Разное

Собор смольный в питере: Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться

Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться

Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.

Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства

Описание собора, наружное убранство

Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.

Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:

  • автор проекта – Бартоломео Франческо Растрелли (Зимний дворец, Екатерининский дворец)
  • архитектурный стиль – барокко
  • дата основания – 1748 год
  • завершающие отделочные работы – 1835 год
  • высота собора – без малого 94 метра
  • количество куполов — пять
  • вместимость – около 6000 человек

Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.

История создания

До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.

Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.

В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.

Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.

Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.

Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние

Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:

  • очистили подвалы храма от воды
  • заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю
  • купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами
  • в стенах проложили трубы печей
  • колонны облицевали белым искусственным мрамором
  • установили мраморные ступени и площадки для алтарей
  • на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли

Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.

Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности

В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.

На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.

Благоустройство территории монастыря

Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.

Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.

Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко

Колоннада

Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.

Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.

Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.

Сад

П

Смольный собор


Официальное название: Смольный собор Воскресения Христова

Адрес: площадь Растрелли, дом 1

Годы постройки: 1748-1835

Архитектор: Б.Ф. Растрелли

Стиль: Елизаветинское барокко


О происхождении названий в Санкт-Петербурге

Очень многие названия различных мест Санкт-Петербурга восходят ко времени основания города. Многие из этих названий напоминают о городе, рожденном под грохот пушек, в огне сражений Северной войны, начинавшемся с военного лагеря, который превращался в столицу Русского государства, в котором рождался его крупнейший морской порт.

Верфи, на которых строили корабли Балтийского флота и «партикулярные суда, пороховые и пильные мельницы, заводы, работавшие в основном для нужд войны и строительства города, вырастали в нем по соседству с дворцами и палатами знати. На левом берегу Невы, за Летним дворцом Петра на месте теперешнего въезда на Литейный мост, выстроили Литейный «анбар» — завод, на котором отливали пушки. Вокруг него вскоре появились кузница, лафетная, столярная и другие мастерские, сараи и склады. Все это вместе стало называться Литейным двором. Тогда всякое казенное или общественное заведение называли двором (Гостиный двор, Монетный двор , Печатный двор). За Литейным двором на набережной построил себе дом его главный начальник, генерал-фельдцехмейстер Я.В. Брюс. После царского указа 4 апреля 1714 года, коим повелено было «всем царедворцам жить в в Петербурге», это место стало аристократическим районом города. Неподалеку возвели дворцы для «особ царского семейства»: вдов умерших братьев Петра Прасковьи Федоровны и Марфы Матвеевны.

Сестры Петра Натальи Алексеевны и наследника — царевича Алексея; поблизости разместились дома приближенных и дворцовых служителей. Улица, на которой стоял дом Натальи Алексеевны, сначала называлась Береговой линией, а потом стала называться Шпалерной, так как тут был возведен «мануфактурный двор», шпалерная и штофная фабрика. За дворцом царевича Алексея вверх по Неве располагались дома невесток Петра и придворной знати. Там были и палаты сподвижника Петра, адмиралтейств-советника Кикина, ведавшего всеми материальными складами флота. Кикин поблизости от своего дома, на мысу, омываемом с востока и севера Невой, устроил Смольный двор, «в котором лежала смола, приготовляемая про весь корабельный флот». Смолу, из которой вываривали деготь, привозили крестьяне деревень, специально приписанных к Адмиралтейству.

За Смольным двором в 1714 году построили небольшой деревянный дом с садом (смольный дом) для Петра. После смерти Петра, Екатерина I распорядилась на этом месте возвести загородный летний дворец, перешедшйи потом к ее дочери Елизавете Петровне. В Смольном дворце Елизавету держали под неусыпным надзором вдали от центра столицы, вплоть до вступления на престол (в 1741 г.). Как выглядел Смольный дворец, сведений не сохранилось. В 1744 году во дворце случился пожар, а в 1746 году дворец сломали, участок расчистили и подготовили для нового строительства.

Смольный монастырь

Начало строительства Смольного монастыря

В 1748 году было официально объявлено, что «ея императорское величество намерены при С. Петербурге, на том месте, где ея императорского величества дворец, называемый Смольный… воздвигнуть вновь, девичий монастырь с церковным и прочим принадлежащим монастырским зданием…» Императрица собиралась под старость удалиться в эту обитель и быть её настоятельницей в окружении послушниц. 30 октября под пушечную пальбу и звон колоколов был торжественно положен закладной камень собора Воскресенского Новодевичьего монастыря. Проектировал и строил монастырь обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли.

Растрелли (по меткому замечанию Б.Р. Випера) превратил город-порт, город-верфь в город-дворец.

«Архитектура – это искусство вписывать линии в небо». Возведенный в излучине Невы неподалеку от воды Смольный продолжает древний русский обычай ставить церкви и соборы на берегах рек, вписывая их в окружающий пейзаж. В то же время собор, как и многие Петербургские сооружения, замыкает далекую перспективу широкой и прямой улицы и формирует площадь Растрелли. Композицию ансамбля монастыря в целом и его центрального звена — Воскресенского (Смольного) собора пронизывает устремленность ввысь. Ансамбль монастыря дает понимание, что подлинная монументальность — это не тяжесть и массивность, а соразмерность, легкость и сила.

Крестообразный в плане монастырь обнесен невысокой глухой стеной с башенками по углам. За стеной расположены двухэтажные корпуса келий и других монастырских помещений. Фасады этих корпусов прорезаны ритмично повторяющимися арками. Первый этаж обработан рустами, придающими сооружениям тяжесть и мощь, а окна углублены в стены.

Второй этаж значительно легче, благодаря большим окнам-аркам, разделенным сдвоенными полуколоннами. Нарастание вверх продолжают башни-церкви, расположенные на четырех внутренних углах «креста». Это церкви во имя св. Захария и Елизаветы, св. Екатерины, св. Александра Невского и св. Марии Магдалины.

Они имеют то же поэтажное членение, но у них уже три этажа, над которыми возвышается барабан, перекрытый куполом, увенчанным главкой с крестом. Угловые церкви подготавливают переход от двухэтажных построек к девяностадвухметровому взлету собора. Его нижние два яруса словно постамент, на котором возносится барабан центрального купола и почти прижатые к нему башни-звонницы, завершенные луковичными главками. Пятиглавие собора становится центром другого пятиглавия, образованного собором и угловыми церквями.

В проекте Воскресенского собора Растрелли связал архитектурные традиции Московского государства и европейское барокко. Интерпретируя традиционную для русской архитектуры тему пятиглавия (вновь ставшую обязательной при Елизавете Петровне), архитектор создал великолепную, совершено оригинальную композицию.

Непостроенная колокольня Смольного собора

План Растрелли не был реализован полностью. В середине западного корпуса келий должна была быть возведена колокольня над въездом в монастырь. Ее высота – сто сорок метров была бы в полтора раза больше высоты собора и на восемнадцать метров больше шпиля Петропавловской крепости. Растрелли создал модель колокольни, в которой нижние два яруса наиболее массивны и пышно украшены Каждый последующий ярус уже и легче предыдущего и настолько слит с ним, что кажется вся колокольня «на одном дыхании» взмывает ввысь. Белоствольные колонны и постепенно сужающиеся арки задают ритм этого стремительного взлета. В верхней столпообразной части колокольни он становится более замедленным и более дробным, благодаря трем близко поставленным круглым окнам. Модель колокольни Смольного монастыря сейчас хранится в Академии художеств.

Как и когда достраивали Смольный собор

К 1761 году, когда умерла Елизавета , успели закончить и отделать лишь большую часть келий и трапезную. Строительство было приостановлено почти на 70 лет. И только во второй половине 1820-х годов был объявлен конкурс на проект достройки Воскресенского собора. Достраивали собор по проекту Стасова, которому удалось сохранить гармонию целого при всех изменениях и приближениях к вкусам и требованиям времени. Снаружи собор оставили без изменений, только вновь побелили стены и окрасили купол и главы.

Внутри собора основная мысль Растрелли сохранена в общем архитектурном решении: в сияющей высоте семидесятидвухметрового подкупольного пространства, в импозантности белоснежного интерьера, вмещающего шесть тысяч человек. Приведя «изломанные линии в прямые», уменьшив количество «входящих частей», Стасов создал интерьер собора в духе своего времени. Здесь все сдержаннее, строже лаконичнее, чем внешнее убранство собора. От жизнерадостной декоративности Растрелли сохранились пышные капители колонн, крылатые головки херувимов, да гирлянды из плодов и цветов.

От постройки гигантской колокольни отказались, так как это требовало огромных денег и колокольня закрыла бы вид на собор. Двенадцать колоколов отлили в городе Валдае и повесили в боковых башнях собора.

