Советы тренера

Категории сложности – Категории сложности в альпинизме

Категория сложности — Wiki.risk.ru

Категория сложности маршрута определяется совокупностью трех классификационных признаков: продолжительностью, протяжённостью и технической сложностью, зависящей от характера , количества и разнообразия препятствий.

Российская классификация

Маршруты 1Б категории сложности

К маршрутам 1Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 м до 5000 м над уровнем моря, средней протяженностью 500 м, средней крутизной 10—25°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой трудности, но должны включать 20—30 м и более участков I — легкой трудности, скальных или иметь несколько коротких (3—15 м) участков II — простой трудности, либо 80—100 м и более снежно-ледовых участков I — легкой трудности, или иметь короткие (30—40 м) участки II — простой, трудности. Продолжительность прохождения маршрута — от 1.5 до 5—8 часов. При массовых восхождениях, возможно, потребуется крючьевая страховка.

Маршруты 2А категории сложности

К маршрутам 2А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 550 м. Средняя крутизна — 15—30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой трудности и I — легкой трудности, но должны включать не менее 5—20 м скальных участков II — простой трудности или не менее 80—100 м снежно-ледовых участков II — простой трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 2 до 6—10 часов. На некоторых участках, возможно, потребуется крючьевая страховка.

Маршруты 2Б категории сложности

К маршрутам 2Б к.т. относятся маршруты и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 550 м, средняя крутизна — 15—30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой и I — легкой трудности, но должны включать участки II — простой трудности: скальные — не менее 15—30 м и более или снежно-ледовые — не менее 80—100 м и более, либо иметь несколько коротких участков III — средней трудности: скальных — по 3—10 м или снежно-ледовых — по 20—50 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2А к.т., и неограниченное количество маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 2 до 5—8 часов. Требуется, хотя и не всегда, крючьевая страховка (1-3 крюка).

Маршруты ЗА категории сложности

К маршрутам ЗА к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 600 м, средняя крутизна — 20—40°. Маршруты в основном состоят из участков I — легкой и II — простой трудности, но должны включать участки III — средней трудности: скальные — не менее 5—20 м или ледово-снежные — не менее 50—200 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б и 2А к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 3 до 10 часов. В большинстве случаев требуется крючьевая страховка. На спусках возможно применение спортивного способа, а иногда дюльферов.

Маршруты ЗБ категории сложности

К маршрутам ЗБ к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 600 м, средняя крутизна — 20—40°. Маршруты в основном состоят из участков I и II — простой трудности, но должны включать участки III — средней трудности: скальные — не менее 20—30 м и ледово-снежные — не менее 100—300 м, либо иметь несколько коротких участков IV — выше средней трудности: скальных — по 3—15 м или ледово-снежных — по 50—100 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 3А к.т. и могут включать неограниченное количество маршрутов 1Б и 2-й к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 3—10 часов. Часто требуется крючьевая страховка (2—6 крючьев). Спуск — спортивным способом или дюльферами.

Маршруты 4А категории сложности

К маршрутам 4А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 650 м, средняя крутизна — 30—50°. Маршруты в основном состоят из участков II — простой и III — средней трудности, но должны включать участки IV — выше средней трудности: скальные — не менее 20—50 м или ледово-снежные — не менее 50—200 м. Траверсы должны включать не менее пяти маршрутов ЗА к.т. или не менее трех маршрутов ЗБ к.т., либо соответственно при одном маршруте ЗБ к.т. — не менее четырех маршрутов ЗА к.т., а при двух маршрутах ЗБ к.т. — не менее одного ЗА к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-2Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 5—6 часов и более. Для организации страховки и самостраховки на маршрутах необходима забивка 10—20 крючьев. Первый должен использовать двойную веревку, возможна организация на маршруте ночевок. Спуски по маршрутам на участках выше средней трудности осуществляются, как правило, спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 4Б категории сложности

К маршрутам 4Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря, средней протяженностью маршрута 650 м, средней крутизной — 30—50°. Маршруты в основном состоят из участков II — простой и III — средней трудности, но должны включать участки IV — выше средней трудности: скальные — не менее 40—80 м или ледово-снежные — не менее 200—400 м, либо иметь несколько коротких V трудности участков: скальных — по 3—15 м или ледово-снежных — по 50—150 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 6—8 и более часов. На большинстве маршрутов требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 10—15 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5А категории сложности

К маршрутам 5А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 1000 до 7500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 700 м, средняя крутизна — 40—60°. Маршруты в основном состоят из участков III — средней и IV — выше средней трудности, но должны включать участки V трудности: скальные — не менее 10—40 м или ледово-снежные — не менее 100—400 м. Траверсы должны включать не менее одного маршрута 4Б к.т. и одного маршрута 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 6—8 и более часов. Как правило, на маршрутах требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 15—20 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5Б категории сложности К маршрутам 5Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 2000 м и выше над уровнем моря. Протяженность маршрута — 750 м, средняя крутизна основной его части 45—70°. Маршруты в основном состоят из участков III — средней и IV — выше средней трудности с практическим отсутствием участков 1 и II трудности, но они должны включать участки V трудности: не менее 50 м скальных и не менее 300—500 м ледово-снежных либо включать несколько коротких (по 3—20 м) участков VI трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-4Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 8—10 часов и более. Маршруты, как правило, требуют навыков и умения организовывать ночевки на неудобных местах. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 40—50 и более скальных крючьев. Спуски осуществляются только дюльферами.

Маршруты 6А категории сложности

К маршрутам 6А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины высотой от 3000 м и выше над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) — 65—75°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-III трудности. Основу маршрутов составляют участки IV и V трудности, но должны быть и участки VI трудности протяженностью не менее 20—40 м с суммарной протяженностью не менее 200—250 м. Продолжительность прохождения маршрутов — не менее 3—4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка более сотни скальных крючьев. Маршруты требуют, как правило, организации одиночных сидячих и висячих (в гамаках) ночевок. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 4—5А к.т. Спуск — только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

Маршруты 6Б категории сложности

К маршрутам 6Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины выше 3000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) — 70—80°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-IV трудности. Основу маршрутов составляют участки V и VI трудности. Продолжительность прохождения маршрутов — не менее 3—4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется использование закладушек и забивка скальных крючьев более сотни раз. Бивуаки в основном висячие. Траверсы должны включать маршрут 6А к.т. Спуск — только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

По европейской (французской) системе:

F — easy— facile (легко)

Аналог российской 1B или I/II по UIAA системе.


PD — not difficult — peu difficile (не очень сложно)

Примерно PD/PD+ соответствует российским 2A/2B или II/III по UIAA системе.

Примеры: Монблан, standard route (PD+), Mount Rainier, Disappointment Cleaver (PD+)


AD — fairly difficult — assez difficile (средней сложности)

Аналог российской 3A и 3B (AD+) или III по UIAA системе.

Примеры: Маттерхорн, Hornli Ridge (AD+)


D — difficult — difficile (сложно)

Эта категория захватывает российскую 3B (D-) и покрывает всю 4. D+ можно приравять к 4B или IV/V по UIAA.


TD — very difficult — trés difficile (очень сложно)

Соотношение: TD- = 4B, TD = 5A, TD+ = 5B, все в пределах V/VI по шкале UIAA.


ED1/2/3/4 — extremely difficult — extramement difficile (экстремальная сложность)

Эта категория имеет несколько под-уровней, которые можно представить в виде соотношений:

ED-: — 5A

ED: — 5B

ED+/ED1/ED2 — 6A

ED3/ED4 — 6B

все ED соотвествуют промежутку от V до VII в системе UIAA.

По американской системе:

В США, как правило, используется NCCS (National Climbing Classification System). Она состоит из шести категорий:


I — Один или два часа технических участков. Это самые легкие маршруты, на пару уровней сложней обычного треккинга.

II — Полдня технических участков. Требует реального лазанья, но с небольшим количеством питчей.

III — Большая часть дня на техническом участке. Скальные участки могут быть легкими (4 класса или нижних 5)

IV — Полный день технического лазанья. Ожидайте скальных участков до 5.7, или крутых (40-50 градусов) снежно-ледовых участков на маршруте.

V — Это потрбует от вас бивуака на маршруте. Скалы до 5.8, или серьезный уровень ледолазания (50-70 градусов)

VI — Один или два дня тяжелой работы — скалы, лед, снег, ИТО. Бигваллы всех типов.

Система UIAA.

I — Самый легкий вид скального лазанья. Руки используются только для баланса. Новички должны использовать веревку.

II — Простейшие комбинации с использование рук и ног. Лазанье с использованием трех точек опоры. Опытные каймеры обычно не пользуются на этом уровне веревкой или идут в двойке с короткой веревкой.

III

IV

V

VI

VII


В спортивном туризме: 1,2,3,4,5,6.

Литература

1. Энциклопедия туриста. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,1993 г.
2. Сводная таблица категорий сложности (сборка переводов)

wiki.risk.ru

Категории сложности в альпинизме и горном туризме. Справка

Участки второй — простой трудности — это снежно-ледовые участки крутизной 25-30° и некрутые скалы. При прохождении требуется элементарная альпинистская подготовка.

Участки третьей — средней трудности — это ледово-снежные участки крутизной 30-45°. С этой категории трудности начинается собственно альпинизм, т. к. движение по таким участкам требует специальной альпинистской подготовки и снаряжения для организации безопасного движения (страховки).

Участки четвертой — выше средней трудности (трудной). Это крутые (40-55°) ледово-снежные склоны и гребни с разнообразными снежными карнизами, прохождение которых требует напряженного свободного лазания и хорошего владения тех никой передвижения подгорному рельефу. Снаряжение: альпинистская обувь, кошки, ледорубы, для организации страховки и самостраховки — различные скальные крючья, ледорубы, закладки, карабины, молотки, расходный репшнур, веревки.

Участки пятой трудности — крутые (более 45°) ледово-снежные склоны, стенки и гребни с разнообразными снежными карнизами, которые проходятся на передних зубьях кошек, но в основном требуют создания искусственных точек опоры. Для прохождения этих участков требуется хорошая специальная альпинистская техническая, тактическая, физическая и моральная подготовка. Снаряжение: специальная альпинистская обувь, кошки, ледорубы, большой набор разнообразных скальных крючьев, закладных элементов, буры, карабины, молотки, вспомогательный репшнур, лесенки. Страховка и самостраховка — только крючьевая, спуски осуществляются только дюльферами.

Участки шестой трудности — гладкие вертикальные и нависающие скалы с весьма ограниченным количеством неудобных и малых по размерам зацепок, упоров, выступов, уступов, необходимых для организации движения, и даже трещин, позволяющих организовать искусственные точки. Практически отсутствуют даже короткие узкие (на одного человека) полки для отдыха. Участки требуют для их прохождения отличного владения высшей альпинистской специальной техникой передвижения, тактической, физической, психологической и моральной подготовки, владения специальной альпинистской техникой и могут проходиться ограниченным количеством очень хорошо подготовленных спортсменов-альпинистов.

Все маршруты рассматриваются только классификационной комиссией Федерации альпинизма России. Восхождения по маршрутам 6Б категории сложности после рекомендации комиссии (по новым маршрутам — совместно с заключением группы экспертов) утверждаются Правлением федерации альпинизма России.

ria.ru

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КАТЕГОРИЙ СЛОЖНОСТИ — Risk.ru

Пару лет назад поддавшись уговорам Гогена и соблазнившись обещанной бутылкой красненького, я сделал перевод классификационных систем собранных из нескольких солидных источников. Вот что получилось:

Скалолазные классификации:

Национальная Система Классификации Маршрутов (США)

Оценка маршрутов по системе НСКМ базируется на уровне «ангажемента» и учитывает количество времени необходимое для прохождения маршрута «средней» командой

I и II: Пол-дня или меньше для прохождения технической (лазанье требующее страховки) части маршрута.
III: Большая часть дня требует передвижения в связках/страховки
IV: Полный день технического лазанья.
V: Маршрут как правило требует бивуака или проходится за один день в очень быстром темпе свободным лазаньем.
VI: Два или более дня сложного технического лазанья
VII: Труднодоступные стены пройденные в альпийском стиле.

Альпийская Система:

Общая сложность всего маршрута основывается на комбинации сложностей подхода, восхождения, спуска, включая протяжённость, высоту, опасность, степень «ангажемента» и техническую сложность. Эта система изначально использовала римские цифры по UIAA однако теперь перешла на Французскую номенклатуру и в этом виде стала всемирно популярной.

F: Просто/легко. Карабканье по скалам или некрутому снегу, движение по простым ледникам. Как правило движение без верёвки кроме передвижения на ледниках.
PD: Не очень сложно. Немного технического лазанья и движение по нетривиальным ледникам.
AD: Довольно сложно/Непросто. Крутые скальные участки или длинные снежно-ледовые склоны круче 50º; Только для опытных альпинистов
D: Сложно. Продолжительные участки сложных скал и/или льда или снега. Серьёзное лазанье.
TD: Очень сложно. Длинные, сложные, труднодоступные и высоко-техничные маршруты
ED: Сверх-сложно. Наиболее сложные маршруты с непрекращающимися трудными участками. Дальнейшие уровни сложности указываются как ED1, ED2, и т.д.

Классификация на Аляске:

Общая оценка отражающая удалённый, холодный, штормовой характер восхождений на Аляске. Редко используется за пределами Аляски

1: Простой маршрут по леднику
2. Не технический маршрут проходящий по узким, незащищённым гребням на высоте и при нестабильной погоде.
3: Средне-сложное лазанье включающее элементы технического лазанья
4: Сложное и очень сложное
5: Очень сложное, продолжительное лазанье в условиях высокого ангажемента. Возможно несколько бивуаков на маршруте.
6: Продолжительное очень сложное лазанье с большим набором высоты (1км) Большой «ангажемент».

Русская классификация:

Общая оценка включающая техническую градацию UIAA (Римские цифры)

: Простое передвижение в связках.
: Несколько верёвок простого лазанья в связках
: Элементы II+ и III лазанья на многоверёвочном маршруте.
: Содержит 1-1.5 верёвок лазанья III-его класса на многоверёвочном маршруте.
: Одна или две верёвки класса III+/IV на полнодневном маршруте.
: Полный день лазанья уровня IV+
: Несколько верёвок IV+ или небольшое кол-во V+ лазанья
: Содержит несколько верёвок класса V на маршруте протяжённостью в 1-3 дня
: Два или больше дней с наличием лазанья класса VI+
и : Многодневные маршруты с большим кол-вом лазанья класса VI и выше.

ИТО Классификация:

Новые маршруты пройденные «стеновиками» часто используют модерновую классификацию «Новой Волны» используя символы старой классификации ИТО с новыми значениями. В случае, когда буква «C» заменяет букву «А», классификация предполагает «чистое» лазанье, т.е. лазанье без молотка.

Классическая классификация ИТО:

А0: Маршрут в основном идётся свободным лазаньем с редким использованием ИТО точек. Лесенки/крюконоги не используются. «подтягивание» за оттяжки/фиксированные точки. Часто называется «Французским свободным» лазаньем
А1: Все точки ИТО надёжны и легко ставятся.
А2: Точки надёжные, но требуют аккуратности/изобретательности в постановке.
А3: Много не простых, ненадёжных точек, но без сильного риска в случае срыва.
А4: Участки, где все точки подряд держат не более чем статичный вес человека.
А5: Продолжительные участки, где все точки держат не более чем вес человека. При срыве — падение на 20 и больше метров

Классификация «Новой Волны» ИТО:

А1: Простое ИТО. Все точки абсолютно надёжны
А2: ИТО средней сложности. Надёжные точки, но их не так просто установить.
А2+: 10-метровое падение возможно с ненадёжных точек, но без риска для жизни.
А3: Непростое ИТО. Много ненадёжных точек подряд. Возможность срыва на 15-метров. Прохождение верёвки может занимать несколько часов
А3+: А3, но падение может вести к серьёзным последствиям
А4: Сложное ИТО. Возможен срыв на 30-метров с падением на полку. Продолжительные участки ненадёжных точек
А4+: Очень сложное ИТО, с ещё большим риском срыва. Каждая верёвка требует многочасовой работы.
А5: Экстремально сложное ИТО. Ни одна точка на всей длине верёвки не может удержать срыва.
А6: Лазание уровня А5, но и станции тоже не держат срыва. (Срыв одного ведёт к падению всей связки)

Шотландская Зимняя классификация:

Эта классификация применяется к ледовым и микстовым маршрутам и в основном используется альпинистами знакомыми с условиями зимнего лазанья в Шотландии. Римские цифры используются для общей оценки сложности, а Арабские — для оценки технической сложности наиболее сложного участка. Шотландская техническая номенклатура примерно на 1 превышает эквивалентные оценки для Водопадного Льда или Микста. Техническая оценка 5 — относительно простое лазанье, 6 — слегка техничное микстовое лазанье, 7 и 8 — более «тонкое» лазанье, включая сложные запорошенные снегом скалы. На нынешний момент используются цифры от 4 до 9. Полная оценка маршрута выражается например как пара: VI,8

I: Снежные кулуары и простые гребни.
II: Крутой снег, требующий двух ледовых инструментов. Технические участки короткие. Возможен непростой карниз на выходе.
III: Микстовое восхождение по несложным скальным маршрутам. Прохождение длинных контрфорсов
IV: Крутой лёд с короткими вертикальными участками или длинные участки до 70º, или микстовые маршруты требующие «продвинутую» технику.
V: Продолжительные участки 80º-ного льда или микстовые участки требующие длинных последовательностей сложных движений. Маршруты сложные, продолжительные и серьёзные.
VI: Вертикальный лёд и очень техничное микстовое лазанье. Маршруты класса VI и выше обладают очень сложными участками на всей продолжительности.
VII: Многоверёвочные маршруты с длинными участками вертикального или тонкого натёчного льда или микстовые маршруты с интенсивным, продолжительным, очень техничным лазаньем
VIII-IX: Самые сложные маршруты Шотландии

Канадская классификация зимнего «Ангажемента»:

Сочетает в себе длину, опасность, и общую трудность

I-II: 1 или 2 верёвки недалеко от дороги, но не рекомендуется во время лавиноопасного сезона.
III: Требует большую часть дня, включая подход, для которого могут потребоваться умения передвигаться зимой по сложной местности (лавиноопасные зоны, умение организовывать страховку на снегу)
IV: Мультипитч на высоте или в труднодоступной местности. Многочасовые подходы по сложному горному рельефу.
V: Полный день на горном рельефе с длинными подходами, длинным техническим спуском и объективной опасностью.
VI: Длинный водопад в условиях встречающихся на больших альпийских маршрутах (подходы, ангажемент). Ранее требовавший как минимум день на прохождение, но в нынешние времена проходится быстрее сильными командами. Серьёзная объективная опасность. (Лавины, камнепад, и т.д.)
VII: Под обсуждением

Микстовая Классификация:

Эти маршруты требуют серьёзного драй-тулинга. (лазанье с современными ледовыми инструментами по скалам) и проходятся в кошках. Наличие льда как такового на маршруте не обязательно, но как правило лёд имеется.

М1-3: Легко. Небольшой уклон, обычно инструменты не обязательны.
М4: Рельеф от покатого до вертикального, требующий простой техники с инструментами.
М5: Напряжённые/продолжительные участки работы с инструментами.
М6: Вертикальные и нависающие участки требующие нетривиальной работы с инструментами
М7: Силовое и техническое лазанье на нависаниях. Не более 10м сложного лазанья.
М8: Наличие практически горизонтальных нависаний (потолков) требующих силовых и техничных движений. Ключевые участки очень сложные и более длинные чем на М7
М9: Продолжительные вертикальные или немного нависающие участки с мелкими, требующими высокой техники зацепками, или потолки длинной в два-три «тела» с хорошими «ручками».
М10: Как минимум 10-метровые потолки или 30-метровые нависающие участки с силовыми движениями и без возможностей отдыха.
М11: Полная верёвка нависающего «гимнастического» лазанья или потолки до 15-метров длинной
М12: М11 с «болдеринговыми», динамическими движениями и нетривиальными зацепками требующими тонкой техники.

Классификация Водопадного и Альпийского льда:

Оценки ледовых маршрутов варьируются между различными регионами и все ещё находятся в стадии «утряски». Нижеприведённая классификация «усредняет» имеющиеся системы. Аббревиатура WI подразумевает сезонный лёд (как правило водопадный). AI обозначает перманентный лёд встречающийся в горах и может быть субъективно проще при той же цифровой номенклатуре (например AI5 проще чем WI5). Канадцы часто опускают символ «WI» и классифицируют маршруты соединяя римскую цифру обозначающую «ангажемент» и арабскую цифру обозначающую техническую сложность льда.(Например II-5).

WI1: Не крутой лёд. Инструменты не требуются.
WI2: Общая крутизна в 60º с короткими более крутыми ступенями. Страховка надёжная.
WI3: Продолжительные 70º с длинными ступенями до 80º-90º. Достаточно мест для отдыха и удобной установки ледобуров.
WI4: Продолжительные участки 80º, достаточно длинные секции в 90º с изредка встречающимися местами для отдыха.
WI5: Длинные и напряжённые маршруты с наклоном в 85º-90º на всю верёвку, малым кол-вом удобных позиций для отдыха. Либо короткий участок тонкого или «плохого» льда в котором трудно организовать страховку.
WI6: Около-90º на всю длину верёвки без мест для отдыха, либо более короткий участок, но ещё более «стремный» чем на WI5. Очень техническое лазание.
WI7: Как и в WI6, но на тонком, отслаивающемся льду, или длинные, нависающие, нестабильные сосули. Страховка либо невозможна либо очень нетривиальная и ненадёжная.
WI8: В процессе обсуждения.

Снег:

Снег часто классифицируют по максимальной крутизне склона. (например: 70º). Или по приблизительной оценке максимальной крутизны (напр: 70º-80º.)

www.risk.ru

Категория сложности — это… Что такое Категория сложности?

Категория сложности маршрута определяется совокупностью трех классификационных признаков: продолжительностью, протяжённостью и технической сложностью, зависящей от характера , количества и разнообразия препятствий.

Российская классификация

Маршруты 1Б категории сложности

К маршрутам 1Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 м до 5000 м над уровнем моря, средней протяженностью 500 м, средней крутизной 10—25°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой трудности, но должны включать 20—30 м и более участков I — легкой трудности, скальных или иметь несколько коротких (3—15 м) участков II — простой трудности, либо 80—100 м и более снежно-ледовых участков I — легкой трудности, или иметь короткие (30—40 м) участки II — простой, трудности. Продолжительность прохождения маршрута — от 1.5 до 5—8 часов. При массовых восхождениях, возможно, потребуется крючьевая страховка.

Маршруты 2А категории сложности

К маршрутам 2А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 550 м. Средняя крутизна — 15—30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой трудности и I — легкой трудности, но должны включать не менее 5—20 м скальных участков II — простой трудности или не менее 80—100 м снежно-ледовых участков II — простой трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 2 до 6—10 часов. На некоторых участках, возможно, потребуется крючьевая страховка.

Маршруты 2Б категории сложности

К маршрутам 2Б к.т. относятся маршруты и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 550 м, средняя крутизна — 15—30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой и I — легкой трудности, но должны включать участки II — простой трудности: скальные — не менее 15—30 м и более или снежно-ледовые — не менее 80—100 м и более, либо иметь несколько коротких участков III — средней трудности: скальных — по 3—10 м или снежно-ледовых — по 20—50 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2А к.т., и неограниченное количество маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 2 до 5—8 часов. Требуется, хотя и не всегда, крючьевая страховка (1-3 крюка).

Маршруты ЗА категории сложности

К маршрутам ЗА к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 600 м, средняя крутизна — 20—40°. Маршруты в основном состоят из участков I — легкой и II — простой трудности, но должны включать участки III — средней трудности: скальные — не менее 5—20 м или ледово-снежные — не менее 50—200 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б и 2А к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 3 до 10 часов. В большинстве случаев требуется крючьевая страховка. На спусках возможно применение спортивного способа, а иногда дюльферов.

Маршруты ЗБ категории сложности

К маршрутам ЗБ к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 600 м, средняя крутизна — 20—40°. Маршруты в основном состоят из участков I и II — простой трудности, но должны включать участки III — средней трудности: скальные — не менее 20—30 м и ледово-снежные — не менее 100—300 м, либо иметь несколько коротких участков IV — выше средней трудности: скальных — по 3—15 м или ледово-снежных — по 50—100 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 3А к.т. и могут включать неограниченное количество маршрутов 1Б и 2-й к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 3—10 часов. Часто требуется крючьевая страховка (2—6 крючьев). Спуск — спортивным способом или дюльферами.

Маршруты 4А категории сложности

К маршрутам 4А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 650 м, средняя крутизна — 30—50°. Маршруты в основном состоят из участков II — простой и III — средней трудности, но должны включать участки IV — выше средней трудности: скальные — не менее 20—50 м или ледово-снежные — не менее 50—200 м. Траверсы должны включать не менее пяти маршрутов ЗА к.т. или не менее трех маршрутов ЗБ к.т., либо соответственно при одном маршруте ЗБ к.т. — не менее четырех маршрутов ЗА к.т., а при двух маршрутах ЗБ к.т. — не менее одного ЗА к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-2Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 5—6 часов и более. Для организации страховки и самостраховки на маршрутах необходима забивка 10—20 крючьев. Первый должен использовать двойную веревку, возможна организация на маршруте ночевок. Спуски по маршрутам на участках выше средней трудности осуществляются, как правило, спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 4Б категории сложности

К маршрутам 4Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря, средней протяженностью маршрута 650 м, средней крутизной — 30—50°. Маршруты в основном состоят из участков II — простой и III — средней трудности, но должны включать участки IV — выше средней трудности: скальные — не менее 40—80 м или ледово-снежные — не менее 200—400 м, либо иметь несколько коротких V трудности участков: скальных — по 3—15 м или ледово-снежных — по 50—150 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 6—8 и более часов. На большинстве маршрутов требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 10—15 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5А категории сложности

К маршрутам 5А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 1000 до 7500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 700 м, средняя крутизна — 40—60°. Маршруты в основном состоят из участков III — средней и IV — выше средней трудности, но должны включать участки V трудности: скальные — не менее 10—40 м или ледово-снежные — не менее 100—400 м. Траверсы должны включать не менее одного маршрута 4Б к.т. и одного маршрута 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 6—8 и более часов. Как правило, на маршрутах требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 15—20 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5Б категории сложности К маршрутам 5Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 2000 м и выше над уровнем моря. Протяженность маршрута — 750 м, средняя крутизна основной его части 45—70°. Маршруты в основном состоят из участков III — средней и IV — выше средней трудности с практическим отсутствием участков 1 и II трудности, но они должны включать участки V трудности: не менее 50 м скальных и не менее 300—500 м ледово-снежных либо включать несколько коротких (по 3—20 м) участков VI трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-4Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 8—10 часов и более. Маршруты, как правило, требуют навыков и умения организовывать ночевки на неудобных местах. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 40—50 и более скальных крючьев. Спуски осуществляются только дюльферами.

Маршруты 6А категории сложности

К маршрутам 6А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины высотой от 3000 м и выше над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) — 65—75°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-III трудности. Основу маршрутов составляют участки IV и V трудности, но должны быть и участки VI трудности протяженностью не менее 20—40 м с суммарной протяженностью не менее 200—250 м. Продолжительность прохождения маршрутов — не менее 3—4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка более сотни скальных крючьев. Маршруты требуют, как правило, организации одиночных сидячих и висячих (в гамаках) ночевок. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 4—5А к.т. Спуск — только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

Маршруты 6Б категории сложности

К маршрутам 6Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины выше 3000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) — 70—80°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-IV трудности. Основу маршрутов составляют участки V и VI трудности. Продолжительность прохождения маршрутов — не менее 3—4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется использование закладушек и забивка скальных крючьев более сотни раз. Бивуаки в основном висячие. Траверсы должны включать маршрут 6А к.т. Спуск — только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

По европейской (французской) системе:

F — easy— facile (легко)

Аналог российской 1B или I/II по UIAA системе.


PD — not difficult — peu difficile (не очень сложно)

Примерно PD/PD+ соответствует российским 2A/2B или II/III по UIAA системе.

Примеры: Монблан, standard route (PD+), Mount Rainier, Disappointment Cleaver (PD+)


AD — fairly difficult — assez difficile (средней сложности)

Аналог российской 3A и 3B (AD+) или III по UIAA системе.

Примеры: Маттерхорн, Hornli Ridge (AD+)


D — difficult — difficile (сложно)

Эта категория захватывает российскую 3B (D-) и покрывает всю 4. D+ можно приравять к 4B или IV/V по UIAA.


TD — very difficult — trés difficile (очень сложно)

Соотношение: TD- = 4B, TD = 5A, TD+ = 5B, все в пределах V/VI по шкале UIAA.


ED1/2/3/4 — extremely difficult — extramement difficile (экстремальная сложность)

Эта категория имеет несколько под-уровней, которые можно представить в виде соотношений:

ED-: — 5A

ED: — 5B

ED+/ED1/ED2 — 6A

ED3/ED4 — 6B

все ED соотвествуют промежутку от V до VII в системе UIAA.

По американской системе:

В США, как правило, используется NCCS (National Climbing Classification System). Она состоит из шести категорий:


I — Один или два часа технических участков. Это самые легкие маршруты, на пару уровней сложней обычного треккинга.

II — Полдня технических участков. Требует реального лазанья, но с небольшим количеством питчей.

III — Большая часть дня на техническом участке. Скальные участки могут быть легкими (4 класса или нижних 5)

IV — Полный день технического лазанья. Ожидайте скальных участков до 5.7, или крутых (40-50 градусов) снежно-ледовых участков на маршруте.

V — Это потрбует от вас бивуака на маршруте. Скалы до 5.8, или серьезный уровень ледолазания (50-70 градусов)

VI — Один или два дня тяжелой работы — скалы, лед, снег, ИТО. Бигваллы всех типов.

Система UIAA.

I — Самый легкий вид скального лазанья. Руки используются только для баланса. Новички должны использовать веревку.

II — Простейшие комбинации с использование рук и ног. Лазанье с использованием трех точек опоры. Опытные каймеры обычно не пользуются на этом уровне веревкой или идут в двойке с короткой веревкой.

III

IV

V

VI

VII


В спортивном туризме: 1,2,3,4,5,6.

Литература

1. Энциклопедия туриста. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,1993 г.
2. Сводная таблица категорий сложности (сборка переводов)

tourist.academic.ru

Категории сложности маршрутов в велотуризме

Подробности
Просмотров: 10300

  Во многих документациях имеются ссылки на различные категории маршрутов велотуризма. В частности это необходимо знать для сдачи норматива, на какой либо значок или звание. В этой статье я попробую дать ответ на вопрос, что же такое категория сложности маршрута и как её посчитать!

  Вопрос этот крайне сложен и долгое время останется таковым. Вариантов подсчёта сложностей маршрута масса! До сих пор идут горячие споры, при прокладке того или иного маршрута: «а какую ему дать сложность?». Особенно это касается самых сложных IV и V категорий сложности велопохода. Так как трудно проложить маршрут такой сложности и при этом остаться в рамках ВЕЛОпохода, а не какого либо другого похода.

  И так начнём!

  Принято рассчитывать сложность маршрута по трём основным показателям:

1)    Минимальная продолжительность похода;

2)    Продолжительность похода;

3)    Количество, характер и разнообразие препятствий на маршруте.

  Как вы уже догадались, основные споры идут именно по третьему пункту. В третьем пункте ведётся речь о: труднопроезжие участки грунтовых дорог и троп (заросшие травой, перегороженные упавшими деревьями, увлажнённые, заболоченные, песчаные, каменистые), горные дороги, тропы и переправы, крутые подъёмы и спуски, броды, наледи и прочие природные явления, а также покрытия дорог, неудобные для велосипеда (булыжник, крупный щебень и т.д.). Кроме того, учитывается населённость района, развитие дорожной сети, высота местности над уровнем моря, трудности ориентирования и т.д.

 

 

 

Категории сложности походов

I

II

III

IV

V

Продолжительность походов в днях (не менее)

6

8

10

13

15

Протяжённость маршрутов в км. (не менее)

400

500

650

800

1000

 

  В восьмидесятых годах была принята методика объективной оценки маршрутов в зависимости от рельефа местности и характера дорог.

  Согласно ей, маршрут  I категории сложности, самой массовой, можно проложить по дорогам с твёрдым покрытием, больших перепадов высот, при этом туристы должны проехать не менее 400 км. (в 80-ых годах – 250 км.) и не менее пяти раз переночевать в полевых условиях.

  Маршрут  II категории сложности проходит по слабопересечённой местности от 200 до 600 м. над уровнем моря либо имеет не менее 20% песчано-гравийных дорог.

  Маршрут  III категории сложности проходит по среднепересечённой местности и имеет 2-3 перевала высотой от 600 до 1000 м. над уровнем моря, либо не менее 40% маршрута должны быть проложены по песчано-гравийным и грунтовым дорогам, в том числе труднопроезжим, по лесным тропам.

  Маршрут IV категории сложности проходит по горной местности и имеет не менее десяти перевалов высотой до 1000 м. над уровнем моря, либо 4-6 перевалов высотой от 1000 до 2500 м. над уровнем моря, либо два перевала высотой 2500 – 3500 м., либо один перевал на горной тропе и 2 – 3 автодорожных перевала.  Этот маршрут может быть проложен в тундре, по пустынной, таёжной малонаселённой местности, причём не менее 40% маршрута должны проходить по естественным полевым, лесным дорогам и тропам, в том числе труднопроезжим.

  Маршрут V категории сложности прокладывают в большинстве случаев по горной местности. Он должен включить 5 – 6 перевалов высотой 3000 – 5000 м. над уровнем моря либо не менее одного перевала по горной тропе и 2 – 3 автодорожных перевала высотой 3000 – 4000 м. над уровнем моря. Маршрут может быть в тундре, пустыне, тайге в малонаселённой местности, причём не менее 60% маршрута должны пройти по естественным грунтовым дорогам и тропам с труднопроезжими заболоченными участками, бродами, завалами, осыпями и прочими естественными препятствиями.

  При планировании похода необходимо учесть что количество днёвок не должно превышать 20% от общей продолжительности похода.

  Протяжённость маршрута может быть уменьшена относительно нормативной (как правило, не более, чем на 25%) при существовании на маршруте  увеличенного количества препятствий, определяющих категорию сложности похода. Расстояния в кольцевых походах засчитываются полностью, а в линейных только в одном направлении.

  Так же было принято решение присвоить максимально допустимые категории сложности похода к определённым географическим зонам. Например, в Прибалтике можно проложить маршрут II категории сложности максимум, в Центральной России, Белоруссии, Молдавии, на Украине максимальная сложность маршрута III категории сложности (только в Карпатах возможен маршрут IV категории сложности). В Западной Сибири максимально возможная – IV категория сложности. В остальных географических районах нашей необъятной родины (Кавказ, Средняя Азия, и Казахстан, север и восток европейской части России, Урал, Алтай, Восточная Сибирь и Дальний Восток) допустима максимальная V категория сложности маршрутов.

  Но споры не утихают и как результат предложена экспериментальная система требований к маршрутам, вплоть до прибавления VI категории сложности:

 

Кат.

Сложн.

Похода

Продолжительность похода,

дни

Протяж.

Маршрута,

Км.

Преодоления препятствий на равнинах

Преодоления препятствий в горах

Мин

Макс

I

6

8

250

Не менее 50 км. грунтовых дорог

Суммарный набор высоты не менее 1000 м.

II

8

10

330

Не менее 80 км. грунтовых дорог

Суммарный набор высоты не менее 1600 м.

III

10

12

400

Не менее 200 км. грунтовых дорог и лесных троп

Суммарный набор высоты не менее 3000 м.

IV

13

15

500

Не менее 300 км. грунтовых, полевых и лесных дорог, троп и бездорож. в малонасёл. пунктах.

Суммарный набор высоты не менее 6500 м.

V

16

19

600

Не менее 450 км. по труднопроход. И песчаным или заболоч. уч. С преодолением брода и наведением не менее одной переправы

Суммарный набор высоты не менее 10000 м.

VI

20

24

720

Не проводится

Не менее 14000 м.

 

  В этой статье были описаны определённые рамки категорирования велопоходов, так сказать, для тех, кто не хочет «заморачиваться». Есть методика расчета категории сложности  велосипедных маршрутов которая учитывает все аспекты предстоящего велопохода, позволяющая наиболее точно и индивидуально определить категорию сложности предстоящего велопохода. О ней в статье «Методика категорирования велосипедных маршрутов».

 

 

Читайте также:

Подготовка к походу — общая физическая подготовка

Геометрия рамы велосипеда

Пелотон, как ехать в группе

Все статьи раздела

velosreda.ru

Категории сложности походов

Это познавательная статья, в которой мы расскажем о категориях сложности пеших походов. Следует отметить, что категории сложности маршрутов присущи спортивному туризму, когда речь идёт о свершениях и победах. Если же вы ходите в горы просто для души, то категорийные походы не имеют к вам никакого отношения.

— Походы выходного дня. В эту категорию входит всё, что не попадает под классификацию категорий от первой до шестой. Туристы на форумах шутят, что походом выходного дня можно назвать всё, что ниже по сложности первой категории и выше, чем шестая. Поход выходного дня – это, с одной стороны, уже настоящий многодневный поход, о котором можно заявить в МЧС; с другой стороны, вы сами вольны разрабатывать маршрут такого похода, подгоняя комфортность переходов под себя.

— Первая категория сложности. Сто тридцать километров необходимо пройти минимум за шесть дней. Можно потратить и больше времени, но все эти дни вы обязаны провести автономно.

— Вторая категория сложности. Это уже восемь дней похода и дистанция в сто шестьдесят километров.

— Третья категория сложности. Десять дней и маршрут длиной в сто девяносто километров.

— Четвёртая категория сложности. Двести двадцать километров пешего пути и тринадцать дней автономного похода.

— Пятая категория сложности. Шестнадцать дней в походе и двести пятьдесят километров пройденного.

— Шестая категория сложности. Самая суровая – триста километров и двадцать дней похода.

На самом деле, мало кто укладывается в минимальное количество дней. Обычно маршруты первой категории сложности проходятся за восемь дней, ведь если пытаться уложиться в шестидневный срок, то за день нужно проходить более двадцати километров.

В горных походах километраж в каждой категории меньше, однако добавляются перевалы определённой сложности. Сложность перевалов варьируется от первой до третьей категории и каждая категория разделена ещё и на подкатегории – А и Б. И если перевал 1А требует навыков самостраховки, которые довольно легко приобрести, посещая горную секцию, то перевал сложности 2А требует командного прохождения, а 3Б – это уже экстрим на любителя. В водных и лыжных походах километраж в каждой категории несколько больше, чем в пеших, что обусловлено большей скоростью их прохождения.

Важно понимать, что спортивный туризм – это спорт, пусть данный его вид и не причисляется к олимпийским видам, а букмекеры не принимают на него ставки. Потому сложные категорийные походы – это не развлекательные путешествия, в которые отправляются с целью насладиться природой, а настоящие командные спортивные соревнования, в которых есть ряд серьёзных требований к физической форме туриста и его экипировке.

ezotour.com

Категория сложности — это… Что такое Категория сложности?

Категория сложности — показатель, устанавливаемый организациями, осуществляющими поверку средств измерений, определяющий минимальную квалификацию поверителя, достаточную для выполнения поверки. Числовые значения показателя рекомендуется устанавливать в соответствии с таблицей 1.

В настоящей рекомендации указаны средние значения показателя, определенные по представительной выборке материалов органов государственной метрологической службы.

Таблица 1

Минимальная квалификация доверителя, достаточная для выполнения поверочной работы

Обозначение категории сложности поверочной работы

Техник

4

Старший техник

3

Инженер

2

Старший инженер

1

Примечание 1:

При назначении категории сложности поверочной работы рекомендуется учитывать следующие особенности поверочной работы:

— сложность измерительной схемы при поверке — количество элементов схемы, наличие специальных требований к их установке, настройке, устранению взаимных влияний и т.п.;

— сложность рабочего поля поверителя — количество одновременно контролируемых отсчетных устройств, точность и сложность отсчета показаний, количество одновременно используемых органов управления;

— сложность процесса поверки, вызываемая необходимостью изменять процесс в зависимости от промежуточных результатов, необходимостью контролировать и регулировать параметры процесса, необходимостью синхронизировать составляющие процесса и т.п.;

— напряженность внимания из-за принудительно высокого или наоборот замедленного темпа работы, из-за наличия помех, неустойчивости показаний средств измерений и т.п.;

— уровень опасности работы с измерительной схемой, поверяемым средством измерений или поверочной установкой;

— сложность обработки результатов измерений при поверке.

Примечание 2:

В графе «НД на методику поверки» приведены ссылки только на нормативные документы, утвержденные в установленном порядке.

В частности не приведены ссылки на методики, включенные разделами в эксплуатационную документацию на средство измерений; документы на методики поверки, представленные разработчиком в комплекте документов для утверждения типа средств измерений.

normative_reference_dictionary.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *