Советы тренера

Задняя кассета велосипеда – Как правильно выбрать кассету велосипеда

Как правильно выбрать кассету велосипеда

К небольшим, но крайне важным узлам велосипеда относится кассета. Она в сочетании с другими элементами трансмиссии позволяет при незначительном изменении мускульных усилий обеспечивать достаточно широкий диапазон скоростей для гонок и езды по пересеченной местности, подъемов и спусков.

Для разных типов велосипедов и стиля катания подходят кассеты, состоящие из определенного числа звездочек разного диаметра с большим или меньшим количеством зубцов на них.

Помимо рамы и колес, составляющих основу конструкции велосипеда, он состоит из ряда мелких, но не менее важных узлов, органов управления и цепной передачи, преобразующей мускульную энергию велосипедиста, затрачиваемую на вращение педалей, в крутящий момент оси заднего колеса.

Чтоб можно было развивать значительную скорость при меньших затратах мускульной энергии, цепная передача снабжается механизмом переключения скоростей, состоящим из двух групп звездочек разного диаметра и переключателей. Цепь проходит через передние и задние звезды. Передние звезды объединены в систему, к которой крепятся шатуны и педали, а задние – в кассету.

Кассета велосипеда – назначение, принцип работы, разнообразие моделей

Велосипедная кассета — это узел, состоящий из набора задних звезд трансмиссии и разделителей между ними (в некоторых конструкциях). Кассета фиксируется на задней втулке колеса. Для ее установки используется шлицевая посадка, для закрепления – фиксирующая гайка (стопорное кольцо).

Звезды (все или отдельные, в зависимости от конструкции) присоединяются к крепежному элементу, имеющему пазы, а на корпусе втулки есть выступы соответствующей конфигурации, что обеспечивает правильную установку кассеты. В современных моделях велосипедах кассета выполняет ту же функцию, что в старых или дешевых велосипедах — трещотка. Кассета является более сложным, качественным и функциональным узлом.

Кассета участвует в передаче усилия, прилагаемого велосипедистом к вращению педалей, от цепи на заднюю втулку, при этом изменяет передаточное число трансмиссии. Это узел, от которого зависит скорость велосипеда. Количество звезд в кассете соответствует числу скоростей (передач). Кассета может состоять из разного числа звезд, от 7 до 11, звезды, в свою очередь, различаются диаметром и количеством зубцов.

С помощью заднего переключателя скоростей цепь перебрасывается на разные звезды кассеты. При этом изменяется передаточное отношение, то есть соотношение между числом зубцов передней (ведущей) звезды, входящей в состав системы, и задней (ведомой), входящей в состав кассеты.

Чем больше передаточное отношение, тем выше скорость можно развить, но и усилий при этом приходится затрачивать больше. Понижающая передача, когда на ведущей звезде зубцов меньше, чем на ведомой, используется для тяжелых участков, с рыхлым грунтом или крутыми подъемами, обычно кратковременно. Перекидывая цепь на разные звезды, можно выбирать оптимальную скорость для каждого отрезка маршрута.

Велосипедные кассеты различаются пор ряду критериев:

  • по числу звезд и их диапазону
  • по совместимости с системой втулки и типом велосипеда
  • по конструкции
  • по материалу

Количество и диапазон звезд отражаются в маркировке кассеты. Так, маркировка 11-36Т 10-speed означает, что кассета состоит из 10 звезд, наименьшая имеет 11 зубцов, самая большая – 36.

Количество звезд в кассете может варьироваться от 7 до 11, но наиболее распространены сегодня кассеты на 8-10 звезд, семискоростные кассеты используются в старых моделях, а на 11 звезд выпускаются только фирмой Campagnolo и совместимы только с втулками этой системы. От количества и диапазона звезд зависит тип велосипеда, на который кассета может устанавливаться.

Для шоссейных велосипедов используются кассеты с количеством зубцов на меньшей звезде 11, на большей 22-27. Для горных меньшая звезда в кассете должна иметь 11-12 зубьев, наибольшая – 28-36. Кассеты с маркировкой 12-27Т считаются переходными. Кассеты на 11 звезд используются только в шоссейных велосипедах с навесным оборудованием Campagnolo. На маркировке обычно также указывается, с какой системой навесного оборудования данная кассета совместима.

Выделяют 5 разновидностей кассет по конструкции

  1. Разборные. Звезды соединены между собой заклепками или винтами, что позволяет заменять отдельные звезды в случае их износа. Это самая доступная по цене конструкция, ее недостатками являются большой вес и подверженность загрязнениям
  2. На пауке. От 2 до 6 звезд, неразрывно соединенных между собой легкосплавным пауком. Характеризуется легким весом и меньше загрязняется
  3. На нескольких пауках. Каждый паук объединяет 2-3 звезды, эти узлы объединяются в кассету, отдельные узлы можно заменять
  4. OpenGlide. Монолитная конструкция конической формы с зубцами, наименьшая звезда является меньшим основанием усеченного конуса, с этой стороны кассета закрывается алюминиевой крышкой. В крышке есть отверстие, предназначенное для контакта кассеты с барабаном втулки, вторая точка контакта в малой звезде. Эти кассеты предназначены исключительно для шоссейных велосипедов
  5. X-Dome. Как и предыдущая конструкция, разработана компанией SRAM, отличается малым весом за счет комбинирования разных материалов. Самая большая звезда выполнена из алюминия, имеет свои шлицы для установки на барабан, еще шлицы есть в наименьшей звезде. Средние звезды объединены в монолитную конструкцию, выточенную из цельного бруска стали с добавками хрома и молибдена, этот блок закрепляется между большой и малой звездами, с помощью которых осуществляется контакт с барабаном свободного хода

Материал для изготовления кассет

В кассетах системы X-Dome используются и сталь, и алюминий, но для большинства кассет применяется один из этих металлов. Кроме того, кассеты могут изготавливаться из титанового сплава.

  1. Стальные кассеты отличаются оптимальным соотношением прочностных характеристик и стоимости, для защиты от коррозии сталь хромируется, никелируется или покрывается другим составом. Марка стали и добавки влияют на прочность, износостойкость кассет, а также их цену
  2. Алюминиевые кассеты имеют наименьший вес, но прочностью и ресурсом уступают стальным, а по цене превосходят их. Кассеты из анодированного алюминиевого сплава пользуются популярностью у вейтвиннеров, которые стремятся максимально облегчить вес конструкции
  3. Титановый сплав легче стали, но тяжелее алюминиевого сплава, отличается значительной прочностью и износостойкостью, но кассеты из него самые дорогие

Как правильно выбрать кассету для своего велосипеда

Велосипед продается с кассетой, но периодически возникает потребность в замене этого узла. Это бывает связано с износом звезд, у которых стираются зубья, проскальзывание цепи может сигнализировать о том, что кассету пора менять. Но иногда замена кассеты продиктована тем, что велосипедист направляется в другой регион с другим рельефом и типом грунта, планирует освоить другой стиль катания.

В первом случае можно смело выбирать кассету с маркировкой, аналогичной старой, с тем же числом скоростей и диапазоном звезд, а если хочется поэкспериментировать, испытать продукцию другого производителя, другой материал. Во втором случае оправдана смена количества и диапазона звезд.

Первое, на что следует обращать внимание — тип велосипеда, горный или шоссейный, и система навесного оборудования. Какие кассеты к каким велосипедам подходят, рассказывалось выше. Нужно также учитывать свои финансовые возможности, но помнить, что дорогие кассеты прочнее и долговечнее. Если приоритетной задачей не является минимизация веса велосипеда, не стоит тратить деньги на титановые и алюминиевые кассеты, лучше приобрести более дорогую среди стальных. Здесь цена прямо пропорциональна ресурсу.

С конструктивной точки зрения стоит обратить внимания на кассеты на нескольких пауках, они легче обычных разборных, меньше подвержены загрязнениям и позволяют менять отдельные узлы, а не кассету целиком. Таким образом, такая кассета хоть и обойдется дороже, но прослужить должна дольше.

Чем больше стилей человек использует, чем более сложный рельеф на маршруте, который он проходит, тем больше звезд в кассете целесообразнее иметь. Большее число звезд – это больший диапазон, более плавное переключение скоростей. Для равнинной местности достаточно меньшего числа звезд, для пересеченной их нужно больше. Количество звезд должно соответствовать цепи, узкие цепи предназначены для кассет с большим числом звезд, 9-11, если цепь широкая, звезд должно быть меньше.

Кассета на 11 звезд позволяет практически не пользоваться передним переключателем скоростей. Оптимальное число звезд – критерий очень индивидуальный, и часто только опытным путем, сменив несколько кассет, можно установить, какая конфигурация обеспечивает наиболее комфортную езду. Опытные велосипедисты вообще собирают кассеты из отдельных звезд под свои нужды и под конкретную поездку.

Требуемый диапазон звезд зависит от стиля катания. Если предполагается ездить по хорошему, твердому грунту, асфальту, без перепадов высот, крутых подъемов, количество зубьев на малой звезде не принципиально, а на большой достаточно малого количества, диапазона 11-21, если на маршруте изредка могут встречаться небольшие горки, предпочтительней диапазон 11-23. Если же предстоит поездка по рыхлому, влажному грунту, песку, снегу, и/или чередование крутых, но коротких подъемов («торчков») с более пологими, но затяжными («тягунами»), нужно побольше зубьев на большой звезде, подойдет диапазон 12-36. Чем круче горы, тем больший диапазон нужен. И еще, чем массивнее велосипедист, тем больше зубцов на большой звезде понадобится при прочих равных условиях.

Словом, при выборе кассеты нужно руководствоваться собственным опытом, ощущениями, стилем катания и целью поездки. Если опыта маловато, консультироваться лучше у других велосипедистов, продавцы-консультанты далеко не всегда знают все нюансы.

Как обслуживать кассету

Как и любой узел велосипеда, кассета нуждается в обслуживании. Очистка от загрязнений, замена пришедших в негодность деталей сделают езду на велосипеде более комфортной и безопасной, а также продлят срок службы самого узла и цепи, на которую переносятся загрязнения. Особенно важно обслуживание разборной кассеты.

Для обслуживания кассеты ее необходимо снять. Для этого нужны специальный съемник, соответствующий типу втулки, ключ, желательно разводной или под размер съемника, и так называемый хлыст из рукоятки и куска велосипедной цепи, его можно изготовить самостоятельно.

Могут также понадобится средство от прикипания деталей и смазка.

  • Съему кассеты предшествует съем заднего колеса и осторожное удаление оси эксцентрика
  • Съемник устанавливается так, чтоб его шлицы вошли в пазы втулки
  • Цепь хлыста набрасывается на большую звезду, чтоб звенья цепи плотно сели на ее зубья, а рукоять располагалась справа
  • Зафиксировав колесо с помощью хлыста, можно приступать к откручиванию стопорного кольца с помощью разводного ключа и съемника. При этом рукояти хлыста и ключа должны образовывать тупой угол, чуть меньше развернутого. Съемник откручивается против часовой стрелки, в то же время нужно слегка тянуть хлыст по часовой стрелке. Если зубья звездочки сильно изношены, цепь хлыста может соскальзывать, в этом случае ее придется перекинуть на другую звезду
  • Открутив стопорное кольцо, его откладывают в сторону, и по порядку раскладывают звездочки и промежуточные шайбы. Если шайбы слиплись со звездочками, их аккуратно разделяют с помощью отвертки
  • Звездочки и втулка очищаются и осматриваются, если выявлены повреждения деталей, их придется заменить
  • Смазывать звездочки и втулку специалисты не рекомендуют, чтоб не вызвать налипание пыли и песка. Смазать нужно только внутреннюю поверхность стопорного кольца, чтоб в следующий раз оно проще откручивалось
  • Основание кассеты устанавливается на втулку, чтоб совместились пазы и шлицы. Очищенные, сухие звездочки последовательно нанизываются на корпус втулки, чередуясь с шайбами-разделителями, либо крепятся к основе, которая затем будет надеваться на втулку (зависит от конструкции кассеты)
  • В кассетах на 10-11 скоростей при закручивании стопорного кольца обычно приходится прижимать верхнюю звездочку. Перед тем, как туго затянуть стопорное кольцо, нужно убедиться, что звездочки встали параллельно друг другу, покрутить колесо
  • Съемник закручивается до упора разводным ключом по часовой стрелке, перед установкой колеса необходимо еще раз проверить правильность сборки
Кассета является важным узлом велосипеда и служит для изменения передаточного числа и переключения скоростей. Число доступных скоростей зависит от числа звездочек в кассете, важен также диапазон звездочек, то есть количество зубьев на самой маленькой и самой большой.

Для горных велосипедов верхнее число диапазона должно быть большим, чем для шоссейного, чем сложнее маршрут, тем больший диапазон и большее число звезд требуется. Различаются кассеты также материалом, конструкцией, от этого зависит их цена. При выборе кассеты нужно ориентироваться на тип велосипеда, стиль катания и маршруты поездок. Ресурс кассеты составляет в среднем 10-15 тыс. км, при этом она нуждается в уходе, очистке от загрязнений.

Где купить?

Сортамент, который предлагает современный рынок достаточно большой. Есть множество малоизвестных производителей, производящих однотипную технику сомнительного качества. При этом заявленные характеристики заставляют думать о том, что велосипед оснащен всем необходимым. На деле оказывается, что покупка не будет удовлетворять возложенным требованиям.

Совершать покупку лучше всего в магазинах, которые специализируются на продаже этой техники. В этом случае есть гарантия приобрести качественный продукт и в дальнейшем усовершенствовать его, по мере необходимости. Выбрать и приобрести достойный велосипед, качественные запчасти, велоодежду, рекомендуем в самых больших европейских магазинах: chainreactioncycles.com, wiggle.com.

Видеоинструкция «Как снять и установить кассету»

cycleinfo.net

описание, особенности ремонта и замены

Чтобы самостоятельно производить ремонт и обслуживание велосипеда, желательно хорошо разбираться в устройстве его основных ходовых элементов. Одним из определяющих узлов в системе выступает кассета велосипеда. Давайте же разберемся, что представляет собой указанный механизм, а также выясним, как произвести его демонтаж и установку.

Что представляет собой задняя кассета велосипеда?

Механизм выполнен в виде набора задних звезд, соединенных с барабаном свободного хода задней втулки. Элементы функционального узла фиксируются контргайкой. Последняя содержит зубцы, которые предотвращают отвинчивание крепления в ходе езды.

Задняя кассета велосипеда служит системой, предназначенной для преобразования передаточного диапазона трансмиссии двухколесного транспортного средства. Применение звезд различного диаметра с отдельным количеством зубов позволяет облегчить передвижение в сложных условиях и способствует развитию повышенной скорости в ходе езды по ровным трассам.

Материалы изготовления

Кассета велосипеда может быть выполнена из следующих материалов:
  1. Алюминий – отличается низким весом и наименьшей плотностью среди всех металлов. Кассета велосипеда, изготовленная из сплавов данного материала, выступает достаточно дорогостоящим вариантом. Особым спросом механизмы подобного плана пользуются среди опытных велолюбителей, для которых определяющее значение имеет снижение общего веса двухколесного средства передвижения.
  2. Сталь – наиболее распространенный материал, что используется при производстве велосипедных комплектующих. Основным достоинством материала выступает повышенная прочность, устойчивость к механическим нагрузкам. Очевидный недостаток стали – повышенный вес. На самом деле стальная кассета велосипеда выглядит оптимальным вариантом для среднестатистического велолюбителя, поскольку отличается оптимальным соотношением цены и прочности. Чтобы защитить подобные системы от губительного воздействия коррозии, производители прибегают к хромированию, воронению и никелированию элементов конструкции.
  3. Титан. Велосипедные кассеты, изготовленные из представленного материала, легче стали, но тяжелее алюминия. Указанная производственная основа отличается повышенной прочностью. Поэтому кассеты из титана чаще всего становятся выбором потребителей, которые эксплуатируют двухколесный транспорт в условиях существенных нагрузок. Материал, как и его сплавы, не подвержен коррозии. Если владелец велосипеда не нацелен на максимально возможное снижение веса байка, стоит остановить выбор именно на титановой кассете, которая прослужит гораздо дольше по сравнению с вышеуказанными вариантами. Единственным минусом такого решения выступает высокая стоимость.

Количество звезд

Кассета велосипеда может подбираться исходя из количества звезд. Механизмы, что содержат 7 звезд, можно встретить на старых велосипедах. Наиболее распространены кассеты на 8-10 звезд. Подобные системы устанавливаются на самые многочисленные современные байки, начиная с горных и заканчивая шоссейными. 11 звезд можно увидеть на кассетах, выпущенных компанией Campagnolo. Их установка становится доступной лишь при использовании втулки аналогичной марки.

Определить характер имеющейся кассеты можно, взглянув на специальную маркировку. Так, обозначение «11-36T, 10 speed» говорит о том, что наибольшая звезда содержит 36 зубов, а наименьшая — 11. Всего здесь присутствует 10 звезд.

Типы

Выделяют несколько разновидностей велосипедных кассет:
  1. Разборные – наиболее распространенная группа механизмов, где все звезды, помимо двух наименьших, соединены в единое целое с помощью винтов либо заклепок. Подобный способ фиксации элементов конструкции способствует облегчению сборки и обслуживания. В то же время реализации такого решения сопутствует повышение веса системы и склонность ее компонентов к засорению.
  2. На пауке – кассеты данного плана выполняются в виде звезд, собранных на алюминиевом каркасе, который, собственно, и именуется пауком. К последнему присоединяются две звездочки наименьшего размера. Кассеты на пауке отличаются простотой очистки от загрязнений и легким весом.
  3. На нескольких пауках – дорогостоящие изделия, которые устанавливаются на профессиональных моделях велосипедов. Состоят из двух пауков, к каждому из которых присоединяются наборы из 2-3 звезд. Основным преимуществом такого решения выступает возможность быстрой замены износившегося элемента. При этом вторая часть системы остается в функциональном состоянии. Представленные механизмы легче разборных конструкций. К тому же их легче чистить от мелкого мусора и грязи.
  4. Open Glide – представляют собой монолитные кассеты, что предназначены для установки на шоссейные велосипеды. Такие кассеты фиксируются на шлицах барабана храповика легковесной алюминиевой гайкой и специальной крышкой с другой стороны.
  5. X-Dome – другая монолитная система. Фиксируется у малой звездочки контргайкой, а у самого основания механизма креплением служит большая звездочка. Чаще всего элементы конструкции узлов данного плана изготавливаются из легковесного алюминия.

Замена кассеты велосипеда

Чтобы заменить механизм, необходимо разобраться в особенностях его демонтажа. Снятие кассеты велосипеда – довольно нехитрая задача. Однако для ее реализации требуется применение специализированного инструмента в виде съемника и целого набора ключей. Съемник кассеты велосипеда необходим, чтобы ослабить удерживающую гайку. В свою очередь, ключи используются для фиксации элементов механизма в неподвижном положении.

Как снять кассету с велосипеда? Работа выполняется следующим образом:

  1. На самую большую звезду надевается хлыст, с помощью которого система удерживается в статичном положении. Гаечным ключом вращается съемник кассеты велосипеда. Маленькая звезда и шлицевая гайка имеют рифленую поверхность. Поэтому при отвинчивании крепежа могут раздаваться резкие хрустящие звуки, которых не стоит пугаться в ходе работы.
  2. Отвинчивается гайка, после чего снимается кассета. При этом стоит уделять внимание демонтажу маленьких звездочек, что могут надеваться на втулку независимо от остальных элементов системы. Между ними находятся подкладки в виде шайб, которые необходимо аккуратно снять, таким образом, чтобы они не рассыпались.
  3. Отдельные детали раскладываются в организованном порядке, что позволяет произвести обратную сборку механизма, ничего не перепутав.
  4. Разобравшись, как снять кассету с велосипеда, в завершение остается лишь оценить степень износа звездочек и состояние системы в целом.

Смазка кассеты

После разборки велосипедной кассеты ее элементы необходимо тщательно обработать смазывающим составом. Сегодня в продаже присутствует специальная смазка для кассеты в тюбиках. Впрочем, в данных целях можно использовать любое другое не литиевое вещество, которое обладает пылеотталкивающими свойствами.

Установка кассеты

Замена кассеты на велосипеде предполагает ее демонтаж с широких шлицов втулки и установку нового набора звезд, ориентируясь по имеющимся на них канавкам. По сути, установка конструкции выступает обратной операцией ее демонтажу. Здесь нужно следить, чтобы звездочки плотно насаживались на шлицы храповика. Работу необходимо выполнять неспешно, что позволит избежать повреждения фланцев шлицов.

Использовав ключи для кассеты велосипеда, необходимо надеть звезды и кольца на храповик, после чего навинтить прижимную гайку согласно резьбе. Здесь следует соблюдать порядок набора звезд на шлицы. Дистанционные колечки содержат специальные штырьки, что должны войти в соответствующие проемы в звездах. Если упустить данное требование, звезды будут располагаться слишком далеко по отношению друг к другу, что отразится на точности работы системы переключения скоростей.

Торцевую гайку необходимо затягивать максимально туго, используя все тот же ключ для снятия кассеты на велосипеде. Совершенно нежелательно, чтобы фиксирующий элемент постепенно раскручивался во время езды. Поэтому, закрепляя систему контргайкой, стоит переместить колесо в вертикальное положение, основательно надавив на рычаг ключа.

Рекомендации

Как видно, разборка и обратная установка кассеты велосипеда выступает не столь сложной задачей. Внимания здесь требует финальная проверка работоспособности системы. Перед выездом обязательно нужно убедиться, что звезды не разбалансированы по отношению друг к другу. Стоит также проследить, чтобы между звездами соблюдалось одинаковое расстояние.

В заключение

Замена кассеты на велосипеде и ее обслуживание – работа, что не требует от владельца байка особых навыков. Определяющим вопросом выступает лишь наличие специализированных инструментов. Что касается выбора новой кассеты для замены, здесь стоит придерживаться нужного передаточного отношения.

fb.ru

Чем отличается или как отличить трещотку от кассеты велосипеда (в чем разница?)

Многие велосипедисты многоскоростных велосипедов рано или поздно сталкиваются с заменой заднего (ведомого) блока звезд. Тогда и появляются вопросы:

Я постараюсь ответить на каждый из вопросов более подробно.

Как определить на велосипеде установлена трещотка или кассета?

Чтобы определить какой вид заднего блока звезд используется на вашем велосипеде, нужно внимательно на него посмотреть и воспользоваться любым из двух способов определения:

Первый способ — «Метод подсчета звезд». Трещотки обычно встречаются с количеством звезд на ней не более 7, т.е. могут встречаться 3, 4, 5, 6 и 7-ми скоростные трещотки.

Если вы видите количество звезд до 6-ти включительно, то в этом случае можно с вероятностью 100% говорить, что это трещотка. С 7-ми скоростями не всегда однозначно иногда встречаются и трещотки и кассеты, в этом случае смотрите второй способ 2. (На одном из моих велосипедов, например стоит 7-ми скоростная трещотка)

Второй способ — «Визуальное определение». Данный способ один из самых надежных. Здесь нам поможет внешний вид, для этого нужно посмотреть в центр блока звезд, смотрите фото ниже.

Чем отличается кассета от трещотки:

  • На трещотке мы увидим два маленьких круглых углубления (с помощью этих углублений откручивается крышка, которая скрывает подшипники).
  • На кассете мы увидим плоскую гайку со шлицами — эта гайка прижимает звезды к барабану.

Если блок звезд уже снят с колеса велосипеда, то смотрим на обратную сторону:

Вот так выглядит трещотка и кассета со стороны крепления к втулке
  • На трещотке мы увидим резьбу с помощью которой мы прикручиваем её к втулке.
  • На кассете мы увидим шлицы, в которые вставляется барабан втулки.

Как понять втулка под кассету или трещотку?

Часто такое бывает, что на руках есть втулка или колесо без ведомых звезд. И нужно определить, что для нее купить кассету или трещотку?

Рассмотрим, на что нужно смотреть, чтобы быстро определить. Благо — это сделать можно очень просто достаточно понять принцип работы этих запчастей.

1. Во втулках, которые созданы под трещотки можно увидеть резьбу, на которую накручивается трещотка, а сам «трещоточный» механизм находится в самом блоке звезд.

На фото мы можем увидеть, резьбу на самой втулке и на трещотке. Наличие такой резьбы говорит нам 100%, что это трещотка.

2. Втулки, которые идут под кассеты имеют барабан, на который одевается кассета.

Тут мы видим на барабане втулки шлицы (небольшие выступы), аналогичные выступы имеются и на кассете.

Какие инструменты необходимы, чтобы открутить кассету и трещотку?

Для кассеты и трещотки необходимы разные инструменты, к сожалению они не взаимозаменяемы.

Трещотка

Чтобы открутить трещотку всего лишь необходимо иметь специальный съемник и ключ, который этот съемник будет откручивать. Мой съемник выглядит вот так:

Подробнее о том как снимается трещотка и какой ключ для съемника я использую, можно прочитать здесь.

Кассета

Для снятия кассеты потребуется 2 инструмента. Потребуется специальный съемник под кассету и ключ-хлыст (я писал статью о том как можно сделать хлыст своими руками). Мои инструменты выглядят так:

Подробнее о том как снимать кассету читайте здесь.

Что лучше кассета или трещотка?

Многие начинающие велосипедисты задаются вопросом: «что же лучше использовать на велосипеде трещотку или кассету?» Сразу напишу, что лучше кассета, а почему читайте ниже.

Если рассматривать эти два стандарта ведомых звезд, то трещотка была придумана раньше, а уже потом появилась кассета. В следствии чего в кассете исправили все недочеты, с которыми сталкиваются владельцы трещоток.

Одна из самых главных проблем трещоток — это лопнувшая ось либо ее искривление из-за чего блок звезд начинает «вилять» когда колесо крутится, что за собой влечет проблемы в переключении скоростей.

Оси ломаются и гнутся из-за того, что подшипник, который стоит со стороны звезд трещотки воздействует практически на центр оси, когда как в кассете, все подшипники расположены по краям втулки.

Чтобы это себе представить можно взять линейку и попробовать надавить на нее в центе и она сразу «прогнется», тогда как, если вы надавите на линейку с тем же усилием с краю она практически не изменит своей формы. Данный недостаток трещоток позволяет использовать их только на велосипедах подверженных малым нагрузкам.

Посмотрите на небольшой схематический рисунок, где я показал расположение подшипников в трещотке и кассете:

Слева трщотка, справа кассета. Синим на оси трещотки я пометил примерное место, где происходит поломка оси.

Посмотрев, на разрезы втулок сразу видно, что лучше всего расположены подшипники в кассете они равноудалены от центра втулки, когда как в трещотке наблюдается асимметрия.

Из этого всего мы можем сделать следующие выводы:

Если вы катаетесь агрессивно и ваши маршруты пролегают по пересеченной местности, то лучшим выбором для вас будет использовать втулку под кассету.

Ну а если вы городской житель и вы не собираетесь прыгать на велосипеде, а ваши дороги пролегают по асфальту однозначно менять трещотку нет необходимости. Мой основной велосипед, на котором я езжу по асфальту использует трещотку и я её пока менять не собираюсь, за примерно 7-8 тысяч километров пробега по городу, у меня всего раз лопнула ось. Я купил новую за копейки и продолжил эксплуатировать велосипед дальше.

А какие задние звездочки стоят на вашем колесе велосипеда: трещотка или кассета? Напишите в комментариях.

(Visited 30 503 times, 1 visits today)

veloboy.ru

Выбор втулки — под трещотку или кассету

Очень часто из-за незнания и желания сэкономить, люди приобретают дешевые велосипеды либо запчасти, которые при интенсивном стиле езды быстро выходят из строя. Данная статья будет полезна для тех, кто определяется с выбором недорогой втулки.

Втулки бывают под кассету и трещотку. Разъясним что есть что.

Трещотка — набор звезд с храповым механизмом внутри. Данные звезды накручиваются на резьбу втулки.

Кассета — обычный набор звезд, который насаживается на барабан втулки и притягивается гайкой. Сам храповой механизм такой системы находится внутри барабана втулки.

Соответственно и втулки бывают под трещотку и кассету.

Сравним преимущества и недостатки втулок под трещотку/кассету по следующим критериям:

  1. Цена
  2. Надежность
  3. Количество зубьев звезд кассеты и трещотки
  4. Простота установки/демонтажа кассеты и трещотки

1. Цена

Здесь вроде бы выигрывает трещотка. Цена ее на порядок ниже. Но оправдает ли она себя, эта цена? Цена ниже за счет простоты конструкции, и как раз таки за счет использования дешевых материалов. Конечно, не факт, что в самой дешевой втулке под кассету материалы будут лучше, но за счет своей более удачной конструкции она будет надежней. Об этом будет следующий пункт.

2. Надежность

С ведущей стороны подшипник втулки под трещотку расположен перед звездами, близко к центру оси втулки. А подшипник с противоположной стороны расположен нормально, дальше от центра. За счет этого во втулке под трещотку создается неравномерное распределение нагрузки и всегда сильнее изнашивается подшипник с ведущей стороны. А еще это является причиной поломки оси втулки. Если это втулка под эксцентрик с полой осью — то она лопается, если ось под гайки — будет гнуться. Возможно вам удастся избежать этого, если вы весите до 70 кг и аккуратно ездите по ровным дорогам. Производители втулок под кассету смогли убрать этот недостаток, и расположили подшипник с ведущей стороны как можно дальше от центра, внутри барабана.

Что касается самого механизма храповика, будь-то трещотки либо кассеты, при изготовлении этих деталей из плохо закаленного железа на храповике появляются заусеницы, из-за которых механизм клинит и ваш велосипед превращается в велосипед с глухой передачей! Тоже касается и собачек, при их износе могут появиться прокруты. Поэтому, покупая втулку, вы должны понимать, как ее будете использовать, если это будут большие нагрузки с подъемами, резкие нагрузки, то не стоит экономить, ибо запчасть придется часто ремонтировать, или вообще менять на новую, и экономия превратится только в лишние растраты.  Хорошая качественная втулка обязательно будет под кассету, т.к. втулка под трещотку не терпит больших нагрузок и на хорошем подъеме может просто сорваться резьба, на которую накручивается трещотка.

3. Количество зубьев звезд кассеты и трещотки

Весьма важный фактор, который, возможно, заставит вас преобрести втулку с кассетой — количество зубьев самой маленькой звезды. У трещотки самая маленькая звезда на 14 зубьев, на некоторых моделях 13. У кассеты же она на 11 зубьев. Т.е. если вы на 32й звезде спереди и 11й сзади сможете разогнаться до 40 км/ч, то при этой же частоте вращения педалей скорость на соотношении 32/13 составит 34 км/ч. Следовательно, чтобы достичь такого же передаточного соотношения, прийдется ставить больше звезду спереди.

4. Простота установки/демонтажа кассеты и трещотки на втулку

Положительным моментом для трещотки является необходимость только лишь одного инструмента для демонтажа, для этого используется такой съемник со шлицами и гранями под ключ.

Для того, чтобы ее установить на втулку, инструмент и вовсе не требуется, она накручивается вручную и дозатягивается уже в процессе езды. Но вот чтобы снять ее — прийдется попотеть, особенно если вы любите вкручивать на подъем. Возможно даже понадобится помощь друга и большой рычаг на ключ.

А вот с кассетой дело обстоит так: для установки необходим тот самый съемник со шлицами, а для снятия еще и хлыст.

Но если это все у вас есть — то проблем при снятии не должно возникнуть, и чрезмерных усилий применять не придется.

Итог: если в первую очередь вам необходимо качество, а стиль езды требует использования надежных деталей, следует смотреть в сторону хороших фирменных втулок под кассету. А если же велосипед будет использоваться для легких неспешных прогулок по ровным дорогам, и вы не видите смысла тратиться на велосипед — можно обойтись и дешевой втулкой под ту же кассету, либо трещотку. Но втулки под трещотку  — это определенно самый низкий уровень надежности.

Интересное познавательное видео по теме

bb30.ru

Кассета и трещетка | ВелоСреда

Подробности
Просмотров: 55432

  Кассета велосипеда — это набор задних звезд на современных велосипедах. Устанавливается на специальный барабан задней втулки. Способ установки называется «шлицевое» соединение, а фиксируется специальной гайкой. Основная задача кассеты — это передача усилия от цепи на заднюю втулку.

  Трещотка велосипеда — часть трансмиссии. Представляет собой набор звездочек, объединенных с втулкой (храповым механизмом) в одно целое. Трещотка устанавливается на старые велосипеды или на дешевые модели. Главный ее минус в том, что из-за своеобразного распределения нагрузки часто происходит поломка полой оси. А у кассетной втулки такой проблемы нет, так как подшипники расположены ближе к концам втулки. Однако это верно не для всех кассетных втулок, такой способ расположения подшипников запатентован Shimano.

 


 

  Кассета и трещотка велосипедов несовместимы между собой, у трещотки минимальное количество зубьев на маленькой звездочке 14, а у кассеты уже 11 или 12 штук. 

  Трещотки отличаются друг от друга количеством звезд и числу зубьев на них.  Наиболее распространены 6 звезд 14 — 28 зубьев (14-28T). Еще очень популярны трещотки на 7 звезд (14-34T). Устанавливается трещотка навинчиванием на специальную втулку, для ее съема необходим специальный ключ «съемник трещотки». На внутренней втулке стоят собачки механизма свободного хода, на которую крепится внутренняя втулка, а между ними располагаются насыпные подшипники. На внешней втулке расположены шлицы разного размера, что позволяет устанавливать звездочки только в определенном положении (это нужно для плавного переключения передач). Меньшая гайка, чаще всего играет роль удерживающей гайки.

 


 

  Кассеты обозначаются диапазоном и количеством звезд: 11-36T 10 speed, это означает что на кассете 10 звезд, самая маленькая имеет 11 зубьев, а самая большая 36 зубьев. Кассеты для шоссейных велосипедов обычно совместимы с двумя системами Shimano или Compagnolo. Модели которые производят другие фирмы обозначаются соответствующим образом.

По количеству звезд

  По количеству звезд кассеты бывают от 7 до 11. Обычно на современные велосипеды можно устанавливать кассеты от 8 до 10 звезд.

 

По типу велосипеда

  • Горные велосипеды — обычно имеют диапазон звезд от 11-28T до 11-36T, 8-10 звезд.
  • Шоссейные велосипеды — диапазон звезд от 11 (12) — 22T до 11 (12) — 27T, 8-11 звезд. Кассету 12-27T считают переходной от шоссейных к горным.

  Кассеты шоссейных велосипедов (кроме Compagnolo) совместимы с горными велосипедами, только если у них одинаковое количество звезд.

 

По конструкции

1. Разборные — отдельные звезды соединены между собой заклепками или винтами. Эта конструкция является самой тяжелой и самой дешевой. Этот вид конструкции более всех подвержен загрязнению. Теоретически допускается замена отдельных звезд.


 

 

2. На пауке — от 2 до 6 больших звезд (чем больше звезд, тем дороже и легче кассета) соединены в не разборный узел с помощью легкосплавного «паука». Легче разборных кассет, но и дороже, меньше подвержена загрязнению.


 

3. На нескольких пауках — в этой конструкции звезды скреплены по 2-3 штуки, это позволяет менять наиболее изношенные группы, не меняя всей кассеты велосипеда.


 

4. OpenGlide — технология компании SRAM, устанавливается на шоссейные велосипеды. Кассета представляет собой монолитную конструкцию в виде полого усеченного конуса с зубьями, закрытого алюминиевой «крышкой». С втулкой контактирует всего в двух местах — в вершине конуса и в «крышке». Легче и дороже предыдущих конструкций.


 

5. X-Done — также технология компании SRAM, используется на кассете SRAM XX, является самой легкой конструкцией, однако и самой дорогой из всех. Самая большая звезда сделана из алюминия и имеет шлицы для установки на барабан. Средние звезды выточены из хром-молибденовой стали в виде усеченного конуса. Этот конус фиксируется на маленькой и большей звездах. На маленькой звезде также есть шлицы.


 

По материалу изготовления

Материалы изготовления звёзд велосипеда

  • Сталь (хромированная, никелированная или с другим покрытием) — недорогой, прочный и самый распространенный материал. Такие кассеты дешевы и служат меньше других.
  • Титановый сплав — применяется в лучших кассетах (иногда только на больших звездах). Кассеты из титана имеют высокую цену и небольшой вес. Нет единого мнения на счет долговечности титановых звезд по сравнению с хорошими стальными.
  • Алюминиевый сплав (анодированный)  — применяется в кассетах для облегченных велосипедов. Очень низкий вес, высокая цена и очень быстро изнашиваются (примерно также как плохая стальная кассета).

 

 

Читайте также:

Как снять и установить кассету велосипеда

Трансмиссия велосипеда

Водители против велосипедистов. Разбор ситуаций

Все статьи раздела

velosreda.ru

Кассета велосипеда со звездами на заднем колесе

Кассета — это набор задних звёзд в современных моделях велосипеда, по сути, являющаяся расходным материалом для него. Главная задача механизма — проведение усилия от цепи к задней втулке.

На старых или самых недорогих моделях велосипедов используется трещотка, их следует отличать друг от друга. Трещотка соединяется с втулкой в единое целое, при этом нагрузка распределяется неравномерно, и при использовании трещотки нередко ломается полая ось, применение кассеты помогает избежать такой проблемы. Одновременное использование кассеты и трещотки не возможно из-за разницы числа зубьев на звёздочках.

Для маркировки используется обозначение диапазона и количества звёзд, например 11-36Т 10-speed. Эти обозначения подразумевают, что в кассете 10 звёзд, наименьшая из них насчитывает 11 зубьев, а наибольшая — 36.

Выпускаются кассеты с количеством звёзд от 7 до 11. В настоящее время чаще используются на 8-10 звёзд, хотя можно говорить, что на 7-8 скоро останутся в прошлом, а на 11 применяются гораздо реже и подходят только для определённых моделей.

Конструкции

  • Разборные.
  • Выглядят как набор отдельных звёзд, фиксированных друг с другом заклёпками или винтами. Недостатки этого типа: большой вес, незащищённость от внешних загрязнений. Достоинства — относительно небольшая цена (самый дешёвый тип), возможна замена только изношенных элементов. Во время движения, по сути, каждая звезда взаимодействует с барабаном отдельно, поэтому будет лучше, если он будет выполнен из стали, иначе звёзды могут оставить в нём бороздки и убрать кассету будет затруднительно.

  • На пауке.
  • Представляют собой единый узел из нескольких (2-6) больших звёзд, объединённых легкосплавным пауком. Их количество влияет на стоимость и вес кассеты (чем меньше, тем дешевле и тяжелее). Такая вариация легче разборного типа кассет, более устойчива к загрязнениям.

  • На нескольких пауках.
  • Аналогична предыдущему типу, но здесь большие звёзды скрепляются группами по 2-3. Такая технология даёт возможность заменять только те группы звёзд, которые вышли из строя, не заменяя кассету целиком.

  • OpenGlide
  • Технология SRAM, применяется на шоссейных моделях. Имеет вид сплошного монолитного конуса с зубьями на широкой части, полого внутри и прикрывающегося алюминиевой «крышкой». Этот тип легче, но дороже вариаций выше.

  • X-Dome

Технология SRAM. Самый дорогостоящий, но лёгкий вариант — наибольшая звезда изготовлена из алюминия, а последующие звезды, из хромомолибденовой стали. Конструкция выглядит как конус с усечённой вершиной, фиксирующийся за счёт наибольшей и наименьшей звезд. В этом случае взаимодействие с втулкой осуществляется только в двух точках.

Материалы для изготовления

Сталь (с хромовым, никелевым или другим покрытием). Такие кассеты отличаются относительно невысокой стоимостью и в то же время надёжностью, а потому распространены больше всего. Однако, по сравнению с конструкциями из других материалов менее долговечны.

Титановый сплав. Используется в лучших кассетах (иногда только на самых больших звёздах), они довольно лёгкие, отличаются высокой ценой, при этом нет единогласия относительно долговечности титановых звёзд по сравнению со стальными звёздами высокого качества.

Алюминиевый сплав (анодированный). Используется в облегчённых моделях велосипедов. Характеризуются большой лёгкостью, высокой ценой, недолговечны (сопоставимо со звёздами из стали низкого качества).

Иногда все эти материалы комбинируются водной кассете, например, наименьшие кольца из стали, а самые большие из титана или алюминия. Подобные сочетания стремятся найти оптимальный баланс между весом кассеты и её долговечностью.

В практике велосипедистов существует правило «в 3 цепи». Оно возникло в связи с тем, что кассета, как правило, более долговечно, чем цепь. Соответственно, разумнее использовать одну новую кассету и три новые цепи, которые следует заменять через небольшие промежутки времени. Такая комбинация более долговечна, чем одна кассета и одна цепь, но прослужит дольше, чем последовательная замена трёх пар кассета+цепь.

yvelo.ru

Замена и ремонт кассеты велосипеда

Каждый велосипедист знает, что для поддержки работоспособности транспортного средства необходимо за ним вовремя ухаживать. В обязательном порядке необходимо смазывать все движущиеся детали байка и проводить своевременную регулировку. Для самостоятельного обслуживания и качественного ремонта лучше иметь необходимый набор инструментов, ведь для снятия и монтажа деталей гораздо удобней использовать специально предназначенные приборы.

Кассета с набором звезд заднего колеса

Одна из важнейших деталей велосипеда — кассета, крепящаяся на заднем колесе и состоящая из набора разной величины звёзд трансмиссии. Фиксация на барабане обеспечена за счёт шлицевой посадки, а к задней втулке механизм крепится стопорным кольцом. Возможность вести велосипед на разной скорости, переключая передачи, обусловлена наличием кассеты. Так как механизм непосредственно участвует в движении транспортного средства, он со временем изнашивается. Некоторые элементы кассеты велосипеда могут требовать замены, но иногда приходится заменить и всю конструкцию. При полноценном уходе за байком, чтобы добраться до необходимых деталей с целью обслуживания или ремонта, таких как, например, задняя втулка или спицы, тоже придётся снимать систему звёзд.

Виды кассет

Количество звёзд в системе колеблется от семи до десяти. Материалом для изготовления конструкции могут служить сталь, титановые или алюминиевые сплавы. Большее распространение получили стальные изделия, хромированные или покрытые другим материалом, предупреждающим коррозию. Итак, различаются велосипедные кассеты по следующим характеристикам:

  • конструкция,
  • материал,
  • количество, диапазон звёзд,
  • совместимость с видом велосипеда.

Число возможных скоростей, доступных велосипедисту, зависит от количества звёзд механизма. По типу велосипеда подбираются соответствующие кассеты. Например, для горных байков число диапазона звёзд должно быть больше, чем у городского велосипеда. Зависимо от выбранного механизма варьирует и его цена.

Вариации видов кассет обусловлены различным креплением звёзд на стопорном кольце и между собой. Система может разбираться, а может быть цельной.

  • Разборные кассеты. Такой механизм можно разобрать полностью на отдельные элементы.
  • Скреплённые в неразборный узел соединением Паук, одним или несколькими. Пауками могут скрепляться группы звёзд по несколько штук, при износе можно менять отдельную часть. А в случае если система соединена одним крепежом, менять придётся механизм целиком.
  • Цельнолитая конструкция. Конусный блок сделан одной деталью, не разбирается.
  • Блочная выполнена в виде цельной детали из средних звёзд, крепящейся между большой и маленькой звездой.

Разборная кассета велосипеда

Снятие кассеты с велосипеда

Итак, если потребовалась замена кассеты на велосипеде, некоторых её элементов или возникла необходимость обслуживания, нужно вооружиться некоторыми инструментами:

  • съёмник,
  • гаечный ключ,
  • хлыст.

Съёмник кассеты являет собой ключ со шлицами, подходящими под стопорное кольцо, разводной ключ необходимо подобрать размером под него.

Первое, что требуется сделать, перед тем как снять кассету с велосипеда, демонтировать заднее колесо. Далее, переходим к следующим действиям:

  1. Съёмник нужно вставить в пазы стопорного кольца, убедитесь, что шлицы ключа плотно сели внутрь механизма.
  2. Наденьте хлыст на цепь, удерживая ним самую большую звезду, чтобы кассета не проворачивалась, откручивайте разводным ключом гайку съёмника против часовой стрелки.
  3. Полностью открутите стопорное кольцо и аккуратно снимите механизм с колеса.
  4. Сняв систему звёздочек, разберите её на элементы. Звёзды и шайбы, находящиеся между ними, разложите на подготовленной поверхности так, чтобы при сборке не спутать последовательность расположения деталей.

Вместо хлыста можно воспользоваться старой цепью от велосипеда, прикреплённой к рукоятке, а вот снимать механизм без съёмника куда сложнее. Если у вас в наличии имеется шлицевая трубка, подходящая под кассету, то можно использовать её, откручивая гаечным ключом. Более варварскими методами, с помощью отвёртки и молотка, снимать механизм не рекомендуется, так как можно его повредить. Разве что деталь полностью пришла в негодность и больше вам не нужна.

Обслуживание и ремонт кассеты велосипеда

Любая часть конструкции транспортного средства нуждается в своевременном обслуживании, и кассета не является исключением. Особого ухода требует разборный механизм. Тщательно осмотрите снятую кассету и все её детали, возможно, придётся произвести замену системы или же поменять некоторые сточенные звёздочки.

Чистка механизма плоской щеткой

Необходимо почистить все составляющие механизма плоской щёткой. Можно воспользоваться лёгким моющим средством, но не растворителем, затем протереть детали насухо. Смазывайте детали очень тонким слоем смазки во избежание налипания грязи при последующем использовании велосипеда. Цепь велосипеда также нужно вычистить от загрязнений, при надобности сразу заменить, так как она приходит в негодность гораздо быстрее кассеты.

При замене цепи учитывайте её совместимость с системой звёзд. В случае если пришлось поменять какие-либо детали, они должны полностью соответствовать предшествующим элементам. Новую кассету ставить следует с тем же значением передаточного отношения, что и старый механизм, потому как все детали трансмиссии подобраны неслучайным образом.

Установка кассеты на велосипед

Сборка системы производится строго в порядке, обратном снятию.

  1. Основание кассеты установите на втулку.
  2. Звёздочки надеваются поочерёдно с шайбами, если кассета разборная. Блоками или цельной деталью крепятся к основе, зависимо от конструкции.
  3. Собрав все элементы, закрутите стопорное кольцо по часовой стрелке при помощи съёмника и гаечного ключа.
  4. Убедитесь в правильности сборки механизма и верните на место колесо велосипеда.

Все механизмы велосипеда нуждаются в периодическом обслуживании и ждать пока что-то сломается не стоит, потому как технический осмотр и правильный уход могут предупредить поломку. Своевременная замена отслуживших деталей поможет избежать возможных неприятностей в будущем.

aktsport.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *