Разное

Храм в николая чудотворца: Николай Чудотворец — кто это? Почитание Николая Чудотворца в христианстве: храмы, иконы

Николай Чудотворец — кто это? Почитание Николая Чудотворца в христианстве: храмы, иконы

Кем был Святитель Николай? Почему его называют «Угодником»? Какова история мощей Николая Чудотворца?

Содержание статьи

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Святитель Николай Чудотворец: житие

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца.

Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз — после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим.

Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито.

Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) — в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского — в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского — тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой — в память чудесного спасения, по молитвам святителя, городе Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Чудеса Святителя Николая Чудотворца

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных.

Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Почитание Николая Чудотворца на Руси

Имя святителя Николая — одно из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию он жил на рубеже III–IV веков (иногда называют даже точные даты жизни: 260—343 гг.) и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание — Мирликийский (нередко пишут — Мир Ликийский). Еще при жизни святитель Николай прославился многими подвигами и чудесами во славу Христову. Поэтому день его погребения — 6 (19) декабря — стал общехристианским праздником. На Руси этот день стали прозывать Никола зимний.

На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами.

Прежде всего, в 1087 году из города Миры мощи святого были украдены норманнами и перевезены в итальянский город Бари, сначала в церковь св. Евстафия, а затем, в 1089 году, по повелению папы Урбана II их перенесли в специально построенный во имя св. Николая католический собор, где они хранятся и поныне. Русь очень быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника — «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно — в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора Сказания. Более того, само Сказание придает событиям, случившимися с мощами Николая Мирликийского чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г. Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры, и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого.

Кроме того, в те же годы письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвященном святителю Николаю.

«Чудо о некоем детищи утопшем» показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках. Уже в конце XI века день перенесения мощей святителя Николая стал считаться праздничным в Русской Православной Церкви. Во всяком случае, в месяцеслове при Евангелии 1144 года 9 (22) мая обозначалось как праздничный день. В русской православной традиции этот день получил именование Никола вешний.

Но вот что интересно. Если византийская церковь почитала Николу зимнего, как общехристианский праздник, то Николу вешнего в Византии не признали в качестве праздничного, ибо он был установлен римским папой, да и сами мощи Николая Чудотворца, выкраденные норманнами, оказались в пределах римско-католической церкви. Следовательно, в данном случае Русская Церковь проявила явную самостоятельность. Почему это произошло?

Видимо здесь, с одной стороны, проявились давние контакты Древней Руси с Западом, продолжающие сохранять свою актуальность. С другой стороны, более лояльное, нежели византийское, отношение к римской церкви продолжало существовать и у церковнослужителей, поддерживающих принципы кирилло-мефодиевской традиции. Кроме того, многие древнерусские князья были связаны с западноевропейскими княжескими и королевскими родами династическими узами. Немалую роль сыграло и желание в этот период русских князей доказать свою независимость от Константинополя.

Но ведь самое интересное, что установление неканонического, с византийской точки зрения, праздника поддержало и греческое руководство Русской Церкви. Скорее всего, подобная ситуация объяснялась тем, что признавая новый праздник знаменитого святого и устанавливая на Руси его особое почитание, митрополиты-греки стремились ослабить влияние раннего русского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Дело в том, что постепенно культ Николая Чудотворца стал вытеснять почитание святого Климента папы Римского, а значение Софийского собора, как главного храма Киевской Руси, постепенно стало вытеснять такое же значение Десятинной церкви. И в целом, особое почитание Николая Чудотворца, в конечном итоге, ослабило влияние культа Климента папы Римского (и кирилло-мефодиевской традиции в целом) именно потому, что изначально оба эти культа выражали одну и ту же идею — идею независимости Русской Церкви и от Константинополя, и от Рима. Однако, с точки зрения греческой церкви, культ святителя Николая был, так сказать, «более управляем».

Впрочем, небесное покровительство Николая Чудотворца Русской Земле не зависело ни от каких расчетов. В последующие годы и столетия на Руси произошло множество чудес, связанных с именем святителя Николая. Так, около 1113 года близ Новгорода в одном потоке на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, чудесным образом исцелившая новгородского князя Мстислава. В начале XIII века Русь обрела еще одну чудотворную икону — повинуясь неоднократному повелению святителя Николая, священник из Корсуни Евстафий взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир и, объехав окольным водным путем, через Ригу и Новгород, привез ее в рязанские земли в город Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип, ставший называться «Никола Зарайский».

В XIII–XIV вв. св. Николай свершил чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали. С тех пор Николай Чудотворец считается небесным покровителем города, а главный городской собор Можайска был посвящен святителю Николаю.

В Никольском храме Можайска находилась необычная для традиционных православных представлений деревянная резная скульптура святителя Николая Чудотворца, причем выполненная в неожиданном иконографическом типе: святитель изображен с мечом в правой руке, а в левой руке он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной с храмом внутри (резное изображение храма, которое вставлялось в изображение города, к сожалению, было утеряно еще в древности). Резная скульптура святителя со временем стала объектом отдельного поклонения. С конца XV в. к ней совершались специальные паломничества, в XVI–XVII вв. скульптуру украсили драгоценными камнями, жемчугом и золотом.

Когда, как и кем было создано резное изображение святителя Николая, и когда оно оказалось в Можайске неизвестно. К примеру, время создания скульптуры определяют и концом XIII в., и серединой XIV в. и даже началом XV в. По преданиям, изображение этой скульптуры находилось на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского. Предполагают также, что первоначально эта скульптура была размещена на городских Никольских воротах, а уже позднее ее перенесли в Никольскую церковь.

Но как бы то ни было, это древнее и нестандартное изображение святителя Николая стало очень популярно на Руси и послужило основой для рождения нового иконографического типа, который так и назвали — «Никола Можайский». И с той поры в разных русских городах появилось множество икон, на которых святитель держал в правой руке меч, а в левой — храм. Ныне сама древняя скульптура Николы Можайского находится в Государственной Третьяковской галерее.

И в дальнейшем на Руси было множество чудес, которые православный люд считал чудесами, сотворенными святителем Николаем. К примеру, в конце XV века Николай Чудотворец, вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, прославился исцелением великокняжеского отрока. Этот список можно продолжать еще довольно долго.

Главное же состояло в том, что святитель Николай стал поистине народным святым, прозываемым по-простому Николой или Миколой. Ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской Государственной Библиотеке хранится более 500 рукописей XII–XX веков), храмов, монастырей, икон. А сам образ святителя Николая Чудотворца, как милостивого, доброго, земного святого и многие столетия продолжает освящать сердца русских людей.

О Святом Николае и его мощах

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию.

В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе — все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя.

Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.

Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Храмы в Москве, где можно поклониться мощам Святителя Николая

Иконы и фрески с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV — VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X — XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Роспись церкви Санта Мария Антиква. Ок. 720 г. Рим (святитель Николай справа)

Образ святителя Николая (в рост или поясной) присутствовал в декорации византийских и древнерусских храмов, где он мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Фресковые и мозаичные образы святителя Николая сохранились в константинопольском соборе Св.Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.

Мозаика апсиды собора Св.Софии в Киеве. Ок. 1037 г. Фрагмент

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя — образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св.Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».

Николай Чудотворец со святыми на полях. Кон.X — нач.XI в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор — атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.
Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Реставрационные исследования, проведенные в 1920-х годах, показали, что хранившаяся в соборе икона «Николы Мокрого» была написана не ранее XIV века на Руси. Видимо, это был чтимый список с первоначального образа. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не был найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Никола Дворищский. XII в. Новгород. Новгородский музей-заповедник

Иконы «Николы Можайского» известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством городу Можайску. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе над собором, держа поднятый клинком вверх меч в правой руке, а в левой — модель обнесенного крепостной стеной храма. Испуганные видением неприятели бежали, а жители сделали резное изображение святителя. Предполагают, что эта скульптура, датируемая концом XIV века, хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Никола Можайский. XIV в. ГТГ, Москва

Об истоках иконографии таких резных статуй (а впоследствии и икон) в науке существуют различные мнения. Предполагалось, что данный иконографический тип стал развитием древнерусской традиции изображения «Николы Зарайского». Некоторые ученые считали такую иконографию романской, заимствованной в Западной Европе, где был распространен образ воинствующего святителя с мечом в руке. Появление образа объясняли и возможным участием балканских мастеров в строительстве в XIV веке Никольского собора в Можайске. А.В.Рындина предложила убедительную версию, связывающую появление этого памятника на Руси с литургическими и обрядовыми преобразованиями митрополита Киприана и византийской традицией почитания мощей. Эта версия связывает происхождение резных образов со скульптурой святителя, вложенной сербским королем Урошем в начале XIV века в базилику в Бари и предназначавшейся для размещения над ракой с мощами.

Образ святителя Николая, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных, стал особенно популярен на Руси, терзаемой в XV — XVI веках набегами и войнами. Меч истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17), которым должны иссекаться грехи. Как небесный покровитель города святой Николай защищал жителей от всякого греха и напасти, как духовной так и телесной.

Широкое распространение на Руси получила иконография, именуемая «Никола Зарайский». На иконах такого типа святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта).

Никола Зарайский и ап. Филипп. 1-ая половина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась — «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».

Некоторые созданные на Руси образы Николая Чудотворца не представляют какой-либо отдельной, новой иконографии, радикально отличающейся от предыдущих. Эти образы вполне вписываются в традиционные схемы изображения. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь — «Никола Гостунский».

Фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря. 1103-1113гг. ГТГ, Москва

Фреска Георгиевского собора в Старой Ладоге. Посл.четверть XII в.

Свт. Николай с избранными святыми. Конец XII в. Новгород. ГТГ, Москва

Свт. Николай с житием. 1-ая половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция

Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей, Спб.

Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник

Никола.1-ая половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва

Икона, вложенная в 1327г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия

Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия

Икона. XIV в. Музей Македонии, Скопье, Македония

Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание

Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Кон.XV — нач.XVI в.

Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Никола Зарайский с клеймами жития. 1-ая половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей

Никола Можайский. Пелена. 2-ая половина XVI в. Русский музей, Спб.

Никола Можайский. XVII в. Русский Север

Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва

Свт. Николай с житием. XVII в. Музей икон, Охрид, Македония

Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях. XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства

Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII век. Москва. Государственный исторический музей, Москва

Никола Можайский. Литая икона. Россия. XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва

О Николае Чудотворце на «Правмире»:

Фильмы о Николае Чудотворце

Документальный фильм Аркадия Мамонтова «Святой Николай Чудотворец»

Православие. Молитва. Акафист Святителю Николаю

Беседы с батюшкой. Принесение мощей свт. Николая

Азы православия. Николай Чудотворец

Храм святителя Николая в Толмачах

С праздником, дорогие братья и сестры! Сегодня, когда, кажется, что поводов для радости остается все меньше, мы с особым теплом празднуем память святителя Николая Чудотворца. Празднуем день его смерти. Такое сочетание слов, на первый взгляд, может показаться странным: праздник о смерти.

Марию Богоотроковицу верно да восхвалим: днесь бо вводится во Святая Святых воспитатися Господу. Икос на утрене С праздником, дорогие братья и сестры! Событие, которое мы сегодня вновь переживаем вместе с Церковью, так радостно, светло и значительно, что уже много веков назад стало…

СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ ДЕНЬ ПАМЯТИ — 21 НОЯБРЯ (ПО НОВ. СТ.) Архангел Михаил – один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир,…

С праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, дорогие братья и сестры! «С самого начала христианства на Руси, — говорил в своей проповеди на праздник Покрова митрополит Антоний Сурожский, — Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом,…

Крест – хранитель всея вселенныя; Крест – красота Церкве; Крест – царей держава; Крест – верных утверждение; Крест – ангелов слава и демонов язва. Светилен праздника С великим праздником, дорогие братья м сестры! Сегодня вновь в наших храмах воздвигают – то…

Человек! Прейдя умом твоим все творения и смотри, может ли что сравниться или превзойти святую Деву Богородицу? Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух,  углубись мыслию в небеса, испытай все невидимые силы, и скажи, есть ли другое подобное чудо во всех тварях?

ЛЕКЦИИ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВИЯ (Библеистика, История Церкви, Литургика) для взрослых 27 сентября в воскресение после Божественной Литургии состоится молебен перед началом учебного года, запись в учебные группы и получение пропусков. Занятия проходят с октября по май в «Культурном центре в Толмачах». Адрес: Малый Толмачевский переулок,…

«… я́ко изба́вльшеся от злых прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,  све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́…» из кондака Праздника Дорогие братья и сестры! Снова собирает нас под свой честной омофор Владычица наша Пресвятая Дева Богородица. Чудотворная икона Владимирская сегодня, как и каждый год 8…

☦Церковь Николы Явленного на Арбате (не сохранилась): история и фото.

Считается, что Никольский храм построил Борис Годунов в 1593 году.

Церковь стоит на углу Арбата и Серебряного переулка на изгибе улицы, поэтому раньше она хорошо просматривалась с обеих сторон. Вход был в переулке, а большой двор шел вглубь параллельно Арбату.

В храме находился образ Николая Чудотворца, и церковь получила имя Николы Явленного по явленному от этой иконы чуду исцеления. Храм очень почитали, поэтому он стал усыпальницей многих именитых людей того времени.

В 1617 году церковь Николы Явленного пополнилась Покровским приделом. В то время польский королевич Владислав, приглашенный в Смутное время на русский престол, прислал войска под предводительством гетмана Сагайдачного. Они дошли до Арбата, но их отбросили от московских стен. Эта первая победа Романовых произошла как раз в ночь на праздник Покрова.

Известно, что в церкви Николы Явленного на Арбате молилась императрица Елизавета Петровна. Она пожаловала храму святыню — список чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, прославленной исцелениями от лихорадки.

Война 1812 года не обошла храм Николы Явленного стороной.

Лев Толстой при написании «Войны и мира» изучил этот период: близ Никольского храма маршал Мюрат сделал остановку, ожидая донесения. Здесь же Пьер Безухов собирался убить Наполеона.

В пожаре 1812 года церковь Николы Явленного чудесным образом сохранилась, а у ее стен похоронили самых знатных героев войны. Среди них был, например, генерал Василий Вяземский, когда-то служивший адъютантом Суворова и павший в битве при Березине в декабре 1812 года.

Николай Гоголь часто посещал церковь Николы Явленного и молился перед Ахтырской иконой. Он считал ее своей покровительницей. Кроме того, писателя даже назвали Николаем в честь Николая Чудотворца по обету, который дала мать Гоголя.

Что есть что в церкви

Судьбу церкви Николы Явленного изменил 1917 год.

Новая власть изъяла из храма все ценности, корме чудотворной иконы святителя Николая. За это настоятель Василий Соколов поблагодарил членов комиссии, но благодарность не помогла — скоро Ревтрибунал приговорил священников к расстрелу.

В 1931 году церковь Николы Явленного вместе с колокольней снесли. На ее месте собирались построить ведомственную поликлинику Наркомата обороны, но поставили типовое здание школы.

А вы бы хотели дополнить рассказ о церкви Николы Явленного на Арбате?

Храм Св. Николая Чудотворца в Дербенях

Храм Святителя Николая Мирликийского в Дербеневе

 

Адрес Храма:101000, Москва, Уланский пер., 11, стр.1
Ближайшее метро:«Тургеневская»
Телефон Администрации:+7 (985) 085-50-63
Электронная почта:[email protected]

Настоятель храма:

Митрополит Игнатий (Пологрудов)

Помощник настоятеля (церковный староста) :

Бобрикова Лидия Владимировна

Реставрационно — восстановительные работы Храма
нуждаются в Вашей помощи!

Реквизиты счета Храма:

Местная религиозная организация Православный приход храма свт. Николая Мирликийского в Дербеневе гор. Москвы (Московский Патриархат) 
101000, Москва, Уланский пер., дом 11, стр. 1

БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ:

ПАО Сбербанк, г. Москва
р/с 40703810038290030489

к/с 30101810400000000225
БИК 044525225
 ИНН 7704001067
КПП 770801001
ОКПО 34600622

При перечислении пожертвованных сумм, ОБЯЗАТЕЛЬНО указывать цель: «Добровольное пожертвование на уставную деятельность»

Также вы можете пожертвовать суммы на банковскую карту (Сбербанк)
5336 6902 3282 5234
или по номеру телефона:
тел. +7 915 158 86 10
Изюмова Татьяна Васильевна (казначей храма)

Да благословит Вас Господь за Ваши добрые дела!

Русская Православная Церковь

М о с к о в с к и й  П а т р и а р х а т

Храм Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Вы идёте не спеша… Именно идёте, любуясь сказочной красотой своего края. Множество звуков, порой забытых ранее, чаруют ваш слух. Мысли становятся спокойнее, движения — плавнее. Теплом и покоем заполняется душа, хочется петь. Дорога, по которой вы идёте, прыгает, извивается, то, поднимаясь вверх, то, стремглав падая вниз, обнажая новые горизонты с блёстками стремительных ручьёв и речушек, озерцов, прудов, разрытые карьеры, старинные погосты и церкви.

Неожиданно, что-то заставляет вздрогнуть, затем прислушаться. Что это? Тихий удар колокола, бархатное звучание разливается в пространство… Затем тишина…. Она становится звенящей… Удары повторяются с интервалами, известными только звонарю. Колокольный звон переходит в многоголосье, на все лады зазывая люд на богослужение.

Так куда же ведёт эта дорога? Она ведёт в Храм. И не возможно пройти мимо, или обойти. Ноги сами ускоряют шаг, сердце вот-вот вырвется из груди. Тревога, смятение, волнение сменяются желанием быть ТАМ, откуда разливаются эти божественные звуки.

Церковь видна не сразу. Её прячут холмы. Промелькнула речка Молодильня. Интересно, как холодна в ней вода? И много ли в ней ключей? Сразу вспоминаются герои сказок «Конёк-горбунок»… Последний взлёт на пригорок. Наконец, поворот, и Свято-Никольский храм, величественный и светлый, вырисовывается во всей своей красе. На душе — лёгкая тревога: как примет обитель нового человека? Вот они, ворота, и…

Храм встречает прихожан теплом, добром, исходящим отовсюду, мудрыми напутствиями и божественным озарением. Многие, именно здесь, заново обрели отеческую православную веру, познали истинного Бога, воцерковились… Под сводами Храма даже маленькие дети, сложив ручки, нежно шепчут не до конца понятные слова молитвы и становятся на коленки. Они верят всерьёз, глубоко… и полностью во власти Божьей. Они учат нас чистоте мыслей и смирению. Это место, где не болит душа, и хочется плакать не от горя, а от счастья, ибо ты жив, здоров, коль скоро смог оказаться здесь и сейчас; это прибежище, где люди приобретают уверенность и хоть на некоторое время становятся чище в помыслах и поступках своих.

Правда, сделать первый шаг к исцелению бывает далеко не просто, снять тягостное бремя грехов и ошибок со своих плеч и получить благословение бренной душе. Для каждого прихожанина — это свой путь.

За стенами Храма может бушевать метель, лить унылый дождь, падать пушистый снег, или гореть несказанно ярким жёлтым цветом поле одуванчиков, отчего небо становится синее, а солнечный свет проникает повсюду, внутри же — всегда покой, мир.

История храма во имя Святителя и чудотворца Николая в подмосковном селе Мансурове, может быть типична, но для его прихожан, для всех любящих этот храм, прикипевших к нему сердцем и душой, — она особенная, единственная и неповторимая…

Дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать вас на сайте храма Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

села Мансурово Истринского района Московской области!

Церковь святого Николая в Заяицком — стиль барокко


Облик Раушской набережной без Никольской церкви в наши дни невозможно представить: её высокая колокольня и широкий купол контрастируют с соседними многоэтажными зданиями и комплексом электростанции. Сейчас трудно поверить, что в ХХ веке этот храм едва не был стёрт с лица Москвы.

По одной из версий, Никольский храм на берегу Москвы-реки был основан ещё в XVI веке заяицкими казаками – то есть жившими за рекой Яик (сегодня она называется Урал). Согласно другой гипотезе, первый храм здесь появился в начале XVII века, в него заяицкие казаки подарили икону святого Николая. В середине XVII века он упоминается уже как каменный, причём его главный престол освящён в честь Спаса Преображения, а Никольским назван только придел. Тем не менее, в народе он продолжал называться в честь Николая Чудотворца, одного из самых популярных святых. В 1741 году церковь была разобрана, и на средства купца Емельяна Москвина началось новое строительство, окончившееся неудачей: в 1742 году недостроенное здание обрушилось. После этого работы несколько раз возобновлялись и приостанавливались, но всё же увенчались успехом: к 1759 году под руководством выдающегося московского архитектора Дмитрия Васильевича Ухтомского на средства купцов Турчаниновых церковь святителя Николая Чудотворца на Раушском переулке была достроен.

Общая композиция нового храма характерна для своего времени: здание выполнено в духе елизаветинского барокко, названного так по имени императрицы Елизаветы. Четверик Никольской церкви увенчан мощным восьмигранным куполом с восемью крупными люкарнами – это не только придаёт храму монументальный облик, но и способствует хорошей освещённости его внутреннего пространства. Интересно, что некоторые декоративные элементы так и не были завершены: в частности, капители у пилястр на фасаде остались гладкими и не получили задуманной резьбы. Общий вид храма прекрасно дополняет изящная ограда с кованой решёткой, представляющей собой рисунок распускающегося цветочного бутона. Кроме архитектурных достоинств, храм впечатляет своими размерами и вместительностью: помимо главного престола во имя Спаса Преображения были освящены трапезные, приделы святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

После прекращения богослужений в 1933 году Никольский храм перешёл в ведение соседней электростанции, которая, уничтожив его купол и верхние ярусы колокольни, предполагала здание вовсе снести, но затем превратила его в трансформаторно-механический цех. К началу 1990-х годов церковь была доведена до аварийного состояния, пространство центральной части разгорожено на этажи, на кирпичной кладке появились трещины. Лишь в 1996 году обезображенный храм оказался передан общине верующих. В начале XXI века Никольской церкви был возвращён исторический внешний облик. Но реставрация продолжается и сегодня, ведутся работы по воссозданию утраченных интерьеров. Помимо самого храма, сохранился двухэтажный дом причта XVIII века во 2-м Раушском переулке. Церковные лабазы XIX века, выходящие своими фасадами на Москву-реку, были заменены на рубеже XX – XXI веков новыми постройками, имитирующими старинную архитектуру.

Россия ::: Свято-Николаевский центр

Русская икона XIX века
Собрание Никольского центра

Когда Владимир Великий принес христианство в Киев в 988 году нашей эры, появились и истории о Святом Николае. Николай очень почитается в России как защитник слабых от сильных, угнетенных от угнетателей и бедных от богатых — он русский защитник обездоленных. К 1600-м годам его имя стало синонимом слова «икона», и иностранные посетители часто называли икону «Николаем».”

Святой Николай занимает видное место в русской православной литургии, поскольку четверговые молитвы посвящены ему как представителю всех святых. Николай — единственный святой, изображенный в объемной скульптуре в Русской православной церкви.

Святой Николай — чудотворец или чудотворец православной традиции. Таким образом, он самый любимый и самый почитаемый святой России; его икона часто появляется на триптихах с Иисусом и Пресвятой Богородицей. Многочисленные русские соборы, монастыри и церкви были посвящены св.Николай. В деревнях святитель Николай почитался как милосердный заступник за трудящихся. Купцы и другие почитают святого Николая Чудотворца как покровителя всех, кто путешествует по суше или морю, и посвятили ему рыночные церкви. Капитаны кораблей несут на борту свои иконы святителя Николая. Водители-дальнобойщики держат свой значок на приборной панели, надеясь на защиту от аварии. Митрополит Иларион отметил, что святитель Николай объединяет Запад и Восток, приходя на помощь всем, кто обращается к нему в искренней и горячей молитве.Его иконы ценятся подарками на свадьбы и дни рождения. Имя любимого святого также очень популярно среди русских мальчиков.

Архиепископ передает икону Святого Николая капитану корабля в начале кругосветного плавания, начинающегося во Владивостоке
Икона Святого Николая на круизном лайнере «Русский Большой Круг» MS Россия
Фото: Linda Garrison About. com Cruises

Российский космонавт Сергей Волков установил икону Святого Николая на МКС (Международная космическая станция) в ноябре

«Каждое чудо случается по своей причине.»Проповедь в праздник Переноса мощей святителя Николая Чудотворца

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Христос воскрес!

Святитель Николай Чудотворец был почитается людьми во всем мире семнадцать веками сейчас. Со временем почитание св. Николай не убывает. Особенно среди россиян, его любят сейчас, как никогда раньше. Здесь в России есть тысячи церквей и приделов, посвященных его, где люди обращаются к нему за помощью в различных потребности: перед поездкой, перед совершением важного покупка, для семейного счастья.Люди читают акафисты к Святому Николаю и прибегать к нему как к скорейшему помощник и заступник перед Богом, называя его «Чудотворец». Его называют угодником Богу потому что он так угодил Богу, и чудотворец, потому что Бог дал ему благодать и благословение творить чудеса. Бог выбирает таких святых и дает им особый дар. Почему это происходит? Почему это не одно и то же для каждого святой? Мы не знаем ответа на этот вопрос и мы, вероятно, никогда этого не узнаем.И незачем знать это.

Мы знаем, что на небесах существует определенная иерархия, среди ангельских сил, как среди людей на земле; и среди святых также есть иерархия. По всей св. Историческая жизнь Николая не только здесь, на земле но даже на небесах он занял очень высокое положение в этой иерархии. Я часто думаю про себя, «Чудеса…» Мы видели много чудес в нашей жизни, но мы не всегда приписываем какой-то конкретный значение для них.Но со временем мы оглядываемся назад и подумайте: «Да, вот как это было; это не было для ничего.» Господь вел нас дорогой, ведет к спасению, но мы жаловались, падали духом, сомневались в нашей собственной силе, в Боге и в Его помощи. Но в задним числом мы видим, что все это было для нашего спасения.

Но Святой Николай никогда не сомневался. Он просто дал себе полностью к Богу. Он стал «правилом веры и образец кротости »даже современникам, как а также их потомкам и всем будущим христианам.Когда мы называем его чудотворцем, значит, мы ожидаем чудеса от него. Нам следует больше думать о спасение наших душ, но вместо этого мы думаем о том, как сделай эту жизнь лучше для нас. Конечно это грешно, это не правильный путь, но в то же время мы не можем отрицать эту жизнь. Нам нужно строить свою жизнь в угодным Богу путем, поэтому мы просим св. Николая, чтобы помочь нам преодолеть определенные трудности.

Однако святитель Николай не просто чудотворец, быстро отвечая на наши молитвы и отправляя нам помощь.У него также есть ревность по вере; то есть он также ожидает, что мы встретим высокий уровень. Мы помним, как на Первом Вселенском Собор Святого Николая поразил Ария, хулиганившего Бога и не принимал Христа как истинного Бога, говоря, что Он был создан. Нет, святитель Николай не сдержался, и за это его даже посадили. Даже его собственный брат епископы собора осудили его за это. Но это было его рвение — он не мог сдержаться. Как человек он не мог сдерживаться, но как святитель и добрый пастырь он заботился о своей пастве, и он молился об этом.Иногда такое случается со святыми. в исторический контекст этот пример показывает нам, что нам необходимо сопротивляться и сопротивляться тем, кто хулит Бога и преследовать Церковь. Мы делаем это через нашу молитву, и наша собственная твердая вера.

Бог дал мне в жизни испытать много чудес Святого Николая, о некоторых из которых я писал в своих короткие истории. Но есть один случай, который потряс всех Россия более пятидесяти лет назад в городе Куйбышев, сейчас Самара.Это было событие, которое произошло с девушкой, Зоя. Многие из вас уже знают об этом — еще один чудо Святого Николая. Собралась группа молодых людей на новогоднюю вечеринку и у Зои парень, Николас, не появился, поэтому она сняла икону святителя Николая со стены и начал шутливо вместо этого танцуя с ним, говоря: «Это будет моя партнер по танцам! » Она начала кружить с икону, а на третьем круге случилось это чудо. Все услышали раскат грома, увидели вспышку молнии и девушка застыла с иконой в руках.Она стала похожа на камень.

Дом в Самаре, где с Зоей произошло чудо. У меня много знакомых, которые были свидетели этого чуда; Сам жил в Самаре, и знаю одного человека, который видел ее стоящей там, прикрытой с простыней. У меня даже был пекарь просфор, у которого брат был на похоронах Зои. Другими словами, нет нужды сомневаться, что это действительно произошло. Дело в следующем: почему святитель Николай решил ударить эту девушку? Не потому, что она оскорбила его лично, а потому что она над чем-то смеялась святой и св.Николай показывал нам этим чудом что мы не должны смеяться над святынями, что это очень опасно для людей. Она застыла, окаменела. Как мы знаем из остальной части рассказа, Святой Николай сам пришел к ней. Полиция, которая ее охраняла дом, чтобы люди не видели чудо, сказал, что Старик приходил, и его гнали, но он все равно как-то вошел и сказал Зое: «Ну что, устали стоять?» После это она вернула к жизни.Потом мужчина исчез, и когда его спросили о нем, полиция просто указала на значок и сказал: «Вот, он выглядел как ему.» Так, сам святитель Николай избавил ее от это состояние. Но этим он показал ей, что ужасный наказание исходит от смеха или насмешек над святыми, божественные вещи. Мы часто делаем это по незнанию, но если это сознательный акт, направленный против Церкви, против Бога и Его святых, богохульство против Святой Дух, это может быть наказуемо даже здесь, на земле.В жизни есть бесчисленное множество примеров этого.

Это чудо произошло в 1950-х годах, как раз в время, когда гонения Хрущева на Церковь начинались, и святитель Николай показал эту истину даже безбожники, потому что они не могли это объяснить. Oни попытался сделать это, предположив, что это была уловка природа, но тем не менее они были напуганы. Благодаря этого инцидента ни одна из церквей в этой епархии не была закрыты во время гонений Хрущева, хотя церкви другие места были закрыты.И все те церкви, которые были вновь открыты во время Второй мировой войны, оставались открытыми. Молодой люди ставили кресты, и люди проходили мимо тысячи креститься. Крещения совершались даже в улицы из-за нехватки места в церквях. Так сделал Святитель Николай этим чудом приводит многих людей в свои чувства и обратно к вере. Видишь ли, каждое чудо случается по какой-то причине; это не только фокусы удивлять людей. Они предназначены для преобразования людей, чтобы они могли отказаться от своей греховной жизни и начать жить чистой, яркой христианской жизнью.То есть почему случаются чудеса.

Иногда мы чего-то просим, ​​но не получаем. Почему мы этого не понимаем? Потому что нам это не нужно. Но мы этого не знаем; мы думаем, что нам нужно только получить то или иное и будем рады. Ну мы не будет счастлив. Мы можем даже стать более несчастными. Мы часто ведут себя как неразумные дети, просящие родителей для шоколада, который им не подходит, и когда они не понимаю, они расстроены и обижаются. Мы делаем то же самое и с Богом — мы просим о чем-то, что мы думаю, нам нужно, но Господь знает, что это будет наша разорение.Так дайте нам знать, братья и сестры, что не все наши на молитвы Святому Николаю будет дан ответ — не потому, что он нас не слышит, но потому что он знает, что это может быть губительным для нас; даже хуже, это может разрушить наши души. Поэтому, если Бог посылает нам какое-то испытание, пусть уподобимся многострадальному Иову и говорим: «Господь дает, и Господь берет. Благословенно имя Лорд.» Это те люди, которых св. Николай помогает видимым и невидимым способами, как он сделал, когда он оставил им золото на ночь.Поэтому пусть мы живем надеждой на милость Божию, через молитвы великого угодника Богу и чудотворца святителя Николая Чудотворца. Аминь.

Христос воскрес!

Церковь Николая Чудотворца

Добро пожаловать в храм Николая Чудотворца!
Чистая красота — это русская церковь, которая восходит к 20 веку и была построена для русских жителей Софии и их религиозных нужд.

Архиепископом в то время был Серафим Соболев, человек, который, по рассказам до сих пор, был мастером блестящих проповедей.Епископ был, как и сам святитель Николай, в некотором роде чудотворцем, и люди до сих пор приходят в эту церковь, чтобы писать ему молитвы в письмах, спустя более 65 лет после его смерти. Давайте исследуем это красивое здание и дом святых! После входа вы можете увидеть там склеп? Там похоронен епископ Серафим, и люди до сих пор приходят сюда, чтобы выразить ему свое почтение, зажигая свечи или помолившись. В урну рядом с его саркофагом вы можете поместить письмо, адресованное епископу, как это делают многие русские православные граждане Софии, когда просят его о помощи в исцелении и всевозможных исцелениях, или студенты, просящие помощи с трудными экзаменами.

А как же святой, в честь которого была названа эта церковь, Николай Чудотворец? Младенец Николай родился в Мире в Ликии и, согласно легенде, с самого первого дня выказывал признаки святости и преданности Богу. Он даже не согласился на грудное вскармливание в младенчестве до того, как его родители произнесли свои молитвы и не вставали часами при его крещении. Он учился и стал самым преданным священником, всегда помнящим о лучших из своих людей. Он спас бедных от совершения грехов, чтобы выжить, тайно бросая на ночь мешки с золотом в их дома. Позже он стал архиепископом Миры и сотворил много чудес даже при жизни. Однажды он спас трех несправедливо осужденных мужчин от казни, вовремя остановив меч палача. Он часто спасал людей от утопления в море и молитвами спасал город Мира от голода. После того, как он скончался в старости, его останки все еще исцеляли верующих. Перенесенный в 1087 году из местной церкви в Мире, его остатки все еще покоятся в Бари, Италия.

Во всем мире есть церкви в честь святителя Николая, и путешественники часто считают его своим защитником во время путешествий по суше и по морю.Итак, под защитой Святого Николая мы продолжим наше путешествие к следующей остановке нашего тура.

Фото Русская Церковь София Восточный фасад от Siefkin DR находится под лицензией общественного достояния

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *