Советы тренера

Соловецкая обитель – Соловки — Соловецкий монастырь – Соловецкие острова

Спасо — Преображенский Соловецкий монастырь


Соловецкий монастырь


Современному человеку непросто понять, для чего православные монахи-отшельники строили скиты в самых безлюдных и отдаленных уголках нашей обширной страны. Вдалеке от дорог и человеческого жилья в наши дни спутниковой навигации многим станет неуютно.


Вдруг потребуется медицинская помощь или продукты закончатся. А как зимовать в лесу без центрального отопления и горячей воды? Неподалеку от надежных городских или монастырских стен все спокойнее…


Когда оказываешься на островах Соловецкого архипелага, начинаешь понимать, что так манило монахов-подвижников на эту дальнюю землю посреди студеного Гандвика — Белого моря. Передать словами чувства, которые охватывают тебя при виде низкого северного неба, серой воды, огромных валунов, покрытых пятнами вековечных лишайников и разлитой кругом тишины, нарушаемой лишь криками чаек, трудно. Верующий скажет, что до Бога здесь ближе, чем рядом с суетой городов, и будет прав.


Когда в 1694 году Петр I посетил Соловецкий монастырь, монахи угостили его арбузом, выращенным в собственной теплице. Арбузы, вызревшие рядом с Полярным кругом? Ни один бизнесмен не будет вкладывать деньги в их выращивание на берегах Белого моря. Невыгодно. Проще купить в Средней Азии и привезти на продажу.


Истинные чудеса труда совершаются не из-за денег. За пару столетий жизни во славу Божию монахи Соловецкого монастыря сумели удивительно обустроить свои острова. При игумене Филиппе здесь был построен огромный каменный Преображенский собор. Прочие каменные сооружения на Большом Соловецком острове имели в своих стенах сложную систему каналов, по которым от печей шел горячий воздух.


По сути, это была весьма совершенная система центрального отопления! Озера Соловецкого острова были соединены сетью искусственных каналов. На мелководье были построены специальные садки для разведения и откорма рыбы. Эти удивительные каменные сооружения сохранились до сих пор, хотя рыбу в них уже давно никто не выращивает. Впрочем, не стоит забегать вперед. Сначала надо рассказать, как начинался Соловецкий монастырь, кто был его основателем.


В XV веке монах Валаамского монастыря Савватий мечтал найти место для уединенной молитвы. Он слышал рассказы поморов об удивительном необитаемом острове, находящемся в северной части Белого моря, и хотел добраться до тех отдаленных мест. Перед началом пути он поселился у часовни на реке Выге, впадающей в Белое море. Там он встретил своего будущего товарища по молитве и трудам праведным — монаха Германа. Заготовив припасы и смастерив лодку, они запаслись нехитрым провиантом и отправились в путь. Сохранилась икона, написанная в конце XVI века, — два монаха в длинных одеяниях и черных клобуках стоят на берегу. Ниже они уже гребут в маленькой лодочке. Справа на иконе Савватий и Герман уже стоят на острове. На иконе-то все просто, а до Соловков с материка несколько дней пути по студеному морю. Однако плавание завершилось благополучно. Монахи причалили к Сосновой губе (заливу) острова, поставили на берегу деревянный крест и срубили себе деревянную келью.


Вместе они прожили в трудах и молитвах долгих шесть лет. Ни рожь, ни овощи не росли на этой холодной земле.


Подвижникам приходилось ловить рыбу, собирать грибы и ягоды, варить похлебку из трав и коры. В 1435 году Савватий почувствовал приближение кончины. Герман в то время был на реке Онеге, куда отплыл пополнить припасы. Пришлось Савватию для совершения последних обрядов перед смертью плыть по морю к часовне на реке Выге. Там по божьему промыслу или по счастливой случайности встретил он игумена Нафанаила, который и причастил старца.


Вскоре после этих грустных событий новым товарищем Германа по пустынножительству стал монах Зосима. В первую же ночь пребывания на острове ему было чудное видение. В воздухе появилось изображение прекрасного храма. Друзья сочли, что это знак свыше, и срубили на месте знамения небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня. К тому времени рассказы о соловецких отшельниках давно передавали друг другу рыбаки-поморы. На Соловки стали перебираться другие монахи. Они начали заниматься добычей соли, которую обменивали на хлеб и прочие припасы. Так и началась история знаменитой Соловецкой обители. Преподобный Герман прожил на суровом, холодном острове более пятидесяти лет и скончался во время одной из церковных служб. Зосима же стал первым игуменом Соловецкого монастыря и пребывал в этой должности до конца своих дней.


Еще при его жизни мощи преподобного Савватия были перевезены с Выги на Соловки. На этом острове, среди красот суровой северной природы все три удивительных подвижника обрели вечный покой.


На одной из икон XVIII века Зосима и Савватий, стоя друг напротив друга, держат в руках нечто вроде макета монастыря с высокими белокаменными стенами, угловыми башнями, церквами и маковками Преображенского собора. Конечно, при жизни отцов-основателей монастырь был деревянным и выглядел скромно. В мощную крепость он превратился в конце XVI века по велению царя Федора Иоановича. Он оценил стратегически важное положение монастыря и приказал одеть его камнем «для защищения от нападения немецких и всяких воинских людей». Когда смотришь на мощные валуны, вмурованные в стены монастыря, трудно представить, что эти многотонные глыбы ворочали без применения техники, по сути, вручную.


Свой статус крепости Соловецкий монастырь не раз подтверждал на деле. Целых восемь лет за его стенами держали осаду староверы, не желавшие принять новые, исправленные богослужебные книги. В середине XIX века, во время Крымской войны к крепости подошли английские корабли и начали вести ее обстрел из пушек. Неприятелю противостоял крошечный гарнизон из пятидесяти человек и десяти пушек. Соловецкая твердыня выстояла. По стенам крепости прошел крестный ход, и ни один монах не был даже ранен под ураганным огнем противника. Более того, меткие выстрелы из двух пушек старинной работы заставили англичан пойти на переговоры. На месте их проведения был установлен памятный «переговорный камень» с выбитой памятной датой — 7 июля 1854 года. Эту гранитную плиту можно увидеть и в наши дни. Она лежит на берегу, километрах в трех от стен монастыря.


Начало XX века поначалу сулило монастырю дальнейшее процветание. Братия обзавелась собственными пароходами, которые возили с материка паломников.


На островах заработала гидроэлектростанция — первая на русском Севере. От монастыря до фермы на острове Большая Муксала была насыпана дамба, а по ней проложены рельсы узкоколейки. В 1915 году в монастыре заработала радиостанция. Кто знает, какие еще чудеса явил бы монастырь стране и миру, если бы не трагедия 1917 года. Через шесть лет после бурных революционных событий на Соловках был создан самый настоящий концентрационный лагерь. Сюда ссылали людей, которые скептически воспринимали идеи новой революционной власти. Среди узников оказывались не только священники и аристократы, но и простые крестьяне, для которых революция оборачивалась не обещанными свободами и раздачей земли под фермерское хозяйство, а разорением, бесконечными поборами и ссылкой. Многие из этих людей были расстреляны. В отличие от труда монахов, практически пользы от трудовой повинности заключенных не было никакой. Постройки монастыря быстро приходили упадок.


Преображенский собор был превращен в огромный тюремный барак. Тюрьма на Соловках прекратила свою работу только в 1940 году, перед началом Великой Отечественной войны. Возрождение монастыря началось в самом конце XX века. В августе 1992 года патриарх Алексий II освятил надвратную Благовещенскую церковь монастыря. В память о всех погибших на Соловках по вине советских властей на Секирной горе был установлен памятный деревянный крест.

posmotrim.by

Соловецкий монастырь: история, описание, фото

Адрес: Россия, Архангельская область, Соловецкий район, поселок Соловецкий
Дата основания: XV век
Основные достопримечательности: собор Спаса Преображения, церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Николая Чудотворца, колокольня
Святыни: мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, ковчег с частицей святых мощей святителя Филиппа, ковчег с частицей мощей святителя Маркелла, ковчег с честной главой священномученика Петра (Зверева), икона Пресвятой Богородицы Одигитрии, чудотворные иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской и Пресвятой Богородицы Корсунской, икона Божией Матери «Словенская», крест преподобного Савватия
Координаты: 65°01’28.3″N 35°42’34.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

История появления Соловецкого монастыря берет свое начало с 40-х годов XV века, когда преподобные Зосима и Герман избрали местом своего жительства Большой Соловецкий остров в Белом море.

Соловецкий монастырь с высоты птичьего полёта

По одному из преданий Зосима имел необычайное видение, объектом которого была церковь неописуемой красоты. Окруженная небесным сиянием, она стояла на востоке.

Усмотрев в видении знак свыше, в 1436 г. Зосима и его товарищ построили храм из дерева с трапезной и приделом – через его возведение они чествовали Преображение Господне. Спустя некоторое время в честь Успения Пресвятой Богородицы преподобные соорудили церковь, и обе постройки стали основными зданиями Соловецкого монастыря.

Вид на Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь со стороны Белого моря

Иона – архиепископ Новгородский, выдал обители документ, подтверждающий ее вечное право собственности на Соловецкие острова. В дальнейшем такая грамота выдавалась монастырю и всеми последующими московскими государями. Изображение обители, стоящей посреди Белого моря, присутствовало на всех древних картах Московии XVI века, и ее появление символизировало единение государственности и православной веры в Северной Руси. Историками отмечено, что многих значимых по величине городов на старинных картах не было, а Соловецкий монастырь как форпост России на них присутствовал всегда.

Корожная башня

Со второй половины XVI столетия в монастыре под руководством игумена Филиппа ведутся строительные работы с применением камня. С 1552 по 1557 гг. при участии лучших зодчих монахи трудятся над возведением храма Успения Божией Матери с Трапезной и Келарскими палатами. На протяжении этих же пяти лет иноками расширяются монастырские пастбища, прокладываются дороги, строятся мельницы. Озера, количество которых превышает 70 наименований, благодаря прокладке каналов соединяются в единую систему. На острове Муксалма появляется ферма. Наконец, закладывается и возводится главный храм Соловецкой обители – Спасо-Преображенский, освящение которого состоялось в 1566 г.

Святые ворота под Благовещенской церковью

В конце XVI века монастырь на Соловецких островах получает статус крепости – он защищает северо-западные границы Российской державы. В 1578 г. сам Иван Грозный передает обители-крепости артиллерию, а через 6 лет царь Федор Иванович издает указ о возведении вокруг монастырского участка каменных стен. Работы велись в течение 12 лет, и в результате монастырь оказался окруженным 11-метровыми стенами из 6-тонных гладких валунов. Для прочности между ними укладывался известковый раствор с прокладкой в швах кирпича. Крупнейшие валуны расположены внизу и играют роль цоколя. С постепенным уменьшением вышестоящих камней стена утончается. В верхней части стен, смотрящей внутрь монастырского двора, обустроены крытые деревянные галереи – из них через бойницы велся обстрел наступающего врага.

Корожная башня с частью монастырской стены

Местом установки артиллерии служили несколько ярусов перекрытий башен. Всего в монастыре 8 башенных конструкций. Прядильная, Сторожевая и Успенская видны со стороны бухты Благополучия. Квасоваренная, Белая, Поваренная, Северная и Южная башни стоят по отношению ко двору со стороны Святого озера. Все конусообразные башни завершаются высокими шатрами с оборудованными в них дозорными площадками. Аналогично возведению стен, башни у основания выкладывались из массивных валунов, а вверху, под самими шатрами – из кирпичей. Разница в толщине нижней и верхней частей стен достигает 4,5 м (внизу эти значения варьируются в пределах 5 – 6 м, а вверху они едины и составляют всего 1,5 м). Несмотря на это, все стены и башни были настолько прочными, что никакая вражеская сила не могла повредить их и проникнуть на монастырские земли.

Поваренная башня

Настоящая воинская слава пришла к монастырю во время Крымской войны, когда ему пришлось выдержать единственную, но очень мощную бомбардировку английскими 60-пушечными фрегатами (событие датируется 1854 г.). Канонада продолжалась в течение 9 часов, и за это время военные корабли выпустили из пушек около двух тысяч бомб и ядер. Но уплыть им пришлось без результатов, ведь своими действиями им удалось добиться лишь незначительного повреждения отдельных зданий.

Архитектурные особенности Соловецкого монастыря

Территория монастыря имеет пятиугольную форму. Вся она находится в окружении массивных стен с семью воротами. Общая протяженность стен составляет 1084 м. На сегодняшний день во дворе обители сохранились храмы и некоторые постройки, соединенные между собой крытыми переходами и окруженные помещениями жилого и хозяйственного назначения.

Собор Спаса Преображения

Помимо трехглавого Успенского и пятиглавого Преображенского собора, на территории Соловецкого монастыря находятся три церкви: Троицкая, Благовещения, Николаевская. Отдельно стоят каменные палаты, колокольня и водяная мельница. Внешний облик обоих соборов кажется суровым, почти крепостным. Так, угловые приделы Преображенского собора напоминают крепостные башни, а толщина его стен достигает 5 м. В целом архитектурный замысел собора довольно непростой. Угловые главы возвышаются над верхними приделами, а те, в свою очередь, соединяются переходами и стоят на сводах.

Успенская башня

В 1923 году на монастырское подворье пришла беда – сильнейший пожар привел к тому, что некоторые колокола и шпиль оплавились. Но реставрационные работы на здании колокольни не проводились, и место упавшего креста заняла металлическая звезда. В 1985 г. она была демонтирована и передана на хранение в Соловецкий музей. В 2003 г. реконструкция шпиля колокольни всё-таки состоялась, и по ее завершению на его месте появился величественный крест из титана.

Александровская и Петровская часовни, стоящие перед монастырским подворьем, не теряли своего изначального облика. Их возведением в середине XIX века было увековечено посещение обители – древней крепости царями Александром II и Петром I. У входа в монастырь имеются солнечные часы – нехарактерная для Православия деталь декора.

Галерея

Иконостас Преображенского собора из двух десятков досок, выстроенных в 3 ряда, после «соловецкого сидения» был вывезен старообрядцами. В начале XXI века гражданин Литвы объявил на весь мир о том, будто у него имеются доски от Преображенского иконостаса, и выставил их на продажу, назначив цену 1 млн. 700 тыс. евро за все семь досок. В то же время иконы оказались на выставке в Гронингене. Но после того как министерство культуры рассмотрело вопрос о покупке иконостаса, было объявлено о незаинтересованности государства в столь дорогостоящем приобретении. Такое решение было вынесено после вынесения заключения реставраторов, усомнившихся в подлинности иконостаса.

Никольская башня и Никольские ворота

Поклонные кресты – памятники Соловецкого монастыря

Крест-памятник, выпущенный в честь Печерских чудотворцев Феодосия и Антония, можно увидеть в 6 верстах от обители по направлению к Исаакиевскому скиту. Над его созданием трудился инок Диодор – насельник Свято-Вознесенского скита. Ранее в этом месте располагалась часовня в честь упомянутых чудотворцев, и в ней сохранялся старинный резной крест, изготовленный еще в XVII веке. В лагерное время деревянная часовенка с ценным крестом была утрачена.

Всего служителями Соловецкого монастыря с конца XX и до начала XXI столетия было установлено до 20 поклонных крестов. По словам архимандрита Иосифа, наместника обители, кресты служат своеобразными памятниками, передающими в поколения былое величие древней обители, поскольку местами их установки уже традиционно стали утраченные часовни, храмы и памятные для жизни монастыря места.

Внутри Прядильной башни

Соловецкий монастырь как тюрьма

На протяжении 4-х веков обитель на Соловецких островах использовалась как политическая и церковная тюрьма. Камеры, напоминающие по форме усеченный конус, располагались в стенах и башнях монастыря. Длина камер составляла 3 м, ширина и высота – по 2 м, а в узком конце они занимали всего 1 м. Но в некоторых башнях камеры были еще теснее. Так, в Головленковской башне они располагались на верхних этажах и занимали 1,4 м в длину и по 1 м в высоту и ширину. Маленькое окошко, обустроенное в камерах, предназначалось для подачи пищи, а не для освещения. Находясь в заключении, узники не должны были лежать – спать им разрешалось в полусогнутом состоянии.

Внутри Галереи

В другой башне Соловецкого монастыря с названием Корожня тюремные кельи имелись на каждом этаже. Темные и тесные каморки не имели дверей. Чтобы узник мог оказаться внутри, ему приходилось с трудом пролезать через небольшие отверстия, предусмотренные в камерах в качестве входа. Количество тюремных камер в монастыре постоянно росло. В 1798 г. под тюрьму было переоборудовано одно из имеющихся зданий, а в 1842 г. для содержания узников специально возвели трехэтажное здание и отдельные казармы для охраны. В полуподземелье, на самом нижнем этаже этой новой тюрьмы располагались маленькие чуланы. Они не имели ни лавок, ни окон, а помещали в такие суровые условия особо опасных преступников.

Рейтинг достопримечательности

Достопримечательности Архангельской областиРегионы РоссииСтраны Европы

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Соловецкий монастырь на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Соловки — История Соловецкого монастыря. Соловки история. Соловецкое восстание, соловецкое сидение. Освоение Русского Севера.

Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности – здесь стали появляться древние обитатели Поморья – протосаамы; летом они промышляли морского зверя (тюленей и белух) и ловили рыбу. Во II–I тысячелетии до н.э. протосаамы хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи – курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей (саамов) – курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.

Возможно, лопари еще совершали на островах свои языческие обряды, когда в начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.

Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Одним из самых первых выдающихся подвижников Крайнего Севера был блаженный Феодорит Кольский. Соловецкий постриженик архимандрит Феодорит за свою долгую 90-летнюю жизнь просветил евангельским словом и привел к христианству тысячи лопарей (саамов). Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.

Одним из самых трагических периодов монастырской истории по праву считается время Соловецкого сидения (1668–1676). Бунт братии, несогласной с церковными реформами патриарха Никона, вылился в противостояние царскому войску. Соловецкое восстание, подавленное воеводой И. А. Мещериновым, который вел осаду по всем правилам войны, привело к значительным человеческим жертвам с обеих сторон, а также ослабило духовные традиции и экономическое положение островного монастыря.

С Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных монастырей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. Тысячи богомольцев ежегодно приезжали в монастырь и получали здесь духовную помощь. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшего Синода.

Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Здесь трудились такие выдающиеся писатели-книжники, постриженики Соловецкого монастыря, как игумен Досифей, инициатор составления в начале XVI века жития преподобных Зосимы и Савватия, священноинок Сергий (Шелонин), живший в монастыре в 1619-1664 годах (исследованием его трудов ученые занимаются уже более 100 лет), инок Епифаний и др. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.

Бесценны для науки документы монастырского архива. В оружейной палате монастыря хранилось интереснейшее собрание древнего оружия. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры и представляют собой чудеса строительного дела.

Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца ХVI века, он становится защитником северных рубежей России.

Многие его настоятели не только исполняли свое непосредственное послушание, но и проявили себя как искусные политики и государственные деятели. При настоятеле игумене Иакове (1581–1597), ученике святителя Филиппа, была построена каменная крепость, укреплен Сумской острог. Игумен Антоний (1605–1614) в Смутное время показал себя истинным патриотом и стойким борцом за интересы России, «его благоразумием была спасена обитель Соловецкая, а с ней и все Поморье, от шведов». Известна переписка игумена Антония со шведским королем Карлом IХ, в которой он последовательно отстаивал интересы государства. Много сделал для защиты Беломорья от врагов игумен Иринарх (1614–1626). Близкое соседство и частые военные столкновения, в которых соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали победы, внушали шведам уважение к монастырю.

В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.

Соловецкий монастырь был и важным экономическим центром, его вотчины в XVI-ХVIII веках, не ограничиваясь Поморьем, простирались до Онежского озера. В вотчинах монастырь вываривал соль, являясь ее крупнейшим поставщиком соли на внутреннем рынке, а также добывал слюду, жемчуг, железную руду, ловил морского зверя и рыбу. По словам историка В. О. Ключевского, вместе с монастырем «возник центр и двигатель разнообразной деятельности в окружающем его Беломорском крае».

После секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь начал более интенсивно развивать монастырское хозяйство на островах, где находилось до 40 различных производств. В результате разумного хозяйствования и природопользования острова Соловецкого архипелага достигли весьма высокой степени благоустройства. К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.

solovki-monastyr.ru

Неповторимая россия. соловецкая обитель

Августовский отпуск этого года мы провели в удачной поездке на Соловецкие острова. Удачной, потому что нам откровенно повезло с погодой. Мы попали на Соловецкие острова в хорошее время с прекрасной погодой. Поэтому нам посчастливилось увидеть и Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, и Свято-Вознесенский скит на Секирной горке, и Макариевскую пустынь с Ботаническим садом и загадочный Заяцкий остров с его древнейшими лабиринтами, погребальными комплексами и Андреевским скитом. А с нами были путешественники, которым только с третьего раза удалось увидеть всё выше перечисленное. Им мешали то шторм на Белом море, то шквальный ветер и проливные дожди…Поэтому решил поделиться с Вами своими впечатлениями и  любительскими снимками этих дивных мест удивительной красоты. Может они помогут принять решение к посещению этих святых для сердца русского мест.

Каждого русского человека при произнесении слова «Соловки» буквально охватывает священный трепет. С этим словом ассоциируется прекрасная суровая величественная северная обитель — Соловецкий монастырь. В советские времена с этим словом стали ассоциироваться и печально знаменитые Соловецкие лагеря — СЛОН. У меня мечта посетить Соловки возникла уже давно, после достаточно подробного ознакомления с событиями Крымской войны 1854 года как в Крыму, в Севастополе, так и на Камчатке, в Петропавловске-Камчатском, посещения памятных мест связанных со сражениями той войны, с героизмом защитников Севастополя и Петропавловска-Камчатского. А ведь именно в тот период господа-евроинтеграторы, союзники Турции, Франция, Англия, Сардиния лезли к нам в Россию с трёх направлений — с южного направления  через Крым, с восточного — через Камчатку и с северного — через Белое море.

В Крыму, в Севастополе и его окрестностях, так уж сложилось, довелось побывать неоднократно. В 2010 году мне посчастливилось побывать на Камчатке. С чувством великой признательности, я поклонился священным могилам воинам — героям беспримерной битвы за этот дальний дивный уголок нашей великой Родины, состоявшейся на берегу бухты Петропавловска-Камчатского между совершенно небольшим гарнизоном Петропавловской крепости и многочисленным сильным десантом англо-французской эскадры, битвы под страшным артиллерийским огнём судов вражеской эскадры.

До Соловецких островов мы шли из Беломорска по Белому морю на катамаране «Сапфир» польской постройки четыре часа. Погода была просто идеальной — солнечно, безветрие. Перед самыми Соловками нас даже поприветствовала одинокая белуха, вынырнув рядом по курсу «Сапфира».

И вот, наконец, вдалеке перед нами появилась священная земля Соловецких островов и знакомый силуэт башен и соборов Соловецкой обители! В голове стали прокручиваться эпизод за эпизодом события далёких 1854-1855 г.г., почерпнутые мной из исторической литературы.

Здравствуй, славная обитель!

Мы с Вами, дорогой читатель, сейчас кратко вспомним этапы создания Соловецкой обители, её богатую событиями историю. [1],[2],[3].

Монахи жившие отшельнической жизнью, нередко строили свои кельи в самых глухих и далеких от повседневной суеты местах нашей необъятной Отчизны. Зачем, спросите Вы? Нам, современным жителям, привыкшим жить в мире, где нашими деяниями двигают зачастую навязанные нашему обществу либеральные стереотипы и капиталистические отношения, этого не понять.

Соловецкий монастырь расположился на островах Соловецкого архипелага в Белом море, острова эти по настоящему далеки от суеты повседневной жизни. В годы становления Соловецкого монастыря, они вообще были почти недосягаемы для абсолютного большинства русских людей. История Соловецкого монастыря начинается в XV веке. Монах Савватий Валаамского монастыря мечтал о новом уединённом месте для молитв и глубоких дум. Савватий когда-то слышал рассказы поморов, немногочисленного северного народа, о необитаемых Соловецких островах. Острова те, находились в северной части Белого моря. Рассказы поморов были полны восхищения об этих землях, а монах мечтал об уединении на необитаемом острове.

Савватий решил отправиться на Соловки. Перед тем как отправиться в дорогу, монах какое-то время жил у часовни на реке Выге. Здесь Савватий встретил монаха Германа. С тех пор Савватий и Герман, объеденные общей идеей неизменно шли к своей цели. Монахи собрались в дорогу. Они заготовили съестные припасы, сами смастерили лодку. Когда все было готово, они отправились в неблизкий и полный испытаниями путь.

До Соловецких островов по Белому морю, к тому самому месту, где будет основан монастырь несколько дней плавания. Путешествие монахов ждало опасное. С Божьей помощью Савватий и Герман доплыли до Соловков, вышли на берег в заливе, названном Сосновой губой. Здесь они поставили деревянный крест и соорудили себе келью. Так начиналась история ставшего в будущем знаменитым, Соловецкого монастыря.

Монахи прожили вместе, в нелегком труде и молитвах шесть лет. Жизнь Савватия и Германа было тяжелой. Здесь, на севере, не росла рожь, тем более пшеница, овощи. Монахи ловили рыбу, собирали ягоды и грибы, съедобные коренья и травы. В 1435 году монах Савватий почувствовал, что его земной путь вскорости завершится. Герман уже как несколько дней отбыл на Онегу, чтобы пополнить запасы еды, других необходимых вещей. Савватий поплыл на лодке к реке Выге, к той самой часовне, откуда он начинал свое путешествие. Около часовни Савватий встретил игумена Нафанаила, который причастил Савватия. В скором времени инок Савватий умер.

Монах Зосима присоединился к Герману на трудную жизнь праведника на суровых и пустынных землях острова. Когда Зосима впервые очутился на Соловках, в первую же ночь ему явилось видение. Он увидел великолепный храм. На месте где явилось видение храма, Герман и Зосима срубили церковь Преображения Господня

Реставрация Спасо-Преображенского собора, слева —  церковь святителя Николая, архиепископа Мирликийского

Рыбаки-поморы, промышлявшие рыбным промыслом в этих местах, давным-давно рассказали на материке о двух старцах, живущих в одиночестве на островах. Стали стекаться на житие праведные люди, желавшие покоя от мирской жизни и уединения в молитве. Принимали монашество, отрекаясь от суеты, молились, строили монастырь. 

Вечерний звон…

Так на Соловках появился Соловецкий монастырь. Приезжающий сюда народ активно занимался добычей соли, которую обменивали на материке на продукты питания и другие необходимые припасы.

Монах Герман прожил на Соловецких островах более 50-ти лет, и окончил свой земной путь во время церковной службы. Монах Зосима стал первым игуменом Соловецкого монастыря. При жизни Зосимы, в Соловецкий монастырь были перевезены нетленные мощи инока Савватия. При жизни Савватия, Германа и Зосимы Соловецкий монастырь выглядел более чем скромно. В одном из храмов Соловецкого монастыря хранится икона, на которой изображены Савватий и Зосима, в руках которых, находится макет будущего монастыря, величественного и неприступного, выполненный из белого камня.

 Соловецкий монастырь из деревянной обители превратился в настоящую крепость, оплот земли русской и веры православной. Произошло это в конце XVI столетия, во времена правления Федора Ивановича. В стены Соловецкого монастыря, представляющих собой мощные оборонительные сооружения, вмурованы огромные валуны. Поневоле становится интересным, каким образом большие каменные глыбы стали частью стен Соловецкого монастыря? Ведь строительной техники, которая могла бы таскать подобные тяжести в XVI веке, в ту пору еще не существовало.

Соловецкий монастырь поистине стал неприступной крепостью. После церковной реформы патриарха Никона, Соловецкий монастырь в котором находились иноки-староверы, целых восемь лет держал оборону от царских войск.

Длина прохода в ворота обители позволяет судить о толщине крепостных стен монастыря

Монастырь использовался российскими царями в качестве тюрьмы для потенциальных и настоящих врагов самодержавия. В числе его узников — заточённый во времена царствования Екатерины II последний гетман Войска Запорожского Калнышевский, который провёл в страшной камере долгие годы, а после указа о помиловании императора Александра I оставшийся в обители и принявший иноческий сан. 

Долгие годы гетман провёл в тесной камере находящейся в толще крепостной стены монастыря.

В 1854 году, когда Россия переживала трагические события Крымской войны, древние крепостные стены монастыря выдержали обстрел с моря кораблями английской эскадры. 

 7 июля 1854 года два 66-ти пушечных английских парохода-фрегата более 9 часов кряду бомбардировали монастырь и его защитников, выпустив по нему свыше 1800 ядер и бомб. Оборону монастыря возглавлял архимандрит Александр (Павлович), бывший в миру полковником мушкетёрского полка.

Руководитель обороны Соловецкого монастыря — архимандрит Александр

 Блестяще организованная архимандритом оборона и крепость духа защитников обители посрамили иноверцев, вынужденных ретироваться. В итоге английские корабли ушли от стен Соловецкого монастыря не солоно похлебавши.

И как уже неоднократно бывало в нашей истории, по воспоминаниям британских моряков их заставил убраться восвояси внезапно налетевший жёстокий шторм и … многие тысячи беломорских чаек, которые были всполошены и согнаны с мест своего привычного пропитания незнакомыми кораблями и грохотом стрельбы, которые массово атаковали корабли англичан, буквально загадив палубы, надстройки и самих «героических» британских моряков с ног до головы!.. Смех и грех, но мы уже с Вами привыкли, что нашим незваным европейским «гостям», что в 1812, что в 1941-1944 г.г. вечно мешают снег и «генерал Мороз», то как летом 1854 сама Матушка-Природа…

И ещё раз появилась у стен монастыря английская эскадра 22 июня 1855 года. В трёх верстах от стен седой обители на берегу Белого моря состоялись переговоры настоятеля архимандрита Александра с представителем союзников — английским офицером Антоном Н. По записке-ультиматуму начальника неприятельской военной эскадры в Белом море, англичане требовали от монастыря множество быков для питания экипажей (записка была представлена впоследствии Священному Синоду и сохранена для истории). Вернувшись в монастырь после переговоров благополучных для обители, настоятель распорядился отслужить благодарственные молебны за то, что Господь в этот раз не допустил супостатов нарушить обстрелами покой иноков. Не выдав в распоряжение англичан свежего провианта и мяса быков, монастырь в очередной раз подтвердил свою твёрдость и независимость. Это был первый и единственный в истории случай, когда нога неприятеля ступила на святую Соловецкую землю.

Алесандровская часовня монастыря

В 1858 году монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство.

В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 году). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII века, построена в 1860 году освященная в его честь церковь.

Реставрация Свято-Троицкого монастыря

В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов – “безбрадых трудников”, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших “ради молитв преподобных” безденежно, и несколько сот наемных рабочих.

Вид на монастырскую мельницу (слева) и церковь святителя Филиппа, в последствии митрополита московского — одного из первых настоятелей монастыря, убиенного Малютой Скуратовым в Москве во времена царствования Ивана IV

Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: “С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда”.

Монастырские пароходы возле причала у Преображенской гостинницы Шлюз сухого дока монастыря

Начало 20 века открывало перед Соловецким монастырем новые перспективы. На Соловецких островах начала работу гидроэлектростанция, которая стала первой ГЭС на русском Севере. На соседнем с Соловками острове Большая Муксала была большая животноводческая ферма. Острова соединили насыпью — теперь от фермы к Соловецкому монастырю был сухопутный путь.

Грянула революция 1917… Через шесть лет после установления Советской власти, Соловецкий монастырь был превращен в концентрационный лагерь. Среди заключённых Соловецкого монастыря были люди, которые думали по-другому, которые не воспринимали новую власть рабочих и крестьян. Тут были и священники, зажиточные крестьяне-кулаки и просто крепкие хозяева, интеллигенция, аристократы… Многие из заключенных были расстреляны. Труд заключенных использовался в каких-угодно целях, но только не для поддержания в целости и сохранности архитектурных памятников монастыря. Вскоре здания Соловецкого монастыря пришли в упадок. Преображенский собор Соловецкой обители стал огромным тюремным бараком. Тюрьма, организованная в стенах Соловецкого монастыря, прекратила свою работу лишь в 1940 году.

Реставрация храмовых, хозяйственных и иных строений Соловецкого монастыря была начата в 1961 году государственными учреждениями культуры. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, существующий по настоящее время. Разорение, которое пережила обитель и ее скиты в XX веке, оказалось настолько серьезным, что потребовались колоссальные усилия для воссоздания былого благолепия. Но невозможно восстановить Соловецкие святыни, ограничиваясь лишь реставрацией и хранением исторических и архитектурных памятников.

Соловецкий монастырь возобновил свою работу лишь в 90-ых годах XX столетия, после падения коммунистической власти. В обители начала возрождаться монашеская жизнь. 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Богослужения совершались в домовой церкви, устроенной насельниками обители во втором этаже корпуса у Никольских ворот. В Наместническом корпусе, разделяющем Северный и Центральный дворы монастырского комплекса, большая часть первого этажа была передана монастырю. Там разместились братские кельи, трапезная, подсобные помещения. Патриарх Алексий II освятил надвратную церковь Соловецкого монастыря в августе 1992 года. В память о русских людях подвергшимся репрессиями за свое инакомыслие, здесь на Соловках, на Секирной горе установлен памятный деревянный поклонный крест.

Поклонный крест на горе Секирной

Указом от 9 февраля 1992 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен Иосиф (Братищев).

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена давались по жребию: одному из них досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, другому – Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзере. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре.

Накануне престольного праздника обители, 17 августа 1992 года, наместник монастыря по благословению Святейшего Патриарха совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора. Патриарх Алексий II освятил надвратную церковь Соловецкого монастыря. 

Келейный корпус и надвратная церковь Монастырская дорога, Вдали Петровская часовня, постаdленная в память о визите императора Петра I

19 – 21 августа 1992 года честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время Божественной литургии 21 августа Святейший Патриарх Алексий II возвел наместника монастыря игумена Иосифа в сан архимандрита. 22 августа Святейший Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 1993 года установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8(21) августа, а на следующий день, 9(22) августа, совершается память Собора Соловецких святых.

Православный человек, побывавший на Соловках и посетивший Соловецкий монастырь, отстоявший вечерню с монастырской братией скажет, что до Бога здесь гораздо ближе, чем в городе с его повседневной суетой.

Глядя на низкое северное небо, свинцовые волны Белого моря и огромные валуны на его берегах, начинаешь думать о чем-то вечном. Рядом с тобой тишина, которую изредка нарушают чайки. 

Теперь, ты начинаешь хоть чуть-чуть понимать, чем так манили монахов-подвижников Соловецкие острова, и почему здесь в стенах Соловецкого монастыря совершались подлинные чудеса, и почему Соловецкая обитель – одна из главных православных святынь России. Соловецкие острова – место особое в нашем Отечестве.

Вид обители в обрамлении карельской берёзы

Душа поёт и сердце радуется когда видишь, что буквально с каждым годом, с каждым днём возрождается прославленная русская святыня — твердыня Русского духа!

В обители ведётся большой объём реставрационных и восстановительных работ

 

Список ссылок:

1./www.ote4estvo.ru/monastyri-rossii/598-soloveckij-monastyr.

2.
www.pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-obiteli/

3.Соловецкая обитель: история и святыни. Книга паломника. Издание Соловецкого монастыря, 2014 г.

 

Прощай, святая обитель!.. До новых встреч.

hystory.mediasole.ru

Описание Соловецкого монастыря | Православные паломничества

Описание Соловецкого монастыря

Соловецкий монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море.

Основан в 1420-е — 1430-е.

В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1995 — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

25 октября 1990 года Священный Синод постановил открыть Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь.

Соловецкий монастырь основан в 1436 году монахами Зосимой, Савватием и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. До марта 1682, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычева), избранного в 1548 монастырским собором и возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием.

Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Иоанна Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.
Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году (С. Милорадович, 1885 год)

Во время старообрядческого раскола монастырь принял сторону старообрядцев. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов.

В 1765 монастырь становится ставропигиальным, то есть переходит под непосредственное подчинение Синоду.

В монастыре процветали ремесла — он владел солеварнями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-1626).

К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600-700 послушников и крестьян.

Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией.

В XVI-XVII веках монастырь выдержал несколько нападений Ливонских рыцарей и шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854, монастырь был атакован тремя английскими кораблями. После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.

В монастыре имелась огромная библиотека.

К началу XX века в монастыре имелась собственная гидроэлектростанция.

В 1918-1920 настоятелем обители был преподобномученик архимандрит Вениамин (Кононов).

В 1920 монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал знаменитый северный большевик, участник Гражданской войны, архангелогородец А. Н. Кедров (расстрелян в 1937). Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы.

В 1920 на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. В 1923 был учереждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую Тюрьму Особого Назначения — СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли т. н. «политические» — духовенство, офицеры белого движения, дворяне, эсеры, интеллигенция.

В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

В декабре 1988 был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков.

25 октября 1990 Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенский ставропигиального мужского монастыря; исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь). Осенью того же года появились первые послушники.

Указом от 9 февраля 1992 Патриарха Алексия II наместником монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев). Поставление во игумена в домовом храме обители совершил Преосвященный Евлогий, епископ (ныне архиепископ) Владимирский и Суздальский.

19 — 21 августа 1992 мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в обитель. Торжества возглавлял Патриарх Алексий II; 22 августа (по н. ст.) стало праздноваться как Собор Соловецких святых.

22 августа 1992 Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Патриарха Алексия II, с 1993 установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8(21) августа, а на следующий день, 9(22) августа, совершается память Собора Соловецких святых.

В ноябре 2007 года было объявлено о принятии решения о полном выводе музея из стен монастыря.

Однако же после смещения М.Швыдкого с поста министра культуры речь о выводе музея из стен монастыря не ведется. По мнению работников музея, данное решение весьма маловероятно.

Сайт:   http://solovki-monastyr.ru

Паломнические поездки к Соловецкому монастырю

palomniki.su

Соловецкий монастырь. История Соловецкого монастыря

Это одно из самых потрясающих духовных мест русского Севера. Соловецкие острова завораживают и привлекают не только своей красотой и необозримостью просторов, но и самобытной историей.

Здешние стены помнят много горя, но не меньше и радостей. Приехав сюда, вы окунетесь в волшебную сказку с чудесами и познакомитесь с самой сутью русской души.

Жемчужина православия

Заложенная тремя отшельниками келья спустя много веков превратилась во всемирное достояние. Миллионы паломников ежегодно приезжают посмотреть на удивительную землю. Этот храм за время своего существования успел побывать военной крепостью, тюрьмой и лагерем, где ставили опыты над людьми.

Однако ничего не смогло сломить дух монахов. Сегодня, по прошествии многих лет, в обители ведутся реставрационные работы, производятся различные товары для богослужений и паломников, проходят службы и несется слово Божье мирянам.

Географическое расположение

Соловецкий монастырь располагается на четырех островах архипелага в Белом море. Разные здания, помещения и скиты находятся на больших и маленьких клочках суши.

Суровая красота ландшафта автоматически настраивает человека на мысли о духовном. Недаром, по преданию, все постройки в этой обители стоят на местах, где происходили чудеса и случались откровения.

Итак, на Большом Соловецком острове находятся Вознесенский и Савватиевский скит, а также Филипповская, Макариевская и Исааковская пустыни.

На Большой Муксалме располагается Сергиевский скит. Здесь поставлен храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Также есть монастырская ферма и здания для трудников. Эти два острова соединены дамбой под названием «Каменный мост».
На Анзере находятся Елеазарова пустынь, Троицкий и Голгофо-Распятский скит.
Большой Заячий остров дал пристанище Андреевской пустыни.

Основная масса построек относится к 17-18 столетиям, но возводились они под руководством монахов на месте старых обветшалых зданий.

Также Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю, если основываться на исторических документах, принадлежало четырнадцать подворий. Располагались они в основном в северных волостях Российской империи.

Подворье – это подобие филиала монастыря. Община, отделившаяся от монополии и живущая за пределами канонической территории. Но чтят они устав основного монастыря.

На сегодняшний момент функционируют только четыре подворья – в Москве, Архангельске, Кеми и Фаустове (деревня, расположенная недалеко от Москвы).

Для паломников важно знать, что требуется разрешение для поездки в Соловецкий монастырь. Как добраться до него? Оформление документов и другие заботы обычно берут на себя агентства. Поэтому возможны два варианта: заплатить опытному туроператору, в результате чего всю работу сделают за вас, или ехать, пытаясь добиться всего самому. Первый путь дороже и быстрее, второй – дешевле и дольше.

История Соловецкого монастыря

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь корнями уходит в 15 век. Именно в 1429 году трое монахов заложили и построили первую келью. Через некоторое время один из них, преподобный Савватий, преставился, а двое других – Герман и Зосима — вернулись на Большой Соловецкий остров.

Незадолго после этого им было видение о великолепной церкви на восточной окраине острова. Был построен деревянный храм, а в шестидесятых годах этого же столетия Зосима был награжден грамотой от Новгородского архиепископа Ионы. Согласно документу, теперь острова, близлежащие земли и будущие обители отдавались во вневременное владение монастырю.

В течение следующих лет мирно преставились преподобные Зосима и Герман. Монахи Соловецкого монастыря перенесли их мощи в специально устроенную обитель, как и останки преподобного Савватия, который преставился в 1435 году в деревне Сорока, неподалеку от побережья.

В конце пятнадцатого века сюда уже начинают стекаться дары от власть имущих и обращаются взоры жизнеописателей. Так, устное сказание преподобного Германа, стало основой для записей Досифея об основании обители. На базе этого документа в 1503 году было положено начало составлению жития Соловецких первоначальников.
В 1478 году в дар монастырь получил «трофейный немецкого литья колокол», который является на сегодняшний день одним из древнейших известных военных трофеев России.

А в 1479 году царь Иоанн Васильевич Грозный лично утверждает подлинность грамоты на владение и заверяет ее безвременность своей жалованной.

Что было при русских царях

Подобное сооружение в Белом море стало козырным тузом в руках московских правителей. Во-первых, с помощью сподвижников Соловецкий мужской монастырь приводит в порядок хозяйственную жизнь региона. Освоение Поморья без помощи обители не было бы таким быстрым и качественным.

Исходя из этого, монастырю оказывается всяческая помощь. Его высочайший статус можно увидеть по картам того времени. Не на всех были отмечены достаточно крупные города, но Соловецкий монастырь на карте неизменно изображался.

Также основатели обители на Московском соборе были признаны святыми, а царский двор участил подношения даров. Все это имело и обратную сторону, к сожалению.
Начиная с 16 века на плечи жителей этих земель ложится сложная задача. Кроме дел, связанных с обычной работой монастыря, пришлось заниматься возведением крепости. Серединой этого столетия датируются первые каменные сооружения. Всем строительством заведовал игумен Филипп, именно его пустынь располагается на Большом Соловецком острове.

В 1560-1570 годах монастырь провозглашается «великой государственной крепостью», сюда присылается старец Трифон (в миру Кологрив), один из самых одаренных зодчих и военных инженеров того времени. Именно он руководил созданием большей части построек и укреплений на острове, датирующихся шестнадцатым веком.

Будучи северным форпостом православия и пограничной зоной с европейскими государствами, Соловецкие острова не раз осаждались вражеским флотом. Вначале английские корабли подошли, несколько лет позже счастье попытала шведская армада. Все они были отброшены.

Кроме этого, светские власти стремились использовать крепкие стены монастыря в полной мере. Поэтому с конца шестнадцатого века сюда начинают ссылать неугодных деятелей. Таким образом, острова частично берут на себя функции тюрьмы.

Подворье Соловецкого монастыря вмещало в себя более одной тысячи вооруженных стрельцов. Такая мощь нуждалась в обслуживании, поэтому царским указом с монастыря снималась трудовая повинность и оброки. Все акцентировалось только на максимальной автономной работе. То есть эта крепость должна была функционировать долгое время в режиме осады, пока не придет помощь. А подмоге идти далеко!

Однако цари и не предполагали, что создадут себе проблему. Все началось с церковных реформ и раскола. Большинство монахов отказалось принимать новые правила, превратив Соловецкий монастырь в оплот старой веры. Позднее в их ряды влились остатки разбитых отрядов Стеньки Разина.

Большими усилиями царских войск в январе 1676 года острог все-таки был взят. Все виновные в руководстве восстанием были казнены, хранилища разграблены, а статус забран. С этого времени — примерно на двадцать – тридцать лет — монастырь попал в опалу.

Возвращение к былому положению началось только во время правления Петра Первого. К этому же периоду относится возведение Голгофо-Распятского скита.

Синодальный период

Однако былого величия и военной мощи Соловецкий монастырь так и не получил. В ходе реформы 1764 года была изъята большая часть угодий, деревень и владений. Кроме этого, строго регламентировалось население архипелага. Царская власть больше не хотела сталкиваться с труднодоступной крепостью, в которой бы засели опальные монахи.

В 1765 году он стал ставропигией и перешел в подчинение синоду, однако настоятели по прежнему были архимандритами.

В 1814 году подворье Соловецкого монастыря освободили от орудий, количественный состав гарнизона урезали, а саму обитель исключили из списка действующих крепостей.

Тем не менее, сооруженные в эпоху Нового времени стены выдержали англо-французскую осаду в ходе Крымской войны. Это было последнее нападение внешних врагов на стены монастыря.

После середины девятнадцатого века обитель начинает превращаться в главную достопримечательность региона для паломников. Сюда приезжает лично сам царь со свитой, художниками и дипломатами. Строится Свято-Троицкий собор.
В 1886 году за порог монастыря вышел последний солдат из гарнизона. С этого времени о статусе какой-либо крепости не могло быть и речи. Обитель становилась в полном смысле духовным центром русского Севера.

Двадцатый век для Соловков начался очень успешно. В их владении было более десяти храмов, тридцать часовен, два училища, хор Соловецкого монастыря, ботанический сад. Кроме этого, за обителью числились шесть заводов, мельница, более пятнадцати различных ремесленных мастерских.

На его территории работало более одной тысячи трудников и несколько сот наемных мастеров. За год монастырь принимал у себя более пятнадцати тысяч верующих, причем женщин внутрь не пускали. Они жили в предместье. Вдобавок ко всему, во владении монастыря было 4 парохода.

Годы советской власти

Вроде все предвещало только радостную и счастливую жизнь для монахов. Денег – не сосчитать, закрома ломятся от продуктов и товаров. Сыто, безбедно, беззаботно.

Однако конец такой райской жизни положила Октябрьская революция 1917 года. Пришедшая власть открыто объявила войну церкви и ее служителям. В 1920 году комиссия красноармейцев во главе с Кедровым, упразднила Соловецкий монастырь, зато провозгласила здесь совхоз и лагерь для принудительных работ «Соловки».

С 1923 года во многих зданиях начал функционировать СЛОН – «Соловецкий лагерь особого назначения». Сюда запирали всех политически неугодных. На квадратный метр этой тюрьмы епископов было больше, чем во всей России на свободе.

Ужасы заточения дополнялись частыми расстрелами и убийствами. Издевательства и мучения не прекращались ни днем ни ночью. А лагерная больница в Голгофо-Распятском ските, полностью соответствовала названию.

В первое время богослужения были разрешены в одной церкви для оставшихся по собственной воле сподвижников, которые работали в совхозе, однако в 1932 году последний монах был сослан на большую землю.

В течение середины тридцатых годов здесь полегло немыслимое количество людей, большая часть из которых были ни в чем не повинны.

С 1937 по 1939 года здесь располагался СТОН – тюрьма особого назначения, полностью оправдавшая свое название. А в годы Великой Отечественной войны здесь находился учебные корпуса морского флота Советского Союза.

Восстановление

Работы по реставрации монастырского комплекса начались в шестидесятых годах двадцатого века. В 1974 году здесь были основаны исторический и природный заповедники.

Очень интересная и необычная достопримечательность выросла на острове Анзер. Словно божественным провидением в месте, где властями было запрещено ставить кресты, появляется подобное чудо. Посмотрите внимательно на фото, Соловецкий монастырь — единственный, кто может похвастаться такой березой.

С распадом Советского Союза возрождается и монашеское население обители. 25 октября 1990 года было официально провозглашено восстановление Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. При первом постриге в монахи имена давались согласно жребию. Теперь это стало неотъемлемой традицией.

В 1992 году историко-архитектурный памятник внесен в число Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Продолжаются восстановительные работы и возводятся памятные кресты на местах наибольших трагедий. Многие мученики эпохи раннего Советского союза были канонизированы.

В 2001 году Патриарх Всея Руси Алексий II лично освятил Соловецкий монастырь.
Как добраться до него, теперь заботит многих паломников, ибо намоленное и настолько выстраданное место обладает неимоверной энергетикой.

Для справки: добраться до островов можно либо по воде, либо по воздуху. Существуют два основных маршрута, которыми пользуются жители, паломники, туристы, — через Архангельск и через Кемь (последний только в период навигации).

Основание подворья в Москве

Второе название сией обители — Храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Находится он за Москвой-рекой. Район этот называется Нижние Садовники.
Первая церковь из дерева здесь была заложена еще во времена Иоанна Васильевича Грозного. Но по просьбе архиепископа Елассонского, прибывшего вместе с посольством ко двору в 1588 году, на ее месте был воздвигнут каменный храм.

В начале семнадцатого века, как и во многих церквях, в этой был создан острог для «смутьянов».

Храм разрастался со временем. За столетие, с середины 17 века, здесь были пристроены два придела — во имя Богородицы и Николая Чудотворца.

Однако ввиду пролегания русла подземных вод под колокольней, она в конце восемнадцатого века рухнула, причем упала на трапезную. Около полувека монахи обходились без этих двух сооружений, пока один из прихожан не задался целью поставить колокольню.

Она была возведена на твердом месте, поэтому подворье Соловецкого монастыря в Москве находилось немного поодаль от башенки.

Паперть, которая сегодня действует в обители, была сооружена в 1836 году.
В 1908 году церковь вновь пережила катастрофу. Вследствие разлива реки был подтоплен фундамент, на стенах образовались трещины.

Росписи, которые начали осыпаться, были отреставрированы только через два года.
Кроме этого, в ведении храма были лазарет, школа и богадельня для бывших военных.
Церковь действовала до 1935 года, а в годы Советского Союза здесь расположилось художественное ведомство.

Реалии наших дней

Соловецкий монастырь в Москве сегодня возрожден в рамках подворья основного монастыря на Белом море. Восстановление произошло в 1992 году.

Главным образом его деятельность связана с поддержкой и обеспечением обители на островах. В начале 1990-х здесь шла подготовка к служению в связи с переносом мощей святых на Соловки. Далее помещения реставрировались, приводились в порядок.

За десять лет после его открытия были освящены все помещения, воздвигнут Поклонный крест, высотой в десять метров.

В 2003 году проходило великое празднование 350-летия основания церкви Рождества Пресвятой Богородицы, давшей основу для последующего развития храма.

А на Пасху 2006-го был представлен на всеобщее обозрение новосделанный иконостас в пять ярусов.

Основной святыней является икона Соловецких чудотворцев с мощами. Каждое богослужение венчается обращением к ним, а прихожане прикладываются к образу.
Также здесь находится типография, занимающаяся выпуском «Соловецкого вестника», открыток и другой праздничной печатной продукции на Рождество и остальные значительные церковные праздники. Календари, содержащие фото, Соловецкий монастырь производит очень красивые и оригинальные.

Жизнь прихода

Основу деятельности московского подворья составляет просвещение и обучение прихожан младшего возраста. На территории существует воскресная школа, где вместе учатся дети от 6 до 13 лет. Календарный план занятий составлен в соответствии с христианскими канонами и приурочен ко всем церковным праздникам.
Родители сами устраивают трапезу для учеников.

Также работает фотокружок, ведется сотрудничество с Московской киношколой.
Кроме этого, с 2011 года устраиваются пешие и автобусные туры по московским достопримечательностям. Одна из тем экскурсий, например – Иоанн Грозный и Святитель Филипп.

Выезды происходят в соседнее подворье, в Фаустово, а также в Коломенское. Все поездки связаны исключительно с историей и функционированием монастыря. Также раз в несколько месяцев сподвижники возят паломников на Соловецкие острова.

Цель у подобных экскурсий не только просветительская, но и духовная. После турне все желающие могут остаться и задать служителю все интересующие вопросы. Он на них или ответит, или пригласит на соответствующее мероприятие.

Богослужения же проводятся ежедневно, а Литургия – несколько раз в неделю. А в Великий Пост, по четвергам, происходит соборование.

fb.ru

Соловки — Контакты

Руководителям съемочных групп, фотокорреспондентам и журналистам, желающим освещать жизнь Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в СМИ, необходимо получить соответствующее разрешение в Синодальном информационном отделе Русской Православной Церкви Московского патриархата (http://sinfo-mp.ru/contacts.html) путем самостоятельного письменного обращения на имя руководителя Отдела, в котором следует изложить программу съемок, если они касаются насельников обители, а также тематику предполагаемых интервью с представителями и/или насельниками монастыря.

Администратор сайта: [email protected]

Наименование: Религиозная организация «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Юридический и почтовый адрес: 164070, Архангельская область, п. Соловецкий

Тел. / факс: + 7 (8183590) 298

ОГРН 1032902532046, ИНН 2901056813, КПП 292101001, ОКПО 26777602, ОКАТО 11253000001, ОКТМО 11652458, ОКОГУ 62000, ОКВЭД 91.31, 73.20, 74.20.11, 45.21.1, ОКОПФ 83, ОКФС 54

Расчетный счет для сбора пожертвований на нужды Соловецкого монастыря 

Реквизиты счета в Сбербанке:

БИК 041117601

р/с 407 038 107 040 801 00066

к/с 301 018 101 000 000 00601

Архангельское ОСБ № 8637 г. Архангельск

Реквизиты счета в Промсвязьбанке:

БИК 044525555

р/с № 407 038 104 501 400 68101 (валюта РФ)

р/с № 407 039 783 501 400 68101 (евро)

к/с № 301 018 104 000 000 00555

«Промсвязьбанк» (ОАО) г. Москва

Назначение платежа:  «Добровольное пожертвование на уставную деятельность Соловецкого монастыря. НДС не облагается»   

DETAILS TO TRANSFER TO THE CHARITY RECIPIENT THE CHARITABLE DONATION

Charity Recipient:

Spaso-Preobrazhenskiy Soloveckiy stavropigialniy muzhskoy monastyr Russkoy Pravoslavnoy Cerkvi (Moscow Patriarchate)

Address:

164070, Arkhangelsk region, p.Solovetskiy

INN 2901056813, OGRN 1032902532046,

KPP 292101001

with OJSC «Promsvyazbank» Moscow, Russia, SWIFT: PRMSRUMM,

транзитный счет в ЕВРО: 40703978650141068101

Банки-корреспонденты Евро (EUR):

1. Deutsche Bank AG

Taunusanlage 12, 60325 Frankfurt/Main Germany

SWIFT: DEUT DE FF

Account No 10094751040000

2. Commerzbank AG

Kaiserplatz, 60261 Frankfurt/Main, Germany

Account No 400887181600

SWIFT: COBADEFF

Ссылки:

Официальный сайт Русской Православной Церкви Московского Патриархата

Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ МП

Портал Монастырский вестник

Скит апостола Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове

Свято-Троицкий скит на о. Анзер

Возрождение древней Соловецкой обители

Соловецкий музей-заповедник

Соловецкие беседы (информационный блог музея-заповедника)

Соловецкий морской музей

Соловецкая морская верфь

Ландшафты Соловков

Информационный портал Соловецкого архипелага

Муниципальное образование «Сельское поселение Соловецкое»

Соловецкая Ассоциация Гостеприимства

Информационный портал Наши Соловки

Соловецкое время (группа ВКонтакте)

Соловецкий студенческий реставрационный строительный отряд

Рождественка Соловецкая

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове

solovki-monastyr.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о