Советы тренера

Дивеевский скит – Скиты в Дивеево: обзор, история, интересные факты

Скиты в Дивеево: обзор, история, интересные факты

Поделитесь с родными и друзьями:

Согласно энциклопедическим данным слово скит, первоначально имело значение – пустыня, уединенная обитель, где живут монахи, препровождая время в молитве, Богомыслии, рукоделии и прочих делах. Устав скитского жития по сравнению с общемонастырским отличается большей строгостью. По большей части скиты принадлежат определенным монастырям и находятся недалеко от них, хотя встречаются и существующие самостоятельно.

А начинающим паломникам лучше остановиться в одной из гостиниц вблизи монастырского комплекса

В наше время, когда многие вновь восстанавливаемые монастыри зачастую оказались в черте, а то и центре населенных пунктов, лишенные своих былых земель, скиты стали выполнять еще и роль снабжения. Как правило, на скитских землях находятся пастбища для скота, огороды с теплицами, сенокосные луга. В окрестных лесах собирают грибы и ягоды, лекарственные травы и заготавливают на зиму.

С этой точки зрения, православные скиты Дивеевского монастыря ничем не отличаются от других таких же. Но у каждого из них есть своя небольшая история, и мы постараемся вкратце ее рассказать.

Также рекомендуем ознакомиться с малоизвестной историей Царского скита в Дивеево

Свято Никольский скит

Свято Никольский скит находится в 17 км от Дивеева в селе Автодеево Ардатовского района. Места эти стали принадлежать монастырю лишь в конце 20 века, а ранее здесь находился приходской храм в честь Живоначальной Троицы. Храм был возведен в 1828 году и имел два престола: в честь Живоначальной Троицы и во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского.

Осенью 1936 года храм закрыли, последних священников арестовали. Святое место стало приходить в запустение: в храме устроили мельницу и зерносклад.

В 1992 году, вскоре после открытия Серафимо-Дивеевского монастыря, игуменья Сергия подала прошение о передачи Автодеевской церкви с близлежащими постройками и землями монастырю под скит. Прошение было удовлетворено.

Весь последующий год сестры монастыря, поселившиеся в скиту и добровольцы среди верующих, восстанавливали храм, приводили в порядок постройки и заброшенный сад, распахивали землю под посев.

На долю первых двадцати сестер скита пришлись самые трудные годы восстановления. Руководила ими старшая монахиня Феофания, приехавшая в Дивеево из Рижского Свято-Сергиевского монастыря.

На данный момент скит благоустроен, в храме совершается богослужение, в рабочем состоянии колокольня. Хозяйственные угодья монастыря обеспечивают необходимым не только сам скит, но также сестер монастыря и паломников.

Во время торжеств в честь обретения мощей святого преподобного Серафима Саровского, когда в сторону Дивеева устремляется множество Крестных ходов со всей области, то один Крестный ход из города Павлово как раз проходит мимо Никольского скита. Сестры и прихожане храма ждут этого дня, дабы послужить тем, кто взял на себя многодневный подвиг и отправился в пеший путь с Крестным ходом. Для них топят баню, готовят трапезу и ночлег.

Но и в обычные дни сестры скита рады паломникам, которым хочется потрудиться на благо Дивеевской обители и в тишине помолиться о своей душе.

Читаем также: О чем просить и как молиться Серафиму Саровскому

Как добраться до скита?

По Ардатовской трассе до указателя 17 км. Храм виден с дороги, свернуть в его сторону и проехать совсем немного до стен скита. Близ скита находится источник Святого Духа, где можно окунуться и набрать воды.

Покровский скит в селе Канерга

Покровский скит находится в 9км к северо-западу от Дивеева, в селе Канерга Ардатовского района.

Так же, как и предыдущий скит, Покровский не имел в 19 веке никакого отношения к Дивеевскому монастырю. Здесь был большой приходской храм, в котором хранилось множество чудотворных икон и других святынь.

В самом начале становления советской власти храм в Канерге был закрыт, иконы и церковная утварь расхищены, колокола разбивали, сбрасывая со звонницы. Верующие люди были вынуждены собираться на молитву тайно. А после разгона Дивеевского монастыря в 1927 году, здесь поселились дивеевские монахини. Среди них была Евдокия, келейница блаженной Паши Саровской. Она пользовалась среди местных особым признанием.

В 1992 году Дивеевскому монастырю предложили купить в Канерге здание старой школы под снос для разборки. Но игуменья Сергия, осмотрев постройку, решила, что для перевоза она не годится – слишком ветхая. А вот одинокая разрушенная колокольня ее заинтересовала.

Из архивных документов стало ясно, что предложенная для продажи монастырю школа была бывшим зубоврачебным корпусом старого Дивеевского монастыря, вывезенного в 30 годы в Канергу.

Тогда же было принято и решение о создании там монастырского скита. Освящение престола в строящемся Храме в честь Покрова Богородицы состоялось 23 октября 1993 года. Так скит стал носить название Покровский.

Первым 4 сестрам, приехавшим из Дивеева, пришлось тяжело. В корпусах и храме было очень холодно, быт не обустроен. А еще игуменья монастыря благословила сестер на особый подвиг – ночную молитву. Но милостью Божией скит восстанавливался и благоустраивался, и число сестер тоже росло. На данный момент скит располагает несколькими гектарами земли, где находятся огород, сад, пчельник. Здесь ведется богослужение и есть святой родник.

Как добраться?

По Ардатовской трассе до села Михеевка, от села свернуть в сторону Канерги.

Знаменский скит в Дивеево

Знаменский скит в селе Хрипуново Дивеевскому монастырю стал принадлежать лишь в конце 20 века, как и остальные скиты. До этого история села была связана с приходским храмом и почитаемой иконой Богородицы «Знамение». Сельчане еще в царские времена отличались особым благочестием, даже по тем меркам, с благоговением приступали к святому Причащению и другим таинствам. На все дела испрашивали Божьего благословения.

Неудивительно, что с разгоном Серафима-Дивеевского монастыря в 1927 году, многие сестры переселились именно в Хрипуново, где продолжали совершать молитвенный подвиг тайно. А когда храм закрыли и в селе, дивеевские монахини забрали к себе икону Богородицы «Знамение». После смерти матушек, икону хранили сельские женщины.

В 1992 году жители Хрипуново отправили прошение на имя Патриарха Алексея II с просьбой о восстановлении храма в селе. А когда положительный ответ был получен, сельчане обратились за помощью к игуменье Сергии. Так храм был передан Серафимо-Дивеевскому монастырю, и в Хрипуново появился еще один монастырский скит.

Самый главный храмовый праздник в скиту – в честь иконы Богородицы «Знамение». В этот день сестры по-особому украшают храм, готовят праздничную трапезу и приглашают гостей.

В скиту любят гостей и с радостью встречают паломников. Службы здесь совершаются каждые выходные, а близ села есть чудотворный источник святых равноапостольных царей Константина и Елены.

Как добраться?

По Ардатовской трассе до развилки Автодеево – Хрипуново. Свернуть направо (если выезжать из Дивеева) и продолжать путь по дороге, ведущей в село Хрипуново.

Кутузовский Богородицкий скит

Кутузовский скит имеет интересную историю. Дело в том, что изначально здесь была отдельная женская обитель, основанная матушкой Неонилой в 1864 году. А в 1902 году Кутузовская община получила статус монастыря. Должность игуменьи в нем заняла сестра Анфиса.

Перед революцией в Кутузовском монастыре насчитывалось чуть больше 300 сестер, был воздвигнут храм. Многочисленные хозяйские постройки, богадельня и школа. Из святынь в монастыре особо почиталась  икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». А также некоторые вещи батюшки Серафима.

В 1930 году храмы Кутузовского монастыря были закрыты, а сестры выселены из монастыря. Долгие годы место это было в запустении. Но Господь не оставил святое место. И в 1992 году бывшая Кутузовская обитель с прилегающими землями была передана Дивеевскому монастырю под скит.

Вскоре сюда прибыли первые сестры и началась расчистка территории. Пока храм не восстановили, сестры молились келейно, с местными  старушками – молитвенницами, которые все советские годы собирались тайно для молитвы. Они же сохранили некоторые вещи со старого монастыря, в том числе Псалтырь и лампаду.

Милостью Божией и трудами сестер скита и помощников из местных жителей, Кутузовский скит благоустроился. На данный момент там идет богослужение в храме, пекут свои просфоры, ведут огородные работы и полностью себя обеспечивают едой. Хозяйство обширное, еще и в Дивеево избыток привозится.

Паломники из Дивеева в этот скит приезжают редко, но кому доводилось здесь побывать, особо отмечали благодать этого места.

Как добраться?

Кутузовский скит находится в 80км от Дивеево, в 12 км от трассы Арзамасс – Муром, близ села Гремячево. Из Дивеева можно проехать по Ардатовской дороге, затем придерживаться Муромского направления и следовать до села Гремячева.

Архангельский скит

Монастырским он стал, как и предыдущие скиты лишь в конце 90-х годов XX века. А до революции здесь было большое село Ездаково с двумя храмами: Архангельским и Покровским. После революции годы лихолетья не пощадили и эти земли: храмы были закрыты, имущество конфисковано, исповедание веры могло стать последним – за веру ссылали и расстреливали.

Но новая власть и коллективизация счастья не принесли, село вымирало, а к 1986 году совсем опустело. Но у Бога об этом месте видимо было свое промышление. Так в 1997 году земли бывшего села Ездаково передали Серафимо-Дивеевскому монастырю.

Первые сестры поселились здесь и начали восстанавливать храмы, обустраивать быт. Это было нелегко, многое приходилось делать вручную, не хватало помощников. Но постепенно, молитвой и трудами был восстановлен и освящен храм в честь Архангела Михаила, небесного покровителя скита. Второй храм был полностью разрушен и восстановлению не подлежал. И было принято решение возвести на этом месте новый собор по сохранившимся чертежам. Новый храм был освящен в 2005 году и назван в честь иконы Богородицы «Спорительница хлебов».

Именно в Арханегльском скиту наибольше количество полей отдано под засев зерновых культур. Немало тут и хозяйских построек. Ведется Богослужение. Из Дивеева приезжают паломники.

Как добраться до Архангельского скита?

Этот скит находится на трассе Арзамасс – Дивеево. Если свернуть от шоссе на Тамаевку, то придется некоторое время проезжать вдоль полей. Но не простой путь паломника будет вознагражден прекрасным видом с величественными храмами и радушием сестер Архангельского скита.

Все скиты Серафимо-Дивеевского монастыря с радостью примут паломников. А вы в свою очередь можете прикоснуться к благодати святого места, узнать его историю, в тишине и покое поработать на благо обители.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

mydiveevo.ru

Монастырь Серафима Саровского в Дивеево: чудеса на земле

Поделитесь с родными и друзьями:

Всемирно известную славу небольшому селу в Нижегородской области принес Серафимо–Дивеевский монастырь. Сюда со всех концов земли стекаются православные христиане, чтобы хоть раз посетить это святое место. И каждый из них душой чувствует, что Дивеево – место особенное. Сама Матерь Божия взяла эту землю под Свой Покров после Иверии, Афона и Киева.

Специально для наших читателей мы составили рейтинг недорогих отелей в Дивеево вблизи Серафимо-Дивеевского монастыря

Серафимо-Дивеевский монастырь создавался по особому благословению, и история его создания описана св. Серафимом Чичаговым в книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Читаем также как лучше всего доехать до Дивеево

Главный монастырский комплекс состоит из нескольких соборов и колокольни. И в селе, где самые высокие здания ограничиваются 3 и – крайне редко – 4 этажами, вид центральной соборной площади впечатляет. Он живописен, и не зря фотографии и картины с видами монастыря так популярны в народе.

В главном Троицком соборе покоятся мощи преподобного Серафима Саровского. Также в специальных столиках под стеклом оберегаются его вещи, сохранившиеся до наших дней. В Троицком и Преображенском  храмах (еще один великолепный собор) проходят ежедневные церковные службы.

В храме Рождества Богородицы находятся мощи преподобной матери Александры, первоосновательницы Дивеевской обители; инокини Елены и схимонахини Марфы. А в Казанской церкви покоятся святые останки Дивеевских блаженных – блж. Пелагеи, блж. Парасковьи, блж. Марии и новомучениц дивеевских.

С колокольни открывается величественный вид на окрестности села и звучит благовест. Колокольный звон разносится далеко и напоминает о молитве.

Канавка в Дивеево

Духовнику обители, святому Серафиму Саровскому, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивееве по особому пути, и тогда же он получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Святые говорили, что каждую ночь Матерь Божия молится на Канавке. Именно поэтому по святой Канавке не просто ходят, а идут с молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Прочесть эту молитву нужно 150 раз, и многие во время этого пути ощущают мир и покой.

За свою историю Канавка пережила строительство, разрушение и восстановление.

На данный момент это сооружение представляет собой канаву, имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал Канавки, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью

Святые источники

Дивеево богато и святыми источниками. Они находятся не только в самом селе, но и в его окрестностях. У каждого источника своя история возникновения. Вода в них не только чистая и вкусная, но и целебная. Люди окунаются в источниках с молитвой, набирают ее в емкости и увозят с собой. Есть множество записанных свидетельств исцеления от разных болезней.

Культурная жизнь монастыря

Наверное, странно касаться этой темы в рассказе о духовной обители. Но, тем не менее, здесь есть что сказать.

В Серафимо-Дивеевском монастыре есть своя типография, где печатают книги духовного содержания и журнал. Есть музей Паши Саровской – дивеевской блаженной. В холе игуменского корпуса выставлена экспозиция фотолетописи монастыря. При монастыре вот уже несколько десятилетий действует православная гимназия.

Существует и культурно-просветительский центр, и своя библиотека. Есть свои гостиницы для паломников.

Монастырские скиты

Не все вновь прибывшие в Серафимо-Дивеевский монастырь в курсе, что этот женский монастырь является одним из самых крупных в России. И его комплекс не ограничивается соборной площадью с великолепными храмами.

На самом деле у монастыря много земель или, как принято говорить, угодий. И это не роскошь, а необходимость. Надо кормить сестер монастыря и всех паломников, приезжающих в это святое место. Поэтому обширное монастырское хозяйство с полями, огородами, пасеками и скотными дворами располагается в основном в скитах.

Скит – это своеобразный маленький мирок. Как правило, там есть храм или церковь, небольшие жилые постройки и хозяйство. Туда тоже можно приехать в паломничество, и многие опытные православные именно так и поступают. С одной стороны там много физической работы, и можно потрудиться на благо обители, с другой – там нет суеты и многолюдья, как в Дивеево. Тишина, покой, молитвенный настрой.

Дивеево живет своей особенной жизнью, где почти все связано с монастырем и тем духовным стержнем, который он дает. Ежедневные церковные службы, обилие святынь, щедро дарованных Богом этому месту, настраивают совершенно на другой лад. И те, кто живет в Дивеево постоянно, и те, кто сюда приезжают, одинаково ощущают этот дух. Здесь Небо близко, и молитва к Богу идет быстрее.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

mydiveevo.ru

Царский скит в Дивеево: история и легенды

Поделитесь с родными и друзьями:

С историей возрождения Царского скита, если можно так выразиться, мою семью связывает личная история. И хотя даты и обстоятельства знакомства с двумя удивительными бабушками мною забыты, их горячее желание возродить Царский скит до сих пор удивляет силой веры.

Долгие годы мы, живя в Дивеево, принимали паломников, приезжающих в святое место помолиться.

Также для паломников мы составили рейтинг дивеевских гостиниц рядом с источниками и монастырем

Именно как паломницы к нам и пришли на ночлег две сестры старушки Марья и Дарья. От этих благочестивых бабушек мы и узнали впервые о Царском ските.

Рекомендуем также ознакомиться с историей других скитов в Дивеево

Неравнодушные искатели истины

Царский скит находится в лесу, вдали не только от городов, но и больших сел. И он просто обвеян множеством легенд и мифов, так что порой докопаться до настоящей его истории очень трудно – информацию приходится собирать по крупицам.

Бабушки Марья и Дарья пытались выяснить, что могли, опрашивая местных жителей, но очень часто не получалось собрать достаточное количество достоверных фактов, да и в силу возраста проникались легендами. Но то, что они осознавали святость этого необычного места – бесспорно. Они не раз писали прошения к Владыке с просьбой обратить внимание на скит. Приезжая в Дивеево, просили Игуменью взять Царский скит под свой покров. А еще, они рассказывали людям, простым паломникам о Царском ските, чудесных «Серафимовых» камнях, рукотворной сосновой аллее, источнике со святой водой и благодатном это месте в глубине леса. И с радостью соглашались быть провожатыми и «экскурсоводами» в Царский скит.

Но слава святого места не могла остаться не замеченной, и местные краеведы из Дивеева – В.А Шекуров и Н.А. Шекурова – собрали все имеющиеся документы и истории очевидцев, и написали небольшую книгу «Царский скит. История и современность».

История и легенды

История этого места берет свое начало в 1860 году. Но все легенды, связанные с посещением этого места Царственными особами в 19 и 20 веке, необоснованны. Нет ни одного документа, подтверждающего этот миф.

Зато достоверно известно, что Император Александр II пожертвовал Серафимо–Понетаевской обители землю (650,7 гектара). На этой земле монастырь решил устроить скит, который впоследствии стал называться Царской дачей или Царским скитом. Но повторимся, ни Император Александр II, ни последующие после него Царские особы Царский скит не посещали, хотя продолжали о нем заботиться своими пожертвованиями.

В ските в 1891 году был освящен храм в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. На данный момент от него ничего не осталось.

Зато жива рукотворная сосновая аллея, названная Богородичной тропкой. Ее история связана с традицией бывшего монастыря – когда над сестрой совершался постриг в монашество, она сажала сосенку. Благочестивые паломники ходят по этой аллее с молитвой.

На территории  Серафимо–Понетаевского монастыря долгое время находилась психоневрологическая больница. Сейчас часть бывшей монастырской территории передана Серафимо-Дивеевскому монастырю. А Царский скит по-прежнему остается диким и полузаброшенным, хотя на него и возят иногда экскурсии.

«Серафимовы» камни и источник

Еще одна легенда окутывает существование камней, лежащих в лесу. Один из них огромный валун – «большой» камень, три других, расположенные группой поменьше – «малые камни».

Эти камни не имеют никакого отношения к знаменитому камню батюшки Серафима, на котором он молился 1000 дней и ночей. Ибо еще в дореволюционные времена тот камень был разделен на несколько частей и как величайшая святыня развезен по монастырям и разобран на частички паломниками.

В 1947 году был закрыт город Саров, и верующие люди остались без возможности хотя бы тайно посещать святые места, связанные с жизнью преподобного Серафима Саровского. Но Господь утешил своих людей.

В 6 км от разрушенного Царского скита в лесу совсем в другой от Сарова стороне, непостижимом образом обнаружились интересные камни. И православные люди стали приходить к ним с молитвой. Там же возник и источник с целебной водой, и место это стало не просто пристанищем для тайных молитвенников, оно оказалось действительно святым. Совершенно разные люди, приезжая сюда ощущали особую благодать Царского скита. Здесь легко молилось, Господь посылал исцеления и ободрял верующих.

Мне хочется поблагодарить наших краеведов В.А Шекурова и Н.А. Шекурову, из чьей книги «Царский скит: история и современность» мною были взяты исторические данные и некоторые факты. Всем же, кто хочет более подробно ознакомиться с историей Царского скита самостоятельно, рекомендую прочитать книгу самим.

P.S. Несколько лет назад умерла бабушка Дарья. Ее сестра Мария в последние годы не приезжала в Дивеево, и мы ничего не знаем о ее судьбе.

Но слава Царского скита не забыта, и с каждым годом привлекает все больше паломников.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

mydiveevo.ru

Дивеевский монастырь, история, как добраться

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 24 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Так, наверное, сложилось исторически, что дивеевская земля считается особой, святой землей.  Ее выбрала Царица Небесная в последний Четвертый Свой Удел.  Нужно отметить, что начало четвертого Жребия Богородицы было положено в городе Киеве. Это произошло в 1758 году.

Сегодня Серафимо Дивеевский женский монастырь является одним из самых почитаемых храмов. Сюда едут паломники со всего мира, чтобы почитать молитвы и преклонится перед иконами, святых, которые находятся в храме.

История Дивеевского монастыря


В летописи Серафимо Дивеевского монастыря собрана вся история существования храма, с момента его создания. Там указано, что в 1760 году вдова полковника Агафья Семенова ехала из Киева в Саров. Проезжая село Дивеево женщина решила остановится отдохнуть. Местом остановки она выбрала местную церковь.

Здесь во время сна к Агафье явилась Богородица. Она ей указала на то, чтобы женщина осталась в селе Дивеево навсегда и при этом построила каменную церковь, при которой будет основана женская община.  По Библии именно тут в Дивеево Небесная Царица решила обустроить свой последний жребий, после Афона, Киева и Иверии.

В то время село было похоже не на населенный пункт, а на рабочий поселок. На территории посёлка не было духовной атмосферы, поэтому Агафья сначала вместе со своей дочерью поселилась рядом возле поселка. Спустя некоторое время дочь Агафьи сильно заболела и умерла.  Но несмотря на все свои переживания, женщина решила все же выполнить обет и приступила к строительству церкви.

Для этого, она принимает решение поехать на родину и продать все свое имущество. А на вырученные деньги от продажи построить храм. Он был построен в честь Казанской Божьей Матери.  После того как строительство было завершено, Агафья занялась обустройством общины. Но для этого нужно было где-то выделить землю.

Подходящий участок очень долго не могли найти, но в 1780 году произошло чудо – Дивеевский помещик Жданов принести землю, которая находилась рядом с церковью в жертву для женского монастыря.  На ней по благословению Владимирского епархиального начальства Агафья построила три кельи и огородила их забором.  В одной она жила сама, в другой жили послушница, а в третья предназначалась для встречи гостей.  Агафья часто бывала в церкви и брала совет у священнослужителей. Она делала достаточно большие вклады в строительство Успенского собора в Саровском монастыре.

Отец монастыря Пахомий взял над сестрами духовное руководство и согласился их вновь обретенную общину обеспечивать питанием из монастыря. Сестры ж в свою очередь занимались рукоделием и шили монахам одежду.  Вскоре Агафья тяжело заболела. В 55 лет она умерла.

Нужно отметить, что первое упоминание о Дивеевском монастыре Серафима Саровского было в 1808 году. Когда настоятельницей монастыря стала Анастасия Кирилловна, требования к монахиням тали намного строже. Она стремилась к строгому образу жизни. Она придерживалась строгого устава монастыря, и то же самое требовала от других его жителей.

Спустя некоторое время Серафим Саровский обратился с просьбой к Ксении о том, чтобы она немного смягчила устав для обителей Свято Троицкого Серафимо Дивеевского монастыря. Но несмотря на просьбы Серафима Ксения ему отказала. После чего к нему во сне явилась Богородица и указала на то, что должна быть создана новая обитель. Причем она также указала на сестер, которые должны в нее перейти.

Полезные статьи:

Молитва от скандалов и ссор в семье, с мужем, с детьмиВ Православии семья, воспитание детей и отношения между супружескими парами имеет высокую значимость. Семью же называют «малым храмом» благодаря чему семейный очаг находится под заступничеством всех святцев и даже Всевышнего.Как известно ничего идеального в этом мире… Читайте далее

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Так и случилось. С тех пор в селе существовало две женские общины. Причем обе находились под строгим контролем полицейских. Наблюдение за ними велось по той причине, сто ни одна из общин не была официально зарегистрированной. Официально их зарегистрировали только в 1839 году.

А в 1942 году они были объединены в одну общину и стали называться «Свято Троицкий Серафимо Дивеевский Женский монастырь».

Святые Серафимо Дивеевского монастыря

В монастыре находится большое количество святых. Но одним из самых почитаемых святых, к которому съезжаются паломники со всего мира являться мощи Серафима святого. О чудесах, которые произошли после преклонения и молитвы им рассказывают достаточно много людей.

Одной из историй поделилась женщина из Самары, которая после посещения Троицкого Серафимо Дивеевского монастыря излечилась.  Однажды женщина стала себя плохо чувствовать. У нее начала неметь левая нога, а спустя некоторое время онемела полностью левая половина тела.  Врачи после проведения ряда обследований и результатов МРТ обнаружили несколько межпозвоночных грыж. Врачи сразу предупредили женщину, что нужно будет делать операцию.

Но существует огромный риск. Если будет задет нерв, то она останется лежачей до конца своих мирских дней. Несмотря на сильные боли в спине женщина решила поехать в паломнических тур в Дивеево. Очередь к мощам святого была не сильно большая. После вечернего богослужения у мощей святого Серафима, один из священников мотыжкой батюшки легко постукивал по больным местам прихожан.

Женщина подошла к священнику и сказала, что она не хочет операции на спине и рассказала свою историю. Он крестообразно постучал по ее больной спине. По непонятным причинам ей не хотелось уходить из церкви, и она решила еще раз пойти и приклонится к мощам.  Дорога домой по словам женщины была легкой.

Дома и на работе все удивились от того, что ей после поездки стало намного легче. А больше всех удивились врачи. Ведь от болезни не было и следа.

Нужно отметить, что иконе Серафима Саровского люди молятся о:

  • здравии,
  • исцелении от тяжких недугов,
  • решении бытовых проблем,
  • умножении любви,
  • укреплении веры.

Нужно также сказать о том, что молитвы к чудотворцу имели невероятное действие исцеления не только после смерти старца, но и при его жизни.

Текст молитвы святому Серафиму:

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь

Где находится Дивеевский монастырь

Дивеевский монастырь Серафима Саровского расположился на юге Нижегородской области. Как видно с самого названия он находится в селе Дивеево, что находится на берегу реки Вичкинзы.  Для того, чтобы доехать до монастыря необходимо будет преодолеть небольшой путь и сделать несколько пересадок.

И так информация для паломников и православных верян желающим преклонится мощам и вознести молитву к Серафиму Саровскому:

  • Самым удобным способом доехать до монастыря будет до города Арзамас. Оттуда с вокзала Арзамас – 1 (2) ходят общественные автобусы до самого монастыря. По времени поездка от вокзала до храма займет не больше чем полтора часа.
  • Если вы едете на автомобиле из города Москва, то ехать нужно через Балашиху. Не доезжая до Владимир свернуть на Муром. А дальше по указателям через такие города как Навашино и Ардатов доедете до села Дивеево.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о Дивеевском монастыре:

  • Интересное в православии
  • Православные монастыри, соборы и церкви

ikona-i-molitva.info

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь | Нижегородская Митрополия

Храмы монастыря

Троицкий собор
Спасо-Преображенский собор
Казанская церковь
Домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса
Трапезный храм во имя святого Александра Невского
Больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Скиты монастыря

Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в селе Канерга, Кутузовский скит, Никольский скит в селе Автодеево, Понетаевский скит, Свято–Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском районе и другие

Святыни монастыря

Святая Канавка Царицы Небесной
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»
Святые мощи преподобного Серафима Саровского
Вещи преподобного Серафима Саровского
Святые мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены
Святые мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии
Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой)

История монастыря

Начало Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю было положено в середине XVIII века. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее благословение основать новую обитель.

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.

В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала ей 1300 кв. сажен (полдесятины) своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы.

Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

В 1789 году матушка заболела и по ее желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью. Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.

Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789 г., оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В день ее похорон шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.

В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, который передал отец Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.

К 1825 году Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50. Строгий устав, скудная пища, тяжелые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестер (принимались и девицы, и жены, и вдовы). Преподобный Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.

22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться Мельничной. Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. Жизнь в Мельничной общинке походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и преподобному Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Все было общее, хотя жили бедно и питались скудно.

После смерти преподобного Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В 1862 году община была возведена в монастырь и игуменьей была назначена Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).

За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 годы обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (освящен в 1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (завершена в 1902 г.), а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом.

Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был очень большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающая ей весь монастырь и две бани. У главных ворот монастыря были устроены иконная и бакалейная лавки и караулка.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон. К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь.

После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеево была всего 520 человек. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора — все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек.

Но, несмотря на трудности, обитель до закрытия в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти тяжелые годы к святыням Дивеева.

В 1927 году на праздник Рождества Богородицы обитель была упразднена. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.

Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохранила часть дивеевских святынь, которые потом передала своей келейнице монахине Марии (Бариновой), а та, в свою очередь, — протоиерею Виктору Шиповальникову (многие святыни были им переданы возрожденному монастырю в 1999 году).

Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия, в 1937 году, ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущевские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена были и постриги.

Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.

21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В 2000 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой), которые явились новыми помощницами всем прибегающим к ним с молитвами о себе и ближних.

Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, отмеченные всеми православными христианами соответственно в 2003 и 2004 годах. В Дивеевской обители были проведены грандиозные работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению Святой Канавки, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей.

В 2004 году состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.

Сегодня в Серафимо-Дивеевском монастыре подвизаются более 400 сестер.

 

 

 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Монастырь занимается широкой просветительской деятельностью. Ежегодно Дивеевскую обитель посещает несколько сот тысяч паломников. Для них организуются экскурсии по монастырю.

В 1996 году при монастыре создана православная школа.

Адрес: НОУ «Дивеевская общеобразовательная монастырская православная средняя школа» 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, ул. Полевая, дом 15

Телефон: (83134) 4-25-99.

Директор: инокиня Наталья (Лялюшко)

Совместно с Саровским благочинием работает воскресный лекторий для жителей села Дивеево и паломников.

В 20010 году был создан информационный центр с библиотекой для жителей села Дивеево и паломников.

Социальное служение

Для паломников, прибывающих в монастырь, организовано двухразовое бесплатное питание и проживание в монастырских гостиницах в Дивееве или в скитах — Никольском, Знаменском, Покровском.

Монастырь оказывает помощь малообеспеченным жителям села Дивеево и неимущим паломникам — продуктами, вещами, а также материальную (для приобретения дров, одежды, на оплату лекарств и лечения), бесплатную медицинскую помощь постоянным и временным трудникам монастыря и паломникам. При необходимости монастырь обеспечивает питанием заключенным в следственном изоляторе Дивеевского РОВД. Кроме того, монастырь отправляет посылки, бандероли и заказные письма в места заключения и неимущим с духовной литературой, дивеевскими сувенирами, средствами личной гигиены и канцтоварами. По просьбе заключенных такие же посылки отправляютсядля их родных.

Обитель духовно окормляет воинские части и соединения, расположенные вблизи монастыря — Сатисскую бригаду МЧС, Саровскую дивизию внутренних войск МВД РФ, Арзамасский гарнизон. Сестры монастыря оказывают попечение медицинским учреждениям, детским домам и интернатам, в том числе находящимся далеко за пределами Нижегородской области.

nne.ru

Дивеевский монастырь: история, описание, фото

Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево
Дата основания: 1780 год
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1875 год), собор Спаса Преображения (1916 год), церковь Казанской иконы Божией Матери (1780 год), Колокольня (1901 год), церковь Рождества Христова (1829 год)
Святыни: святая Канавка, икона Пресвятой Богородицы «Умиление», ковчег с мощами старцев Глинской пустыни, вещи преподобного Серафима Саровского
Координаты: 55°02’24.2″N 43°14’44.0″E

Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.

Монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом.

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Колокольня

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.

Святая канавка

Паломничество в Серафимо-Дивеевский монастырь — в гостях у Серафима Саровского

Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Богородица, явившаяся преподобному Серафиму. Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником. По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!». Также посетителям разрешается прихватить с собой горсть целебной земли с канавки.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

У конца канавки есть часовня имени отца Серафима, где паломникам раздают «лечебные» сухарики, окроплённые святой водой и освящённые молитвой — это придаёт им благословение. В монастырь едут, чтобы поклониться чудодейственным мощам Серафима Саровского, совершить омовение в купальнях с целебной водой. Но даже неверующему человеку всё-таки стоит сюда приехать. Дивеевская обитель потрясает великолепием храмов, особенно красивы Троицкий и Преображенский соборы. В Троицком соборе, за ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест.

Слева направо: церковь Александра Невского, колокольня, собор Троицы Живоначальной, собор Спаса Преображения

Территория монастыря утопает в цветущих розах, а обходя Святую Канавку, за оградкой можно увидеть огромную лиственницу. Это дерево сёстры посадили в 1904 году в память о рождении царевича Алексея, о чём свидетельствуют иконы царской семьи, подвешенные на стволе и оградке.

Рейтинг достопримечательности

Достопримечательности Нижегородской областиРегионы РоссииСтраны Европы

Серафимо-Дивеевский монастырь в Нижегородской области на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Где находится Дивеевский монастырь? Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь :: SYL.ru

В России можно найти немало монастырей и храмов, история которых насчитывает не одну сотню лет. Многие из них разрушались, восстанавливались, перестраивались, но всегда хранили свою чистоту и святость. Таким является Серафимо-Дивеевский монастырь. Он признан одним из самых значительных в истории православной России и отличается особым укладом жизни, строгим иноческим правилом.

Познакомимся с историей основания, преданиями и современной жизнью обители, с ее святынями и реликвиями. А также узнаем, где находится Дивеевский монастырь и как удобнее добраться до него паломникам.

История

В 1758 году в Киев приехала богатая помещица из рязанской области Агафья Мельгунова. В 30 лет она овдовела, позднее умерла ее 9-летняя дочь. Тогда женщина решила вступить на духовный путь. В Киево-Флоровском монастыре она постриглась в монахини и стала матушкой Александрой. Однажды во время пребывания в Киево-Печерской Лавре после ночной молитвы ей было видение Пресвятой Богородицы. Она повелела Александре обойти все великорусские места на севере России и там, где укажет Божья Матерь, основать новую святую обитель. Старцы Лавры приняли за истину видение монахини и, дав благословение, отпустили ее в долгое и нелегкое странствие по Руси.

И вот когда матушка Александра в 1760 году направилась в Саровскую пустыню из Мурома, остановилась она отдохнуть в селе Дивеево. Ей вновь привиделась Богородица с указанием, что именно это место положено монахине для основания обители и служения Богу до окончания своей жизни. С этого момента и начинается история Дивеевского монастыря.

Уже через четыре года здесь, рядом с деревянной Стефановской церковью, на собственные средства монахини был заложен фундамент Казанского храма. А в 1780 году прошло освящение церкви. В ней было два алтаря (или придела). Левый устроен в честь святителя Николая, а правый – (по указанию Божьему) в память о первомученике архидиаконе Стефане.

Изначально Казанский храм был приходским. Однако отец Серафим (Саровский) предвидел, что это будет монастырский собор. И в 1788 году матушка Александра с благословения саровских старцев получила у местной помещицы почти 2,5 тысячи кв. м усадебной земли вблизи храма. Там был построен большой дом с надворными постройками. В нем вместе с матушкой Александрой поселились еще четыре послушницы. С годами община росла. В 1789 году попечение над ней взял Серафим Саровский, тогда еще носивший сан иеродиакона. А в 1826 году по его благословению была устроена Мельничная община, находящаяся недалеко от Казанской.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Через девять лет после смерти старца Серафима обе общины объединили и назвали Серафимо-Дивеевской. Статус монастыря она получила гораздо позже, в 1861 году. Казанская церковь с приделами действовала отдельно.

В течение последующих 50 лет обитель достраивали и расширяли. Так был возведен игуменский корпус, позднее в восточной части была устроена домовая церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины.

К началу 20 в. Серафимо-Дивеевский монастырь превратился в крупное иноческое общежитие. По списку здесь проживало в три раза больше людей, чем в селе Дивеево.

Во время революции многие храмы были разрушены, а священнослужители изгнаны из своих обителей, либо преданы мученической смерти. Не обошла стороной эта ужасная пора и Дивеевский монастырь. Матушка Евдокия (Шикова) и ее три послушницы были убиты в 1918 году. Сегодня в их честь отстроен и освящен придел в Казанском храме.

Годом позже обитель приобрела статус трудовой артели (хотя и продолжала еще действовать). А через восемь лет ее закрыли вовсе. Послушницы расселились по округе, пытаясь сохранить дивеевские святыни. В военные годы закрыли и Казанский храм, частично он был разрушен.

Современная жизнь

Возрождение монастыря началось в 1988 году. Тогда зарегистрировали церковный приход. Год спустя он был освящен в честь иконы Казанской Божьей Матери. Также был выкуплен дом (в прошлом свечная мастерская), к нему пристроили алтарь и деревянную колокольню. Перед освящением в церковь внесли икону преподобного Серафима Саровского и его полумантию.

В 1989 году во владение общины был передан Троицкий собор (построен в конце 19 в.). А через два года Священным Синодом утверждено решение о возобновлении монастыря. Сюда были привезены мощи Серафима Саровского, присоединены Казанская церковь, Никольский скит (Автодеево) и территория Кутузовского скита. С 1996 по 2007 гг. в обители проводились внешние и внутренние ремонтные и строительные работы по восстановлению фасада домовой церкви, купола, устроению восьми приделов, а также прошло установление креста. С 1989 года на территории Дивеево были восстановлены и освящены семь храмов. А центром духовной жизни здесь стал Свято-Троицкий собор.

Сегодня обитель именуется Серафимов Дивеевским во имя Святой Троицы женским монастырем. За 300 лет своей истории он прославился традициями старчества и духовными подвижниками. В обители живет чуть более 400 насельниц, трудящихся по Саровскому уставу. Также несколько сестер образуют хор Дивеевского монастыря, дивные голоса которого можно услышать в каждую субботу и воскресенье, а также в праздничные дни на службах в Троицком соборе.

В настоящее время Дивеевский монастырь в Нижегородской области почитается Православными церквями как четвертый «Удел Пресвятой Богородицы» вслед за Иверией, Афоном и Киево-Печерской Лаврой. Сюда ежегодно стекаются паломники со всей России и других стран.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор является частью Дивеевского монастыря. Он был заложен в 1907 году и к началу революции его полностью достроили. Не было лишь отопления. Советская власть внесла изменения в привычный уклад жизни собора, превратив его сначала в гараж, а затем в тир. Удивительно то, что эти печальные события предвидела еще в момент закладки фундамента храма блаженная Прасковья Ивановна.

Возрожденному монастырю собор был передан в 1991 году, и восстановление его продолжалось еще несколько лет. Фотографии разрушенного храма сегодня можно увидеть на специальной памятной доске на территории Церкви Рождества Христова, здесь же в Дивеево.

В 2000 году храм приобрел святые мощи преп. Марфы Дивеевской. Тут также можно поклониться мощам блаженной Параскевы (или Паши Саровской), которая предсказала гибель династии Романовых и жестокие гонения на Церковь.

По давней традиции главную службу в праздник «Успения Божьей Матери» проводят в Спасо-Преображенском соборе.

Благовещенский собор

В 2012 году было принято решение о строительстве нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Это было сделано по завету Серафима Саровского. Попытки предпринимались еще столетие назад, однако тогда место, указанное старцем, было занято. Там стояла Тихвинская церковь, основанная Иваном Толстошеевым, лжеучеником батюшки Серафима, гонителем сестер Дивеевского монастыря. После революции в ней устроена была паровая мельница. Через год она сгорела, и на ее месте построили кирпичную столовую для школы-интерната. В 2011 году интернат перенесли в село Сатис. И место для возведения храма освободилось.

По плану размеры его определены священной реликвией Поясом Богородицы: 20 поясов в ширину (24 м), 30 – в длину (36 м) и 50 – в высоту (60 м). За основу был взят храм Заиконоспасского монастыря в стиле московского барокко 18 века. Белоснежные стены, стальная кровля, золотая главка и восемь приделов — именно таким предстанет храм перед прихожанами.

Святыни монастыря

Одной из главных святынь Дивеевского монастыря является Святая Канавка. С ней связано дивное предание о том, как Богородица явилась во время молитвы Серафиму Саровскому и повелела построить Мельничную общину. То место, на которое указала Божья Матерь, необходимо было обнести канавой и валом. Причем копать должны были исключительно сестры монастыря. Мирянам разрешено было только носить землю, насыпать вал. Работы были начаты накануне праздника Святой Троицы в 1829 году, а завершились перед Рождеством Христовым 1833 года. Более двух метров составляли глубина канавы и высота вала, лишь местами величины получились заметно меньше.

В 1900 году в конце святыни была поставлена звонница, позднее ее заменили на колокольню в пять ярусов.

Во время революции и войны Канавка частично была засыпана. А через южную ее часть провели канализационную трубу.

В 1992 году традицию обхода святыни во время вечернего богослужения с молитвой «Богородице Дево, радуйся…» возобновили.

К 2003 году восстановительные работы на Канавке были завершены. Вдоль вала была обустроена тропинка в виде бетонных плит с кованой оградкой. А годом позже по линии были установлены поклонные кресты из мрамора и деревянная часовня. Каждый человек, приезжающий сюда, может набрать святой земли. Она обладает целебными силами.

Другими святынями являются иконы Дивеевского монастыря. Самой главной из них признан образ Пресвятой Богородицы «Умиление». Перед ним молился и преставился Серафим Саровский. Сам старец называл икону «всех радостей Радостью», а для помазания больных он использовал елей из лампады перед образом.

Когда монастырь закрыли, настоятельница Александра (Траковская) вместе с послушницами перевезла икону в Муром. В 1991 году она попала к патриарху Алексию II. С тех пор находится в домовом храме его резиденции. А чудотворный список к образу можно обнаружить в правом киоте Свято-Троицкого собора.

Тысячи людей стремятся попасть в Дивеевский монастырь, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского. В 1991 году крестным ходом из Москвы их доставили в обитель.

Также в храме Рождества Богородицы, относящемуся к монастырю, хранятся мощи преподобных Александры, Елены и Марфы. В Казанском соборе почивают блаженные Дивеевские жены Пелагия, Мария, Параскева и исповедница Матрона (Власова).

В 2009 году в дар Дивеевской обители передан ковчег с частицами останков святых Глинской пустыни.

Святые источники

Так, где находится Дивеевский монастырь, уже давно бьют из земли целебные источники. К ним тянутся болящие христиане со всего мира. Самым древним считается Казанский источник. Помимо него, здесь есть целебные родники Иверский, матушки Александры и целителя Пантелеймона.

Но наиболее почитаемым является источник преп. Серафима, который расположен возле реки Саровки, у поселка Цыгановка. Он явил немалые чудеса исцеления при жизни старца и после его смерти. В советские годы источник засыпали. Однако он чудесным образом пробился в другом месте. Засыпать его так и не смогли. К 2009 году здесь была построена часовня и три купальни.

Реликвии

В Дивеевский монастырь в 2008 году был возвращен колокол преп. Серафима. Старец купил его на Нижегородской ярмарке незадолго до своей кончины. Вес реликвии составляет 16 кг. Имеется гравировка имени заказчика. На данный момент колокол планируют поместить в экспозицию из-за трещины.

В 2009 году Дивеевскому монастырю был передан портрет матушки Александры – основательницы обители. Он был сделан ее послушницами. И после закрытия монастыря долгое время сохранялся крестьянскими семьями в деревне возле Йошкар-Олы. Реликвия была доставлена из Нижнего Новгорода в Дивеево. В антикварном салоне ее случайно обнаружили Сергей Малов и Герман Князев.

Существует предание о том, что портрет менялся. Это зависело от того, какой человек находился в келье. После реставрации реликвии ею украсят придел матушки Александры.

В 2010 году для посещения паломникам был вновь открыт домик (музей) Параскевы Ивановны. В нем оборудованы три зала. Первый посвящен дивеевским блаженным и царю Николаю II, побывавшему здесь. Во второй комнате собраны материалы об игуменьях Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской). Третий зал посвятили преп. Серафиму Саровскому. Здесь также воссоздали фрагмент кельи старца.

Среди экспонатов в музее представлены платье Параскевы, личные вещи известных настоятельниц и мебель Серафима Саровского.

Скиты и подворья

На скитах и подворьях Серафимо-Дивеевского монастыря действуют храмы. На первых сестры обители занимаются хозяйственными работами, а вторые выполняют представительскую функцию.

Монастыри Спасо-Зеленогорский, Серафимо-Понетаевский и Свято-Троицкий Белбажский теперь действуют еще и как скиты Дивеевской обители.

Как добраться паломникам

Для паломников уже давно не является тайной информация, где находится Дивеевский монастырь и какие богослужения и празднества в нем проходят. Он расположен примерно в 180 км от Нижнего Новгорода и одной частью граничит с Мордовией.

Согласно историческим данным, раньше эту землю населяли мордовские племена. Но Иван Грозный в борьбе за Казанское ханство вытеснил их. Тогда был образован город Арзамас и села в округе. Дивеево получило свое название по имени татарского мурзы Дивея, который выступал на стороне царских войск.

С юга до Дивеевской обители удобнее добраться через Рязань или Саранск, с востока – из Самары через Пензу или Ульяновск.

Из Арзамаса и Нижнего Новгорода в Дивеево ходят автобусы. Если добираться от Нижнего Новгорода, то в дороге придется провести почти 4 часа. Для этого с автовокзала, расположенного на площади Лядова, нужно пересесть на автобус, следующий в Дивеево. При этом следует помнить, что такие рейсы не ежедневные, поэтому в случае необходимости можно сделать пересадку в Арзамасе. Паломникам, отправляющимся в Серафимо-Дивеевский монастырь из Москвы на собственном автомобиле, лучше ехать по трассе, проходящей через Балашиху в сторону Владимира, после свернуть на Муром, а затем проехать через города Навашино и Ардатов до Дивеево. Адрес Дивеевского монастыря: Нижегородская область, село Дивеево Дивеевского района. Где он расположен, знает каждый местный житель области. Поэтому сложности с поиском просто невозможны. Епархией организуются поездки для желающих посетить монастырь трижды в неделю (из Нижнего Новгорода), для пенсионеров, ветеранов и инвалидов предусмотрены единичные поездки.

Где остановиться

Там, где находится Дивеевский монастырь, в настоящее время интенсивно развивается инфраструктура, в частности, есть магазины, гостиницы. Последние отдельно ориентированы на прием паломников и священнослужителей.

Также гостиничный центр есть на территории монастыря. Проживание и питание в нем предоставляются бесплатно. Взамен от паломников требуется послушание (выполнение определенных работ).

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *