Советы тренера

Где находится смольный монастырь – описание, история, фото, точный адрес

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. — Гид по путешествиям

Смольный собор в Санкт-Петербурге строился как центральное сооружение Смольного монастыря. Название «Смольный» связано с тем, что в начале XVIII в. на этом месте находился Смоляной двор, где варили смолу для нужд Адмиралтейской верфи. По приказу Елизаветы Петровны в 1748 г. архитектор Растрелли начал возводить там монастырь, который по историческому названию местности получил название Воскресенский Новодевичий Смольный. Легенда гласит, что в этот монастырь хотела в старости удалиться императрица Елизавета. Первые монахини были переведены сюда из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска.

Смольный собор история.

Здание Смольного собора расположено в центре монастырского двора, окруженного по периметру жилыми двухэтажными корпусами с легкими башенками домовых церквей по углам. Комплекс Смольного монастыря – настоящий шедевр русского барокко. Рассказывали, что знаменитый архитектор Кваренги, проходя мимо него, всякий раз снимал шляпу в знак почтения перед гением Растрелли.

Смольный собор.

Однако после смерти царственной заказчицы строительство замерло, не будучи доведено до конца. Монастырский комплекс был отдан новой императрицей Екатериной II под Институт благородных девиц – привилегированное закрытое учебное заведение, где воспитывались девочки 6–18 лет из дворянских семей. Лучшие из воспитанниц по окончании учебы определялись на придворную службу. Что же касается Смольного собора, то Растрелли успел только подвести его под крышу. Долгое время он стоял незаконченным, достроил его лишь в 1830-х гг. другой архитектор – Василий Стасов. После революции собор был закрыт. Сейчас отреставрированное здание используется как концертно-выставочный зал.

Площадь перед собором.

Площадь перед собором уже в советское время стала называться площадью Растрелли. Возникает законный вопрос: а что же произошло с женским монастырем? С кончиной последних монахинь монашеская жизнь в стенах Смольного монастыря угасла. Возобновление Воскресенского Новодевичьего монастыря произошло только в царствование Николая I и уже на новом месте – на нынешнем Московском проспекте.

Смольный собор в Санкт-Петербурге.

Въезжавшие в Петербург через Московскую заставу уже издалека видели высокую четырехъярусную колокольню с золоченым куполом, напоминавшую колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. За каменной оградой, отделенные от дороги зеленью деревьев, тянулись двухэтажные корпуса нового монастырского комплекса. В центре высился новый Воскресенский собор с массивной луковичной главой и четырьмя малыми главками.

Монастырь в советсское время.

В советское время монастырь был закрыт, собор разграблен, колокольня взорвана. Сильно пострадало монастырское кладбище, где похоронены многие знаменитые государственные и общественные деятели, поэты, композиторы, литераторы: Тютчев, Врубель, Направник, Некрасов, Майков, Боткин и другие. На этом кладбище есть известное надгробие с фигурой Христа, куда в страшное блокадное время приходили молиться ленинградцы. В сохранившихся зданиях без куполов и шатров после войны разместился Научно-исследовательский институт электромашиностроения. Сейчас монастырь восстанавливается, а его здания реставрируются. На главном корпусе были установлены купола на крышу храма, а с недавнего времени они уже блистают новой позолотой. Если вы хотите увидеть его, вам надо доехать на метро до станции «Московские Ворота» и пройти немного по противоположной стороне Московского проспекта в сторону уменьшения нумерации домов.

travellgide.ru

Смольный монастырь

Ансамбль Смольного собора считается одним из лучших в стиле русского барокко. 
Смольный монастырь располагается на берегу реки Невы, на том месте, где при Петре I находились смоляные дворы. Дворы поставляли смолу для строительства кораблей. Несмотря на то, что вскоре после основания Санкт-Петербурга смоляные работы на этом месте были прекращены, за участком надолго закрепилось название «Смольный двор». 
В XVIII веке на этих землях был построен небольшой Смольный дворец, в котором непродолжительное время жила дочь Петра Великого Елизавета. Согласно легендам, Елизавета Петровна, взошедшая на российский престол в 1741 году, намеревалась со временем удалиться от мира и постричься в монахини. Но удаляться от Санкт-Петербурга, любимого детища ее отца, ей совсем не хотелось. Неудивительно, что для монастыря она выбрала живописную территорию Смоляного двора, которая расположена в том месте, где Нева делает красивый изгиб. Строительство монастыря было поручено архитектору Растрелли. Начались работы в 1749 году. 

Центром монастырского комплекса, в архитектуре которого органично сочетаются формы древнерусского зодчества с элементами европейской архитектуры, стал великолепный бело-голубой Смольный собор. Смольный собор расположен в самом центре монастырского двора. Высокий собор (93, 7 метра) создает ощущение устремленности ввысь, динамики и пластичности. Пышный декор фасадов, обильное использование позолоты, нарядное сочетание голубых стен и белокаменной лепки придают собору особенную праздничность и торжественность. Вокруг собора расположены четыре церкви и выполненные в бело-голубой гамме корпуса. 
Растрелли умер 1771 году, он так и не дождался окончания строительных работ. К концу XVIII века строительство вообще приостановились. И только в 30-х годах XIX века архитектор В. Стасов возобновил работы по внутренней отделке храма. Огромный церковный зал был отделан под мрамор, сооружены три величественных иконостаса, перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя, а кафедру украсила тончайшая резьба. Среди сохранившихся сокровищ собора следует назвать иконы работы А. Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Стасов стал и автором великолепной ажурной ограды собора, которая по красоте вполне может соперничать с оградами Летнего сада и Казанского собора. 
К сожалению, первоначальный проект Растрелли не был воплощен в жизнь полностью. Архитектор мечтал возвести рядом с собором многоярусную колокольню, высота которой достигала бы 140 метров. Эта колокольня должна была стать самой высокой в России и превзойти даже знаменитую колокольню Ивана Великого в Москве. Последователи Растрелли строить колокольню не стали, посчитав, что она плохо впишется в городской пейзаж. 
Смольный собор побил все рекорды по срокам строительства — ни одно здание в Санкт-Петербурге не строилось так долго. Работы по возведению храма начались в 1748, а внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году. 
20 июля 1835 года Смольный собор был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова. 
Революция 1917 год стала трагической вехой в истории храма. Собору был нанесен непоправимый урон. На протяжении долгого времени Смольный собор являлся обычным складом. 
В настоящее время Смольный собор отреставрирован и удивляет своей красотой, его осмотр всегда включен в программу обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу. С 1990 года в храме функционировал концертно-выставочный комплекс, а 25 января 2016 года Смольный был передан Русской православной церкви.

np-travel.spb.ru

Смольный монастырь в городе Санкт-Петербург

Смольный монастырь (Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь) — женский монастырь, функционировавший в Санкт-Петербурге в 1744—1764 годах. В эти годы монастырь отстраивался под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда на покой. Она указала выстроить обитель на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила свои юные годы. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.

Архитектором монастырского собора стал Ф. Б. Растрелли. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно.

После смерти императрицы (1761) обитель перестала привлекать внимание царственных особ. В 1764 году Екатерина Вторая превратила монастырь в светский институт благородных девиц (открытие института состоялось 28 июня 1764 года). Собор бывшего монастыря был достроен архитектором В. П. Стасовым лишь в 1835 году.

В 1848 году указом Николая Первого учреждён новый женский монастырь с тем же названием — Воскресенский Новодевичий монастырь.

См. также

Воскресенский Новодевичий монастырь
  • Смольный институт
  • Смольный собор

ru.advisor.travel

Смольный: двор и монастырь, собор и институт

Ещё до основания города на месте Смольного собора находилось Спасское село, от которого шла дорога в сторону Новгорода, через лес и болото.
История этого места очень богатая, к тому же нельзя пройти мимо и собора, и первого в России женского учебного заведения.
А ещё ходит легенда, что от подвалов Смольного было проложено метро, для эвакуации высших чинов Ленинграда.

На картах 1705 года Спасское село не отмечено, но есть упоминание о «развалинах древних шведских укреплений».


Карты Санкт-Петербурга, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

При Петре Первом на месте Смольного собора располагались смоляные дворы, которые поставляли смолу для строительства кораблей. К 1725 году выстроен большой Смольный двор.


Кирсанов Н., Смольный двор

Рядом также при Петре I был построен дворец (назван Девичьим дворцом) для дочери Петра, Елизаветы. Когда Елизавета Петровна взошла на трон, то со временем, согласно легендам, хотела постричься в монахини. И для своего монастыря она выбрала место смоляного двора.


Вид Смольного монастыря со стороны Охты. Б. Патерсен. Ок. 1800

По ее указу, в 1749 году Франческо Бартоломео Растрелли начал разрабатывать проект Воскресенского Новодевичьего монастыря (Смольный монастырь) для 120 девиц из благородных семей. Для каждой из них требовались отдельные апартаменты с комнатой для прислуги, кухней и кладовой. Для себя же императрица повелела выстроить отдельный дом.


Ф. В. Перро. Вид Смольного монастыря, 1841 год

Центром монастыря стал Смольный собор. В 1757 г. началась Семилетняя война и строительство собора практически замирает.
Работы были возобновлены лишь в 1762 году. Далее, в 1764 и 1765 годах были освящены храм и церковь (на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, на третьем этаже северо-западной башни состоялось освящение церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы). Тогда же в монастырь были назначены игуменья и штат.


Смольный Воскресения Христова собор (Смольный собор), 1861 год

К концу XVIII в. число монахинь стало сокращаться, и с 1797 года их стали перераспределять по другим монастырям. В 1822 году монастырь прекратил свое существование. В 1845 году Николай I подписал указ о возобновлении монастыря.


Смольный собор, 1900 год

В течение многих десятилетий Смольный собор оставался неотделанным и не освящённым. Лишь в 1832 году по воле вдовствующей императрицы Марии Федоровны были продолжены работы по его достройке. В 1835 году Воскресенский собор был освящён митрополитом Серафимом.


Интерьер Смольного собора, 1900 год

Общее время строительства собора — 87 лет. Это самый большой срок строительства в Петербурге.


Воскресенский Смольный собор, 1910 год

В 1922 г. из собора были изъяты все ценности, в 1923 г. он был закрыт. Некоторое время в здании находился склады декораций. В 1967 г. началась реконструкция, после которой здесь разместили экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра». В 1990 г. в Смольном соборе открылся концертно-выставочный зал. 21 июня 2001 г. внезапно рухнул центральный крест храма. 12 апреля 2004 г. шестиметровый крест, весом 5,5 т вернулся на свое место.
В подвалах собора был открыт бункер, который во время ВОВ использовался А. А. Ждановым. Позднее бункер был оснащен противоатомной защитой.

Существует легенда, что Смольный собор никогда не был освящён, потому что в нем повесился один из рабочих. Однако это не так. В соборе проходили службы, которые просто не могли бы проводиться, будь собор не освящён. Экскурсоводы утверждают, что смерть рабочего была случайной — всё-таки стройка, знаете ли, штука опасная.

Перейдём от собора и религии — к институту и наукам.
Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение.


Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. 1901 год

Институт основан в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй в 1764 году и первоначально назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».


Смольный институт. Приём — экзамен на знание хороших манер. Выпускной альбом института 1889 года.

По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причем с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Сенату было повелено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям, провинциям и городам, «чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей своих в младенческих годах сему учрежденному воспитанию». Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре.


Урок игры на арфе. Выпускной альбом института, 1900 год

В 1765 году при институте, учрежденном первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян).


На катке, 1905 год

В 1806-1808 годах для института по проекту арх. Джакомо Кваренги было построено специальное здание.
В 1848 году в институте открылся двухгодичный педагогический класс для подготовки учительниц, а мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище (с 1891 — Александровский институт).


Смольный институт. Помывочная, 1914 год


Смольный институт. Учительская, 1914 год


Смольный институт. В столовой, 1913 год


Смольный институт. Дортуар, 1914 год


Смольный институт. Катание с горки, 1905 год


Смольный институт. Урок вышивки, 1914 год


Смольный институт. Урок гимнастики. Фото 1889 г.


Последний выпуск воспитанниц Смольного института. 1917 год.

В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск.


Красногвардейцы Путиловского завода у броневика “Лейтенант Шмидт”, захваченного у юнкеров в ночь на 23 октября, 1917 год

После этого в здании Смольного института расположился штаб по подготовке к восстанию большевиков, которым руководил Петроградский военно-революционный комитет.


Октябрь 1917 г. У ворот Смольного, 1917 год

Военно-революционный комитет, руководивший восстанием в дни Октябрьской революции, занимал помещения в 3 этаже. Вечером 24 октября в Смольный прибыл Ленин, возглавивший подготовку к Октябрьскому штурму.


Смольный, 1917 год

Ленин жил и работал в Смольном с ноября 1917 г. до 10 марта 1918 г. Он занимал две комнаты во 2 этаже с окнами на собор. Позже здесь была создана квартира-музей.


В.И. Ленин и И.В. Сталин в Смольном на заседании Совета Народных Комиссаров, 1918 год


Октябрь 1917 г. Красногвардейский патруль у костра на улице, 1917 год


Комиссары Петроградской Коммуны, 1918 год


Триумфальная арка у Смольного, 1919 год

В здании Смольного до 1991 размещались Областной и Городской комитеты ВКП(б) (позже КПСС).


Памятник В. И. Ленину у главного подъезда Смольного, 1935 год


Наглядная агитация возле Смольного, 1939-1940 гг


Общий вид Смольного, 1940 год


Партерный сад перед зданием Смольного, 1950 год

С 1991 здесь размещается Администрация Санкт-Петербурга.


Вид на Смольный собор, 2010-2013 гг


Смольный собор, 2010-1013 гг


Смольный собор, 2010-2013 гг

В следующих постах мы изучим территорию комплекса, с садами и зданиями, в т.ч. утерянными. И пройдёмся по диктатуре пролетариата — точнее, по соответствующим площади и улице.

piter-places.livejournal.com

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге: история, фото, где находится — Санкт

Смольный монастырь – архитектурный комплекс в стиле барокко, построенный архитектором Б. Растрелли в центре Петербурга в 1748-1757 годах.

Инициатором строительства стала императрица Елизавета I, планировавшая последние годы жизни провести в монастырских стенах. Правда, желание постригаться в монахини у царицы скоро прошло, но возведение объекта было продолжено.

Основной достопримечательностью на территории монастыря является Смольный собор – одно из самых красивых зданий, построенных гениальным Растрелли. Храм выкрашен в бело-голубые тона, и в ясный день он словно парит в воздухе, сливаясь с небом. Первая служба в Соборе прошла в 1835-ом году, уже после смерти Елизаветы I.

Помимо Смольного собора, комплекс включает еще четыре здания. Одно из строений монастыря стало известным на всю Российскую империю, ведь в нем расположился знаменитый Институт благородных девиц.

Учебное заведение для девушек аристократического происхождения было открыто в 1764 году по приказу Екатерины II. Императрица надеялась, что воспитывать институток будут монахини, но этим планам не было суждено сбыться. Педагогических способностей и знаний матушек не хватило для обеспечения должного уровня образования. В итоге монастырь был упразднен, а комплекс зданий полностью перешел в ведение Института.

Каждая институтка получала собственную квартиру-келью с помещением для служанки. Екатерина II сильно увлеклась идеей воспитания подрастающего поколения: она даже приказала выстроить себе на территории Смольного монастыря специальный дом, в котором планировала жить и заниматься обучением девушек. В итоге этот дом был передан настоятельницам Института благородных девиц: императрица в нем так ни разу и не появилась.

В наше время здания Смольного монастыря активно используются: в них расположены три факультета СПбГУ — социологический, международных отношений и политологии.

Смольный собор в 2016 году был полностью отреставрирован и передан РПЦ, в нем проходят православные службы.

Как добраться:

mos-holidays.ru

Смольный монастырь – гениальное творение гениального мастера

Пока живо поколение, обучавшееся в советских школах, Смольный монастырь, или просто «Смольный», будет связан с В. И. Лениным. Да и спустя десятки лет в истории этого архитектурного ансамбля страницы, связанные с 1917-1918 годами, будут самыми яркими. А времена, последующие за этими событиями, самыми трагическими. Без них Смольный монастырь Растрелли остался бы просто одним из многих замечательных творений гениального зодчего.

Название как адрес

Сама история возникновения названия монастыря довольно интересна, как и почти каждого объекта в Санкт-Петербурге. До возникновения Северной столицы эта территория являлась пограничной зоной. В селе Спасовщина, сразу же, как только шведы возвели на противоположном берегу крепость Ниеншанц, на этом месте был возведен форт Сабина. Адмиралтейская верфь – одна из первых построек зарождающегося города-крепости. Именно для ее нужд и построили Смоляной двор. За местом закрепилось соответствующее название. Смольный монастырь, возникший здесь позже, как и подавляющее количество объектов, в своем названии содержит адрес собственного местонахождения и… часть истории.

Желание императрицы – закон

Идея возникновения монастыря принадлежит императрице Елизавете Петровне, которая заранее побеспокоилась о своей старости. Ей хотелось тишины и покоя, а все это надежно гарантировал монастырь, настоятельницей которого царица собралась стать. Но суровый аскетизм монашеского образа жизни не входил в понятие счастливой старости, и Смольный монастырь был предусмотрен скорее как закрытое учебное заведение для девиц самого знатного происхождения. Естественно, что комфорт пребывания гарантировался любой из 120 воспитанниц. Для каждой предусматривались отдельные апартаменты со всеми необходимыми службами – эдакая отдельная комфортабельная квартирка. У настоятельницы же должен был быть отдельный дом.

Обер-архитектор Санкт-Петербурга

Выбор места – дань памяти молодым годам, проведенным в Смольном дворце (второе название Девичий), в своеобразном заключении, по повелению Анны Иоанновны.

Франческо Растрелли, сын знаменитого Карла Растрелли, в это время занимал пост обер-архитектора Санкт-Петербурга. Ему поручили построить Воскресенский Новодевичий монастырь. В 1744 году гениальный архитектор разработал совершенно новый вариант ритуального объекта, который вместе с окружающими его постройками стал новым явлением в церковной архитектуре.

Оригинальный подход

Самой главной отличительной чертой стало полное отсутствие каменной ограды. Это был намек на то, что учреждение не будет закрытым монастырем, подразумевающим полное отрешение от светской жизни, а явится, скорее, высшим учебным заведением для высокородных барышень. В 1748 году был заложен первый камень. На торжественном мероприятии присутствовала сама императрица. Смольный монастырь Растрелли становится одной из важнейших строек страны.

Старина должна присутствовать

Но пожелания женщин изменчивы. А пожелания императрицы тем более. И вот уже в 1849 году начальный проект переделывается. Во-первых, снижается до весьма скромных местных размеров колокольня, задуманная Растрелли высотой в 140 метров и превышающая Петропавловскую звонницу. В новом проекте возникают черты старорусских монастырей. В частности предусматривалось наличие куполов: центрального — большого и массивного — в окружении 4 малых.

Стройка века

На новый ансамбль Смольного монастыря выделяется большое количество средств и рабочих. В 1754 году на объект прибыла Елизавета. Увиденное потрясло ее настолько, что она тут же заразилась гигантоманией и велела для своего детища отлить колокол, который затмил бы Царь-колокол – его размеры должны были составить 6,5 метров в ширину, а весил бы он 20 000 пудов. Но императрица умирает, не дожив до торжественного освящения. Смольный монастырь предан забвению.

Забытые начинания

Пять лет здесь не ведется никаких работ. Без куполов и колокольни, неоштукатуренный комплекс обрастает мрачными легендами. Войны опустошают казну, Екатерина II отстраняет Растрелли от дел. В течение десяти лет, с 1785 по 1795 годы, работы то велись, то замирали. И если бы не возникшее с приходом новой императрицы Воспитательное общество для девиц из благородных семей, которым надо было где-то жить, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге так и остался бы невостребованным – там проживали всего 20 монашек.

С приходом Павла «благородных девиц» (или, как их называли, «смолянок») выселили, поселив на освободившееся место вдов. Очевидно, бывают такие здания, где, несмотря на их красоту, никто не может нагреть себе места.

Пришел хозяин

Полностью закончилось строительство при Николае I. Оно продолжалось беспримерно долго – 87 лет. Архитектор В. П. Стасов, выиграв конкурс, три года восстанавливал и реставрировал собор, и только в 1835 году комплекс был освящен. Он стал называться Собор всех учебных заведений. Вдохновленные внешней красотой, которую являл собой Смольный монастырь (фото тому свидетель), российские мастера постарались внутреннее убранство сделать достойным творчества великого Растрелли. Зал отделан бал мрамором, хрустальная балюстрада и запрестольный образ работы А. Васнецова сделали Смольный монастырь уникальным сокровищем российской культуры. Единственное, что так и не было достроено, это колокольня, что, в принципе, уже не сказалось на внешнем облике собора. Он был прекрасен.

В наши дни все становится на свои места

Но пребывать в таком статусе монастырю до наших дней не дали революции, после которых эта жемчужина использовалась даже под склад. Бедняга закрывался, переходил из рук в руки; в 1990 году здание используют как концертно-выставочный зал.

Первый по прошествии стольких времен молебен проходит здесь только в 2009 году. С 2010-го Смольный собор используют по назначению – он открыт для богослужений. В 2011 году, почти через сто лет, в Смольном соборе были проведены Рождественские богослужения.

fb.ru

Санкт-Петербург. Архитектура.: Смольный монастырь.


Смольный монастырь в Санкт-Петербурге построен по проекту Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), итальянца по происхождению, ставшего великим русским архитектором. «Лучшей жемчужиной в творчестве Растрелли» и «»наиболее русским из его произведений» называют этот монастырь.
Его главное здание — Воскресенский собор, неповторимо-прекрасный, соперничающий с выдающимися шедеврами мировой архитектуры, — лучшее из всего, что создано в русском барокко. Даже не любивший барокко архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо собора Смольного монастыря, снимал шляпу: «Вот это храм!».

Смольный монастырь основала накануне своего 40-летия императрица Елизавета Петровна. Там, в тишине и покое, она надеялась завершить свою бурную жизнь. Елизавета задумала построить монастырь, небывалый по красоте и величию, который стал бы достойным памятником ее благополучному 20-летнему царствованию. Она предполагала стать игуменьей этой обители и жить в особом вместительном доме в окружении 120 девиц из благородных семей, причем для каждой из них надлежало построить «отдельный апартамент». А Смольным монастырь стали именовать по расположенному рядом еще со времен Петра Первого Смоляному двору, где варили деготь для нужд молодого российского флота.

В первоначальном варианте проекта Воскресенский собор был задуман однокупольным. Однако в июле 1749 г. Елизавета велела переделать уже готовый проект: главный храм надлежало строить «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля, и колокольня должна быть такой, «как здесь Ивановская башня». То есть следовало возводить традиционный прямоугольный русский храм с пятиглавием, от которого в угоду европейской моде отказался Петр Первый. Елизавета же, изгонявшая все немецкое и утверждавшая свое, российское, считала, что внешний облик монастыря должен олицетворять незыблемость православия и извечность национального духа.

Строительству Смольного монастыря, продолжавшемуся с 1748 по 1769 г.г., предшествовала работа с моделью. Ее детали собирали в той же последовательности, в какой после строили обитель: сначала восточный корпус келий, потом северный, южный, затем ограду, башенки и, наконец, собор. Таким образом, главный храм монастыря — Воскресенский собор оказался вписан в крест, составленный из келий, трапезной, библиотеки, покоев настоятельницы и четырех церквей, расположенных по углам у самой ограды. Красота храма открывалась с любой точки монастырской территории, центром которой он являлся.

План собора напоминает греческий крест. Его главный параболический купол словно вырастает из мощного барабана, прорезанного огромными окнами. К барабану почти вплотную примкнули четыре двухъярусные башенки, увенчанные, как и центральный купол, луковичными главками, сформировав компактный живописный силуэт. Фасады здания отличаются необыкновенной нарядностью и пластичностью форм, при этом ни один фасад не похож на другой и открывает свою красоту в зависимости от освещения каждой стороны. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

К  1757 г. собор был почти готов, но работы остановились из-за Семилетней войны. Екатерина Вторая, взошедшая на престол в 1762 г., отказалась от замысла Растрелли возводить колокольню, и этот архитектурный шедевр остался только в модели, хранящейся ныне в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1762 года отделку собора вел архитеткор Ю.М. Фельтен. Завершал строительство ансамбля уже в 1830-х г.г. В.П. Стасов, бережно отнесшийся к первоначальному проекту. Он оформил въезд в монастырь и закончил отделку интерьера, который, правда, оказался намного скромнее, чем задумывал Растрелли. В то время уже господствовал классицизм, поэтому в отделке нет характерных для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых листьев, цветов и фруктов. Во внутреннем декоре Стасов ограничился лепным фризом, эффектными капителями колонн коринфского ордера и лепными поясами на барабане купола. Светлая окраска стен и сдержанность декора особенно подчеркивают необыкновенную легкость и устремленность вверх залитого светом пространства. Кажется, легкие арки не поддерживают свод, а напротив, увлекают за собой вверх четыре пилона и поднимают барабан высокого купола. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установили балюстраду из граненого хрусталя (балюстрада — ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем). Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

gorod-sankt.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *