Большая грузинская собор – Концерты в Соборе на Малой Грузинской и других залах Москвы – Органная и классическая музыка. Фонд «Искусство добра»
Католический собор на Малой Грузинской, Москва
Его настоящее название «Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии». Но именно по заглавию статьи, этот собор чаще все ищут в поисковых сервисах.Данная церковь является самым большим католическим собором в России и одним из двух действующих католических соборов в Москве. Своим видом он очень сильно впечатляет, но большинство жителей города, даже и не знают, что в Москве есть нечто подобное. Лично я узнал о нём несколько лет назад, а впервые увидел буквально на днях и это за 30 лет, прожитых в своём родном городе.
Начало строительства собора датировано 1901 годом, и заканчивается в 1911. Освятили его 21 декабря 1911 года. Строительство собора было обусловлено большим количеством католиков в Москве в начале 20 века, на тот момент их община составляла около 35 тысячи человек, а два других действующих собора в то время, уже не могли обслуживать столько прихожан.
После того, как прихожанами были собраны необходимые деньги, был согласован проект строительства с московскими властями и началось строительство самого крупного филиала католической церкви в России. Но уже в 1919 году филиал стал полноценным приходом.
Недолго собор прослужил прихожанам, уже в 1938 году он был закрыт и разграблен. А позже, советские власти организовали в нём общежитие. Но это было ещё не самое ужасное. Во время великой отечественной войны, собор был частично разрушен от бомбёжек. Было потеряно несколько башен, а так же обрушены крыши. Но даже не это самое плачевное, что могло с ним произойти. Позднее, в 1956 году в собор приехала организация НИИ «Мосспецпромпроект». Видимо в этом спецпроекте, работали такие талантливые проектировщики, что они напрочь изменили весь внутренний вид собора. Вместо одного огромного зала, было построено 4 этажа с лестничными пролётами, что окончательно уничтожило первозданные интерьеры церкви. Удивительно, но эта захватническая организация просидела там до 1996 года, и мало того, что за зданием никто не следил, так выдворить организацию НИИ «Мосспецпромпроект», удалось только через скандальные судебные процессы, и если бы не вмешательство президента РФ Бориса Ельцина, то не известно, на сколько ещё затянулись бы судебные разбирательства, а длились они с 1992 года.
Вот как выглядел Собор в 1980 году, как видно, над входом нет ни одного шпиля:
с 1996 до 1999 года, в соборе велись глобальные реставрационные работы и уже 12 декабря того же года собор был повторно освящён Государственным секретарём Ватикана, кардиналом Анджело Содано.
Собор во время реставрации:
В 2011 году отмечалось столетие собора.
На данный момент в соборе проводятся мессы на многих языках, чаще всего на русском польском и английском. А так же выступления и концерты деятелей культуры. Расписание концертов можно найти на официальном сайте собора http://www.catedra.ru
Архитектура собора представляет из себя неоготический стиль со множеством элементов декора. Предлагаю посмотреть на собор с различных ракурсов в дневное и ночное время:
3) Вид на собор с северной стороны днём:
4)
5)
6)
7) Вид на шпили главного входа, с обратной стороны:
8)
9)
10) Северная сторона ночью:
11) Главный вход в Собор:
12) Вход настолько красив, что я сделал несколько различных фотографий:
13)
14)
15) Купол, со световым барабаном, величественно возвышается над всем зданием:
16) С задней стороны, собор имеет меньше окон и тем самым напоминает древний рыцарский замок:
17) Ночью, задняя часть совсем не освещается:
18) Но при большой выдержке можно накопить достаточно света для того, чтобы увидеть огромные стены и выложенный из кирпича крест.
19) Не менее огромные у собора окна, а точнее витражи. Полностью выполненные из мозаичного стекла:
20) Витраж ночью:
21) и изнутри:
Внутри церкви мне понравилось не меньше, чем снаружи. Здесь уже чувствуется другой стиль, с массивными колоннами и очень высокими потолками. Кстати, единственная церковь, в которой мне без проблем разрешили фотографировать внутри.
22) Вид сразу после входа:
Центральная часть собора зрительно поделена на три зоны, так называемые нефы, разделённые колоннами. В центральной части находятся скамейки, а по сторонам проходы, ведущие к молитвенным зонам и алтарю
23)
24)
25) Как я говорил выше, все окна выполнены из мозаичного стекла:
26)
27) На этом фото, запечатлёны краски ночного света, проходящего через световой барабан купола.
28) Главный крест со скульптурой распятого Иисуса Христа:
Территория главного католического собора не большая, но очень ухоженная. Днём здесь играют дети, причём зачастую оставляют игрушки и мячи прям там. А на следующий день приходят и опять играют с ними и никто не трогает эти вещи. Вечером сюда приходят молодые люди и девушки из католических общин и репетируют различные спектакли и постановки. Вся территория выложена брусчаткой и имеет несколько памятников:
30) Памятник Деве Марии:
31) И конечно, весь комплекс храма взят под охрану государством. Крайне редкое явление, когда памятник архитектуры действительно охраняется государством и находится в отличном состоянии, правда я не уверен, что в этом есть заслуга государства…
32) Завершающая, сумеречная фотография южной стороны собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии:
В конце хочется сказать, что я всем рекомендую побывать в этом месте. Прекрасное, гостеприимное место в центре Москвы для всех горожан и религий.
Собор так же будет интересен всем фотографам-архитекторам. В фотографическом плане очень трудное здание из-за его геометрии, где законы перспективы играют отнюдь не на руку фотографу, ломая и искажая истинную геометрию здания. Фотографии получаются либо бочками в случае панорам или рыбьего глаза, либо ракетами, суживающимися к верху:) Приходится тратить много времени на выравнивание геометрии в редакторах, но от всех искажений всё равно не уйти. Можно конечно отойти подальше, чтобы немного уменьшить эффект ракеты, но сильно далеко не отойдёшь, город всё-таки. Объектив Tilt-Shift очень помог бы, наверное это будет моим следующим объективом)
Photophren, здесь интересно!
photophren.livejournal.com
Информация – Концерты в Соборе на Малой Грузинской и других залах Москвы
Сколько страданий выпало на долю Богородицы начиная с Благовещения. Она ведь рисковала жизнью, ответив согласием ангелу. По традициям тех времен женщину, беременную не от мужа, могли забить камнями. И потом, родив Божьего Сына, она была вынуждена скитаться, скрываясь от царя Ирода. Все эти невзгоды меркнут перед финалом истории – горем матери, видящей своего ребенка распятым на кресте. Но ангел все равно говорит “Радуйся, Мария, благодати полная”.
Кажется, где же здесь благодать? Чтоб понять это, нужно быть верующим человеком. Сакральный смысл иногда трудно передать словами, но можно – музыкой. Stabat mater А. Вивальди и Дж. Перголези – два гениальных музыкальных рассказа о Смерти, Жизни и Радости.
Латинское стихотворение «Stabat Mater» имеет необычное происхождение. Авторство ее традиционно приписывается итальянцу Якопоне да Тоди, жившему в XIII веке. Он происходил из семьи успешного адвоката и сам сделался преуспевающим юристом. В молодости он любил жить в свое удовольствие. Но со временем в его жизни произошла серьезная перемена.
Легенда рассказывает, что однажды этот бонвиван собрался жениться. Конечно же, на красавице, одновременно строгих нравов – как иначе. Наверняка даже по любви, что касаемо жениха. Невесту вряд ли спрашивали, иначе бы выяснилось еще до свадьбы, что замуж она не особенно стремится.
Вскоре после свадьбы молодая супруга отправилась в паломничество. Случилось землетрясение, и своды церкви, где она молилась, обрушились прямо нее. Но это еще не все. Когда ее мертвое тело вытащили из завалов, то под роскошным платьем обнаружили власяницу.
И тогда Якопоне понял, что жена совершала умерщвление плоти для того, желая испросить у Бога помощь в обращении своего мужа от греховной жизни к праведной. И он действительно стал совершенно другим человеком. От былых развлечений не осталось и следа, как и от юридической карьеры.
Бывший гедонист стал монахом и начать писать мистические стихи. В народе его считали юродивым и посмеивались, но строки из-под его пера трогали всех, потому что были проникнуты таким чувством, будто он сам стоял у креста вместе с Богородицей.
«Stabat Mater» так и переводится «стояла мать». Якопоне да Тоди сочувствует Богородице, «чью душу стонущую, омраченную и скорбящую, пронзил меч». Автор спрашивает в своих стихах: «Какой же человек останется равнодушным, видя Мать Христа в таком унижении?»
Эти слова понятны всем матерям, да и, наверное, всем людям. Потому столько композиторов разных эпох писали музыку на текст «Stabat Mater». Среди них Палестрина, Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Дворжак, Пендерецкий. И в наши дни продолжают появляться новые произведения.
«Stabat Mater» даже признали отдельным музыкальным жанром. И одной из вершин этого жанра по праву считается шедевр Джованни Баттисты Перголези. Этот композитор прожил всего 26 лет, но успел стать отцом-основателем для целого направления, называемого опера-буффа. На 25-м году жизни композитор заболел чахоткой и покинул Неаполь. Пристанищем ему стало маленькое селение Поццуоли, где и была создана кантата «Stabat Mater». Перголези работал над ней до последних дней своей жизни, постоянно переделывая и улучшая партитуру.
Этот шедевр получил признание далеко не сразу. Современники оценивали сочинение как чрезмерно радикальное. Слишком уж много использовалось в нем приемов, не принятых для того времени – например, мажорный лад в самых трагических местах. «Stabat Mater» Перголези содержит слишком много пассажей, которые скорее могли быть употреблены в какой-нибудь комической опере, чем в песне скорби. Даже знаменитый падре Мартини, у которого сам Моцарт учился писать церковную музыку, не сумел оценить по достоинству это произведение. На самом деле такие парадоксальные средства подчеркивают драматичность текста, обостряя эмоции слушателей. И популярность произведения на протяжении нескольких веков несомненно говорит в пользу Перголези, а не его критиков.
В последующие века «Stabat Mater» Перголези нередко представляли монументальным произведением. И до сих пор жива традиция исполнения этой кантаты большими оркестрами и хорами. А во времена автора оно исполнялось совершенно по-другому – камерно, проникновенно, но от этого ничуть не менее драматично.
Таким же, немногочисленным по составу, замышлялся еще один шедевр, созданный в этом жанре – «Stabat Mater» Антонио Вивальди. Сочинение было написано автором для контральто, струнных и basso continuo по заказу церкви Санта-Мария-делла-Паче в Брешии, городе предков Вивальди по отцовской линии. Вокальная партия предназначалась для исполнителя-мужчины, поскольку женщины в те времена не допускались к исполнению духовной музыки. Конечно, это мог быть только кастрат, причем, обладающий редким тембром. В наше время эту партию исполняют женщины, либо мужчины, обладающие диапазоном и навыком контратенора. Музыка Вивальди довольно виртуозна, что не мешает ей передавать величественные и скорбные образы.
Приглашаем вас на фестиваль духовной музыки «Великая музыка Великого поста» в соборе на Малой Грузинской
artbene.ru
Где находится грузинская церковь в Москве?
Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца – одна из неприметных достопримечательностей Москвы. Ее обходят стороной экскурсионные туры по столице. Даже не все коренные жители города знают, где в Москве находится грузинская церковь. Тем не менее она существует. И это не просто храм, каковых в Москве множество. Это настоящий маленький уголок Грузии.
Кроме того, церковь имеет очень интересную историю. Да и интерьеры ее, как и внешний вид, стоят того, чтобы посетить этот храм. А если вы – человек верующий, то вам будет небезынтересно узнать, что церковь имеет статус патриаршего подворья, которое связано христианскими узами с Серафимо-Знаменским скитом, собором Казанской Иконы Богоматери в деревне Пучково и часовней Девы Марии Иверской.
Грузинская церковь в Москве: адрес, как добраться
Находится этот храм в центральной части российской столицы, на Пресне. Точный адрес церкви — улица Большая Грузинская, дом 13. Как видим, дух Иберии присутствует в названии мест. Здесь есть еще улицы Малая Грузинская и Грузинский Вал. А также одноименные переулок и площадь. Почему такое обилие грузинских улиц? Об этом мы расскажем ниже. А пока что внесем ясность: многие думают, что находится грузинская церковь в Москве на Малой Грузинской улице. Но это не так. Просто на Малой Грузинской расположен эффектный с виду Римско-католический храм Непорочного Зачатия Девы Марии. Он построен в стиле неоготики и кажется уголком Западной Европы в центре российской столицы, вводя в заблуждение некоторых граждан.
Теперь вернемся к грузинской церкви Георгия-Победоносца. Добраться до нее чрезвычайно легко. Можно выйти из метро на станции «Баррикадной» и оттуда двигаться пешком или подъехать на троллейбусе № 66. Еще более простой вариант пути к храму – от ст. метро «Краснопресненская». Идти минут десять, постоянно двигаясь вдоль ограды зоопарка.
Исторические факты
Теперь пришло время разобраться в причине столь часто встречающихся грузинских наименований улиц в этом районе. Для этого нам необходимо совершить маленький исторический экскурс. В первой четверти восемнадцатого века на Грузию напала Турция. Царь, Вахтанг Леванович Шестой, в 1725 году приехал в Москву просить заступничества у Императора России Петра II. Прибыл грузинский монарх не один. Его сопровождали не только сыновья Бакар и Георгий, но и многочисленная свита. В 1729 году Петр II пожаловал Вахтангу Левановичу государев двор, который находился на речке Пресне. Потом на месте дворца грузинского царя построил дом купец В. Горбунов. В этом особняке в 70-х годах ХХ века располагалось посольство ФРГ. Сейчас в доме находится мастерская Зураба Церетели.
Ну, а свита грузинского царя селилась неподалеку от своего государя. Так, за несколько лет в Москве образовалась довольно многочисленная диаспора. Настолько большая, что весь этот район на Пресне стал называться просто – «Грузины». Именно поэтому и памятник Шота Руставели был установлен здесь, в Георгиевском сквере. Но грузинская церковь в Москве появилась, конечно, намного раньше, чем монумент поэту двенадцатого столетия.
История храма
Диаспора из Иберии нуждалась в месте для отправления культа. Деньги на строительство храма выделил сын Вахтанга, царевич Георгий. Место в слободе под сакральное сооружение было выбрано не случайно. Ведь там уже ранее стояла православная церквушка, посвященная евангелисту Иоанну. Но храм этот сгорел. И на его месте грузинская община возвела новую деревянную церковь. Уже в апреле 1750 года храм освятил грузинский архиепископ, живший в России, Иосиф. Церковь эта простояла почти тридцать лет. Но деревянные сооружения слишком часто становятся жертвой огня. Не обошла эта судьба и «Храм на Грузинах». Община решила отстроить его в камне.
Новая грузинская церковь в Москве стала возводиться с осени 1788 года, спустя девять лет после пожара. Ведь понадобилось писать челобитную митрополиту Русской Православной Церкви Платону (Левшину) для получения разрешения построить храм. В 1870 году была возведена колокольня.
Новейшая история церкви
В конце XIX столетия (1895-1899 годах) грузинская церковь в Москве была полностью перестроена. Архитектор В. Сретенский увеличил храм в размерах и придал ему вид византийской базилики. Это новое строение органично примыкало к старой постройке с восточной стороны. С приходом советской власти для церкви настали трудные времена. В 1922 году из нее вынесли все более-менее ценное. Колокола были сняты, а библиотека расхищена.
В 1930 году храм и вовсе закрыли. Колокольня была разобрана, а церковное здание разделили межэтажными перекрытиями. Все это было сделано для того, чтобы вселить в культовое сооружение электромеханический техникум. Только в 1933 году старую часть вернули верующим. Было достигнуто соглашение Русской и Грузинской Православных Церквей о совместном использовании храма. В 2015 году техникум выселили и из новой части здания. Но многое из былого великолепия было утрачено.
Церковь Святого Георгия в Москве
Грузинская община вложила и продолжает вкладывать немало средств, чтобы придать оскверненному зданию прежний вид. Сейчас идет полная реставрация старой части храма. Официально церковь Святого Георгия принадлежит РПЦ, Московскому патриархату. Но согласно договоренности, в ней проводит богослужения и священник Грузинской Православной Церкви. Также в храме есть трапезная и действует детская воскресная школа. Грузины в Москве чтят обычаи и хотят, чтобы их дети не забыли традиции предков. Поэтому в школе преподают и язык.
Стоит войти под эти своды, чтобы полюбоваться узорчатым аналоем и наиболее чтимой иконой Георгия Победоносца, находящейся в позолоченном киоте справа от алтаря. Изумляют красивые росписи интерьера. Фрески сделал известный художник Лаша Кинцурашвили, специально приехавший из Грузии. Они переливаются яркими красками.
Святыни храма
Службы проходят на церковно-славянском и грузинском языках. На фресках также изображены вселенские святые. Хорошо посещать храм во время литургии. Тогда можно послушать многоголосное грузинское пение церковного хора. В храме много икон. Это образа Господа Вседержителя, Пресвятой Богородицы, святого Георгия Победоносца. Грузинская церковь в Москве также содержит частички мощей святых Матрены Московской и Серафима Саровского.
fb.ru
Католический собор на Малой Грузинской
Одна из красивейших достопримечательностей Москвы — Католический собор на Малой Грузинской улице. Его полное название — собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, и он является самым большим и самым известным католическим центром в России. Построен он в неоготическом стиле, главой в настоящее время является архиепископ Паоло Пецци.
В наши дни это не только место для проведения богослужений. На территории собора расположены церковная лавка, столовая для бедных, библиотека, кроме того, в его ведении находится редакция католического журнала. В храме регулярно проходят молодежные встречи, благотворительные концерты, катехизация, а сами службы ведутся более чем на восьми мировых языках.
Краткая история католического собора на Малой Грузинской
Само здание было построено в самом начале XX века, так как число католиков в Москве существенно выросло, и двух имеющихся церквей было явно недостаточно. Неслучайно было выбрано и место для возведения храма: тихая Малая Грузинская улица находилась вдалеке от крупных православных приходов, поэтому городские власти посчитали возможным разрешить здесь строительство большого католического собора.
После революции храм попал в руки новых правителей, и московский горсовет разместил здесь общежитие. И без того скромное имущество было большей частью разграблено, а монументальное здание после перепланировки превратилось в четырехэтажный муравейник. Великая Отечественная война тоже не пощадила собор. Бомбежки разрушили несколько башенок и причинили существенный вред стенам. После победы в здании был размещен НИИ «Мосспецпромпроект», просуществовавший здесь до 1991 года.
Борьба за то, чтобы вернуть католический собор на Малой Грузинской, продолжалась не один год. В итоге храм был возвращен церкви, причем первое богослужение в 1991 году проходило не внутри изуродованного здания, а на его ступенях. Несколько лет шли реставрационные работы, храм был вновь освящен в 1999 году, и вот теперь мы можем видеть великолепный собор в его первозданном прекрасном виде.
Внешний вид собора
Неоготическая постройка поражает своим внушительным внешним видом. Огромные размеры, множество башен и башенок, витражные стрельчатые окна – все это невольно заставляет зрителя ощутить себя не в современной Москве среди стекла и бетона, а в средневековой европейской стране. Каждый камень собора, каждый шпиль словно призывает отказаться от житейских мыслей и устремиться ввысь, к небесам.
Говорят, что образцом для создания фасада послужил собор в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Купол отчасти скопирован с купола кафедрального миланского собора. Шпиль центральной башни увенчан крестом, а на шпилях боковых башенок расположены гербы Иоанна Павла II и католического архиепископа ТадеушаКондрусевича. Во дворе храма расположена скульптурная композиция: «Иисус – добрый пастырь». Ночью католический собор на Малой Грузинскойулице ярко освещен и кажется похожим на праздничную рождественскую игрушку.
Внутреннее убранство собора
Храм изначально отличался очень аскетичной внутренней отделкой. Все пространство разделено на три продольных нефа, центральный из них более высокий, а боковые – имеют равную ширину и высоту. На стрельчатых сводах нет нервюр – крестообразных выступов, обычных для готической архитектуры. Интерьер освещается высокими оконными проемами с деревянными переплетами рам. В целом, хотя убранство и не выглядит роскошным, оно придает храму строгий и величественный вид.
Гордостью собора стал «Kuhn» — большой духовой орган, которому нет равных во всей России. Великолепная акустика позволяет проводить здесь грандиозные органные концерты, собирающие слушателей не только из России, но и со всего мира.
Фотографироваться на территории можно, не возбраняется съемка и внутри храма, если только не делать этого во время богослужений. Собор открыт для всех желающих, только по католическим традициям женщина должна покрывать голову платком.
Похожие статьи:
russoturista.ru
Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах
Святого Георгия Ацкурского (IX — X в.). Прп. Тита чудотворца (IX). Мчч. Амфиана и Едесия (306). Мч. Поликарпа (IV).
08:00 Утреня, часы, изобразительны, вечерня Иерей Мирон (Кантеладзе)
17:00 Великое повечерие Иерей Мирон (Кантеладзе)
Прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (824).
08:00 Утреня, часы, изобразительны, вечерня Иерей Мирон (Кантеладзе)
17:00 Великое повечерие Иерей Мирон (Кантеладзе)
Прп. Иосифа песнописца (883). Прп. Георгия, иже в Малеи (IX). Прп. Зосимы (ок. 560). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341–343).
08:00 Утреня, часы, изобразительны, вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров (ЛПД) Иерей Мирон (Кантеладзе)
17:00 Великое повечерие Иерей Мирон (Кантеладзе)
Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV).
08:00 Утреня, часы, изобразительны, вечерня Иерей Мирон (Кантеладзе)
17:00 Великое повечерие Протоиерей Кахабер (Гоготишвили)
Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885).
08:00 Утреня, часы, изобразительны, вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров (ЛПД) Протоиерей Кахабер (Гоготишвили)
17:00 Великое повечерие, утреня Протоиерей Кахабер (Гоготишвили)
Лазарева Суббота. Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.
09:30 Литургия Протоиерей Кахабер (Гоготишвили)
17:00 Всенощное бдение Протоиерей Федор (Кречетов)
Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим.
09:30 Литургия Протоиерей Федор (Кречетов)
Великий Понедельник. Мч. Евпсихия (362). Мчч. Дисана епископа, Мариава пресвитера, Авдиеса и прочих 270-ти (362–364).
08:30 Утреня, часы, изобразительны, вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров (ЛПД) Иерей Мирон (Кантеладзе)
18:00 Великое повечерие, утреня Иерей Мирон (Кантеладзе)
Великий Вторник. Мучеников, убиенных в Квабтахевском монастыре (1386).
08:30 Часы, изобразительны, вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров (ЛПД) Протоиерей Кахабер (Гоготишвили)
18:00 Великое повечерие, утреня Протоиерей Кахабер (Гоготишвили)
Великая Среда. Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67).
08:30 Часы, изобразительны, вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров (ЛПД) Протоиерей Федор (Кречетов)
18:00 Малое повечерие. Утреня. Протоиерей Федор (Кречетов)
Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754).
09:00 Часы, изобразительны, вечерня, Литургия Протоиерей Федор (Кречетов)
18:00 Малое повечерие. Утреня. Протоиерей Федор (Кречетов), Протоиерей Кахабер (Гоготишвили), Иерей Мирон (Кантеладзе)
Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Св. Димитрия (Кипиани), Мученик за Родину; Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303).
10:00 Царские Часы Иерей Мирон (Кантеладзе)
14:00 Вечерня. Вынос плащаницы. Протоиерей Федор (Кречетов)
18:00 Утреня. Крестный ход с плащаницей. Протоиерей Кахабер (Гоготишвили)
Суббота Великая Суббота. Свт. Мартина исп., папы Римского (655).
08:30 Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия. Протоиерей Кахабер (Гоготишвили)
23:00 Полунощница. Протоиерей Федор (Кречетов)
СВЕТЛОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ПАСХА.
Светлая заутреня
02:30 Литургия Протоиерей Федор (Кречетов), Протоиерей Кахабер (Гоготишвили), Иерей Мирон (Кантеладзе)
Светлая седмица — сплошная. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304).
08:30 Утреня. Литургия. Протоиерей Кахабер (Гоготишвили)
Иверской иконы Божией Матери. Преподобномучеников 600 отцев Давидо-Гареджийских (1616г.). Св. Ефрема Великого, Ацкурского (IX в.).
08:30 Утреня. Литургия. Иерей Мирон (Кантеладзе)
st-giorgi.ru
Правила посещения концертов в Соборе
Собор на Малой Грузинской — действующая Католическая церковь, а концерты проходят в свободное от богослужений время. Проведение концертов — многовековая традиция, открывающая всем желающим (вне зависимости от убеждений и взглядов) возможность приобщиться к тысячелетнему культурному наследию. Но, как и в любом месте, здесь существуют определённые правила:
КОНЦЕРТЫ В СОБОРЕ НА МАЛОЙ ГРУЗИНСКОЙ
Пригласительные билеты
Вход на большинство концертов осуществляется по пригласительным билетам. Их Вы можете приобрести непосредственно при Соборе, а также на нашем сайте. Подробнее о том, как это сделать и, что не менее важно, для чего это нужно делать, — Вы можете прочитать в специальном разделе на нашем сайте. Будьте внимательны, не приобретайте билеты у перекупщиков и на ресурсах, не указанных на нашем сайте: такие приглашения могут оказаться недействительными.
Возврат билетов возможен только до концерта (не позднее, чем за 30 минут до начала концерта). Организаторы вправе заменить объявленный концерт другим, в таком случае билеты могут быть возвращены в кассу при Соборе вплоть до начала концерта.
Помните, что для посещения Собора в другое (не концертное) время — приглашения не требуются. Храм открыт ежедневно с 7:00 до 20:00. Билеты также не нужны в тех случаях, когда в афише или программе мероприятия указано, что вход свободный.
Внешний вид (дресс-код)
Не обязательно подбирать вечерние туалеты: концерты проходят в стенах действующего Собора — достаточно лишь помнить об этом. Из строгих предписаний: одежда не должна открывать область декольте, колени, спину или плечи; на ней не должно быть вызывающих надписей или изображений. В остальном — можно обойтись вполне демократичной формой одежды.
Наши милые слушательницы свободны выбирать по своему вкусу, в чём прийти: будь то платье или брюки; покрывать голову — не обязательно. Мужчинам полагается находиться в Соборе без головного убора.
Обращаем Ваше внимание на то, что в Соборе нет гардероба. Посетители проходят в храм в верхней одежде, которую можно, по желанию, снять, оставив при себе. В холодное время года помещение Собора отапливается.
Возраст
Концерты в Соборе открыты для всех желающих, в том числе для самых маленьких слушателей. Единственное ограничение — ваши собственные силы и здравомыслие. Мы не рекомендуем брать малышей на вечерние концерты. Для выходов всей семьёй лучше выбрать дневной концерт (серия «концерты для всей семьи»).
В случае, если ребёнок начнёт плакать или капризничать, — вам придётся выйти с ним в притвор или даже уйти с концерта раньше. В этой связи просим слушателей с маленькими детьми располагаться на местах ближе к выходу. Исходя из нашей практики, дети до 5-6 лет почти никогда не «выдерживают» полноценный вечерний концерт.
Братья наши меньшие
Мы полностью разделяем любовь святого Франциска ко всему творению, однако просим вас оставлять своих питомцев дома. Они не допускаются в Собор даже в очень почтенном возрасте.
Omnia mea…
Пожалуйста, избегайте приходить в Собор на концерт вместе с едой, напитками, чемоданами и другими габаритными, взрывоопасными и режущими предметами. вас не допустят вместе с ними в зал.
ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ
К какому времени лучше всего подходить?
Лучше всего приходить на концерт не раньше, чем за 20-15 минут до его начала. Дело в том, что перед концертами в Соборе отправляются богослужения, а после них идёт подготовка зала к концерту, во время которой слушатели вынуждены находиться в притворе, где бывает довольно тесно. Чтобы избежать неприятных впечатлений, мы призываем вас быть пунктуальными.
Однако просим и не опаздывать. Вход опоздавших слушателей в зал осуществляется только во время перерывов между номерами концертной программы, при этом посетители обязаны занимать ближайшие ко входу свободные места (места, указанные в билете опоздавшего, теряют свою актуальность)
Я думаю приобрести билет непосредственно перед концертом…
Да, это возможно. В течение часа до начала концерта вы можете приобрести билет, спустившись вниз по лестнице (из притвора — налево). Очень рекомендуем в таких случаях приходить несколько раньше и, по приобретении билетов, пользоваться возможностью посетить расположенное неподалёку кафе или просто прогуляться по прекрасной территории Кафедрального Собора.
Трезвость ума и спокойствие духа
Пожалуйста, будьте спокойны и не торопитесь обойти всех остальных на пути к заветной цели, как только смотрители начнут пропускать слушателей в зал. Такое поведение не только неуместно в церкви, но и опасно для здоровья. Мы рассчитываем на Ваше понимание!
(Рассчитываем также, что вы понимаете упомянутую трезвость, как и мы, — во всех смыслах.)
Контроль приглашений
Пожалуйста, будьте готовы показать свои пригласительные билеты смотрителям. В случае, если у вас специальное приглашение для социальных организаций — будьте готовы также продемонстрировать документ, подтверждающий факт причастности к конкретной организации.
Места в центральном и боковых нефах
Пожалуйста, занимайте места согласно тем, что указаны в ваших билетах.
Если ваши приглашения на места в центральном нефе — в билете указывается ряд и место.
Если же вы выбрали свободную рассадку в боковых нефах — вы можете занять любое место, но исключительно в боковых нефах (не в центральном).
В случае, если у вас возникли затруднения — пожалуйста, обращайтесь за помощью к смотрителям.
Алтарь, часовня, витражи, исповедальни, органы, колокола…
Подробно узнать о том, как устроен наш Собор — вы можете на бесплатной экскурсии. Очень просим не производить её в частном порядке, и не ходить по Собору с подобной целью («посмотреть») перед концертом. Тем более просим не заходить в алтарную часть и за ограждения. После концерта Вы, при желании, можете задать интересующие вопросы об устройстве Собора нашим сотрудникам (они носят бейджи с именами).
ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТА
Фото и видео
Снимать в Соборе во время концерта — можно, но только без вспышки. Если Вы собираетесь выложить фотографии или видео в социальной сети — просим, по возможности, проставлять геометку и хэштег #соборнамалойгрузинской
О том, что недопустимо
Ещё раз убедительно просим вас помнить о том, что Собор — действующая церковь. Пожалуйста, соблюдайте общепринятые правила поведения. За их несоблюдение вас могут попросить покинуть зал. В храме, как и в других общественных местах, нельзя целоваться, вести себя вызывающе, грубить и мешать другим людям. Если смотритель просит вас покинуть зал — вы должны сделать это незамедлительно. Выяснить причины и все обстоятельства вы сможете в притворе у администрации.
Аплодисменты и цветы
Во время концертов в Соборе дозволяется выражать своё одобрение аплодисментами. Те, кто желает, могут в конце концерта подарить исполнителям цветы. Если вам необходима помощь с букетами — Вы можете обратиться к смотрителям.
Дополнительно
— При приобретении билетов в Соборе Вы можете попросить наших сотрудников приобрести и подготовить букет к концу концерта, чтобы Вы могли его вручить исполнителю или же другому человеку. Вы также можете оставить цветы в качестве украшения для Собора.
— В притворе храма после каждого концерта можно приобрести диски с записями органной музыки, сделанные непосредственно в Кафедральном соборе
— После каждого концерта в рамках серии «Музыка соборов мира» можно записаться на экскурсию к главному органу.
— При приобретении билетов в Соборе (либо при их заказе по телефону), Вы можете попросить нашего сотрудника заказать для вас такси. Сразу после концерта вас встретит одно из лучших такси в городе. Прямо перед Собором.
artbene.ru
Храм грузинской диаспоры в Москве
История московского храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах (Патриаршего подворья) насчитывает более двух с половиной столетий. Новейшая история этого Божьего дома начинается с 1992 года, когда состоялась передача части храма грузинской общине Москвы.
В то время настоятелем храма был протоиерей Димитрий Самадбегишвили, который для того, чтобы канонически соответствовать своему назначению, перешел из Грузинской Православной Церкви в Русскую. В эти трудные для всех стран бывшего СССР 90-е годы, отец Димитрий вынужденно оставил свой пост. Грузинский храм принял приход храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне под свое крыло, где тогда находилась единственная сохранившаяся из грузинского храма Москвы икона святого Георгия. Эту икону прихожане унесли перед закрытием храма в 1930 году. Настоятель протоиерей Николай Ситников попросил себе помощника, которым стал тогда еще молодой священник Федор Кречетов. В то же время было решено найти священника для окормления грузинской паствы. На это служение был назначен клирик Литовской епархии РПЦ священник Иосиф Зетеишвили. В связи с тем, что отцу Иосифу было трудно совмещать так далеко друг от друга расположенные приходы, то принято было решение, что при храме будет прикомандирован клирик Грузинской Православной Церкви. Первым таким клириком стал протоиерей Давид Саладзе, который находился в это время в Москве в связи с лечением своего ребенка.
Следующим клириком, прикомандированным к подворью, стал протоиерей Михаил Кондакишвили. В 2000 году произошло знаменательное событие передачи иконы Святого Георгия в грузинский храм Москвы, и после этого состоялся молебен двух Патриархов — Грузинского Илии II и Московского Алексия II.
Затем прикомандированным клириком стал игумен Шио (Муджири), который в это время учился в Свято-Тихоновском богословском институте. После посвящения игумена Шио в архиерейский сан — прикомандированным клириком стал протоиерей Максим Чантуриа, который в свое время учился в Санкт-Петербургской академии. 20 февраля 2006 года скончался настоятель храма протоиерей Николай Ситников. Соответственно, храм возглавил его тогдашний помощник, являющийся ныне настоятелем — протоиерей Федор Кречетов.
В 2009 году протоиерея Максима Чантуриа сменил архимандрит Вахтанг (Липартелиани). За это время храм был отштукатурен, расписан молодым грузинским художником Лашей Кинцурашвили, было написано множество новых икон: икона Святой Троицы, икона Всех Святых Грузии, икона апостолов и другие.
Трудами грузинской паствы была проведена масштабная реставрация храма: заменены окна и кровля на крыше храма, отремонтирован алтарь, заменена отопительная система, отстроена новая трапезная и воскресная школа, организована церковная лавка с продажей церковной утвари и кулинарных изделий грузинской кухни. На сегодняшний день именно эта церковная лавка является важным материальным источником, поддерживающим жизнь храма.
1 апреля 2015 года состоялось знаменательное событие в жизни грузинской общины — все еще занимавший основную часть здания храма техникум имени Красина окончательно освободил помещение, и оно было передано Патриаршему подворью.
«Перспектива использования новой части здания — это восстановление там богослужения, — поделился отец Федор. — Для этого необходимо провести масштабные реставрационные работы. К сожалению, это весьма затратное мероприятие, а храм не имеет существенного источника финансирования. Поскольку наш храм является памятником архитектуры, то необходимо провести исследование, по итогам которого разработать проект реставрации, согласовать его с экспертами и соответствующими инстанциями и приступить к его реализации».
На сегодняшний день в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах служат: настоятель протоиерей Федор Кречетов; клирик Грузинской Православной Церкви архимандрит Мириан (Шенгелия), который сменил архимандрита Вахтанга, ставшего епископом Никорцминдским; иерей Мирон (Кантеладзе). Также все эти годы грузинскому приходу оказывает посильную помощь внештатный клирик протоиерей Романоз Зарнадзе. При храме существуют воскресная школа, где обучаются примерно 30 детей; проводится обучение церковному пению и игре на грузинских национальных инструментах. Также при Подворье существует Молодежное движение, члены которого ежемесячно собираются на библейские чтения и регулярно принимают участие в субботниках на территории церкви.
Подворье имеет связи с Серафимо-Знаменским скитом, который возглавляла игуменья Тамара Марджанишвили (матушка Фамарь), храмом Казанской Иконы Божьей Матери в деревне Пучково, храмом-часовней Иверской Иконы Божьей Матери при общеобразовательном учреждении № 1331 «Молодая Иверия» и др.
Текст: Андро Иванов
kartvelebi.ru