Московская область город истра новый иерусалим официальный сайт: Временные выставки | Музей Новый Иерусалим
МЛАДШИЕ БРЕЙГЕЛИ И ИХ ЭПОХА. Нидерландская живопись Золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз
24 декабря в музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз», которая представляет произведения XVI–XVII веков одного из крупнейших частных собраний в России. Работы Брейгелей на выставке дополняет ряд произведений их современников — широко известных фламандских и голландских авторов. Всего в экспозиции представлено 70 работ, большая часть из которых показаны российской публике впервые. Этим масштабным проектом музей завершил год своего 100-летнего юбилея. Внимание! Выставка продлена до 27 июня 2021 года На ресепшн музея можно взять аудиогид по выставке (стоимость 250 р.) Аудиогид записан при поддержке Школы современной музыки Вячеслава Шаинского.
Основу выставки составили работы представителей династии Брейгелей. Главными героями выставки стали: Питер Брейгель Младший, прозванный Адским, и Ян Брейгель Старший, известный как Бархатный, а также внук, Ян Брейгель Младший. Произведений основателя династии, самого Питера Брейгеля Старшего, с именем которого связывают расцвет национальной нидерландской живописи, в России нет, и на рынке их можно встретить крайне редко. Однако гений великого мастера дал импульс для длительного, не в одном поколении, развития особой брейгелевской традиции, картины которой и вошли в экспозицию. «Феномен Брейгелей», как зарубежные специалисты обычно называют это явление в художественной жизни Фландрии, не перестает вызывать живой интерес искусствоведов и широкого круга зрителей.
Большинство работ выставки выполнены в технике масляной живописи на дереве, реже — на меди или холстах.
Некоторые работы уже были представлены в крупных федеральных и зарубежных музеях, большую часть работ российская публика увидит впервые.Произведениям Брейгелей, а также работам мастеров их эпохи — художникам фламандской и голландской школы конца XVI–XVIII веков — коллекционеры уделяют особенное внимание. В течение 20 лет Константин Мауергауз приобретал эти произведения на Sotheby’s, Christie’s и других аукционах, а также в частных галереях. Его коллекция продолжает активно пополняться до сих пор. В 2015-м году важная ее часть — 29 произведений — была показана на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
По прошествии пяти лет в музее «Новый Иерусалим» вниманию публики представят уже 70 произведений — в два раза больше. Таким образом, выставка гораздо полнее характеризует феномен семьи Брейгелей и в целом — обстоятельства бытования искусства в условиях свободного рынка в Европе в XVI–XVIII веках.
Валерия и Константин Мауергауз, коллекционеры
Выставка, на которой представлена одна из лучших частей нашей коллекции, включает произведения с уникальной историей поступления в собрание, ведь на приобретение некоторых картин уходили годы. Уверены, что выставка станет значимым событием и для самой коллекции, и для зрителей: творчество младших Брейгелей и их окружения — особое явление в истории искусства Северной Европы, представляющее большой интерес для самой широкой зрительской аудитории в России. Для нас важно и почетно, что коллекцией заинтересовался Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», один из самых современных и динамично развивающихся музеев нашей страны.
В центре выставки — произведения Питера Брейгеля Младшего (1564–1638), сына и последователя Питера Брейгеля Старшего. Он был прекрасным копиистом отцовских творений, благодаря чему мы имеем представление о многих работах его отца, оригиналы которых утрачены. Особого внимания заслуживает ранняя композиция мастера «Богач и льстецы», сравнительно крупный по размерам «Крестьянский праздник», а также его широко известная картина «Добрый пастырь». Ранее она находилась в собрании Н. К. Рериха, а позже перешла в коллекцию бельгийского барона Пауля Кронакера. Долгое время ее атрибуция вызывала споры, многие специалисты видели в ней оригинал Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), и лишь в 2014 году после тщательных исследований картина «Добрый пастырь» была признана авторской работой превосходного качества Питера Брейгеля Младшего.
Иной творческий путь прошел второй сын Питера Брейгеля Старшего — Ян Брейгель Старший (1568–1625). Он в меньшей степени зависел от образцов отца (точное копирование не являлось его стезей), хотя также прошел этот опыт. Так на выставке представлена и его версия «Зимнего пейзажа с ловушкой для птиц». Художник пошел путем создания новых жанров, новых иконографических схем, ориентируясь преимущественно не на бытовые образы, а на мифологические, пейзажные и натюрмортные композиции, применяя при этом особую, тонкую манеру письма. Сравнительно небольшое количество работ Яна Брейгеля Старшего дополняют картины его сына, ученика и наследника мастерской — Яна Брейгеля Младшего (1601–1678). Их мастерская была одним из самых популярных и востребованных художественных производств в Антверпене, оказавшим большое влияние на фламандскую школу живописи XVII века.
Коллекция фламандской живописи XVII века представлена в собрании коллекционеров Валерии и Константина Мауергауз во многом как продолжение художественной традиции Брейгелей, которая господствовала в Антверпене вплоть до XVIII века. Сформировавшиеся на ее основе жанры: пейзаж, натюрморт, портрет выросли в целые школы и направления, которые на выставке будут представлены образцами творчества известных художников.
Елена Харламова, министр культуры Московской области
Если бы во всемирной истории искусств создавались рейтинги великих династий, то одну из первых строк в этом списке без сомнения заняла бы семья Брейгелей. В течение столетия, на протяжении четырех поколений, она подарила человечеству почти дюжину художников, не говоря уже о многочисленных подражателях и последователях брейгелевской традиции. Можно говорить о целом явлении, которое занимает искусствоведов и простых ценителей по сей день. Выставка в нашем подмосковном музее «Новый Иерусалим» представляет это явление во всем его разнообразии и масштабе. Именно такой синтезированный взгляд на эпоху делает выставку особенной и, уверена, привлечет к экспозиции большой интерес.
Непосредственно «брейгелевский» раздел экспозиции завершает серия из четырех анималистических сцен по мотивам басен Эзопа, исполненная в 1672 году на маленьких медных пластинах Яном ван Кесселем Старшим, а также его крошечные штудии различных растений, насекомых и морских гадов.
Отдельную группу на выставке образуют работы Франса II Франкена и Себастьяна Вранкса — известных антверпенских мастеров исторического и батального жанров, предпочитавших создавать произведения камерного формата и в этом смысле выступавших прямыми творческими соперниками Младших Брейгелей.
Предмет особенной гордости коллекции четы московских коллекционеров — произведения фламандских и голландских натюрмортистов, особенно раннего этапа в развитии этого жанра. Такого рода картины сравнительно поздно и, главным образом, уже после Второй мировой войны, стали предметом повышенного интереса специалистов и широкого круга зрителей, поэтому они до сих пор, за редчайшими исключениями, отсутствуют в музеях России. Оттого первоклассные по живописному качеству образцы этого жанра в творческом наследии Старшего и Младшего Янов Брейгелей, а также Исаака Соро, Амброзиуса Босхарта Младшего и Балтасара ван дер Аста в значительной степени восполняют этот пробел. Одновременно они великолепно демонстрируют основные этапы развития фламандского и голландского натюрморта. Несомненно, немалый интерес как для специалистов, так и для широкого круга любителей представляет возможность увидеть в сопоставлении все нюансы как общности композиционной типологии, так и тончайшие отличия индивидуального живописного почерка их авторов.
Вадим Садков, профессор, доктор искусствоведения, куратор выставки
Картины из собрания Валерии и Константина Мауергауз, в повседневной жизни украшающие домашние интерьеры, в пространстве выставки обретают строгий, логически выверенный музейный облик. Шумная многоголосица живописного языка их авторов получила стройную оркестровку, а общий качественный уровень и художественное разнообразие представленных произведений оказались вполне сопоставимы с экспозициями многих ведущих музеев Европы и Америки. Тематическая выставка, составленная из первоклассных картин, хранящихся в труднодоступном для широкого зрителя частном собрании, превосходно характеризует весь спектр и индивидуальные особенности внутреннего развития и последующей трансформации брейгелевской традиции в живописи Фландрии и Голландии на протяжении XVII века. Сегодня как одну из самых печальных страниц в истории отечественной культуры принято вспоминать массовые распродажи художественных ценностей в начале 1930-х годов.
В результате подавляющее большинство шедевров, как известно, оказалось в музеях США, Португалии и Нидерландов. Сейчас этот процесс стал на наших глазах обретать ярко выраженную обратную направленность. Частная коллекция, любовно и со вкусом за сравнительно короткий срок собранная москвичами Валерией и Константином Мауергауз, — показательный и впечатляющий тому пример.
Василий Кузнецов, генеральный директор музея «Новый Иерусалим»
Творчество старых мастеров никогда еще столь обширно не представлялось в Новом Иерусалиме. Мы давно подходили к этой теме и рады, что удалось раскрыть ее настолько полно. Это не первый опыт, когда музей «Новый Иерусалим» делает большой выставочный проект с работами из частных коллекций. Такое сотрудничество всегда дарит встречи с недоступными произведениями, которые нельзя в любое время увидеть в музее. В этом их особенная ценность.
По согласованию с коллекционерами работа выставки продлена до 27 июня 2021 года (первоначальная дата окончания проекта — 11 апреля 2021 года).
Информационные партнеры выставки:
РИА Новости Известия Радио Культура The Art Newspaper Russia Blueprint Psycho Daily
О музее | Музей Новый Иерусалим
В 300 метрах от Ново-Иерусалимского монастыря находится Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» — один из крупнейших музейных комплексов в стране. Он располагается в необычном современном здании, построенном в стилистике «зеленой архитектуры», которое содержит более 10 000 кв. м. выставочных площадей. Уникальные исторические экспонаты можно увидеть здесь в современном пространстве, дополненном мультимедийными технологиями. Собственное фондовое собрание музея насчитывает 190 000 единиц хранения и включает археологические, исторические, этнографические, а также художественные коллекции. Наряду с постоянными экспозициями, в музее регулярно проходят временные выставочные проекты. Среди представленных здесь в последние годы мастеров — Айвазовский, Шишкин, Левитан, Пикассо, Кустодиев, Дюрер, Фальк, Фаберже, Шагал и многие другие.
В 2014 году музей, находившийся в стенах Ново-Иерусалимского монастыря, переехал в новое, трехэтажное здание, расположенное на участке площадью 4,28 га и построенное на противоположном берегу Истры. Это создало большие возможности для масштабной выставочной деятельности. Музей был переименован в Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», а в январе 2021 года он получил другое название — Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим».
С декабря 2017 года в музее открыта постоянная экспозиция «Новый Иерусалим—памятник истории и культуры XVII–XX веков» , которая развернулась на площади 1500 кв. м. и рассказывает о том, как задумывался и складывался образ Святых мест в Подмосковье, о роли Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря как памятника русского зодчества, русской истории и культуры, о личности патриарха Никона.
В конце 2018 года в музее «Новый Иерусалим» открылась постоянная экспозиция «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI — начала XX века» в обновленном формате. В основном ее разделе собраны предметы живописи, иконописи, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства из коллекции музея, большая часть которых поступила в собрание музея в после революционный период.
Безусловный приоритет в экспозиции отдан живописи — наиболее важному жанру в формировании национального самосознания в XVIII–XIX веках. Раздел пейзажной живописи включает произведения А. К. Саврасова, И. К. Айвазовского, М. Н. Воробьева и других знаковых авторов жанра. Отдельного внимания заслуживает богатое собрание портретов — традиционно широко экспонируемая часть музейной коллекции. Среди всех живописных жанров в XVIII — первой половине XIX века именно портрет отразил своеобразие русского искусства данного периода, связанного с идеалами Просвещения. Архитектура экспозиционного пространства дает возможность проследить основные этапы развития русского портрета и оценить произведения именитых мастеров, таких как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин, а также работы неизвестных живописцев, творчество которых составляет основу художественного феномена усадебной русской культуры. Помимо светского искусства в обновленной Художественной галерее широко представлены различные по времени и месту создания иконы. Задача этого тематического блока — рассказать об иконах разного назначения, об эволюции иконописи как искусства от Средневековья до Нового времени.
27 марта 2019 года в музее «Новый Иерусалим» открылся самостоятельный подраздел постоянной экспозиции русского церковного и светского искусства «Особая кладовая» . Он объединяет настоящие реликвии из фондов музея — предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XVI–XX веков: памятники русского лицевого и орнаментального шитья XVI–XVII веков, предметы церковного обихода работы мастеров Серебряной и Золотой палат Московского Кремля XVII века, произведения русских мастеров эмали и светского бытового серебра.
Важным направлением деятельности Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» является налаживание взаимодействия с ведущими музеями России и других стран по подготовке совместных выставочных проектов. Музей «Новый Иерусалим» уже имеет опыт сотрудничества с Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственным Русским музеем, Государственным Эрмитажем, Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО и другими музеями.
Наряду с ведущими европейскими площадками, Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» позволяет знакомиться с экспозициями в новом digital-пространстве, которые создаются на основе современных мультимедийных технологий и предоставляют посетителям широкие мультимедийные возможности: видеоинсталляции, интерактивные столы и киоски с тематическим контентом, голографические витрины и технологии дополненной реальности.
Фестиваль «Лето. Музыка. Музей» пройдет в Подмосковье
https://ria.ru/20200921/festival-1577457690.html
Фестиваль «Лето. Музыка. Музей» пройдет в Подмосковье
Фестиваль «Лето. Музыка. Музей» пройдет в Подмосковье — РИА Новости, 28. 09.2020
Фестиваль «Лето. Музыка. Музей» пройдет в Подмосковье
Фестиваль в формате open air «Лето. Музыка. Музей» проведут в подмосковной Истре с 23 по 27 сентября, сообщила министр культуры Московской области Елена… РИА Новости, 28.09.2020
2020-09-21T06:39
2020-09-21T06:39
2020-09-28T15:22
новости подмосковья
новости культуры
новый иерусалим (музей)
московская область (подмосковье)
истра
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn22.img.ria.ru/images/155088/46/1550884638_0:160:3073:1889_1920x0_80_0_0_e912abbf099beb01fa1b1bb15b09c7c1.jpg
МОСКВА, 21 сен — РИА Новости. Фестиваль в формате open air «Лето. Музыка. Музей» проведут в подмосковной Истре с 23 по 27 сентября, сообщила министр культуры Московской области Елена Харламова, пригласив жителей региона принять в нем участие.»Расскажу, что у нас будет проходить в Подмосковье с 23 по 27 сентября: грядет событие, которым мы очень гордимся – это фестиваль «Лето. Музыка. Музей». У нас есть фестивали визитные-карточки, которые мы не отменим. Все, кто еще не собрался, мне кажется, должен приехать в (музейно-выставочный комплекс – ред.) «Новый Иерусалим», — сказал Харламова в ходе пресс-конференции.В пресс-службе министерства культуры Московской области рассказали, что гости фестиваля смогут услышать шедевры классической музыки.
https://ria.ru/20180418/1518889487.html
московская область (подмосковье)
истра
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
https://cdn24.img.ria.ru/images/155088/46/1550884638_172:0:2903:2048_1920x0_80_0_0_9db408b5f98f360f882507cb9b8e2674.jpgРИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
новости культуры, новый иерусалим (музей), московская область (подмосковье), истра
МОСКВА, 21 сен — РИА Новости. Фестиваль в формате open air «Лето. Музыка. Музей» проведут в подмосковной Истре с 23 по 27 сентября, сообщила министр культуры Московской области Елена Харламова, пригласив жителей региона принять в нем участие.
«Расскажу, что у нас будет проходить в Подмосковье с 23 по 27 сентября: грядет событие, которым мы очень гордимся – это фестиваль «Лето. Музыка. Музей». У нас есть фестивали визитные-карточки, которые мы не отменим. Все, кто еще не собрался, мне кажется, должен приехать в (музейно-выставочный комплекс – ред.) «Новый Иерусалим», — сказал Харламова в ходе пресс-конференции.
В пресс-службе министерства культуры Московской области рассказали, что гости фестиваля смогут услышать шедевры классической музыки.
18 апреля 2018, 11:53Новости ПодмосковьяПодмосковный музей «Новый Иерусалим» пополнится новыми экспонатамиВоскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь – грандиозное творение патриарха Никона, великого церковного реформатора. Он создал на реке Истре образ иерусалимских святых мест. Новый Иерусалим должен был стать не только духовным центром России, но и всего православного мира.
Русскую Палестину задумали как огромный архитектурно-ландшафтный комплекс. По мнению паломников, река Истра очертанием берегов и шириной напоминает Иордан.
Монастырские стены поражают внушительностью. Их протяженность – около километра, толщина доходит до трех метров, высота — девять метров.
История Ново-Иерусалимского монастыря
Для постройки обители вырубили лес на берегу реки и укрепили холм, на котором она должна была расположиться. Никон повелел называть селения и возвышенности вокруг него библейскими именами: гора Сион, Фавор, Елеонский холм. Реку Истру переименовали в Иордан. Появился и Гефсиманский сад, где расположился скит патриарха.
В 1666 году Никон был лишен звания патриарха и отправлен в ссылку. Оставленная им обитель стала приходить в запустение. Лишь спустя 15 лет патриарх был реабилитирован. К тому времени он был немощен и стар и не смог одолеть долгую дорогу домой. Похоронили Никона на его духовной родине, как он и хотел.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт, и на его территории основан музей.
Во время Великой Отечественной войны монастырь был взорван фашистами, на восстановление построек ушли годы. Но Часовня Гроба Господня и распятый на кресте Христос чудом уцелели во время взрыва и пожара.
Монастырская жизнь начала постепенно возрождаться в середине 90-х годов. А в 2011 году начинается полномасштабное восстановление всей территории обители.
Сегодня монастырь вновь сияет красотой и привлекает туристов не только из Подмосковья, но и со всей страны.
Воскресенский собор
История создания собора высечена на белых плитах у входа в храм.
Воскресенский собор задумывался как подобие Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В его центре также находится часовня. На пути к ней лежит камень, подобный тому, что закрывал вход в пещеру, где был погребен Христос после снятия с креста. Возле него обычно встают на колени и молятся. Гроб Господень – главная святыня монастыря.
На освящении Воскресенского собора был лично царь Алексей Михайлович, он и дал монастырю его имя — Новый Иерусалим.
В XVIII веке при императрице Елизавете Петровне Воскресенский храм был украшен барочной лепниной и изразцами. На восстановление и отделку монастыря она пригласила великого зодчего графа Растрелли.
Голгофа с крестом
Здесь стоит кипарисовый крест, который был привезен в XVII веке со Святой Земли.
Храм Константина и Елены
Подземная церковь находится на глубине шести метров. Внутри бьет святой источник, в котором можно набрать воды.
Как добраться до монастыря?
На автомобиле: доехать до Истры по Волоколамскому или Новорижскому шоссе, далее – свернуть на улицу Советская.
На общественном транспорте: до монастыря можно доехать на электричке, которые ходят с Рижского или Курского вокзалов, или на автобусе № 372 от станции метро «Тушино».
Истра. Новый Иерусалим
Август 2008 г.
Маршрут: Москва – Истра – Москва
Экипажи: Ворчун с женой и детьми, друзья Ворчуна: семья с двумя детьми
Транспорт: автомобили Dodge Caravan, Opel Astra
Расстояние: 150 км
Одним субботним августовским днем, прихватив с собой друзей и провизию, отправились мы в Новый Иерусалим, что в подмосковном городе Истре. Разумеется, на выезде из Москвы мы постояли в пробках, но писать об этом неинтересно.
Как доехать из Москвы:
Выезжать из Москвы по Новорижскому шоссе (М-9). Указатель на Истру, что на первой бетонке (А-107), игнорировать, дальше по «Новориге» до следующего поворота на Истру. После деревниКрючково ехать прямо (по указателю «Истра – 7 км» не поворачивать!). Через 5 км – там, где выезд на Волоколамское шоссе у Шелковой горы – направо. Через 3 км будет монастырь.
Москва – Истра, 75 км
Парковка – прямо у стены монастыря. Ехать дальше, чтобы встать у главных ворот или на обочине дороги, не стоит…
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Адрес: Московская область, г. Истра, ул. Советская, 2
Официальный сайт монастыря www.n-jerusalem.ru
Музей «Новый Иерусалим» newjerusalem. ru
Фотографировать в монастыре не возбраняется (за исключением самой службы), строгости по отношению к внешнему виду посетителей не наблюдалось.
Оставленная пустынь предо мной М.Ю. Лермонтов «В Воскресенске» |
Историческая справка
Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 году и, по замыслу патриарха Никона, должен был стать центром православного мира.
В. Г. Шварц. Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре.
Вообще, патриархом Никоном было привнесено три ключевых элемента, которые призваны были материально подтвердить идею единения мирового православия и утверждения русского государства его центром:
Во-первых, на озере Валдай возводится Иверский Богородицкий монастырь по образу обители в Афоне.
Во-вторых, в Крестовоздвиженский монастырь, что заложен по обету патриарха на беломорском острове Кие, передается выполненная в Палестине копия креста Христова.
И, наконец, рядом с царской столицей воссоздается образ святой земли – «русской Палестины». Имя ей было Новый Иерусалим.
Все близлежащие окрестности монастыря переименовали на библейский манер: холм, на котором был заложен монастырь, назвали Сионом, к востоку от него – Елеонский холм, на севере – холм Фавор, реку Истру нарекли Иорданом.
Примечательно, что тему эту подхватили и до невозможного развили впоследствии те, кто с православием боролся всеми возможными способами. В частности, тот же город Воскресенск, где и находится Новый Иерусалим, был переименован в Истру.
В 1919 году монастырь был закрыт, в 1921 году в его стенах был образован краеведческий музей.
В ноябре 1941 года Истру заняли немцы. Сама оккупация была недолгой, но при отступлении нацисты взорвали Воскресенский собор, надвратный храм и башни крепостной стены, повредили и разрушили практически все остальные постройки монастыря.
В 1959 году музей возобновил работу. К этому времени основные постройки монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты – звонницы XVII века. Сейчас на ее месте лишь куча битого кирпича…
На переднем плане – утопленная в землю церковь Константина и Елены.
Причина углубления этого храма в землю объясняется на сайте монастыря: «Подземная церковь Нового Иерусалима повторяет первообраз — четырехстолпный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте Обретения Животворящего Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от горы Голгофы.»
Интересно, что таким же было требование османских властей к строительству христианских церквей на завоеванных территориях: дабы храмы неверных не возвышались над мечетями, их должно было наполовину закапывать в землю. В той же Болгарии таких церквей предостаточно.
Церковь Константина и Елены. Элементы декора.
Церковь Константина и Елены. Купол.
Церковь Константина и Елены. Иконостас.
Осмотрев Константино-Еленинскую церковь, перемещаемся в огромный Воскресенский собор.
В соответствии с идеей перенести Палестину на землю русскую Воскресенский собор был построен по образу и подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Невообразимых размеров шатер накрывает небольшую часовню. И внутри нее – что бы вы думали? – действительно, там находится сам Гроб Господень!
Вообще, есть вещи, моему пониманию недоступные. Можно ли воспроизвести то, что может существовать лишь в одном экземпляре? Но если скопирован крест Христов, почему нельзя воспроизвести и его гроб?
Не в силах разрешить эту загадку, покорно становимся в очередь к реплике Гроба Господня. Надо ли говорить, что аура этого места – потрясающая!
* * *
Погуляв по монастырю и утолив голод духовный, задумываемся и о хлебе насущном.
Едем на Истринское водохранилище. Обнаружив скопление машин на обочине, через дыру в стене выходим на берег. Там и находим неплохое местечко под пикник.
Там же давали на прокат лодки. Покатались…
Связанные темы:
Иверский Валдайский монастырь.
Под небом голубым есть город золотой… Поездка в Иерусалим и Вифлеем.
Другие монастыри Москвы и Подмосковья:
Монастыри Москвы: Андреевский, Новоспасский, Андроников и Покровский.
Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь.
Даниловский монастырь.
Высоко-Петровский монастырь.
Новодевичий монастырь.
Другие путешествия:
Москва, Подмосковье и однодневные поездки вокруг.
Все путешествия на сайте trassa.narod.ru.
Музей «Новый Иерусалим» в Подмосковье: адрес, фото, как добраться
Музей «Новый Иерусалим» входит в структуру так называемой «подмосковной Палестины» — Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря: обитель является одним из древнейших архитектурных памятников России.
В фондах музея хранится больше 180 тыс. экспонатов, среди которых: археологические, палеонтологические, этнографические находки, старинные рукописи, документы, книги, редчайшие монеты, коллекции оружия, иконы, картины, графика, предметы быта, фотографии и многое другое.
Коллекция «Нового Иерусалима» в полной мере отражает историю и культуру столичного региона, ставшего ключевым для России в древности и являющегося таковым по сей день. Часть экспозиций посвящена истории Ново-Иерусалимской обители, ее основателю – Патриарху Никону.
Музей находится на въезде в город Истра (до революции – Воскресенск). Официально учреждение было создано в 1920 г. Изначально музей находился в одном из зданий монастыря, но в 2014 г. организация переехала в специально построенный особняк, расположенный неподалеку от обители.
Помимо основного здания, к музею относится филиал «Отдел деревянного зодчества» с выставочным залом под открытым небом. Выставка находится в лесной зоне на берегу Истры в 300 м от монастырских стен. До филиала туристы добираются по живописному пешеходному мосту.
При музее работает концертный зал, в котором проводятся театральные представления, конференции, кукольные спектакли, фестивали, концерты и даже балет.
Сувенирную продукцию можно приобрести в двух больших магазинах на территории музейного комплекса.
Постоянные экспозиции
«Новый Иерусалим – памятник истории»
Постоянная экспозиция «Новый Иерусалим – памятник истории» расскажет о создании в Подмосковье своей маленькой Палестины, формировании Воскресенского монастыря в качестве духовного и культурного центра столичного региона и всей России. Туристы ознакомятся с шедеврами русского зодчества, узнают много нового об отечественной культуре, истории, вере, о Патриархе Никоне и его реформах.
Центральный экспонат выставки – парсуна, изображающая Патриарха Никона в момент выполнения богослужения. На этой картине можно увидеть предметы, дошедшие до наших дней и представленные в экспозиции: это медальон Патриарха, образок Богородицы, четки Святейшего, подризник, уникальный посох.
Кроме того, посетители увидят изготовленный в 17-ом веке макет Храма Гроба Господня, вензель Патриарха Никона, древние рукописи и документы.
«Русское церковное искусство 16-18 вв.»
В экспозиции, посвященной русскому церковному искусству 16-18 вв., представлены произведения ведущих иконописцев, золотые и серебряные оклады для образов, церковная утварь. Выставку удалось сформировать с помощью благотворительных организаций и частных коллекционеров, активно передававших музею принадлежащие им древности. Без них создание экспозиции было бы невозможно: собрание, принадлежавшее Новоиерусалимской обители до войны, сгорело в ходе авианалета 1941 года.
Новая коллекция икон напрямую не относится к истории монастыря, но она полностью отражает иконописные традиции, характерные для Московской области и всей России. Особо выделяется древняя икона «Спас в силах», написанная в 17-ом веке. Этот потрясающий по художественному воздействию образ в музей привезли прихожане разрушившейся от старости деревянной Троицкой церкви.
Посетителей заинтересует образ Богоматери с младенцем-Христом, написанный в 1747 г. известными иконописцами И. и А. Шустовыми. Мастера творили в Ярославле, их работы расходились по церквям всей страны.
Кроме того, в коллекции икон представлены образа И. и В. Москвитиных, Ф. Ухтомского, П. Чирина, строгановских иконописцев.
Осмотрев экспозицию, туристы получат представление о различных школах иконописного искусства, узнают, что в каждом регионе России образа создавались по-своему, но традиция была единой – христианской.
«Русское искусство 17-20 вв.»
Коллекция светской живописи и графики органично дополняет экспозицию икон 16-18 вв. Гости музея «Новый Иерусалим» увидят собрания портретов времен Петра I, пейзажей 18-19 вв., советского живописного искусства.
Из экспонатов наибольший резонанс вызывают «Портрет княжны М. Кантемир», «Портрет Царевны Софьи», «Портрет М. Зотовой».
Хранятся в музее и бюсты знаменитых скульпторов Я. Земельгака и Ф. Шубина. «Портрет князя С. Долгорукова», написанный в 1802 г. В. Боровиковским, поражает живостью кисти.
Иностранные мастера, трудившиеся в России в 18-19 вв., внесли огромный вклад в русское искусство. В музее хранятся работы шведа А. Рослина и француза Р. Лефевра.
Романтический стиль 19-го века представлен работами великого русского художника В. Тропинина и талантливейшего живописца Н. Аргунова.
В коллекции пейзажной живописи – «Итальянский пейзаж» М. Воробьева, который считался любимым учеником И. Айвазовского. Реалистические картины А. Саврасова познакомят зрителей с бытом простого люда середины и конца 19-го века.
Среди картин советского периода выделяется гениальный портрет А. Высоцкой, написанный художником-модернистом Л. Пастернаком.
«Будни и праздники русской деревни»
Четвертая постоянная экспозиция музея «Новый Иерусалим» посвящена жизни русской деревни, труду крестьян, праздникам и обрядам.
Этнографическая коллекция относится к Отделу деревянного зодчества. В бывшем владении семьи Кокориных достоверно воспроизведен быт русского крестьянства 18-19 вв. Гости увидят деревянную часовню, построенную по сохранившимся фотографиям, настоящую ветряную мельницу, крестьянский дом со всеми предметами быта, двор с хозяйственными постройками и многое другое.
Всего в экспозиции представлено 300 предметов: прялки, ткацкий станок, приспособления для обработки дерева и кожи, повседневная и праздничная крестьянская одежда, посуда, инструменты землепашца, декоративные элементы для украшения жилища и многое другое.
Музей «Новый Иерусалим» приглашает долгопрудненцев на выставку «Возвращение в усадьбу»
21 сент. 2020 г., 15:36
Выставка «Возвращение в усадьбу» откроется в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» 23 сентября. Мероприятие станет одним из ключевых событий празднования столетия музея, которое отмечается в 2020 году. На выставке будут представлены более 400 экспонатов – как из собственного собрания музея, так и частных коллекций.
Музей «Новый Иерусалим» сыграл огромную роль в спасении художественных ценностей подмосковных усадеб. Именно сюда в 20-30-х годах XX века начали стекаться национализированные предметы искусства. Все они были сохранены и, по необходимости, отреставрированы сотрудниками учреждения. С тех пор музей хранит усадебное прошлое Московской области.
Живопись, оружие, фарфор
В экспозиции будут представлены предметы из ряда крупнейших усадеб: это «Ильинское» семьи Романовых, «Покровское» Шереметевых, «Введенское» князей Лопухиных, «Никольское-Урюпино» князей Голицыных и другие. Некоторые экспонаты, представленные на выставке, будут показаны широкой аудитории впервые.
Зрители увидят богатейшую коллекцию живописи и гравюр: фламандские и итальянские художники, «малые голландцы», русские мастера. Кроме того, музей покажет удивительную коллекцию стекла и фарфора, в том числе предметы сервиза, который был сделан на помолвку Екатерины II. Посетители познакомятся с коллекцией оружия XVI-XVIII века, которую собрал князь С. М. Голицын. И еще много уникальных предметов искусства ждет зрителей на этой выставке.
Путешествие в прошлое
Выставка не стала типичным собранием отдельных предметов, у нее есть своя логика повествования. Зритель как будто совершает путешествие в прошлое, читает историю в обратном порядке – из дня сегодняшнего он перемещается во вчера и позавчера, чтобы затем вернуться обратно и даже заглянуть немного в будущее.
Выставка разделена на четыре части. Первая – это инсталляция «Призрачный сад». Зритель увидит здесь масштабную карту подмосковных усадеб, построенную вокруг одного предмета. Второй раздел – «FUIMUS» («мы были») – рассказывает о тех, кто создавал усадьбы и тех, кто спасал их наследие после революции. Здесь можно проследить путь некоторых предметов искусства от первых владельцев до момента, когда они оказались в музее. Третий раздел называется «Коллекции» или «Золотой век русской усадьбы». Именно здесь посетителям покажут спасенные предметы – живопись, мебель, скульптура, оружие и многое другое. Последний раздел выставки называется «Территория».
Развитие туристического потенциала усадеб – одна из важных тем, которые поднимает выставка. Стоит отметить, что сейчас в Московской области существует около 320 усадеб разной степени сохранности. Многие из них могут стать точкой притяжения и выступить ресурсом для развития региона. На выставке целый зал посвящен реставрации усадебных комплексов, которая ведется в Подмосковье уже несколько лет.
Экспозиция «Возвращение в усадьбу» открыта для посетителей до 30 мая 2021 года. В рамках выставки также будут проводиться другие культурные и образовательные мероприятия – подробнее об этом можно узнать на официальном сайте музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим».
Адрес музея: Московская область, Истринский р-н, г. п. Истра, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1
Как добраться:
НА АВТОМОБИЛЕ
ВОЛОКОЛАМСКОЕ ШОССЕ 41 км от МКАД, перед Ново-Иерусалимским монастырем поворот направо (Бужарово), через 500 м поворот налево (МВК МО «Новый Иерусалим»).
НОВОРИЖСКОЕ ШОССЕ 47 км — съезд на трассу А-107 в сторону Ленинградского шоссе, через 9 км поворот налево в сторону г. Истра, далее 7 км по Волоколамскому шоссе, поворот направо (Бужарово), через 500 м поворот налево (МВК МО «Новый Иерусалим»).
НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
ЭЛЕКТРИЧКОЙ Вы можете доехать до музея электричками рижского направления (с Курского или Рижского вокзалов) до станции «Истра», далее пересадка на автобусы маршрутов № 32, № 33 до остановки «Музей» или на автобусы маршрутов № 4, № 40, № 46, № 48 до остановки «Музей», далее 10-15 минут пешком в сторону Бужарово.
АВТОБУСОМ № 372 от м. «Тушинская» до ст. «Истра», далее пересадка на автобусы маршрутов № 32, № 33 до остановки «Музей» или на автобусы маршрутов № 4, № 40, № 46, № 48 до остановки «Музей», далее 10-15 минут пешком в сторону Бужарово.
Источник: http://indolgoprud. ru/novosti/kultura/muzey-novyy-ierusalim-priglashaet-dolgoprudnencev-na-vystavku-vozvrashchenie-v-usadbu
фотографий Ново-Иерусалимского монастыря на Flickr | Flickr
Церковь Рождества Христова в трапезных залах Новоиерусалимского монастыря была построена одновременно с тремя просторными палатами в 1686–1692 годах. По распоряжению княгини Татьяны Михайловны, пожертвовавшей деньги на строительство, каждая из трех комнат трапезной служила своему назначению. Таким образом, средняя «трапеза», связанная с Рождественской церковью, предназначалась для всех паломников, прибывших в монастырь, вторая — для братских трапез, а третья, видимо, более парадная, «жилая комната для мирской трапезы». все звания к людям.»
Рождественский трапезный храм выполнен двухэтажным, второй этаж сообщается с покоями. Архитектура типична для конца 17 века — в стиле московского барокко. Нижний этаж -« теплая »церковь — изначально был построен. окружен открытым крыльцом, которое в XVIII веке сменила сохранившаяся до наших дней аркада, украшенная классической деревенской деревянной мебелью и пилястрами.
Верхняя, «летняя» церковь состоит из двух ярусов окон, покрытых закрытый свод, на котором расположены два восьмиугольника с куполом.Весь декор храма: наличники, колонны на апсиде, восьмиугольники под куполом выполнены в стиле московского барокко. Таким же образом оформлен не только храм, но и все трапезные помещения.
В 1792 году, через сто лет после постройки, трапезные комнаты сильно пострадали от пожара в монастырской кухне. Все палаты сгорели, церковная утварь почти не сохранилась, а многое еще пострадало от пожара. После ремонта в 1810 году в верхней части Рождественской церкви сделали деревянный потолок, поддерживаемый двумя кирпичными столбами.Это значительно уменьшило пространство большого храма в стиле барокко и сделало его намного темнее. Поэтому уже в 1850-х гг. это «нововведение» было снято и реставрация проводилась под руководством архитектора К.А. Тон.
Роскошный тябский иконостас Рождественской церкви сгорел в 1922 году. В помещении храма размещались музейные экспозиции. Во время колоссального разрушения монастыря фашистами в 1941 году. Рождественский храм практически не пострадал, а при реставрации восстановлен первоначальный вид внутреннего убранства церкви и трапезных помещений.
В 1995 году церковь Рождества Христова была передана новообразованной монашеской братии; В 1996 году здесь начались реставрационные работы, а в 1997 году церковь заново освятили.
Сейчас храм представляет собой очень интересную картину — он практически вплотную примыкает к оставшемуся в трапезных залах музею, да и посетителю на первый взгляд может показаться еще и выставочный зал. Только присмотревшись повнимательнее, можно заметить, что музейной жизни здесь уже не идет.
Лавра — Звенигород Русь — Новый Иерусалим
Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь расположен в городе Истра Московской области, основан в 1656 году патриархом Никоном.
Для всех христиан Иерусалим — это святая земля, благословенное место, где родился, жил и проповедовал Иисус Христос. Поэтому монастырь, идея которого заключалась в воссоздании образа Святой Земли с точным подобием Храма Воскресения Христова или Храма Гроба Господня, является уникальным явлением.
«Русская Палестина»Строительство «Русской Палестины» было призвано подчеркнуть возросшее значение России как наследницы Византийской империи, оплота мирового православия, и представить царя Алексея Михайловича вторым императором Константином. Тогда понятие «Иерусалим» воспринималось не только как географическая точка, но и как символ, который можно отнести к религиозной столице.
Прежде всего, нужно было составить выверенный план, чтобы не только строить копии точек Святой Земли, но и правильно их расставлять.Патриарх Никон отправил священника Свято-Троицкого Сергиева монастыря (нынешняя Лавра) к иеромонаху Арсению (Суханову) в Палестину, который измерил расстояние между святынями выстрелами из лука.
Монастырские постройки возводились на территории села Редкино, к будущему монастырю добавлялись бывшие земли боярина Василия Шереметева, князя Алексея Трубецкого и стольника Романа Боборыкина. Окрестности подверглись полной перепланировке: вырубили лес, насыпали и укрепили холм.Прежние имена из евангельских текстов заменены на новые.
Первая деревянная Воскресенская церковь построена в год постройки монастыря; Годом позже его освящал царь Алексей Михайлович. Он крестил Воскресенский монастырь Новый Иерусалим.
Монастырь быстро превратился в крупного землевладельца: в разных уездах под него приобретались вотчинные земли, по большей части царь издавал благодарственные грамоты.
17 — век прославил монастырь библиотекой на основе личного книжного собрания патриарха Никона и переводными изданиями.Здесь же появилась музыкально-поэтическая школа, продолжившая традиции польско-украинской духовной песни.
Конец 17 -го -го века был для монастыря временем разорения и восстановления. Разделив патриаршую вотчину Иверского и Крестового монастырей, их земли вернулись, и поэтому Воскресенский монастырь лишился средств для продолжения строительства. Он был возобновлен на правлении Федора Алексеевича.
Новый Иерусалим. Открытка начала ХХ векаИмператор Петр I сократил штат монахов и обязал монастырь снабжать государство лошадьми, фуражом и ремесленниками из числа монастырских крестьян.Елизавета Русская), также известная как Елизавета Петровна), однако взяла под свое покровительство Новый Иерусалим, даровав ему новые земли и выделив деньги на ремонт собора. До секуляризации церковных земель в 1764 году при Екатерине II монастырю принадлежало 14 тысяч крестьян и 22 тысячи гектаров земли. После секуляризации все крестьяне стали государственными (или хозяйственными), а собственность на землю сократилась до 30 акров.
Небольшая сумма была выделена на содержание Нового Иерусалима, но ситуацию исправили доходы от паломничества и сдачи в аренду московского монастырского двора.Развитию паломничества поспособствовала прокладка железнодорожной линии Москва-Виндава. К началу 20 века монастырь ежегодно посещало около 35 тысяч человек.
После революции 1917 года советские власти закрыли монастырь, национализировали его имущество и передали наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора в Оружейную палату Московского Кремля. С 1921 года в стенах монастыря разместились два музея, впоследствии объединенных в Государственный историко-художественный музей.
Во время Великой Отечественной войны Воскресенский собор был взорван фашистами; многие архитектурные памятники были разрушены. Интересно, что сведения о разрушении Нового Иерусалима фигурировали в документах Нюрнбергского процесса, поскольку монастырь считался объектом культурного наследия. После войны важнейшие постройки были отреставрированы, и музей возобновил работу только к концу 50-х годов.
Новоиерусалимский Иерусалимский Воскресенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в 1994 году.В 2015 году музей переехал из монастыря в новый
.В России сложно найти место, которое по количеству общехристианских святынь сравнится с Новоиерусалимским монастырем.
: Музеи :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр
Новый Иерусалим — это название одного из старейших музеев России, в котором хранятся церковные артефакты и коллекция предметов искусства и истории из национализированных имений Московской губернии.
История Нового Иерусалима
История Воскресенского монастыря, в котором размещены фонды музея, восходит к 1656 году.Именно тогда ее основатель — Патриарх Никон — придумал сделать под Москвой трехмерную икону Палестины. Главное монастырское здание — Храм Воскресения Христова — построено по аналогии с одноименной церковью над могилой Иисуса на Святой Земле.
Новоиерусалимский музей был открыт в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре в 1920 году. Тогда монастырь был закрыт советскими властями, и вся его территория со всеми церквями и монастырскими постройками была отдана под экспозицию музея краеведение.Это обстоятельство сыграло положительную роль в истории монастыря. Он не был разграблен в годы «атеизма», а его имущество было эвакуировано и бережно сохранено во время Великой Отечественной войны (1941 — 1945).
На сегодняшний день святым отцам возвращено все, что раньше принадлежало монастырю.
В связи с передачей исторических зданий законному собственнику — Русской православной церкви, специально для музея был построен комплекс зданий, который в 2013 году переехал в новое здание на противоположном берегу реки Истры.Новое здание стало главной, но не единственной площадкой музея.
Экспозиции Нового Иерусалима
Сейчас в Музейный комплекс Новый Иерусалим, помимо нового здания, входят: Выставочный зал и Отдел деревянного зодчества, расположенные в лесопарковой зоне излучины Истры, прилегающей к монастырь.
Фонды Нового Иерусалима содержат более 180 000 экспонатов. Они хранятся на площади около 2360 квадратных метров.Это огромная коллекция церковных раритетов, картин русских и зарубежных художников, фарфора и оружия, а также мебель, привезенная из бывших дворянских усадеб, старинные рукописи и печатные книги, а также богатая коллекция декоративно-прикладного искусства. После национализации исторических усадеб в музей были привезены лучшие предметы из западного региона Подмосковья (Знаменского и Глебово, Петровского и Рождественского, Никольского и Ильинского, Яропольца и других усадеб).
События и выставки в Новом Иерусалиме
В перестроенных помещениях бывшего конного двора (Выставочного корпуса) с 80-х годов прошлого века проходили художественные выставки. Коллектив музея проводит обширную выставочную работу. Ежегодно здесь проводится масштабных фестиваля : День славянской письменности и культуры , Рождество в Новом Иерусалиме, Русская свадьба, Переезд в новый дом и др.
На отведенной под музей парковой зоне были привезены и тщательно отреставрированы образцы русского деревянного зодчества : жилой крестьянский дом (Люберецкий район), резная часовня (Чеховский район), ветряная мельница (Тверская область).Эти постройки неоднократно использовались в качестве декораций для российского кино и телесериалов.