Разное

Собор новгородский: Недопустимое название

Софийский собор Великий Новгород | официальный сайт по благословению митрополита новгородского и старорусского льва

Почти в каждой семье есть женщины, умеющие и любящие вышивать, и что такое вышивка «крестом» или «гладью», знают даже дети. Но о той вышивке, которая используется для украшения предметов церковного обихода, знают единицы. Об истории и особенностях церковного золотного шитья, а также некоторых секретах своей работы рассказала золотошвея Софийского собора с 18 -летним стажем Лилия (Мария) Лепшина.— Лилия, расскажите, что такое церковное шитье?

 

— Церковное шитье можно условно разделить на лицевое, то есть изображение ликов, и орнаментальное, но я считаю, что одно прекрасно дополняет другое. Обычно произведения церковного шитья состоят из основного изображения (на среднике) — святых, сцен их жития, евангельских или библейских сюжетов и каймы с подобными же изображениями или орнаментом, с шитыми литургическими и вкладными надписями. Предметами церковного шитья являются плащаницы, покровы на гробницы святых, подвесные пелены, хоругви, воздухи, покровцы и судари, завесы царских врат, походные и домашние иконостасы, облачения духовенства и многие другие. Эти произведения сделаны из дорогих тканей с использованием золотых, серебряных и шелковых нитей, жемчуга, полудрагоценных и драгоценных камней.

— Когда искусство церковного шитья возникло и как оно развивалось?

— На Русь это искусство пришло из Византии вместе с христианством и в последнее время получило у нас красивое название – «живопись иглой». Ученые полагают, опираясь на данные летописей, что первая золотошвейная мастерская на Руси была устроена в Киеве. Затем искусство церковного шитья распространилось по остальным княжествам. Церковной вышивкой занимались в царских и великокняжеских домах, в женских монастырях.

 Это было элитное, дорогостоящее искусство. Ему обучались с самого детства. Вышивали сами дамы высокого сословия и «штат» сенных девушек-золотошвеек. Надо сказать, что искусство церковного шитья не являлось ремеслом, на котором можно было заработать. Вышитые предметы отдавались в монастыри как молитвенный вклад на замужество, рождение наследника, помин души или другие значимые жизненные события. Пожалуй, только в Синодальный период (1700-1917 годы) церковное шитье или женские головные уборы в некоторых монастырях выполнялось для продажи.

XV-XVI века на Руси стали периодом расцвета лицевого шитья. Софийская ризница была богата таким шитьем – об этом свидетельствуют Софийские описи. В Синодальный период лицевое шитье было отчасти забыто и только в конце XIX — начале XX веков оно вновь начало возрождаться. После революции XX века много предметов древнерусского лицевого шитья было утрачено  – сожжено или вывезено за границу, но то, что сохранилось, является бесценным сокровищем. Стоит отметить, что в этом есть большая заслуга реставраторов и хранителей музеев.

После 70-ти лет безбожного режима начала возрождаться церковная жизнь и постепенно храмы стали пополняться предметами церковного искусства, в том числе и церковным шитьем. Постепенно начали формироваться школы и мастерские.

— Лилия, где Вы обучались этому искусству?

— По своему первому образованию я – экономист, но как-то раз, посетив выставку церковного шитья в Грановитой палате новгородского Кремля, была поражена этим искусством! Начала обучаться золотошвейному мастерству у народного мастера по вышивке русских народных головных уборов – Дины Константиновны Чайниковой (†2020 г.) в Доме народного творчества, но вскоре поняла, что хочу заниматься именно церковным шитьем. Нашла школу церковного шитья «Убрус» в Санкт-Петербурге на Оптинском подворье и трижды посетила двухнедельные курсы: сначала по орнаментальному, затем лицевому шитью, а также по изготовлению митр и столповому письму. Было очень интересно! Три раза ездила на стажировку в Отделение лицевого шитья при Иконописной школе Московской Духовной Академии, расположенной в Троице-Сергиевой Лавре, затем еще два года обучалась в Свято-Тихоновском университете в магистратуре на факультете Церковных художеств. В итоге обрела знания и опыт работы в мастерских разного художественного и стилистического направления. Это ценно! Общий стаж церковной вышивки уже 18 лет. Тем не менее, продолжаю обучаться – посещаю мастер-классы, выставки и конференции по церковному шитью.

До прихода в Софийский собор я работала в церкви Успения Божией Матери в Колмово – возглавляла там золотошвейную мастерскую в течение 14 лет. В Успенском храме осталось много личных и совместных с ученицами работ – литургические покровцы, плащаницы, дароносицы, закладки в Евангелие, пелена святых Петра и Февронии Муромских и другие.

— Лилия, Вы «шьете» лики иглой подобно иконописцам. Известно, что некоторые иконописцы духовно готовятся к столь непростой работе. А как поступают золотошвеи?  У вас есть какие-то профессиональные секреты?

— Церковное шитье – это трудная, кропотливая, но радостная работа, как и иконопись. Мы создаем лики, а это очень ответственно! Во время вышивки очередной работы я молюсь тому святому, образ которого исполняю, читаю его житие. Это меня настраивает: понимаешь, в какую эпоху он жил, что тогда происходило. Я много читаю о нем, и он становится ближе, роднее. Бывает, интересные факты из жития узнаешь, и это тоже может повлиять на конечный результат. Когда на шитье появляется лик и встречаешь его взгляд, то остальное шитье идет легче. Лик – это то, на что человек смотрит во время молитвы, и самое трудное в исполнении. Во время работы я не пощусь особым образом, как, возможно, некоторые иконописцы, стараюсь соблюдать только посты, установленные Церковью.

Добавлю, ведение духовной жизни очень важно для мастера церковного шитья. Все мастера, с которыми я знакома, глубоко верующие и воцерковленные люди. Это занятие для нас не хобби: мы проживаем таким образом свою жизнь, служа искусством Богу!

— Недавно Вы сшили хоругви для Софийского собора. Расскажите, в чем их особенность?

— Эти хоругви изначально задумывались для церкви Успения Богородицы. Настоятель храма протоиерей Николай Ершов благословил их вышивать, он же подобрал состав святых на хоругвь со Спасом. На одной хоругви изображен Спас Нерукотворный – это копия ростовской иконы XIII века, хранящейся в Третьяковской галерее. На каймах хоругви вышиты избранные новгородские святые: святители Никита и Иоанн, преподобные Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Антоний Римлянин и князь Владимир с моделью Софийского собора.

 

Однако, Богу было угодно, чтобы я перешла работать в Софийский собор и продолжила эту работу уже для Святой Софии. Моей коллегой в Хранительской службе стала иконописец  собора Татьяна Федорова. Я попросила ее нарисовать мне для средника хоругви прорись иконы Богородицы как реплику на икону «Знамение». Она написала образ Божией Матери в той цветовой гамме, в которой икона был написана в XII веке: Богородица  – в голубом мафории и розовой тунике, а Младенец  –  в золотом одеянии. На кайме хоругви нашлось место для всех пяти прославленных новгородских жен. Это святая Анна Новгородская (супруга Ярослава Мудрого и мать Владимира Ярославича, строителя Святой Софии) – ее мощи лежат в Софийском соборе, Феодосия (мать Александра Невского и его брата Феодора, мощи которого также почивают в соборе), праведная Иулиания (мать святого блаженного Николы Качанова), праведная Гликерия и святая Харитина (княгиня литовская, несостоявшаяся жена Феодора Новгородского). Получился интересный проект – почти семейный состав святых. В верхнем регистре расположен Деисус — Спас Благословляющий, архангелы Михаил и Гавриил. Прориси икон для богордичной хоругви сделала Татьяна Федорова.

 

Хоругви вышиты в стиле XVI века, потому что шитья XII века сохранилось очень мало. Мы можем только догадываться, как тогда вышивали, рассматривая единичные экземпляры в музеях. К слову сказать, в главном иконостасе придела Успения Богородицы Софийского собора сохранилось много икон XV – XVI веков, в приделе Рождества Богородицы также сохранился иконостас XVI века. В общем, хоругви получились очень софийские. Хоругви – это церковное знамя, их выносят на торжественные процессии, такие как крестный ход. В остальное время они украшают храм и стоят, как правило, на солее. Митрополит Лев благословил разместить софийские хоругви у колонн, напротив Успенского иконостаса. На наш взгляд, они там очень гармонично смотрятся.

— Какие материалы Вы использовали при создании хоругвей?

— Я использовала золотые нити, то есть нити, которые имеют некоторый процент золота, они намотаны на шелковую основу, а также золотные нити  – синтетические нити, сделанные «под золото». Нити для лицевого шитья зачастую приходится красить самостоятельно в отваре ольховых шишек или коры дуба, чтобы получить нужный оттенок. Софийские хоругви вышиты на немецком бархате, а средник – медальоны со святыми – на белорусской вискозе, визуально похожей на шелковую камку. Для украшения я беру полудрагоценные камни: лазурит, перламутр, гранат, бирюзу, жемчуг и т.д. Я стараюсь использовать только натуральные материалы.

— Что Вы сейчас вышиваете?

— Когда я училась в Свято-Тихоновском университете и вышивала дипломную работу (пелену со святителем Николаем Чудотворцем), то увидела в мастерской недошитый зеленый воздух. Я сразу узнала реплику на воздух XV века, который находится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Студентка, которая выполняла бакалаврскую работу, приняла решение сменить профессию и отчислилась из университета. Воздух некоторое время оставался недошитым. Я попросила забрать эту работу, чтобы закончить ее и отдать в какой-нибудь храм и мне разрешили. Однажды я случайно попала на клирос с народным хором в Троицкий храм Великого Новгорода и увидела, что в этой церкви повседневный цвет облачений зеленый, как и цвет незаконченного воздуха. Я предложила настоятелю храма протоиерею Святославу Цхай сшить литургический комплект с этим воздухом, причем покровцы выполнить в древней манере – квадратными, и он благословил. Воздух был закончен в 2020 году, в аккурат к празднику Святой Троицы, но мы с батюшкой пришли к совместному решению, что литургические покровцы отправятся к месту своего служения «в полном боевом составе».

— Вам нравится Ваша деятельность?

— Да, мне нравится вышивать. Сейчас, конечно, много машинного и компьютерного шитья. В определенных случаях оно просто необходимо, так как количество храмов растет, золотошвей на всех не хватает. Однако, я очень рада, что у нас, в Новгороде, это искусство возрождается. Ручное шитье отличается от механического. Если при ближайшем рассмотрении вы сравните лики, вышитых вручную и с помощью компьютера, то, даже не будучи специалистом, отдадите предпочтение ручному шитью, я не сомневаюсь. Человеческая рука  – это не механизм. Мы шьем медленно, все продумываем, молимся, душу вкладываем в изделие и результат получается совсем другой.

Я работаю хранителем Софийского собора. Моя деятельность связана с  изучением и научным хранением предметов искусства и мне это очень нравится. А отдыхаю от работы весьма своеобразно: вышиваю по несколько часов по вечерам, бывает и по ночам, в отпуске. Я этим не зарабатываю на жизнь. Но Бог восполняет все! Чтобы ты для храма ни делал, когда делаешь это с душой, от чистого сердца – Господь этого не забывает. Возрождение искусства иконописи и лицевого шитья — это служение Богу!

— Спаси Господи, за беседу!

Добавим, что у Лилии (Марии) Лепшиной есть группа во ВКонтакте, в которой можно найти много ее работ, послушать лекции по золотошвейному мастерству и посмотреть видео, где она вышивает различные элементы церковной утвари. 

Текст взят с официальный сайт Новгородской епархии 


 

 

О храме | Софийский собор Великий Новгород

Архитектурным центром Кремля со времени его основания является Софийский собор. София — древнейший православный кафедральный храм на территории Российской Федерации, выдающееся произведение русской архитектуры домонгольского периода.

Софийский собор построен повелением Новгородского князя Владимира — сына Ярослава Мудрого, и епископа Луки в 1045-1050 гг. Это одно из крупнейших сооружений Киевской Руси, свидетельствующее о силе и величии молодого государства. С 30-х годов XII  века София перестает быть княжеским храмом и превращается в главный храм Новгородской вечевой республики и символ Новгорода.

Несколько веков собор являлся религиозным и политическим центром Новгорода. В Софии принимали послов, иностранных гостей, решали важные государственные вопросы, хранилась казна архиерейского Дома Святой Софии. С XI века при Софии существовала школа, творила бессмертные шедевры иконописная мастерская, в скриптории переписывались и украшались рукописи, велась летопись и находилась крупнейшая библиотека. В соборе хоронили видных политических и религиозных деятелей. Древнейших русский православный некрополь сосредоточен в южной части храма. У стен Софии собиралось Новгородское вече, отсюда уходили воевать новгородские воины, молился и получал благословение перед решающими сражениями святой благоверный Александр Невский.

За всю историю Софийский собор неоднократно подвергался крупным перестройкам, несколько изменившим его первоначальный облик. В конце ХIХ – начале ХХ века была проведена первая научная реставрация собора под руководством академика архитектуры В.В.Суслова. Были восстановлены первоначальное посводное покрытие, крестчатая форма столбов в интерьере и значительное число древних окон. Таким образом, архитектура храма максимально приблизилась к формам, задуманным в ХI веке.

Софийский собор представляет собой огромный крестовокупольный храм. Мощные выступы лопаток членят фасады в соответствии с внутренней структурой и в то же время как бы укрепляют его по основным осям. Все членения здания завершаются либо полуциркульными закомарами, либо двухскатными щипцами–фронтонами, являющимися характерной особенностью структуры собора. Основной объем храма увенчан строгим пятиглавием, шестая глава располагается над лестничной башней.

Внутри собор членят на пять продольных нефов мощные крестчатые в плане столбы, поддерживающие своды, и обширные княжеские палати. С трех сторон к храму примыкают паперти, которые изначально были задуманы как открытые галереи, но в процессе строительства были преобразованы в закрытые боковые “крылья” собора. В  большом, сложном и утяжеленном сооружении Софии доминирует центральный пространственный крест с вознесенным над ним на высоту 36,5 метров главным куполом.

Главный — западный — портал храма украшен древними бронзовыми вратами.. Их выполнили в Магдебурге в середине XII в. немецкие мастера. В клеймах запечатлены сюжеты Ветхого и Нового Заветов, сцены символического характера и исторические лица: заказчик  врат Плоцкий архиепископ Александр, мастера-литейщики Риквин и Вайсмут. Вероятно, изначально врата предназначались для собора в Плоцке; Новгород же приобрел это  замечательное произведение западноевропейского бронзового литья, по-видимому, уже в первой половине XV в.. Местный мастер смонтировал створки врат, дополнив “заморское” изделие новыми рельефами и русскими переводами к латинским надписям. В нижней части левой створы он поместил “автопортрет” с атрибутами ремесла, подписав его кириллицей: “Аврам”.

Собор со времени его основания являлся усыпальницей новгородских князей и владык. Доступны для осмотра посетителей гробницы с мощами основателя собора – князя Владимира Ярославича, святителей Никиты и Иоанна, наряду с другими ценнейшими реликвиями: иконой XII в. «Богоматерь Знамение», историческими Успенским и Рождественским иконостасами с иконами XIV-XVII вв., паникадилом, подаренным собору Борисом Годуновым. На стенах Софийского собора сохранились фрагменты фресковой росписи XII в., а также многочисленные надписи (граффити), процарапанные в разное время посетителями храма, начиная с XI в. От первоначального убранства Софии сохранились мозаичные настенные плиты, украшающие «горнее место». Центральный иконостас включает 87 икон XV-XIX вв. Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века, исполненных, согласно преданию, архиепископом Макарием – автором Миней Четьих и будущим митрополитом Московским и Всея Руси, но включает также уникальный образ Спаса на престоле, исполненный по заказу владыки Моисея в 1362 г., а также икону «Богоматерь Тихвинская», XVI в., происходящую из Николо-Беседного монастыря и участвовавшую при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 г.

Вход в Рождественский придел украшен бронзовыми вратами XI века. В соборе сохранились деревянные резные Царское и Святительское места XVI  века. В древности в соборе было 4 алтаря: Главный Софийский (в 1497 году освященный архиепископом Геннадием во имя Успения Богоматери), Рождества Богородицы, Иоанна Богослова и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В 1926 году служба в соборе была прекращена. До Великой Отечественной войны в Софии находился музей атеизма.

В августе 1991 года собор был возвращен Русской Православной Церкви. Патриархом Русской Православной Церкви Алексием 16 августа 1991 года был освящен главный престол Софийского собора и свершена Божественная литургия, которую ознаменовало чудесное событие – появление над главами собора в ясном небе радужного венца.

В настоящее время в соборе регулярно проводятся богослужения; в остальное время храм, являющийся объектом культурного наследия Российской Федерации и внесенный в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, открыт для посещения всеми желающими. Новгородский музей-заповедник в его интерьере проводит экскурсии. При Софийском соборе с 1991 года по инициативе и благословению настоятеля храма — владыки Льва – созданы и действуют Воскресная школа, Хранительская служба, библиотека и иконописная мастерская.

Софийский собор в Новгороде

Адрес: Новгородская обл., г. Великий Новгород, Кремль.

Собор Святой Софии в Новгороде был построен в 1045-1050 гг. по приказу новгородского князя Владимира. Собор был выстроен из тесаного камня и тонкого кирпича и изначально был нештукатуреным, отчего его бело-розовые стены выглядели очень живописно. Об этом можно судить по фрагменту кладки в юго-восточной части стены, специально расчищенной от штукатурки реставраторами.

До каменной Софии в Новгороде был деревянный Софийский храм, дубового «о тринадцати верхах», выстроенный в детинце в 989г. Он стоял не на том же месте, что и нынешний собор, а на месте другой церкви, Бориса и Глеба. Ученые считают, что деревянный храм сгорел уже во время строительства нового каменного, и долгое время его место стояло пустым.

Строителями Софийского собора в Новгороде были киевские мастера, выстроившие храм по образцу Софии Киевской.

Огромное слегка асимметричное здание собора увенчано шестью массивными куполами – центральным пятиглавием и отдельной главой над четырехугольной пристройкой, внутри которой проходит подъем на хоры, где во время службы размещалась новгородская знать. Стены собора разделены простыми строгими лопатками. Первоначально собор окружали открытые и крытые двухъярусные галереи, позднее заложенные и превращенные в закрытые части храма.

Снаружи храм смотрится настоящим исполином. Внутри же его пространство разделено расписанными столпами на небольшие части, высокие и узкие, отчего кажется, что в соборе очень тесно. И только у самого иконостаса становится просторнее. Росписи в соборе многократно поновлялись и переписывались, однако уже в ХХ веке реставраторам удалось открыть ряд фресок – современниц собора. Так, сохранилась под слоями позднейших росписей фреска «Константин и Елена» XI века в южном притворе, а в центральном куполе были обнаружены и расчищены фрагменты росписей XII века.

Центральный собор Великого Новгорода исполнял не только богослужебные функции. В соборе, в его огромных подземельях, хранилась городская казна и многочисленные сокровища самого собора. Сохранилось, к сожалению, очень мало – соборную ризницу неоднократно грабили, в том числе и «новые хозяева» — большевики, — и фашисты во время оккупации.

Собор с самого момента постройки использовался также и как усыпальница новгородских князей и высшего духовенства. В самом соборе стоят раки с мощами святых – новгородского князя Владимира Ярославича, храмоздателя собора, его матери княгини Анны, бывшей принцессы Ингигерды, святителя Иоанна, архиепископа Новгородского, и князя Феодора Ярославича, брата Александра Невского.

Отдельный большой интерес представляют собой знаменитые Магдебургские врата (иначе называемые Корсунскими), привезенные новгородцами из Швеции. Это высокие искусно сделанные створки с 48 литыми бронзовыми пластинками, подогнанными друг к другу. На каждой пластинке изображены фигуры или сюжеты. Собраны огромные ворота были уже в Новгороде.

В советское время в соборе некоторое время еще велись службы, при этом не прекращался вывоз ценностей из хранилищ собора. Множество ценных вещей было утрачено, похищено или просто превращено в цветной лом. В 1920-х годах в соборе открыли музей атеизма. Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал, был разрушен и разграблен фашистами. После войны на его восстановление ушли десятилетия, но после реставрации собор едва не стал своеобразным «Дворцом культуры», далеким от духовной музыки и религии вообще. В 1991г. собор был передан верующим, в нем снова ведутся богослужения.

Входит в проекты: домонгольские храмы

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

История Георгиевского собора от строительства до начала ХХ века

Георгиевский собор заложили в 1119 году по велению новгородского князя Мстислава Великого — внука Владимира Мономаха. Сам князь в это время был в Киеве, поэтому работами руководили его сын Всеволод и игумен Юрьева монастыря Кириак. Известно также имя главного строителя — Петр. Он стал первым мастером, упомянутым в русских летописях. Историки предполагают, что Петр управлял строительством и других новгородских храмов — Николо-Дворищенского собора и церкви Благовещения на Городище.

Стены собора возводили в технике смешанной кладки — из камня и кирпича. Кровля состояла из листов свинца, но позднее ее заменили железной четырехскатной крышей. Массивное четырехугольное здание было увенчано тремя главами со шлемовидными куполами. Внутри стены были украшены фресками с изображениями Христа, Богородицы и святых. Верхняя крытая галерея предназначалась для новгородского князя и его семьи. В 1130 году новгородский епископ Иоанн освятил новый собор в честь Георгия Победоносца.

Собор стал не только местом православных богослужений, но и усыпальницей новгородских князей, посадников и настоятелей монастыря. Здесь похоронили Великого князя Московского Дмитрия Шемяку, мать Александра Невского Феодосию и его брата Федора.

До середины XVI века в Георгиевском соборе хранилась редкая икона домонгольского периода — «Устюжское Благовещение». Ее написали новгородские мастера в 20–30-х годах XII века. Иван Грозный повелел перенести икону в Москву. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

В 30-х годах XIX века Юрьевым монастырем руководил архимандрит Фотий. По его указу в соборе началась реконструкция. Старинные фрески со стен сбили: их фрагменты сохранились только в северо-западном куполе, остальную часть храма расписали заново. Но и эта роспись продержалась недолго: ее уничтожили в 1898 году во время очередного ремонта. Для создания новых фресок пригласили художника Михаила Сафонова — сына знаменитого палехского иконописца Николая Сафонова. В 1902 году обновленный собор освятил архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий.

Георгиевский собор в ХХ–XXI веках

В 1920 году Юрьев монастырь закрыли по указу советских властей, богослужения в Георгиевском соборе прекратились. В 30-х годах его частично разрушили: были уничтожены все поздние пристройки, паперть начала XVIII века, ризничная, чугунные плиты пола и находившиеся под ними захоронения. Исчез семиярусный иконостас XVII столетия со старинными новгородскими иконами.

Юрьев монастырь и Георгиевский собор вернули Русской православной церкви в 1991 году. Тогда же началась реставрация храма: его внешний облик сохранился с XII века почти без изменений, однако внутреннее убранство пришлось восстанавливать полностью. В 1992 году Георгиевский собор Юрьева монастыря вошел в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2013–2014 годах историк-археолог Владимир Седов обнаружил фрагменты сбитых в XIX веке фресок: их использовали для подсыпки пола. На штукатурке, кроме изображений святых, обнаружились надписи XII столетия, которые сообщали о важных событиях того времени — например, о пожаре в Троицкой церкви или о смерти сыновей новгородского князя Ярослава.

Собор Святой Софии (Софийский собор) — СТИФ

На территории современной России сохранился только один христианский храм XI в. – собор Святой Софии, архитектурный символ Великого Новгорода. Этот храм является выдающимся памятником русско-византийского зодчества, дошедшим до нас с тех давних времен. Громада собора возвышается над Новгородским кремлем и Волховом как часовой, поставленный на стражу города, зримо воплощая слова древних новгородцев: «Где Святая София — тут и Новгород!»

Софийский собор по своему архитектурному решению можно отнести к крестово-купольным храмам византийского типа. Такие церкви в плане представляют собой крест, в центре которого находится главный купол. Они широко представлены на территории исторической Византии, а также в некоторых странах, входивших в ареал византийской культуры. На Руси в XI в. под руководством византийских зодчих было построено всего 4 подобных храма, из них 3 на территории современной Украины, где в то время располагался центр Киевской Руси. Ближайшим прототипом нашей Софии послужила София Киевская, построенная незадолго до новгородского собора. Архитектурное сходство этих церквей, что называется «бьет в глаза», но есть между ними и существенные отличия. Как мы уже отмечали, главными заказчиками храмов были князья Ярослав Мудрый и его сын Владимир. Но правили они в разных, далеко отстоявших друг от друга, княжествах, поэтому поневоле в архитектуре храмов отразились черты местной природы, местного характера. Киевская София больше по размерам (все-таки центр тогдашней Руси находился в Киеве), пышнее по внешним формам (она имеет 13 куполов против 5 основных у новгородского собора) и архитектурному декору.

В то же время строгость форм и компактность объемов Новгородской Софии как нельзя лучше передавали сущность новгородского характера – сдержанность, граничащую с суровостью, простую, но величавую мощь. Сложенный из почти не обработанных плит волховского известняка, с возвышающимися над ним простыми шатровыми куполами (только позже они были переделаны на купола шлемовидного типа, центральный из которых позолотили), новгородский храм поражал взор своей суровой лаконичностью и монументальностью. Но стоило прихожанину зайти внутрь, как он попадал словно в другой мир. Красочные фрески на стенах собора, богатейшая церковная утварь, сверкание драгоценных окладов икон и золоченых паникадил, величавая Литургия – все это создавало для него образ «неба на земле». И такой контраст как нельзя лучше отражал одну из основополагающих идей христианства – главным для человека является то, что внутри него, его бессмертная душа, то есть идею превосходства внутреннего над внешним.

Высота Софийского собора составляет около 40 м., его каменные стены, скрепленные известковым раствором с примесью толченого кирпича (так называемой «цемянки») имеют толщину более 1,2 м. Кроме применения цемянки, в конструкции храма можно выделить и множество других характерных византийских архитектурно-строительных приемов. Так, его арочные перемычки и своды выложены плинфой (тонким обожженным кирпичом), в стены апсиды храма вмурованы голосники – керамические сосуды особой формы, причем некоторые из них имеют выход наружу. Применение системы таких голосников приводит к отсутствию в соборе эха и значительно улучшает его акустику.

В конструктивных особенностях Святой Софии отчетливо прослеживаются и местные строительные приемы, к которым прибегали греческие и русские мастера, выполняя заказ новгородского князя. К ним можно отнести необычную высоту хоров, превышающих нормы византийской архитектуры, а также весьма своеобразный ритм разновеликих закомар, также не имеющий аналогов ни в Византии, ни в западной архитектуре. И такое «нарушение канонов» стало очень характерным признаком северной христианской архитектуры в дальнейшем, так как новгородский храм стал образцом каменного зодчества Руси на столетия вперед. Этот образ сдержанной и величавой северной красоты воспроизводится в храмах Ладоги, Изборска, Владимира, отражается в могучих соборах Псково-Печерского монастыря и в сельских скромных северных церквах.

СВ. СОФИИ ХРАМ В НОВГОРОДЕ

Софийский собор.

Древнейший храм Великого Новгорода, возведенный в 1045-1050 годах. Сейчас кафедральный собор Новгородской митрополии.

Возведение собора

Новгородский собор св. Софии был возведен в 1045-1050 годах при князе Владимире Ярославиче. Пятинефный  и трехапсидный храм отвечал византийскому стилю. Его строгий силуэт венчали пять куполов в виде шлемов, от закомар к земле шли мощные лопатки. Первоначально стены Софийского собора не были оштукатурены, облик здания, сложенного из грубо обтесанных камней, был мощным и суровым. После XII века стены собора покрыла побелка, что придало ему более торжественный вид.

На одном из порталов собора были поставлены бронзовые Магдебургские (Корсунские) врата в романском стиле с горельефами и скульптурами. Они служили торжественным входом в храм.

Внутреннее убранство

В XII веке была осуществлена первая роспись интерьера храма. Сейчас от нее остались фрагменты фресок центрального купола  с фигурами пророков и архангелов. Раньше между ними был образ Христа Пантократора, который исчез от попадания снаряда во время Великой Отечественной войны. Также сохранилось изображение святых равноапостольных Константина и Елены. Большая часть сохранившейся росписи относится к XIX веку.

Три иконостаса собора относятся к XV-XVI векам, сохранились отдельные иконы XIV века (например, икона «Спас на престоле») и XIX века. В XIX же столетии были открыты граффити Новгородской Софии, датируемые второй половиной XI – началом XII века. К 2004 году было известно уже 800 текстов граффити.

Собор в XVIII-XXI веках

В соборе сохранились надгробия архиепископов, которые были похоронены здесь в XVIII-XIX веках. Также в храме находятся мощи многих святых.

В XVIII веке к южному и северному фасадам были пристроены три контрфорса. В 1893-1900 годах осуществлялась реконструкция Софии, в ходе которой также были сняты южные контрфорсы.

В 1922 году часть имущества храма была изъята, сам он был закрыт в 1929 году, в его стенах был устроен антирелигиозный музей. Во время немецкой оккупации города собор был разграблен. Помимо всего прочего, был вывезен и главный крест собора, который затем попал в Испанию и был возвращен в Россию только в 2004 году. После войны храм был восстановлен, став частью Новгородского музея-заповедника.

В 1991 году Софийский собор был передан Русской Православной церкви, заново освещен 16 августа того же года патриархом Алексием II. В 2005-2007 годах производилась реставрация софийских куполов. 

Софийский собор Великого Новгорода, Великий Новгород. Отели рядом, фото, видео, как добраться — Туристер.Ру

Со времени основания, это начало 11 века, и до наших дней Софийский собор является символом Великого Новгорода. Величественное сооружение считается наиболее выдающимся памятником древнего зодчества. Каменный храм возносится к небу пятью куполами. Они похожи на шлемы древних богатырей. Четыре из них стального цвета, а последний, самый высокий, сверкает в лучах солнца золотом. Новгородская София повторила своим блеском и великолепием Софийский Собор в Киеве, но и отличалась некоторыми архитектурные особенностями, меньшими размерами, более строгими формами. Она сама стала эталоном для местных храмов.

У храма есть предшественник. Очень давно, ещё в 989, искусные плотники Великого Новгорода над рекой Волховом возвели из дерева 13-тиглавый храм в честь Святой Софии. Он простоял только лет пятьдесят. Очередной пожар полностью уничтожил многокупольное сооружение. Тогда князь Владимир решил построить каменную церковь, подобно киевскому храму. Он хотел, чтобы церкви были похожи, так как Ярослав Мудрый (его отец) очень любил киевский Софийский собор. Местные мастера не имели опыта работы с камнем, больше работали с деревом, поэтому строителей вызвали из Киева. Строительство завершилось в 1050 году. Эта была первая каменная постройка Великого Новгорода.

Старые легенды рассказывают, что в каменных стенах храма скрыты сокровища. Может, они хоронятся там до сих пор. Хозяева этих кладов и тайников богатые новгородцы, да и сам князь Креститель. В тайных местах также хранили городскую казну. Князь Иван Грозный в своё время нашёл один из спрятанных кладов и перевёз в Москву. Он откуда-то узнал точное месторасположение, где был замурован тайник с сокровищами.

На самом верху, на кресте золотого купола пристроилась фигурка голубка — духа Святого. По преданию, когда с жителями города Иван Грозный учинил расправу жестокую, то прилетел голубь, уселся отдохнуть и застыл от ужасных картин. А местному монашку Богородица открылась с вестью, что это птичка — посланник бога. Что она дана всем в утешение, и покуда птица божья здесь с жителями больше ничего не случится».

На западном портале красуются Магдебургские ворота из бронзы с прекрасными скульптурами и горельефами. Их открывают только в праздничные дни. Ещё они имеют название Корсунские или Сигтунские ворота. Когда новгородцы завоевали в Швеции Сигтуну, то взяли их в качестве трофея. Мастера художественного литья немецкого города Магдебурга искусно отлили на пластинах из бронзы сюжеты из Библии. Над картинками имеются пояснительные надписи на латинском языке, а ниже — на русском. Перед установкой в храм ворота составил и дополнил мастеровой из Новгорода. В нижней части есть его изображение вместе с фигурками немецких литейщиков.

Другая замечательная реликвия — Васильевские ворота. Их заказал архиепископ Василий Калика. Его портрет можно увидеть на воротах. Также там изображены различные библейские картинки и Китоврас — любимый герой художников древнего Новгорода. Ворота выполнены из меди и разукрашены золотом. Они считаются великолепным образчиком удивительного мастерства умельцев Средних веков.

Стены храма сложены были из известняка разного цвета и ракушечника. Камни соединены известковым раствором. Они были отёсаны только со стороны выхода на поверхность стен. Своды собора выложены из кирпича и покрыты фресками. В 12 веке стены оштукатурили. Внутреннее убранство храма блистало искусно разукрашенными окладами икон и драгоценной утварью. За долгую историю он пережил немало перестроек и изменений, даже был не раз разграблен. Известные опричники Ивана Грозного в своё время увезли из храма ионы, колокола… и знаменитые немецкие ворота, вероломно выломав их.

Много разрушений претерпел храм во время Второй Мировой. Уничтожили фреску «Пантократор» главного купола, сбили при бомбёжке главный крест с символом Святого духа — голубем. Этот крест в виде военного трофея был отвезён в Испанию. В фашистскую Германию увезли иконостас, резные сени из дерева. Всё это позже вернули храму.

Когда-то в Софийском храме была собрана богатая библиотека. Она состояла из исторических повествований, определителей различных растений, сборников рецептов, трактатов о математике. Некоторые книги из этой библиотеки сохранились по сей день. На стенах, сохранивших старую штукатурку, были обнаружены интересные надписи прихожан или древние граффити, нацарапанные писалом. Они датируются 11–13 веком. Это автографы, тексты молитв, обращения к богу и святым, записи о разных событиях того времени, донёсшие до нас живые отголоски тех далёких времён. При реставрации найдены образцы мозаики, которая раньше украшала фрагменты пола и столбы перед алтарём.

Последний приют в новгородском храме нашли многие знатные люди того времени — князья, епископы, архиепископы. Среди них есть те, кто считается святым. Это архиепископы Иоанн, Григорий, Василий Калики и др., епископы Аркадий, Никита, Лука и др., брат Александра Невского Фёдор и его дед Мстислав, князь Владимир и его жена Александра, княгиня Анна. Их мощи всегда находятся в храме.

Когда в стране к власти пришли большевики, тогда службы прекратили. В 20-х годах там открыли музей. Он был посвящён антирелигиозной пропаганде. В качестве экспонатов выставили драгоценности, хранившиеся в ризнице. Это был пример церковного богатства. После окончания войны восстановили все причинённые разрушения храму. Он стал относиться к музею-заповеднику города. Там разместился один из его отделов. А в 1991 году храм вновь был возращён православной церкви. В торжественной остановке великий патриарх Московский и всея Руси Алексий заново освятил Софийский собор.

Аудиокнига недоступна | Audible.com

  • Evvie Drake: более

  • Роман
  • От: Линда Холмс
  • Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс
  • Продолжительность: 9 часов 6 минут
  • Несокращенный

В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее взаперти, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.

  • 3 из 5 звезд
  • Что-то заставляло меня слушать….

  • От Каролина Девушка на 10-12-19

Слушайте бесплатно Софийский собор. Великий Новгород. Россия от Татьяны Володиной с бесплатной пробной версией.

Полная аудиокнига

Дата: март 2017 г.

Продолжительность: 0 часов 23 минуты

Резюме:

Аудиогид рассказывает историю, описывает архитектуру и сообщает интересные факты о соборе Святой Софии в Новгороде, одном из старейших русских церквей.Согласно первой новгородской летописи, он был воздвигнут в 1045-1050 годах «по приказу князя Ярослава, его сына Владимира и архиепископа Луки». До его постройки в Новгороде не было каменных построек. Были приглашены византийские мастера из Киева, имевшие тесные связи с Византийской империей.

Собор Святой Софии имеет сложную структуру. Когда-то принятая за образец византийская церковная система с греческой крестообразной церковью была увенчана куполом. Церковь была приспособлена к требованиям князя.В Киеве и Новгороде требовалась церковь, имеющая то же значение, что и собор Святой Софии Константинопольского, чтобы представлять главную церковь территории. По этой причине обе церкви были посвящены Софии, что означает Премудрость Божья, а не святому или празднику.

Князю нужна была большая церковь, чтобы показать свое богатство и величие. Центральный купол, по традиции, восходящей к 1408 году, золотой. На нависающем кресте изображен голубь, символизирующий Святого Духа.Согласно легенде, голубь, покоящийся на кресте Святой Софии, оставался окаменевшим от ужаса после того, как увидел кровавую бойню, которую армия оприоников Ивана Грозного устроила мятежному городу.

Впоследствии один из монахов явился Богоматери и сказал ему, что пока на кресте будет голубь, город будет защищен.

Вы можете изучить 3D-модель церкви и понаблюдать за ее интерьером через приложение MuByz. Аудиогид составлен профессионалами в области истории и искусства.

Жанры:

Древний Новгород

В 1045-50 годах по приказу сына Ярослава в центре цитадели был возведен каменный Софийский собор. Князь Владимир Новгородский.
Это здание — один из лучших образцов ранней русской архитектуры. Это свидетельствует о желании князя украсить город такой же великолепной архитектурой, как и Киев, который уже славился великолепным Софийским собором.Новгородский собор был похож на Киевский не только по названию. Это тоже было большой собор с пятью нефами, разделенными рядами опор, и открытыми галереями вдоль северной, южной и западной стен.
Внешний вид впечатляет. Наружные стены разделены резко выступающими полосами пилястр, которые точно соответствуют делениям интерьера. В ленты пилястров, кажется, усиливают главные оси здания. Как и в случае киевской Софии, внешние стены изначально не были покрыты штукатуркой.в отличие В первом же каменная кладка состоит в основном из крупных, нестандартных размеров, неровных блоков необработанного камня. Розоватый цемент, в котором они установлены, смесь колотого кирпича и извести подчеркивает их неправильную форму. Используется очень мало кирпича и, конечно, не получается полосатый эффект чередующихся рядов. из кирпича и камня, что было характерной чертой киевской архитектуры XI века. Не скрываемая штукатуркой, кладка усиливала мощь и строгую красоту экстерьер.Арки дверей и окон были выполнены полностью из кирпича, контрастируя с каменными стенами.
Как и его киевский прототип, Софийский собор в Новгороде был самым роскошным и выдающимся среди зданий города. Деревянные жилища горожане окружили собор. Эта сильная монументальность, присущая зданиям, возведенным князьями, была типичной чертой феодальной архитектуры. В В этом отношении очень характерно было устройство интерьера.Он был резко разделен на две части: наземная часть, в которой преобладали низкие своды хоровая галерея, где горожане поклонялись в полумраке, и ярко освещенная хоровая галерея, предназначенная для князя, его семьи и любимых придворных. можно было подняться по лестнице в башне.
Несмотря на очевидное сходство с киевским Софийским собором, собор отличается от него значительно, не столько тем, что обладает некоторыми конструктивными особенностями, не имеющими отношения к нему. найден в киевском доме, но больше в его общей концепции.Он проще, лаконичнее и суровее, особенно общая композиция. Пять куполов Заменить киевские соборы здесь продуманное расположение тринадцати куполов. Внешний вид более монолитен и несколько статичнее, чем у Киевского собора. который разделен на секции и создает впечатление пирамидального движения вверх.
Интерьеры двух соборов также различаются. В новгородской Софии мы уже находим тенденцию к удалению от яркого величия Киевского собора в в пользу большей простоты, с одной стороны, и большего разделения отдельных пространственных единиц здания, с другой.Украшение новгородского интерьера — это также намного проще и суровее, с фресками вместо блестящей мозаики, без мрамора или сланца.
В начале XII века Новгород стал республикой, в которой власть находилась в руках бояр. Положение князя зависело от наемного военный губернатор. Одновременно князь также потерял контроль над цитаделью и перебрался в Городище, возле которого находился Юрьев монастырь, а чуть позже — Спасскую церковь в Нередице построили князья для личного пользования.Новгородские бояре стали хозяевами цитадели в лице посадник (своего рода бургомистр) и архиепископ, оба выбирались из небольшого сословия зажиточных бояр.
Переезд из цитадели означал, что князья также потеряли собор Святой Софии. С начала XII века он перестал быть королевским собором и перешла в руки архиепископа, став главной церковью республики. Начиная с XII века, все изменения, воссоздания пар и фрески были осуществляется по инициативе архиепископа.

15 церквей и соборов Великого Новгорода: карта, фото, + отзывы

4,6

из 5

Рейтинг Trustscore

Храмы и соборы Великого Новгорода

©
Посетите одну из старейших церквей России на Церковном Спасе на Нередице.Построенный в 1198 году, этот объект всемирного наследия ЮНЕСКО когда-то был покрыт полом
.

Проводить исследования

©

Проводить исследования

©

Проводить исследования

©

Проводить исследования

©

Проводить исследования

©
Почтите святого Георгия, римского солдата 3-го века и христианского мученика в церкви Георгия Победоносца.Этот храм 15 века был построен в
году.

Проводить исследования

©

Проводить исследования

©

Проводить исследования

©

Проводить исследования

Проводить исследования

©

Проводить исследования

Проводить исследования

Проводить исследования

Проводить исследования

Проводить исследования

Посмотреть другие достопримечательности Начать планирование

Спланируйте поездку в Великий Новгород

  • Получите индивидуальную поездку

    Полный ежедневный маршрут
    в зависимости от ваших предпочтений

  • Настроить

    Сделайте вашу поездку еще более приятной.Найдем
    лучших маршрутов и графиков

  • Забронируйте

    Выбирайте из лучших отелей
    и мероприятий. Скидки до 50%

  • Управляй

    Все в одном месте.
    Все на одной странице.

Начать планирование

Где остановиться в Великом Новгороде

©
Несмотря на популярность Великого Новгорода как туристического направления, он предлагает несколько ограниченный выбор жилья.Если вы хотите остановиться в центре, выберите один из нескольких отелей среднего уровня и парочку более роскошных вариантов. Вы также можете посетить несколько хостелов и гостевых домов, некоторые из которых расположены в тихих районах за городом. Из-за ограниченных возможностей не забудьте забронировать жилье заранее.
более менее Миллионы отзывов о путешествиях на TripAdvisor Живите как местный житель, находите уникальные места для проживания

Создание вашей поездки.
Можно настроить и взять с собой.

СИГТУНСКИЕ ВОРОТА СВ. СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ

Магдебург — 1152–1154; Новгород — 1450

Копия изготовлена ​​в 1880-х годах

г.

Гипс

270 х180 см

Поступление: 1880-е годы

Открытое хранилище

К воротам примыкал русский мастер и кузнец Авраам; они были установлены в соборе Св.София в Новгороде около 1450 года.
ворот были изготовлены в немецком городе Магдебург, но кто и как перевез их в Россию, до сих пор остается спорным вопросом. По одной из версий эти ворота пришли из Византии, а точнее — из Корсуни, их привез князь Владимир (до появления новой версии происхождения ворот их называли Корсунскими воротами), по другой версии, их принесли новгородцы. как трофей из шведского города Сигтуна (есть рассказ о походе новгородцев 1187 года и полном разгроме Сигтуны).Сами ворота были изготовлены в Магдебурге в 1152–1154 годах и предназначались для Успенского собора Пресвятой Богородицы в Полоцке.
Но после пленения новгородцами их долгое время называли «Сигтунскими воротами». Считается, что эти ворота были установлены в соборе около 1450 года.
ворот привезли в Новгород в разобранном виде. При их установке выяснилось, что некоторые детали убранства ворот были утеряны и впоследствии были восстановлены русскими мастерами.

Дополнительная информация …

Деревянное основание ворот покрыто бронзовыми пластинами с сюжетами из Ветхого и Нового Завета, аллегорическими изображениями.
Среди фигур, изображенных на воротах, — магдебургский епископ Вихман (1152–1192) и епископ Плоцкий Александр (1129–1156). Ворота были заказаны ими. Также есть изображения на воротах мастеров-формовщиков Риквина (с гирями справа и клешнями слева) и Вайсмута (с клещами в руках), которые их создавали.Между фигурами немецких создателей ворот помещена фигура русского мастера Авраама. Возле каждой из трех фигур сделаны надписи: на латинском языке возле фигур Риквина и Вайсмута и на русском языке рядом с фигурой Авраама. Согласно легенде, ворота были разобраны для того, чтобы перевезти их из Швеции, и Авраам соединил эти части обратно. По одной из версий, Риквин и Вайсмут были современниками Авраама, по другой версии он жил через несколько столетий после них, руководил процессом обновления ворот и добавил на них свой автопортрет.Это один из самых ранних автопортретов русского мастера.
Дверные ручки, согласно средневековой традиции, имеют форму масок животных с прикрепленными к их пастям двуглавыми змеями, служащими назидательным образом Ада и напоминающими входящим в Церковь о грядущем Судном Дне. Во рту масок грешники. Над композициями высечены латинские надписи, под ними — русские переводы. В правом нижнем углу левого листа помещено редкое изображение творения Евы.Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, — олицетворение двойственности человеческой натуры.

Скрывать

Собор Святого Архангела Михаила в Нижнем Новгороде, Россия

Михайло-Архангельский собор — памятник шатрового церковного зодчества XVII века на территории Нижегородского кремля. Самый старый каменный собор Нижнего Новгорода, начинает свою историю с момента основания города. Освящен в честь покровителя русского войска — Архангела Михаила.Объект культурного наследия.

При основании города, в 1221 году, на месте собора была построена деревянная церковь, которая в 1227-1229 годах уже была заменена каменным зданием. В 1359 году он был полностью отремонтирован и стал храмом великого князя и его особняками. Из-за этого на долгое время в нем хоронили великих князей. Примерные места их захоронения обозначены надписями в нишах западной стороны церкви. Во время разграбления Нижнего Новгорода татарами в 1377 и 1378 годах собор сгорел и частично разрушился, после чего долгое время стоял в руинах.Лишь к 1628-1631 гг., В период восстановления страны после тяжелых событий начала века, патриарх Филарет, вернувшись из польского плена в 1625 г., окончательно взял город под свою защиту. Вскоре собор возродили. в честь ополчения 1612 года, посвященного архангелу Михаилу, святому, который по царскому указу и за счет государственной казны считается покровителем воинов. Теперь собор, в соответствии с его мемориальным назначением как монумент в честь победы нижегородского ополчения, венчает величественная шатровая крыша, уходящая вверх, перекрывая площадь храма.

Здание сильно пострадало от пожаров 1704 и 1715 годов, собор утратил свой старинный иконостас. Несколько лет здание пустовало и только в 1732 году его снова отремонтировали и достроили. В 1795 году последовал ремонт, затронувший главным образом интерьеры. В частности, известно, что именно в это время собор расписывали в стиле «под открытым небом». Фрески в соборе просуществовали полвека, до очередного «обновления». В XIX веке монументальная церковная роспись как стиль переживала эпоху упадка, и собор Св.Михаил Архангел снова был расписан «по-новому». Картина написана на холсте, наклеенном на стены; Сочиненные сцены были частично священными. Кроме того, именно в этот период пол в соборе был покрыт чугунными плитами, иконостас был золочен, а хоры устроены в виде балкона, протянувшегося вдоль западной стены. Прошло пятьдесят лет, прежде чем собор снова понадобился отремонтировать. В то время между колокольней и шатром церкви была построена четырехугольная башня, вход в которую производился в стенах самой церкви; в старину в башне устраивали смотровую площадку.

В советское время большая часть памятников Нижегородского кремля была разрушена. Единственным святым сооружением, оставшимся здесь, был Михайло-Архангельский собор. Однако с 1928 года в нем не совершались службы. В его стенах устроили архив, а расписные стены скрылись за полками. Только после передачи собора в музей-заповедник возникла возможность реставрации. В начале 1960-х годов под руководством Н.Н. Воронин. А реставрационные работы возглавил архитектор-реставратор С. Л. Агафонов. В этот период произошло «визуальное возвращение» собора в 1630-е годы, а также в собор был перенесен прах Кузьмы Минина, одного из руководителей ополчения 1612 года. Затем, в конце 80-х годов прошлого века, на вершинах собора и колокольни было новое кафельное покрытие и новые кресты. А вскоре собор вернули епархии, и в его истории началась новая глава.

Новгород: место рождения России

Великий Новгород — гордый город, носящий титул родины Руси.Это один из старейших городов России, датируемый 10 веком. В средние века город был оживленным торговым центром благодаря реке Волхов, по которой многие ганзейские города осуществляли свою торговлю. В IX веке город был жизненно важной частью важнейшего торгового пути, соединяющего Северную Европу с Востоком, — Волжского торгового пути.

Новгород упоминается в норвежских сагах, так как четыре короля викингов искали убежище там от своих врагов дома: Олаф I из Норвегии, Олаф II из Норвегии, Магнус I из Норвегии и Харальд Хардрада.

Когда-то город был велик, но его слава померкла, и сегодня там особо не на что смотреть. Я рекомендую посетить только тем, у кого больше свободного времени, и тем, кто хочет узнать историю России.

Георгиевский монастырь

Свято-Георгиевский монастырь, также называемый Юрьевым монастырем, — один из старейших монастырей России. Дата постройки неизвестна. Согласно легенде, монастырь был основан в 1030 году, но первые письменные упоминания о нем датируются 1119 годом, когда монастырь Св.Георгиевский собор был построен. В XII веке собор был местом захоронения местных князей.

Как и многие другие церковные владения в России, монастырь пострадал в советское время. В 1928 году пять из шести церквей монастыря были разрушены, а в 1929 году монастырь был закрыт. В 1991 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и с тех пор находится на реставрации.

Спасский собор и здание архимандрита в Юрьевом монастыре в Новгороде

Женщина в Юрьевом монастыре в Новгороде

Крестовоздвиженский собор Юрьевского монастыря в Новгороде

г.Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Новгороде

Колокольня Юрьевского монастыря в Новгороде

Озеро Мячино, у Юрьева монастыря в Новгороде

Собаки в Юрьевом монастыре в Новгороде

Новгородский Кремль

Кремль — сердце города, как и во многих других городах России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *