Сампсониевский собор в санкт петербурге адрес: Сампсониевский собор
История
Сампсониевский собор
Сампсониевский собор в Петербурге — один из немногих памятников архитектуры первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней. Заложенный в 1709 году, храм был основан по повелению Петра I как благодарственный за небесное покровительство русским войскам в Полтавском сражении 27 июня (10 июля) 1709 года, происшедшем в день Святого Сампсония Странноприимца. В этот день русские войска нанесли сокрушительное поражение шведской армии в битве под Полтавой.
Эта церковь была особо почитаема среди петербуржцев и была наиболее благоустроена в сравнении с другими скудными приходскими церквями этого времени.
Изначально маленькая деревянная церковь была освящена в 1710 г. Перестройка церкви в собор велась в 1728-1740 годах. Часть средств пожертвовал ярославский купец И.А. Лапшин, но средств не хватило и собор достраивали за казённый счёт. Завершено строительство собора было только при императрице Анне Иоанновне и в это же время – в 1740-е гг. была возведена колокольня. На сегодняшний день имя архитектора собора и колокольни не установлено.
Каменная церковь преподобного Сампсония Странноприимца представляет собой небольшой одноапсидный храм с западным притвором, выступающей полукруглой апсидой. Фундамент ленточный бутовый из лещадной плиты, цоколь известняковый, стены кирпичные оштукатуренные. Высота здания до карниза -8.2 м; до креста купола -35.1 м. Длина храма снаружи 48 м, а вместе с притвором 56 м. Длина главного нефа 34 м, ширина 6 м. Тип постройки — «кораблем», храм состоит из алтарной части, основного объема и трапезной, причем пропорции всех трех частей складываются из традиционных представлений о согласии внутреннего объема с внешней архитектурой. В отделке фасадов собора использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон. Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами без крестовых членений и тяг, что объясняется тем, что пяты сводов имеют низкую посадку. Каждая галерея прорезана пятью проемами. Капители выполнены без определенной ордерности, а в южной галерее имеются добавочные капители, соразмерные членениям окон второго света. Отсутствие определенного стиля пилястр (их базы, напротив, имеют множество видов тонко профилированных кирпичей) при гармоничной пропорциональности храма [194, 157] дает основание предполагать, что замысла архитектора не было, строительный процесс он не контролировал, возможно, выступал лишь консультантом, дававшим определенное направление работам. Эта ситуация и позволила заказчику или подрядчикам вносить изменения по своему усмотрению.
Стена собора со стороны южной галереи оформлена прямоугольной дверью и двумя рядами окон – четыре нижних — прямоугольные и пять верхних, центральные из которых овальные. В стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты. Стена собора северной галереи также имеет два яруса окон. Три окна в нижнем и четыре в верхнем ряду. Одно окно верхнего ряда заложено.
Вход в собор оформляет невысокий лестничный марш, наружная входная дверь декорирована фронтоном с горельефом, изображающим ангелов с трубами (работа скульптора Гейдлиха по рисунку Н.Е.Лансере), и двумя полунишами с головками херувимов. С востока храм завершает полукруглая апсида, увенчанная маковкой с крестом. Собор завершает восьмигранный барабан с ложными окнами, увенчанный пятиглавием. Луковичные главки, окрашенные темно-зеленой краской, завершаются богатыми золочеными крестами.
Часовня построена в 1909 году в стиле елизаветинского барокко по проекту епархиального архитектора А.П. Аплаксина.
В 1711 году возле Сампсониевского храма устроили кладбище. Петербург в первые годы своего существования не имел кладбищ. Историк столицы Михаил Пыляев отмечал, что до 1710 года, когда появилось первое общегородское кладбище — Сампсониевское, «умерших хоронили при собственных домах или у приходских церквей».
Устройство официального городского кладбища на Выборгской стороне началось почти сразу после основания первой деревянной Сампсониевской церкви. Как свидетельствуют современники, мысль об основании кладбища возле Сампсониевской церкви принадлежала самому Петру Первому. Он сказал, что в Петербурге живут в большинстве своем люди пришлые, то есть странники, поэтому пусть и покоятся они под защитой Странноприимца.
Сразу после постройки деревянной церкви Петр повелел, «чтобы умерших тела, нигде у других церквей не погребали, кроме сея Сампсониевской церкви, не только Российского народа, но и иностранной нации»[1]. Рядом с церковью хоронили православных, а чуть дальше было отведено место для иноверческого кладбища, где погребали католиков, лютеран и других иноземцев. Место для погребения предоставлялось бесплатно, кладбище было общедоступным. На Сампсониевском иноверческом кладбище похоронены многие выдающиеся западноевропейские специалисты, приглашенные в XVIII в. на российскую службу — первый президент Петербургской Академии наук медик Лаврентий Блюментрост, историк Готлиб Байер, математик Христиан Гольдбах, архитекторы Андреас Шлютер, Доменико Трезини, Жан Леблон, Карло Бартоломео Растрелли, квадратных дел мастер Иван Росси и многие другие. По письменным источникам известны имена и других лиц, погребенных на этом кладбище. На Сампсониевском кладбище хоронили не только знатных горожан и простых обывателей, но и умерших в заточении Петропавловской крепости и казненных.
У стен храма в 1740 г. были погребены тела казенных дворян А.П. Волынского, А.Ф. Хрущева и М.А. Еропкина, обвиненных в заговоре против Бирона. Точное место захоронения неизвестно и сейчас на предполагаемым месте их захоронения находится памятник «Врагам Бирона…»(1885 г., арх.М.А.Щурупов).
Похоронен здесь по распоряжению Тайной Канцелярии и первый русский экономист Иван Тихонович Посошков. Точное место его могилы не установлено, поэтому на южной стене Сампсониевского собора, близ юго-восточного угла трапезной, укреплена бронзовая мемориальная доска.
Есть и погребения, находящиеся непосредственно в храме, о них известно значительно больше, чем о погребениях у стен храмов и в ограде. По данным Н.Романченко, внутри собора было не менее восьми погребений, также отмеченных настенными могильными плитами и принадлежали они лицам высокого социального положения.. Еще несколько настенных плит укреплено на южном фасаде храма. В настоящее время их пять, четыре находятся в галерее. На других фасадах собора досок нет, и, скорее всего, никогда не было.
По сведениям, подтвержденным материалами раскопок, на Сампсониевском кладбище захоранивались горожане всех сословий, но в основном среднего достатка: купцы, чиновники, отставные солдаты, рабочие Батальона строений.
XX век.
Документы свидетельствуют, что Сампсониевский собор достаточно долго оставался островком спасения для многих произведений церковного искусства из близлежащих храмов. Например, Церковь Благоверной Княгини Анны Кашинской Кашинского Сретенского женского монастыря Тверской епархии, находящаяся неподалеку от Сампсониевского собора (Б.Сампсониевский пр.,53) согласно Выписке из протокола №83 заседания президиума ВЦИК[2] подлежала закрытию с 1 июля 1933 года и сносу.
В архивном деле также имеется заявление «двадцатки» с просьбой разрешить перенести две иконы в Сампсониевский собор.[3] Так же материалы дела, демонстрируют продолжающуюся борьбу инициативной группы за сохранение храма Анны Кашинской, построенного в начале XX столетия по проекту архитектора А.П.Аплаксина, результатом которой явилось имеющееся в деле Решение президиума Выборгского райсовета о передаче здания Выборгскому музею и Акт о передаче ключей от церкви зав. музеем.[4]
Так же, располагавшаяся неподалеку Церковь Спаса Происхождения Честных Древ (Спасо-Бочаринская; ул.Комсомола, д.9), снесенная летом 1932 года, передала две иконы и серебряный крест Сампсониевскому собору.[5]
С 1918 по 1938 годы Сампсониевский Собор оставался в ведении управления заместителя патриаршего местоблюстителя в Москве и Ленинградского митрополита. В июле 1938 г. церковные службы в Сампсониевском храме были прекращены по Решению Административной Комиссии Выборгского Комитета (протокол от 11 июля 1938г).[6]
Но еще с 1938 года велись переговоры между дирекцией Эрмитажа и Комитетом по Охране Памятников о возможности аренды здания собора. Однако, далеко не музейные функции для Сампсониевского собора готовил Эрмитаж, — собор должен был использоваться под склад Эрмитажа.
Великая Отечественная война и блокада Ленинграда изменили все планы мирного времени и по отношению к Сампсониевскому собору в том числе.
После войны собор со всем имуществом был передан Библиотеке Академии наук, использовался для хранения книг и канцелярских товаров, а позже был передан Оптово-закупочной базе Ленгорунивермага. Архивные документы подтверждают, что разрушенная крыша собора была восстановлена только в 1957 году.
В 2000 году собор был открыт, но не как собор, а как музей. Он получил статус государственного музея-памятника. По субботам и воскресеньям, и в двунадесятые праздники в храме проводились богослужения.
После длительного советского периода, 21 мая 2002 года в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во имя честь которого освящён один из приделов собора, настоятелем храма протоиереем Иоанном Малининым была отслужена первая Божественная Литургия. Директором Собора в это время был Николай Викторович Нагорский.
С 2010 года в Сампсониевском Соборе проводятся ежедневные богослужения. С 12 сентября 2015 года Настоятелем собора является архимандрит Серафим (Шкредь). В феврале 2017 года собор передан в управление Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви. Сегодня собор живет полноценной литургической жизнью. Приход собора постепенно увеличивается. При соборе существует воскресная школа для детей и для взрослых.
[1] Романченко Н. Исторический очерк Санкт-Петербургского Сампсониевского собора. СПб., 1909 – 73с.
[2] ЦГА СПб.,Ф.1000 оп.50,д.29, л.79
[3] Там же ,Ф.1000, оп.50, д.29, л.74
[4] Там же, Ф.7179, оп.10, д.400,л.33
[5] Там же, Ф.7384, оп.33,д.117, Акт от 10 марта 1932года «О передаче двух икон и серебряного креста в Сампсониевский собор»
[6] Архив КГИОП., П-28, Н-146., Бражников В. Научный паспорт на здание б. Сампсрниевского собора.1939.,с.107
Сампсониевский собор | Гид по Петербургу 2020
Краткое описание
Сампсониевский собор – действующий старинный храм с довольно богатой историей. Уцелевший памятник уникальной архитектуры первой половины XVIII века выполнен в торжественном и монументальном стиле аннинского барокко.
История храма
27 июня 1709 г. шведам был нанесен сокрушительный удар русскими войсками в битве под Полтавой. По приказу Петра I в честь этого значимого события была построена небольшая деревянная церковь, освященная в 1710 г. и получившая название по имени Преподобного Сампсона Странноприимца, так как победа над врагами произошла в день памяти этого святого. Церковь с отдельно стоящей деревянной колокольней располагалась на том месте, где сейчас находится часовня. В закладке храма принимал участие Петр I.
Деревянное здание постепенно ветшало, а потому рядом с ним, немного южнее, в 1728 г. заложили каменный храмНаблюдать за ходом строительных работ надлежало купцу Ивану Андреевичу Лапшину, который пожертвовал определенную сумму на возведение нового собора. Денег хватило лишь на устройство фундамента. Больше пожертвований не поступало, в то время столица была перенесена из Петербурга в Москву.
Ситуация изменилась к лучшему после восхождения на престол Анны Иоанновны в 1730 г. и возвращения столицы в Петербург — работы по строительству храма возобновились. Деревянную церковь разобрали в 1737 г., а уже в 1740 г. собор был освящен. В этом же году установили колокольню.
Нелегкой была судьба храма в XX веке. В 1938 г. его планировали использовать в качестве склада для Эрмитажа. Дирекция музея собиралась взять здание в аренду, а потому все церковные службы были приостановлены.После событий Великой Отечественной войны собор был передан библиотеке Академии наук для хранения книг. Впоследствии он использовался оптово-закупочной базой Ленгорунивермага.
В 2000 г. храм был открыт в качестве государственного музея-памятника. С 2010 г. богослужения начали проводиться ежедневно.
Сегодня собор ведет полноценную деятельность, в нем также существует воскресная школа для взрослых и детейАрхитектура
Одноапсидное здание собора высотой чуть более 35 метров состоит из трех частей. В центре находится трапезная или зимняя церковь, с западной стороны расположена паперть, с восточной – главная церковь.
Кирпичные стены собора окрашены в небесно-голубой цвет, а декоративные элементы фасадов, такие как пилястры, карнизы и наличники окон – в белый. Четырехскатная крыша храма завершается восьмигранным барабаном, увенчанным пятью куполами темно-синего цвета с золочеными крестами.
Колокольня, расположенная с западной стороны, была возведена одновременно с храмом и выполнена в той же цветовой гамме. Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, с массивным основанием и легкой верхней частью.В нижнем ярусе имеется сквозной арочный проход с чугунными воротами. Звонница увенчана восьмигранным кирпичным шатром с маленькими окошками, луковичной главкой с золоченым крестом и завершается треугольными фронтонами.
На месте алтаря прежней деревянной церкви сейчас находится изящная и нарядная часовня постройки 1909 г., украшенная пилястрами и полуколоннами.
Внутреннее убранство
Сампсониевский собор богат своими художественными сокровищами. Грандиозный главный иконостас, занимающий всю восточную стену, впечатляет своими размерами и красотой. Он украшен скульптурой, множеством декоративных элементов, отличается изяществом форм и изысканностью декора. В боковых приделах находятся малые иконостасы.
Собор содержит уникальную коллекцию иконописи XVIII века, к примеру, лицевые святцы – иконы, иллюстрирующие святых и церковные праздники. По святцам выбирали имена для новорожденных, дабы младенец обрел своего небесного покровителя.В здании собора имеются надгробные плиты, так как некоторые богатые горожане желали быть похороненными в склепах под полом храма. Плиты, расположенные над местами захоронений, сообщают информацию о каждом погребении.
Стены и своды храма украшены декоративными росписями. Интерес представляет картина светского характера с изображением Петра Великого, не являющаяся характерной для православного храма, но выглядящая вполне уместной, учитывая, что храм является памятником Полтавской баталии.
В главной части собора находится чудом сохранившееся медное посеребренное паникадило – шестиярусный церковный светильник XVIII века с навершием в виде креста, украшенный орнаментами из листьев, цветов и веток
В алтарной части храма сохранились главный престол и надпрестольная сень (навес над престолом), декорированные в стиле главного иконостаса, украшенные резьбой и скульптурными композициями.
Интересные факты
- Имя архитектора собора неизвестно, однако существует версия, что им мог быть сам Доменико Трезини. Не исключено также, что проект разрабатывался его племянником – Джузеппе Трезини. В пользу этого факта свидетельствует внешнее сходство трапезной с церковью Трех Святителей Вселенских, построенной по проекту известного архитектора.
- Шатровая колокольня с «окнами-слухами» представляет собой довольно необычный случай применения подобных архитектурных форм в Петербурге. Исследователи полагают, что идея принадлежит тому самому купцу Ивану Лапшину, который, будучи выходцем из Ярославля, задумал придать сооружению вид, традиционный для своего города.
- Первое общегородское кладбище располагалось вокруг деревянной церкви, так как она находилась в отдалении от города. Его устроили в 1711 г. по задумке Петра I. В то время в Петербурге не было кладбищ, а горожан хоронили около собственных домов или у приходских церквей. В непосредственной близости от храма стали появляться захоронения христиан, а чуть дальше — представителей иных религий.
- Место для строительства церкви было выбрано не случайно — именно там пролегал путь в Швецию. Храм был призван служить своего рода духовной защитой воинов, идущих на битву, и напоминать о великой победе.
- Скромная на вид церковь обладала богатым убранством и ее не обходили вниманием воры. В храме хранились ценные иконы и произведения искусства, которые поступали в качестве пожертвований от состоятельных прихожан: церковные книги с богатыми переплетами, дорогие кресты и сосуды. Некоторые церковные ризы были вкладом самого Петра I.
Режим работы, расписание богослужений в 2019 году
Службы в соборе проводятся каждый день.
- В будние и выходные дни в 10.00 начинается Божественная литургия
- Всенощное бдение совершается по субботам в 17.00
- Акафист – в это же время в воскресенье
- Вечерние богослужения проводятся накануне праздников по будням в 17.00
Храм работает до 19.00
Официальный сайт
sampsony.ru
Где находится
Адрес
Большой Сампсониевский проспект, 41
Метро
Выборгская
Как добраться
Добраться до собора можно, пройдя 550 метров пешком от метро Выборгская по Гренадерской улице вдоль Сампсониевского сада до Большого Сампсониевского проспекта, и повернув налево.
Достопримечательности и святыни Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге
Сампсониевский собор – это один из наиболее древних архитектурных памятников Санкт-Петербурга, дошедший до наших дней в прекрасном виде. Построен храм в честь победы в Полтавской битве, а название получил в честь святого Сампсония, в день которого русские войска и одержали победу над шведами. Возле собора было расположено первое петербургское кладбище.
Храм привлекателен прежде всего своей изысканной архитектурой – он построен в стиле аннинского барокко – а также резным иконостасом впечатляющих размеров. Иконы для него были написаны многими известными мастерами
Долгое время эта церковь являлась частью музея-памятника «Исаакиевский собор», который включает в себя четыре петербургских храма. Сегодня Сампсониевский собор вновь открыт для прихожан, но сотрудничество с музеем продолжается.
Где находится Сампсониевский собор в Питере
Расположен Сампсониевский собор в Выборгском районе Санкт-Петербурга по адресу:Большой Сампсониевский проспект, здание №41.
- Телефоны: (931)-22-38-083, (921)-44-76-730.
- С музеем можно связаться по номерам: 31-44-096, 29-45-751; код – 812.
Как добраться до Сампсониевского собора в СПб
- Если вы решили приехать сюда общественным транспортом, удобнее всего воспользоваться метро: доехав до станции Выборгская, выйдите в город и поверните направо. Необходимо перейти дорогу, чтобы очутиться в Сампсониевском саду. Идите вперед, пока не увидите купола собора.
- Также сюда можно добраться собственным автотранспортом или на такси.
Посещение Сампсониевского собора
Зимой этого года храм официально вернули церкви, однако статус музея-памятника Сампсониевский собор не потерял. Здесь продолжается сотрудничество с музейным комплексом «Исаакиевский собор».
Посетители могут не только помолиться, но и заказать обзорную экскурсию, в ходе которой гид расскажет об истории и основных архитектурных достопримечательностях сооружения.
Открыт собор для туристов каждый день, однако по средам у музейных сотрудников выходной.
График работы – с 10.30 до 18.00, но в 17.30 впуск прекращается. Верующие могут посетить богослужения согласно их расписанию.
Собираясь в собор, учтите, что он является действующим, поэтому необходимо соблюдать соответствующую форму одежды:
- юбки или платья и покрытая голова – для женщин,
- брюки и отсутствие головного убора – для мужчин.
Вход на территорию храма бесплатный, как и фотосъемка, но использование вспышки запрещено. Экскурсионное обслуживание или аудиогид оплачиваются отдельно.
Расписание богослужений в Сампсониевском соборе
День недели | Богослужение | Время начала |
Понедельник-пятница | Литургия | 9.00 |
Суббота | Литургия Всенощное бдение | 10.00 17.00 |
Воскресенье | Литургия Акафист | 10.00 17.00 |
Накануне праздников в будние дни совершаются вечерние богослужения, которые начинаются в 17.00.
Где остановиться неподалеку
Если вы решили побывать в этом соборе, стоит задуматься о выборе места для ночлега. Ближе всего к этому храму расположены три гостиницы: «Санкт-Петербург», «Петропавловский» (мини-отель), «Аврора». От всех них расстояние до храма – чуть больше километра.
- «Санкт-Петербург» – гостиница с четырьмя сотнями номеров: эконом, стандартные, люкс, одно- и двухместные.
- «Петропавловский» – этот мини-отель предоставляет одно-, двух- и трехместные номера, есть один четырехместный. Есть общая кухня, внизу – кафе и ресторан.
- «Аврора» – одна из мини-гостиниц, сеть которых открыта в Петербурге. Есть одно- и двухместные номера, в том числе бизнес-класса.
История создания Большого Сампсониевского собора
- Рассказывая о Сампсониевском соборе, следует прежде всего уточнить, в честь чего построен храм. Естественно, в первую очередь это победа в битве под Полтавой, которая переломила ход Северной войны. Однако в день святого Сампсония Петр Первый одержал и еще две победы, в 1714 и 1720 годах.
- Место для будущего храма выбрали неслучайно: именно Выборгская дорога вела в сторону Швеции. Изначально церковь была деревянной и совсем не поражала грандиозными размерами, но в середине XVIII века ее перестроили, сделав каменной. Закончили работы уже при Анне Иоанновне.
- Сразу же после закладки церкви при ней организовали кладбище, где похоронено много людей искусства, включая Леблона, Растрелли, Торелли. В советские времена кладбище превратили в парк, поэтому сохранилась лишь могила, в которой похоронены «враги Бирона», а также памятник рядом с ней.
- Сам собор и колокольню при нем закончили строить в 1740 году. Архитектором храма считается Трезини, а вот кто создал проект колокольни – неизвестно. Часовню при соборе строили в начале XX века, выдержав сооружение в барочном стиле. Это строение похоже на работы Растрелли и несколько выделяется из всего комплекса.
- В советское время, в 1938 году, храм закрыли, а позже с него сняли и колокола. В помещении собора находился магазин готового платья, позже его передали Библиотеке АН, а затем – Ленгорунивермагу.
В начале XXI века собор превратили в музей, дав ему статус государственного, а по выходным и в праздничные дни разрешили проводить богослужения. Через десять лет службы стали ежедневными.
Архитектурные и культурные достопримечательности
Собор – это целый комплекс, в который входят храм, колокольня при нем, часовня, ограда и Юбилейный домик. Последние три постройки были возведены позднее. Иногда сюда же включают и памятник Петру Первому, который расположен на другой стороне проспекта.
- Сам собор – это одноэтажное здание, высота которого до купольного креста превышает 35 метров. В центре крыши – луковичные купола, расположенные на одном барабане. Здание выкрашено в голубой, карниз, пилястры и наличники – в белый цвет. Над дверным проемом арочной формы установлен фронтон, на котором изображены ангелы с трубами, а рядом – полуниши, украшенные лепными херувимами. Притвор соединяется с зимней церковью (трапезной), оформленной в минималистическом стиле.
- Колокольня состоит из трех ярусов: нижний – с двумя боковыми пристройками, верхние два – более узкие. В середине первого яруса есть арочный проем и проезд. Верхние украшают пилястры. Второй ярус имеет глухие окна (декоративные), третий – звонницу, на которой установлен колокол, отлитый в XVIII веке. Этот колокол – один из крупнейших, сохранившихся в Петербурге; весит он более шести тонн.
На боковых фасадах установлены доски с речью Петра Первого, произнесенной накануне Полтавской битвы.
Колокольня выкрашена в голубой цвет, шатер – серый. Строение выдержано в ярославских традициях и не имеет аналогов в Санкт-Петербурге. Все купола комплекса – темно-синие. - Часовня отличается по стилю от собора и колокольни, поскольку строилась позднее. Она возведена на месте, где была старая Сампсониевская церковь.
- Рядом расположен и Юбилейный домик, который выдержан в духе петровского барокко. Был возведен для того, чтобы перенести храмовую сторожку вглубь участка.
- Изнутри собор поражает прекрасным иконостасом высотой 11 метров. Он позолочен и привлекает тонкой резьбой. В главной его части размещены иконы работ художников Баженова, Квашнина, Поспелова. Все они датируются XVIII веком. Это уникальное явление для Санкт-Петербурга, поскольку в большинстве случаев иконостасы менялись не раз.
- Также внутри храма стоит обратить внимание на паникадило, внутреннюю отделку, коллекцию икон, настенную и потолочную роспись.
Святыни собора
Поскольку собор лишь недавно был возвращен Церкви, он не может похвастаться внушительной коллекцией собственных святынь, однако именно сюда регулярно привозят раки с частицами мощей, чудотворные иконы из других храмов.
- Здесь хранится частица мощей преподобного Сампсония, которая была перенесена из церкви Пантелеймона в конце XIX века.
- В трапезной, на восточной стене, имеется уникальная роспись – список Каплуновско-Казанской Богоматери. Именно с этой иконой шли в бой полки Петра Первого. На сегодняшний день оригинал утерян.
- К святыням собора можно отнести и иконостасы: центральный, а также боковой.
- Также в трапезной установлена икона «Лицевые святцы», которая датируется XVII веком. Она была перенесена в собор из старой Сампсониевской церкви.
Фото Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге
Сампсониевский собор — видео
Хотя Сампсониевский собор менее известен, чем Исаакиевский, однако именно он является одним из древнейших храмов Санкт-Петербурга и первым, построенным в честь военной победы. Он манит к себе и верующих, и тех, кто интересуется архитектурой.
Бывали ли вы в Сампсониевском соборе? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.
Сампсониевский собор: история, описание, фото
Сампсониевский собор: история, описание, фото
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Сампсониевский проспект, д. 41
Строительство: 1728 — 1740 годы
Архитектор: Пьетро Антонио Трезини
Координаты: 59°58’06.2″N 30°20’34.5″E
Объект культурного наследия народов Российской Федерации
История храма
Архитектурные особенности
Сампсониевский сад
Памятник Петру I
Интерьеры и святыни
Полезная информация для посетителей
Как добраться
Сампсониевский собор на карте
Каждый из соборов и храмов Санкт-Петербурга имеет свою историю и посвящение. Старинный Сампсониевский собор – не исключение. В его архитектуре сочетаются черты допетровского и европейского зодчества, поэтому живописное здание отличается от других петербургских церквей. Сегодня это действующий православный храм и памятник-музей, где круглый год проводят экскурсии для туристов.
Общий вид Сампсониевского собора
История храма
В 1709 году русские войска во главе с Петром I победили шведов под Полтавой. Это событие произошло 27 июня — в день, когда православная церковь отмечает память Святого Сампсония.
После возвращения в Санкт-Петербург император принял участие в закладке деревянной церкви, которую в благодарность за победу посвятили Святому Сампсонию Странноприимцу. Новый храм поставили на окраинах города, возле дороги, ведущей на Выборг и в Швецию.
Во время правления царицы Анны Иоанновны на месте обветшавшей деревянной церкви было решено построить каменную. Предполагают, что проект здания выполнил талантливый архитектор и признанный мастер стиля барокко – Пьетро Антонио Трезини. Часть денег на храм пожертвовал купец из Ярославля И. А. Лапшин, а остальные взяли из казны.
Вид на Сампсониевский собор с Большого Сампсониевского проспекта
Строительство заняло более 10 лет и было закончено в 1740 году. Изначально собор был одноглавым, но в 1760-х годах вокруг главного купола пристроили еще четыре главки.
До 1711 года жителей города хоронили рядом с приходскими храмами или возле домов. Потом при Сампсониевской церкви разбили два общегородских кладбища — для православных христиан и иноверцев – католиков, лютеран и представителей других религий. Места для могил на общегородских погостах предоставлялись бесплатно.
Примечательно, что идея кладбища для иностранцев исходила от Петра I. По мнению императора, на благо Санкт-Петербурге трудилось много пришлых людей, поэтому логично было хоронить их под защитой покровителя всех странников — Сампсона Странноимиимца.
Вид Сампсониевского собора с тыла
Долгое время в кладбищенском храме на Выборгской стороне проходили обряды отпевания и поминальные молебны. В 1734 году здесь был погребен один из лучших архитекторов начала XVIII века – Доминико Трезини, однако его могила не сохранилась.
Шло время, и Санкт-Петербург разрастался. Чтобы решить возникающие проблемы, императрица Екатерина II инициировала несколько важных градостроительных реформ. Государыня издала указ о переносе петербургских погостов в пригороды, поэтому в 1785 году оба кладбища при Сампсониевском соборе закрыли.
В 1830 году в храме прошла большая реконструкция. Строители заменили старые чугунные полы на каменные и полностью отремонтировали внутренне убранство церкви.
Вид Сампсониевского собора с Гренадерской улицы
В конце XIX века из Пантелеймоновского храма возле Фонтанки в собор перенесли частицу мощей Святого Сампсония. В начале прошлого века на южном и северном фасадах появились памятные доски со словами Петра Великого, которые он говорил воинам русской армии.
В 1935 году православный храм стал архитектурным памятником. Это спасло его от разрушения во время активной антирелигиозной кампании в стране. Через три года по решению Выборгского комитета собор закрыли для верующих и с колокольни сняли все колокола. До войны внутри здания был склад и магазин одежды, а в послевоенные годы – книгохранилище.
В 1980-е годы старинный храм присоединили к музею-памятнику «Исаакиевский собор». Благодаря этому, удалось провести капитальную реставрацию. Первые посетители смогли увидеть восстановленное здание в 1999 году, а через уже год собор стал памятником-музеем. Первое богослужение здесь прошло в 2002 году.
Вход в Сампсониевский собор
Архитектурные особенности
Собор достраивали при царице Анне Иоанновне, поэтому стиль, в котором он возведен, часто именуют анненским барокко. Трехъярусную колокольня высотой 35,1 м венчает стройный восьмигранный шатер и луковичной главкой с крестом. Именно так выглядели православные храмы в Ярославле и Москве XVII века. Второй и третий ярус колокольни украшают изящные пилястры тосканского ордера, а на самом верху находится звонница с колоколом XVIII века.
Одноэтажный одноабсидный храм с западным притвором окрашен в нежный бело-голубой цвет. Он стоит на ленточном бутовом фундаменте, имеет оштукатуренные кирпичные стены и прочный известняковый цоколь. Фасады отделаны рустованными пилястрами и профилированными карнизами. Окна церкви оформлены декоративными наличниками.
Основной объем заканчивается высоким граненым барабаном и выразительным пятиглавием. К нему примыкает приземистая трапезная. Покатая крыша и пять куполов по центру придают собору необычный вид. При входе в храм можно увидеть красивый горельеф с ангелами.
Соборные купола
На том месте, где раньше стояла деревянная церковь, возвышается небольшая красивая часовня. Она была построена в 1909 году по проекту русского архитектора Андрея Петровича Аплаксина. Часовня возведена в традициях елизаветинского барокко, поэтому сильно отличается от храма и колокольни.
Сампсониевский сад
С востока от собора раскинулся живописный парк. Зеленая зона была разбита в 1928 году на месте старого православного кладбища. До 1991 года она носила имя Карла Маркса, а потом была переименована в Самсониевский сад. Тенистые аллеи — отличное место для прогулок. Петербуржцы и туристы с удовольствием приходят сюда, чтобы отдохнуть возле прямоугольного пруда и покормить птиц.
Вид Сампсониевского собора из Сампсониевского сада
В Сампсониевском саду находится монумент первостроителям Санкт-Петербурга, который был создан в 1995 году скульптором Михаилом Шемякиным. На гранитном памятнике выбиты имена архитекторов, принимавших участие в возведении самых известных зданий и проспектов северной столицы. Благодарные жители города увековечили вклад в строительство Санкт-Петербурга известных зодчих — Андреаса Шлютера, Жана-Батиста Леблона, Доменико Трезини и Бартоломео Растрелли.
Памятник Петру I
С запада от храма, за Большим Сампсониевским проспектом стоит памятник основателю собора – Петру Великому. Выразительный монумент появился в 1909 году, когда Россия отмечала 200-летия битвы под Полтавой.
Памятник Петру Великому на против Сампсониевского собора
Бронзовую статую отлили по модели, которую в 1872 году создал известный скульптор-реалист Марк Матвеевич Антокольский. Проект гранитного постамента выполнил архитектор Николай Евгеньевич Лансере. Деньги на строительство были пожертвованы правнуками генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева, который командовал русской армией под Полтавой.
Памятник Петру I простоял 20 лет и в 1929 году был демонтирован. Скульптуру отправили в фонды Третьяковской галереи, а гранитный постамент полностью разобрали. Только в 2003 году, когда город на Неве отмечал 300-летие своего основания, исторический монумент восстановили на прежнем месте.
Царь-преобразователь изображен в полный рост в мундире любимого им Преображенского полка. В левой руке император держит подзорную трубу, а правой опирается на массивную трость. На груди Петра I можно увидеть орден Андрея Первозванного.
Интерьеры Сампсониевского собора
Интерьеры и святыни
Неф имеет длину 34 м и ширину 6 м. Главная ценность собора – огромный резной иконостас высотой 11 м, который был изготовлен в первой половине XVIII века. Над иконами трудились известные живописцы Т. Баженов, А. Поспелов и А. Квашнин.
Полезная информация для посетителей
Сампсониевский собор – действующий православный храм. Церковные службы в нем идут ежедневно: по будням в 10:00, а по субботам и воскресеньям в 10:00 и 17:00. Вход бесплатный. При храме открыта воскресная школа для детей и взрослых. Экскурсии для туристов проводят без выходных: с 16 сентября по 30 апреля с 11:00 до 19:00, а с 1 мая по 15 сентября с 10:00 до 19:00.
Монумент первостроителям Санкт-Петербурга на фоне Сампсониевского собора
Как добраться
Собор стоит в Выборгском районе города, недалеко Пироговской набережной. В 1,5 км от него находится Финляндский вокзал. За 15 минут до храма легко дойти пешком от станций метро «Выборгская» и «Площадь Ленина». Общественный транспорт – автобусы, маршрутные такси и трамваи ходят по Боткинской улице, Большому Сампсониевскому проспекту и Гренадерской улице.
Рейтинг достопримечательности
Сампсониевский собор на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва |
Казань |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Суздаль |
Культура.РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России
Сампсониевский собор — один из старейших по времени основания храмов Санкт-Петербурга. Небольшая деревянная церковь во имя преподобного Сампсона Странноприимца была заложена Петром I в память о Полтавской победе, одержанной 27 июня 1709 года — в день святого Сампсона.Строительство существующего каменного храма было начато в 1728 году. В 1733 году были освящены боковые приделы, а в 1740 году — главный алтарь. Имя архитектора неизвестно.
Собор дошел до наших дней без значительных изменений. Он был закрыт в советское время, но его внешняя и внутренняя отделка практически не пострадали. Ныне храм входит в состав музея «Исаакиевский собор», являясь в то же время действующим православным храмом.
Здание Сампсониевского собора включает главный храм и примыкающую к нему с запада обширную трапезную с двумя приделами. С севера и юга главный храм окружен открытыми галереями, продолжающими плоскость стен трапезной, так что внешне собор производит впечатление прямоугольного в плане здания. Главный храм перекрыт полуцилиндрическим сводом, над которым возведен глухой деревянный купол на высоком восьмигранном барабане с ложными окнами. В 1761 году по сторонам барабана были пристроены четыре пилона, несущие маленькие боковые главки — такое решение церковного пятиглавия восходит к собору Смольного монастыря Ф. Б. Растрелли.
Архитектурное убранство Сампсониевского собора отличается скромностью. Его фасады расчленены лопатками (пилястрами без капителей), оконные наличники имеют самый простой рисунок. Паперть с пышным скульптурным барельефом была пристроена во время реставрации 1908—1909 годов.
Отдельно стоящая трехъярусная колокольня представляет собой редкое сочетание мотивов барочной архитектуры и древнерусского зодчества. Основная ее часть выполнена в европейском духе, но завершена архаичным каменным шатром с окнами-«слухами» и луковичной главкой.
Главной достопримечательностью собора являются великолепные иконостасы XVIII века.
Иконостасы приделов относятся, вероятно, к 1720-м годам, но были реконструированы на рубеже XVIII—XIX веков. Главный иконостас создан в 1737—1739 годах и является подлинным шедевром русского барокко. Архитектор А. П. Аплаксин писал о нем в начале XX века: «Все, что может дать декоративная архитектура, все нашло место в Сампсоновском иконостасе: карнизы с сплошным орнаментом, колонны полных композиционных орденов, кронштейны разных типов, поддерживающие, ползучие и другие, пышные иконные наличники, сандрики, отдельные орнаменты и гирлянды, неожиданные раскреповки поясков и прочее, и прочее, а вся эта масса декоративных элементов, снабженная к тому же отдельными головками ангелов, самостоятельными фигурами херувимов и бесплотных духов, представляет из себя дивную композицию, легко и свободно распределенную по всему полю иконостаса». Автор иконостаса неизвестен. В главном алтаре Сампсониевского собора сохранились также резной престол и резная надпрестольная сень первой трети XVIII века.
Описание Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге, история, адрес, режим работы :: SYL.ru
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге является удивительным объектом и одним из красивейших памятников российского зодчества восемнадцатого века. Этот комплекс, состоящий из собора, колокольни и часовни, имеет не только культурное значение, но и историческое. Ведь созданию Сампсониевского собора предшествовали кровавые страницы истории нашей страны. За все время своего существования соборный комплекс часто претерпевал изменения и не единожды находился на грани полного уничтожения. Но, к радости современных петербуржцев, он сумел сохраниться до наших дней и радует прихожан своей утонченной красотой и убранством.
Сампсониевский собор: начало великой истории
Начало восемнадцатого века — не самый лучший период в истории Российской империи. Война со шведами, которую вел Петр I, истощила страну и существенно подорвала воинский дух солдат. Простые россияне страдали от повышенных налогов, неурожайных лет и голода. А война требовала все новых вложений, что приводило к росту недовольства не только среди простого люда, но и в кругах знати. Стране нужна была победа, которая переломила бы ход военных сражений. И это произошло. Под Полтавой российские войска разбили армию шведского короля. Случилось это знаменательное событие в день памяти Сампсония Странноприимца (27.06.1709). Можно сказать, что в этот день началась история Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге.
Приказ о строительстве храма
Победа Петра I была столь значительной, что монарх решил увековечить ее для потомков. В те времена было принято строить триумфальные арки или другие подобные сооружения, но мудрый правитель рассудил иначе. Он знал, что душа русского народа всегда тяготела к Богу и жила под Его благословением, поэтому Петр I решил, что лучшее, что может получить Санкт-Петербург, — церковь. Приказ о ее строительстве был отдан лично царем сразу же после Полтавского сражения.
Название Сампсониевского собора органично вытекло из самого дня сражения, поэтому никому и в голову не приходило искать храму иное имя. Место строительства тоже было выбрано лично Петром I. Он приказал поставить храм на Выборгской дороге, которая вела в сторону Швеции. Все солдаты, отправляющиеся на войну, проходили мимо этого храма и вдохновлялись победой российской армии под Полтавой. Возведение храма заняло приблизительно год.
Кому принадлежит авторство проекта, современные историки так и не выяснили. Они выдвинули несколько возможных кандидатур, но архитектор собора остался неизвестен. Хотя, учитывая внешний вид сооружения, историки сделали предположение о том, что автором церкви все-таки был иностранец.
Санкт-Петербург: церковь деревянная
Первый храм был полностью построен из дерева. Это был самый распространенный строительный материал на Руси, поэтому церковь было решено возводить из него. Сейчас сохранилось мало исторических сведений о том, как выглядел этот первый Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге, но известно, что колокольня была украшена чугунными пластинами с речами царя, которые тот произнес перед и после знаменательной битвы, принесшей победу над шведской армией. Эти пластины в большие праздники выносили на улицы города.
В годовщину Полтавского сражения возле храма собирался народ, а чугунные плиты устанавливались на площади. Несмотря на то что собор располагался практически за чертой города, он был весьма любим жителями Петербурга. Они часто приезжали сюда на церковную службу, а воины вообще считали Преподобного Сампсония своим покровителем.
Церковное кладбище
На следующий год после освящения собора было принято решение о создании первого официального городского кладбища в Санкт-Петербурге. Под место для него были отданы земли вокруг Сампсониевского собора. Ведь его расположение идеально подходило для данных целей. Ранее усопших горожан хоронили прямо во дворах местных церквушек.
Петр I постановил, чтобы у собора хоронили иностранцев, живших и работавших в России. В восемнадцатом веке количество иноземных граждан на территории нашей страны было весьма велико, и вопрос с их захоронением стоял очень остро. Царь рассудил, что люди, покинувшие свою страну, могут считаться странниками, и для них нет лучшего места для упокоения тела, чем Сампсониевский собор. Архитектор Трезини Д. А. и знаменитый скульптор Растрелли были похоронены именно на этом кладбище. Со временем здесь же стали хоронить российскую знать и аристократов, сделавших все необходимое для процветания своей страны. К сожалению, до наших дней не сохранился ни сам погост, ни его памятники, которые представляли собой настоящую историческую ценность.
Реконструкция храма: этапы
Со временем популярность церкви росла. Спустя три года после начала функционирования Сампсониевского собора при нем был открыт приют для нищих, или богадельня, как ее тогда называли. Часто сюда приходили странники и получали на несколько дней кров и пищу.
Количество прихожан росло с каждым годом, и собор уже не мог вмещать в себя всех желающих. Тем более что со временем деревянная церковь под воздействием природных явлений начала разрушаться, ветшала сама конструкция и внешнее убранство. Поэтому через девятнадцать лет после знаменательного Полтавского сражения было принято решение о возведении нового собора рядом со старой деревянной церковью.
Начать строительства помогли пожертвования мецената Лапшина, к которым добавились деньги, жертвуемые частными лицами. Архитекторами нового храма стали два человека — Дж. Трезини и Земцов В. Г. Но хотелось бы уточнить, что авторство храма отдано этим архитекторам по предположительным сведениям, так как более достоверной информации о проекте собора так и не было найдено до наших дней.
Возведение церкви началось с западного крыла, которое было практически полностью закончено к началу тридцатых годов восемнадцатого столетия. На этом строительство остановилось, но храму все же суждено было появиться. Анна Иоанновна, вернув Санкт-Петербургу статус столицы и переехав сюда со всем своим двором, взяла под контроль возведение собора. В итоге в августе 1740 года новое здание храма освятили. В первоначальный проект были внесены некоторые конструктивные изменения, и рядом с собором выросла красивая колокольня. Со временем единственный купол дополнился четырьмя малыми маковками, что сделало внешний вид сооружения более традиционным для Руси. Ведь еще с пятнадцатого века было принято завершать церкви пятью куполами.
Памятник Петру I
К двухсотлетию со дня победы над Полтавой церковь просто преобразилась. В первую очередь напротив нее был установлен памятник Петру I. Над скульптурой работал талантливый мастер М. Антокольский, открытие памятника сопровождалось праздничными мероприятиями и народными гуляниями. Сампсониевский собор обновился и получил несколько дополнительных зданий. Архитекторы смогли превратить церковь в настоящий комплекс и построили на месте первоначального деревянного строения часовню. Ее дополнили сторожкой и специальным зданием с комнатами для служителей храма. В нем же расположилась небольшая библиотека. В честь двухсотлетия Полтавской битвы его назвали «Юбилейным домом». На фасады колокольни реставраторы установили чугунные плиты с речами Петра I.
Послереволюционная история собора
Революция семнадцатого года существенно изменила облик Петербурга, это коснулось и храмов. Многие из них были закрыты, но Сампсониевский собор продолжал функционировать вплоть до тридцатых годов прошлого века. Практически перед началом Второй мировой войны Выборгский комитет постановил прекратить деятельность храма и закрыть его до особых распоряжений. Чуть позже были сняты практически все колокола с колокольни, а памятник основателю храма перенесли в Третьяковскую галерею. Это была печальная страница в истории храма.
В здании собора разместили магазин готовой одежды, а спустя несколько лет отдали его под овощную базу. За это время собор заметно пострадал от деятельности человека. Во время войны в него даже попал снаряд, существенно повредивший самый главный колокол, остававшийся до этого времени на своем месте. Взрывной волной были снесены два купола, и церковь приобрела печальный и сиротливый вид.
Возрождение храма
В конце семидесятых годов Большой Сампсониевский проспект, где стоит храм, вызвал интерес у историков и краеведов. Администрация города выделила средства на частичную реконструкцию собора. Были восстановлены его фасады, купола и даже некоторые элементы отделки. Но до полной реконструкции здания было еще далеко.
Вторым рождением собора можно назвать присвоение ему особого статуса — «музей-памятник». Сампсониевский собор удостоился этой чести в 1984 году. С этого мгновения начали восстанавливать прежний облик культового объекта.
Конечно, денежных средств постоянно не хватало. Но выделенные бюджетом города деньги постоянно пополнялись пожертвованиями от жителей Санкт-Петербурга. И чудо свершилось — в 1999 году, в очередную годовщину Полтавского сражения, собор открыл двери для первых посетителей. Музей начал свою работу через год, но Сампсониевский собор еще два года после этого находился в стадии реконструкции. Шаг за шагом талантливые мастера кропотливо восстанавливали убранство храма по найденным эскизам и фотографиям различных элементов.
Возобновление богослужения в храме
После проведенной реконструкции в мае 2002 года в обновленном соборе было проведено первое богослужение, что стало большим праздником для всех православных верующих Санкт-Петербурга. Копия памятника Петру I тоже заняла свое законное место напротив церкви. Через восемь лет в храме стали проводиться редкие праздничные богослужения. Но постепенно в обществе стали ходить разговоры о необходимости возвращения собора в лоно православной церкви.
Сампсониевский собор сегодня
Совсем недавно случилось долгожданное событие — Сампсоновский собор был передан церкви на сорок девять лет, и в нем возобновились богослужения на постоянной основе. Сейчас в храм можно прийти в любое время и насладиться убранством собора и старинной атмосферой этого места, пережившего массу различных событий.
Местонахождение соборного комплекса
Если вы когда-нибудь окажетесь в Санкт-Петербурге, обязательно посетите Сампсониевский собор. Адрес этого исторического объекта можно отыскать в любом путеводители или справочнике. Да и большинство жителей города готовы будут рассказать вам, где находится храм.
Чтобы попасть на Большой Сампсониевский проспект, к д. 41, где и расположен соборный комплекс, лучше всего воспользоваться метро. Ближайшей станцией является «Выборгская», от нее вам нужно будет немного пройти пешком, и вы сразу же увидите синие купола и нежно-голубые фасады храма.
Сампсониевский собор: режим работы
Сейчас богослужения в храме проводятся ежедневно. На божественную литургию можно попасть с понедельника по субботу в девять утра, в воскресенье она начинается в десять утра.
В пятницу и субботу в пять часов вечера проходят вечерние богослужения, по субботам в это же время читают акафист. В дневное время двери храма открыты для всех посетителей.
Историческая ценность
Уникальность собора трудно переоценить, ведь данное здание — одно из немногих сохранившихся строений восемнадцатого века. К тому же Сампсониевский собор сочетает в себе несколько стилей. Он соединил традиционное старославянское зодчество с европейскими тенденциями Петровской эпохи. Это особенно заметно во внешнем облике колокольни. Она венчается необычным восьмигранным куполом с несколькими окошками. Данная традиция была характерна для церквей Ярославля семнадцатого века. Колокольня имеет несколько ярусов и напоминает своим видом шатер.
Все строения соборного комплекса имеют голубую окраску, что невероятно гармонично смотрится на фоне неба. Сам храм выстроен из кирпича, а все купола будто собраны на одном барабане, венчающем крышу. Это придает собору немного нетрадиционный вид, не совпадающий со старорусскими обычаями.
Как мы уже упоминали, колокольня поделена на несколько этажей. Нижний расширен двумя пристроенными зданиями, что придает ему основательности. Оба верхних этажа украшены пилястрами, средний ярус имеет арку и «глухие окна». На третьем этаже расположена звонница. До наших дней сохранился колокол, который был быть водружен на свое место еще в восемнадцатом веке. Сейчас он является гордостью соборного комплекса.
Часовня выстроена в стиле барокко Растрелли. Она очень сильно отличается от собора и колокольни, да и датируется началом двадцатого века, самым поздним периодом в истории строительства комплекса. Часовня украшена многочисленными колоннами, скругленными фронтонами и художественными композициями. Это сооружение выглядит более сложным и современным по сравнению с остальными подобными.
Внутреннее убранство храма
Самое главное сокровище храма можно увидеть, только войдя в Сампсониевский собор. Интерьер и убранство церкви были частично сохранены с восемнадцатого века, частично восстановлены современными мастерами. Но особую историческую ценность представляет золотой иконостас, выполненный из ценных пород древесины. Он имеет в высоту одиннадцать метров и сочетает в себе все традиции старорусской резьбы по дереву. Все иконы храма написаны кистью мастеров восемнадцатого века — Баженова Т. и Поспелова А. Они создали великолепные образы для большого иконостаса и других частей собора. Коллекция редчайших икон является гордостью Сампсониевского собора, таким собранием не может похвастаться ни одни храм в Санкт-Петербурге, да и в России в целом.
Реставраторы храма сумели в точности воссоздать украшения и элементы внутреннего убранства. Примечательно, что в советские годы бесценные образцы искусства пострадали от безалаберности людей, а не от злонамеренного разрушения. Поэтому собор удалось сохранить для потомков, и сейчас он предстает перед глазами горожан практически в своей первозданной красоте.
Существует в церкви и еще одна святыня — мощи Преподобного Сампсония. Часть их была перенесена под своды собора еще в конце девятнадцатого века. За время советского забвения мощи удалось сохранить, и сейчас они доступны для прихожан в часы работы храма.
Россия имеет массу памятников культуры, которые представляют огромную историческую ценность. Они были практически забыты и заброшены в советскую эпоху и девяностые годы прошлого века. Но сейчас культурное наследие нашей страны активно восстанавливается и занимает достойное место в сокровищнице России.
Собор Святого Павла — Часы работы, билеты и расположение в Лондоне
Civitatis Лондон- Путеводитель
- Общая информация
Информация
Общая информация
- Спланируйте поездку
- Спланируйте поездку
- Консультации по путешествиям
- Климат
- Медицинская страховка
- валюта
- Цены
- Праздничные дни
- Показать все
- История
- Районы и окрестности
- Фото
- Показать все
- Спланируйте поездку
- Лучшие достопримечательности
Лучшие достопримечательности
Лучшие достопримечательности
- Топ 10
- Топ 10
- Вестминстерский дворец
- Вестминстерское аббатство
- Пикадилли
- Башня Лондона
- Тауэрский мост
- Собор Святого Павла
- лондонский глаз
- британский музей
- Гайд-парк
- город Камден
- Показать все
- Памятники и туристические достопримечательности
- Памятники и туристические достопримечательности
- Вестминстерский дворец
- Вестминстерское аббатство
- Пикадилли
- Башня Лондона
- Тауэрский мост
- Собор Святого Павла
- лондонский глаз
- Букингемский дворец
- Большой Бен
- Кенсингтонский дворец
- Трафальгарская площадь
- Ковент-Гарден
- Осколок
- Чайнатаун
- Старый операционный театр
- Памятник
- Театр Шекспира «Глобус»
- Смена караула
- Апсли Хаус
- ратуша
- HMS Belfast
- Морская жизнь
- Небесный сад
- Стэмфорд Бридж
- Эмирейтс Стадион
- Олимпийский стадион
- Стадион Уэмбли
- Гринвичская обсерватория
- Показать все
- Музеи и галереи
- Музеи и галереи
- британский музей
- Национальная галерея
- Имперский военный музей
- Коллекция Уоллеса
- Музей мадам Тюссо в Лондоне
- Музей естественной истории
- Научный музей
- Музей Виктории и Альберта
- Тейт Модерн
- Тейт Британия
- Музей Лондона
- Национальная портретная галерея
- Лондонский музей транспорта
- Музей Шерлока Холмса
- Музей сэра Джона Соуна
- Леголенд Виндзор
- Катти Сарк
- Показать все
- Парки и сады
- Парки и сады
- Гайд-парк
- Сент-Джеймсский парк
- Кенсингтонские сады
- Риджентс Парк
- Зеленый парк
- Показать все
- Ночная жизнь
- Показать все
- Топ 10
- Как добраться до лондона
Как добраться до лондона
Как добраться до лондона
- Аэропорт Хитроу
- Гатвик аэропорт
- Лутон аэропорт
- Станстед аэропорт
- Показать все
- Транспорт
Транспорт
Транспорт
- Подземный — Труба
- Автобус
- Такси
- Катание на велосипеде
- Карты путешествия и тарифы
- Карты путешествия и тарифы
- Проездной
- Пластиковая карта для поездок по Лондону
- Показать все
- Показать все
- Советы по экономии денег
Советы по экономии денег
Советы по экономии денег
- Лондонский перевал
- 2FOR1 Предложения
- Показать все
- Где остановиться Где остановиться
- Где поесть Где поесть
- Покупка
Покупка
Покупка
- город Камден
- Harrods
- Рынок на Портобелло-роуд
- Показать все
- 3-дневный лондонский маршрут 3-дневный лондонский маршрут
- Общая информация
Информация
Общая информация
Собор Св.Иоанн Богослов
- Дом
- Присоединяйтесь к приходу
- Адвент и Рождество
- Covid-19 Правила безопасности
- Дерево, дающее пришествие
- Концерты в соборе
- Евхаристические поклонения
- Масса онлайн
- Присоединяйтесь к приходу
- О соборе
- История
- Виртуальный тур
- Фасадный вход
- Святилище
- Кафедра
- Reredos
- Амбо
- Скиния
- Часовня Марии
- Часовня Святого Сердца
- Святыни
- Часовня Воскресения Христова
- Фасадный вход
- История
ул.Павловский собор
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог …» Иоанна 1: 1
Дж. Б. Филлипс, священник англиканской церкви 20 века, писал: «Христианство начинается с исторического факта, действительно, его отправной точкой является самое важное событие во всей истории человечества. Христианская религия утверждает, что почти 2000 лет назад Бог … .побывал на этой маленькой нашей планете лично.Разумеется, единственный способ, которым он мог это сделать, — это стать человеком, и именно это христиане считают, что он сделал это.То, что Бог так утвердил Себя в потоке человеческой истории, и что мы, следовательно, живем на посещаемой планете, — заявления достаточно смелые, чтобы перехватить дыхание … Но здесь начинается христианство, это камень, на котором оно стоит. основан ».
К тому времени, когда вы это прочитаете, рождественский сезон будет в самом разгаре. В год, который во всех отношениях отмечен последствиями коронавируса, мы должны адаптировать старые традиции к новому образу жизни Семейные и общественные собрания опосредованы протоколами социальной дистанции, онлайн-покупки заменяют походы в торговые центры, а путешествия любого рода категорически не поощряются.Наша религиозная жизнь определенно пострадала в это время Covid 19 с различными ограничениями и ограничениями, и все на месте, чтобы защитить нас от этого ужасного вируса. Поскольку мы переживаем и продолжаем сталкиваться с этим временем пандемии, поистине сложно принять, а тем более провозгласить Благую Весть, о которой пишет Дж. Б. Филлипс.
На первый взгляд, пролог Евангелия от Иоанна тонким, почти приглушенным тоном провозглашает Воплощение нашего Господа и Спасителя. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.В отличие от своего коллеги Луки, Иоанн не включает в свое воззвание ангелов, пастырей или ясли… просто Слово. И, возможно, именно здесь высказывание преподобного Филипса не выдерживает критики, поскольку, хотя весть о рождении Иисуса, как он говорит, «изменяет жизнь и захватывает дух», Воплощение не касается посещения далекого Бога, Который зашел, чтобы помочь нам на этом пути. Воплощение Бога, Эммануил, — это история о Боге, который был в начале творения, о Боге, который через Деву Марию ходил среди нас, и о Боге, который в присутствии Святого Духа продолжает быть рядом с нами.В этом заключается Благая Весть для нас, которые чувствуют себя не похожими на тех, с кем говорил Исайя, как на тех, кто ходит во тьме и отчаянно ищет света, освобождения и облегчения. Наш Бог поистине Эммануил, действительно присутствующий в любое время и в любом месте.
Если это ваш первый визит, мы рады приветствовать вас на нашем веб-сайте Собора. Возможно, вы хотите найти присутствие Бога в своем собственном жизненном пути, поиске, который среди шума и смятения нашего века временами может показаться непреодолимым.Может быть, мы сможем помочь. На этом сайте приведены примеры служения, которое мы разделяем как собор Святого Павла. Нам нравится чудесное сочетание молодых и старых, новичков в вере, а также зрелых христиан. Среди чудесного смешения личностей приходит благословение различных даров и служений. Пусть информация, которую вы найдете здесь, воодушевит вас в вашем собственном пути веры. Мы приглашаем вас приехать и сделать свой духовный дом вместе с нами в St.Павла, но молитесь, чтобы где бы вы ни находились, вы найдете христианское сообщество, где вы сможете углубить свою веру и исследовать, к чему Бог призывает вас. Где бы вы ни были, ваши молитвы о служении людей собора Святого Павла будут оценены, и знайте, что вы будете в наших.
Мы благодарны людям Св. Павла, которые предлагают свои дары для служения церкви, поскольку мы стремимся выполнять поручение, данное всем нам нашим Господом, и мы благодарны за то, что вы посетили нас здесь … мы желаем вам всяческих благословений в продолжении вашего пути с верой.
Базилика Старого собора Святого Патрика и Церковь Пречистой Крови
- Дом
- Наш приход
- Приветствие пастора
- Наш пастор
- Персонал и контактная информация
- Карта и направления
- История
- Аула
- Группы
- Церковь Преосвященной Крови
- Приветствие пастора
- Мероприятия
- Апостольства
- Семейное религиозное образование / Голоса базилики
- Воины (WarriorYouthNYC)
- приходских групп
- Общественные работы
- Духовное формирование
- Семейное религиозное образование / Голоса базилики
- Музыка
- Апостольства