Колокол — «дар Валдая»

Один из колоколов Смольного собора весил шестьсот семь пудов. Для того, чтобы перевезти его из Валдая в Петербург пришлось поломать голову. Способ его доставки был придуман ямщиком Саблуковым. Колокол упаковали в цилиндр из толстых бревен, надежно скрепленных обручами. На железные стержни, приделанные к концам цилиндра, надели кольца рычагов, служащих оглоблями и впрягли двенадцать лошадей. В бревенчатом цилиндре, имеющем вид дорожного катка, этот «дар Валдая» катился до Петербурга «скоро и безопасно». За изобретательность Саблукова наградили мелалью.

Благоустройство территории Смольного монастыря

Одновременно с достройкой собора Стасов завершает ансамбль всего монастыря, и прежде всего перепланирует лежащую перед собором территорию. Он уничтожает длинный жилой корпус, построенный в 1802 году и открывает свободный подъезд к собору, перед которым создает обширную городскую площадь (с 1923 года – площадь Растрелли). По обеим сторонам возводятся трехэтажные флигеля для «жительства духовенства … и воспитания сирот личных дворян». Стасов замкнул пространство предсоборной площади великолепной полукруглой оградой.

Ажурные пилястры решетки Смольного заполнены виноградными листьями и колосьями; вертикальные стержни звеньев — более частые внизу и более редкие в верхней части — завершены пальметтами; идущий по верхнему краю фриз составлен из густых веночков, сплетенных из ветвей и цветов.. красота каждого орнаментального мотива акцентирована и усилена его многократным ритмическим повтором.

Достройка собора заняла три года. В память о завершении строительства была выбита медаль с изображением собора и датами закладки и окончания: «1748 – 1835» Освященный 22 июня 1835 года собор был «наименован собором всех учебных заведений» .

Смольный институт благородных девиц

Еще до окончания строительства собор оказался в центре большого учебного комплекса. В 1764 году в южном корпусе монастыря разместилось Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), а в 1765 году в северном корпусе открыли «училище для малолетних девушек не дворянского происхождения (Мещанское училище).

Но во исполнение воли Елизаветы Екатерина распорядилась учредить в Смольном общину монахинь. Для этой общины с трудом нашли четырнадцать монахинь, которые «грамоте умеют». Довольно скоро и они исчезли из монастыря. Учебные заведения просуществовали до Октябрьской революции. С ними связано появление двух первоклассных памятников архитектуры (собственно комплекс Смольного монастыря, построенный по проекту Растрелли, и комплекс зданий Смольного института благородных девиц, построенный по проекту Джакомо Кваренги специально для учебного заведения, ибо кельи монастыря мало подходили для учебных целей). Эти учебные заведения положили начало женскому образованию в России.

В наши дни в Смольном соборе не проводятся богослужения, он используется, как концертно-выставочный комплекс.

Фотографии Смольного собора
Смольный собор на карте

фото, адрес, онлайн виртуальный тур, как добраться, часы работы, история

Здание Смольного собора на территории монастыря считается одной из самых дорогостоящих построек того времени. Изначально проектом руководил Франческо Растрелли..

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР. ФОТО

Для управления зажмите левую клавишу мыши и поворачивайтесь в любую сторону. Смотрите виртуальную экскурсию на полном экране для полного погружения.

Понравился виртуальный тур? Поделитесь эмоциями с друзьями. Этот 3Д тур уже просмотрели: 3750

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: АДРЕC. ТЕЛЕФОН. КАК ДОБРАТЬСЯ


Адрес: Санкт-Петербург ул. Смольного, 1/3


Фотогалерея

Смольный в Санкт-Петербурге

Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь – одно из величайших творений архитектуры барокко 18 века. Основанный при Елизавете Петровне, монастырь отстраивался очень долго – с момента закладки до окончания работ прошло 87 лет.

Здание Смольного собора на территории монастыря считается одной из самых дорогостоящих построек того времени. Изначально проектом руководил Франческо Растрелли, однако он не дожил до завершения строительства, и процесс был приостановлен. Возведение и отделка были закончены только в 1835 году архитектором В.П. Стасовым при Николае II. Объект впечатляет и торжественным внешним видом, и богатым внутренним убранством; высота храма составляет более 93 м.

Примечательно, что затянувшая стройка не помешала работе Смольного института – образовательного учреждения для девушек знатного происхождения, открытого при храме в 1764 году.

