Владимир успенский собор описание: Недопустимое название
Владимиро-Суздальский музей-заповедник Успенский собор
Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКОУспенский собор – один из старейших русских храмов, святыня Православной Церкви, свидетель важнейших исторических событий, великокняжеский некрополь, хранилище уникальных древних росписей; единственный документально подтвержденный и точно датированный памятник, сохранивший фрески прославленного иконописца Андрея Рублёва Уникальный памятник древнерусской истории и искусства, включённый в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Успенский собор представляет собой редчайшее сочетание архитектуры, настенных росписей, иконописи, декоративно-прикладного искусства XII–XIX вв.
Скрыть Подробнее…
Древнейший собор Владимира, построен в 1158-1160 гг. князем Андреем Боголюбским. «Хощу бо сей град обновити митропольею, да будет сей град великое княжение и глава всем» — таков был замысел князя. Высокое назначение собора отразилось в дерзкой высоте– более тридцати двух метров, выше двадцатидевятиметровой киевской Софии.
Успенский собор
Успенский собор – уникальный памятник белокаменного зодчества XII века. Построен князем Андреем Боголюбским как главный храм Северо-Восточной Руси и сыграл ключевую роль в утверждении политического и религиозного влияния новой северной столицы – Владимира вопреки Киеву. Собор обозначил и особую приверженность культу Богородицы во Владимире. Занимает самую выгодную точку городского рельефа, виден при подъезде к городу издали, особенно хорошо – с юга и с востока.
В соборе совершалось возведение на великокняжеский престол, которое только с 1428 году перенесено в Москву. Ныне – кафедральный собор Владимирской епархии. Сохраняет настенную живопись XII – XIX веков, включая фрески Андрея Рублева и Даниила Черного начала XV века.
В древнем некрополе собора – более 40 захоронений владимирских князей и архиереев, в том числе святых.
Успенский собор – памятник федерального значения, в 1992 году включен в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Является действующим храмом и музеем одновременно. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами.
Из истории архитектуры
Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный Успенский собор из тёсанного белого камня был построен в XII веке в два этапа – в 1158 – 1160 при князе Андрее Боголюбском и в 1185 – 1189 годах – при князе Всеволоде Большое Гнездо.
Историки архитектуры разошлись во мнениях, был ли Успенский собор Андрея Боголюбского изначально одноглавым или пятиглавым. В XX веке возобладала точка зрения автора авторитетнейшего труда по истории зодчества Северо-Восточной Руси Николая Воронина. Вслед за Ворониным до сих пор в большинстве описаний сообщается, что храм Андрея Боголюбского 1158 – 1160 годов сначала был одноглавым, а Всеволод позже обстроил собор открытыми внутрь двухъярусными галереями и добавил четыре купола.
Однако в начале 2000‑х годов исследования Татьяны Тимофеевой из Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Сергея Заграевского из Москвы подтвердили дореволюционного историка архитектуры Голубинского – что Успенский собор Андрея Боголюбского сразу был пятиглавым.Заграевский предложил даже свою реконструкцию первоначального вида собора, подкорректировав самого Воронина. По этой версии, Всеволод после пожара 1185 года, возводя галереи вокруг собора, перестроил уже существовавшие четыре главы и даже своды храма Андрея Боголюбского. При этом задача у зодчих Всеволода, похоже, была не только сделать Успенский собор еще более внушительным по размерам, но и укрепить его галереями. Есть предположения, что возникла проблема с устойчивостью собора. Благодаря галереям Всеволода храм и простоял до наших дней, выдержав нападения и реконструкции.
Историки сходятся во мнении, что Андрей Боголюбский все-таки привлекал к работе над столь важным храмом немецких архитекторов, благодаря хорошим связям с императором Фридрихом Барбароссой. Об этом свидетельствуют признаки западных стилей в архитектуре собора.
Так или иначе, собор поражал современников и своей внушительной архитектурой (по высоте равен Софии Киевской), и богатым убранством. Боголюбский при создании Успенского собора впервые блеснул талантами своих мастеров резьбы по белому камню.
Позже Успенский собор во Владимире послужил образцом для Успенского собора Московского кремля и других храмов.
Ну а сам «образец», несмотря на свою мощь, в XVIII веке выглядел обветшавшим. Но ремонт, проведенный на средства стольника Племянникова, исказил его до неузнаваемости. К белокаменному зданию подвели угловые кирпичные контрфорсы, над новой четырехскатной железной кровлей вместо шлемовидных установили пять луковичных глав.
В 1810 г. на месте прежней шатровой строится высокая колокольня, которая стоит и поныне. В 1862 г. между ней и северным фасадом собора по проекту архитектора Артлебена возведен отапливаемый Георгиевский придел.
Есть сведения, что в 1870‑х годах собор чуть не снесли, но подключилось Московское Археологическое общество, которое не только отстояло собор, но и добилось первой научной реставрации, проведенной в 1888 – 1891 года. Тогда собору и вернули первоначальные формы, включая шлемовидные купола.
В 1950 – 1953, а затем в 70‑е — начале 80‑х годов проведены серьезные реставрационные работы: укреплены арки, кровля, реставрирована живопись, устроена отопительно-вентиляционная система, нормализован температурно-влажностный режим, покрыт специальным составом белый камень.
Из событий истории
Успенский собор не раз горел и подвергался разграблению. Самое страшное произошло в 1238 году при взятии Владимира монголо-татарами. В соборе укрылись княжеская семья, епископ Митрофан и множество владимирцев, и по свидетельству летописца, все они «плакали». Враги обложили собор снаружи бревнами и хворостом и подожгли его. Люди погибли, храм был разграблен, но устоял. Потом татары его еще раз грабили в том же веке.
В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимир свою резиденцию, по преданию, получил на это знак от Богородицы. Но в 1325 году митрополит Петр переселился из Владимира в Москву.
Однако еще до начала XV века великих князей возводили на престол во владимирском Успенском соборе.В 1410 году орда татарского царевича Талыча опять разграбила собор, содрав с него даже золоченое покрытие куполов. Это событие показано в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». По легенде, храмовая драгоценная утварь была укрыта в тайнике внутри собора и до сих пор не найдена. Татары, требуя указать, где тайник, долго пытали священника Патрикия (в фильме его играет Юрий Никулин), но тот ничего не сказал.
В 1536 году собор снова горел. Кстати, и при съемках фильма «Андрей Рублев» в соборе тоже возникло возгорание, вызвали пожарных, те начали заливать огонь, вода потекла по фрескам…
Об иконах и фресках
Главной святыней Собора со времен Андрея Боголюбского была Владимирская икона Богоматери, написанная по преданию, самим евангелистом Лукой. В 1395 году эта икона уехала в Москву, в Кремль, вслед за митрополичьей кафедрой. Там она и находится, в храме при Третьяковской галерее.
От первоначальных фресок XII века до наших дней сохранились только фрагменты, например, изображения пророков в верхней части храма.
В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев», то есть Даниил Черный и Андрей Рублев. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма и фрагментарные изображения в алтарной части Собора. Большинство дошедших до нашего времени фресок выполнены в XIX веке.
За фрески Рублева десятилетиями идет борьба со временем, влажностью и перепадами температуры, но росписи выглядят неважно. Они явно не были рассчитаны на 600 лет в нашей климатической зоне.
Некрополь Собора
В Успенском соборе похоронены: святой благоверный князь Андрей Боголюбский, князь Всеволод Большое Гнездо, святой благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович (погиб в битве на реке Сить), святая благоверная княгиня Агафия Всеволодовна и священномученик Митрофан, епископ Владимирский (погибли при штурме Владимира татарами), князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского), св. Максим, митрополит Киевский, священномученик Патрикий и многие другие.
Мне нравится1Не нравитсяКомментирование материалов доступно по ссылке
Успенский собор во Владимире
Успенский кафедральный собор был крупнейшим зданием в рамках грандиозного строительства, которое развернул Андрей Боголюбский в новой русской столице – Владимире. Он занял наиболее выгодную точку города – на самом высоком холме. Его золотой купол был виден с далеких подступов к Владимиру и как бы утверждал самостийность владимирского князя и его политические притязания на главенство в феодальной Руси. Собор был заложен в 1158 г. одновременно с Золотыми воротами и городской крепостью. А в 1160 г. главный и самый величественный храм княжества был уже построен. Андрей дал в кормление новому храму княжескую десятину (десятая часть доходов) и большие земельные владения, подражая своему прославленному предку, «крестителю» Руси Владимиру Святославичу, который покровительствовал Десятинной церкви в Киеве.
Для такого крупного строительства были присланы к Андрею Боголюбскому даже мастера белокаменной кладки из империи Фридриха Барбароссы. Это было демонстрацией отказа от киевской помощи и установлению господства владимирского князя на Русской земле. Но и без местных умельцев было не обойтись. Они добывали известковый камень в подмосковных каменоломнях, привозили и тесали его, закладывали трехслойные стены… В 1164 г. в построенный храм была перенесена из Боголюбова икона Божьей Матери, названной впоследствии Владимирской (хранится ныне в Третьяковской галерее). Андрей Боголюбский в свое время привез ее из Вышгорода под Киевом, когда «без отчей воли» уехал в Суздальскую землю. Эта икона – произведение гениального византийского художника – и теперь поражает глубоким лиризмом, теплотой любви матери к ребенку и человечностью.
Однако существующий ныне храм – памятник двух княжений. Собор Андрея Боголюбского сильно пострадал от пожара 1185 г., так что восстановить его в прежнем виде было трудно. Поэтому зодчие Всеволода III Большое Гнездо, брата князя Андрея, в 1185-1189 гг. окружили его новыми стенами («галереями») с четырьмя малыми главами – и старый собор оказался как бы в футляре, внутри нового здания. Стены старого собора были прорезаны большими арочными проемами, превратившись в своеобразные внутренние столбы нового, более обширного храма.
Страшное бедствие снова обрушилось на собор в феврале 1238 г., когда полчища хана Батыя взяли Владимир, несмотря на героическое сопротивление жителей. Татары завалили собор изнутри и снаружи деревом и подожгли: на хорах собора погибла княжеская семья, епископ и часть горожан. Однако здание устояло, и осталась невредима его главная святыня – дважды спасенная от пожара чудотворная икона Божьей Матери.
На протяжении веков Успенский собор еще неоднократно подвергался пожарам и разграблению, а затем – реставрациям, внесшим много искажений в его древний облик. В первой половине XIX в. к собору были пристроены колокольня и невысокая Георгиевская церковь.
А что же осталось от древних стен храма? Со стороны колокольни на одной из закомар можно разглядеть резные фигурки библейского сюжета «Три отрока в пещи огненной» – рельефы, вынутые из старых стен и положенные в наружную облицовку галерей. Женские маски (символ посвящения храма богородице) и звериные маски (символ княжеской власти) по сторонам окон – такого же происхождения.
В интерьере собора в северной галерее-усыпальнице сохранился фрагмент фрески 1161 г. с изображением пророков и павлинов. Сохранилось и несколько фрагментов от фресковой росписи 1189 г. – две фигуры — Артемия и Авраамия — в арочных обрамлениях в юго-западном углу андреевского собора, что связывает их с архитектурой храма и аркатурно-колончатым оформлением фасадов.
Пострадавшую от пожаров роспись собора восстанавливал присланный из Москвы в 1408 г. великий живописец Андрей Рублёв вместе с Даниилом Черным и учениками. По сути, они расписывали собор заново и лишь придерживались старых подходов в размещении сюжетов.
В Успенском соборе сохранилось до 300 кв. м легендарных фресок дружины А. Рублёва. Наиболее значительна композиция Страшного суда на своде под хорами – «Второе и страшное Христово пришествие». После разгрома татарских полчищ на Куликовом поле страна входила в пору нового подъема, мрак уступал перед светом надежд. Поэтому на рублёвских фресках, изображающих ожидание конца света, – умиротворенность. Образы судьи-Христа, апостолов и ангелов лишены суровости. Их лики не пугают, а наполнены душевной теплотой, напоминая лица обычных людей. Фрески притягивают и утешают зрителя, утверждая ценность справедливости.
Из других фрагментов рублёвской росписи следует отметить «Шествие праведников». Рай на соседнем своде символически рисует композиция «Лоно Авраамово»: праотцы Авраам, Исаак, Иаков в цветущем саду. Во всех изображениях проступает внутреннее благородство и искренность гения.
Созданное А. Рублёвым и его сотоварищами живописное убранство Успенского собора завершалось органично вписанным в пространство храма иконостасом, иконы которого составляют ныне гордость Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Петербурге.
Успенский собор – это еще и грандиозный древний некрополь. В северо-восточный угол галерей был перенесен саркофаг с останками первого строителя собора – Андрея Боголюбского. Неподалеку – гробница его брата и наследника, второго строителя собора – Всеволода III Большое гнездо. В некрополе собора с 1923 г. хранится рака с частицей мощей князя Александра Невского, внука Всеволода III (в 1723 г., по указу Петра I, полностью его мощи были перенесены из Рождественского собора Богородице-Рождественского монастыря Владимира в Александро-Невскую лавру Петербурга). Десятки великокняжеских персон покоятся в священных недрах Успенского собора, наполняя его сумрачной и торжественной атмосферой гигантского мавзолея «владимирских самовластцев».
Успенский собор до сих пор поражает своей величественностью и красотой. Недаром итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти, который в конце XV в. был приглашен в Москву на строительство зданий Московского Кремля, было предписано осмотреть владимирский Успенский собор. Именно по его «образу и подобию» был сооружен грандиозный Успенский кремлевский собор для великого князя Ивана III.
Ныне кафедральный Успенский собор во Владимире – памятник архитектуры, веры и духовной красоты – используется совместно Владимиро-Суздальской епархией и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником: свое время – для молитвы, свое время – для экскурсий (вторник-воскресенье: с 13:00 до 16:45).
Успенский собор, как и другие белокаменные памятники средневекового владимирского зодчества, внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Святыни собора:
Время работы с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года:
- Вторник-воскресенье – с 13.00 до 16.45;
- Понедельник – выходной день.
Автор: В. Королькова
Величественный и прекрасный Успенский собор во Владимире
Главная святыня Владимира – величественный и прекрасный – Успенский собор. Когда-то он был главным храмом Владимирского княжества. Его строительство осуществил славный князь Андрей Боголюбский в 1158 году. Правда, выглядел он тогда несколько иначе: имел всего одну главу и вмещал только две тысячи человек. Но и в этом своем воплощении собор стал прообразом для будущего Успенского собора в Москве. В соборе совершались важнейшие события: венчание владимирских князей на княжение, благословение воинов на битвы.
Новый облик владимирский собор получил после пожара в 1185 году. Тогда сильно пострадала вся внутренняя отделка собора. Наследник Боголюбского – князь Всеволод Большое Гнездо решил усовершенствовать архитектуру собора. Он окружает здание галереями по углам которых появляются новые золоченные главы. В итоге площадь собора стала еще больше, а его новый облик стал еще краше, торжественнее, наряднее. Но Успенскому собору суждено было пострадать еще не раз. Сначала от нашествия монгольских полчищ, которые подожгли собор, где укрылась княжеская семья. Собор сильно обгорел, но не разрушился.
В 1408 году за внутреннюю отделку собора берутся известный иконописец — монах Андрей Рублев и его друг Даниил Черный. Но, к сожалению, эти роскошные фрески удалось сохранить лишь частично: пожары и грабежи сделали свое дело, и к XVIII веку собор имел обветшавший и унылый вид. И только реставрация 1888-1891гг. вернула Успенскому собору первоначальный вид.
Сегодня Успенский собор стоит на вершине высокого холма, без него немыслима панорама города. Туристы проходят в него через высокую колокольню, которая тоже является знаменательным образцом архитектуры.
Внешнее убранство собора впечатляет — высокие порталы с резными капителями колонн и резными каменными арками парадно выделяют вход в собор. Барабан центрального купола украшают 12 окон. Не менее красиво внутри храма – пол выложен мозаикой, стены расписаны прекрасными фресками. Сравнительно хорошо от рублевских фресок сохранились композиции, связанные с темой Страшного суда. Это был самый большой иконостас на Руси XV в.
Также владимирский Успенский собор известен тем, что здесь хранилась такая святыня как икона Богоматери, названная Владимирской. Эта византийская икона, написанная евангелистом Лукой, в XII веке была передана в дар Юрию Долгорукому константинопольским патриархом. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский отвез ее во Владимир — новую столицу Руси. Икону поместили в Успенский собор. С Владимирской иконой Божией Матери связано много чудес.
Икону почитали как покровительницу Русской земли. С 1408 года икона находится в Москве, сейчас она находится в Третьяковской галерее.
В соборе в раках покоятся мощи святого князя Андрея Боголюбского, его сына Глеба, а также Георгия Всеволодовича. Также в стенах собора почивают многие владимирские князья, в том числе другой сын Боголюбского Изяслав, и местные архиереи.
Храм не действовал с 1927 по 1944 г.
экскурсии и билеты на сайте Sputnik8
Экскурсия была невероятно интересной!! Гид поведал нам о необыкновенной истории города Владимир🌊🏄🏻♀️ Рассказ был захватывающим в каждом месте нашего путешествия. Все точки нашего маршрута оставляли след в нашей памяти. Надеюсь, мы вернёмся за новыми впечатлениями в этот замечательный город Владимир!
ПодробнееAlexey K.
4 месяца назад
Хорошая, достаточно легкая, краткая ознакомительная экскурсия. Были небольшой группой из 6-ти взрослых и 4-х детей. Экскурсия самое-то для такой компании. Прошли все основные достопримечательности, услышали основные факты, не успели промерзнуть на морозе:). Дмитрию большое спасибо!
ПодробнееРустам
9 месяцев назад
Мне все очень понравилось! Пунктуальный, вежливый, высокопрофессиональный гид Владимир провел экскурсию так, что мы не заметили ни плохой погоды, ни убегающего времени) Прекрасно находит общий язык, улыбчив и вообще очень приятный человек. Узнали много интересного о вашем городе и не только.
ПодробнееNikitina
9 месяцев назад
Получили незабываемые впечатления от экскурсии. Наш гид Александр — знаток дела, который любит свой город и знает его «из самой глубины». Александр — археолог по образованию. Рассказ был очень содержательным и увлекательным. Было очень интересно и детям 10 и 12 лет. Рекомендуем с пометкой «обязательно».
ПодробнееShelkuno
10 месяцев назад
Обзорная экскурсия по Владимиру и Суздалю подходит для тех, кто хочет посмотреть главные достопримечательности древних городов все и сразу))) Замечательный экскурсовод Елена прошла с нами не менее 15 километров. По пути из Владимира в Суздаль Елена продолжала экскурсию. Узнали много нового. Спасибо!!!
ПодробнееОльга
10 месяцев назад
Суздаль остаётся в сердце каждого кто его посетил. Мы увидели город и почувствовали его благодаря удивительному экскурсоводу Ирине Юрьевне. Удивительный человек, энциклопедические знания, Легкая и интересная подача информации, большая любовь к своему городу. Спасибо сотрудникам компании, мы все делали в последний момент, за день заказали экскурсию и все получилось отлично. Всегда очень важно получить впечатления в своём путешествии и если остаётся желание приехать вновь, то поездка удалась. С…
ПодробнееOksana I.
около 1 года назад
Большое спасибо Ларисе за проведенную экскурсию. Очень доходчивый и понятный рассказ. Приятная, хорошо поставленная речь. Благодаря Ларисе я погрузилась в историю Владимира и увидела его совсем с другой стороны. Лариса глубоко владеет материалом, с готовностью отвечает на вопросы. Это была одна из лучших экскурсий, посещённых мной в последнее время.
ПодробнееНаталья
около 1 года назад
Экскурсия очень понравилась, занимательно, познавательно, столько чудесных, исторических достопримечательностей посетели, могли еще слушать и слушать, огромное спасибо экскурсоводу Марине, за чудесное знакомство.
ПодробнееОписание Успенского собора в г. Владимир
Описание Успенского собора в г. Владимир
Успенский собор во Владимире — кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей.
Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральный) храм Владимиро-Суздальской Руси.
Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти.
Первоначальный белокаменный собор был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158-1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.
Согласно сообщению В. Н. Татищева, «по снисканию бо его (Андрея Боголюбского) даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь идет не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.
Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция С.В.Заграевского.
Успенский собор 1158-1160 годов был шестистолпным, трехапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учета апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были достаточно изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремленность вверх. По высоте (32,3 метра) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.
И стены, и крестчатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнен валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.
По данным раскопок 1951-1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158-1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут, и затем были возведены стены.
Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.
Храм 1158-1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Н. Н. Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.
Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные «капители 1158-1160 гг. в виде сдвоенных лежащих львов .
Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее).
Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Е. Е. Голубинский полагал храм пятиглавым, Н. Н. Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведенный Т. П. Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования С. В. Заграевского показали верность гипотезы Е. Е. Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.
После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены четыре малые главы. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров).
Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158-1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186-1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.
В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего пространства храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади.
Фасады всеволодовых галерей членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, с перспективными скосами — вверху.
Суровые глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во времена обстройки собора Всеволодом III.
Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 г.
Относительно строителей галерей Всеволода летопись отмечает, что князь «иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».
В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.
От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Большинство дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.
Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Н. А. Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, который с севера слился с нижнем ярусом колокольни.
В 1886-1891 стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда же утраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древних помогает более сухая графическая манера их резьбы.
В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.
Паломнические поездки к Успенскому собору в г. Владимир
Успенский собор (Владимир)
1. Первоначальный храм 1158 — 1160 лет.
(The original temple 1158 — 1160 years)Первоначальный белокаменный собор был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158 — 1160 лет уже. в 1161 году собор был расписан.
Согласно отчету Василий Татищев, «на основе такого Бо это проявляется в декоративных деталях и методики. такие, например. аркатурно-колончатый пояс Успенского собора, в котором используется чисто романский Wurfelkapitell Запад. происхождение этих деталей очевидно.
Успенский собор 1158 — 1160 лет был шесть апсид, построенным из высококачественного белого камня, качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода. сторона подкупольного квадрата около 6.4 м. несмотря на то, что храм был шестью, его четверик зрительно воспринимался почти кубический, пропорции изящны. В интерьере и экстерьере формы ощущались аспирации до высота. 32.3 м Церковь превзошла Софийский соборы в Киеве и Новгороде.
Стены и крестообразных столбов относительно тонкие, столбы отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние с пилястрами, увенчанный лиственными капителями, профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнен валиком. переход от подпружных арок к центральной 12-окна барабана посредством Тромпов, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.
По данным раскопок 1951 — 1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. подвал был простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. стены собора перешли аркатурно-колончатый пояс часть его сохранилась на северной стене, выше — лента бордюр. капителях колонн рядом с романтика «кубической» форма, в базах данных — клинчатые консоли. стены между колонками были оштукатурены и украшены фресками. основание Церкви 1158 — 1160 это камни пролила раствором не на всю глубину и только два из верхней строки. в них был заложен небольшой белокаменный Бут, и затем были возведены стены.
Вход на хоры собора велось по лестничной башней, примыкающей к западной ограде северной стены храма.
Храм 1158 — 1160 лет, был украшен скульптурами зооантропоморфного типа. декор в здание собора галереями во второй половине 1180-х лет не сохранилась, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах Всеволодович галереи.
Фасады клинике сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали делится на два слоя аркатурный Фриз. В Центральной закомары были рельефными композициями «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158 — 1160 лет в виде две лежащих Львов.
Живопись собора сохранилась фрагментарно. В живописи 1161 года фигуры пророков между колоннами севере аркатура Фриза и изображения павлина в Северной галерее.
Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени был весьма спорным. В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведенный Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологических исследований Сергей Заграевский показал гипотеза лояльности Голубинского о пяти куполах Собора Андрея Боголюбского.
Величественный и красивый Успенский собор во Владимире
Главная святыня Владимира — величественный и красивый Успенский собор. Когда-то это был главный храм Владимирского княжества. Его строительство было инициировано славным князем Андреем Боголюбским в 1158 году. Однако тогда оно выглядело несколько иначе: оно было только одним куполом и вмещало всего две тысячи человек. Тем не менее, даже в таком виде собор стал прообразом будущего Успенского собора в Москве.Собор предназначался для проведения важных мероприятий: коронации владимирских князей и благословения воинов, отправляющихся на поля сражений.
Свой новый облик собор приобрел после пожара 1185 года, сильно повредившего внутреннее убранство церкви. Наследник Боголюбского князь Всеволод Большое Гнездо решил улучшить архитектуру собора. Он окружил здание галереями, по углам которых появились новые позолоченные купола. В результате площадь собора стала еще больше, а ее новый облик стал еще красивее, торжественнее и изящнее.Однако Успенскому собору суждено было страдать снова и снова. Сначала было нашествие монгольских орд, которые подожгли собор, где укрылась княжеская семья. Собор сильно сгорел, но не был разрушен.
В 1408 году внутренним убранством собора занимались известный иконописец Андрей Рублев и его друг Даниил Черный. Но, к сожалению, великолепные фрески сохранились лишь частично: пожары и грабежи сделали свое дело; к 18 веку собор приобрел ветхий и унылый вид.Благодаря реставрации 1888–1891 гг. Успенский собор получил первозданный вид. Сегодня Успенский собор стоит на вершине высокого холма и является неотъемлемой частью панорамы города. Туристы входят через высокую башню, которая также является замечательным образцом архитектуры.
Внешний вид собора впечатляет — парадный вход в собор выделяется высокими порталами с резными капителями колонн и богато резными каменными арками.Барабан центрального купола украшают 12 окон. Не менее красиво и внутреннее убранство церкви: пол выложен мозаикой; стены расписаны красивыми фресками. Относительно хорошо сохранились фрески Рублева, связанные с темой Судного дня. Здесь был самый большой иконостас в России XV века.
Кроме того, Владимирский Успенский собор известен своей иконой Владимирской Богородицы. Византийская икона, написанная Евангелистом Лукой в XII веке, была подарена Юрию Долгорукому Константинопольским Патриархом.Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский привез его во Владимир, новую столицу России. Икона была помещена в Успенский собор. Владимирская икона Божией Матери связана с многочисленными чудесами. Икона почиталась как покровительница земли Русской. В 1408 году икона была перенесена в Москву; сейчас хранится в Третьяковской галерее.
Собор является местом захоронения святого князя Александра Боголюбского, его сына Глеба, а также Георгия Всеволодовича.В стенах собора хранятся могилы нескольких владимирских князей, в том числе еще одного сына Боголюбского, Изяслава и местных епископов.
Храм был закрыт с 1927 по 1944 год.
Успенский собор | собор, Москва, Россия
В Москве: КремльУспенский собор — старейший из белокаменных построек в 1475–1479 гг. В итальяно-византийском стиле. Его чистые, простые и красиво пропорциональные линии и элегантные арки венчают пять золотых куполов.Православные митрополиты и патриархи 14-18 веков…
ПодробнееРусская архитектура
- В западной архитектуре: Киевская Русь и Россия
Эти церкви, Успенский (Успенский) собор и собор Святого Архангела Михаила, были в значительной степени созданы по образцу церквей Владимира. От итальянцев требовалось включить основные черты византийского планирования и дизайна в новые соборы; только во внешнем убранстве…
Подробнее
Работа Дионисия
- В Дионисии
… Волоколамск — украшал стены Успенского собора, главного собора Кремля.В 1481 году великий князь Московский Иван III приказал Дионисию, который в то время возглавлял иконописную мастерскую, поработать над иконостасом (ширмой, отделяющей алтарь от нефа в восточных церквях)…
Подробнее
собор, Москва, Россия
Альтернативные названия: Успенский собор, Успенский собор
Узнайте об этой теме в этих статьях:Архитектура Москвы
- В Москве: Кремль
Успенский собор — старейший из белокаменных построек в 1475–1479 годах в итальянско-византийском стиле.Его чистые, простые и красиво пропорциональные линии и элегантные арки венчают пять золотых куполов. Православные митрополиты и патриархи 14-18 веков…
Подробнее
Русская архитектура
- В западной архитектуре: Киевская Русь и Россия
Эти церкви, Успенский (Успенский) собор и собор Святого Михаила Архангела, в значительной степени были созданы по образцу церквей Владимира. От итальянцев требовалось включить основные черты византийского планирования и дизайна в новые соборы; только во внешнем убранстве…
Подробнее
Работа Дионисия
- В Дионисии
… Волоколамск — украшал стены Успенского собора, главного собора Кремля.В 1481 году великий князь Московский Иван III приказал Дионисию, который в то время возглавлял иконописную мастерскую, поработать над иконостасом (ширмой, отделяющей алтарь от нефа в восточных церквях)…
Подробнее
Успенский собор, Москва
Какова история Успенского собора и что там можно увидеть?
- Успенский собор был возведен в конце 15 века и следующие четыреста лет действовал как религиозный центр России, где проводились мероприятия государственного значения
- Архитектура и убранство Успенского собора отражают его важную роль в истории России.Стены покрыты драгоценными фресками, средневековый иконостас простирается от пола до потолка, а стены выложены гробницами патриархов и митрополитов
Средневековая и Императорская Россия
Первый каменный собор на этом месте был заложен в 1326 году московским митрополитом Петром и великим князем Иваном I. В конце 14 века Иван III в рамках реконструкции Московского Кремля приказал построить новый Успенский собор (Успенский собор). ) быть построенным.Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти между 1475 и 1479 годами с использованием новейших технологий, обеспечивающих большие размеры и устойчивость собора.
В течение следующих четырех столетий Успенский собор был религиозным центром России. Здесь проходили мероприятия национального значения, такие как коронация российских князей и царей, инаугурации митрополитов и патриархов, богослужения в честь предстоящих военных кампаний и военных побед, а также объявление важных публичных мероприятий.С XIV по XVII века в Успенском соборе хоронили главы Русской Православной Церкви. Хотя большинство королевских венчаний проводилось в Благовещенском соборе (личной часовне царской семьи), самые важные венчания проходили в Успенском соборе
.Знаете ли вы? Деятельность Успенского собора ознаменовала новую независимость Русской Православной Церкви. Раньше митрополиты должны были ехать в Константинополь для рукоположения, и здесь был назначен первый патриарх России Иов.
Как и другие соборы на Соборной площади Кремля, Успенский собор был разграблен польско-литовскими войсками и армией Наполеона в 1612 и 1812 годах и многократно пострадал от пожаров на протяжении веков.
Советская Россия и за ее пределами
После Октябрьской революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Ленин лично разрешил провести последнее пасхальное богослужение в 1918 году, и службы возобновлялись только в 1990 году.Благодаря реставрационным работам, проведенным в советское время, великолепный интерьер собора очень хорошо сохранился.
Знаете ли вы? Успенский собор уникален во всем, кроме названия — в России более 30 церквей с таким названием!
Что можно увидеть в Успенском соборе?
Величественный Успенский собор построен по образцу Успенского собора во Владимире, одном из городов Золотого кольца Древней Руси, и в его дизайне сочетаются древнерусская религиозная архитектура с элементами Возрождения.Хотя Успенский собор не так богато украшен, как другие соборы Кремля, тем не менее, это захватывающее зрелище. Его крышу венчают пять позолоченных куполов, олицетворяющих Иисуса и четырех евангелистов и отражающих серебряные купола церкви Двенадцати Апостолов, стоящей рядом.
Знаете ли вы? На звоннице Успенского собора находится самый большой звонкий колокол в Москве! Большой Успенский колокол весит 62,5 тонны. Рядом на Соборной площади стоит самый большой колокол в мире — Царь-колокол.
Ввиду того значения, которое Успенский собор имел в российском государстве, особое внимание было уделено убранству его интерьера, а выдающиеся образцы русского искусства покрывают стены от пола до потолка. Его фрески и иконы являются произведениями искусства, имеющими международную художественную ценность, а в соборе также находится самая старая из сохранившихся фресок Кремля. Фрески на куполе изображают образы Бога, столбы украшены христианскими мучениками, а различные участки стен посвящены сценам из Евангелия, из жизни Девы Марии и Семи Вселенских соборов, сыгравших основополагающую роль в христианстве. Православная история.Помимо картин, посетители могут полюбоваться искусными изделиями из дерева, металла и декоративными люстрами.
Грандиозный пятиъярусный иконостас, созданный в 1653 году, занимает всю стену собора, поднимаясь от пола до потолка с иконами, написанными средневековыми русскими мастерами. Перед иконостасом стояли молельни царя, царицы и патриарха, которые сидели под богато резными шатрами. Вдоль стен находятся мощевики и могилы российских митрополитов и патриархов XIV-XVIII веков.
Основная информация для посетителей
Адрес и контактная информация
Соборная площадь, Московский Кремль, Москва, 103132
Тел: +7 (495) 695-46-31 (билетная касса)
Веб-сайт: https://assuming-catintage.kreml.ru/
Ближайшее метро: Библиотека имени Ленина / Александровский сад / Боровицкая (550 м)
Часы работы
С 15 мая по 30 сентября — с 9:30 до 18:00, с 1 октября по 14 мая — с 10:00 до 17:00. Закрыто по четвергам.
Стоимость билета на посещение ансамбля Соборной площади, включая Успенский собор, составляет 700 рублей.
Музеи Московского Кремля: УСПЕНСКИЙ СОБОР
Успенский ( Успенский ) собор расположен на Соборной площади, которую окружают выдающиеся образцы древнерусского зодчества: соборы и церкви, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата и Патриарший дворец. Собор посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы и был построен как главный храм Российского государства.
В 1326 году первый московский митрополит Петр повелел перенести митрополичьи кварталы из Владимира в Москву. В настоящее время Великий князь Московский Иван Калита («Денежный мешок») начал строительство собора. Новое здание было построено в 1479 году по указу великого князя Русского Ивана III, который объединил все русские княжества под властью Москвы. Известный архитектор Аристотеле Фиораванти из Болоньи был приглашен в Россию для проектирования и строительства.
F или шесть веков Успенский собор был национальным и религиозным центром России: здесь ставили на царство великих князей, короновали царей и короновали императоров.Кроме того, проводились инаугурации епископов, митрополитов и патриархов; объявлялись царские указы и заявления; Здесь проводились богослужения за успешные военные походы и благодарственные молебны. Собор стал местом захоронения русских святителей — митрополитов и патриархов 14-17 веков. В частности, в соборе находятся драгоценные святыни с мощами московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.
Считающийся главным храмом России, собор превосходил все предыдущие церкви как по размеру, так и по великолепию внутреннего убранства.Для росписи стен и икон в соборе были приглашены выдающиеся художники со всей страны. Со временем он собрал богатую и поистине уникальную коллекцию памятников русского средневекового искусства, которая бережно сохранялась и приумножалась на протяжении веков.
После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам почти все иконы и фрески были обнаружены из-под более поздних росписей.С 1990 г. в Успенском соборе возобновились богослужения.
Владимир — Going Russia
Владимир
Колыбель России и, наряду с соседним Суздалем, источник ее истории, Владимир может похвастаться богатым архитектурным наследием. Он был заселен как минимум с эпохи палеолита: поселению Сунгирь 25000 лет. Нынешний город Владимир был основан в 1108 году киевским князем Владимиром Мономахом, но современные исследования датируют его основание в 990 году Владимиром Великим, отцом русского православия.Его значение достигло пика при князе Андрея Боголюбском, который сделал Владимир столицей Владимиро-Суздальского княжества и, следовательно, самым важным городом в России с 1157 года до монгольского нашествия в 1238 году. С этого момента он начал медленно угасать, уступая власть Москве. Тем не менее, он оставался кафедрой Русской Православной Церкви до 1325 года, а до 1432 года во Владимире короновались великие князья России. С другой стороны, упадок города способствовал сохранению его средневековых памятников, и отчасти из-за этого Владимир, один из городов Золотого кольца, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Обзорная экскурсия по Владимиру . Большинство основных памятников Владимира были построены как российскими, так и зарубежными архитекторами и мастерами во времена славы города. Мы совершим поездку по центру, чтобы открыть для себя его самые интересные достопримечательности, в том числе Golden Gate . Он был возведен в 1158 году как главный вход в город, входящий в состав его 12 90–160-х годов века стен. Ворота были покрыты золотыми пластинами, а наверху стояла небольшая церковь, посвященная Положению Ризы.
Посещение Успенского собора (Успенского собора) , построенного князем Андреем Боголюбским, который похоронен здесь, в бывшем Владимирском кремле. Он задумывался как центр Русской церкви, а его картины являются одними из лучших в русском искусстве. После того, как первоначальные фрески на его стенах были уничтожены монголами в 1238 году, новые фрески были написаны гроссмейстером Андреем Рублевым в 1408 году, а иконостас в стиле барокко был добавлен в 1774 году. Он считается одним из важнейших памятников России. вдохновил множество церквей и соборов по всей стране, в первую очередь его однофамилец в Московском Кремле.
Посещение Дмитриевского собора . Построенная в 1194 году как королевская церковь для князя Всеволода III, ее главными достоинствами являются резьба по камню на фасаде, посвященная царю Давиду, Александру Великому и Самсону; и 12 фресок -х годов века, украшающих его интерьер и изображающих сцены Страшного суда.
Успенский собор, Владимир, Россия — SpottingHistory.com
Церковь Вознесения Пресвятой Богородицы на Небеса (также известная как Церковь Святой Марии) — кирпичная готическая церковь, известная своим деревянным алтарем, вырезанным Фейтом Штоссом.Согласно летописцу Яну Длугошу, первая приходская церковь на Главной площади в Кракове была основана в 1221–1222 годах краковским епископом Иво Одровем. Здание было разрушено во время монгольского нашествия на Польшу. Между 1290–1300 гг. На уцелевшем фундаменте была построена новая раннеготическая церковь. Его освятили двадцать лет спустя, в 1320 году.
Церковь была полностью перестроена во времена правления Казимира III Великого между 1355 и 1365 годами при существенном участии богатого ресторатора Миколая Вежинека.Был удлинен пресвитерий и добавлены высокие окна. Основной корпус церкви был завершен в 1395–1397 гг. С новым склепом, построенным мастером Николаем Вернером из Праги. Однако свод пресвитерия рухнул в 1442 году из-за возможного землетрясения, которого никогда не случалось ни до, ни после в Кракове.
В первой половине 15 века были пристроены приделы. Большинство из них принадлежат мастеру Францишку Вехоню. В то же время была возведена северная башня, которая должна была служить сторожевой башней для всего города.В 1478 году плотник Мацей Геринг изготовил для башни шлем. В 1666 году на него возложили позолоченную корону, которая сохранилась до наших дней. В конце 15 века церковь Святой Марии была обогащена скульптурным шедевром — алтарем Вейт Стосса (Ołtarz Mariacki Wita Stwosza) позднеготического дизайна.
В 18 веке по решению викария Яцека Августина Лопацкого интерьер был перестроен в стиле позднего барокко. Автором этой работы был Франческо Плациди. Были заменены все 26 алтарей, оборудование, мебель, скамейки и картины, а стены украшены полихромией работы Анджея Радваньского.
В начале 19 века город решил закрыть кладбище возле базилики и превратить его в общественную площадь. Сегодня она известна как Plac Mariacki (Марианская площадь). В 1887–1891 годах под руководством Тадеуша Стрыенского базилика была построена в неоготическом стиле. Храм приобрел новый дизайн, росписи расписаны и профинансированы Яном Матейко, который работал со Станиславом Выспянским и Юзефом Мехоффером — авторами витражей в пресвитерии.
Каждый час с вершины самой высокой из двух башен Святой Марии звучит сигнал трубы, называемый Hejnał mariacki. Заунывная мелодия прерывается на середине потока в память о знаменитом трубаче 13 века, который был ранен в горло, когда бьет тревогу перед нападением монголов на город. Полуденный hejnał слышен по всей Польше и за границей в прямом эфире польской национальной радиостанции Radio 1.
Базилика Святой Марии также служила архитектурной моделью для многих церквей, которые были построены польской диаспорой за рубежом, особенно таких, как церковь Св.Михайловский и Св. Иоанна Кантия в Чикаго, оформленный в стиле так называемого польского собора.
Успенский собор — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты
Российское государство образовалось в IX веке в Великом Новгороде, а затем столица была перенесена в Киев. Однако в период феодальной раздробленности, в XII веке, Владимиро-Суздальское княжество с центром во Владимире стало сильнейшим.
Князь Андрей Владимирский, также известный как Андрей Боголюбский, решил построить храм, чтобы подчеркнуть статус Владимира как политического центра России.Успенский собор был построен во Владимире в 1158–1160 годах, а спустя 30 лет после пожара собор был значительно расширен в 1186–1189 годах. С тех пор он оставался неизменным до наших дней.
Успенский собор во Владимире построен в 1158 году
Памятник князю Владимиру и святому Федору, крестителям Владимира у Успенского собора
В XV веке многие иконы и фрески Успенского собора написал великий русский иконописец Андрей Рублев.