Советы тренера

Псково печерский монастырь где находится – иконы, адрес и как добраться

иконы, адрес и как добраться

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 24 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В мире есть большое количество различных вероисповеданий. Каждый человек во что-то верит. И чтобы найти духовное умиротворение и набраться сил, среди верующих есть такой обычай, как путешествие к святым местам. Большое количество различных монастырей есть в списке каждого христианина. Среди наиболее почитаемых выделяют  Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь.

Где находится и история

Cвято-Успенский Псково-Печерский монастырь несет в себе историю более половины тысячелетия со дня своего основания. Поговаривают, что именно здесь были положены основы православия еще княгиней Ольгой в 10 веке.

Размещена Псково-Печерская лавра за 40 км от города Пскова и за 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга. Согласно легенде однажды отец и сын охотники услышали дивные песнопения в глуши леса недалеко от речушки Каменец. Через определенное время после этого случая местные крестьяне выкупили эти земли. И часть их, рядом с рекой Пачковкой, попала во владения к Ивану Дементьеву. Однажды, когда он рубил лес, то под корнями поваленных деревьев обнаружил пещеру. Над входом была надпись: «Богом зданныя пещеры».

В те времена эти земли населяли верующие Киево-Печерской обители, которые сбежали сюда во времена набегов монголо-татар. До нашего времени дошло имя одного «первоначального инока» преподобного Марка.

Официальной датой основания Псково-Печерской обители признано считать 1473 год. Именно тогда возле речки Каменец в песчаном холме была выкопана и освящена Успенская церковь. Основателем монастыря был преподобный Иона. За свою жизнь он перетерпел много гонений, но ни разу не отступал от служения Господу. А когда услышал о священных пещерах, то точно решил переехать сюда с женой и детьми. Он, как и все его последователи, старались распространить православие. Но часто эта обитель подвергалась нападениям и пожарам.

Только спустя 50 лет в данном святом месте начали происходить изменения к лучшему. Благодаря разумной деятельности всех последующих игуменов приумножились владения обители, а также расширилось ее влияние. Постройки начали проводить не на горе, а постепенно спускаясь вниз. Был наведен порядок во внутренней жизни монастыря. Но наибольшего расцвета удалось добиться тогда, когда слава об исцелениях распространилась далеко за его приделы. Множество паломников посещали это место и приносили пожертвования. Материальное состояние приумножалось, но оно шло не только на нужды лавры. В сохранившихся документах есть свидетельства о том, что деньги выделялись на ремонт разрушенных захватчиками жилищ, выделялись материальные помощи беженцам.

Благодаря приграничному расположению, этот монастырь был еще и крепким военным пунктом для русских земель. Именно поэтому Петр I приказал укрепить ее валами, башнями и ровами.

Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить лавре, в ней тщательно сохранились все традиции. Во все времена основной целью было распространение православной веры, помощь нуждающимся. Все эти ценности монахи пронесли через длительное время и ни разу не изменили им.

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление»

В этом месте есть несколько чудотворных икон. Так например:

  • Образ Успения Богоматери
  • Божья Матерь «Умиление»
  • Лик Святителя Николая

Наибольшую известность обители принесли разговоры об исцелениях, которые проходили под заступничеством Божьей Матери. Именно в Успенской церкви находится список Псково-Печерской Божьей Матери «Умиление», который и сотворил большое количество различных чудес.

Полезные статьи:

Молитва о прощении грехов очень сильнаяУ всех народов, которые живут на Земле, есть тайные слова, которые в обязательном порядке передаются  из старшего поколения к младшему, и благодаря которым, человек обращается к высшим силам, к Господу Богу. Такие слова называют   молитвой. Основное обращение –  молитва Го… Читайте далееМолитва от сглаза и зависти злых людейПрактически каждый человек на своем жизненном пути может повстречать «небезразличных» людей к чужому счастью и успеху, причем такие завистники, зложелатели и другие плохие люди могут встретиться человеку абсолютно везде. В наше время мало кто из людей способен завидоват… Читайте далееМолитва от скандалов и ссор в семье, с мужем, с детьмиВ Православии семья, воспитание детей и отношения между супружескими парами имеет высокую значимость. Семью же называют «малым храмом» благодаря чему семейный очаг находится под заступничеством всех святцев и даже Всевышнего.Как известно ничего идеального в этом мире… Читайте далее

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Этот лик был написан по заказу иеромонахом Арсением с Владимирского образа Богоматери. Игумен Корнилий принес ее во время своего наставничества в обитель. А вот царь Феодор Иоаннович приказал украсить ее драгоценными камнями, жемчугом. После чего она отправилась к защитникам Пскова. Именно в то время осада Псковского Кремля продолжалась 5 месяцев, но закончилась неудачно. В память об этом событие ежегодно в седьмую неделю после Пасхи носили крестным ходом из монастыря в Псков.

В нынешнее время такой крестных ход совершают внутри обители. Такое же событие происходит и 7/20 октября в честь праздника Псково-Печерской иконы «Умиление».

 

Этот святой образ известен теми чудесами, которые происходили рядом с ним:

  • исцеление слепцов, сведения сухожилий, прочих хворей;
  • защита от военных нашествий;
  • препятствие разрушений.

Большинство людей излечивали свои болезни, решали различные проблемы рядом с этим ликом, а после этого разносили славу об этом. С каждым годом количество паломников растет.

Многие обращаются к ней за:

  • прошениями защиты,
  • дарованием здоровья,
  • принесением мира,
  • обретением семьи,
  • материнством,
  • избавлением от гордыни,
  • благополучным исходом беременности.

Приезжать можно в обитель в любое врем и приклонится к святому лику, но есть определенные дни празднования его. Празднование этой иконы происходит:

  • 7/20 мая,
  • 21 мая/3 июня,
  • 23 июня/6 июля,
  • 26 августа/8 сентября,
  • 7/20 октября.

Именно в эти дни Псково-Печерскую обитель посещают сотни паломников.

Как добраться

Можно порекомендовать 2 варианта, как доехать из Москвык лавре: ехать собственным авто или поездом, а затем пересесть на автобус или взять такси. Путь может быть как через Москву, так и через Санкт-Петербург. Тут уже выбор индивидуален.

До Пскова из Москвы ходит поезд. А уже из Пскова можно добраться до Печор на автобусе. А в случае, если  будет ехать компания, то можно взять и такси. Автобусы и такси приезжают на центральную площадь города, а оттуда совсем недалеко до монастыря. Время езды от Пскова до Печор около часа.

Адрес Псково-Печерского монастыря:181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5

Если Вы захотите переночевать, то для этого есть немало гостиниц и даже обычные люди будут рады Вас приютить. Кроме того, все желающие могут помочь своими силами в жизнедеятельности обители.

Необходимо помнить о том, что ежедневно проходит 2 Божественные литургии. Вечерние в летнее время проходят в 18 часов, а утренние – в 6,7 и 10 часов. Это зависит от службы и дня недели. А более подробную информиацию Вы сможете найти на официальном сайте лавры.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Псково-Печерской обители:

  • Православные монастыри, соборы и церкви

ikona-i-molitva.info

Псково-Печерский монастырь — история, адрес, как добраться и официальный сайт

Фото Псково-Печорского монастыря

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – это один из самых крупных в России мужских монастырей, имеющий многовековую историю. Занимая важные позиции у западных рубежей государства, Псково-Печерский монастырь имел стратегическое значение для обороны русских земель. В трудные времена обитель также служила укрытием для мирных жителей.

Адрес и телефон

  • Адрес обители: 181500, Россия, Псковская область, город Печоры, ул. Международная, 5
  • Телефон – (83149) 2-63-60 или 2-18-60.

Как добраться до Псково-Печерского монастыря

Обитель расположена в 340 км к юго-западу от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова.

Чтобы добраться до обители, удобнее всего доехать до города Пскова, затем с автовокзала, расположенного в 200 метрах от ж/д вокзала, ехать автобусом №207 или маршрутным такси до города Печоры.

Из истории

Согласно древнему преданию, недалеко от Пскова, в пещере жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в эти земли из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена отшельников неизвестны, сохранилось лишь имя одного из них — преподобного Марка. Однако, обитель на этом месте была основана значительно позже, после смерти инока.

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма города Юрьева (ныне город Тарту), который устроил в песчаном холме у ручья Каменца церковь Успения Пресвятой Богородицы. Датой основания храма считается 1473 год, когда построенная церковь была освящена.

Вскоре владелец земли, на которой находились пещеры, подарил подвижнику этот участок для основания обители. Так, у западных границ Руси, в 20 километрах от Ливонской крепости Нейгаузен, появился знаменитый Псково-Печерский монастырь.

В 1510 году, когда Иона уже умер, Псковские земли, а вместе с ними и монастырь, перешли в состав Московского государства. С этого времени начинается новый этап существования обители.

 

Укрепление монастыря

Обитель находилась на границе между Россией и Ливонией и не раз подвергалась нападению со стороны немцев, шведов и поляков. Учитывая такое важное стратегическое значение, Московские власти усиливают обитель крепостными стенами.

Самые крупные работы по укреплению крепости были выполнены при Иване Грозном, в 1552-1565 годах. В этот же период над Святыми воротами при участии Павла Заболотного (в иночестве Пафнутий) была возведена Никольская церковь с колокольней.

Крепостные стены и башни Псково-Печерского монастыря построены из местного известняка, причем башни имеют различную форму и размер.

Земля, на которой размещается обитель, неровная и по ней протекает ручей. Сооружение стен велось с учетом этих природных факторов — две башни крепости стоят над ручьями, протекающими через специально установленные решетки.

В 1570 году в обители произошли кровавые события. Иван Грозный у Святых ворот убил настоятеля игумена Корнилия и одного из его учеников – Вассиана Муромцева.

По преданию, Иван IV заподозрил игумена в связях с боярской оппозицией, по другой версии, в своих сочинениях Корнилий осуждал жестокость царя. В связи с трагическими событиями дорога, ведущая в обитель, получила название «Кровавый путь», поскольку она была залита кровью, когда иноки несли убитого игумена от Святых ворот до пещеры, в которой его похоронили.

В обители постоянно находился военный гарнизон, также, в случае опасности, здесь могли укрыться местные жители.

Монастырь во время войны с королем Стефаном Баторием

В 1581 году во время войны с польским королем Стефаном Баторием крепость обстреливалась из пушек, которые пробили одну из ее стен. Русские воины перешли в атаку и отбили врага.

Баторий вновь направил свой отряд на крепость и приказал не возвращаться без победы. На этот раз враги разрушили крепостную стену с двух сторон и пытались взять крепость штурмом, но снова потерпели неудачу. В итоге, воины Стефана Батория так и не взяли монастырскую крепость.

В последующие годы на крепость нападали шведы, польские отряды и снова шведы. Лишь один только раз враг смог ворваться в крепость: это произошло ночью, а уже утром неприятель вынужден был покинуть укрепление.

Летопись также свидетельствует о героической обороне защитников крепости против отрядов пана Лисовского и гетмана литовского Яна Ходкевича.

Оборона во время Северной войны

К началу XVIII века крепость была усилена земляными валами и бастионами, причем, один из бастионов заложил сам Петр Первый. Кроме того, были выполнены земляные насыпи и рвы. На земляных бастионах было установлено новое орудие.

Шведы нападали на Псково-Печерский монастырь в 1701, а затем в 1703 году, но благодаря хорошему укреплению, все вражеские походы были отражены, причем, неприятель понес значительные потери.

В 1709 году русские воины под предводительством Петра Первого одержали победу под Полтавой и опасность для обители уменьшилась.

Некоторое время крепость еще продолжает играть роль важного форпоста у западных границ Российского государства, но после заключения в 1721 году Ништадтского мира Псково-Печерский монастырь начинает утрачивать военное значение и остается лишь важным религиозным центром на северо-западе страны.

Псково-Печерский монастырь — памятники

Среди сохранившихся памятников можно отметить следующие:

  • Церковь Николы Вратаря со звонницей 1565 года
  • Михайловский собор, расположенный на высоком месте, построен в классическом стиле в 1827 году. Это крупнейшее здание, купол которого виден еще на подъезде к обители
  • К востоку от Успенской церкви в 1523 году построена двухъярусная звонница с 17-ю колоколами
  • Благовещенская церковь, построенная преподобным Корнилием в 1540 году, в 1870 году к ней была пристроена Сретенская церковь
  • Ризница XVII века, трехъярусная постройка имеет праздничный нарядный вид: ее стены окрашены в красный цвет, а наличники окон и пояски белые.
  • Успенский пещерный собор — главный и древнейший соборный храм, освященный 15(28) августа 1473 года, в день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Уцелели каменные крепостные стены с девятью мощными башнями:

  • Тайловская
  • Башня Верхних решеток, выделяющаяся стройными пропорциями и высотой почти 25 метров. Всего она имеет шесть боевых ярусов, а другие башни — по четыре-пять ярусов
  • Тарарыгина башня, разрушенная шведами в 1615 году, была восстановлена уже в несколько измененном виде
  • Изборская башня интересна тем, что ее ворота защищены устройствами, подобными захабам некоторых крепостей Северо-Западной Руси (захабы – это длинный коридор, защищавший крепостные ворота)
  • Благовещенская
  • Башня Нижних решеток
  • Никольская воротная башня построена рядом с Никольской церковью, возведенной во времена игумена Корнилия
  • Проездная Петровская башня была построена уже после Смуты, в 30-х годах XVII столетия, тогда пришлось переделать ближайший к ней участок крепостных стен
  • Тюремная башня.

На территории обители сохранились также старинные зубцы стен и бойницы, боевые ходы и остатки земляных укреплений, возведенные при Петре I.

Псково-Печерский монастырь – официальный сайт

pskovo-pechersky-monastery.ru

Псково-Печерский монастырь никогда не закрывался, поскольку в период гонения религии, он находился на территории Эстонской ССР. В годы Второй мировой войны обитель, хотя и подвергалась бомбежке, но существенно не пострадала.

tripguide.ru

Псково-Печерский монастырь

Свято-Успенский Псковско-Печерский монастырь – это один из древнейших и крупных мужских монастырей России, расположенный в живописнейших местах с карстовыми пещерами, чья история, полная боев за верю и за землю, насчитывает уже 542 года.


Монастырская крепость

Монастырь построен на нервной, пещерной местности. По легенде, местные охотники как-то услышали в этих местах прекрасное пение, раздающееся из-под земли. И когда один из них начал рубить дрова в этом месте, одно дерево упало и проломило вход в пещеру, на входом в которую было написано «Богом зданныя пещеры». Много позже рядом с пещерами поселился бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского. После смерти жены он постригся в монахи и нарекся Ионой. Именно он в 1473 году устроил в пещере церковь Успения Пресвятой Богородицы, с чего и началась история Псковско-Печерской обители.

Монастырь находился в местах, в которых постоянно бушевали войны, поэтому правители постоянно его укрепляли, особенно после вхождения псковских земель в Московское царство. Особого размаха строительство приобрело при Иване Грозном. Были построены мощные оборонительные сооружения, возведена Никольская церковь, имевшая проездные ворота, и соединенная с монастырем проходом. По долине протекает ручей Каменец, над ним расположены две башни с небольшими арками у основания, при нападении перекрывающимися железной решеткой – таким образом, у осажденных всегда была вода. Потому эти башни носят названия Башни Верхних решеток и Башни нижних решеток. Они увенчаны несколькими ярусами с бойницами для пушек, в крепости постоянно находился военный гарнизон.

Во время войны в Псковско-Печерском монастыре прятались и миряне, и крепость казалось почти неприступной. В 1581 годе ее безнадежно осаждали войска Стефана Батория, в 1701 и 1703 вынуждены были уйти восвояси шведы, вплоть до 1721 года, до заключения Ништадского мира, монастырская крепость стояла на страже западных рубежей России.

После этого монастырь утратил оборонительное значение, но вместо этого стал духовным центром Псковской земли.


Храмы

На территории Псковско-Печероского монастыря находится немало прекрасных храмов, привлекающих как паломников, так и просто тех, кто решил провести отпуск в Пскове. В том числе и следующие храмы.

Успенский пещерный храм

Это самая первая церковь на территории монастыря, та самая, что когда-то построил в пещере Иона. Когда-то она была небольшой, но ее постоянно переделывали и достраивали, расширяя пещеры. Эта церковь уникальна тем, что имеет только внешний фасад, обратная же ее сторона уходит в гору. У храма строгий, но гармоничный вид, его скат украшен пятью сине-золотыми главами, причем шеи глав украшены фресковыми иконами. Внутри низкие потолки, которые поддерживают тринадцать песчаных колонн. Именно здесь хранятся главные монастырские реликвии: чудотворные иконы «Успения Божией Матери» и «Умиление Божией Матери Печерской» 16 века.

Собор Архангела Михаила (Михайловский собор)

Величественное здание Михайловского собора является самым крупным в Псковско-Печероском монастыре. Оно стоит на возвышении, как бы паря над обителью, поэтому сияющий, увенчанный большим крестом золотой купол собора виден не только из любого места территории монастыря, но еще и далеко с дороги к нему. Михайловский собор был построен в 1820 году в честь героев Отечественной войны, освободивших Полоцк от войск Наполеона Бонапарта.

Огромный, высотой 32 метра, примерно столько же в длину и ширину, вместе с тем храм поражает своей воздушностью и светлостью. Он построен по проекту архитектора Руско в стиле позднего классицизма, квадратный в плане, с одним куполом и тремя четырехколонными портиками. Сочетание белых стен, строгости и величественности архитектуры, золотого блеска огромного купола неизменно производит на гостей монастыря впечатление. Кроме того, особенностью Михайловского собора является наличие выхода на наружную сторону крепости, он словно соединяет город с монастырем.

Отделка храма длилась целых семь лет. Пол в храме выложен мозаичной плиткой, а сам храм искусно расписан масляной краской. В храме хранятся святыни — третья из чудотворных икон Псковско-Печерского монастыря – «Одигитрия», а также мощи святой мученицы Татианы.

Благовещенская церковь

Одна из первых каменных построек монастыря. Построена в 1541 году на месте деревянной церкви Сорока Мучеников. Сегодня стены этой небольшой церквушки выкрашены в красный цвет с белой отделкой. Особый интерес в Благовещенской церкви представляет пояс, изготовленный из покрытых глазурью керамических плит, на которых можно увидеть древние надписи – летопись. Это один из самых первых случаев использования на псковщине данного декоративного элемента.

Церковь Святого Лазаря

Это больничная церковь, скромный одноглавый храм с застекленной верандой, была построена в 1792-1800 годах. Помимо собственно исцеления душ больных, лечащихся в монастырской больнице, в разное время храм успел побыть и епархиальным свечным заводом, и домом настоятелей монастыря, и гостиницей для паломников, а с недавних пор там также располагаются монастырские библиотека и архив.

pskovskie.ru

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Древо

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Псково-Печерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Псковской епархии

Монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова.

Основание монастыря

Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона — непосредственный основатель обители.

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Сретенский храм и Ризница

Расцвет обители в XVI веке

Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы XVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х годов XVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156), Снетогорский (XIII в.), Велико-Пустынский, Спасо-Елеазаровский — уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Монастырская стена и Никольский храм

Оборонительное значение монастыря

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.

5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.

Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).

В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.

В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.

В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление”, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П.Х.Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827).

Монастырь в XX веке

В XX веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древнии традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 года отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 года, чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.

Однако, события 1917-1919 годов не минули монастырь. Его новый наместник с 1920 года, а вскоре и настоятель, отец Иоанн (Булин), нашел обитель в упадке, с почти полностью уничтоженным хозяйством и малочисленной братией. Положение осложнялось тем, что в 1925 году от монастыря была частично отчуждена земля, которая сдавалась в аренду, а вырученные средства шли на нужды монастыря. Несмотря на все трудности, в 1926 году был начат ремонт храмов, братских келий, восстановление разрушенного водопровода. В 1927 году был закончен капитальный внутренний ремонт Михайловского собора и он был освещен электричеством, на малой звонице у Никольского храма был восстановлен нарушенный в 1918 году древний звон времен Бориса Годунова. Деньги на производимые работы поступали как от неизвестных жертвователей, так и от министерства народного образования. Большую сумму, 250 000 эстонских марок, на ремонт Успенского собора передал глава Эстонской республики И. Темант. Была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь. Богослужения в монастыре шли по рассписанию, составленому настоятелем, которое включало в себя росписи по неделям: кто и когда служит раннюю литургию, позднюю литургию, всенощное бдение, проповедует и т.д.

В 1926 году архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа Печорского, оставаясь при этом настоятелем обители. При нем монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены крестные ходы как по традиционным маршрутам, проходящим по Эстонии и Латвии, так и по новым. Некоторые крестные ходы растягивались на много дней и проходили через многие населенные пункты, увеличилось число паломников и молящихся в монастыре. Приезжали из Америки, Германии, Швеции и других стран. В то же время положение монастыря в Эстонии осложнялось. Эстонские власти вмешивались в деятельность монастыря, у настоятеля, епископа Иоанна, неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Автономной Православной Церкви по проблеме собственности обители. В конце концов владыка Иоанн был вынужден уйти на покой в 1932 году.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.

Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому).

В годы войны наместником монастыря был отец Павел (Горшков). Монастырь находился на оккупированной немцами территории но наместник сумел найти ту тонкую и умную линнию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности. Отцу Павлу удалось организовать помощь продуктами пленным красноармейцам лагерного пункта в Пскове, больным, инвалидам и престарелым в богадельне в Завеличье. Сохранились свидетельства о том, что под предлогом, что ему нужны рабочие в монастырь, игумен Павел освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных. Есть свидетельства, что в монастырских пещерах в войну укрывались совеские разведчики.

Тяжелым ударом для престарелого настоятеля был вывоз оккупантами из ризницы монастыря древних ценностей, якобы подальше от бомбежек, в другой православный монастырь под Ригой, на самом же деле в Германию. Воспрепятствовать этому о. Павел был бессилен. «Не нахожу себе места и покоя ни днем, ни ночью, — писал он главе печорской оккупационной администрации Беккингу. — Не хочу, чтобы после моей смерти монах-проводник по пещерам всем посетителям, показывая на мой гроб, говорил: «Здесь похоронен Павел Горшков, который отдал все сокровища монастыря, что хранила до него братия пятьсот лет». Почти так и случилось. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован.

В военные годы подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.

Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием — воином и художником (1959-1975). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).

Старческое служение

Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками.

Одним из таких светильников веры православной был преподобный иеросхимонах Лазарь, подвизавшийся затворником в конце XVIII-начале XIX веков.

При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.

Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.

Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг.

После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.

С 1967 года в монастыре подвизался известный старец, подвижник нашего времени Иоанн (Крестьянкин) (+ 2006).

Монастырь в наши дни

Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь превращался в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные монастырские стены с 9 башнями и общей длиной около 810 метров окружают великолепный архитектурный ансамбль, образуемый рядом храмов.

Древнейший из них — Успенский собор ископан в горе, лишь северная, обращенная к монастырю стена сделана из камня.

Здесь, в центральной части храма помещается главная святыня обители — древняя чудотворная икона Успения Богоматери (1521 г.).

Иконостас (3 четверть XVII в.) украшен резьбой; царские врата выполнены в виде ствола, обвитого виноградной лозой. Верхняя часть иноностаса — это как бы ветви и листья, между которыми вместо цветов или плодов вставлены небольшие овальные иконы Божией Матери, апостолов и пророков. Возле глухой южной стены храма устроена глубокая ниша, в ней помещается рака с мощами преподобномученика Корнилия.

В XVIII веке над соборной Успенской церковью был освящен в 1759 году храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на месте монастырской “судебной палаты”. В дни престольного праздника Успения Божией Матери, когда небольшие храмы не могут вместить множества паломников, торжественное богослужение совершается под открытым небом, и тогда фасад Успенского и Покровского храмов служит иконостасом, площадь перед собором-амвоном, склоны холмов и крепостная стена стенами храма, а куполом его становится небо.

Также особым народным почитанием пользуются и другие древние чудотворные образы Божией Матери: “Умиление” (список с иконы “Владимирской” Богоматери) и ”Одигитрия” (принесенная из Смоленска), с XVII века находящаяся в монастыре Казанская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая (“Никола Можайский” XVI в.) из Никольского храма и многие другие иконы.

В Михайловском храме в особом ковчеге хранится десница (правая рука) св.мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. братом архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонахом Владимиром (Москвитиным). Архимандриту Афанасию эту святыню в свое время передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, позднее принявшие монашество. Во время разорения Царскоcельского дворца они сумели выкупить святыню и сохранить ее для благоговейного почитания.

Купола Успенского храма устроены по типу глав Киево-Печерской Лавры (в стиле “украинского барокко”). Их пять, темно-синих с золотыми звездами. Купола расположены в одну линию на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Над входом в Успенский собор — большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей святыми преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, в честь их освящен придел собора в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен.

К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1541 году при игумене Корнилии. К храму примыкает большая трапезная палата. В 1870 году в ней устроили алтарь, и она была освящена как храм в честь Сретения Господня.

Напротив Успенского собора построен на рубеже XVIII — XIX веков небольшой храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного; в прилегающем к нему здании – монастырская лечебница.

На вершине склона оврага, к северу от Успенского храма, стоит величественный Михайловский собор.

В 1986 году на Святой горе была освящена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых.

Особым почитанием пользуются монастырские Святые пещеры. Вход в пещеры — рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись: “Богом зданные пещеры”. В нише, при входе в пещеры — гроб преподобной Вассы. Слева, в помещении наподобие часовни, — гробницы преподобных Марка, Ионы, Лазаря.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых “улиц”, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5″С. Точного числа захоронений не установлено, т.к. при многочисленных осадах сделать это было затруднительно. Есть основания полагать, что там захоронено более 10 тысяч человек.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды – ценный исторический памятник псковского края. Имена представителей славных славянских родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских встречаются в надгробных надписях; здесь лежат предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Погребали здесь и архиереев, в их числе выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков). Незадолго до начала Великой Отечественной войны в пещерах восстановлен храм Воскресения Христова.

Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни — другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия “корнильевским”. Из него берут воду для водосвятных молебнов.

Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в XVI в. на месте старой деревянной (1523). Она имеет шесть разновеликих — в соответствии с размерами колоколов-проемов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1591) — 2 тонны. Большой колокол — дар Петра Великого (1690) — 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел.

К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале XVIII века. Механизм часов соединен тросами с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а “годуновский” колокол отбивает часы.

Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко) (1975-1988) были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.

Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева), вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли. Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.

В настоящее время продолжается благочестивая традиция по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме. Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала XX века) в июле 2000 года чудотворная ((икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги.

Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. Еженедельно печорские школьники собираются на занятия Воскресной школы и иконописного класса. Многие из них поют в детско-юношеском хоре.

В Майском микрорайоне города Печоры совершаются богослужения в новопостроенном храме в честь Рождества Христова и свт. Тихона, патриарха Московского. При храме также работает воскресная школа, создан детский хор.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит.

В 2000 году монастырю были переданы развалины Мальской обители для восстановления и строительства скита.

Игумены, настоятели, наместники

Игумены

  • Прп. Иона
  • Селиван, иером.
  • Иона
  • Сергий
  • Симон
  • Дорофей
  • Герасим
  • Прмч. Корнилий (1529 — 20 февраля 1570)
  • Савва (1571 — 1572)
  • Сильвестр (1572 — ?)
  • Трифон
  • Тихон
  • Никон I
  • Мелетий
  • Иоаким (1593 — не позднее 1611)

Архимандриты

Использованные материалы

drevo-info.ru

Псково-Печерский монастырь — это… Что такое Псково-Печерский монастырь?

Координаты: 57°48′37″ с. ш. 27°36′53″ в. д. / 57.810278° с. ш. 27.614722° в. д. (G) (O) (Я)57.810278, 27.614722

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский мужско́й монасты́рь — один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период и до 1944 находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1967—2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

История

Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет. Богом зданная пещера стала известна местным жителям в 1392 году.

Вид на Псково-Печерский монастырь

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель.

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, финляндцев, шведов, поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами.

В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене.

В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями.

В годы Великой Отечественной войны

После оккупации Пcково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллиннскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин)[1]. В октябре 1941 года Парфений (Шатинин) ушёл на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырём до конца войны.

Монастырь принимал активное участие в деятельности Псковской православной миссии, внешне оказывал лояльность оккупационным властям для возможности легального служения.

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 года в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков), монахи Илья, Аркадий, Никон, схииеромонах Симеон. Со стороны оккупационных властей присутствовали гебитскомиссар, городской голова города Петсери, префект полиции.

В мае 1943 года Псково-Печерский монастырь посетил и выступил перед насельниками А. А. Власов.

После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включён в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 года последовал неожиданный арест. Его обвинили в «шпионаже» и сотрудничестве с оккупантами. Осуждён на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году. Реабилитирован в 1997 году.

Послевоенное время

С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

28 июля 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита), — до 12 марта 1975 года усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской «оттепели», благодаря его усилиям в 1973 году в Печоры вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря[2].

В монастыре провёл последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков).

В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского и всея Руси Алексия II подал в отставку. Он был обвинён прессой в том, что установил в монастырских пещерах гроб с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей тамбовской организованной преступной группировки.[3].

Современный облик монастыря

Успенская пещерная церковь

Церковь Николы Вратаря

Звонница церкви Николы Вратаря Внешняя стена Печорского монастыря

Построена по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года при строительстве крепостных стен вокруг монастыря. Церковь соединяется с одной из боевых башен крепостной стены.

Большая звонница

Большая звонница

К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.

Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).

Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.

Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.

Михайловский собор

Михайловский собор

Сретенская церковь

Строительство начато в 1867 году, завершено в 1870 году. Капитальный ремонт проведён в 1924 году.

Ризница

Стены и башни

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — серебряная памятная монета Банка России, 2007 г.

Башня Верхних решёток — рядом с Тайловской башней, над оврагом и протекающем по его дну ручьём Каменец. В нижней части башни выложена небольшая каменная арка, сквозь которую воды ручья попадают внутрь крепости. Каменная арка или свод закрывался железной решёткой, чтобы осаждающие не воспользовались ручьём для проникновения в крепость. Решётка дала наименование и самой башне. Несмотря на то, что башня Верхних решёток стоит на дне оврага, она самая высокая в Печорской крепости, и её верхняя точка достигает высоты 25 метров. За стенами скрыты 6 боевых ярусов с бойницами и широкими камерами для установки пушек. Шатёр башни увенчан дозорной площадкой — караульней, караульной избой, с которой хорошо просматриваются подходы к крепости и ближайшая местность. От башни, словно крылья, расходятся участки стен — прясла, соединяя в одно целое башни, поставленные на берегах оврага. Особенно живописно этот участок боевых укреплений смотрится с туристической площадки, расположенной почти напротив башни Верхних решёток.

Башня нижних решёток, так же, как и Башня верхних решёток, поставлена на дне оврага, ниже по течению ручья, и замыкает северо-восточную дугу крепостной стены. Ручей здесь становится шире и глубже, чем там, где попадает в крепость. Башня Нижних решёток имеет четыре боевых яруса. На каждом из трёх нижних по четыре бойницы с широкими боевыми камерами. На самом верхнем ярусе — семь бойниц. Их расположение позволяло брать под контроль практически все направления возможных атак. Кроме того, на третьем ярусе имелся выход на крепостную стену. Эта деталь очень важна, ведь рядом с башней находятся нижние ворота. Чтобы усилить защиту ворот, над ними в крепостной стене были установлены бойницы, между которыми расположен киот с изображением Спаса.

Главы

Игумены
  • Иона
  • Селиван, иером.
  • Иона
  • Сергий
  • Симон
  • Дорофей
  • Герасим
  • Прмч. Корнилий (1529 — 20 февраля 1570)
  • Савва (1571—1572)
  • Сильвестр (1572 — ?)
  • Трифон
  • Тихон (ок.1580-1583)
  • Никон I
  • Мелетий
  • Иоаким (1593 — не позднее 1611)
Архимандриты

Интересные факты

Примечания

  1. Назначен указом митрополита Рижского Сергия.
  2. Русская линия / Библиотека периодической печати / «И это самое большое счастье — память»
  3. «Захоронение здесь одного из руководителей преступной группировки вызвало большое возмущение населения Псковщины» // Известия, 7.9.1995; «Почему бандита сделали святым?» // Комсомольская правда, 7.9.1995; «Уголовник в монастырской усыпальнице» // Московская правда, 7.9.1995; «Хоть святых выноси» // Российская газета, 8.9.1995; Т.Федоткина. «Уголовники покупают святые места». // Московский комсомолец, 9.9.1995. О.Сапрыкина. «Почему бандита Гавриленкова похоронили рядом с предками Пушкина».// Комсомольская правда, 13.9.1995.

Литература

Ссылки

biograf.academic.ru

Псково — Печерский Монастырь

Надежно скрытая от посторонних глаз, обитель по праву носит имя «жемчужины Псковской земли». Достаточно преодолеть полсотни километров от Пскова в сторону эстонской границы, и Вашему взгляду откроется непередаваемая панорама монастырского комплекса. Безмолвными стражами его окружают горы, а в распадке между ними – крепостные стены. Но стоит сделать пару шагов внутрь – и душа наполняется смирением и почтительным трепетом. Добро пожаловать, миряне. Вы – в пределах Псково — Печерского монастыря.

Книжные страницы доносят до нас слова русского духовного писателя графа М. В. Толстого, упоминавшего монастырь еще в XIX веке. Он называл это место «Богом хранимой обителью», справедливо считая, что ни какие слова не смогут передать его величие. Здесь нужно побывать и увидеть все собственными глазами. Только так.

Вход в монастырь

Псково — Печерский монастырь – земля воистину необыкновенная, овеянная легендами и преданиями. Когда-то здесь шумели непроходимые леса. Именно сюда являлись ради уединения и общения с Богом затворники. Первые упоминания об этом доходят до нас из глубины веков, с начала XIV века. Одним из таких отшельников был преподобный Марк. Свидетелем его пребывания здесь является камень, куда святой приходил для вознесения молитвы. И дуб, сохранившийся до наших дней с момента основания монастыря.

Внутри монастыря

Существует легенда о некоем крестьянине Иване Дементьеве, местном жителе. Он приходил заготавливать лес на склонах Святой горы. И однажды случилось чудо. Срубленный ствол, покатившись под гору, увлек за собой другие. А когда улеглась пыль и потревоженная почва, взору дроворуба явилось удивительное зрелище. Из-под корней обнажился вход с надписью над ним: « Богом зданная пещера». Такова легенда, а летописи тех времен это подтверждают. Происхождение надписи покрыто тайной.

Успенский собор монастыря и звонница

Своим названием Псково-Печерский монастырь обязан местным пещерам. Ведь в древнерусском языке слово «пещера» звучит не иначе как «печера» или «печора». Местные пещеры сложены плотным песчаником, а открыты были по воле случая. Теперь они являются местной достопримечательностью и самобытной чертой Псково-Печерского монастыря.

Успенский собор монастыря и звонница

Во времена средневековья Русь неоднократно подвергалась набегам крымских татар. А пещеры – природная крепость, в которой удобно скрываться и отражать нападения. Поэтому считается, что именно в пещерах жили монахи, которые смогли спастись из Киево-Печерской лавры.

Своим основанием монастырь обязан чете священнослужителей, батюшке Иоанну Шестнику с супругой Марией. Они явились в эти места в поисках покоя, смиреной молитвы и покаяния. Немногим позже матушку одолела тяжелая болезнь. Она скончалась, но перед смертью постриглась в монахини, приняв крестное имя Васса.

Инокиня Васса была похоронена и отпета по христианскому обычаю. Ее гроб погребли возле устья пещеры. Но следующим утром его обнаружили на поверхности. Гроб закопали снова. А утром произошло то же – домовина оказалась снаружи. Батюшка Иоанн не стал повторять погребение. Он сделал нишу в стене пещеры и оставил гроб там. С тех пор свое место в подземной усыпальнице находит каждый служитель монастыря. Такова традиция.

Прошло почти 600 лет. Однако чудеса возле погребения монахини Вассы продолжают происходить до сегодняшнего дня. Множество историй могут рассказать обитатели монастыря. В начале прошлого столетия, когда религия была объявлена «опиумом для народа», а храмы разрушались и предавались огню, на гроб монахини Вассы покушались вандалы. Они пытались взломать крышку домовины, но из-под нее вырвалось пламя и сожгло бесчинствующих. По сей день крышка гроба хранит следы того происшествия.

А отец Иоанн, пережив кончину супруги, также принял постриг и крестное имя Иона. Именно он в 1473 году построил первую церковь, ставшую впоследствии главным монастырским храмом. Собор получил имя «Успения Божией Матери» и 15 августа того же года был освящен. Эта дата считается официальным днем основания Псково-Печерского монастыря. Посетив обитель, Вы непременно решите увидеть пещеры собственными глазами. Спуск в них расположен рядом со звонницей. Здесь же – надпись: «Богом зданные пещеры». Словно и не минули эти пятьсот лет. В пристройке возле устья нашли покой останки первосвященников Псково-Печерского монастыря: преподобных Ионы, Марка, Вассы и Лазаря Прозорливого.

Сами Пещеры заслуживают отдельного рассказа. Они таинственны, уводят вглубь Святой горы на сотни метров. Подземные ходы для удобства названы «улицами» и имеют порядковые номера. Всего их семь. Пятый и шестой именуются «братскими». Здесь погребают монахов обители. В других тоннелях находят вечный покой паломники, благочестивые миряне, славные воители и попечители храмов (ктиторы). Удивительно, но тела, похороненные здесь, остаются нетленными. И это – одно из чудес монастыря.

Протяженность туннелей составляет около 200 метров. Здесь погребено свыше 10 тысяч человек. Наряду с иноками здесь покоятся гениальные полководцы А. В. Суворов и М. И. Кутузов. Также – великий русский композитор М. Мусоргский, князья Елецкий и Кропоткин, поэт А. Плещеев, первый канцлер Российской Империи А. Л. Орлов – Нащекин, пращуры историка В. Татищева. И многие другие славные деятели России.

Для погребения в недрах пещеры гробы не предают земле. Их помещают в ниши. А отверстия усыпальниц запечатывают керамидами. Это – специальные плиты, выполненные из керамики. Многие из них представляют собой истинные произведения прикладного искусства. По керамидам можно отследить этапы становления гончарного творчества периода XVI – XVII вв. Такими же плитами облицованы своды пещер, которых в подземном лабиринте насчитывается свыше 300. К сожалению, в наши дни искусство изготовления керамид безвозвратно утрачено. Тем более интересно будет на них взглянуть воочию.

Существует мнение, что протяженность подземных ходов Псково-Печерского монастыря гораздо больше, нежели 200 метров. А жители убеждены, что монастырское подземелье сообщается с ходами под Киево-Печерской Лаврой. Доподлинно это не известно, но иноки обители подтверждают, что в пещерном «городе» есть и ближние, и дальние пещеры.

В подземелье царят тишина, холод и кромешная тьма. Пройти здесь в одиночку невозможно, понадобится сопровождение. И исключительно с разрешения пребывающего на дежурстве монаха из братского корпуса. Если Вы все же решили посетить пещеры, то придется соблюдать установленный порядок.

Группа не должна включать более 30 человек. Лучше всего о посещении сообщить заранее и заказать экскурсию по номеру: 8 (811) 482 21 45. По телефону необходимо указать дату паломничества и точное количество участников. Вашу заявку примут в любой день недели с 8:00 до 23:00.

Однако запланировать экскурсию на среду и пятницу не получится. Это – профилактические дни. В это время посещение пещер запрещено. Тому есть вполне логичное объяснение. Паломников становится все больше, что оказывает негативное влияние на микроклимат внутри подземелья. Если раньше в любое время года сохранялась постоянная температура +5оС, то теперь воздух способен прогреваться до +11оС. Это несет угрозу обрушения сводов.

Экскурсия будет включать в себя посещение ближних пещер. В дальние ходы Вас не проведут, они закрыты для посторонних и очень глубоки. А насколько – известно только инокам и Богу.

Псково-Печерский монастырь представляет собой целый комплекс. В него включены различные помещения и постройки: звонница, ризница, братский корпус, трапезная, дом настоятеля, Корнильевский источник. Здесь же — множество разноименных церквей: Сретенская, Благовещенская, Лазаревская и Никольская надвратная (со звонницей). Соборы: Успенский и Михайловский. Не стоит забывать о Храме сорока мучеников Севастийских и Надкладезной часовне. Также в монастырском комплексе присутствует несколько древних башен разного назначения: Тайловская, башни верхних и нижних решеток, Благовещеская, Изборская, Никольская и Тарарыгина. Над входными воротами возвышается башня Петровская, а для кары провинившихся в средневековье использовалась Тюремная башня, имеющая и второе название: «острожная» («острог» — тюрьма). Совершая паломничество, стоит посетить и Святую гору.

Снаружи покой монастыря хранит древний камень крепостных стен и башен.

Успенский собор, Звонница

Ризница Псково-Печорского монастыря

Церковь Сретения Господня

Слева от церкви Сретения Господня Благовещенский храм, также можно увидеть Корнильевский источник

Братский корпус монастыря

Трапезная и Лазаревская церковь

Корнильевский источник

Надкладезная часовня

Никольская церковь

Дом настоятеля

Храм сорока мучеников Севастийских

Михайловский собор

Крепостная стена и башни

Псково-Печерский монастырь – единственный, который ни разу не закрывался за всю историю своего существования. Было множество угроз, которые успешно отражали самоотверженные и преданные монахи обители. Среди них во все времена встречались настоящие герои, в том числе и участники Великой Отечественной Войны. Примером тому может служить архимандрит Алипий, в миру носивший фамилию Воронов. Этот великий человек отдал огромную часть жизни монастырю, здесь же и нашел свой вечный покой в 1975 году. С именем священнослужителя связана интересная история.

Обитель было приказано закрыть. В святую землю явился уполномоченный по религиозным вопросам с соответствующей бумагой. Однако архимандрит отказался подчиниться и сжег документ в камине. При этом он сказал замечательные слова, которые остались жить в хрониках монастыря. Наместник сообщил уполномоченному, что среди шести десятков местных монахов 40 – ветераны войны. И они будут защищать свой дом до последнего. Архимандрит пригрозил использовать пушки, сказав, что эта оборона будет сравнима со Сталинградской битвой.

Последним аргументом стало обещание сделать этот случай достоянием общественности. Так посягательства на Псково-Печерский монастырь на время прекратились.

Решающую роль сыграло посещение святой земли Индирой Ганди во времена Хрущева. Премьер – министр была до слез растрогана открывшимся зрелищем живого средневековья. Женщина спускалась в пещеры. После нее иностранные делегации в стенах монастыря стали частыми. А сама обитель окончательно избавилась от угрозы забвения и стала известна во всем мире.

Псково-Печерский монастырь имеет многовековую историю. В ней — и радостные, и трагические страницы. В период 20-40 гг. прошлого столетия земли обители принадлежали Эстонии. Теперь же монастырь является достоянием России и одной из драгоценных жемчужин ее короны.

На свете существует множество церквей, храмов и обителей, но Псково-Печерский монастырь – особая земля. Однажды посетив ее, Вы навсегда оставите здесь частицу своей души. Покинув пределы, обязательно пожелаете вернуться и снова ощутить неземную благодать, которую щедро дарит это священное место.

inpskov.ru

Псково-Печерский монастырь, Россия, Псковская область, город Печоры — Монастыри

Псково-Печерский монастырь — одна из самых известных монашеских обителей России. Знаменита своими старцами, такими, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Савва (Остапенко), преподобный Симеон (Желнин) и многими другими.

За все время существования монастырь никогда не закрывался, несмотря на разорительные набеги немцев, шведов, литовцев и давление советской власти.

Расположен в 50 километрах от Пскова. Свое название — Печерский — монастырь получил благодаря природным пещерам около ручья Каменца. В церковной традиции их принято называть «Богом зданные (то есть созданные) пещеры».

Первыми в этих местах поселились монахи Киево-Печерского монастыря, бежавшие в XIII-XIV веках на север от набегов татаро-монголов. Летопись сохранила имя одного из первых монахов — преподобного Марка.

Годом основания монастыря считается 1473-й, когда была освящена Успенская церковь. Ее выкопал в склоне холма преподобный Иона (до монашества — священник Иоанн). Он и преподобная Васса (до монашества — супруга Иоанна Мария) считаются основателями обители. Среди других почитаемых святых Псково-Печерского монастыря — игумен Корнилий и его соратник преподобный Вассиан, убитые по приказу царя Ивана Грозного, преподобный Симеон (Желнин).

В ХХ веке монастырь славился своими старцами, мудрыми духовными руководителями монахов и мирян. В монастырь приезжали за советом к архимандриту Иоанну (Крестьянкину), схиигумену Савве (Остапенко), схиархимандриту Агапию (Агапову) и другим старцам. В 1957 году в Псково-Печерском монастыре поселились вернувшиеся в СССР из Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) старцы Михаил (Питкевич), Лука (Земсков) и другие.

В монастыре провел последние годы своей жизни митрополит Вениамин (Федченков), выдающийся церковный писатель, проповедник и старец.

Среди настоятелей монастыря последнего времени особенно выделялся архимандрит Алипий (Воронов), ветеран Великой Отечественной войны. Он смело противостоял советской власти, стремившейся закрыть монастырь и всячески досаждавшей монахам.

rublev.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *