Разное

Спасо преображенский мужской монастырь муром: Муромская Спасская обитель — svyto.ru

Муромская Спасская обитель — svyto.ru

Спасо-Преображенский мужской монастырь города  Муром  — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный    православный ковчег, плывет в  синеве неба.  Два храма, ризница, братский корпус, часовни… 

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал  богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония – покровители семьи. 

В  православные праздники — многочисленный  честной народ стекается  в Спасский храм помолиться.  В народе ходят слухи о чудесных  исцелениях и  прозрениях. Да и само восстановление монастыря можно назвать чудом.  Весь советский период в монастыре находилась воинская часть. В одном храме – спортзал, в другом – склад, на территории – военный плац, три казармы (одна – в братском корпусе).

1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни.

Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид. 
Молодому монаху, а ныне игумену монастыря О.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было, ни людей, ни денег. Был только он и еще один священник. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И что   удивительно, поначалу стараниями очень немногих людей.  За 10 лет обитель возродилась. Стала являть миру красоту Божественную, необычайную. 
 

 Главные исторические вехи жизни обители 

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом

(первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого  Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры. 
В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В   стенах   монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь ПЎтр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим Саровский
посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным. 
В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина. 
В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань – поставит в Муроме каменный храм.

И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор  монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. 

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».
Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали… 

Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное  событие — 

со Святой горы Афон в 1878г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной  Святыней обители.   Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика. 
Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, 
писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного.

В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.

Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХУII в. – от поляков, в ХХ в. – от советской власти), тем не менее всесозидающей  силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Таким монастырь был до революции
 
 

Зима 1995 года. Работ по восстановлению — непочатый край
 
 

Весна 1996 года — восстановление монастыря
 
 
 
 

Весна 2004 года. Спасо-Преображенский собор в завершающий период реконструкции 
 
 

Надвратный храм монастыря и внутренний двор  в наши дни.

Колокольня Покровского храма

Крестный ход. Пасха 2005 год.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муроме / Монастырский вестник

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII – XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.

Еще одна яркая страница в истории связана с Иваном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром.

Молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались поварня, пекарня, «да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.

В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.

Монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию обители занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.

В 1990 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.

Молодому монаху  Кириллу (Епифанову), назначенному в будущем настоятелем, тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома.

Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.

Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».

В период активных восстановительных работ были восстановлены Спасо-Преображенский собор, Покровский и Всехсвятский храмы полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь прп. Кирилла Белозерского. Полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.

На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская.

В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил.

Но монастырь не мыслится без людей, которые его населяют. Центром монашеской жизни является молитва. За молитвой в храме или келье братия проводят большую часть времени. Молитва за богослужением традиционно почитается выше молитвы келейной (кроме особенных случаев Божия избранничества).

В жизни насельника обители труд неотделим от молитвы. Труд монашеский освящен молитвой. Сегодня братия занята на самых разных послушаниях.

В монастыре существует просфорня, на которой трудятся насельники обители. Просфоры пекутся как для самого монастыря, так и для приходских храмов Мурома.

Занимаются братия обители и сельскохозяйственной деятельностью. Небольшой огород находится прямо на территории монастыря. На нем выращиваются овощи

Подворье Муромского Спасо-Преображенского монастыря в с. Малое Юрьево Подворье епархиального мужского монастыря


История

Церковь является подворьем Спасо-Преображенского мужского монастыря города Муром. На территории жилой дом, огород и хозяйственные постройки. На данный момент на подворье живут, трудятся и молятся несколько послушников и трудников.


Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты


Храмы и Богослужения

Храм в честь великомученица Параскевы Пятницы


Является подворьем монастыря

дата основания:

1096 год

/ Муромская епархия

Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, д. 1

Как добраться?

От автовокзала Мурома двигаемся по ул. Московской на юг, в конце улицы поворачиваем налево на Калинина, через 0,8 км выезд из Мурома на Меленки-Касимов, трасса Р125. Двигаясь по трассе смотрим километровые столбы, после столба «13км» проезжаем ещё 600-700м до правого съезда с трассы в поля на север. По грунтовой колее 2 км до д. Малое Юрьево. Деревянная церковь выстроена на въезде в деревню рядом с руинами старой, каменной

Возврат к списку

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме. Святыни, расписание, адрес, часы работы

Происхождение названия и его значение

Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром берет свое начало от деревянной церкви Всемилостивого Спаса, построенной князем Глебом после получения Муромской земли в свои владения. Спасская церковь стала первой православной постройкой в тогда еще языческом городе.

Несмотря на то, что возведение церкви необходимо было для личных нужд великого князя, позже на вокруг церкви, расположенной на княжеском дворе, возник целый монастырь, называющийся «Спасский, что на бору» в простонародье. Ввиду расположения в лесистой местности на берегу живописной Оки было и дано такое название обители.

После того, как в 1555 году был возведен Спасо-Преображенский собор, ставший первой каменной крупной постройкой, монастырь стал называться «Спасо-Преображенский».

По-церковнославянски словом «Спас» сокращенно именуется Спаситель, Господь Иисус Христос, и присвоение такого названия означает, что храм, собор или другая религиозная постройка освящена в честь Христа Спасителя. Добавление слова «Преображение» к названию символизирует то, что храм посвящен важному в православии празднику Преображения Господня.

История Спасо-Преображенского монастыря

Согласно летописям «Повесть о водворении христианства в Муроме» принято считать, что монастырь основан не позднее 1015 года. Рукопись повествует, что учреждение обители может быть связано с именем Святого князя страстотерпца Глеба, который являлся сыном князя Владимира, крестившего Русь.

Получив в наследство Муромский удел, православный страстотерпец князь Глеб начал там свое княжение и попытался проповедовать христианство среди местного языческого населения.

Его первая попытка не была удачной, поэтому ему пришлось организовать свой княжеский двор за чертой Мурома. По распоряжению князя на территории его владений был возведен первый в городе деревянный храм «Всемилостивого Спаса», из которого позже вырос «монастырь Спаса-на-бору».

Конкретная сноска на Спасский монастырь и его жизнь находится в документе «монастырь Спаса на бору» и датируется 1096 годом.

О монастыре во времена вторжения монгольских татар известно немного: в 1238 году весь город, включая Спасскую обитель, был сожжен. Позже, в 1351 году, возрождением Муромских земель занялся князь Юрий Ярославович: он заново возвел городские постройки, восстановил церкви, которые наполнил богослужебной утварью. Восстановление коснулось не только гражданских построек, но и духовных объектов.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) пережил этап расцвета во время правления Ивана Грозного. Перед походом на казанское ханство, в 1552 году, царь посетил обитель и обязался построить там каменный собор после взятия Казани.  Одержав победу, Иван IV сдержал свое обещание и возвел там не только храм, но и преподнес другие богатые дары.

В 1555 году силами царских мастеров был воздвигнут из камня Спасо-Преображенский собор на месте прежней деревянной Спасской церкви, а богослужебная утварь, святые образы, книги и священническое облачение были дарованы самим государем. Также согласно его указу устав монастыря стал «общежительным», а территориальные владения дополнились новыми землями.

Муром претерпел нашествие вооруженных литовских полчищ в 1616 году, ввиду чего пострадал и главный оплот веры – Спасо-Преображенский монастырь. Во времена церковного раскола (ближе к середине XVIII века) действующего настоятеля отстранили от служения в Спасской обители по причине приверженности старообрядчеству.

В конце века к монастырскому ансамблю добавляется еще один объект – зимний каменный Покровский трапезный храм, на нижнем ярусе которого были расположены хозяйственные помещения.

Приблизительно в то же строится еще одна церковь из камня имени преподобного Кирилла Белозерского. Ближе к концу XVII века благодаря щедрым пожертвованиям строятся двух этажные палаты настоятеля и начинается реконструкция к тому моменту поврежденного Покровского трапезного храма.

XVIII век ознаменован несколькими событиями: созданием духовного училища для занятий детей священнослужителей, а также переводом в Спасский монастырь всей братии упраздненного Борисоглебского монастыря. Политика Екатерины Великой сказалась на жизни обители не самым лучшим образом: часть монастырских владений была вероломно конфискована.

В 1878 году из Пантелеимонова монастыря горы Афон прибыла икона Божией Матери «Скоропослушница», ставшая впоследствии одной из самых известных икон обители. Благодаря дальнейшему восстановлению и обретению святыни, все больше и больше паломников потекло в становившийся известным по всей России Спасский монастырь.

В 1891 году в обители появляется новый корпус, предназначенный для проживания монастырской братии.

Из-за обвинения в антисоветской пропаганде в после начала революции 1917 года монастырь был закрыт, а имущество частично разграблено или перевезено в музей Мурома. Через почти 10 лет в монастыре расположилась фабрика по производству текстиля «Красный луч». В 1929 году в монастырь вторглось военное ведомство, а доступ населения к святыням и храмам был полностью запрещен.

Лишь в 1995 году благодаря обращению профессора Дмитрия Лихачева и общественности к Святейшему Патриарху Алексию II было решено выселить воинское подразделение. Благодаря усердию будущего настоятеля, монаха Кирилла (Епифанова), Спасо-Преображенский монастырь открыл свои двери для верующих в том же году.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) во время реставрации

Ущерб, нанесенный антицерковной властью, представлялся значительным, поэтому на восстановление обители ушло 10 лет. В течение этого времени были восстановлены коммуникации, отреставрированы старые постройки и основаны новые часовни и храмы.

Современный статус Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) на сегодняшний момент является действующим, и его территория и объекты полностью восстановлены после советского периода.

Возрождение обители произошло благодаря созданию попечительского совета и дальнейшей финансовой помощи таких компаний, как «Трансмаш-холдинг», ИК «Интеррос», ПАО «Газпром», ИК «РИК-ВЭСТ», Группа СУЭК, ИФК «Метрополь», а также пожертвований столичных и Санкт-петербургских предпринимателей.

В обители сохранен общежительный устав, предполагающий совместное проживание монахов в Спасском монастыре, а также ведение хозяйственной деятельности.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) с 2013 года становится общеадминистративным центром недавно созданной Муромской епархии. На сегодняшний момент настоятелем обители является Нил (Сычев), епископ Муромский и Вязниковский.

Интересные факты и легенды

  • Согласно данным различных источников именно на территории обители произошло крещение Муромских язычников.
  • Спасо-Преображенский монастырь (Муром) является вторым по древности после Киево-Печорской лавры и насчитывает почти тысячелетнюю историю.
  • Имена святых супругов Петра и Февроньи неразрывно связаны с жизнью Спасской обители. Пострижение в монахи святой князь принял в этом монастыре. Там же он и скончался. Это событие знаменует памятник святым князьям и житийные фрески.

Святыни Спасо-Преображенского монастыря

  • Одна из самых известных и особо чтимых православными людьми святынь Спасо-Преображенского монастыря – это икона Богородицы «Скоропослушница». В Муроме она появилась ближе к завершению XIX столетия и сразу стала незаменимой помощницей в трудностях братии монастыря и всех Муромских жителей. Икона подарена монахами монастыря Святого Пантелеимона Святой горы Афон и является точным списком одноименного чудотворного образа Божией Матери, хранящегося в Дохиарском монастыре на Афоне. Икона расположена в Покровском храме, доступ к ней открыт в часы работы монастыря, около нее можно оставить живые цветы и помолиться о своих нуждах.
  • Еще одна «афонская» святыня, икона Божией Матери Пантанасса, пребывает в Спасской обители. Пантанасса, или по-другому Всецарица, написана и освящена на Афоне в монастыре Ватопед. Считается, что обращающиеся с молитвой к этой иконе раковые больные получают исцеление от своих болезней.
  • Все желающие также могут поклониться преподобному Илии Печерскому: частица сохранившихся мощей, переданная в дар из Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, расположена в левой «деснице» (руке) статуи святого угодника, изготовленного из дерева. Скульптура создана в 2006 году согласно параметрам роста и внешности, полученным в результате научных исследований сохранившихся мощей богатыря Илии Муромца.
  • В часовне святого воина Георгия Победоносца расположена икона великомученика с изображением сюжетов из его жизни. Мощевик с частицей находится на нижней части иконы.
  • Образ святого врача, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей находится в этом же храме. Канонизация святого Луки произошла относительно недавно: в 2000 году.
  • Там же можно приложиться помолиться святым супругам Петру и Февроньи перед их иконой и ковчегом со вложенной частицей мощей и попросить помощи в семейных делах.
  • В икону царской семьи Романовых вложен камень, взятый из стены дома Ипатьева, где Царственных страстотерпцев жестоко расстреляли. Святыню можно найти также в Покровском соборе.
    Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря

На сегодняшний момент в состав Спасского монастыря входят: 2 собора, 4 церкви, 6 часовен, братский и настоятельский корпуса, пекарня, учебный корпус, паломническая гостиница. Несмотря на долгую и не всегда простую жизнь монастыря, его исторический облик удалось сохранить. Постройки выполнены преимущественно из белого камня, но также встречаются здания из красного камня.

Собор Спаса Преображения

Спасо-Преображенский собор – древнейшая монастырская постройка, возведенная в 1555 году по указу Ивана Грозного. Несмотря на множественные преобразования, собор сохранил свой первозданный вид.

Крестово-купольный монолитный храм выполнен из белого камня и увенчан пятью черными луковичными куполами (одним большим центральным куполом и четырьмя куполами меньшего размера) с ажурными золотыми крестами, опирающимися на четыре столба.

Поскольку раньше собор мог использоваться как крепость и убежище во время военных набегов, его архитектура отличается строгостью. Простота постройки подтверждается отсутствием какого-либо декора интерьера. В соборе пребывают частицы около 30 святых православной церкви.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В 1691 году был возведен белый каменный двухэтажный Покровский собор при финансовом участии митрополита Варсонофия. Собор разделен на верхний и нижний храмы, которые действуют по настоящий день. Позже к Западной стороне была пристроена трехъярусная шатровая колокольня и пожертвован колокол. В церкви находится множество высокопочитаемых святынь и несколько алтарей.

Церковь Кирилла Белозерского

Надвратная церковь преподобного Кирилла Белозерского основана в X веке. Изначально расположение постройки было другое, но в результате многочисленных реконструкций и перестроек церковь была упразднена, и лишь в 2005 году ее удалось восстановить. Все это время самый первый престол церкви находился в Покровском соборе, а к моменту освящения был перенесен в новый храм преподобного Кирилла.

Церковь Сергия Радонежского

Еще одна надвратная церковь расположена на противоположной стороне монастыря. Церковь «игумена земли русской» Сергия Радонежского, освященная также в 2005 году, располагает собственной колокольней, где каждый желающий может опробовать древнюю систему «бил».

Звон издается не с помощью колоколов, а путем ударов по медным прямоугольным пластинам «билами», по внешнему виду напоминающими молотки. Икона Сергия Радонежского, освященная на мощах в Троице-Сергиевой Лавре, находится в этой церкви.

Часовня на месте бывшего кладбища

Часовня-костница находится на месте когда-то существовавшего монастырского кладбища, где ранее хоронили княжеских особ, служащих церкви, знатных горожан. Кладбище было поругано в тяжелые для все страны 1930-е годы, когда в монастырь прибыла целая воинская часть и заняла его здания и территорию.

При восстановлении территории был раскопан прах некогда похороненных здесь людей. С целью погребения было принято решение создать часовню по обычаю, принятому на Афоне.

Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Монастырская часовня «Живоносный источник» оборудована купелью. Воду из источника можно набрать с собой, а также окунуться в прохладную освященную воду. В купальне находится привезенный из Израиля, с реки Иордан, камень.

Часовня Георгия Победоносца

В 2005 году была освящена еще одна небольшая часовня в честь погибших на поле боя российских воинов. Ее святым покровителем стал Георгий Победоносец. В часовне располагается икона великомученика с частицей мощей.

Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви

Настоятельские палаты представляют собой двухэтажный белокаменный корпус. Это старейшее в Муроме сохранившееся каменное сооружение гражданского назначения. Экстерьер сооружения представляет собой прямоугольное здание с треугольным фронтонами над окнами, отличается простотой и скромностью.

На нижнем этаже располагались складские помещения, а на втором – келии. В доме настоятеля была также организована церковь в честь святого Василия, епископа Рязанского.

Корпус, предназначенный для жизни монахов монастыря, изначально был деревянным, но в конце XIX века в результате преобразований был добавлен еще один этаж, а самое здание стало каменным. Позже здесь была открыта домовая церковь.

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Николо-Ильинская часовня была учреждена в угловой башне на западной стороне монастыря в 1889 году. Вновь открыта в 2001 году.Архитектура часовни отличается от общего монастырского стиля: она выполнена из кирпича красного цвета и имеет множество белых декоративных элементов. Постройка увенчана не шатром, а не куполом, как это было бы привычно в рамках монастыр

Спасо-Преображенский епархиальный мужской монастырь | Муромская Епархия. Официальный сайт

Историческая справка: Первое упоминание о Спасском монастыре мы находим в русских летописях под 1096 году, повествующих о междуусобной войне, вспыхнувшей между Олегом Святославичем, Черниговским князем и Изяславом Владимировичем, сыном Владимира Мономаха. В битве под Муромом погиб Изяслав и был погребен в Спасском монастыре.

Существует предание, которое связывает возникновение Спасского монастыря с именем князя Глеба, первого Муромского князя и первого русского князя, причисленного к лику святых. На рубеже X-XI веков святой равноапостольный князь Владимир отдал Муром в удел своему сыну Глебу. Юный Глеб, приехав в Муром около 1010 года, не был принят в город местными жителями фино-угорского племени мурома. Некоторое время он обитал на реке Ушне, а потом перебрался ближе к городу, поставив свой княжеский двор в двух верстах от него, в бору, на высоком берегу Оки, и заложив здесь деревянную церковь Всемилостивого Спаса. В 1015 году князь Глеб вместе с Борисом был убит своим старшим братом Святополком Окаянным.

Дальнейшая история обители скрыта от нас. Известно, как гласит предание в Спасской обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, незадолго до своей кончины. Вероятно, что монастырь пострадал от татаро-монгольского нашествия в 1239 году.

Дальнейшие сведения в монастыре отсутствуют вплоть до начала XVI века. В середине XVI столетия после успешного похода царя Ивана Грозного на Казань в Муроме воздвигли ряд кирпичных храмов, среди которых Спасо-Преображенский собор.
В декабре 1615 года на Муром напал вооруженный польско-литовский отряд Лисовского. В результате набега пострадал и Спасский монастырь. Поляки разграбили обитель, ободрали с икон серебряные ризы и драгоценные камни. Монастырь восстановили и украсили на пожертвования русских царей и муромской знати.

В конце 1680-х годов на средства митрополита Сарского и Подонского Варсонофия возводится уникальная единственная в городе двухэтажная Покровская церковь, а так же палаты настоятеля-первая кирпичная гражданская постройка Мурома. Интерьер палат украшала изразцовая печь, облицованная цветными керамическими плитами.

В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.

Спасский монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию заняла военное ведомство в монастырских зданиях размещались учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.

В настоящее время монастырь полностью восстановлен из руин. Главный храм обители, Покровская церковь полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь Кирилла Белозерского, полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спарительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница , где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.

Святыни: Главной святыней Спасо-Преображенского монастыря является икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница», которая является точным списком чудотворного образа, хранящемся в одном из Афонских монастырей Дохиар. Она была написана иноками Русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон в 1878 году.

В Спасском монастыре находится икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей и рака с частицей мощей преподобного Илии Муромца. Гробница с скульптурным образом известного былинного русского богатыря была передана в дар монастырю председателем Счетной палаты РФ С.В. Степашиным 2 августа 2006 года во время первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

 

Контакты: 602267, Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, 1а; тел.: 8 (49234) 2-26-54 (канцелярия),8 (49234) 3-19-18 (бухгалтерия), 8 (49234) 3-14-76 (дом паломника)

 

Наместник — иеромонах Симеон (Нестеров)

Сайт: spass-murom.ru

Святыни города Муром. Часть 3 — Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской!

Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни…

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония – покровители семьи.

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом Владимировичем (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира).

Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

Спасо-Преображенский собор. г.Муром

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича (князь Муромский 1095—1096 гг., второй сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской).

«В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …»

В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205—1228 гг.), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).

Здесь пребывал Святитель Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.), который окормлял муромскую паству после разорения края Батыем.

В 1889 году оптинский старец преп. Амвросий благословил к написанию образ Царицы Небесной, где Она изображена благославляющей ниву с собранными снопами хлеба. Со Святой горы Афон в 1889 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икона Божией Матери «Скоропослушница» г.Муром

С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля — епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в белогвардейском мятеже, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В период 1918—1919 годов монастырский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.
В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь занимают военные и частично отделение НКВД, в это же время начинается уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц прекращён.

Внутреннее убранство храмов Муромского Спасского мужского монастыря было полностью разорено после революции. Об этом свидетельствуют документы 1924-1928 гг. с грифом «секретно» по «Реализации церковного имущества» Спасского монастыря.

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал:

«Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…»

Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

Рака с частицей мощей Илии Муромского

2 августа 2006 года в Муроме прошла необычная церемония — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил меч. Меч представлял из себя точную копию оружия Ильи Муромца. На день 910-летия муромского Спасо-Преображенского монастыря председатель Счетной палаты России Сергей Степашин привез меч на освещение в город Муром. Освящение происходило на частице мощей святого Ильи Муромца. В конце мая останки героя русских былин (причислен Русской православной церковью к лику святых) привезли из Киево-Печерской лавры. В Спасо-Преображенском монастыре установили раку — символическое захоронение Ильи Муромца с частицей мощей. «Этот меч поможет президенту править Отечеством нашим, утверждая возрождение России, помогая духовному возрождению святой Руси» — сказал Алексий II.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Источник

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме, Россия

В начале 11 века Муром уже был одним из значительных городов на окраине молодого Российского государства. Киевский князь Владимир Святославич (Красное Солнце) завещал его «в удел» своему сыну Глебу. А своему сыну Борису князь завещал город Ростов.

«Сказание об утверждении христианства в Муроме» (XVI век), уникальная летопись истории Мурома с древнейших времен, дает интересные сведения о правлении Глеба.Образцовый христианин, Глеб начал свое правление в Муроме с попытки обратить местных жителей в христианство, против чего выступили муромские язычники. Глеб был вынужден покинуть Муром и поселился в двух верстах от него, на крутом лесном берегу Оки, где в своем укрепленном дворе он основал первую на Муромской земле церковь во имя Спасителя. Якобы это место, где сейчас стоит Спасский (Спасский, Спасо-Преображенский) монастырь, получивший свое название от церкви, основанной Глебом.

Спасский (Спасский) монастырь упоминается в летописях раньше всех других монастырей на Руси. В «Повести временных лет» говорится о гибели князя Изяслава Владимировича (князя Муромского 1095-1096, второго сына Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской) в 1096 году под стенами Мурома и его захоронения в Спасо-монастыре. . Второе упоминание о Спасском монастыре в летописи связано с захоронением в его стенах муромского князя Юрия Владимировича в 1175 году.В 1238 г. монастырь был опустошен войсками хана Батыя.

Имена муромских святых покровителей рода князей Петра и Февронии также связаны со Спасским монастырем. Пётр здесь принял монашеский постриг в первой четверти 13 века, здесь он и скончался. В память об этом у главного входа в монастырь установлен памятник-барельеф святым супругам Петру и Февронии Муромским, а за ним на стене — фрески со сценами их жизни.

До приезда в Муром Ивана IV Грозного в 1552 году старейший в городе Спасский монастырь вёл малозаметный образ жизни.Царь подарил монастырю вотчину, по его приказу московские мастера начали каменное строительство в монастыре. После Ивана IV Борис Годунов и Михаил Романов внесли в монастырь богатые пожертвования, подарили ему села, права на рыбную ловлю, пашни, леса и озера.

Самым пышным комплексом монастыря был Спасо-Преображенский собор, возведенный мастерами Ивана Грозного в 1565 году. Царь, находясь в Муроме, поклялся, что если возьмет Казань, то построит в городе храм.Государь подарил новому монастырскому храму церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во внешнем облике дошедшего до нас памятника отразилась история его строительства. Первоначально это был пятиглавый четырехстолпный храм с крестово-купольной системой арок. Стены были разделены по вертикали узкими пилястрами на три части. Верхнюю часть стен украшали три закомара-кокошника. Нижняя часть отделялась от них карнизом, украшенным рядом бордюров. Закомары-кокошники посередине были сделаны выше и шире боковых, что придавало всему зданию некую пирамидальную форму. Это подчеркивали и пять голов собора: средняя голова имела более широкий и высокий барабан, чем боковые.

В первой четверти XIX века к западной стене собора в ширину основного объема пристроили трапезную. Головы получили новую форму луковицы. Возможно, тогда же были расширены оконные проемы 16 века, а перспективные порталы превращены в обычные дверные проемы с полукруглым завершением.

В конце 17 века палаты настоятеля были возведены рядом с собором — самым старым каменным гражданским зданием Мурома. В нем устроили домовую церковь в честь Василия Рязанского.

В 1691 году рядом с собором была построена единственная в Муроме двухэтажная трапезная церковь Покрова Пресвятой Богородицы . Он имел асимметричное расположение восьмиугольного столба в трапезной второго яруса. Церковь необычна еще и тем, что она была одной из главных хозяйственных построек монастыря.

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы находится саркофаг Ильи Муромца с частью его мощей и реконструкцией лика (резьба по дереву С.А. Субботина по результатам исследования С.А. Никитина). На деревянной лежащей фигуре Ильи Муромца в монашеской одежде — стальной меч. В серебряном ковчеге в виде левой кисти находится частица мощей Ильи Печорского (Илья Муромец), привезенная из Киево-Печерской Лавры. Он был преподнесен как святыня Спасскому монастырю 2 августа 2006 года и освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Неоднократные исследования останков героя дают некоторое представление о внешности Ильи Муромца. Его рост на тот момент был поистине героическим — 177 см. Илья был почти на голову выше своих современников, живших в 12 веке. В поясничном отделе позвоночника была обнаружена патология строения — наличие дополнительных отростков в позвонках, которые могли вызвать защемление нервов и, как следствие, паралич конечностей. Поэтому, согласно былинам, Илья просидел на плите до 33-х лет, а потом чудесным образом исцелился. Илья Муромец умер в возрасте около 50 лет. На его останках обнаружены многочисленные прижизненные раны в области ключицы и ребер.

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы хранится и самая почитаемая святыня монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» Афонского письма конца XIX века. Считается, что его чудотворный образ сохраняет и возрождает монастырь.

Возле главных ворот монастыря находится часовня во имя великомученика Георгия Победоносца.Часовня посвящена воинам — уроженцам Муромской земли, погибшим в недавних военных конфликтах.

После возрождения монастыря в 1996 году его территорию пришлось перепланировать. Кладбище, разрушенное в период пребывания войсковой части на территории монастыря (после 1918 г.), перенесено в северо-восточную часть монастыря. Места прежних захоронений определить не удалось. Чтобы почтить память некогда захороненных монахов и горожан, внесших свой вклад в монастырь, в конце 20 века по афонскому образцу была построена погребальная часовня, куда были перенесены все останки, найденные на старом кладбище.

Территория монастыря живописна, особенно летом — зеленые лужайки, клумбы вокруг пруда с лотосами. В вольерах мирно пасутся пони, украшаются павлины. Завораживающий вид далеко за Оку открывается из надвратной церкви Сергия Радонежского (2006 г.).

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь — духовный, культурный и образовательный центр Мурома. Возрождено Духовное училище, открыта православная гимназия, на его территории работает Паломнический центр.

Автор: Королькова В.

Николаевская Ильинская часовня Спасо-Преображенского монастыря, Муром, Россия — ФОТО — EZMEDIART

ЭТО ЛЕГКО!

Переключить навигацию

  • Коллекции
  • Категории
    • ФОТО
    • ВИДЕО
    • АУДИО
    • ВЕКТОРОВ
    • ШАБЛОНЫ
      • Adobe After Effects
      • Adobe Premiere Pro
  • ПОМОЩЬ
    • О EZMEDIART
    • Как купить на EZMEDIART
    • Как продать на EZMEDIART
    • Лицензионное соглашение
    • Политика конфиденциальности
    • БЛОГ EZMEDIART
    • СВЯЗАТЬСЯ с EZMEDIART
  • Тележка
  • Зона участника
  • Английский
  • Хорошо


  • африкаанс формальный
  • африкаанс неформальный
  • арабский
  • азербайджанский
  • бразильский
  • болгарский
  • каталонский
  • китайский упрощенный
  • китайский традиционный
  • хорватский
  • чешский
  • датский
  • голландский
  • английский
  • эстонский
  • Финский
  • Французский
  • Грузинский
  • Немецкий
  • Греческий
  • Иврит
  • Венгерский
  • Исландский
  • Индонезийский
  • Итальянский
  • Японский
  • Латышский
  • Литовский
  • Малазийский
  • Норвежский
  • Персидский
  • Польский
  • Португальский
  • Румынский
  • Русский
  • Сербский

Спасо-Преображенский монастырь: видео, популярные туристические места, спутниковая карта — Ярославль — Ярославская область

Спасо-Преображенский монастырь, старейший в городе, основан в 12 в. В наши дни это сердце Ярославского государственного историко-архитектурного музея-заповедника

Подробная интерактивная карта Спасо-Преображенский монастырь

Связанные объекты

Церковь Святого Иоанна Крестителя

Церковь Иоанна Крестителя, грандиозный 15-купольный храм с стройной многоярусной звонницей и изящными Святыми вратами — всемирно известный памятник русского церковного зодчества 17 века.

Ярославль

Ярославль, старейший из городов Поволжья, основан Ярославом Мудрым в 1098-1010 годах. Его исторический центр, известный многочисленными архитектурными шедеврами, внесен в список Всемирного наследия

Благовещенская церковь

Благовещенская церковь (1688 г. ), пятиглавый храм из красного кирпича с трехъярусной колокольней, является истинным украшением Волжской набережной.Хорошо сохранились фрески артели Федора Игнатьева (1709 г.)

Рождественская церковь

Рождественский костел с отдельно стоящей надвратной шатровой колокольней уникальной архитектуры — интереснейший памятник архитектуры Ярославля 17 в.

Церковный ансамбль в Коровниках

Самый красивый церковный ансамбль в Коровниках — церковь Св.Церковь Иоанна Златоуста, Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Святые врата и высокая колокольня, известная как «Ярославская свеча»

Церковь Ильи Пророка

Величественная церковь Ильи Пророка с шатровым приделом и колокольней — один из самых выразительных и гармоничных архитектурных ансамблей 17 в. и символ Ярославля

Церковь Николы Надеина

Церковь Николая Надейна (1620-22) была первым каменным храмом в Ярославском Посаде.С фресками артели Любима Агеева и великолепным позолоченным иконостасом в стиле барокко

Церковь Архангела Михаила

Изящная пятиглавая церковь Михаила Архангела, построенная в 1657 году, интересна не только внешним видом, но и фресками, написанными артелью Федора Федорова в 1731 году

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления (1684-93) известна своими фресками, полихромной плиткой фасадного убранства и шестиуровневым позолоченным иконостасом в стиле украинского барокко

Церковь Спаса на Городе

Церковь Спаса в городе с пятью могучими куполами и двумя шатровыми крышами (1672 г.) — одна из самых внушительных на набережной Которосля.Внутри сохранились фрески 1693 года

Карабиха, село Николая Некрасова

Литературный музей-заповедник Некрасова в селе Карабиха — единственная в области загородная усадьба, не потерявшая свой первоначальный архитектурный облик

г. Ярославль, Путеводитель по России

Ярославль обзор

Ярославль — город в России, столица Ярославской области.Это один из старейших городов страны и один из главных объектов Золотого кольца России. Исторический центр Ярославля, расположенный между реками Волга и Которосль, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Население Ярославля составляет около 604 000 человек (2015 г.), площадь — 206 кв. Км.

Телефонный код — +7 4852, почтовые индексы — 150000-150064.

Местное время в Ярославле — 8 января, 19:22 (+3 UTC).

Ярославль история

Согласно летописи, Ярославль — старейший из существующих городов на Волге.Легенда об основании города гласит, что в 1010 году будущий великий киевский князь Ярослав Владимирович, будучи князем Ростовым Великим, путешествовал по своей земле.

В месте впадения реки Которосль в Волгу он встретил неизвестное племя язычников, выпустивших на него свирепого медведя. Князь не испугался и убил медведя секирой. Язычники были умиротворены, и Ярослав решил основать на этом месте город с крепостью. Город получил название Ярославль, в честь его основателя.

В течение первых двух столетий своего существования Ярославль оставался небольшим приграничным городом Ростово-Суздальской земли. В XII-XIII веках благодаря выгодному географическому положению Ярославль стал одним из самых развитых городов Древней Руси, крупным центром торговли и ремесел.

Больше исторических фактов…

Установлены прочные деловые отношения со странами Востока и Запада, особенно со Скандинавией — Ярославль упоминается в скандинавских сагах.Ярославль стал центром транзитной торговли. Первые каменные постройки появились незадолго до монгольского нашествия в 1210-х годах.

Ярославль вошел в состав Великого княжества Московского в 1463 году. Город стал превращаться в крупнейший центр транзитной торговли на Волге после того, как была организована русско-британская торговля через Архангельск. Это был один из первых городов опричнины Ивана IV (Ивана Грозного) (государственная политика, включавшая институт тайной полиции, массовые репрессии и конфискацию земель).Великая резня, устроенная опричниками в Новгороде в 1570 году, вынудила множество новгородских семей, в том числе купцов, покинуть разрушенный город и переехать в Ярославль.

В 1611 году, в так называемое Смутное время, местные жители присоединились к первому отряду народных добровольцев для освобождения захваченной поляками Москвы, но потерпели поражение. С апреля по июнь 1612 года в Ярославле дислоцировался второй народный ополченец под командованием Минина и Пожарского. Город играл роль столицы.Когда ополчение пополнилось новыми силами, оно окончательно освободило Москву. Молодой царь Михаил Федорович, вызванный из Костромы в Москву, сделал длительную остановку в Ярославском Спасском монастыре, где подписал грамоту о согласии на вступление на престол. В память об этих событиях был основан Казанский монастырь.

Ярославль быстро оправился после Смутного времени. Город превратился в крупный торговый и ремесленный центр, второй по величине город России. В 17 веке Ярославль достиг своего расцвета.В этом веке было построено 3 монастыря и около 60 каменных церквей.

В связи с реформой Петра Великого Ярославль потерял лидирующие позиции. Петр I не хотел торговать через Архангельск, и жившие в городе купцы были разорены. После строительства Петербурга Ярославль потерял значение торгового центра, но начала развиваться местная промышленность. После образования Ярославской губернии (1719 г.) Ярославль стал обычным губернским центром.

В 1750 году Ф. Волков основал первый в России публичный театр в Ярославле. В январе 1752 г. он переехал в Петербург. По состоянию на 1771 г. в городе было 11 крупных промышленных предприятий. В 1777 году Ярославль стал центром губернии, крупным административным центром. В 1788 году в библиотеке последнего настоятеля Спасского монастыря было найдено уникальное произведение древнерусской литературы — «Сказание о полку Игореве». В 1778 году был утвержден первый регулярный план застройки Ярославля.

Во время русско-французской войны 1812 года Ярославль был госпитальным центром. Бегство знати из Москвы, захваченной Наполеоном, нашло отражение на страницах романа «Война и мир». В 1812 году был построен первый мост через реку Которосль. В 1860 г. была телеграфная линия с Москвой. С 1870 года город имел прямое железнодорожное сообщение с Москвой, Петербургом, Костромой. В 1913 году был открыт железнодорожный мост через Волгу.

В начале 20 века население Ярославля составляло около 117 000 человек.Это был один из крупнейших городов Центральной России со значительно развитой промышленностью (текстильная, пищевая, химическая промышленность). Несмотря на промышленное развитие, Ярославль оставался одним из красивейших городов Верхней Волги. Иногда его называли «Русской Флоренцией».

Самым разрушительным событием в новейшей истории Ярославля была Гражданская война (июль 1918 г.). Артиллерийские обстрелы привели к гибели людей, пожарам, разрушению жилых домов, промышленных предприятий и исторических памятников.К середине 1920-х годов в городе снова проживало более 100 000 жителей. В 1929 году Ярославская губерния была упразднена. В 1936 году город стал столицей вновь образованной Ярославской области.

Завод синтетического каучука, построенный в 1932 году, был первым в мире заводом синтетического каучука. В 1940-х годах Ярославский шинный завод производил около 80% всех шин для автомобилей в СССР. В годы Великой Отечественной войны более полумиллиона жителей Ярославской области были отправлены на фронт, около 200 тысяч из них погибли.К 1950-м годам город стал одним из крупнейших промышленных городов Советского Союза. В 1961 году был открыт Новоярославский НПЗ.

В конце 1980-х гг. Численность населения города достигла пика — около 650 000 человек, затем население начало сокращаться. Но, несмотря на трудности переходной экономики, Ярославлю удалось сохранить свой экономический и культурный потенциал. С конца 80-х годов ХХ века Русской Православной Церкви было возвращено много храмов. В 2007-2010 годах велось активное строительство новых и реконструкция существующих объектов, связанных с подготовкой к празднованию тысячелетия Ярославля в 2010 году.

Ярославль просмотров

Памятник Святой Троице в Ярославле

Автор: Сергей Духанин

Ярославская архитектура

Автор: Сергей Духанин

Беседка-ротонда на набережной Волги в Ярославле

Автор: Надежда Шкляева

Ярославль особенности

Ярославль — один из древнейших городов России, основанный в 11 веке и достигший своего расцвета в 17 веке.Город расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины, на обоих берегах реки Волги, в месте впадения в нее реки Которосль, примерно в 265 км к северо-востоку от Москвы.

В 2010 году Ярославль отметил свое тысячелетие. День города отмечается в последнюю субботу мая. В этот день вечером можно увидеть салют на набережной реки Волги.

На российской купюре номиналом 1000 рублей изображен Ярославль и скульптура основателя города — Ярослава Мудрого.

Климат умеренно-континентальный. Зимы умеренно холодные и снежные, продолжаются более пяти месяцев. Лето умеренно теплое, влажное. Средняя температура января — минус 12 градусов по Цельсию, июля — плюс 17,9 градуса по Цельсию.

Ярославль — важный узел железных и автомобильных дорог. Через город проходит федеральная трасса М 8 «Холмогоры» Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск. Также есть речной порт и аэропорт. Общественный транспорт включает автобусы, маршрутки, троллейбусы и трамваи.Город — крупный промышленный центр. Сегодня туризм также играет важную роль в экономике города.

Валентина Терешкова, ставшая первой в мире женщиной-космонавтом в 1963 году, родилась в Ярославской области и жила в Ярославле. В 2000 году впервые российский анимационный фильм «Старик и море», созданный ярославским аниматором Александром Петровым, получил «Оскар».

Достопримечательности Ярославля

Ярославль — один из немногих провинциальных городов России, где можно найти все основные направления русской архитектуры 16-20 веков.Центральная часть Ярославля, построенная по генеральному плану, утвержденному Екатериной Великой в ​​1778 году, — замечательный образец городского искусства классического периода. Здания в стиле модерн, построенные на рубеже 19-20 веков, являются настоящими архитектурными жемчужинами городского пейзажа.

Уникальная урбанистическая структура Ярославля признана мировым культурным сообществом. Ярославль стал третьим после Санкт-Петербурга и Великого Новгорода городом России, вошедшим в почетный список мировых памятников, где собрано более сотни памятников архитектуры, в том числе уникальные храмовые постройки XVI-XVIII веков.

На улицах и площадях Ярославля можно увидеть множество различных памятников, в том числе Демидов столб, памятники Федору Волкову, Николаю Некрасову, Ярославу Мудрому.

С 1981 года каждые два года в городе проходит старейший в России джазовый фестиваль «Джаз над Волгой».

Самые интересные церкви Ярославля

Церковь Преображения Господня Спасского монастыря — древнейший памятник, построенный в 1506-1516 годах на фундаменте первоначальной постройки 1216-1224 годов.

Церковь Ильи Пророка — настоящая жемчужина древнерусского зодчества. Эта простая по форме, строгая и торжественная церковь с пятью куполами необычайно красива.

Церковь Иоанна Предтечи — шедевр ярославского зодчества 17 века, памятник мирового значения. Грандиозная по размерам, фантастическая своим 15-купольным силуэтом церковь поражает своей роскошью и количеством фресок. Это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, единственная в мире искусство.

Также стоит отметить ансамбль Толгского монастыря (XVII-XIX вв.), Расположенный на левом берегу Волги. Монастырь был основан в начале 14 века.

Ярославль мест

Одно из зданий Спасского монастыря в Ярославле

Автор: Надежда Шкляева

Железнодорожный мост через Волгу в Ярославле

Автор: Юрик Сафронов

Ярославский вокзал

Автор: Малов Дмитрий

Ярославские музеи

  • Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Богоявленская площадь, 25), включающий Спасский монастырь, церковь Ильи Пророка (Советская площадь, 7) и ряд других православных церквей, Дом-музей Собинова (улица Собинова, 25). ), Музей боевой славы (Угличская улица, 44),
  • Музей истории Ярославля (Волжская набережная, 17), в котором находится Мемориальный дом-музей М.Богдановича (ул. Чайковского, 21), Городской выставочный зал им. Н. Нужина (ул. Свободы, 15), Музей современного искусства «Дом муз» (ул. Чайковского, 23а),
  • Ярославский художественный музей (улица Волжская набережная, 23),
  • Музей музыкальных инструментов «Музыка и время» (Волжская набережная, 33а).

Ярославские театры и другие учреждения культуры

  • Российский академический драматический театр им. Ф. Волкова (улица Волкова, 1),
  • Ярославский государственный театр кукол (улица Свободы, 23),
  • Ярославский государственный театр юношества (улица Свободы, 23),
  • Ярославский камерный театр (улица Свердлова, 9),
  • Ярославская государственная филармония (ул. Максимова, 13),
  • Цирк (улица Свободы, 69),
  • Планетарий — Культурно-просветительский центр имени В.В. Терешкова (улица Чайковского, 3),
  • Зоопарк (ул. Шевелюха, 137).

Коронавирус в России: последние новости | 8 января

Россия подтвердила 3355794 случаев коронавируса и 60911 смертей .

8 января: что вам нужно знать сегодня

  • В России подтверждено 23 652 новых случая коронавируса и 454 случая смерти.
  • Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель обсудили по телефону возможность совместного производства вакцины от коронавируса, заявил Кремль.
  • Венгрия не будет закупать вакцину против коронавируса Sputnik V для крупномасштабной вакцинации из-за отсутствия у России производственных мощностей, цитирует агентство Reuters глава администрации премьер-министра Венгрии Виктора Орбана.
  • Алжир начнет раскатывать спорного Sputnik V Covid-19 вакцины, разработанной Россией в январе, заявил, что правительство. Власти получат первоначальную партию из 500 000 доз.
  • Министр здравоохранения Михаил Мурашко сообщил, что
  • россиян, получивших вакцину от коронавируса, получат паспорта иммунитета.Электронные документы будут доступны на правительственном портале Госуслуги.ру с января 2021 года.

4 января

— Ожидается, что Сербия начнет вводить 2400 доз российской вакцины против коронавируса Sputnik V в течение недели, начиная с 5 января, сообщили представители органов здравоохранения Сербии, согласно ТАСС.

29 декабря

— Согласно новой официальной статистике, с начала пандемии в России зарегистрировано почти 230 000 дополнительных смертей.Ноябрь 2020 года был самым смертоносным месяцем за последние 16 лет.

28 декабря

— Россия продлила приостановку полетов с Великобританией до 12 января 2021 г.

— Венгрия заявила, что в понедельник получила 6000 доз российской вакцины от коронавируса. Эта партия была доставлена ​​в Будапешт для принятия решения венгерскими экспертами о том, как ее использовать, сказал министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто в видеообращении в Facebook, не предоставив подробностей о потенциальном внедрении вакцины.

— Более половины россиян заявили, что не готовы к вакцинации от коронавируса, согласно результатам независимого опроса Левада-центра, опубликованного в понедельник. Большинство респондентов, не желающих вакцинировать, заявили, что сделают это только после публикации окончательного клинического испытания российской вакцины Sputnik V. По данным того же опроса, 57% россиян опасаются заражения коронавирусом.

27 декабря

— Президент Владимир Путин получит российскую вакцину от коронавируса Sputnik V «в обозримом будущем», — заявил в воскресенье официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.Это заявление последовало за ранее сделанным заявлением министра здравоохранения Михаила Мурашко, который подтвердил, что вакцину можно использовать для пациентов в возрасте 60 лет и старше.

— Жители Москвы в возрасте 60 лет и старше смогут получить укол Sputnik V с 28 декабря, сообщила в понедельник пресс-служба мэрии Москвы.

24 декабря

— Жители Москвы, работающие в правоохранительных органах, градостроительстве, спорте и сфере общественного питания, смогут получить российскую вакцину Sputnik V с декабря.Об этом сообщил в четверг мэр города Сергей Собянин. Волонтеры социальных служб, а также сотрудники неправительственных и религиозных организаций также будут иметь право на укол. В новогодние праздники в Москве продолжится вакцинация.

23 декабря

— Аргентина дала «экстренное» разрешение на введение российской вакцины против коронавируса Sputnik V, став первой латиноамериканской страной, сделавшей это. Первые 300 000 доз вакцины должны прибыть в страну на этой неделе.

21 декабря

— Россия прекратит все полеты в Великобританию на одну неделю, сообщает государственное информационное агентство РИА Новости. Запрет был введен на фоне опасений по поводу более заразного штамма коронавируса, обнаруженного там, и вступит в силу с полуночи вторника.

— Беларусь стала первой страной, которая зарегистрировала российскую вакцину против коронавируса Sputnik V, сообщило в понедельник белорусское государственное информационное агентство БЕЛТА.

Поскольку Россия сталкивается с смертельной пандемией, конституционными изменениями, которые могут сохранить президента у власти на всю жизнь, и стремительно потепляющим климатом, потребность в свободном, независимом и объективном освещении ситуации в России как никогда велика.

The Moscow Times находится в авангарде этого освещения, и для этого нам нужна ваша поддержка.

Сделайте пожертвование сегодня и поддержите единственное в России независимое новостное агентство на английском языке. Ваш вклад помогает обеспечить бесплатность и доступность нашей отчетности для всех!

Декабрь 20

— В больницах Санкт-Петербурга было всего 27 коек для пациентов с коронавирусом, или 0,5% от общей вместимости, доступных в начале воскресенья, поскольку во время второй волны пандемии город стал самым зараженным местом в России.

— Показатели условной смертности в России выросли до 1,79%, по данным оперативного штаба по борьбе с коронавирусом.

18 декабря

— Энергетический участник кампании Гринпис из Санкт-Петербурга Рашид Алимов, 40 лет, умер от осложнений, связанных с коронавирусом, сообщила в пятницу журналист Александра Гармажапова.

17 декабря

— 68-летний президент Владимир Путин получит прививку от коронавируса Sputnik V, как только она будет одобрена для людей его возраста, заявил он на своей ежегодной пресс-конференции в конце года.

— Мэр украинского города Харькова Геннадий Кернес, 61 год, скончался от коронавируса, подтвердил в четверг его близкий друг бизнесмен Павел Фукс. Кернес заразился вирусом в сентябре и после серьезных осложнений был доставлен в берлинскую больницу Шарите.

— Жители Москвы, работающие в промышленном секторе и на транспорте, а также журналисты будут иметь право на просмотр российского Sputnik V с понедельника, сообщило государственное информационное агентство ТАСС в четверг со ссылкой на мэра Сергея Собянина.

16 декабря

— Количество тестов на коронавирус, проведенных в России, снизилось на 825000 (11%) за первые две недели декабря по сравнению с первыми двумя неделями ноября, сообщило в среду агентство Reuters со ссылкой на собственные расчеты официальных данных.

15 декабря

— Иностранные граждане, проживающие в Москве, в том числе врачи и преподаватели с действующими паспортами, справками о трудоустройстве и государственным медицинским страхованием, могут зарегистрироваться для получения вакцины Sputnik V, сообщил The Moscow Times во вторник представитель Департамента здравоохранения Москвы.

— Аэрофлот выделит специальные места для пассажиров, которые отказываются надевать маски на рейсах, — заявила во вторник пресс-секретарь флагманского авиаперевозчика России.

14 декабря

— 74-летний американский кинорежиссер Оливер Стоун заявил, что получил российскую вакцину Sputnik V против коронавируса, несмотря на то, что массовое внедрение вакцины в стране не распространяется на его возрастную группу. Эксперты предупреждают, что вакцина может быть опасной для пациентов в возрасте 60 лет и старше.

11 декабря

— Московские муниципальные служащие, а также жители, работающие в сфере культуры и обслуживания, смогут получить российскую вакцину Sputnik V с понедельника, объявил мэр Сергей Собянин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *