Советы тренера

Фото псково печерская лавра – Фото Псково-Печерского монастыря (36 фото)

Поездка в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь

Рассказывать о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре очень трудно. И потому, что слишком много событий связано с ним, и потому что о нём написано уже очень и очень много. Что могу добавить я к тому, что уже сказано? Как избежать повторения?

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1967–2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (Википедия).

Возможно, дело еще и в том, что я всегда ощущаю в монастырях некое стеснение. Я не принадлежу к тому миру, он для меня во многом непонятный и чуждый. Я восторгаюсь красотой древних храмов, мощностью их крепостных стен. Но всегда чувствую себя там чужаком, попавшим на чужую территорию.

Так было и в этот раз. Во время нашего пребывания на Псковской земле мы поехали на экскурсию в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Всего 4 человека. Изумительная экскурсовод сопровождала нас, увлекательно рассказывала не только об истории и достопримечательностях этого монастыря, но и о жизни братии.

Святыни и памятники Псково-Печерского монастыря

План Псково-Печерского монастыря (с сайта монастыря)

Вход в монастырь отмечен высокой Петровской надвратной башней. В её архитектуре чувствуется очень сильное прибалтийское влияние. Здесь постоянно во всех направлениях движется людской поток. Здесь же многие женщины торопливо надевают платки и юбки — на территории монастыря с этим строго.

Петровская надвратная башня

Потом мы подошли к 

памятнику преподобному мученику Корнилию Псково-Печерскому (1501-1570), игумену Псково-Печерского монастыря, убитому царем Иваном Грозным.

Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим. (Н.И. Костомаров)

Памятник преподобному мученику Корнилию

Затем экскурсовод повела нас вдоль стен обители. Здесь мы своими глазами увидели, насколько был укреплен монастырь — действительно, враг не прорвется.

Остатки крепостного вала

К северо-востоку от крепостных стен на холме расположена

смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на монастырь. В отличие от многих других русских монастырей Псково-Печерский частично расположен внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решёток, под которой протекает Каменецкий ручей, перегороженный решётками (отсюда и название). За ней виднеется Петровский бастион — остатки земляных укреплений 1700-х годов.

Башня Нижних решёток и Петровский бастион

Смотровая площадка выдержана в общем стиле — сделана из плитняка и валунов.

Камни около смотровой площадки

Музей истории города Печоры

По дороге, спускающейся с холма, шел монах с большой корзиной. Удивительное сочетание современности и традиции!

Монах с корзиной

А мы были не в силах оторвать глаза от панорамы храмов. Солнце скрылось за облака, чуть приглушив цвета и блеск золота куполов. Но всё равно картина была завораживающая!

Панорама Псково-Печерского монастыря

Панорама храмов Псково-Печерского монастыря

Башня Нижних решёток

Затем мы вернулись ко входу в монастырь. Отсюда открывается панорама Соборной площади, рядом с которой расположены деревянная Варваринская церковь и церковь Сорока Мучеников севастийских, построенная в первой половине XIX века. Варваринская церковь уникальна тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности сету («полуверцев»), финно-угорского народа, исповедующего православие.

Варваринская церковь и церковь Сорока мучеников севастийских

На Псковской земле очень чувствуется прибалтийское влияние. В 1920-40-х годах эта территория принадлежала Эстонии. И отсюда ощущение некоей инаковости этого места. Вроде «свое», но в то же самое время постоянно проскакивает что-то более европейское.

Петровская надвратная башня

Через Петровскую башню входим в монастырь. Как же здесь многолюдно! Экскурсовод сразу ведет нас в тихий уголок около Острожной (Тюремной) башни. Думаю, незачем объяснять, для чего и для кого она предназначалась.

Острожная (Тюремная) башня

Впереди за деревьями скрывается величественный Михайло-Архангельский собор первой половины XIX века, освященный по высочайшему повелению в память побед русского оружия.

Михайло-Архангельский собор

Поблизости от него расположена Парадная лестница, которая связывает верхнюю и нижнюю площадки монастырского комплекса.

Парадная лестница

Тут же в крепостной стене отмечено место, где разъяренный Иван Грозный убил Корнилия Псково-Печерского.

Место убийства Корнилия Псково-Печерского

Слева от Петровской башни, если стоять к ней спиной, виднеется надвратная церковь Николы Вратаря (Николы Ратного), построенная по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года. Внутри находится резное изображение Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. В правой руке он держит меч, а в левой — трехглавую церковь. Для того, чтобы попасть в нижнюю часть монастыря, надо пройти через

Святые врата.

Никольская башня и церковь Николы Ратного

Икона Богоматери

Святые врата имеют изогнутую форму. Пройдя через них, оказываешься перед длинной дорогой, уходящей вниз. Она носит название «Кровавый путь». По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей. Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след… Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью. Вдоль дороги сейчас растут рябины, ярко-красные ягоды которых напоминают капли крови.

«Кровавый путь»

Церкви Псково-Печерского монастыря

Когда спускаешься вниз, то за стеклом можно увидеть роскошную коляску императрицы Анны Иоанновны, 1732 года. Набожная императрица, хоть и нраву была жестокого и распутного, обязательно приезжала сюда помолиться. Однажды настоятель предложил ей остаться на ночь в монастыре. Она отказалась и отправилась в путь. Разыгралась непогода. Анна Иоанновна сочла это за знак и приказала возвращаться. С тех пор та самая её карета хранится здесь.

Коляска Анны Иоановны

А мы спускаемся, наконец, вниз. Экскурсовод сразу уводит нас от толпы, к Лазаревскому храму, где прежде находилась монастырская больница. Печные трубы храма изящно отделаны.

Лазаревский храм

С другой стороны виднеется Дом наместника монастыря с садом. Сад огорожен ярко-красной кирпичной оградой с воротами.

Ограда сада около дома наместника монастыря

С другой стороны виднеется еще одна ограда.

Уголок в монастыре

Деталь стены Лазаревского храма

Лазаревский храм

К Лазаревскому храму пристроен красный Братский корпус (Трапезная). Около него монахи устроили фотосессию. Я не удержалась и сфотографировала их (знаю, что надо было испросить благословения, но уж слишком интересной показалась сцена).

Фотосессия

Идем дальше. Здесь наше внимание привлекает

Часовня с артезианским колодцем. Внутри в емкости установлено Распятие, с которого непрерывно стекает вода.

Часовня с артезианским колодцем

Чуть поодаль — красивая клумба. Вообще в Псково-Печерском монастыре множество красивых цветников, чувствуется рука талантливого ландшафтного дизайнера.

Клумба

Бегония

Розы

Бегонии

Следующее строение — Благовещенская церковь 1541 года. В 2013 году внутри были обнаружены уникальные фрески 1547 года.

Благовещенская церковь

Благовещенская церковь, деталь

Затем мы подходим к одному из самых необычных храмов — Успенскому (1473 год), поверх которого в середине XVIII столетия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Успенская и Покровская церкви

Слева от него — красное здание Ризницы и Библиотеки, XVII век. Здесь хранились рукописные и старопечатные книги XVI-XVII веков, среди которых был единственный экземпляр «Слова о погибели земли русской». Сейчас здесь, среди всего прочего, находится музей, посвященный преподобномученику Корнилию.

Ризница и библиотека

За ними — Часовая башня XVII века и Большая звонница с уникальными колоколами XVI-XVIII веков.

Звонница и здание Ризницы и Библиотеки

Часовая башня

Большая звонница

От колоколов вниз тянутся тросы, которые заканчиваются специальными ручками.

Деталь троса звонницы

В Успенской церкви находится вход в Богом зданные пещеры. Круглый год в них одна и та же температура +5ºС. По некоторым данным, здесь упокоено более 10000 человек.

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.
А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое» (с сайта Псково-Печерского монастыря).

Верующие идут в пещеры в сопровождении монахов. Мы же прошли только чуть-чуть с другой стороны. Впрочем, я была даже рада — не стоит идти туда без ясного понимания того, для чего тебе это нужно.

Вход в пещеры

Дом наместника монастыря

На территории монастыря расположен Святой колодец. Около него много людей, которые набирают воду.

Святой колодец

Ну а мы повернули назад.

Ограда сада

Парадная лестница

Братские корпуса

«Кровавый путь»

«Кровавый путь» и храмы монастыря

Соборная площадь и торговля сувенирами

Вышли за ворота обители. За ними — совсем другая жизнь. На Соборной площади торгуют сувенирами, толпятся паломники и туристы.

Соборная площадь

Здесь же можно купить керамику, которая подверглась процессу молочения (молочный обжиг) — повторного обжига после пропитки натуральным жирным молоком. Считается, что в такой посуде продукты долго не портятся и не прокисают.

Керамика с молочным обжигом

Церковь Сорока мучеников севастийских

Как часто происходит в подобных поездках, многое осталось за кадром. Я очень жалею, что мы не попали в Музей истории города Печоры (Международная ул.,3), где была большая экспозиция, посвященная народности сету. Да и сам город Печоры не оставил какого-то внятного впечатления. Запомнились лишь отдельные постройки эстонского периода.

Информация для посетителей

  • Адрес монастыря: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5
  • Сайт: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, RSS, Tripadvisor

 

 

anashina.com

Псково-Печерский монастырь: История, фотографии, как добраться

Содержание статьи

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Псково-Печерский монастырь

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Псково-Печерский монастырь

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

Читайте также – Монастырь, монашество

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Читайте также – Мой монастырь

Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1

тел. м. +79118902163

тел. факс +7 (81148) 2-24-28

e-mail: [email protected]

Паломнический центр

181500 Псковская обл.,  г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а

Паломнический центр “Дом паломника” Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.

Трапеза – 2 раза в день:, обед – с 13.15 до 14.00, ужин – с 21.00 до 22.00.

Срок пребывания в Паломническом центре – не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).

Проживание, питание – на пожертвование.

Информация с сайта монастыря.

 

В единственном экземпляре

На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!

Читайте также:

www.pravmir.ru

Псково-Печерский монастырь: история, описание, фото

Адрес: Россия, Псковская область, город Печоры
Дата основания: 1473 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, собор Михаила Архангела, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь святого Лазаря, церковь Сретения Пресвятой Богородицы, надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца, звонница
Святыни: мощи преподобных: Марка, Ионы, Лазаря, Симеона (Желнина), преподобной Вассы, преподобномученика Корнилия, десница святой Татианы, чудотворные иконы: Успения Божией Матери, Божией Матери «Умиление», Святителя Николая Чудотворца
Координаты: 57°48’36.7″N 27°36’51.2″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Более пяти столетий насчитывает это знаменитое сооружение, возведенное во имя укрепления Православной веры. Не совсем точные, порою отрывистые упоминания в летописи, дошедшей до современности, отправляют нас в конец XIV века. В предании говорится, что сначала местные охотники посетили место, где в последующем и образовалась святая обитель. Здесь они ощутили невиданный душевный подъем и полную гармонию окружающей природы.

Псково-Печерский монастырь с высоты птичьего полёта

Позже земельные угодья перешли во владение местного крестьянина – Дементьева Ивана. Во время вырубки леса под одним из поваленных деревьев чудесным образом открылся вход в пещеру, увенчанный таинственной надписью: «Богом зданныя пещеры» (созданные).

Передаваемые из поколения в поколение предания местных жителей сохраняют сведения о том, что здесь нашли себе пристанище люди, пришедшие из далекой Киево-Печерской лавры. Именно здесь они нашли спасение от разорительных набегов татар. Именно народная память и сохранила для потомков имя преподобного Марка – первого инока, основавшегося в этих местах.

Успенско-Покровский храм

История становления Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Датой образования Псково-Печерского монастыря принято считать год 1473, а его основателем – преподобного Иона. В этом году была выкопана из песчаного холма Успенская церковь, и освящена преподобным Ионом. Судьба и история обители с первых лет ее создания не была простой. Не успел преемник Ионы, — преподобный Мисаил выстроить Храм и кельи для монахов, как на него было совершено коварное нападение воинствующих лифляндцев. Многие строения были сожжены и разграблены, спастись удалось только благодаря подоспевшей русской дружине, разбившей и прогнавшей врага.

Часовня на Святой горе

Дальнейшее развитие также перемежено набегами и попытками уничтожить монастырь. Западные завоеватели стремились всеми силами уничтожить оплот православия вблизи своих границ, а также снизить влияние на проживающие вокруг и рядом народы. Кроме того, нельзя было не заметить усиления торгово-экономической и военной важности существования форпоста государства Российского.

Строительство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Именно XVI век можно с уверенностью назвать периодом существенного развития обители. Особая заслуга в этом лежит на игумене Дорофее. Под его руководством Успенская церковь не только была обновлена, отремонтирована, но и значительно увеличена в размерах – расширена. Активно велось строительство других храмов и возведение прочих строений, столь важных и необходимых для цельного комплекса. История сохранила потомкам имя посланника Великого князя Московского в город Псков – Мисюра Мунехина. Этот дьяк организовал работы в совершенно ином масштабе, существенно развив и усовершенствовав весь комплекс. Признанием его заслуг перед людьми и Господом стало решение о захоронении умершего в монастырской пещере. Здесь его могила стала первой.

Башня Верхних решеток

Важной датой для монастыря принято считать 1521-й год. В святыню передали икону Успения Богоматери «в житии», наделенную чудотворными способностями. В это же время изменилось и расположение комплекса в целом. Теперь он не ютился на горе, а спустился вниз, в долину протекающей рядом реки Каменца, а кельи для монахов разместили напротив Успенского собора.

Важную роль в обустройстве жизни и деятельность святыни, в общий ее уклад внес игумен Герасим. По образу монастыря Киево-Печерского здесь разрабатывается и внедряется в жизнь устав обители, устанавливаются и присваиваются чины церковной службы. С тех пор и по сей день беспрекословно выполняется строгое правило ежедневного богослужения, проводимого в Успенском соборе.

Собор Михаила Архангела

Признание и известность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Обязательно следует упомянуть имя игумена преподобномученика Корнилия. Именно во времена его деятельности Псково-Печерский монастырь достигает наивысшей точки своего развития. Неуклонно росла и известность святыни в мире. Все шире расходилась по окрестностям молва о чудесных исцелениях, спасении жизни и души человеческой здесь. Год от года возрастало число паломников и «богомольцев». Место, которое совсем недавно считали «убогим», получало вместе с посетителями существенные богатства, драгоценные вклады и подношения. Расширялись угодья, подчиненные монастырю, росло число вотчин. Все это сделало обитель богатейшей и очень влиятельной в округе. Вместе с ростом благосостояния увеличивалось и количество добрых «богоугодных» дел. Оказывалась существенная помощь беженцам и переселенцам, восстанавливались разрушенные строения, а из плена вызволяли своих людей. Постепенно прочие монастыри, входившие в состав Псковской епархии, уступали лидирующие позиции Псково-Печерскому монастырю, роль которого неуклонно возрастала.

Коляска императрицы Анны Иоанновны, Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца

Обороноспособность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Приблизительно с середины XVI века возрастает напряженность на прилегающих к святыне территориях. Немецкий Ливонский орден заявляет о своих претензиях на данные земли, активизируя подготовку к их завоеванию. Это вынуждает принимать решение по переустройству структуры монастыря, обращая особое внимание на обороноспособность. Таким образом, Псково-Печерский монастырь в середине 16-го столетия постепенно превращается в мощное крепостное сооружение, имеющее высокую стратегическую значимость.

В истории остался след, который оставили героические защитники обители во времена завоевательных войн со стороны войска польско-литовского. Сторожевые войска, находившиеся в этом форпосте, наносили урон неприятелю, пытавшемуся захватить осажденный Псков. Наивысшая опасность нависла над защитниками пустоши, когда многотысячное войско вражеское пыталось захватить поселение, защищенное лишь стенами и несколькими сотнями стрельцов.

Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца

От артобстрела была разбита крепостная стена, захватчики пошли на решительный штурм, а силы защитников были на исходе. И тогда монахи поднесли к проему главную святыню обители, — икону Успенья Божией Матери. Отчаянные молитвы монахов и героическая защита бойцов не позволили неприятелю ворваться на территорию, все его атаки были благополучно отбиты.

Чудесные события Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

История монастыря насыщена множеством различных событий, в которых раз за разом подтверждалась невероятная благодатная сила и роль святого места, на котором был размещен этот комплекс.

Сами не раз нападавшие враги народа русского заявляли, что крепость удерживает какая-то высшая сила. Они отмечали, что невозможно было войти на территорию и окончательно сломить сопротивление защитников даже через внушительные пробоины в стенах монастыря. И постепенно они начинали бояться продолжать нападение.

Дом наместника монастыря

Помогли иконы монастыря выстоять и защитникам осажденного неприятелем Пскова. Посланные в город иконы Божьей матери «Успенье» и «Умиление» подтвердили свою чудотворную силу. Защитники города отразили порядка 30 попыток захватить город и выстояли.

В первые годы XVII века на русскую землю вновь хлынули полчища поляков, литовцев и шведов. Пользуясь временными трудностями на Руси, они как стервятники набросились на ее владения, стремясь завоевать новые земли.

Важную роль в укреплении монастыря именно в военном плане сыграл царь Петр Великий. По его указу монастырь со всех сторон был обнесен высоким земляным валом и глубоким рвом, по дну которого пустили воды реки Каменца. Были сооружены защитные бастионы, установлены пушечные батареи. Теперь крепость-монастырь готова была противостоять самому злому, коварному и сильному врагу.

Петровская надвратная башня над Святыми вратами

Позже территория монастыря оказалась относительно в глубине земель российских, и жизнь в ней приняла более мирный уклад. Но уже во времена нашествия Наполеона чудодейственные иконы монастыря вновь помогли защитить российскую государственность, ее народ и земли.

Тяжелый ХХ век Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

На этот сложный период времени монастырь выпали две войны, через которые он героически прошел вместе с народом русским. После предательского мирного соглашения несколько лет территория монастыря находилась под эстонским управлением. Так вышло, что несколько лет монастырь находился в подчинении одновременно у двух епархий – таллиннской и прибалтийской.

Большой урон святыне был нанесен в годы Великой отечественной войны немецко-фашистскими оккупантами. Не только разрушения, которым подверглись здания и храмы комплекса, но и вывоз многих ценностей стали серьезным ударом для духовного братства.

Успенский пещерный храм

Дополнили картину бед, выпавших на долю монастыря, и гонения и притеснения на его обитателей сначала немцев, а затем, после освобождения, и Советской власти. Через многие беды, страдания и гонения пришлось пройти священнослужителям.

Вместе с тем, после окончания разрушительной войны много усилий было сосредоточено на том, чтобы восстановить святыню, придать ей первозданный вид, привести в порядок монастырское хозяйство. Главная роль в этом богоугодном деле выпала на долю архимандрита Пимена, бывшего в те года наместником обители. Кстати, в дальнейшем ему суждено было стать Патриархом Московским и всея Руси.

Красота и величие Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Весьма необычаен Псково-Печерский монастырь и в наши годы. Столетняя история развития, а также забота и внимание современников превратили эту обитель в настоящую святыню для русского человека. Великолепный архитектурный комплекс, красивые исторически воспроизведенные стены монастыря, общая длина которых более 800 метров, увенчаны 9 высокими и мощными башнями. А внутри расположилось множество храмов и других монастырских сооружений.

Звонница

В конце прошлого столетия внутренние помещения были тщательно отреставрированы. Чуть позже монастырю из эстонского города Тарту была возвращена его знаменитая библиотека.

В наше время монастырь продолжает трудиться в полном соответствии со сложившимися в нем вековыми традициями. Проходят богослужения, идут занятия в воскресной школе, развивается детский хор.

Невозможно переоценить важность этого святого места и самого монастырского комплекса для духовного воспитания всего православного народа. Такие святые места всегда будут почитать, беречь и украшать люди верующие, люди русские…

Рейтинг достопримечательности

Достопримечательности Псковской областиРегионы РоссииСтраны Европы

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в России на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Печоры. Свято-Успенский Псково-Пече́рский монастырь.: dmitry_v_ch_l

Продолжаю фото-отчет о посещении псковской земли, на этот раз — уникальный Свято-Успенский Псково-Пече́рский монастырь в г. Печоры.
Уникальность его во многом. Уникальна история его возникновения. Уникально то, что он никогда не прекращал свою монастырскую жизнь.
Да и вид его уникален — в этом вы убедитесь на нижеприведенных фото (все фото кликабельны до полного размера).

Монастырь представляет собой крепость, со всеми крепостными атрибутами: крепостные стены, башни;
1.

артезианский колодец (правда сфотографировал отдельно лишь второй — более современный).
2.

Но даже по крепостной стене можно догадаться чьим духом тут пахнет.
3.

Стены Печорской крепости идут по склону глубокого оврага, как бы огибая лощину, на дне которой протекает ручей Каменец. Общая длинна стен 726 метров, их толщина 2 метра. Сегодня крепостные сооружения состоят из 9 башен. Монастырь выдерживал осады отрядов армии Стефана Батория (в Ливонскую войну), польского гетмана Ходкевича, шведских королей Карла-Густава и Карла XII. Военная история обители, славная героизмом ее защитников, — стрельцов и монахов, окончилась с Северной войной, с перемещением западных рубежей России к Балтийскому морю.

И вот из-за серо-желтых стен крепости глаз выхватывает храмы, звонницу, жилые постройки монастыря, сияющие всеми красками, даже в столь пасмурную погоду.
4.

5.

4 октября 2012 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил освящение памятника игумену Псково-Печерского монастыря Корнилию Псково-Печерскому.
6.

Игумен Корнилий был настоятелем Псково-Печерского монастыря с 1530 по 1571 годы. Именно при нем обитель расцвела и окрепла и приняла вид, каким мы видим монастырь сейчас.

Корнилий управлял монастырём в течение сорока одного года. За эти годы обитель из деревянной стала превращаться в каменную. Вокруг нее выросла мощная крепостная стена с оборонительными башнями. А монастырская братия при Корнилии увеличилась с пятнадцати до двухсот человек.

Корнилий был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков. Подъехав к монастырю и увидев печорскую твердыню, разгневанный царь заподозрил, что здесь, на самом рубеже го­сударства, за крепостными стенами, может скрываться изме­на. Он выхватил саблю и отсек голову игумену Корнилию, встречавшему царя хлебом-солью у раскрытых ворот обители.

7. Никольские ворота. Во времена описываемых событий — ворота в крепость.

На царя нахлынуло раскаяние, и он, взяв на руки бездыханное тело игумена, понес его к Успенскому собору. Из раны Корнилия стекала кровь и тонкой красной нитью оставалась на камнях дорожки — кровавый след… И до сих пор дорога от Никольских ворот до Успенского собора, которой шел Иван Гроз­ный с телом Корнилия на руках, называется «кровавым путем».

8.  Тот самый путь к Успенскому собору.

Вид «кровавого пути» от Успенского храма до Никольской башни.

9.

По этой единственной дороге, ведущей к сердцу монастыря спускаемся к, я бы назвал — соборной площади.

10.

Здесь, перед ступенями, ведущими к желтому зданию Успенского пещерного храма, расположен древний колодец — источник «живой воды». Над ним возведена часовня, на фасаде которой в специальных нишах расположены иконы. Колодец играл огромную роль для всего монастыря во время многочисленных осад, снабжая защитников крепости водой.

11.

Здание за колодцем с красными стенами и белыми наличниками окон и поясков — ризница.
Один этаж ризницы служил только для хранения облачений церковной утвари. За долгие годы здесь скопилось множество настоящих произведений прикладного искусства: золотые и серебряные кресты, украшенные драгоценными камнями сосуды, евангелия, кадила, ризы, вышитые золотом плащаницы. Многие предметы подарены Иваном Грозным, Борисом Годуновым, Петром I.
В годы Великой Отечественной войны фашисты разграбили и ризницу, и книгохранилище монастыря.

Особая духовная связь существует между Пскове-Печерской обителью и Киево-Печерским монастырем, который «стал образцом для всех других монастырей и оказал огромное влияние на всю русскую религиозность». Видимым подтверждением этого глубокого духовного родства стали купола Успенского храма, устроенные по типу глав Киево-Печерской лавры.

Белая церковь — Сретенский храм. Красная — Благовещенский храм.
12.

К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.

Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).

Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.

14.

Между Успенским собором и звонницей расположен вход в Богом зданные пещеры, которые стали подземным некрополем, усыпальницей. В них хоронили монахов, праведников и церковных иерархов.  Кор­нилий ввел и новую традицию — погребение в монастырских пещерах людей мирских, известных своими богоугодными дея­ниями и добрым служением государству. В результате в пеще­рах нашли последний приют участники героических событий, например, воины, павшие в ходе Ливонской войны. Здесь по­коятся представители знаменитых русских фамилий — Пушки­ных, Мусоргских, Татищевых, Суворовых, Бутурлиных, Назимо­вых, Плещеевых, Кропоткиных.

Все три больших колокола монастырской звонницы подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI-XVII вв. сохранился сейчас только в Печерском монастыре.

15.

Собор Михаила Архангела выделяется из всех храмов обители, отличаясь не только архитектурным стилем, но и духом, смыслом, заложенным в нем. Он воин, храм-памятник, поставленный в честь героев Отечественной войны 1812 года.

Вид на собор от центральной площади монастыря.
16.

По окончании Великой Северной войны вся территория Прибалтики была возвращена России, ликвидирована опасность набегов со стороны шведов Ништадтским миром в 1721 году, граница отодвинулась далеко от монастыря, Псково-Печерский монастырь стал вполне безопасен со стороны внешней и мог свободно преуспевать в благочестии христианском.

Но в 1812 году России предстояла трудная борьба с новым завоевателем, который, легко покорив Европу, не сомневался покорить и Россию. Опасность угрожала прежде всего западным областям России. Уже Полоцк был взят и занят неприятелем. Та же участь готовилась и Пскову.

В эту трудную годину псковитяне, по обычаю предков, с живой верой и теплой молитвой обратились за помощью в обитель Печерскую, к той чудотворной святыне, силою которой они прежде были избавлены от врагов отечества.

6 октября 1812 года, во второй раз, подняли из монастыря и принесли во Псков чудотворный образ Успения Божией Матери,— тот самый образ, который в первый раз принесен был во Псков в 1581 году, во время осады этого города Баторием, и с тех пор 231 год оставался постоянно в монастыре. 7 октября с этим образом совершен был вокруг города крестный ход, и в этот самый день Полоцк был взят русскими под предводительством Генерала-фельдмаршала, Графа Петра Христиановича Витгенштейна. Этим Псков был избавлен от опасности.

Желая почтить, прославить и увековечить имя того, которого Господь избрал орудием избавления западных пределов наших от страшного врага, иноки Псково-Печерского монастыря приняли намерение соорудить в своей обители новый храм и поставить в нем обелиск в честь и память сего героя.

И теперь, когда входишь в современные ворота монастыря, через Петровскую башню, взляду открывается величественное здание Михайловского собора.
17.

Острожная башня крепости.
18.

Отправная точка, с которой обычно начинается пешее знакомство с крепостью и монастырем  — Петровская башня или Святые врата.
19.

Пешком здесь вступают на территорию монастыря, а фото-экскурсию мы у входа в монастырь-крепость и закончим.
20.

dmitry-v-ch-l.livejournal.com

Псково-печерский монастырь: foto_programmer

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нем пещерами (по-древнерусски — печорами), называемыми Богом зданными (т. е. созданными) пещерами.

По дороге к монастырю мы прошли мимо деревянного храма святой великомученицы Варвары, построена в 1779 году. Варваринская церковь уникальна тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности сету («полуверцев»), финно-угорского народа, исповедующего православие.

За Варваринской  — каменная церковь Сорока мучеников Севастийских.

01. Панорама Соборной площади

Здесь же, у этой церкви, расположен памятник Корнилию Псково-Печерскому.

Корнилий Псково-Печерский (Корнилий Псковский; 1501, Псков — 1570) — игумен Псково-Печерского монастыря (1529—1570). Канонизирован православной церковью в лике преподобномучеников.

Православная церковь, причислившая Корнилия к лику преподобномучеников, и некоторые ученые считают, что он был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков. Согласно третьей Псковской летописи Корнилий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе. После этого, встречая царя уже в своём монастыре, он был убит (Иван Грозный заподозрил его в измене).
02

03. Петровская башня. Это вход в монастырь.

Последняя по времени строительства монастырская башня — надвратная Петровская (1699 г.), создавалась как новый главный вход в монастырь. Название свое она получила в честь Петра I. Башня изящная, с крытой галереей в верхней части и с многоярусным завершием в стиле барокко. В башне устроена церковь Корнилия.
04

05

06

07. Проходим через Святые врата под Петровской башней и попадаем на внутренний двор.

08

09. Здесь церковь Николы Вратаря (1565 г.). Церковь примыкает к Никольской башне.
При Никольском храме устроена в одно время с ней каменная небольшая колокольня, бывшая звонницей; к трем каменным столбам в одну линию.

Справа вход в Никольскую церковь, слева — проход в монастырь.

10. На каждом храме в монастыре укреплены таблички, где указано название и год постройки.

11. Входим в часовню на первом этаже. Через неё пролегает путь в нижнюю, главную часть монастыря.

12. Дорога носит название «Кровавый путь». По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей. Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след… Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью. Вдоль дороги сейчас растут рябины, ярко-красные ягоды которых напоминают капли крови.

13. Спускаемся по широкой дороге всё ниже и ниже.

14. И перед нами постепенно разворачивается сказочная, сказочная по красоте картина.

Успенский Пещерный храм — главный и древнейший соборный храм монастыря. Это так называемый пещерный храм. Мы видим только фасад, сам храм скрыт, он простирается далеко в горе. На крыше храма — пять ярко нарядных куполов. Это визитная карточка обители, таких индивидуальных куполов больше нигде не встретишь, хотя говорят, что они похожи на киевские.

Между Успенскою церковью и колокольней, — которая, надо сказать, в Печерах необычна: звонят в колокола, стоя на земле, опираясь ногой в специальную педаль, от которой тянутся веревки к колоколам — находится вход в пещеры. Вход имеет вид комнаты, в которой, почивают мощи первооснователей монастыря. От входа тремя лучами расходятся «улицы мертвых». Вот уже на протяжении четырех столетий в пещерах погребают, потрудившихся в обители монахов и его благодетелей. Первая улица полукругом вправо от входа до конца простирается на 55 метров, а остальные шесть имеют длину от 40 до 8 метров. Ширина каждой улицы от 1 до 4,5 метров.

В глубоких пещерах штабелями сложенные древние гробы. Замечательно, что здесь никогда не бывает тяжелого запаха, несмотря на то, что некоторые гробы в стенах пещер едва прикрыты. Я нашел в сети разные оценки количества захоронений: от десяти до двацати тысяч.

Новые захоронения отмечены табличками на стенах, останки подвижников покоятся внутри стен. Среди них славные старцы Псково-Печерской обители, подвизавшиеся здесь в ХХ столетии. Сколько людского горя приняли на себя старцы, сколько добрых советов получили от них люди и ушли утешенными и понесли вековечную мудрость, сохраненную в веках, в народную толщу — из уст в уста, от отцов к детям и внукам.

И сейчас в Псково-Печерской обители подвизаются богоносные старцы, известные на всю страну — архимандрит Иоанн и архимандрит Адриан.

15.

16. Если оглянуться назад, наверх, то увидим церковь Николы Вратаря не вершине

17. Коляска императрицы Анны Иоанновны (1732 г).

18. Лестница к Михайловскому собору. Там мы тоже побываем в конце нашего путешествия. Лестницу освещают очень красивые фонари.

19. Купол Михайловского собора. Он наверху, на вершине, потом и туда поднимемся, но сначала осмотрим монастырь внизу. Здесь есть чем полюбоваться.

20. Еще одни купол, но это мы уже спустились вниз к храмам монастыря на Успенскую площадь.

Мостик над ручьем Каменец ведет к дому настоятеля.

21

Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни — другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия “корнильевским”. Из него берут воду для водосвятных молебнов.
22

23

Первые сведения о святом колодце появились в описании монастыря в начале XVII века, в котором сообщалось, что в обители издавна существует святой колодец, обустроенный и покрытый в виде часовни.

Вода же в этом колодце «Благодатию Пречистой Богородицы и молитвами преподобных отцов начальников – Марка, Ионы и Корнилия – идет из земли свята; и берут её на всю монастырскую потребу».

На этом колодце неоднократно в году совершается тожественно освящение воды. Вода эта употребляется многими как благодатное врачевание от глазной и других болезней.

Благодатная помощь от святой воды, по вере употребляющих её, не оскудевает и в наши дни.


(Составлено по описания монастыря 1602 – 1603 гг. и в 1893 г.)

24


25

26. Братский корпус построенный в стиле классицизма с колоннами — утопает в зелени и цветах.

Дом настоятеля Псково-Печерского монастыря — окрашен в зеленый цвет. Мостик над ручьем Каменец к дому настоятеля, построен по проекту Алипия. 1883 г.

27

Здесь же взору посетителям монастыря предстает Большая звонница, насчитывающая семь пролетов (6+1)…

Помимо того, что сама звонница достаточно уникальна (такие сооружения можно пересчитать по пальцам), но и каждый из ее колоколов имеет свою судьбу и продолжительную историю, обладая при этом неповторимым звоном…

28

На стене звонницы нарисован ангел с протянутой вверх рукой. На что он указывает рукой? Правильно, на часы. А в другой руке он держит свиток, где написано.

Взирай с прилежанием, человече,

Како век твой проходит

И смерть недалече.

Готовся на всяк час,

рыдай со слезами, яко

смерть тя похитит с твоими делами.

Ангел твой хранитель

тебе извествует, краткость

жизни твоей показует.

Придите люди в Вере просвященные

Грядите во святый Храм,

кроткую смиренную молитву

прилежно к Богу воссылайте.

(из жития Св.Димитрия Ростовского)

29

Первые башенные часы рядом со звонницей были установлены еще в XVI веке. В настоящее время работает часовой механизм производства XVII века. В прошлом веке они дважды ремонтировались реставратором Ю. Завариным. После второй реставрации был восстановлен секундный круг со стрелкой, имеющей 80 делений, что свойственно некоторым часам XVII века.

Старцы очень бережно и благоговейно относились ко времени и монастырским часам. Схиархимандрит Александр (Васильев) был Благочинным монастыря более двадцати лет. Он говорил ответственному за часы монаху Варлааму (Смирнову):

— Заводи часы ежедневно, следи за точностью хода, потому что вся жизнь монастыря распределена по часам. Старец Симеон (Желнин), ныне преподобный Псково-Печерский, незадолго перед своей кончиной обратился к келейным часам: — Благодарю вас, часики, за то, что я никогда не опаздывал к церковному Богослужению… Жизнь в распорядке дня по Монастырскому Уставу — самое плодотворное использование времени для насельников обители…

Башенные часы напоминают всем слова апостола, что нужно жить «…дорожа временем, потому что дни лукавы»

30

31

32

33

34

Один храм переходит в другой, они расположены рядом. Успенский собор, затем звонница, а она в свою очередь переходит в ризницу (красного цвета на переднем плане), а за ней белый — Сретенский храм. Слева к нему примыкает церковь во имя Благовещения Богоматери (Благовещенский храм), которая была построена при участии уже известного нам Корнилия.

Согласно летописным источникам, строителем Ризницы был игумен Корнилий, который являлся бывшим настоятелем Псково-Печерского монастыря, работающего там с 1539 по 1570 годы, в период особо значимой деятельности которого при монастыре проходило бурное развитие церковного строительства.
35.

36

37

В Ризнице находится на хранении большое множество предметов, относящихся к церковной утвари, причем многие из них стали интересными образцами прикладного русского искусства 16-19 столетий. К отдельным произведениям прикладного искусства относятся вклады, которые тесно связаны с именами знаменитых исторических личностей, например, Борис Годунов, Иван Грозный, царь Федор Иоаннович, Анна Иоанновна, Петр Первый и многие другие. Именно в этом месте хранились серебряные и золотые кресты, богато украшенные самоцветами и крупным дорогим жемчугом, Евангелия, оформленные в драгоценных окладах, серебряные и золотые сосуды, митры, чеканной работы кадила, парчовые ризы и другие интересные вещи, которые отличались высоким классом художественной работы. Все эти ценные предметы были вывезены немецкими захватчиками во времена Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, после чего возвращены при помощи правительства ФРГ в город Печоры в 1973 году.

38

Две белки на поляне играют в догонялки.
39

40

Неподалеку от главного Успенского храма, ближе к восточной части, расположена церковь, освященная во имя Благовещения Богоматери. Церковь была устроена преподобным Корнилием на том месте, где ранее стоял храм во имя Сорока мучеников Севастийских, который вскоре был разобран и перенесен за монастырский забор. Освящение храма состоялось 15 октября 1541 года.
41

42

От Ризницы взят образец наличников окон северного фасада храма – они побелены белым цветом и таким же цветом оставлена горизонтальная тяга между первым этажом и цоколем.
43

У Лазаревскаого храма.
44

Ворота и фреска на стене Лазаревского храма.
45

46

47

48

49

50

51

52. Сад перед домом настоятеля огорожен ярко-красной кирпичной оградой с воротами.

Часовня с артезианским колодцем. Это часовня над Живоносным источником, о ней я упоминал выше, когда рассказывал о корнильевском колодце, который расположен поблизости. 1880-е г.
Ротонда — многоугольная одноярусная центрическая построена в стиле эклектики. В нишах на фасаде помещены иконы.
53

54

55

56

57

58. Окна братского корпуса.

59

60. Мы поднялись наверх. Вид на Михайловский храм.

От нижней части монастыря наверх ведет крутая лестница, поднявшись по ней, мы попадаем на площадку пред самым большим собором Псково-Печерского монастыря — во имя Архангела Михаила. Храм был построен в ХIХ веке в память о воинах, защищавших Псковский край и святую обитель от врагов во время Отечественной войны 1812 года.
61.

62. В сквере за Михайловским собором.

63. Вид на Михайловский собор.

Еще раз парадная лестница, которая связывает верхнюю и нижнюю площадки монастырского комплекса. На этот раз мы смотрим на нее сверху.
64

65. На верхней площадке у крепостной стены. Часовня в честь иконы Божией Матери «Умиление Псково-Печерское».

66.Особенностью Михайловского собора является наличие выхода на наружную сторону крепости, он словно соединяет город с монастырем.

67. Стены и башни монастыря.

68. Здесь проходил крепостной ров. На старых фотографиях видно, что он заполнен водой.

69

В отличие от многих других русских монастырей Псково-Печерский частично расположен внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решёток, под которой протекает Каменецкий ручей, перегороженный решётками (отсюда и название).
70

71. Купол сторожевой башни со шпилем. При большом увеличении можно разглядеть, что на проволочках — железные птицы.

72. Ветер поднимает опавшую листву в аллее. Сильный ветер поднялся, сейчас дождь начнется.

73. Иконы на стене портика Михайловского собора.

74

75

76. Обратно мы возвращаемся той же дорогой. Икона над входом в храм Сорока мучеников Севастийских. В Москве тоже есть храм, освященный во имя Сорока мучеников Севастийских. Когда пойду в Новоспасский монастырь, я вам этот храм покажу.

77. Колокол храма Сорока мучеников Севастийских.

78. Дорога к монастырю

foto-programmer.livejournal.com

Псково-Печерский монастырь — обитель с многовековой историей

Псково-Печерский монастырь (официальный сайт) был основан в середине XV века на территории сегодняшнего города Печоры Псковской области. Является действующим российским мужским монастырем. Примечательным является и то, что обитель ни разу не была закрыта. Фото и описание лавры в данной статье.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

История от начала основания

Точной даты поселения на этом месте иноков нет – известен только год освящения первого храма, но ученые предполагают, что первые иноки могли обосноваться в пещерах задолго до этого года. Считается, что пещеры «открыли» местные жители в 1392 году: так было записано в летописи обители.

Важно знать: исследователи полагают, что летопись могла быть изменена в ХХ веке. Например, в указанный год умер Сергий Радонежский – выбрав это время, создатели могли подчеркнуть, что монастырь является преемником святости.

Первыми поселенцами пещер стали бежавшие с юга монахи, спасающиеся от крымских татар. В 70-х годах XV века сюда перебрался священник Иоанн с женой: он выкопал отдельную пещеру, в которой через 3 года освятили первый храм. На земли постепенно приходили новые монахи, и владелец отдал территорию новой обители.

Эпоха Ливонской и Северной войн

Монастырь расположился в 20 км от ливонской крепости Нейгаузен, что стало причиной частых набегов ливонцев. Это стало причиной укрепления монастыря: в начале XVI века он получил деревянные стены, а во второй половине столетия — каменные. Начался расцвет: были построены несколько сохранившихся до наших дней храмов.

Интересный факт: игумена Корнилия убил Иван Грозный, который, раскаявшись, пронес мертвого от монастырских ворот до храма Успения. Эта дорога от Никольского собора до Успенского называется «Кровавым путем».

Расцвет продолжался 1,5 столетия, вплоть до подписания мира со Швецией – ей отошла власть над территориями Ливонии. За этот срок крепость осаждали польский король Стефан Батория, шведские короли Густав II Адольф и Карл XII.

Судьба во время революции и Великой Отечественной войны

Обители крупно повезло еще раз в начале ХХ века: после революции она была отдана Эстонии, что спасло ее от разрушения советской властью.

Во время ВОВ обитель пострадала от артобстрелов – были разрушены Братский корпус и Трапезная.

Обратите внимание: по некоторым сведениям известно, что люди, которых искали захватчики, прятались под куполами соборов.

Стремясь защитить себя и обитель, монахи сохраняли внешнюю лояльность к врагам, получив возможность проводить православную миссию на оккупированных землях. Однако это не спасло ее от разорения: более 550 ценных предметов были вывезены.

Послевоенный период

В январе 1945 года Печорский район «вышел» из состава Эстонии, соединившись с Псковской областью. Монастырь не закрыли, и он продолжал работать наравне с Троице-Сергиевой лаврой: таким образом советская власть демонстрировала «свободу совести».

За оставшееся до 90-х годов время обитель сменила нескольких руководителей. Один из них, иеросхимонах Сампсон, был выгнан из-за конфликта с советской властью и после короткого заключения подстрижен в великую схиму.

Это важно: Алипий же начал ремонт зданий. Продолжил реставрацию следовавший за ним митрополит Иоанн.

Его преемник, игумен Алипий, руководил обителью при правлении Хрущева. Благодаря его стараниям церкви не были закрыты, а после, при помощи ФРГ, удалось вернуть практически все вывезенные нацистами сокровища.

Современное состояние

90-е начались для монастыря с неприятного события: архимандрит Роман вынужден был уйти с поста. Причиной стало обвинение СМИ в захоронении в святых пещерах, где ранее были только тела монахов и святых, Гавриленко Николая, руководившего Великолукской организованной преступной группировкой.

Возьмите на заметку: в 80-х годах ХХ века епископом Тихоном был создан документальный фильм об обители, в 2011 вышла книга его же авторства.

Сегодня Псково-Печерский монастырь – действующий монастырь, открытый для паломников и туристов.

Архитектура и ансамбль монастыря

Богом зданные пещеры Псково-Печерского монастыря

Это комплекс пещер, состоящий из ближних и дальних. Первые монахи поселились именно тут, в пещерах, на берегу реки Каменец. Считается, что они имеют природное происхождение. Там же хоронили монахов и святых.

Это интересно: название «Богом зданные» означает «Богом созданные».

Богом зданные пещеры представляют собой комплекс из:

  1. Ближних: имеют протяженность 150 метров и выполнены в форме «П». Здесь находятся мощи святых Марка, Ионы, Вассы и Лазаря;
  2. Дальних: их протяженность 200 метров. Там похоронены иноки и простые жители, которые помогли монастырю: дворяне, приближенные государя, паломники и другие. Всего тут расположено могил более 10 тысяч человек, среди которых есть родственники Кутузова, Плещеева, Пушкина.

Никольский храм

Второе название – церковь Николы Вратаря или Ратного. Она была построена во второй половине XVI века и освящена в честь Николая Чудотворца. Некоторые исследователи полагают, что первое время это была надвратная церковь, служившая проходом внутрь. В этом случае нынешнее здание было возведено позднее. Сегодня храм имеет общую кровлю с Никольской башней.

Имейте в виду: название «Вратарь» пошло от слова «врата».

Здание выполнено из белого камня, имеет один золоченый купол. Практически ничем не украшено, исключением являются иконы над входами и небольшая звонница.

Лазаревский храм

Второе название – церковь Воскрешения Лазаря или праведного Лазаря. Первое время при ней находилась больница, но в середине XIX века здание больницы отдали под дом настоятеля, когда здание прошлого дома сгорело. После строительства нового дома настоятеля в здании при храме находился свечной завод (его трубы все еще сохранились), а после – больница.

Интересный факт: сегодня в церкви Лазаря круглосуточно читается Неусыпаемый Псалтырь.

Здание выглядит скромно: это простой дом, окрашенный в персиковый цвет. Церковь можно признать только по иконе между окнами.

Святые врата

Это главные врата в обители, через них заходят посетители. Над вратами расположена Петровская башня.

Это интересно: в начале ХХ века башня обзавелась новыми часами.

Святые врата представляют собой желто-белую башню с квадратом в основании. Поверху ее опоясывает смотровая площадка, сама она увенчана небольшим золотым куполом. Над обоими проходами размещены иконы.

Святая гора

Сегодня тут раскинулся сад из плодовых деревьев, прогулки по которому рекомендованы для размышлений и успокоения души. Когда-то на горе возвышалась деревянная церквушка в честь Антония и Феодосия из Киево-Печерской лавры.

После на ее место «пришел» южный придел Успенского храма. Однако при реставрации обители во второй половине ХХ века часовня в их честь была возвращена на место, через некоторое время ее заменили на полноценный деревянный собор. Сегодня это храм в честь Псково-Печерских преподобных.

На Святую гору можно подняться по лестнице. С ее вершины открывается вид на весь монастырь и святые строения.

Благовещенский храм

Второе название – церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Расположена неподалеку от Успенского храма, Сретенской церкви и братского корпуса. Была построена в середине XVI века и первое время была трапезной. При перестройке здания во второй половине XIX века в его подвале был найден крест и памятная надпись о получении благословения на самую первую церквушку.

Собор был построен на месте деревянной церкви Сорока мучеников. Само строение выполнено из красного кирпича, украшения белоснежные. Церковь имеет один купол (синий со звездами) и, несмотря на скромный вид, ярко выделяется на фоне остальных строений.

Успенская пещерная церковь и Покровский храм

Успенская церковь стала первым святым сооружением обители: она располагалась в выкопанной первым руководителем пещере. Имеет только переднюю стену, все остальное пространство уходит в пещеру. В середине XVIII века над церковью был построен Покровский храм – таким образом две церкви оказались совмещены в одно строение. Особенно примечательно здание своими барабанами: на каждом изображена икона.

Успенская церковь является самым древним собором обители. Тут размещены мощи преподобного Корнилия и несколько чудотворных икон: «Успение Богоматери», Богоматерь «Умиление» и икона святого Николая.

Михайловский собор

Освящен в первой половине XIX века в честь архангела Михаила после победы над Наполеоном, а конкретно, в честь освобождения от захватчика Пскова. Архитектором стал итальянец Руска.

Собор считается самым большим строением крепости. Храм выполнен в стиле классицизм из белого камня. Увенчал золоченым куполом, украшен колоннами и изображениями святых. Также снаружи закреплены таблички с фамилиями командиров, способствовавших освобождению Пскова.

Большая звонница

Представляет собой белоснежное прямоугольное здание рядом с Успенским храмом, на верхних ярусах которого протянулся ряд арок с колоколами внутри. Каменное строение было построено в начале XVI века на месте деревянного «предшественника».

Сегодня на нем размещен набор из 17 колоколов – они были отлиты в период XVI-XIX веках, однако на 8 колоколах дата не указана. Набор является одним из лучших во всей Псковской области. У колоколов нет имен — только у отдельных групп. Звонница является одной из крупнейших в России.

Ризница

Второе ее название – Большая казна или церковная сокровищница. Определить точную дату ее постройки практически невозможно: первое время она размещалась в Благовещенской трапезной церкви, затем было построено отдельное здание. Ученые датируют строительство XVI-XVIII столетиями, большинство склоняется к концу XVII века.

В конце XVII века какая-то ризница горела, но была ли это современная, неизвестно. Ризница расположена возле Сретенского храма. Сегодня в ней размещены склад, библиотека и склад священных предметов: крестов, окладов, облачение, утвари и подарков царской семьи.

Сретенская церковь

Была построена во второй половине XIX века на месте монастырской трапезной первой половины XVI века и примыкает с запада к ризнице. Построена в псевдорусском стиле, имеет 3 купола, в подвале расположились читальный зал и овощехранилище.

Важно знать: предполагается, что перестройка не затронула основные стены, то есть под украшениями сохранились древние стены.

В ней находится икона Богородицы «Троеручица» и «Взыскание погибших», в XXI веке там установили мощи преподобного Симеона.

Стены и башни

Оборонительную стену построили вокруг территории в середине XVI века, когда началась Ливонская война. Сегодня сохранилось 9 башен, практически все из них находятся на берегу оврага, но две, Верхних и Нижних решеток – на его дне.

Башня Верхних решеток воздвигнута на ручье – он протекает внутрь крепости. В ней располагались 6 боевых ярусов, площадка для дозора и караульная. Это самая высокая башня: ее размер – 25 метров.

Башня Нижних решеток имеет 4 яруса, по 7 бойниц на каждом. Это позволяло осматривать все окрестности, с третьего яруса можно было выйти на крепостную стену.

Святые источники

В Псково-Печерском монастыре всего 2 святых источника:
  1. Преподобного Корнилия, убитого Иваном Грозным. Находится возле Ризницы;
  2. Иконы Богоматери Живоносный источник: это артезианский ручей. Находится напротив Благовещенского храма, внутри небольшой часовни.

Чудотворные иконы

Многие святыни обители были вывезены в годы ВОВ оккупантами, но, благодаря стараниям игумена Алипия, практически все были возвращены.

Интересный факт: из 566 предметов вернули 504, остальные пропали без вести.

Главными иконами монастыря являются:
  1. «Успение Богоматери»: она были написана в 20-х годах XVI века и тут же стала известна чудесами и исцелениями. Особую славу иконе принес 1581 год, когда польский король Стефан Батория начал осаду обители. Осада, длившаяся больше полугода, окончилась отступлением неприятеля. В благодарность за спасение Иван Грозный приказал сделать для иконы серебряный киот и обложить ее золотом. Сегодня икона находится в Успенском пещерном храме.
  2. «Богоматерь Умиление»: ее принес игумен Корнилий, сам образ списан с Владимирской Богоматери. Наравне с первой иконой, образ помог при осаде поляка Стефана, за что был удостоен дорогих даров от царя Федора Ивановича. Сегодня две копии (XVI и XIX веков) хранятся в Успенской церкви.
  3. «Николай Чудотворец»: копия иконы Николая Великорецкого, написанная святым Корнилием в Москве (XVI век). Хранится в том же соборе.

Информация для паломников и туристов

Как доехать (из Пскова, Москвы и СПБ)

Полный адрес обители: Псковская область, г. Печоры, улица Международная, дом 5. Доехать до нее можно:

  1. Из Пскова – на рейсовом автобусе. Он следует от автовокзала, время в пути – 1-1,5 часа;
  2. Из Москвы до Пскова – на поезде (отправление с Ленинградского вокзала) или на автобусе от автостанции «Тушинская»;
  3. Из Санкт-Петербурга до Пскова – на электричке с Балтийского вокзала или на автобусе от парка Инн «Пулковская».

От автовокзала Печор дойти до обители можно пешком за несколько минут.

Где остановиться

Остановиться можно в гостиницах самого города. Ближайшие к обители – «Гостевой дом «Путь пилигрима» (улица Международная, дом 10, телефон +7-911-370-5900) и турбаза «Печоры – Дом» (улица Мира, дом 7, телефон +7-931-902-2067).

Также можно остановиться в паломническом центре.

Паломническая служба монастыря

Найти информацию о паломнической службе можно по ссылке.

Сама служба находится неподалеку от монастыря по адресу: улица Международная, дом 5: телефон (81148) 2-24-28, +7-911-890-2163.

Адрес паломнического центра, где могут разместиться приезжие: улица Юрьевская, 82-а. Добраться до обители можно на монастырском микроавтобусе – расписание движения прописано по выше указанной ссылке.

Заказ экскурсионного сопровождения

Осуществляется следующими способами:

  1. По телефону: (81148) 2-27-43; +7-911-360-1177. Звонить с 9:00 до 17:00, перерыв с 13:00 до 14:00;
  2. По электронной почте (необходимо направить прошение на посещение святого места): [email protected].

Узнать более подробную информацию и скачать образец прошения можно по ссылке.

Контакты

На официальном сайте монастыря можно узнать всю необходимую информацию: краткую историю обители, время посещения, реквизиты для пожертвований, правила посещения и т. д.

Официальная группа:

  1. «ВКонтакте» — https://vk.com/pechory;
  2. «Фейсбуке» — https://www.facebook.com/groups/pechory/;
  3. «Одноклассниках» — https://ok.ru/ppmonastery;

Расписание богослужений можно увидеть по ссылке.

Псково-Печерский монастырь для многих является обязательным к посещению местом. Его необычная история и сохранившиеся соборы нравятся не только религиозным паломникам, но и простым гражданам.

Интересную информацию о монастыре вы можете посмотреть в следующем видео:

Фотогалерея

Другие статьи о святых местах

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

101mesto.com

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь в Печорах – один из крупнейших в России, расположен в овраге у ручья Каменец. Ему более пятисот лет, в течение которых обитель ни разу не закрывалась.

Содержание статьи:

Из истории Печерского монастыря Псковской области

Когда-то в пещерах по берегам ручья Каменец жили монахи-отшельники, которые бежали на север от нашествия татаро-монголов. Упоминание об этих местах относится к 1392г. и называют Богом зданными пещерами. В 1473г. была освещена монастырская пещера-храм. В 1558г. вокруг монастыря были построены крепостные стены с 10 башнями (сохранилось 9).

Легенда монастыря

Приезжал в Псково-Печерский монастырь помолиться Иван Грозный. Игумен Корнилий, возглавляющий мужской монастырь в то время, решил воспользоваться моментом и попросил разрешения у государя на возведение крепостной стены в Печорах вокруг монастырских построек. Со всей щедрой царской душенькой, Иван Грозный дал добро, только крепость должна была быть не больше шкуры быка. Корнилий смекнул, разрезал бычью шкуру на полоски, растянул их по периметру монастыря и по ним построил крепостные стены (а не сам ли царь использовал этот же прием в отношениях со шведским королем? ? ). Спустя семь лет государь-батюшка вновь посетил Печоры. Увидев большую крепость, Иван Грозный так разгневался, что отрубил мечом голову Корнилию, который гостеприимно встречал царя у ворот с хлебом и солью. И покатилась голова игумена по склону вниз. Тут же содрогнулся государь, осознал, что сделал, поймал тело Корнилия и понес к Успенской церкви Псково-Печерского мужского монастыря. Этот спуск теперь называют Кровавый путь, или Корнилиевская дорожка.

Комплекс Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря

Схема с оф.сайта монастыря www.pskovo-pechersky-monastery.ru

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь включает:

  1. Успенский пещерный храм
  2. Звонница
  3. Сретенский храм
  4. Покровский храм
  5. Михайловский собор
  6. Братский корпус
  7. Богом зданные пещеры
  8. Лазаревский храм
  9. Никольский храм
  10. Святые врата
  11. Благовещенский храм
  12. Святая гора
  13. Крепостные стены с девятью башнями:  Петровская, Никольская, Башня «Нижних решеток», Благовещенская, Изборская, Тарарыгина, Башня «Верхних решеток», Тайловская, Тюремная. Когда-то была еще Брусовая.

Также имеются Живоносный и Святой источники. В пещерах размещен монастырский некрополь.

Наша фото прогулка по комплексу Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря

Вход в монастырский комплекс Свято-Успенского Псково-Печорского монастыря осуществляется через Святые врата под Петровской башней. Справа – тюремная башня, слева — Никольская:

Сразу же видим Никольский храм, примыкающий к одноименной башне:

Именно здесь, под сводом Никольского храма, произошло убийство игумена Корнилия Иваном Грозным:

А вот и Кровавый путь (Корнилиева дорожка):

Братский корпус Псково-Печерского монастыря:

Живоносный источник:

Лестница к Михайловскому собору:

Михайловский храм Псково-Печерского монастыря с Успенской площади:

Святой источник и Успенский пещерный храм (был закрыт на генеральную уборку – мы туда не попали, как и в Богом зданные пещеры):

Сретенский и Благовещенский храмы Свято-Успенского монастыря:

Звонница:

А теперь рассмотрим крепостную стену и башни Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Петровская и тюремная башни:

Михайловский собор:

Тайловская (самая большая), Башня «Верхних решеток» (самая высокая – 25 м), Тарарыгина:

Изборская башня и верстовой столб:

Благовещенская башня:

Башня «Нижних решеток», за ней Святая гора:

Причудливые флюгеры:

В округе монастыря много попрошаек, так что будьте готовы – вас будут атаковать, например, вот эта алкодама (слева внизу) на фоне Варварьинской церкви перед входом в комплекс:

Рядом и памятник игумену Корнилию:

В Печорах еще есть лютеранская кирха Святого Петра:

Как добраться в Свято-Успенскийй Псково-Печерский монастырь

В мужской Печерский монастырь в городе Печоры можно добрать от г.Пскова: по трассе Е-77 (А-212) двигаться в направлении Эстонии 32 км, за Изборском по указателю повернуть на право и ехать еще 23 км до г.Печоры, где продолжать движение по главной улице до тех пор, пока не увидите золотые купола храмов.

Адрес: 181500 Псковская область, г. Печоры, ул. Международная д.5.

Координаты GPS: 57.80988, 27.61456.

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь на карте Псковской области:

Посещение Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря можно совместить с посещением Изборской крепости и городом Островом.

Осматривали Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Марина и Константин Саморосенко


Полезные статьи:

✔ Мраморный каньон Рускеала в Карелии: где остановиться =>>

✔ Самостоятельное бронирование отелей в России и за рубежом  =>>

✔ Бронирование гостиницы без банковской карты =>>

✔ Как бюджетно путешествовать: сайты и промокоды =>>

✔ Аренда квартир и комнат по всему миру на сайте airbnb.ru =>>

frog-travelers.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *