Разное

Северная осетия цей: Цей и Сказский ледник. Северная Осетия

Цей и Сказский ледник. Северная Осетия

Цей, Сказский ледник, Кавказ, Северная Осетия, АланияЦей, Сказский ледник, Кавказ, Северная Осетия, Алания

Цейское ущелье в Северной Осетии я собирался посетить ещё в прошлый раз, но так получилось, что в прошлый раз я оказался в Дигории. Более того, на Цей я собирался попасть ещё 3 года назад, но тогда тоже не срослось. В общем как-то не складывалось у меня с Цеем. Вот и на этот раз, погода портилась, по всему Кавказу обещали дожди. Однако, я всё же решил поехать в Цейское ущелье, что бы увидеть заснеженные пики гор Северной Осетии и Сказский ледник.

Про дорогу на Цей, Алагир и Ардонское ущелье я рассказывал прошлый раз. За Буроном Ардонское ущелье уходит в сторону Южной Осетии, а мы переехав по мосту на левый берег Ардона, начинаем подъем в Цейское ущелье.

 

Альплагерь «Цей» и другие гостиницы в Цейском ущелье

На первом серпантине, слева, нас приветствует скульптура Афсати, покровителя живых существ в Северной Осетии, сделать её фото к сожалению не удалось. Цейское ущелье замыкается подковой гор, которую разделяет горой Монах гребень Кальтберга на Сказское и верховья Цейского ущелья.

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

К половине 12-ого утра мы добрались до альплагеря «Цей».

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Альплагерь «Цей» — это реально, просто альплагерь. Туристической инфраструктурой подобной той которая существует в Домбае здесь даже не пахнет. Полагаю это всё по причинам сложных погодных условий и отсутствием хоть сколько-нибудь постоянного населения в Цее, что делает весьма затруднительным поддержание дороги в Цейское ущелье в надлежащем состоянии. Даже сам Транскам зимой периодически перекрывают.

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Кроме Альплагеря, в Цее есть и другие варианты жилья:

    • Турбаза «ГМИ» — это реальная турбаза, душ и туалет общие. Работает только летом.
    • Гостиница «Осетия» — немного отдалена от склонов гор.
    • Учебно-тренировочный центр (УТЦ Цей) — здесь тоже можно остановиться.
    • Пансионат «Орбита» и Отель «Сказка» более приемлемые варианты, которые похожи на нормальные гостиницы.
    • Самым комфортабельным местом в Цее для остановки является отель «Вертикаль» — это гостиница европейского уровня. Единственный минус, он находится дальше всего от верховьев Цейского ущелья. Останавливаться в нём имеет смысл если вы приехали в Цей на автомобиле.

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Из Альплагеря видна гора Монах (по-осетински — Шауфидар) – это северный отрог хребта Адай-Хох. Он возвышается над Цейским ущельем на высоте четырёхсот метров достигая 3-х километровой высоты.

Гора МонахГора Монах

Легенда гласит, что молодой охотник поклялся, что если он убьет золотоносного тура, появившегося в Цейском ущелье, то рога подарит святому Георгию. Когда же удача, наконец, улыбнулась ему, он  решил оставить драгоценные рога у себя. В наказание святой Георгий превратил клятвопреступника в огромную черную скалу у слияния рек Цейдон и Сказдон.

Гора Монах

Гора Монах

Прямо по курсу в верховьях Сказского ущелья между горами Лагау (4124 м.) слева и Адай-хох (4408 м.) справа лежит Сказский ледник, туда мы и направляемся.

Сказский ледникСказский ледник

 

Погода в Цейском ущелье

Цейское ущелье посещается туристами круглый год. Зимой здесь функционирует горнолыжный комплекс. Зимний сезон здесь как правило длится с конца ноября по середину апреля. Зимой погода в Цейском ущелье достаточно мягкая, сильных морозов практически не бывает. Зато может выпасть очень много снега, столько, что проедет не каждый автомобиль.

Летом погода на Цее не жаркая. В верховьях ущелья бывает достаточно прохладно. Часто идут дожди. Впрочем, погода в горах очень переменчива и не предсказуема. Вот и мы приехали в Цейское ущелье в облачную погоду, но это не мешала солнцу периодически его освещать.

Подъём по канатной дороге

От альплагеря на верх ведёт канатная дорога. Цей имеет всего 2 линии канатной дороги — однокресельную и двукресельную. Обе ведут снизу до морены Сказского ледника. Здесь нет современных кабинок распространённых на других современных горнолыжных курортах. Возможно этим Цей и привлекает, чем-то старым и добрым.

Сказский ледникСказский ледник

Расстояние в 1600 метров подъёмник неторопливо преодолевает минут за 20. Это даёт возможность спокойно полюбоваться горами. По правую сторону выглядывает Цейский хребет весь затянутый облаками.

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Вид назад.

Гора МонахГора Монах

Северная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Северная Осетия, Цей, Цейское ущелье

К сожалению к этому времени погода в Цейском ущелье совсем начинает портиться.

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Слева — Кальперовский хребет.

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Впереди Зелёный холм — конечная станция канатной дороги.

Северная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Северная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Цей затянуло облаками и даже не скажешь, что в Северной Осетии только полдень. У нас было 2 часа и я не стал сильно задерживаться здесь внизу и практически сразу двинулся дальше. От сюда Сказский ледник виден во всей красе.

Сказский ледникСказский ледник

Здесь имеется пушка из которой зимой обстреливают  вершины, во избежание схода крупных лавин.

Северная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Северная Осетия, Цей, Сказское ущелье


Подъём в горы

Внизу лежит язык Сказского ледника, но его я оставляю на обратный путь.

Сказский ледникСказский ледник

Кальперовский хребет, солнце всё же умудряется иногда проглядывать.

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Вершины хребта.

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Гора Монах — отсюда если слегка напрячь воображение в очертаниях горы легко можно увидеть профиль бородатого мужчины в капюшоне.

Гора МонахГора Монах

Гора МонахГора Монах

В прочем есть также мнение, что гора получила своё название из-за не большой скалы на вершине хребта напоминающей фигуру присевшего помолиться монаха.

Гора МонахГора Монах

Не только Сказским и Цейским ледниками богато ущелье, всего в окрестностях курорта Цей насчитывается 29 ледников.

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

На верх пошли далеко не все, а из тех кто пошёл дошли только двое: я и ещё один парень, совсем ещё мальчишка лет 13-ти, впрочем он успел бы подняться и намного выше, я бы наверное не смог. Всё же идти в гору на такой высоте, по склонам не самой последней крутизны в условиях лимитированного времени для городского жителя мероприятие не из лёгких. Вот тут я подумал, что с погодой в Цее нам как раз повезло, взобраться сюда под палящим полуденным горным солнцем было бы то ещё испытание на выносливость. Но какой же здесь воздух!!! Ясный, сочный, кристально свежий, вкусный на столько, что кажется что его можно пить. Представьте разницу в воздухе жарким летом где-нибудь в центре промышленного города и в сосновом бору далеко от цивилизации, вот примерно такая же разница между сосновым бором и Цеем. В общем сказочно чистый воздух, хоть и немного разряженный)))

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Где-то там, за облаками, спрятался Цей-хох.

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Рискну предположить, что это Сонгути (4460 м.), хотя с тем же успехом это может быть и Дубль пик и Пик Ониани, а может и не быть)))

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

А под ногами раскинулся ковёр из рододендронов.

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Сказский ледник

Мы поднимаемся по тропе вверх по хребту ледникового ложа примерно на километр от канатной дороги. Нет конечно, мы идём не по гребню морены, мне кажется это не целесообразным учитывая что основная тропа идёт немного сбоку.

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Отсюда виден сам ледник – так близко, что становиться ощутима его спящая мощь.

Сказский ледникСказский ледник

Сказский ледникСказский ледник

Из под Сказского ледника вырываются водопады.

Сказский ледникСказский ледник

Вырываются и снова пропадают в леднике.

Сказский ледникСказский ледник

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Последний рывок и выше нас только горы и облака, ну и ещё один альпинист явно приехавший в Цейское ущелье не на пару часов)))

Сказский ледникСказский ледник

Адайхох затянута облаками.

Сказский ледникСказский ледник

Цей — это сказочно красивое место! Эх, нам бы ещё часик, но пора спускаться.

Сказский ледникСказский ледник

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

На фото ниже морена Сказкого ледника.

Гора МонахГора Монах

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Спускаться легче чем подниматься))

Сказский ледникСказский ледник

Сказский ледникСказский ледник

Минут за 20 спускаемся вниз, но не смотря на то, что времени уже впритык сворачиваю влево к подножию ледника. Пробраться до обрыва оказывается не очень просто, камни такие, что если навернёшься — мало не покажется.

Сказский ледникСказский ледник

Язык Сказского ледника зрелище надо признать не менее грандиозное чем сам ледник. Не знаю какая здесь высота, глазу совершенно не за что зацепится для масштаба, но как мне показалось 100 метров здесь будет, а то и более.

Сказский ледникСказский ледник

Из под ледника вытекает Сказдон.

Сказский ледникСказский ледник

Постоянно слышится грохот, это с вершины отступающего ледника срываются вниз камни всевозможных размеров. Сказский ледник отступает в среднем метров на 5 за год.

Сказский ледникСказский ледник

Спуск в Цейское ущелье

Вниз в Цейское ущелье спускаюсь вновь на канатке. Под ногами несёт свои воды Сказдон.

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Гора МонахГора Монах     Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Северная Осетия, Цей, Сказское ущельеСеверная Осетия, Цей, Сказское ущелье

Прямо по курсу стоит стеной Цейский хребет. По ту сторону Цейского ущелья находится Дигория.

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Северная Осетия, Цей, Цейское ущельеСеверная Осетия, Цей, Цейское ущелье

Памятник Сталину в Цейском ущелье

Покидаем Цейское ущелье так и не пообедав. По дороге на нас выскакивает оленёнок, но увидев автомобиль, тут же молнией взлетает в гору. По моим настойчивым просьбам делаем 2-ух минутную остановку у камня с изображением Сталина. Практически в каждом городе Осетии есть памятник Сталину, а это наверное самое крупное изображение вождя в мире, хотя кто знает. В высоту камень составляет около 4-х метров, в ширину около 7-ти. Изображение постоянно обновляют, подкрашивают, замазывают каракули вандалов. Одно знаю точно, на фото предыдущих 10-тилетий изображение выглядело более детализированным.

СталинСталин

С обратной стороны изображен портрет народного Героя Северной Осетии Коста Хетагурова — поэта, просветителя и скульптора. Вот этот портрет видимо очень давно не обновлялся.

Коста ХетагуровКоста Хетагуров

 

Как добраться в Цейское ущелье

До горнолыжного курорта «Цей» удобней всего добираться через Владикавказ столицу Северной Осетии. Во Владикавказ можно попасть самолетом (аэропорт города Беслан) или доехать поездом. Приобрести билеты на самолёт по лучшей цене можно на этом сайте, на поезд здесь.

 

 

Из Владикавказа в Цей нужно брать трансфер или заказывать такси. Заказать машину можно здесь. Вас встретят в аэропорту, помогут с багажём и доставят до порога. Как вариант, что бы добраться в Цейское ущелье можно арендовать автомобиль. Вы получаете мобильность, комфорт и свободу передвижения. Можно объездить соседние ущелья или даже уехать на Домбай. В Минеральных водах арендовать автомобиль недорого можно на сайте economybookings.com. Только учтите, что вы едите в горы, особенно если поедите зимой.

Как вариант, можно поехать на экскурсию в Цейское ущелье. Приобрести экскурсию можно здесь.

 

Сказский ледник и Цейское ущелье на карте Северной Осетии

Посмотреть где находится Цейское ущелье, курорт Цей и Сказский ледник вы можете на карте ниже.

 

Наш отзыв о посещении Цейского ущелья

Если не придираться к мелочам по типу полуразрушенной инфраструктуры советских времён, то посещения Цейского ущелья оставило о себе только лучшие воспоминания. Горы с заснеженными шапками до которых рукой подать, великолепная природа и чистейший воздух, вот что ждёт вас на Цее. Сюда можно приехать хотя бы затем, чтобы посмотреть вблизи на Сказский ледник. Наконец-то я смог отвести душу! После красот Эльбруса и Домбайской поляны я видел ещё много гор, но только лишь Цей смог дать мне то, что я так долго искал!!!

В качестве рекомендаций могу посоветовать взять с собой перекусить, с едой в горах могут быть проблемы. Так же возьмите с собой крем от загара, на больших высотах солнце более активно.

самое сказочное место в Северной Осетии: farniev_kostya — LiveJournal

Цейское ущелье – край волшебных красот – величественных снежных вершин и ледников, бурных и стремительных горных рек, пенистых водопадов, заповедных лесов и альпийских лугов. Благодаря таким исключительным природным условиям, Цей является узлом самых различных по сложности туристских, альпинистских, горнолыжных и экскурсионных маршрутов. Из самых отдаленных уголков России, стран СНГ и зарубежья приезжают сюда люди различных возрастов и профессий, чтобы своими глазами увидеть и насладиться красотой и величием этой жемчужины в глубине гор Северной Осетии. В Цейском ущелье находится один из самых известных исторических памятников Северной Осетии – древнеаланское святилище Реком. Все Цейское ущелье является государственным заповедником, и фигура покровителя – Афсати на въезде символизирует защиту и покровительство для всего живущего в этом красивом уголке Кавказа.
 

«Уастырджи»
От города Алагира Военно-Осетинская дорога ведет по широкой пойме левого берега реки Ардона, среди гор Лесистого хребта. Приблизительно на 8-м километре от окраины Алагира, справа по ходу движения, внимание привлекает необычайная скульптурная композиция. Это Ныхас Уастырджи, как называют его в Северной Осетии. Это место является дзуаром — святым местом. Скульптура крепится к скале и весит 28 тонн!
Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. Божество, которое было схоже по своим функциям со Святым Георгием, который так же почитается в христианстве покровителем воинов, путников и мужчин. В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель, изображается в виде грозного воина на белом коне, в белой бурке. Считается, что Уастырджи постоянно носит с собой оружие. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать помогают ли они друг другу в нужде и горе.

Среди людей ОН появляется в облике нищего. Женщины боялись произносить имя Уастырджи и говорили о нём иносказательно «лагты дзуар» — «бог мужчин». Они не имели права даже участвовать в празднествах, устраивавшихся в честь Уастырджи. Он считается врагом воров, мошенников, клятвопреступников, убийц; ОН является покровителем честных, благородных людей.

по дороге в Цей..
горы Алагирского ущелья

по пути в Цей нас  «приветствовал» сам  товариСчь Сталин

река Цейдон

Долина реки Сказдон. Жесткий полуденный свет…

река Цейдон

гора «Монах»
Гора Монах — неподвижный и суровый хранитель Цея. Она похожа по форме на скуфью (круглая шапочка из бархата, головной убор православных монахов). Гора Монах – является отрогом хребта Азиш-Тау, возвышаясь над окружающим ландшафтом на 500 метров. Ее обрыв внизу покрыт осыпями и зарос широколиственным лесом, а в привершинной части оголен. Издалека красноватые скалы напоминают лицо человека. Название горы связано с легендой, повествующей о том, что на ее вершине и небольшой пещере жил некогда монах. Согласно легенде, монах, якобы пытаясь замолить грехи, хотел в скале вырубить фигуру святого, по смог сделать только одну голову. И сейчас можно увидеть наверху скуластое насупившееся лицо старика. Исподлобья глядят раскосые глаза, резко выдается массивный приплюснутый нос, крепко сжат рот. Над низким лбом взлохмачены густые волосы, а на макушке белеет лысина.
Изображение лица – работа не человека, а результат действия воды и ветра в плитчатых песчаниках. Вершина горы плоская ,на 1058,3 м над уровнем моря взметнулась она, сложенная плитчатыми песчаниками. На вершине горы пещера шириной около 3-х м, длиной 7 м.В верхней части горы имеется пещера длиной 8 метров, а на вершине сохранилось несколько курганных дольменов.
высота горы 2990
ещё один портрет на камне (не знаю чей портрет,но похож на Иссу Плиева)
тропинка вдоль обрыва, ведущая к святому месту «Реком»
Святилище «Реком»
Широко известное осетинское святилище Реком находится в глубине Цейского ущелья (юго-западное ответвление Алагирского ущелья), в 9 км пути по высокогорной дороге от пос. Бурон, на высоте 1946 м над уровнем моря.
Реком (осет. Реком) – персонаж нартского эпоса и осетинской мифологии, божество плодородия, одно из трёх, кроме Мыкалгабырта и Таранджелоз, осетинских святилищ. К Реком обращались с просьбой послать богатый урожай, удачный сенокос и охоту. Реком являлся многофункциональным божеством, кроме просьб, связанных с сельским хозяйством, к нему обращались для исцеления от болезней и защиты от злых сил. Культ почитания Реком был широко распространен в Алагирском ущелье и праздник, посвящённый Реком, отмечался в июле. Во время этого праздника, который длился целую неделю, совершалось жертвоприношение Реком многочисленного скота. При жертвоприношении могли присутствовать только мужчины, потому что святилище Рекома являлось центром культа Уастырджи, являвшегося покровителем мужчин.
Согласно осетинскому нартскому эпосу, на месте, где упала одна из трёх слёз Бога, пролитая по поводу гибели нарта Батрадза, образовалось святилище Рекома, называемое по-осетински Рекомы дзуар или Рекомы Уастырджи.
Со стороны входа в Реком вдоль стены закреплены широкие доски наподобие полок. На них в большом количестве – головы жертвенных животных, рога оленей, черепа баранов и туров и просто кости.
«парящее сердечко»
Турбаза «Горянка» , вернее всё что от неё осталось..
расположена недалеко от нынешнего ПСО МЧС возле горы «Монах»  . можно глянуть как эта база выглядела до того как её забросили — www.travelvlad.com/7835660655/3871441288
сладкая пыльца лета всё ещё манит бабочек к себе
Долина  Сказдона
Горы цейского ущелья.

Вид из русла реки Сказдон
Альплагерь «Цей»  


Альплагерь «Цей»
Тачки )
горы ущелья Сказдон. Снято во время подъема на канатке
река Сказдон. Снято во время подъема на канатке

подъем на «Зеленый холм»
пушка для принудительного спуска лавин в зимнее время

группа молодых девушек гуляла по тропинкам Сказдонского ущелья словно по Владикавказскому проспекту после занятий, взрослых с ними не было  🙂
Сказская долина

Нижняя часть «языка» Сказского ледника

Долина Юрского периода )  ..тени, падающие на горы, возбуждают фантазию )
бесконечная дорога вверх… Такие извилистые дороги встречаются на пути в удивительно красивое место Северной Осетии — Цей
а на Олимпе снова пати ))
«Афсати»
Афсати (осет. Æфсати) — в осетинской мифологии и нартском эпосе божество диких зверей, покровитель охотников, небожитель. Афсати является одним из самых почитаемых божеств в осетинском пантеоне. Афсати, будучи покровителем диких животных, которые назывались «скотом Афсати», особенно покровительствовал оленям и кабанам. Афсати изображается одноглазым стариком с белой бородой, сидящим на высокой горе Адай-Хох, где он обитал. С этой горы он внимательно наблюдал за своим многочисленным диким хозяйством. Несмотря на то, что Афсати был одноглазым, он бдительно следил за своими питомцами и строго наказывал тех, кто нарушал его постановления и законы. Одним из законов, установленных Афсати было то, что каждый охотник, которому он дарил животное во время охоты, должен был делиться с первым встречным из своей деревни частью туши добытого животного.


Обратная дорога домой… осталось проехать около ста километров, настроение обалденное, впечатлений море. Уже мечтаю о новой поездке 🙂

Горнолыжный курорт Цей в Северная Осетия – карта склона, фото, видео и цена


Отдых в Цей (Северная Осетия)

Горнолыжный курорт «Цей» находится в Алагирском районе Северной Осетии. Цейское ущелье Природа оделила очень щедро – над хвойными лесами возвышаются величественные горы, тающий снег дает начало быстрым рекам, низвергающимся вниз звонкими водопадами, а с белоснежными ледниками соседствуют изумрудно-зеленые луга. «Цей» уже более 50 лет привлекает любителей высокогорной романтики, приезжающих сюда с лыжами, сноубордами или альпийским снаряжением. Солнце освещает Цейское ущелье с рассвета и до заката, а вечерами вступает в дело искусственное освещение, позволяя наслаждаться ухоженным снегом насколько хватит сил. Трассы «Цея», что называется, на любой вкус и цвет – от «зеленых» до «черных», от заботливо ратраченных до нетронутых и многоснежных, от коротких до километровой длины, от 1850 до 2870 метров над уровнем моря. «Цей» – он красивый, «Цей» – он разный, «Цей» – он романтичный, а нынешний «Цей» – еще и современный курорт с двумя канатными кресельными подъемниками, опытными инструкторами, уютными кафе и барами, разнообразными развлечениями, комфортными гостиницами и незабываемыми экскурсиями по Цейскому ущелью.

Когда приезжать

Горнолыжный сезон длится с ноября до наступления мая. Географическое положение Цейского ущелья и его замкнутость привели к образованию особой климатической зоны, способствующей длительной сохранности снежного покрова. Первый снег выпадает в середине осени, чем выше над уровнем моря – тем толще слой снега и выше риск схода лавин. Свою лепту вносит и ветер – днем он дует вверх по долине, ночью – в обратную сторону, переметая снег и увеличивая толщину снежного покрова на отдельных участках высокогорья до 5-8 м, тогда как в нижней части она не превышает 1 м. В то же время, скорость ветра обычно очень низкая, комфортному катанию он не мешает, как и мороз – даже в разгар зимы столбики термометров не опускается ниже -10°C. Интересная особенность этих мест – обилие солнечных дней и редкие облака, не способные испортить настроение отдыхающим. Тять снег начинает в марте – сначала от него освобождается вход в ущелье, затем доходит очередь до курортной зоны и последним поддается теплу высокогорье. Однако, выше отметки 3400 м снег не тает никогда и даже летом можно любоваться белоснежными пиками Кавказских гор.

Как добраться

Ближайший аэропорт находится в Беслане (аэропорт «Владикавказ»), железнодорожный вокзал – во Владикавказе, от них до «Цея» около 100 км. Преодолеть этот отрезок пути можно на общественном транспорте – из Владикавказа до курорта дважды в день ходит автобус. На личном транспорте из Владикавказа выбраться на Гизельское шоссе и ехать до Алагира, там свернуть на Транскавказскую магистраль до поселка Бурон, от него до «Цея» ведет горная дорога-серпантин.

Где поселиться

«Цей» предлагает остановиться в одном из двух отелей («Сказка» и «Вертикаль»), гостинице («Осетия») или одноименном альплагере. Расценки на проживание варьируются – дешевле всего обойдется раскладушка в альплагере, ну а за комфорт и сервис в отеле придется выложить кругленькую сумму. Другие варианты размещения поблизости отсутствуют, поскольку Цейское ущелье являет труднодоступным регионом, не оправдывающим подобные инвестиции.

Северная Осетия-Алания. Часть первая. Цей.

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна.
В начале июня мы с семьей ездили на автомобиле в республику Северная Осетия-Алания, мы живем в Краснодаре, поэтому это достаточно близко от нас, 630 км или 8-9 часов на авто. Мы ездили в гости, что просто замечательно, во все интересные места нас возили местные и рассказывали истории и легенды. Осетия поразила меня своей красотой и величием, а еще проезжая по хорошим трассам можно наблюдать великолепные горные пейзажи.
_DSC8273
В первой части рассказа я покажу ущелье Цей.

Въезд в республику.
_DSC8058
Въезд в столицу республики город Владикавказ.
_DSC8064
Стоило переступить порог гостеприимного дома, мы увидели как для нас готовят знаменитые осетинские пироги.
Пироги для осетинов священны, они вкладывают огромное значение и любовь в их создание.
Общее название для пирогов — фыдчин, что означает начиненный. Сейчас чаще под фыдчином подразумевают пирог с мясом. Сахараждин — это пирог со свекольными листьями и сыром. Уалибах — это пирог с сыром. Картофджин — это пирог с картофелем и сыром.
Теста и начинки примерно поровну. Чем тоньше пирог, тем выше мастерство хозяйки.
Отверстие в пироге делается не только для выхода воздуха, но и с ритуальным значением, чтобы в него входила святость.
Три испеченных пирога кладут один на другой, берут в руку напиток (не редко это молоко) и восхваляют Бога за щедрые дары. Затем отламывают маленький кусочек и дают самому младшему за столом. Режут пироги крестом. Потом можно еще раз крестом. Истинно говорят, что попробовав один раз настоящий осетинский пирог, потом будет желание кушать его снова и снова. Моей любви в осетинским пирогам уже больше 20 лет и думаю, что это только начало 🙂
Новая папка2
На следующее утро после приезда мы отправились в Цей — красивейшее ущелье и горнолыжный курорт.
По пути в Цей мы заехали на святое место — в Рощу Хетага. По легенде, Хетаг по пути в Куртатинское ущелье, у современного селения Суадаг, Хетага стали настигать преследователи. Тогда из леса Хетаг услышал зов: «Хетаг! В лес! В лес!». Но домчаться до леса беглец уже не успел бы. И тогда Хетаг произнес: «Пусть лес придет к Хетагу», масса леса окружила Хетага. Преследователи повернули обратно, так как не смогли найти Хетага. Он прожил в роще около года, после чего перебрался в горное селение Нар, где дал начало известному роду Хетагуровых
_DSC8096
Внутри круглого храма.
_DSC8112

Трапезная. Красивые стулья для самых почетных старейшин, восседающих во главе стола.
_DSC8115

Специальный круглый стол для разделки мяса.
_DSC8117

Нам очень повезло, мы попали в сезон земляники, ароматной и сладкой, ее было много.
_DSC8127

Монументальное сооружение — это Уастарджи. Так называют святых в Осетии.
_DSC8148
Я и Марина за круглым столом. Все из камня.
_DSC8154
Немного индийского пейзажа с коровами)))
_DSC8174
Многоэтажки в горах вдоль трассы отгорожены шумовым забором.
_DSC8185

_DSC8186
На посту ДПС нас остановили, расспросили куда едем и рассказали, что женщинам нельзя приходить в мужское святилище. Ликбез провели, так сказать.
_DSC8204
На огромном камне портрет Иосифа Виссарионовича меня немало удивил.
_DSC8215

Поднимаемся в гору, вокруг много людей, но я стараюсь, чтобы они не попали в кадр.
Это девичье святилище. Как нам объяснили для незамужних девушек и женщин. Здесь можно попросить о своем женском счастье. Еще было женское святилище, но я его забыла сфотографировать 🙁
_DSC8240
Снежных вершин почти не видно за облаками, а жаль. Желтые цветы источали божественные ароматы.
_DSC8249

_DSC8254

Вот мужское святилище Реком. Было отреставрировано в 2000 году. Мы посмотрели на него издалека.
_DSC8273
Мужчины приносили на свое святилище пироги, прочли молитву и спускаются вниз.
_DSC8256
Место, где проводят праздники. Под крышей место для старейшин.
_DSC8275
_DSC8274
Грибочки!
_DSC8288
Гора Монах.
_DSC8291
Эти огромные ва

Северная Осетия. Цейское ущелье — внимание-внимание.. говорит германия — LiveJournal

См. также:
Северная Осетия. По дороге в Даргавс и Кармадон

автор всех фото koriosif
комментарии автора выделены курсивом

карта кликабельна, Цей отмечен желтым пином

1. Цейское ущелье
в Цее

2. Скульптура Афсати (размер примерно 4 х 4 м)
Афсати в осетинской мифологии владыка благородных диких животных — оленей, туров, коз и др. Согласно мифам, изображается глубоким стариком с длинной белой бородой, сидящим на вершине высокой горы, откуда он наблюдает за своими стадами. По одному из вариантов, у него есть кровать из белых оленьих рогов, постель из медвежьей шерсти, подушки из козьего пуха. Считается, что только с позволения Афсати. можно убить дичь, но для этого нужно заслужить его милость и выполнить некоторые требования и обычаи. Поэтому, отправляясь в горы или в лес, охотники берут с собой три пирога в качестве приношения Афсати, а затем делают в его честь шашлык из мяса убитой дичи и благодарят за удачу. Афсати.обладает большим чутьём, он всё видит и слышит. Чтобы скрыть от него свои намерения, охотники разговаривают на непонятном для Афсати языке. Вероятно, в результате этих поверий у осетин, как и у некоторых других кавказских народов, сложился т.н. охотничий язык, состоящий из слов, употребляемых в иносказательной форме.
Афсати

3. Река Цейдон
Река Цейдон — левый приток реки Ардон (бассейн реки Терек) — берёт начало от Цейского ледника, в 3,3 км к западу от альплагеря Цей. Длина — 13 км, площадь водосборного бассейна — 100 км². Общее падение — 1085 м, уклон — 83,46 м/км. Общее направление течения на восток. К северу от альплагеря Цей река принимает справа свой крупнейший приток — реку Сказдон. Впадает в реку Ардон с левой стороны, в 66 км от её устья, у посёлка Бурон.
река Цейдон

4. И. В. Сталин
И.В. Сталин

5. Цейское ущелье
Цейское ущелье

6. Село Верхний Цей (см. карту)
село Верхний Цей

7. Святилище Реком
Среди древностей Осетии особое место занимает святилище Реком. Расположенное в глубине Цейского ущелья, на высоте 1946 метров над уровнем моря, оно уникально тем, что построено не из традиционного для горной Осетии камня, а из дерева.
У ученых нет общего мнения о датировке святилища. Самая ранняя версия относит постройку к первому тысячелетию до н.э. Самая поздняя – к XIV-XV векам.
О Рекоме существует множество легенд и преданий. Согласно одной из них Реком был создан для людей, по замыслу Уастырджи, из негниющего дерева. Причем бревна сами собой погружались в арбу, и волы везли их без проводника по назначенной дороге.
Реком – чисто мужское святилище. Но недалеко от него, в свою очередь, существуют несколько чисто женских, к примеру, святилище Мады Майрæм, куда по преданию не должна ступать нога мужчины, как и наоборот.
Бревна в конструкции Рекома положены традиционным для древних времен способом, так называемым обло. Кстати, и на Руси так же рубили избы: на одном конце бревна создавали выемку под размер соседнего, и после сборки сруба они плотно примыкали друг к другу. Двухскатная кровля собрана из досок, по ее краям возвышаются декоративные навершия, придающие строению языческие черты и, как утверждают ученые, по своей форме и высеченному орнаменту не имеющие аналогов. Со стороны входа в строение вдоль стены закреплена широкая доска наподобие полки. На ней в большом количестве – головы жертвенных животных, рога оленей, черепа баранов и туров и просто кости. Тут же установлена аккуратная деревянная чаша, наполненная монетами и бумажными купюрами
Реком многократно реставрировался, и по нему был собран большой архитектурный материал.
В марте 1995 года храм-святилище Реком сгорел дотла, оставив после пожара три символических полуобгоревших столба. Три года ушло на его восстановление.

святилище Реком

8. Святилище Реком (фрагмент)
По краям двухскатной кровли, собранной из досок, возвышаются декоративные навершия, придающие строению языческие черты и, как утверждают ученые, по своей форме и высеченному орнаменту не имеющие аналогов.
Святилище Реком (фрагмент)

9. Предупреждение
Напоминание
Личный опыт de-de-de:
Один раз я не заметила такое предупреждение и подошла к мужскому святилищу, но не совсем подошла, а только наполовину, потому что мой друг закричал мне что-то типа «эй, бабка, ты туда не ходи, ты сюда ходи»))
Я вернулась, проехала на машине метров 100-200 и услышала странный стук, машина ехала с трудом, что-то случилось с мотором. До этого все было в порядке. Кое-как доехала до автомастерской. Оказалось, мотор еле держался, потому что раскрутились какие-то болты. Автомеханики не поняли, как это могло случиться.
А если бы я у святилища не остановилась на полдороги, возможно мотор бы совсем отвалился О_о
Вот и не верь после этого предупреждениям))

10. Святилище Мады-Майрам
Женское святилище Мады-Майрам (святилище святой Марии) находится в лесу между Рекомом и домом отдыха «Цей», недалеко от тропы. Это сруб, подобный Рекому, но очень небольшой, высотой около 2 м и в плане квадратный. Стены положены в «обло» в пять венцов на каменном основании. Сверху — низкая двускатная крыша из досок. Единственный декоративный элемент Мады-Майрам — четыре таких же изогнутых навершия, как на Рекоме. Они вставлены на стыке стен с крышей и «подпирают» ее, выполняя те же конструктивные функции. Навершия украшены резным узором, тождественным рекомскому, — косая штриховка и четырехлепестковые розетки. Совершенно очевидно, что Реком и Мады-Майрам в архитектурном и художественном отношении — ближайшие «родственники». Вероятно, и построены они в одну историческую эпоху.
Есть предположение, что в основе культа Мады-Майрам лежит древний языческий культ
матери-богини, который был канонизирован и приспособлен христианским духовенством для своих целей в эпоху средневековья.

Святилище Мады-Майрам

11. В Цее зимой
в Цее

12. Гора Монах
«Монах» — осетинское название Шауфидар, являясь отрогом северного хребта Адай-хох, возвышается на 400м над ущельем, черным капюшоном мудрого и всевидящего старца, обросшего мхами, соснами и легендами.
Гора Монах – суровый хранитель Цея. По легенде в древности в этих краях появился тур с золотыми рогами. Никому не удавалось его отловить. Один из охотников пообещал, что в случае удачи подарит золотые рога Святому Георгию. Однако, когда все получилось охотник пожадничал, за что Святой превратил его в скалу. И гора Монах, действительно напоминает бородатого мужчину в капюшоне.

гора Монах

13. В Цее
в Цее

Доп. ссылки по теме:
Святилище Реком в Дзуарикау
Галерея журнала «Дарьял»

Святилище Реком | Цей

Р е к о м – покровитель древнего осетинского рода Царазонта в Алагирском ущелье Северной Осетии. Позже ему поклонялись многие жители Осетии. Святилище Реком, представляющее большой историко-архитектурный интерес, находится около сел. Цей того же ущелья.

Оказавшись на горной тропе, вьющейся на высоте около трех тысяч метров, ощущаешь свежесть ледника Сказка, который глядит из створа рядом стоящих вершин. Именно этот ледник служит основным источником питания для холодной реки Цейдон, на левом берегу которой стоит святилище. С севера поляна вплотную подходит к гранитным скалам, которые когда-то обнажились после схода ледника. А на юге, на противоположном берегу Цейдона, расположена угрюмая махина горы Монах. Самое что ни на есть подходящее место для общения с богами.

Центральное место на высокогорной поляне занимает строение, сложенное без единого гвоздя из сосновых бревен толщиной 30-35 сантиметров. Собственно, это и есть Реком. Бревна в конструкции положены традиционным для древних времен способом, так называемым обло. Кстати, и на Руси так же рубили избы: на одном конце бревна создавали выемку под размер соседнего, и после сборки сруба они плотно примыкали друг к другу. Двухскатная кровля собрана из досок, по ее краям возвышаются декоративные навершия, придающие строению языческие черты и, как утверждают ученые, по своей форме и высеченному орнаменту не имеющие аналогов. Со стороны входа в строение вдоль стены закреплена широкая доска наподобие полки. На ней в большом количестве – головы жертвенных животных, рога оленей, черепа баранов и туров и просто кости. Тут же установлена аккуратная деревянная чаша, наполненная монетами и бумажными купюрами. «Никто и никогда под страхом смерти не дерзнет взять отсюда хотя бы копейку», – говорят старожилы.

Попасть внутрь святилища можно только по большим осетинским праздникам. Например, в День всех рожденных за год мужчин – Кэхцгэнэн, отмечаемый в июне. Или в мартовский праздник – Хорыбон. Мы не смогли побывать внутри, но вот какие сведения нам удалось почерпнуть из описания, оставленного ученым-кавказоведом Миллером, который около ста лет назад исследовал сооружение. Он писал, что внутри Рекома два помещения. С южной стороны – узкое и длинное, где было найдено большое количество сломанных стрел и их наконечников. Известно, что осетинские воины перед сражением совершали обет братания. Они ломали две стрелы и оставляли их в святилище, после чего становились братьями по крови. Обряд, несколько изменившись, сохранился и по сей день. Молодые люди перед уходом в армию приходят к Рекому и оставляют что-нибудь из личных вещей. С северной стороны строения располагалось широкое и, видимо, основное помещение святилища, скупо освещенное четырьмя оконцами. Оно предназначалось для общения с богами.

По поводу происхождения Рекома от местных жителей можно услышать немало легенд. По одной из них, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств – Уастырджи, покровитель мужчин, путников, защитник слабых, решил возвести для осетинского народа святилище из вечного дерева -лиственницы, которая никогда не подвергается гниению. Она росла на другой стороне горного хребта. Тогда Уастырджи приказал своим волам перебраться через ледник и привезти деревья. По легенде деревья сами падали в арбы, а волы по указанной дороге везли необычный строительный материал. На месте строительства повозки сами опустошались, и чудесным образом на поляне вырос сруб без помощи человеческих рук.

Другая версия происхождения Рекома встречается в Нартском сказании -главном литературном памятнике древней Осетии. Там говорится, что когда один из древних полумифических героев Осетии Батраз погиб, то бог оплакивал его смерть и слеза упала в Цейское ущелье, после чего и возник Реком. Так или иначе, но ученые склонны считать, что Реком был построен для поклонения богу Уастырджи, который с древних времен окружен в Осетии ореолом обожания и почета.

К сожалению, до наших времен Реком не дошел в первозданном виде. В 1995 году святилище сгорело от удара молнии. Тут же пошли разговоры, что несчастье было вызвано грехопадением современного поколения, которое забыло о своих богах, и что за этим обязательно последует более страшное наказание. После полного уничтожения Рекома команда энтузиастов восстановила святилище по сохранившимся чертежам. Строители держали пост целую неделю до начала работ и каждый день начинали с молитвы. Древняя технология была полностью соблюдена, за исключением одной важной детали: материалом для сооружения в этот раз послужила сосна, поскольку лиственница сегодня здесь почти не встречается. Чтобы смягчить гнев сурового Уастырджи, осетины каждый год в июне проводят в святилище праздник, посвященный этому божеству. Пиршества, начало которых знаменуется закалыванием жертвенных животных, длятся целую неделю. Однако современные праздники лишь отдаленно напоминают те, что проводились здесь, скажем, столетие назад. «Раньше праздник в святилище напоминал осетинские олимпийские игры, – рассказывают старейшины, – Молодежь состязалась в танцах, пении, скачках, стрельбе из лука, рукопашной борьбе.

В окрестностях святилища многие семьи имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных и медных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы». В каждом селе был свой жрец, наблюдавший за правилами проведения празднества. Босые, с непокрытыми головами и с маленькими белыми флажками в руках, жрецы обходили ряды паломников и собирали предметы и ценности, чтобы затем оставить их в святилище. На столе появлялись три осетинских пирога – без этого блюда не обходится ни одно местное празднество. Цифра три не случайна. Три пирога символизируют землю, солнце и воду. Когда на столе появляются два пирога, то люди собираются по печальному поводу – сотворить поминальный обряд. Это означает, что для умершего человека солнце навсегда исчезло. Даже в самом коротком застолье обязательно должны прозвучать три тоста. В бокалы либо рога жертвенных животных наливают, как правило, пиво, которое является традиционным осетинским напитком и варится в больших медных котлах. Раньше котлы располагались возле святилища, и в большие праздники напиток готовили прямо на поляне.

«Да снизойдет на нас милость твоя, горный Уастырджи! Да исполнятся желания молящихся тебе, Уастырджи! » Эти слова – не фрагмент молитвы. С них, как правило, начинается любое осетинское застолье. Что по своей сути в горном крае приравнивается к обряду поклонения местным богам. Поскольку Уастырджи покровительствует только мужчинам, женщины не имеют права приближаться к святилищу. И говорят, что в древности в случае ослушания представительницу слабого пола могли закидать камнями. Однако когда мы уже собирались в обратный путь, недалеко от поляны послышались женские голоса. «Вам сюда нельзя! » – тревожно замахал руками наш проводник. Женщины идут в другую сторону. Они направляются к женскому святилищу, которое расположено немного в стороне. И все же женщины традиционно посылали к Рекому свои кувинагта – что-нибудь из личных вещей. Жрецы произносили над ними ритуальные молитвы, и благодать распространялась и на слабый пол. А после бесланской трагедии многие матери, потерявшие своих детей, отправляли дары к Рекому, чтобы погибшие попали в страну, где есть зеленые луга и чистая вода. Таковы в Осетии представления о рае. Реком представляет для науки огромный исследовательский интерес, Многие аспекты изучения этого древнего памятника остаются нераскрытыми.

Например, одним из спорных моментов является датировка памятника. Археолог доктор исторических наук Евгений Крупнов считал, что Реком относится к кобанской культуре и появился примерно за тысячу лет до нашей эры. Выводы ученого основывались на археологическом материале, найденном в этом районе. Однако Владимир Кузнецов не согласен с такой датировкой: «На мой взгляд, лихонометрические исследования, при которых возраст определяется величиной пятен лишайников на каменных глыбах либо деревянных срубах, говорит о том, что Реком не мог быть построен раньше XII века нашей эры. Дело в том, что на месте святилища существовал единый Цей-Сказский ледник, а археологический материал, относящийся к более древней кобанской культуре, скорее всего попал сюда из других мест».

Ученых всегда интересовал вопрос, почему именно в этом месте возникло языческое святилище. До сих пор ответ не найден. Согласно одному из предположений, древние обитатели этих мест остановили свой выбор на живописной поляне, потому что она никогда не зарастала лесом и не зарастает по сей день, хотя сточки зрения природного ландшафта видимых причин для этого нет. Возможно, эта необычная особенность и привлекла внимание, как явление непонятное и сверхъестественное. Вера в древних арийских богов, которые испокон веков господствовали в этом крае, прочно укоренилась в сознании горцев, передаваясь из поколения в поколение. Местные жители говорят, что, отправляясь в опасное путешествие через горный перевал или высокий горный хребет, они, как их отцы и деды, просят Уастырджи прийти на помощь в трудную минуту.

Религиозные воззрения осетин, которые восходят к временам древних ариев, скифов, сарматов и аланов, имеют очень древние корни. Поэтому религия предков дошла и до наших дней, сохранились системы запретов, контроля за разными сторонами жизни. До сих пор почитаются мудрость и старость, воспеваются храбрость и воинская доблесть.

Поделиться «Святилище Реком»

Северная Осетия — Республика Алания, гид по России

Обзор Северной Осетии

Республика Северная Осетия — Алания или просто Северная Осетия — субъект Российской Федерации, расположенный на северном склоне Большого Кавказа, в составе Северо-Кавказского федерального округа. Владикавказ — столица области.

Население Северной Осетии составляет около 704 000 (2015 г.), площадь — 7 987 кв. Км.

История Северной Осетии

С первого тысячелетия до нашей эры на территории нынешней Северной Осетии распространялась кобанская культура.Он был назван в честь села Кобан, расположенного в каньоне Тагавра, где были обнаружены древние археологические памятники. С 7 века до нашей эры на Центральном Кавказе стали селиться скифские племена.

Население Кобана ассимилировалось среди скифов, а затем и сарматов, некоторые из которых перешли на оседлое земледелие. Ко II веку нашей эры сарматы Юго-Восточной Европы и Средней Азии объединились под новым именем — аланы. Как и скифы, аланы использовали для своих набегов Дербентский и Большой Кавказ.

В 372 году кочевые племена гуннов вторглись в Европу из Средней Азии. Это нашествие стало причиной переселения алан в самые труднодоступные горные районы на обоих склонах хребта Большого Кавказа. В VI-VII веках Алания снова была относительно мощным государством с густой сетью хорошо укрепленных поселений, развитым сельским хозяйством, торговлей и ремеслами. В начале X века православие стало государственной религией в Алании.

В XII веке Алания переживала феодальный период и была разделена на княжества, сражавшиеся друг против друга.Они не смогли объединиться против монголов, вторгшихся в регион в 13 веке. В 1222 году монгольское войско разгромило аланское войско. В январе 1239 г. после трехмесячной осады была захвачена аланская столица Магас. Монголы разорили равнинную часть страны, но сопротивление продолжалось в горных районах.

Еще исторические факты…

Окончательным ударом в череде трагических событий 13-14 веков стало вторжение войск Тамерлана в 1395 году.Почти все аланы были убиты, государство аланов рухнуло. Оставшиеся в живых укрылись в горах, где они смешались с местным населением другой языковой группы, а позже стали известны как осетины.

В 15-17 веках осетины боролись за выживание в крайне стесненных условиях гор (равнину населяли адыгейские племена). В 18 веке осетины нуждались в переселении на самолете из-за крайней нехватки земли.Осетия была важна и для России, как регион, контролирующий стратегические перевалы на Кавказе.

В 1774 году территория Северной Осетии была одним из первых регионов Северного Кавказа, вошедших в состав Российской империи. Владикавказ, основанный в 1784 году, стал первой русской крепостью в этом районе. В 19 веке осетины переселились с гор на равнины и окраины Моздока.

В советское время Осетия была разделена на две части. Часть севернее Кавказского хребта перешла под юрисдикцию РСФСР (нынешняя Российская Федерация), часть южнее перешла под контроль Грузинской ССР.В 1921 году Осетия вошла в состав Горской Советской республики. Статус автономной области он получил в 1924 году. В 1936 году он был преобразован в Северо-Осетинскую Советскую Социалистическую Республику.

В годы Второй мировой войны на территории республики происходили ожесточенные бои, северная и западная части Северной Осетии были оккупированы немцами. В ноябре 1942 года немецкое наступление было остановлено в районе Орджоникидзе (Владикавказ). В республике в ряды Советской Армии было призвано около 85 тысяч человек, из них почти 45 тысяч погибли.

Во время войны территория, населенная ингушами, депортированными за «сотрудничество» с немцами, была присоединена к Северной Осетии. Пустые села заселили осетины из Северной Осетии, Юго-Осетинского автономного округа и внутренних районов Грузинской ССР.

Ингушам, вернувшимся на родину в 1950-е гг., Вернули часть прежней территории. Вместо Пригородного района, который тогда принадлежал Северной Осетии, они получили землю, отнятую у Ставропольского края.Но ингуши потребовали вернуть им восточную часть Пригородного района. В 1992 году из-за территориальных споров разразился вооруженный конфликт.

В 1993 году регион получил новое название — Республика Северная Осетия. В январе 1995 года он получил свое нынешнее название — Республика Северная Осетия — Алания.

В 1990-х и в начале 21 века на территории республики произошло несколько крупных терактов, связанных с войнами в Чечне, в том числе захват заложников в школе №1 Беслана в 2004 году.Этот террористический акт привел к серьезным политическим последствиям не только для республики, но и для России в целом (отменена система выборов губернаторов регионов).

Особенности Северной Осетии

Территория Республики Северная Осетия — Алания простирается с севера на юг на 120 км, с запада на восток — на 125 км. Самая высокая вершина — гора Казбек (5033 метра). Терек — главная река.

Это один из самых густонаселенных регионов России.Во Владикавказе проживает около половины населения. Крупнейшие города: Владикавказ (307 000), Моздок (40 500), Беслан (37 000), Алагир (20 200), Ардон (19 500). Национальный состав по переписи 2010 года: осетины (64,5%), русские (20,6%), ингуши (4,0%), армяне (2,3%), кумыки (2,3%), грузины (1,3%).

Климат умеренно-континентальный в центральной части и предгорьях. Средняя температура января — около минус 3,2 градуса по Цельсию, июля — плюс 20.4 градуса Цельсия. Природные ресурсы региона включают комплексные руды, содержащие цинк, свинец, медь, серебро, доломиты, источники минеральных вод. Также есть несколько нефтяных месторождений. Леса покрывают около 22% территории.

Основными отраслями промышленности республики являются цветная металлургия, машиностроение, горнодобывающая промышленность (руды цветных металлов, строительные материалы), электроника, легкая, стекольная, пищевая. Несколько крупных заводов по производству спиртных напитков расположены во Владикавказе и Беслане.

По территории Северной Осетии проходят две основные автомобильные дороги (Военно-Грузинская дорога и Транскам), соединяющие Россию со странами Южного Кавказа и Ближнего Востока.

Красота горной Северной Осетии

Mountain valley in North Ossetia

Горная долина в Северной Осетии

Автор: Дмитрий Жмакин

North Ossetia Republic scenery

Пейзажи Республики Северная Осетия

Автор: Иван Дьяконенко

Skiing in North Ossetia Republic

Катание на лыжах в Республике Северная Осетия

Автор: Егорин Сергей

Туризм Северной Осетии

С середины XIX века Осетия позиционировалась как один из туристических центров Северного Кавказа.Советский период стал очередной вехой в развитии оздоровительного комплекса республики. К началу 1990-х годов санаторно-курортное лечение и туристско-экскурсионные услуги стали важной частью местной экономики.

Сегодня Северная Осетия может стать базой для создания крупной курортной агломерации, сопоставимой с известными Сочи-Мацестинским и Кавказскими Минеральными водами.

Географическое положение республики позволяет организовывать круглогодичные горнолыжные курорты.Помимо традиционных форм отдыха, большой потенциал для развития экстремальных форм отдыха, аграрного и экологического туризма. Северо-Осетинский государственный природный заповедник расположен в верховьях рек Цей, Ардон и Фиагдон.

Богатое историческое наследие Северной Осетии представляет большую ценность. В республике более 1500 памятников истории и культуры. Владикавказские трамваи — одна из старейших трамвайных систем России (1904 г.).

.

Северная Осетия – Алания | республика, Россия

Северная Осетия – Алания , также называемая Северная Осетия , Российская Северная Осетия – Алания , республика (республика) на юго-западе России, на северном фланге хребта Большого Кавказа. Граничит с югом с Грузией, с севера с хребтами Сунжа и Терек. Столица и крупнейший город — Владикавказ.

Северная Осетия-Алания: Цамад Село Цамад на Большом Кавказе, Республика Северная Осетия-Алания, Россия. Т.Бтемыраты

Британская викторина

Путеводитель по Европе

Какой испанский город славится «бегом быков»?

Северная Осетия гористая: Главный (Главный) хребет достигает 15 682 футов (4780 метров) у горы Джимара, а другие вершины республики достигают высоты более 14 000 футов (4250 метров).Параллельно гребню Главного гребня проходит ряд более низких хребтов, через которые реки прорезали глубокие живописные ущелья. Республика полностью расположена в бассейне верхнего течения реки Терек и его быстрых притоков, которые выходят в горы и соединяются, прежде чем прорезать Сунженский хребет на север в другом глубоком ущелье. Северная часть республики простирается через хребты Сунжа и Терек, включая часть средней Терекской равнины вокруг Моздока.

Климат, почвы и растительность резко меняются в зависимости от рельефа.В самых нижних частях — степная растительность на плодородных черноземах, выше — густые лиственные леса из дуба и бука. Еще выше — хвойные леса из ели, пихты и сосны, уступающие место альпийским лугам и, наконец, голым скалам и льду. Суровость температурного режима и количество осадков увеличиваются с высотой. В речных бассейнах количество осадков составляет 24 дюйма (600 мм) в год или меньше; на возвышенностях до 35 дюймов (900 мм).

Осетины смешанного ирано-кавказского происхождения; их язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков.С VII века до нашей эры по I век нашей эры Осетия находилась под влиянием скифо-сарматов, на смену которым пришли воинственные аланы, которые считаются прямыми предками современных осетин. Позже Монгольская империя 13 века распространила свое влияние на Осетию, и аланы были вынуждены переселиться в горные районы. Русская колонизация началась на севере Осетии, особенно после основания крепости Владикавказ в 1784 году. Помимо осетин и русских, республику населяют ингуши, армяне, грузины и украинцы.Восточно-православное христианство является преобладающей религией, а мусульмане-сунниты составляют небольшое, но значительное меньшинство. Местные дохристианские и доисламские обычаи существуют наряду с этими и другими религиями, а элементы традиционных верований были интегрированы в религиозную жизнь Северной Осетии.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас

В 1990-х годах многие ингуши в республике были вынуждены бежать в соседнюю Ингушетию, и боевые действия разгорелись в районе Южной Осетии в Грузии, где осетины стремились к независимости или объединению с Северной Осетией.Город Беслан на северо-востоке Северной Осетии стал местом этнического насилия в 2004 году, когда чеченские боевики захватили школу и около 1200 заложников, в основном детей; В результате вооруженного боя между боевиками и российскими силовиками около 325 человек были убиты и около 700 ранены.

Промышленность республики сосредоточена во Владикавказе и включает в себя металлургию и производство строительных материалов, химикатов и пищевых продуктов; добываются свинец, цинк и доломит.Выработка древесины, особенно буковых лесов, важна на обоих флангах Кавказа. Горы также являются популярным туристическим направлением. Гидроэлектростанции построены на реке Терек во Владикавказе и на реке Гизельдон. Сельское хозяйство сосредоточено на нижних склонах и в районе Моздока; орошаемые поля дают пшеницу, кукурузу (кукурузу), картофель, коноплю и фрукты. На более высоких склонах разводят овец и крупный рогатый скот.

Через Осетию проходят две основные кавказские магистрали — грузинская и осетинская военные магистрали, которые были построены в XIX веке во время российского завоевания Кавказа.Строительство нового всепогодного шоссе началось в конце 20 века. Владикавказ также связан автомобильными дорогами с Грозным (Чечня), Каспийским морем и с Ростовом-на-Дону. Республику также обслуживает железная дорога Ростов-Баку. Во Владикавказе находится государственный университет (основан в 1969 г.), названный в честь осетинского народного поэта Коста Хетагурова (1859–1906). Площадь 3100 квадратных миль (8000 квадратных километров). Поп. (2010) 712 877.

.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о