Смольный монастырь отличался от других храмов Санкт-Петербурга: он всегда был закрыт для богослужений, а в 1931 году закрылся и для прихожан. С 1990 года здесь расположен концертно-выставочный зал. Сегодня собор используется по назначению: в 2011 году здесь была проведена первая в истории храма Рождественская служба.

Возврат к списку

На главную — Чем заняться — Смольный монастырь

Смольный собор (Санкт-Петербург)

Смольный собор (Санкт-Петербург) был возведен по указанию великой императрицы Елизаветы. Дочь Петра I собиралась принять постриг и служить Богу именно в том месте, где она росла, где провела свою юность.

Проектированием занялся Б. Растрелли (один из лучших архитекторов того времени). Величественное здание взмылось ввысь на 94 метра и могло вместить 6000 человек. Рядом планировалось пристроить самую высокую в России колокольню (140 метров, что превышало высоту шпиля Петропавловского собора). Но планам этим не суждено было сбыться. Растрелли умер, а последователи архитектора решили, что от столь высокой колокольни лаконичность пейзажа города будет нарушена.

Монастырский комплекс строили почти 90 лет, завершив последние работы только в 1835 г.

Первое название монастыря — Воскресенский Новодевичий (освящение собора произошло еще в 1748 г.). Позже монастырь стали именовать не иначе, как Смольный (для краткости). В 1765 г. Смольный собор принял первых воспитанниц благородного происхождения, после чего Екатерина решила открыть еще одно училище для девиц более низкого сословия (Александровский институт). Здание, спроектированное архитектором Ю. Фельтеном, несло в себе черты раннего классицизма.

Следующая часть ансамбля — Смольный институт. Это торжественное классическое здание спроектировал в 1864 г. другой архитектор — Дж. Кварнеги. Именно здесь разместился в 1917 г. Петроградский Совет.

К сожалению, после революции Смольный собор был разграблен, а помещения стали выполнять роль склада. Иконостас храма демонтировали лишь в 1972 г., а открытие концертно-выставочного комплекса, находящегося здесь и поныне, пришлось уже на конец прошлого столетия (1990 г.).

Смольный собор (СПб), несущий в себе сочетание белокаменной лепки и небесную синеву стен, стоит в окружении четырех угловых церквей. Рядом — жилые комплексы, украшенные двухъярусными аркадами. У домовых церквей лишь по одному шлемовидному куполу с крестом. Они словно встроены в стену.

По первоначальному замыслу Растрелли Смольный собор должен был иметь вид могучего однокупольного храма (на манер храмов европейских), однако императрица Елизавета отклонила это предложение и пожелала видеть свое зрелище пятиглавым. По сути, сам храм имеет лишь один купол (центральный), а остальные четыре — ничто иное, как колокольни, имеющие вогнутую форму и состоящие из двух ярусов. Луковичный купол установлен наверху, а второй ярус занимает звонница.

Ажурные ограждения храма, отлитые по рисункам Стасова, все еще сохраняют статус самых высокохудожественных в Питере.

Руководство работ над внутренней отделкой было доверено архитектору В. Стасову. Интерьер получился одновременно и простой, и торжественный. Огромный церковный зал с тремя иконостасами отделали под мрамор, перед алтарями установили хрустальную балюстраду, а кафедру украсили тончайшей резьбой. Из множества реликвий уцелели иконы «Введение Богородицы» и «Воскресение Хрестово» (А. Венецианов).

Смольный собор — один из памятников мирового значения. Сегодня комплекс носит статус филиала государственного музея «Исаакиевский собор». Это место проведения концертов, выставок живописи и графики. Оно открыто для туристов и истинных ценителей культуры.

Смольный собор в солнечном сентябре

? LiveJournal
  • Main
  • Top
  • Interesting
  • 235 ideas
  • Your 2020 in LJ
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Смольный собор в Санкт-Петербурге: адрес, фото монастыря

Исторический центр Санкт-Петербурга не зря называют музеем под открытым небом. Одной из наиболее ярких достопримечательностей города является Смольный собор, выстроенный на левобережной стороне Невы в 1835 году. Про Смольный собор в Санкт-Петербурге, официальный сайт содержит много интересных сведений.

Величественный Смольный собор в Санкт-Петербурге был спроектирован Бартоломео Растрелли в 1748 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны. 30 октября того года был заложен первый камень в фундамент будущего шедевра. Изначально он намеревался построить здание с одним куполом. Но императрице такой проект не понравился, она резко воспротивилась «римскому маниру» и потребовала взять за основу архитектуру московского Успенского собора, входящего в кремлевский ансамбль.

Итальянец внес в первоначальные чертежи необходимые изменения, и в результате Смольный собор архитектор спроектировал пятикупольным. Великий итальянец использовал прием, который характерен для его проектов в Санкт-Петербурге – издали строение поражает своими размерами, но при приближении к нему визуальные габариты уменьшаются, но ощущение величия здания остается. Особенно ярко это можно наблюдать, если посмотреть на него с противоположного берега Невы, а затем подойти к нему со стороны Суворовского проспекта, откуда открывается бесподобный вид – в конце анфилады строгих серых домов вздымается воздушное бело-голубое здание.

Как строился собор Смольного монастыря

Ход строительства Смольного собора невольно навевает мысли о некоем символизме. Он строился в Санкт-Петербурге в течение 87 лет, работал столько же и бездействовал 87 лет. Даже сами цифры символичны, ведь «восьмерка» всегда ассоциируется с вечностью, а для христиан это еще и вечный день Царствия небесного, а «семерка» — это полнота творения. Эмоциональность этих символов в полной мере передают фото Смольного собора в Санкт-Петербурге.

Подготовительные действия завершились уже в 1751 году, но начавшаяся Семилетняя война затормозила строительство. В 1762 году после смерти Елизаветы Петровны архитектором был назначен Юрий Фельтен.

Елизавета Петровна намеревалась построить монастырь, в котором хотела провести последние дни своей жизни. И адрес Смольного собора в Санкт-Петербурге не случаен – там стоял дворец, где она провела юность. Но ее преемница решила открыть в Смольном институт благородных девиц, который и поглотил практически все средства, которые должны были идти на строительство. Больше того, в период правления императора Павла I были проданы уже подготовленные стройматериалы – капители и базы колонн. Лишь в 1835 году Николай I довел строительство до конца.

Запланированная 140-метровая колокольня укоротилась до без малого 94 метров. Конечно, это не умаляет величественности здания, но, если бы замысел архитектора был претворен в жизнь, оно было бы доминирующей высотой Санкт-Петербурга, на 18 метров выше шпиля колокольни собора Петропавловской крепости. Даже на фото Смольный собор впечатляет своим величием.

Долгий путь к истокам

В 1922 году Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге был распущен, монастырь закрыт, а собор переоборудован в склад. Однако иконостас сохранялся до 1972 года, когда начался его демонтаж. В советский период здесь был то склад, то выставка, некоторое время служил даже противоатомным бункером.

Восстановление началось только в первые годы нового века. Но в 2001 году из-за пронесшегося над Санкт-Петербургом урагана, рухнул только что отреставрированный главный крест. Три года шло его восстановление, кропотливые реставраторы воссоздали его практически заново, и в 2004 году крест снова был установлен на вершине купола.

В новом веке собор вел не только музейную деятельность, здесь звучала и музыка. Афиши концертного зала Смольного собора рассказывали о репертуаре петербуржцам, планирующим свой досуг.

В 2010 году Смольный собор восстановил расписание богослужений, а в январе 2016 года он был возвращен епархии Санкт-Петербурга.

Иконостас Смольного собора и его восстановление

Внутреннее убранство в настоящее время активно восстанавливается по сохранившимся чертежам и описаниям 1835 года. Первоначально это была двухъярусная композиция, над которой находились шестиконечный крест с сиянием и два коленопреклоненных ангела. Белый фон иконостаса украшался золотой резьбой. Изначально планировалось, что икону будут писать в Академии художеств Санкт-Петербурга, но не сошлись в цене. В результате образа были подготовлены частными мастерами. Всего в трех приделах Смольный собор СПб имел 40 икон. В их создании принимали участие Алексей Венецианов, Федор Брюллов и другие живописцы.

Полное восстановление интерьера потребует многолетних трудов, но работы в этой области уже идут. Например, уже восстановлен запрестольный образ святой Богородицы, который представляет собой копию с картины художника А. Венецианова, хранящейся в русском музее Санкт-Петербурга.

В лоне церкви

Для удобства посетителей Смольного собора, адрес указан на сайте. На сегодняшний день здесь находится действующий храм. По расписанию богослужебного устава в нем проводятся литургии, молебны, панихиды, чтение Псалтири, а также таинства Крещения и Венчания. Все желающие могут посетить Духовные беседы. Для детей в Смольном соборе Санкт-Петербурга открыты воскресные школы для девочек и мальчиков.

Кроме того, для экскурсий открыта звонница Смольного собора – одна из высочайших смотровых площадок города, откуда открывается великолепная панорама Санкт-Петербурга.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Смольный собор в Санкт-Петербурге, Россия

Смольный Воскресенский собор Христа (Смольный собор) — православный храм в Санкт-Петербурге. Он входит в архитектурный ансамбль Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. Он был построен в середине 18 века и является объектом культурного наследия.

В 1740-х годах Елизавета Петровна, уже императрица, указала, что на месте Смольного дома, дворца, в котором она жила в юности, следует построить монастырь.В монастырском комплексе должны были быть построены домашние церкви и колокольня, а также институт для девочек из знатных семей. Архитектором собора был Бартоломео Франческо Растрелли. Торжественная церемония закладки первого камня в соборе состоялась 30 октября 1748 года. С 1749 года работами руководил Кристиан Кнобель, архитектор, работавший с Растрелли. К 1751 году все подготовительные работы и все основания были завершены. Само строительство собора началось, но вскоре начавшаяся Семилетняя война с Пруссией резко сократила финансирование, и строительство замедлилось.В результате весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды многолетнего строительства. Внутренняя отделка была завершена только в 1835 году. По замыслу архитектора, рядом должна была быть построена самая высокая в России пятиъярусная колокольня (140 метров, что на 18 метров выше высоты шпиля петровской колокольни). и Павловский собор). Но этим планам не суждено было сбыться: Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев своего творения в окончательном виде, и его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж.Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на архитектуру, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную неприязнь к Растрелли, остановился напротив главного входа в Смольный собор, повернулся к нему лицом, снял шляпу и воскликнул: «Ecco una chiesa!» («Это собор!»).

Во времена Екатерины II на территории комплекса располагались два учебных заведения для девочек: Воспитательное общество благородных девиц и Мещанская школа.Впоследствии для обоих женских учебных заведений, которые стали называться Смольным и Александровским институтом, были построены специальные корпуса. А строительные работы в Смольном монастыре завершились только в 1832-1835 годах под руководством архитектора В.П. Стасов. Именно благодаря его проекту были окончательно завершены интерьеры собора. Он также планировал создать входную площадь на месте колокольни и перед главным входом в собор, огороженную высокой ажурной решеткой.В 1835 году собор получил название «Собор всех учебных заведений», которое сохранял до 1917 года. В первой половине 1830-х годов иконы писались специально для Смольного собора.

Смольный собор был закрыт в 1931 году, но решение о его закрытии было принято на восемь лет раньше, в 1923 году. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него было выведено все церковное имущество. Однако иконостас собора разобрали значительно позже — только в 1972 году.В 70-80-х годах ХХ века здание вошло в состав Государственного музея истории Ленинграда. В постсоветское время, в отличие от многих других церквей Санкт-Петербурга, Смольный собор изначально не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе открылся концертно-выставочный зал. В 2015 году Смольный собор окончательно передали РПЦ.

Смольный собор, Санкт-Петербург

Смольный собор

Источник: spb-guide.ru

Среди выдающихся произведений итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли — ансамбль Новодевичьего монастыря в России, а Смольный собор гордо стоит в центре всего комплекса.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — настоящий шедевр русской архитектуры, яркое, изящное здание, богато украшенное колоннами, пилястрами и многочисленными декоративными элементами. Его фасады богато украшены позолотой, что придает воздушному зданию витиеватый и элегантный вид.Его небесно-голубой внешний вид и архитектура в стиле барокко напоминают Никольский собор, еще одну достопримечательность Санкт-Петербурга, построенную в ту же эпоху.

Маленькие церкви стоят по каждому из четырех углов часовни, каждая из которых увенчана шлемовидным куполом, большим куполом и крестом. Благодаря архитектурному решению собор производит впечатление больше, чем есть на самом деле. Чем ближе вы подходите, тем больше кажется, что он уменьшается в размерах, сохраняя при этом свой великолепный вид.

Строительство Смольного собора далось нелегко. Императрица Елизавета Петровна, которая когда-то хотела стать монахиней, решила построить на территории своего дворца монастырь, место, где она проводила много времени в юности. В 1744 году императрица поручила Б.Ф. Растрелли, уже нанятому для работы над Зимним дворцом в Санкт-Петербурге, разработать планы и смету строительства аббатства. Ее мечтой было построить монастырский ансамбль с самой высокой колокольней в России, который превосходил бы по красоте и величию все предыдущие постройки.Архитектор почти четыре года кропотливо работал над дизайном ансамбля. Летом 1748 года состоялась торжественная закладка фундамента, а осенью того же года началось строительство собора.

Официальное название аббатства — Воскресенский Новодевичий монастырь. Однако он находился недалеко от гудронного завода Адмиралтейских верфей, где варили гудрон и хранили его для строительства кораблей. Со временем верфь получила название «Смольный», а так как ансамбль был построен у Смольного двора, то вскоре и его прозвали Смольным.

В 1761 году, после смерти Елизаветы Петровны, строительство собора временно прекратилось. Этот грандиозный проект, начатый Бартоломео Растрелли, был продолжен архитектором Юрием Фельтеном во времена Екатерины II. Архитектору было приказано достроить комплекс, но работы продвигались очень медленно. В 1764 году указом Екатерины II в Санкт-Петербурге было основано «Императорское воспитательное общество благородных девиц», а местом проживания девушек был выбран Смольный монастырь. Девочек, посещавших тренинг, вскоре стали называть Смолянкой.

В общей сложности Смольный собор строился за 87 лет, это самая долгая стройка во всем Санкт-Петербурге. Окончательно проект завершил выдающийся архитектор В.П. Стасов, который закончил строительство во времена Николая I и считал его честью завершить, был начатым великим Растрелли. 20 июля 1835 года Смольный собор был освящен в честь Воскресения Христова.Огромный церковный зал, вмещающий до 6000 человек, был отделан мрамором, перед алтарями установлены три величественных иконостаса и балюстрада из граненого хрусталя. Следующие 90 лет в церкви регулярно проводились службы.

В 1922 году, в послереволюционный период, было принято решение закрыть собор. На протяжении десятилетий ансамбль использовался как склад, а во время Второй мировой войны в подвале собора был построен бункер.

В 1967 году церковь была реконструирована, а в 1974 году в Смольном соборе открылся филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году пристроили концертно-выставочный комплекс, а с 2010 года в Смольном соборе снова проходят регулярные богослужения.

К несчастью для Елизаветы Петровны, колокольня так и не была достроена по ее желанию, и сегодня собор Петропавловской крепости Санкт-Петербурга может похвастаться самой высокой башней в городе.Но сегодня звонница Смольного собора, с которой открывается вид на центр города и Невские мосты, является самой высокой музейной смотровой площадкой Санкт-Петербурга и остается открытой для туристов, желающих увидеть город с высоты птичьего полета.

Экскурсии по церкви обычно проводятся по субботам и воскресеньям в 12:00, 13:00, 14:30 и 16:00. Во время экскурсии вы можете больше узнать об истории, окружающей ансамбль, и открыть для себя уникальные постройки в чердачных проходах собора, сохранившиеся со времен Растрелли.

Смольный собор в Санкт-Петербурге — один из самых выдающихся памятников истории и культуры города. Построенный в разные десятилетия, разными архитекторами и в разных архитектурных стилях, этот поистине необычный собор производит неизгладимое впечатление на многих посетителей!

Достопримечательности

Окрестности

Отдых

Разное

Смольный собор — Санкт-Петербург

Россия / Санкт-Петербург / Санкт-Петербург / Смольный проезд, 1 А
Мир / Россия / Санкт-Петербург / Санкт-Петербург , 9 км от центра (Санкт-Петербург) Мир / Россия / Ленинград

Панорамный вид , Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО , концертный зал , памятник архитектуры , Русская Православная Церковь , Строение XVIII века


Ближайшие города:

Координаты: 59 ° 56’55 «N 30 ° 23’43» E

  • 63 км
  • 297 км
  • 330 км
  • 398 км
  • 426 км
  • 444 км
  • 475 км
  • 484 км
  • 740 км
  • 864 км

Эта статья была последний раз изменена 6 лет назад

Смольный собор и монастырь, Санкт-Петербург | Стоимость билетов | Тайминги

Смольный собор и монастырь, Санкт-Петербург

Добавить / просмотреть Задайте вопрос

Смольный женский монастырь расположен на берегу реки Невы и известен среди местных жителей Воскресенским Смольным женским монастырем. После того, как Елизавете, дочери Петра Великого, не разрешили занять ее место на престоле, монастырь был построен, чтобы удовлетворить ее желание стать монахиней.

Однако в 1741 году Елизавета взошла на престол в результате государственного переворота, устроенного королевской гвардией против Ивана VI. Весь монастырь выполнен в сине-белой полосатой цветовой гамме, а архитектура напоминает людям основной стиль строительства, который применялся в России.

Смольный собор и монастырь Часы работы

  • Последний вход в 18:00.

Как добраться до Смольного собора и монастыря

Рестораны

  • Ресторан Джером
  • Современная кухня Clairet
  • Русский, Европейский

Нравится это? Изучите весь список мест, которые стоит посетить в Санкт-Петербурге, прежде чем планировать поездку.

Хотите хорошо выспаться после утомительного дня? Узнайте, где остановиться в Санкт-Петербурге, и забронируйте жилье по вашему выбору.

  • Смольный собор и монастырь Адрес: Площадь Растрелли, 1, Санкт-Петербург, Россия, Санкт-Петербург
  • Смольный собор и монастырь Контактный телефон: + 7-8127103159
  • Смольный собор и монастырь Время: 11:00 — 18:00
  • Смольный собор и монастырь Цена: 200 руб.
  • Время, необходимое для посещения Смольного собора и монастыря: 02:00
  • Попробуйте лучший онлайн-планировщик путешествий, чтобы спланировать свой маршрут!
Вы связаны с этим бизнесом? Связаться

Что нужно знать перед посещением Смольного собора и монастыря

Насколько популярен Смольный собор и монастырь? Сколько раз Смольный собор и монастырь добавляли в маршруты Самое популярное время для посещения Смольного собора и монастыря Среднее время пребывания в Смольном соборе и монастыре

Самые загруженные дни в Смольном соборе и монастыре Четверг, суббота и воскресенье

Как добраться до Смольного собора и монастыря

95% людей предпочитают путешествовать на автомобиле, посещая Смольный собор и монастырь

* Приведенные выше факты основаны на данных о путешественниках на TripHobo и могут отличаться от фактических данных

Все о Смольном соборе (Санкт-Петербург)

Смольный собор часто называют одним из соборов Св. Самые красивые церкви Петербурга. Он был построен по приказу Императрицы Елизаветы Петровны, одной из дочерей и наследниц Петра Великого. Веселое и праздничное настроение за зданием хорошо видно.

Интересные факты

  • Несмотря на то, что он был построен в период барокко, есть несколько важных отклонений от этого стиля. В Колонны с тиснением сусальным золотом увенчаны коринфскими капителями.
  • Архитектура барокко в Италии всегда характеризуется одним театральным фасадом, тогда как здесь, на Смольный, все фасады одинаково парадны.Главное украшение интерьера — его белый цвет. колоннада.
  • Строительство собора осталось незавершенным, когда скончался его архитектор Растрелли. Проект был достроен другим архитектором Стасовым.

История

Дворец императрицы Елизаветы Петровны находился недалеко от Смольного собора. она провела там годы своей юности, и вскоре у нее возникло желание основать монастырь, в котором также разместился бы институт для учебы барышень — а также колокольню.

Ее выбор архитектора для проекта был передовой итальянец, работавший в России в то время, Бартоломео Растрелли, и проект началось формироваться с 1751 г. Императрица не пожалела средств на проект, и он продолжился. быстро. Однако события Семилетней войны начались в 1757 году и истощили готовые бюджеты, которые были доступны в то начало — вызывая отставание в срок.Когда умерла сама императрица, работа пришла на временный остановка.

И только в 1820-х годах работы возобновились по приказу императора Николая. И. Василий Стасов занял должность ведущего архитектора. Окончательно храм освятили в 1835 году.

Наряду с отделкой самого здания Стасов взял в свои руки и благоустройство здания. прилегающие территории. Он устроил новые дороги, ведущие к собору, и устроил площадь перед собором. Это.

Что посмотреть

  • Внутреннее убранство собора. В декоре использованы лепнина, кованые изделия, капительские колонны и богатый орнамент купола. Собор вмещает 6000 прихожан, и только его масштаб поражает наше воображение.
  • Богато украшенный иконостат, или ширма, и хрустальная балюстрада вокруг алтаря.
  • Величественные колонны были задуманы как вход в соборный монастырь и являются образцом Русский классицизм.

Экскурсия в Смольный собор

Заказать экскурсию на английском языке можно на нашем сайте.

Отправьте нам запрос, чтобы узнать всю интересующую вас информацию. Этот запрос бесплатный и без обязательств.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *