Разное

Спасский собор андроникова монастыря в москве: Спасский собор Андроникова монастыря в Москве

Спасо-Андроников монастырь

Предание относит основание Спасо-Андроникова монастыря к 1350-м годам и связывает его с именем московского митрополита Алексея. Возвращаясь из Константинополя, где он был поставлен в московские митрополиты константинопольским патриархом, Алексий вез с собой византийскую икону Спаса Нерукотворного. На Черном море корабль митрополита попал в сильную бурю. Обращая свои молитвы об избавлении от гибели к иконе Спаса Нерукотворного, митрополит дал обещание в случае успешного завершения путешествия построить в честь этого образа монастырь. Первым игуменом нового монастыря стал ученик Сергия Радонежского, инок Троице-Сергиева монастыря Андроник, в честь которого монастырь и получил позднее название Спасо-Андроникова.

Монастырь был поставлен к юго-востоку от Кремля, на высоком берегу реки Яузы, у впадения в нее небольшого ручья, который в память о Константинопольской бухте Золотой рог получил название «Золотой рожок». Это место, тогда еще не входившее в территорию Москвы, лежало на перепутье двух оживленных дорог.

Одна вела на восток во Владимир и Нижний Новгород, другая на юг в Коломну, Рязань и дальше в Золотую орду, откуда грозила потенциальная опасность. Поэтому монастырь был здесь поставлен как сторожевой, который в случае неприятельского набега мог выполнять функции одного из наблюдательных пунктов.

В 1380 году Спасо-Андроников монастырь встречал войско Дмитрия Донского, возвращавшегося с победой после битвы на Куликовом поле. Здесь, по преданию, были захоронены павшие в сражении русские воины.

Между 1410 и 1427 годами, при игумене Александре, в монастыре возводится первое каменное здание – Спасский собор, роспись которого принадлежала старцу Андроникова монастыря, великому иконописцу Андрею Рублеву. После постройки каменного собора статус Спасо-Андроникова монастыря возрос: он получил архимандрию. В начале XVI в. архимандритом монастыря становится духовник великого князя Ивана III Митрофан, при котором между 1504 по 1506 гг. была выстроена на средства великого князя одностолпная кирпичная трапезная палата.

Она имела два этажа и была украшена терракотовыми израцами. Во второй половине XVI в. возводятся деревянные Святые ворота(главный вход в монастырь), в XVII веке замененные каменными. Над ними позже была построена церковь Рождества Богородицы.

В XVI в. Спасо-Андроников монастырь оказывается включенным в бурную политическую и духовную жизнь. В нем был поселен новгородский епископ Серапион, конфликтовавший с Иосифом Волоцким. Здесь пребывал уличенный в ереси игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. В 1571 г. монастырь был разорен Девлет-Гиреем. В 1653 г. монастырь стал местом временного заточения вождя старообрядцев протопопа Аввакума перед отсылкой его в Сибирь. Во второй половине XVII в. в монастыре возводится наконец, каменная ограда. В северо-западном углу располагалась не дошедшая до наших дней столпообразная шатровая колокольня с «русскими часами». Затем строятся настоятельские покои, неоднократно затем перестраивавшиеся. В конце XVII в. заботу о монастыре берет на себя Евдокия Лопухина, супруга Петра I.

В 1691 г. ее иждивением закладывается церковь Архангела Михаила, однако строительство заканчивается только в 1739 г. В начале XVIII в. начали возводить каменный Братский корпус. В 90-х годах XVIII в. перед святыми воротами возводится огромная колокольня, заказчиком которой был купец первой гильдии, С.П. Васильев, а архитектором Родион Родионович Казаков. В 1810-1814 гг. строится здание церковного училища.

Со времен Дмитрия Донского и вплоть до начала XX века на территории монастыря хоронили достойнейших людей. Разоренному, но сохранившему отдельные надгробия некрополю монастыря в музее посвящена отдельная экспозиция под открытым небом.

Накопленные в Спасо-Андрониковом монастыре за шесть веков его существования иконы, шитые пелены, литургические сосуды, облачения, книги и кресты после Октябрьской революции были разграблены или уничтожены. В основанный на территории монастыря в 1947 г. музей им. Андрея Рублева вернулась лишь шитая палица 1438/9 г., вклад Ульяны Васильевны, супруги серпуховского князя Владимира Храброго, и одна из пяти дошедших до наших дней древних монастырских рукописей – «Слова Постнические Василия Великого», датируемая 1402-1406 гг. Не сохранились колокольня Андроникова монастыря, ц. Рождества Богоматери со Святыми воротами, часть башен и монастырских стен, охватывавших гораздо большую площадь, чем современная территория Музея имени Андрея Рублева.

10 фактов о Спасском соборе

Спасский собор Андроникова монастыря — самый древний белокаменный храм Москвы, открытый для посетителей. Его построили еще во времена, когда в монастыре жил Андрей Рублев. О том, как собор менял свой облик и как его едва удалось сохранить от полного разрушения, рассказывает «Культура.РФ».

Название собора

Спасский собор, вид с южной стороны. Современный облик

Спасский собор получил свое название благодаря митрополиту Алексию, церковному и государственному деятелю второй половины XIV века. Он основал Андроников монастырь и вложил в его храм икону Спаса Нерукотворного. Однако тот белокаменный собор, который знаем мы, появился позднее: вероятно, первый монастырский храм был деревянным.

Участие Андрея Рублева

Святитель Алексий приносит в монастырь икону «Спас Нерукотворный». Миниатюра лицевого списка Жития преподобного Сергия Радонежского. 1580-е — начало 1590-х

Смотрите художественный фильм «Андрей Рублев» Андрея Тарковского

Каменный Спасский собор, по свидетельству письменных источников, был построен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. К моменту возведения собора Андрей Рублев, который жил в Андрониковом монастыре, был уже старцем. О нем и его друге и сопостнике Данииле источники упоминают, что они создали «церковь каменную» — участвовали в возведении каменного храма, возглавили общее руководство работами и, возможно, пожертвовали личные средства на строительство.

Храмы-современники

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Собор является современником таких известных храмов, как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422–1423 годы), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420–30-е годы). Все эти памятники архитектуры — примеры белокаменного раннемосковского зодчества.

Белый камень

Килевидный портал Спасского собора. Современный облик

Спасский собор построили из белого камня — красивого природного материала, который использовали на Руси еще в XII веке. Историки считают, что белокаменное строительство было гораздо дороже любого другого из-за сложной добычи, транспортировки и обработки такого материала. А добывали камень в выходящих к Москве-реке окрестностях современных сел Верхнего и Нижнего Мячкова в Раменском районе.

Необычная конструкция

Вид на своды и подпружные арки Спасского собора

Подпружные арки храма, опирающиеся на столбы и поддерживающие купол, были ступенчато повышены относительно расходящихся от них сводов. Такую конструкцию разработали еще в домонгольский период русской архитектуры, однако во времена ордынского ига каменное строительство на Руси практически прекратилось и конструкцию на время забыли. Архитекторы Спасского собора одними из первых в XV веке обратились к этому старинному решению, которое придало храму динамичный силуэт и вертикальную устремленность.

Росписи Рублева

Орнаментальный фриз на откосе алтарного окна Спасского собора. Андрей Рублев. 1420-е

Читайте о том, какие еще здания пострадали в пожаре 1812 года и как их восстанавливали

После окончания строительства Спасский собор расписал сам Андрей Рублев — это стало последней работой знаменитого иконописца. До наших дней, правда, фрески не дошли — от них остался лишь фриз с фресковыми медальонами, обрамленный остатками киноварной огранки. На медальонах сохранились растительный орнамент и голубовато-серая рефть, которая, видимо, служила подкладкой для насыщенного синего фона. Их обнаружили только в ХХ веке, а вся роспись была утрачена во время пожара 1812 года — и в наши дни невозможно точно сказать, какими были ее особенности.

Первая реконструкция

Вид на Спасский собор с западной стороны. Фотография из газеты «Московский листок». 1910

В XIX столетии облик храма значительно изменился. Преобразования начались с восстановления собора после нашествия армии Наполеона, в ходе которого он был частично разрушен. Настоятель монастыря архимандрит Феофан сообщал: «В соборном монастырском храме… по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…»

Читайте также:

Масштабные изменения

Спасский собор до начала реставрации. 1950-е

Весь XIX век интерьеры и внешний вид собора менялись. В 1837 году живописец Андрей Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846–1850 годах по проекту архитектора Петра Герасимова, будущего основателя и председателя Московского архитектурного общества, перестроили паперти, устроили два придела с севера и юга от собора и шатровый верх над ними. В результате многочисленных изменений собор приобрел вид кубического здания, которое венчал небольшой восьмигранный барабан с шатровым верхом.

Собор после царской России

Вид на Спасский собор после закрытия монастыря. 1920-е

После закрытия Андроникова монастыря в 1918 году на его территории до 1922 года располагался один из первых концентрационных лагерей. Здесь отбывали наказание «долгосрочные» заключенные, а также «нежелательные элементы». Позже здания монастыря передали под общежития завода «Серп и Молот». В это время была разрушена колокольня монастыря и в целом стоял вопрос о сносе собора.

Современный облик

Спасский собор, вид с юго-западной стороны. Современный облик

А здесь читайте о семи старинных экспонатах из Музея имени Андрея Рублева

В 1947 году, к моменту основания Музея имени Андрея Рублева в стенах Спасо-Андроникова монастыря, собор находился в аварийном состоянии: его убранство было утрачено, крыши и купол протекали. Одним из инициаторов спасения храма стал первый директор музея Давид Арсенишвили. Реставраторам Петру Максимову и Борису Огневу в результате натурных исследований и снятия обмеров удалось узнать, каким был древний, первоначальный вид храма. Реставраторы-архитекторы Лев Давид, Борис Альтшулер и Сергей Подъяпольский вернули Спасскому собору его исторический облик.

Фотографии предоставлены сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в создании материала заместителя директора по развитию Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Светлану Липатову.

МОСКОВСКИЙ СПАССКИЙ СОБОР АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ

Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, 22 марта 2013
Спасский собор б. Андроникова монастыря, одно из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы

Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, который расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.

Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавили притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.

Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие.

В 1763-1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна.

В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.

Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал — полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение.

В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848-1850 годах архитектором П. А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.

При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря».

В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы.

Закрытие и разорение монастыря

В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли.

Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы — неизвестно.

В 1947 году по распоряжению И.В. Сталина территория монастыря была передана новообразованному музею.

В середине XX столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены в 1959-1961 годах бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида.

Возрождение приходской жизни

В конце 1980-х директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Софья Владимировна Вашлаева обратилась к наместнику Свято-Данилова монастыря архимандриту Тихону (Емельянову) с предложением о периодическом осуществлении богослужений монахами в Спасском соборе Андроникова монастыря.

17 июля 1989 года, в день памяти преподобного Андрея Рублева при участии братии Свято-Данилова монастыря около Спасского собора был совершен молебен.

К Рождеству Христову 1990 года был подготовлен временный одноярусный иконостас с иконами из Данилова монастыря. Накануне праздника храм был освящен малым чином благочинным Свято-Данилова монастыря архимандритом Лукой (Пинаевым).

В дальнейшем службы совершались по двунадесятым праздникам. В храме никаких работ не проводилось.

С Рождества 1991 года начались богослужения в храме по воскресным дням.

Издательская деятельность прихода началась в 1992 году с выхода первого сборника статей по церковному искусству «Хоругвь», а также нот – расшифровок с крюковых рукописей древнего распева.

В 1993 году, с момента получения дополнительных помещений, была организована иконописная мастерская.

В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев.

В том же 1993 году решили найти место древнего престола Спасского собора. Обратились к директору ЦМиАР С.В. Вашлаевой и получили разрешение на проведение изыскательских работ. Во время этих работ под алтарем собора были обретены мощи шести монахов начала XV века. В связи с этим собор 4 января 1994 года посетил патриарх Алексий II, который одобрил проведенные работы и благословил приход на дальнейшие изыскания.

В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.

В 1995 году приходу было передано здание древней монастырской часовни «Проща» на Тулинской улице (по ходатайству прихода теперь этой улице присвоено имя Сергия Радонежского). Часовня была восстановлена к 2000 году. В ней служатся молебны и панихиды, находится церковная лавка.

В 1998 году приход получил права на земельный участок рядом с монастырем, где ранее находилось древнее монастырское кладбище. А в 2000 году на этом участке началось строительство храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского, который был освящен 20 декабря 2015 года.

В 2015 году приобретена земля близ уничтоженного в 1920-е годы древнего колодца, ископанного святым игуменом Андроником на берегу реки Яузы в 200-х метрах от монастыря, для восстановления Святого колодца и строительства часовни. Сейчас там установлен поклонный крест.

Одновременно с организацией прихода стала формироваться библиотека духовной литературы. В настоящее время в ней собрано около 2000 книг.

Настоятели

Архитектура

Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.

Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.

Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.

Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».

Использованные материалы

  • Раздел «О храме» приходского сайта, по материалам книги Т.В. Барсегян (Куксинской) «Московский Спасо-Андроников монастырь»
  • Краткая история прихода, страница приходского сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря города Москвы

 

 

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм.

 

 

Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. 

 


Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер. 

 

   

Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

  

   

 

 Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.

 

 

 

 

 

Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Андрей Рублев расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.

 

Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавляют притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.

 

Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие. В 1763–1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна. В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.

 

Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал – полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение.

 

В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848–1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.

 

 

 

В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы. В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы – неизвестно.

 

 

В середине ХХ столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида в 1959–1961 годах.

 

 

В начале 1990-х годов, после того как в Спасском соборе стали регулярно проводить богослужения, в нем сделали солею, иконостас, отопление, а главное – престол. В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев.

 

 

 

 

В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.

 

 

При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря».

 

 

После закрытия монастыря иконостас был разорен, большинство икон пропало. Когда в Спасском соборе возобновились богослужения, был установлен небольшой временный деревянный иконостас, без каких-либо украшений. Справа от Царских врат традиционно помещена храмовая икона – «Нерукотворный образ Спасителя», а также «Святая Троица» (выполнены настоятелем собора протоиереем Вячеславом Савиных). В левой части иконостаса находятся большие ростовые иконы русских святых – «Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир», «Иноки-иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил» (работа Владимира Сидельникова).

 

 


  

 

К 650-летнему юбилею Спасо-Андроникова монастыря в иконостасе собора был установлен ряд небольших праздничных икон (автор – Матвей Шибаев). На северной стене собора – большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем» (автор – Вячеслав Савиных): впервые созданы образы святых игуменов Спасо-Андроникова монастыря.

 

Из книги: Т.В. Барсегян (Куксинская) «Московский Спасо-Андроников монастырь»

Древнерусская архитектура. XV век, 1427-1429. Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре.: vadimrazumov.ru — LiveJournal

Существуют источники («Книга степенная царского родословия», Пахомий Логофет), которые позволяют утверждать, что в росписи собора в начале XV века принимал участие Андрей Рублев. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 г. иконописные труды в соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. (так по Буракову. По Вагнеру наоборот — из Спасо-Андроникова монастыря в 1425 г. они едут в Троицкий собор.) В 1427 г. Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон.

Во время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть. В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой. В 1846-1850 году собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

После революции здания Андрониевского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.

С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

В 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева.

Зимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.

Спасский собор Андроникова монастыря — Москва 2021

Фото Спасского собора Андроникова монастыря

Спасский собор Андроникова монастыря – один из древнейших храмов, сохранившихся на территории Москвы. Старше его только два частично уцелевших здания в Кремле – церковь Рождества Богородицы на сенях и подклет Благовещенского собора. Но туда обычным людям входа нет, а вот Спасский собор открыт для посетителей и в нем ведутся регулярные службы.

Ученые полагают, что его нынешнее здание построено в первой четверти XV века, хотя точную дату они назвать затрудняются.

Спасский собор – один из первых образцов русского церковного каменного зодчества. Храмы позднейших периодов во многом повторяют его облик и архитектурную композицию. Можно сказать, что создатели заложили основные тенденции развития русской архитектуры на несколько столетий вперед.

Описание

Спасский собор выполнен из плотного известняка, отесанного в виде небольших гладких прямоугольных блоков. Историки считают, что использование этого материала значительно удорожало работу. Камень было сложно добывать, транспортировать и обрабатывать. Везли его из каменоломен, расположенных на территории современного Раменского района.

Здание представляет собой одноглавый храм на высоком основании-подклете с четырьмя столпами. Они делят внутреннее пространство здания на три нефа.

Подпружные арки храма, опирающиеся на столбы, держат на себе световой барабан купола. Они ступенчато повышаются относительно сводов, которые расходятся от них крестообразно. Подобная конструкция, ставшая затем популярной в московском зодчестве, позволила придать сооружению устремленность вверх и динамичный силуэт.

Такие композиции появились в русском зодчестве еще в домонгольское время, но затем надолго были забыты.

С западной, южной и северной стороны здания расположены три белокаменных крыльца с входными дверями. Верхняя часть сооружения декорирована многочисленными килеобразными арками-закомарами и кокошниками. Завершения порталов и щелевидные окна также имеют стреловидную форму. Фасад храма разделен пилястрами, которые соответствуют внутренним подпружным аркам.

Алтарь находится в восточной части храма. Не вызывает сомнения, что в его росписи лично участвовал Андрей Рублев. К сожалению, от нее мало что осталось – лишь небольшие фрагменты на оконных косяках. По одной версии, они были утрачены после реконструкции конца XVIII века, по другой – уникальные фрески уничтожил пожар 1812 года.

История

Андроников монастырь был основан в 1357 г. митрополитом Алексием. В 1354 г. он отправился в Царьград для принятия сана митрополита. По легенде, его корабль попал в сильный шторм, во время которого Алексий дал обет построить в Москве храм во имя Нерукотворного Образа Иисуса Христа.

По возвращении митрополит выполнил обещание – уже в августе 1357 г. на территории монастыря был освящен деревянный Спасский собор. В 1368 г. он сгорел, и на его месте был выстроен новый храм из плинфы. Его фрагменты обнаружил профессор Ульянов во время раскопок 1993 г. От него остались каменные рельефы алтарной преграды с примитивными композициями.

Нынешнее здание собора, скорее всего, было построено в период с 1410 по 1427 гг. уже при игумене Александре. Церковные источники утверждают, что Андрей Рублев и Даниил Черный вместе со своей артелью прибыли для росписи Андроникова монастыря после окончания своей работы в Троицкой обители в 1424 г.

Для знаменитого иконописца этот проект стал последним в жизни – в 1430 г. он скончался и был похоронен в стенах обители.

Здание начали перестраивать уже в XV столетии – к западному входу добавили двуглавый притвор. В конце XVII века вместо старой колокольни была установлена новая с шатровым куполом.

В 1748 г. после масштабного пожара в соборе пришлось полностью менять кровлю. В ходе реконструкции 1763-1779 гг. здание получило новую крытую паперть, были расширены окна и двери. Архитектор Яковлев, руководивший работами, писал о необходимости поправки иконостаса и восстановления внутренних росписей. В конце столетия шатровая колокольня была разобрана.

Спасский собор сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 г. Андроников монастырь был захвачен французами, разграблен и подожжен. Пожар полностью уничтожил иконостас, а купол и кровля обрушились.

На восстановление разрушенного понадобилось несколько десятилетий. В 1813 г. здание получило новую кровлю, в 1818 г. – иконостас, в 1837 г. его заново расписали внутри и снаружи.

В середине столетия под руководством архитектора Герасимова началась масштабная перестройка храма. На нем установили восьмигранный барабан с шатровым куполом, закомары и кокошники скрыли четырехскатной крышей, пристроили два придела с южной и северной стороны, переделали паперти.

В результате реконструкции здание получило облик, характерный для культовых сооружений начала-середины XIX столетия. Поэтому многие эксперты не верили в древнее происхождение Спасского собора.

В 1918 г. монастырь был разграблен, из собора исчезла рака с мощами Андроника и Саввы – первых игуменов обители. Также были изъяты многие иконы и церковная утварь. Здания монастыря были переданы Чрезвычайной комиссии – до 1922 г. здесь содержались заключенные, а затем – беспризорные дети.

В 1934 г. собор был обследован известным историком архитектуры П. Максимовым. Именно он установил его настоящий возраст и культурную ценность. Он же составил проект комплексной реставрации сооружения.

В 1947 г. вся территория монастыря по личному указанию Сталина была передана новосозданному музею древнерусского зодчества им. Андрея Рублева. К этому моменту собор находился в аварийном состоянии – крыша и купол протекали, внутреннее убранство было почти полностью уничтожено.

В конце 50-х годов началась реставрация, в ходе которой храму был возвращен его первоначальный облик. Несколько спорным является восстановление верхней части здания: форма купола, количество кокошников, размер барабана. Однако вряд ли мы когда-нибудь сможем узнать, как точно они выглядели в XV веке.

В 1989 г. здесь начались археологические раскопки, результатом которых стало обнаружение древнего престола и захоронений под ним. В это же время директор музея им. Рублева обратилась к наместнику Свято-Даниловского монастыря с предложением возобновить богослужения в Спасском соборе. Первое из них состоялось 17 июля 1989 г.

В 1990 г. храм был заново освящен, а с 1991 г. в нем начались регулярные богослужения по воскресным дням. В 1993 г. здесь была открыта иконописная мастерская.

Объекты ЦНРПМ

Краткая история
Спасо-Андроникова обитель — одна из древнейших в Москве. Основанная, по преданию, митрополитом Алексием в 1360-е годы за чертой города, к юго-востоку от Кремля, изначально она называлась Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного. Первым игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского Андроник — после его канонизации монастырь получил название Спасо-Андроникова. Сам преподобный Сергий несколько раз посещал обитель при жизни, а на месте прощания его и св. Андроника недалеко от монастыря построена часовня «Проща».


В средние века обитель неоднократно подвергалась нападениям как с Запада (литовские князья), так и с Востока (золотоордынские и крымские ханы). В 1371 году молился в ней об избавлении от опасностей великий князь Дмитрий Иванович, будущий — Донской, отправлявшийся в Орду за ярлыком. Девять лет спустя в обители встречали его полки, возвращавшиеся после Куликовской битвы. По преданию, в Спасо-Андрониковом монастыре захоронена часть павших в историческом сражении воинов.
В XV веке вместо деревянного храма Спаса Нерукотворного Образа возвели новый белокаменный собор. Этот древнейший из сохранившихся за пределами Кремля московских храмов — шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. В Спасском соборе находилась главная святыня монастыря — Нерукотворный Образ Спаса, привезенный из Царьграда.
Расписывали собор знаменитые иконописцы св. Андрей Рублёв и св. Даниил Чёрный. К сожалению, в XVIII веке при реставрации храма фрески были практически уничтожены, сохранились лишь небольшие фрагменты.
В 1439 году монастырь получил архимандрию, что подтверждало высокий статус обители.
В XVI веке уже почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря: св. преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем. Когда в 1504 году настоятелем монастыря стал духовник великого князя Ивана III архимандрит Митрофан, строится одностолпная трапезная палату на подклети. Ныне это одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI столетия. К тому же периоду относится и возведение не сохранившейся надвратной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В XVI и XVII столетиях монастырь был одним из центров переписки книг; его библиотека содержала значительную часть сочинений Максима Грека.
В 1611 году, в эпоху Смуты, монастырь пострадал от нашествия поляков и был разграблен. В середине XVII века деревянные стены монастыря заменили каменными. В 1690-х годах около Святых ворот обители поставили настоятельские покои, а по желанию царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, к трапезной пристроили трехъярусную церковь, которую называют храмом Михаила Архангела. Уже практически завершенная к 1694 году, церковь после опалы и ссылки царицы Евдокии почти полвека (45 лет) простояла «без пения». Освятили ее только в 1739 году.
К началу XVIII столетия Спасо-Андроников монастырь имел постоянные источники дохода: в 1700 году он владел 210 крестьянскими дворами. Но с петровскими реформами обитель постепенно оскудела. Уже в 1701 году часть монастырских средств пустили на устройство приютов, госпиталей и исправительных домов. С ограничением средств монастырь уже не мог играть роль образовательного центра. В московском пожаре 1748 года пострадали библиотека и архив.
В 1790-е на средства купца первой гильдии С. П. Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство новой колокольни с церковью святого Симеона Богоприимца (архитектор — Родион Казаков, однофамилец и ученик Матвея Казакова). Возведение её завершилось к 1803 году, высота составила 72,5 метра. Колокольня, будучи на 8,5 метра ниже Ивана Великого, представляла собой копию колокольни Киево-Печерской Лавры.
В 1812 года монастырь пережил нашествие армии Наполеона. В разграбленном французскими солдатами монастыре случился пожар, но наиболее ценное имущество удалось вывезти заранее. В 1848–1850-х годах Спасский собор подвергся реконструкции. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом, кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной — Успения Божией Матери. Только век спустя, в 1950–60-х годах XX века реставраторы вернули собору прежний вид.
В 1874 году была построена церковь в честь св. мученика Евграфа. В нижнем ярусе храма была устроена семейная усыпальница Молчановых. Следов церкви Евграфа не осталось.
В 1919 году монастырь был закрыт. На его территории до 1922 года находился один из первых лагерей ВЧК. Спасский собор закрыли в 1924 году. В 1930-х монастырскую колокольню разобрали на кирпич. Тогда же разрушили южную стену и юго-западную башню.
10 декабря 1947 года постановлением правительства СССР был учрежден Музей имени Андрея Рублева (с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва), расположившийся на территории монастыря. В 1960 году, когда по решению ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 600-летие со дня рождения Андрея Рублёва, музей открыли для посетителей. Сегодня его он располагается в помещениях трапезной и церкви Архангела Михаила. Экспозиция охватывает более семи столетий русской художественной культуры. Коллекция музея, собранная за последние полвека, включает около 10 000 экспонатов, среди которых иконы XIII–XVII веков, фрески, лицевое шитье, деревянная скульптура, мелкая пластика, эмали, изделия из драгоценных металлов, археологические экспонаты, рукописи и старопечатные книги XV–XIX веков. Гордость музея — произведения Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.
С 1989 года как приходской храм действует Спасский собор. В 1996 году обитель вновь обрела утерянную в период гонений на церковь при СССР старинную икону первых настоятелей — преподобных Андроника и Саввы.

Реставрация

Всё, что мы видим в стенах Спасо-Андроникова монастыря сейчас, — во многом результат работы реставраторов в 1950–60-е годы.
К 1958 году ЦНРПМ был разработан проект работы в Спасо-Андрониковом монастыре. Исследования и проектирование велось по частям. Проект предполагал восстановление всего периметра стен с сохранением двух башен, разновременных стен и ворот, воссоздание утраченных прясел с юго-западной башней на старых фундаментах и возведение нового южного участка восточной стены. Стены, ограждавшие южную часть территории с главным входом восстановили с машикулями, зубцами, площадкой боевого хода и аркадой, по образцу сохранившейся. Новый участок стены сложили из стандартного кирпича, лишь два звена, примыкавшие к воротам, выполнили в формах XVII века. Юго-западную башню возвели на стенах раскопанного старого подвала и воссоздали в лаконичных формах XVII в. — в виде четверика с простым шатром (О.К. Губаревич).
Сложные проектные работы были выполнены по оформлению главного входа в монастырь — от него после взрыва колокольни сохранился лишь западный пилон трехпролетных ворот XVI в. После обсуждений было решено реконструировать вход в монастырь в том виде, который он имел до сооружения колокольни. В основу проекта была положена гравюра Ф. Кампорези, зафиксировавшая древние ворота с надвратной церковью и трапециевидным въездным двором с парными круглыми шатровыми башенками в углах. Проект был уточнен раскопками, раскрывшими фундаменты западной стены и башни. Главные ворота монастыря восстановили на древних фундаментах пилонов. Надвратную церковь, от которой сохранилась лишь западная паперть с порталом, было решено не восстанавливать, а завершить объем ворот нейтральной застройкой 2-го этажа. Условность ее форм подчеркивал и большой застекленный проем со стороны монастыря (проект — О.К. Губаревич). Подобный прием был использован в СССР впервые.
Настоятельский корпус (проект — Г.Ф. Сенатов, В.Н. Меркелова, при участии И.В. Ильенко) реставрировали в первоначальных формах конца XVII в. с сохранением шестигранника лестничного объема начала XVIII в., разобрав надстройки советского времени и мезонин XIX в. Фасадам, дошедшим в редакции XIX века, по небольшим натурным остаткам был возвращен декор из наличников, пилястр, карнизов, включая полихромные изразцы, найденные при исследованиях. В интерьере 2-го этажа по натурным остаткам реставрировали портал и цоколь паперти надвратной церкви, полностью растесанные дверные проемы выполнили в современных формах.
При реставрации Братского корпуса (авт. Е.Н. Подъяпольская), надстроенного и утратившего декор, разобрали третий этаж XX в., сохранили южную пристройку XIX в., устроив кровлю в формах XVIII в. В первом этаже раскрыли и вычинили кладку наружной стены контрфорсом объема начала XVIII в. Архитектурный декор из наличников и карнизов реставрировали по натурным остаткам. Реставрированное здание Духовного училища 1810-х обогатило стилистическую палитру архитектурного ансамбля памятником московского классицизма (авт. — Б.Л. Альтшуллер).
Ключевой и принципиальной проблемой была реставрация Спасского собора, искаженного переделками XVIII-XIX вв. В 1933 г. обследование памятника архитекторами П.Н. Максимовым, А.Р. Егоровой и Е.Б. Шереметевой установило, что основной объем принадлежит раннемосковскому зодчеству. Итогом обследования стала графическая реконструкция П.Н. Максимова в 1947 году. Значительный вклад в расшифровку форм древнего собора внесли А.И. Некрасов и Б.А. Огнев, предложившие свой вариант реконструкции. Планомерные исследования собора при разработке проекта реставрации в ЦПРМ Г.Ф. Сенатов и Д.П. Сухов выявили степень сохранности древней белокаменной кладки собора, обнаружили на раскрытых откосах окон алтарной апсиды росписи XV в., элементы обрамления южного портала и др. древние детали.
В 1956 году была создана комиссия для наблюдения за работами в соборе. В нее вошли Д.П. Сухов, П.Н. Максимов, Л.И. Антропов и др. представители НМС и Госстроя РСФСР. В ходе работ под руководством Г.Ф. Сенатова по натурным остаткам был частично восстановлен древний цоколь собора и южный портал, изготовленный из гипса. При подготовке к юбилею в конце 1959 года для проведения дополнительных исследований был создан новый авторский коллектив в составе: Л.А. Давид (руководитель), Б.Л. Альтшуллер, С. С. Подъяпольский и М.Д. Циперович. На заседании Рабочей комиссии в январе 1960 г. было принято решение поручить бригаде Давида провести исследования для реализации «программы максимум» по реставрации Спасского собора.
Инспекция по охране памятников г. Москвы 25 апреля 1960 г. согласовала первый вариант проекта реставрации завершения собора с разборкой надкладок над апсидами и четвериком, сохранением позднего барабана и выявлением постамента древнего. В мае во время работ было обнаружено большое количество древних белокаменных фрагментов утраченного завершения собора. Новые данные 24 мая были доложены на Межведомственном заседании представителей Министерства культуры СССР и РСФСР, Академии строительства и архитектуры, Научно-методического совета Академии наук СССР, Академии художеств СССР, Юбилейного комитета, Управления культуры Моссовета, Московского отделения Ссоюза художников, Музея им. Андрея Рублева, ЦНРМ и др. В результате обмена мнениями было принято решение разобрать монастырские галереи XIX в. , так как последние исследования давали возможность восстановить его первоначальный облик. 13 июля начались интенсивные работы, в которых ежедневно принимали участие до 50 рабочих. Одновременно продолжались исследования и проектирование с расчетом высоты барабана, количества кокошников в его основании, формы главы и креста, сопровождавшиеся изучением близких по времени памятников. На северном фасаде были найдены следы древнего крыльца, в соборе — керамическая плитка пола.
К сентябрю удалось в основном завершить работы по фасадам и в интерьере. Реставрация Спасского собора была программной работой ЦНРПМ, поэтому авторы проекта особое внимание уделили разработке реставрационных приемов, в том числе новых для отечественной практики. К ним прежде всего следует отнести метод частичного анастилоза, последовательно примененный на апсидах и в других местах собора. Новым для отечественной практики было экспонирование на фасадах подлинной поврежденной кладки начала XV в.
Эти приёмы, а также мастерство их воплощения позволили не только наглядно представить подлинность форм древнего собора, но и раскрыть его художественные качества. Несмотря на то, что сроки заставляли зачастую вести работы «по месту», при проведении работ реставраторы сохранили следы древних форм, передав последующим поколениям «живой» памятник. В последующие годы эти следы послужили основой для продолжения исследований. Прежде всего, его алтарной преграды, собранной Б.Л. Альтшуллером. Ее фрагменты, а также другой археологический материал были переданы в 1986 г. в Музей им. Андрея Рублева.
История реставрации Спасского собора являет собой пример сложности выбора решения о восстановлении его первоначального облика. Результаты исследования и реставрации собора имели огромное историко-архитектурное значение для изучения раннемосковского зодчества, которое пополнилось памятником с необычной композицией масс. Тонкие наблюдения выявили отличия профилей в разных частях средневекового памятника, в том числе цоколе, базах колонок, различие в геометрии оконных проемов, порталов и др.

Музей Андрея Рублева. Спасо-Андроников монастырь.

Музеи Москвы.

ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

МУЗЕИ МОСКВЫ

Музей Андрея Рублева


Музей расположен в старинном Спасо-Андрониковом монастыре , где жил и творил А. Рублев. Спасо-монастырский собор (начало XV века) — древнейший храм Москвы.

Монастырь основан в 1360 году и использовался как восточный бастион Москвы.Спасский собор — часть монастыря — был построен в 1410-1427 годах. И если здание монастыря изначально было деревянным, то главный Спасский собор был построен из белого камня. Андрею Рублеву и Даниилу Черному поручили расписать собор. К сожалению, картины этих великих русских мастеров сохранились до наших дней только на откосах алтарных окон. Андрей Рублев прожил зрелые годы в Андронниковом монастыре. Там его тоже похоронили. Экспозиция музея дает определенное представление о творчестве гениального русского живописца Андрея Рублева и его учеников.Фрагмент фрески в Спасском соборе в Новгороде на улице Ильина, расписанной Феофаном Греком, восходит к 1378 году. Напоминает известного выдающегося мастера, с которым Андрей Рублев работал в юные годы. Его учителем по праву считают Феофана Грека, и юный Рублев восторженно восхищался его творчеством. Феофан Грек своим искусством произвел на современников глубокое впечатление. В 1405 году Андрей Рублев вместе с Федором из Городца и Феофаном Греком участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля.Первые работы Рублева дают основательную информацию об особенностях его искусства. Учась у Феофана Грека, воспринимая и понимая приемы высокого искусства, Рублев одновременно находил свои индивидуальные пути, пошел своей новой дорогой. Картины Рублева отличаются необычайной красотой и внутренней гармонией линий и цвета, отличаются исключительным умением создавать образы с глубокими эмоциональными движениями. Совершенные фотокопии знаменитых работ Рублева выставлены в музее.В 1408 году Андрей Рублев отвечал за роспись Успенского собора во Владимире. Вместе с ним работал Даниил Черный. Фрагменты композиции «Судный день» сохранились до наших дней. Современники Рублева не сомневались, что история человечества завершится Судным днем. Судный день в трактовке Рублева, в отличие от византийского, потерял суровые и трагические черты и изображался как торжество человечности и справедливости. Копии отдельных фрагментов композиции экспонируются в музее.Из подлинных произведений рублевской школы в музее экспонируется икона Иоанна Предтечи первой четверти XV века из Николо-Песношского монастыря. В коридоре, соединяющем два зала экспозиции, выставлены копии украшений Успенского собора во Владимире. В третьем и четвертом залах музея выставлены иконы учеников Андрея Рублева. Большой интерес вызывают работы известного художника конца XV ​​века Дионисия.Его икона «Успение Богородицы» из Успенского собора характеризует мастера как выдающегося художника своего времени. Иконостас Спасо-Преображенского собора Спасо-Ефимовского монастыря в Суздале представляет собой монументально-декоративное искусство середины XVII века.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МУЗЕЕ:
СТРАНИЦ АЛЬБОМА КАРТИН

Обзор Андроникова монастыря — Москва Россия — Достопримечательности

Восточная окраина Религиозное сооружение / объект / святыня

Прогулка по тяжелым каменным укреплениям этого монастыря, основанного в 1360 году митрополитом Алексеем и названного в честь своего первого настоятеля св. Андроник, это экскурс в прошлое Москвы. Громкое пение птиц над головой заглушает городской гул. Даже воздух здесь кажется чище, возможно, из-за старых берез, растущих на территории монастыря и прямо за его стенами. Место было выбрано не только из-за его стратегической важности — на крутом берегу Москвы-реки, — но и потому, что, согласно легенде, именно с этого холма митрополит Алексей впервые увидел Кремль.

Доминирующим строением на территории монастыря является Спасский собор (Спасский собор), старейшее каменное строение Москвы.Возведенный в 1420–1427 годах на месте более ранней деревянной церкви, он покоится на братской могиле русских солдат, сражавшихся в Куликовской битве (1380 г.), решающей победе русских, которая в конечном итоге привела к окончанию монгольского владычества в России. …. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Прогулка по тяжелым каменным укреплениям этого монастыря, основанного в 1360 году митрополитом Алексеем и названного в честь своего первого настоятеля св. Андроника, — это экскурс в прошлое Москвы. Громкое пение птиц над головой заглушает городской гул.Даже воздух здесь кажется чище, возможно, из-за старых берез, растущих на территории монастыря и прямо за его стенами. Место было выбрано не только из-за его стратегической важности — на крутом берегу Москвы-реки, — но и потому, что, согласно легенде, именно с этого холма митрополит Алексей впервые увидел Кремль.

Доминирующим строением на территории монастыря является Спасский собор (Спасский собор), старейшее каменное строение Москвы.Возведенный в 1420–1427 годах на месте более ранней деревянной церкви, он покоится на братской могиле русских солдат, сражавшихся в Куликовской битве (1380 г.), решающей победе русских, которая в конечном итоге привела к окончанию монгольского владычества в России. . К сожалению, оригинальные интерьеры, написанные Андреем Рублевым и другим известным иконописцем Данилом Черным, сгорели во время пожара 1812 года. Однако фрагменты некоторых фресок были отреставрированы.

Здание слева от вас при входе в монастырь — это бывшая резиденция аббата.Сейчас в нем находится постоянная выставка «Шедевры древнерусского искусства» с работами XIII-XVI веков. Следующее здание, слева и через дорогу от Спасского собора, — это Трапезная , , построенная во время правления Ивана Великого, между 1504 и 1506 годами, и в ней хранятся иконы XIX и XX веков. К трапезной пристроена церковь Церковного Архангела Михаила (Церковь Михаила Архангела), еще один образец стиля, известного как московское барокко.Он был заказан семьей Лопухиных — родственниками Евдокии Лопухиной, первой, нелюбимой жены Петра Великого, — как семейный склеп в 1694 году. Но здесь нет захороненных Лопухиных, поскольку Петр сослал Евдокию в монастырь в далеком Суздале. ее семью сослали в Сибирь.

Последний экспонат находится в бывшей резиденции монахов и посвящен святому Николаю Чудотворцу (270–343), жившему в III веке, более известному на Западе как Святой Николай, вдохновителю Санта-Клауса. Иконы здесь изображают его жизнь и творчество.

ЧИТАТЬ МЕНЬШЕ Религиозное сооружение / объект / святыня

Спасо-Андроников монастырь 360 Панорама | 360Cities

Обзор и история Москва берет свое название от Москвы-реки, где славянские поселения начинались около 500 года нашей эры. Они приняли христианство из Византии в 988 году нашей эры, и оно просуществовало как национальная религия в течение тысячи лет.К 15 в. Москва стала столицей Российского государства под властью Великого княжества Московского, которое активно ассимилировало меньшие феодальные территории, сражаясь с Золотой Ордой монголов. Город подвергался набегам и сожжению татаро-монголами по крайней мере три раза. Объединение многих меньших территорий под властью Москвы подготовило почву для Ивана III, чтобы принять титул «Правителя всей Руси». Его сын Иван IV, или «Иван Грозный», стал первым коронованным царем России. Правопреемство царей длилось от Ивана IV до Петра Великого, провозгласившего Российскую империю в 1721 году, со столицей в Санкт-Петербурге. Российская империя пережила «смутные времена», которые стали свидетелями хаоса, вторжения и нескольких народных восстаний. . Наполеон Бонапарт приблизился к 25 милям от захвата Москвы во время своего разрушительного вторжения в 1812 году, но был повернут назад после того, как тысячи его голодающих солдат попали в засаду и были убиты крестьянскими партизанами. самая большая страна в мире.Промышленная революция пришла в Россию позже, чем в Западную Европу, отчасти из-за российского института крепостничества, который удерживал крестьян привязанными к земле. Однако довольно скоро возникновение социалистического политического движения громко выступало за тотальную революцию, и к 1917 году Советский Союз заменил царя и его автократическое правление. Так образовался Союз Советских Социалистических Республик (СССР), просуществовавший до 1991 г. После распада Советского Союза Москва продолжает оставаться столицей России, или Российской Федерации, как ее теперь называют. Это по-прежнему самая большая страна в мире. Люди и культура Москва находится в тисках западного обновления, повсюду шествует потребительский подход и показная демонстрация богатства. По состоянию на 2008 год это город с самой высокой стоимостью жизни в мире, дом большинства миллиардеров, а также самый большой город в Европе. Как добраться Москва делится на пять основных участков концентрическим узором, с кремлевским привкусом посередине. Кремль — это административный центр власти, и его название означает «крепость».«Его стены очерчивают границы города 15 века. Транспорт Вы можете найти информацию о том, как добраться до аэропортов здесь. Нажмите здесь, чтобы получить несколько полезных советов о фантастической системе метро. Вот еще несколько полезных обзорных материалов о метро, ​​трамваях и троллейбусах. В Москве много галерей и музеев, но есть два фаворита: первый — Музей современного искусства, второй — Винзавод — винный завод. В дополнение к ним вы можете посетить Музей геологии, Музей авиации и космонавтики. , Музей истории Москвы.Любители искусства могут посетить Государственную Третьяковскую галерею с огромной коллекцией русского искусства и икон — один из самых известных русских музеев после Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Здесь также есть красивый зоопарк, по сравнению с другими в России .. As для ресторанов и клубов есть симпатичное кафе прямо возле красной площади — FAQ Кафе — если вы умеете читать по-русски. Есть старый добрый клуб «Пропаганда» — ему почти 10 лет, но все еще одно из лучших мест, где можно гулять каждую ночь! Другие неплохие: Ikra Solyanka Fabrique Рекомендации Что искать в целом: Красная площадь, Кремль, Мавзолей Ленина, Собор Св.Василия и Белый город, который является торговым районом. Еще одно красивое старинное место в Москве — Новодевичий монастырь (был построен в 1524 году, и Иван IV стал здесь царем). Хорошим местом для отдыха на свежем воздухе также является Воробь. еви Гори (холмы) — это своего рода зона отдыха на Москве-реке с парком и главным огромным советским зданием МГУ наверху. Еще можно прогуляться по Старому Арбату, пешеходной улице с этническим колоритом. советских времен и построек времен Российской империи.Текст Стива Смита.

✅ Православный Спасский собор Спасского образа Спаса в Андрониковом монастыре, Москва. изображение и фото. 237351952

✅ Православный Спасский собор Спаса Спасителя в Андрониковом монастыре, Москва. изображение и фото. 237351952

Православный Спасский собор Спаса Спасителя в Андрониковом монастыре Москва Россия Памятник архитектуры XV века


СКАЧАТЬ ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ

Связанные изображения премиум-класса


Просмотр улиц Старого города — Познань — Польша Руины замка Хамрштейн недалеко от Либереца — Чешская Республика.Руины замка Хамрштейн недалеко от Либереца — Чешская Республика. Силуэт старого большого дерева. Черно-белое изображение. Абстрактный пейзаж Вдоль дороги идет высокий каменный забор. Выборочный фокус Аэрофотоснимок Страговского монастыря и Петршинских садов — Прага — Чешская Республика. Абстрактный фон. Мятой бумаги. Место для надписи или дизайна. Аэрофотоснимок Страговского монастыря — Прага — Чешская Республика. Красивый абстрактный бирюзовый фон. Место для надписи или дизайна. Винтажная поверхность.Абстрактное изображение ярко-красного цвета. Место для надписи или дизайна. Винтажная обложка старой книги. Красивая текстура. Место для надписи или дизайна. Большая золотая статуя Будды в храме Пхра Пранг Муни в провинции Сингбури в Таиланде Храм Пхра Пранг Муни в провинции Сингбури в Таиланде Старая бумага — Willkommen означает Добро пожаловать — деревянный фон Рим / Италия — 16 июля 2011 г .: Древняя церковь в Риме — Италия Рим / Италия — 16 июля 2011 г .: Древняя церковь в Риме — Италия Рим / Италия — 16 июля 2011 г .: Древняя церковь в Риме — Италия Рим / Италия — 16 июля 2011 г .: Древняя церковь в Риме — Италия Рим / Италия — 16 июля 2011 г .: Древняя церковь в Риме — Италия Рим / Италия — 16 июля 2011 г .: Пантеон в стране Рим — Италия Рим / Италия — 16 июля 2011 г . : Пантеон в стране Рим — Италия Рим / Италия — 16 июля 2011 г .: Пантеон в стране Рим — Италия Каменная дорога возле Пантеона в стране Рим — Италия Каменная дорога возле Пантеона в стране Рим — Италия Древняя церковь в центре Рима — Италия Рим / Италия — 16 июля 2011 г .: Древняя церковь в Риме — Италия Рим / Италия — 16 июля 2011 г .: Испанская лестница в Риме — Италия

Наш фондовый фотограф # 237351952 отметил это изображение как аллея древний андрей андроников архитектура собор христианство церковь крест культурная культура купол элегантный вечер лицо известные цветы листва наследие исторический святой икона католикон ориентир газон шедевр средневековый монастырь памятник москва национальный старейший православный художник живопись рублев россия русский спаситель храм святыня спасский стиль лето солнечный свет храм туризм сокровище уникальная местность

Дата обновления фотографии: 2021-03-02 22:31:21 — Размеры / размеры этого изображения: 992 x 541 пикселей, среднее: 1670 x 1095 пикселей, большое: 2837 x 1845 пикселей, x-большое: 4978 x 3243 Пиксели,
Вы можете использовать это изображение, купив у нас дешевую лицензию на создание стоковых фотографий (Royalty Free).

Связанные стоковые фотографии премиум-класса

Наша творческая команда хотела бы порекомендовать вам несколько фото из этой категории:

Нужны еще фото? проверьте лучшие сайты дешевых стоковых фотографий

Андроников монастырь — история и архитектура, Москва

источник: club.foto.ru

На крутом берегу реки Яузы вы увидите белые старинные стены, башни и храмы Св.Андроников монастырь, место, которое погружает посетителей в атмосферу древней Руси.

Этот замечательный монастырь считается одним из древнейших памятников каменного зодчества Москвы. Он был основан в 14 веке. Основатель — митрополит Алексий, известный религиозный и политический деятель 14 века.

Легенда об основании монастыря гласит, что на обратном пути из Константинополя в 1360 году после назначения митрополитом Алексий попал в страшную бурю. Только его молитва Спасителю и клятва построить храм в честь его избавления от морских глубин спасли корабль.

Находясь в Москве, Алексий по этому обету основал Спасский монастырь. На строительство был приглашен ученик Сергея Радонежского Андроник, ставший впоследствии первым настоятелем монастыря. Один за другим на холме над рекой росли деревянные монастырские постройки: Спасская церковь, кельи, массивные бревенчатые стены с башнями и воротами. В 1360 году был освящен первый храм нового монастыря, в котором митрополит Алексий поместил образ Спасителя Вседержителя, сопровождавшего его по пути из Константинополя.

В начале XV века Андроников монастырь получил белокаменный собор Спасителя, одно из старейших каменных построек Москвы, сохранившееся до наших дней. В его строительстве принимал участие великий русский иконописец Андрей Рублев. Он также украсил его своими фресками, но от них сохранились лишь крошечные фрагменты. Преподобный Андрей Рублев, бывший монах Андроникова монастыря, жил и умер здесь в 1430 году и был там же похоронен. Спасская церковь весьма оригинальна.Это памятник русского национального Возрождения. Собор устремлен вверх, и этот высеченный из камня механизм символизирует полет русской духовной жизни на рубеже XIV веков. Монастырь связан с именами преподобных Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Андрея Рублева, Епифания Мудрого, Феофана Грека.

На территории монастыря, кроме Спасской церкви, появились и другие каменные постройки. Например, в конце 15 века была построена кирпичная трапезная.Это одна из немногих сохранившихся кирпичных построек Москвы XVI века. В 1691-1694 гг. К нему пристроили трехъярусную церковь. Его построила царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. Причиной его возведения стало рождение наследника престола князя Алексея. Надвратная церковь Рождества Богородицы, стены и башни монастыря построены во второй половине 17 века. Тогда же были построены помещения приходского священника. В конце 18 века была пристроена 73-метровая колокольня с церковью Симеона Праведника, определившая современный силуэт монастыря.

В 20-е годы Андроников монастырь стал концентрационным лагерем для политических преступников. С 1960 года в монастыре размещается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

В 1989 г. собор передан Московскому Патриархату.

Достопримечательности

Музеи

Разное

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

ВРЕМЯ РАБОТЫ

14: 00-21: 00/14: 00-21: 00/14: 00-21: 00/11: 00-18: 00/11: 00-18: 00/11: 00-18: 00

ТЕЛЕФОН

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева расположен в стенах старинного Спасо-Андроникова монастыря. Музей основан в 1947 году как специализированный музей древнерусского искусства. Он получил имя величайшего иконописца Андрея Рублева.
На территории монастыря находится самый старый в Москве белокаменный Спасский собор, построенный между 1410 и 1427 годами. Спасский собор, расписанный Андреем Рублевым. Остатки фрески остались внутри собора в откосах алтарных окон. Андрей Рублев был монахом Спасо-Андроникова монастыря и был похоронен возле Спасского собора.
Экспозиция музея размещена в комплексе церкви Михаила Архангела, построенной в конце 17 века по приказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной. В Приориском корпусе монастыря проходят периодические выставки, посвященные церковному искусству разных эпох.
Музей знакомит посетителей с выдающимися образцами художественного творчества XI-XVII веков. Коллекция икон музея всемирно известна и включает в себя множество выдающихся произведений.Среди них шедевры художников кружка Андрея Рублева и Дионисия, мастерская митрополита Макария и царя Ивана Грозного. Особенно полно представлено искусство 17 века, творчество иконописцев Оружейной палаты и региональных мастеров.

Андроников монастырь — Москва — Из России с любовью

Андроников монастырь, расположенный в районе Таганки города Москвы, всего в остановке метро от Новоспасского монастыря, был построен в 1360 году на крутом восточном берегу реки Яузы. как часть внешнего оборонительного кольца монастырей-крепостей Москвы.Монастырь был основан митрополитом Алексеем, который поклялся сделать это, если переживет сильный шторм во время обратного морского путешествия из Константинополя. Он пообещал посвятить монастырь святому, праздник которого совпал с его благополучным возвращением в Москву, которым оказался Спаситель (на Русском Спасе). Современное название монастыря Спасо-Андроников монастырь объединяет имя Спасителя (Спас) с именем его первого настоятеля (Андроника), которому было поручено управление монастырем, когда Алексея вызвали в Крым для лечения больных. любимая жена хана Кыпчакской Орды в Сарае.В награду за эту службу Алексею была предоставлена ​​принадлежащая хану земля в Кремле, на которой Алексей построил Чудов монастырь. Самым известным монахом монастыря, несомненно, был великий иконописец XIV века Андрей Рублев.

Считается, что Рублев родился около 1360 года, хотя мы не знаем где, и поступил в иконную мастерскую Троицкого Сергиевского монастыря под Москвой в качестве молодого ученика. Считается, что он работал под руководством великого иконописца Феофана Грека, который иммигрировал на Русь из Константинополя и обучал местных иконописцев византийским стилям и методам.Этот стиль иконописи подчеркивает духовную сущность произведения, а не точность пропорций его предметов, и в 14 веке наблюдается тенденция к более мягким, более интимным иконографическим работам. К этим византийским традициям Рублев добавил что-то своеобразное русское, мистическое ощущение потустороннего, проиллюстрированное глубокими сочными красками, нежными линиями и лицами, которые, казалось, любовно взирали на нас с самого неба. Это те характеристики, которые отличают Рублева от многих других иконописцев его времени, и хотя ни одно из его произведений не может быть идентифицировано как его подпись (поскольку русские художники, особенно иконописцы, не подписывали свои работы до 17 века), эти стилистические Факторы и письменные свидетельства позволяют нам отнести некоторые из величайших иконографических произведений страны к этому мастеру жанра.В течение последнего десятилетия 14 века Рублев создавал иконы для Звенигородского собора, примерно в 40 км к северо-западу от Москвы, а в 1400 году получил заказ на работу над Успенским собором в Кремле и его тезкой в ​​древнерусском городе Владимире. Письменная документация не оставляет сомнений в том, что Рублев был автором знаменитой ветхозаветной иконы Троица, написанной между 1411 и 1422 годами и первоначально находившейся в Свято-Троицком соборе Святого Сергия, хотя сегодня она находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. .Говорят, что Рублев удалился в Андроников монастырь, где он умер в 1430 году и был похоронен в монастырском склепе. Он был канонизирован в 1989 году Русской православной церковью, и ему поставили памятник в парке возле монастыря, где 17 июля ежегодно проводится празднование в его честь.

После революции монастырь был превращен в лагерь для военнопленных, а затем в общежитие для рабочих расположенной неподалеку фабрики Серпа и Молота.Хотя монастырь был запланирован снос в 1950-х годах, возобновившийся интерес к религии и православной вере спас монастырь, и в 1960 году он официально открылся как Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева в честь 600-летия со дня его рождения.

Сам монастырь окружен белокаменными зубчатыми валами с крепкими смотровыми башнями, добавленными по трем углам, построенными в 17 веке, чтобы заменить более ранние высокие земляные валы, увенчанные деревянными частоколами и срубами.Посетители входят в комплекс через Святые ворота, окруженные башенками с конусообразными деревянными крышами, и сразу же попадают в резиденцию аббата 17-го века, богато украшенную керамической плиткой. В центре комплекса стоит Спасский собор, построенный между 1425 и 1427 годами и являющийся одним из старейших каменных зданий Москвы. Церковь украшена фресками самого Рублева, следы которых сохранились до сих пор, но в настоящее время реставрируются. Внешний вид собора демонстрирует явные влияния раннесредневековой архитектуры Владимира, в том числе шлемовидный купол и тройные апсиды.Вдоль западной стены монастыря возвышается более крупное многоярусное строение Московской барокко церкви Архангела Михаила, объединяющее различные постройки начала XVI века, построенные по заказу тещи Петра Великого. в честь рождения внука. Монастырь стал популярной базой для старообрядцев, раскольнической религиозной секты, созданной, когда патриарх Никон попытался реформировать Русскую православную церковь при отце Петра, царе Алексии Михайловиче. Первоначальная двухэтажная трапезная была построена между 1504 и 1506 годами и была добавлена ​​к с созданием главного костела в стиле барокко в 1694 году.Первоначально он задумывался как частная часовня и усыпальница для семьи Евдокии Лопухиной, первой жены Петра Великого, но всего через четыре года после начала строительства император заставил свою жену переехать в монастырь и сослал ее семью в Сибирь, после чего строительные работы практически прекратились, и собор не был закончен до 1731 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *