Разное

Роспись благовещенского собора московского кремля: Московский Кремль. Часть 3. Благовещенский собор… — Этносы

Московский Кремль. Часть 3. Благовещенский собор… — Этносы

Цитата сообщения Майя_Пешкова 
Прочитать 
целикомВ свой 
цитатник или сообщество!
Его Величество-Московский 
Кремль.Часть 3.Благовещенский собор

Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, 
Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площади
Один из 
древнейших в Москве, он был основан как домовый храм великокняжеской, а потом и 
царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце.
А протопресвитер 
Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ

В описаниях собора XIX века опубликовано не подтвержденное источниками 
предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем 
Александровичем, сыном Александра Невского. Поскольку в Москве в это время 
существовал княжеский двор, на нем обязательно должен был быть храм. Но на 
страницах русских летописей упоминание о Благовещенском соборе появляется лишь 
под 1397 г. в связи с привозом в Москву из Византии иконы «Спас в ризице белой». 
Поэтому исследователи и относили строительство каменного здания собора к концу 
XIV века, датируя его 1397 (Извеков, Забелин) или 1393 годом (Красовский, 
Скворцов).

Андрей Александрович.Гравюра 1850 г

. Вторая дата опиралась на 
сведения о создании в 1395 году княгиней Евдокией домовой церкви Рождества 
Богоматери. Считалось, что княжеский храм должен был появиться несколько 
раньше.

Евдокия Дмитриевна. дочь великого князя Суздальского Дмитрия 
Константиновича.

Под 1405 г. летописи сообщают: «…начаша подписывати 
церковь каменную святое Благовещение на князя великого двора, а мастеры бяху 
Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да 
того же лета и кончиша ю».
А под 1416 г. появляется новая запись, о создании 
«церкви каменой на великого князя дворе, Благовещенье, месяца июля в 18 
день».

Василий I Дмитриевич. С Царского Титулярника

Первый, деревянный 
Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, 
сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней 
дворца, поэтому в старину он еще назывался «Благовещения, что на Сенях».

Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных 
детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный 
кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из 
Городца.

Современный Кремль стоит на том месте, где появился в конце XI века городок 
Москов, — на мысе при впадении Неглинной в Москву-реку. Строили его из кирпича 
более тридцати лет, а руководили работами итальянские мастера. Начали его 
сооружать в 1485 году, а завершили сложный комплекс работ в 1516 году. Начавший 
это строительство Иван III не дожил до его окончания, и в новый дворец 
переселился его сын Василий III.

Следующие сведения о памятнике связаны с перестройкой всего кремлевского 
ансамбля на рубеже XV-XVI вв. В «..1482 г. почаша рушити церковь на площади 
Благовещение, верх сняша и лубьем покрыша», а в 1483 г. «…разруши князь 
великый Благовещение на своем дворе, подписанную только, по казну и по подклет, 
и заложи казну около того подклета и палату кирпичную с казнами». 6 мая 1484 г. 
состоялась закладка нового здания каменного собора.

Спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в 
камне.
И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские 
архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство 
Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским 
мастерам Кривцову и Мышкину.

Тайная вечеря. Прохор (старец с Городца)

И это произошло спустя 
десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 
1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин.
В 
конце XV века Иван III начал строительство новой, великолепной великокняжеской 
резиденции. В это время строятся новые кремлевские стены, новый Успенский собор. 
Первая попытка мастеров Кривцова и Мышкина построить Успенский собор оказалась 
неудачной — стены обрушились.


Под 1474 г. летописец отметил: «Посла же князь 
великий Иван Васильевич во Псков и повеле прислати мастеров церковных и 
приведоша их; они же дела их (строителей Успенского собора) похвалиша, что 
гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху, ино 
неклеевита. Тогда же князь великий отпусти; иже последе делаша святую Троицу в 
Сергиеве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на поле, и 
Ризположенье на митрополичьем дворе, и Благовещенье на великого князя дворе». На 
основании этой записи считается, что Благовещенский собор строили псковские 
мастера..

Иван III на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Из 
перечисленных в летописи зданий сохранились церковь Ризположения в Кремле и 
Духовская (в летописи Троицкая) в Троицко-Сергиевой Лавре. Во всех этих зданиях 
можно найти характерные признаки псковского зодчества: квадратные в плане 
столбы, повышенные подпружные арки, но встречаются и раннемосковские элементы: 
узорчатые пояса, украшающие стены, килевидная форма порталов. Кроме того, собор 
построен из кирпича, в то время как основным строительным материалом в Пскове 
был белый камень. Поэтому несмотря на то, что большинство исследователей 
Благовещенский собор относят к псковским постройкам, некоторые из них считают 
его созданием московских мастеров
Задача перед ними стояла сложнейшая — они 
должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые 
сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской 
архитектуры.
.

Распятие со страстями в клеймах. Москва, сер. 16 века. Из пристолпного киота 
Благовещенского собора

В 1484 году состоялась закладка нового собора. А 
на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского 
дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

Свт. Геронтий, митр. Московский. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. 
(ГМИР)

В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный 
Благовещенский собор. Он был о 9 главах и построен «по образцу греческих храмов 
Х века», как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого 
кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в 
русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой 
Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и 
девяти чинов Праведников Небесных.

Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих 
традициях, — к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно 
столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.

Василий III на французской гравюре Андре Тевета

Сын и преемник Ивана 
III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел 
благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами 
и расписать его.

София Премудрость Божия. Икона двусторонняя запрестольная. На обороте — 
Распятие Москва (?). Первая четверть XV века

Есть предположение, что в 
каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что 
новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то 
время «лучший художник российский» мастер Федор Едикеев.

И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения 
древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, 
Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, 
содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского 
учения.

У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша 
бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым — наказание». У Платона: 
«Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника 
людям».

ЕВАНГЕЛИЕ.1560-е годы. Оклад — 1568 год

Уникальной росписи 
кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в 
исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, 
что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма 
произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних 
философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников 
веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно 
христианской мысли.

И еще считается, что Федор Едикеев мог и не быть новатором, а использовать 
образы первой росписи старого деревянного храма, «во вкусе греческого письма». 
Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта 
традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них.

Потир. Чаша — начало XVI века. Стоян и поддон — XIV век. Чаша — Новгород. 
Стоян и поддон — Франция. Серебро, жемчуг, цветные камни; чеканка, резьба, 
эмаль, золочение

Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым 
принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания. Или же 
эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно 
почтили их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч 
христианства.

Однако великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый 
Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный 
собор по-прежнему именовался «на Царском дворе у сеней», только из-за обилия 
золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим 
собором.
Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное 
крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с 
рыбками.

Южная паперть Благовещенского собора

А южные двери Благовещенского 
собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где 
они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна 
диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней — 
мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу 
персидским шахом.
Ведь, по свидетельству дореволюционного московского 
историка «не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего 
усердия каким-либо приношением в храм». После Василия III, который тоже 
продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван 
Грозный.

Царь Иван Грозный .Васнецов

Он возобновил уникальную роспись храма, 
пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ 
Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел 
сделать в соборе с левой стороны крытую галерею.

Устюжское Благовещение

Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев 
В. Н.Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. 
Происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была 
привезена Иваном Грозным вместе с другими иконами в Успенский собор Московского 
Кремля.

Там с 1572 года царь стоял отдельно во время богослужения после 
того, как вопреки церковному правилу вступил в четвертый брак. Здесь же, в южном 
приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского 
собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. «Вот знамение моей смерти», — 
молвил он, и через несколько дней его не стало.
 

Икона «Богоматерь Умиление Владимирская» Из Благовещенского собора 
Московского Кремля. Конец XIV — начало XV века. ГММК

А вот его сын, царь 
Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы 
приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной 
главе легендарный крест из чистого золота — тот самый, который потом так долго и 
безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон.
Как известно, в итоге французский 
император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на 
колокольне Ивана Великого
Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI 
века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи 
напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской 
империей, покорившей Константинополь.

Поздравление в Грановитой палате. Гравюра, акварель. В 1810 году. По 
оригиналу последней трети XVII в.

И тогда царь повелел еще приделать на 
этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной 
державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора 
на всех московских церквях появились такие полумесяцы.

Интерьер Благовещенского собора. Западный резной портал XVI в.

Однако 
это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа 
полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата — это христианское 
изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, 
или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же 
знак победы над мусульманством — над монголо-татарским игом, или над Османской 
империей.

Но именно это последнее предположение более всех остальных считается 
ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских 
православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем 
более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что 
цата — это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.

Крыльцо Ивана Грозного

Один редчайший по иконографическому типу образ 
Благовещения был написан на стене храма. «Тут Пресвятая Дева изображена у 
кладезя черпающей воду.
При виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры 
с изъявлением удивления», — рассказывал о нем старинный краевед. По восточному 
преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела 
Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника 
даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских 
приходских церквях.

И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого 
Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от 
этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на 
себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И 
к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.

Донская икона Божией Матери

Здесь же, в Благовещенском соборе, 
хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию 
Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед 
сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, 
еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.

Святейший Патриарх Филарет благословляет сына царя Михаила на брак.

Чин бракосочетания (в списке) государя царя Михаила Феодоровича с девицею 
Евдокиею Лукиановною, дочерию боярина Лукиана Степановича Стрешнева. 1626 г., 
февраля. 5.

Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и 
для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового 
Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва 
стала узнавать точное время еще в 1404 году
.

Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным 
Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической 
фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в «часник», — 
колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время.

Складень с иконой «Богоматерь Тихвинская». Москва, 1670-е. Царские 
мастерские.

Стоили эти часы очень дорого — около 30 фунтов серебра. И 
только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило 
установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих 
курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. 
А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.

Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском 
обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный 
увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 
1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне 
Благовещенский собор действует как музей.

Однако в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь. 
Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то 
историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком 
саду, на внутренней территории Кремля.

Единородный сын

Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская 
башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой 
около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась 
прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По 
легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана 
Грозного.

В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился 
застенок, куда заточили какого- то несправедливо обвиненного воеводу. Он был 
приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного 
часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже 
потеряна.

И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об 
освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение 
повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая 
свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой — 
Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника.

Благовещенская башня

Однако когда стражи явились за ним в башенную 
тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому 
дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь 
немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную 
часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.

А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной 
иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г.Шеделя ее возвели так, 
что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм.

Церковь Благовещения на Житном дворе. Найденов Н. А. Москва. Соборы, 
монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 10

На верху 
самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест — так кремлевская 
башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь 
по-старомосковски именовалась «Благовещенская, что на Житном дворе».

Вид на Государев дворец и церковь Благовещенья в Житном дворе. Фёдор 
Алексеев

Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, 
в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, 
но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней 
в Кремль молящиеся о помощи.

А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с 
частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви 
на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого 
придел.

А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались 
длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные 
реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми 
временем.

К.-Ф. Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле.  
1860

В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в 
ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из 
белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в 
воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на 
станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, 
празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти 
сведения недостоверными.

Крестный ход от Blagovecshensky соборе Кремля Крестный ход у Благовещенского 
собора в Кремле

И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до 
революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой 
Богородицы «Нечаянная Радость», ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на 
Остоженке.

«Нечаянная Радость»
 

1848 ,акварель Благовещенского собора в Московском Кремле, до реконструкции 
1860-х годов.

После революции она прошла долгий и трагический путь из 
Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы 
Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа 
Спасителя.

Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь 
св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, 
куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из 
разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен 
на список.

Есть легенда о том, что от иконы «Нечаянная радость» чудесно получил помощь 
на фронте Патриарх Пимен.

В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне 
уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне 
осталось только ее старое, исконное имя — Благовещенская.

Собор в 1965 году

Современный Благовещенский собор Московского Кремля 
включает в себя части, построенные в разное время. Типологическая основа — 
четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. Основной объем, 
построенный в конце XV века, повторял план, а возможно, и габариты ранее 
существовавшего храма начала XV-го столетия.

Западная галерея

Отличие нового храма от предыдущего заключалось в 
том, что он был окружен со всех сторон галереями-папертями. Считалось, что все 
галереи, кроме восточной, сооружены одновременно с собором, но до середины XVI 
века были открытыми. Однако исследования 60-х годов XX века показали, что своды 
северной и западной галерей выложены из того же кирпича, что и сам собор, что 
позволяет предположить, что они одновременны или близки по времени основному 
объему храма. С восточной стороны к храму примыкала Казенная палата, возведенная 
одновременно с собором и разобранная в XVIII веке.

Вопрос о времени строительства крытых галерей вокруг Благовещенского собора, 
а также об их авторах до сих пор остается открытым. Вероятно, ныне существующие 
галереи построены в начале XVI в. итальянцами, возводившими к западу от собора 
дворец великого князя и исполнившими порталы при входе в собор с запада и 
севера. Первоначально большие арочные проемы галерей были открытыми, а галереи 
окружали собор с четырех сторон. Восточная часть их была разобрана в XIX в.

Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными 
углами храма. Во второй половине XVI века на сводах галерей были устроены четыре 
придела со своими главами и также добавлены еще две главы на основном 
объеме.

В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав 
приделов до центральной главы, которое подчеркивают килевидные закомары и 
кокошники у центрального барабана. В 1508 году была вызолочена центральная 
глава, а во второй половине XVI века все главы и крышу покрыли золоченой медью, 
из-за чего собор стали называть «златоверхим». Девятиглавие собора символизирует 
образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов 
Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.
(Закомара (от др. русского 
комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение 
наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий 
к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Ложная (не 
повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником. Кокошники 
имеют только декоративное значение. Они располагаются на стенах, сводах, а также 
(уменьшающимися ярусами) у оснований шатров и барабанов главцерковных 
зданий).

Внутренний вид Благовещенского собора в Московском Кремле до реставрации 
Рихтера. 1866. С. М. Шухвостов (1821–1908

Иконостас Благовещенского собора Московского 
Кремля.

 

Благовещенский собор невелик, так как был предназначен прежде всего для семьи 
великого князя. К восточным столпам изначально примыкал иконостас, лишь 
незначительно ниже существующего.

Многоярусный иконостас Благовещенского собора – одно из самых значительных, 
красивейших и загадочных произведений средневекового русского искусства, об 
авторстве самых древних икон которого — Деисуса конца XIV века и Праздников 
начала XV века — до сих пор идут споры. Долгое время их тесно связывали с 
Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Завершают иконостас 
пророческий и праотеческий ряды, написанные в середине XVI века и представляющие 
не меньший интерес по иконографии и составу. Особенностью местного ряда 
иконостаса является постоянное место в нем для патрональной иконы правящего 
царя, которую после его смерти уносили в Архангельский собор и ставили у могилы 
в надгробном иконостасе. В местном же ряду стоит икона «Спас на престоле».

Рама, в которую вставлены все иконы, создана по императорскому заказу в 
1896 году мастерами московской фабрики фирмы Хлебникова по рисунку архитектора 
Султанова.
 

Икона из уровня Деисуса » Андрей Рублев. Спас в силах. 1408

Архангел Михаил.Ф.Грек

13икон Деисуса представляют святых в полный 
рост, обращенных с молитвой о спасении грешного человечества к восседающему на 
престоле среди сил небесных Спасителю. Его икона «Спас в Силах» находится в 
центре ряда и является самым значительным образом этой многоярусной конструкции 
иконостаса.

Св.Петр.Ф.Грек

В состав Деисуса главного иконостаса Благовещенского 
собора входят Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы 
Петр и Павел, отцы церкви Иоанн Златоуст и Василий Великий. Вдоль южной и 
северной стен собора «в заворот» стояли образы великомучеников Георгия и 
Дмитрия, а также столпников Даниила и Симеона. Центральное ядро из девяти икон 
конца XIV в. исследователи связывают с греческим иконописцем, вероятно, Феофаном 
Греком, который работал в это время при дворе московского князя.

Андрей Рублев. Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. ГТГ

Архангел Гавриил.Ф.Грек

Иконы сохранившихся 16 Праздников представляют события евангельской жизни 
Христа от «Благовещения» о рождении Спасителя до «Сошествия во Ад» и «Успения». 
Вопрос датировки икон и их авторства вызывает споры. Среди версий – связь одной 
из двух двух групп икон ряда с иконописцем Андреем Рублевым («Благовещение», 
«Рождество», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход 
в Иерусалим»).

БлаговещениеПраздничный ряд.Андрей Рублев (?)XV в.
 

Рождество Праздничный ряд.Андрей Рублев (?)XV в.
 

Андрей Рублев. Вознесение Господне. Из прадничного ряда иконостаса. 
1408
15икон Пророков и 15 икон Праотцов над ними представляют полнофигурные 
образы провозвестников явления Христа с сидящей на престоле Богоматерью с 
Христом на коленях и поясных образов праотцов в архитектурном обрамлении с 
Саваофом в центре ряда. Оба ряда относятся ко времени восстановления собора 
после пожара 1547 года.

Праотец Исаак

Патрональная икона, вероятно, с XVI в. занимает в нижнем 
ряду иконостаса Благовещенского собора постоянное место: третья справа от 
царских врат. В фондах музея сохранилось несколько икон с образами святых 
патронов московских царей, начиная с Ивана Грозного. Образы святых покровителей 
царских писали на узкой доске вскоре после церемонии венчания на царство и 
помещали в иконостас домового храма напротив царского моленного места, а после 
смерти царя икону переносили в Архангельский собор «ко гробу». В связи с 
переносом столицы в Петербург в начале XVIII в. икона «Апостол Петр, Иоанн 
Предтеча и Алексей Человек Божий» (покровители Петра I и его брата Ивана V, с 
которым они царствовали вместе, а также отца их Алексея Михайловича), написанная 
в начале 80-х годов XVII в., не была востребована, т.к. принявший титул 
императора Петр I был похоронен уже в Петербурге в соборе Петропавловской 
крепости.

Апостостол Петр, Иоанн Предтеча и Алексей Человек Божий
 

Икона «Спас на престоле» стоит в местном ряду главного иконостаса первой 
справа от царских врат. Судя по фрагментам поздней записи, икона написана «рукою 
многогрешного художника Михаилом при державе великого князя Ивана Даниловича…». 
Однако, живопись на иконе сохранилась от XVI века.

В2006-2010 годах в Благовещенском соборе были проведены комплексные 
реставрационные работы. Они сопровождались натурными исследованиями и позволили 
ответить на многие вопросы архитектурной истории памятника. Одной из главных 
задач было выявление многочисленных строительных периодов в истории южной 
паперти и южного крыльца собора.

В результате проведенной реставрации и исследований, на южной паперти была 
создана экспозиция, основной идеей которой стала демонстрация в ее восточной 
части воссозданных фрагментов интерьера грозненского времени. В экспозицию вошли 
возвращенные на свои исторические места белокаменные резные портал и окно 
середины XVI века, фрагменты керамического пола грозненского времени и 
первоначальной кладки стен с белокаменными резными деталями, а также 
установленные на постаменты белокаменные блоки с резьбой середины XVI века из 
фонда Архитектурного декора.

Они составляют единый ансамбль с резными архитектурными элементами собора и 
обогащают наше представление об архитектурном убранстве южной паперти и крыльца 
грозненского времени. Для того, чтобы посетителям было легче представить, как 
они выглядели в середине XVI века, были раскрыты «грозненские» резные импосты и 
выявлены сохранившиеся в толще кладки фрагменты крестовых сводов.
Обновленная 
экспозиция уникального комплекса икон царского храма представляет памятники, 
связанные с древним комплексом главного соборного иконостаса, а также убранство 
трех верхних приделов собора и частично четверика в XVI веке.

Раскреповка южного фасада паперти Благовещенского собора. Фрагмент. 
Благовещенский собор, Москва

Самостоятельный раздел выставки посвящен 
комплексу христианских реликвий, на протяжении веков собиравшихся при царском 
храме. В южную часть паперти, на свое историческое место, возвращена бронзовая 
посеребренная рака, выполненная в 1894 году для хранения древних 
ковчегов-мощевиков, а также два напольных пятнадцатисвечовых подсвечника.

Бронзовая посеребренная рака для хранения древних реликвариев с мощами 
вселенских святых, литая золоченая решетка перед ней и два напольных золоченых 
подсвечника изготовлены в 1894 г. по инициативе Комиссии по реставрации 
Благовещенского собора

Этот монументальный комплекс, в который входит и отлитая одновременно с ракой 
ажурная решетка, относится к значительным памятникам, выполненным в национальном 
«историческом» духе, столь характерном для древней столицы России XIX века.

Собор Богоматери. Москва, 2-я пол. 16 века. Храмовая икона иконостаса придела 
Собора Богоматери. В настоящий момент — Южная паперть Благовещенского 
собора

Центральное пространство храма отличает подчеркнутый вертикализм 
пропорций — коробовые своды рукавов креста, ступенчатые подпружные арки, высокий 
барабан центральной главы. Это движение по вертикали усиливалось освещением — 
нижняя часть была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.

Запрестольный Крест выносной. Москва, 16 век. Из Благовещенского собора. 
Южная паперть Благовещенского собора

В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на массивные 
низкие своды. Устройство хоров уже архаично для конца XV века. Скорее всего, оно 
связано с предназначением храма, как семейного храма великого князя. Возможно 
также, что их устройство объясняется стремлением сохранить план предшествующего 
здания.

Южная паперть в Благовещенском соборе Кремля

Существовали 
предположения (в XIX веке), что хоры были предназначены во время богослужений 
для женщин царской семьи. Но выяснено, что первоначально хоры отделяла от 
основного объема стена высотой около двух метров и толщиной в два кирпича, таким 
образом они превращались в закрытое пространство, непригодное для слушания 
литургии

Южная паперть в Благовещенском соборе Кремля

. Более вероятно, что на 
хорах размещались приделы. На хоры ведут два хода: снизу — винтовая лестница в 
толще кладки юго-западного угла собора. Другой ход — непосредственно из дворца, 
опирающийся на арку.

Южная паперть в Благовещенском соборе Кремля

Со всех сторон при 
постройке здание собора было окружено папертями. Время их возникновения и 
первоначальный облик изучены недостаточно. Восточная паперть была разобрана 
вместе с Казенной палатой, а южная почти полностью утратила свой первоначальный 
облик. На южную паперть ведет украшенное резьбой крыльцо.

☦Благовещенский собор Московского Кремля: история, фото, легенды.

Внутри Благовещенского собора тесно. Это говорит об интимном характере храма. Но порталы (обрамление входа в храм) с кружевной резьбой по камню и пол храма, покрытый драгоценной агатовой яшмой, притягивают взгляд.

Здание церкви окружает галерея. К ней пристроены паперть и ризница. Переходы соединяют Благовещенский собор с хоромами великих князей. Они могли пройти из своего дворца в церковь, даже не выходя на улицу. Только Иван Грозный не имел на это права: женившись в четвертый раз (всего у него было 6 жен — непозволительная для средневековой Руси роскошь), он не мог больше по православным законам молиться в церкви. Поэтому для царя построили отдельное Грозненское крыльцо.

Сначала Благовещенский собор был трехглавым, а дополнительные купола и приделы появились уже после перестройки сгоревшего храма Иваном IV.

Что есть что в церкви

Тогда в 1560-х над углами галерей построили 4 придела в форме небольших одноглавых церквей, а над центральной частью возвели еще две главки. В результате собор стал девятиглавым.

Также для Благовещенского собора создали один из лучших на Руси иконостасов. Это был первый иконостас, закрывающий алтарь. Он пришел на смену полок с иконами. И сейчас без такого иконостаса не найдешь в России уже ни одной церкви.

Некоторые иконы праздничного ряда создал Андрей Рублев. Многие написал Феофан Грек еще в 1405 году для храма, стоявшего здесь до современной постройки. Потом их перенесли в новую церковь. Но так как религиозные произведения в средневековье не подписывали, выводы можно сделать только на основе летописей или стилистических признаков. Поэтому авторство Феофана Грека признают не все специалисты.

В росписи Благовещенского собора христианские образы соседствуют с изображениями греческих мудрецов — Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа.

Путеводитель по архитектурным стилям

Древние мыслители изображены со свитками в руках, а на свитках написаны философские изречения, близкие к христианской мысли. Например, у Сократа:

Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым — наказание. У Платона: Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям.

Благовещенский собор стоит на высоком подклете. Сейчас там выставка «Археология Московского Кремля», а раньше был тайник с государевой казной.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Из-за этого к названию храма добавляли «у царской казны». Но сокровищницу разграбили во времена Смуты, а то, что не успели вынести поляки, увез Наполеон. Тем не менее в конце XIX века здесь нашли селадоны — древнюю китайскую фарфоровую посуду, покрытую глазурью. В XIX веке фарфор Наполеону уже был не нужен, а в средние века он ценился как золото. Его умели делать только в Китае, и пока европейцы пытались изобрести секрет фарфоровой массы, китайцы делали сосуды с тончайшими полупрозрачными стенками, которые так и назывались — «яичная скорлупа».

В советское время службу в Благовещенском соборе Кремля запретили. Но с 1990 года его вернули православной церкви, хотя в храме работает музей.

По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. Перед этим его каждый раз освящают заново. Также в Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.

Говорят, что… …с «грозненского крыльца» Благовещенского собора в марте 1584 года Иван IV увидел крестообразную комету и истолковал ее как знак скорой кончины. Через несколько дней царь умер.

Благовещенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:
А вы можете что-то добавить к истории Благовещенского собора?

Благовещенский собор Московского Кремля: история и архитектура

Святыня русского православия, старейший храм, украшенный золотыми куполами, культурная и архитектурная гордость нынешней России, – таков Благовещенский собор Москвы.

Известный еще со времен Ивана III, он пережил столетия, был много раз разрушен и вновь возведен. Сегодня Благовещенский храм – культурное наследие, музей, который олицетворяет историю Руси и современности.

Благовещенский собор. Источник bankgorodov.ru

Из прошлого к настоящему – история собора

Расположенный в самом сердце столицы, Благовещенский собор хранит в себе кладезь древних икон и архитектурных шедевров. История гласит, что его строительство началось в 1484 году. Создавали святыню псковские архитекторы.

Постройку возводили 5 лет, и в 1489 году ее освятили в Благовещение. Отсюда и пошло название – Благовещенский собор.

Уже в то время Благовещенский собор считался в прямом смысле царским: из поколения в поколение русские князья посещали храм, и само здание входило в княжескую резиденцию.

В XVI веке начался «золотой» период жизни храма. Правящий князь пожелал, чтобы купола светились золотом, а иконостас был украшен драгоценными камнями. В итоге получился красивый собор с тремя главами и крытыми папертями.

Когда к власти пришел Иван Грозный, он распорядился расширить территорию храма, пристроив к основной постройке четыре церкви. Верхушку собора украсили медной позолотой, преобразили. Получился прекрасный облик, который радует глаз и по сей день.

Крыльцо с тыльной стороны собора тоже имеет свою историю. В некоторых источниках сказано, что оно было построено специально для Ивана Грозного после того, как ему запретили участвовать в богослужениях. Царь часто приходил к собору, чтобы послушать песнопения. Сегодня крыльцо посещают туристы, увлекающиеся историей древней Руси.

В настоящее время собор является музеем, где хранятся древние иконы, произведения искусства и зодчества. Однако в праздник Благовещения здесь проходят богослужения.

Элементы Благовещенского собора. Источник: silvericons.ru

Архитектура и внешний облик

Как видно из истории, Благовещенский собор Московского Кремля строился в разные годы, поэтому убранство весьма разнообразно. Можно сказать, в его облике слились часы и минуты разных веков, сменяющихся поколений.

Росписи собора

Внешний вид сочетает в себе стиль русских архитекторов, сопряженный с византийскими чертами.

Мастера из Москвы преобразили собор с помощью целого ряда «бегунков», красивыми арками. Арки – неотъемлемая часть всех соединенных между собой частей храма.

Стены отделены друг от друга лопатками, концовка их представлена закомарами. Центральная часть украшена своеобразными кокошниками, куда удачно вписываются окна.

Вход состоит из четырех колонн. С северной стороны двери расписаны библейскими сценами, а южная сторона оформлена московскими зодчими.

Подклет здания расположен непосредственно под центром храма. Он сделан в виде четырехугольника из белого камня. Говорят, что именно в подклете была в свое время казна княжеского рода.

На центральной части собора также располагаются кокошники. Кокошник в этом случае – украшение, декорация, чаще находящаяся на стенах.

Главный вход представлен росписью «Собор Богоматери». С другой стороны с прошлых времен видна фреска, которую еще в те времена назвали «Собор Архангелов».

Внутреннее убранство

Своды внутри храма имеют вид креста. С восточной стороны храма располагается иконостас. На «западе» – своеобразный балкон, именуемый в архитектуре «хор». Поговаривают, что в прошлом женщины во время службы молились именно здесь.

Роспись – основная часть внутреннего убранства собора. Можно увидеть лики Иисуса Христа и Божьей Матери. На стенах – изображения из выдержек Евангелия. Чуть дальше в западной стороне показаны сцены Суда Господня.

Здесь же посетителю представлены зарисовки Дмитрия Донского, Ивана Калиты и других известных деятелей прошлого.

Благовещенский собор действительно больше музей, чем церковь. Только на рассматривание храма уходит большая часть времени посещения. Здесь действительно есть, что посмотреть.

Иконостас – жемчужина собора

Иконостас собора

Иконостас – главное сокровище и гордость Благовещенского собора Московского Кремля. Собор «пережил» много событий,поэтому каждая частичка иконостаса посвящена той или иной эпохе. Что представляет собой жемчужина музея:

  • Более сотни икон, в том числе реликвий (XIV–XV вв).
  • Уникальные элементы. Например, царские врата иконостаса 1818 года.

Уже на входе в храм заметно, как мастера старались подчеркнуть духовность этого места: внутри купол храма освещен, а взору открывается дивный лик Спасителя, чуть ниже – архангелы. Пол затенен, выложен кремнем.

Очень много росписей посвящены Откровениям ученика Иисуса Христа – Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов

Главный иконостас представлен пятью ярусами: праотеческий, пророческий, праздничный, деусный, местный. Он достаточно высокий. Образа и лики святых для иконостаса расписывали такие легендарные иконописцы, как Феофан Грек и позже Федор Едикеев.

Вокруг иконостаса находятся иконы, датированные 16 веком, отражающие жизнь и путь Иисуса Христа.

Над деисусным чином работали греческие иконописцы. Это также является одним из «сокровищ» собора: самый древний образ – Богородицы, выполненный в 14 веке. Считается, что автор шедевра – Феофан Грек, который также принимал участие в росписи Архангельского собора.

К сожалению, самые древние фрески просто утеряны. Однако, есть копии, которые заботливо выполнили иконописцы 16 века.

Удивительный факт: помимо икон с ликами святых, в соборе находятся также изображения с князьями и царями, правящими в свое время на Руси.

Практическая информация

Туристы и посетители Москвы могут, помимо посещения Благовещенского собора, заглянуть в другие музеи, расположенные на одной территори с храмом, например, в Оружейную палату. Адрес: Москва, улица Манежная 2-10, это — Соборная площадь Московского Кремля.

Если добираться на метро, то можно выйти на станциях: Библиотека им. Ленина, Александровский сад, Охотный ряд, Театральная или площадь Революции.

Цены можно узнать в кассах или позвонить по телефону +7 (495) 695-41-46.

В музее также проводятся экскурсии, одна из которых «Клады и древности Московского Кремля». Здесь расскажут о древних памятниках, обнаруженных во время археологических раскопок и экспедиций.

Благовещенский собор Московского Кремля – не просто храм. Это уникальный памятник архитектуры и зодчества. Удивительный мир древних икон и духовного благоволения. Окунуться в историю, вспомнить библейские сказания, изучить искусство иконописи можно, посетив Благовещенский собор.

Благовещенский собор Казанского кремля, описание, история, адрес

Адрес: Казанский Кремль

Режим работы: 9.00-18.30

Благовещенский собор — самое древнее сооружение на территории Казанского Кремля, и один из основных памятников, сооруженных в честь ознаменования взятия города Иваном Грозным на казанской земле. Сегодня Благовещенский собор — действующий храм Кремля, являющийся, к тому же, частью музейного комплекса Казанский Кремль в качестве его древнейшей и значительной достопримечательности.

Содержание:

  1. История создания собора
  2. Архитектурный облик
  3. Судьба собора после революции
  4. История храмовой Колокольни

Благовещенский собор — самое старинное сооружение на территории Казанского кремля

Этот главный кафедральный собор города помнит многих знаменитых гостей Казани. Были в нем и известные литераторы — А. С. Пушкин; А. Н. Радищев, В. Г. Короленко; молились в нем и посещающие Казань царственные особы — Петр Первый, Павел Первый, Екатерина Вторая, Николай Первый, Александр Второй и Александр Третий. В церковном хоре храма звучал голос Федора Шаляпина. А сам Иоанн Кронштадтский проводил здесь божественную литургию.

История создания Благовещенского собора

4 октября 1552 г., торжественно въехавший в покоренную Казань Иван Грозный  в связи с радостным  событием — окончанием многолетней борьбы между Русским государством и Казанским ханством – велел соорудить несколько храмов на территории бывшей ханской резиденции. Так, практически в один день, были основаны Спасская церковь, Церковь св. Киприана и Устиньи и Благовещенский храм.

После взятия Казани мусульманская архитектура кремля была заменена на православную

Место для будущего кафедрального собора Иван  Грозный выбирал лично. Главный храм должен был находиться в северной части Казанского Кремля, напротив дворца татарских ханов и намеченных к снесению мусульманских мечетей. Русский царь собственными руками установил крест там, где должен был находиться алтарь собора. Всего три дня ушло на строительство первого деревянного храма Благовещения Пресвятой Богородицы, после чего в присутствии царя его и освятили.

Спустя 9 лет, взамен деревянного храмового строения, началось сооружение каменного собора, существующего и поныне. На его строительство прибыло в Казань множество псковских каменных дел мастеров. Приехали сюда  и известные Иван Ширяев и Постник Яковлев, построившие знаменитый храм Василия Блаженного. Новый каменный православный собор строился по образцу Успенского собора, сооруженного в московском Кремле. Строительство шло быстрыми темпами, и уже в августе 1562 года состоялось его освящение первым Свияжским и Казанским архиепископом Гурием. Впоследствии мощи Св.Гурия, помещенные в  серебряную раку, стали главной святыней храма с 1630 по 1918 гг.

Сегодня мощи Св.Гурия вновь находятся в Благовещенском соборе

Архитектурный облик собора

Монументальный белокаменный Благовещенский собор изначально создавался  в виде пятиглавого, трёхапсидного, шестистопного храма. Строился он из волжского известняка, добываемого на другом берегу реки Волги. Купола храма сначала были шлемовидной формы, а стены оформлены закомарами (полукруглыми завершениями участков стен). Размеры храма были меньше сегодняшних в два раза.

Изображение Благовещенского собора присутствует на всех старинных гравюрах

Однако, в течение всего времени своего существования собор подвергался многочисленным строительным изменениям. Связано это было и с расширением территории храма, и с многочисленными пожарами в Кремле, бушевавшими в те времена довольно часто, нанося существенные повреждения древнему сооружению. Все многочисленные перестройки и переделки храма, реставрационные послепожарные работы, значительно изменили внешний вид и размеры Благовещенского собора относительно его первоначального образа.

К концу 17 века узкие окна были заменены на более широкие. В середине 18 века маковки его боковых глав из шлемовидных стали луковичными. Центральную же главу оформили в виде «украинского барокко» в грушевидной форме. А в начале 19 века к собору был присоединен Архиерейский дом  посредством сооруженной закрытой галереи, а середина того же века ознаменовалась пристройкой мощной трапезной (арх. Петонди), которая значительно расширила площадь сооружения.

Массивная трапезная значительно увеличила площадь старинного храма

Дело в том, что первоначально с западной стороны Благовещенского собора еще с конца 17 века стояла Рождественская церковь.  

К середине 18 века она была признана ветхой и подлежала разборке, а на ее месте предполагалось строительство новой церкви Рождества Христова. Но по предложению Николая Первого, посетившего в тот период Казань и, в частности, Благовещенский собор, решили вместо новой церкви пристроить к кафедральному собору большую трапезную, что и было сделано. При строительстве трапезной в расширенном помещении храма возникло также два придела, имеющих отдельные входы. Один из них освятили в память стоявшей здесь ранее Рождественской церкви, а другой – в честь Бориса и Глеба.

Так выглядит собор на рисунке знаменитого Турнерелли в середине 19 века

При создании придела Бориса и Глеба обнаружилась старинная келья, где Св.Гурий любил когда-то молиться в полном уединении. Стену коморки украшал Образ Спасителя, написанный минеральными красками. Позже вход в келью был оборудован снаружи, а затем сооружена часовня, которая стоит до сегодняшнего времени.

Вход в бывшую келью Св.Гурия

Это была последняя существенная переделка храма. Практически в том состоянии Благовещенский собор дошел до нас. А псковское авторство 16 века сохранили только аркатурные пояса, которые и сегодня можно видеть на барабанах глав  и апсидах собора, да сохранившийся ярко выраженный орнамент псковских строений 16 века.

Несмотря на изменения, увидеть следы архитектуры 16 столетия вполне возможно

В начале 20 века проводится капитальная реконструкция храма, которой руководил архитектор Ф.Н.Малиновский. Частично отреставрирована была стеновая роспись, керамическая узорчатая плитка, не утраченная до сегодняшних дней, покрыла пол, в собор в духе времени провели отопление и электричество.

Внутреннее убранство храма периодически подновлялось или менялось

Внутри соборные стены вначале были покрыты фресками, но после каждого пожара они подновлялись и  переписывались, а во второй половине 18 века были полностью заштукатурены. Со второй половины 19 века на стенах появилась масляная живопись.

Судьба собора после революции

Разрушения культовых строений Казанского Кремля и, в частности, кафедрального  храма начались в Гражданскую войну, еще до полного установления в городе Советской власти. В сентябре 1918 года, захваченную белогвардейским Чешским корпусом, Казань осадили отряды Красной Армии. Обстрел Кремля велся из крупнокалиберных орудий со стороны Порохового завода. Благовещенскому храму досталось тогда по полной программе — прямыми попаданиями снарядов были уничтожили все соборные купола.

В советский период Благовещенский собор находился в плачевном состоянии

Так обезглавленный и расстрелянный собор встретил установившуюся вскоре советскую власть, которая в ближайшее же время закрыла все кремлевские церкви. Резиденция главы епархии Анатолия была переведена в Иоанно-Предтеченский монастырь. На храм Богородицкого монастыря были возложены обязанности кафедрального собора. Из святынь храма верующим отдали только раку с мощами Св.Гурия  и некоторое количество икон. Значительное богатство Благовещенского собора, включая иконы, их оклады, вклады богатых горожан, серебряные и золотые произведения искусства, шитье золотом и прочее-прочее, было уничтожено или разграблено.

Пострадала и ценнейшая библиотека собора — чудом сохранившиеся книги находятся теперь в фонде библиотеки Университета. Среди уцелевших старопечатных книг есть очень ценный экземпляр Евангелие 1606 года, с расписными темперными миниатюрами. Эта замечательная книга  была подарком собору от митрополита Казанского Ефрема, в 1613 году венчавшего на царствование первого Романова — Михаила Федоровича.

Евангелие 1606 года чудом уцелело во всех исторических катаклизмах

Все ценное, что чудом сохранилось, на основании январского постановления 1922 г. «О ликвидации церковного имущества» перешло на баланс Национального музея. Три сохранившиеся иконы стали достоянием Музея Изобразительных искусств. Вскоре соборного настоятеля Питирима сослали на Соловки. А в 1929 году катастрофическая нехватка материалов для строительства привела к решению городских властей разобрать все закрытые церкви. Такая же судьба ждала и бывший кафедральный храм. В 1932 разобрали высокое крыльцо храма и остатки ранее уничтоженной колокольни. Собор по чистой случайности остался невредимым. Без куполов, без крыльца и без колокольни стоял Благовещенский собор в административном центре Кремля почти полвека.

Здание храма без куполов даже не сразу можно разглядеть на фото 30-х годов

Вскоре здание собора занял Госархив, что в общем то и спасло храм от полного уничтожения. Помещения подвалов, являющиеся некрополем для священнослужителей на протяжении долгого времени, превратились в  овощехранилище. Келья Св.Гурия сгодилась под сторожку. В таком плачевном состоянии дожил собор до середины 70-х годов, до начала реставрационно-восстановительных работ, которые вернули храму его внешний облик середины 19 века.

А в конце 90-х годов, Госархив переехал в другое помещение. Благовещенский храм был возвращен верующим и одновременно стал частью музейного комплекса «Казанский Кремль». Все эти новшества по пути возрождения храма позволили провести очередные качественные реставрационные работы по восстановлению иконостаса, стен и внутренних помещений. 

Реставрация собора была проведена и снаружи и внутри

Новое освящение славного историко-архитектурного памятника и действующего храма состоялось 19 июля 2005. Сегодня при соборе находится Музей его истории, посещение которого платное. А работает он ежедневно с 8 утра до 19 часов вечера.

А вот на месте бывшей храмовой колокольни сегодня расположен сквер, где в 2003 году установлен Памятник «Зодчим Казанского Кремля», разработанный группой скульпторов Казани. 

На месте бывшей Колокольни сегодня находится Памятник зодчим Кремля

В этих фигурах увековечены русские и татарские строители, рука об руку трудившиеся над созданием архитектурного кремлевского комплекса с середины 16 века.

История храмовой Колокольни

После постройки храма первоначально около него была сооружена деревянная колокольня – так называемая звонница. В первую половину 17 века вместо нее воздвигли 50-ти метровую пятиярусную колокольню из белого кирпича, очень напоминающую  колокольню Ивана Великого в Москве и немного уступающую по высоте Башне Сююмбике.

Колокольня Благовещенского собора была красива и высока

Первый ярус сооружения был оснащен  полуторапудовым колоколом – самым большим в Казани. Между четвертым и пятым ярусами были расположены три  ряда ступенчатых кокошников, заменяющих собой крышу. Высокая позолоченная глава колокольни своей формой напоминала русский шлем Московского царства, и это было основное отличие казанской колокольни от московской. В 18 веке на колокольне находились часы с боем. Считается, что в ее архитектурном стиле сочетались элементы Башни Сююмбике в качестве татарских мотивов, и русского зодчества в виде кокошников и шлема.

Колокольня находилась около трапезной храма, примыкая к ее крыльцу. Еще в путеводителе по Казани, датируемым 1927 годом, колокольню Благовещенского собора описывают как хорошо сохранившееся архитектурное сооружение 17 века. А вот уже в 1928 году ее уничтожают по идеологическим соображениям. До нас ее облик сохранили только немногочисленные старинные гравюры, литографии и фотографии.

Но и без Колокольни древний собор является старинной жемчужиной Казанского Кремля

Увидеть Благовещенский собор, посетить его, а также заглянуть в Музеи истории храма надо обязательно. А узнать о других достопримечательностях Казанского Кремля можно здесь.


Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Читайте также:

Музеи Московского Кремля: БЛАГОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ СОБОР

Благовещенский собор — один из старейших памятников искусства Московского Кремля, расположенный на краю Боровицкого холма, с южной стороны Соборной площади.

Храм построен в 1484–1489 годах, во времена правления Государя Всея Руси Ивана III. Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского строительства, потому что, согласно летописи, он был построен псковскими архитекторами, а большая часть зданий новой резиденции была возведена итальянскими архитекторами.В облике собора сочетаются черты, присущие как московской, так и псковской архитектурной традиции. Псковская традиция узнаваема в использовании орнаментальных полукруглых ниш в оформлении свода, а также в декоре барабанов куполов из узорчатых кирпичей, поставленных плоско или на ребро. В то же время для московской архитектуры характерны килевидные арочные фронтоны и поясковые арки ( кокошник ). Собор элегантен и не слишком велик, что соответствует его роли частной часовни великокняжеской семьи.

В 1489 году, когда строительные работы были завершены, собор был освящен в честь Дня Благовещения, посвященного счастливому объявлению Архангела Гавриила Деве Марии о том, что она собирается родить сына Божьего.

По указу великого князя Василия Ивановича в 1508 году купола были позолочены, а иконы иконостаса покрыты серебром, золотом и стеклянными бусинами. Феодосию, сыну известного художника Дионисия, доверили позолоту церкви.В 1520 году притворы собора были украшены фресками.

Благовещенский собор начинался как церковь с тремя куполами, окруженная закрытой галереей, притворами с четырех сторон. В 1560-х годах по приказу царя Ивана IV Грозного по углам галерей были воздвигнуты четыре небольшие боковые церкви, а над западной частью собора возвели два глухих купола. Купола и крыша были покрыты пластинами из позолоты меди. Именно тогда в основном формировался современный живописный облик девятиглавого собора.

Исследователи связывают этот этап строительства и освящения приделов с величайшими событиями середины XVI века — коронацией Ивана IV, покорением Казани и Полоцка (последнее — одна из побед Ливонского народа). война). Реконструируя и украсив свою частную часовню, Иван Грозный явно стремился усилить ее роль в кремлевском ансамбле и сделать собор достойным самодержавного суверена огромного государства.

Благовещенский собор на протяжении веков был частной часовней великих московских князей и царей. В документах XVI – XVII веков собор описывается как храм при «государевом дворе», «прихожей» и «проходе», так как здание входило в состав дворцового комплекса великих князей, а позже — царей, состоящего из отдельные камеры. Священные реликвии — мощи святых, почитаемые иконы, старинные книги и драгоценные сосуды хранились в соборе издавна.Протоиерей Благовещенского собора традиционно был духовником царя.

После революции 1917 г. собор был закрыт. В 1918 году в Кремле были созданы музеи, и вся последующая деятельность была направлена ​​на исследование, реставрацию и сохранение собора и его произведений искусства.

500-летие Благовещенского собора отметили в 1989 году открытием в южной галерее экспозиции икон и предметов церковного быта.

В 1993 году в Благовещенском соборе возобновлены патриаршие богослужения в праздник Благовещения.

Благовещенский собор — Москва, Россия

Благовещенский собор ( Благовещенский собор ) — собор в Московском Кремле. Первоначально царская часовня московских царей, настоятель Благовещенского собора был личным духовником царской семьи до начала 20 века.

История Благовещенского собора

Благовещенский собор построен на Соборной площади псковскими архитекторами в 1484–1489 . Он возведен на месте более старого собора — треугольной кирпичной церкви в стиле ранней Москвы.

Первоначально Благовещенский собор имел три купола (два из них построены около 1572 года). Он был окружен парвисами с трех сторон. В 1562-1564 годах над арочными частями надстроили четыре одноглавых придела.

Иван Грозный должен был войти в храм с юго-восточного притвора, построенного специально для него. Это потому, что он был женат втрое больше (всего шесть жен) и, следовательно, по правилам Православной церкви ему не разрешали входить в церковь через главный вход.

Что посмотреть в Благовещенском соборе

Северный и западный входы со стороны парвиса украшены порталами из белого камня 16 века. В резьбе явно прослеживается влияние итальянского Возрождения. Медные двери северного и западного порталов украшены золотой фольгой.

Внутренние стены покрыты блистательными фресками работы русского художника Феодосия (1508). Пол покрыт плиткой из агатовой яшмы, которая, как говорят, была подарком персидского шаха в 16 веке.

Но изюминкой Благовещенского собора является поразительный иконостас . Иконы второго и третьего яруса написаны одними из величайших мастеров России: Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Прохором Городецким.

Факты о Благовещенском соборе

Примечание. Эта информация была точной на момент первой публикации, и мы делаем все возможное, чтобы постоянно обновлять ее, но такие детали, как часы работы и цены, могут быть изменены без предварительного уведомления. Чтобы избежать разочарования, пожалуйста, уточняйте информацию на сайте перед тем, как совершить особую поездку.

Дополнительная информация

Благовещенский собор

ВРЕМЯ РАБОТЫ

10: 00-17: 00/10: 00-17: 00/10: 00-17: 00/10: 00-17: 00/10: 00-17: 00/10: 00-17: 00

ТЕЛЕФОН

Благовещенский собор — один из старейших и богатейших произведений искусства памятников Московского Кремля. Он расположен в южной части Соборной площади, на границе Боровицкого холма.
Собор построен при великом князе, государь «всея Руси» Иване III в 1484-1489 гг. Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, так как большая часть построек новой великокняжеской резиденции Ивана III построена итальянскими архитекторами. Собор стал выдающимся памятником национальной архитектурной традиции. Согласно летописям, его создали псковские мастера.
Благовещенский собор на протяжении веков был домовой церковью великих русских князей и королей. В документах XVI — XVII веков он назывался «храмом во дворе государя», «в проходе», «на перекрестках», так как здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем королевский дворец, состоявший из отдельных покоев. В соборе издревле хранились священные реликвии: реликвии, особо чтимые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды.Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся клириком короля. В соборе совершались обряды семейного характера: крестили царских детей, венчали их вместе, отмечали дни рождения.
Собор был закрыт после революции 1917 года. В 1918 году в Кремле были организованы музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена ​​на изучение, восстановление и сохранение собора и хранящихся в нем произведений искусства.
В 1989 году Благовещенский собор отметил свое 500-летие.В южной галерее открылась выставка икон и церковных предметов, связанных с историей собора.
С 1993 г. в соборе возобновлены богослужения в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые совершает Патриарх Московский и всея Руси.

Успенский собор

Успенский собор

Источник: mosguides.ru

Успенский собор расположен в самом центре Соборной площади, ориентируя все остальные памятники вокруг. Этот монументальный храм считается главным храмом Русской земли. На протяжении веков он был связан с важными событиями в жизни страны. Здесь короновались русские цари (в 1547 г. — царь Иван Грозный, в 1721 г. — Петр I) и избирались главы Русской церкви, оглашались правительственные указы и совершались молитвы перед военными походами.Здесь митрополиты нашли свое последнее пристанище. Но прежде чем Успенский собор стал настолько важным, он пережил множество невзгод.

История Успенского собора началась в XII — XIII веках, когда по приказу московского князя Даниила Александровича старая деревянная церковь была заменена первым Успенским собором. Он просуществовал около четверти века.

В XIV веке Иван Калита решил перестроить каменный храм, сделав его самым величественным и величественным в России.Для этого была веская причина. В связи с переездом митрополита Владимира в Москву столице потребовался новый храм, который мог бы затмить Владимирский собор красотой и величием. В 1470-х годах началась перестройка Успенского собора. Первоначально строительство собора возглавили русские архитекторы, но при возведении арок храм обрушился. Монарх пригласил новых мастеров — известного архитектора из Италии Аристотеля Фиораванти и его учеников. Фиораванти закончил строительство к 1477 году.В 1479 году состоялось торжественное освящение Успенского собора. В новом Успенском соборе отразились лучшие достижения древнерусского зодчества и итальянской школы. Украшенный пятью золотыми куполами, собор поражал современников своей красотой, строгостью и величием, хотя и совсем небольшими. Парадный храм до сих пор поражает гармонией и пропорциональностью всех архитектурных форм. Успенский собор в Кремле открыл новую главу в истории русской архитектуры.Он затмил все ранее существовавшие русские церкви до конца 17 века и послужил образцом для подражания, тем самым открыв совершенно новую эру архитектуры. В соборе три часовни. Главный вход в храм расположен со стороны Соборной площади. Вход в здание охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель. В арках изображены фигуры святых. Над ними изображение Богородицы с младенцем. Эти разноцветные фрески были написаны неизвестными русскими художниками 17 века.

Архитектура и фрески храма создают образ космоса. Своды собора символизируют небо, поддерживаемое колоннами собора. Интерьер собора создавали лучшие художники того времени. Внутри собора находится большой парадный зал. Уникальные настенные росписи, иконы и разнообразная церковная утварь считаются бесценными произведениями искусства в мире. В Успенском соборе находится великолепный пятиъярусный иконостас, традиционный для русских церквей.Каждая эпоха оставляла в Успенском соборе свои памятные следы. В 1551 году, во время правления Ивана Грозного, резчики по дереву изготовили и установили в храме так называемое «Мономаховское место» или «Мономахов трон». Ноги трона — четыре резных деревянных животных, а стены трона покрыты барельефами, изображающими коронацию Владимира Мономаха в Константинополе. Над престолом стоит резной шатер на фигурных колоннах.

В ризнице Успенского собора хранится яшмовый сосуд для драгоценной мирры, предназначенный для коронации русских царей, так называемого Августинского Краби. Этот сосуд, согласно легенде, принадлежал римскому императору Августу. Из Рима он попал в Византию, а оттуда был отправлен в дар императору Алексею Комнину Владимиру Мономаху. Во время войны 1812 года Успенский собор был опустошен войсками Наполеона; там устроили конюшни. Перед вылетом из Москвы они увезли более пяти тысяч тонн серебра и около трехсот килограммов золота. После войны возвращенное серебро было использовано для центральной люстры церкви.

Служба в Успенском соборе возобновилась в 1990 году.

Достопримечательности

Музеи

Разное

Древние росписи, обнаруженные при реставрации Успенского собора Московского Кремля — ​​Общество и культура

МОСКВА, 5 февраля. / ТАСС /. При реставрации Успенского собора Московского Кремля, известного также как Успенский собор, были обнаружены новые живописные зоны конца XV ​​века, — говорит генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

«Мы начали полномасштабную реставрацию фресок [собора] и сделали ряд важных открытий», — отметила Гагарина. Таким образом, в алтарном пространстве открыты новые участки настенной росписи. Картины являются нижними частями композиций «Собор Богородицы» и «Рождество Иоанна Крестителя», а также две новые фигуры, входящие в композицию «Праздник Богородицы».

«Эти фрески созданы почти за полтора века до сохранившегося до наших дней главного ансамбля живописи, написанного по приказу царя Михаила Федоровича Романова в 1643 году.Фрески собора неоднократно реставрировались на протяжении всего ХХ века. Они были отреставрированы и отреставрированы, но, к сожалению, для таких древних артефактов время не остановить. «Прошло 40 лет с момента последней реставрации, и картины покрылись пылью и копотью», — рассказала Гагарина.

В России очень мало сохранившихся фресок, созданных в конце XV — начале XVI веков. Среди них росписи Дионисия в Ферапонтовом монастыре под Вологдой. Именно поэтому фрески Успенского собора еще более ценны, — отметили в Музее Московского Кремля.

Реставрация собора запланирована на длительный период с 2017 по 2023 год и направлена ​​в первую очередь на сохранение и заботу, сказала Гагарина.

«Комплекс реставрационных мероприятий, который мы проводим, лучше назвать« консервацией ». Мастера-реставраторы не только следят за состоянием грунтовки и лакокрасочных слоев, но и удаляют сажу, грязь, различные слои, устраняют трещины, восстанавливают утраченные детали, укрепляют грунтовку и красить слои «, — говорит Гагарина.

Начальник службы музея отметил, что собор не закрывается для посетителей на время ремонта; Несмотря на реставрационные работы, в соборе проводятся службы, заранее оговоренные с Патриархией.Пространство собора разделено на шесть зон в соответствии с шестью этапами реконструкции. По словам Гагариной, единовременно на ремонт закрывается только одна зона.

«Сейчас мы находимся на втором этапе: мы работаем в северной части основного пространства собора», — рассказала она.

В проекте задействовано около 40 сотрудников междисциплинарного художественного управления науки и реставрации Министерства культуры, добавила Гагрина.

Устройства голографические

Стратегический партнер музея — ОАО «Транснефть»; Компания и Музейная служба подписали договор о сотрудничестве 12 мая 2017 года.

«Бюджет этого проекта составляет около 360 миллионов рублей», — сказал президент «Транснефти» Николай Токарев, добавив, что Музею Московского Кремля будут предоставлены специальные инсталляции с голограммами.

«В марте мы планируем приобрести пять новейших устройств, способных создавать полномасштабные голограммы экземпляра. Мы решили подарить музею три из этих устройств», — добавил он.

Токарев напомнил, что это не первое совместное предприятие Музея Московского Кремля и Транснефти.Компания и музейная служба уже провели совместные реставрации и экспонаты.

Успенский собор Московского Кремля был построен между 1474 и 1479 годами итальянским архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти. Он веками остается главным собором России. С конца XV ​​века в соборе проходили церемонии коронации русских великих князей, а затем и царей, а также интронизации епископов и патриархов. После смерти митрополита Петра собор стал местом захоронения русских митрополитов и патриархов.

Московский Кремль — Кремлевский дворец

Знакомство с Кремлем — одно из самых необычных впечатлений от посещения России. Он стоит выше всех других достопримечательностей России, таких как известный Эрмитаж, и является самой известной из всех достопримечательностей страны. Московский Кремль, доминирующий на северном берегу Москвы-реки, покрывает Боровицкий холм, занимая большой участок земли треугольной формы.Вся территория окружена большой стеной, называемой Кремлевской стеной, протяженностью более двух километров и изначально построенной полностью из красного кирпича.

Основные достопримечательности России в Кремле: Оружейная палата, Патриарший дворец, Благовещенские соборы, Архангельский и Успенский соборы. Обязательно посетите церковь Ризонаследия и колокольню Ивана Великого. визит Кремль — политическое, духовное и историческое ядро ​​Москвы.Московский Кремль, олицетворяющий истинную сущность города, состоит из группы зданий, образующих прекрасный архитектурный ансамбль, который рисует красочную картину долгой и увлекательной истории. Мистическое святилище было основано князем Юрием Долгоруким, который построил первое здание на вершине холма еще в 1147 году нашей эры. Означает цитадель, замок или крепость, Кремль в России начал расти из своего первоначального здания. Застройка территории вокруг первого дома продолжалась, поскольку вокруг него выросла Москва.

Официально названная Кремлем в начале четырнадцатого века, цитадель к тому времени считалась важной, но отдельной частью города. Через год Кремлевская стена была перестроена с использованием нового материала и дубовых башен. В связи с постоянным риском возникновения пожаров, новая Кремлевская стена из белого камня была построена вокруг всего комплекса по приказу Дмитрия Ивановича, князя Московского в середине XIV века. Сегодня посетители Кремля в России могут увидеть восемнадцать отдельных башен, пересекающих стену и украшенных яркими зелеными шпилями, построенными в XVII веке.Башни Кремля в России венчают яркие звезды из яркого рубиново-красного материала, добавленные в 1937 году.

Перед защитными стенами Московского Кремля посетители могут увидеть мавзолей Ленина и братскую могилу большевиков, погибших в 1917 году в жаркой битве за город. На территории также найдены могилы, принадлежащие многим выдающимся советским деятелям и другим известным людям. Кремлевский дворец — новейшая часть комплекса, состоящая из стекла и бетона. Он был построен в 1961 году при Хрущеве для размещения видных деятелей коммунистической партии.Это великолепное архитектурное сооружение, очень популярное во время туров по России. В Кремлевском дворце находится огромный зрительный зал на 6000 мест и сцена, когда-то увенчанная монументальным изображением головы Ленина. Кремлевская балетная труппа использует Кремлевский дворец в настоящее время для своих постановок.

Истинным сердцем Кремля, полностью окруженным несколькими зданиями, является Соборная площадь. Здания, окружающие центральный объект, включают три других собора, от которых площадь получила свое название, а также церковь Двенадцати апостолов, Грановитую палату и церковь Ризы Богородицы. В пятнадцатом веке все проспекты и улицы Кремля сходились на площади, что подчеркивало масштабы и значение этого района. На Соборной площади также проходили похоронные процессии и коронации всех выдающихся россиян.

Внутри Кремля есть на что посмотреть, что посетители должны выделить как минимум полдня на осмотр. Это одна из достопримечательностей России, на которую нельзя экономить. Он открыт с 10:00 до 17:00 каждый день недели, кроме четверга.Собор Василия Блаженного, который часто ошибочно считают частью архитектуры кремлевской эпохи, является идеальной остановкой, если у вас будет время после этого. Выжившая на протяжении многих веков и по-прежнему занимающая видное место сегодня, царская Россия по-прежнему очень заметна во время посещения Кремля. Через Сталина, Ивана Грозного, Ромоновых и Ленина многие люди оставили свой след в этом захватывающем и интригующем русском чуде.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *