 

Чудесным воздействием на женщин обладает образ святой Анны: прислонившись к святыне, христианка избавляется от бесплодия. Икона является точной копией афонского подлинника.

Интересные факты

  • Валаамский монастырь имеет собственную эмблему, разработанную в 2015 году.
  • Около 100000 паломников ежегодно посещают монастырь, 90% которых являются туристами.
  • Гостиница обители способна вместить сразу около 200 человек.

непростая история и современная жизнь монахов Святой обители

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь Русской православной церкви расположен на островах Валаамского архипелага в Карелии, на северной окраине России, неподалеку от границы с Финляндией. Валаамский архипелаг состоит из 50 отдельных островов, расположенных в Ладожском озере, в 22 км от материка. Святая обитель занимает крупнейший остров – Валаам длиной 9,6 км и шириной 7,8 км. Валаамский монастырь – ставропигиальный – подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси, но фактически обителью управляет игумен.

Вехи развития монастыря

Скалистый остров, на котором расположен монастырь, высоко поднимается над уровнем моря. Здесь несколько внутренних озер, соединенных сетью каналов. На островах растут сосны. Место для обители обозначено в I веке апостолом Андреем Первозванным, проповедовавшим православную веру. Преодолев Русь с юга до севера, ученик Христа оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там каменный крест. Через 9 столетий паломники из Греции добрались до архипелага и образовали там монашеское братство.

Монастырь основан в 1407 году, когда на архипелаге появились иноки из Средиземноморья Герман и Сергий. Решив отречься от житейских благ, монахи проповедовали христианскую религию и заложили первую обитель.

Война России со Швецией больно отразилась на жизни монастыря: в 1611 году архипелаг стал территорией Швеции, монастырь завоеватели разорили. После окончания Северной войны по указанию Петра I в 1715 году началось восстановление монастыря и строительство на его территории храмов, но деревянные строения и ограда сгорели. В 1781 году вокруг обители появились здания из камня. Активно строили на Валааме при настоятеле Иоанне Дамаскине. В новых соборах настоятель вводил строгий устав и возродил традицию старчества.

После революции 1917 года территория Валаама оказалась под властью Финляндии, где православных верующих притесняли. В 1923 году монастырь дерусифицировали: службы велись на финском языке, было введено григорианское летоисчисление. Много монахов в это время ушло из монастыря, остальные терпели нищету и голод.

В 1940 году после возвращения во владение СССР монастырь закрыли и разместили здесь военно-морское училище. На острове работал целлюлозный завод, метеостанция и рыбокомбинат, дом инвалидов и музей-заповедник.

В 1989 году обитель получила монастырские здания, ранее принадлежавшие ей. На острове появились 6 монахов, старавшиеся возродить обычаи Валаама. В 1991 году обители присвоили статус старопигиальной. В 2007 году освящение храма и первую Литургию провел Патриарх Алексий II.

Монашеская жизнь на островах

В составе монастыря множество церквей, часовен и памятных крестов. Хозяйственные постройки, гостиница, водопроводный дом, пекарня и автоматизированная молочная ферма и рыборазводный завод, автопарк и современная амбулатория, пахотные земли и фруктовые сады – свидетельство того, что жизнь острова, это не только молитвы, но и каждодневный упорный труд.

Для того чтобы полнее вести просветительскую и кахетизаторскую работу, епископ Троицкий Панкратий благословил Спасо-Преображенский Валаамовский монастырь в августе 2012 года на открытие официальной страницы в основных социальных сетях интернета. Валаамский монастырь имеет собственную эмблему.

В 1995 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Министр обороны Российской Федерации подписали соглашение о сотрудничестве. Насельникам Валаамского монастыря призывного возраста разрешено служить в Российской армии – в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.

Насельников призывного возраста на острове Валаам немного, поэтому для укомплектования подразделения в монастырь принимаются благочестивые православные юноши – семинаристы, алтарники, чтецы, – которые согласны нести нелегкие монастырские послушания до призыва в военную часть.

Сегодня в монастыре 217 насельников и полсотни трудников. Валаамский монастырь покидают больше половины пытающихся начать здесь монашескую жизнь. Из 20 трудников, приезжающих в монастырь, принимает постриг, оставаясь в обители, только один. Валаамский монастырь живет по очень строгому уставу.

Молодые монахи находятся на попечении опытных, совершают многочасовое послушание, трудясь и беспрекословно посещая богослужения. Монахи избегают мирских соблазнов, проповедуют аскетизм и беззаветно служат Богу.

Скиты монастыря

Вокруг Валаамской обители разбросаны скиты. На Скитском острове расположен Скит Всех Святых, основанный в конце XVIII века. Здесь особенно строгие правила: женщинам-паломницам вход запрещен. Посетить территорию можно только в день Всех Святых во время крестного хода.

Скит Иоанна Предтечи построен на Предтеченском острове в 1855 году в виде простой часовни. Позднее возвели деревянную церковь с колоколом, специально отлитым для Валаамского монастыря при Борисе Годунове. В скиту живут монахи. Для посещений обитель закрыта.

Воскресенский (Красный) скит стоит в Большой Никоновской бухте, куда заходят габаритные суда. На этом месте апостол Андрей Первозванный установил крест, где в 1846 году построили деревянную часовню, на месте которой возвели позднее двухэтажный храм из красного кирпича. Цвет храма дал название скиту.

Здесь, в купольной часовенке, хранится частица Гроба Господня, привезенная со Святой Земли. Над пещерным камнем, на котором лежало тело Христа, – 7 лампад, одна из них неугасимая. Тусклое, лишенное росписей, с низким потолком помещение часовенки призвано напомнить о страданиях и смерти Спасителя.

Верхняя Воскресенская церковь светлая, украшенная фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой, выражает дух «Праздника праздников» – Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью, добра над злом.

Свято-Владимирский скит, посвященный Крестителю Руси, – первый на Валааме, возведенный в новейшее время. Построенный в 2008 году в сентябре новый скит освятил Патриарх Алексий II. Владимирский храм построили с белокаменным резным иконостасом и белокаменным алтарем.

Ильинский скит назван в честь ветхозаветного пророка, который с юных лет посвятил жизнь проповеди Единого Бога. Илия удостоился беседы с Христом во время Преображения Господня на Фаворе. Скит построен в 1868 году в 10 км от Валаама на острове Лембос. Реставраторы поднимают обитель из руин с 2003 года.

Скит Николая Чудотворца – небольшая обитель на Крестовом острове, построенная в середине XIX века, первоначально состояла из двух церквей: Николая Чудотворца и Иоанна Дамаскина. Рядом – огороды и фруктовый сад, защищенный каменной стеной и сосновым бором. С площадки у храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Церковь Николая Чудотворца служила маяком, в окнах часовни зажигали яркий фонарь, показывающий путь в темные ночи. Храм Николая чудотворца – излюбленное место Патриарха Алексия II. Здесь хранится частица мощей святого Николая.

Коневский скит, устроенный в 1870 году, расположен на острове Коневец на берегу Игуменского озера. При советской власти был полностью разобран, восстановили и освятили скит в 2009 году. Неподалеку находилась келья игумена Дамаскина – настоятеля монастыря 1839-1881 годы, внесшего неоценимый вклад в развитие Валаама.

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, надо подняться в гору на 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, которые веками возделывают монахи. Напротив входа в монастырь – часовня, в центре которой икона Божьей Матери «Знамение». Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и членами его семьи. Названная Царской, она построена из карельского мрамора с цоколем из серого гранита.

Строение в виде каменной арки с треугольным фронтоном, куда вставлен каменный медальон с высеченной надписью о посещении монастыря царской семьей. Знаменитые писатели, художники и композиторы также любили посещать святое заповедное место.

Недалеко от Святых Врат монастыря – памятник Андрею Первозванному. Один из 12 апостолов, Андрей Первозванный первым призван Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году на Валаам из Греции принесены мощи апостола Андрея, имя которого почитается на Руси. Памятник первому ученику Христову в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор созерцает каждый прибывший на остров. Нижний храм освящен во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой – образ «Господь Вседержительс предстоящими» изображает преподобных Сергия и Германа, коленопреклоненно молящихся на Валаамскую обитель. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона мироточила.

В соборе – список Валаамской иконы Божьей Матери. Богородица, одетая в темно-вишневый плащ, держит Младенца, левая ручка которого благословляет. По молитвам у Валаамского образа Божьей Матери сотни больных получили исцеление. В 2005 году для беспрецедентной миссии с иконы была написана уменьшенная копия. С 8 по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница с изображениями вдоль стен русских святых ведет в Верхний храм Преображения Господня. Светлый, просторный и торжественный зал вмещает 3000 человек. На храм, сооруженный в 1896 году в русском стиле, пошло 3,5 миллиона кирпичей, которые готовили на острове из местной глины. Стены и иконостас расписывали монахи из Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Птриарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла размещается над Святыми Вратами – главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году сняли золоченые колонны, украшавшие иконостас, и использовали для декораций в клубе. Храм реставрируется.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный источник» с простым архитектурным обликом. Фасад украшают карнизы сложного профиля и иконы в медальонах. Это больничный храм. В 1814 году в честь иконы «Живоносный источник» соорудили церковь. По инициативе благотворителей храма в 1837 году надстроили и освятили новую, верхнюю часть храма в честь Живоносной Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы освящена как трапезная церковь в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковичной грядкой на тонком глухом барабане. Стены храма прорезаны лопатками. В советское время здание занимал поселковый магазин, но здесь на своих местах сохранились 11 икон, написанных в XVIII веке специально для иконостаса.

Ежегодно с 22 мая обитель массово посещают паломники, переправа которых происходит по воде. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны – прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христианки избавляются от бесплодия.

Чудотворны находящиеся на Валааме мощи пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам – тот уголок на удаленном от цивилизации острове, где каждый человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное.

Видео: фильм о жизни Валаамской обители

Загрузка. ..

Ещё интересные сооружения

Достопримечательности и святыни Валаамского монастыря

Валаамский монастырь, который называют «Северным Афоном», расположен на Ладожском озере, а точнее – на карельском одноименном архипелаге. Это одна из старейших российских обителей, у которой есть даже своя эмблема. У монастыря есть несколько скитов, а также четыре подворья: Санкт-Петербургское, Московское, в Сортавале и Приозерске. Этот монастырь некоторое время принадлежал Финляндии, его монахи основали также Новый Валаам.

Где находится Валаамский монастырь

Расположен Валаамский монастырь в Карелии, в Сортавалском районе, на острове Валаам.
Паломническая служба Валаамского монастыря находится в Санкт-Петербурге (Синопская набережная, №34/36), а также в Москве, на Московском подворье (улица Вторая Тверская-Ямская, №52).
Телефон обители: 4-45-84, код – 81430. Телефоны паломнической службы: (499)-25-09-799, (812)-90-28-611, (921)-62-93-311.

Как доехать до Валаамского монастыря

Тех, кто планирует посетить Валаамский монастырь, в первую очередь волнует вопрос, как добраться до обители.

  • Сделать это удобнее всего из Санкт-Петербурга. Сначала необходимо доехать до Финляндского вокзала, откуда электричкой добраться до Приозерска (сюда ходит две электрички: одна проходящая, вторая – с конечной станцией в Приозерске).
  • Также попасть в городок можно и автобусом №859, который отправляется с Северного автовокзала ежедневно.
  • В самом Приозерске железнодорожный и автобусный вокзалы совмещены, поэтому далее путь одинаков: на такси или пешком добраться до монастырского причала, а там – сесть на теплоход или метеор.

    Важно! Обратите внимание, что судоходство начинается только после того, как Ладога растает, поэтому в основном паломники отправляются в обитель летом.

Посещение обители и режим ее работы

Обитель открыта ежедневно, с пяти утра до позднего вечера, однако основной наплыв паломников здесь в летние месяцы, в период активного судоходства по Ладоге. Побывать здесь стремится большое количество людей – как верующих, так и тех, кто просто интересуется архитектурой и историей монастыря. Для соблюдения порядка проще всего заранее связаться с паломнической службой и заказать экскурсию.
В монастыре следует соблюдать определенные правила поведения:

  • мобильные телефоны лучше отключить или хотя бы перевести в беззвучный режим;
  • помнить о форме одежды: женщины должны быть в юбках или платьях, с покрытой головой и руками, не оголять ноги, без косметики и сильных парфюмов; мужчины – не в спортивной одежде, с покрытыми руками и ногами, без головных уборов;
  • на территории монастыря недопустимы музыка, громкие разговоры или смех;
  • нельзя фотографировать в храмах, особенно во время службы, снимать братию без разрешения;
  • нельзя заходить в хозяйственные помещения, братские трапезные – для паломников есть отдельные трапезные и мини-кафе;
  • поскольку остров, на котором находится обитель, является заповедной территорией, здесь запрещено рвать цветы или ягоды, разводить костры. Также не стоит купаться или загорать.

Расписание богослужений обители

День неделиСлужбаВремя начала
Понедельник-пятницаПолунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Вечерня
Повечерие, каноны
5.00
5.45
7.30
13.25
17.00
18.00
СубботаПолунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Исповедь (общая)
Всенощное бдение
5.00
5.45
7.30
13.25
18.45
19.00
ВоскресеньеЧасы, Литургия
Вечерня
Повечерие, Акафист
9.00
17.00
17.50

В Валаамском монастыре можно заказать и требы о здравии или поминовении. Сделать это можно и при личном посещении монастыря, и при помощи интернета.

Где остановиться неподалеку

Посетители обители могут остановиться во Флотском домике или гостинице «Игуменская», которые расположены на самом острове. В связи с пожаром, который произошел в 2015 году в Зимней гостинице, размещение паломников вызывает определенные сложности, поэтому забронировать номера можно заранее.
Возможно размещение и на теплоходе «Адмирал Кузнецов», который является плавучей гостиницей эконом-класса и может вместить более 200 гостей.

Важно! Проживать с палатками на острове не рекомендуется, поскольку его территория является заповедником.Обратите внимание, что в паломнической службе можно не только забронировать номер в гостинице, но и воспользоваться одной из экскурсионных программ.

История Валаамского монастыря

  1. Считается, что на острове Валаам Андрей Первозванный установил каменный крест, проповедуя евангелие на Севере. Саму обитель основали спустя девять сотен лет и сделали это иноки Герман и Сергий, которые позже были канонизированы. Предположительно они были греками.
  2. Что касается времени основания монастыря, к единому мнению историки не пришли – обитель могла появиться как в период крещения Руси, так и позже.
  3. До XIV века точных данных об укладе жизни местных монахов нет, а вот уже с XVI века Валаам стал центром книгопечатания этого региона. Нападение шведов на остров привело к тому, что он стал практически пустынным, здесь жили только иноки. Восстанавливали монастырь по петровскому указу, достроив храмы, кельи, хозяйственные корпуса.
  4. До начала XIX века обитель разрасталась и отстраивалась; здесь возвели колокольню, отлили колокола. Количество монахов постепенно увеличивалось, монастырь процветал.
    Октябрьская революция не стала для обители фатальной, поскольку территория, на которой размещался монастырь, отошла к Финляндии. Острова капитально укрепили в военных целях, но обитель закрывать не стали, однако вынудили перейти на григорианский календарь. С тех пор между братией пошел раскол, и часть монахов переехала в другие страны.
  5. Зимой 1940 года последние монахи уехали отсюда, вывозя с собой иконы и другие ценности. Они основали Новый Валаам, который действует и сегодня, являясь финским православным монастырем.
    Что же касается Старого Валаама, здесь организовали боцманскую школу, а позже размещали лесничество, фабричные помещения, дом инвалидов. В конце семидесятых обитель стала музеем-заповедником.
  6. Верующим обитель вернули в конце восьмидесятых, и сегодня Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь продолжает свою деятельность. Датой его возобновления считается 13 декабря.

Архитектурные и культурные памятники монастыря

  • «Сердцем» центральной усадьбы этой обители является Спасо-Преображенский собор, который виден практически с каждой точки острова.
  • Церковь Валаамской иконы Богоматери – небольшой лаконичный храм, который отличается строгой архитектурой.
  • Надвратный храм Петра и Павла выполнен в традиционной для русских храмов манере.

Особое внимание стоит уделить и скитам Валаамского монастыря, в которых жили монахи, желающие уединения. Всего здесь насчитывается более десятка скитов, как на острове Валаам, так и на других островах, включая отдаленные. Первым был основан Большой скит во имя Всех Святых, где был построен двухэтажный скитский храм. На месте, где, как считается, Андрей Первозванный воздвигнул крест, расположен Воскресенский скит с храмом, сочетающим черты классицизма и барокко.

Святыни Валаамской обители

Многие иконы Валаамского монастыря, а также другие святыни были вывезены монахами в 1940 году, а переговоры о возвращении Валаамской иконы Божьей матери продолжаются и сегодня. Однако после возрождения обители здесь хранятся такие святыни:

  • мощи преподобных Германа и Сергия, основателей монастыря;
  • мощи одного из старцев обители, Антипы Валаамского;
  • список Валаамской иконы богоматери (чтимый).

Фото Валаамского монастыря

Валаам — ступень к небу

Валаамский монастырь – воистину удивительное место. В дохристианские времена здесь, по преданию, было капище Велеса, а сегодня возносятся ввысь православные храмы. Хотя сюда не так просто попасть, на территории обители много паломников в летнее время – они приезжают как помолиться, так и уединиться, подумать о вечном на лоне чистейшей природы.
https://youtu.be/fumzczwDo8g

Бывали ли вы в Валаамском монастыре? Что в обители понравилось больше всего? Пробовали ли вы знаменитые валаамские вина? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь | Хожения.РФ

Остров Валаам на Ладоге – место необычное, исполненное религиозного смирения и вселенской гармонии. Паломнические поездки в этом направлении совершаются регулярно. И среди множества святынь, посещаемых верующими, одно из центральных мест занимает Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Удивительная редкая красота природы, тишина и удаленность от мирской суеты оставляют незабываемые впечатления у всех посетителей этого святого места.

История основания монастыря

В северной части Ладожского озера (Карелия) располагается архипелаг, насчитывающий около 50 островов, площадь которых составляет примерно 36 кв. км. Самым большим из них является величественный остров Валаам. Природа этой местности обладает удивительной и неповторимой красотой, поражающей всех посетителей острова. Но привлекает к этому чудному месту не только она. Неописуемая святость этого места является главным стимулом для туристов, желающих посетить монастырь.

Историки наиболее склоняются к дате – 1329 год, предполагая, что именно в этом году была организована святая обитель. Валаамский монастырь многократно подвергался пожарам и разорениям, вследствие чего были утрачены летописи, отражающие исторические данные об организации монашеской жизни на этом месте.

В итоге в наши дни существуют три версии зарождения Валаамского монастыря, связанные с появлением на острове двух монахов: святых Сергия и Германа Валаамских, распространивших здесь православную веру и заложивших основу монашества.

Согласно монастырскому преданию, отраженному в текстах богослужебных книг, в X веке на этот остров пришли два греческих инока (Сергий и Герман) с миссионерской целью просвещения языческой Руси.

Поселившись на острове, они основали обитель и утвердили Христову веру в этих краях. Другая версия предполагает, что Сергий был учеником Андрея Первозванного, посетившего и благословившего в I веке эти святые места, предвидя здесь развитие христианства.

Сергий Валаамский со своим учеником Германом подвизались на Валааме, заложив здесь благодатную почву для распространения христианства. Согласно Софийскому свитку как письменному историческому источнику, в XIV веке на острове поселились первые иноки, желающие отрешиться от мирской суеты и совершить христианский подвиг на этом месте.

Преподобные отцы – Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы, пришли на сию землю, заложив начало Преображенской обители на острове Валаам. Преподобные способствовали утверждению православия на Карельской земле, защищая истинную религию от воинственного и жестокого влияния шведских католиков. Преподобные иноки Сергий и Герман в 1329 году основали на острове Спасо–Преображенскую обитель с общежитием, которая изначально стала многолюдной благодаря духовной силе и мудрости ее основателей.

Расцвет обители

Наибольшая слава пришла к обители только в XV-XVI веках. В этот период здесь насчитывалось до 600 насельников. Монахи Валаамского монастыря усердно трудились и совершали молитвенный подвиг в стенах скитов и келий. Таким образом, монастырь постепенно приобретал всемирную известность, привлекая к себе многих верующих паломников.

Обитель находилась непосредственно на границе России со Швецией, из-за чего многократно подвергалась разорению и набегам. Из-за регулярных нападений многие насельники принимали мученическую смерть от воинствующих иноверцев, другие же монахи спасались бегством, не оказывая вооруженного сопротивления. В начале XVII века обитель была полностью разорена и разрушена, а земли архипелага отошли во владение Швеции.

Только по прошествии 100 лет, в итоге Великой Северной войны Петра I, Валаам вновь возвращается в родную гавань. В 1715 году был издан указ императора о восстановлении обители и строительстве Преображенского собора.

Обитель в XIX веке

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь достиг наивысшего расцвета к XIX веку. Именно в этот период были сооружены многие памятники архитектуры, дошедшие до наших дней.

В 1839 году во главе монастыря стал игумен Дамаскин, пробывший на этой должности 42 года. Он способствовал совершенствованию строительства на острове, привлекая к работам только профессиональных архитекторов. В этом же веке благодаря ученикам Паисия Величковског, была возрождена древняя традиция старчества, предназначенная для духовной помощи и водительства новоначальным инокам.

Многие паломники, стремясь получить совет, молитву и благословение от святых людей, приезжали в обитель издалека. Нередко знатные особы посещали монастырские святыни и храмы. Члены императорской семьи регулярно приезжали на остров, надеясь отдохнуть душой от мирской суеты. Многие знаменитые поэты, композиторы, ученые, писатели и художники также стремились побывать на Валааме.

Период Советской Власти

С 1811 по 1917 годы Валаамский архипелаг входил в состав Российской Империи, Великого княжества Финляндского. Благодаря тому, что после Октябрьской революции Валаам отошел в состав независимого государства Финляндии, церковные здания не подверглись массовому истреблению от советских властей, так сохранились исторические постройки.

В итоге советско-финской войны острова перешли во владение Советского Союза. Спасаясь от политического и идеологического преследования, монахи были вынуждены оставить обитель, переселившись в Финляндию. Здесь на новом месте они основали Ново-Валаамский монастырь, сохранив сложившиеся традиции. Опустевшие здания бывшей Валаамской обители были используемы советской властью для гражданских целей.

С 1950 по 1984 в бывших монастырских зданиях располагался Валаамский дом инвалидов ВОВ.

Возрождение монастыря

В 1989 году в канун праздника Андрея Первозванного на Валааме была возрождена монашеская жизнь.

В 1991 году монастырь получил статус ставропигиального. Игуменом монастыря назначен Панкратий (Жердев), епископ Троицкий.

В наши дни Валаамский мужской монастырь насчитывает примерно 160 человек братии, также возрождается скитская жизнь – за недолгий период были восстановлены 10 скитов.

В 2008 году был построен новый, Свято-Владимирский скит, в котором расположены Патриаршая резиденция, музей и иконописная мастерская.

Святыни Валаама

Многие православные христиане стремятся посетить Валаамский монастырь, этот северный духовный уголок России, с целью прикоснуться к святыням и увидеть красоту самобытной природы.

Од

где находится, как добраться, все самое интересное о жизни обители и монашествующих

Когда начинаешь искать, где находится Валаамский монастырь, сразу стоит взглянуть на карту России, а точнее, в Северо-Западную часть РФ. Обитель, расположенная на одноименном острове в Ладожском озере в Карелии, является одним из самых известных и почитаемых святых мест России.

Необычайно самобытная обитель, поражающая воображение своей красотой, имела непростую судьбу, полную тяжелых испытаний и невзгод. Но раз за разом из монастыря то уходили люди, то возвращались вновь и воздвигали новые храмы и скиты, делая этот православный комплекс краше.

Сегодня изо всех уголков страны в любое время года, но преимущественно летом, сюда устремляются тысячи православных паломников, чтобы помолиться, попросить защиты и помощи у Бога и Его Святых, стать ближе к Создателю. Здесь действительно ничего не отвлекает от мыслей о великом. Неповторимая, сохранившаяся в первозданном виде северная природа и замечательные храмовые комплексы, да искренняя вера, — вот, пожалуй, все, что нужно православному человеку.

Где находится монастырь на карте России

Россыпь островов Валаамского архипелага, на одном из которых обосновалась главная обитель, находится в Ладожском озере в северо-западной части России. Кроме того, есть островки поменьше, где можно найти достаточно уединенные и намоленные скиты — небольшие храмовые поселки, которые воздвигались на местах жизни монахов-отшельников.

Скитов в этих северных краях очень много. Есть те, которые более известны, чем остальные. Можно добраться до менее популярных мест, которые, тем не менее, все равно вызывают интерес. О таких экскурсиях всегда можно договориться в главном храмовом комплексе. Иногда можно организовать посещения отдаленных святынь в частном порядке.

Карта Валаамского архипелага

О. Валаам расположен недалеко от крупного города — Санкт-Петербурга. Большинство паломнических туров организованы по прямому маршруту. Но если вы добираетесь самостоятельно, то из Северной столицы можно отправиться на Валаам практически в любой день на специально организованных маршрутах электричек или автобусов.

Отправление на Валаам идет по расписанию, так как добраться в Валаамский монастырь можно исключительно на пароме. Маршруты организованы из приозерных городов северного Приладожья. Наиболее популярный причал находится в городе Приозерске.

История Валаамского монастыря

История создания храмового комплекса на Валааме необычайно богата. Как и многие древние места, Валаам тоже имеет множество преданий и легенд, подтвердить или опровергнуть которые сегодня не представляется возможным. Но правда остается в том, что эти истории передаются из поколения в поколение, бережно хранятся монахами, которые посвятили свою жизнь служению Богу в этом замечательном месте.

Это интересно: почему эти места стали святыми и очень почитаются в православном христианстве? Говорят, что на Валааме побывал один из учеников Иисуса Христа, Андрей Первозванный. Он установил в этих северных землях на горе о. Валаам каменный крест, когда прошел Днепр и Волхов, распространяя идеи христианства на Север.

Дальше об основании обители доподлинно неизвестно. Первая история гласит, что через 900 лет после путешествия Андрея Первозванного на острове основали обитель два инока, Сергий и Герман. Вероятно, они прибыли в эти северные земли из Греции. Но эта легенда передается устно, а все письменные подтверждения безвозвратно утрачены.

Вторая история гласит, что еще в 10-11 веках на острове обосновался преподобный Авраам Ростовский. В его житиях и некоторых сохранившихся летописных материалах говорится о том, что с острова в Новгород в 12 столетии перенесли мощи основателей святыни, Сергия и Германа.

Если опираться на проверенные источники, которые дошли до наших дней, то можно говорить о том, что дата основания Валаамского монастыря — 1407 год. Эта дата приводится в письменах Савватия Соловецкого, который жил в этих местах. Известно, что на 16 век приходится небывалый расцвет этих мест. На территории храма постоянно проживало около 600 монахов. Но частые нападения шведов привели к тому, что храмовый комплекс на долгое время опустел.

Затем, лишь к началу 18 века, обитель стала приобретать большое значение. К тому моменту складывались границы Российской Империи в Карелии и Прибалтике, а Петр I уделял особенное внимание не только строительству новой столицы государства, но и прилегающим территориям.

Именно тогда святыня приобрела новый облик, стали прилагаться особые усилия для заселения обители. Уже к 1730 году на острове появилась Успенская церковь, комплекс обнесли заграждением для защиты. Однако, снова вмешались тяжелые обстоятельства, и большой пожар в 1754 году охватил большинство строений монастыря.

Но императрица Елизавета Петровна не оставляла попыток восстановить древнюю святую обитель. Несмотря на большие усилия и внимание со стороны высшего руководства государства, Валаамская обитель через несколько лет после пожара насчитывала чуть более десятка монахов, постоянно в ней проживающих.

Храм Преображения Господня

Но все равно делалось для облагораживания святого места очень многое. Уже в 1774 году монастырь начинает приобретать свой современный облик. К этому году возвели новый каменный храм Преображения Господня. Вокруг, со всех сторон, как стены крепости, выросли здания, в которых разместились кельи монахов. По углам были построены снова Успенская, а с другой стороны Никольская церкви. Первая из них использовалась для богослужений и таинств в зимнее время, так как отапливалась.

В целом, конец 18 века и весь 19 век Валаамский монастырь постоянно развивался, строился и рос. Увеличивалось и его влияние. Известно, что в те времена остаться на Валааме стремились многие священники. Так, из 20 прибывающих монахов, остается на нем в лучшем случае один священнослужитель.

Церковь Петра и Павла

В начале 19 столетия над вратами комплекса возвели церковь Петра и Павла. В северной части был построен больничный храм во имя иконы Божьей Матери. С той поры на острове есть величественная звонница, колокольня которой достигает 72 метра в высоту.

В 20 веке для Валаамского храмового комплекса наступили долгие и очень тяжелые времена. Поначалу к 30-м годам столетия в нем служило около 300 монахов, 100 тружеников и наемных рабочих. Но в эти времена территория о. Валаам была отдана образовавшейся тогда Финляндии. Официально комплекс продолжил свою работу, но с той поры он считался представителем веры меньшинства граждан новой страны. Это спровоцировало многочисленные гонения и притеснения местных священнослужителей.

Стоит отметить: известен один любопытный факт давления финских властей на Валаам. Так, настоятелю храма, архиепископу Серафиму было поручено за три месяца обучиться финскому языку. Но в указанное время священник не явился на экзамен. Разозленные власти депортировали владыку на о. Коневец.

Долгие притеснения и гонения не могли оставаться незамеченными. Обитель стали покидать все больше и больше служителей. Большинство принимали подданство новой страны и уезжали прочь. В 1940 году, после окончания недолгого конфликта Финляндии и СССР, Ладога услышала двенадцать ударов в колокол. Это поставило точку в жизни обители. Многие монахи покинули Валаам и отправились в другие страны: Грецию, Сербию, Финляндию.

Советский период и новое время

Многие знают, что власти СССР не поддерживали православие. Вера провалилась в долгий период безвременья, почти подпольное существование. Но это не означает, что остров Валаам не был заселен. Однако, его история по-прежнему оставалась печальной и незавидной.

Во время Великой Отечественной войны в кельях монастыря расположилась боцманская школа. В 1944 году ее выпускники отправлялись на прорыв блокады Ленинграда. После, здесь на недолгий период времени расположилось лесное хозяйство, затем целлюлозное производство.

В 1950 году на острове организовали дом для инвалидов войны. К сожалению, многие из них направлялись сюда принудительно, подальше от глаз власти, которая стремилась побыстрее забыть последствия Второй Мировой войны. Заведение было переведено с острова только в 1984 году. Лишь 13 декабря 1989 года на Валаам прибыли на постоянную службу шестеро монахов.

С этой поры в храмах стали вестись службы, а Валаамский монастырь вновь начинает приобретать большую популярность. Некоторые пришедшие в плачевное состояние строения постепенно ремонтируются и облагораживаются. В 2005 году при восстановлении звонницы был повешен колокол «Андрей Первозванный». Он имеет массу в 16 тонн.

Примите к сведению: сегодня святыню посещают более ста тысяч туристов ежегодно. Каждый десятый посетитель прибывает сюда в составе паломнических групп.

Скиты на Валааме и ближайших островах

Крупнейший скит на Валааме — это Скит Всех Святых. Также известен как большой скит или белый скит. Известно, что его построили самым первым.

Комплекс представляет собой прекрасный храм из камня, а также кельи для служителей. Имейте в виду, что женщинам посещать обитель можно только один раз в году: в первое воскресенье после праздника Троицы сюда запускаются все желающие. В феврале 2004 года была освещена домовая церковь, попасть в которую можно через вход с другой стороны скита.

Скит Иоанна Предтечи отличается от других особенным, строжайшим уставом. Посторонние сюда не допускаются.

Воскресенский скит

Стоит обратить пристальное внимание на Воскресенский скит, стоящий на горе, на которой, по преданию, Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.

Чуть менее известны другие комплексы, которые по разным причинам были уничтожены или разобраны до основания, но затем восстановлены. Это Коневский, Авраамиевский, Александро-Свирский скиты.

Александро-Свирский скит

Последний, к слову, воздвигнут на месте, на котором долгое время жил в пещере отшельником Александр Свирский. В 1999 году в обители случился пожар, который причинил существенный вред постройкам. Но в 2001 году строение было полностью восстановлено.

Валаамский монастырь с прилегающими скитами на многочисленных островах сегодня переживает новый период процветания. Православной церковью делается многое для восстановления этих святых мест.

Храм Александра Невского

Так, сегодня строится множество новых скитов на местах, которые имеют большое значение для христианской веры. Сегодня строятся: Казанский скит, скиты Александра Невского, апостола Андрея Первозванного, Германа Аляскинского.

Есть места, которые не включаются в общепринятые паломнические маршруты, но их можно посетить, получив благословение настоятелей монастыря. Среди них известны такие скиты, как Германовский (расположенный на большом удалении от Валаамского монастыря, он сейчас пребывает в полуразрушенном состоянии), Сергиевский, Тихвинский (место очень святое, но от построек на острове ничего не осталось, так как во время советской власти комплекс полностью разобрали).

Интересные факты о Валааме

Любопытные моменты из истории и жизни обители:

  • Популярность острова Валаама сегодня не знает границ. Природа Севера достаточно сурова, да и Ладожское озеро не всегда отличается спокойствием. Поэтому большинство паломников и туристов посещают эти святые места за короткий промежуток времени — в летние месяцы;
  • Действительно, неоднократно подчеркивалось, что природа архипелага не выдерживает такого большого наплыва людей. Сейчас, пока на стадии предложений обсуждается возможность контроля за прибывающими туристами. За основу предлагается взять опыт монастырей на святой горе Афон, где каждому паломнику выдается специальное разрешение (дьямонитирион). В том числе, это сильно облегчило бы работу гостиниц и других обслуживающих структур, так как помогло заблаговременно узнать, сколько ожидать туристов в определенные дни;
  • Комплекс располагает возможностью единовременно размещать в гостинице на острове до 200 человек;
  • В 1997 году во время грозы молния ударила в старый дуб. Интересно, что на сломе ветки проявился лик старца Назария. Это дерево можно увидеть недалеко от развалин пустыни, где когда-то жил монах.

Расписание богослужений и правила посещения

Суточный круг богослужения начинается по общепринятому правилу православной церкви — в 17-00.

В 21-00 на Валааме объявляется время безмолвия, когда читается келейное правило. В 22-00 монахи ложатся спать. В 5-00 начинается утреня. Обычно служба оканчивается около 8 утра.

Ежедневно в 13-30 читается молебен у мощей Сергия и Германа — основоположников Валаамского монастыря.

В воскресные и праздничные дни проводится долгая божественная литургия с 9-00 до 12-00. По ее окончании обычно предоставляется возможность приложиться к мощам святых.

Примите во внимание: женщинам лучше всего входить в храм вообще без косметики. Обязательно нужно покрыть голову платком и надеть длинную юбку. Мужчины должны снять головные уборы.

Вести себя следует благочестиво, не шуметь. Если вы с ребенком, и ваше дитя расплакалось, постарайтесь поскорее выйти и не мешать службе.

На богослужение приходите заранее. Покидать храм до окончания службы — большой грех перед Богом. Если есть крайняя необходимость, то все же можно уйти раньше. Но потом следует обязательно упомянуть об этом в исповеди и покаяться.

Валаамский монастырь в интернете

Монастырь имеет свою страничку во всемирной сети (valaam.ru). Там можно ознакомиться с работой монастыря, посмотреть интересные видео с богослужений, узнать многое из истории комплекса.

Кстати, очень интересно будет прочитать описание и совершить небольшую экскурсию по кельям и святым местам архипелага. Для этого на сайте есть специальный виртуальный 3D тур. Конечно, это не сравнится с посещением острова, но поможет составить первое впечатление о святом месте. Наверняка, туда захочется поехать еще больше.

Другие официальные страницы Валаамского монастыря, удобные для мобильных телефонов:

Как добраться до обители

Легче всего попасть на о. Валаам через Санкт-Петербург. С Финского вокзала Северной столицы ежедневно отправляется электричка до города Приозерска.

Там можно договориться с капитаном парома о переправке на Валаам. Суда ходят по устоявшемуся расписанию. Иногда, правда, рейсы могут откладываться из-за плохих погодных условий. Кстати погоду удобно отслеживать в режиме онлайн на официальном сайте обители.

Ещё один способ доехать — это в составе организованной экскурсии. Вы платите деньги, все остальное решает организатор. Это так же удобный способ для жителей Москвы и Московской области, и других городов, так как тратится много времени на дорогу. Доверившись организаторам, можно предаваться размышлениям во время поездки.

Остановиться можно как в гостиницах города Приозерска и добираться до обители каждый день, либо поселиться на самом острове в гостинице. Возможно, последний вариант будет дороже, но позволит посетить самые ранние богослужения. 

Где перекусить

В Приозерске много лавочек и магазинов, где можно купить, в том числе и сувенирную продукцию. Церковные лавки имеются и на острове.

В монастыре принято кормить посетителей в специальных трапезных для паломников. Вполне можно рассчитывать на скромные, но вкусные обеды.

Заключение

Отдаленный остров с богатой историей из жизни святых людей — настоящая находка для верующего человека. Пожалуй, мало что может помешать здесь ощутить себя частью мира, приобщиться к Богу.

Валаам вобрал в себя много доброго и бескорыстного и с радостью делится лучшим со всеми теми, кто решился его посетить. Да, добраться сюда непросто. Но одно ясно наверняка: впечатлений от этой поездки будет очень много. Их хватит на всю жизнь. Больше того, сюда непременно захочется вернуться еще раз, так как открывать для себя что-то новое в этих святых местах можно бесконечно долго.

Валаамский монастырь — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Валаа́мский монасты́рь (Спасо-Преображенский) — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага в Ладожском озере. Основан новгородцами не позднее начала 14 века. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год. Находясь на границе новгородских владений, служил крепостью, много раз отражал нападения шведов. В 1611 году был разорен шведами. Восстановлен указом Петра I 1715 года.

Валаамский монастырь был известен строгим уставом, использовался как тюрьма для монахов. Славился хорошо организованным хозяйством: молочным животноводством, садоводством, огородничеством, рыбной ловлей и кустарными промыслами. Монастырю принадлежало около 40 небольших островов с 130 десятинами земли, пригодной для посевов и сенокоса. В монастырском хозяйстве использовался труд монахов, многочисленных богомольцев и крестьян. Значительной статьей дохода были взносы великих московских князей и царей. Валаамский монастырь — архитектурный памятник 18-19 веков.

В 19 веке это был крупный религиозный, экономический и культурный центр.

После Октябрьской революции 1917 года Валаам оказался на территории вновь образованной Финляндии и оставался в ее составе до 1940 года. В обители, начиная с 1925 года, проходили службы на финском языке. В этот период и сами острова были укреплены в военно-инженерном отношении.

Во время советско-финской войны 1939-1940 годов монастырь находился в зоне боевых действий и все монахи его покинули. В 1940 году в Валаамском монастыре разместилась школа юнг. В 1944 году, после того как финские войска покинули остров, в зданиях монастыря было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода. Позднее было организовано лесничество, восстановлена работа монашеской метеостанции.

В 1950 году в бывших монашеских кельях и скитах был организован Дом инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов труда.

Начиная с 1960-х годов стали организовываться туристические посещения острова. В 1979 году на Валааме был открыт историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Позднее началась реставрация памятников.

Началом возрождения Валламской обители считается 14 декабря 1989 года, когда в день памяти апостола Андрея Первозванного, на остров приехал шесть монахов.

С 14 по 17 сентября 2007 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он совершил освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери и совершил в нем первую Божественную литургию.

10 июля 2009 года, когда отмечалось 20-летие возрождения монашеской жизни на Валааме, обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он открыл музей имени Патриарха Алексия II в храмовом комплексе Свято-Владимирского скита.

В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов. К настоящему времени из них восстановлено одиннадцать.

  • Скит Всех Святых (белый скит, большой скит). Самый большой и самый первый из всех скитов. Каменный храм и шесть келейных корпусов были построены в 1789–1796 годах.
  • Никольский скит. Скит включает две церкви: церковь Николая Чудотворца (построена в 1853 году) и церковь Иоанна Дамаскина (построена в 1856 году).
  • Скит Иоанна Предтечи на Предтеченском острове. Посещение скита посторонними запрещено).
  • Коневский скит. Скит был освящен в 1870 году. В 50-х годах XX века был разобран. Восстановлен в 2004 году и освящен во имя Коневской иконы Божией Матери.
  • Аврааамиевский скит (скит Авраамия Ростовского). Скит расположен на Емельяновском (Авраамиевском) острове. В советское время был разрушен, в 2014 году было начато его восстановление.
  • Воскресенский скит (Новоиерусалимский скит, красный скит). Расположен на горе Сион.
  • Гефсиманский скит (желтый скит). Включает церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенскую часовню на горе Елеон, домик для братии, часовню «Моление о чаше».
  • Смоленский скит. Устроен в 1917 году по проекту великого князя Петра Николаевича. Был разрушен в советское время, восстановлен в 2005 году.
  • Свято-Владимирский скит. Построен в 2007 году.
  • Александро-Свирский скит (скит Александра Свирского, Свято-островский скит). Расположен на острове Святой, где в XV веке около семи лет жил в пещере Александр Свирский. После пожара, случившегося в 1999 году, был восстановлен в 2001 году.
  • Ильинский скит. Расположен на острове Лембос. Деревянная часовня скита с колокольней и кельями была построена в 1867 году. В 50-е годы XX века была разрушена. Заново отстроена в 2006 году.
  • Скит апостола Андрея Первозванного. Расположен на острове Сухой (Оборонный). Скит заложен в 2014 году, в настоящее время строится.
  • Скит Германа Аляскинского. Расположен на острове Байонный (основан в 2010 году).

На удаленных островах Ладожского озера расположены еще три скита:

  • Германовский скит с церковью Александра Невского — на острове Сюскюянсаари (остров св. Германа, на северо-востоке от о. Валаам (не действует, находится в полуразрушенном состоянии).
  • Сергиевский скит — на острове Путсаари.
  • Тихвинский скит — на острове Воссинансаари (разрушен в советское время).

По традиции Валаамская обитель имеет подворья:

  • В Санкт-Петербурге: одно – с церковью во имя Казанской иконы Божией Матери и приделами во имя свят. Николая и преп. Серафима Саровского, часовней святых новомучеников Российских; другое – историческое, у бывшей пристани на Синопской набережной.
  • В Москве находится историческое подворье на ул. 2-я Тверская-Ямская, 52..
  • Подворье в Приозерске с церковью во имя Всех святых (1890-94, арх. И.Я. Аренберг).
  • Подворье в Сортавале с деревянной церковью во имя святителя Николая Чудотворца.
  • Спиридонов А.М., Яровой О.Я. Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия. М.: Прометей, 1991.
  • Валаамский монастырь и его подвижники. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский м-рь, 2005.
  • Старый Валаам: Воспоминания о монастыре 1914-1943 гг. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский м-рь, 2006.
  • Сойкин П. П. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994
  • Азбелев С. Н. Версии основания монастыря на острове Валаам // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 1
  • Коняев Н. М. Апостольский колокол. — Благо, 2006
  • Коняев Н. М. Свет Валаама. От Андрея Первозванного до наших дней. — Вече, 2009.
  • Компанийченко С. Валаамский монастырь. — СПб., 2004.

Монастырь Остров Валаам

Остров Валаам сегодня стал одним из самых популярных туристических направлений. Площадь острова составляет 27,8 квадратных километров, а длина — 9,6 километра. В переводе название острова означает «возвышенность».

— это остров в северной части Ладожского озера, кроме того, на острове есть небольшой поселок. Главная достопримечательность села — ставропигиальный монастырь. Основание монастыря приходилось на 10-11 век, но в 16 веке монастырь был практически разрушен из-за того, что военные постоянно конфликтовали со шведами.А на данный момент в монастыре находилось более 600 человек.

В связи с тем, что в 18 веке были постоянные войны, пожары и нестабильность, это привело к тому, что в монастыре насчитывалось всего 11 человек. Пережив все бедствия 19 века, монастырь снова стал возрождаться. Он был построен из каменных храмов в секретных помещениях, а также была построена колокольня высотой 72 метра. Кроме того, в монастыре также был колокол, установленный в честь апостола Андрея, и весил 1000 фунтов.На этом испытания обители не закончились, потому что после Октябрьской революции братья разделились на несколько частей. Некоторые из них, гораздо более сильные духом, уехали в Сибирь. Когда шла Вторая мировая война, здесь был и остается дом для инвалидов.

Сегодня монастырь является памятником русского зодчества и ежегодно привлекает тысячи туристов, паломников, а также послушников. Но по статистике только один из двадцати послушников выдерживает устав монастыря, а также принимает постриг.Сегодня здесь 200 монахов.

Те, кто искренне верит в Бога, норовят попасть в монастырь, что бы это того не стоило. Здесь мощи святых проходят программу паломничества, читают верующие и т. Д. Да и это просто очень красивое место на планете.

Просмотров: 31 год

Валаамский монастырь, Россия — Веб-камеры

  1. Европа
  2. Россия
  3. Валаамский монастырь
Валаамский монастырь

Описание

Щелкните эскиз, чтобы просмотреть изображение с веб-камеры в реальном времени.

Статья в Википедии


Температура: -13 ° C (9 ° F)
Скорость ветра: 43 км / ч (27 миль / ч)
Направление ветра: 96 °
Давление: 1023 гПа

Осадки: 0,6 мм
Влажность: 100%
Облачность: 100%
Видимость: 0 км

Восход солнца: 09:58
Закат: 16:12

Восход луны: , 10:56,
, заход луны: , 15:48,

,

Максимальная температура: -13 ° C (10 ° F)
Минимальная температура: -14 ° C (8 ° F)
Ультрафиолетовый индекс: 1

Температура: -14 ° C (7 ° F)
Скорость ветра: 35 км / ч (21 миль / ч)
Направление ветра: 67 °
Давление: 1024 гПа

Осадки: 2.6 мм
Влажность: 100%
Облачность: 89%
Видимость: 0 км

Восход солнца: 09:57
Закат: 16:14

Восход Луны: 11:21
Заход Луны 17:22

Максимальная температура: -14 ° C (7 ° F)
Минимальная температура: -16 ° C (4 ° F)
Ультрафиолетовый индекс: 1

Температура: -13 ° C (9 ° F)
Скорость ветра: 28 км / ч (17 миль / ч)
Направление ветра: 32 °
Давление: 1022 гПа

Осадки: 0.3 мм
Влажность: 93%
Облачность: 54%
Видимость: 8 км

Восход: 09:55
Закат: 16:17

Восход Луны: 11:34
Заход Луны 18:58

Макс.температура: -13 ° C (9 ° F)
Минимальная температура: -22 ° C (-7 ° F)
Ультрафиолетовый индекс: 1

Карта расположения

Забронируйте отель

Найдите отель, хостел, апартаменты или другое привлекательное жилье в выбранном месте:

Валаамский мужской монастырь на Коубе

Валаамский мужской монастырь на Коубе
  • Главная
  • Горячей
  • Случайный
  • Подробнее…

    Показать меньше

  • Мне нравится
  • Закладки
  • Сообщества
  • Животные и домашние животные

  • Мэшап

  • Аниме

  • Фильмы и сериалы

  • Игры

  • Мультфильмы

  • Искусство и дизайн

  • Музыка

  • Новости и политика

  • Спорт

  • Наука и технологии

  • Знаменитости

  • Природа и путешествия

  • Мода и красота

  • танец

  • Авто и техника

  • NSFW

  • Рекомендуемые

  • Coub of the Day

  • Темная тема

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *