Советы тренера

Храм покрова богородицы в москве – Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В северной части столицы, на берегу Яузы, расположилась небольшая православная церковь, которую основали в XVII столетии по распоряжению князя Д. Пожарского. Религиозная постройка рассматривается в качестве образца каменного шатрового зодчества, не имеющего аналогов в архитектуре других государств. Храм Покрова Пречистой Девы состоит в епархии города Москвы, настоятелем является отец Валентин (Тимаков).

История создания храмовой постройки

Церковь располагается в живописном месте, здесь проводят службы и совершенно бесплатные экскурсии, рядом с постройкой есть кладбище, парк и поместье.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково, Москва

Изначально на месте постройки располагался лагерь воинов, отряды которых подчинялись князю Д. Пожарскому, вставшему на защиту Отечества от вторжения поляков в Смутное время. Первое сражение за освобождение русские войска провели около села Медведково и одержали необходимую победу. Этот населенный пункт стал основной резиденцией Д. Пожарского после того, как Отечество окончательно выдворило из страны иностранных захватчиков.

  • Самая первая церковь строилась из деревянных брусков и была закончена в 1623 г. В честь победы над поляками решили отлить колокол и повесить его в соборной звоннице. Он продолжительное время оповещал местное население о начале богослужений. В 1638 г. место деревянного собора заняла каменная постройка, более защищенная от постоянных пожаров. Новый храм выделялся кокошниками у своего основания и 4-мя главками, а также апсидой из трех частей и открытой галереей.
  • По архитектурному рисунку церковь, освященная в честь Покрова Богородицы, представляет собой одношатровую постройку. Этот стиль официально запретили использовать уже через десять лет, потому что патриарх Никон расценил его как неподобающий для храмов.
  • Село Медведково отошло во владение государства после того, как внук князя Д. Пожарского — последний из всего рода — ушел из жизни. Через некоторое время этот населенный пункт был подарен царевной Софьей личному советнику В. Голицыну. Новый владелец, который обладал приличным состоянием, уделял значительное внимание храму Покрова Богородицы, меняя старые образы и колокола на новые.
  • В 1691 г. село Медведково перешло во владение Ф. Нарышкину, дяде царя Петра Великого. Династия Нарышкиных владела населенным пунктом вплоть до 1809 г. Хозяева чаще занимались обустройством усадьбы и строительством парка рядом.
  • Покровская же церковь подверглась только внешним изменениям: гульбища переделали в открытые переходы, с шатровой части строители убрали изразцы, заменили кровлю и колокола.
  • С XVIII по XIX вв. село Медведково стало привлекать любителей отдыха за городом. С 1809 г. село переходило неоднократно к разным хозяевам, земельные участки частично распродавались. Купцы Н. Шурупенков и К. Третьяков стали последними владельцами в период монархии.
  • Значительная реконструкция Покровского собора произошла в начале XIX столетия, мастера переделывали структуру иконостаса и колокольню. Некоторые образы дописывались или дополнялись новыми фрагментами, иногда художники меняли цвет икон.

На заметку! С момента своего создания храм, освященный в честь Покрова Пречистой Девы, никогда не закрывался, что является исключительной редкостью, если учесть продолжительный период антирелигиозного советского правления.

Единственный значимый момент этого времени указан в паспорте церкви за 1931 г. В документе, сохраненном в архивах, отмечается, что в начале XX века переносились только богослужения из верхнего храма в нижний, и обратно.

Архитектура

Покровская церковь — интереснейший образец дораскольнического зодчества. Шатровые соборы применялись для создания строений-памятников, они выделялись высотой, что позволяло наблюдать их издалека. Такие постройки не предназначались для большого количества народа, поэтому площадь была маленькой. В основании шатровых соборов стоял четверик, на который воздвигали восьмерик.

Интерьер храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Высокий шатер церкви Покрова Богородицы венчает небольшая главка, а окружают купола на барабанах. Его основание скрывается целым рядом кокошников (декоративных элементов), а грани украшены мелкими вставками различных оттенков. На гранях широкого восьмерика, служащего основой для храма, вырезаны узкие оконные проёмы.

Здание Покровской церкви имеет нижний и верхний этажи, а также три апсиды, которые разделяются полуколоннами. Боковые выступы привлекают внимание прорезанными в них окошками. Невысокую колокольню пристроили к собору в XIX столетии.

Внутренняя жизнь Покровской церкви

Собор работает ежедневно, утренняя литургия начинается в восемь утра. В дни великих праздников время начала богослужений переносится на час раньше. Расписание можно узнать на сайте церкви, здесь же располагается информация о вакансиях: собор нуждается в алтарниках, помощниках и просфорницах.

Храм имеет четыре престольных праздника, которые отсылают людей к истории возникновения и посвящения.

На заметку! К каждому из этих престольных праздников относится соответствующая икона. Облик Покрова Пречистой Богоматери помогает от уныния, исцеляет болезни. Изображение Сергия Радонежского избавляет от гордыни, нетерпимости и бытовых неурядиц. «Знамение» защищает от стихийных бед, ненавистников, врагов и примиряет родственников. Икона с девятью кизическими мучениками способна исцелить физический недуг и помочь в поиске работы.

Месторасположение

Собор Покрова Пречистой Девы Марии находится в Москве по адресу: улица Заповедная, дом № 52А. Чтобы добраться до церкви от метро «Отрадное», следует доехать на автобусе № 605 до остановки «Проезд Дежнева», а после пешком до улицы Заповедной. Автобус № 628 едет от метро «Свиблово» прямо до места назначения. Храм расположен недалеко от остановки.

В церкви Покрова Богородицы один раз в месяц проходят бесплатные экскурсии. На входе располагается церковная лавка, где прихожане приобретают иконы, различную религиозную литературу, а также заказывают молебны и панихиды.

Здесь же проводится бесплатное обучение в православной школе. Детей распределяют на несколько групп в соответствии с возрастом, занятия проходят в воскресные дни. Взрослые преодолевают трехлетние курсы, а по окончании получают соответствующее свидетельство. Обучение длится с октября по май.

При церкви также работают: служба милосердия, организация для молодежи, желающей вникнуть в христианское учение, психологи-консультанты и юристы. Богослужения проходят ежедневно, священнослужители с большим радушием принимают всех, кто желает вести диалог со Всевышним Творцом.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково

molitva-info.ru

Храм Покрова Божией Матери / Православие.Ru

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Фото: Павел Тчанников / blackice.35photo.ru Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла – был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.

Другие храмы, по мнению исследователей, были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву, что символически выразилось и в московской иконе XVI века «Церковь Воинствующая».

Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого.

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» – и разгневал царя. «Ты лжешь!» – вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский). Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.

Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название – собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему.

Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима – Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились – он сам был иконой, запечатленной в камне.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа – после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда – напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, – символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы – Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.

Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора – главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.

Престолы в трех храмах на главной оси «запад-восток» освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало «красивая».

В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы – в Небесный Иерусалим.

Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы – уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.

При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы – создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном – Лобное место, наосом – само пространство площади, входом – Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.

В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь – в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери – Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор – образ Церкви Воинствующей к Лобному месту – московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору – в Небесный Иерусалим.

Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Иустинии – во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.

Храма сохранился по особому Промыслу Божиему – не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его – р-раз!..» – и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского – мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило – решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13–14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей…

pravoslavie.ru

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москвы

Святой праведный Иоанн Кронштадский

ГОСПОДЬ И НЫНЕ С НАМИ

Беседа в Неделю вторую Великого поста

 

Вниде Иисус в Капернаум: и слышанобысть, яко в дому

есть, и абие собрашасямнози, якоже ктому не вмещатися

ни придверех: и глаголаше слово. И приидошак Нему,

носяще разслабленна жилами, носима четырми. 

Ср.: Мк. 2, 1–3

 

     Если царь земной или сын царский посетит какой-либо город или селение и остановится в каком-либо доме, тогда собираются около того дома огромные толпы народа, потому что всем хочется видеть ясные царские очи, заботливо обращаемые на все обширное царство и на все подвластные народы, всем хочется слышать милостивое царское слово. Столь высок сан царя, столь важно на земле его служение Богу и людям, что всякий чувствует к его особе невольное благоговение; и нередко один вид его приводит в восторг. Но вот было время, когда Сам Царь Небесный, Царь всего мира, безначальный Бог, Творец неба и земли, Царь царей земных явился на землю и пожил с человеками, странствуя из града в град, из селения в селение. О, какое счастье, какое блаженство было видеть Самого Царя Небесного; эти пресветлые, недремлющие очи, призирающие на всю вселенную; этот взор, веселящий Ангелов и страшный для демонов, и слышать из сладчайших уст Его слова, дарующие жизнь, покой, отраду, веселье всякой искренней, прямой душе! Вы завидуете этим счастливым людям, которые жили во время пребывания Иисуса Христа на земле. Не завидуйте. Он и ныне с нами неотлучно Своим Божеством, Своею благодатью, Своими Животворящими Тайнами, божественным Своим Телом и Пречистою Кровию: мы нисколько не обижены в этом отношении сравнительно с современниками Иисуса Христа; ничего не лишены, даже получили больше их: потому что они не имели блаженства вкушать Животворящее Его Тело и Кровь, а мы вкушаем их и обожаемся.

     Литургия, во время которой совершается это Таинство, живописует перед нами всю жизнь Иисуса Христа от колыбели Его и до Вознесения на небо; –а святые Тайны являют личное Его присутствие, безмерную любовь Господа к Своему разумному созданию; а высокое явление Бога во плоти и в образе человека показывает, братия мои, достоинство природы человеческой, сотворенной по образу Божию, но униженной, обезображенной, расслабленной и умерщвленной грехом. Оно удостоверяет нас, что если человек будет жить на земле праведно и свято, то он будет равен Ангелам, и будет с ними вечно жить и ликовать бесконечные веки; что у Бога, после Божией Матери и святых Ангелов нет более никого выше и дороже человека; –человека, коему Он уподобился, за которого пострадал, умер и воскрес; что все небо и Царство Небесное есть наследие человека и кроме него, нет больше наследников, коим было бы сказано: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25, 34).

     Но обратимся к тому, что говорится в Евангелии. Вниде, сказано, Иисус в Капернаум; и слышано бысть яко в дому есть, и абие собрашася мнози, яко ктому не вмещатися ни при дверех (ср.:Мк. 2, 1–2). Еврейский город Капернаум находился при Геннисаретском озере недалеко от впадения в него реки Иордана и был одним из цветущих и многолюдных городов Галилеи при Иисусе Христе. Господь во время Своего трехлетнего общественного служения спасению человеческого рода неоднократно имел Свое пребывание в Капернауме, проповедовал в иудейских синагогах и совершал многие чудеса. Между прочими, здесь был исцелен расслабленный, не имевший возможности ходить, о котором сегодня читалось в Евангелии. Здесь исцелены: слуга одного римского сотника, теща апостола Петра со многими другими, кровоточивая женщина, два слепца, бесноватый, и – воскрешена дочь Иаира, начальника синагоги. Счастливы, стократ счастливы, скажете, жители этого города, в коем имел Свое частое пребыванье Иисус Христос. – Но я этого не скажу. Нет, я не могу назвать жителей Капернаума счастливыми потому только, что у них часто останавливался Сын Божий; не могу потому, что жители Капернаума много раз видевшие Его чудеса, Его благодеяния Своим согражданам, остались неблагодарными перед Своим Благодетелем и Чудотворцем, – неверными, нераскаянными грешниками. Сам Господь обличил этот город, сказав ему: и ты, Капернаум, до неба вознесшиися, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, то есть чудеса, явленныя в тебе, то он оставался бы до сего дня, то есть покаялся бы; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе (ср.: Мф. 11, 23–24). Теперь видите, что жители Капернаума – несчастные люди, потому что, видя часто чудеса Господа и слыша учение Его, они остались нераскаянными грешниками, и осуждены во ад. 

     Братия мои, подумаем о себе: меньше ли мы жителей Капернаума облагодетельствованы Господом? Мы рождены в Крещении водою и Духом Святым и усыновлены Богу; в Миропомазании освящены Духом Святым; в Причащении удостаиваемся вкушать самого Пречистого Тела и самой Пречистой Крови Господней; в покаянии сподобляемся прощения грехов после чистосердечного в них раскаяния; в Священстве имеем мы всегдашних учителей веры и жизни христианской, совершителей спасительных Таинств и руководителей к Богу и к вечной жизни; в Елеосвящении имеем врачевство от болезней телесных через Покаяние во грехах. Что же мы воздаем Господу за все Его милости к нам, за все чудеса Его долготерпения к нам? – Неблагодарностью, злонравием, жестокосердием, неверием, рассеянностью, коснением и нераскаянностию в грехах. Но так ли и всегда будет? Не исполнится ли скоро мера долготерпения Божия к нам? Не висит ли уже меч Божий над головами нашими? Не простерта ли уже секира смертная к корню древа, к сердцу нашему? Ад кромешный не раскрыл ли зева своего, чтобы поглотить нас? Опомнимся, очнемся, покаемся от души, пока имеем еще время для покаяния. Будем поучаться в Слове Божием, с усердием посещая храм Божий – и заниматься благотворением и милостынею. Правда, и у нас в Великий пост храм наполняется иногда молящимися, как тот дом, в коем был Иисус Христос, – и народ едва помещается в нем. Слава Богу! О, если бы почаще он наполнялся христианами! Но все же театр наполняется гораздо чаще. 

      Но продолжим объяснение Евангелия. И глаголаше им слово. Везде Господь являлся со словом, – и это слово было сладко паче меда из сота; оно врачевало души и тела; преклоняло и претворяло сердца, как в Савле; оживляло мертвых, прогоняло демонов, повергало на землю дерзновенных, повелевало всем стихиям: и они слушались гласа Всемогущего; претворяло во мгновение тварь; это слово раздается в храме и теперь. От чего же мало слушающих и исполняющих? От нашей рассеянности, от любви к миру, к суетным благам и удовольствиям.  Не можете,сказал Господь раз и навсегда, работати Богу и мамоне, то есть миру (ср.:Мф. 6, 24). Но помните: это слово будет судить нас в последний день. Будем же лишше внимати слышанным, да не когда отпадем(Евр. 2, 1) внутренне от Бога. Для того Святая Церковь и требует нашего внимания, когда читается Евангелие. 

     И приидоша к Нему носяще разслабленна (жилами), носима четырми: и не могущим приближитися к Нему народа ради, открыша покров идеже 6е, и прокопавше свесиша одр, на немъже разслабленный лежаше (Мк. 2, 3–4). Как жалок человек, когда он, будучи в полном сознании, сам ходить не может по причине крайней слабости и должен пользоваться постоянно услугами других: он в тягость и себе и другим. Таков был упоминаемый в сегодняшнем Евангелии расслабленный, таковы у нас одержимые параличом и некоторыми другими болезнями. Но есть расслабление духовное от грехов, от страстей, несравненно опаснейшее и более достойное сожаления, чем расслабление тела, потому что влечет за собой нередко вечную смерть. В этом отношении всякий грешник есть расслабленный. Всякому греху сопутствует расслабление души, как следствие отпадения от Бога, в Коем наша жизнь и сила, как падение в смерть. И как мы все грешим, то все расслабленные. Как исцелиться от этого расслабления, от этого предначатия вечной смерти? Через искреннее, глубокое, полное раскаяние в грехах. Потому, конечно, и положено ныне чтение Евангелия о расслабленном, чтобы его положением, которое было следствием грехов, тронуть наши сердца и расположить и нас к усердному покаянию. Потому то Иисус Христос исцелил расслабленного, даровав ему наперед прощение грехов. Видев же веру их, то есть носильщиков, глагола разслабленному: чадо, отпущаются тебе греси твои (ср.: Мк. 2, 5). Отсюда явно, что больной страдал за грехи свои. 

     Братия мои! Когда вы бываете больны, то прежде всего приносите Богу покаяние во грехах, прибегайте к Врачу всемогущему – вкушайте Его Животворящее Тело и Животворящую Кровь. Между грехом и болезнью есть тайная и тесная связь. Бяху же нецыи от книжник ту седяще, и помышляюще в сердцах своих, что сей тако глаголет хулы? кто может оставляти грехи, токмо един Бог? (Мк. 2, 6–7.) Лукавым, завистливым и честолюбивым книжникам, т. е. ученым учителям еврейским, благодеяние Иисуса Христа показалось богохульством и смутило их. Так и ныне, братия, лукавого человека приводят в соблазн и добрые дела: ты ходишь в Церковь молиться Богу, читаешь священные книги, удаляешься от развлечений, увеселений, зрелищ, компаний; говорят: вот ханжа. Ты подаешь милостыню, – говорят: он размножает тунеядцев. Но не лучше ли этим лукавым человекам на себя оглянуться, каковы они сами, чем судить и осуждать других? Должно помнить слова Праведного Судии: не судите, да не судимы будете (Мф. 7,1). Иисус Христос, как Сердцеведец, обличил лукавые помыслы Своих противников. Он сказал им: что помышляете в сердцах ваших? что есть удобее;рещи разслабленному: отпущаются тебе греси? или рещи: востани, и возми одр твой, и ходи (ср.: Мк. 2, 8, 9).

     В самом деле: не равно ли невозможно для простого человека и прощать грехи против Бога подобному себе человеку, и исцелять словом болезни? Само собой разумеется, что невозможно. Кому же возможно это? – Только Богу; следовательно, если слово Иисуса Христа было делом, то есть, если оно разрушало грехи, исцеляло всякие болезни, как и видели это все люди, а в том числе и книжники, то как же они могли укорять Господа в богохульстве? Смотря на дело просто, они должны были верить, что Иисус Христос есть Бог, потому что Он прощает грехи и исцеляет словом все болезни: а они говорят: глаголет хулы (Мк. 2, 7). Что же Господь ответил им? Но да увесте, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи: глагола разслабленному, тебе глаголю: востани и возми одр твой, и иди в дом твой. И воста абие, и взем одр, изыде пред всеми: яко дивитися всем, и славити Бога, глаголющим, яко николиже тако видехом (Мк. 2, 10–12).

     Вот видите, слово стало делом: грехи прощены, расслабление прошло, человек стал вполне здоров, крепок; и прощение грехов, и исцеление болезни – то и другое показало, что Иисус Христос есть Судья, Жизнодавец и Бог, а не богохульник, как думали книжники. Братия мои! власть прощать грехи людям принадлежит одному Богу, как Творцу и Законодателю, и кто же из вас не испытал на себе, что Иисус Христос прощает и разрешает нас от всякого греха? О, как бывает легко и покойно и весело на душе, когда покаешься от всего сердца в грехах своих пред Господом и услышишь слово прощения: чадо, прощаются тебе грехи твои(Мк. 2, 5). Как весело на душе, когда с верой и любовью вкусишь Божественного Брашна Его – Пречистого Тела и Крови Его! Как и теперь часто больные исцеляются вскоре после того, как покаются пред лицом священника и приобщатся Святых Тайн Христовых! Все мы испытали на себе без числа, что Иисус Христос есть Судия наш, Спаситель, Жизнодавец и Бог: будем же усердно всегда прибегать к Нему с верою, да получим от Его обычного, испытанного милосердия прощение грехов, мир душевный и вместе здравие телу.

     Сокровищница милосердия всегда открыта для каждого: почерпай из нее всякий хоть тысячу раз на день, –  бесчисленные грехи наши не победят бесконечного милосердия Владыки, если только мы – грешники искренно кающиеся. Да будет слава Твоему милосердию, Господи, во веки веков! Но и мы, братия, будем милосердны к ближним. Я обращаюсь опять к вашей любви со словом о милостыне к бедным приходского нашего попечительства. Благоволите это сделать во имя Божие: иже дает убогим, Божьею милостью, не оскудеет (Притч. 28, 27). Аминь.

xn--80aae5anhbfld8c.xn--p1ai

история, святыни собора, сведения о храме и интересные факты

В Европейской части России находится огромное количество православных храмов, церквей, часовен. Такое расположение напрямую связано с историей формирования страны.

Естественно, Москва не является исключением. В ней построено более 1100 церквей, а в Московской области — более 3 000.

На севере столицы расположен один из почитаемых православных храмов города — храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково, который стоит на Заповедной улице. Это старинное здание было основано в XVII веке, относится к каменному шатровому зодчеству и имеет богатую историю.

История храма

На месте Собора Святой Богородицы был расположен лагерь военных, отряды которых возглавлял знаменитый князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Он встал на защиту Родины от поляков в 1612 г. и в конечном счёте полностью их разбил. Первое своё сражение с этими врагами князь выиграл как раз около села Медведково.

После окончательного освобождения Москвы от поляков Медведково становится главной резиденцией Пожарского.

Первая церковь была построена в 1623 г. и была деревянной. В её звоннице оповещал верующих о службе колокол, специально отлитый в честь освобождения столицы.

Позже деревянный храм был снесён и на его месте в 1635 г. князь Пожарский воздвиг новую каменную церковь, которая и сохранилась по настоящее время.

После смерти внука Пожарского, на котором закончился род знаменитой фамилии, село Медведково перешло к государству, после чего царевна Софья подарила его своему советнику В. В. Голицыну . Во время владения селом князь уделил немало внимания собору, уменьшив число пределов, заказав новый иконостас и заменив колокола на новые.

В 1691 г. у села сменился хозяин, Медведково стало принадлежать дяде Петра I — Фёдору Нарышкину. С этого момента и до 1809 г. династия Нарышкиных и являлась собственником села, в котором расположен этот красивый и намоленный храм на Заповедной улице. Основные изменения усадьба Медведково претерпела, когда принадлежала Л. А. Нарышкину : разбили парк и реконструировали саму усадьбу.

Что касается Покровской церкви за время владения усадьбой семья Нарышкиных существенно изменила её внешний облик:

  • гульбища превратились в крытые переходы;
  • с шатра были срублены изразцы и в нём прорубили вновь оконные проёмы;
  • переделали кровлю и колокольни и т. д.

После Нарышкиных село сменило много хозяев, земли по частям распродавались. Последними владельцами при царской власти были купец Н. М. Шурупенков и К. В. Третьяков .

К XVIII—XIX вв. Медведково приобрело некоторую популярность среди московских любителей отдохнуть за городом. Село посещали Михаил Врубель, Валерий Брюсов.

В XIX в. храм Покрова Святой Богородицы был значительно переделан. Изменением подверглись иконостас, колокольня, иконы.

Знаменитые иконы собора


Особое внимание заслуживают следующие святыни, находящиеся в церкви:

  • Чудотворная икона Покрова Божьей Матери. Эту икону просят о помощи при унынии и грусти, при болезни, если есть реальная нужда в защите и жилье.
  • Икона с образом Сергия Радонежского. Ему молятся об успехах в учёбе, при гордыне, нетерпимости, бытовых проблемах.
  • Икона девять мучеников кизических. Икона помогает в нужде, при поиске работы, в болезни.
  • Икона «Знамение» Пресвятой Богородицы. Знаменитая старинная икона является защитой от стихийных бедствий, врагов, помогает примириться родственникам и супругам и т. д.

Дополнительные сведения

Кроме самой церкви и возможности быть ближе к Богу в этом намоленном месте, следует знать ещё несколько важных вещей.

Экскурсии по храму и церковная лавка

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы можно посетить экскурсии. Они бесплатные, проходят несколько раз в месяц. Даты указаны на сайте храма.

Как и в большинстве церквей здесь присутствует церковная лавка, в которой можно написать записки о здравии и упоении, заказать другие молебны, а также купить различную православную литературу и другую продукцию.

Воскресная школа

В воскресной школе проводится бесплатное обучение как детей, так и взрослых.

Для взрослых обучение длится 3 года, дисциплины читаются 2 раза в неделю и по окончании выпускники получают свидетельство. Дети распределены в несколько групп в соответствии с возрастом и ходят на занятия по воскресеньям.

В обоих случаях занятия начинаются в октябре и заканчиваются в мае.

Часовни

К Собору Святой Богородицы относятся ещё и 2 современные деревянные часовни:

  • храм-часовня «Утоли мои печали», находящийся рядом со станцией метро «Медведково»;
  • храм-часовня Пророка Илии около станции метро «Отрадное».

Обе часовни были построены в 1997 г.

Интересные факты о храме

  • Входит в число храмов, которые со дня основания ни разу не были закрыты, даже в послереволюционное время.
  • Одношатровые храмы были запрещены патриархом Никоном в 1652 г. и Покровская церковь является последним зданием этого типа, построенным в России.
  • Благодаря своей «лёгкой» архитектуре храм привлекает большое количество художников. Эту церковь писали В. Раев и его современники, Э. П. Панов .

Любой прихожанин при желании может посетить этот известный храм на Заповедной. Расписание богослужений всегда указаны на официальном сайте церкви.

Иногда даже простая беседа с Богом в святом месте наполняет огромной энергией, даёт силу и надежду, а в сочетании с искренней верой помогает решить многие мирские проблемы!

molitva.guru

Храм Покрова Божией Матери на Десне гор. Москвы

Расписание Богослужений

 

                           ВНИМАНИЕ!                           БЕСЕДЫ ПЕРЕД СОВЕРШЕНИЕМ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ:  

Родителям и крёстным несовершеннолетних детей необходимо пройти 2 беседы перед Таинством Крещения.

ПЕРВАЯ беседа проходит в Покровском Храме по воскресеньям в 11.00

ВТОРАЯ беседа проходит в Покровском Храме по субботам в 11.00

Взрослые, желающие крестится, дополнительно должны пройти 2 беседы со священником, по договоренности.

Скачать расписание можно по ссылке внизу страницы.

        РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА АПРЕЛЬ













































3 апреля  7.00 Часы.Прп.Серафима Вырецкого
среда  8.00 Литургия Преждеосвященных Даров.
5 апреля  7.45 Часы. Прп.Никона
   9.00 Литургия Преждеосвященных Даров. (Школьная Литургия)
  17.00 Утреня.Вечернее богослужение.
6 апреля  8.00 Литургия.Предпразднство Благовещения
суббота 12.00 СОБОРОВАНИЕ
  17.00 Всенощное бдение.
7 апреля  7.00 Ранняя Литургия. Неделя 4-я Великого Поста
воскресенье  7.45 Водосвятный молебен.Прп.Иоанна Лествичника
   9.00 Литургия. Благовещение Пресвятой Богородицы
  17.00 3-ая Пассия. Акафист Страстям Христовым
10 апреля  7.00 Часы.Прп.Илариона Нового
среда  8.00 Литургия Прждеосвященных Даров
  17.00 Великий канон преп.Андрея Критского.»Мариино Стояние»
11 апреля  7.00 Часы. «Марии Египетской»
четверг  8.00 Литургия Преждеосвященных Даров.
12 апреля  7.00 Часы. Мч.Кодрата
пятница  8.00 Литургия Преждеосвященных Даров
  17.00 Утреня.Служба Акафист Пресвятой Богородице.
13 апреля  8.00 Литургия.Похвала Пресвятой Богородицы
суббота 12.00 СОБОРОВАНИЕ
  17.00 Всенощное бдение.
14 апреля  7.00 Ранняя Литургия.  Неделя 5-я Великого Поста
воскресенье  7.45 Водосвятный молебен. Прп.Марии Египетской
   9.00 Поздняя Литургия.
  17.00 4-ая Пассия. Акафист Страстям Христовым
17 апреля  7.00 Часы.Прп.Иосифа песнописца.
среда  8.00 Литургия Преждеосвященных Даров.
19 апреля  7.00 Часы.Свт.Евтихия
пятница  8.00 Литургия Преждеосвященных Даров
  17.00 Утреня.СОБОРОВАНИЕ.
20 апреля  8.00 Литургия.Лазарева Суббота
суббота 17.00 Всенощное бдение.
21 апреля  7.00 Ранняя Литургия.  Неделя 6-я Великого Поста, Ваий
воскресенье  7.45 Водосвятный молебен.Вход Господень в Иерусалим
   9.00 Поздняя Лиутргия.              (вербное воскресенье)
22 апреля  7.00 Часы.Чтение Евангелия.              Великий Понедельник
понедельник  8.15 Литургия Преждеосвященных Даров.
23 апреля  7.00 Часы.Чтение Евангелия.       Великий Вторник
вторник  8.15 Литургия Преждеосвященных Даров.
24 апреля  7.00 Часы.Чтение Евангелия. Великая Среда
среда  8.15 Литургия Преждеосвященных Даров
  18.00 Утреня. Вечернее Богослужение.Исповедь.















25 апреля  8.00 Великая Вечерня.Литургия. Великий Четверток
четверг 18.00 Утреня.Чтение 12-ти Страстных Евангелий.                         
26 апреля  8.00 Царские Часы.       Великий Пяток
пятница 14.00 Вечерня.Вынос Плащаницы.  Строгий пост.
  18.00 Утреня.Погребение Плащаницы.
27 апреля  8.00 Великая Вечерня. Литургия. Великая Суббота
суббота   Освящение куличей и пасох
  21.00 Чтение Апостола
  23.30 Полуночницы
28 апреля 00.00 Утреня.Литургия.
воскресенье  9.00 Поздняя Литургия.       ПАСХА ХРИСТОВА
  12.00 Пасхальная Великая Вечерня.
29 апреля  7.45 Утреня. Понедельник  Светлой Седмицы
понедельник  8.30 Литургия.



30 апреля    7.45 Утреня. Вторник Светлой Седмицы
вторник  8.30 Литургия.Иверской Иконы Божией Матери               

 

Файлы для скачивания:

desnapokrov.prihod.ru

Храм Василия Блаженного (собор Покрова Божией Матери на Рву) в Москве: описание, история, купола

Для всего мира самыми известными «визитными карточками» России являются Кремль, Красная площадь и Собор Василия Блаженного в Москве. Последний имеет еще и другие названия, наиболее популярным из которых является Покровский собор на Рву.

Общие сведения

Собор Василия Блаженного отпраздновал свое 450-летие 02.07.2011 г. Это уникальное строение возведено на Красной площади. Изумительный по своей красоте храм представляет собой целый комплекс церквей, объединенных общим основанием. Даже те, кто ничего не знает об архитектуре России, сразу же узнают Церковь Василия Блаженного. Собор имеет неповторимую черту – все его пестрые купола отличаются друг от друга.

В основной (Покровской) церкви находится иконостас, который был перенесен из разрушенной в 1770 г. кремлевской церкви Черниговских чудотворцев. В подклете церкви Покрова Богоматери находятся самые ценные иконы собора, наиболее древняя из которых — икона Василия Блаженного (XVI в.), написанная специально для этого храма. Тут же экспонируются иконы XVII в.: Богоматерь Знамение и Покров Пресвятой Богородицы. Первая копирует изображение, расположенное на восточной стороне фасада церкви.

История возникновения храма

Собор Василия Блаженного, история возведения которого обросла целым рядом мифов и легенд, построен по приказу первого царя Руси Ивана Грозного. Он был посвящен знаменательному событию, а именно – победе над Казанским ханством. К большому сожалению историков, имена зодчих, создавший этот бесподобный шедевр, не дошли до наших дней. Существует много версий относительно того, кто работал над возведением храма, но достоверно так и не установлено, кто создал Собор Василия Блаженного. Москва была главным городом Руси, поэтому царь собирал в столице лучших мастеров. По одному преданию главным зодчим был Постник Яковлев из Пскова по прозвищу Барма. Другая версия полностью противоречит этому. Многие считают, что Барма и Постник – разные мастера. Еще больше путаницы возникает по третьей версии, которая гласит о том, что Собор Василия Блаженного в Москве был построен по проекту итальянского архитектора. Но самой популярной легендой о данном храме является та, в которой говорится об ослеплении зодчих, создавших этот шедевр, дабы они не смогли повторить свое творение.

Происхождение названия

Поразительно, но, несмотря на то, что главная церковь этого храма была посвящена Покрову Пресвятой Богородицы, во всем мире он известен как Собор Василия Блаженного. В Москве всегда было много юродивых (блаженных «божьих людей»), но имя одного из них навсегда запечатлено в истории Руси. Безумный Василий жил на улице и даже зимой ходил полуголым. При этом все тело его было обвито веригами, которые представляли собой железные цепи с большими крестами. Этот человек пользовался большим уважением в Москве. Даже сам царь относился к нему с несвойственным ему благоговением. Василий Блаженный почитался горожанами как чудотворец. Он умер в 1552 г., а в 1588 г. над его могилой была возведена церковь. Именно эта постройка дала общепринятое название данному храму.

Собор Василия Блаженного (описание)

Практически все, кто посещает Москву, знают, что главным символом России является Красная площадь. Собор Василия Блаженного занимает одно из самых почетных мест в целом комплексе строений и памятников, находящихся на ней. Храм венчают 10 великолепных куполов. Вокруг основной (главной) церкви, называемой Покрова Богородицы, симметрично расположены 8 других. Они построены в форме восьмиконечной звезды. Все эти церкви символизируют приходящиеся на дни взятия Казанского ханства религиозные праздники.

Купола Собора Василия Блаженного и колокольня

Восемь церквей венчают 8 луковичных глав. Главное (центральное) строение завершено «шатром», над которым возвышается маленькая «главка». Десятый купол был построен над церковной колокольней. Поразительно то, что все купола храма полностью отличаются друг от друга по своей фактуре и окраске.

Современная колокольня храма была возведена на месте старой звонницы, которая полностью пришла в негодность в XVII в. Ее возвели в 1680 г. В основании колокольни находится высокий массивный четверик, на котором возведен восьмерик. На нем есть открытая площадка, огражденная 8 столбами. Все они соединены между собой арочными пролетами. Верх площадки венчает высокий восьмигранный шатер, ребра которого украшены изразцами разного цвета (белого, синего, желтого, коричневого). Грани его покрыты зеленой фигурной черепицей. Наверху шатра располагается луковичная главка, увенчанная восьмигранным крестом. Внутри площадки на деревянных балках висят колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX вв.

Архитектурные особенности

Девять церквей Собора Василия Блаженного соединены между собой общим основанием и обходной галереей. Ее особенностью является причудливая роспись, основным мотивом которой являются растительные орнаменты. Неповторимый стиль храма сочетает в себе традиции как европейского, так и русского зодчества эпохи Возрождения. Отличительной особенностью собора являются и арочные проемы. Высота храма (по наивысшему куполу) составляет 65 м. Названия церквей Собора: Николая Чудотворца, Троицы, Мучеников Адриана и Наталии, Входа в Иерусалим, Иоанна Милостивого, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Армянского, Покрова Божией Матери.

Еще одной особенностью храма является то, что в нем нет подвала. У него чрезвычайно прочные стены подклета (достигают толщины в 3 м). Высота каждого из помещений составляет примерно 6,5 м. Вся конструкция северной части храма уникальна, поскольку длинный коробовый свод подклета не имеет никаких поддерживающих столбов. Стены здания «прорезаны» так называемыми «продухами», которые представляют собой узкие отверстия. Они обеспечивают в церкви особый микроклимат. Много лет помещения подклета не были доступны прихожанам. Ниши-тайники использовались в качестве хранилищ и закрывались дверями, о наличии которых сейчас свидетельствуют только сохранившиеся на стенах петли. Считается, что до конца XVI в. в них хранилась царская казна.

Постепенное преображение Собора

Только в конце XVI в. над храмом появились фигурные главы, которые заменили собой первоначальное перекрытие, сгоревшее в очередном пожаре. Этот православный собор до XVII в. назывался Троицким, поскольку самый первый деревянный храм, который находился на этом месте, был построен в честь Святой Троицы. Первоначально это строение имело более строгий и сдержанный вид, поскольку оно было возведено из камня и кирпича. Только в XVII в. все купола были украшены керамическими изразцами. В это же время к храму были пристроены асимметричные постройки. Затем появились шатры над крылечками и затейливая роспись стен и потолка. В тот же период на стенах и потолке появилась изящная роспись. В 1931 г. перед храмом был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. На сегодняшний день Собор Василия Блаженного находится в совместном ведении Русской православной церкви и Исторического музея Москвы. Это строение является культурным наследием России. Красоту и уникальность данного храма оценили и во всем мире. Собор Василия Блаженного в Москве отнесен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Значение Покровского собора в СССР

Несмотря на гонения советской власти в отношении религии и разрушение огромного множества церквей, Собор Василия Блаженного в Москве еще в 1918 г. был взят под государственную охрану как памятник культуры мирового значения. Именно в это время все усилия властей были направлены на создание в нем музея. Первым смотрителем храма стал протоирей Иоанн Кузнецов. Именно он практически самостоятельно заботился о ремонте здания, хотя его состояние было просто ужасным. В 1923 г. в Соборе разместился историко-архитектурный музей «Покровский собор». Уже в 1928 г. он стал одним из филиалов Государственного исторического музея. В 1929 г. с него были сняты все колокола, а богослужения были запрещены. Несмотря на то что храм на протяжении почти ста лет постоянно реставрируется, его экспозиция закрывалась всего один раз – в годы Великой Отечественной войны.

Покровский собор в 1991-2014 гг.

После развала Советского Союза Собор Василия Блаженного перешел в совместное пользование Русской Православной церкви и Государственного исторического музея. С 15.08.1997 г. в храме были возобновлены праздничные и воскресные богослужения. С 2011 г. открыты для посещения недоступные ранее приделы, в которых устроены новые экспозиции.

fb.ru

История Покровского собора (Храма Василия Блаженного). Справка

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как «болшая церковь средняя Покров того году не совершена».

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение. Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь «Святой Живоначальной Троицы»  в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября – в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

 

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка «на Рву», встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной,  вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию — 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании – подклете – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

ria.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о