Советы тренера

Смоленский собор – Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор — Официальный сайт Свято-Успенского кафедрального собора г. Смоленск

СМОЛЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР — Древо

Смоленский Успенский собор
Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске, на Холме (Соборной горе)

Был заложен в 1101 году повелением великого князя Владимира Мономаха. В летописи говорится, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». По учреждении Смоленской епархии при святом князе Ростиславе Мстиславиче, последний наделил епархию земельными владениями — в частности грамота «О холме» от 1150 года говорит о передаче епархии Холма.

В 1611 году храм был разрушен: когда после продолжительной осады Смоленска, преследуя последних защитников города, в храм вошли польские захватчики, были взорваны хранившиеся там запасы пороха. Поляки утроили на месте разрушенного собора костeл.

После освобождения Смоленска в 1677 году на Соборном холме вновь начали строить собор. Руководил строительством зодчий Алексей Корольков. Завершал строительство архитектор А. И. Шедель в 1732–1740 годах. Полностью же собор в память о героической обороне Смоленска в 1609–1611 годах достроили в 1772 году.

Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича, французским командованием к собору была приставлена охрана.

В 1941 году фашисты захватили Смоленск, и командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Значение храма было столь велико, что даже советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий.

Святыни

Главной святыней храма является Смоленский образ Пресвятой Богородицы. В соборе пребывают мощи преподобного воина Меркурия Смоленского, святителя Игнатия II Смоленского. В Успенском кафедральном храме хранится и восстановленная недавно шитая шелком плащаница XVI века.

Использованные материалы

drevo-info.ru

Соборы Смоленска — на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Собор Божьей матери Одигитрии

Собор Божьей матери Одигитрии (фото)

Рекомендовать место

9

1

Собор Божьей Матери Одигитрии в Вязьме был построен в 1638 году. Похожих трехшатровых храмов в России осталось всего два. Помимо вязьминского собора, еще Дивная церковь в Угличе. Большинство подобных церквей было разрушено при патриархе Никоне, который таким образом боролся с неправильным пониманием народом сущности Святой Троицы.

Храм сильно пострадал в 1812 году и долгое время стоял в запустении. На пожертвования прихожан и вяземских купцов при архимандрите Вениамине в 1832-1837 годах он был восстановлен и освящен. Сегодня это один из лучших памятников русской архитектуры XVII века. В отделке его фасадов широко использованы лекальный кирпич, белый камень, зеленые поливные изразцы.

Главная святыня собора — смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница». Это одновременно одна из главных святынь Русской Церкви.

Свято-Успенский кафедральный собор

Свято-Успенский кафедральный собор (фото)

Рекомендовать место

12

1

Свято-Успенский кафедральный собор — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноименного собора XII века.

Высота собора от основания до креста превышает 69 метров, длина фасада — 52 метра, ширина — 42,6 метра. По композиции — пятиглавый, кубический с трехчастной аспидой. Декорация фасадов выдержана в стиле западно-русского барокко XVIII века.

Все детали – пилястры, широкая двойная полоса карниза, оригинальные наличники нижних окон с завитками лент и фигурными завершениями, в рисунке которых угадываются декоративные мотивы венчающего пятиглавия, ступенчатое обрамление верхних круглых окон — очень крупны и вблизи подавляют своей величиной, как вообще сам собор.

Издали же эти детали воспринимаются вполне соразмерными и пропорционально хорошо выдержанными. Все это создает индивидуальный и неповторимый облик собора.

www.openarium.ru

Смоленск, Успенский собор: описание, адрес

В Средневековье в течение двух лет происходила оборона Смоленска, которая закончилась в 1611-м году. В то время Речь Посполитая хотела захватить город. Когда напор был особо сильным на Смоленск, Успенский собор был взорван своими же жителями. Частично строение было разрушено. Погибло много невинных горожан, они стали жертвами противостояния.

Реконструкция и восстановление

Затем на протяжении 17-18 столетий жители занимались восстановлением храма. Они все силы бросили на то, чтобы реконструировать Успенский кафедральный собор. Смоленск истратил немало средств, чтобы не утерять этот уникальный памятник архитектуры.

В ходе реставрации были допущены критические ошибки, по причине которых происходило многократное обрушение куполов. Но грубые нарушения были исправлены, виновные наказаны, так что Свято-Успенский собор (Смоленск) все-таки возродился из руин. При многократном восстановлении здание несколько видоизменилось. Сегодня мы видим его в ином обличье, по сравнению с тем, каким храм был в 12 веке. Но он не утратил своей величавости, внушительности и красоты. Говорят, что Наполеон, когда впервые увидел Смоленский собор, с почтением снял свою треуголку.

Тревожные и сложные времена

Не была спокойной жизнь, которой жил Смоленск. Успенский собор стал свидетелем двух больших битв. Первой была Отечественная война, протекавшая в начале 19-го века. В течение этого времени Наполеон приказал выставить конвой внутри храма.

Менее чем через 150 лет еще одна масштабная схватка всколыхнула Смоленск. Успенский собор — один из тех пунктов, который затронула Великая Отечественная война, бушевавшая с 1941-го по 1945-й год.

В начале прошлого века отношение к святыням было, как мы знаем, не самое почтительное. И это еще удача, если ту или иную церковь превращали в склад сельскохозяйственной продукции, а не разрушали.

Подобно насмешке в 20-ые годы был помещен музей антирелигиозной мысли в Успенский собор в Смоленске. Иконы больше не вызывали чувства почтения к Всевышнему и святым. Это сооружение ранее занимало главенствующую позицию среди храмов епархии города. Теперь же это была просто туристическая достопримечательность, куда люди приходили из любопытства, а не из возвышенной потребности соприкоснуться с божественным светом.

Красота и утонченность

Является одним из самых богатых и искусно оформленных с художественной точки зрения Успенский собор в Смоленске. Описание его архитектуры, роскошь внутреннего убранства и количество икон здесь поражает воображение. Экспозиция их занимает пять ярусов общей высотой тридцать метров. Оформлена эта восхитительная красота золотом и мастерски вырезанными деревянными скульптурами. Редко где можно встретить нечто, поражающее своим величием столь сильно. Прихожан может буквально пригвоздить к месту масштабность и утонченное великолепие храма.

Святые артефакты

Хранителем многих святынь является город-герой Смоленск. Успенский собор в стенах своих бережет три вещи, которым отводят особое значение. О них знают не только в родных краях, но и далеко за его пределами. Люди едут преклонить перед ними колени в Успенский собор (Смоленск), адрес которого: ул. Соборная Гора, 5.

Первой из них являются сандалии, в которых в 13-м веке ходил святой воин Меркурий. Также здесь находится плащаница, изготовленная и вытканная позолотой мастерами княгини Евфросинии Старицкой в 16-м столетии. Есть здесь и творящий чудеса лик. На иконе изображена Смоленская Матерь Божья, чье имя Одигитрия. Реликвия изготовлена в 17-м веке.

Подвиг отважного оборонителя города

Если говорить подробнее о святом воине Меркурии, в начале тринадцатого века он был смоленским воеводой. Славный витязь разгромил монголо-татарское войско. Битва имела место возле села Далгомостья, в которое можно было попасть, пройдя 27 километров на юг от Смоленского края.

Меркурий погиб героической смертью истинного защитника родной земли. Когда воевода погнался за струсившим врагом, они сцепились в битве, из которой татарин вышел победителем. С почитанием и трепетом мощи военачальника, причисленного после смерти к лику святых, были сохранены в стенах божественного места, которое в то время носило название Успенский Мономаховский собор.

17-й век принес городу еще страдания. Он оборонялся от польских отрядов. В пылу схватки кто-то похитил мощи. В начале 19-го века из храма также украли копье воина. На этом мародерства не остановились, и в середине 20-го века исчезает еще и шлем. И только сандалии пока лежат на своем месте.

Если верить преданию, нахождение воинских доспехов, которые носил мученик Меркурий, в городе обеспечивает покровительство Небесной Царицы над Смоленском и оборону от всех напастей.

История плащаницы

Что касаемо плащаницы, сотканной в мастерской, которой владела княгиня Старицкая, то временем её изготовления считают середину 16-го века. Элемент одеяния передали в стены собора, принадлежавшего столице, дабы помянуть погибшего князя, коим был Владимир Старицкий, приходившийся близким родственником правителя государства.

Начало девятнадцатого века ознаменовалось тем, что у французских похитителей, награбивших и сложивших в воз сокровища из столицы, отбили их добычу. Среди вещей была и плащаница. Теперь её отправили в стены храма в Смоленске на хранение. Когда Наполеон был изгнан с русских земель, город отметили за большой вклад в ведение военных действий в течение Отечественной войны начала 19-го века. Александр I, посовещавшись с полководцем М. Кутузовым, решил преподнести дар городу в знак благодарности за отвагу.

Теперь домом плащаницы стал Смоленский Успенский собор. Это настоящее произведение искусства, имеющее огромную ценность из-за своей уникальности и совершенства.

Святая икона путеводительницы

Чудотворящая икона «Одигитрия» в Смоленске, посвященная Матери Божьей, является одной из самых значимых святых артефактов, принадлежащих христианскому миру. Согласно имеющейся информации, ее написал евангелист Лука в то время, когда Пресвятая Богородица жила на земле.

Ранее икона хранилась в Чернигове, откуда ее забрал в Успенский собор Владимир Мономах. Это произошло в ранние года 12-го века. С тех пор ее отождествляли со Смоленском. Название иконы означает светлый лик путеводительницы.

По мнению жителей город, именно «Одигитрия» спасала людей и их жилища от копий и стрел завоевателей. 1812-й год стал моментом вывоза артефакта в столицу перед Бородинской битвой. Осуществили крестный ход около Кремля и вернули икону на место.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. безвозвратно забрала у людей их святыню, поскольку она погибла или была похищена в ходе боевых действий.

Возвращение святого лика

Когда Смоленск был освобожден от войск Гитлера, этот образ снова появляется в христианском мире. В 1602-м году в честь проведения ритуала, в ходе которого освятили Смоленскую крепостную стену, с оригинала была написана копия, которой владел Борис Годунов.

И теперь, столетия спустя, этот шедевр в соборе. В наши дни в стенах святого места содержится именно этот артефакт — увеличенная копия оригинальной «Одигитрии Смоленской», которая тоже почитается народом за чудотворную и считается одной из главных святынь христианского мира. Где сейчас находится икона, написанная евангелистом Лукой, неизвестно: погибла во время наступления немцев или украдена и томится в чьей-то частной коллекции?

Сегодняшняя жизнь храма

В наши дни святое место активно посещают прихожане. Наполняет святым словом Протоиерей Михаил Горовой Успенский собор Смоленска. Совершаются божественные литургии, поклонения иконе. Многие политические деятели города присутствуют при значимых событиях.

Проводится исполнение богослужебных песнопений. Чистые голоса возносит к куполу храма Архиерейский хор собора, детский певческий коллектив, который воспитывает православная гимназия. Также здесь исполняются композиции сводным хором, который тренирует духовная семинария города и духовное училище. Богослужения транслируют по телевидению в реальном времени по главным каналам Смоленска.

Церковь автоматизировали и сделали удобной для прихожан, о ней заботятся и совершенствуют. Так, придя на площадь у собора или набережную Днепра, вы можете посмотреть на богослужение, показываемое на большом экране. Но почувствовать особую атмосферу храма можно только при его посещении.

fb.ru

Свято-Успенский собор в Смоленске | Newpix.ru

С какой бы стороны вы ни подъезжали к Смоленску, отовсюду издалека видны купола Успенского собора — одного из самых больших храмов России.

Храм увенчивает высокую, расположенную между двумя глубоко врезанными в береговой откос оврагами, гору. Когда-то на этом месте располагался кремль средневекового Смоленска — детинец, окруженный валом и рвом, где находилась резиденция смоленских князей. А в 1101 году Владимир Мономах заложил здесь первое каменное здание в городе — Свято Успенский собор.

Мономахов собор простоял до 1611 года. Во время осады Смоленска поляками, когда королевские войска уже ворвались в город, оставшиеся в живых защитники крепости заперлись в соборе и взорвали запас пороха, хранившийся в подклете. «И то зелье зажгоша и людей всех побиша, кои в той церкви быша», — сообщает летописец.

Новый Свято Успенский собор в Смоленске поставлен невдалеке от того места, где стоял Мономахов собор, в котором взорвали себя смоляне. Фундаменты взорванного собора были обнаружены в ходе археологических раскопок. Нынешний Успенский собор располагается к северу от них.

Задача сооружения нового собора встала сразу после возвращения Смоленска в состав Московского государства в 1654 году. Первоначально строительство было поручено мастеру Евсютке Иванову, но он отказался от работы, так как заказчики ему не определили ни размеры будущего здания, ни образец, по которому его надлежало его строить. Тогда, взяв за образец собор в Александровой слободе и установив размеры будущего сооружения, Приказ каменных дел поручил строить собор подмастерью каменных дел Леонтию Костоурову, который вместе с Яковом Шарутиным составил строительную смету.

Но к работам приступили только в 1676 году по распоряжению царя Алексея Михайловича. Строительство собора возглавлял подмастерье каменных дел из Москвы Алексей Корольков. При этом он руководствовался своей собственной сметой и каким-то собственным, известным только ему «образцом». Никто ему в этом не мешал, но в 1679 году, когда работа была в самом разгаре, неожиданно рухнула восточная стена недостроенного здания.

Работы были прекращены, и надолго. Несколько раз строительство пытались возобновить, но годы шли, а собор стоял недостроенным. Умер А. Корольков, унеся с собой в могилу замысел собора. И только в 1732 году известный киевский архитектор А. И. Шедель приступил к достройке смоленского собора, изменив его первоначальный проект.

Работы были окончены спустя восемь лет, в 1740 году. В результате на Соборной горе Смоленска поднялось здание, которое на протяжении многих лет считалось одним из «огромнейших и величественнейших» соборов в России.

Увенчанный пятью главами (вместо семи по первоначальному варианту), праздничный и торжественный, с пышным барочным декором на фасадах, он высоко возносится над городской застройкой.

Грандиозность здания ощущается и снаружи, когда стоишь у его подножия, и внутри, где среди наполненного светом и воздухом пространства уходит ввысь, мерцая золотом, гигантский, необыкновенно торжественный и пышный позолоченный иконостас — чудо резьбы по дереву, одно из выдающихся произведений декоративного искусства XVIII века, созданное в 1730—1739 годах украинским мастером Силой Михайловичем Тру-сицким и его учениками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым.

Иконы также принадлежат кисти С. М. Трусицкого и его учеников. Впоследствии они неоднократно реставрировались, и до наших дней нетронутой сохранилась только икона «Великий архиерей» над царскими вратами.

В Успенском соборе хранится и еще одна реликвия — вышитая плащаница «Оплакивание Христа», изготовленная в мастерской княгини Евфросинии Ста-рицкой, тетки Ивана Грозного. Вышитая из шелка разных оттенков, золотых и серебряных нитей, эта плащаница была вкладом княгини в московский Успенский собор. Она хранилась там до 1812 года и вместе с другими московскими сокровищами была вывезена по приказу Наполеона. По пути к Смоленску на обоз с московскими трофеями напали партизаны и отбили его. Спасенную плащаницу передали в дар смоленскому собору.

В России сохранилось еще три датированных плащаницы, вышедших из мастерской Ефросиньи Старицкой. Одна – в Троице-Сергиевой лавре, вторая – в музеях Московского Кремля и третья – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Но плащаница Смоленского собора – самая большая и самая лучшая по сохранности. Первоначально она предназначалась для Московского Успенского собора.

В соборе хранится также железная сандалия легендарного воина Меркурия Смоленского, спасшего город от нашествия монголо-татар в XIII в. Об этом рассказывается в древнерусском памятнике ”Повесть о Меркурии Смоленском,” составленном на основе местных легенд и преданий, в которых народное сознание переосмысливало тот факт, что богоспасаемый град Смоленск не был разорен татарами, как многие другие русские города.

Справа у опорного столба расположена площадка, над которой помещена икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии (в переводе с греческого Путеводительница) московского письма (конец XVI века), почитаемая как чудотворная.

Эта икона – святыня Успенского собора и одновременно интереснейший исторический памятник. По преданию, икона была прислана в Смоленск царем Борисом Годуновым во время постройки городской крепости для главных северных Днепровских ворот. 5 августа 1812 г ., покидая Смоленск, русские войска взяли с собой этот образ, «укрывая его от бесчинств и поруганий». В канун Бородинской битвы, во время молебна, по приказанию М.И. Кутузова, икона была торжественно обнесена по всем рядам русских войск. Она была возвращена в Смоленск 5 ноября 1812 г ., в день освобождения Смоленска, ровно три месяца пробыв в русских войсках.

Рядом с Успенским собором, почти вплотную к нему, стоит двухъярусная соборная колокольня. Маленькая, она несколько теряется на фоне огромного храма. Колокольня построена в 1767 году в формах петербургского барокко по проекту архитектора Петра Обухова, ученика известного мастера барокко Д. В. Ухтомского. В нижней части колокольни сохраняются фрагменты предыдущей постройки 1667 года.

В 1941-м году фашисты захватили Смоленск, и командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора.

Значение храма было столь велико, что даже советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий.

Ансамбль Соборной горы в Смоленске включает в себя еще Богоявленский собор, церковь Иоанна Предтечи, Архиерейским дом, здание консистории и Благовещенскую церковь. Но все эти постройки меркнут перед громадой кафедрального собора — одного из «огромнейших и величественнейших» соборов России.

источники:
http://sobory.ru/article/…
http://russian-temples.ru/articles/…
фото из инета

newpix.ru

описание и фото :: SYL.ru

В старинном русском городе Смоленске высится храм, поражающий взор своей дивной красотой. Но ещё большего удивления достойна его история, на протяжении которой храму довелось благополучно пережить и наполеоновское нашествие, и гитлеровскую оккупацию, и тяжёлые годы атеистический гонений. Это Успенский кафедральный собор.

Смоленск во глубине веков

Самые ранние археологические слои, обнаруженные во время раскопок на территории, прилегающей к Храмовой горе, относятся к IX веку. Установлено, что там же двумя столетиями позже был воздвигнут детинец – религиозно-административный центр всего обширного княжества. Его фрагменты в ходе работ стали достоянием учёных. Это позволяет с полной уверенностью отнести Смоленск к числу древнейших городов Руси.

Согласно знаменитой Ипатьевской летописи, в 1101 году в Смоленске на вершине холма, получившего впоследствии название Храмовой горы, была заложена церковь, в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Произошло это событие именно на том месте, где в наши дни высится Свято-Успенский собор. Смоленск в те годы занимал главенствующее положение среди других городов княжества, поскольку в нём помещалась резиденция его правителя – Владимира Мономаха.

Храм, ставший центром крепости

Строительство заняло без малого полвека, и в 1150 году он был торжественно освящён, став первым каменным храмом в городе. Описание Успенского собора в Смоленске того периода не сохранилось, не дошли до нас и его изображения. Известно только, что четыреста пятьдесят лет он простоял без каких-либо существенных перестроек и в своём первозданном виде дожил до Смутного времени, обрушившегося на Россию в начале XVII столетия.

Беда стряслась в 1609 году, когда польские захватчики во главе с королём Сигизмундом III взяли в осаду Смоленск. Успенский собор в те дни стал местом непрестанной молитвы горожан о ниспослании им победы над супостатами. И Пречистая Богородица в течение двух лет хранила их под Своим Покровом, не давая врагу вступить в город. Но случилось то, чем нередко заканчивались героические обороны многих крепостей: нашёлся предатель, указавший врагам уязвимое место в стене.

Православный собор, ставший костёлом

Ворвавшись в город, поляки устремились к Храмовой горе, на вершине которой в Успенском соборе укрылись многие жители города. И вот, когда они уже пытались взломать двери, холм вздрогнул от взрыва небывалой силы. Своды храма обрушились, погребая под собой укрывшихся внутри горожан, а вместе с ними и врагов, вплотную подступивших к святыне.

Как выяснилось позже, это был взорван пороховой склад, помещавшийся в толще горы. Смоляне предпочли смерть плену и рабству. Так, 3 июня 1611 года в результате постыдного предательства одного из его жителей пал Смоленск. Успенский собор захватчики не стали разрушать до основания, а перекрыв верхнюю часть досками, воздвигли кровлю и превратили в костёл.

Возведение нового собора

После изгнания захватчиков предпринималась попытка восстановить собор в прежнем виде, но стало очевидным, что сделать это не удастся – слишком велики оказались повреждения. В итоге было решено его разобрать и строить заново на прежнем месте. Живое участие в судьбе собора принял государь Алексей Михайлович, в 1676 году приславший смоленскому архиепископу Симеону подробный план строительства и значительную часть средств на его реализацию. Вместе с деньгами и необходимыми материалами из Москвы прибыл и опытный мастер Алексей Корольков.

Через год состоялась торжественная закладка собора, и с этого дня работа закипела. Его стены поднимались с такой быстротой, что за проявленное усердие царь счёл должным возвести архиепископа Симеона в сан митрополита и наградить шестёркой отменных лошадей. Однако торжества оказались преждевременны – вследствие отступления от проекта, допущенного в ходе работ, едва поднявшееся здание оказалось в аварийном состоянии, и строительство пришлось прервать на долгие годы.

Постройка второго храма в Смоленске

Попытка исправить положение предпринималась в 1712 году при митрополите Дорофее (Каменском), но неудачная, и в результате были искажены пропорции здания. За отсутствием средств, и в силу иных причин, работы удалось возобновить лишь в 1728 году. Их инициатором стал архиепископ Гедеон (Вишневский), назначенный к тому времени в Смоленск.

Успенский собор в том виде, в котором он сегодня предстаёт нашим взорам, часто сравнивают с петербургскими дворцами Петровской эпохи. И это сходство неслучайно. Дело в том, что для его реконструкции был приглашён знаменитый архитектор Иоганн Готфрид Шедель, обессмертивший своё имя постройкой дворцов Меньшикова в Санкт-Петербурге, Ораниенбауме, Стрельне, а также, внесший неоценимый вклад в создание храмового комплекса Киево-Печерской лавры. Именно ему была доверена постройка собора, предназначенного стать не только религиозным центром, но и памятником мужеству смолян в борьбе с польскими интервентами.

Создание окончательного варианта собора

Новое творение мастера – храм, выполненный в стиле барокко и увенчанный семью куполами, поражал своей красотой. В августе 1740 года он был освящён. Но в погоне за внешним совершенством зодчий, как видно, допустил ряд инженерных просчётов, в результате которых уже через двадцать лет центральный купол и примыкавший к нему западный обвалились.

Исправлять ошибки своего предшественника пришлось российскому архитектору Петру Ивановичу Обухову, приглашённому с этой целью в 1768 году. Прежний центральный купол, выполненный из камня, он заменил более лёгким деревянным, а семь глав сменил пятиглавием, более традиционным для русской храмовой архитектуры. Внёс он также ряд иных новшеств, позволивших придать собору надлежащую прочность. Работы были завершены в 1772 году, и с тех пор Успенский собор в Смоленске, фото которого представлены в статье, сохранился в неизменном виде.

Святыня, не тронутая врагом

С тех памятных времён Господь неизменно хранил святыню, возведённую на вершине Храмовой горы. В последующие годы Смоленск дважды был оккупирован врагами. Первый раз это произошло в 1812 году. Трудно поверить, но Наполеон, поражённый красотой и величием собора, не только не позволил его разграбить, но даже приказал выставить возле него часовых.

То же произошло и в годы Великой Отечественной войны. После захвата города командовавший немецкими танковыми частями генерал-полковник Вермахта Гейнц Гудериан, как и его французский предшественник, запретив солдатам прикасаться к ценностям, находившимся в соборе, принял меры для их сохранности. Не причинили храму вреда и советские снаряды, которыми обстреливался Смоленск – Успенский собор было запрещено использовать в качестве ориентира для наведения орудий.

Музей атеизма, спасший церковные ценности

Отвёл Господь от собора и главную опасность, нависшую над святынями российского православия в годы многочисленных антирелигиозных кампаний, проводившихся в советский период: он не был разрушен. В первые годы, последовавшие после октябрьского переворота, в центральной части собора размещался музей атеизма, но и это пошло ему на пользу – позволило спасти все, что долгие годы хранил в своих стенах Успенский собор (Смоленск) – иконы, книги, облачения и всевозможную церковную утварь.

Успенский собор, построенный в Смоленске, необычайно велик. Внутренней площадью, равной 2 тыс. квадратных метров, он в два раза превосходит одноименный собор Московского Кремля. Высота его стен равна почти тридцати метрам, а хоры подняты над полом на восемнадцать с лишним метров. Четыре колонны делят его на три нефа (отделения). Они же поддерживают свод, венчающий Успенский собор (Смоленск). Иконостас, создававшийся в период 1730-1740 года знаменитым резчиком С. Трусицким и его ближайшими помощниками, признан мировым шедевром декоративно-прикладного искусства.

Главной святыней собора является список хранившейся здесь некогда, но утерянной в годы войны иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии. Создан он в начале XVII века, и прежде находился в церкви, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости. Другой весьма почитаемой святыней являются сандалии небесного покровителя города святого Меркурия Смоленского, во дни земной жизни в одиночку, но при покровительстве Небесных Сил сумевшего отогнать от городских стен полчища татар.

www.syl.ru

Успенский собор в Смоленске

Главной достопримечательностью города Смоленск является Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, который по праву можно назвать сердцем Смоленска и его визитной карточкой. Датой основания собора считается 1001 год, когда Владимир Мономах произвел закладку первого камня собора в честь Успения Божией Матери. Собор стал первым памятником монументального зодчества, расположившийся на территории Смоленска. Свято-Успенский собор находится в Смоленске таким образом, что его можно увидеть из любой точки города.

История Успенского собора

На протяжении более пяти столетий подряд собор стоял в неизменном виде. Но в 1611 году город стали осаждать поляки. Защитники крепости не пожелали отправляться в плен противника и, находясь среди стен собора, взорвали себя вместе с наступавшей на них армией врага. Поляки же решили устроить на месте сгоревшего собора костел. Под оставшимися обломками остались похоронены смоленские князья и святыни. Фрагменты взорванного Свято-Успенского собора были обнаружены во время археологических раскопок.

После того, как Смоленск был освобожден, смоляне приступили к строительству нового собора, которое началось в 1677 году и продолжалось почти столетие, вплоть до 1772 года. Руководил возведением храма московский мастер каменных дел Алексей Корольков. Он строил его по своему плану и смете, которые держал у себя в голове. Но вскоре одна из стен рухнула и стройку заморозили. В течение долгих лет Успенский собор так и стоял недостроенным. Корольков умер и унес с собой в могилу задуманный план постройки Успенского собора. Дело поручили киевскому архитектору А. Шеделю, который в итоге и достроил смоленский собор, немного видоизменив его. Однако снова собор простоял недолго: из-за постоянных перемен в проекте и смены архитекторов обрушились центральная и западная главы собора. И лишь в 1767-1772 годах верх был восстановлен.

До 1941 года в Успенском соборе находился прообраз Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Однако после того как начали атаковать немецкие войска, образ исчез в неизвестном направлении.

Также в Свято-успенском кафедральном соборе располагаются другие святыни, к которым тянутся паломники со всего мира:

  • плащаница «Положение в гроб», которая была создана в 1561 году в мастерской княгини Старицкой, являвшейся теткой Иоанна Грозного;
  • распятие работы В.М. Васнецова;
  • пятиярусный резной золоченый иконостас;
  • мощи Меркурия Смоленского.

Собор выстоял, несмотря на время и войны, через которые пришлось пройти Смоленску.

Существующий на сегодняшний день Успенский собор построен был чуть севернее его предыдущего места нахождения.

Площадь собора составляет более 2000 квадратных метров, высота стен – 70 метров. Внутреннее убранство сочетает в себе древнерусское зодчество и барокко 18 века. В северо-западном угле собора была построена колокольня, которая включает в себя остатки колокольни 17 века.

В 2008-2009 годах 20 века собор был отреставрирован: ему возвратили колокола и цветовую гамму.

В 2010 году был освещен иконостас собора Святейшим Патриархом московским и Всея Руси Кириллом.

Свято-Успенский кафедральный собор в Смоленске имеет следующий адрес: Россия, Смоленская область, город Смоленск, улица Соборный двор, дом 5. Во время посещения собора не забывайте о правилах поведения в святых местах.

Успенский собор в Смоленске является одним из самых больших на территории Российской Федерации. Отправляясь в замечательный город на Днепре, не забудьте посетить этот величественный памятник архитектуры, в котором хранятся знаменитые святыни, и по сей день идут богослужения. Вы поразитесь красоте его внутреннего убранства и могуществу внешнего вида.

 

womanadvice.ru

Смоленский собор (Белгород) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Координаты: 50°35′43″ с. ш. 36°35′42″ в. д. / 50.5954444° с. ш. 36.5950750° в. д. / 50.5954444; 36.5950750 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=50.5954444&mlon=36.5950750&zoom=17 (O)] (Я)
Культурное наследие
Российской Федерации, [old.kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=3110003000 объект № 3110003000]
объект № 3110003000

Собо́р Ико́ны Бо́жией Ма́тери Смоле́нская (Смоле́нский собор) — православный собор в Белгороде.

История

Храм построен в честь происшедшего в 1703 году знамения от иконы Смоленской Пресвятой Богородицы.

По преданию, часовой Мефодий Иванов в ночь с 1 на 2 октября увидел, как от образа Смоленской Пресвятой Богородицы, который находился на городских воротах, блеснул яркий свет, от которого зажглась восковая свеча. В 1703 году на месте этого события была построена часовня. В 1705 году была построена деревянная церковь, а в 1727 году заложен каменный собор[1]. Первый этаж собора был освящён в 1747 году, второй — в 1763 году[2].

В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал от артиллерийского огня. После войны, в 1958 и 1974 годах, предпринимались попытки взорвать собор. В 1980-х годах здание реставрировалось под органный зал. В 1991 году храм вернули верующим.

Архитектура и убранство храма

Храм имеет массивный, вертикально вытянутый двухэтажный основной объём, имеющий удлиненную форму с юга на север, к которому примыкает одночастная овальная двухэтажная апсида. С запада находятся небольшая двухэтажная трапезная и четырёхъярусная колокольня[3]. Такая объемная композиция характерна для храмовой архитектуры Слободской Украины и порубежной с ней зоны России конца XVII века, хотя здесь имеются конкретные оригинальные черты[1].

Напишите отзыв о статье «Смоленский собор (Белгород)»

Примечания

  1. 1 2 [www.smsobor.ru Официальный сайт Смоленского собора]
  2. Донченко Ю.В. Курская губерния на старой открытке. — Курск: Курский областной комитет государственной статистики, 2004. — С. 26-84. — 336 с. — 3000 экз. — ISBN 5-901958-02-2.
  3. [dic.academic.ru/dic.nsf/city_of_russia/92/Бе́лгород%7Cзаглавие=Города России: энциклопедия Белгород] // {{{заглавие}}}. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 39-41. — 559 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-026-6.

Литература

  • [dic.academic.ru/dic.nsf/city_of_russia/92/Бе́лгород%7Cзаглавие=Города России: энциклопедия Белгород] // {{{заглавие}}}. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 39-41. — 559 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-026-6.
  • Донченко Ю.В. Курская губерния на старой открытке. — Курск: Курский областной комитет государственной статистики, 2004. — С. 26-84. — 336 с. — 3000 экз. — ISBN 5-901958-02-2.

Ссылки

  • [www.smsobor.ru Официальный сайт Смоленского собора]

Отрывок, характеризующий Смоленский собор (Белгород)

– А!.. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом.
– Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта.
– Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов.
Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку.
– Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.
Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.
Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии.
– Вам это будет интересно, – сказал он.
– Да, очень интересно, – сказал Пьер.
Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии.

Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.
Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему:
– Вам, я думаю, неинтересно?
– Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво.
С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого
леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *