Советы тренера

Пещеры печоры – Богом зданные пещеры Псково-Печерского монастыря

Псково-Печерский Монастырь — Богом зданные пещеры

Богом зданные пещеры

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.

А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.

Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое».

Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом.

«Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью».

При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.

Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.

В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.

Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, «ратных людей» — защитников монастыря.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.

Панихида — одна из заупокойных служб, в переводе с греческого это слово означает «всенощное пение». Панихида содержит моление о прощении грехов и упокоении душ усопших в небесных обителях. Существует благочестивый обычай молиться за панихидой, держа в руках горящую свечу в знамение того, что наши сердца горят верою и любовию ко Господу и мы сами как бы переносимся духом нашим к Царству вечного света, вечной радости и блаженства, где обитают все святые с Господом.

За кануном установлен большои деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей — митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году.

Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы.

По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах. Поминовение — это хранение памяти об умершем. Но это не просто память в обычном ее понимании, — это память, соединенная с молитвой.

Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Большая часть плит в монастырских пещерах — надгробия дворян: псковских, торопецких, новгородских помещиков и членов их семей. Тексты надписей на сохранившихся керамических и каменных плитах дают возможность получить довольно полные сведения о составе некоторых семейств, их родственных связях. Здесь названы более двадцати представителей семьи Бурцевых, указано на их родство по бракам с другими фамилиями. Одиннадцать лиц принадлежат роду псковских помещиков Назимовых, семнадцать — к Татищевым.

Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.

Пещеры Псково-Печерского монастыря — это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Но пещеры — это еще и уникальный историко-художественный памятник — некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова.

В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.

В храме по правой стороне за мраморной плитой покоятся подвижники XX века — старцы обители схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко).

Сегодня новые поколения верующих людей обращаются за помощью к этим старцам, приходя на место их погребения, и по их молитвенному предстательству получают милость от Господа.

 

pskovo-pechersky-monastery.ru

Тайны захоронений в Псково-Печерском монастыре

Псково-Печерский монастырь — единственный в России, который не закрывался никогда, даже в годы самых лютых гонений на церковь. Чудеса? Монахи объясняют это тем, что пещеры, с которых и начался монастырь, открыты и построены самим Богом. И в доказательство своей правоты приводят факт: тела покойников, похороненные здесь, не издают тлетворного запаха, напротив — благоухают!

ЕЛЬЦИН В ПЕЧОРАХ

В середине 1990-х годов Борис Николаевич Ельцин посетил знаменитую обитель под Псковом. Сопровождал главу государства казначей монастыря архимандрит Нафанаил. Маленький, худенький, шустрый отец Нафанаил считался в монастыре самым вредным человеком. И зимой и летом ходил в стоптанных ботинках и застиранной рясе, а за спиной его вечно болтался старый холщовый мешок.

Острый на язык и прижимистый, казначей воевал за каждую копейку, подозревая всех в растрате монастырского добра. И вот этому человеку доверили важную миссию — сопровождать в экскурсии по пещерам высокого гостя и его свиту. Отец Нафанаил резво двигался по лабиринтам, освещая себе и спутникам путь свечой. Борис Николаевич в молчании следовал за батюшкой, пока не сообразил, что вокруг происходит что-то странное.

В пещерах не чувствовалось запаха тления, несмотря на то что гробы с усопшими стояли в открытых нишах. Не составляло труда при надобности потрогать их и даже открыть — гробы не заколачивали гвоздями, а просто накрывали крышкой.

Борис Николаевич остановил батюшку:

— Послушайте, почему в пещерах нет запаха?

Отец Нафанаил ответил:

— Чудо Божье.

Президент хмыкнул и пошел дальше. Однако вопрос, видимо, всерьез к взволновал Ельцина, и он твердо решил добиться ответа. Но отец Нафанаил был не лыком шит и сказал как отрезал:

— Так уж Господь устроил.

Ответ снова не удовлетворил президента, при выходе из пещер он наклонился к маленькому казначею и прошептал на ухо:

— Откройте секрет, чем вы их натираете?

— Борис Николаевич, — не растерялся архимандрит, — есть ли среди вашего окружения дурнопахнущие люди?

— Конечно нет, — пробасил Ельцин.

— Так почему вы думаете, что в окружении Отца Небесного кто-то должен дурно пахнуть?!

ФЕНОМЕН ПЕЧЕРСКИХ ПЕЩЕР

Этот феномен известен давно, но до сих пор не разгадан. Найти объяснение ему пытались многие. И правда, почему после внесения сюда умершего его останки сразу прекращают издавать характерный запах? Особенно усердствовали атеисты в советские годы.

Выдвигали самые фантастические версии, начиная с той, что позже пришла в голову Ельцину: монахи чуть ли не ежедневно умащают тела покойников благовониями. Но в это может поверить только тот, кто плохо представляет себе размер захоронений.

Популярна и другая версия: все запахи поглощают местные песчаники. Именно эту гипотезу в советские годы озвучивали светские экскурсоводы туристам.

Но сами монахи и то и другое объяснение считают глупостью. Бывший наместник монастыря, знаменитый архимандрит Алипий (Воронов), сопровождая делегации высоких гостей в пещеры, всегда брал с собой носовой платок, обильно смоченный ядреным советским одеколоном. И когда посетители заводили речь об уникальных свойствах местных песчаных почв, подносил к носу каждого платок и просил объяснить, почему этот запах песчаники не поглощают.

Растерянные гости не знали, что отвечать. А еще Алипий просил обратить внимание на цветы у гробов недавно преставившихся монахов. Розы и гладиолусы благоухали за версту. Довольный произведенным эффектом Алипий всегда задавал один и тот же вопрос:

— А не готовы ли вы признать тот факт, что на свете есть много такого, что неподвластно нашему разуму?

В свое время проводились научные исследования, и рядом в такой же породе были выкопаны пещеры, в которых был аналогичный режим температуры и воздуха. В свежевыкопанные пещеры положили овощи и фрукты, но все они со временем испортились и стали дурно пахнуть, а вот такие же овощи и фрукты, положенные в пещере монастыря, остались свежими.

ГОРОД МЕРТВЫХ

На подземном кладбище покоятся около четырнадцати тысяч человек. Дня не хватит, чтобы обойти все захоронения! Монахи, псковские священники, ратные люди — защитники монастыря, благотворители, дворяне, среди которых немало знаменитых, например из рода Пушкиных, Кутузовых, Мусоргских, Ртищевых. При этом каждый гроб стоит там, где ему положено.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Начальников монастыря хоронят на отдельной улице. На пятой и шестой улицах находят последнее пристанище простые монахи, поэтому эту часть называют братским кладбищем. В других галереях хоронят паломников, прихожан, воинов.

В стенах пещер установлены керамиды — плиты с надписями, повествующими о том, кто, когда и где упокоился. Керамиды — настоящие произведения искусства, выполненные в разной технике: глазированный камень с позолотой, известковые, глиняные, керамические и т. д. В конце центральной улицы установлен канун — специальный подсвечник в виде небольшого стола, у которого совершаются панихиды. За кануном находится большой деревянный крест.

Издавна сложилась традиция заносить гробы в пещеры и оставлять в нишах. Со временем нижние истлевают, происходит усадка и сверху освобождается новое место для следующего гроба. При этом воздух в пещерах на удивление чистый и свежий. Дышится так легко, будто находишься в лесу или на берегу моря.

ЧУДЕСА ПОД ЗЕМЛЕЙ

Хоронить здесь начали еще в XV веке. В пещере, которую монахи выбрали для погребения своего товарища, вдруг открылась надпись на стене: «Богом зданная пещера».

С тех пор монахи верят, что их обитель открыта и создана самим Всевышним. Согласно легенде, одно из первых погребений сопровождалось чудом. Гроб с телом монаха, зарытый в землю, на следующее утро поднялся на поверхность. Увидев это, братья решили, что допустили какую-то оплошность при отпевании или погребении, и провели весь обряд заново. Однако чудо повторилось — гроб вновь «всплыл» на поверхность.

Чудеса под землей случаются с завидным постоянством. Однажды молодые монахи раздобыли ключи от старого братского кладбища. В той его части не хоронили много веков. Вход на эту «улицу» преграждала тяжелая железная дверь. Монахи
открыли ее и, освещая себе путь свечами, пошли по подземному ходу. В нишах стояли старые рассыпавшиеся от времени гробы.

Некоторые настолько прогнили, что через дырки можно было увидеть скелеты. Вскоре «следопыты» наткнулись на хорошо сохранившийся гроб и в задумчивости остановились перед ним. Любопытство взяло верх, и монахи осторожно приподняли крышку.

В гробу лежал игумен. Монах будто спал! Ни одна часть тела, включая лицо, не была тронута тлением! Казалось, еще немного, и он откроет глаза и грозно посмотрит на живых. Монахи так испугались, что быстренько накрыли гроб крышкой и помчались обратно. Потом сообразили, что потревожили покой святого…

Любовь ШАРОВА

paranormal-news.ru

Псково-Печерский монастырь. Пещеры Псково-Печерского монастыря

Один из крупнейших в России действующих монастырей, обладающих более чем пятивековой историей, одна из самых почитаемых обителей в стране — это Псково-Печерский монастырь, основанный в 1473 году. Расположен он почти на границе с Эстонией.

Из истории обители

Псково-Печерский монастырь появился в пещерах у ручья Каменец. Впервые о них упоминается в летописях в 1392 году. Судя по преданиям, в них жили монахи, которые бежали с юга страны, спасаясь от преследования крымских татар. В 1470 году на этой земле иеромонах Иона, уроженец Юрьева (сегодня это город Тарту), построил церковь, которую освятил в 1473 году. Именно вокруг нее и образовалась Печерская обитель. У Псково-Печерского монастыря в XVI веке появился город Печора.

В те давние времена это были безлюдные места, покрытые непроходимыми лесами. Охотники, бывавшие здесь, видели старца, молящегося на камне, слышали пение отшельников. О них нет никаких сведений, сохранилось имя их духовного наставника – Марка. Иоанн, его жена Мария (в иночестве она приняла имя Васса) и Марк были первыми насельниками этого места.

В песчаной горе Иоанн вырыл церковь Пресвятой Богородицы. Через некоторое время Васса скончалась (она была тяжело больна еще до приезда на псковскую землю). Гроб с телом усопшей он захоронил в пещере. Но, к его великому изумлению, на следующий день гроб оказался извлеченным из земли. Иона воспринял это как знак свыше. Он предположил, что во время отпевания что-то было сделано неправильно. Поэтому Вассу вновь отпели и еще раз предали ее земле. Но на следующее утро произошло то же самое. Иона решил оставить гроб на поверхности.

С тех давних пор не прекращается действие благодати в пещерах монастыря. На протяжении нескольких столетий гробы с усопшими иноками, погибшими на поле брани воинами, а также жителями посада не предавались земле. В пещерном некрополе монастыря есть склепы, которые заполнены почерневшими и ветхими гробами до самых сводов. При этом не отмечается никаких признаков гниения тел.

Подвижники Ионы

После безвременной кончины Вассы к Ионе стали приходить подвижники. Его близкий друг и приемник иеромонах Мисаил на самой горе построил из дерева церковь Феодосия и Антония. Рядом с ней были срублены кельи для первых насельников.

К сожалению, вскоре Ветхий монастырь на горе сожгли люди из Ливонского Ордена. В начале XVI века, когда игуменом был Дорофей, храм было решено перенести к подножию горы. В это же время расширили Успенскую церковь, построили пещерный храм Феодосия и Антония. Примерно в то же время возвели церковь Сорока Севастийских мучеников, начали строительство звонницы монастыря. Неоценимую помощь в строительстве оказывал Мисюрь Мунехин – человек высокообразованный, благочестивый, который сумел понять и оценить стратегическое значение Печер.

Просветительская деятельность

Мунехин покровительствовал и игумену Корнилию. При нем Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь процветал. Значительно увеличилось число иноков, появились плотницкая, керамическая, иконописная мастерские. Псково-Печерский монастырь уже в те времена мог гордиться великолепной библиотекой. Здесь вели Третью Псковскую летопись. Из Печерских сборников до наших дней дошла переписка Иоанна IV с князем Андреем Курбским.

Игумен Корнилий занялся духовным просвещением – он создал храмы на юге Эстляндии, направил туда священников. Однако просветительская деятельность была приостановлена из-за военных успехов немцев.

По Указу Ивана Грозного Псково-Печерский монастырь был окружен каменной мощной стеной. В монастыре была возведена Благовещенская церковь, выполненная из камня. Для стрелецкого гарнизона, который нес постоянную службу, построили надвратную Никольскую церковь, которая непосредственно соединялась с боевыми башнями. Во время Ливонской войны обитель часто подвергалась набегам с запада.

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь сегодня

По склону глубокого оврага, несколько огибая лощину, по которой течет ручей Каменец, тянутся стены Печерской крепости. Их общая длина составляет 726 метров, толщина достигает двух метров. В наши дни крепостное строение состоит из 9 башен. За время своей многовековой истории Псково-Печерский Успенский монастырь неоднократно выдерживал нападения ливонской армии, руководимой Стефаном Батория (Ливонская война), шведских правителей — Карла XII и Карла-Густава, гетмана Ходкевича (Польша). История военного участия обители, прославленная подвигами ее бравых защитников – монахов и стрельцов, завершилась во времена Северной войны. В это время западные рубежи России переместились к Балтийскому морю.

Великие паломники

С давних времен о существовании обители знала вся Великая Русь и, конечно же, Москва. Псково-Печерский монастырь стал местом паломничества венценосных персон разного времени. Нередким гостем здесь был Иван Грозный, который каялся о загубленной им душе игумена Корнилия. В свое время на него пали подозрения мнительного правителя. Четыре раза посещал Псково-Печерский монастырь Петр I. Роскошная карета, которая и сегодня хранится в стенах монастыря, осталась в память о визите в эту обитель императрицы Анны Иоановны. В 1822 году здесь побывал и Александр I. Он беседовал в стенах монастыря с прозорливцем Лазарем. На богомолье 1903 года присутствовал Николай II. Здесь же в начале 1911 года здесь молилась княгиня Елизавета Федоровна.

Святыни монастыря

Древняя обитель бережно хранит в своих стенах ценнейшие иконы. Монастырь Псково-Печерский, фото которого вы можете видеть в нашей статье, обладает тремя святынями. В первую очередь это икона Божьей Матери, которую считают чудотворной. Ее ежегодно на престольные праздники выносят крестным ходом. Кроме того, это иконы Умиления и Одигитрии Псково-Печерских. Сохранились свидетельства в летописях о чудесных исцелениях, которые стали возможны благодаря этим святыням. Иконы хранятся в Успенском храме и Михайловском соборе.

Старцы монастыря

Сегодня монастырь, которым руководит Высокопреосвященнейший Евсевий, очень бережно хранит традиции обители, соблюдает законы и правила монастыря. Здесь живут удивительные люди. Старцы Псково-Печерского монастыря – это пример истинного благочестия и великой веры. Это архимандриты Адриан (Кирсанов) и Иоанн (Крестьянкин) – легенды Православной Церкви и яркие примеры иноческого жития.

Святые Псково-Печерского монастыря являются примером для подражания не только иноков, живущих в обители сегодня, но и для всех православных. Это Преподобный Марк, Преподобная Васса, Преподобный Иона, Преподобный Дорофей, Преподобный Лазарь, Преподобный Симеон.

Монастырь сегодня

В наши дни тысячи туристов приезжают в эти места, чтобы своими глазами увидеть великие святыни. Памятник истории и архитектуры, представляющий огромный интерес для ученых всего мира – это Псково-Печерский монастырь. Экскурсии сюда организуют многие туристические фирмы из разных городов нашей страны. Достопримечательности монастыря поистине уникальны.

Как уже говорилось, этот монастырь действующий. Здесь проводятся богослужения. Чтобы прикоснуться к святыням, многие приезжают в Псково-Печерский монастырь. Требы здесь тоже можно заказать. Возможно, не все знают, что это такое. Требы – это священный обряд, который совершает священнослужитель по просьбе верующего человека за него самого или близких ему людей. Это просьба человека к Господу, с которой вместе с ним обращаются священнослужители.

Сегодня можно подать требы в Печерский монастырь через Интернет. Для этого следует войти на сайт обители, где подробно описано, как это делается. Администраторы каждый день просматривают все подаваемые «записки» и передают их настоятелю монастыря архимандриту Тихону.

Пещеры монастыря

Как уже говорилось, пещеру и храм создал бывший псковский священник Иоанн Шестник.

Пещеры Псково-Печерского монастыря — это, по сути, монастырское кладбище. Точное количество захоронений до сих пор точно не установлено. Предположительно здесь похоронено более 14 000 человек. До сих пор нет научного обоснования явлению, которое наблюдается в пещерах на протяжении веков: здесь всегда очень свежий воздух и температура всегда постоянна. Кроме того, мгновенно пропадает запах разлагающегося тела.

Ученые пытались объяснить данное явление необычными свойствами песчаника, который способен поглощать запахи, монахи искренне верят, что это связано со святостью этого места.

Экскурсии по монастырским пещерам оставляют очень сильное впечатление на всех, кто решается их посетить. Путь освещают только свечи, вокруг звенящая тишина… А если еще и монах, который ведет экскурсию, говорит «страшным» голосом о грехах человеческих и расплате за них, то становится не по себе.

Почти у самого входа в пещеры покоятся мощи Преподобных Марка, Иона, Лазаря, а также Вассы.

От входа расходятся семь подземных галерей. Их называют улицами, которые в разные годы расширялись и удлинялись. Братскими называют пятую и шестую улицы. Здесь хоронят иноков монастыря. Паломников хоронили в других галереях.

В конце центральной пещерной улицы стоит специальный подсвечник. Он оформлен в виде небольшого столика и называется канун. Рядом с ним служат панихиды (заупокойные службы). Сразу за кануном установлен большой деревянный крест, справа от которого захоронен митрополит Вениамин Федченко.

Пещеры обители – это уникальное место упоения святых, пропитанное молитвами подвижников. Это уникальный художественный и исторический памятник.

Успенский пещерный храм

К нему ведет широкая лестница. Над входом размещен образ Божьей Матери Киевской. На крыше, обращенной к монастырю, установлены пять глав, которые венчают кресты. Шеи глав украшены священными изображениями.

Не менее оригинально и внутреннее убранство храма. В нем имеется три прохода в длину и пять – в ширину. Их разделяют земляные станы, обложенные кирпичами. Это создает особый уют. Помещение довольно просторное, здесь всегда найдется укромный уголок, где при свете лампад можно помолиться.

В глубине собора, с южной стороны, в специально оборудованной нише покоятся мощи Преподобного Корнилия.

Большая звонница

Неподалеку от Успенского храма находится главная колокольня монастыря, или звонница, как ее часто называют. Каменное сооружение, состоящее из нескольких столбов, поставленных в ряд с востока на запад.

Это одно из самых крупных архитектурных сооружений данного типа. Звонница имеет шесть основных пролетов и один, который был построен значительно позднее. Благодаря ему образуется второй ярус.

Колокола Псковского монастыря – это одно из самых значимых собраний не только на псковской земле, но и на территории Западной России.

Сретенская церковь

Она возведена в 1670 году на месте ранее существовавшего Благовещенского храма. Сретенский собор — это двухэтажное здание из кирпича, выполненное в псевдорусском стиле. Церковь находится на втором этаже. В алтаре имеются центральная ниша для жертвенника и несколько малых ниш для дьяконника. Притвор отделен массивной стеной. В ней есть три проема. Все окна имеют форму арок. Нижний этаж храма обработан гладким рустом.

На западной и восточной стенах Сретенской церкви сохранилась роспись, которая уже неоднократно реставрировалась. Южную и северную стены украшают пилястры. Стены выполнены из кирпича, затем оштукатурены и окрашены.

Попытки закрытия

За всю свою долгую историю Псково-Печерский монастырь никогда не закрывался, на протяжении более чем пятисот лет.

В советское время неоднократно предпринимались попытки закрыть Печерский монастырь. Очевидцы вспоминают, что однажды очередная комиссия прибыла в него с постановлением о закрытии. Настоятель ознакомился с постановлением и швырнул его в горящий камин. Обескураженные чиновники, к тому же без документов, спешно ретировались.

Настоятель монастыря Алипий, встретив очередных представителей власти, заявил, что в монастыре хранится большое количество оружия, а многие из братии являются фронтовиками. Они будут защищать обитель до последнего вздоха. Он предупредил, что взять монастырь можно только с помощью авиации, о чем немедленно сообщат по радиостанции «Голос Америки». Это заявление произвело на комиссию впечатление. Как ни странно, но эта угроза сработала. На некоторое время монастырь оставили в покое.

Таких ситуаций, когда монастырь могли закрыть или разорить, было множество, но каждый раз каким-то непостижимым образом он оставался нетронутым.

fb.ru

Псково-Печерский монастырь. Один из самых загадочных монастырей Руси / Моя Планета

Публикуется с разрешения и одобрения Елены Щипковой
Еще больше интересных и полезных публикаций вы можете прочитать здесь:
https://goo.gl/jhblhE

Есть на Псковщине монастырь, который с 1473 года ни на один день не закрывался . Это Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, находящийся в городе Печоры, недалеко от Пскова.

Псковские леса в те времена таили в себе массу загадок. И одной из них стало обнаружение пещер, в которых поселились монахи.

По легенде изборские охотники услышали однажды в лесу из-под земли пение и решили , что это поют ангелы. Разнесли они эту весть по всей округе. Позже эта «поющая земля» досталась местному крестьянину Ивану Дементьеву, который после сильной бури пошел в лес и увидел, что одно дерево вырвано с корнем , а под его корнями обнаружился вход в пещеры увенчанный надписью «Богом зданные пещеры», где обитали монахи-отшельники. Так и была найдена разгадка молитвенного пения, раздававшегося из-под земли.

Считается, что это были монахи Киево-Печерской лавры, спасавшиеся от набегов татар.

Говорят, что надпись над пещерами вызывала недоумение даже у некоторых монахов. И жил в тех пещерах монах, по имени Фома, этакие Фома неверущий, который каждый вечер приходил и стирал надпись, однако когда монастырь шел на утреннюю службу надпись уже была на своем месте. Богом сданные пещеры это одно из тех сакральных мест, которое с тех пор являются местом паломничества для всех прихожан в Печерском монастыре.

Достоверных сведений о том, когда монахи поселились в пещерах нет, а потому датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена выкопанная в песчаном холме Успенская церковь.

Посмотрите на рельеф монастырских стен. Пожалуй это единственный монастырь-крепость, расположенный вот таким образом, т.е. спускающийся с холма в низину.

Каменные стены с шестью башнями и тремя воротами были построены в 1558—1565 годах в начале Ливонской войны для защиты от ливонцев.. Позднее были построены ещё четыре башни. Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск Стефана Батория и венгерского отряда под командованием Борнемиссы в 1581 году, и впоследствии неоднократно участвовала в приграничных боевых действиях вплоть до конца Северной войны в 1721 году.

Башня, стоящая на дне оврага называется Башня Верхних решеток и она самая высокая из всех , ее высота 25 метров. В нижней части башни есть каменная арка, через которую внутрь крепости протекает ручей Каменец. Что бы враги не смогли воспользоваться ручьем для проникновения в крепость свод арки перекрывался железной решеткой. Она и дала такое необычное название самой башне.

Успенская церковь, является самым древним и самым главным храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчанника отцом Иоанном и имеет лишь фасад, а остальная часть церкви уходит в гору.

В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1758-1759 годах над храмом построили Покровскую церковь и сейчас Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Вход в обитель через Святые врата. Пройдя через них оказываешься на длинной дороге, ведущей вниз, к Успенскому и Покровскому храмам

Дорога эта носит название «Кровавый путь» . По преданию приехавшего в монастырь Ивана Грозного встретил у Святых врат игумен Корнилий. Слишком гордо держался монах перед царем, за что и поплатился жизнью. Отрубленная голова Корнилия покатилась по дороге, оставляя за собой кровавый след.

Раскаявшись в содеянном Иван Грозный на руках донес тело убитого им монаха до Успенского храма. С тех пор эта дорога и получила свое кровавое название.

Приняв пострижение, Корнилий приобрел уважение братии своим аскетизмом и в возрасте 28 лет он был избран игуменом монастыря. За период его игуменства число насельников монастыря выросло с 15 до 200 человек (такого количества братии не было при других настоятелях после Корнилия). Под управлением Корнилия началось активное развитие монастыря. C 1547 года монастырь стал псковским летописным центром, появилась иконописная (изначально монахи обучались иконописи в Мирожском монастыре) и гончарная мастерские, начали лить колокола.

Трудами Корнилия в первой половине XVI века в монастыре была создана книжно-литературная школа, занимавшаяся сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера.

Во время Ливонской войны проявилась миссионерская деятельность Корнилия: в отвоеванных местностях основывал православные храмы, оказывал помощь пострадавшим, имена погибших в войне заносились в монастырский синодик для поминовения

При Корнилии были проведены многочисленные строительные работы по расширению монастыря.

Сейчас перед стенами монастыря стоит памятник Св. мученику Корнилию, а его мощи хранятся в Успенской церкви. Ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, в 6 утра собираются возле его мощей монахи монастыря на братский молебен.

А перед нами главный ансамбль Свято-Успенского монастыря.

Справа желтый фасад это Успенская церковь и построенная над ней Покровская. В центре красное строение это Ризница и Библиотека. Здесь хранились книги 17-17 вв, в том числе и «Слово о погибели земли русской» существовавшая в единственном экземпляре. В годы Великой Отечественной войны отступая фашисты пытались разграбить монастырскую ризницу. Настоятель монастыря рискуя собственной жизнью заставил их упаковать все так, что бы ничего не повредить. Как ни странно, но немцы послушались и в Германию сокровища монастырской ризницы попали в целости и сохранности.

После войны очень долго шли переговоры о возвращении украденного и лишь совсем недавно сокровища ризницы вернулись на свое место.

За ризницей расположены Часовая башня ( ее не видно) и Большая звонница с колоколами 16-18 веков.

В самом правом углу фасада храма есть вход в пещеры, его видно, он с полукруглым перекрытием.

Вообще в пещеры попасть не так просто, вход в них очень ограничен для сохранения микроклимата. Попасть в них можно только с группой в определенные часы по благословению настоятеля монастыря. А два раза в неделю по понедельникам и пятницам доступа в пещеры нет.

Пещеры разделяются на ближние и дальние. Ближние пещеры имеют протяженность около 15м В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.

Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги, их можно потрогать, что бы понять насколько они тяжелы.

Вход в пещеры укреплен кирпичной кладкой. Сделано это было в целях безопасности, когда сюда в 1824 году приехал государь Александр 1, что бы пообщаться со старцем Лазарем.

Для того, что бы пройти в дальние пещеры всем раздают по свече и именно свечи являются там единственным источником света.

Когда-то в пещерах жили монахи, а сейчас они являются своеобразным кладбищем. Состоят дальние пещеры из 7 галерей-улиц, общая длина которых около 200 метров. Хотя когда здесь идешь, то кажется, что прошел очень много.

Несмотря на то, что гробы в с умершими стоят совершенно открыто в пещерах абсолютно нет запаха тлена и разложения. Этому способствует особый пещерный микроклимат, тщательно оберегаемый монахами монастыря. Круглый год внутри пещер держится температура +5.

Первоначально в пещерах погребали лишь иноков, но позже здесь появились захоронения и благочестивых мирян: князей, дворян, паломников. Здесь похоронены предки Пушкина, Кутузова, Мусорского.

План дальних пещер

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.

За кануном установлен большой деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей — митрополит Вениамин (Федченков)

По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах.

 

А мы покидаем пещеры и заходим в Успенский пещерный храм, являющийся на сегодня главным центром религиозной жизни монахов монастыря.
В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери “Умиление”, которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес.

Икона «Умиление» написана неким иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями — алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году.

В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья.

 

Здесь же можно увидеть икону Спаса Нерукотворного, думаю многие видели именно этот лик Христа на всевозможных календарях и брошюрах

Еще одна святыня монастыря — икона Успения Божией Матери. Икона эта считается чудотворной, впервые прославилась в 1473 году в день освящения пещерного Успенского храма будущего Псково-Печерского монастыря, когда излечилась больная женщина.

В настоящее время во время Всенощного бдения накануне праздника Успения Божией Матери образ Успения Божией Матери, богато украшенный цветами, выносится из Успенского храма и поставляется перед входом

 

В глубине Успенского собора,в специально устроенной нише находятся мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия.

Недалеко от входа в пещеры есть лестница, ведущая на Святую гору. Не уверена, что на нее можно подняться если вы сюда пришли без экскурсии.

На горе находится яблоневый сад.

Со Святой горы открывается панорама всего монастыря и крепостных стен

А сирень там просто сказочная, аромат такой, что уходить не хочется!

Со Святой горы спускаемся к братским корпусам, т.е. туда, где живут монахи монастыря

Чем-то мне эти дома напомнили теремки

Братский корпус в котором находятся кухня, трапезная и келии монахов

Дом наместника монастыря

Михайловский собор, воздвигнутый на народные деньги в 1827 году в честь избавления Пскова от войск Наполеона. Собор, выполненный в классическом стиле, является самым крупным строением Псково-Печерского монастыря.Позолоченный купол собора виден издалека на подъездах к монастырю.

Святыней храма является десница святой мученицы Татианы, переданная архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в 1977 году

За стенами монастыря стоит церковь Сорока Мученников Севастйиских

Тут же на площади можно купить сувениры или заказать экскурсию

Если выйти из монастыря и пойти направо, то попадете на смотровую площадку, с которой открывается вот такой чудесный открыточный вид.

Кстати, тут же на площадке чудесный дяденька продает красивые фотомагниты и оформленные фотографии монастыря.

Видеопрогулка по монастырю

Добраться до монастыря можно на автомобиле по трассе Е-77

или автобусом с автовокзала Пскова.

В рассказе была использована информация с официального сайта монастыря http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/

www.moya-planeta.ru

Псково-Печерский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории

Владимир Дергачев

http://wiki.pskovedu.ru/images/f/fb/.jpg

Псково-Печерский монастырь. Слева – большая звонница, справа — купола Успенско-Покровского  храма.  Покровская церковь была возведена в 1759 годах над Успенским храмом.

Путешествие автостопом в Советский Союз и обратно (продолжение)

Из Пскова едем в Псково-Печерский монастырь, затерявшийся в стороне от шумных дорог на границе с Эстонией. От былого могущества православной  церкви в 1968 году в СССР сохранилось 11 действующих монастырей, из них 4 женских. Псково-Печерский монастырь занимает  особое место в православном мире. Название «Печоры» древнеславянского происхождения, означает пещеры.

Монастырь был основан во времена Ивана Грозного. Предание гласит, что недалеко от этих мест остановились на ночлег русские стрельцы, которые услышали человеческое пение, покорившее их своей красотой, но поиски нечего не дали. Вокруг были глухие безлюдные леса. И только позднее был обнаружен глубокий овраг, на склоне которого в пещерах жили монахи-отшельники.  Но задолго до этого весть о поющем лесе разнесла народная молва, и место было объявлено святым. К всеобщему удивлению трупы в пещере не разлагались, что объяснялось чудом всевышнего.
Вскоре была построена единственная в своем роде крепость-монастырь не на обычном месте (возвышенности), а на склонах глубокого оврага. Могущество монастыря быстро росло, его часто посещали русские цари, щедро одаривая  служителей культа.

Петр Первый недолюбливал монахов, и в один из приездов во время Северной войны погнал служителей  культа на строительство земляных укреплений. Монахи сокрушались: «Кто же будет молиться  за победу  войска русского?» Петр ответил: «Я как наместник Бога на земле, буду молиться». И, засучив рукава, царь целый день звонил в колокол.

Во время моего посещения в 1968 году в штате монастыря было 83 монаха, из них 16 с высшим советским образованием (инженеры-механики, педагоги, фронтовики). Несколько десятков послушников – кандидатов в монахи, кандидатский стаж длится от 2 до 14 лет, в зависимости от усердия перед господом богом. Перед религиозными  праздниками священнослужители получали 1,5 литра «божеской» водки.

Монастырь платил большую пошлину  государству за землю, хотя за овраги по закону не платят. Монастырские здания являются собственностью государства. В связи с арендной формой существования монастыря, внесены изменения в  его устав. На территории монастыря разрешается присутствие женщин. Монахи оправдывались, что «земля  – то не наша». Монахов обслуживало около 25 наемных работников, в хозяйстве имелись дизельная электростанция, два автомобиля ЗИМ и т.д.  Наместнику монастыря архимандриту Алипию (Воронову) было  53 года, он участник Великой Отечественной войны, говорили, что офицер, летчик (в действительности гвардии рядовой). Закончил Высшую  художественную  академию им. Грекова и Московскую духовную академию. Наместник подчинен псковскому архиепископу.

В летний период в монастыре проходили практику иностранцы-семинаристы, обучающиеся в Троицко-Сергиевской лавре. Главные доходы монастыря – приношение и дотации из-за границы.

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь является одним из самых крупных и известных в России и, находясь на грозных ветрах истории, никогда не закрывался. Название монастыря связано с находящимися в нем так называемыми «Богом зданными (созданными)  пещерами» (по-древнерусски — печорами).

По преданию, пещеры стали известны местным жителям в конце 14 века. В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Как свидетельствует монастырская летопись в 1470 году в пещере поселился преподобный Иоанн, ранее служивший в православной церкви  в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Он устроил  пещерную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Холм, в котором находятся пещеры, стали называть Святой горой. Вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель, а пещеры стали так же кладбищем для иноков.

Находясь на границе между Россией и Ливонским орденом, обитель не раз подвергалась разорению со стороны крестоносцев.

Расцвет обители связан с игуменом, преподобномучеником Корнилием (1501 – 1570). Он поставил в монастыре трапезную надвратную церковь, расширил Успенскую церковь, прокопал далее пещеры. Монастырь стал крупным летописным центром, появились иконописная  и гончарная мастерские, начали лить колокола. Созданная библиотека занялась сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера. При игумене обитель превратилась в мощную  крепость.

Москва учитывала стратегическое положение монастыря. Каменные стены Псково-Печерской крепости с шестью башнями и тремя воротами были построены в 1558—1565 годах в начале Ливонской войн, для защиты от ливонской крепости Нейгаузен, расположенной всего в 20 км от монастыря (развалины сохранились). Крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск польского короля Стефана Батория и  венгерского отряда в 1581 году, других польских отрядов,  шведских войск (с перерывами в 1611—1614 годах), войск шведского короля Карла XII (1703).  Крепостные стены монастыря служили обороне более 150 лет до конца Северной войны и  заключения Ништадтского мира (1721).

От главных монастырских  ворот с Никольским надвратным храмом вглубь двора к Успенской церкви ведет «кровавая дорога», получившая название после посещения монастыря Иваном Грозным, которому монахи  приготовили торжественную встречу. Как только показался царь, зазвонили колокола, и лошадь царя испугалась и понесла.  Разгневанный Иван влетел на монастырский двор и первым делом отрубил  голову наместнику отцу Корнилию, идущему к нему с хлебом-солью. Но, вероятно, вспомнив про убитого в гневе царевича Ивана, царь опешил, затем поднял на руки  окровавленное тело  игумена и понёс его в Успенский храм. Наставник был объявлен святым (это версия рассказана мне печорским монахом в 1968 году, есть и другая). Согласно летописной версии, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре, наставник был собственноручно убит заподозрившим измену в пользу опального князя Курбского царем Иваном Грозным.

В 1822 году монастырь посетил император Александр I и имел келейную беседу с преподобным Лазарем Прозорливым.

По Тартускому мирному договору 1920 года Псково-Печерский монастырь  был отнесен к Эстонии, и только в 1940 году вместе с республикой присоединён к СССР.  Это спасло  обитель от разорения и осквернения.

В Великую Отечественную войну храмы монастыря пострадали от артиллерийских обстрелов, подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус. Во время немецкой оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С октября 1941 года  до конца 1944 года наставником монастыря был игумен Павел (Горшков). Братия монастыря участвовали в Псковской православной миссии, возрождавшей духовную жизнь на оккупированных территориях. Священнослужители внешне оказывали лояльность оккупационным властям для возможности совершать богослужения.

В мае  1943 года монастырь посетил и выступил перед насельниками предавший советскую Родину генерал-лейтенант А.А. Власов, командующий Русской освободительной армией.

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата. В совещании, состоявшемся  28 августа 1943 года в Сретенском храме, приняли участие: митрополит Виленский и Литовский, Сергий (Воскресенский),  экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский, епископ Ковенский, схиепископ Макарий (Васильев) и другие.

Монахи Псково-Печерского монастыря, участники Псковской миссии и  представители немецкой военной администрации. В первом ряду в центре — экзарх-митрополит Сергий (Воскресенский). 1943 год.

https://www.miloserdie.ru/article/pskovskaya-missiya-vtoroe-kreshhenie-rusi/

После освобождения Псковщины наставник монастыря игумен Павел (Горшков) был арестован и осуждён на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году,  реабилитировали посмертно в 1997 году.

В конце 1945 года Печорский район с монастырём передан из Эстонской ССР в  Псковскую область РСФСР. Летом 1946 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский). С 1949 по 1954 гг. наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
В 1957 году в монастырь переселились семь Валаамских старцев, в 1939 году перевезенные с острова Валаам в Финляндию.

28 июля 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником монастыря назначается игумен Алипий (Воронов), исключительно много сделавший для восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской антирелигиозной кампании, благодаря его усилиям в 1973 году в монастырь вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря, также был произведен ремонт крепостных стен, храмов и монастырских построек.

В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) в монастыре были проведены очередные реставрационные работы.

***
В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского Алексия II подал в отставку. Он был обвинён за установку в монастырских пещерах гроба с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей Великолукской организованной преступной группировки, убитого 30 июня 1995 года в Санкт-Петербурге. Пышные и скандальные похороны с участием всех криминальных авторитетов Санкт-Петербурга в «Богом зданных пещерах» рядом с нетленными останками православных подвижников возмутили верующих.  Незадолго до этих трагических событий братья Гавриленковы выкупили это место для матери…

***
В 1967-2006 годах в монастыре подвизался один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин, 1910 — 2006). Отец Иоанн обладал даром предвидения. Еще двенадцатилетним мальчиком  решил стать монахом. Окончил среднюю школу, бухгалтерские курсы, заочно учился в  Московской духовной академии, писал кандидатскую диссертацию, но в 1950 году незадолго до защиты был арестован. Содержался на Лубянке, в Лефортовской, Бутырской тюрьме в камере вместе с уголовниками. Осужден за антисоветскую агитацию на семь лет. Отбывал срок в Каргопольлаге в Архангельской области, работал на лесоповале, затем бухгалтером. Отец Иоанн освобождён досрочно в 1955 году. Советская власть боялась активного священника, и ему пришлось сменить несколько приходов.

2 августа  2000 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Псково-Печорский монастырь, где встречался  с отцом Иоанном.

Владимир Путин в келье старца архимандрита Иоанна Крестьянкина. Беседа продолжалась около часа

Как отмечают священнослужители, поучения старца Иоанна побуждают верующих глубоко уважать всякого человека. Вот несколько его высказываний.

«Не убивайте личности вашего ближнего ни разу: ни словом, ни намеком, ни жестом. Ведь добро есть и удержать себя от зла… И тут, в мелочах, ты легко, незаметно и удобно для себя можешь сделать многое» (из книги «О малом доброделании»).

«Не надо путать старца и старика. И старички есть разные, кому 80 лет, кому 70, как мне, кому 60, есть старики и молодые. Но старцы — это Божие благословение людям».
«Мы еще должны явить миру красоту православного духа через храмы, через фрески, через иконы, через святые мощи. Потому что порой людей внешних сначала поражает красота богослужения, красота храма, красота внутреннего его наполнения. Человек, может быть, еще не знает ни песнопений, ни Евангелия, ни церковнославянского языка, ни богослужебных текстов, но он уже душой чувствует, что это иное пространство, иное время, иная обстановка. Как о наших храмах говорят – это небо на земле».

На вопрос, что делать в тяжелых жизненных ситуациях, когда нет духовника или он не рядом, старец  отвечал: «советуйтесь с тремя: с вашим умом, с вашей душой и с вашей совестью. И вот когда они все будут согласны, тогда так и поступите, как они Вам подскажут. Конечно, перед этим благословясь у Господа»» (http://www.pravoslavie.ru/51388.html).

Покидая монастырь, Владимир Путин сделал в книге почетных посетителей обители следующую запись: «Возрождение России, рост ее могущества немыслимы без усиления нравственных основ общества. Роль и значение Русской Православной Церкви огромны. Храни Вас Господь. В.В. Путин. 2.08.2000».

***
Ансамбль монастыря. В монастыре находятся: Богом зданные пещеры (ближние и дальние), церкви: Успенская, Покровская, Сретенская, Михайловская (собор), Благовещенская, Лазаревская, Николы Вратаря, Воскресения Христова (в дальних пещерах), Корнилевская, Псково-Печерских преподобных. На территории монастыря расположены Большая звонница,  Дом настоятеля, Братский корпус, Ризница  и Святые источники.

На снимке слева на право — Сретенская церковь (1870), сооружена в псевдорусском стиле на месте трапезной Благовещенской церкви (1540). Далее звонница, Успенско-Покровский храм и справа — дом наместника.

http://www.raduga-tyr.ru/img/polom/pskovo.jpg

В Монастырской ризнице или Большой казне хранятся церковные сокровища: золотые и серебряные кресты, драгоценные оклады и ризы, плащаницы, облачения, золотая и серебряная церковная утварь, подарки монастырю от русских царей и императоров. Они были вывезены немецкими захватчиками во времена  Великой Отечественной войны. Благодаря действиям наместника Алипия (Воронова) при помощи правительства Федеративной Республики Германии сокровища были возвращены в монастырь в 1973 году (504 предмета, 62 пропали).

В монастыре имеется два Святых источника. В 1911 году над Живоносном источником построили шестигранную  часовню (на снимке за елками).

Из надвратной церкви вглубь склона уходят  подземные  ходы. «Богом зданные пещеры» делятся на ближние и дальние.  В ближних пещерах находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.  Дальние пещеры протяженностью 200 метров состоят из семи подземных галерей с пещерной церковью Воскресения Христова. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.

Это монастырское кладбище первоначально служило только для погребения иноков, затем  здесь  стали хоронить благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, паломников и защитников монастыря. На горнем месте храма Воскресения Христова похоронен наставник монастыря, архимандрит Алипий (Воронов). Среди мирян в пещерах погребены предки А. С. Пушкина, М. И. Кутузова, М. П. Мусоргского, А. Н. Плещеева, В. Н. Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Хоронят в гробах, помещаемых в нишах пещер, не засыпая землей. При этом отсутствует запах тления тел усопших. В нишах, в зависимости от ранга, один гроб или братское захоронение. Общее число захоронений составляет около 10 тыс. человек.

В монастыре провели последние годы жизни несколько митрополитов, все они погребены в монастырских пещерах. В 1967 году здесь был похоронен митрополит Нью-Йоркский.

http://e-rentier.ru.tatianahram.ru/img/big/2012/news/1318179437_monastery_17.jpg

Успенская пещерная церковь является главным и самым древним храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчаника  отцом Ионой и освещена в 1473 году. Храм имеет только передний фасад, ее противо­положная сторона уходит в гору. В 19 веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

http://to-world-travel.ru/img/2015/042505/1748152

Церковь Николы Вратаря (1564) освящена во имя Николая Чудотворца.

Надвратная церковь служила главным входом (святыми воротами) в монастырь.

http://img-f.photosight.ru/b91/5937427_xlarge.jpg

Михайловский собор (1815 – 1827), сооружённый в стиле классицизма,  является самым большим храмом монастыря.  Собор воздвигнут в честь  избавления Пскова от нашествия Наполеона, произошедшего после свершения крестного хода с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери вокруг Пскова. В ночь на следящий день в октябре 1812 года русская армия под командованием генерал-фельдмаршала, графа П.Х. Витгенштейна, освободила Полоцк и избавила Псков от опасности.

Здесь и далее черно-белые фотографии Владимира Дергачева, 1968 год

Башня верхних решёток расположена над оврагом и протекающим по дну ручьем Каменец.
В нижней части башни выложена небольшая каменная арка с железной решеткой, сквозь которую воды ручья попадают внутрь крепости, а осаждающие не могут проникнуть в крепость.
расположена по другую сторону крепостной стены на  дне оврага, ниже по течению ручья, и замыкает северо-восточную дугу крепостной стены.

Большая звонница (1523) — одно из значительных архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора). Псково-Печерский монастырь располагает крупным собранием церковных колоколов в Северо-Западной России.

Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы

dergachev-va.livejournal.com

Псково-Печерский Монастырь — Заказ экскурсий

Заказ экскурсий

 

Обзорные экскурсии по монастырю:

Тел. 8-81148-2-27-43

моб. тел. +79113601177

Звонить с 9.00 — 17.00 (перерыв с 13.00-14.00)

__________________________________

Паломнические группы должны подавать прошение на официальном бланке прихода или организации.

Экскурсия для групп проводится каждый час с 9.00 до 16.00.

 

Прошение направляйте на e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Форма прошения (скачать)

 

Группы до 5 человек могут не подавать прошение (по желанию), а записаться по телефону.

Неорганизованные паломники могут присоединиться к сборной группе в 12.00 (после поздней Литургии), предварительно записавшись по телефону.

________________________________

 

Богом зданные пещеры:

Ближние пещеры, где находятся раки с мощами Псково-Печерских преподобных, открыты для свободного доступа.

Дальние пещеры являются местом упокоения братии монастыря. В пещерах существует свой микроклимат, нарушение которого сказывается на состоянии песчаника, повышается влажность.
Количество паломников, которые могут находиться в дальних пещерах, ограничено!

 

В понедельник и пятницу дальние пещеры закрыты.

_______________________________

Каждый вторник и четверг организуются поездки по программе:

Печоры — О. Залита, где служил Старец о. Николай Гурьянов — Спасо-Елеазаровский монастырь — Псковское подворье нашего монастыря (обед) — храм Св. Александра Невского (Псков) — Печоры.

Отъезд в 8.00 от Паломнического центра (с заездом в монастырскую гостиницу).
Прибытие в 17.30.

Стоимость поездки 1300 р. (в стоимость включен обед на Подворье монастыря).
Оплата при посадке в автобус.
Записаться на экскурсию можно 
в Паломнической службе: 8-81148-22428; +79118902163
в Паломническом центре: 8-81148-22929; +79116963139

_______________________________

 

 

pskovo-pechersky-monastery.ru

Пещеры Печоры | Самостоятельные путешествия

Одним из замечательных уголков псковской земли является район города Печоры. Замечательная природа русского севера, удивительные образцы древней русской архитектуры, прекрасно развитая туристическая инфраструктура привлекает сюда множество россиян. Однако паломничество в это земли началось очень давно, ещё тогда, когда первые православные христиане открыли для себя пещеры Печоры.

Пещеры Печоры на сегодняшний день представляют собой часть Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, который считается одним из самых крупных мужских монастырей России, имеющих богатую и древнюю историю. Монастырь был основан в 1473 году. Он несколько раз закрывался и открывался, а во время Великой Отечественной войны он сохранился в первозданном состоянии только благодаря тому, что он находился в то время в составе Эстонии.

Что же касается пещер, входящих в состав монастырского комплекса, то достоверных сведений о них нет, так как научного исследования их никогда не проводилось. Местные жители же заявляют, что первые монахи появились здесь в 1392 году, скрываясь от набегов крымских татар.

Непосредственно сам главный пещерный комплекс монастыря состоит из Успенской пещерной церкви, ближних пещер, в которых хранятся мощи преподобных Печерских Марка («начального инока»), Ионы, Лазаря и матери Вассы, а так же из подземного некрополя, пещерной церкви Воскресения Христова и часовни. Называется этот комплекс «Богом зданная пещера». Такое название произошло из-за того, что по существующей легенде эти пещеры были вновь открыты в 1470 году Иваном Дементьевым. При этом над входом в этот комплекс помещалась надпись: «Богом зданная пещера».

Вокруг монастыря создана достаточно развитая туристическая инфраструктура. Так в ближайших населённых пунктах туристы могут переночевать, отведать блюда местной кухни, а так же полюбоваться на замечательные печорские пейзажи. Кроме того, сам монастырь принимает паломнические туры.

При этом стоит отметить, что далеко не во все пещеры монастыря туристы и паломники смогут получить доступ, так как некоторые из них являются частью культовых сооружений и в них постоянно проводиться служба.

Для того, что бы отправится в паломничество к пещерам Печоры, достаточно обратиться в одно из агентств, организующих паломнические туры. Большинство из них имеют давние связи с монастырем и поэтому без труда организуют подобную поездку.

turist78.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о