Советы тренера

Александр невский церковь – Храмы Александра Невского

Храм Александра Невского

Обращение настоятеля храма Александра Невского

Дорогие братья и сестры!

Сто лет назад в центре Ростова-на-Дону на площади Нового базара (ныне площадь Советов) стоял Александро-Невский храм. Построенный в византийском стиле на средства горожан, храм вмещал 1500 человек и был поистине украшением нашего города. Святыня, на возведение которой ушло почти 16 лет, была в одночасье разрушена в 30-х годах прошлого столетия.

И вот сегодня по благословению Владыки Меркурия руководством Ростовской области и города принято решение восстановить храм Александра Невского на пересечении проспекта Космонавтов и улицы Капустина Ворошиловского района Ростова-на-Дону.

Во время возведения богослужения будут проходить в небольшом деревянном храме неподалеку от места основного строительства.

Закладка камня большого храма состоялась 15 cентября 2012 года и стала центральным событием дней празднования 75-летия Ростовской области.

Возрождение храма Александра Невского, как и прежде, напрямую зависит от человеческого участия и личного решения каждого. Ибо кто дает волю доброму движению своего сердца, тот обогащается прежде всего сам — в его душу входят светлая, целительная сила, радость, мир, врачующие все болезни и язвы нашей души.

С благодарностью на Вашу посильную помощь,


настоятель храма Александра Невского протоиерей Владимир Хайров

«Получатель: Местная религиозная организация православный Приход храма Александра Невского г. Ростов-на-Дону Религиозной орагнизации «Ростовская-на-Дону Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»» 

Назначение платежа: Пожертвование на уставную деятельность храма

р/счет 40703810800000004328 в ПАО ДОНКОМБАНК г. Ростова-на-Дону

БИК 046015804 
корр/счет 30101810000000000804
ИНН 6161990180  
КПП 616101001

www.a-nevskogo.ru

Церковь Александра Невского в Красном Селе (Санкт-Петербург)

Це́рковь свято́го благове́рного кня́зя Алекса́ндра Не́вского в Красном Селе (Санкт-Петербург).

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Красносельского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Евгений Ефимов

История

Первый храм

В 1865 году в Красном Селе был построен комплекс зданий Красносельского военного госпиталя, при котором в 1885 году по инициативе главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа великого князя Владимира Александровича по проекту военного инженера В. А. Колянковского была построена небольшая деревянная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Храм был освящён 2 (14) октября 1885 года благочинным гвардейского духовенства протоиереем Александром Желобовским.

Через пять лет церковь обветшала, и встал вопрос о ее капитальном ремонте. Для этого из казны была выделена некоторая часть средств.

Современный храм

Несмотря на то, что средства на ремонт храма были выделены, было решено построить новую церковь. Основными жертвователями были купец А. Ф. Черепенников, потомственный почетный гражданин П. Давыдов, купец В. А. Юдаков и заведующий военным госпиталем полковник В. Н. Смельский

Проект новой деревянной церкви был также разработан В. А. Колянковским. Строительство было начато в апреле 1890 года

Новопостроенный храм был торжественно освящён 16 (28) июля 1890 года протопресвитером военного и морского духовенства Александром Желобовским в сослужении благочинного армейских храмов Санкт-Петербурга протоиерея Алексия Ставровского и местного красносельского духовенства в присутствии великого князя Владимира Александровича и его супруги великой княгини Марии Павловны.

Госпитальный храм принадлежал военному ведомству до 1917 года. Прихожанами этого храма являлись чины Красносельского военного госпиталя и Красносельского гарнизона, а также местные жители близлежащих Коломенской и Фабричной слобод.

В 1906 году к храму была приписана церковь святителя Николая Чудотворца в Авангардном лагере. Кроме того, к госпитальной церкви относилась каменная часовня на Красносельском военном кладбище, построенная в 1895 году.

В декабре 1927 года приход храма примкнул к Иосифлянскому движению.

Церковь закрыли 21 ноября 1932 года, через год храм был передан под подсобное помещение воинской части.

Во время Великой Отечественной войны Красное Село находилось в зоне немецкой оккупации. По просьбе местных жителей немецкое командование в начале 1942 года разрешило открыть храм. Он действовал год.

После войны Александро-Невская церковь оставалась единственным в Красном Селе неразрушенным храмом. В 1946 году местные жители направили ходатайство об открытии церкви, на что было получено согласие. В 1947 году были начаты работы по ремонту уцелевшего храма, освящение которого 2 июля 1947 году совершил настоятель Николо-Богоявленского морского собора в Ленинграде протоиерей Павел Тарасов.

Архитектура, внутреннее убранство

Интерьер храма

Церковь построена «в русском стиле». В 1953 году с южной стороны храма была сделана пристройка закрытой веранды.

Вместимость — до 500 человек.

В 1907 году в храме был установлен новый престол из белого мрамора, не сохранившийся в настоящее время. Деревянный трехъярусный иконостас был перенесён сюда после Великой Отечественной войны из Александро-Невской церкви в деревне Александровка близ села Тайцы.

Большинство икон в храме старые, принесенные в разное время прихожанами. Одной из главных достопримечательностей храма является находящаяся на правом клиросе небольшая икона Сретения Господня, ранее находившаяся в Красносельской Троицкой церкви.

На колокольне находились семь колоколов, самый большой из которых весил 486 кг.

Указом Президента РФ от 20 марта 1995 года № 176 церковь была вновь включена в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения.

Настоятели церкви

Литература

Примечания

  1. 1 2 3 Примыкал к иосифлянскому движению.
  2. Отец патриарха Кирилла

Ссылки

veter.academic.ru

Церковь Александра Невского в Красном Селе (Санкт-Петербург)

Це́рковь свято́го благове́рного кня́зя Алекса́ндра Не́вского в Красном Селе (Санкт-Петербург).

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Красносельского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Евгений Ефимов

История

Первый храм

В 1865 году в Красном Селе был построен комплекс зданий Красносельского военного госпиталя, при котором в 1885 году по инициативе главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа великого князя Владимира Александровича по проекту военного инженера В. А. Колянковского была построена небольшая деревянная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Храм был освящён 2 (14) октября 1885 года благочинным гвардейского духовенства протоиереем Александром Желобовским.

Через пять лет церковь обветшала, и встал вопрос о ее капитальном ремонте. Для этого из казны была выделена некоторая часть средств.

Современный храм

Несмотря на то, что средства на ремонт храма были выделены, было решено построить новую церковь. Основными жертвователями были купец А. Ф. Черепенников, потомственный почетный гражданин П. Давыдов, купец В. А. Юдаков и заведующий военным госпиталем полковник В. Н. Смельский

Проект новой деревянной церкви был также разработан В. А. Колянковским. Строительство было начато в апреле 1890 года

Новопостроенный храм был торжественно освящён 16 (28) июля 1890 года протопресвитером военного и морского духовенства Александром Желобовским в сослужении благочинного армейских храмов Санкт-Петербурга протоиерея Алексия Ставровского и местного красносельского духовенства в присутствии великого князя Владимира Александровича и его супруги великой княгини Марии Павловны.

Госпитальный храм принадлежал военному ведомству до 1917 года. Прихожанами этого храма являлись чины Красносельского военного госпиталя и Красносельского гарнизона, а также местные жители близлежащих Коломенской и Фабричной слобод.

В 1906 году к храму была приписана церковь святителя Николая Чудотворца в Авангардном лагере. Кроме того, к госпитальной церкви относилась каменная часовня на Красносельском военном кладбище, построенная в 1895 году.

В декабре 1927 года приход храма примкнул к Иосифлянскому движению.

Церковь закрыли 21 ноября 1932 года, через год храм был передан под подсобное помещение воинской части.

Во время Великой Отечественной войны Красное Село находилось в зоне немецкой оккупации. По просьбе местных жителей немецкое командование в начале 1942 года разрешило открыть храм. Он действовал год.

После войны Александро-Невская церковь оставалась единственным в Красном Селе неразрушенным храмом. В 1946 году местные жители направили ходатайство об открытии церкви, на что было получено согласие. В 1947 году были начаты работы по ремонту уцелевшего храма, освящение которого 2 июля 1947 году совершил настоятель Николо-Богоявленского морского собора в Ленинграде протоиерей Павел Тарасов.

Архитектура, внутреннее убранство

Интерьер храма

Церковь построена «в русском стиле». В 1953 году с южной стороны храма была сделана пристройка закрытой веранды.

Вместимость — до 500 человек.

В 1907 году в храме был установлен новый престол из белого мрамора, не сохранившийся в настоящее время. Деревянный трехъярусный иконостас был перенесён сюда после Великой Отечественной войны из Александро-Невской церкви в деревне Александровка близ села Тайцы.

Большинство икон в храме старые, принесенные в разное время прихожанами. Одной из главных достопримечательностей храма является находящаяся на правом клиросе небольшая икона Сретения Господня, ранее находившаяся в Красносельской Троицкой церкви.

На колокольне находились семь колоколов, самый большой из которых весил 486 кг.

Указом Президента РФ от 20 марта 1995 года № 176 церковь была вновь включена в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения.

Настоятели церкви

Литература

Примечания

  1. 1 2 3 Примыкал к иосифлянскому движению.
  2. Отец патриарха Кирилла

Ссылки

dic.academic.ru

Храм святого благоверного князя Александра Невского

Добро пожаловать!

Дорогие братья и сестры!

 Святая Церковь напоминает нам, что  каждому православному христианину  непременно нужно исповедоваться и  причащаться Святых Божественных Таин.

 Святое Причастие есть самое сильное  действие для сохранения человека от  нападения бесовских напастей и вредных  увлечений. Перед исповедью и перед  Причастием нужно готовиться. За три  дня, каждый день, читать утренние и  вечерние молитвы. Женатым  воздержаться от супружеского общения.  Удерживать язык свой от ненужных  разговоров и особенно от осуждения. Хранить целомудрие, то есть полностью предаться размышлению о своих грехах, не кидаться на всякие развлечения и увеселения. Быть скромным, воздержанным и добрым к нуждающимся.

Перед самим Причащением с вечера прочитать правило ко Святому Причащению, которое состоит:

  1. Канон покаянный Спасителю;
  2. Канон Пресвятой Богородице;
  3. Канон Ангелу Хранителю;
  4. Канон ко Святому Причащению;
  5. 12 молитв ко Святому Причащению.

Три первых канона читаются вечером, а канон перед Причащением и молитвы читаются утром. Исповедоваться можно как с вечера, так и утром. На службу приходить за 15 минут до начала богослужения. Детям до семи лет исповедоваться не нужно.

 Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского,

духовник Ставропольской и Невинномысской епархии,

Архимандрит Василий (Лукьянов)

——————————————————————————————————————————————————————————-

СЛОВО ПЕРЕД ТАИНСТВОМ ИСПОВЕДИ

Живо слово Божие и действенно. Все сказанное в Нем, исполняется. А, значит, исполнится и все остальное, сказанное о будущем.

Пророк Исайя называет день Страшного Суда неисцельным: «Се бо день Господень грядет неисцельный. В этот день все придут в изумление. Все, которые за грехи свои не стыдились и делали их дерзновенно и смело. Все, которые были мятежниками, которые несправедливо и нечестно осуждали и порицали других. Все они уразумеют, что Богу все известно, проникнутся трепетом и стыдливостью. А бывшие презренными в этом мире, просияют светлее солнечных лучей. Гордые же и славные, будут низверженны и униженны. Они пойдут за свои беззакония на место мучения. Тяжесть гордости очень велика. Она есть корень всех зол, источник неправды. Из нея произошло падение мира. Поэтому и Бог, чтобы исцелить эту тяжелую рану, все совершил со смирением: Он дал учение смирения, укрепляя его совершенно, и в то же время, преследуя гордость, как лютого зверя».

Поэтому в этот день очищения от грехов, смиренно и честно будем каяться. Не будем думать о себе, что я достоин большего, и не считать, что кто-то другой намного хуже меня.

Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, и прости мне множество грехов моих, и очисти душу мою. И дай мне Твое благословение на причащение Святых Твоих и Божественных Таин.

 Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского, 

духовник Ставропольской и Невинномысской епархии,

Архимандрит Василий (Лукьянов)

8 июля 2017г.

——————————————————————————————————————————————————————————-

 

 

 

Протоиерей Александр ШаргуновНеделя 5-я Великого поста.
Преподобной Марии Египетской
В пятое воскресенье Великого Поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед неделей, подготовительной к Страстным дням, Церковь достигает полноты покаяния. До обращения ко Господу преподобная Мария по своему нраву была современная, очень современная – позорная женщина, с самых юных лет. Только если раньше такая жизнь была порицаема, то теперь этим позором хвалятся, пропагандируют эту клоаку, это злосмрадие греховное, как что-то прекрасное, как что-то ароматное.
Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна ЛествичникаПреподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали («Лествицу Рая»), кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо.

НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ

Увидел омут на берегу прекрасную лилию. И решил, во что бы то ни стало, завладеть ею. Чего он только не предлагал красавице: покататься на его быстрых волнах, ласковую прохладу воды в нестерпимый зной и целый водоворот всевозможных развлечений и удовольствий. Заколебалась красавица. Заметил это безнадежно любивший ее жучок и принялся отговаривать: — Погубит он тебя! Пропадешь! Только куда там! — Он такой сильный, красивый и весь какой-то таинственный… — возражала лилия. – Нет, пожалуй, я все же приму его предложение! — Ах, так? – вскричал жучок. – Ну тогда смотри, что ждет тебя, если ты сделаешь это! И он, сложив крылья, бросился на поверхность водоворота, который тут же безжалостно закружил, завертел его, и вскоре навсегда исчез из глаз лилии, только теперь понявшей, что такое настоящая любовь…

ОБИДА, или Кому и зачем нужно прощениеТак почему же христианство покушается на этот последний оплот человеческого достоинства, почему оно призывает добровольно отказаться от неотъемлемого права — не прощать боли и слез тому, кто безжалостно ворвался в твою жизнь и опалил твое сердце? Что за парадоксальный призыв звучит в Евангелии: …любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28)?

 

 

Хозяйке на заметку
 

 

 

aleksandr-nevsky.prihod.ru

Святой князь Александр Невский « Храм Святого благоверного князя Александра Невского

6 декабря — день празднования благоверного князя Александра Невского

Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.

Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». Официальная канонизация князя произошла в 1547 году.

Церковное почитание

Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».

Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям (всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками). Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» (по внешне парадоксальному выражению Акафиста).

Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.

Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. 11 августа со всей подобающей торжественностью святые мощи вынесли из Рождественского монастыря; процессия направилась к Москве, а затем к Санкт-Петербургу; повсюду ее сопровождали молебны и толпы верующих. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.

Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.

Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября).

Дни празднования святого Александра Невского:

23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых

30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) — главный[13]

14 ноября (27 ноября по нов. ст.) — день кончины в Городце (1263) — отменён

23 ноября (6 декабря по нов. ст.) — день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263)

http://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-myslitel-filosof-strateg-svyatoj/#ixzz3KwQ3qhZg

Князь Александр Невский — Имя России

28 декабря 2008 телеканал «Россия» в прямом эфире подвел итоги проекта по выбору символа страны.

Путем всенародного голосования победителем проекта «Имя Россия» выбран Святой князь Александр Невский, за которого проголосовали 524 575 человек. На втором месте оказался Петр Столыпин, отставший от лидера на 800 голосов — он набрал 523 766 голосов телезрителей. Замыкает тройку лидеров самая неоднозначная фигура рейтинга — Иосиф Сталин, за которого проголосовал 519 071 человек.

Александр Невский жил в 13-м веке. Ему приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде». По крайней мере, слова эти можно считать девизом его жизни. Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки он был причислен к лику святых.

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Но впервые это имя встречается в источниках только с XIV в. Известно, что некоторые потомки князя также носили имя Невских, возможно, таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. Так или иначе, но сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.

Во время его погребения во владимирском монастыре Рождества Богородицы 23 ноября 1263 г. произошло событие, о котором в летописи сказано: «Чудо дивно и памяти достойно». Когда тело святого Александра положили в раку, эконом монастыря Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.

Митрополит Кирилл об Александре Невском – имени России

5 октября 2008 года в телепередаче, посвященной Александру Невскому, митрополит Кирилл выступил с пламенной 10-минутной речью, в которой попытался раскрыть этот образ так, чтобы он стал доступен широкой зрительской аудитории.

Митрополит начал с вопросов: почему благоверный князь из далекого прошлого, из XIII века может стать именем России? Что мы знаем о нем? Отвечая на эти вопросы, митрополит сравнивает Александра Невского с другими двенадцатью претендентами: «Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность этого человека…

Я внимательно посмотрел на имена всех. Каждый из кандидатов – представитель своего цеха: политик, ученый, писатель, поэт, экономист… Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода«.

По словам митрополита Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. «А почему он не подымает борьбу с Ордой? – спрашивает митрополит. – Да, Орда захватила Русь. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код.

А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь – никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву».

Александр Невский, по словам митрополита, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было».

Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Именно он «оторвал Золотую Орду от Великой Степи»*.

Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства».

Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде… Вы представляете, какие слова? Какая сила!»

Митрополит Кирилл называет Александра Невского «былинным героем»: «Ему было 20 лет, когда он шведов разгромил, 22 года, когда он ливонцев потопил на Чудском озере… Молодой, красивый парень!.. Смелый… сильный«. Даже его внешний облик является «лицом России». Но самое главное – это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. «Боже ты мой! – восклицает митрополит Кирилл. – Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история! Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ… Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский… Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому – спасителю и устроителю России!»

Из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Патриарх Кирилл: жизнь и мировоззрение»

 

aleksandr-nevsky.cerkov.ru

Храм-памятник Александра Невского — это… Что такое Храм-памятник Александра Невского?

Координаты: 42°41′45.02″ с. ш. 23°19′58.69″ в. д. / 42.695839° с. ш. 23.332969° в. д. (G) (O) (Я)42.695839, 23.332969

Храм-памятник Святого Александра Невского (болг. Храм-паметник Свети Александър Невски) — кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Расположен в столице Болгарии Софии, на площади Александра Невского. Автор проекта — русский архитектор Александр Померанцев.

Высота главного купола собора — 45 м, колокольни — 53 м, площадь собора — 3170 кв. м. Храм вмещает до 5000 человек. На колокольне находится 12 колоколов общим весом 23 тонны.

История и описание

Идея воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому была выдвинута 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в Велико-Тырново Петко Каравеловым. 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней; 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма, который был завершён строительством в 1912 году.

После вступления в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора — в честь святых Кирилла и Мефодия, что официальным органом российского Святейшего Синода было названо «великим грехом Болгарии»[1]. По отречении царя Фердинанда от престола в 1919 году, Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора, вопрос о чём был внесён в Народное Собрание Болгарии, которое постановило возвратить собору первоначальное наименование. 12 сентября 1924 года[2], в день памяти князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, а на следующий день северного придела — во имя святых Кирилла и Мефодия, а 14 сентября — южного во имя святого царя Бориса.

Среди авторов писанных маслом 82 икон, а также 273 фресок храма — 17 посланцев России, в том числе В. М. Васнецов, П. Е. Мясоедов, А. М. Корин, А. А. Киселев, Н. А. Бруни, В. Д. Болотнов.

В кино

Александро-Невский собор в Софии в последние годы был облюбован, в частности, голливудскими кинематографистами для съёмок боевиков, действие которых разворачивается якобы в России. Наиболее масштабно собор был задействован в фильме «Хитмэн» (Hitman, реж. Ксавьер Генс, 2007), изображая главный храм в Москве. Собор также был использован в экшн-сцене фильма «Ниндзя» (Ninja, реж. Айзек Флорентайн, 2009), где действие по сценарию происходит во Владивостоке.

См. также

Примечания

Литература

  1. Игнатьев А. Патриарший собор св. Александра Невского в Софии. // ЖМП. 1964, № 1, 34—40.

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *