Советы тренера

Салют 2 байдарка – байдарка «Салют-2» — k1

байдарка «Салют-2» — k1

Имел счастье восстановить и 3 сезона ходить на байдарке «Салют-2».
Впечатления от собственно конструкции и опыт эксплуатации — ниже

Сама по себе конструкция не сильно отличается от других каркасных байдарок. Те же штевня, двойной кильсон, 2 ряда стрингеров, привальник, фальшборта, 5 шпангоутов, руль .

В конструкции присутствует явно выраженное слабое звено – кильсон. С одной стороны это плохо, но с другой – он сломается первым, сохранив остальной каркас. А кильсон-то отремонтировать можно довольно легко, особенно если исходно запастись заготовкой подходящих размеров. Ну как легко…. Легче чем алюминиевый. К слову сказать, в походных условиях такого глобального ремонта делать не приходилось, но в домашних условиях кильсон был полностью изготовлен заново. (На фото – оранжевые детали изготовлены заново).

Вообще-то в продаже есть (ну или были когда-то в прайсе) алюминиевые детали, www.qrshop.ru/baidarki.html  но я серьезных преимуществ в них не увидел. Существенно облегчить байдарку они не смогут, а при нормальной эксплуатации даже с деревом лодка показала себя ничуть не слабее того же «Тайменя».
Кстати, о весе. Легкой лодку не назовешь. Но и тяжела она не запредельно. Да, тяжелее «Тайменя-2» , но за «Таймень-3» наверное, не тяжелее. Существенно добавляет веса шкура – толстая, с маленьким вырезом под кокпит. При комплектации лодки новой ПВХ шкурой, например Нерисовской www.neris.kiev.ua/index.php
разница становится не столь заметна.
Свою долю в весе имеет и каркас. По сравнению с «Тайменем» «Салют» имеет ОЧЕНЬ длинные закрытые декой носовой и кормовой отсеки.

Посредине их находится по шпангоуту. Такое решение является, мягко говоря, спорным. Это лишние соединения стрингеров, распорки между 1-2 и 4-5 шпангоутами и, собственно, сами шпангоуты. То тут, то там, пару-тройку килограмм можно было б съэкономить.

Не зря в «Тайменях» конструкцию носа и кормы сильно пересмотрели.
Процесс загрузки кормы и носа – это тоже та еще песнь о семи главах. Нужно лечь на дно лодки и запихивать вещи в корму.
Носовая и кормовая части кильсона складываются пополам. Это и есть тем самым слабым местом, но, с другой стороны, самая длинная деталь в лодке – серединная секция весла. Вся лодка прекрасно пакуется в ОДНУ упаковку.

Собирается лодка, в принципе, так же. www.qrshop.ru/info/isalut.html  — заводская схема.
Разве что шкура натягивается не ломанием всего кильсона а его внутренних, предварительно приподнятых секций. В схеме это как-то не очень ясно описано, он если смотреть на само железо – то все очень логично.

Хотя первый раз по дури запихнул скелет с застегнутыми серединными шарнирами, как обычный «Таймень».
До установки спинок, особенно спинки переднего гребца, каркас лодки «играет». Но спинки замыкают силовую схему, стягивая кокпит в поперечном направлении и дополнительно распирая фальшборта в продольном. После этого жесткость лодки становится очень даже хорошей. На кручение так наверное пожестче «Тайменя» будет. Вобщем, на высокой волне нареканий не вызывает

Явно неудачным является исходное расположение педалей — они размещены на первом шпангоуте. С места переднего гребца достаточно непривычно управлять лодкой. Ктому же проводка тяг через всю лодку не способствует удобству размещения гребцов и груза. Поэтому педали с первого шпангоута были сняты и перемещены после незначительных доделок на 3 шпангоут под ноги заднего гребца.Их удалось разместить по бокам шпангоута,оставив свободной средину лодки, что само по себе уже хорошо.

Так как предполагался поход с ребенком (на тот момент почти 4 года), встал вопрос его размещения в лодке. Опробованный за год до того вариант «в грузоотсеке «Тайменя-2»» не сильно устраивал как вообще (открытое расположение дитяти на солнце создает ряд проблем), так и в частности (в «Салюте» гребцы сидят существенно ближе друг к другу – следствие длинных носа и кормы, поэтому между ними можно посадить разве что собаку).
И тут неожиданно удалось превратить недостатки в достоинства. Убрав педали удалось освободить огромное пространство в носовой части лодки («Салют» к тому же в этом месте шире «Тайменя» на 10 см.).

Именно там и разместили ребенка. Длинный крытый нос хорошо защищает как от солнца, так и от дождя. При этом там, как оказывается, совсем не темно. В итоге ребенок в своей «каюте» мог спать полностью «под крышей».
Пришлось, правда, немного сместить назад место переднего гребца, благо открытый средний шпангоут позволяет такие эксперименты. Просверлил новые отверстия в для установки спинки, изготовил стяжку, спинку. (см. фото выше). Можно было отпилить штатные законцовки на родной спинке, но решил готовую вещь не уничтожать.
Конечно, такой апгрейт изменяет управляемость и балансировку лодки. Нос сильно задрат, корма притоплена. И как не грузи лодку дитё своими 20 кг в пустом носе байдарки никак не перевесит моих 90 плюс куча барахла в корме. Курсовая устойчивость оставляет желать лучшего. В таком варианте лучше ходить с рулем, но ходили и без руля и, вобщем-то, это было некритично. На «Нерисовских» шкурах, кстати, руль вообще не предусмотрен. Так было когда я ее покупал. Сейчас там делают шкуры с рулевым, по крайней мере для «Тайменей».
«Салют» имеет огромный обитаемый объём. 2 взрослых, ребенок (а вещей ему как бы не побольше чем взрослому надо), палатка, часть группового снаряжения (не меньше чем на остальных лодках группы). В варианте одиночного похода – костровое, ремнабор и запас продуктов дней на 10-12 — в одиночном походе сильно по селам не походишь. При этом стесненными мы себя ни разу не чувствовали.
При этом лодка достаточно короткая — 5,4 метра.. Были ситуации, когда мы вкручивались «Салютом» в такие проходы где «Таймень-3» уже приходилось обносить.

Ходовые качества «Салюта» неплохи. В группах мы тормозов не создавали. Приходилось идти как во взрослой группе так и в молодежной. Группы, конечно же, не спортивные, а туристско-отдыхающие, но километров по 20 в день делали если без обносов завалов. Шли как «на расслабоне» так и когда надо таки грести. Как с «Тайменями», так и с «Нерисами». Вывод – другие лодки не настолько лучше чтоб компенсировать отсутствие навыков (сам ходил, кстати, на всем этом, могу сравнивать с разных сторон).  Особенно это заметно вечером, когда гребцы подустали. Тогда легко идут только схоженные экипажи с большим опытом. Независимо от типа лодки. Жена, кстати, если идем «на расслабоне» вообще гребет по желанию.
Таким образом , несмотря на древность, байдарка типа «Салют-2» до сих пор является вполне вменяемым средством сплава и, пожалуй, лучшим выбором для несложных походов по равнинным рекам для семьи с одним маленьким (3-6 лет) ребенком.
С двумя детьми в «Салют» уже никак. Честно говоря, в последний год с дитем 6-и лет тоже уже было тесновато. Нет, вещей насовать можно еще стадо великое, они ж тихо лежат. А дитенок — он же руками машет. Вобщем, мама уже против.

users.livejournal.com

Байдарки Салют — особенности, виды, сборка

Обзор байдарок Салют

Байдарки «Салют» являются ветеранами российских разборных байдарок, которые одними из первых появились на отечественном рынке. Байдарки изготавливались на московском предприятии «Салют», пользовались огромным спросом и остаются довольно популярными среди определенной категории водников до сих пор. Модели предназначены для дальних походов и туристических путешествий по водоемам с гладкой водой, но хорошо показали себя при сплаве по порожистым рекам невысокой сложности.

Особенности байдарок «Салют»

Байдарки «Салют» — это разборные модели, укомплектованные рулевым управлением. В первоначальном виде их оболочка делалась с днищем прорезиненной ткани и декой из брезента, сейчас ряд компании выпускает «шкуру» для лодок «Салют» из плотной ткани ПХВ.

Каркас моделей включает в себя деревянные фальшборта и деревянный кильсон. Остальные его элементы – стрингеры, шпангоуты, привальные брусья, штевни – изготовлены из прочного металла. На данный момент существуют двухместные и трехместные модели байдарок «Салют». Двухместные варианты имеют один средний незамкнутый шпангоут, трехместные – два таких шпангоута.

Руль моделей располагается на их кормовой части и соединяется шнурами с педалями, находящимися перед передним посадочным местом. При необходимости их можно переставить на шпангоут перед кормовым посадочным местом. Рулевое управление на байдарках «Салют» позволяет значительно экономить силы при длительных дальних переходах и обеспечивает ее курсовую устойчивость при полной загрузке.

Модели обладают полными носовыми обводами и заостренными штевнями. Это дает возможность уверенно идти вперед на волнах и при встречном ветре. Лодки укомплектовываются разборными веслами с водосбрасывающими кольцами и резины и лопастями, которые можно устанавливать под прямым углом или  параллельно друг другу. Лодки дополняются защитными фартуками, емкостями непотопляемости, страховочной обвязкой и стяжными тросами под декой, существенно увеличивающими  жесткость корпуса и улучшающими маневренность байдарок.

Виды байдарок «Салют»

На сегодняшний день существует две разновидности байдарок «Салют». Это двухместная модель «Салют М-4,7» и трехместная модель «Салют М-5,2». В середине трехместного «Салюта» находится продольная каркасная вставка, позволяющая установить третье сиденье. В этом варианте можно расположить два посадочных места так, чтобы гребцы сидели лицом к корме. Это помогает увеличить скорость лодки. Длина модели «Салют М-4,7» составляет 4,7 метра, ширина 90 сантиметров, вес 30 килограмм, грузоподъемность 250 килограмм. Модель «Салют М-5,2» имеет длину 5,2 метра, ширину 99 сантиметров, вес 35 килограмм, грузоподъемность 350 килограмм.



 

Сборка каркаса байдарок «Салют»

Сборка байдарки «Салют» не содержит особых сложностей. Ее каркас состоит из продольного бимса, шпангоутов, расчалки, удлинителей, фальшборта и корыта фальшборта, кильсона, форштевня, стрингера, привального бруса. В него входит также спинка кокпита, сиденья со спинками и система рулевого управления с педалями. Шпангоуты моделей пронумерованы., на других элементах есть отметки «нос» и «корма».

Для сборки лодки нужно найти ровное место без песка, камней, острых предметов, и разложить на нем все детали каркаса. Потом берут носовой кильсон и ставят так, чтобы его накладки оказались вверху. К нему присоединяют носовой штевневый блок. Для этого следует немного приподнять кильсон, свести концы реек на нем и блоке, завести пуговицы штевня в паз на кильсоне и провернуть так, чтобы шпильки штевня зашли в паз до упора.

Затем соединенный блок с кильсоном и штевневым блоком опускают и с двух сторон от штевня раскладывают привальные брусья и стрингеры. Берут шпангоут №1 и разворачивают его под углом 90º к рейкам кильсона. Кронштейны, имеющиеся на шпангоуте, должны быть направлены к носовой части лодки.

После этого на крайней, расположенной возле носа байдарки накладке кильсона закрепляют шпангоут №2 с помощью заведения его нижнего фиксатора в поперечный паз кильсона. Его вставляют так, чтобы проточка на фиксаторе не до конца вошла в продольный паз. Потом шпангоут приподнимают, проворачивают, и заводят второй фиксатор в другое отверстие на кильсоне, обладающее продольным пазом.

Затем на кронштейнах первого и второго шпангоута закрепляют привальные брусья и стрингеры. Они вводятся в пазы кронштейнов шпангоутов. Затем из внутренней части продольного бимса выводится удлинитель и крепится на верхнем фиксаторе второго шпангоута, расположенном посередине. Потом внизу двух остальных верхних фиксаторов второго шпангоута закрепляются концы рачалок. Носовая часть каркаса байдарки «Салют» готова.

Кормовая часть каркаса собирается так же из кормового блока штевнев, кормового кильсона, четвертого и пятого шпангоутов. Кронштейны этих шпангоутов должны быть отогнуты к корме.

Окончательная сборка байдарки «Салют»

После того, как носовая и комовая часть байдарки будут собраны, на ровном месте расстилают ее оболочку, хорошо расправляют и вставляют на нос и корму соответствующие половинки каркаса так, чтобы они вошли как можно дальше. Потом встают в середину байдарки и вставляют обе части каркаса до края деки при помощи упора рук в шпангоут №2 и шпангоут №4. Оболочка должна ровно лечь на все секции каркаса так, чтобы отверстия на ней расположились напротив фиксаторов второго и четвертого шпангоута.

Затем упираются коленями в шпангоут №2 или шпангоут №4, за петлю, имеющуюся на деке, подтягивают оболочку на секцию каркаса до тех пор, пока отверстия на ней не встанут на фиксаторы шпангоутов. Потом сходят с оболочки и приступают к соединению кильсона. Для этого нужно ввести рейку кильсона на корме в корыто кильсона на носу. А затем, плавно нажимая, выпрямить кильсон и распереть оболочку так, чтобы она хорошо обтянула все штевни. При этом необходимо поправлять под оболочкой стрингеры и привальники, иначе они могут согнуться или сломаться.

Потом фиксируют положение кильсона крючками, находящимися на его центральных верхних корытах, и запирают нижние корыта, используя оси, обладающие пуговицами.

Затем на кильсон монтируют шпангоут №3, совмещают концы привалов и стрингеров в носовой и кормой части каркаса и соединяют их втулками. Потом наступает очередь сборки фальшбортов. Носовой и кормой фальшборты устанавливают на фиксаторы, имеющиеся на расчалках второго и четвертого шпангоута, и закрепляют их крючками. Левый и правый фальшборта рекомендуется монтировать одновременно. После того, как они будут установлены, надо заправить деку в пазы фальшбортов, начиная от носовой и кормой части и продвигаясь к середине лодки. Потом соединяют края фальшбортов корытами, закрывают их крючки и устанавливают в гнезда на фальшбортах спинки для переднего и заднего посадочного места.

Затем на спинку кокпита устанавливаются планки с застежками «репейник», которые закрепляются с помощью винтов с гайками. Посте этого спинка кокпита помещается на положенное ей место, закрывается крючками, к ней крепится задний клапан деки. Потом на кильсон монтируются сиденья так, чтобы их скобы обхватывали планки кильсона. После этого на оси фиксатором закрепляется перо руля, которое штуртросами соединяется с педалями и рулевым баллером. Штуртросы на байдарках «Салют» представляют собой ленты с монетами. Этими монетами можно отрегулировать длину штуртросов. Осталось привязать к проушине на рулевом пере шур, нужный для того, чтобы поднимать перо, продеть его через отверстие, имеющееся в баллере и собрать весла. Байдарка готова к эксплуатации.

Байдарки «Салют» имеют длинную историю развития, но, несмотря на то, что сейчас появилось очень много новых разновидностей байдарок, они и сегодня активно используются для путешествий, дальних походов, для рыбалки и водных прогулок. Это надежные, удобные в управлении лодки, которые можно модифицировать, ремонтировать, совершенствуя конструкцию и продлевая срок их службы. В разобранном виде они помещаются в небольшой рюкзак, могут доставляться до водоемов на общественном транспорте и храниться в подсобных помещениях типовых квартир.

kayak-market.ru

Байдарки.ru / Каркасная байдарка Салют



1967 год. Начало выпуска каркасных байдарок — двухместной «Салют М-4,7» и трёхместной «Салют М-5,2».

Салют — одна из первых разборных каркасных байдарок, созданных в СССР. Выпускались московским заводом «Салют» до середины 1970-х годов, после чего были сняты с производства и заменены байдарками серии «Таймень».
Эта байдарка долгое время была одним из немногих серийно выпускавшихся
судов, пригодных для самодеятельного активного отдыха и водного туризма, что обеспечило ей большую популярность.

Конструктивно байдарка «Салют» представляет собой разборный каркас
(дерево, металл), плотно обтянутый тканевой оболочкой. Донная часть
оболочки водонепроницаема.

Конструкция

Байдарка состоит из оболочки и каркаса, а также комплектуется рулём.
Также в конструкции была предусмотрена возможность установки парусного вооружения, но байдарка им не комплектовалась.

Каркас

Как и большинство байдарок, она имеет кильсон, шпангоуты, фальшборта. Каркас сделан таким образом, что при сборке нужно присоединять к носу и к корме стрингеры, вставляя шпангоуты, затем крепить их на кильсоны и лишь потом, вставляя в оболочку, соединять нос и корму вместе.

Фальшборта и кильсон у «Салютов» деревянные, остальные элементы
каркаса металлические. Шпангоуты не замкнутые, что снижает их
устойчивость к деформирующим нагрузкам.

Оболочка

Оригинальная оболочка имела низ из прорезиненной ткани и верх (деку) из брезента. В последнее время некоторые отечественные фирмы наладили выпуск оболочек из ПВХ.

В просторечьи оболочку байдарки часто называют «шкурой».

Рулевое управление

Руль крепился на корме и поворачивался при помощи пары шнуров, натягиваемых двум педалями, расположенным перед носовым гребцом.

Зачастую, туристы-водники не пользуются рулевым управлением, так как
управление байдаркой при помощи весел гораздо эффективнее (при
правильной технике гребли). Также отказ от рулевого управления позволял
немного (около 1 кг) уменьшить вес байдарки. Однако использование руля
позволяло в свою очередь экономить силы в длительных или не спортивных
походах, незначительно усложняя конструкцю байдарки при сборке.

Весло

При сборке вёсел на каждое цевье устанавливалось водосбрасывающее
резиновое кольцо. Затем два цевья соединялись со средником, при этом
фиксаторы цевья входили в отверстия средника. Отверстия средника
позволяли устанавливать лопасти (одну относительно другой) под углом
как 0°, так и ±90°.

На рисунке изображено весло с лопастями под углом 0° — так
называемый «плоский разворот». Более эффективным для гребли считается
«правый разворот» или «левый разворот» различаемые по руке, которая
держит весло без проворота в кисти, с углом разворота лопастей
70°-90° — именно такие используются в спортивных соревнованиях по
гребле по гладкой и бурной воде.

Существуют две точки зрения почему такое весло эффективнее.
Сторонники первой утверждают, что при гребле таким веслом верхняя
лопасть испытывает наименьшее сопротивление воздуха.

Сторонники второй возражают, что трение верхней лопасти об воздух
несопоставимо меньше преодолеваемого гребцом трения лодки об воду, и
эффективность достигается в первую очередь за счет большей эргономичности и более правильной техники гребли.

Особенности байдарок «Салют» по сравнению с аналогичными байдарками

Отличительная особенность «Салютов» — полные носовые обводы (позаимствованные у «Ладоги») и заострённая форма штевней.
На малых скоростях (например, при движении против ветровой волны)
полные обводы обеспечивают хорошую всхожесть на волну, однако при
движении на большой скорости возникают значительные динамические
нагрузки на байдарку.

Среди пользователей байдаркой существует устойчивое мнение, что
кормой вперед байдарка идёт быстрее. Трёхместный вариант байдарки
позволяет разместить двух гребцов лицом к корме.

Заострённая форма штевней ухудшает поворотливость. Так, «Салют М-4,7» менее поворотлив, чем RZ-85 и «Луч», хотя они и длиннее.

Самостоятельные доработки конструкции

Изначально предназначенная для гладкой воды (озеро или море при малом волнении), байдарка широко использовалась водными туристами для сплава по рекам с различными препятствиями, такими как порог, сливы,
подводные камни в русле реки. Нагрузка на каркас и оболочку при этом
получалась значительно выше обычной, и это приводило к быстрому выходу
байдарки из строя, что в условиях ненаселенной местности и сложной реки
могло привести к катастрофическим последствиям. Поскольку советская
промышленность не выпускала специализированных байдарок, для сплава по
таким рекам приходилось дорабатывать заводскую конструкцию в целом ряде
элементов:

  • Кильсон усиливался деревянными жердями.
  • Соединения шпангоутов и стрингеров при сборке обвязывались веревочными узлами.
  • Оболочка усиливалась вдоль стрингеров приклеиванием снаружи слоев
    резины или прорезиненной ткани (шириной 50-70 мм и толщиной 1-2 мм),
    что уменьшало вероятность прорыва оболочки при контакте с подводным
    камнем.
  • Изготавливался водонепроницаемый фартук («юбка»), закрывающий
    верхнее отверстие (кокпит) для защиты от захлёстывания воды в лодку в
    порогах.
  • Добавлялись ёмкости непотопляемости (в нос и корму закладывались
    надувные волейбольные или баскетбольные камеры или другие ёмкости).
  • Байдарка оборудовалась причальным и спасательным концами (верёвками).

Типы байдарок «Салют»

Существует 2 типа байдарок «Салют»: «Салют М-4,7» и «Салют М-5,2». Число в индексе обозначает длину судна в метрах.

«Салют М-4,7»

Двухместная байдарка. «Салют М-4,7» была широко распространена в 70-х годах XX-го века.

«Салют М-5,2»

Трёхместная байдарка. «Салют М-5,2» отличается от двухместной модели
тем, что в центральной части делается вставка длинной 0,5 м из
продольных элементов и добавляется шпангоут, спинка и весло.
В наболее сложных путешествиях «Салют М-5,2» используется как
двухместная байдарка с большим запасом плавучести. Ходкость её лучше,
чем у «Салюта М-4,7».

Технические данные представлены ниже в таблице.

 




Наименование Вместимость, чел. Грузо-

подъемность, кг

Длина, м Ширина, м Высота приваль-

ного бруса, мм

Осадка, м Полное

водо- измещение, кг

Запас

плавучести, кг

Вес

корпуса, кг

Вес

комплекта, кг

«Салют М-4,7» 2 250 4,70 0,90 265 0,20 450 200 30 36
«Салют М-5,2» 3 350 5,20 0,99 265 0,20 550 200 35 42

 

 

www.baydarki.ru

Салют (байдарка) — это… Что такое Салют (байдарка)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Салют.

Байдарка «Салют М-4,7» с оболочкой из резины и брезента

Салю́т — одна из первых разборных каркасных байдарок, созданных в СССР. Выпускались московским заводом «Салют» до середины 1970-х годов, после чего были сняты с производства и заменены байдарками серии «Таймень». Эта байдарка долгое время была одним из немногих серийно выпускавшихся судов, пригодных для самодеятельного активного отдыха и водного туризма, что обеспечило ей большую популярность.

Конструктивно байдарка «Салют» представляет собой разборный каркас (дерево, металл), плотно обтянутый тканевой оболочкой. Донная часть оболочки водонепроницаема.

Конструкция

Байдарка состоит из оболочки и каркаса, а также комплектуется рулём. Также в конструкции была предусмотрена возможность установки парусного вооружения, но байдарка им не комплектовалась.

Каркас

Как и большинство байдарок, она имеет кильсон, шпангоуты, фальшборта. Каркас сделан таким образом, что при сборке нужно присоединять к носу и к корме кильсоны, затем присоединять стрингеры и привальные брусья, вставляя шпангоуты, и лишь потом, вставляя в оболочку, соединять нос и корму вместе.

Фальшборта и кильсон у «Салютов» деревянные, остальные элементы каркаса металлические. Средний шпангоут не замкнутый (у трехместных байдарок два средних шпангоута), что снижает устойчивость к деформирующим нагрузкам.

Оболочка

Оригинальная оболочка имела низ из прорезиненной ткани и верх (деку) из брезента. В последнее время некоторые отечественные фирмы наладили выпуск оболочек из ПВХ.

В просторечьи оболочку байдарки часто называют «шкурой».

Рулевое управление

Руль крепился на корме и поворачивался при помощи пары шнуров, натягиваемых двумя педалями, расположенными перед кормовым гребцом.

Обычно туристы-водники не пользуются рулевым управлением, так как управление байдаркой при помощи весел гораздо эффективнее (при правильной технике гребли). Также отказ от рулевого управления позволял немного (около 1 кг) уменьшить вес байдарки. Однако использование руля позволяло в свою очередь экономить силы в длительных или не спортивных походах, незначительно усложняя конструкцию байдарки при сборке.

Весло

При сборке вёсел на каждое цевье устанавливалось водосбрасывающее резиновое кольцо. Затем два цевья соединялись со средником, при этом фиксаторы цевья входили в отверстия средника. Отверстия средника позволяли устанавливать лопасти (одну относительно другой) под углом как 0°, так и ±90°(была возможна доработка до более оптимальных углов 70°-85°).

На рисунке изображено весло с лопастями под углом 0° — так называемый «плоский разворот». Более эффективным для гребли считается «правый разворот» или «левый разворот» различаемые по руке, которая держит весло без проворота в кисти, с углом разворота лопастей 70°-90° — именно такие используются в спортивных соревнованиях по гребле по гладкой и бурной воде.

Утверждается, что при гребле таким веслом верхняя лопасть испытывает наименьшее сопротивление воздуха.[1]

Особенности байдарок «Салют» по сравнению с аналогичными байдарками

Отличительная особенность «Салютов» — полные носовые обводы (позаимствованные у «Ладоги») и заострённая форма штевней. На малых скоростях (например, при движении против ветровой волны) полные обводы обеспечивают хорошую всхожесть на волну, однако при движении на большой скорости возникают значительные динамические нагрузки на байдарку.

Среди пользователей байдаркой существует устойчивое мнение, что кормой вперед байдарка идёт быстрее. Трёхместный вариант байдарки позволяет разместить двух гребцов лицом к корме.

Заострённая форма штевней ухудшает поворотливость. Так, «Салют М-4,7» менее поворотлив, чем RZ-85 и «Луч», хотя они и длиннее.

Самостоятельные доработки конструкции

Изначально предназначенная для гладкой воды (озеро или море при малом волнении), байдарка широко использовалась водными туристами для сплава по рекам с различными препятствиями, такими как порог, сливы, подводные камни в русле реки. Нагрузка на каркас и оболочку при этом получалась значительно выше обычной, и это приводило к быстрому выходу байдарки из строя, что в условиях ненаселенной местности и сложной реки могло привести к катастрофическим последствиям. Поскольку советская промышленность не выпускала специализированных байдарок, для сплава по таким рекам приходилось дорабатывать заводскую конструкцию в целом ряде элементов:

  • Кильсон усиливался деревянными жердями.
  • Соединения шпангоутов и стрингеров при сборке обвязывались веревочными узлами.
  • Оболочка усиливалась вдоль стрингеров приклеиванием снаружи слоев резины или прорезиненной ткани (шириной 50-70 мм и толщиной 1-2 мм), что уменьшало вероятность прорыва оболочки при контакте с подводным камнем.
  • Изготавливался водонепроницаемый фартук («юбка»), закрывающий верхнее отверстие (кокпит) для защиты от захлёстывания воды в лодку в порогах.
  • Добавлялись ёмкости непотопляемости (в нос и корму закладывались надувные волейбольные или баскетбольные камеры или другие ёмкости).
  • Байдарка оборудовалась причальным и спасательным концами (верёвками), а также специальной обвязкой, которая позволяла повысить жесткость судна и, в случае аварии, держатся за судно и буксировать судно к берегу.

Типы байдарок «Салют»

Существует 2 типа байдарок «Салют»: «Салют М-4,7» и «Салют М-5,2». Число в индексе обозначает длину судна в метрах.

«Салют М-4,7»

Двухместная байдарка. «Салют М-4,7» была широко распространена в 70-х годах XX-го века.

«Салют М-5,2»

Трёхместная байдарка. «Салют М-5,2» отличается от двухместной модели тем, что в центральной части делается вставка длиной 0,5 м из продольных элементов и добавляется шпангоут, спинка и весло. В наиболее сложных путешествиях «Салют М-5,2» используется как двухместная байдарка с большим запасом плавучести. Ходкость её лучше, чем у «Салюта М-4,7».

Технические данные представлены ниже в таблице.

Наименование Вместимость, чел. Грузо-

подъемность, кг

Длина, м Ширина, м Высота приваль-

ного бруса, мм

Осадка, м Полное

водо- измещение, кг

Запас

плавучести, кг

Вес

корпуса, кг

Вес

комплекта, кг

«Салют М-4,7» 2 250 4,70 0,90 265 0,20 450 200 30 36
«Салют М-5,2» 3 350 5,20 0,99 265 0,20 550 200 35 42

Литература

  • В. Н. Григорьев, А. В. Серебренников, В. А. Половицкий, А. И. Коробков, Н. Г. Федотов, С. А. Голов. Путешествие на гребных судах. — М.: Физкультура и спорт, 1979.
  • Паспорт на разборную байдарку «Салют М-5,2»

Примечания

  1. В. Н. Григорьев, А. В. Серебренников, В. А. Половицкий, А. И. Коробков, Н. Г. Федотов, С. А. Голов. Путешествие на гребных судах. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 54.

Ссылки

dvc.academic.ru

Байдарка «Салют» | Riverhood Riverhood

Байдарка «Салют»

Описание, преимущества и недостатки, сборка

1. Общее описание

Байдарка «Салют»- это, пожалуй, «дедушка» русского байдарочного флота. Салют — это одна из первых каркасных разборных байдарок, которые были созданы в нашей стране и запущены в серийное производство. Она был, безусловно, не самой первой байдаркой. До нее были известны байдарки серий «Луч» и «Ладога» (последнюю, кстати считают предшественником «Салюта»), но Салют стал безусловно самой массовой советской байдаркой, что собственно подтверждается даже тем, что эти байдарки до сих пор можно приобрести на вторичном рынке. Эти байдарки перестали выпускать в середине семидесятых годов XX века, но немало образцов этих байдарок все еще бороздит речные просторы наших страны. Какой-либо более-менее подробной информации о ее создании в интернете практически нет, но среди бывалых байдарочников распространено устойчивое мнение, что прототипом «Салютов» послужили конструкции немецких деревянных байдарок, однако достоверно этого сказать никто не может. Скорее всего, при ее разработке заимствовались разные идеи и конструктивные элементы, как первых советских байдарок, так, возможно, и зарубежных разработок.

Каркас у байдарки Салют — деревянно-металлический. Собственно, из дерева выполнен только кильсон байдарки. Объяснение этому можно найти достаточно простое — скорее всего причина этом то, что металл в то время был все-таки был еще дефицитным дорогим и выполнить каркас полностью из металла видимо посчитали не совсем целесообразным. Деревянный кильсон — это, безусловно минус этой байдарки. Все-таки дерево  — материал менее долговечный и со временем имеет свойство рассыхаться, трескаться, а иногда даже гнить. В общем -терять свою первоначальную прочность. Историю о том как мы ( ) ремонтировали кильсон «Салюта» (частично заменив его «металлическим») и соответствующее видео вы можете посмотреть на нашем сайте. Некоторые умельцы заменяют Салютам кильсон на полностью металлический, возможно позднее дойдут руки до этого и у нас. Хотя сохранить деревянный кильсон на этой байдарке — это истинное искусство, все-таки Салют — это настоящее ретро. Сумевшим это сделать — наш всяческий респект и уважуха! :).

В нашем водном парке — сразу три «Салюта»,  два двухместных — Салют-2 (он же — Салют М-4,7) и один трехместный «Салют-3″ (Салют М-5,2). Кому интересно, 4,7 и 5,2 — это длинна этих байдарок.

На сегодняшний день — лишь единицы «Салютов» сохранились в идеальном первозданном состоянии. Все-таки даже самым поздним байдаркам уже более 40 (!) лет. Как правило, они требуют определенного ремонта или даже модификации. Минимум с чем вам придется столкнуться — это проклейка оболочки — «шкуры» (особенно, если речь идет о «родной» брезентово-резиновой шкуре Салюта). При покупке этой байдарки будьте готовы к тому, что где-то что-то придется заменить, подвернуть, подстучать, заклепать и т.д., и т.п.  Нам повезло, что у нас в команде есть «рукастый» человек (Паша, еще раз спасибо! ), который помог нам всем довести эти байдарки, скажем так, «до ума». Иметь отвертку и плоскогубцы при сборке байдарки также рекомендуется. В общем, если вы все-таки купили «Салют», то немного повозиться с ним вам придется.

Родная оболочка на «Салютах» — резиновая с брезентовым верхом. В принципе, при нормальном уходе и хранении, она может служить достаточно долго. Вместе с тем, сейчас многие делают/приобретают на нее «шкуру» из ПВХ. Решайте сами. В принципе, в интернете, по крайней мере пока, можно найти родную шкуру, которую при хорошей проклейке можно использовать достаточно долго.

Что касается, предназначения — байдарка «Салют» изначально конструктивно не рассчитана на серьезные порожистые реки, он скорее предназначена для туристических сплавов. Пожалуй, 2 категория — это ее предел. Но если вы очень хотите эстрима… — пробуйте! Хотя скорее всего это будет последний поход этой байдарки.

Наши «Салюты» были протестированы в весеннем походе по Кунье, о чем вы можете прочитать в подробном отчете.  Как эти байдарки ведут себя на воде вы можете увидеть в   фильме о байдарочном походе по Кунье. Здесь же добавим, что в целом (несмотря на мелкие проблемки), нам понравилось на них плыть. Был даже какой-то элемент ретро, ведь на таких байдарках ходили советские туристы во времена зарождения байдарочного туризма в нашей стране. К сожалению, после похода на пришлось переделывать кильсон, т.к. в некоторых местах деревянные детали набрали воды и «набухли», вследствие чего их перекорежило. Наверное, это можно было предотвратить, пропитав его каким-нибудь влагостойким составом. Ну а нам, в итоге пришлось поменять кильсон на одной из байдарок на полностью металлический.

2. Преимущества и недостатки

а) Преимущества

Грузоподъемность. Байдарка «Салют» обладает большой грузоподьемностью, и это, пожалуй, ее главное преимущество. Мы как любители таскать с собой в походе всяческий ненужный хлам это оценили :).

Цена. Если вам очень хочется байдарку, а денег на что-то современное и дорогое не хватает — «Салют» — это вполне приемлемый вариант! Кстати, один небольшой «лайфхак»- совет: Никогда не покупайте байдарку (неважно — новую или б/у) в сезон (весна-лето)! Переплатите как минимум в полтора раза. Лучше дождитесь осени-зимы, и есть шанс, что тот же «Салют» может достаться вам практически даром.

Устойчивость. Байдарка, в первую очередь вследствие своего значительного веса, очень устойчива к переворачиванию.

б) Недостатки

Вес. Байдарку весом под 40 кг не так-то легко тащить на себе, если вас забрасывают не на машине.

Деревянные элементы конструкции. Об этом мы уже писали выше.

Отсутствие фартука/юбок, защищающих от попадания воды. В принципе всегда можно, что-то придумать

3. Сборка

Многочисленные инструкции по сборке «Салюта» вы можете без труда найти в интернете. Для удобства мы прикрепляем одну из них здесь.

Скачать инструкцию байдарка салют

Переписывать их не имеет смысла, мы бы лишь хотели поделиться небольшими советами, которые, надеемся вам помогут.

На самом деле все достаточно просто. Сначала раскладываете кильсоны, крепите к ним штевни, затем нацепляете шпангоуты и цепляете к ним стрингеры, фиксируя их на защелки. Кильсоны между собой соединяете только в тот момент, когда одеваете шкуру. Еще парочка небольших лайфкаков: 1) если у вас родная «шкура», то она имеет свойство «проседать» — предварительно смочите ее  брезентовую часть водой — она станет более эластичной, в противном же случае вы и вовсе рискуете ее порвать (учитывайте ее почтенный возраст! ) 2) прежде чем фиксировать фальшборта просуньте брезентовую часть (это опять же касается родной шкуры) в деревянные прорези на них — иначе потом намучаетесь))  3) соединяйте кильсоны с незащелкнутыми фиксаторами (те что, расположены посередине кильсонов) — мы так один из них и повредили :).

Напоследок — несколько фотографий нашей речной байдарочной флотилии.

«Вишенка»

«Борт №1″

«Телей» он же «Дификал»

Вот, пожалуй, и все! Хороших вам походов на байдарках «Салют», берегите их и получайте удовольствие от водных походов!

 

riverhood.ru

Байдарка Салют

Захотела как-то жена увидеть онежские петроглифы. Захотеть-то она захотела, а вот как реализовать — вопрос. Посмотрели карту и… Купили байдарку. Таймени были дорогие, а вот старенький салют — самое-то. Инструкции в инете не нашли, но был опыт сборки тайменей, так что поехали так. Вначале думали через Шальский по самой Онеге, так еще и тропа для внедорожников начинается. Ну приехали, посмотрели как тянуть из песка минивэн, посмотрели на барашки на Онеге и закручинились. Но вновь посмотрели на карту и поехали на удачу в Каршево. Мимо Каршево течет река Черная, она практически без течения (была в августе месяце) и по ней я с двумя девулями прошел до Онеги и обратно. В одну сторону 5 часов хода.

Итак, начинаем сборку. Всего два мешка с байдой. В одном шкура и дерево, во втором — скелет. Шкура целая. Отталкиваемся от схемы сборки таймень 3.

Здесь решили все разложить чтобы понять что все есть и ничего не забыли. Слева направо лежат: штевень задний — корма, пакет с ремнабором, кильсоны 3 шт — лесенка на которой сидишь, сиденья — вставляются в кильсоны, фальшборта — деревянные палки, банка с винтами, короткие стрингера — палки для окончательной сборки, весла, мешок для байды, шпангоуты — алюминиевые кольца и штевень передний.

Кильсон крепится в штевень просто так: вставляется под углом 90* и выпрямляется. Для этого деревянные направляющие кильсона соединяются и торцами вводятся в бобышки на штевне.

Вот эти бобышки на штевне.Причем чтобы попасть нужно штевень перевернуть.

На кильсоне переднем там где крепится первый шпангоут есть подштамповка НОС. Значит это передний кильсон и вставляется в передний штевень. Передний штевень тоже легко отличить — на нем прилив НОС и есть педали. Шпангоуты вставляются в кильсоны — вначале в перпендикулярную прорезь, а затем в продольную.

На штевнях закреплены носовые и кормовые шпангоуты. Они часть конструкции и не снимаются. Цель шпангоута — держать стрингеры. Поэтому сборку начинаем со штевня к которуму крепим кильсов и вставляем первый шпангоут. Носовой шпангоут имеет замкнутую конструкцию и снабжен подвижной скобой. Для чего скоба я не знаю. Стрингеры фиксируем в проушинах шпангоутов.  Для этого раздвигаем стрингер, вводим в проушину соединительную пластину стрингера и смыкаем стрингер. Проделываем аналогичную операцию на 6 стрингерах так, чтобы оба шпангоута оказались зафиксированы.

На переднем и последнем шпангоутах торчат бобышки для фиксации шкуры. Из штевня достается палка для накидывания на бобышку шпангоута. Это чтобы шпангоут не наклоняло ни вперед, ни назад.

Вот на носовом штевнеприлив — НОС.

Кроме центральной палки на первый шпангоут, от штевня также отходят две боковые палки. Палки крепятся на крайние бобышки шпангоута.

В салют 3 целых три кильсоны — два больших и один маленький. Сочление кильсонов при помощи прорезей.

Здесь виден кормовой штевень — потому что нет педалей — и развернутый кормовой шпангоут.

Так вставляется шпангоут в кильсов: вначале ввести в перечную прорезь, затем в продольную.

Так выглядят крепления стрингеров. Часто крепления ломаются, но это не страшно потому что все стрингера могут быть и поразнь, но при сборке соорудить цельную конструкцию.

Аналогично нужно собрать и кормовую часть на кормовом кильсоне и штевне.

Кормовой шпангоут также цельный. Имеет вверзу четыре бобышки, но отсутствует ухо. Если уха нет, то можно отличить по размеру: носовой шпангоут крупнее кормового. Как бы байда вначале от носа сильно расширяется, а к корме сужается. За счет этого порой легче идти кормой вперед.

Кильсон складывается а чтобы на волне не сложился — стоят фиксирующие бобышки. На носовом кильсоне бобышки нужно сразу зафиксировать. А вот на кормовом не нужно.

На носовом штевне на стрингерах располагаются подвижные замки. Второй носовой шпангоут вставляется аналогично всем шпангоутам и он крупнее, чем третий и точно также как третий — разрезанный. Когда штевень, кильсон, два шпангоута и 18 стрингером плюс 6 замков собраны их можно вдеть в шкуру. Для этого расправить ту часть шкуры где нет места под руль, а есть карманы для установки пластин от брызг. И вставить клетку в шкуру.

На шкуре есть петли за которые надо тянуть чтобы люверсы шкуры оделить на бобышки шпангоутов. На шкуре по 5 люверсов с каждой стороны.

Аналогично собираем кормовую часть. Только третий разрезной шпангоут не устанавливаем и соответственно стрингеры в него не крепим. Это нужно чтобы соединить кильсоны.

Предварительно кормовую часть вставляем в шкуру и натягиваем люверсы на шпангоуты.

Теперь крепим к носовому кильсону средний кильсон. Для этого поднимает передний кильсон, вводим средний кильсон и распрямляем. Фиксировать на кручки не надо. Пока не надо. Аналогично проделываем все с кормовой часть. Но при этом поднимать нужно опять носовую, а кормовой кильсон просто поднимется на петлях.

Осторожно надавить на кильсоны и выпрямить их все. Но опять на кручку застегивать не надо. Еще предстоит застегнуть стрингера. Значит выпрямили кильсоны. Нужно вставить последний третий шпангоут в кормовой кильсон. Стрингеры при этом сюда не зафиксируются.

На кормовом штевне все стрингера мамы.

А вот на носовом штевне — замки папы.

Теперь берем 6 стрингеров которые отдельно. Они как раз с одной стороны мамы, с другой — папы. И фиксируем ими вначале свободный третий шпангоут. Теперь нужно соединить стрингера в замок.

Для этого вначале нужно подвигать замок чтобы был свободный ход если туда попала какая грязь. Затем под углом совместить два стрингера, надавить рукой и выдвинуть замок. Все должно получиться. В процессе соединения замков возможно небольшое складывание в районе кильсонов. Но это ничего, все распрямиться.

Начинать лучще снизу и двигаться вверх, причем симметрично по сторонам.

6

Когда все встанет на место можно застегнуть кильсоны на крючки.

Теперь деревянные фальшборта.По три деревянные палки с каждой стороны. Там где подряд три места крепления под спину — это носовой. При натягивании шкуры нужно проследить чтобы внутренние карманы не прижались верхники стрингерами.

Фальшборт носовой и кормовой вначалефиксируется в бобышках шпангоутов.

К носовому фальшборту пристегивается средний шпангоут — он короткий и фиксируется на винт.

Носовой в бобышки, кормовой в бобышки и средний фальшборт скрепить иежду собой. Теперь нужно в паз на фальшбортах вставить край шкуры. Можно постепенно вставлять и вдавливать фальшборт в кильсон чтобы отверстие совпало с крюком.

Когда и шкура вставлена и шпангоут утопился в фальшборт так чтобы можно было зафиксировать крючком — фиксируем и двигаемся дальше пока весь борт не будет застегнут.

На шкуре рядом с крайними петлями на носу и на корме есть полоски, которые фиксируют шкуру в фальшбортах. Полоску обводят вокруг фальшборта и вдевают в головку винта.

В конце накидывают кормовой фальшборт.

В специальные прорези крепятся спинки сидений.

У смотрящего на носу в глубине есть пара педалей для управления рулем. Но это лишняя опция и по факту не нужна.

В кормовой части ничего нет. Туда можно положить шарик чтобы байда не затанула при пробоине.

На кильсоны надеваются сиденья и фиксируются сдвигом. Ближе к спинке сиденья расширяется.

На сборку не торопясь нужен примерно час времени.

Всем удачной сборки и речных путешествий.

www.volt-220.com

Салют (байдарка) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Салют.
Байдарка «Салют М-4,7» с оболочкой из резины и брезента

Салю́т — одна из первых разборных каркасных байдарок, созданных в СССР.
Выпускались московским заводом «Салют» до середины 1970-х годов, после чего были сняты с производства и заменены байдарками серии «Таймень».

Эта байдарка долгое время была одним из немногих серийно выпускавшихся судов, пригодных для самодеятельного активного отдыха и водного туризма, что обеспечило ей большую популярность.

Конструктивно байдарка «Салют» представляет собой разборный каркас (дерево, металл), плотно обтянутый тканевой оболочкой. Донная часть оболочки водонепроницаема.

Конструкция

Байдарка состоит из оболочки и каркаса, а также комплектуется рулём.
Также в конструкции была предусмотрена возможность
установки парусного вооружения, но байдарка им не комплектовалась.

Каркас

Как и большинство байдарок, она имеет кильсон, шпангоуты, фальшборта. Каркас сделан таким образом, что при сборке нужно присоединять к носу и к корме кильсоны, затем присоединять стрингеры и привальные брусья, вставляя шпангоуты, и лишь потом, вставляя в оболочку, соединять нос и корму вместе.

Фальшборта и кильсон у «Салютов» деревянные, остальные элементы каркаса металлические. Средний шпангоут не замкнутый (у трехместных байдарок два средних шпангоута), что снижает устойчивость к деформирующим нагрузкам. Силовой каркас шпангоута замыкается за счет установки спинки сиденья переднего члена экипажа. Положение спинки регулируется.

Оболочка

Оригинальная оболочка имела низ из прорезиненной ткани черного цвета и верх (деку) из брезента. В конце 70-х годов нижняя часть оболочки стала зеленого цвета. В последнее время некоторые отечественные фирмы наладили выпуск оболочек из ПВХ.

В просторечьи оболочку байдарки часто называют «шкурой».

Рулевое управление

Руль крепился на корме и поворачивался при помощи пары шнуров, натягиваемых двумя педалями, расположенными на первом шпангоуте перед носовым гребцом. Это не слишком удобно, поэтому зачастую педали кустарно переставлялись на третий (четвертый в трехместном варианте) шпангоут перед кормовым гребцом, которому управлять байдаркой намного эффективнее.

Обычно туристы-водники не пользуются рулевым управлением, так как
полагают, что управление байдаркой при помощи весел гораздо эффективнее (при правильной технике гребли).
Руль также создает помехи на мелкой воде, цепляясь за дно. Наибольшую эффективность рулевое управление дает на большой воде. За счет большой массы (особенно в трёхместной версии 5,2) и высокой устойчивости на курсе для поворота груженой байдарки необходимо прикладывать значительные усилия, либо табанить, снижая скорость, чтобы взять нужный курс, после чего вновь разогнать корабль. Это приводит к снижению средней скорости перехода, требует дополнительных усилий от экипажа. Использование руля позволяет экономить силы в длительных или не спортивных походах, незначительно усложняя конструкцию байдарки при сборке.При этом рулевой может отдыхать от гребли. А на извилистых реках, особенно с навигационными опасностями эта особенность поможет избежать столкновения с другими байдарками или с навигационными опасностями, посадке на мель вплоть до повреждения лодки. Однако демонтаж рулевого управления позволял немного (около 3 кг)
уменьшить вес байдарки.

Весло

При сборке вёсел на каждое цевье устанавливалось водосбрасывающее резиновое кольцо. Затем два цевья соединялись со средником, при этом фиксаторы цевья входили в отверстия средника. Отверстия средника позволяли устанавливать лопасти (одну относительно другой) под углом как 0°, так и ±90°(была возможна доработка до более оптимальных углов 70°-85°).

На весло с лопастями под углом 0° — так называемый «плоский разворот».
Более эффективным для гребли считается «правый разворот» или «левый разворот» различаемые по руке, которая держит весло без проворота в кисти, с углом разворота лопастей 70°-90° — именно такие используются в спортивных соревнованиях по гребле по гладкой и бурной воде.

Утверждается, что при гребле таким веслом верхняя лопасть испытывает наименьшее сопротивление воздуха.[1]

Особенности байдарок «Салют» по сравнению с аналогичными байдарками

Отличительная особенность «Салютов» — полные носовые обводы (позаимствованные у «Ладоги») и заострённая форма штевней. На малых скоростях (например, при движении против ветровой волны) полные обводы обеспечивают хорошую всхожесть на волну, однако при движении на большой скорости возникают значительные динамические нагрузки на байдарку.

Среди пользователей байдаркой существует устойчивое мнение, что
кормой вперед байдарка идёт быстрее. Трёхместный вариант байдарки позволяет
разместить двух гребцов лицом к корме.

Заострённая форма штевней ухудшает поворотливость. Так, «Салют М-4,7» менее поворотлив, чем RZ-85 и «Луч», хотя они и длиннее.

Самостоятельные доработки конструкции

Изначально предназначенная для гладкой воды (озеро или море при малом волнении),
байдарка широко использовалась водными туристами для
сплава по рекам с различными препятствиями, такими
как порог, сливы, подводные камни в русле реки.
Нагрузка на каркас и оболочку при этом получалась значительно выше обычной, и это приводило
к быстрому выходу байдарки из строя, что в условиях ненаселенной местности и сложной реки могло привести к катастрофическим последствиям.
Поскольку советская промышленность не выпускала специализированных
байдарок, для сплава по таким рекам приходилось дорабатывать заводскую конструкцию в целом ряде элементов:

  • Кильсон усиливался деревянными жердями.
  • Соединения шпангоутов и стрингеров при сборке обвязывались веревочными узлами или изолентой.
  • Оболочка усиливалась вдоль стрингеров приклеиванием снаружи слоев резины или прорезиненной ткани (шириной 50-70 мм и толщиной 1-2 мм), что уменьшало вероятность прорыва оболочки при контакте с подводным камнем.
  • Изготавливался водонепроницаемый фартук («юбка»), закрывающий верхнее отверстие (кокпит) для защиты от захлёстывания воды в лодку в порогах.
  • Добавлялись ёмкости непотопляемости (в нос и корму закладывались надувные волейбольные или баскетбольные камеры или другие ёмкости).
  • Байдарка оборудовалась причальным и спасательным концами (верёвками), а также специальной обвязкой, которая позволяла повысить жесткость судна и, в случае аварии, держаться за судно и буксировать судно к берегу.
  • Устанавливаются стяжные тросы от форштевня до ахтерштевня, проходящие под декой. Повышается жесткость конструкции, улучшается манёвренность и ходкость, за счет поднятия носовой и кормовой частей.

Типы байдарок «Салют»

Существует два типа байдарок «Салют»: «Салют М-4,7» и «Салют М-5,2». Число в индексе обозначает длину судна в метрах.

«Салют М-4,7»

Двухместная байдарка. «Салют М-4,7» была широко распространена в 70-х годах XX-го века.

«Салют М-5,2»

Трёхместная модификация байдарки. «Салют М-5,2» отличается от двухместной модели тем, что в центральной части делается вставка длиной 0,5 м из продольных элементов и добавляется шпангоут, спинка и весло.Ходкость её лучше, чем у «Салюта М-4,7». В наиболее сложных путешествиях «Салют М-5,2» используется как двухместная байдарка с большим запасом плавучести. Конструкция набора позволяет, имея один каркас и две разных «шкуры» собирать нужную по длине байдарку.

Технические данные представлены ниже в таблице.

Наименование Вместимость, чел. Грузо-

подъемность, кг

Длина, м Ширина, м Высота приваль-

ного бруса, мм

Осадка, м Полное

водо-
измещение, кг

Запас

плавучести, кг

Вес

корпуса, кг

Вес

комплекта, кг

«Салют М-4,7» 2 250 4,70 0,90 265 0,20 450 200 30 36
«Салют М-5,2» 3 350 5,20 0,99 265 0,20 550 200 35 42

Литература

  • В. Н. Григорьев, А. В. Серебренников, В. А. Половицкий, А. И. Коробков, Н. Г. Федотов, С. А. Голов. Путешествие на гребных судах. — М.: Физкультура и спорт, 1979.
  • Паспорт на разборную байдарку «Салют М-5,2»

Примечания

  1. В. Н. Григорьев, А. В. Серебренников, В. А. Половицкий, А. И. Коробков, Н. Г. Федотов, С. А. Голов. Путешествие на гребных судах. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 54.

Ссылки

wikiredia.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о