Разное

Успенского собора во владимире роспись: Успенский собор во Владимире. Фрески Андрея Рублева

3 самых известных собора, которые расписывал Андрей Рублев

17 октября 1428 года умер прославленный русский живописец Андрей Рублев. В 1988 году он был канонизирован в лике преподобных Поместным собором Русской православной церкви. Мы решили вспомнить самые известные соборы, которые расписывал Андрей Рублев.

Благовещенский собор в Московском Кремле

Он расположен на Соборной площади Московского кремля. Это один из древнейших соборов в Москве. Он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, семьи. Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком расписывал иконы для него в 1405 году. Здесь хранится одна из самых известных икон, которую большинство экспертов приписывают Андрею Рублеву «Благовещение». В православии праздник Благовещение отмечается 7 апреля. Икона посвящена одному из самых главных христианских праздников, в котором вспоминается Благая весть, принесённая Архангелом Гавриилом. Сюжет иконы «Благовещение» построен на центральном эпизоде события – диалоге Архангела Гавриила и Девы Марии. В этой иконе нет скученности фигур, праздничность иконе придают золотистый фон и яркие красные пятна. Икона Андрея Рублева полна надежды, радости, любви и человеколюбия, глубокой внутренней силы и сосредоточенности, божественной силы и торжественности. Андрей Рублев в своей работе часто обращался к византийскому и греческому стилю расписывания икон. В «Благовещение» он взял только самое лучшее из этих стилей и создал свой неповторимый стиль, который потом и будут называть «русской иконописной школой».

Успенский собор во Владимире

Это один из немногих храмов, в котором сохранились фрески Андрея Рублева. Во Владимире Рублев работал вместе с иконописцем Даниилом, который потом стал его лучшим другом. Что именно было выполнено Рублевым и Даниилом, достоверно неизвестно. Андрей Рублев трудился в этом соборе в 1408 году. Ему принадлежит роспись северного и южного склона центрального нефа Успенского собора «Страшный суд», фрески на своде центрального нефа «Держащий свиток ангел», роспись зенита арки центрального нефа «Символы четырех царств», фрески «Апостолы с ангелами», также фрески апостолов Семена, Иоанна, Матфея и Луки. Одно время соборы Владимира и Москвы спорили о принадлежности иконы Андрея Рублева «Богоматерь Владимирская». Сейчас она хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Первым написал эту икону в 450-ом году Лука. Потом князь Юрий Долгорукий заказал себе копию этого изображения, а вот Андрей Рублев написал свою «Владимирскую Богоматерь» уже с первой копии. Это икона является одной из самых известных работ Андрея Рублева.

Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре

Андрей Рублев совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в 1425-1427 годах. Когда-то хранившаяся здесь икона Андрея Рублева «Святой Живоначальной Троицы» привлекала тысячи паломников со всей России. Сейчас знаменитую «Троицу» можно посмотреть в Третьяковской галерее в Москве. В центре иконы – три ангела, они сидят за столом, а за их спинами гора, дерево и дом. Сюжет взят из Библии. Три ангела означают святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа. Чаша на столе — символ мудрости и жизни. По некоторым версиям, на иконе изображен святой Грааль. Иисус пил из нее на Тайной вечери, после которой его предал ученик Иуда. Роспись Троицкого собора не сохранилась, так как в 1635 году из-за ветхости ее заменили на новую. Сохранившийся в храме комплекс принадлежит к рублевской эпохе. После завершения работ в Троицком соборе Андрей Рублев и Даниил возвратились в Москву в Андроников монастырь.

Живописное убранство Успенского собора — Новости Владимира на ПРИЗЫВ, новости Владимирской области.

От древних росписей эпохи Андрея Боголюбского до стенописей середины XX века.  Знаменитый «Страшный суд» иконописца Андрея Рублева, работы палехской артели художника-реставратора Николая Софонова и даже средневековое граффити 1536 года, нацарапанное на стенах собора и повествующее об очередном большом пожаре, уничтожившем город.

Владимирский кафедральный Успенский собор – единственный в России храм, где можно проследить историю русской монументальной живописи в образцах с XII по XX век. Это поистине уникальный памятник. Народный гид Алексей Валентинович приглашает продолжить путешествие по кафедральному собору. В прошлый раз мы узнали  об основании и архитектуре главного храма Владимирской области. Сегодня погрузимся в историю его живописного убранства. Смотрите новый выпуск программы «Точка на карте».

«Уличная» роспись эпохи Андрея Боголюбского 

В 1185 году Успенский собор сгорел. Князь Всеволод Большое Гнездо (младший брат Андрея Боголюбского, основателя собора) здание реконструировал, обнеся его галереей. Таким образом, внешние стены первоначального храма оказались внутри. Как повествует Радзивилловская летопись, в лето 6669 (1161) года златоверхий собор был расписан. До наших дней дошла одна из  стенописей тех времен.

Здесь изображены древние пророки со свитками.  Фигуры симметрично развернуты друг к другу. В центре —  растительный орнамент с павлинами. Это настоящая русская древность, которую каждый из нас сегодня может увидеть, посетив Успенский собор во Владимире.

«Страшный суд» Андрея Рублёва

Настоящим сокровищем живописного убранства собора является фреска «Страшный суд», выполненная в 1408 году артелью древнерусского иконописца Андрея Рублёва. Уникальная стенопись причислена  к всемирному наследию ЮНЕСКО. Ее по праву называют национальным достоянием России.

Тема Страшного суда была ключевой в средневековом искусстве. И в большинстве своем русские иконописцы продолжали европейскую традицию, изображая этот сюжет в его анатомическом воплощении. Особенно это проявляется в сценах ада, где на первом плане муки грешников, сжигаемых языками адского пламени. За грехи человека судят и жестоко наказывают.

Всего этого вы не найдете у Андрея Рублёва. Его «Страшный суд» не разъединяет, а объединяет,  указывая душе человека путь к спасению.  Здесь все пронизано светом, милостью и покаянием.  Не случайно, к примеру, именно в раю иконописец изображает благоразумного разбойника, который был распят вместе с Христом и раскаялся в своих грехах. Так, через  покаяние грешник становится праведником.

Благоразумный разбойник с крестом

Кстати, праведники всего мира представлены у Рублёва в образе младенцев, сидящих на руках древнего патриарха Авраама в лоне Авраамовом (месте упокоения праведников).

Лоно Авраамово

А каков же ад? Прост, символичен и лаконичен. Здесь точно нет тех самых грешников, которые корчатся в страшных мучениях. Перед нами три разноцветных прямоугольника: черный, красный и коричневый.

На них восемнадцать лиц: по шесть в каждой зоне. Символичное число 666 — прямое указание на печать зверя, или Антихриста. Того, кто противопоставил себя Богу.  Под «шестерками» подписи: «Тьма кромешная», «Скрежет зубом» и «Червь неусыпаемый».

Вероятно, это и есть три самых страшных человеческих греха, которые здесь изображены в лицах. Неведение (тьма), гнев (скрежет)  и порок (червь).  И они смотрят на тебя в упор. Образы отчуждения от праведной жизни, образы погибающей души.  Это и есть ад в трактовке монаха-иконописца Андрея Рублёва.

Палехские живописцы

Еще одна интересная страница в живописной истории храма относится к XIX столетию. Тогда в Успенском соборе работала артель палехского иконописца и реставратора Николая Михайловича Софонова. Художники тогда расписали весь храм. Однако во второй половине прошлого века  труды мастеров из Палеха были закрашены. И появившиеся поверх современные росписи, к сожалению, уже не представляют собой особой художественной ценности. Интересно, но сам Софонов тоже сбивал фрески Андрея Рублёва, а сверху наносил свои. Изображение, которое вы видите на фото ниже, именно так и появилось. И это подлинная работа палехских художников. Ее и сегодня можно увидеть на стенах собора.

Более полная история живописного убранства «златоверхой церкви Успения Богородицы» представлена в видео, которое размещено в начале этого текста.  Мы же остановились на самых ярких моментах.  Но на этом точка в этой истории опять не будет поставлена. В следующем выпуске речь пойдет о великих людях, которые покоятся под сенью древнего храма, то есть в знаменитом некрополе Успенского собора во Владимире.

Р.S. И последнее. В одном из недавних выпусков мы рассказывали о росписи «Страшный суд», выполненной в  1838 году неизвестным художником на стенах храма села Лыково Юрьев-Польского района. Это произведение написано в академической манере и существенно отличается от работы Андрея Рублёва. Переходите по ссылке, чтобы сравнить. Примечательно также, что трое русских князей,  чьи мощи лежат в соборе и о которых Валентиныч расскажет в следующей серии, тоже связаны с окрестностями села Лыково. Каким же образом?  Узнаете через неделю.

Подготовила Дарья Ермолина

Съемка и монтаж Дмитрия Киреева

Фото «Призыва»

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Успенский собор во Владимире был возведен в 1158-1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Согласно летописному тексту, известному благодаря упоминанию историка XVIII века В.Н.Татищева, Успенский собор создавали мастера, прибывшие из Священной Римской империи: «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был». В отличие от утвердившегося в местной архитектурной школе типа четырехстолпного крестово-купольного храма, Успенский собор первоначально был шестистолпным одноглавым сооружением с позакомарным завершением и тремя высокими апсидами на востоке, так как в качестве образца был использован особо почитавшийся Успенский собор Киево-Печерского монастыря.

Фасады сооружения получили богатую декорацию, которая усложнила традиционную композицию, характерную для времени Юрия Долгорукого. Место аркатурного пояса занял аркатурно-колончатый фриз, на лопатки были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями. Над низко расположенными сложнопрофилированными окнами были помещены рельефные композиции, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной позднее галереи. По сторонам от окон находились львиные и женские маски. В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали необычную двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы.

После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо в 1186—1189 годах восстановил Успенский собор. Основной объем был обнесен высокой галереей с позакомарным завершением, фасады которой получили декор, ориентированный на декорацию первоначального сооружения. Стены лестничных башен были частично использованы при строительстве галереи. На сводах галереи были вознесены дополнительные главы, сделавшие собор пятиглавым. Был заново возведен алтарь, увеличенный за счет дополнительного членения. Загадкой является несовпадение уровня расположения аркатурно-колончатого фриза, украшающей галерею, который южном фасаде расположен ниже и имеет иные формы.

В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.

Во Владимирском Успенском соборе открыты фрески кисти Андрея Рублева / Новости культуры / Tvkultura.ru

В Успенском Кафедральном соборе Владимира идет реставрация уникальных фресок, созданных Андреем Рублевым. Ранее часть из них была скрыта иконостасом. Для символа Владимирской земли – Успенского собора – реставрация уже стала состоянием перманентным. Но к настенной живописи специалисты смогли подступиться лишь недавно, после того как в храме установили определенный температурно-влажностный режим.

Первые документы о проведении работ по укреплению росписей датируются ещё началом XVIII века. В середине XIX столетия под сводами храма работал профессор Солнцев. Он и раскрыл живопись Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. В частности — композицию «Лоно Авраамово». После него здесь побывал археолог, реставратор и историк Иван Забелин. Поиском икон с иконостаса занимался академик Игорь Грабарь — уже после революции. А в 50-е, вместе с Николаем Сычёвым, фрески реставрировал Александр Некрасов. На его долю выпал самый масштабный период работ — с 75-го по 82-й годы. Именно при нём обнаружены фрагменты росписи XII и XV веков.

«И вот за иконостасом, на древних столбах, можно увидеть фрагменты росписи XII века, причём большие: изображения святых 1189 года и фрагменты росписи руки Андрея Рублёва», — рассказывает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова.

Светлана Мельникова поясняет: первоначальный иконостас Рублёва не закрывал ни фресок, ни самого знаменитого изографа, ни его предшественников. Новый же, подаренный Екатериной II иконостас, не был каноничным. Те его части, за которыми сейчас находится роспись, держатся на специальных петлях — их достаточно просто приоткрыть. За это можно благодарить предыдущих реставраторов.

Пока леса построены только с одной стороны иконостаса. Мы находимся на первом ярусе. Эта часть была скрыта от посторонних глаз более 30 лет. Видеть эти росписи могли только реставраторы. К примеру, — фрагменты XII века.

Художник-реставратор Александр Запатрин работал вместе с Некрасовым в конце 70-х. Рассказывает, чем различаются внутренняя часть и та, что не была защищена иконостасом. Всё это время в храме оседала пыль, горели свечи. Стены покрыл жирный слой копоти.

«Если посмотреть вот сюда — сажа чёрная. Это снаружи, где было незащищено иконостасом. Здесь намного сложнее удалять. Это засмолившаяся копоть, она масляная», — показывает художник-реставратор первой категории Александр Запатрин.

Что касается фресковой живописи, в Успенском соборе ещё много участков, которым нанесён значительный урон. Например, фрагмент «Море отдаёт своих мертвецов», часть знаменитой композиции «Страшный суд». Она тоже подлежит реставрации. Общий срок всех работ — 2 года. Северную галерею реставраторы покинут только 25 мая. Параллельно будет решаться вопрос о дальнейшей судьбе фресок за иконостасом. Возможно, в этот раз они будут открыты для всеобщего обозрения.

Новости культуры

Успенский собор во Владимире

Владимирский Успенский собор – прекрасный образец белокаменного зодчества, совершенный пример технического и строительного мастерства, не имеющего повторений в мировой практике. Он отмечен необычайной гармонией и совершенством архитектурных форм и представляет собой синтез архитектуры и монументального искусства.

Первым строителем храма был великий князь Андрей Боголюбский, при котором Владимир переживал свой расцвет. Возведение храмов имело огромное значение в политике князя.

Собор был посвящен одному из важнейших в христианском мире событий – Успению Богоматери. По своей духовной значимости Успенский собор занял место Софийского в Киеве – первого очага церковности на Руси.

Собор оставался важным духовным центром и после перенесения столицы из Владимира в Москву. В разное время здесь побывали многие русские князья и цари. В 1511 г. сюда на богомолье прибыл великий князь Василий III, а в 1552 г. – его сын, Иван Грозный. В 1645 г. собор посещал первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович.

В 1744 г., когда по указу императрицы Елизаветы Петровны во Владимире была учреждена самостоятельная епископия, Успенский собор становится кафедральным.

В 1767 г., направляясь из Казани в Москву, во Владимире побывала императрица Екатерина II, щедро одарившая Успенский собор. В 1798 г. здесь побывал император Павел I, со своими сыновьями. Позже, во время посещения города, собор почтили визитом Александр I, Николай I, Николай II с семьей (в 1913 г.).

После Октябрьской революции собор был закрыт. Вновь храм освятили 7 апреля 1944 г.  В 1951-1954 гг. здесь провели масштабные реставрационные работы. В 1958 г. в храме проходили торжества по случаю 800-летия его постройки.

Собор представляет собой сложное архитектурное сооружение. Он имеет два периода строительства, с разницей в 25 лет.

Успенский собор 1158–1160 гг.
Реконструкция Н. Н.Воронина.

Возведение собора при Андрее Боголюбском было начато 8 апреля 1158 г. В 1161 г. строительство было закончено. Это был одноглавый шестистолпный трехнефный храм, который увенчивался одним барабаном со шлемовидной главой. Снаружи к углам западного фасада примыкали лестничные башни.

13 апреля 1185 г. во Владимире случился страшный пожар и собор выгорел внутри и снаружи.

Успенский собор на гравюре XIX в.

Преемник Андрея Боголюбского, князь Всеволод Большое Гнездо значительно расширил храм. В 1185-1189 гг. он обстроил его с трех сторон галереями. Стены старого храма были частично разобраны и превращены во внутренние столбы. Были достроены 5 цилиндрических барабанов с шлемовидными главами. В результате перестроек собор стал более мощным и величавым. Снаружи Успенский собор имеет довольно скромное убранство и не отличается богатой резьбой.

Роспись собора производилась в разные периоды и в разной технике. Фресками он был расписан в XII-XII вв. В XVIII в. на смену фрескам пришла масляная живопись. А в конце XIX в.  собор расписали в технике темперно-клеевой живописи. До наших дней сохранились фрагменты росписи 1161 г.

Фрески Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе.

Летом 1408 г. Успенский собор начала расписывать артель Даниила Черного и Андрея Рублева. Помимо сцен «Страшного суда» до нашего времени дошли еще некоторые фрагменты росписи этих мастеров. Тогда же был создан иконостас собора.

При Екатерине II иконостас заменили на более пышный, в стиле барокко и классицизма. А в 1810 г. к собору пристроили колокольню в стиле классицизма с элементами неоготики.

Фрагмент центрального иконостаса, 1767-1774 гг.

Известно, что одноименный собор Московского Кремля возводился в XV в. по образцу владимирского.

Комплексные восстановительные работы проводились в храме в 1882-1884, 1950-1954, 1974-1982 гг.  Открытие древних фресок началось с середины XIX в. Реставрация их в 1918 г. проходила под руководством академика И. Э. Грабаря. Фрески также реставрировали на протяжении нескольких периодов: в 1927-1937, 1945-1954, 1962-1964, 1975-1982, 1993-2003 гг.

В Успенском соборе со времен Всеволода III помещались захоронения представителей княжеской династии и наиболее выдающихся святителей. Усыпальница собора представляет собой выдающийся памятник истории мемориального характера.

 

Источники:

Скворцов А. И. Наследие земли Владимирской. Русь белокаменная. – Владимир, 2012. – С. 183-190, 198, 201, 205, 216, 225.

Рублев Андрей — биография художника, личная жизнь, картины

Андрей Рублев — первый русский художник, которого причислили к лику православных святых. Он создал собственную иконописную школу и отступил от византийских художественных канонов. Кроме икон, Рублев создавал настенные росписи храмов и занимался книжной иллюстрацией: его миниатюрами украшено старинное Евангелие Хитрово. Однако самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают шедевром во всем мире.

Роспись Успенского собора

Роспись Успенского собора

Илья Глазунов. Юность Андрея Рублева (фрагмент). 1985. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Роспись Успенского собора

Илья Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев (фрагмент). Из цикла «Поле Куликово». 1992. Галерея Ильи Глазунова, Москва

Роспись Успенского собора

Илья Глазунов. Портрет Андрея Рублева (фрагмент). 2007. Галерея Ильи Глазунова, Москва

Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. При крещении ему дали другое имя — Андреем нарекли позднее, при монашеском постриге. Мнения историков о происхождении иконописца противоречивы. С одной стороны, «рекло» — прозвище, прообраз современной фамилии — носили в то время только знатные и образованные люди. С другой, прозвище Рублев произошло от слова «рубель» — так в старину называли приспособление для выделки кож. Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников.

О детстве и юности Андрея Рублева также не сохранилось достоверных сведений. Вероятно, учиться живописи он начал, еще будучи мальчиком: в то время детей старались отдавать в обучение как можно раньше. Около 1405 года иконописец постригся в монахи. Это произошло в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, настоятелем которого был тогда игумен Андроник.

Первое упоминание Андрея Рублева в исторических документах относится к 1405 году. В «Троицкой летописи» среди событий этого года есть сведения о росписи домовой церкви московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. «А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев», — сообщал летописец. По традициям того времени последним в списке мастеров упоминали самого младшего из артели. Однако сам факт, что Рублеву доверили такой почетный заказ и привели его имя в летописи, говорит о том, что к этому времени он уже считался опытным мастером. Иначе его произведения остались бы анонимными, как это произошло с работами большинства древнерусских художников.

Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху Средневековья, особенно Средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой…

Искусствовед Борис Дудочкин на основе текста летописи предположил, что Рублев работал в Москве или ее окрестностях довольно долго, еще до того, как принял постриг.

В мае 1408 года, согласно той же «Троицкой летописи», Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к росписи Владимирского Успенского собора, построенного в XII веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. К началу XV столетия храм сильно пострадал от ордынского нашествия, и по указу московского князя Василия I началось его восстановление.

От работ Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса — одного из самых больших в России. Роспись Успенского собора во Владимире — единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен.

Иконы деисусного ряда, на которых изображен Христос, достигают в высоту 3,4 метра. Рублев опирался на византийские художественные традиции и московскую иконописную школу Феофана Грека, однако во многом отступал от них и по-своему трактовал образы Христа, Богоматери и святых. Из фресок особенно интересен фрагмент с изображением Страшного Суда: Рублев написал не мрачную сцену наказания грешников, а праздник справедливости и вечной жизни, которая, по христианским представлениям, ожидает праведников.

Сейчас сохранившиеся иконы и фрагменты фресок хранятся в отреставрированном Успенском соборе, который входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Иконы Звенигородского чина и Евангелие Хитрово

Иконы Звенигородского чина и Евангелие Хитрово

Спас. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. 1410-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконы Звенигородского чина и Евангелие Хитрово

Андрей Рублев. Страшный суд: Шествие праведных в рай (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир

Иконы Звенигородского чина и Евангелие Хитрово

Апостол Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. XV век. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С начала ХХ века Андрею Рублеву приписывали Звенигородский чин — собрание икон, созданных по заказу звенигородского князя Юрия. Историки предполагают, что первоначально их было семь, и предназначались они для княжеского Успенского собора или Рождественской церкви Саввино-Сторожевского монастыря. Сохранились же всего три большие иконы — поясные изображения Спаса, апостола Павла и архангела Михаила. Исторических свидетельств, подтверждающих авторство Рублева или устанавливающих дату создания образов, не осталось. В 1926 году искусствовед Игорь Грабарь провел стилистический анализ икон Звенигородского чина и атрибутировал их как работы Андрея Рублева. Многие искусствоведы того времени поддержали его. Но в 2017 году сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации провели еще одно исследование и установили, что эти иконы писал другой мастер.

Кроме создания фресок и икон Андрей Рублев занимался и иллюстрированием церковных книг. Он создал несколько рисунков к Евангелию Хитрово: его назвали так по имени владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись конца XIV века была украшена изображениями Христа, Девы Марии и апостолов, но и рисованными заставками, инициалами в виде животных. Рублев написал для нее миниатюры апостолов-евангелистов — Луки, Марка, Иоанна и Матфея. На отдельных листах он изобразил и символы евангелистов: быка, льва, орла и ангела. До того в русских Евангелиях эти символы не помещали на отдельных страницах: их вплетали в орнамент, окружавший текст, или делали их частью других иллюстраций. До начала ХХ века Евангелие Хитрово, помещенное в богатый оклад, хранилось в Троице-Сергиевой лавре, затем его передали Российской государственной библиотеке.

Техника рублевской иконописи

Техника рублевской иконописи

Андрей Рублев. Вознесение Христово (фрагмент). 1408. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Техника рублевской иконописи

Андрей Рублев. Страшный суд: Престол уготованный. Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир

Техника рублевской иконописи

Андрей Рублев. Пророк Софония (фрагмент). 1408. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.

Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т.е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».

В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.

Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.

Икона «Троица»

Техника рублевской иконописи

Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1420-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Андрей Рублев приступил к созданию самой известной своей работы — иконы «Троица» в 1411 или 1425–1427 годах. Такая расплывчатая датировка связана с тем, что неизвестно, для какого именно храма предназначался образ: раннего деревянного собора Троицкого монастыря или же построенного на его месте каменного. В первом случае икону могли просто перенести в новый храм, во втором — иконописец работал над ней одновременно со всеми остальными образами иконостаса.

За основу «Троицы» (второе название образа — «Гостеприимство Авраама») Рублев взял ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились три ангела под видом странников. Авраам и его жена Сарра встретили их с почтением, омыли ноги по древнему обычаю, закололи для них тельца и пригласили за стол. Ангелы же предсказали пожилым бездетным супругам, что у них родится сын, а сам Авраам станет родоначальником целого народа.

Андрей Рублев отказался от многих деталей, которые принято было изображать по канону: на иконе отсутствует Сарра, нет сцен омовения ног гостям и заклания тельца, а ангелы не трапезничают, а беседуют. Фигуры ангелов образуют подобие круга, взгляд не останавливается на одной из них, воспринимает все три целиком: так иконописец воплотил христианское представление о триединстве Бога.

Для «Троицы» автор выбрал яркие, чистые краски — более насыщенные, чем в ранних работах. Он написал фон золотисто-желтым, одежды ангелов — розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска — ляпис-лазурь — в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублевским голубцом».

До революции 1917 года икона «Троица» хранилась в Троице-Сергиевой лавре. С конца XVI до начала ХХ века она была помещена в золотой оклад, из-под которого видны были только лица и руки ангелов. В 1904 году иконописец Василий Гурьянов занялся ее реставрацией: снял потемневшую олифу и поздние слои краски, которыми поновляли первоначальный образ, а затем записал ее заново. Впоследствии гурьяновский слой также сняли, оставив только работу самого Андрея Рублева. Сейчас «Троица» хранится в Третьяковской галерее.

Между 1422 и 1427 годом Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным руководил артелью иконописцев, которая расписывала Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Затем Рублев поселился в московском Спасо-Андрониковом монастыре и занялся росписью Спасского собора. В январе 1430 года иконописец скончался. Его похоронили на территории монастыря.

В 1947 году ученые Игорь Грабарь, Петр Барановский, Павел Максимов и Николай Воронин основали в Андрониковом монастыре Музей имени Андрея Рублева. В 1985 году его переименовали в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. У входа установлен памятник иконописцу работы скульптора Олега Комова. В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Рублева в лике преподобных святых.

Фрески в Успенском соборе | Владимир: с XIX в. до наших дней

Фрески, украшающие главный кафедральный собор Владимирской епархии, реставрированы в 1882-84 году. Они долгое время были почти все скрыты под штукатуркой и открыты при расписании собора лишь в 1882 году.

Честь открытия этих фресок принадлежит Высокопреосвященному Феогносту, ныне архиепископу Новгородскому. Судя по летописным известиям, собор был украшен живописью неоднократно: и в 1161 году, и при Всеволоде III, и наконец вся живопись внутри собора была восстановлена в 1408 года знаменитым иконописцем Андреем Рублевым; — знатоки древнерусского искусства и относят большинство открытых в соборе фресковых изображений именно к началу XV века. В тех местах, где живопись не сохранилась, фрески написаны были вновь по эскизам, одобренным Императорским Московским Археологическим обществом и составленным по образу Староладожских и Спас-Нередицких близ Новгорода, сохранившихся от XII в. Чтобы судить насколько хорошо произведена реставрация фресковой живописи, следует сравнить фрески на стенах с точными копиями фрагментов, открытых из под штукатурки, сохраняющимися на хорах собора в рамах за стеклом, точность коих засвидетельствована строительной комиссией.

Особенно хорошо сохранились древние фрески под хорами и на западной стене, изображающие картину страшного суда. На западной стене над входной аркой художник изобразил уготование престола: на престоле евангелие, восьмиконечный крест с тростью и копием; у подножия креста сосуд, в котором находится кровь распятого Богочеловека, омывшая грехи человеческого рода; к сосуду прикреплены весы праведные, здесь же Адам и Ева в коленопреклоненном положения, как виновники человеческого грехопадения, вина которых искуплена распятым Спасителем. По сторонам престола Богоматерь и Предтеча, умоляющие Господа о помиловании грешников; за ними по одному ангелу с жезлами и с печатью Бога живого (Апокалипс. XXI гл.) в руках. Продолжение картины с той и другой стороны составляют апостолы на престолах с раскрытыми книгами, среди которых узнаются четыре евангелиста по вписанным на листах книг буквами; мт лк мр iw, и ангелы в несколько рядов с жезлами. Мысль этого изображения заключается в том, что апостолы, как ближайшие производственники дарованного во Христе спасения человеческого, будут соучастниками в суде Господа над людьми. Центральная часть этого изображения – Сам Христос, представленный на своде между арками, седящим в круге, образованном из серафимов: строгая фигура Спасителя, задрапированная в мантию, представлена в решающем моменте последнего суда: правой рукой Спаситель делает жесть, призывающий праведников к наследию уготованного им царствия небесного, левая выражает отвержение грешников. Подле Спасителя – солнце, луна и звезды, утвержденные в небе, имеющем форму полотна, свиваемого двумя ангелами, в соответствия со словами псалма: «вся яко риза обветшают и яко одежду свиеши и я изменятся».

 

По соседству с изображением Спасителя представлены внутри арки в круге символические фигуры четырех царств: Макдонского – в виде грифона, Римского – в виде крылатого дракона, Вавилонского – в виде медведя и антихристова – в виде рогатого зверя. Такова Обстановка страшного суда.

 

Отсюда художника переходит к изображению самого процесса суда. Он представил двух ангелов, из которых один трубит вниз, другой вверх, созывая живых и умерших на суд. По звуку этих труб земли и море отдают своих мертвецов. Земля изображена здесь в виде женщины с жезлом в правой руке и гробом в левой, вокруг нее воскресающие фигуры людей в белых однообразных повязках, и представители царства зверей, птиц и пресмыкающихся: лев, слон, пеликан, змей. Рядом другое античное олицетворения – моря, также в виде женщины с длинными распущенными волосами: правой рукой она держит оснащенный корабль, подле которого плавают морские рыбы.

По звуку тех же труб восставляют лики святых царей, представленных здесь в костюмах ветхозаветных праведников, и в шапочках, а один в диадеме; лики святых мучеников в мантиях и хитонах, лики св. святителей в кресчатых фелонях с короткими волосами, лики преподобных в нижних одеждах, перетянутых широкими поясами, мантиях и один в клобуке в виде колпака; наконец лики святых жен…

Суд совершился. За ним следует блаженство праведников и мучение грешников. Ап. Петр с ключем в правой руке ведет святых в рай; вдали Ап. Павел, в левой руке его свиток, в котором написано «придите со мной благих», правой указывает на место блаженства праведников. Надпись: «идут святые в рай». Там благоразумный разбойник с крестом в левой руке среди райских деревьев, с надписью «благоразумный разбойник свет невечерний». Самое блаженство праведников представлено в двух видах: в одном месте изображена кисть правой руки, в которой находятся праведные души: очевидно художник понял буквально известное библейское выражение «праведных души в руце Божии»; в другом месте он изобразил лоно Авраамово: на широком возвышении сидят Авраам в виде старца, Исаак в виде зрелого мужа и Иаков в виде довольно молодого человека; у Авраама в пазухе души праведных в виде детей; рядом с ним еще несколько детских фигур, в нимбах и белых сорочках; кругом райская деревня. Картина рая дополнена изображением Богоматери на троне среди двух ангелов, на стене под сводом юго-западной части храма. На левой стороне под аркой ангел показывает упавшему перед ним пророку Даниилу на сбытие его пророчества, указывая ему рукой на Судью праведного.

Успенский собор во Владимире, Россия

Успенский собор был самым большим зданием в рамках грандиозного сооружения, которое Андрей Боголюбский развернул в новой столице — Владимире. Он занимал самую выгодную точку города — на самом высоком холме над Клязьмой. Его золотой купол был виден с далеких подступов к Владимиру и как бы утверждал независимость владимирского князя и его политические претензии на господство в феодальной России. Собор был заложен в 1158 году одновременно с Золотыми воротами и городской крепостью.А в 1160 году главный и самый величественный храм княжества был уже построен. Андрей отдал десятину князю и большие помещичьи усадьбы, чтобы накормить новую церковь, подражая его знаменитому предку, Крестителю Руси Владимиру Святославичу, который покровительствовал Десятинной церкви в Киеве.

Для такого крупного строительства даже мастера белой каменной кладки из империи Фридриха Барбароссы были посланы Андрею Боголюбскому. Это была демонстрация отказа киевской помощи и установления правления князя Владимира на русской земле.Но без местных мастеров это было необходимо. Они добывали известняковый камень в подмосковных карьерах, привозили и рубили его, закладывали трехслойные стены. Икона Божией Матери была перенесена из Боголюбова в построенный Успенский собор. Андрей Боголюбский в свое время привез икону из Вышгорода под Киевом, когда «без воли отца» отправился на суздальские земли. Эта икона, позже названная Владимирской Богородицей, является работой блестящего византийского художника, который даже сейчас поражает глубоким лиризмом, теплотой материнской любви к ребенку и человечеству (хранится в церкви св.Николай в Толмачах в Третьяковской галерее).

Однако нынешний Успенский собор является памятником двух царствований. Одноручная церковь Андрея Боголюбского сильно пострадала от пожара 1185 года, поэтому восстановить ее в прежнем виде было сложно. Поэтому архитекторы Всеволода III Большого Гнезда, брата князя Андрея, в 1185-1189 годах окружили его новыми стенами («галереями») с четырьмя маленькими головами, и старый собор появился как бы в корпусе внутри нового здания.Стены старого собора были прорезаны большими арочными проемами, превращаясь в своеобразные внутренние колонны нового, обширного храма.

Ужасная катастрофа вновь обрушилась на собор в феврале 1238 года, когда полчища хана Батыя захватили Владимира, несмотря на героическое сопротивление жителей. Татары наполнили собор изнутри и снаружи деревом и подожгли: княжеская семья, епископ и часть горожан погибли на хоровой галерее собора. Однако здание сохранилось, а его главная святыня — чудотворная икона Владимирской Божией Матери, дважды спасенная от огня, осталась невредимой.

На протяжении веков Успенский собор неоднократно подвергался пожарам и грабежам, а затем реставрациям, которые внесли много искажений в его древний облик. В первой половине 19 века к собору были добавлены колокольня и невысокая церковь Святого Георгия.

А что осталось от древних стен храма? Со стороны колокольни на одном из закомаров видны резные фигуры из библейского рассказа «Три юноши у камина» — рельефы, снятые со старых стен и заложенные во внешней облицовке галерей.Женские маски (символ посвящения церкви Богоматери) и маски животных (символ княжеской власти) по бокам окон имеют одно и то же происхождение.

Внутри собора в северной галерее-гробнице находится фрагмент фрески 1161 года с изображением пророков и павлинов. Сохранились и несколько фрагментов фресковой росписи 1189 года: две фигуры — Артемий и Авраам — в арочных обрамлениях в юго-западном углу собора раннего Боголюбского, которые связывают их с архитектурой храма и дугообразно-колончатым убранством. фасадов

Роспись собора, пострадавшего от пожаров, была восстановлена ​​великим художником Андреем Рублевым, присланным из Москвы в 1408 году вместе с Даниилом Черным и его учениками. На самом деле они заново расписывали собор и придерживались только старых подходов при размещении участков. До Успенского собора сохранилось до 300 квадратных метров легендарных фресок отряда А. Рублева. Самая значительная композиция Страшного Суда на своде под хорами — «Второе и страшное пришествие Христа».«После разгрома татарских полчищ на Куликовом поле страна вступала в новый подъем, тьма уступала свету надежд. Поэтому на фресках Рублева, изображающих ожидание конца света — неожиданное спокойствие, Образы судьи Христа, апостолов и ангелов лишены строгости, их лица не пугают, а наполнены теплом, напоминающим лица простых людей. Фрески привлекают и утешают зрителя, утверждая ценность справедливости. Среди других фрагментов картина Рублева, «Процессия праведников» должна быть упомянута.Композиция «Лоно Абрахамово» символически изображает рай на соседней арке: предки Авраама, Исаака, Иакова в цветущем саду. Во всех образах проникает внутреннее благородство и искренность гения.

Живописное убранство Успенского собора, созданное Андреем Рублевым и его командой, было дополнено иконостасом, органично вписанным в пространство храма, иконы которого теперь составляют гордость Третьяковской галереи в Москве и Русского музея на ул.Петербург.

Успенский собор также является грандиозным древним некрополем. К северо-восточному углу галерей саркофаг был перенесен с останками первого строителя собора Андрея Боголюбского. Рядом — могила его брата и наследника, второго строителя собора — Всеволода III Большое Гнездо. С 1923 года в некрополе собора хранится реликварий с частью мощей великого князя Александра Невского. Александр Невский был внуком Всеволода III (в 1723 году по указу Петра I его мощи были перенесены из монастыря Рождества Богородицы во Владимире на св.Петербургская Александро-Невская Лавра). Десятки великих князей отдыхают в священных глубинах Успенского собора, наполняя его мрачной и торжественной атмосферой некрополя.

Успенский собор по-прежнему поражает своим величием и красотой. Недаром итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти, приглашенному в конце 15 века в Москву для строительства зданий Московского Кремля, было приказано осмотреть Владимирский Успенский собор. Именно по своему образу и подобию грандиозный кремлевский Успенский собор был построен для великого князя Ивана III.

Сейчас Успенский собор во Владимире, памятник архитектуры и духовной красоты, используется совместно Владимиро-Суздальской епархией и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, которые разделяют время для молитвы и экскурсий.

Успенский собор, как и другие Владимиро-Суздальские белокаменные памятники XII-XIII веков, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году.

Автор: В. Королькова

.

Успенский собор во Владимире — Россия E-guide

assumption cathedral Успенский собор (он же Успенский собор) — главный храм Владимира. Он был возведен во времена князя Андрея Боголюбского в 1158 году. Несмотря на то, что великий пожар 1185 года изменил облик собора, он все же оставался архитектурным шедевром. Через 50 лет храм снова пережил пожар во время нашествия монголо-татар. Собор был сильно сожжен, но не был полностью разрушен.

В 1408 году великий русский иконописец Андрей Рублев украсил интерьер собора прекрасными фресками, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Долгое время храм был главной церковью владимирского княжества и лучше всего подходил для величественных церемоний коронации князей, так как и экстерьер, и интерьер были богато украшены золотом.

Итальянский архитектор Аристотель Фиораванты вдохновлен Успенским собором во Владимире и использовал его изображение в качестве прототипа собора с таким же названием в Московском Кремле.

Успенский собор во Владимире также известен своей иконой Владимирской Божией Матери. Икона была подарена Юрию Долгорукому Константинопольским Патриархом. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский привез его в Владимирский собор. В 1408 году икона была перенесена в Москву; Сейчас он хранится в Третьяковской галерее.

Собор служит местом захоронения князей Владимира, в том числе князя Александра Боголюбского, его сына Глеба, князя Георгия Всеволодовича и местных епископов.

В 1927 году коммунисты закрыли собор для богослужений. Однако в 1944 году службы были возобновлены в рамках усилий Сталина заручиться поддержкой православной церкви в войне против нацистов.

Успенский собор во Владимире входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Assumption Cathedral in Vladimir Входная плата: 100-150 руб.
Экскурсия: 200 руб.
Билетная касса находится напротив колокольни.

Часы работы:
Открыт ежедневно с 7.С 00 до 20.00 кроме понедельника
Экскурсии: ежедневно с 13.00 до 16.45 кроме понедельника.

Адрес: ул. Большая Московская, 56 (Рус: ул. Большая Московская, 56)

GPS-координаты Успенского собора во Владимире:
Широта: 40 ° 24′33 ″ (40,40917)
Долгота: 56 ° 07′37 ″ (56.127167)

Assumption Cathedral in Vladimir

Assumption Cathedral in Vladimir


Другие Владимир достопримечательности:

Боголюбово , живописная деревня, расположенная в 13 км к востоку от Владимира с замечательными памятниками архитектуры 12 века.

Монастырь Рождества Богородицы , место с удивительной судьбой: на протяжении веков, даря верующим надежду на загробный мир, оно стало местом жестоких казней 20-го века.

Золотые ворота , уникальный образец русского военного зодчества 12 века и самый узнаваемый объект города.

Собор Святого Дмитрия , один из самых красивых и оригинальных соборов древней Руси.

Музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки , который занимает потрясающее здание старообрядческой Троицкой церкви и содержит богатую коллекцию русских ремесел и народных промыслов, лаковой миниатюры, кусочков горного хрусталя и стекла.

Гусь-Хрустальный , город Русского Золотого Кольца, стоит на реке Гус в 39 милях (63 км) от Владимира и хранит всемирно известную Хрустальную Фабрику.


,
Достопримечательности Владимира — Путеводитель по России

Золотые ворота

Золотые ворота были построены на западном въезде во Владимир в 1164 году, когда владимирско-суздальским княжеством правил Андрей Боголюбский.

Golden Gates in Vladimir - photo by Alexxx Malev / flickr.com/photos/alexxx-malev/7976953281/

На верхних воротах церковь с золотым куполом. Цель Золотых ворот состояла в том, чтобы украсить и защитить город: арка раньше была защищена массивными деревянными дверями, сверху ворот есть место для «сражения».В 18-19 веках ворота были восстановлены, частично перестроены, а новые небольшие замки были прикреплены по бокам. Золотые ворота сейчас восстанавливаются и должны быть закончены к концу 2001 года.

Расположение: Там, где Дворянская улица встречается с улицей Б.Московская. Телефон: (0922) 32-25-29. Карта: 1

СОБЫТИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Он был основан владимирским князем Андреем Боголюбским в 1158 году на высоком холме у реки Клязьмы и должен был олицетворять силу и значение Владимирско-Суздальского княжества.Названный по-русски «Успенский собор», это один из самых важных и интересных памятников древнерусского зодчества.

Golden Gates in Vladimir - photo by Alexxx Malev / flickr.com/photos/alexxx-malev/7976953281/
Assumption cathedral, Vladimir

Итальянский архитектор Аристотель Фиораванты, построивший почти половину Московского Кремля, изучил архитектуру Успенского собора во Владимире и построил такой же собор с таким же названием в Московском Кремле.
Основатель собора Андрей Боголюбский придавал большое значение собору, поэтому он был очень богато расписан и украшен внутри.Хотя собор выглядит очень массивным снаружи, интерьер выполнен таким образом, что вы не почувствуете «тяжести» внутри.
Во время нашествия татар собор был разрушен, и только в начале 18-го века, во времена Петра Великого, он был полностью восстановлен.
Расположение: с видом на Соборную площадь. Телефон: (0922) 22-42-63. Карта: 2. Открыт: 13.30-17.00, выходной: пятница. Вход: 20 рублей ($ 0.7)

ДМИТРИЙСКИЙ СОБОР. Построен в 1194-1197 годах в честь «небесного покровителя» владимиро-суздальского князя Всеволода «Большое гнездо».

Golden Gates in Vladimir - photo by Alexxx Malev / flickr.com/photos/alexxx-malev/7976953281/
St Dmitry

Собор построен из белого камня очень интересным, умелым и впечатляющим образом, на стенах собора вы можете увидеть лепнины, изображающие различных русских князей и их дела.
Нижние лепешки довольно подробные и точные, верхние лепешки имеют меньше деталей, но более глубокую текстуру, чтобы сделать их более заметными. Внутри собор оформлен в легкой и простой манере.
Расположение: рядом с Успенским собором. Телефон: (0922) 22-42-63. Карта: 3

КАМЕРА Здание, расположенное между Успенским собором и Дмитриевым собором, было построено в 1790 году как место для правительства Владимирской области.Сейчас в палатах проходят исторические, археологические и художественные выставки, связанные с Владимирской областью.
Историческая выставка называется «Красота старины» и рассказывает об истории Владимирской области. В археологической экспозиции есть интересные вещи, найденные в археологических исследованиях близ города Сунгири Владимирской области. В художественной галерее представлены произведения русского искусства XVIII-XIX веков и современное искусство.
Расположение: между Успенским собором и Дмитриевым собором. Карта: 4

БАШНЯ ВОДЫ была впервые построена в конце 19-го века и полностью перестроена в 1912 году. Башня построена из красного кирпича в «псевдорусском» стиле, имеет форму цистерны и расширяется на вершине.
После реставрационных работ в 1970-х годах в башне проходит выставка под названием «Старый Владимир», с которой открывается великолепный вид на исторический центр города.
Расположение: рядом с Золотыми Воротами, по направлению к реке Клязьме. Открыт: 10.00-16.00 ежедневно, выходной: понедельник. Карта: 5

,

Музеев Московского Кремля: СОБОР ДОПОЛНЕНИЯ

В 1479 году на месте старого ветхого здания был заложен фундамент нового собора. Московский религиозный центр с кладбищем и, вероятно, деревянной церковью был там во второй половине XII-XIII веков. Первое каменное здание Успенского собора было построено в 14 веке, когда Москва стала центром независимого княжества, а Кремль превратился в резиденцию великого князя Ивана Калиты и митрополита Петра.

Торжественное основание собора состоялось 4 августа 1326 года. Освящение произошло накануне покровительственного праздника — 14 августа 1327 года. Архитектурный облик новой церкви и ее размеры были близки к Владимиро-Суздальским постройкам начало 13 века. Успенский собор имеет сходство с Георгиевским собором в Юрьеве-Польском (1230-1234), который, по-видимому, был выбран в качестве примера. Небольшой однокупольный и трехапсидный Успенский собор изначально имел три прихожих.Позже боковые часовни были прикреплены к алтарному помещению с севера и юга.

Дмитриевская боковая часовня, посвященная святому Димитрию Салоническому, вероятно, первоначально будет расположена в южной алтарной апсиде Успенского собора. 13 августа 1329 года греческий Феогност — наследник престола Митрополита Петра — основал Петроверигскую боковую часовню (во имя Поклонения Драгоценным Цепям апостола Петра) у северной стены алтаря в память о его предшественник.Позже он был переименован в Петропавловскую боковую часовню в честь С.С. Петра и Павла. В 1459 году митрополит Иона основал часовню на юго-восточной стороне, посвященную восхвалению Пресвятой Богородицы, в честь победы молодого князя Ивана III над татарским ханом Саидом Ахмадом.

Такой облик Успенского собора сохранился до начала 1470-х годов. Через полтора века здание обветшало, в основном из-за пожаров, которые неоднократно сжигали Москву.Но не только разрушение здания потребовало его радикальной перестройки. Собор уже не мог отвечать новым требованиям, предъявляемым к соборной церкви Москвы, которая теперь была столицей не отдельного княжества, а единого русского государства.

г. 13 апреля 1472 г. состоялось торжественное основание нового Успенского собора митрополитом Филиппом и великим князем Иваном III. В качестве примера для московской церкви был выбран Владимирский Успенский собор.Это было не только самое торжественное здание домонгольской архитектуры, но и символ бывшей великой державы великих князей, а также живой образ последовательной связи новой столицы с «первой столицей» Владимира. Мастерам Кривцову и Мышкину было поручено построить московскую церковь. Сначала они произвели тщательное измерение собора во Владимире и только потом заложили новое основание.

Однако Кривцову и Мышкину не суждено было довести здание до конца.20 мая 1474 года почти построенный собор внезапно рухнул. Псковские архитекторы, приглашенные Иваном III, объяснили эту неудачу несовершенством конструкции и недостаточной концентрацией известкового раствора. Хроники также упоминают редкое явление — землетрясение, которое произошло в тот день — как одну из причин катастрофы.

Отсутствие опыта местных архитекторов в строительстве таких грандиозных зданий заставило Ивана III искать квалифицированных мастеров в Пскове, а после их отказа — в Италии, известной во всей Европе своими архитекторами.Специальное посольство было отправлено в Италию во главе с Симоном Толбузиным. 25 марта 1475 года он привел с собой архитектора из Венеции. Его звали Аристотель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *