Советы тренера

Казань монастырь – Казань (монастыри) — Азбука паломника

Казань (монастыри) — Азбука паломника

Казань

Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски – Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани.

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Зилантова гора, д. 1

Проезд: Из центра Казани через Казанку по Кировской дамбе, после реки на перекрестке прямо, так чтобы железная дорога осталась параллельно слева. Через 750 метров, когда до поворота дороги налево останется метров 200, повернуть направо, на улицу Архангельская. Примерно через 200 с небольшим метров повернуть налево, по указателю к монастырю. Через 150 метров впереди начнется брусчатый подъем к монастырю.

Подробнее…

История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков.

До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре.

Адрес: Россия, Казань, ул.Большая Красная 5.

Телефон: 292-29-44

Подробнее…

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Он был основан святителем Германом около 1564-1568 годов, как подворье им же основанного Свияжского Богородицкого монастыря. До 1595 года монастырь был без игумена. Посвящен монастырь Ангелу царя Иоанна Грозного — Иоанну Предтече.Гробница с частицей мощей Святителя Германа Казанского.

Святыни монастыря: часть мощей свт. Германа Казанского, иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая Чаша», образ Иоанна Предтечи.

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Баумана, д. 1/2.

Проезд: По улице Профсоюзная (односторонняя) практически до Кремля. Монастырь будет справа, перед самым Кремлем. Метро — до ст. «Кремлевская».

Подробнее…

История основания Кизического монастыря такова: в 1654-1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань — только в самом городе и его окрестностях, по синодику, умерло 41698 тыс.человек. Тогда по совещанию духовных и светских властей было решено принести в город чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери, который находился в то время в Седмиезерной Богородичной пустыни.

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов 98.

Проезд: Из центра города мимо Кремля через Ленинскую дамбу, на пятистороннем перекрестке с улицами Вахитова и Чистопольская (у станции метро «Козья слобода») наискосок налево, но в левый проезд (по продолжению улицы Декабристов, а не прямо по проспекту Ибрагимова), справа от «Макдональдса». Через 700 метров, после ТРК «Тандем (справа) на перекрестке с улицами Лушникова и Правосудия повернуть направо. Монастырь после поворота будет слева, сразу за перекрестком. Ближайшая остановка — Супермаркет «Тандем» — по улице Декабристов или «Гуманитарный институт» (по проспекту Ибрагимова). Автобусы 6, 15, 22, 28, 28А, 29, 35, 35А, 37, 47, 52, 79, 89, 98, троллейбусы 1, 4, 10, 17.

Подробнее…

Воскресенское Ново-Иерусалимское архиерейское подворье находится на месте закрытого при советской власти Казанского Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, основанного в 17 веке митрополитом Лаврентием.

Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам.

Актуальное расписание богослужений

После каждой Литургии — общая трапеза для прихожан.

Воскресная школа для взрослых по воскресеньям в 12.00, преподает о. Роман Модин.

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 48

Телефон церковной лавки: +7 (939) 730-99-23

Подробнее…

azbyka.ru

Казанский Богородицкий монастырь — история, фото, интересные факты

Казанский Богородицкий монастырь

Памятной датой явления иконы, а также основания обители является 1579 год. В это время восточная часть Казани пострадала от большого пожара и на поприще одного из дворов и был найден образ. Согласно легенде, о месте нахождения святыни сообщила людям сама Матерь Божья, трижды явившись во сне девочке 12 лет Матроне, дочке дворянина из Новгорода, в тот час проживавшего в Казани. С благословения Казанского архиерея Иеремии начались поиски иконы, которая была найдена девочкой именно там, где и сообщила во мне Богоматерь. Вскоре царем Иваном IV был издан указ об основании в Казани Богородицкого монастыря. По преданию, первой монахиней обители стала именно Матрона, принявшая постриг с именем Мавра.

В 1590 году осуществилась постройка каменного собора, в который и перенесли икону. Спустя два столетия, в 1798-1802 гг. на месте временного сооружения был построен новый собор в честь иконы Богоматери. Проект архитектурной конструкции, выполненной в классицистическом стиле, создал известный архитектор И. Старов. Высота сооружения составляла 44 метра.

К числу монастырских сооружений относились также Никольский храм, возведенный в 1810-1816 гг. и Крестовоздвиженский храм (годы постройки — 1882-1884), которые располагались к северу и к югу от собора. Замыкали ансамбль расположившиеся полукругом Никольский и Настоятельский соборы.

 

 

Казанский Богородицкий мужской монастырь в наше время

Во время гонений 1920-1930-х годов условия жизни в монастыре значительно ухудшились, но даже в это время верующие люди не покинули прославленное место. После приказа о разрушении главного собора (1931 год) прихожане нашли приют в Петропавловском храме.

 

В середине ХХ века территория Казанского Богородицкого монастыря стала меньше: новые пятиэтажные дома расположились в западной части разрушенной обители, а Крестовоздвиженский храм надолго стал помещением института.

Конец 90-х – начало 2000-х ознаменованы восстановлением обители. В это время во владение монастыря вернулась Софийская церковь, было проведено восстановление и передача монастырю Крестовоздвиженского храма. В 2016 году было начато восстановление собора Казанской иконы Богородицы. Пока храм является мужской обителью с небольшим количеством братии.

 

 

Казанская икона Божией матери

Во время польской оккупации страны в 1612 году ополчение под началом Минина и Пожарского взяло в освободительный поход на Москву Богородичный образ. После успеха в этом деле он приобрел значение великой общерусской святыни.

В 1904 году православные были потрясены вестью о жестоком ограблении монастыря, в ходе которого пропала икона Богородицы. Трагическое событие произошло в ночь на 29 июня. Похитители утверждали, что предали икону сожжению, желая получить только драгоценную ризу. Но ни эта, ни вторая версия — о продаже святыни старообрядцам — не были подтверждены следствием.

Но даже после похищения иконы к месту ее явления не перестают приезжать паломники со всего мира. Православные люди чтут Богородичный образ и жаждут увидеть памятное место его явления — Казанский Богородицкий мужской монастырь.

В наши дни копии (или иначе списки) Чудотворного образа Богоматери распространены по всему миру. В Казани находится ватиканский список, официально признанный католической церковью чудотворным. Данное изображение можно увидеть в каждом православном храме, и мало в каком православном доме не найдется хоть маленького ее изображения. В надежде о помощи и спасении к Матери Божьей обращаются при семейных разногласиях, проблемах со здоровьем, для защиты детей, а также на благословение крепких супружеских уз. Чаще всего венчающихся молодых людей благословляют именно Казанской иконой Богоматери.

 

 

Интересные факты

  • Описание событий по обретению иконы принадлежит Гермогену – Всероссийскому патриарху и великомученику, который был канонизирован Русской Православной Церковью в 1913 году. Во времена явления образа — в 1579 году — будущий патриарх был приходским батюшкой в Николо-Гостинодворской церкви в Казани.
  • Согласно легенде, когда найденный образ Божией Матери переносили из сгоревшего дома в ее временное пристанище, к нему прикоснулись двое слепых и в тот же час прозрели.
  • Список (копия) Казанской иконы Богоматери официально признан чудотворным Ватиканом.

Общеправославное празднование иконы Божией матери проводится 21 июля (по новому стилю) в день празднования явления иконы и 4 ноября (по новому стилю) в память о помощи Богородицы в освобождении Москвы от оккупации поляками в 1612 году.

Адрес, как добраться, экскурсии

Богородицкий монастырь расположен в центре Казани, по адресу: Большая Красная, 5. Доехать можно как на личном транспорте, так и на автобусными маршрутами №22, 52, 89, 28 до остановки «Батурина».

Увидеть Богородицкий монастырь можно во время обзорной экскурсии по Казани, а также посетить монастырь самостоятельно в доступные для посетителей часы — с понедельника по субботу с 8 до 19 часов и в воскресенье с 7.30 до 19.00.

Похожие статьи

  1. Казанский Кремль
  2. Мечеть Кул Шариф
  3. Благовещенский собор
  4. Петропавловский собор
  5. Богоявленский собор
  6. Раифский Богородицкий монастырь
  7. Храм всех религий
  8. Свияжск
  9. Улица Баумана

kazantravel.ru

Казанский Богородицкий монастырь в Казани


Казанский Богородицкий монастырь

Казанский Богородицкий монастырь — один из самых интересных религиозных объектов для туристов, и очень важный храм для верующих. Его история неразрывно связана с обретением одной из наиболее почитаемых в России икон и святынь — чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Как гласит история, которую оставил свидетель обретения иконы священник Ермолай (впоследствии стал патриархом Гермогеном), в 1579 году, всего лишь через 27 лет после взятия Казани русскими войсками Ивана Грозного, в городе произошел большой пожар. После пожара двенадцатилетней девочке во сне явилась Пресвятая Богородица, и рассказала, где искать икону с ее образом. 8 июня 1579 года девочка нашла икону Богородицы в пепелище на месте сгоревшего дома. Обретение иконы было воспринято верующими как особое событие. В 1612 году святыня была отправлена с русскими войсками в поход на Москву для борьбы с поляками, которые при ее «поддержке» и «ради Казанской иконы Ее» одержали победу, несмотря на численное превосходство поляков. С тех времен этот образ стал очень почитаем на Руси, а на месте ее обретения построили целый женский монастырский комплекс.

К сожалению, история дальнейшего передвижения иконы очень запутана. Было сделано немало ее копий (списков), и где хранится оригинал и сохранился ли он вообще – неизвестно. По официально признанной версии, в 1904 году оригинальная икона была украдена из Казанского Богородицкого монастыря. И хотя похитителя быстро нашли, найти икону не удалось. По одной из версий она была сожжена вором, по другой продана старообрядцам, и след ее потерялся. Сегодня в казанском монастыре находится одна из самых почитаемых копий (список) иконы.

В советские годы большая часть комплекса монастыря была разрушена, территория застроена жилыми домами, построена табачная фабрика. В 2005 году возвращен и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм, где сегодня хранится один из самых почитаемых списков (копия) иконы — Ватиканский список. Сейчас монастырь возрождается, но теперь уже как мужской, а не женский.

Посетить сегодня Казанский Богородицкий монастырь может любой желающий, в том числе и туристы. Храм не отличается особыми архитектурными изысками, но его сильная атмосфера чувствуется даже людьми не ве

nashaplaneta.net

Церкви и монастыри Казани | Сайт посвященный туризму и путешествиям. Фотографии, описание местности, отчеты о походах, легенды, прошлое и настоящее.

Казань – уникальный город на Волге!
В столице Татарстана и всех татар мира – такое великолепие храмов и православных церквей, причем каждый год восстанавливаются и строятся новые церкви!
Самое знаменательное событие – это приезд в Казань летом 2016 года патриарха Кирилла с целью – начать восстановление монастыря в честь всемирно известной Казанской иконы Божией Матери! Событие это получило большую огласку в средствах массовой информации.
Будем надеяться, что Казань станет ещё красивее и популярнее среди всех городов России.

 

 

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР

Петропавловский собор Казани расположен на ул М.Джалиля, 21, до революции 1917 года улица по собору называлась Петропавловской.
В царствование Петра I по всей России создаются замечательные храмы в стиле русского барокко: церковь Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове под Москвой (1697 г.), церковь Воскресения в Кадашах в Москве (1687 г.), собор Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (1719 г.). Петропавловский собор Казани один из самых ярких образцов стиля петровской эпохи, для регионального зодчества — исключительный.

Петропавловский собор всегда был самым впечатляющим в ожерелье казанских храмов, его посетителями были все российские императоры, начиная с Екатерины II (кроме Николая II), и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, посещавшие Казань, — описания собора приведены в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма, здесь был Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин.

Храмовый комплекс включает в себя собственно собор, колокольню, дом причта.

История собора Петра и Павла
Одноименная деревянная церковь стояла на этом месте с 1565 года. История нового собора связана с именем Петра I. 27 — 30 мая 1722 г., направляясь в персидский поход, Казань посетил Петр I. Это было уже третье посещение города Петром, первое состоялось в 1695 г. во время Азовского похода, второе — в 1708 г., когда в Казани было открыто адмиралтейство. Император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева, 2-этажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью, стоявшей на месте современного собора. 30 мая в Казани Петр I отпраздновал свое 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшему ему в управление убыточные казенные суконные мануфактуры, Иван Афанасьевич решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла в камне, небывалой для Казани и всего Поволжья высоты и роскоши.

4 года местными силами строили церковь, за основу взяли обычный план посадского храма, каких много строили в Казани и по всей России, но не учли, что традиционная схема храма не предполагает огромной высоты, в итоге ночью свод храма обрушился. Узнав об этом, царь прислал строителей из Москвы (предполагают, что вместе с московскими мастерами прибыли и флорентийские зодчие) и уже в 1726 году митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр (Холмский)  торжественно освятил новый храм (о чём имелась соответствующая надпись на деревянном кресте, хранившемся в ризнице Петропавловского собора до переворота 1917 года).

 

КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Каза́нский Богоро́дицкий монасты́рь — православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится в нескольких минутах ходьбы от казанского кремля, к востоку от кремлёвской горы, на улице Большая Красная.
8 июля 1579 года 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её неизвестна).

Где находится, как доехать.
Место это в Казани очень интересное и колоритное. Икона находится на данный момент в Богородицком монастыре, недалеко от Казанского Кремля!
Монастырь находится на улице Большая Красная, дом 5.
Автобусы, на которых можно доехать до остановки, 22, 28, 28а, 52, 83, 89, либо сначала до Казанского Кремля, а потом уже пешком от него (не более 5 минут идти).  
Монастырь на данный момент только восстанавливается. Поэтому шикарной красоты от него не ждите, предупреждаю сразу.  Мало того, что основной храм и колокольню снесли еще в советское время, так даже братские кельи превратили невесть во что. За прошлый век в них располагалась и табачная фабрика, и общежитие для студентов. 

Это главный храм монастыря, где, собственно, и находится на втором этаже  почитаемая Казанская икона Божьей матери. 
Монастырь этот — мужской. Соблюдайте дресс-код, когда посещаете такие места. Монахи очень бывают огорчены, что люди туда ходят как на прогулку, хотя место это совсем не простое.

Казанский Богородицкий монастырь (возрождается с 2005 г.)

Святыня монастыря:    
переданный 21 июля 2005 г. Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери.

 

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ЗИЛАНТОВ МОНАСТЫРЬ

Монастырь на Зилантовой горе основан  в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски — Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года — Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг . настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) — ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

 

Монастырские храмы
Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля
Преображенский собор (XVI век), снесён в 1930-х гг.
Церковь Николы Ратного (XVI век)
Церковь Киприана и Иустинии (XVI век), снесена в 1930-х гг.
Колокольня с церковью св. Варвары (XIX век), снесена в 1930-х гг.
Троице-Сергиев монастырь Казанского кремля (упразднён в XVIII веке)
Троицкая церковь
Сергиевская церковь
Казанский Богородицкий монастырь на ул. Большой Казанской (Большой Красной)
Софийская церковь (XVII век)
Казанский собор (XIX век), снесён в 1930-х гг.
Храм Николы Тульского (XIX век)
Крестовоздвиженский храм (XIX век), в котором находится почитаемый список Казанской иконы Божьей Матери
Зилантов Успенский монастырь (ул. Зилантова гора)
Успенский собор (1625 г.), снесён в 1930-х
Храм Всех Святых (1681 г., перестроен в 1890-е гг.)
Алексеевский храм над восточной стеной (1720 г.), снесён в 1930-х
Иоанно-Предтеченский монастырь ул. Малая Проломная (Профсоюзная)
3-х шатровый Иоанно-Предтеченский собор (XVII век, полностью перестроен в конце XIX века), снесён в 1930-х
Введенская церковь (XVII век)
Кизический Введенский монастырь на Кизической (Декабристов) улице
Введенский собор (конец XVII века), снесён в 1930-х
Успенская церковь (1881-82 гг.), снесена в 1930-х
Надвратная Владимирская церковь (конец XVII века, перестроена в в 1746 г.)
Феодоровский монастырь (полностью снесён в 1930-х гг., на его месте в 1980-х выстроен «Ленинский мемориал», сейчас НКЦ «Казань»)
Троицкая церковь (XVII век)
Феодоровская церковь (XVII век)
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (Казань) на озере Кабан (не действует, в собственности НИИ «Нива Татарстана»)
Воскресенский собор (освящен в 1698 г.)
Церковь св. Тихона Амафунтского (освящена в 1706 г)

 

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

                                       ИОАННОВ МОНАСТЫРЬ

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Он был основан святителем Германом около 1564-1568 годов, как подворье им же основанного Свияжского Богородицкого монастыря. До 1595 года монастырь был без игумена. Посвящен монастырь Ангелу царя Иоанна Грозного — Иоанну Предтече.

Первые постройки были сделаны из дерева. В 1649 году монастырь полностью сгорел. Московский купец Гаврила Федорович Антипин, имевший собственный двор в Казани, рядом с монастырем, на свои средства восстановил его из кирпича, и 7 сентября 1652 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Свияжский Корнилий торжественно освятил его. Гаврила Антипин построил холодный трехшатровый храм Входа Господня во Иерусалим с приделами в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При церкви также была каменная колокольня, стоявшая отдельно и связанная с ним каменными палатками. Вторая церковь, Введения во храм Пресвятой Богородицы, была теплой, о пяти главах. К ней были пристроены каменные кельи для настоятеля и братии, она считалась домовой и имела три этажа: верхний этаж — храм и настоятельская келья, на втором этаже размещались братские кельи, на нижнем — кухня, трапезная и подвалы. Монастырь окружала каменная ограда, на которой со стороны Кремля располагалась надвратная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. В 1756 году по императорскому указу Екатерины II в монастырь была перенесена из Свияжска и поставлена в теплой Введенской церкви икона с частицей мощей святителя Германа. 3 сентября 1815 года Казань горела. В течение суток погибли архивы, 1179 домов и в том числе — Иоанно-Предтеченский монастырь. Спасти удалось только внутреннее убранство теплой церкви и святой образ. В 1818 году монастырь стали восстанавливать. Старый алтарь холодной церкви полностью заменили более просторным, сделали новую ризницу, колокольню соединили с храмом кельями. 24 июня 1819 года восстановленная церковь была вновь освящена.

  
Приходские храмы Казани, построенные до 1917 года
Действующие храмы 

Бывший кафедральный Благовешенский собор и колокольня, разрушенная после 1917 г.
Церковь Тихвинской иконы Богородицы, XIX в.
Благовещенский собор Казанского кремля (в ведении музея-заповедника «Казанский кремль»), бывший кафедральный
Кафедральный Никольский собор (Николо-Нисская церковь) на Большой Проломной (сейчас ул. Баумана)
Церковь святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (Церковь Ярославских Чудотворцев) на Арском поле (ул. Н. Ершова)
Петропавловский собор на ул. Петропавловской (М. Джалиля)
Богоявленская церковь на ул. Большой Проломной (Баумана)
Спасский храм-памятник павшим воинам на реке Казанке у Кировской дамбы
Церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы на ул. Большой Казанской (Большой Красной)
Евдокиинская церковь на углу Нижнефедоровской (Федосеевской), Поперечно-Казанской, и Засыпкина
Тихвинская церковь (кряшенский приход) на ул. Тихвинской (М. Худякова)
Варваринская церковь на Арском поле (ул. Н. Ершова)
Раифское подворье (сохранилась колокольня храма Московских чудотворцев, построена одноимённая новая церковь, на месте разрушенной) на ул. Московской
Сошествия Святого Духа (Духосошественская, Духосошественная церковь) на ул. Георгиевской (Т. Миннуллина)
 

ХРАМ ВЕЛИКОМУЧЕННИЦЫ ПАРАСКЕВЫ

Церковь возведена в 1730-е гг. на средства И.А.Михляева (г. Казань). Церковь носит название Пятницкой по наименованию левого придела во имя Святой Параскевы Пятницы. 
В храме находилась чтимая икона Параскевы Пятницы 16 века. В начале 1830-х г., по данным Дульского, по проекту П.Г.Пятницкого был построен входной портик. В 1855г. был разобран и выстроен заново левый придел. В советский период была разрушена колокольня, в настоящее время восстановлена.                                                     

Объемно-пространственная композиция осевого построения церкви следует изменениям рельефа. Храм — высокий восьмерик на приземистом двусветном четверике — занимает верхний участок. Над сомкнутым сводом вознесена небольшая главка на высокой пятке, сидящей на граненом глухом барабане. Обширная полукруглая апсида под конхой ниже четверика храма и охватывает его с востока. 
Одноэтажная трапезная на три окна спускается ниже по склону. К ней примыкает северный придел под небольшой главкой на высокой шейке. Нижний сохранившийся ярус колокольни — высокий четверик — заглублен в объем трапезной по основной оси церкви. Входной четырех колонный портик с арочной центральной частью, выдвинутый к западу, выполнен в классицистическом стиле. 
Убранство церкви отличается лаконичностью. Стены, закрепленные по углам огибающими лопатками, прорезают редкие, симметрично расположенные прямоугольные окна в фигурных наличниках. Восьмерик и шейка центральной главки по верху окаймлены аркатурными поясами. 

 
Недействующие храмы
Надвратный храм Нерукотворенного образа Спасителя Казанского кремля
Гостиный двор и церковь Николы Гостинодворского
Никольская единоверческая церковь на Булаке
Макарьевская церковь на Макарьевской (ул. Большая, 98) улице в Адмиралтейской слободе, в настоящее время Сизо-2
Николо-Гостинодворская церковь при Гостином дворе на ул. Малая Проломная (Профсоюзная)
Николо-Преображенская Единоверческая церковь на перекрёстке Правобулачной и Университетской
 
Утраченные после 1917 года приходские храмы Казани
Боголюбская церковь, стоявшая на месте речного техникума
Воскресенский собор на ул. Воскресенской (Кремлёвской, стоявший на месте химфака КГУ), в котором пел Максим Дормидонтович Михайлов
Владимирский собор, стоявший на углу ул. Кирова и Чернышевского, сейчас на его месте сталинский дом
Георгиевская церковь на Петербургской (быв. Георгиевской) улице
Смоленско-Дмитриевская церковь в Ягодной слободе
Церковь Московских чудотворцев Раифского подворья на Московской улице
Владимирский собор на Владимирской (Московской) улице
Успенский собор на перекрёстке Успенской (Московской) и Триумфальной (Ташаяк) улиц
Боголюбская (Екатерининская) церковь на Екатерининской (Кожевенной?) улице в Адмиралтейской слободе
Борисоглебская (Екатерининская) церковь в Плетенях на перекрёстке Екатерининской (Г. Тукая?) и Поперечно-Екатерининской (Ахтямова?) улиц
Варлаамовская церковь на Большой Варлаамовской (Г. Исхаки?) улице
Вознесенская церковь на перекрёстке Вознесенской (Островского?) и Поперечно-Вознесенской (Астрономической?) улиц
Воскресенская церковь на Воскресенской (Кремлёвской) улице (сейчас на её месте химфак КГУ)
Георгиевская церковь на Георгиевской (Петербургской?) улице
Грузинская церковь на Грузинской (К. Маркса) улице
Ильинская церковь на 1-й Мокрой улице (на месте пустыря между железнодорожным вокзалом и Дворцом спорта)
Кирилло-Мефодиевская церковь на ул. Муратовской (Лесгафта)
Матфеевская церковь, ул. ?
Михаило-Архангельская церковь на Дальнеархангельской (Хади Такташ?)улице
Николо-Вешняковская церковь на перекрёстке Вознесенской (Островского) и Петропавловской (М. Джалиля) улиц
Николо-Ляпуновская (Магистратская) церковь на Большой Проломной (Баумана)
Серафимовская церковь, стояла во дворе дома № 72/19 по ул. Достоевского (бывшая Вторая Солдатская), снесена в 1967 г.
Смоленская церковь на Большой (Декабристов) улице в Козьей слободе
Смоленско-Димитриевская церковь на перекрёстке Смоленской (Энгельса?) и Архангельской (Гладилова?) улиц в Ягодной слободе
Трёхсвятительская церковь на перекрёстке улиц Лаврентьева (Качалова) и 1-й Оренбургской (Шаляпина)
Троицкая церковь на перекрёстке Ямской (не переименовывалась) и Посадской (Т. Гизата) улиц
Покровская церковь на Покровской (К. Маркса) улице
Четырёх-Евангелистовская Единоверческая церковь на перекрёстке Евангелистовской (Татарстан?) и Левой набережной оз. Кабан (ул. Марджани?)
 

ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК

Святые места никогда не теряют свою чудодейственную силу. Они могут быть временно забыты людьми. Но приходит время – и потребность в святыне возникает с еще большей силой. И тогда к таким местам стекаются не только паломники, но и туристы, которые черпают здесь духовные силы.

Церковь Богородицы в поселке Савиново, что в Ново-Савиновском районе Казани, возымела добрую молву сравнительно недавно. В обиходе её называют Живоносовской церковью. Этот православный храм не древний. Его строительство началось в 1995 году, а завершилось в 1999 году. Но это место не новое для церкви, так как здесь находился старый деревянный храм. Освящение было проведено 22 марта 1999 года. С тех пор многие паломники и туристы прибывают к стенам этой святыни.

Алтарная часть церкви является исторической ценностью, так как это сохраненная часовня, где был упокоен купец Заусайлов (1898 год). 
Особым почетом в храме пользуется икона Богородицы «Живоносный источник». Именно к этой святыне и стекаются православные со своими молитвами и просьбами.

Богослужения проводятся в храме в праздничные и воскресные дни. Утренняя литургия начинается в 8.00. На вечернем Богослужении священнослужители ждут паломников и прихожан в 17.00. Каждый четверг в 10.00 служится молебен.

Рядом с церковью находится деревянная часовня, которая расположилась над источником. Его вода давно уже славится целебной силой. Источник был освящен владыкой в 2000 году. 
На эту святыню уповают многие православные, имеющие гинекологические проблемы и заболевания желудочно-кишечного тракта.

 

Церкви военные
Спасская, в Спасской башне, во имя Нерукотворенного Образа Спасителя
Никольская, на пороховом заводе, во имя св. Чудотворца Николая
Св. Марии Магдалины, в лагерях под Казанью, освящена летом 1895 года
Домовые храмы, существовавшие до 1917 года в Казани[править | править вики-текст]
Дворцовая во имя Сошествия Святого Духа (быв. Введенская), при губернаторском дворце в в Казанском кремле
Крестовая, при архиепископском доме в Казанском кремле, во имя Св. Гурия

 

ЦЕРКОВЬ ЯРОСЛАВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ

Проезд по ул. Ершова до ост. Парк Горького.                                                                                                    
ЦЕРКОВЬ ЯРОСЛАВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ
Один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани — храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Этот храм находится на Арском Алтарькладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца).

В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. — перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.

Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм,Внутреннее убранство храма будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. 
В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь Административное здание приходахранились чудотворные иконы:

— Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни),
— Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни),
— икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря),
— икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани),
— Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др.

 

ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ

Церковь святой великомученицы Варвары была построена в конце XVIII века.

На месте ее находился «казанского вице-губернатора Кудрявцева» загородный дом, из которого, по одному из преданий, в 1779-1780 гг. церковь и была перестроена.

На церковном антиминсе стояла дата — 1781 год. Однако до революции в алтаре хранилось Евангелие в серебряном чеканном окладе с надписью об устроении его стараниями местного священника Ильи Федорова в 1764 году.

                 Сибирская застава — 18 век, окраина Казани, Большой Сибирский тракт

Первоначально Варваринская церковь была построена как холодная (летняя, т.е. не отапливаемая) церковь. Придельным теплым храмом являлся храм во имя Жен-Мироносиц, в процессе перестроек превратившийся в придел Варваринской церкви. По преданию, церковь во имя святой великомученицы Варвары была сооружена для нужд Арского кладбища, но когда в 1795 году была построена кладбищенская церковь (во имя Ярославских чудотворцев), Варваринский храм стал самостоятельным приходским. Причем вплоть до 1818-1819 гг. кладбищенский храм являлся приписным к Варваринскому.

Священники Варваринской церкви совершали требы в военном госпитале, приписанном к храму в богослужебном отношении. Варваринская церковь не сохранила в себе ничего старше XIX века из-за неоднократных перестроек. Так, главный храм, созданный еще в традициях классицизма, за ветхостью был разобран, и в 1901-1907 гг. сооружен новый, по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского, теперь уже в традициях русского стиля. Перестройка храма производилась на средства самого храма и на пожертвования граждан.

Варваринская церковь в XIX веке находилась еще на окраине города, напротив Сибирской заставы, мост которой был построен в 1806 году по проекту архитектора Шелковникова. На этом мосту встретились возвращавшийся из ссылки Бирон, которому Елизавета Петровна разрешила жить в Ярославле, и Миних, в свое время добившийся ссылки Бирона в Пилим, а затем сам сосланный туда же.

По этому мосту мимо Варваринской церкви в разное время проезжали (и бывали в ней): А.Н.Радищев (1790), А.И.Герцен (1835), Н.Г.Чернышевский (1864), В.Г.Короленко (1884). В Варваринской церкви 2 февраля 1864 года венчались Николай Евгеньевич Баратынский, сын гениального поэта Е.А.Баратынского, и Ольга Александровна Казем-Бек, дочь знаменитого востоковеда. 25 апреля 1903 года в этой церкви был крещен Николай Заболоцкий, будущий поэт. На клиросе Варваринской церкви неоднократно пел подростком Федор Шаляпин.


 
Храмы при учебных заведениях
Воздвиженская церковь при Казанском Императорском Университете
Александринская церковь при Родионовском Институте, во имя царицы Александры
Крестовоздвиженская церковь при 1-й Императорской гимназии на углу улиц Воздвиженской и Казанской
Церковь при 2-й Императорской мужской гимназии
Варфоломеевская церковь при 3-й Императорской мужской гимназии, на быв. Старо-Комиссариатской улице близ Первой Горы
Церковь при 1-й Мариинской женской гимназии
Михаило-Архангельская церковь при Духовной Академии
Иоанно-Богословская церковь при Духовной Семинарии
Богородице-Рождественская церковь при Епархиальном училище
Святых Антония и Феодосия, при духовном мужском училище
Во имя Введения во Храм Пресвятыя Богородицы при женском епархиальном училище
Павловская церковь при Духовном Училище?
Гурьевская церковь при Крещено-татарской школе
Захариевско-Елисаветинская, при Инородческой учительской семинарии, во имя преподобных Захария и Елисаветы
Андреевская церковь при Учительском Институте
Введенская церковь при Окружном женском училище для девиц духовного звания
Введенская церковь при земской учительской школе
Во имя Введения во Храм Пресвятыя Богородицы при Земской женской учительской семинарии
Пантелеимоновская церковь при училище слепых (Здание снесено в 2008 г.)
 

ХРАМ-ПАМЯТНИК СПАСУ НЕРУКОТВОРНОМУ

Храм Нерукотворного Образа Спасителя, или Памятник павшим при взятии Казани в 1552 году.  Именно на этом месте находится братская могила тех, кто завоевывал Казань. 

Храм-памятник Спаса Нерукотворного Образа — воинский памятник-храм.
Нерукотворного Образа Спасителя – самый необычный в богатой культовой архитектурой Казани. Он стоит на острове на реке Казанке. В 1552 году, после взятия города Иваном Грозным, тысячи павших воинов были захоронены на этом месте. Над братской могилой по распоряжению царя возвели храм, но его пришлось перенести на более высокое место из-за паводков, которые затапливали храм каждую весну. На месте захоронения осталась часовня, и только в 1823 году здесь появился памятник-храм, созданный архитектором Николаем Алферовым. Памятник представляет собой усеченную пирамиду, ее высота составляет 20 метров. С четырех сторон находятся входы в здание. В центре пирамиды размещается храм. Храм был закрыт практически сразу после революции, и лишь в 2001 году здесь возобновились службы.

                                  вид на храм-памятник и на Казанский кремль

Как доехать. Где находится.
Проезд: до ост. «Речной техникум» на трамвае №1; троллейбусах: 4, 10 Автобусы: 2, 5, 10, 45, 48, 49, 53, 57, 64, 72, 79, 82, 96
Координаты: 55.801, 49.0775
Памятник павшим воинам при взятии Казани
Остановка «Речной техникум»

 

КИЗИЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Кизический Введенский монастырь (Свято-Введенский мужской монастырь, Кизический мужской монастырь)  — действующий православный мужской монастырь в городе Казани, основанный в 1691 году, своим наименованием давший название Кизической слободе и дамбе через реку Казанка.

История основания Кизического монастыря такова: в 1654-1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань — только в самом городе и его окрестностях, по синодику, умерло 41698 тыс. человек. Тогда по совещанию духовных и светских властей было решено принести в город чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери, который находился в то время в Седмиезерной Богородичной пустыни. В трех километрах от города икона была встречена митрополитом Казанским и Свияжским Корнилием I, при большом стечении народа. Во время пребывания чудотворного образа в Казани смертельная болезнь отступила. Тогда было решено ежегодно приносить эту икону в Казань. На том месте, где была встречена святыня, водрузили святой крест, в знак того, что встречи и проводы этой иконы должны проходить именно здесь. Это событие можно считать первым моментом зарождения будущего монастыря.

                        ВНУТРЕННИЙ ДВОР КИЗИЧЕСКОГО МОНАСТЫРЯ 

Архитектурный ансамбль Кизического монастыря

 Введенский собор

Надвратная церковь св. Владимира

Большая колокольня XIX века.

Успенская церковь

Юбилейная часовня к 200-летию монастыря.

Братский корпус.

Дворовая колокольня.  

 

РАИФСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче. Инок Филарет был прежде насельником Чудова монастыря в Москве и потому являлся самовидцем мученического подвига св. Патриарха Ермогена, заточенного в этой обители. Видимо, не случайно появился Филарет в Казанском крае, еще не забывшем славного архипастырского служения св. Ермогена в сане митрополита Казанского и Свияжского. Возможно, Филарет был тем связующим звеном, что протянулось между заточенным в Чудовом монастыре Патриархом и Казанским митрополитом Ефремом, который и возглавил Русскую Церковь после мученической кончины св. Ермогена. Инок Филарет был родом из богатой семьи. Получив наследство, он раздал его нищим, а сам принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Спустя несколько лет инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Городская суета, нарушавшая покой монастырской жизни, заставляла Филарета часто уединяться в леса, окружавшие Казань. Однажды Филарет забрел в одно лесистое место, располагавшееся на берегу живописного озера, где, очарованный прекрасным местом для отшельнической жизни, устроил себе для жилья убогую хижину. Поначалу келья инока стояла одиноко, и только язычники-черемисы нарушали тишину, приходя совершать в это место свои языческие обряды. Но вскоре место, где в посте и молитве подвизался инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника, которые стали посещать инока Филарета. Некоторые из них решили посвятить свою жизнь иноческому подвигу и поселились рядом. Так появился на берегу дивного Сумского озера иноческий скит.  

   Храмы Раифского монастыря:

   Собор в честь Живоначальной Троицы                                                                                             

     Собор Грузинской иконы Божией Матери                                                                                        

  

Храмы при медицинских учреждениях
Александровская церковь при Казанской городской больнице во имя св. блгв. кн. Александра Невского
Во имя иконы Божьей Матери Неопалимый Купины при земской больнице
Церковь при Новой клинике Университета
Церковь при Старой клинике Университета (во имя Божией Матери Скорбящих?)
Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих при окружной лечебнице душевнобольных
Во имя иконы Скорбящей Божией Матери при Военном госпитале
при богоугодных заведениях
Александринская церковь при Чемесовской дворянской богадельне
Александровская церковь при Александринском детском приюте
Церковь во имя Нерукотворенного Спаса при богадельне Крупенникова на быв. ул. Большой Лецкой (Здание снесено в 2005 г. На его месте выстроено здание представительства Турции в Казани)
Сергиевская церковь при доме призрения

 

Тюремные храмы
Александровская церковь при арестантском отделении
Троицкая церковь при тюремном замке
 

СЕДМИОЗЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Богородичная Седмиезерная пустынь — православный мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви к северу от Казани, в пригородном посёлке Семиозёрка. До 1918 года был общежительным монастырём 3-го класса.

Основан в 1615 году иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принесшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Смоленской Седмиезерной (прославилась в 1654 году спасением от моровой язвы). В память событий 1654 г. был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозерной пустыни в Казань.                                                                                                  

Благодаря почитанию иконы в обитель стали поступать щедрые пожертвования. На них удалось в 1668 г. возвести каменный Смоленский собор, главный храм монастыря, в котором и помещалась икона (сейчас от него остались лишь руины цокольного этажа). Ещё раньше, в 1640 г., появился первый каменный храм – Вознесенский.

В XIX веке к ним добавились ещё 3 храма, а также многоярусная надвратная колокольня. Ещё одна церковь, шестая по счёту, во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», была возведена над святым источником в 1 км от пустыни.

                                           БРАТСКИЙ  КОРПУС  Семиозерного МОНАСТЫРЯ 

Монастырь входил в число нескольких богатейших в Казанской епархии. В XVIII веке в его владениях числилось более 500 крестьянских душ. После реформы 1764 г., когда монастыри были лишены земель с крестьянами, Седмиозёрная пустынь была причислена к III классу.

Братия монастыря, как в XVIII, так и в XIX веке насчитывала несколько десятков человек; в некоторые годы число монашествующих с послушниками доходило до 100.

С 1883 до мая 1908 года в монастыре жил старец Гавриил (Зырянов) (прославлен как местночтимый святой в 1996 году).

Последний, до закрытия, настоятель монастыря (1922—1928) архимандрит Александр (Уродов) († 14 августа 1961 по ст. ст.) также прославлен в лике святых как преподобный Александр Седмиезерный (Санаксарский).

 

Старинные храмы, вошедшие в черту города после 1917 года
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Царицыно
Тихвинская церковь в Вознесенском (на границе Советского района и Азино)
Борисоглебская церковь в Борисоглебском (Авиастроительный район)
Церковь Николы (Николая Чудотворца) в Красной Горке
 
Часовни
В память избавления императора Александра II от покушения 4 апреля 1866 г. на Грузинской улице около здания Дворянского собрания (в советское время Дом офицеров, в настоящее время городская Ратуша)
В память мученической кончины императора Александра II 1 марта 1881 г. в ограде Владимирского собора
Часовня с образом Богоматери в ограде Вознесенской церкви
Часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи при Николо-Ляпуновской церкви (при спуске от рынка на Большую Проломную улицу)
В память 900-летия крещения Руси, в Адмиралтейской слободе, при мещанской Мариинской богадельне.
 
Храмы, построенные после 1985 года
Церковь прав. Иоанна Кронштадтского при семинарии
Церковь Рождества Христова на ул. Адоратского
Церковь преп. Серафима Саровского и иконы Божией Матери «Умиление» на ул. Сафиуллина
Церковь преп. Сергия Радонежского в Кировском районе
Храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Савиново
Молитвенный дом Смоленской иконы Божией Матери на Сухой Реке (на месте разрушенного одноимённого храма)
Успенский приход в Дербышках
Храм в честь священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского на ул. Чистопольской Новосавиновского района (строится)
Церковь Александра Невского (Юдино) (Юдино) 
 

 

_____________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Сайт Казанской митрополии.
Протоиерей Владимир Мухин «История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е, 30-е годы ХХ столетия»
Статьи А. М. Елдашева о казанских монастырях и храмах.
А. М. Елдашев Утраченные монастырские некрополи Казани (XVI — начало XX вв.).
Монастыри и храмы на сайте Казанской епархии

komanda-k.ru

Казанский Богородицкий монастырь в городе Казань

Каза́нский Богоро́дицкий монасты́рь — православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится в нескольких минутах ходьбы от казанского кремля, к востоку от кремлёвской горы.

История

8 июля 1579 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте,
указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы
впервые составил очевидец событий священник Ермолай – будущий
патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как
священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет
после взятия Казани русскими войсками было воспринято
современниками как символическое событие огромного значения. В том
же 1579 г., по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте
обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой
монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона,
получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её, к
сожалению, неизвестна).

Ополчение Минина и Пожарского в 1612 г. взяло в поход на Москву
Казанскую икону, по благословению местоблюстителя патриаршего
престола (после мученической смерти Гермогена) казанского
митрополита Ефрема.

Подлинник иконы после похода 1612 г. был возвращён в
Богородицкий монастырь Казани (в Москве, в Казанском соборе на
Красной площади, был установлен лишь почитаемый список, хотя
некоторые москвичи впоследствии были склонны принимать за подлинник
именно его).

Приток паломников сделал Богородицкий монастырь известной
святыней Среднего Поволжья.

По реформе Екатерины II (1764), поделившей все обители
России на штаты (классы), он был причислен ко второму классу, а
в 1809 — к первому, самому высшему. Число монахинь и послушниц
постепенно выросло от 100 с лишним в начале XIX в. до 500 к моменту
революции.

Территория монастыря занимала несколько гектаров. Его
архитектурный ансамбль по размерам и роскоши не имел себе равных в
Поволжье.

Главный собор, где и пребывала икона, был построен в стиле
классицизма в 1798 – 1808 гг. (по проекту знаменитого русского
архитектора И. Старова) на месте обветшавшего каменного собора
1590-х гг. Его площадь составила 49 на 43 м, а высота – 44 м. Облик
собора определяли 5 полусферических куполов и 3 огромных фронтона с
колоннами – со всех сторон, кроме алтаря.

Никольский храм к северу от него (1810 – 1816 гг.) и
Крестовоздвиженский к югу (1882 – 1884 гг.) также были возведены в
стиле классицизма, но имели по одному большому полусферическому
куполу. 2 основных корпуса – Настоятельский и Никольский (1820-е –
1840-е гг.), составили собой гигантский полукруг, замкнувший
классический ансамбль в единое целое.

В этот ансамбль XIX века вошли 2 более древних сооружения –
55-метровая колокольня, одна из самых высоких в Казани, и маленькая
Софийская надвратная церковь (обе – середина XVII в.).

После закрытия в сентябре 1918 года Казанского Кремля и его
храмов в монастырь были перенесены главные уцелевшие святыни
Казанской епархии: мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских.

Хотя монастырь был упразднён, в течение всех 1920-х годов
действовала официально зарегистрированная православная община. В
1931 году общину перевели в Петропавловский собор, после чего
большая часть ансамбля обители подверглась разрушению.

С 1942 на территории бывшей обители размещалась табачная
фабрика; западная часть разорённого ансамбля позже была застроена
5-этажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филфак
Казанского педагогического института (ныне – университета).

Восстановление. Современная жизнь

В 1994 была возвращена верующим Софийская церковь, в 2004 – 2005
гг. возвращён и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм.
21 июля 2005 г. патриарх Всея Руси Алексий II передал Казанской
епархии возвращённый папой римским т. н.
Ватиканский список Казанской иконы. Этот список был помещён
именно в Крестовоздвиженском храме. По определению специалистов, он
был написан в России в конце XVII или I половине XVIII в.
(неизвестно точно, в каком монастыре он находился, за рубеж попал
после революции). И по стилю, и по размерам он никак не может
являться тем подлинником Казанской иконы, который был обретён в
1579 г. Подлинник бесследно исчез в 1904 г. – он был похищен из
собора Казанского монастыря вором Чайкиным. Злоумышленник был
пойман, но заявил на следствии, что изрубил и сжёг икону в печи,
так как ему была нужна лишь драгоценная риза.

Тем не менее, Ватиканский список является глубоко почитаемым в
народе, чудотворным, и его нахождение сейчас на месте обретения
Казанской иконы видится вполне логичным. Ежедневно к нему приходят
сотни, а в некоторые дни и тысячи паломников со всей России и из-за
рубежа.

Монастырь с 2005 года возрождается как мужской, хотя до
революции был женским. Братия его пока очень малочисленна
(несколько человек).

Состоявшийся вывод табачной фабрики и планируемое создание
большого паломнического центра порождают надежды на полноценное
восстановление всего монастырского ансамбля.

Литература

Ссылки

ru.advisor.travel

Богородицкий монастырь, Казань: адрес, история, святыни, настоятель

С давних пор одной из наиболее почитаемых российских святынь является Казанская икона Божьей Матери. Множество раз по молитвам перед ней укрывала Царица Небесная Своим Покровом нашу землю от бед и несчастий, за что и сделали с неё немало списков, также прославившихся чудесами. На месте обретения образа был основан Казанский Богородицкий монастырь, вставший впоследствии в ряд ведущих духовных центров России.

Видение отроковице Матроне

Хоть и давно это было, но предание сохранило для нас рассказ о горе, постигшем в 1579 году стрелецкого сотника Данилу Онучина, поселившегося в Казани лет за пятнадцать до этого. Знать, прогневал Господа служивый человек, раз попустил Царь Небесный случиться в его доме, недавно отстроенном и ещё пахнущем свежими сосновыми брёвнами, лютому пожару. То ли с божницы свечка упала, то ли уголёк стрельнул из незакрытой печи, но только полыхнуло пламя так, что насилу успел Данила выскочить да вытащить из огня жену свою Катерину с двенадцатилетней дочерью Матроной.

Потужили, погоревали, да что же делать – Воля Божья. До времени приютили погорельцев добрые люди. И вот, в одну из ночей, является отроковице Матроне Сама Царица Небесная и повелевает идти на место, где стоял их дом, и обрести там Её честной образ, сокрытый под грудой пепла. Оробела девица, но то же видение было ей ещё и ещё раз. Тогда в страхе великом поведала всё своей матери, а та поспешила прямиком к архиепископу Казанскому Иеремии.

Обретение чудотворной иконы

Пастырь Божий отнёсся к её рассказу со всем доверием, и тут же во главе церковного причта с молитвами и песнопениями отправился вместе с Катериной на пепелище. Долго пришлось ворошить груды золы и головешек, пока, наконец, в руках дочери Катерининой Матроны не оказалась та самая икона, о которой вела речь Царица Небесная. Велика была радость, и в тот же день святыню перенесли в стоявшую неподалёку церковь Николы Тульского.

Монастырь, рождённый государевым изволением

Случилось это в 1479 году, то есть при государе Иване Васильевиче (Грозном). Правду сказать, хоть и лют был царь, но порой являл примеры благочестия. Вот и на этот раз, проведав о чудесном обретении иконы, велел заложить на том самом месте церковь, а как будет готова, устроить подле нею женскую обитель, чтобы инокини молитвенно славили милость, ниспосланную Царицей Небесной. Так, государевым изволением был основан Казанско-Богородицкий женский монастырь, в котором приняли постриг и сама Катерина, и её дочь Матрона, в иночестве нареченная Маврой. Её же сподобил Господь впоследствии стать настоятельницей обители.

Восшедший на Московский престол после смерти отца новый государь Фёдор Иоаннович, так же как и его батюшка, был щедр к новой обители и повелел воздвигнуть в ней каменный храм в память явленного здесь чуда. Поскольку на волжский берег вместе с царским указом прибыли и деньги на его реализацию, то работа закипела, и не более как через год вознеслись к небу стены величественного храма в честь явления Казанской иконы Божьей Матери. В него же она и была торжественно перенесена из прежней деревянной церковки.

Центр паломничества

Поскольку в скором времени появилось множество свидетельств о чудесах, явленных по молитвам перед иконой Божьей Матери, то Богородицкий монастырь (Казань) быстро стал местом всеобщего паломничества. Со всех концов России в него съезжались, а порой и шли пешком за тысячу верст богомольцы. Известно, что не свеча, пусть даже пудовая, нужна Царице Небесной, а труд, положенный православным человеком на то, чтобы дойти и поклониться её образу.

Вот и пылили по дорогам бескрайней Руси вереницы добровольных странников, направляясь туда, где находится Казанский Богородицкий монастырь. Не останавливали их ни зимняя стужа, ни летняя жара. Особенно старались поспеть к 4 ноября, когда отмечался День иконы Казанской Божьей Матери. В этот праздник счёт паломникам шёл на тысячи.

Посещения монастыря царствующими особами

Казанский Богородицкий монастырь посещали и члены царствующего дома. Многие из них, путешествуя по Волге, считали своим непременным долгом поклониться образу Пресвятой Девы, хранившемуся в стенах обители. Кстати, сохранились любопытные сведения, согласно которым, городской бюджет в те годы на 70% состоял из средств, вырученных за счёт многочисленных крестных ходов, проводимых в монастыре, и массового паломничества.

Особенно памятными стали для обители два визита царствующих особ. Весной 1722 года здесь побывал государь Пётр I, а в 1767 году Богородицкий монастырь (Казань) почтила своим присутствием Екатерина II. Матушка-императрица пожертвовала на украшение святых образов Пречистой Девы и Спасителя драгоценные бриллиантовые короны, не дошедшие до нас, и безвозвратно канувшие в океане бурных событий XX века.

В огне пугачёвщины

Во дни, когда волжские берега были охвачены пожаром пугачёвского восстания, монастырь стал не только свидетелем, но и невольным участником тех драматических событий. Жители Казани пытались найти в его стенах спасение от кровавого разгула бунтовщиков, но тщетно.

Один из отрядов ворвался в обитель и, выгнав из неё монахинь, разместил в ней артиллерийские орудия, из которых вёлся огонь по Кремлю. Любопытно отметить, что, несмотря на всю свою разнузданность, бунтовщики не тронули ни чудотворную икону, ни её украшения. Земного суда они не боялись, а перед Небесным всё же трепетали.

Закладка нового собора

Старый Казанский собор, в котором уже два столетия хранилась чудотворная икона, к концу XVIII века весьма обветшал и, поскольку архитектурная комиссия признала его не подлежащим восстановлению, был разобран. Для восполнения этой потери на том же месте в 1796 году в присутствии императора Павла I, его сына Александра – будущего победителя Наполеона, и второго сына Константина был торжественно заложен новый собор.

Автором его проекта, выполненного в классическом стиле, стал знаменитый петербургский архитектор И.Е. Старов, прославившийся в городе на Неве такими своими шедеврами, как Троицкий собор Александро-Невской лавры, Князь-Владимирский собор, Таврический дворец, и целым рядом иных великолепных сооружений.

Последний век монастырского благоденствия

Следующий затем XIX век стал периодом особо бурного строительства, за время которого Богородицкий монастырь (Казань) изменился до неузнаваемости. В самом его начале на пожертвования дворянского дома Мусиных-Пушкиных был возведён Софийский собор, а вскоре разработан и утверждён проект полной реконструкции обители, который претворялся в жизнь почти до конца столетия.

Была снесена окончательно обветшавшая к тому времени древнейшая постройка монастыря — Николо-Тульская церковь, возведённая когда-то по приказу Ивана Грозного. На её месте построили новую тёплую церковь, где с тех пор хранилась в зимнее время чудотворная икона. Возвели также Настоятельский корпус и помещения, в которых разместились кельи инокинь. В последней четверти века на территории монастыря появилась постройка, названная Крестовоздвиженским корпусом. В ней помещался храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, ризница, трапезная, школа живописи, квасная, хлебная и целый ряд хозяйственных помещений.

Похищение святыни

В конце июня 1904 года Россия была потрясена ужасной вестью: неизвестные злоумышленники, проникнув ночью в Богородицкий монастырь (Казань), похитили из его храма главную святыню – Казанскую икону Божьей Матери. К поискам преступников были подключены лучшие следователи страны, ведь речь шла о невиданном до той поры святотатстве, вызвавшем в обществе самый широкий резонанс.

Воры были задержаны, однако иконы у них не оказалось. Более того, ни из их показаний, ни на основании дополнительных расследований не удалось установить её местонахождение. Последующая судьба иконы остаётся загадкой и по сей день.

И тем не менее постигшее монастырь несчастье не уменьшило число стремящихся в него паломников, особенно в День иконы Казанской Божьей Матери. За отсутствием святыни, люди шли, чтобы поклониться хотя бы тому месту, где она когда-то пребывала. В самом же храме, точнее в его подземелье, на том месте, где когда-то был обретён чудотворный образ, в 1913 году была устроена подземная церковь в честь трёхсотлетнего юбилея дома Романовых. Средства на её создание пожертвовала великая княгиня Елисавета Фёдоровна – родная сестра императрицы.

Лихолетье

После октября 1917 года на монастырь обрушились все те же несчастья, что и на прочие обители многострадальной России. Часть помещений была сразу же отнята у сестёр и передана в распоряжение одной из воинских частей. В конце двадцатых годов положение значительно ухудшилось ввиду того, что монастырь был окончательно закрыт, а большая часть жилых помещений стала использоваться как общежитие студентов педагогического техникума.

Будущие учителя и воспитатели, призванные «сеять разумное, доброе, вечное», привели монастырь в плачевное состояние. Даже дикая пугачёвская орда не причинила обители таких бед. Молодые педагоги выломали двери и окна, разбили исторические надгробия, а также сожгли деревянные лестничные ступени и перила.

Некоторый период территория монастыря использовалась под склады заготконторы, а затем была передана для строительства киностудии. С этой целью было снесено несколько исторических сооружений. В довершение всего был взорван Казанский собор, созданный по проекту русского гения И.Е. Старова. Много и других бед пережил монастырь за годы богоборчества.

Вновь учреждённый мужской монастырь в Казани

Нелёгкий путь к возрождению монастыря начался в 1993 году, когда местной епархии была передана надвратная Софийская церковь, возведённая ещё в XIX веке. Вслед за ней вернулись к своим прежним владельцам и прочие чудом сохранившиеся, но потерявшие прежний облик сооружения. Предстояла трудная и дорогостоящая работа по их восстановлению.

Иноческая жизнь вернулась в древние стены в 2005 году. Постановлением Священного Синода монастырь был возрождён, но уже как мужской. Тогда же Казанский Богородицкий мужской монастырь переживал ещё одно радостное событие. Прибывший в город Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар обители список с украденной в начале XX века чудотворной иконы Богородицы. Прежде он хранился в Ватикане и был передан Русской православной церкви лично Римским папой. Сегодня он находится в восстановленной и действующей Крестовоздвиженской церкви монастыря.

В наши дни братия монастыря, которую возглавляет игумен Марк (Виленский) ещё весьма невелика и состоит всего из восьми человек. Шестеро из них имеют сан иеромонахов, то есть монахов, рукоположенных во священство и получивших тем самым право совершать таинства. Ещё двое – иеродиаконы. Это диаконы, но, в отличие от своих собратьев, принадлежащих к белому духовенству, принявшие монашеский постриг.

Несмотря на столь малочисленную братию, Казанский Богородицкий монастырь в Казани, адрес которого: ул. Большая Красная, 5, вновь обретает значение важного духовного центра. Его главной святыней является «Ватиканский» список похищенной иконы, о котором упоминалось выше. Кроме того, святынями, несомненно, являются и чудом сохранившиеся после десятилетий атеистического безвременья три ныне действующих монастырских храма.

fb.ru

Казань, Раифский монастырь: достопримечательности и фото

Несколько столетий назад на Синайском полуострове, рядом с горой с одноименным названием, появилось древнее поселение монахов — Раифа. Это необычное название историки относят к древнееврейским, опираясь на тот факт, что именно через эти места когда-то давным-давно проходил путь «сынов Израилевых». В далеком IV веке в монашеской обители Раифе проживало 43 монаха. В это же время в долину Нила переселилось враждебное племя ноба. Однажды они учинили разбойное нападение на обитель и захватили монахов. Они долго издевались над старцами, требуя золота. Так ничего и не получив, варвары убили 39 монахов. Позднее все погибшие от рук преступников были причислены к лику святых. Именно отсюда название обители перешло в Казань. Раифский монастырь, достопримечательности которого привлекают многих туристов, берет свое начало в глубокой древности.

Раифский монастырь: немного истории

На сегодняшний день в России насчитывается более 300 мужских обителей. Раифский монастырь – один из крупнейших в этом списке. Основателем его считается отшельник Филарет, который постригся в монахи после смерти своих родителей. Он долгое время скитался по городам, пока не нашел приют в Казани, в Спасо-Преображенском монастыре. После построил себе небольшую келью на берегу озера и стал жить там отшельником. Однако вскоре к Филарету стали приходить его почитатели и молиться вместе с ним. Постепенно все больше людей оставалось на берегу, они строили свои кельи и вели аскетический образ жизни со своим подвижником. Со временем здесь построили часовню, куда приходили на службу все желающие. Уже после смерти Филарета на этом благословенном месте был основан монастырь, который решили назвать в честь святых, погибших в Раифе. Так и появился Раифский Богородицкий мужской монастырь. Казань с этого момента стала местом святой обители.

Первые монастырские строения были из дерева и полностью выгорели во время пожара в 1689 году. Уничтоженное подворье полностью восстановили. Теперь все строения были сложены из камня и являли собой великолепный архитектурный памятник в стиле барокко. Незадолго до революции в обители проживало около 80 монахов и послушников. В трудное революционное время монастырь пережил многое. Его закрывали. Иеромонахи, служившие там, арестовывались. В стенах монастыря размещали тюрьму, позже колонию для несовершеннолетних. И только в 1991 году обитель была возвращена Русской православной церкви. На сегодняшний день Раифский монастырь (Казань), фото которого представлено ниже, являет собой потрясающее и величественное строение.

Раифский монастырь и современность

После возрождения монастыря в 1991 году в его стенах проживает около 60 послушников. Монашеская жизнь после разрушения была полностью восстановлена. Сейчас в обители находится приют для мальчиков, выпускается газета, действует знаменитый церковный хор «Притча». Тысячи туристов спешат посетить город Казань. Раифский монастырь, достопримечательности которого известны по всей стране, привлекает паломников и мирян. Кто-то едет сюда молиться и найти душевное спокойствие, а кто-то торопится испить воды из святого источника.

Чудеса Раифского монастыря

Первое предание, связанное с Раифским монастырем, уходит корнями в глубокую древность, во времена иеромонаха Филарета, основателя обители. Когда вокруг одинокой кельи отшельника стали селиться его последователи, Филарет решил построить часовню. Предание гласит, что во время строительства один из иноков видел Божье знамение – его взору предстала рука Божья, простертая из гущи облаков. Позже монахи утверждали, что неоднократно слышали колокольный звон. Иеромонах Филарет в то время счел все эти видения добрым предзнаменованием.

Еще одна легенда связана с озером, на берегу которого построен монастырь. Говорят, что в этом озере обитает много лягушек. И когда монахи начинали молитву, лягушки так громко квакали, что заглушали людские голоса. Тогда послушники обратились к Господу с просьбой унять земноводных. С тех пор на том берегу, где проходят службы и молитвы, лягушки молчат. Их кваканье раздается только на противоположной стороне.

Чудотворная Грузинская икона Божьей Матери

Чудотворная Грузинская икона Божьей Матери – еще одно чудо монастыря. Считается, что это образ помогает женщинам испытать счастье материнства, а также излечивает болезни просящих. История этой святыни довольно необычна. В 1622 году она была похищена из Грузии шахом Аббасом и продана. Позже икона оказалась в руках приказчика Стефана Лазарева, приказчика купца Егора Лыткина. Однажды ночью купцу было видение: он узрел, где находится эта чудотворная икона. Он получил веление отправить ее в Красногорский монастырь Архангельской епархии. Егор Лыткин исполнил все, как и было велено ему во сне. Икона уже тогда славилась своими чудотворными свойствами. Позже святыня была переправлена в Раифский монастырь, где и находится в настоящее время. Сейчас любой, кто верит в ее чудотворность, может посетить Казань (Раифский монастырь). Достопримечательности этого святого места не только порадуют глаз, но и помогут исцелить болезни. Что же еще интересного есть в святой обители?

Раифский монастырь (Казань): достопримечательности. Отзывы

Паломники, посетившие эту святыню, оставляют самые благоприятные отзывы о поездке. Для них здесь специально построен «Дом паломника», где все желающие могут снять недорогой и удобный номер на различное количество мест. За символическую плату можно покататься по озеру на лодке. А в местной трапезной недорого и сытно перекусить.

Наверняка многие хотели бы хотя бы раз в жизни совершить паломничество по святым местам. Одним из таких мест обязательно должен стать Раифский монастырь (Казань). Достопримечательности, фото которых вы видите на странице, порадуют вас, так же как и возможность прикоснуться к самому сердцу святыни.

Скульптуры Раифского монастыря

Среди послушников Раифского монастыря много удивительных людей. Один из них – художник и скульптор Владимир Савельев. За те 10 лет, что он несет здесь послушание, мастер успел украсить всю территорию монастыря своими скульптурами. На Крещение здесь собирается много желающих окунуться в проруби, и их взору предстают великолепные фигуры из льда, выполненные Владимиром Савельевым. Эти потрясающие произведения искусства радуют глаз еще долгое время после праздника.

Подворье монастыря в Казани

Подворье Раифского монастыря находится в Казани, причем в самом центре города. Это уединенное зеленое место отделяет от бурлящего города небольшая ограда. До революции 1917 года на этом месте был расположен обычный приход, и только в 1998 году здесь основали монастырское подворье. На территории – часовня Александра Невского, которой недавно исполнилось 100 лет. Поражает величественная красота здания и то умиротворение и спокойствие, которые царят внутри. Если пройти через часовню и небольшой садик, полный зелени, попадешь в здание из красного кирпича, где в настоящее время находится храм. С момента восстановления монастырского подворья все больше людей приходят сюда заказать молебен или просто поговорить с настоятелем храма.

Раифский монастырь. Как доехать из Казани

Раифский монастырь постоянно открыт для паломников и простых туристов. Добраться туда проще всего на автобусе, который проходит мимо. В течение дня автобус ходит несколько раз с интервалом около двух часов. Подробнее об этих маршрутах можно узнать из любого путеводителя. Можно добраться до святыни и на собственном автомобиле – возле монастыря предусмотрена платная парковка.

Желающие насладиться красотой архитектуры, преклониться перед Чудотворной иконой, испить святой воды обязательно должны посетить Казань, Раифский монастырь. Достопримечательности этого места покорят каждого, а сама поездка подарит спокойствие и умиротворение.

fb.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о