Советы тренера

Храм новый иерусалим истра – . .

Новоиерусалимский монастырь: история, описание, фото

Адрес: Россия, Московская область, Истра, улица Советская, 2
Дата основания: 1656 год
Основные достопримечательности: собор Воскресения Христова (1685 год), церковь Рождества Христова (1692 год), надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим (1697 год), церковь Константина и Елены (1690 год)
Святыни: фрагмент омофора Патриарха Никона (1597 год), Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины, икона Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном (1657 год)
Координаты: 55°55’17.3″N 36°50’43.2″E
Объект культурного наследия Росcийской Федерации

Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле. При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.

В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.

Вид на монастырь со стороны деревни Никулино

С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.

Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

Вид на главный вход в монастырь

Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.

Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря

Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор

По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.

Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов.

Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.

На переднем плане церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора

Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.

Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.

Слева направо: Воскресенский собор, церковь Константина и Елены

Палаты «Нового Иерусалима»

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.

Больничные палаты

Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.

Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.

Внутренний двор монастыря

Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины

Скит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений. На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.

Вид западной стороны Воскресенского собора

Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря

На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:

  • высота – около 9 м;
  • толщина – 3 м;
  • общая протяженность – 920 м.

Вид на монастырские стены с башнями

Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.

Елизаветинская башня

3-пролетная арка Святых ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим. Ритуал ее освящения проводился в 1697 г. На фоне восточной панорамы монастыря ее вертикальная конструкция смотрится как нельзя кстати. При осмотре подворья изнутри нетрудно заметить Наместничьи и Караульные палаты – они примыкают к ограде и вратам.

Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк

В свое время за Елизаветинскими вратами располагался Гефсиманский сад. Сегодня его нет – это место в излучине реки Истры занято парком. В древности участок, впоследствии ставший садом, был перенасыщен протоками. Когда-то они сформировали остров, а сегодня их остатки едва заметны. На этом острове и проживал святой Никон во время службы в монастыре.

Церковь Рождества Христова

На территории бывшего Гефсиманского сада размещается архитектурно-этнографический музей, экспозициями которого служат деревянные постройки местных деревень. Среди них особое место занимают крестьянские усадьбы, часовня и мельница. До начала XXI века здесь находилась церковь Богоявления – деревянная святыня неописуемой красоты. К сожалению, короткое замыкание послужило причиной для возгорания и здание сгорело. Непосредственно в крестьянских усадьбах расположились познавательные музейные экспозиции, отражающие искусство и быт русского народа.

Рейтинг достопримечательности

Достопримечательности Московской областиРегионы РоссииСтраны Европы

Новоиерусалимский монастырь в Истре на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Новоиерусалимский монастырь. Город Истра. — Марина Витушкина

Гравюра 1852 года.

Строительство началось в 1656 году и продолжалось десять лет, пока Никон в результате дворцовых интриг не попал в царскую опалу и не был сослан. В ссылке бывший патриарх прожил 14 лет, до тех пор, пока на трон не взошел следующий царь. Сын Алексея Михайловича Федор Алексеевич сочувствовал Никону и разрешил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому опальный патриарх скончался (1681 год). Похоронен Никон в одном из приделов Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря (Усекновения главы Иоанна Предтечи).

По приказу царя Федора Михайловича замороженное строительство монастыря возобновляется.
В 1749-1759 годах монастырь реставрируется по приказу императрицы Елизаветы Петровны.
Архитектура Воскресенского собора сильно отличается от внешнего вида Храма Гроба Господня, но внутреннее его содержание (если можно так выразиться) почти полностью повторяет устройство храма Земли Обетованной.

Монастырские крепостные стены очень напоминают те, по которым бегали стрельцы за Жоржем Милославским в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Мы тоже решили «пробежаться» по этим стенам вокруг всего монастыря. В стенах толщиной 3 метра и высотой более 9 метров, как и положено настоящей крепости, три ряда бойниц.

В бойницы видно Волоколамское шоссе в обрамлении нежной весенней зелени.

Пейзажи, снятые через бойницы.

С приходом Советской власти монастырь превратили в музей. А в 1941 году фашисты, рвущиеся к Москве, взорвали все сооружения.

С 1950-х по 1990- е годы монастырь восстанавливается из руин. В 1994 году монастырь возвращается в лоно церкви.

В 2008 году здесь побывал президент Д.А.Медведев и патриарх Алексий II, после чего в монастыре развернулись большие реставрационные работы.
Сейчас в лесах находится Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим и Воскресенский Собор.

Паломникам и туристам открыт доступ в подземную церковь Константина и Елены, три придела Воскресенского собора (Голгофы, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Успения Пресвятой Богородицы), Церковь Рождества Христова и трапезные палаты, в которых располагается музей.

Спуск в Церковь Голгофы.

В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест (таких же размеров, как Крест Господень), привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Образ распятого Христа выполнен, вероятно, в Новом Иерусалиме монастырским резчиком.

Центральный столп придела облицован изразцами XVII века.

Подземная церковь Константина и Елены.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Здесь находится Темница Господня, устроенная для хранения каменных Уз Спасителя, выполненных по образу камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были заключены ноги Спасителя во время ожидания казни. Перенесены в храм Гроба Господня из претории Понтия Пилата. Место можно увидеть только через решетку.

В церкви Рождества Христова есть несколько макетов, и в витринах хранятся изразцы и утварь, найденные во время раскопок, идущих сейчас на территории монастыря.

Церковь Рождества Христова примыкает к Трапезным палатам XVII века, в которых располагается музей, хранящий около 170 тысяч экспонатов, среди которых богатые коллекции церковной утвари, русской и зарубежной живописи, фарфора, оружия, мебели из дворянских усадеб Подмосковья, рукописные и раритетные печатные издания, произведения декоративно-прикладного искусства, редкое собрание живописи и графики XX века. Посещение музея оставили на следующий раз.

С монастырских стен мы разглядели местечко, где можно потрапезничать припасами, захваченными из дома.

Выйдя через Западные ворота, мы попадаем в парк.

За монастырскими стенами на берегу Истры, переименованной патриархом Никоном в Иордан, стоит его Скит. Рядом — Святой источник, из которого пьют, умываются и набирают воду в бутылки.

По этим мосткам христиане спускаются в Крещенские воды.

На мостике, ведущем к Скиту Патриарха Никона и реке, молодожены оставляют свои «следы» в виде замочков и ленточек.

В обширном лесопарке расположился музей деревянного зодчества, состоящий всего из трех объектов.
Крестьянская изба Кокориных из деревни Выхино Люберецкого района Московской области. В избе – музей.

Часовня из села Сокольники Чеховского района Московской области (XVIII век).

Деревянная мельница второй половина XIX века, привезена из Тверской области.

Здесь же организовано катание на лошадях. Недалеко в загоне кобыла выгуливала крохотного жеребенка с еще не отвалившейся пуповиной.

Несмотря на реставрационные работы и дождь, атмосфера была умиротворяющей, какой-то благостной. Уезжаешь с желанием обязательно вернуться.

vitushkinam.livejournal.com

Новый Иерусалим — Фотоблог Севрюковой Евгении

Новоиерусалимский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году. По замыслу патриарха под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины, главный собор должен был копировать храм Гроба Господня в Иерусалиме, река Истра была переименована в Иордан (Иордань). Окрестные деревни и холмы получили библейские названия, такие как Сион, Вифания, Фавор, Елеон, Кедрон. Однако масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с настоящим Иерусалимом, являясь именно прообразом Святой Земли.

1.

Земля, на которой должна была быть расположена обитель, находилась во владении вотчинников (потомственных феодалов с земельными владениями), и патриарх Никон добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать эти земельные владения.
2.

Строительство собора началось в 1658 году, однако в том же году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем Никон объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту Новоиерусалимского монастыря, руководя строительством собора. В 1666 году Никон вернулся в Москву, где был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. При царе Федоре Алексеевиче Никон получил разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но по дороге скончался и был похоронен в Новоиерусалимском монастыре.
3.

После смерти Никона монастырь не был заброшен, а к строительству привлекались лучшие русские зодчие — Я.Г. Бухвостов, Ф.Б. Расстрелли, М.Ф. Казаков. 18 января 1685 года Воскресенский собор был освящен.
4.

В правление Петра I в первой половине XVIII века монастырь пережил упадок — был уменьшен штат монахов, ограничены средства на их содержание, большая часть доходов монастыря передавалась в государственную казну. К тому же монастырь был обязан поставлять государству лошадей и фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян. Императрица Елизавета Петровна взяла монастырь под свое покровительство, выделила большие средства на его ремонт.
5.

Увеличились земельные владения Новоиерусалимского монастыря, улучшилось материальное положение. Монастырь превращается во влиятельный религиозный и культурный центр. В его распоряжении находилась одна из богатейший библиотек в стране, основу которой составили личные книги патриарха Никона, переданные им монастырю, в том числе рукописи из афонских монастырей с античными и раннехристианскими текстами. Переводы книг, изданных в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, регулярно присылались в монастырь. Уже к концу XVII века здесь хранилось более 600 книг. (С 1920 года собрание рукописей хранится в Государственном Историческом музее.) Многие известные фигуры русской истории и культуры рубежа XVIII-XIX веков побывали паломниками в Новоиерусалимском монастыре.
6.

В XIX — начале XX века монастырь становится одним из центров паломничества в России. К 1913 году монастырь ежегодно посещали 35000 человек. После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году музей три недели находился в оккупации и был разграблен, а Воскресенский собор взорван, были уничтожены многие архитектурные памятники. В 1959 году музей возобновил работу, были восстановлены монастырские постройки, за исключением основной архитектурной доминанты — ярусной колокольни XVII века и внутреннего убранства собора.
7.

Согласно описаниям 1668 года монастырь был окружен рвом, через который был перекинут мост к входной башне. В 1690-1697 годах формирование комплекса монастырских построек было завершено возведением каменной крепостной стены. Общая протяженность монастырских стен, построенных с соблюдением правил крепостного зодчества, составляет около одного километра, высота — 9 метров, толщина — до 3 метров. Верхняя часть стен — боевой ход — снабжена двумя рядами бойниц.
8.

9.

На изломах стены поставлены 7 башен. Восьмая, Елизаветинская башня, размещена над западными воротами. Над восточными Святыми воротами построена надвратная Входоиерусалимская церковь.
10.

11.

В продолжение традиции крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская.
12.

По замыслу патриарха Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме с использованием чертежей иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, повторена и схема размещения отдельных помещений. Однако внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном совершенно другие.
13.

С самого начала строительства была создана система поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах.
14.

Как и его палестинский прототип, собор состоит из трех частей, сведенных в цельную архитектурную композицию.
15.

Центр храма — четырехстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора — перекрытая шатром ротонда над часовней Гроба Господня (кувуклией) [находится на реставрации].
16.

17.

Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады.
18.

19.

20.

Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера как Петр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов (два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы и три для заалтарных приделов).
21.

Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трех его ярусах, декоративные пояса, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма.
22.

23.

Изразцы, изготовленные во второй половине XVII века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный, тщательно проработанный рельеф, и отличаются большими размерами. Это уникальная архитектурная керамика, не имеющая аналогов в русском зодчестве.
24.

25.

26.

С востока к основному объему собора примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале). В конце XVII века это было простое прямоугольное здание с плоской кровлей, стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, ее венчала одна глава, украшенная изразцами.
27.

В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод углубленного на 6 метров в землю здания вырыли ров. В начале XIX века вода стала отводиться по специально устроенному тоннелю, а ров был облицован белым камнем. Интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко.
28.

В 80-х годах XX века в парке музея “Новый Иерусалим” был основан музей деревянного зодчества под открытым небом.
29.

30.

В усадьбе семьи Кокориных, построенной в начале XIX века, открыта постоянная выставка предметов крестьянского быта. Экспонаты, представленные в избе и сенях, воспроизводят деревенский интерьер XIX века.
31.

32.

33.

34.

35.

Деревянная часовня воссоздана по обмерам и фотографиям постройки XVIII века.
36.

Ветряная мельница XIX века перевезена из села Кочемлево Кашинского района.
37.

38.

39.

40.

41.

Рядом находится музей Нового Иерусалима, где можно увидеть деревянную модель палестинского храма, рисунки и фотографии ротонды и кувуклии, предметы обихода и домашнюю утварь.
42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

Спасибо за ваше внимание! 🙂

Для написания текста использованы материалы из следующих источников:
https://ru.wikipedia.org/
http://www.n-jerusalem.ru/
http://www.njerusalem.ru/
http://www.ierusalim.ru/

macro-jane.livejournal.com

Чудеса города Истра: Новый Иерусалим. Фото храма на Истре.

Монастырь «Новый Иерусалим» в Истре

Где в России можно отдохнуть душой? Узнать много интересного, нового и развлечься. Иногда на святые праздники люди стремятся в Иерусалим. Чтобы ощутить дух «святого города» вам не надо будет преодолевать тысячи километров, и выкладывать большие деньги за билеты. Вам всего лишь нужно будет сесть на электричку, на Рижском вокзале в городе Москве. Или на автомобиле прокатиться по Волоколамскому шоссе до города Истра. А здесь вы увидите стоящий на холме, монастырь Новый Иерусалим, реку Истра, которая раньше называлась Иордан, и потрясающий Воскресенский собор.

«Живоносный источник»

Вознесенский собор, город Истра.

В 17 веке о такой красоте здешних краев даже и не мечтали. Раньше на этом месте стояло село Воскресенское. Оно было небольшое. Село стало изменяться после посещения патриарха Никона.

Он до того был вдохновлен местными красотами, что решил простое село превратить в православный центр Руси.

В то время господствовала идея сделать Москву — Третьим Римом, а монастырь стал бы центром православного мира. Вот так и появился Воскресенский собор. Это чудесное творение вы увидите издалека по ярко сияющим на солнце золотым куполам. Обязательно подойдите к гробнице патриарха Никона, которая находится в пределе Иоанна Предтечи.

Местные жители говорят, что здесь происходят чудеса исцеления. А спустившись по тридцати трем ступеням, вы попадете в церковь Константина и Елены, находящуюся под землей.

Перед выездом в великолепное место захватите тару, чтобы здесь налить святой воды из колодца «Живоносный источник». После глотка чудодейственной воды вы почувствуете необыкновенную бодрость и прилив невероятных сил, которые вам еще понадобятся для посещения музеев и уникальных экспозиций.

Гефсиманский сад, библейский сад у ручья

Трапезные палаты, Вознесенский собор, Истра.

Для начала посетите Трапезные палаты. После них стоит заглянуть в крестьянскую избу Кокориных.

Изба Кокориных, город Истра.

Там вы познакомитесь с русским бытом. Неподалеку, вы увидите старинную мельницу, и вам покажется, что вас отнесло в далекое прошлое.

Мельница в Истре, крестьянский быт.

Для полного ощущения духа древней эпохи вам стоит записаться на программу «Русское чаепитие». Здесь можно приобрести на память посуду из глины, скульптуры из дерева и многое другое. Вам обязательно надо побывать в Гефсиманском саду.

Гефсиманский сад, город Истра.

В его живописном месте, у извилистого русла реки Истры отдыхающие устраивают пикники, а некоторые прогуливаются по тропинкам сада.

Как вам рыбалка?

Если вы активный турист, то вам стоит на байдарке спуститься по реке Истре или направиться на Истринское водохранилище и вдоволь наплаваться.

А если вы заядлый рыбак, то здесь можно устроить отличную рыбалку. Вы сможете поймать щуку, плотву, окуня и закончить рыбалку потрясающей ухой, приготовленной на костре.

Светлана Анатольевна

estemine.com

Новоиерусалимский монастырь. Часть 1. — И на камнях растут деревья

Отвлекусь на время от Израиля и расскажу о нашей российской копии Святых мест, Новоиерусалимском монастыре. Может кто не знает, недалеко от Москвой существует аналог иерусалимского Храма Гроба Господня, посетив который можно получить почти точное представление об оригинале.

Купол ротонды Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

В 1656 году в 50 верстах к западу от Москвы в излучине реки Истра патриархом Никоном был основан монастырь, в образе которого по его замыслу архитектурно и топографически должны были быть воспроизведены Святые для христиан места Иерусалима и Палестины. Выбранное место как нельзя лучше подходило для этого. Царь Алексей Михайлович Романов, отец Петра I, благословил Никона на воплощение его замысла. Обозревая окрестности с холма, царь лично нарек «имя монастырю — Новый Иерусалим».Окрестности монастыря получили палестинские названия. Центральный холм был назван Сионом, холм к востоку от него нарекли горой Елеон, а холм к северо-западу назвали горой Фавор. Реку Истру в районе монастыря переименовали в Иордан.


Центром монастыря стал Воскресенский собор, архитектурная копия иерусалимского Храма Гроба Господня. Строительство собора началось в 1658 году под руководством Никона, который бросил патриарший престол и, покинув Москву, переехал на жительство в Новоиерусалимский монастырь. Собор возводили по чертежу и описаниям иеромонаха Арсения Суханова, побывавшего в Иерусалиме в 1653 году. В его облике были точно воспроизведены размеры, план и структура оригинала.

Строительство монастыря продолжалось в течение восьми лет вплоть до 1666 года, когда Никон решением Церковного Собора 1666-1667 гг. был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь. На тринадцать лет строительство прекратилось и возобновилось только в 1679 году, после воцарения Федора Михайловича, старшего брата Петра I. После смерти царя Федора в 1682 году, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и завершилось торжественным освящением его в 1685 году, в присутствии молодых царей и царевны Софьи Алексеевны.

Опальному патриарху Никону, которому разрешили вернуться назад только в 1681 году, не суждено было увидеть свое детище в завершенном виде. Он скончался под Ярославлем по пути в Новый Иерусалим и был торжественно похоронен в одном из пределов Воскресенского собора. В 30-е годы советские власти вскрыли гроб патриарха Никона и местонахождение его остатков неизвестно до настоящего времени.

Вид на Воскресенский собор с восточной стороны.

Также как и Храм Гроба Господня Воскресенский собор имеет крестообразную в плане центральную часть с алтарем, увенчанную куполом. С южной стороны собора до 1941 года возвышалась многоярусная колокольня, которая обрушилась при подрыве собора отступавшими немцами и до сих пор не восстановлена.

Воскресенский монастырь на открытке 1912 года. Колокольня еще цела.

Фото отсюда.

С востока к заалтарным приделам центральной части собора примыкает Подземная церковь Святых Константина и Елены, углубленная в землю на 6 метров. По аналогии с иерусалимским в ее подземной части устроен предел обретения Животворящего креста.

Константиноеленинская подземная церковь. Вид с южной стороны.

Вид на собор с юго-востока.

Внешний вид Храма Гроба Господня, построенного крестоносцами в 12 веке, показался Никону слишком скромным, он распорядился украсить Воскресенский собор сообразно вкусам своего времени и достоинствам русской церкви. И снаружи и внутри собор был украшен многоцветным изразцовым керамическим декором.

Уникальный декор сейчас находится в плачевном состоянии, а кое-где совсем утерян. Но есть надежда, что с восстановлением монастыря, которое сейчас активно ведется при государственной поддержке, собор приобретет первоначальный вид.

С западной стороны к центральной части собора примыкает огромная круглая двухъярусная ротонда. Также как и в иерусалимском храме под ее сводами находится Святая Кувуклия с Гробом Господнем.

Построенный в 17 веке кирпичный шатер ротонды в 1723 году самопроизвольно обрушился. Разрушения усугубил пожар произошедший в соборе в 1726 году. Ротонду полностью восстановили только к 1759 году по проекту архитектора Бернардаччи, за основу проекта нового деревянного шатра был взят схематичный проект архитектора Растрелли.
В 1941 году немцы ненадолго оккупировали Новый Иерусалим, перед отходом они взорвали ротонду и многие другие постройки монастыря.

Взорванный немцами Воскресенский монастырь (1941г).

Фото отсюда.

Сейчас вершину ротонды венчает шатер, который окончательно восстановили в 1993 году в том виде, в каком он был в 18 веке.

План собора выполненный по чертежам архитектора Ф.Ф. Рихтера, который подготавливал проект восстановления собора в 1943 году.

Внутренние помещения храма сейчас активно реставрируются, но они открыты для посещения и церковные службы здесь идут.

Главный вход, расположенный также, как в иерусалимском храме, с южной стороны, ведет в центральное помещение собора. Центральный купол поддерживают массивные колонны. По виду легко отличить старые оригинальные рельефные колонны от новых, которые были построены взамен взорванных немцами.

Центральный купол собора.

Восточная алтарная часть собора.

Роскошный иконостас, который находился в проеме алтарной части, не сохранился. Его можно увидеть на гравюре 19 века.

Взято отсюда.

Перед входом также как в иерусалимском Храме, только немного левее, находится камень Помазания, имитирующий место перед Голгофой, где тело снятого с креста Иисуса умащивали миром.

По аналогии с иерусалимским Храмом Голгофа, место казни Иисуса Христа, располагается во втором ярусе в юго-восточной части собора справа от входа.

Лестница на Голгофу.

В помещении небольшой Голгофской церкви воспроизведено лобное место, на котором установлен кипарисовый крест-реликварий, изготовленный по размеру Креста Господня и привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Он заключает в себе реликвии Святой земли и мощи святых. Распятый Христос на кресте выполнен в Новом Иерусалиме монастырским резчиком. Также воссоздана трещина в скале, образовавшаяся по приданию в момент смерти Иисуса.
Я не поднимался на Голгофу, поэтому выкладываю здесь не свою фотографию лобного места.

Фото отсюда.

Вход в ротонду.

В центре ротонды находится кувуклия Гроба Господня. В 60-х годах 17 века ее освятил патриарх Никон. Тогда она представляла из себя небольшую часовенку с деревянным завершением, которое в 1685 году заменили восьмигранной башенкой, шатром.

Взято отсюда.

Сейчас от нее осталась только нижняя часть с двумя помещениями — пределом Ангела и пещерой Гроба Господня, сооруженными по аналогии и в тех же размерах, что и в гробнице Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Как и в Иерусалиме, к российскому аналогу Гроба Господня стоит очередь.

Внутреннее убранство ротонды.

Деревянный купол восстановленной ротонды усилен металлическими конструкциями.

На западной стороне монастырской территории находятся двухэтажные больничные, трапезные палаты ( на фото слева) и примыкающая к ним церковь Рождества Христова, построенная и освещенная в 1692 году. В здании больничных палат сейчас располагается очень неплохая выставка живописи и экспозиция по Истории монастыря.

Новоиерусалимский монастырь. Продолжение

reshell.livejournal.com

Новый Иерусалим в Подмосковье: экскурсии

Неподалеку от Москвы можно увидеть необыкновенно живописное место — комплекс «Новый Иерусалим». Многим нашим соотечественникам хорошо известны монастыри Московской области (действующие в том числе). Все они представляют огромную историческую и архитектурную ценность. Это Донской мужской монастырь, Новоспасский, женский Алексеевский, конечно же, знаменитый Новодевичий и многие другие. Однако тот, о котором мы расскажем сегодня, стоит особняком в прекрасной галерее произведений русского зодчества. Он находится на реке Истре, неподалеку от одноименного города.

Его обычно называют Новый Иерусалим. В Подмосковье воспроизвести палестинские святыни решил патриарх Никон. Это дало возможность русским людям увидеть святые места Воскресения Христова. И надо сказать, что сюда ежегодно приезжают тысячи туристов с разных уголков нашей страны.

История создания

Строительство Нового Иерусалима производилось в два этапа. Первый этап продолжился с 1656 по 1666 год, когда царствовал Алексей Михайлович Тишайший. Работы были прерваны после опалы патриарха Никона. Строительство возобновилось лишь в 1679 году по распоряжению Федора Алексеевича.

Новый Иерусалим в Подмосковье – это соборный комплекс. В 1685 году было закончено строительство Воскресенского собора и церкви Константина и Елены.

Создание крепостной стены и надвратной церкви Входа Господня завершилось в 1697 году, уже при Петре I. На этом строительство не окончилось. К огромному сожалению, каменный шатер собора Воскресения рухнул, не простояв и тридцати лет. Его восстанавливали до 1761 года. В этот год завершилось царствование императрицы Елизаветы.

Новый шатер строили по проекту знаменитого Франческо Растрелли (младшего). Самые известные работы этого мастера хорошо знакомы нашим соотечественникам – Смольный монастырь, Большой Петергофский и Зимний дворцы. Строительством руководил архитектор К.И. Бланк.

В годы ВОВ Новый Иерусалим (монастырь) оказался на захваченной фашистами территории. Перед уходом они разорили его, разрушили строения. Была уничтожена соборная колокольня, верх собора Воскресения был сожжен, снесены шатры с башен. Комплекс требовал серьезных реставрационных работ.

Монастырь после смерти Никона

Когда патриарх Никон покинул этот мир, монастырь не был заброшен. Его строительство было продолжено. В конце XVII века монастырскую ограду из дерева заменили на каменную. Перестройка проводилась по проекту знаменитого русского зодчего Я.Г. Бухвостова.

Добрая традиция привлекать к строительству храмового комплекса лучших архитекторов была продолжена. После обрушения шатра над часовней Гроба Господня в 1723 году за его восстановление взялся Франческо Расстрелли. В дальнейших перестройках принимали участие М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, К.А. Тон.

Монастырь при Петре I

У стен монастыря в 1698 году произошло историческое сражение между стрельцами и верными правительству войсками под руководством А. Шеина. Стрельцы были разбиты, большая часть их была казнена. Это событие дало толчок петровским реформам. В это время монастырь переживал упадок. Но позднее он стал важным культурным и религиозным центром страны. На его территории находилась одна из богатейших библиотек.

Многие известные личности русской культуры и истории второй половины XVIII века бывали тут как паломники.

Архитектура ансамбля

Новый Иерусалим в Подмосковье — это яркий образец московского барокко. Его башни и стены построены в виде шестиугольника неправильной формы. Они имеют внутренние хозяйственные помещения, бойницы и кельи монахов. Башни венчают каменные шатры. Воскресенский собор находится в самом центре монастыря.

Восстановление комплекса

Реставрационные работы в этом святом месте длятся уже несколько десятилетий и продолжаются до сих пор. Сегодня монастырь практически восстановлен, кроме колокольни.

Аналогии с Иерусалимом просматриваются здесь во всем — некоторые башни монастыря названы именами ворот Иерусалима – Гефсиманская, Дамасская, Сионская. Существует здесь и свой Гефсиманский сад. Большое впечатление на туристов производит выстроенный в 1658 году скит патриарха в комплексе Новый Иерусалим. Истра, на одном из островков которой скит расположен, символизирует реку Иордан.

Новый Иерусалим в Подмосковье: достопримечательности

Что же следует посмотреть туристам, приехавшим в эти места? Найдем подробный ответ на этот вопрос.

Воскресенский собор

Уникальный памятник архитектуры. Он находится в центре монастыря. Представляет собой сложное сооружение, которое состоит из храма и примыкающих к нему пристроек. С западной стороны это часовня Гроба Господня с ротондой, имеющей восемнадцатиметровый шатер. На северной стороне это Успенская церковь, а на востоке – углубленная в землю церковь Константина и Елены. Ранее с южной стороны собора находилась колокольня, которая была разрушена в 1941 году.

Покои собора отличаются особой устремленностью ввысь, что мало присуще православным храмам. Здесь же в подвальном помещении находится подземная церковь. Кроме того, внутри можно увидеть темницу, где ждал страшной казни Христос, Кувуклию – часовню из мрамора, скрывающую Гроб Господня. Рядом с ним всегда горят тринадцать лампад, принадлежащих православной Патриархии, тринадцать армянских, тринадцать католических и четыре коптских.

Собор окружают трапезные и больничные палаты. Рядом с ними находятся покои настоятеля. Неподалеку от собора можно увидеть остатки погоста с захоронениями выдающихся представителей российского дворянства.

Крепостные стены

Эта часть монастыря строилась под руководством Якова Бухвостова (1690-1697). Крепостные стены имеют башни и надвратную Входоиерусалимскую церковь над Святыми воротами.

Церковь Входа Господня

Еще одна достопримечательность имеется на территории комплекса «Новый Иерусалим». Храм Входа Господня был построен в XVII веке. Это многоярусное сооружение. Надвратная церковь — типичный храм, получивший широкое распространение в русском церковном зодчестве XVII века. В его изысканном, но строгом декоре, выполненном из кирпича, повторяются мотивы крепостной стены.

Ярусный храм удивительно органично вписался в пространство между верхними этажами собора и колокольни. Это сделало восточный фасад комплекса еще живописнее и сложнее.

С западной стороны храма в ряд стоят Больничные палаты, построенные в 1698 году, Трапезные палаты и церковь Рождества Христова, которая символизирует Вифлеем (1692), и палаты архимандрита (1750). Здесь же находится дворец царевны Татьяны Михайловны (XVII в), а также братский корпус.

Новый Иерусалим в Подмосковье огорожен уникальной стеной, построенной в 1694 году. Она объединяет восемь башен — Сионскую, Гефсиманскую, Елизаветинскую надвратную (такой башни в Иерусалиме не было), Давидов Дом, Варуху, Ефремову, Иноплеменничью, Дамасскую.

За Елизаветинскими воротами монастыря находился Гефсиманский сад. Сейчас его уже нет, это парк в излучине Истры.

Когда-то в этом саду были протоки, которые образовывали остров. На нем примерно в трехстах метрах от стены монастыря жил патриарх Никон.

Скит Никона сохранился до наших дней. Это четырехэтажный дом, в котором находились две церкви (на первом и четвертом этажах), кельи, в том числе и самого Никона, хозяйственные помещения. Скит, помимо исторического значения, представляет собой редкий образец дома середины XVII века.

Музей «Новый Иерусалим»

Архитектурно-исторический музей находится на территории Ново-Иерусалимского монастыря – великолепного памятника архитектуры XVII века. Музей «Новый Иерусалим» (Истра, Московская область) образован в 1920 году.

Это точная копия знаменитого храмового комплекса в Иерусалиме. Музей при монастыре познакомит всех желающих с древнерусским искусством XVIII — начала XX века. В экспозиции представлены редкие, уникальные рукописи, бесценные документальные свидетельства, церковное облачение и утварь, старинная мебель, ювелирные изделия. Здесь и под открытым небом музей, который демонстрирует образцы деревянного зодчества.

Каждый год в выставочном корпусе обновляются и появляются новые экспозиции. На территории комплекса проходят праздничные мероприятия и интерактивные программы.

Музей ждет своих посетителей в зимнее время ежедневно с 10:00 до 17:00, а в летнее — с 10:00 до 18:00. В понедельник и в последнюю пятницу месяца заведение не работает.

Все гости могут войти на территорию монастыря, посмотреть на археологические раскопки, посетить музей и церковь Рождества Христова. Через Елизаветинскую башню можно пройти в парк, где находится Выставочный корпус и интереснейшие памятники деревянного зодчества — часовня, крестьянская усадьба, ветряная мельница. Проводится катание на лошадях.

Новый Иерусалим в Подмосковье: экскурсии

Тысячи туристов ежегодно посещают храмовый комплекс «Новый Иерусалим». Карта Подмосковья вам потребуется, если вы соберетесь приехать сюда на автомобиле. Дорога из Москвы займет около двух часов.

Для начала вам понадобится обзорная экскурсия. Новый Иерусалим предстанет перед вами во всей красе в любое время года. Вам будет предложено посещение гробницы Никона, придела Успения Богородицы, Подземной церкви. Тем, кто хочется подробнее узнать об этом месте, понадобится расширенная экскурсия. В этом случае добавляется посещение Крестьянской усадьбы и парка.

В теплое время года в экскурсии по комплексу «Новый Иерусалим» в Подмосковье включается подъём на Крепостную стену, с которой открывается потрясающий вид. В зимние дни можно посетить Выставочный корпус.

В комплексе «Новый Иерусалим» в Подмосковье разработана увлекательная экскурсия для детей. Она включает посещение крестьянского дома и двора. Опытный гид расскажет ребятам об обычаях, быте крестьян конца XIX века. За дополнительную плату можно сфотографироваться в крестьянском платье, покататься верхом на лошади.

В 1994 году в церкви Константина и Елены вновь стали проводиться богослужения, в 1995 году здания и сооружения монастыря были переданы Московскому Патриархату, в нем возобновилась монашеская жизнь.

Новый Иерусалим в Подмосковье сегодня является одновременно монастырем и музеем под открытым небом. В эти места стремится приехать каждый, кто хочет приобщиться к нашей истории и отдохнуть в тени вековых сосен Гефсиманского сада.

fb.ru

Храм Казанской иконы Божией Матери в Глебово

Новый Иерусалим

 

Ново-Иерусалимский монастырь – огромный ланшафтно-архитектурный проект, воплощенный в жизнь Патриархом Никоном.

Строительство монастырского собора, каменного храма Воскресения Христова начато в 1658 г. под личным наблюдением самого патриарха. Как говорится в летописи, «Святейший патриарх Никон надел железные вериги, предался молитве, посту и воздержанию и стал самолично надзирать за постройкой великой церкви и носить на руках своих и плечах кирпичи, как и вся братия того Воскресенского монастыря в работные дни». К строительству были привлечены лучшие зодчие того времени, огромное число крестьян и мастеровых. Был сооружен насыпной холм под основание монастыря, организовано производство кирпича и уникальных рельефных многоцветных изразцов.

Соборный храм обители устроен по образцу Иерусалимского храма Гроба Господня, в точности повторяет его в размере. Сам собор можно условно разделить на три части: ротонда с кувуклией Гроба Господня, центральная часть храма и подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Внутри собора устроено множество приделов. Всего в монастыре 5 храмов, включая трапезную церковь Рождества Христова и надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим, а количество престолов, считая пределы, составляет 42.

Изначальное убранство храма было практически полностью керамическое — изразцовое. К сожалению, большинство уникальных изразцов не сохранилось. Монастырь не раз терпел пожар, реставрировался и перестраивался. Первоначально выполненный в кирпиче шатер рухнул из-за инженерной ошибки. Восстановительные работы в 1723 г. велись по проекту выдающегося архитектора, автора Зимнего дворца в Петербурге, Бартоломео Растрелли. Новый шатер был выполнен в дереве, богато украшен лепниной и золотом в стиле барокко. В том же стиле, по моде того времени, в 18 веке было переделано убранство и других частей собора. Тем не менее некоторые фрагменты изразцового убранства можно увидеть и сейчас, как например, фриз на фасаде собора под названием «павлинье око», искусные иконостасы в церквях Успения Пресвятой Богородицы, Тернового венца, Голгофы и церкви Иоанна Предтечи, где находится гробница Патриарха Никона.

В монастыре есть свои святыни – длань святой мученицы Татианы, Святой Крест с частицами мощей, Святой источник в Храме святых равноапостольных Константина и Елены, забивший при строительстве Нового Иерусалима точно в том же месте, как и источник, явленный святой Елене при поднятии Святого Креста Господня.

Вблизи от монастырской стены, в Гефсиманском саду на берегу реки Истры, которую сам патриарх называл не иначе как Иордань, расположен скит патриарха Никона.

www.glebovohram.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *