Служба в новоиерусалимском монастыре: Достопримечательности и святыни Новоиерусалимского монастыря в Истре
Паломнические поездки. Новоиерусалимский монастырь из Казани
История Воскресенского Новоиерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя – Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из 3-х основанных Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более 8-ми лет после своего удаления из Москвы, и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.
В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены дом для бедных паломников и гостиницы.
В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано.
В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.
23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и бывший президент России Д.А. Медведев. Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежней красоты монастыря, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета.
Святыни Новоиерусалимского монастыря
- Разборная модель Храма Гроба Господня
Иерусалим, 1-я четверть 17 века. Кипарис, слоновая кость, перламутр, резьба, токарная работа. Привезена в Москву в 1649 году Иерусалимским патриархом Паисием. Эта модель использовалась Патриархом Никоном при строительстве Воскресенского собора Нового Иерусалима – копии Иерусалимского Храма Гроба Господня. - Фрагмент омофора Патриарха Никона
Ткань — Италия, XVI в. Шитье — Кипр, 1597 г. Камка, атлас, золотные, серебряные, шелковые нити, пряденое серебро. Ткачество, шитье. Омофор является частью богослужебного облачения епископа, он служит напоминанием о евангельской притче о заблудшей овце. Древнейшие символические изображения Иисуса Христа представляли собой изображение пастыря, несущего на плечах овечку. - Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины
Выполнена по эскизам архитектора М.Ф. Казакова. Конец XVIII — начало XIX века. Серебро, золочение. Дарохранительница – это священный сосуд, в котором хранятся Тело и Кровь Христовы. В православных храмах дарохранительница хранится в алтаре на престоле и носит название кивот. - Икона «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном
1657 год. Эта икона была написана в память о перенесении в Москву мощей святителя Филиппа, Патриарх Никон принимал непосредственное участие в перенесении мощей. Сейчас эту икону можно увидеть в экспозиции Историко-архитектурного художественного музея «Новый Иерусалим». - Антиминс XVII века
Подписан Патриархом Никоном. Антиминс представляет из себя плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа и 4-х евангелистов и подписью епископа, освятившего его. Антиминс является основным предметом, без которого совершение Божественной Литургии невозможно, он освящается по особому чину и может быть освящен только архиереем.
Какого Шагала показывают в Новом Иерусалиме
«Как Витебск, как земля Витебска, моего родного города, как тысячи лет изгнания могли смешаться с воздухом и землей Иерусалима?» – недоумевал и восхищался Марк Шагал (1887–1985) в речи, произнесенной в Иерусалиме 6 февраля 1962 г. В Эйн-Кереме, на окраине израильской столицы, на территории больницы Хадасса открывалась тогда синагога с его витражами. А в 1967-м, когда во время Шестидневной войны два витража оказались повреждены, он вернулся в Иерусалим их реставрировать. Эти 12 «окон», посвященных 12 коленам израилевым, – по три на каждой стене синагоги – так и называют «Окнами Шагала». Эскизы к ним висят сегодня на выставке «Шагал: между небом и землей» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в Истре в числе 239 произведений, привезенных из разных мест.
Главное место
Какие-то из этих работ – подготовительные эскизы к иерусалимским витражам и литографии на библейскую тему, переданные в свое время частными коллекционерами и внучками художника Музею Марка Шагала в Витебске, – прибыли из Белоруссии. 22 привезенных эскиза и 105 раскрашенных вручную и существующих в единственном экземпляре гравюр, подаренных художником второй жене Ваве Шагал, не показывали в России никогда.
Здесь обнаруживается «Белая лошадь» (ок. 1960), подаренная в 1990-м дочерью Шагала Идой ГМИИ им. А. С. Пушкина после грандиозной выставки 1988 г. При этом нет вещей из Русского музея и Третьяковской галереи, где в 2005 г. проходила самая мощная ретроспектива Шагала. Но задачи показать Шагала – авангардиста и театрального художника и не было, а концепция выставки состоит совсем в другом.
Никто не собирался предъявлять его самые растиражированные вещи, хранящиеся в Третьяковке, включая и то, что было создано для Еврейского театра. Идея директора Музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» Василия Кузнецова и куратора выставки – постоянного приглашенного эксперта в комитете Марка Шагала в Париже Екатерины Селезневой была в том, чтобы протянуть мост из Иерусалима шагаловского в Иерусалим подмосковный. Новый Иерусалим возник в XVII в. по инициативе патриарха Никона как топографическая и архитектурная копия Святой Земли, и «библейские» вещи Шагала позволяют как-то эти два мифа соединить.
Параллель настолько условна, что ни за что бы не считывалась, кабы не название. Музей, в XX в. устроенный в самом Новоиерусалимском монастыре, в нынешнем столетии от него отделился. Выставки последних лет – от Дюрера до Пикассо, Левитана и Фалька – вместе с постоянной экспозицией и современным зданием, ловко встроенным в живописный холм, превратили его в важную достопримечательность. Похоже, именно географическое название места склонило комитет Марка Шагала, обычно крайне несговорчивый, к участию в выставке, да еще такому щедрому.
Экспонаты для нее предоставили Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду и Национальный музей Марка Шагала в Ницце. К вернисажу эти вещи, правда, не успели – транспортная компания, которой единственной доверяет комитет, не справилась с российской таможней. Но сейчас проблема решена, и у посетителей новоиерусалимского музея есть шанс увидеть и знаменитую «Пасху» (1968) из Центра Помпиду с красным солнцем и золоторогой коровой, и не самую характерную для Шагала большую работу на евангельский сюжет – «Снятие с креста» (1968–1976).
Мечта и ее реализация
Тут мы упираемся в известное противоречие, существующее между Шагалом-иудеем и Шагалом-художником – потомком хасидов и презревшим религиозные запреты модернистом. Для него, воспринимавшего Иисуса как античного героя, в этом не было антагонизма. Шагал сделал много витражей в христианских церквях – в цюрихской Фраумюнстер, в реймском Нотр-Даме. В Реймском соборе, чтобы увидеть его белое «Сотворение мира», надо дойти до алтаря. Шагал отказывался работать только в Германии. Но в 1978-м, когда он принялся за витражи для церкви Святого Стефана в Майнце, и этот бастион пал.
Шагал вообще не был религиозен – хотя внучка Белла вспоминает, что свечи на Хануку иногда зажигали и маца на Песах в доме была. Верность традиции состояла для Шагала скорее в том, чтобы воспеть ветхозаветных героев и вечный Иерусалим, вымечтанный с детства и в конце концов слившийся с тем городом, который он увидел в 1931 г.
Два больших пейзажа – «Стена плача» (1931) и «Иерусалимская стена рядом с Вратами Милосердия» (1932), в которых автор стремился к более или менее реалистичному отражению действительности, свидетельствуют, как дорога была Шагалу эта мечта. Ради нее он пытался изменить себе, и у него это не получилось. Как будто увидел – и не смог пережить.
Изображая Святой город, Шагал отказывал себе в праве на собственный взгляд и фантазии, принимая добровольные ограничения, которые ему не шли. Тогда как «Христос на мосту» у него кажется закономерным с точки зрения хронологии продолжением визуальных жизнеописаний Авраама, Ноя, Саула и Давида – бесконечного шагаловского комикса на сюжеты из библейских времен.
Витебск навсегда
Нынешняя выставка чуть ли не первая в России, подчеркивающая еврейскую сущность Марка Шагала, его истоки. Атмосферу хасидского дома в Витебске призваны восстановить фрагмент крашеного деревянного ковчега для хранения Торы (он называется арон кодеш) XIX в. из давно уничтоженной румынской синагоги и вышитый мешочек для тфилин. Все ритуальные предметы здесь родом из Музея истории евреев России (не путать его с Еврейским музеем и центром толерантности), оттуда же еврейские лубки, которые отлично рифмуются с графикой Шагала, которая по сути плоть от плоти лубка.
Предметы еврейского ритуала и обихода, встроенные в экспозицию, воссоздают атмосферу местечка, в котором вырос Шагал /Пресс-служба музейного комплекса «Новый Иерусалим»
Стремясь продемонстрировать основные техники, в которых работал Шагал, на выставку привезли его поздние, 1970-х гг., гобелены и ранние, 1900–1920-х гг., картины, гуаши, рисунки, начиная с лилового «Кольца» (1908), на котором среди мазков просвечивает незагрунтованный холст. Много позже Шагал скажет: «Вы знаете, мой стиль – лиловое». А Анна Ахматова, когда в 1950–1960-х станет записывать свои парижские, 1910–1911 гг., впечатления, вспомнит, что «Шагал уже привез в Париж свой волшебный Витебск!». Он тогда впервые попал во Францию и поселился в Улье. Вернется Шагал в Париж только в 1923-м. А Витебск так и останется на всю жизнь его Иерусалимом. И живописные портреты матери и отца, и юная «Белла на мосту» (1915), как и написанная уже в Париже «Белла с гвоздикой» (1925) – нежный оммаж Тициану, поздние скетчи и эскизы витражей складываются здесь, как в летописи, в историю этой почти столетней жизни художника, всегда хранившего верность одной теме и сделавшего ее основой своих побед.
Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», до 8 марта
Что такое «Зима в Подмосковье»
В Подмосковье запустили масштабный брендированный проект «Зима в Подмосковье», в рамках которого представлены 11 ключевых туристических направлений региона. Он призван познакомить туристов с самыми интересными площадками для зимнего отдыха в регионе. О новом проекте правительства региона «Зима в Подмосковье» читайте в материале портала mosreg.ru.
Что предлагают новогодние ярмарки в Подмосковье: угощения, развлечения и сувениры>>
Цели и направления проекта
Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области
Власти Подмосковья впервые объединили в единый проект работу по созданию праздничного новогоднего настроения для жителей и гостей региона.
Цель проекта «Зима в Подмосковье» – повышение туристической привлекательности Московской области для жителей и гостей региона. Информресурсами региона созданы интерактивные карты с основными достопримечательностями и зимними активностями в Подмосковье, чтобы люди могли оценить все преимущества зимнего отдыха, не уезжая далеко от дома.
В настоящий момент в проекте задействовано 30 направлений.
Так, в Коломне, которая славится своей пастилой и калачами, туристы смогут полюбоваться древним кремлем и монастырями, а Волоколамск предлагает посетителям программу в Иосифо-Волоцком монастыре с единственным в России музеем Библии. Зарайск, где находится самый маленький кремль в России, интересен древнейшим археологическим памятником «Зарайская стоянка». В Сергиевом Посаде можно посетить Троице-Сергиеву Лавру и Гремячий ключ. В Звенигороде главной достопримечательностью является основанный учеником Сергия Радонежского Саввино-Сторожевский монастырь. В Дмитрове расположены основные горнолыжные курорты, где можно покататься на сноуборде и лыжах. В Вяземах для туристов всегда открыт Государственный историко-литературный музей-заповедник А.
С. Пушкина. Одинцово может привлечь любителей беговых лыж самой большой лыжней в парке Лазутиной, а усадьба Дубровицы под Подольском является архитектурной жемчужиной Подмосковья. В Истре расположены Новоиерусалимский монастырь и Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим».Планируется, что число туристических направлений проекта будет увеличиваться с каждым годом.
Кроме того, программа включает в себя праздничное оформление парков, площадей, мест массовых гуляний на всей территории области – ели и фасады зданий украсили новогодней иллюминацией.
Усадьбы Подмосковья: как проходит реконструкция объектов культурного наследия>>
Под единым брендом
Источник: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
Главной отличительной чертой проекта является специально разработанный логотип «Зима в Подмосковье» в красно-белом стиле, которым отмечены даже новогодние елочные базары.
Тематическими наклейками и баннерами «Зима в Подмосковье» брендируют автобусы, электропоезда, остановки и дорожные знаки на территории области.
Родники Подмосковья: пять наиболее популярных источников региона>>
Где узнать о проекте
Источник: Фотобанк Московской области
В рамках проекта «Зима в Подмосковье» работает «Путеводитель по Московской области», где можно ознакомиться с программой, которую предлагают в старинных городах с величественными зданиями церквей и монастырей и современных музеях.
Также РИАМО создало интерактивную карту «Зима в Подмосковье», где можно узнать об особенностях каждого места, которое на нее нанесено. Здесь подробно описываются туристические объекты и даются лучшие маршруты к ним, адреса кафе, местных гостиниц и даже самые красивые места для фотосессий. Любители активного образа жизни найдут на интерактивной карте «Зима в Подмосковье» площадки для катания на коньках, лыжах, тюбингах и санках.
Кроме того, для пользователей социальных сетей есть страничка проекта в Instagram — ТуризМО.
В проекте принимают участие и общественные перевозчики Подмосковья – около тысячи автобусов информируют жителей.
На баннерах изображен официальный логотип акции и QR-код, который можно отсканировать с помощью любого гаджета с камерой и выходом в Интернет. Перейдя по ссылке, пользователь сможет узнать о предстоящих мероприятиях на территории региона в новогоднюю ночь и праздничные дни.
Мобильный помощник: какие приложения стоит скачать жителю Подмосковья>>
Жителей Московской области пригласили посетить Новоиерусалимский монастырь в Истре
01 окт. 2020 г., 21:45
Жителям Московской области рекомендовали поехать в Истру для того, чтобы увидеть Новоиерусалимский монастырь и посетить современный выставочный комплекс, говорится в сообщении пресс-службы Комитета по туризму Подмосковья.
Тут же можно покататься на лошадях и попробовать «русский пармезан».
«Истра — небольшой город в Московской области. В XVI веке на его месте стояло село Сафатово, позже ставшее городом Воскресенском — по названию церкви Воскресения Господня. Только в 1930 году город был переименован в Истру, чтобы избежать путаницы с другим подмосковным Воскресенском», — говорится в сообщении.
Добраться до монастыря можно с Рижского вокзала. Туда ежедневно отправляются электрички до Истры. Время в пути — 1 час 20 минут. Также есть вариант воспользоваться автобусом. Он отъезжает от станции метро «Тушинская». За 1 час 20 минут можно добраться до города.
Главная гордость и достопримечательность Истры — Новоиерусалимский монастырь. Он был основан в 1656 году патриархом Никоном, который мечтал воссоздать на русской земле комплекс святых мест Палестины.
Обитель закрыли после революции. Там расположился музей. В годы Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. Восстанавливать архитектурный ансамбль начали в середине прошлого века.
У музея огромная коллекция — более 180 тысяч экспонатов: археологические и этнографические материалы, фотографии, рукописи, книги, нумизматика, оружие, картины. Здесь проходят выставки, концерты под открытым небом, лекции и занятия для детей.
Узнать больше об интересных местах в Подмосковье можно в туристическом подкасте РИАМО «Путь-дорога». Ведущие подкаста путешествуют по региону и рассказывают слушателям о своих впечатлениях. Основная цель проекта – показать, что Подмосковье многогранно и каждый человек может найти здесь развлечение по вкусу. Слушать выпуски можно в приложениях, соцсети «ВКонтакте» и на сайте.
Спецпроект портала mosreg.ru «Туризм в Московской области»>>
Источник: http://inozery.ru/novosti_oblasti/novosti_podmoskovya/zhiteley_moskovskoy_oblasti_priglasili_posetit_novoierusalimskiy_monastyr_v_istre_20201001
ГБОУ Вешняковская школа, Москва
В преддверии Дня учителя члены профсоюза ГБОУ Вешняковская школа совершили удивительное путешествие в подмосковные города Звенигород и Истра, где посетили Саввино-Сторожевский и Новоиерусалимский монастыри.
Мы узнали, что Саввино-Сторожевский монастырь был основан более шести веков назад. В ходе обзорной экскурсии увидели святыни земли Звенигородской, познакомились с архитектурным комплексом и историей монастыря. В сопровождении опытного экскурсовода посетили выставку музея « Древний Звенигород». А над звенигородским Кремлем возвышается еще один прекрасный памятник архитектуры – Успенский собор, донесший до нас творения преподобного Андрея Рублева. В этом месте хранится душа древнего русского уездного города Звенигорода. И пусть стоит Храм этот словно в саване и без креста, но душа жива в нём, жива память, сохраняется наследие.
История Воскресенского Новоиерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Все свои силы он употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова.
Удивительная природная красота и величественное очарование пейзажей привлекли сюда в далеком 1656 году святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России. Все прежние названия окрестностей Истры были изменены на евангельские. Так река Истра стала Иорданом, холм под мужским монастырем стал горой Сион, появляются холмы Елеонский и Фавор, «появляется» Гефсиманский сад, а небольшой женский монастырь неподалеку получает название Вифания. Центром и главной святыней становится грандиозный Воскресенский собор, созданный по точному образу и подобию Иерусалимского Храма Гроба Господня.
День выдался тёплый и солнечный! Золотая осень радовала своим великолепием! Педагоги и ветераны педагогического труда отлично отдохнули, получили заряд бодрости и массу незабываемых впечатлений!
история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятели и святыни, расписание служб
Это священное сооружение чрезвычайно почитаемо и знаменито тем, что оно создавалось по образу Церкви Гроба Господня, находящегося на Голгофе. Церковный комплекс привлекает паломников и множество туристов, поражая архитектурой и атмосферой здешнего спокойствия.
История основания обители
Если смотреть на Ново-Иерусалимский монастырь в Истре с большой высоты, в глазах предстанет прекрасно укрепленная каменная крепость, возвышающаяся на небольшом холме. В центре этого церковного комплекса стоит Воскресенский собор, красующийся золотыми куполами.
Территория обители напоминает по форме шестиугольник со стенами, которые имеют ширину 3 метра. Высота ограждения Ново-Иерусалимского монастыря составляет 9 метров, а протяженность — 1000 метров.
Ново-Иерусалимский монастырь, ИстраНово-Иерусалимский монастырь считается независимым от любых епархий.
Патриарх Никон основал этот церковный комплекс в 1656 г. Преподобный желал воссоздать обитель, похожую на таковую в святых местах Израиля.
Территория, на которой предполагалось возвести Ново-Иерусалимский монастырь, принадлежала вотчинникам (частным хозяевам), и патриарх Никон договорился с царем Алексеем о приобретении особого права на земли. Местность, на которой совершались постройки церквей и часовен, расширялась за счет владений местных бояр и князей. К примеру, деревню Редькино, вошедшую в состав обители, купили у дьяка по имени Лукьян.
- Перед постройкой окрестности подвергались специфическим видоизменениям: лес, который располагался вдоль берега Истры, вырубили, а небольшой холм увеличили в размерах и укрепили.
- Первый здешний монастырь воздвигли на возвышенности, названной Сион. С восточной стороны от этого сооружения на другом холме построили Елеонскую часовню. Каждая здание носило название, взятое из Священного Евангелия. Реку Истру окрестили Иорданом, на её берегу соорудили православный скит для патриарха. Это место, где располагались две небольшие церкви, посвященные Петру и Павлу, часто называли «отходной пустыней».
- Вскоре на территории обители соорудили женский собор, носивший наименование Вифании, города, описанного в тексте Нового Завета. Многие церковные постройки повторяют внешние очертания священной архитектуры Иерусалимского «Гроба Господня».
- В процессе строительства участвовали квалифицированные мастера, а также множество подсобных рабочих из крестьянской среды. Однако последние жаловались, что, находясь в дальних краях, лишены возможности трудиться на собственной земле. Труд не облегчало даже предоставление финансовых льгот.
- При Никоне монастырь расширился за счет традиционных для Руси деревянных построек. В 1656 г. на территории воздвигли Воскресенский собор, внутри которого находились трапезная и служебные помещения. Через два года церковь освятили, гостем этого великого торжества был царь Алексей, впервые назвавший этот комплекс Новым Иерусалимом, окинув его взором с Елеонского холма. В честь этого на возвышенности поставили символический крест.
Дальнейшая история
После своего основания монастырь официально получил статус крупного землевладельца. Для обители приобретались близлежащие территории, на большую часть которых выдавались специальные грамоты.
- На строительстве трех главных сооружений (Воскресенского собора, Иверского и Крестного храма) трудились мастера из Беларуси, присланные патриархом Никоном. Первым архитектором комплекса стал знаменитый ремесленник П. Заборский. Возведение храмов приостановили, когда Никона отправили в Ферапонтов монастырь, а мастеров перевели в Оружейную палату.
- В XVII столетии обитель обзавелась собственной библиотекой, в которой находилось большое количество книг патриарха Никона. Среди литературы были экземпляры греческих и раннехристианских фолиантов. В библиотеке стояли Священные Писания, летописи, хронографы, книги о родословных, текста для богослужений, а также иностранные издания. Здесь хранились переводные труды, освещающие филологию, историю и богословие.
- В период с 1666 по 1676 гг. в обители работала собственная типография, переведенная из Иверского монастыря по настоянию Никона. В начале XX столетия рукописи передали на хранение в Синодальную библиотеку.
- В XVII столетии здесь создавалась школа музыки и поэзии, она продолжала традиции польско-украинской манеры песнопения. Настоятели Герман и Никанор брали на себя обязанности руководителя хора. Для этой цели они изучали книги по стихосложению и нотной грамоте.
- В конце XVII столетия из обители изгнали патриарха Никона, чем желали воспользоваться противники, пытавшиеся лишить церковный комплекс приобретенных земель. Однако замысел не удалось осуществить, и территории были признаны за Новым Иерусалимом посредством Соборной грамоты.
- Во время царствования Федора (ученика Никона) возобновилось возведение Воскресенской церкви. Монарх приписал Ново-Иерусалимской обители два десятка монастырей и подарил ей новые земли. Царь Федор лично руководил постройкой и благоустройством. Только в 1681 г. в монастырь позволили вернуться Никону. Однако патриарх уже тяжело болел и скончался на пути в обитель. Преподобного отца похоронили рядом с Воскресенским собором, освященным в 1685 г.
Знакомимся с православием:
История от XVIII века и до сегодняшнего дня
В период царствования Петра I в монастыре сократили штат монахов, к тому же обитель поставляла в государственную казну скот, корм и рабочих-ремесленников из числа крестьян.
- При Елизавете финансовое положение «Нового Иерусалима» несколько улучшилось, увеличилось число земель. Императрица выделила деньги на реставрацию Воскресенского собора. Однако большая часть доходов исходила от паломничества.
- В XIX столетии появляются описания обители, которые предназначались для ознакомления с современным укладом и служили источником сведений о древних постройках на территории, обрядах и богослужениях.
- В 1869 г. архимандритом обители назначается отец Леонид, славящийся знаниями археографии. Время, проведенное в обители, он использовал для научной деятельности. Для своей книги он проанализировал архивные документы, находящиеся в местной библиотеке. С 1870 г. ученый отец Леонид работал над проектом церковного музея, посвященного патриарху Никону.
- В начале XX века этот церковный комплекс стал центром активного паломничества. Число обыкновенных посетителей возросло после введения в эксплуатацию железной дороги. За оградой обители вместо каменных домов установили гостиницы из дерева. Здесь могли разместиться богатые паломники, но и о нищих никто не забывал: было построено бесплатное общежитие и монастырское училище. За один год в обитель приходило до 35 тысяч заинтересованных людей.
- После Октябрьской революции церковный комплекс закрыли. В 1921 г. на территории работало только два исторических музея, в коллекции которых были предметы из храмов, ризницы и другие экспонаты музея патриарха Никона. В 1941 г. Воскресенский собор взорвали немецкие военные, множество драгоценных реликвий уничтожили или украли.
- Церковный комплекс возобновил работу в 1949 г., а монастырские сооружения активно восстанавливались.
В 1993 г. патриарх Алексий II вел активные переговоры с властями Москвы о возвращении в подчинение Церкви «Нового Иерусалима». Через год обитель вновь обрела ставропигиальную независимость от епархий. Новым архимандритом Священный синод утвердил отца Никиту.
Архитектура «Нового Иерусалима»
В 1668 г. проводилась опись объектов обители, согласно которой рядом с комплексом находились конюшенный и гостиный дворы, а также небольшие кельи. Территория монастыря обводилась рвом, укрепленным бревнами. Вход в обитель предварялся мостом над этой защитной ямой. Стена комплекса дополнялась восемью башнями, главную из которых украшали часы.
Еще читайте о русских храмах и монастырях:
Внутри обители располагались деревянные кельи патриарха и братии, другие здания (хлебная палата, кухня, погреба) были сооружены из камня.
- При строительстве Воскресенского собора использовались чертежи храма в Палестине. На его фасаде и внутри стен вычерчивались поясняющие надписи на иконостасах и белых плитах. Особенного изящества постройке придавало присутствие украшающей керамики. При Никоне было сотворено пять иконостасов из этого материала.
- С восточной стороны от грандиозного собора находилась подземная церковь, освященная в честь Константина и Елены. Она размещалась на уровне 6 метров ниже грунта, имеет прямоугольную форму, плоскую крышу, а ее украшением являлась глава с керамическими плитами. Вскоре вокруг здания вырыли ров, предотвращающий стены от крушения. В середине XVIII внутреннему убранству придали черты барокко.
- Возведение каменной ограды завершили в 1697 г. Её протяженность составляет 1 км, высота — 9 м, а толщина — 3. Верхняя часть каменных стен является боевым ходом, оснащенным орудиями ближнего и дальнего боя. На изломах ограды находятся смотровые башни. Постройка придает церковному комплексу архитектурное единство.
- Некрополь расположен внутри обители и с двух сторон от храма Константина и Елены. При постройке зодчие пытались воссоздать расположение надгробий на иерусалимской земле. Патриарх Никон завещал, чтобы его тело похоронили на здешнем кладбище. Некрополь стал покойным местом для Петра Заборского, иподиакона Никиты, автора биографии Никона И. Шушерина. На здешнем кладбище нашли последний приют члены семей, сделавших вклады в финансовое благополучие монастыря.
Как добраться
Ново-Иерусалимский монастырь, расположенный в городе Истра, является грандиозным памятником православного великолепия, привлекающим множество паломников.
Обитель находится в городе Истра, Московская область, на улице Советская, 2. Добраться до него можно на автобусе 372, идущим от метро «Тушино» до остановки «Почта». Транспорт едет примерно один час.
Работает монастырь ежедневно с 9:00 утра до 18:00 вечера.
Видео о Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в Истре
НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Древо
Новоиерусалимский монастырь, сентябрь 2007. Фотография с сайта sobory.ru |
История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных им монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.
Строительство, начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года. К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно.
После смерти царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января 1685 года собор был освящен патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.
Новоиерусалимский монастырь |
Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения наследника, императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя святого благоверного Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день цесаревича Николая Александровича.
В XIX и в начале XX века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.
К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.
В 1875 году архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» — вторая по древности датированная русская рукопись. В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.
В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах XX века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.
В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.
18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители. Было вынесено следующее решение: «С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Утвердить архимандрита Никиту (Латушко) наместником Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря».
23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили патриарх Алексий II и президент России Д.А. Медведев. Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия монастыря, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета.
Настоятели, наместники
С 18 июля 1994 года монастырь — под каноническим управлением патриарха Московского и всея Руси (ставропигия).
Наместники
Библиография
- Леонид (Кавелин), архим., Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря, Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете, М. 1874.
- Майборода, З. П., сост., Московский областной краеведческий музей в городе Истре, Московский рабочий, 1989.
- Зеленская, Г. М., Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Путеводитель паломника.
Использованные материалы
- Страница истории монастыря на его официальном сайте:
- Страница монастыря на сайте «Русское Православие»:
- Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877, с. 146 — 149.
Новоиерусалимский монастырь | Всемирный фонд памятников
Основанный при патриархе Никоне в 17 веке в Истре на окраине Москвы, Новоиерусалимский монастырь был призван вызывать Святую Землю и служить местом паломничества. Ядро монастыря составляют два здания — Церковь Могилы Святого Спасителя и Воскресенский собор. Внутри двух церквей икона, украшение и надписи представляют собой самую важную группу полихромных керамических изделий, когда-либо созданных в России.Новый Иерусалим, построенный между 1658 и 1698 годами, является выдающимся образцом русской церковной архитектуры. К середине 18 века купол Воскресенского собора обрушился, и в 1748 году его восстановили в стиле барокко. В начале 19 века пристроили придел Марии Магдалины в неоклассическом стиле. В результате бомбардировки немецко-фашистскими оккупационными войсками в 1941 году был разрушен большой купол Воскресенского собора; частично реконструирован в 1980-х годах. За этим последовали спорадические реставрация и техническое обслуживание, которые прекратились в 1990-х годах.Сегодня архитектура Новоиерусалимского монастыря страдает от множества проблем с сохранением, включая повреждение водой из-за плохого дренажа.
Часы с мировыми памятниками 2002 года
После того, как WMF включил Новый Иерусалим в список «Дозор 2002», мы профинансировали предварительную оценку этого места и мастер-класс по планированию, который координировал Фонд Святых Архангелов. Они успешно объединили ключевые заинтересованные стороны, в том числе Министерство культуры России. Основываясь на рекомендациях, полученных в результате оценки и семинара, фонд предлагает завершить генеральный план консервации этого участка и осуществить ряд приоритетных мероприятий, включая стабилизацию и консервацию колокольни, ротонды и гробницы.
Новоиерусалимский монастырь — большое место, требующее целого ряда проблем с сохранением. Разработка стратегии устойчивого сохранения зависит от долгосрочной поддержки частного и государственного секторов. С момента внесения в список в 2002 году Фонд Святых Архангелов добился значительного прогресса в привлечении внимания к тяжелому положению этого всемирно значимого, но забытого памятника. Участие WMF в этом проекте поможет сохранить нынешнюю динамику и будет использоваться для получения дополнительных государственных и частных средств, необходимых для сохранения территории в долгосрочной перспективе.
достопримечательностей Подмосковья. Новоиерусалимский монастырь.
Спросите у эксперта по путешествиям* Нужен совет или вы готовы забронировать, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам. Специалисты VisitRussia помогут вам в режиме 24/7.
Новоиерусалимский (Воскресенский) мужской монастырь, расположенный в городе Истра Московской области. Монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого должен был быть воссоздан подмосковный комплекс святых мест Палестины. Окрестности будущего монастыря подверглись перепланировке: лес у реки Истры вырубили, холм, на котором был построен монастырь, насыпали и укрепили. Для масштабных строительных работ было привлечено огромное количество монастырских земледельцев. Прежние названия были изменены на новые, взятые из текстов Евангелия. Мужской монастырь был построен на холме Сион. К востоку от холма Сион находился холм Элеон с каменной Часовней Элеон, на севере — холм Фавор.На берегу реки Истра, переименованной в Иордан, был построен патриарший монастырь, где разместились Богоявленская церковь и церковь Святых Петра и Павла. Также был основан небольшой женский монастырь — Вифания, названный в честь города, упомянутого в Новом Завете. Некоторые здания повторяют очертания зданий Иерусалима, например, Воскресенский собор, созданный по образцу Храма Гроба Господня. Отличительной чертой собора является архитектурная керамика, украшающая его интерьеры и фасады.Керамический декор середины XVII века создавали такие мастера, как Петр Заборский, Степан Полубес и Игнатий Максимов. На территории монастыря построен комплекс построек традиционного русского деревянного зодчества. В 1656 г. здесь была построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной и учительскими. В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории действовали два музея: Историко-художественный и Краеведческий, которые в 1922 году были объединены в Государственный историко-художественный музей.В его коллекцию вошли предметы монастырских церквей и ризниц, экспонаты Музея памяти Патриарха Никона, картины картинной галереи, находящейся в трапезной, археологические материалы, предметы из усадеб западной части Московской губернии. В 1941 году многие архитектурные памятники, в том числе Воскресенский собор, были разрушены. В 1959 году музей вновь открылся, здания монастыря были отреставрированы, за исключением главной архитектурной доминанты — гигантской ярусной колокольни XVII века.В 1994 году вновь открылся Новоиерусалимский монастырь.
Москва — Новоиерусалимский монастырь
Из Москвы в Новоиерусалимский монастырь можно добраться 4 способами на метро, поезде, такси или автомобиле
Выберите вариант ниже, чтобы просмотреть пошаговые инструкции и сравнить цены на билеты и время в пути в планировщике путешествий Rome2rio.
Какой самый дешевый способ добраться из Москвы в Новоиерусалимский монастырь?
Самый дешевый способ добраться из Москвы до Ново-Иерусалимского монастыря — на метро и электричке через Тушинскую, что стоит 150 — 210 рублей и занимает 2 часа 58 минут.
Подробнее
Как быстрее всего добраться из Москвы в Новоиерусалимский монастырь?
Быстрее всего добраться из Москвы до Новоиерусалимского монастыря на такси стоимостью 1000-1300 рублей, время в пути 56 мин.
Подробнее
Есть ли прямой поезд между Москвой и Ново-Иерусалимским монастырем?
Нет, прямого поезда из Москвы в Новоиерусалимский монастырь нет. Однако есть рейсы, которые отправляются с Кузнецкого моста и прибывают на Новоиерусалимскую через Тушино. Путешествие, включая трансферы, занимает примерно 2 часа 58 минут.
Подробнее
Как далеко от Москвы до Ново-Иерусалимского монастыря?
Расстояние от Москвы до Новоиерусалимского монастыря 52 км.Протяженность дороги 70,1 км.
Проложить маршрут
Как проехать из Москвы в Новоиерусалимский монастырь без машины?
Из Москвы в Новоиерусалимский монастырь лучше всего добраться без машины на метро и электричке по Тушинской, что занимает 2 часа 58 минут и стоит 150 — 210 рублей.
Подробнее
Сколько времени нужно, чтобы добраться из Москвы до Ново-Иерусалимского монастыря?
Дорога из Москвы до Ново-Иерусалимского монастыря занимает примерно 2 часа 58 минут, включая трансферы.
Подробнее
Где я могу сесть на поезд Москва — Новоиерусалимский монастырь?
ПоездаМосква — Новоиерусалимский монастырь, обслуживаемые Московским метрополитеном, отправляются со станции Кузнецкий мост.
Подробнее
Куда прибывает поезд Москва — Новоиерусалимский монастырь?
ПоездМосква — Новоиерусалимский монастырь, обслуживаемый Центральным ППК, прибывает на станцию Новоиерусалимская.
Подробнее
Могу ли я поехать из Москвы в Новоиерусалимский монастырь?
Да, расстояние между Москвой и Ново-Иерусалимским монастырем составляет 70 км. Поездка от Москвы до Новоиерусалимского монастыря занимает около 56 минут.
Проложить маршрут
Где я могу остановиться возле Новоиерусалимского монастыря?
В Новоиерусалимском монастыре 224+ отелей.Цены от 7500 рублей за ночь.
Подробнее
Какие компании предоставляют услуги между Москвой, Россия, и Ново-Иерусалимским монастырем, Россия?
Прямого сообщения из Москвы в Новоиерусалимский монастырь нет. Однако вы можете сесть на метро до Тушинской, прогуляться до Тушино, сесть на поезд до Новоиерусалимской, а затем пройти пешком до Новоиерусалимского монастыря. Кроме того, вы можете сесть на транспорт из Москвы в Новоиерусалимский монастырь через Войковскую, Ленинградскую и Новоиерусалимскую примерно за 3 часа.
Собор Воскресения Христова, Новоиерусалимский монастырь, Истра, Москва: деревянный купол с выступающими окнами обрамляет
Обновление по коронавирусу: Наша служба печати продолжает работать в обычном режиме: распечатки в рамках и без рамок доступны для доставки в обычные сроки. Мы хотели бы заверить наших клиентов в том, что мы соблюдаем рекомендации правительства по COVID-19 и придерживаемся всех рекомендаций и передовой практики.
RIBApix исх. № | RIBA58910 |
Архитектор / Дизайнер | Бланк, Карл (1728-1793) Растрелли, Бартоломео Франческо (1700-1771) |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Тема Дата | 1761 |
Дата изображения | 1940 |
Вид | Интерьер |
Стиль | Барокко |
Средний | Фотография |
Ссылка библиотеки | 9644 |
Ориентация | Портрет |
Цвет / Ч / Б | Черно-белый |
Кредит | Коллекции RIBA |
Банкноты | ПРИМЕЧАНИЯ: Этот монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году как патриаршая резиденция на окраине Москвы. Место на реке Истра было выбрано из-за его сходства с рекой Иордан в Святой Земле. Собор, построенный в 1658-1685 годах Никоном и Сергеем Турчаниновыми, был одним из комплекса монастырских построек, который был известен как Новый Иерусалим. В 1723 году самая западная стена рухнула, и собор был впоследствии перестроен Карлом Бланком и Бартоломео Растрелли в 1756-1761 годах. Собор был сильно поврежден немецкими солдатами во время битвы под Москвой в 1941 году. С тех пор его восстановили. |
Тематические теги
окна, соборы, купола, дерево, монастыри и монастыри
Москва — Третий Рим или Новый Израиль? на JSTOR
Русское обозрение — многопрофильный научный журнал, посвященный истории, литературе, культуре, изобразительному искусству, кино, обществу и политике народов бывшей Российской империи и бывшего Советского Союза. Каждый выпуск содержит оригинальные исследовательские статьи авторитетных и начинающих ученых, а также а также обзоры широкого круга новых публикаций. «Русское обозрение», основанное в 1941 году, — летопись. продолжающейся эволюции области русских / советских исследований на Севере Америка. Его статьи демонстрируют меняющееся понимание России через взлет и закат холодной войны и окончательный крах Советского Союза Союз. Русское обозрение — независимый журнал, не связанный с любой национальной, политической или профессиональной ассоциацией.JSTOR предоставляет цифровой архив печатной версии The Russian Рассмотрение. Электронная версия Русского обозрения доступно на http://www.interscience.wiley.com. Авторизованные пользователи могут иметь доступ к полному тексту статей на этом сайте.
Wiley — глобальный поставщик контента и решений для рабочих процессов с поддержкой контента в областях научных, технических, медицинских и научных исследований; профессиональное развитие; и образование. Наши основные направления деятельности выпускают научные, технические, медицинские и научные журналы, справочники, книги, услуги баз данных и рекламу; профессиональные книги, продукты по подписке, услуги по сертификации и обучению и онлайн-приложения; образовательный контент и услуги, включая интегрированные онлайн-ресурсы для преподавания и обучения для студентов и аспирантов, а также для учащихся на протяжении всей жизни.Основанная в 1807 году компания John Wiley & Sons, Inc. уже более 200 лет является ценным источником информации и понимания, помогая людям во всем мире удовлетворять свои потребности и воплощать в жизнь их чаяния. Wiley опубликовал работы более 450 лауреатов Нобелевской премии во всех категориях: литература, экономика, физиология и медицина, физика, химия и мир. Wiley поддерживает партнерские отношения со многими ведущими мировыми обществами и ежегодно издает более 1500 рецензируемых журналов и более 1500 новых книг в печатном виде и в Интернете, а также базы данных, основные справочные материалы и лабораторные протоколы по предметам STMS. Благодаря растущему предложению открытого доступа, Wiley стремится к максимально широкому распространению и доступу к публикуемому нами контенту и поддерживает все устойчивые модели доступа. Наша онлайн-платформа, Wiley Online Library (wileyonlinelibrary.com), является одной из самых обширных в мире междисциплинарных коллекций онлайн-ресурсов, охватывающих жизнь, здоровье, социальные и физические науки и гуманитарные науки.
Антропогенные почвы на территории Новоиерусалимского монастыря Московской области
Б.Ф. Апарин, Е.Ю. Сухачева А.В. Принципы почвенного картографирования мегаполиса на примере Санкт-Петербурга // Почвоведение. 47 , 650–661 (2014).
Артикул Google ученый
Аринушкина Е.В., Руководство по химическому анализу почв (МГУ, МГУ, 1970).
Google ученый
Л.Беляев А. А. Историческая археология России в новое и новейшее время: шаг к развитию ». Материалы Общего собрания Российской академии наук, посвященного Году истории России« 1150 лет российской государственности и культуры ». . Москва, 2012. С. 307–320.
Google ученый
Беляев Л.А., Ершов И.Н., Зеленцова О.В., Кузьминых С.В. Древние находки на территории Новоиерусалимского монастыря: материалы исследований 2009–2014 гг. // Росс.Археол., 2016, № 1 , 85–98.
Google ученый
Вадюнина А.Ф., Корчагина З.А., Методы исследования физических свойств почв (Агропромиздат, М. , 1986).
Google ученый
Воробьева Л.А., Теория и практика химического анализа почв (М .: ГЕОС, 2006).
Google ученый
Герасимова М.И., Строганова М.Н., Можарова Н.В., Прокофьева Т.В., Генезис, география и мелиорация антропогенных почв (Смоленск: Ойкумена, 2003).
Google ученый
Ершов И.Н., Александровский А.Л., Ершова Е.Г., Кренке Н.А., Панин А.В. Пойма реки Истры у Ново-Иерусалимского монастыря: естественно-археологические исследования // Труды научного семинара «Археология Московской области». (Институт археологии РАН, Москва, 2014).10. С. 217–235.
Google ученый
Исакова Т.Н., Завьялов С.М., Алексеев А.С. Белокаменные материалы в зданиях Новоиерусалимского монастыря и его окрестностей: вероятные источники // Бюл. Моск. О-ва. Испыт. Прир., Отд. Геол. 89 (1), 35–44 (2014).
Google ученый
Л. Л. Шишов, В. Д. Тонконогов, И. И. Лебедева, М.Герасимова И.И., Классификация и диагностика почв России . Смоленск: Ойкумена, 2004. 240 с.
Google ученый
Кузнецов В.А., Рыжова И.М., Телеснина В.М., Стома Г.В. Количественная оценка влияния рекреации на растительность, лесную подстилку и плотность почвы в лесопарках Москвы // Вестн. Почвоведение. Бык. 70 , 17–24 (2015).
Артикул Google ученый
Макаров А.О., Бондаренко Е.В., Макаров О.А. Оценка ущерба от деградации почв и загрязнения земель на территории железнодорожных объектов Москвы // Использование охраны природы. ресурсы в России, 133 (1), 27–30 (2014).
Google ученый
Матинян Н.Н., Бахматова К.А., Почвы и почвенный покров парков Петергофа / Под ред. Апарина Б.Ф. (СПбГУ, СПб.СПб., 2012).
Google ученый
Матинян Н.Н., Урусевская И.С., Бахматова К.А. Почвы Валаамских садов // Эколого-генетические исследования почв в природных ландшафтах . СПб .: СПбГУ, 1996. № 45, с. 42–65.
Google ученый
Морозова Р.М., Кокунова Т.А. Почвы садов и парков острова Валаам // Изучение лесных почв Карелии, , Карельский научный центр РАН, Петрозаводск, 1987, с.41–51.
Google ученый
Морозова Р.М., Лазарева И.П. Культивируемые почвы // Почвы и почвенный покров Валаамского архипелага . Петрозаводск, КарНЦ РАН, 2002. С. 116–134.
Google ученый
Память почв: почва как память о взаимодействиях биосферы, геосферы и антропосферы , Под ред.В. О. Таргулян, С. В. Горячкин. М .: ЛКИ, 2008.
Google ученый
Почва, город и экология , Под ред. Добровольский Г.В. (М .: За экономическую грамотность, 1997).
Google ученый
Почвы Московской области и их использование (Докучаева почв.М., 2002). 1.
Прокофьева Т.В. Запечатанные почвы: роль в городской экосистеме и возможности восстановления // Почва, город и экология / Под ред. Добровольский Г. В. . М .: За Экономическую Грамотность, 1997. С. 89–106.
Google ученый
Т.В. Прокофьева, М.И. Герасимова, О.С. Безуглова, К.А. Бахматова, А.А. Гольева, С.Н. Горбов, Е.А. Жарикова, Н.Н. Матинян, Э.Наквасина Н., Сивцева Н. Е. Включение почв и почвоподобных тел городских территорий в систему классификации почв России // Почвоведение. 47 , 959–967 (2014).
Артикул Google ученый
Прокофьева Т.В., Попутников В.О. Антропогенная трансформация почв в парке Покровское – Стрешнево (Москва) и прилегающих к нему жилых массивах // Почвоведение. 43 701–711 (2010).
Google ученый
Справка о дендрологических работах, Оценка озеленения и жизнеспособности деревьев на территории монастырского земельного участка площадью 15,81 га. http://www. n-jerusalem.ru/reconstruction/dendroplan_story.
Строганова М. Н., Агаркова М. Г. Городские почвы: изучение и классификация на примере почв юго-запада Москвы // Почвоведение. 1992. № 7 . С. 16–24.
Google ученый
Строганова М.Н., Агаркова М.Г., Мягкова А.Д. Почвы города Москвы: беды и надежды // Почва, город и экология / Под ред. Добровольского Г. В. . М .: За Экономическую Грамотность, 1997. С. 181–265.
Google ученый
Строганова М.Н., Мягкова А.Д., Прокофьева Т.В. Городские почвы: генезис, классификация, функции // Почвы, город и экология / Под ред. Добровольский Г.В., . М .: За Экономическую Грамотность, 1997. С.15–88.
Google ученый
Строганова М.Н., Раппопорт А.В. Особенности антропогенных почв в ботанических садах мегаполисов подзоны южной тайги // Почвоведение. 38 , 966–972 (2005).
Google ученый
Урусевская И.С., Матинян Н. Н. Антропогенно-преобразованные почвы островных монастырей таежно-лесной зоны России // Почвоведение. 38 , 944–953 (2005).
Google ученый
Урусевская И.С., Матинян Н.Н. Антропогенно-преобразованные почвы монастыря Нилова Пустынь // Вестн. Моск. Ун-т, сер. 17: Почвовед. № 4 (2003). С. 8–15.
Google ученый
Урусевская И.С., Матинян Н.Н., Антропогенно-преобразованные почвы островных средневековых монастырей таежной лесной зоны России (М .: ГЕОС, 2014).
Google ученый
Урусевская И. С., Матинян Н. Н. Почвы ботанического сада на Большом Соловецком острове // Вестн. Почвоведение. Бык. 67 , 126–132 (2012).
Артикул Google ученый
Урусевская И.С., Матинян Н.Н., Русаков А.В. Антропогенно преобразованные почвы Иверского монастыря // Вестн. Моск. Univ., Сер. 17: Почвовед., № 3 , 7–15 (2001).
Google ученый
Дж. Амосс, Р. К. Ле Байон, Дж. М. Гобат, «Похожи ли городские почвы на естественные почвы речных долин?» J. Почвенные отложения 15 , 1716–1724 (2015).
Артикул Google ученый
W. Burghardt, «Почвы в городских и промышленных условиях», Z. Pflanzenernaehr.Навоз. Bodenkd. 157 , 205–214 (1994).
Артикул Google ученый
W. Burghardt, «Запечатывание почвы и свойства почвы, связанные с запечатыванием», в Функция почв для человеческого общества и окружающей среды , Ed. Э. Фоссард, У. Э. Х. Блюм и Б. П. Варкентин (Геологическое общество, Лондон, 2006), Vol. 266. С. 117–124.
Google ученый
Рабочая группа IUSS WRB, Всемирная справочная база почвенных ресурсов, 2014 г., Международная система классификации почв для наименования почв и создания легенд для почвенных карт, Доклад о мировых ресурсах почв № 106 (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Рим, 2014 г.).
Google ученый
А. Леманн и К. Штар, «Природа и значение антропогенных городских почв», J. Soils Sediments 7 (4), 247–260 (2007).
Артикул Google ученый
Р. Мазурек, Й. Ковальска, М. Гусиорек и М. Сетлак, «Микроморфологический и физико-химический анализ культурных слоев в городской почве средневекового города — пример из Кракова, Польша. ”Катена 141 , 73–84 (2016).
Артикул Google ученый
М. Гонсёрек, Й. Ковальска, Р. Мазурек и М. Пайек, «Комплексная оценка загрязнения тяжелыми металлами верхнего слоя почвы исторического городского парка на примере парка Планты в Кракове (Польша)», Chemosphere 179 , 148–158 (2017).
Артикул Google ученый
М. А. Наэт, Х. А. Арчибальд, К. Л. Немирски, Л. А. Лески, Дж. А. Брайерли, М. Д. Бок, А. Дж. Ванден Байгаарт и Д. С. Чанасик, «Предлагаемая классификация почв, измененных человеком в Канаде: антропосолический порядок», Can. J. Почвоведение. 92 , 7–18 (2012).
Артикул Google ученый
X.-S. Ло, С.Ю., Ю.-ГРАММ. Чжу, Х.-Д. Ли, “Загрязнение микроэлементами городских почв Китая”, Науч. Total Environ. 421–422 , 17–30 (2012).
Артикул Google ученый
Путин посетит знаменитый монастырь Нового Иерусалима под Москвой — Общество и культура
МОСКВА, 15 ноября. / ТАСС /. Ожидается, что президент России Владимир Путин совершит экскурсию в знаменитый Новоиерусалимский Воскресенский монастырь в городе Истра к западу от Москвы.
В поездке его будут сопровождать сопредседатели благотворительного фонда, профинансировавшего масштабную реставрацию замечательного монастыря, премьер-министр Дмитрий Медведев и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл I.
«Президент совершит экскурсию по территории монастыря, который подвергся значительной реконструкции», — сообщили в пресс-службе Кремля. С 2008 года из 31 здания комплекса реставрационные работы охватили 29 зданий.
Из Истры Путин отправится в Кремль, где вручит высокие правительственные награды большой группе деятелей науки, культуры, искусства и образования, а также космонавтам, заводским рабочим, врачам и руководителям предприятий. .
Новоиерусалимский монастырь был основан выдающимся русским клириком Патриархом Никоном в 1656 году. Он построил его как свою личную резиденцию и прожил там восемь лет.
Никон приложил много усилий, чтобы воплотить в жизнь идею своей жизни — создать полную копию Храма Гроба Господня в Иерусалиме и дать русским «возможность созерцать место страстей и воскресения Иисуса, не совершая дорогостоящих и далеко не безопасных путешествий. на Ближний Восток », — говорится на официальной домашней странице монастыря.
Строительные работы продолжались и после смерти Никона. Патриарх Иоаким освятил Воскресенский собор в 1685 году, а в 1686 году монастырь получил бессрочную грамоту, подтверждающую его права собственности на сельхозугодья, леса и охотничьи угодья.
Первая крупная реставрация Воскресенского собора проводилась с 1749 по 1759 год после большого пожара. Его внутренняя часть была украшена лепниной по проекту архитектора Бартоломео Растрелли, спроектировавшего ряд всемирно известных зданий в Санкт-Петербурге.
Новоиерусалимский монастырь был одним из самых посещаемых мест паломничества в XIX — начале XX веков. Например, всего в 1913 году сюда приехали 35 000 паломников.
На средства, собранные монастырем, он построил общежитие для бедных паломников и гостиницы для более обеспеченных людей.
Местный Совет рабочих депутатов постановил закрыть монастырь в 1919 году и национализировать его имущество. В краеведческом музее, расположенном на том же участке, в архивах есть памятная доска, на которой написано: «Великая русская революция передала народу Новоиерусалимский монастырь и собор.Он перестал служить целям религиозного культа и превратился в памятник культуры общероссийского значения ».
Самые ценные и ценные предметы из монастырской ризницы были перенесены в Оружейную палату Московского Кремля в 20-е годы прошлого века.
Комплекс Новоиерусалимского монастыря стал ареной ожесточенных боевых действий в декабре 1941 года во время битвы за Москву, в ходе которой советские войска предотвратили штурм Вермахта города Москвы. Многие здания на территории комплекса были полностью разрушены или получили серьезные повреждения, а данные о разрушениях превратились в часть доказательств на Нюрнбургском процессе.
Значительные реставрационные работы на территории комплекса начались в 1950-х годах, когда многие здания буквально заново выросли из руин времен войны. Среди них был Воскресенский собор. Тогда же началось тиражирование его внутреннего орнамента.
По инициативе Патриарха Алексия II в октябре 2008 года создан благотворительный фонд возрождения Новоиерусалимского монастыря.
.