Разное

Храм христа спасителя новый: ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя (Москва) / Организации / Патриархия.ru

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Решение о создании первого храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года было принято императором Александром I сразу по ее окончании. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах (заложен в 1817 г., архитектор А.Л. Витберг), не был осуществлен. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор К.А. Тон) был утвержден в 1832 г. императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 г. на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (сооружения обители были разобраны, сестры переведены в Красное село).

Строительство осуществлялось на средства казны с привлечением народных пожертвований. Храм, бывший на тот момент самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10000 человек), был освящен 26 мая 1883 г. митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III.

Росписи были выполнены знаменитыми русскими художниками В.П. Верещагиным, Г.И. Семирадским, В.И. Суриковым, В.Б. Маковским, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамским и др. Автор идеи скульптурного убранства фасадов — святитель Филарет, митрополит Московский; мраморные барельефы и скульптурный декор созданы А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым, П.К. Клодтом и др., бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Л.В. Даля.

Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном: в галерее, окружавшей здание, были помещены 177 мраморных досок с именами офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797-1806 и 1813-1814 гг.

15 августа 1917 г. в храме начал работу Поместный Собор, восстановивший Патриаршество после почти двухсотлетнего синодального периода. 5 ноября в Храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха Всероссийского. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин), в 1989 г. причисленный к лику святых. 

В феврале 1918 г. создано братство Храма Христа Спасителя. В 1922-1923 гг. храм захватили обновленцы, в 1931 г. он был закрыт. По распоряжению И.В. Сталина 5 декабря 1931 г. храм взорвали, на его месте планировалось строительство Дворца Советов, однако проект не был осуществлен, и в 1960 г. здесь был построен открытый бассейн «Москва».

В феврале 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. В 1991 г. на месте алтаря была построена временная часовня Державной иконы Божией Матери, разобранная впоследствии.

7 января 1995 г., в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил чин закладки храма.

14 апреля 1996 г. была совершена Пасхальная вечерня — первое богослужение под сводами восстановленного храма, 19 августа Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол нижнего храма — Спасо-Преображенского, после чего в храме были возобновлены регулярные богослужения.

К декабрю 1999 г. были полностью завершены росписи храма, 31 декабря Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение главного престола верхнего храма.

19 августа 2000 г. Святейший Патриарх Алексий в сослужении сонма архиереев совершил чин великого освящения Храма Христа Спасителя.

В стилобатной части размещаются музей храма, Зал церковных соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. На уровне звонниц храма устроена смотровая площадка.

Престолы

Верхний храм: главный престол освящен в честь Рождества Христова, престол южного придела — в честь свт. Николая МИрликийского, северного — св. блгв. кн. Александра Невского.

Нижний храм: центральный придел освящен в честь праздника Преображения Господня, южный — прп. Алексия, человека Божия, северный — Тихвинской иконы Божией Матери.

В комплекс храма также входит церковь Державной иконы Божией Матери.

Святыни

Частица Ризы Господней, гвоздь Креста Господня, частица Ризы Богородицы; частицы мощей апостола Андрея Первозванного, свт. Василия Великого, свт. Григория Богословаравноап. кн. Владимира, глава и частица мощей свт. Иоанна Златоуста, мощи свт. Филарета, митрополита Московского, частицы мощей святителей Петра и Ионы, митрополитов Московских, святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского, прп. Марии Египетской, прп. Михаила Малеина, вмч. Феодора Стратилата, вмц. Евфимии Всехвальной, прп. Евфросинии Московской; один из чудотворных списков Владимирской иконы Божией Матери, чудотворный список Смоленской-Устюженской иконы Божией Матери и др.

Богослужение

Ежедневно в будние дни Литургия в 9.00, вечернее богослужение в 17.00. По воскресным дням Литургия в 10.00. Исповедь начинается за час до начала Литургии.

***

Настоятель — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм Христа Спасителя, Москва — Tripadvisor

Хотя, похоже, это уже «добрая» традиция наших «слуг Господних»: вон в Кронштадте в Морском Никольском соборе тоже золотого тельца в полный рост доят, причём абсолютно по такому же поводу. (Там, правда, «развлечение» стоит поменьше; ну так, как говорится, по одёжке протягивай ножки — не патриаршее подворье-то, чай.)
Последний раз я был в Храме Христа Спасителя только что, в декабре. Вообще мне он нравится однозначно и прежде всего потому, что восстановили памятник пролившим свою кровь в большой войне, которую по праву окрестили Отечественной. Таковых у нас, кстати, было три: 1812 года, 1914-1917 (Вторая Отечественная, как называли тогда Первую мировую) и Великая.
Мне кажется чрезвычайно важным для нас всех то, что не забыт НИ ОДИН офицер, не только убитый, но и раненый во время неё, что перечислено даже количество павших нижних чинов — простых солдат. В этом плане, опять же, можно провести параллель с кронштадтским храмом, но в данном случае уже в самом что ни на есть хорошем смысле.
Когда я слышу, что это, мол, новодел, мне просто смешно. До какой же степени люди, употребляющие сей оруэлловский новояз, не знают нашей истории! Церкви на Руси и в России строились, ветшали, их разбирали (естественно, не так, как ненавидевшие нашу культуру примитивные коммунисты), строили на их месте новые, новые снова ветшали, их опять разбирали и отстраивали. Так было всегда, и вряд ли русский человек презрительно бросал потом в их сторону: «А, новая, фигня!» Думаю, такая мысль просто даже в голову никому не приходила: была важна намоленность места. И соответствие «копии» «оригиналу», кстати, было не столь уж и существенным.
А в бассейне «Москва» я, к слову сказать, купался, и неоднократно. Особенно прикольно это было делать в холодную погоду, причём чем холоднее, тем круче: вода-то парила. И голова не мёрзла совсем. В чашу вплывали прямо из раздевалок, изнутри. А уж летом… Одна из главных причин была на девушек поглазеть. Секса-то в СССР не было (молодые знают об этой потрясающей фразе?), так со стороны хотя бы взглянуть.
По моему мнению, лучший ракурс как для фото, так и для любования этим красавцем открывается с пешеходного Патриаршего моста через Москву-реку, то есть как бы сзади. А если её перейти, так там на набережной ресторанчики всякие, и из них вид ничуть не хуже. Можно совместить приятное с полезным, так сказать.

Удивительная история строительства, разрушения и восстановления Храма Христа Спасителя

Если Рим ассоциируется с Базиликой святого Петра, Стамбул с Собором святой Софии, то Москва — с Храмом Христа Спасителя. 

В этом выпуске ведущий программы Майк Гибсон, журналист из Великобритании, расскажет удивительную историю строительства Храма, разрушения и восстановления, побывает в тех уголках, где не был ни один турист, и посвятит зрителей в секреты этого святого места.


Полное официальное название Храма Христа Спасителя – Кафедральный соборный храм Рождества Христова. Именно 25 декабря 1812 года, в Рождество, российский император Александр Первый объявил о победе над Наполеоном и пообещал воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя – в благодарность Богу «за избавление Отечества от грозившей ему гибели и в вечную память об усердии народа в этой войне». Однако приступили к строительству Храма, ставшего символом мужества и воинской славы, только спустя 27 лет, в 1839 году. Младший брат Александра Первого — Император Николай Первый лично выбрал место для строительства Храма: в Москве на улице Волхонка недалеко от Кремля. Достроили и освятили Храм Христа Спасителя только 26 мая 1883 года, во время царствования Александра Третьего. 

Для всех русских императоров, при которых возводился Храм, его строительство было делом важным и, можно сказать, личным. Храм Христа спасителя — памятник, посвящённый отечественной войне 1812 года.  В честь победы России над армией Наполеона.  Об этом напоминают мемориальные доски у входа — с названиями сражений, именами командиров частей, погибших и награждённых офицеров.

Храм был не только напоминанием о подвиге русского народа, победившего Наполеона, здесь проходили все самые важные события Русской православной церкви. К сожалению, простоял он всего 48 лет. В 1931 году большевики взорвали Храм.  И на его месте построили самый большой в СССР открытый бассейн. И только в конце XX века Храм Христа Спасителя был воссоздан заново.

Что интересно, если первый Храм строился 44 года, то этот — вновь созданный — чуть больше 5-ти лет. Идея восстановления в Москве главного православного Храма, как символа исторических перемен в России, появилась накануне распада Советского Союза. 

В 90-х общественное движение в пользу создания Храма оформилось в виде общины Храма Христа Спасителя, которая даже начала собирать средства. Руководством станы было принято политическое решение о создании Храма Христа Спасителя на прежнем месте. И для того, чтобы аккумулировать средства на строительство Храма, был создан Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя.

Как и старый Храм, новый Собор строили не только на казённые деньги, но и на пожертвования. Сотни тысяч людей и компаний из России и других стран переводили деньги на восстановление Храма. Например, свой взнос сделали президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Аргентины Карлос Менем.

Через год после начала строительства в еще недостроенном храме прошло первое Богослужение.

8 января 2000 года, на Рождество, вновь отстроенный Кафедральный соборный храм Рождества Христова открыл свои двери для прихожан. Патриарх Московский и всея Руси Алексий отслужил здесь первую торжественную Рождественскую литургию.

19 августа 2000 года Храм Христа Спасителя был освящен. С этого момента начался отчет новой истории Храма, ставшего символом духовного возрождения России.

Одной из задач того фонда было убедить людей в том, что все- таки это один из национальных символов, и возрождение России тоже надо было начинать с определенных, в том числе символических, жестов и возвращения к своим духовным истокам – то есть к русской православной церкви. 

Воссозданный Храм стал самым большим собором Русской православной церкви.  Одновременно в нем может находиться 10 тысяч человек. Его высота — 103 метра, общая площадь храмового комплекса — более 80 тысяч квадратных метров. 

Историки, архитекторы и художники проделали поистине титаническую работу, восстанавливая Храм: его внешнее и внутреннее убранство, иконы и роспись стен, барельефы и резные люстры. Стены и купола Храма расписывали вручную 200 художников и выполнили работу меньше, чем за год. 

По мнению искусствоведов, новый Собор, за исключением нескольких деталей, ничем не отличается от старого разрушенного.

Ежегодно Храм Христа Спасителя посещают более 2-х миллионов человек. Это одна из главных туристических достопримечательностей Столицы.

В XIX веке лучшие российские живописцы работали над убранством Храма: Суриков, Верещагин, Семирадский.  Лик Господа на 27-и метровом куполе писал художник Иван Крамской. В новом Храме его работу в точности повторил профессор живописи Евгений Максимов.

Храм Христа Спасителя состоит из 3-х частей – престолов. 2 боковых престола освящены в честь Николая Чудотворца и Святого Князя Александра Невского. Центральный престол в честь Рождества Христова украшает необычный алтарь, выполненный в виде восьмигранной часовни из белого резного мрамора высотой 27 метров. 

Храм Христа Спасителя – это национальное достояние России, особое, историческое место, где проходили важнейшие события Российской Империи. Здесь отмечали 300-летие Дома Романовых, 100-летие победы над Наполеоном. 15 августа 1917 года, после 200-летнего перерыва, здесь состоялся Всероссийский Поместный собор, восстановивший Патриаршество в Русской церкви. Православная Россия вновь обрела своего Патриарха. Им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный к лику Святых.

После восстановления Храм Христа Спасителя стал центром духовной жизни России. Здесь хранятся важнейшие христианские святыни – символы не только веры, но и великой истории страны. Верующие со всей России приезжают в Храм, чтобы поклониться мощам Митрополита Московского Филарета, святителя Иоанна Златоуста, Великих Князей Владимира и Александра Невского.

Главные святыни Храма хранятся в алтаре, попасть в который могут только священнослужители. Однако для нашей съемочной группы было сделано исключение, и с благословления отца Михаила мы можем показать внутренне убранство главного иконостаса Храма.

После разрушения старого Храма на его месте большевики хотели построить огромное здание – Дворец Советов. Однако из-за Великой Отечественной Войны работы были остановлены. В результате, в 50-х годах прошлого века гигантскую яму с недостроенным фундаментом превратили в бассейн «Москва»: крупнейший в Советском Союзе и один из самых больших в мире. 

Храм Христа Спасителя находился на холме. Это была высота, которую уничтожили при попытке строительства Дворца советов. Поэтому перед архитекторами, которые воссоздавали нынешний Храм, стояла такая задача – выйти на ту же высоту по отношению к архитектурной среде. Нужно было вновь насыпать холм или каким-то полезным образом использовать возникшие площади. Было решено сделать так называемую стилобатную часть.

В стилобатной части был возведен еще один храм – Преображенская церковь, которую освятили в честь находившегося когда-то на этом месте Алексеевского женского монастыря. Также тут расположены Зал церковных соборов, трапезные и Патриарший музей церковного искусства.

Музей Церковного искусства создан Патриархом Московский и всея Руси Кириллом на основе коллекции, собиравшейся долгие годы. Произведения церковного искусства за 2 тысячелетия расположены в хронологическом порядке. Здесь представлены и старые мастера византийской, критской, московской школ, и работы известных русских художников: Иванова и Нестерова. Одна из «жемчужин» экспозиции — триптих Виктора Васнецова, написанный специально для парижской выставки 1899 года.

В Патриаршем музее церковного искусства также есть отдельная экспозиция, рассказывающая об истории строительства и уничтожения Храма. Здесь хранятся уникальные экспонаты – подлинные артефакты разрушенного старого Храма. Например, здесь можно увидеть чудом уцелевшие фрагменты фрески Генриха Семирадского «Тайная вечеря», которая когда-то находилась за алтарем.

Мрамор ступеней разрушенного Храма большевики пустили на отделку нескольких станций Московского метро. Сейчас фрагменты этих ступеней также хранятся в Музее. 

За 20 минут до начала богослужения начинается звон Благовест, через 10 минут к нему присоединяется трезвон: хор из нескольких небольших колоколов. 

В обычное время вход в звонницу закрыт и для туристов, и для прихожан. Нашей съемочной группе представилась уникальная возможность не только заснять рождение звона колоколов Храма, но и принять участие в его создании. 

В часы работы Храма любой желающий может попасть на его смотровую площадку. И вид на город отсюда — один из лучших в Москве.

В день съемок нашей программы в Храме проходил праздник Положения Ризы Господней.  В 17-м веке персидский шах Аббас подарил частицу ризы Иисуса Христа Святейшему Патриарху Филарету. 23 июля 1625 году риза была торжественно положена в шатер для священных реликвий в Успенском соборе Московского Кремля. В СССР святыня хранилась в Музее Кремля, и лишь в 2007 году она была передана в Храм.

Настоятель Храма Христа Спасителя  – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он лично проводит здесь богослужения в дни главных православных праздников: Рождества Христова и Пасхи.  

«Сегодня мы с вами стоим в возрожденном Храме Христа Спасителя. Тысячи и тысячи храмов построены, еще тысячи храмов строятся, но самое главное, к вере обращается наш народ, и мы начинаем понимать, что неслучайны были и те трагические страницы в истории нашего Отечества. Мы видим Божий след, Божие присутствие в человеческой истории. А это значит, что Господь дает нам вспомоществование, дабы мы укрепились в вере!»

Патриарх проводит службы и в нижнем храме — церкви Преображения Господня. Случается это два раза в год – на Яблочный спас и на Крещение. Именно здесь, в Преображенской церкви, хранится единственная икона, чудом уцелевшая после разрушения старого Храма – «Спас Нерукотворный» художника Сорокина.  

Рядом с церковью Преображения Господня находится Зал церковных соборов. В этом большом зале на 1300 мест проходят самые важные собрания иерархов Русской православной церкви. Например, Поместные соборы, на которых избирали Патриарха, принимались решения о канонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за рубежом. С благословления Святейшего патриарха Кирилла здесь также проходят светские мероприятия: ежегодная рождественская елка и концерты.  

После восстановления Храма Христа Спасителя здесь открылась галерея «Центр искусств Москва», где выставляются произведения из частных коллекций, которые никогда до этого не демонстрировались широкой аудитории.

Посетителей галереи встречает портрет императора Александра Первого — основателя Храма Христа Спасителя. В экспозиции можно увидеть изображения других членов императорской семьи, а также принадлежавшие им личные вещи. 

В «Центре искусств Москва» выставляются работы известных русских художников: Айвазовского, Левитана, Саврасова, Шишкина.  Также здесь представлены классические произведения европейского искусства – картины фламандских живописцев и итальянских мастеров эпохи Возрождения.

После разрушения старого Храма многие бесценные реликвии были безвозвратно утрачены.  Но некоторые, чудом сохранившиеся, и по сей день находятся в новом Соборе. Это стало возможно благодаря москвичам, которые, рискуя жизнью, приходили к разрушенному Храму, забирали то, что можно было еще спасти, хранили это в течение 70 лет, и вернули в новый, восстановленный Храм Христа Спасителя. 

Храм Христа Спасителя стал не только символом возрождения России, но и дал импульс для восстановления разрушенных храмов и строительства новых по всей стране и за ее пределами. За последние 30 лет было построено и восстановлено из руин более 30 тысяч православных церквей и храмов.

В этом году особая дата — 20 лет со дня великого освещения Храма Христа Спасителя — символа России и православной церкви. Символа народа, которых сохранил дух старого Храма, сберёг его реликвии и построил новый. 

Редакция телеканала «Большая Азия» выражает благодарность за помощь в создании программы:

  • Ключарю Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерею Михаилу Рязанцеву
  • Исполнительному директору Фонда Храма Христа Спасителя Сергею Григорьевичу Семененко
  • Директору Патриаршего музея церковного искусства при Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя протоиерею Георгию Мартынову
  • Председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, исполняющему обязанности руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимиру Романовичу Легойде
  • Куратору «Центра Искусств. Москва» Андриану Мельникову

В программе использованы фото- и видеоматериалы, предоставленные Пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси, Главным архивным управлением города Москвы, Фондом Храма Христа Спасителя, Патриаршим музеем церковного искусства при Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Руководитель программы – Алевтин Сухолуцкий.

Программа создаётся при поддержке Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы.


Храм Христа спасителя, Патриарший мост

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда Император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа.

В 1817 г. состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была зыбкой из-за подземных ручьев.

В 1832 г. император Николай I утвердил новый проект храма, составленный К.А.Тоном. Николай I лично выбрал место для храма, который решили строить на месте Алексеевского женского монастыря.

Последний был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Торжественная закладка нового храма состоялась в 1837 г. Он строился почти 40 лет как Храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Его официальное открытие состоялось в 1883 г. в день коронации на престол императора Александра III.

Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров — Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. Высота храма от основания до оконечности креста на большом куполе составляла 103 метра, площадь 6805 кв. метров. В нем могли одновременно находиться 10 тыс. человек.

Сооруженное в русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам, здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства (скульптуры П. К. Клодта, А. В. Логановского, Н. А. Рамазанова, Ф. П. Толстого, росписи В. В. Верещагина, К. Е. Маковского, В. И. Сурикова и др.).

Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы в 1931 г. на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами за 45 минут. На его месте планировалось построить Дворец Советов. Однако этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. На его месте был построен бассейн «Москва».

В 1990 г. Священный синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. В конце 1994 г. был ликвидирован бассейн «Москва». Работы по восстановлению храма начались в 1994 г.

В сентябре 1997 г. строительство храма было завершено. На православную Пасху 1998-м году состоялось открытие Музея храма Христа Спасителя в обходной галерее Спасо-Преображенской церкви. В1999-м году состоялась церемония малого освящения основного, Верхнего храма, после чего он получил полноценный священный статус. В 2000-м году состоялось Большое освящение Храма Христа Спасителя и он стал доступен для посещения всеми желающими.

Внутри храма размещаются два зала (Большой – на 1250 мест и Малый – на 457 мест), музей, трапезная, кухня, гаражи, технические службы. В центре цокольного этажа располагается нижний храм — Преображения Господня. Название выбрано не случайно: чтобы снять проклятие игуменьи Алексеевского монастыря, храм решили посвятить Преображению.

Взрыв храма Христа Спасителя: как это было

Судьба храма Христа Спасителя окончательно решилась 2 июня 1931 года. 18 августа 1931 года начались работы по его разборке, но сделать это оказалось затруднительно, и тогда храм просто решили взорвать. 5 декабря 1931 года памятник воинской славы был уничтожен. По легенде, после первого взрыва храм устоял, и рабочим пришлось закладывать новый заряд взрывчатки.

Фрагменты храма были использованы при возведении новых зданий Москвы — практически римская традиция. Например, мраморной плиткой были выложены станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», на станции «Новокузнецкая» установили скамейки из главной церкви Москвы, а часть плит с именами героев раскрошили на дорожки в парках.

Дворец Советов на месте храма Христа Спасителя так и не появился — металлоконструкции, которые успели подготовить для масштабной стройки, в 1941 году пошли на противотанковые ежи, а спустя демонтировали и их. После войны к «имперскому» проекту решили не возвращаться, так что долгие годы москвичи лицезрели на месте храма огромную яму. И только в хрущевскую «оттепель» там появился легендарный бассейн «Москва».

Идея о восстановлении храма Христа Спасителя возникла в конце 80-х годов. Тогда же в столице появилась общественная инициативная группа, которая начала сбор средств. 5 декабря 1990 года был установлен гранитный закладной камень, строительство официально началось в 1994 году.

6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спасо-Преображенского храма и первую литургию в нём. К 1999 году здание уже стало двухуровневым, как и прежде, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне. Он был открыт 31 декабря 1999 года, а в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная Рождественская литургия.

Наконец, 19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском соборе Русской церкви. И уже на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.

Храм Христа Спасителя снова стал главным собором России, который посещают первые лица государства.

Храм Христа Спасителя | izi.TRAVEL

Дорогие друзья!

 Эта история посвящена трагической и возвышенной судьбе Храма Христа Спасителя, а также подвигу нашего отечества и его народному духу. Из поколения в поколение передаются предания тех страшных событий, и память бережёт героические поступки неповторимых и удивительных людей, которых мы знаем, помним, чтим.

Недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки расположен величественный Храм, который  является сердцем православной культуры и символом духовного возрождения России. Своим великолепием и красотой собор поражает каждого, кто попадает под его своды. 

Храм-памятник во имя воинской славы 1812 года является непревзойдённым творением архитектуры, живописи и скульптуры. Его строительство и оформление длилось более 40 лет. Архитектурные украшения, иконопись, настенные фрески были выполнены известнейшими мастерами и художниками: Суриковым, Семирадским, Бруни, Крамским, Верещагиным и многими другими. Блистательный список!

Храм Христа Спасителя всегда был со своим народом. В войне и мире, в радости и горе, в будни и праздники. Но катастрофа, порождённая силами зла, привела к уничтожению Великой Святыни. 5 декабря 1931 года в полдень Главный Храм страны был варварски уничтожен.

На его месте большевики планировали соорудить Дворец Советов и памятник Ленину, но данному проекту не суждено было осуществиться. В итоге на месте котлована появился открытый бассейн «Москва».

Но в 1990 году Священный Синод благословил воссоздание Храма Христа Спасителя и обратился к правительству России с просьбой разрешить построить здание на прежнем месте. Через пять лет состоялась его торжественная закладка, а в 2000 году Храм, полностью повторяющий первозданный облик, был освящён. С ним Россия вступила в третье тысячелетие. И сегодня, с момента воссоздания Святыни народные ручейки веры стали стекаться в одну большую реку, имя которой Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя.

 В аудиогиде используются классические музыкальные произведения, колокольный звон, духовное песнопение в исполнении Патриаршего хора Храма Христа Спасителя. 

 

Ночью в Храме Христа Спасителя состоялось главное пасхальное богослужение

Традиционно его проводит Патриарх Кирилл. Прихожан в этом году в отличие от прошлого несколько тысяч, позволяет эпидситуация. Службу посетил президент, а также мэр столицы. 

В эту ночь православные верующие шли на пасхальное богослужение с особым чувством трепета и надежды. Ведь в прошлом году из-за пандемии храмы были закрыты. И службу приходилось смотреть онлайн или по телевизору. На Сахалине верующие шли в церковь, даже несмотря на сильную метель. Под мягкое горение свечей прихожане по всей стране молились о самом сокровенном.

Главную пасхальную службу в Храме Христа Спасителя провел Патриарх Кирилл. Среди тысяч прихожан были президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин. Верующие держали в руках свечи, зажженные от частицы благодатного огня. Накануне вечером спецбортом его доставили в аэропорт Внуково. А оттуда огонь передали в 25 городов России. В Храм Христа Спасителя одну из лампад привезли как раз к началу богослужения.

По традиции, во время ночной литургии священники меняют белые одеяния на красные. Красными цветами украшены и иконы. Это и цвет крови, пролитой Иисусом, и жизни, торжествующей над смертью. С наступлением светлого праздника Пасхи православных поздравил Патриарх: «Дай Бог, чтобы народ наш в полной мере обладал духовным здоровьем, и одновременно чтобы и физическое здоровье наших людей не подвергалось таким опасностям, каким оно подвергалось и еще подвергается под влиянием грозной инфекции. Я всем вам желаю доброго здравия, душевного и телесного. Мира, благополучия, покоя».

Последние слова особенно дороги нашим военным в Сирии. На авиабазе Хмеймим служба прошла хоть и в полевых условиях, но по всем правилам. А это Главный храм вооруженных сил в подмосковной Кубинке. Кажется, в эту ночь атмосфера здесь была особенно торжественной. Ведь это первая пасхальная служба, которую провели в новой церкви. Вместе с военнослужащими праздник встретил министр обороны Сергей Шойгу.

Сегодня закончился Великий пост, который православные держали семь недель. И по церковным канонам за праздничной трапезой можно собраться хоть ночью, сразу после службы.

Пасхальное воскресенье — только начало торжеств. Они будут длиться целую неделю. Это время, когда в церковных алтарях отворяют царские врата и звонят во все колокола, разнося по свету бесконечную радость Воскресения Христова. 

Храм Христа Спасителя

Пожалуй, самый известный храм России — Храм Христа Спасителя. Здесь проходят все торжественные службы в честь главных православных праздников, собирающие верующих со всей России. Монументальность и величие храма, его великолепные интерьеры — все говорит об особом статусе храма и его значении для Русской Православной Церкви. Но всему этому предшествовала очень драматическая история.

Грандиозное здание храма в память о победе над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года, начатой ​​в 1817 году по указу российского царя Александра I. Новый храм должен был стать воплощением героизма русского народа.

Автор первого храма архитектор Александр Витберг заложил храм на Воробьевых горах. Однако под тяжестью постройки гора начала проседать. Николай I, сменивший Александра I на престоле России, поставил условие, что храм должен быть завершен в старорусском стиле, и назначил нового архитектора Константина Тона.

В 1839 году Тон начал строительство на новом месте на берегу Москвы-реки, где раньше стоял древний Алексеевский монастырь, а затем переехал в Сокольники. Место строительства было выбрано очень удачно: храм был виден из любой точки Москвы и стоял рядом с Кремлем.
На строительство и внутреннее оформление Храма Христа Спасителя ушло несколько десятилетий. Наконец, 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и всей царской семьи.Собор был выложен крестом. Впечатляли размеры собора (высота храма 103 м, общая площадь — 6 800 кв. М): он мог вместить до 10 000 человек. Богатый интерьер Храма Христа Спасителя составляли росписи и украшения из камня, выполненные известными русскими живописцами — Верещагиным, Суриковым, Крамским. По периметру здание окружала галерея, ставшая первым музеем войны 1812 года. Первая церковь Христа Спасителя просуществовала 48 лет.Многие вспоминали легенду о проклятии монахини, которая прокляла место строительства храма в знак протеста против его переноса на новое место, и предсказывала, что ни одно здание не продержится на этом месте более 50 лет.
Причиной сноса храма стало несоответствие его господствующей идеологии атеизму в Советском Союзе. 5 декабря 1931 года по приказу Сталина Храм Христа Спасителя был взорван. На пустыре планировали построить Дворец Советов.Однако эти планы были нарушены Второй мировой войной. Яма, вырытая под фундамент дворца, была использована для строительства открытого бассейна «Москва». Бассейн просуществовал 30 лет. В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви обратился к правительству с просьбой разрешить восстановить великий храм. В 2000 году храм полностью восстановили в первозданном виде, освятили и начали службы. Здание было поставлено на высоком стилобате, в котором разместились нижний храм, Священный Синод и Духовная академия, конференц-зал Поместных Соборов и ряд других служб.Сейчас в галерее действующего храма находится единственная в Москве музейная выставка. Он состоит из материалов, документирующих историю основания, строительства, сноса и восстановления храма. Здесь же находится музей Отечественной войны 1812 года.

Внутреннее убранство храма соответствует внешнему величию. Высота его внутреннего пространства 79 метров. Прямо по оси главного входа расположен уникальный иконостас в виде восьмигранной часовни из белого мрамора, увенчанной позолоченным куполом.Главными святынями Храма являются икона Рождества Христова, принесенная Святейшим Патриархом Алексием из Вифлеема, шесть оригинальных отреставрированных полотен Верещагина и подлинный престол Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре.

Возвращение к русским корням · Модернизация Москвы через работы Зураба Церетели · Городское воображение

Реконструированный Храм Христа Спасителя

Снос собора при Сталине

Одно из самых знаковых мест Москвы — Храм Христа Спасителя, расположенный на северном берегу Москвы-реки.Собор был освящен в 1883 году и строился почти 50 лет. Нынешний собор на самом деле второй из сохранившихся. При Сталине в 1930-х годах первоначальный собор был взорван и превращен в щебень, чтобы превратить его в предполагаемый Дворец Советов. Дворец никогда не строили из-за нехватки средств, поэтому при Хрущеве его использовали для создания огромного открытого бассейна. В 1990-х годах правительство договорилось с Русской православной церковью о реконструкции собора.Алексей Денисов изначально отвечал за реконструкцию; Денисов намеревался воссоздать с предельной точностью, но был уволен в 1998 году из-за напряженности в мэрии (1).

Оригинальные мраморные рельефы на внутренних стенах собора

Бронзовые рельефы, пришедшие на смену оригинальным мраморным

После увольнения Денисова власть перешла к Церетели и его Российской Академии художеств. Церетели более спокойно относился к точности воссоздания собора, принимая при этом несколько спорных решений.Наиболее значительным было изменение использования материалов при воссоздании мраморных рельефов на внутренних стенах. Первоначально изделия были выполнены из светлого мрамора, но Церетели решил воспроизвести их с помощью бронзы. Это изменение материала оказало большое влияние на эстетику самого собора. Темные бронзовые рельефы контрастируют со светлыми оригинальными мраморными; Таким образом, современный элемент подвергался критике за то, что он не соответствовал стилю русской церковной архитектуры. Использование бронзы символизирует другие современные аспекты собора, такие как добавление гаража на 150 автомобилей, театра на 1500 мест и лифтов (2).Эти современные пристройки к исторической иконе отражают переход Москвы от советской эпохи к новой России. Сама реконструкция собора демонстрирует попытку России отказаться от атеистического прошлого. Одновременно демонстрируя модернизацию в России, собор демонстрирует возвращение к русским корням. Палимпсестический характер этого памятника демонстрирует сложную эволюцию России.

(1) Иванов Михаил. «1931: разрушенный — 2000: воспитанный». Русская жизнь июль 2000: 18-21. ProQuest.Интернет. 23 октября 2016 г.

(2) Хаскинс, Екатерина В. «Посткоммунистическое прошлое России: Храм Христа Спасителя и переосмысление национальной идентичности». История и память 21.1 (2009): 25-62. Интернет.

Почему самая известная церковь Москвы была бассейном | Искусство | DW

Это был самый большой храм в православной Российской империи. Построенный в 1883 году, Храм Христа Спасителя стал символом тесной связи церкви и государства в империи.

Но всего через 34 года после освящения Советы пришли к власти во время Октябрьской революции 1917 года. «Религия — опиум для масс» стала руководящим принципом ленинской культурной политики. Советы действовали быстро: были закрыты почти все церкви, конфисковано церковное имущество и расстреляны тысячи священнослужителей. Все это было само собой разумеющимся для нового коммунистического государства.

Новая модель общества, не оставлявшая места религии, должна была найти отражение и в архитектуре.Все больше и больше церквей приобретали светскую функцию: они были преобразованы в складские помещения, кинотеатры, библиотеки и жилые дома.

Советская мания величия

Советы конфисковали реликвии и иконы в церквях

Старый Храм Христа Спасителя был 103 метра (338 футов) в высоту — его великолепные купола были видны из Кремля. Но это выдающееся место также стало проклятием в 1931 году. Иосиф Сталин вынашивал идею использования главного участка собственности для престижного проекта: советский дворец должен был заменить собор вместе со статуей Ленина, венчающей вершину храма. 415-метровое здание.

Знаменитый памятник должен был представлять это новое коммунистическое общество. Таким образом, в 1931 году Советский Союз взорвал собор. Это не было большой потерей в глазах тех, кто находился у власти в то время.

Когда планы рушатся

Выше Эмпайр-стейт-билдинг: запланированный советский дворец

Но строительство так и не было завершено. Он подошел к концу, когда немецкие вооруженные силы напали на Советский Союз в 1941 году. Самое большое здание в мире, посвященное коммунизму, оставалось простой идеей — с не более чем унылым серым фундаментом, свидетельствующим о проекте.

Спустя годы на другом строительном объекте был установлен рекорд: был построен самый большой бассейн в СССР, размером в два раза больше футбольного поля.

Вода нагревалась круглый год, что позволяло купаться здесь в самые холодные дни зимы. Теплая вода погрузила участок земли, на котором когда-то стоял собор, в густой туман. Летом бассейн был популярным местом встречи тысяч людей в центре Москвы.

Акров купальных площадей в центре города

Сегодня у многих москвичей смешанные чувства при воспоминании об огромном бассейне, расположенном на месте собора. С одной стороны, у них остались приятные воспоминания о том, как они научились там плавать, тренировались перед соревнованиями по плаванию или просто встречались с друзьями. Зато некоторым почти стыдно за то, что хоть раз расслабились в водах бассейна «Москва» — на некогда освященном месте.

Постепенное религиозное возрождение

Советский план не мог конкурировать.Религию нельзя было сдерживать для российского общества. Когда строгая религиозная политика ослабила свою хватку к концу Советского Союза в 1980-х, христианские общины воспользовались своим шансом. Они начали восстанавливать церкви по всей стране, и снова проводились религиозные службы.

С момента падения советского режима в 1990 году православное христианство больше не рассматривается как враг государства. Напротив. Русская православная церковь сейчас играет решающую роль в национальном сознании России.

В поисках новой идентичности российское государство при Владимире Путине вспоминает свое дореволюционное прошлое. Символика царской России переживает возрождение. Христианские ценности высоко ценятся, и большинство россиян считают себя религиозными. Кремль может использовать религию как инструмент традиционного патриотизма.

Русская Православная Церковь извлекла наибольшую выгоду из этого развития — на государственные деньги, которые использовались для восстановления или восстановления церквей.

Диснейленд или символ?

Владимир Путин поделился словами с Патриархом Кириллом, главой Русской Православной Церкви

Однако строительство нового Храма Христа Спасителя финансировалось за счет пожертвований, стоимость проекта составила около 170 миллионов долларов. На восстановление потребовалось пять лет, но затем он мог снова засиять во всем своем величии — на том месте, где Сталин приказал взорвать первоначальный. Патриарх Алексий II, тогдашний глава Русской Православной Церкви, освятил его в 2000 году.Это была точная копия красивого старого собора.

Некоторые критики видят в его архитектуре элементы Диснейленда — блестящую поверхность без содержания. Но для многих россиян сегодняшний Храм Христа Спасителя — великий символ того, что религия снова занимает важное место в российском обществе.

Храм Христа Спасителя

Наверное, это единственный храм в России, который не называют церковью или собором. Неформально и формально он всегда назывался храмом — Храмом Христа Спасителя.Это главный храм не только Москвы, но и всей России. Это главный храм Русской Православной Церкви.

Храм Христа Спасителя был посвящен Господу нашему Иисусу Христу, спасшему Россию от армий Наполеона в 1812 году. Александр I издал манифест о строительстве храма I в тот же день, когда перешли оставшиеся солдаты французской армии Неман и покинул территорию России.

Манифест от 25 декабря 1812 г. гласил: «Спасение России от врагов столь же многочисленных, как злые и свирепые, с их поражением всего за шесть месяцев — явный признак благости нашего Господа к России.Чтобы поблагодарить Того, Кто спас Россию от неминуемой гибели, мы намерены построить Храм Христа Спасителя в Москве ».

Храм Христа Спасителя в Москве

Спасский собор и Московский университет со стороны колокольни Ивана (Иоанна) Великого

Храм начали строить в 1816 году, но по первоначальному проекту А.Витберг предусмотрел возведение гигантского храмового комплекса на Воробьевых горах. Однако очень быстро земля на склоне холма стала проседать под фундамент, к тому же строительство потребовало достаточно непомерных затрат, поэтому проект был полностью отвергнут.

Николай I выбрал новое место для строительства храма в 1832 году. Архитектором, спроектировавшим храм, был Константин Тон (он же построил Большой Кремлевский дворец). Строительство было завершено 50 лет спустя, в 1883 году.

Проект Тона предусматривал строительство более «скромного» храма, но все же он стал одним из самых высоких храмов Русской Православной Церкви. Он достиг высоты 112 метров. Алтарь храма выполнен в виде отдельной часовни, а стены и потолки расписаны самыми выдающимися художниками того времени. Главный зал собора окружен залами, стены которых увешаны 177 мраморными панелями с начертанными на них именами офицеров, погибших в войне с Наполеоном, а также описаниями событий войны 1812 года и заграничного похода русских. армия.

Галереи Храма Христа Спасителя на мраморных плитах расписали имена погибших на войне 1812 года

Алтарь в Храме Христа Спасителя выполнен в виде часовни

В 1931 году большевики решили взорвать этот храм и построить вместо него огромное здание Дворца съездов, которое должно быть в 5 раз больше Храма Христа Спасителя.Предусматривалось установить на крыше дворца гигантскую статую Ленина. Однако планам не суждено было сбыться. Сначала, почти полтора года, не могли расчистить стройплощадку, потом не удалось предотвратить заполнение котлована водой, и, наконец, строительство было приостановлено из-за войны. После победы в разоренной стране просто не хватило ресурсов на такие проекты. При Хрущеве от идеи Дворца съездов вообще отказались, и было решено залить котлован до краев, если он еще продолжал засыпать.Так на этом месте появился открытый бассейн «Москва».

В 1994 году было решено восстановить церковь. Им удалось воссоздать точную копию храма по чертежам и фотографиям. Уже в 2000 году собор освятили, а 7 января здесь прошла первая колядная служба. После разрушения собора Елоховский собор был превращен в главный храм Русской православной церкви, но сразу после его освящения Храму Христа Спасителя был возвращен прежний статус.

Часовня Верховной иконы Божией Матери и Спасский собор

Вид с верхней галереи Храма Христа Спасителя на остров Балчуг

Сегодня вокруг Храма Христа Спасителя обустраивается красивая зона отдыха, где можно отдохнуть или прогуляться.Река перекинута пешеходным мостом, с которого открывается великолепный вид на Кремль. Также в непосредственной близости от собора расположен Пушкинский музей, один из самых известных зарубежных художественных музеев России. Если вы посетите собор в первой половине дня, вы можете обратиться к администратору и записаться на экскурсию на колоннаду собора. Сделать это можно, только присоединившись к какой-нибудь экскурсии. Самостоятельно побывать на колоннаде не получится.

Храм Христа Спасителя

Взгляд в прошлое

Храм Христа Спасителя в Москве был построен между 1839 и 1883 годами по заказу царя Александра I в честь погибших в Отечественной войне 1812 года.Его дизайн был основан на соборе Святой Софии в Константинополе, современный Стамбул.

После большевистской революции 1917 года собор пал жертвой антирелигиозной кампании государства , а в 1931 году он был разрушен . Планы Сталина использовать этот участок для строительства самого высокого небоскреба в мире провалились из-за отсутствия финансирования и немецкого вторжения во время Второй мировой войны, но в конце концов земля нашла новое применение. В 1958 году здесь открылся самый большой бассейн в мире с подогревом, чтобы им можно было пользоваться круглый год.

В 1994 году, после распада Советского Союза, бассейн был закрыт, а через год началось строительство, чтобы восстановить церковь до ее былого величия. В 2000 году был освящен новый Храм Христа Спасителя.

Осмотр собора

За внушительным фасадом из белого камня и мрамора и под пятью золотыми куполами в византийском стиле огромный интерьер столь же впечатляющий, как и внешний вид. Полированные гранитные и каменные полы ярких цветов находятся ниже великолепно украшенных фресок и алтарей.

В соответствии с первоначальным предназначением, икон, изображений и скульптур , которые заполняют церковь, отдают дань уважения тем, кто отдал свою жизнь за страну во время Отечественной войны 1812 года.

Одно из самых интересных занятий при посещении собора — это подняться на купола, на которых есть несколько внешних террас, с которых открывается красивых панорамных видов на Москву .

Стоит посетить

Храм Христа Спасителя в Москве — второй по высоте православный храм в мире и одно из самых важных мест поклонения в городе, наряду с прекрасным собором Василия Блаженного.Его стоит посетить, особенно чтобы насладиться панорамными видами, которые он предлагает.

Расположение в непосредственной близости от Пушкинского музея означает, что вы можете максимально использовать свое время в районе города и посетить оба в один день!

Церковь Воскресения Иисуса Христа (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге, Россия

Храм Воскресения Иисуса Христа известен петербуржцам как Храм Спаса-на-Крови — или даже просто Храм-на-Крови, — поскольку он отмечает место, где Александр II был смертельно ранен при покушении на него 1 марта. , 1881 г.Церковь Воскресения, спроектированная Альфредом Парландом в стиле 16 русских церквей -го -го и 17 -го -го века, представляет собой резкий (некоторые скажут резкий) контраст с окружающей средой в стиле барокко, классической и модернистской архитектуры.

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Иисуса Христа)

Александр II умер от ран, нанесенных террористической группировкой «Воля народа». Сразу же его наследник Александр III заявил о своем намерении построить на этом месте церковь в память об отце и, кроме того, построить эту церковь в «традиционном русском» стиле — в отличие от того, что он считал оскверняющим западным влиянием Петербурга. .

В конце концов, после того, как Александр отклонил несколько проектов архитекторов, архимандрит Игнатий передал работу Парланду, но сделал проект сам. Окончательная композиция церкви во многом опиралась на собор Василия Блаженного в Москве и Владимирский собор в Киеве. Строительство началось в 1883 году, и вскоре после этого Игнатий умер, оставив Парланда завершить работу.

Продуманный фасад храма Спаса на Крови

В Храме на Крови не проводились крещения, панихиды, свадьбы или другие традиционные церковные службы, поскольку это не входило в планы Александра III.Однако еженедельные заупокойные (по Александру II) и проповеднические чтения привлекали большое количество прихожан.

После революции церковь, несмотря на то, что в 1923 году стала официальным собором, была разграблена. Он был закрыт в 1932 году и фактически превратился в мусорную свалку. Ходили слухи, что церковь снесут. Ущерб от Второй мировой войны и блокады Ленинграда до сих пор можно увидеть на стенах церкви.

После Второй мировой войны церковь использовалась как склад для Малого оперного театра.Ценная святыня была практически полностью разрушена. Уцелели четыре яшмовых колонны с мозаичными вставками и часть балюстрады.

20 июля 1970 года церковь была преобразована в филиал музея Исаакиевского собора, и восемьдесят процентов внеочередной реставрации церкви было профинансировано за счет доходов от Исаакиевского собора. Десятилетия разрушения и последующего восстановления завершились драматическим повторным открытием церкви в августе 1997 года, когда тысячи нетерпеливых посетителей заполнили церковь.

Проект оценивался в 3,6 миллиона рублей, но в итоге обошелся в 4,6 миллиона рублей, в основном за счет экстравагантной коллекции мозаик. Более 7500 квадратных метров мозаик связывают убийство Александра II с распятием на кресте.

Одним из самых впечатляющих элементов церкви является экстравагантная святыня, построенная на месте смертельного ранения Александра II, которая занимает особое место в интерьере церкви. Он был построен по проекту Парланда и завершен в июле 1907 года.Основанием святыни служат четыре колонны из серо-фиолетовой яшмы. Возвышающиеся над святыней небольшие прямоугольные колонны объединяют резной каменный навес и декорированные мозаичные иконы с изображениями покровителя семьи Романовых. Колонны поддерживаются фризом и карнизом и резным каменным фронтоном с вазами из яшмы по углам.

В церкви хранится выдающаяся и разнообразная коллекция мозаичных икон. Несколько икон выполнены в традициях академической живописи, стиля модерн и византийской иконописи.Большая икона «Святой Александр Невский» создана по эскизу Нестерова. Иконы главного иконостаса Богородицы с Младенцем и Спасителем были написаны по эскизам Васнецова. Мозаичное панно Пантократор (Вседержитель), изображающее Христа, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой, на платформе центрального купола расписано по эскизу Н. Харламова. Парланд и Андрей Рябушкин завершили оформление иконно-мозаичных орнаментов в рамках.

200 :
Адрес: , Набережная канала Грибоедова, 2
Метро: Невский проспект / Гостиный двор
Время работы: Ежедневно 10.С 30 до 18 часов. Последний вход в 17.30. Вечерние открытия Собора только летом (1 мая — 30 сентября): с 18:00 до 22:30.
Закрыто: Среда
Телефон: +7 (812) 314-2168
Веб-сайт: http://eng.catintage.ru/spasa_na_krovi/
Взрослый: 250 руб. Детский: 50 руб. Аудиогид (на русском, английском, немецком, французском, итальянском или испанском языках): 100 рублей.00. Вечерние открытия Собора только летом: 400 руб.
Фото и видео: бесплатно / включено
Примечание о доступности: Церковь доступна для инвалидных колясок: на входе и выходе есть пандусы. Тяжелые двери — обратитесь за помощью к администратору или сотрудникам службы безопасности.

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ: Выбор редакции

ОБЩЕЖИТИЕ: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

Храм Христа Спасителя | История и архитектура

Великолепный и царственный Храм Христа Спасителя — самая высокая восточная православная церковь в мире.От великолепной роскоши до величественных интерьеров храма — все выражает престиж храма и его значение для Русской Православной Церкви. Это идиллическое место, чтобы посетить православную мессу или подняться на купола и полюбоваться красивым пейзажем Москвы. Храм Христа Спасителя — самый важный собор в Москве, даже до Храма Василия Блаженного, с исключительной и своеобразной историей, восходящей к девятнадцатому веку. Официально он носит название Кафедральный собор Христа Спасителя (Искупителя) Патриарха Московского.Храм расположен в центральной части Москвы, недалеко от Кремля и рядом с Москвой-рекой. Стиль называется неорусским и его византийской архитектурой. Он был вдохновлен собором Святой Софии (Церковь Святой Мудрости), расположенным в Стамбуле, Турция, бывшая Византийская империя.

История и архитектура
История собора берет свое начало в 1812 году, после победы русских войск над французской армией Наполеона. Царь Александр I хотел, чтобы в Москве был построен храм во имя Христа Спасителя в честь тех, кто сражался и погиб в Отечественной войне 1812 года. Он также должен был быть возведен как исторический памятник и как дань уважения и как жест благодарности за жертву русского народа.Для этого царь подписал декларацию о своей признательности Божественному Промыслу.

Однако, после нескольких исторических взлетов и падений и нескольких важных ситуаций в работах и ​​проектах, только в 1839 году был заложен первый камень, уже во времена царя Николая I. Выбранным архитектором был Александр Витберг, поскольку строительство Собора на Воробьевых горах, самой высокой точке Москвы. Однако грунт начал проседать под тяжестью здания, и работы были остановлены.Во время правления следующего императора Николая I проект был заказан престижному и опытному архитектору Константину Тону, уроженцу Санкт-Петербурга. Он попытался представить русскую национальную традицию в области церковных построек. Строительство нового участка проходило на берегу Москвы-реки, где находился древний Алексеевский женский монастырь, который позже был перенесен в Сокольники. Место строительства было выбрано очень удачно, и храм был виден из любой точки Москвы. На строительство храма с 1839 по 1883 год ушло почти 44 года.Перед коронацией царя Александра III 26 мая 1883 года храм был освящен впервые. Самый большой купол собора был покрыт золотом новым по тем временам методом гальваники. Богатое убранство Храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камня, выполненных известными русскими художниками, такими как Верещагин, Суриков, Крамской.

Собор в 20 веке
Русская революция 1917 года включала религиозные преследования, закрытие и разрушение храмов.Когда Сталин привел к власти, он приказал уничтожить Храм Христа Спасителя взрывчаткой. Причиной уничтожения храма стал конфликт между его господствующей идеологией и атеизмом в Советском Союзе. По приказу Сталина Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года. После разрушения собора в 1931 году понадобилось почти полтора года, чтобы разобрать остатки.

Сталин запланировал на том же месте во славу СССР Дворец Советов.Это должно было быть самое высокое здание в мире, высотой 415 метров, со статуей Ленина длиной еще 100 метров. Однако после начала начальных работ он так и не увидел свет, в основном из-за нехватки средств.

В 1958 году, во времена правления Никиты Хрущева, на этом же месте был построен огромный открытый бассейн. Он был самым большим в мире, с горячей водой и диаметром 129 метров. Однако «Москва-пул» просуществовал только до 1994 года.

Несмотря на критику в 1965 году за разрушение собора, сделанную первым советским космонавтом Юрием Гагариным, только в конце 1980-х годов ключевые члены общества и Русская православная церковь Москвы встретились, чтобы поддержать восстановление храма. храм.Эту инициативу поддержал первый президент России Борис Ельцин, а также тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. В начале 90-х с одобрения Русской Православной Церкви и взносов других частных фондов и пожертвований были собраны значительные государственные средства. По оценкам, почти миллион москвичей внесли свои деньги. Однако были также споры по поводу его высокого бюджета в разгар экономического кризиса. По оценкам, около 200 миллионов долларов поступили от различных общественных пожертвований и пожертвований.Новый собор основан на оригинальном стандарте Константина Тона, модифицированном с учетом лучших инновационных технологий конца ХХ века. Работы начались в 1995 году, а Храм Христа Спасителя был снова освящен в 2000 году после его разрушения в 1931 году на торжественной церемонии, проведенной 19 августа Патриархом Алексием II.

Храм Христа Спасителя выделяется своим каменным фасадом и белым мрамором с четырьмя колоннами, а также пятью золотыми куполами с православным крестом.Самый высокий купол достигает 103 метров. Они видны и заметны со многих точек Москвы. Архитектура основана на византийских образцах и вмещает около 10 000 человек. Во внутреннем убранстве этого великолепного храма найдены кусочки гранита и камня всех цветов и возможных оттенков. Также важными элементами являются иконы, хоры и колокольни. Естественно, нельзя не заметить великолепный иконостас (ширма с иконами и религиозной росписью, отделяющая святилище церкви от нефа).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *