Разное

Заповедник шульган таш фото: Шульган-Таш | Шульган-Таш

Заповедник Шульган-таш и Капова пещера с новой стороны — ТРИ шурупа

 

У многих моих знакомых Капова пещера ассоциируется с чем-то заурядным, доступным, а потому не интересным. Более того, считается, что кроме сейчас там вообще смотреть нечего, т.к. в глубину пещеры не пускают. Мы с Гришей вернулись оттуда на днях и я попробую рассказать и показа подробнее, что же это за удивительное место и как мы съездили 🙂

Шульган-Таш — одно из названий Каповой пещеры в заповеднике «Шульган-Таш», но чтобы не было путаницы я буду называть пещеру Каповой, а заповедник по имени 🙂

Шульган-Таш — государственный природный заповедник в Башкирии, имеющий федеральный статус. Расположен в Бурзянском районе РБ, на машине нужно ехать по Белорецкой трассе, потом поворачить на Старосубхангулово (Бурзян) и там после автовокзала будет поворот направо. Заблудиться почти невозможно — везде стоят указатели.
До Бурзяна асфальт, потом где-то 40км грейдера. Но зимой грейдер становится намного лучше асфальта — моя витара шла 90-100 км/ч и даже не трясло, а вот асфальт 70% пути оставляет желать лучшего и вытрясает душу.

Несмотря на весьма плачевное состояние асфальта я очень люблю эту дорогу — горный серпантин постоянно то уходит в горы, то спускается вниз, открывая чудесные виды на дикую природу Урала. Туда мы ехали в темноте, но я не рекомендую так делать. Во-первых, вы не увидите этих шикарных панорамных видов, во-вторых дорога петляет и если ехать без навигатора и в первый раз — будет или долго и медленно или опасно, а в-третьих, в горах ночью часто ложится туман и дорога становится непроезжаемой — вам придется просто стоять на обочине и ждать утра.
На гуглокартах и wikimapia фотографий с этой дороги море (например, Шпилька «Тещин язык»).

По приезду не удивляйтесь, что мобильная связь осталась где-то там, на территории заповедника ловит только Мегафон и только еле-еле. Айфон мой мог звонить, но интернета не было, а LG arena сети вообще не видел.

Жили мы в гостевых домиках — обычный деревянный дом, с печкой, канализацией, но удобствами на улице 🙂

 


Печка с модным названием и дизайном, но по факту — буржуйка и КПД намного меньше, чем от русской печи.


Утренний greg_art

Название заповедника происходит от башкирских слов «Шульган» («опустилась», «провалилась», «исчезла») и «Таш» («камень»). Традиционно принято, что в эти края ездят только летом, а зимой тут делать нечего. Летом я был здесь не меньше десятка раз и вот, что я скажу — зимой даже круче 🙂 После утреннего чая мы пошли гулять и в его главное сокровище — Капову пещеру.

 


Река замерзла и можно спокойно снимать с точек, которые летом доступны только на лодке.


Зимние скалы по своему хороши 🙂


Передать нереально искрящийся бриллиантовый снег не получится, но хотя бы можно это представить 🙂

Капова пещера образована подземной рекой, которая протикает по её территории — река Шульган(ка). Речка не замерзает даже в лютые морозы и промывает в Белой полынью.

 


Река Шульган


На улице -27, но солнце уже весеннее 🙂


Шульганка впадает в Белую и образует полынью на несколько сотен метров.


На кромке льда вода замерзает причудливыми хлопьями и узорами


Гулямем по снегоходному следу.

 

Пока мы снимали Шульганку и вот эти узоры, Гриша забыл на снегу перчатки. Я сделал шаг в сторону от снегоходного следа и…. провалился сквозь снег и лед одной ногой в воду. Справедливости ради отмечу, что это метрах в 50 от кромки льда. И тут я, пожалуй, воспою современные материалы и мембранные ткани. Я был в ботинках Ralf ringer из Gore-tex и провалившись в воду по середину голени единственное, куда попала вода — это через язычок обуви, между самим ботинком и внутренним термо-носком. В итоге воду из ботинка вытряхнул, носок поставил на место и ещё несколько часов гулял не замерзнув. Правда, шнурки и штаны встали колом до самой Уфы 🙂 Покатавшись с горы на попе мы двинули в пещеру…

 

 

 

«Ка́пова пеще́ра (также Шульган-Таш, башк. Шүлгәнташ) — карстовая пещера на территории Бурзянского района республики Башкортостан, РФ. Находится на реке Белой в заповеднике «Шульган-Таш». Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита. О происхождении названия «Капова» существует две версии. Первая — от звука капели, постоянно происходящей внутри, и вторая — от слова «капище» (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась как храм (для этой же цели были сделаны наскальные рисунки). В исторические времена (средневековье) использовалось в качестве языческого капища, о чём свидетельствуют башкирские легенды и археологические раскопки.»

 

 

Вот так нам представляет Капову пещеру википедия и в общем-то она права. На фотографии выше вход в пещеру и он может показаться маленьким, но вообще говоря на входе можно поставить 12-ти этажное здание 🙂 Обязательно сделаю фотку с человеком, чтобы было видно масштабы.
Пещера знаменита своей наскальной живописью, которые были открыты в 1954 году А. В. Рюминым. Сейчас описано 173 рисунка или их реликтов — красочных пятен. Рисунки выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, возраст их — 14—14,5 тыс. лет, изображены мамонты, лошади и другие животные, сложные знаки, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём. Рисунки в разной степени сохранности — часть их скрывается под натёками кальцита, часть до заповедания пещеры оказалась под автографами туристов-вандалов, часть смывается влагой, текущей по стенам. Проблема поиска надежных методов консервации рисунков еще не решена. В целях безопасности оригиналов живописи экскурсантам демонстрируются копии рисунков в натуральную величину в привходовой части пещеры.

 

 

Переводя на русский поясню — в пещере множество рисунков эпохи, когда человек охотился на мамонтов и им уже 14 тысяч лет. Причем рисунки эти сохранились в большей части неплохо. Однако из-за большого потока туристов микроклимат пещеры изменяется и рисунки портятся, так что если вы приедете посмотреть на них — вы сможете увидеть только лишь точные копии, которые сделаны у самого входа в пещеру.

Да, посмотреть всю пещеру не получится — она закрыта для посетителей, только экспедиции могут пройти всю. 
Но пару раз в месяц экологи разрешают небольшой группе туристов за приличные деньги пройти до середины пещеры и посмотреть на оригиналы 🙂 
А ещё зимой в Каповой нарастают сосульки — не очень большие и не очень много, но красивые 🙂 И есть возможность посмотреть на Капову немного с другой стороны. Пожалуй, с этого места я прекращаю писать и начинаю заваливать карточками внутреннего убранства пещеры 🙂

 


Шульганка, вытекающая из пещеры.


При входе в пещеру есть озеро (из него же и вытекает Шульганка на поверхность). Глубина — 80м (не опечатка, восемьдесят!), вода +4 🙂


Если обернуться будет виден каньон мамонта


Простые сосульки намерзают прямо у входа


Буквально на тропинке в 10м от входа уже что-то по-оригинальнее 🙂 Слева видно обломки сосулек — туристы нечаянно их обламывают, когда снимаются рядом, а некоторые падают сами от тепла и вибрации.


Остатки сосулек у входа. Мало и не интересно, но это только начало 🙂

 

Как только заканчивается дневной свет, начинаются настоящие сосульки 🙂

 


На заднем плане видно копии рисунков


Высота порядка 4 метров 🙂

 

Если пройти дальше, то в пещере теплеет и сосулек уже нет. Но есть сама пещера и настоящие рисунки!

 


Зал хаоса. Справа от Гриши виден рисунок.


Хан Шульган
Конец второго этажа, где заканчивается возможность передвижения без веревок и снаряжения. 


Дальше надо продираться через шкуродер (полноценный фоторюкзак в него уже не пролезает) и спускаться на веревке.

Путешествие по пещере на этом и остановим 🙂 Самое сладкое — недоступные залы, подземные озера, реки и пляжи увидите позднее.
Когда мы вышли из пещеры уже стемнело и стало видно офигенное небо. Прям вообще-вообще 🙂

 


Вид из пещеры


Витя прогревается

 

На следующий день мы еще немного погуляли, попытались очиститься от грязи (не вышло) и поехали домой 🙂

 

Государственный природный заповедник Шульган-Таш » Заповедники и национальные парки мира

Государственный природный заповедник Шульган-Таш располагается на территории Башкортостана, в Бурзянском районе. Его общая площадь составляет 22 531 га. Шульган-Таш был организован как Прибельский филиал Башкирского заповедника в 1958 году, но в 1986 году начал функционировать как самостоятельный заповедник.

На заповедной территории господствует континентальный климат, для которого характерны резкие переходы от теплой погоды к холодной, ранние осенние и поздние весенние заморозки, возвратные холода. В январе столбик термометра в среднем достигает отметки 16 С со знаком «минус», в июле – колеблется в пределах 15-16 С со знаком «плюс». Большая часть осадков приходится на сентябрь, в марте их количество минимально. В целом в заповеднике преобладает безветренная погода.


Заповедник Шульган-Таш находится в западных предгорьях Южного Урала. Местный рельеф сформирован переплетением невысоких хребтов (до 300 м), расчлененных речками и ручьями. С северо-запада и юга заповедные земли ограничены каньонообразными долинами рек Нугуш и Белая, глубина которых равна 100 – 150 метрам. С точки зрения геоморфологии заповедник является частью района низкогорного рельефа западного склона Южного Урала. В большей степени он представлен денудационными рельефными формами.

В пределах заповедника расположена карстовая Капова пещера, которая считается уникальной. Протяженность всех ее ходов превосходит 2,7 км, при этом общий объем полостей равен 86000 куб.м. Капова пещера является трехъярусной, внутри протекает речка Подземный Шульган.
Водные ресурсы Шульган-Таш представлены главным образом водотоками: реками, речками и ручьями. Также имеются немногочисленные карстовые озера. Пойма фрагментарная, как правило, выделяется ее луговой (центральный) и прирусловый участок. Река Нугуш, окаймляющая район с северо-западной стороны, является правым притоком Белой. Ее русло местами порожистое, долина стиснута скалами. Питание рек Нугуш и Белая преимущественно снеговое. Данные водоемы отличаются относительно маловодной зимней и летней меженью, слабым подъемом от дождей в осеннее время и высоким половодьем весной. Текущие воды района характеризуются высокой скоростью течения и существенным содержанием растворенного кислорода.


Растительный и животный мир заповедника Шульган-Таш


Растительный мир заповедника Шульган-Таш насчитывает 759 видов покрытосеменных растений, 5 – голосеменных, 7 – хвощевидных, 18 – папоротниковидных, 2 – плауновидных, 110 – мхов, 176 – лишайников, 61 – водорослей, 24 – грибов. Заповдник располагается в хоне контакта светлохвойной тайги и широколиственных лесов. здесь проходит граница ареала клена, вяза, дуба, липы. Основный лесообразующие породы – это осина, береза повислая, сосна сибирская, липа мелколистная.

Фон растительного покрова формируется широколиственными лесами, которые покрывают плоские вершины, а также верхние и средние части склонов увалов. На юго-восточных и южных склонах наиболее распространены дубняки, в меньшей степени смешанные леса и степени-сосняки. В тенистых межгорьях, на западных и северных склонах широко представлены кленовики. Ильмово-липовые и липовые леса можно увидеть на делювиальных шлейфах склонов. Леса прерываются фрагментами горных степей, высокотравными полянами. На месте пострадавших от рубок лесов и пожаров лесов распространение получили осинники и березняки.


На заповедной территории произрастают эндемичные (пырей отогнутооосный, тонконог жестколичстный, цицербита уральская, астрагал Клера, тимьян клоповый, чина Литвинова и другие) и реликтовые (зигаденус сибирский, шиверкия подольская, первоцвет кортузовидный, пажитник плоскоплодный и другие) виды. Местная флора богата медоносными, лекарственными, пищевыми растениями.
Не менее богат животных мир заповедника. Он насчитывает 30 видов рыб, 5 – земноводных, 6 – пресмыкающихся, 204 – птиц, 60 – млекопитающих. Территория Шульган-Таш находится на стыке широколиственных и европейских лесов, в горно-лесной зоне Южного Урала. В сочетании с мозаичностью рельефа, климатических элементов и растительности это создает все условиях для существования разнообразной фауны.

На территории заповедника обитают представители европейский (коростель, желтогорлая мышь, веретеница) и европейско-западно-сибирской таежной (глуха кукушка, бурундук, лось, зац-беляк) фауны. Кроме того, здесь можно увидеть представителей средиземноморской (сплюшка, сокол-сапсан, сизый голубь) и китайской (зеленая пеночка, жулан, чечевица) фауны. Также в заповеднике водится куница, лисица, заяц-беляк, медведь, белка, ласка, рысь, волк. Типичные представители орнитофауны – тетерев, рябчик, глухарь.
К числу редких и охраняемых принадлежат следующие виды: мнемозина, изменчивый шмель, альпийский усач, кречет, краснозобая казарка, змееяд, беркут, черный аист, скопа, сапсан, орлан-белохвост, могильник, малый лебедь.


Контактная информация:
Адрес: 453585, Республика Башкортостан, Бурзянский район, д. Иргизлы, ул. Заповедная, 14
Телефон: (34755) 3-37-10

НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ КАПОВОЙ ПЕЩЕРЫ (ШУЛЬГАН-ТАШ)

Шульган-Таш (второе название — Капова) — известный природный памятник-пещера, расположенная на Южном Урале, на территории заповедника Шульган-Таш Бурзянского района Республики Башкортостан.

Вход в пещеру в виде огромной арки около 30 метров в высоту находится на южном склоне горы Сарыкускан.

Пещера состоит из 3-х ярусов, внутри неё протекает речка Подземный Шульган, благодаря которой и образовалась пещера. Общая протяженность пещеры включая залы, галереи, подземные озёра и реку составляет около 3 км. Туристам сегодня открыты лишь самые ближние к входу залы.

Вход в пещеру Шульган-Таш (фото из открытых источников)

Стены и своды пещеры украшают более 170 петроглифов выполненных, в основном охрой,- природным пигментом на основе животного жира. Концептуально рисунки натуралистичны: это изображения  мамонтов с мамонтятами, носорогов, лошадей и других животных. Здесь есть даже изображение двугорбого верблюда (представьте себе!) — единственное в мире!  Возраст петроглифов 15 000 — 14 000 лет.

Капова пещера: наскальная живопись (сюжеты)

Размеры изображений варьируются между 44 и 112 сантиметрами. Все они находятся в различной сохранности — часть их скрывается под натёками кальцита, часть смывается влагой, текущей по стенам.

Наскальным рисункам пещеры Капова целиком посвящен  20-ый выпуск проекта «Культурный сезон, путешествие по Башкирии». Автор и ведущая: Айгуль Кантюкова, оператор и монтаж: Олег Меньков.

КТО ОТКРЫЛ?

Петроглифы в Шульган-Таш открыл в 1959 году палеозоолог заповедника А. В. Рюмин.

В рукописях учёного имеется соответствующая запись: 

«…После долгих поисков, устав и отчаявшись найти рисунки, решено было возвращаться. Наверное, я ошибся в расчетах – думали мои товарищи. У меня осталась надежда и в последние полчаса поиска. Я снова подумал, где лучше искать рисунки и скульптуру. На это ушло десять минут из тридцати. Искал только по лучшим местам.

Ура! Со стены смотрят звери, нарисованные первобытным человеком. Рисунки найдены – замечательные рисунки охотников древнекаменного века (позднего палеолита), рисовавших в пещерах! В СССР еще не были известны палеолитические рисунки. О находке было сообщено в Главное управление по заповедникам и Институт археологии Академии наук СССР»

Наскальные рисунки эпохи палеолита в Каповой пещере (фото из открытых источников)

Капова пещера: пока единственное из обнаруженных во всём мире изображение двугорбого верблюда (фото из открытых источников)


Это открытие стало настоящей мировой сенсацией — ведь ученые того времени считали, что рисунки ископаемых животных эпохи палеолита характерны лишь для Западной Европы — столь древняя наскальная живопись встречается в мире еще только во Франции и Испании.

План Каповой пещеры Шульган-Таш, опубликованный Рюминым А.В. в журнале «Вокруг света», № 4, 1960 г.

Капова пещера благодаря данному открытию приобрела статус важного историко-культурного комплекса, равного которому нет в Восточной Европе. Слава губительно сказалась на пещере: в неё хлынул поток туристов, оставивших после себя исписанные стены («здесь был Коля»), обломанные сталактиты и сталагмиты. Кроме того,  от обилия экскурсантов сильно изменился микроклимат пещеры, и рисунки, бережно хранившиеся природой около 15 тысяч лет, потускнели и вот-вот могли быть утрачены всего за несколько десятилетий.

Наскальные рисунки Каповой Пещеры: отрисовка

Сегодня желающие лицезреть наскальные рисунки Каповой пещеры могут довольствоваться лишь копиями рисунков в натуральную величину, размещённых во входном гроте пещеры. Полноценный вход открыт только специалистам, изучающим рисунки и занимающихся их сохранением-консервацией.

При этом, и по сей день они открывают новые, ранее неизвестные петроглифы из собрания этой великолепной галереи живописи эпохи камня. Обсуждается возможность создания  искусственной копии-дубля Каповой пещеры.

 

Петроглифы Каповой пещеры (фото: Заповедник Шульган-Таш,)


ЧТО КРОМЕ РИСУНКОВ?

Кроме петроглифов, в пещере были обнаружены каменные орудия труда, охра, угли и зола от пылавших здесь 17 000-15 000 лет назад костров, у которых согревались и обжаривали мясо добытой дичи обитатели пещеры. Подтверждением этому служат многочисленные находки костей и черепов ископаемых животных. 

В рукописях Александра Владимировича Рюмина находим следующую запись:

«Поиски быстро дали первые результаты. У входа нашли камушки, похожие на орудия первобытного человека. Вблизи собрали много костей, покрытых каменными наплывами. Слой грунта со следами кострища найти не удалось. Мы ринулись в пещеру искать рисунки и скульптуру первобытного человека».

Наскальные рисунки Шульган-Таш (Каповой пещеры)

Пещера по сей день полностью не исследована спелеологами – в залах и переходах второго этажа множество обрывов, глубоких и узких расщелин.

СТАРКА  Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция,

и интересных публикаций станет больше!

Похожие статьи

Шульган-Таш (заповедник) — Википедия. Что такое Шульган-Таш (заповедник)

Шульган-Таш — государственный природный заповедник в Башкортостане, имеющий федеральный статус. Расположен в западных предгорьях Южного Урала, в горно-лесном поясе, в пределах Бурзянского района. Общая площадь — 22 531 га (225 кв. км). Название происходит от башкирских слов «шульган» («опустился», «провалился», «исчез») и «таш» («камень»).

Вместе с заказником Алтын-Солок входит в состав комплексного биосферного резервата Башкирский Урал, который является кандидатом на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[1].

Заповедник был создан в 1958 году как Прибельский филиал Башкирского заповедника, а 16 января 1986 года стал самостоятельным заповедником. Основанием для организации заповедника было обитание в этом регионе ядра чистокровной аборигенной популяции медоносной пчелы — бурзянской бортевой пчелы, или «бурзянки» — в условиях бортничества — башкирского народного промысла. Филиал оказался первой в мире зоной, охраняющей аборигенных диких пчёл[2].

Среднемесячная температура января −16° С, июня и июля +16° С. Климат умеренный континентальный, резко изменчивый по годам, осадков от 270 до 750 мм. Рельеф низкогорный. Смешанные широколиственные и хвойно-широколиственные леса занимают 92 процента территории.

Заповедник является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением. В штате около 90 человек, из них 3 кандидата наук и 2 аспиранта, 5 научных сотрудников. Библиография заповедника составляет более 900 работ, за 2008 год подготовлено 53 научные публикации. Ежегодно готовится всеобъемлющий научный отчёт — «Летопись природы».

В заповеднике в условиях искусственных дупел — бортей и колод — обитает 138 семей пчёл, на пасеках — 242 семьи, бортничеством по совместительству занимаются госинспектора охраны. Насущной проблемой является охрана генофонда пчелы от метисации, к которой привел ныне запрещенный ввоз в регион инопородных пчел. Для устойчивости популяции «бурзянки» необходимо расширение её ареала, для этого в 1997 году был создан заказник «Алтын-Солок» (Золотая борть), поддерживается бортничество на прилежащих территориях и продвигался проект расширения заповедника. Умелый маркетинг бортевого меда сделал бортничество рентабельным, и оно стало возвращаться в быт башкир.

Музей пчеловодства по дороге в пещеру Шульганташ

Флора и фауна

Наиболее известным представителем энтомофауны является бурзянская бортевая пчела, для поддержки популяции которой и был создан заповедник «Шульган-Таш».

Встречаются: рыбы — 30 видов, земноводные — 5, пресмыкающиеся — 6, птицы — 206, млекопитающие — 61 вид. Беспозвоночных выявлено около 1700 видов, из них бабочек — 378, жуков — 458. В Красную книгу РФ занесён 31 вид животных, в Красную книгу Башкортостана — 67 видов. Здесь обитают все типичные лесные виды средней полосы России. Необычно велика плотность обитания бурого медведя. Разнообразна фауна птиц. Есть и проблемы: в регионе идет вытеснение европейской норки американской. Ввиду потепления климата, строительства Юмагузинского водохранилища на реке Белой все более ухудшаются условия обитания реофильных рыб — тайменя, форели, хариуса.

Шалаш из шкур животных по дороге в пещеру Шульганташ

Богатая ландшафтная мозаика обуславливает и высокое разнообразие растительного мира. На начало 2009 года выявлено 816 видов высших сосудистых растений, 184 — мхов, 233 — лишайников, 117 видов грибов, 202 вида водорослей и цианобактерий. 14 видов растений относятся к Красной книге России, 57 — Башкортостана. Реликтовых и эндемичных видов около 10 процентов от всей флоры. Наиболее редкие растительные сообщества — реликтовые ельники и горные каменистые степи. На территории граничат восточноевропейские широколиственные, светлохвойные предлесостепные и темнохвойные южнотаёжные леса.

Особенности

Капова пещера

Заповедник упоминается во многих мифах и легендах башкир — например, в эпосе башкирского народа Урал-батыр.

На территории заповедника находится уникальная карстовая Капова пещера, или Шульган-Таш. Протяжённость всех ходов пещеры составляет более 2,9 км. Пещера имеет три яруса, внутри пещеры протекает речка Подземный Шульган, которая и образовала эту пещеру.

Копия рисунков из Каповой пещеры

В 1959 году зоолог заповедника А. В. Рюмин открыл в Каповой пещере (Шульган-Таш) наскальные рисунки эпохи палеолита. Рисунки выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, возраст их около 18 тыс. лет, изображены мамонты, лошади и другие животные, сложные знаки, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём.

См. также

Примечания

  1. UNESCO World Heritage Centre. Bashkir Ural — UNESCO World Heritage Centre (англ.). whc.unesco.org. Проверено 17 марта 2016.
  2. ↑ Башкирский заповедник // Заповедники европейской части РСФСР. II — С. 234.

Литература

  • Э. П. Позднякова, А. В.  Лоскутов, Н. Н. Скокова. Башкирский заповедник // Заповедники европейской части РСФСР. II / Под ред. В. В. Соколова, Е. Е. Сыроечковского. — М.: Мысль, 1989. — С. 234—263.

Ссылки

особенности флоры и фауны, Башкирия

Территория Башкирии славится особенным природным богатством в виде исключительной по красоте флоры и фауны. Потому здесь организованы несколько заповедных зон, которые находятся под охраной государства. Туристы могут посетить заповедники и познакомится с уникальной флорой и фауной данного региона. При этом важно подбирать наиболее предпочтительные маршруты с точки зрения удобства для конкретных групп туристов. Туры в Башкирию при правильном отношении могут стать действительно незабываемым приключением, которое благодаря исключительному природному ресурсу не оставит равнодушным ни одного гостя.

Особенности заповедника Шульган-Таш


Данный природный заповедник расположен в горно-лесном поясе, в пределах Бурзянского района. Является государственным и имеет федеральный статус. Ранее этот заповедник не отличался крупными размерами и считался филиалом Башкирского заповедника, однако позднее он стал отдельным достаточно крупным государственным заповедником. Необычно, что поводом для создания в данном регионе заповедной зоны стала попытка сохранения редких видов диких пчел.

Одной из основных задач работников заповедника является защита территории от освоения другими завезенными видами пчел. При этом бортничество считается достаточно прибыльным занятием, потому материальная база заповедника пополняется новыми средствами для комфортного обитания диких пчел и их защиты. Однако помимо пчел важно обозначить других представителей флоры и фауны данной территории. В местных водоемах встречаются реофильные рыбы, в том числе таймень и хариус. Велика плотность обитания бурого медведя. Проблемой для заповедника, с которой успешно борются ученые является вытеснение европейской норки американской.

Специально для туристов проложены живописные экскурсионные тропы, которые считаются достаточно безопасными. Не стоит игнорировать наличие на территории заповедника крупных хищных животных. Безопасность предполагает предварительное ознакомление с правилами пребывания на территории заповедной зоны. Многие травы и растения относятся к редким, потому недопустимо срывать или топтать такие виды. Вылов рыбы в некоторых водоемах разрешен. Однако промышленный вылов запрещается.

Также на территории заповедника туристы могут попробовать или приобрести мед диких пчел. Такой продукт считается особенно полезным. Однако перебарщивать с его потреблением также не стоит. В данном случае срабатывает поговорка о том, что хорошо есть в меру.

Таким образом, заповедник Шульган-Таш действительно можно считать одним из наиболее интересных мест в Башкирии. Уникальность данного охраняемого природного объекта заключается в главном объекте защиты, которым считаются местные дикие пчелы. Пчелы являются медоносными, при этом работники заповедника занимаются бортничеством и реализуют мед на рынке. Такой продукт отличается особым составом. Экскурсоводы или специальные гиды могут провести туристов по специальным тропам и продемонстрировать некоторых представителей флоры и фауны. Однако дикие животные нуждаются в соблюдении определенной дистанции, потому даже работники заповедника без лишней на то необходимости не тревожат представителей фауны. Добраться до заповедника не очень сложно, здесь существуют специальные виды транспорта для туристов. С питанием проблем также не возникнет, так как в близлежащих селениях работают кафе, где посетители могут отведать некоторые блюда местной и традиционной кухни.

Шульган-Таш (заповедник) — Википедия. Что такое Шульган-Таш (заповедник)

Шульган-Таш — государственный природный заповедник в Башкортостане, имеющий федеральный статус. Расположен в западных предгорьях Южного Урала, в горно-лесном поясе, в пределах Бурзянского района. Общая площадь — 22 531 га (225 кв. км). Название происходит от башкирских слов «шульган» («опустился», «провалился», «исчез») и «таш» («камень»).

Вместе с заказником Алтын-Солок входит в состав комплексного биосферного резервата Башкирский Урал, который является кандидатом на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[1].

Заповедник был создан в 1958 году как Прибельский филиал Башкирского заповедника, а 16 января 1986 года стал самостоятельным заповедником. Основанием для организации заповедника было обитание в этом регионе ядра чистокровной аборигенной популяции медоносной пчелы — бурзянской бортевой пчелы, или «бурзянки» — в условиях бортничества — башкирского народного промысла. Филиал оказался первой в мире зоной, охраняющей аборигенных диких пчёл[2].

Среднемесячная температура января −16° С, июня и июля +16° С. Климат умеренный континентальный, резко изменчивый по годам, осадков от 270 до 750 мм. Рельеф низкогорный. Смешанные широколиственные и хвойно-широколиственные леса занимают 92 процента территории.

Заповедник является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением. В штате около 90 человек, из них 3 кандидата наук и 2 аспиранта, 5 научных сотрудников. Библиография заповедника составляет более 900 работ, за 2008 год подготовлено 53 научные публикации. Ежегодно готовится всеобъемлющий научный отчёт — «Летопись природы».

В заповеднике в условиях искусственных дупел — бортей и колод — обитает 138 семей пчёл, на пасеках — 242 семьи, бортничеством по совместительству занимаются госинспектора охраны. Насущной проблемой является охрана генофонда пчелы от метисации, к которой привел ныне запрещенный ввоз в регион инопородных пчел. Для устойчивости популяции «бурзянки» необходимо расширение её ареала, для этого в 1997 году был создан заказник «Алтын-Солок» (Золотая борть), поддерживается бортничество на прилежащих территориях и продвигался проект расширения заповедника. Умелый маркетинг бортевого меда сделал бортничество рентабельным, и оно стало возвращаться в быт башкир.

Музей пчеловодства по дороге в пещеру Шульганташ

Флора и фауна

Наиболее известным представителем энтомофауны является бурзянская бортевая пчела, для поддержки популяции которой и был создан заповедник «Шульган-Таш».

Встречаются: рыбы — 30 видов, земноводные — 5, пресмыкающиеся — 6, птицы — 206, млекопитающие — 61 вид. Беспозвоночных выявлено около 1700 видов, из них бабочек — 378, жуков — 458. В Красную книгу РФ занесён 31 вид животных, в Красную книгу Башкортостана — 67 видов. Здесь обитают все типичные лесные виды средней полосы России. Необычно велика плотность обитания бурого медведя. Разнообразна фауна птиц. Есть и проблемы: в регионе идет вытеснение европейской норки американской. Ввиду потепления климата, строительства Юмагузинского водохранилища на реке Белой все более ухудшаются условия обитания реофильных рыб — тайменя, форели, хариуса.

Шалаш из шкур животных по дороге в пещеру Шульганташ

Богатая ландшафтная мозаика обуславливает и высокое разнообразие растительного мира. На начало 2009 года выявлено 816 видов высших сосудистых растений, 184 — мхов, 233 — лишайников, 117 видов грибов, 202 вида водорослей и цианобактерий. 14 видов растений относятся к Красной книге России, 57 — Башкортостана. Реликтовых и эндемичных видов около 10 процентов от всей флоры. Наиболее редкие растительные сообщества — реликтовые ельники и горные каменистые степи. На территории граничат восточноевропейские широколиственные, светлохвойные предлесостепные и темнохвойные южнотаёжные леса.

Особенности

Капова пещера

Заповедник упоминается во многих мифах и легендах башкир — например, в эпосе башкирского народа Урал-батыр.

На территории заповедника находится уникальная карстовая Капова пещера, или Шульган-Таш. Протяжённость всех ходов пещеры составляет более 2,9 км. Пещера имеет три яруса, внутри пещеры протекает речка Подземный Шульган, которая и образовала эту пещеру.

Копия рисунков из Каповой пещеры

В 1959 году зоолог заповедника А. В. Рюмин открыл в Каповой пещере (Шульган-Таш) наскальные рисунки эпохи палеолита. Рисунки выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, возраст их около 18 тыс. лет, изображены мамонты, лошади и другие животные, сложные знаки, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём.

См. также

Примечания

  1. UNESCO World Heritage Centre. Bashkir Ural — UNESCO World Heritage Centre (англ.). whc.unesco.org. Проверено 17 марта 2016.
  2. ↑ Башкирский заповедник // Заповедники европейской части РСФСР. II — С. 234.

Литература

  • Э. П. Позднякова, А. В. Лоскутов, Н. Н. Скокова. Башкирский заповедник // Заповедники европейской части РСФСР. II / Под ред. В. В. Соколова, Е. Е. Сыроечковского. — М.: Мысль, 1989. — С. 234—263.

Ссылки

Заповедников Башкортостана. Шульган-Таш

К предстоящим летним каникулам принято готовиться заранее, мобилизовав финансовые ресурсы и погрузившись в приятные ожидания от предстоящей поездки в далекие страны. И некогда задумываться о том, что не обязательно получать шенгенскую визу, чтобы иметь возможность любоваться природными красотами, ничем не уступающими швейцарским. Для этого достаточно обратить внимание на заповедники Башкортостана.

На Южном Урале

Природа средней полосы, в которой находится Республика Башкортостан, отличается визуальной выразительностью и значительным ландшафтным разнообразием. Климат здесь, несмотря на резко континентальный характер, для большинства россиян вполне комфортный. Урал — традиционно промышленный регион, и это обстоятельство негативно сказывается на состоянии окружающей среды. Но для выхода из этой ситуации были созданы многочисленные природные заповедники Башкортостана.На этих территориях природа надежно защищена от любого антропогенного воздействия. Но никто не собирается препятствовать доступу цивилизованных туристов в заповедники Башкортостана. Рекреационный потенциал Южного Урала достаточно высок, и его необходимо правильно реализовать.

Природный парк и заповедники Башкортостана

На значительную территорию республики свободный доступ ограничен, строительство и ведение хозяйственной и хозяйственной деятельности запрещены. Заповедники Башкортостана, а их в республике всего три — Шульган-Таш, Башкирский и Южно-Уральский, принимают посетителей в любое время года. Но все же главная цель их существования — сохранение и приумножение реликтовой флоры и фауны Южного Урала. Кроме них в республике есть природный парк «Башкирия». Приоритетным направлением его деятельности является туризм.

Заповедники Республики Башкортостан занимают общую площадь 407 тыс. Га. На их обустройство и содержание затрачиваются значительные материальные и финансовые ресурсы как из республиканского, так и федерального бюджетов.

Южно-Уральский заповедник

Территория, существующая в режиме заповедника с июля 1978 года, расположена на границе с Республикой Башкортостан и частично расположена в Челябинской области.Целью заповедника была охрана и изучение горно-таежных экосистем Южного Урала. И место для этой задачи было выбрано вполне подходящим. Вся территория заповедника отличается сильно пересеченным рельефом. Здесь сходятся сразу несколько горных хребтов, а самая высокая точка Южного Урала — гора Большой Ямантау. На территории Южно-Уральского заповедника отсутствует организованная организованная туристическая деятельность. Навещайте его, обычно наедине.

Заповедник «Башкирский»

Это одна из старейших охраняемых природных территорий не только в Башкортостане, но и на всей территории Российской Федерации.Заповедник «Башкирский» основан в 1929 году специальным решением Совета Народных Комиссаров Башкирской АССР.

Основная территория Башкирского государственного заповедника расположена в лесной зоне южных склонов Уральского хребта. Для этой зоны характерны реликтовые лесные массивы, состоящие как из лиственных, так и светлохвойных пород деревьев. Некоторые природные объекты на территории заповедника по праву относятся к особо значимым. Это, прежде всего, Южный Крак, место, где произрастают уникальные формы флоры и находят органические остатки силурийского периода.А также имеет культурное и этнографическое значение памятник природы Башкарди Шаряж.

Шульган-Таш

Каждый заповедник в Башкортостане имеет свои отличительные особенности. Одним из самых значительных и известных далеко за пределами республики является заповедник Шульган-Таш. Его территория была выделена в самостоятельное существование в 1986 году от Башкирского заповедника.

Целью создания нового заповедника было изучение и сохранение уникальных экосистем Южного Урала.Это связано с тем, что в этом районе встречаются как характерные, так и уникальные природные формы растений, которых нет в других заповедниках Башкортостана.

«Шульган-Таш» — название горного массива на обширном пологе западного склона Уральского хребта. Этот топоним дал название всему заповеднику. Горный склон, на котором он расположен, является водоразделом рек Белая и Нугуш. Посещение уникальных карстовых пещер и скал Шульган-Таши входит в обязательную программу многих туристических маршрутов.Название этого скального массива известно далеко за пределами республики, а фотографии скал Шульган-Таш украшают многие туристические издания и рекламные буклеты. Это один из визуальных образов Башкортостана.

Природный парк «Башкирия»

Огромная территория, расположенная на юго-западных склонах Уральского хребта и функционирующая в режиме

: Достопримечательности :: Путешествия :: Россия-Инфоцентр

Пещера Капова (или Шульган-Таш, известная своими прекрасными наскальными рисунками эпохи палеолита, расположена в Республике Башкортостан, на реке Белая в горах Южного Урала, на территории Шульган-Ташского заповедника. Пещера интересна не только росписями; примечателен и его интерьер. Это хорошо известно и туристам, и ученым. В нем открыт музей Каповой пещеры, а в ближайшее время откроется спелеологическая лаборатория.

Шедевры природы


Вход в пещеру представлен асимметричной аркой. Пролет этого портала составляет около 40 метров, высота — 22 метра. Трехэтажная система пещеры охватывает 3 километра и включает 9 залов, множество гротов, реку и два озера.Кроме того, в Каповой пещере обнаружен самый большой в Европе так называемый сифон — полость, заполненная водой без воздуха. Его диаметр составляет 400 метров.

Приливы кальцита в пещере очень живописны. Они похожи на тропические растения и водопады. Самый нижний уровень пещеры заполнен водами реки Шульганка. Частично он течет в пещере, частично по земной поверхности. Второй уровень состоит в основном из залов с наскальными рисунками и озера с кристально чистой водой. Верхний уровень расположен на высоте 40 метров над рекой Белая. Каждый зал пещеры имеет свое название, например, зал рисунков, зал хаоса, зал бездны и зал знаков.

Наскальная живопись


Знаменитые наскальные рисунки эпохи палеолита были обнаружены в 1959 году. Они расположены в залах среднего и верхнего ярусов пещеры. Росписи верхнего уровня относятся к раннему палеолиту; росписи нижнего примерно 12000 лет.Этот уровень должен стать доступным для людей к концу ледникового периода. Животные нарисованы на поверхности пещеры раддл, а клей животных использовался в качестве связующего. Около 50 древних животных изображены реалистично, все они движутся влево. Среди них мамонт, лошадь, шерстистый носорог и бизоны.

Пещера была центром религиозной жизни палеолита; более того, с ним связаны и легенды башкир. Они предположили, что в пещере живет дух Урал-Батора.Он огромный наездник. У его коня Аркбузата есть крылья. Тебе повезет на всю жизнь, если ты его увидишь. Другой миф сообщает, что в пещере живут какие-то подземные люди во главе с душой. Кто оказывает какую-либо услугу Мастеру пещеры, тот становится удачливым в жизни.

К сожалению, на состояние картин туристы влияют не лучшим образом. Посещения нарушают микроклимат пещеры и вредит древним шедеврам.

Как получить


Некоторые туры по рафтингу по реке Белая включают посещение Каповой пещеры.Другой способ — попасть на природный курорт Шульган-Таш и заказать экскурсию в пещеру. Природный курорт Шульган-Таш расположен в Республике Башкортостан, Бурзянский район, поселок Иргизлы. Тел. (34755) 3-22-17; e-mail: [email protected]

Booking.com

Бузыкина Юлия

Источники:
www.go-ural.com

википедия

Наскальный рисунок пещеры Шульган-Таш

Описание

Природа Южного Урала прекрасна! Густые леса на склонах гор чередуются с солнечными долинами, наполненными ароматом меда, быстрые чистые реки прорезают глубокие каньоны в массивах белого известняка. С давних времен люди облюбовали эту чудесную страну. Он был заселен уже в эпоху палеолита, и здесь развивалась одна из самых древних и интересных культур в истории человечества. Его духовным центром, главным святилищем была одна из красивейших и крупнейших пещер Урала — Шульган-Таш или Капова пещера.

Время шло, годы уходили, и только в январе 1760 года пещеру посетил один из первых исследователей края П.И. Рычков и написал статью «Описание пещеры, расположенной в Оренбургской губернии на реке Белая, Которая из всех пещер Башкирии» считается самым известным и крупным.Статья опубликована в книге «Сочинения и переводы для пользы и развлечения служащих», изданной в Санкт-Петербурге в 1760 году. Это первое описание пещеры, а точнее, ее первого этажа.

П. Рычков — выдающийся ученый, член-корреспондент Петербургской Академии, путешественник, историк, экономист, археолог, этнограф. Его описание пещеры подробное и совпадает с более поздними. Например, в Главной галерее он обнаружил «сухую человеческую голову», видимо, мумифицированную в условиях пещеры.

Спустя 10 лет пещеру посетил И. Лепехин. Он был естествоиспытателем, путешественником и академиком. В 1768–1772 руководил экспедициями на Урал, в Поволжье и на север России.

Его «Путевые заметки» — фундаментальный труд русской науки XVIII века. Этот автор заслуживает доверия. И именно он описал участок в Каповой пещере, который мы до сих пор не знаем …

Описание И. Лепехина очень подробное, красочное и эмоциональное: такие вещи невозможно придумать.Часть описания совпадает с современными наблюдениями и картами пещер, а все, что касается второго этажа, является загадкой, которую спелеологи и карстологи пытались разгадать уже 200 лет. Некоторые авторы считают, что за эти столетия пещера сильно изменилась: некоторые старые ходы заросли кальцитовыми щебнями, заблокированы оползнями, открылись новые курсы и залы. Другие считают, что в условиях плохой освещенности, в незнакомой обстановке огромного пещерного лабиринта академик легко мог допустить ошибки в измерениях азимута, особенно если он не записывал их подробно или даже по памяти. Фактически пещера Капова осталась почти такой же, какой была 200 лет назад. Он не сильно изменился с тех пор, как его покинули люди каменного века. Возраст пещеры не менее трех-четырех миллионов лет. До оледенения это была большая спелеосистема.

Пещера Шульган-Таш расположена на правом берегу реки Агидель (Белая), в 40 км от центра Бурзянского района Башкортостана, села Старосубхангулово, на территории заповедника, организованного пятьдесят лет назад с целью сохранить первозданную красоту этого чудесного региона.

На втором году существования Башкирского заповедника, в 1959 году, сотрудник заповедника биолог А.В. Рюмин обнаружил в пещере первые рисунки эпохи палеолита в России. Перед учеными встала новая непростая задача: как спасти только что найденный драгоценный камень, как спасти рисунки от дальнейшего разрушения? Стало очевидно, что для спасения живописи необходимо проводить систематические наблюдения, исследовать все особенности пещеры, создавать условия для долговременной сохранности рисунков.

Теперь, когда прошло полвека после открытия рисунков и 50 лет заповеднику, сохранившему берег пещеры с его древними росписями, пора оглянуться назад и подвести итоги некоторых находок и открытий.

Перед вами результат совместной работы множества людей: башкир и русских, татар и украинцев, ученых и спелеологов-туристов, молодых и не очень …

Обнаружение настенных рисунков, расписанных красной охрой в г. залы двух этажей пещеры стали важнейшими в области ранней истории человечества, доказав существование здесь, на Южном Урале, уникальной развитой первобытной культуры, создавшей замечательные рисунки животных и сложные абстрактные знаки. .Путь А. В. Рюмина к этому открытию был долгим и трудным. Он предвидел существование древней палеолитической живописи на Южном Урале, настойчиво ее искал и его усилия привели к огромному успеху.

А. В. Рюмин правильно определил время создания рисунков как палеолит. А.В. Рюмин, не будучи знатоком археологии, не смог определить точный возраст изображений. Он думал, что им 40 тысяч лет. На самом деле они оказались более чем в два раза моложе.Это привело к неправильной интерпретации многих изображений, едва различимых под граффити, глиняными и кальцитовыми пленками.

В истории наскальной живописи Шульган-Таш еще много неясного. На восточной стене Зала рисунка имеется цветная фотография первой композиции, сделанная А. В. Рюминым задолго до начала реставрационных работ. На фото отчетливо видны красные линии зооморфных рисунков с большими уродливыми граффити на них. Невозможно не видеть эти красные изображения.

Всего А. В. Рюмин обнаружил около 50 рисунков. К сожалению, он не составил хорошего каталога. Большинство изображений в то время еще не были расчищены, и сейчас трудно точно определить, какие рисунки он нашел. Главное, что он открыл центр искусства южно-уральского палеолита. После открытия наскальной живописи видный московский археолог О.Н. Бадер проводил исследования в пещере с 1960 по 1978 год. Он подтвердил подлинность рисунков и их палеолитический возраст. но отрицал существование черных рисунков и скульптур.

Интерпретация некоторых изображений, найденных А. В. Рюминым, оказалась неверной. Они были признаны прихотью природы.

Только в конце работы, в процессе расчистки стен, были обнаружены две картины, выполненные черным цветом (Bader, 1979). Бадер назвал возраст этих картин близким к магдаленскому.

Копирование и фотографирование изображений проводились под руководством О. Н. Бадера. Самая сложная и важная работа была проделана в Зале Хаоса на уступе южной стены.Видна была только ярко-красная точка, с которой вода смывала охру. Реставраторы удалили толстый (до четырех сантиметров) слой кальцитовых шлаков и увидели самую яркую, свежую, близкую к полихроматической композиции «Лошадей Зала Хаоса».

В процессе работы обнаруживались все новые и новые рисунки. На схемах разных периодов ситуация описывается по-разному. Возьмем иллюстрацию из 11 тома Большой Советской Энциклопедии на с. 360 в качестве примера.Имеет композицию восточной стены Зала рисунков. В композиции отсутствует изображение Бледного мамонта, хотя оно присутствует в эскизе, опубликованном в 1973 году (Мамонт № 9).

В результате многолетних исследований О. Бадера было обнаружено 50 изображений. Краткая монография «Капова пещера» (34 страницы) была издана в 1965 году и содержала зарисовки основных рисунков и фотографии низкого качества. Художник К.Н. Никахристо иллюстрировал издание.

За время длительной работы в пещере О.Бадер тщательно изучил все изображения, доступные тогда для наблюдения, и правильно расшифровал многие из них, а Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А.П. Группа Карпинского (ВСЕГЕИ) могла это сделать только с помощью мощной современной цифровой фототехники и компьютера. Например, он правильно интерпретировал изображение быка на западной стене Зала Знаков, хотя визуально это было неочевидно.

Над задней частью Центрального мамонта на западной стене Зала рисунков О.Бадеру удалось увидеть едва различимую маленькую фигурку бегущего антропоморфа. При расшифровке изображения в северо-западном углу Зала Знаков О. Бадеру удалось разглядеть треугольную структуру фрагмента знака, но полностью восстановить ее не удалось. Сделать это стало возможным намного позже, только с помощью компьютера.

История с Бледным Мамонтом, нарисованным на восточной стене Зала Рисунков под Мамонтом Диссидентом, неясна. В настоящий момент его практически не видно.Здесь видны только бледно-розовые пятна. Но эта картина достаточно четко написана на пластиковом слепке в Музее археологии Академии наук Республики Башкортостан в Уфе.

После смерти О. Н. Бадера в 1978 году исследования в пещере продолжили ленинградские ученые. Археологические исследования проводил опытный исследователь В. Е. Щелинский. Проанализировав ситуацию, Щелинский обнаружил место раскопок у северной стены Зала Знаков.

Вскоре на глубине около полуметра в яме появились угли. Это был культурный слой эпохи палеолита! Находки шли одна за другой. Здесь было обнаружено множество каменных изделий, сколов украшений и резьбы по кости. Это было сенсацией, потому что до сих пор считалось, что в Каповой пещере не живут люди. Оказалось, что жили, но прежде всего пещера была святилищем, храмом. Прямо в этом слое был обнаружен кусок известняка с рисунком, написанным охрой.Это была редкая удача. Теперь можно было с уверенностью сказать, что и оккупационный слой, и настенные рисунки были примерно одного возраста. С помощью радиоуглеродного датирования возраст культурного слоя был определен как поздний палеолит, а для культуры Мадлен — конец ледникового периода.

Спелеологи Русского географического общества (РГО) под руководством Юрия Ляхницкого начали свою работу в составе Южно-Уральской палеолитической экспедиции под руководством В.Щелинского.Позже они продолжили работу как самостоятельная группа. Комплексная программа спелеологических исследований требовала организации независимых научных экспедиций и участия в них разных специалистов. Такие работы могли быть выполнены только совместными усилиями Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. П. Карпинского (ВСЕГЕИ) и Комиссия спелеологии и карстовых исследований Русского географического общества.

Наряду с организацией комплексного мониторинга динамических и геоэкологических параметров, музеефикации и развитием мероприятий по сохранению живописи одной из основных задач была комплексная комплексная фиксация древних изображений.Это было необходимо из-за быстрой деградации чертежей в течение длительного периода времени, когда состояние чертежей не отслеживалось, а фиксация изображений современными методами не производилась. Требовалась новая техника для сложной фиксации изображений, в том числе фотографических, топографических, морфометрических и других, которые могли бы максимально полно и точно сохранить древние изображения.

Полученные параметры должны давать достаточно полную и точную характеристику рисунков и их сочетаний в целом и, при необходимости, позволять их воспроизведение.

Многочисленные рисунки пещеры в значительной степени неоднородны. Для их регистрации, анализа их особенностей и выявления закономерностей размещения в пещере необходимо их классифицировать и, прежде всего, установить основные понятия.

Самым распространенным понятием, объединяющим все рисунки, пятна и знаки, является слово «изображение». Образы могут быть искусственными (созданные человеком) и естественными (созданными природой).

Искусственные изображения условно относят к древним (палеолит), более позднему периоду (энеолит, мезолит, неолит, бронзовый век), «старому» (средневековому) и современному (18–21 вв.).

В первую очередь изображения следует сгруппировать по их морфологии и содержанию. Важнейшими типами являются зооморфные и антропоморфные рисунки и абстрактные условные геометрические знаки. Кроме них, стоит выделить еще один сложный вид — пятна.

Принимая во внимание морфологию, стилистический характер и цвет, можно составить классификацию, отражающую все особенности изображений. Это позволит сделать выводы о представлениях древних «художников», эпохе создания изображений и их цели.Эти группы рисунков помогут провести исторический и художественный анализ «картины».

Изображения пещеры Шульган-Таш можно разделить на несколько типов, которые в дальнейшем можно разделить на более мелкие группы. Первый крупный тип — многочисленные красные зооморфные рисунки, очень реалистичные. Их стилистические особенности и конфигурация очень близки к западноевропейской Мадлен.

Большинство из них — контурные. Внутри них видны зоны, в которых линии контуров утолщаются, а отдельные части и детали фигур заштрихованы.Есть несколько силуэтных рисунков, фактически полностью закрашенных, но глубина их цвета неоднородна.

Большинство изображений в Зале рисунков относятся к зооморфному контурному типу, например, «Шагающий мамонт» на восточной стене Зала рисунков. Типичное силуэтное изображение — «Красный мамонт» из второй композиции на западной стене Зала рисунков. Все они окрашены в красный цвет охры.

Итак, изображения Пещеры довольно неоднородны. Это одна из особенностей пещеры, которая ставит сложные и трудные задачи интерпретации и понимания собранного материала.Конечно, изображения Пещеры не соответствуют понятию «живопись», так как представляют собой сложную систему условных ритуальных символов и абстрактных, возможно, информационных знаков.

Самыми известными и хорошо сохранившимися являются красные реалистичные контурные изображения на втором этаже Зала рисунков. Большинство из них — мамонты (7), два шерстистых носорога и бык. Практически все это контурные рисунки; только один «Красный мамонт» показан в силуэте, полностью раскрашенный красной охрой. Цвет этих изображений фактически алый, интенсивность его средняя или низкая.

Практически все изображения из Зала рисунков зооморфны, выполнены в едином стиле, как бы по определенному канону. Каждая композиция имеет один антропоморфный схематический рисунок. Единственная вывеска в зале — большая трапеция с двенадцатью ребрами, нарисованная в правом нижнем углу первой композиции.

Это, без сомнения, неделимая группа, наиболее близкая к западноевропейской культуре Мадлен. Если использовать классификацию Леруа-Гурана, то она относится к переходной группе между третьей и четвертой.Возраст угля из карьера О. Н. Бадера под восточной стеной Зала, согласно лабораторным исследованиям, составляет 17-10 тысяч лет. Это поздний палеолит и культура Мадлен.

Составленный Каталог рисунков и знаков пещеры Шульган-Таш (Капова) отражает, иллюстрировал и сохранил облик уникального памятника культуры, имеющего единственную сравнительно хорошо сохранившуюся палеолитическую роспись в восточной части Евразии.

Всего в пещере зафиксировано 195 изображений, 140 из которых открыты за последние годы.Полученная информация придает новую характеристику этому уникальному памятнику и свидетельствует о существовании в палеолите самостоятельного очага древней культуры на Южном Урале, во многом аналогичного центру Западной Европы в Пиренейско-Кантабрийском ареале.

Образы пещеры неотделимы от ее просторных залов, длинных и высоких галерей и узких укромных ниш. Пещера — не просто обитель древних рисунков. Именно их среда обитания сильно повлияла на сознание и творческий процесс древнего художника.

В Каталоге 195 изображений, но, по всей вероятности, в будущем будут обнаружены новые изображения, особенно после дальнейшей расчистки стен. Это новое содержательное подтверждение тезиса о том, что в палеолите Южный Урал являлся самостоятельным высокоразвитым центром великой ранней культуры человечества.

Проблема сохранения изображений

Выживаемость рисунков зависит от их сохранности. К сожалению, рисунки в пещере тысячелетиями подвергались воздействию негативных факторов антропогенеза и гипергенеза.Повреждающими факторами являются многие условия окружающей среды: карстовые воды (проникающие и поступающие), пленочная и конденсатная влага, микроклиматические изменения (температура и влажность), разрастание кальцитовых шлаков, отслаивание слоя краски и коррозия известняка микробиотой (микромицеты — плесень, микрогрибы и водоросли).

Негативное влияние человека также обширно, прежде всего это неконтролируемый, нерегулируемый туризм. Присутствие большого количества людей в пещере повышает температуру и влажность, увеличивает концентрацию углекислого газа до опасного уровня и приводит к микробиологическому загрязнению пещеры. Случаи варварского обращения с изображениями не так уж и редки.

На Западе после открытия замечательных палеолитических рисунков в Альтамире, Ласко и других пещерах доступ к ним был разрешен тысячам людей. За сравнительно короткий срок это вызвало серьезные неблагоприятные последствия: свет, тепло и дыхание вызвали интенсивный рост микроскопических сине-зеленых водорослей, которые покрыли рисунки некрасивыми пятнами («зеленая опасность»), что привело к увеличению концентрации углекислого газа в быстром росте кристаллов кальцита и агломерированных корок, покрывавших стены пещер вместе с рисунками («белая опасность»).Повышение влажности и повышение температуры приводили к интенсивному образованию конденсата. С крыши и стен стали падать красные капли: влага разъедала краситель. Был запрещен массовый туризм в пещерах с палеолитической росписью. У входа в пещеры были установлены бронированные ворота с замысловатыми замками.

Временный выход был найден путем создания дубликатов пещер. Точные копии залов с рисунками вместе с их полным интерьером выполнены из пластика и других материалов.Конечно, это требует значительных затрат.

В связи с вышеизложенным весьма своевременным было Распоряжение Президента России Владимира Путина № ВП-П44-5133 от 28 июля 2010 г. о развитии музейного комплекса на базе Каповой пещеры. Дальнейшее развитие получили мероприятия по совершенствованию экскурсионного маршрута, подготовку которых мы начали. Открылась возможность благоустройства музейного комплекса в целом, обновления инвентаря инструментов и проведения мероприятий по улучшению условий для сохранения изображений.

Будущее уникального памятника зависит от проведения ряда крупных мероприятий. Прежде всего — от строительства музея историко-культурного комплекса «Шульган-Таш», в котором будут макеты залов пещеры Шульган-Таш и копии ее наскальных рисунков. В этой же связи важно продвигать наскальную живопись пещеры Шуль-ган-Таш в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наша главная задача — сохранить уникальную палеолитическую наскальную живопись Восточной Евразии для будущих поколений.

Последние научные открытия

В ноябре 2017 года Международная экспедиция по реставрации палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш продолжалась более трех недель под руководством опытного реставратора Эудальда Гийламе (Андорра).

Под толстой нитью кальцита было обнаружено реалистичное, тщательно выполненное с познанием природы изображение …. двугорбый верблюд. Контур задней части животного ранее был виден из-под самолета, расчищенного еще в конце 1970-х годов.Пару лет назад именно в этой части состава был пробурен образец дрейфа кальцита для уран-ториевого датирования, который дал интервал от 14 до 37 тысяч лет назад. Совокупность этих данных делает биографию обнаруженного верблюда практически безупречной, а изображение не вызывает опасений за его подлинность.

Обоснование выдающейся универсальной ценности
В одной из крупнейших и красивейших пещер Урала — пещере Шульган-Таш, обнаруженной еще в XVIII веке на берегу реки Агидель в Башкортостане, в 1959 году наскальная живопись, относящаяся к эпохе верхнего палеолита (17 -10 тысячелетие до нашей эры).

На трех этажах пещеры Шульган-Таш, длиной 3323 метра, расположено более 15 залов. Вертикальная амплитуда 165 метров с глубокими подводными полостями (80 метров), представляющими собой трехэтажную систему карстовых полостей с сильно развитой сифонной циркуляцией.

Рисунки красной охрой нанесены на стены залов обоих этажей пещеры. Это открытие было самым важным в области древней истории, доказав, что не только в Западной Европе, но и в Центральной и Восточной Европе существует древнепалеолитическая живопись различных животных, таких как мамонты, шерстистые носороги, быки, лошади и сложные абстрактные изображения. приметы.

В пещере 195 изображений, 110 из них были обнаружены за последние годы.

Образы пещеры неотделимы от ее просторных залов, длинных высоких галерей и тесных укромных ниш. Пещера — это не только вместилище древних рисунков, но и их естественная среда, которая существенно повлияла на сознание и творческий процесс древнего мастера.
Полученная информация по-новому характеризует этот уникальный памятник и свидетельствует о существовании в палеолите на Южном Урале самостоятельного центра древнейшего искусства, во многом сходного с западноевропейским и Пиренейско-Кантабрийским центрами.

Критерий (i): Важнейшим культурным объектом номинируемой территории является пещера Шульган-Таш (Капова). В 1959 году в нем была обнаружена наскальная живопись эпохи позднего палеолита. Это крупнейший и древнейший комплекс наскальной живописи в Центральной и Восточной Европе.

Цветные изображения животных отличаются реалистичностью, хотя и не лишены примитивизма и схематизма. Фигуры мамонтов, носорогов, быков, людей различных знаков отличаются своей экспрессией и глубокой идентичностью.С большой выразительностью изображены лошади. Имиджевый стиль не имеет буквальных аналогов ни на Урале, ни в Западной Европе. Выделяются группы рисунков с мифологической символикой, в частности, свидетельствующие о существовании культа лошади. Подобные примеры наличия явно мифологических композиций среди палеолитических наскальных рисунков в мире крайне редки, что делает наскальную роспись Шульган-Таш уникальным явлением в мировом масштабе.

Важнейшими компонентами палео-живописи пещеры Шульган-Таш являются условные знаки чисто геометрического облика. Следует отметить, что условные знаки пещеры Шульган-Таш оригинальны и не имеют прямых аналогов среди геометрических форм изображений в палеолитической настенной росписи Западной Европы.

Учитывая время создания рисунков, их художественную выразительность и стилистику самости, высокий уровень технологии их выполнения в то время, можно утверждать, что наскальные рисунки пещеры Шульган-Таш являются шедевром искусства творческий человеческий гений эпохи верхнего палеолита.

Критерий (iii): По расположению и содержанию рисунков также можно утверждать, что пещера Шульган-Таш в древности была святилищем, с которым связаны мифологические представления людей эпохи палеолита. Каждый зал с рисунками в пещере был частью этого святилища и, видимо, выполнял свои функции. Поклонение пещере Шульган-Таш, включавшее паломничество, различные обряды, ритуальное раскалывание камня и наскальные рисунки с охрой, является уникальным примером традиции культа пещер, распространенного на Урале с начала верхнего палеолита. Традиция культового раскалывания камня для этой эпохи закрепилась в соседних пещерах и других пещерных святилищах Южного Урала, сохранилась до эпохи раннего средневековья и даже до этнографической современности. Традиция рисовать охристые рисунки в глубинах пещер сохранялась на Южном Урале 8-9 тысяч лет. Пещера Шульган-Таш на протяжении многих тысячелетий оставалась святилищем, что подтверждается как археологическими находками, так и результатами изучения башкирского фольклора.Как показывают современные исследования этнографов, поклонение пещере местными башкирами сохранилось до наших дней.

Таким образом, культ поклонения пещере Шульган-Таш и связанные с ней традиции тысячелетиями и частично сохранившимися до наших дней являются уникальным свидетельством культурной традиции.

Архив погоды в Шульган-Таше (заповедник)

.

Посмотреть архив погоды

Скачать архив погоды

Статистика погоды

Чтобы получить объяснения, наведите указатель мыши на соответствующий заголовок,05 9022

1012,05 западное

9022 8229 9022

без осадков

без осадков 90223

24

Дата / Местное время

T

Po

28 P

P Па

U

DD

Ff

ff10

ff3

N

N

W Tn

Tx

Класс

Nh

H

Cm

Ch

V0002

V0002 tR

E

Tg 900 03

E ‘

sss

2021
11 января
понедельник

08

-5. 2

23

732,7

28,85

976,85

976,85

759,1

29,89

1012,05

Легкий ветерок

(3 м / с)

(11 км / ч)

(7 миль / час)

(6 узлов)

(2 Bft)

-5.8

22

-7,7

18

Без осадков

05

-2,5

28

732,1

28,82

976. 05

976,05

758,4

29,86

1011,12

1011,12

81

Ветер, дующий с юга-юго-востока 1

Ветер, дующий с юга-юго-востока 9000 с воздуха

км / ч)

(2 миль / ч)

(2 узла)

(1 Bft)

-5.4

22

02

-2.3

28

757,9

29,84

1010,45

1010,45

86

Ветер юго-восточный Легкий воздух

(1 м / с)

(4 км / ч)

(4 км / ч) миль / ч)

(2 узла)

(1 Bft)

В пещере Шульган-Таш в Башкирии обнаружены новые изображения

В пещере Шульган-Таш в Бурзянском районе Башкортостана были обнаружены новые изображения, ранее невидимые человеческому глазу. Научно-исследовательские работы проводились сотрудниками Центра палео-искусства Института археологии Академии наук (Москва).

Результаты получены моделированием на основе фотограмметрической съемки рельефа всей скальной поверхности пещеры.

«В конце марта мы проводили работы по непрерывному фотографированию стен, когда фиксировались не только те участки, на которых расположены известные рисунки, но и все стены в целом. Для этого мы использовали фотографию и фотограмметрическую обработку. Затем с 3D-модели была взята текстура фотоизображения, и после цифровой обработки были обнаружены новые изображения, которые раньше были невидимы для глаза человека, — рассказал младший научный сотрудник Академии наук Александр Пахунов.- Это минимум два рисунка, они располагались буквально рядом с уже известными наскальными рисунками, но из-за плохой сохранности их ранее не удалось обнаружить. Рисунки нарисованы, это такой же геометрический мотив из двух треугольников, похожий на тот, что рядом с ним.

Также на стенах, помимо геометрических изображений, закреплены многочисленные красные пятна, теперь специалисты внимательно анализируют образцы пятен, чтобы понять естественные следы или намеренно нанесенные изображения.Предварительный анализ цвета говорит о том, что это действительно следы краски, потому что природные образования выглядят иначе, имеют другой цвет.

Также, благодаря фиксации больших площадей с помощью фотограмметрии, археологам удалось собрать вместе определенные фрагменты изображений, которые ранее не были объединены в полные рисунки, чтобы увидеть, как соотносятся различные рисунки. Будут продолжены исследовательские и реставрационные работы, будет изучен состав красок, рецепты, по которым они были приготовлены, порядок размещения рисунков по поверхности стен пещеры.
Следует отметить, что московские археологи прибыли в Уфу на III Международный симпозиум «Музеификация историко-культурного наследия: теория и практика», посвященный, в том числе, сохранению, музефикации и популяризации древних наскальных рисунков Шульгана. -Таш Пещера. Форум пройдет с 7 по 10 июня в Мурат-Тугайском районе Бурзянского района. В нем принимают участие зарубежные специалисты по сохранению древних наскальных изображений. Международная экспедиция по удалению современных граффити со стен пещеры Шульган-Таш продолжит свою работу.Его возглавит европейский реставратор Антон Эудал. Также в форуме принимает участие французский специалист Ален Делис, который займется точным копированием стен пещеры Шульган-Таш для одноименного музея. Музейный историко-культурный комплекс будет создан в самой пещере, чтобы сохранить ее уникальную палеолитическую живопись, сформировать новый научный и туристический кластер европейского уровня.

хэштегов для # фотография в Instagram, Twitter, Facebook, Tumblr

Лучшие хэштеги #photography

Самый популярный инстаграм фотография хэштеги

Копировать # фото #photooftheday #love #instagood #instagram #like #photo #picoftheday #follow #nature #beautiful #fashion #art #bhfyp #photographer #likeforlikes #instadaily #me #smile #myself #travel #instalike #model #photoshoot #followme # стиль # лайки # подписаться на подписку #happy #bhfyp

Второй по популярности хэштег в Instagram, используемый с фотографией

Копировать #l #portrait #beauty #likeforfollow #life #f #cute #travelphotography #followers #likeforlike #followback #canon #ig #comment #followforlikes #india #girl #selfie #landscape #likesforlikes #makeup #sunset #fotografia #portraitphotography #lifestyle # лето # музыка # любители # фотографии # артист # никон Используйте один из этих наборов хэштегов в своем следующем посте в Instagram, и вы увидите большой рост.

Отчет по хештегам

Опубликовать с этим хэштегом 650 839 189

10 лучших хэштегов фотографии

Лучшие хэштеги фотографии, популярные в Instagram, Twitter, Facebook, Tumblr:

СВЯЗАННЫЕ хэштеги для #photography

Используйте этот список, чтобы найти новые хэштеги для ваших сообщений

# Хэштег Посты
1 #photographylovers 20,954,849
2 #photographyislife 11 001 645
3 #photographyeveryday 9 693 142
4 #photographylover 9 418 476
5 #photographysouls 9 312 987
6 #photographyislifee 8 067 767
7 #photographylife 4,529,104
8 #photographyart 4 410 890
9 #photographyoftheday 2 173 387
10 #photographyaddict 1,495,821
11 #photographydaily 1,188,779
12 #photographyy 1,141,551
13 #photographylove 1 096 072
14 #photographyisart 754 858
15 #photographystudio 730 482
16 #photographyprops 689 460
17 #photographyday 535 082
18 #photographyindonesia 529 164
19 #photographyskills 466 860
20 #photographys 433 151
Число после хэштега представляет количество сообщений Instagram для этого хэштега.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *