Советы тренера

Святогорский свято успенский монастырь пушкинские горы – Святогорский Свято-Успенский монастырь и могила А.С.Пушкина

Святогорский монастырь

Бывая в Пушкинских горах Псковской области, не забудьте об еще одном уникальном памятнике архитектуры и месте паломничества многих и многих людей – Святогорском Свято-Успенском монастыре.


История монастыря

Святогорский монастырь, если даже хорошо порыться на просторах Интернета, не расскажет вам о себе многого. Это место хранит в себе многовековые загадки, и более того – такого же возраста закалку. Хотя бы потому, что на протяжении всех лет его существования монастырь периодически страдал от набегов различного характера: то со стороны польского короля Стефана Батория (конец XVI века), побывав в качестве пограничного форпоста Русского Царства; в XVIII веке вообще стал местом проведения различных ярмарок, потеряв оборонительное предназначение; в 1924 году, как и большинство других богоугодных мест, монастырь был закрыт, а Великая Отечественная война заминировала часть монастырских стен, разрушив и некоторые здания ансамбля.


Достопримечательности Святогорского монастыря

Большую часть славы монастырю принесли икона Богородицы Одигитрии и родовая усыпальница Ганнибалов – Пушкиных. Икона Богородицы Одигитрии – главнейшая святыня монастыря, к которой прилагается своя легенда: по преданию она была найдена около 1566 года пастухом Тимофеем на одном из холмов в окрестностях города Воронич (ныне городище Воронич в составе музея-заповедника А. С. Пушкина). Что же касается родовой усыпальницы Ганнибалов – Пушкиных, то надо заметить, что Александр Сергеевич очень любил эти места: в библиотеке монастыря он черпал вдохновение и сведения для написания «Бориса Годунова», ходил беседовать со святыми отцами – в общем, занимался всем тем, что и вы бы, наверняка, хотели бы найти в этом месте: вдохновение, отдых и прикосновение к чему-то высокому, необъятному и святому.

Такие места, как Святогорский монастырь, достойны посещения, даже если вы не считаете себя сильно правоверным гражданином. Во-первых, архитектура – она никого равнодушным не оставит. Во-вторых, с момента погребения на Святых Горах Александра Сергеевича Пушкина, это место стало настоящей точкой паломничества поклонников творчества поэта. В-третьих, бывая в Пушкинских горах просто невозможно упустить одну из составляющих происков вдохновения «солнца русской поэзии». Без всего этого Пушкинские Горы не произведудт на вас должного впечатления. так что, не жалейте времени, путешествуйте по самым скромным уголкам нашей необъятной родины, знакомьтесь с историей, открывайте для себя новое и не забывайте делиться впечатлениями.

pskovskie.ru

Пушкиногорье. Святогорский Свято-Успенский монастырь и могила А.С.Пушкина

6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина мы съездили на пушкинский праздник поэзии в Пушкинский заповедник, где вдоволь нагулялись по Михайловскому и окрестностям, а так же побывали в Святогорском монастыре на могиле великого русского поэта. Так что ближайшие несколько постов будут посвящены пушкинским местам.

Поехали мы в Пушкинские Горы на рейсовом автобусе, который отходил от псковского автовокзала в 07.28 утра и уже через два часа, т.е. в 09.30, мы были на месте. Бесплатные маршрутки, которые в Пушкинский праздник доставляют всех желающих от автостанции Пушкинских Гор до Михайловского, где традиционно проходят все основные праздничные мероприятия, начинали ходить только с 10 утра и у нас еще оставалось время, что бы дойти до Святогорского монастыря, где находится могила А.С.Пушкина. С рассказа о монастыре я и начну свой фотоотчет о поездке.

Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под 1566 годом. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие — дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам — Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь — приходил на ярмарки, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании «Бориса Годунова».

Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора.

Святогорский монастырь стал последним земным приютом и самого А.С. Пушкина. 6 (18) февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.

Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Тогда здесь была открыта экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А.С.Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был передан Русской Православной Церкви. Сегодня Успенский собор  — это действующий храм, и его территория используется совместно Пушкинским заповедником и Псковской Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».


Монастырь окружен старинной каменной оградой.


Ступени, ведущие к Успенскому собору


Могила А.С.Пушкина


Надпись на памятнике: «Александръ Сергеевичь Пушкинъ. родился въ Москвъ 26 Маiя 1799 года, скончался въ С.-петербургъ 29 Января 1837 года».


Родовое кладбище Ганибаллов-Пушкиных. Здесь похоронены: дед поэта Осип (Иосиф) Абрамович Ганнибал (скончался в 1806 году), бабушка Мария Алексеевна (1818), мать Надежда Осиповна (1836) и отец Сергей Львович (1848). Младший брат Платон, умерший в младенчестве в 1819 году, похоронен в Успенском соборе.


Колокольня Успенского собора


Какое же здесь все основательное!


Мы зашли в Успенский собор. Там шла служба и фотографировать я, конечно, не стала.


Мемориальная табличка напоминает, что гроб с телом поэта, доставленный сюда из Петербурга 5 февраля 1837 года, был установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии.


От собора мы спускались уже по другой, но не менее основательной каменной лестнице.


Если на территорию Успенского собора туристы могут проходить свободно, то остальная территория монастыря — для них закрытая зона.


Можно только фотографировать издалека отдельные сооружения и монастырский ландшафтный дизайн.


Осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.


Здесь можно купить продукцию Столбушенского скита — натуральные мед и соки, варенье, сбитень, орехи в меду, а так же монастырский бездрожжевой хлеб и пирожки.

Из монастыря мы снова вернулись на автостанцию, где сели в маршрутку и поехали в Михайловское. Но об этом в следующей публикации…

Добавлю только, что при подготовке этого поста я использовала материалы:
сайта Пушкинского музея-заповедника «Михайловское»
сайта литературного отеля «Арина Р.»

Мои предыдущие поездки в Пушкиногорье:
Поездка в Михайловское (июнь 2006)
Осень в Михайловском (октябрь 2006)
Осень в Петровском (октябрь 2006)

nathalie-zh.livejournal.com

Пушкинские Горы, Святогорский монастырь. История, расписание богослужений и фото

Святогорский Успенский монастырь в Пушкинских Горах – это одно из значимых мест для российской истории, архитектуры, религии и светской культуры. Каждая эпоха привнесла сюда значительные изменения. Несколько веков прилагались усилия для сохранения его в первозданном виде. Церкви, построенные на местах чудесных явлений, могучие крепостные стены, природа – все это привлекает сюда верующих и просто туристов.

История

В современном поселке под названием Пушкинские Горы Святогорский монастырь был основан еще в 16 веке на месте произошедших чудес. Узнав о явлении юному пастуху чудотворной иконы Божией Матери и исцелениях, Иван Грозный приказал построить церковь на Синичьей горе. На этом месте был возведен храм Успения Пресвятой Богородицы, престол его устроен как раз над пнем от сосны, где явилась икона. При монастыре была основана слобода Тоболенец, со временем разросшаяся и переименованная в село Святые Горы.

Известно, что Иван Грозный пожаловал Святогорскому монастырю пятнадцатипудовый колокол, изготовленный на заводе Тюленева. А царь Федор Михайлович пожертвовал Евангелие. Огромный колокол был прозван в народе «Горюном» за жалобный голос. До наших дней сохранился лишь осколок его, находящийся во дворе. До 18-го века монастырь был перворазрядным и имел много земель. Во время правления Екатерины он стал третьеклассным и был лишен большей части владений, но значение для России не потерял.

Храм и Пушкин

Недалеко от монастыря находится родовое имение А.С. Пушкина – село Михайловское. Оно было выстроено дедом поэта по материнской линии – Осипом Абрамовичем Ганнибалом.

Бабушка и дед Пушкина (Мария Алексеевна Ганнибал и Осип Абрамович Ганнибал) делали храму существенные пожертвования. Это дало семейству право быть похороненными рядом с монастырем. Пушкин бывал в этих местах после окончания Лицея.

Особенно тесная связь с монастырем у него появилась во времена ссылки за атеизм. Тогда настоятель монастыря игумен Иона назначен был для духовного наблюдения за Пушкиным. В результате у них сложились близкие доверительные отношения. Также Пушкин подружился и со всей монастырской братией.

Игумен Иона положительно отзывался о наблюдаемом. Поэт же здесь собрал образы персонажей, присказки, поговорки, заключающие в себе народную мудрость. Они стали материалом для знаменитых и значимых произведений «Борис Годунов», «Повести Белкина». И, в конце концов, великий поэт нашел в монастыре упокоение. Здесь погребен он сам, его мать, бабушка, дедушка и погибший в младенчестве брат. По легенде, Пушкин, когда хоронил мать, заплатил и за свою могилу, будто бы предчувствовал свою скорую смерть.

Так, в 19 веке поселок Святые Горы был переименован в Пушкинские горы. Святогорский монастырь, в отличие от него, сохранил свое название. И в наши дни можно приехать и посетить могилу великого поэта, оставить цветы. А служители церкви ежедневно в молебнах поминают Пушкина и его родственников.

Храм в 20 веке

Еще до войны, когда пришла советская власть, храм был закрыт. Помещение использовалось как хлебопекарня, типография, клуб. В Отечественную войну Святогорский монастырь (Пушкинские Горы) очень пострадал в бомбежках, Никольский храм и другие строения оказались полностью разрушенными. Фашисты стремились уничтожить и религиозный памятник, и могилу Пушкина. По их замыслу взрыв этих объектов культурного наследия должен был подорвать дух русского солдата. К счастью, наши соотечественники успели перейти в наступление и разминировать памятник на могиле поэта. В память об этих событиях был построен мемориал, посвященный освобождению Пушкинских Гор.

В 1949 году Успенский собор был восстановлен Академией наук, а затем открылась музейная экспозиция. Но неизвестно, было бы это сделано, не будь здесь могилы поэта.
И только в 1992 году храм был обратно передан РПЦ и возродился сам Святогорский монастырь (Пушкинские Горы), максимально повторяя облик времен жизни великого поэта.

Расписание богослужений

В поселке Пушкинские Горы Святогорский монастырь расписание богослужений имеет следующее.

Рядовые утренние богослужения по будням начинаются с 6:30 – Полунощница, Литургия, Часы, Братский молебен.

Воскресные и праздничные утренние богослужения начинаются в 9:00 – Литургия, Часы.

Вечерние богослужения в будние, воскресные и праздничные дни – с 17:00.

Каждое первое воскресенье в месяце по завершении Литургии служат соборный молебен на Призвание Святого Духа на всякое доброе дело.

Каждое четвертое воскресенье месяца служат Благоденственный молебен Спасителю нашему Господу Иисусу Христу.

В каждую Воскресную службу входит один из акафистов Пресвятой Богородице.

Другие достопримечательности

Выше говорилось о Святогорском монастыре и родовой усадьбе в селе Михайловское, ставшей музеем-заповедником. Но это не единственные достопримечательности. Пушкинский музей-заповедник включает в себя усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское, Савкину Горку.

В поселке Пушкинские Горы Святогорский монастырь и могила А.С. Пушкина пользуются конечно большой популярностью. Но кроме них здесь находится Храм Казанской Иконы Божьей Матери и Научно-культурный центр. В окрестностях Пушкинских Гор также интересны: мельница в деревне Бугрово, Музейная почта, орнитологический питомник и частный дом-музей имени Сергея Довлатова.

Туризм и паломничество

Как видно, данная местность в Псковской области является средоточием различных памятников и популярна в наши дни. Местные отели предлагают свои номера и услуги, туристические агентства — выбор различных туров. А верующих ожидают различные паломнические поездки в храмы, в том числе и Святогорский монастырь (Пушкинские Горы).

Фото, сделанные в этих старинных местах, сохранивших свой дух с пушкинских времен, тоже весьма впечатляют. Каждый заинтересовавшийся Псковщиной может подобрать что-то по своему вкусу.

Из Санкт-Петербурга или Пскова доехать можно автобусами, следующими по направлениям Псков – Великие Луки, Псков – Новоржев, Псков – Пушкинские Горы (Святогорский монастырь).

На автомобиле из Санкт-Петербурга в Пушкинские Горы нужно ехать по трассе Е95, М20.

Из Москвы идет поезд до Великих Лук, оттуда пересадка на автобус до Пушкиногорья. Автомобилем из Москвы – по трассе Е22, М9, после города Пустошка следует повернуть на автодорогу Е95, М20.

fb.ru

Святогорский монастырь Пушкинские горы


История Святогорского монастыря неотделима от истории Успенского собора, с которого и началась жизнь обители, собор это главный храм и «хранитель» всех основных святынь монастыря.


Святогорский монастырь, будучи отдален от крупных центров, жил тихой молитвенной жизнью, лишь изредка возмущаемой военными опасностями и мелкими нестроениями.


Самая грозная военная угроза монастырю относится к первым годам существования обители, а точнее, к 1581 году, когда на протяжении полугода войска польского короля Стефана Батория безуспешно осаждали Псков.


Русская Смута псковские пределы затронула гораздо менее, нежели центральные районы страны.


В 1812 году французы в этих местах так и не появились (для братии дело ограничилось пожертвованиями, совершенными золотыми и серебряными вещами и деньгами).


В конце XVIII столетия начали строить колокольню, замыслив ее трехъярусной, но третий ярус тогда так и остался за недостатком средств лишь на бумаге — его устроили уже в 1821 году при игумене Ионе, известном тем, что во времена ссылки Пушкина в Михайловское он дозволил опальному поэту, к которому питал явную — и взаимную! — симпатию, работать в монастырских архиве и библиотеке.


В Первую мировую войну военные действия здесь тоже не велись.



Скорби начались после 1917 года.


Святогорский монастырь вместе с его соборным храмом большевики упразднили в 1924 году — в 1928 году «бывшую церковь» передали в распоряжение Главнауки.


В годы фашистской оккупации в Успенском соборе вновь стали совершать богослужения. Немцы, разрешив возродить монастырский храм, преследовали свои политические задачи. При отступлении они пытались взорвать собор и даже заминировали могилу Пушкина. Были уничтожены верхний ярус колокольни, барабан и часть перекрытий храма.


Сразу после изгнания фашистов начались реставрационные работы, завершившиеся к 1949 году. Монастырский комплекс после этого приобрел музейный статус; в частности, в Одигитриевском приделе открылась выставка «Дуэль, смерть и похороны А. С. Пушкина».


Музейный этап в истории Успенского собора закончился с возвращением древнего монастыря Церкви в 1992 году.

posmotrim.by

Святогорский Свято-Успенский монастырь / Пушкинские Горы

Как добраться

На автомобиле

Смотрите GPS координаты выше. Возле монастыря есть несколько удобных парковок.

На автобусе из Пскова

От Псковского автовокзала. Автобусы по направлениям: Пушкинские Горы, Москва, Великие Луки, Новоржев, Бежаницы, Локня. В пути примерно 2 часа. Подробное расписание автобусов смотрите здесь: смотрите здесь

На автобусе из Санкт-Петербурга

От автовокзала на Обводном канале. Автобусы по направлениям: Новоржев, Бежаницы. В пути примерно 7,5 часов. Подробное расписание автобусов смотрите здесь: смотрите здесь

На автобусе из Москвы

От Щёлковского автовокзала. Автобус по направлению на Псков. В пути примерно 13 часов. Подробное расписание автобусов смотрите здесь: смотрите здесь

Описание

Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь — действующий православный монастырь в п. Пушкинские Горы Псковской области. Среди туристов в первую очередь известен как место захоронения поэта Александра Пушкина.

Согласно приданию в 1566 г. пастухом Тимофеем на одном из холмов древнерусского города Воронич (ныне городище Воронич) была найдена Икона Божией Матери «Одигитрия» (ныне главная святыня монастыря). Монастырь был основан на этом месте в 1569 г. по указу Ивана Грозного, причем не только как духовный центр, а так же и как оборонительная крепость.

Известно, что в 1581 г. обитель сильно пострадала от польского нашествия под предводительством короля Стефана Батория.

В XVI в. при обители возникла слобода Тоболенец, названная по имени находящегося рядом озера. В начале XVIII в. эта слобода разрослась в село, которое уже именовалось Святые Горы.

В XVIII в. монастырь утратил свои оборонительные функции. В этот период при обители проводились торговые ярмарки, привлекавшие множество купцов.

Монастырь является родовой усыпальницей Ганнибалов-Пушкиных. Здесь в 1837 г. был похоронен великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, скончавшийся после дуэли.

В 1924 г. монастырь был упразднен советской властью. В 1925 г. поселок Святые Горы был переименован в Пушкинские Горы. Серьезно здания обители пострадали в период ВОВ. Восстановление велось в середине XX в. В советский период являлся частью экспозиции Михайловского музея-заповедника.

В 1992 г. возвращен в ведение РПЦ. Но так же остается в составе музея-заповедника, как охраняемый государством памятник.

my-travels.club

Святогорский монастырь | Пушкинские горы

Святогорский монастырь

 

Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь расположен в поселке Пушкинские Горы. Расстояние от Пскова 120 км. Монастырь был основан в 1569 году псковским наместником князем Юрием Токмаковым, по приказу царя Ивана Грозного после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери вороничскому пастуху Тимофею сначала у речки Луговки, а затем на Синичьей горе, получившей название Святой. Издревле монастырь входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие — дар царя Михаила Федоровича.

 

 

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам — Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы. На ярмарки приезжали купцы из Москвы, Пскова, Новгорода, Витебска, Острова, Новоржева, Опочки.

 

С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

 

Работая над драмой «Борис Годунов», А.С. Пушкин стремился к предельной исторической правдивости в изображении характеров своих героев. Он достигал этого, изучая Летописи, «Историю Государства Российского» Н.М. Карамзина и местные источники. Поэт пользовался архивом и библиотекой, которая находилась в светелке «братского» корпуса. В ней хранилась летопись монастыря, в которой имелась запись об участии первого настоятеля обители Зосимы в Земском соборе 1598 года, избравшем на царство Бориса Годунова. Пушкин любил посещать святогорские ярмарки, где вслушивался в яркую и образную народную речь, запоминал и записывал «с натуры» наиболее интересное и характерное. Посещение этих ярмарок, наблюдения за жизнью обитателей и посетителей монастыря, встречи с юродивыми, рассказы странников о давно минувших событиях — «преданья старины глубокой» — несомненно нашли творческое отображение в образах героев «Бориса Годунова».

 

Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот — Святые, или Пятницкие, и Анастасьевские. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела — Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом поэта в ночь перед погребением.

 

В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал /1806/, бабушка Мария Алексеевна /1818/, мать Надежда Осиповна /1836/ и отец Сергей Львович /1848/. Младший брат Платон, умерший в 1819 году похоронен, видимо, в Успенском соборе.

 

Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года.» В 1924 году монастырь был закрыт.

 

Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены. Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Здесь открылась экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А.С.Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.

 

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня это собор действующий, и его территория используется совместно Пушкинским заповедником и Епархией.

pskovia.ru

Святогорский Успенский монастырь (Пушкинские Горы) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Святогорский Свято-Успенский монастырь — православный мужской монастырь в Псковской области. Находится в посёлке Пушкинские Горы. Главнейшая святыня монастыря — икона Богородицы Одигитрия, по преданию была найдена около 1566 года пастухом Тимофеем на одном из холмов в окрестностях города Воронич (ныне городище Воронич в составе музея-заповедника А. С. Пушкина).

Основан в 1569 году по приказу царя Ивана Грозного как один из приграничных форпостов Русского царства. В конце XVI века пострадал от нашествия войск польского короля Стефана Батория.

В XVI столетии при монастыре возникла слобода Тоболенец (название дано по имени близлежащего озера), к началу XVIII века разросшаяся в село Святые Горы (с 1925 г. — Пушкинские Горы).

В XVIII веке утратил своё оборонительное значение. При монастыре ежегодно проводились ярмарки, привлекавшие большое количество купцов и народа.


Святогорский монастырь широко известен как место погребения А. С. Пушкина (похоронен в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных в 1837 г.).

В 1924 году Святогорский мужской монастырь был закрыт.

В годы Великой Отечественной войны здания монастыря серьёзно пострадали, некоторые были разрушены, иные заминированы.

К 1949 году большая часть монастырских строений была восстановлена и до 1992 года использовалась как экспозиционная и административная часть Государственного мемориального музея-заповедника А. С. Пушкина.

С 1992 года монастырь был возвращен Русской Православной церкви. На 2007 год в монастыре проживало 28 монахов и послушников.

Монастырь охраняется государством в составе Музея-заповедника А. С. Пушкина.

Напишите отзыв о статье «Святогорский Успенский монастырь (Пушкинские Горы)»

Литература

Ссылки

  • [pushkin.ellink.ru/reserve/res8.asp Святогорский монастырь на сайте Музея-заповедника А. С. Пушкина]
  • [www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=167 Святогорский Свято-Успенский монастырь на сайте Псковского епархиального управления]
  • [www.arinahotel.ru/pgory_monastery.html Святогорский монастырь]

Отрывок, характеризующий Святогорский Успенский монастырь (Пушкинские Горы)

– Нет, вели закладывать.
«Неужели же он уедет и оставит меня одного, не договорив всего и не обещав мне помощи?», думал Пьер, вставая и опустив голову, изредка взглядывая на масона, и начиная ходить по комнате. «Да, я не думал этого, но я вел презренную, развратную жизнь, но я не любил ее, и не хотел этого, думал Пьер, – а этот человек знает истину, и ежели бы он захотел, он мог бы открыть мне её». Пьер хотел и не смел сказать этого масону. Проезжающий, привычными, старческими руками уложив свои вещи, застегивал свой тулупчик. Окончив эти дела, он обратился к Безухому и равнодушно, учтивым тоном, сказал ему:
– Вы куда теперь изволите ехать, государь мой?
– Я?… Я в Петербург, – отвечал Пьер детским, нерешительным голосом. – Я благодарю вас. Я во всем согласен с вами. Но вы не думайте, чтобы я был так дурен. Я всей душой желал быть тем, чем вы хотели бы, чтобы я был; но я ни в ком никогда не находил помощи… Впрочем, я сам прежде всего виноват во всем. Помогите мне, научите меня и, может быть, я буду… – Пьер не мог говорить дальше; он засопел носом и отвернулся.
Масон долго молчал, видимо что то обдумывая.
– Помощь дается токмо от Бога, – сказал он, – но ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам, государь мой. Вы едете в Петербург, передайте это графу Вилларскому (он достал бумажник и на сложенном вчетверо большом листе бумаги написал несколько слов). Один совет позвольте подать вам. Приехав в столицу, посвятите первое время уединению, обсуждению самого себя, и не вступайте на прежние пути жизни. Затем желаю вам счастливого пути, государь мой, – сказал он, заметив, что слуга его вошел в комнату, – и успеха…
Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев, как узнал Пьер по книге смотрителя. Баздеев был одним из известнейших масонов и мартинистов еще Новиковского времени. Долго после его отъезда Пьер, не ложась спать и не спрашивая лошадей, ходил по станционной комнате, обдумывая свое порочное прошедшее и с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным. В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство.

Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем. Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему:

– Я приехал к вам с поручением и предложением, граф, – сказал он ему, не садясь. – Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем. Я за священный долг почитаю исполнение воли этого лица. Желаете ли вы вступить за моим поручительством в братство свободных каменьщиков?

wiki-org.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о