Афонский монастырь абхазия: история, святыни, режим работы, фото, адрес, как добраться. Гостиницы рядом — Туристер.Ру
история, святыни, режим работы, фото, адрес, как добраться. Гостиницы рядом — Туристер.Ру
Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь находится в Абхазии, на горе Афон, на высоте в 75 метров над уровнем моря. Основан он в 1875 году монахами — выходцами из Греции. Это один из крупнейших религиозных центров всего Кавказа, место паломничества и одна из популярных туристических достопримечательностей Абхазии. С 2011 года монастырь относится к Абхазской православной церкви. Он привлекает верующих всего мира и туристов своей историей и красивейшими пейзажами: монастырь окружен садами, парками и расположен на побережье Черного моря.
История Новоафонского монастыря
Место, где расположен монастырь, известно более 2000 лет как религиозный центр и тесно связано с именем святого Симона Кананита — апостола Христа, который проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами в I веке н. э. Симон Кананит жил в небольшой пещере близ современного монастыря, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, рядом с ним и был похоронен.
Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, которые, спасаясь от гонений и войн на территории Старого Афона в Греции, попросили русского императора Александра II предоставить им место для молитв вдали от бурных политических событий. Им были выделены земли у подножия и сама гора Новый Афон, на которой в 1875 году и началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века. Однако первые постройки и храмы были созданы за несколько лет.
Новоафонский монастырь стал известен во всем мире. Этому способствовала и своеобразная преемственность абхазского Афона у греческого. Монашеская братия, не жалея сил, обустраивала территорию монастыря и подъезды к нему: всего за несколько десятков лет на месте бездорожья появились мощеные мостовые и даже пристань, были созданы аллеи и парки, а также искусственный водопад. У монастыря появилась одна из первых в Российской империи гидроэлектростанций, с помощью которой монахи полностью обеспечивали себя необходимым электричеством.
При монастыре находились ремесленные мастерские — столярные, кузнечные, слесарные, кожевенные и многие другие. Монахи разводили пчел, занимались сельским хозяйством и садоводством. Одной из диковинок стали сады, где выращивали апельсины, лимоны и оливки.
Также монастырь активно помогал сиротам, открывая школы и давая детям приюты, необходимую еду и медикаменты.
XX век принес монастырю запустение: он успел послужить и резиденцией для верхушки власти, и госпиталем, но большую часть времени был заброшен. И только с 1994 года начал возрождаться. В настоящее время монастырь действующий, принимает паломников и туристов всего мира. Он является еще и центром духовного образования — с 2001 года здесь находится духовное училище.
Храмы и святыни на территории монастыря в Новом Афоне
Монастырский комплекс включает в себя 6 храмов и соборов, в числе которых:
- храм иконы Божьей Матери «Избавительница»
- Иерона-мученика
- преподобных отцов Афонских
- Святого Андрея Первозванного
- Вознесения Господня.
Главный храм монастыря Нового Афона — Пантелеймоновский собор. Он первым встречает посетителей и высится над ансамблем монастыря. К нему ведет мощеная булыжниками дорога — «Тропа грешников», пройдя которую до конца, как говорит поверье, человек избавится от всех грехов.
Это огромное религиозное сооружение в неовизантийском стиле 1888–1900 годов постройки, известное своими настенными росписями. Фрески украшают все постройки монастыря, включая трапезную. В советское время их пытались замазывать, но они все равно проступали сквозь штукатурку. В настоящее время собор и фрески — одна из самых популярных и хорошо сохранившихся достопримечательностей Новоафонского монастыря.
В северо-западной части Новоафонского монастыря находится колокольня, башню которой украшают музыкальные куранты, подаренные монастырю императором Александром III и его супругой во время визита в обитель. Недалеко от монастыря есть отдельный храм Симона Кананита и пещера, в которой он жил и молился.
Новоафонский монастырь в Абхазии — панорама Google Maps:
В монастыре хранится несколько святынь: мощи Симона Кананита, чудотворный крест с деревянной частицей Креста Господня и почитаемая в Абхазии икона Божьей Матери «Избавительница». Образ завещал монастырю настоятель монастыря на Старом Афоне в Греции, как преемнику.
Режим работы и правила посещения монастыря
Монастырь закрыт для туристов и прихожан с мая 2019 года.
Новоафонский монастырь открыт для туристов и паломников со среды по воскресенье, с 12:00 до 18:00. Вход на территорию бесплатный. Принимаются добровольные пожертвования.
Посещать можно все храмы комплекса. Внутри можно фотографировать без вспышки. Так как монастырь является действующим, вход на его территорию рекомендован в скромной одежде, с закрытыми плечами и коленями, женщинам — с покрытой головой. Если не оказалось при себе платка или длинной юбки, на входе их предоставят бесплатно. Службы проводятся на трех языках — абхазском, греческом и русском.
На территории монастыря находятся торговые палатки, где можно купить воду, еду и сувениры на память. Также там продается продукция монастырского хозяйства — мед, травяные веники, варенье и т. п.
Как добраться до Новоафонского монастыря в Абхазии
Новоафонский монастырь расположен на небольшом удалении от основных курортных городов Абхазии. Добраться до него можно несколькими способами.
- из г. Новый Афон можно добраться пешком — монастырь и гора видны из всех точек городка
- из Сухума, Пинцунды и Гудауты на автомобиле: по трассе E60 Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy. Путь займет от 30 минут до 1 часа.
Маршрут из Сухума — Google Maps:
Из Пицунды:
Новоафонский монастырь (Абхазия): история, описание, отзывы, фото
Одна из красивейших достопримечательностей Нового Афона, да и всей Абхазии – мужской Симоно-Канонитский монастырь.
Расположен он у подножья Афонской горы, своими очертаниями напоминающей Старый Афон. Место для воздвижения монастыря было выбрано в 1875 году, афонскими монахами из монастыря Святого Пантелеймона.
Постройку начали возводить неподалеку от храма Симона Канонита, где хранятся святые мощи апостола, а также пещеры, где, по преданию, он любил уединяться для молитвы.
История постройки
Проект обители был создан архитектором Н. Никоновым. Стройка была не из легких. Объем работ включал в себя срез скалистой части горы и расчистку площадки нужного размера, при этом необходимо было вывозить с территории тысячи тонн горных пород и земли.Постройку осложняло и то, что к монастырю не было удобного подхода, а само место находилось на возвышении 75 м над уровнем моря.
Строительство монастыря финансировалось монахами из Пантелеймоновской обители греческого Афона, для которых царское правительство выделило значительные денежные субсидии.
Не успев достроиться, монастырь был разграблен во время Русско-турецкой войны в 1878 году, а с 1880 года началось его активное восстановление.Участие в этом принимал и император Александр III, подаривший монастырю музыкальные куранты. Они до сих пор украшают обитель, возвышаясь на самой высокой монастырской башне.
Принимались также пожертвования на подворье, а в 1900 году строительство было завершено — 28 сентября обитель была освящена и стала одним из самых значимых духовных центров на Кавказе, вплоть до Октябрьской революции.
С этого момента начались трудные времена. В годы Советской власти тут устраивали то склад, то краеведческий музей, то военный госпиталь.
Богослужения в Новоафонском монастыре в Абхазии, возобновились лишь в 1994 году. Зазвучал мужской церковный хор, стало налаживаться хозяйство, открылось церковное училище.
Комплекс Нового Афона
Монастырский комплекс всегда выделялся своими архитектурными достоинствами. На фоне других обителей он представляет собой грандиозный образец неовизантийского стиля.В центре возвышается Пантелеймоновский собор, украшенный пятью куполами, самый высокий из которых – 40 метров в высоту.
Кроме этого, комплекс обители вмещает еще несколько церковных построек: Надвратный храм Вознесения Господня, храмы мученика Иерона и Божьей Матери, Святого Апостола Андрея Первозванного и преподобных Афонских Старцев.
Верующие приходят приложиться к чудотворному кресту монастыря, а в северо-западной части расположена трапезная, стены которой украшают фрески. Царская аллея, обсаженная кипарисами, напоминает о встрече императора и настоятеля монастыря, тут же стоит небольшая часовня.
Как жили до революции
В 1902 году монахи монастыря выстроили гидроэлектростанцию на 120 лошадиных сил, ими же была сооружена новоафонская пристань, принимающая грузы и пассажиров.У монастыря была даже собственная железная дорога, которую ему
Новоафонский монастырь, Абхазия – подробно с фото и видео
Видео: Новоафонский монастырь
Основные моменты
Вид из Анакопийской крепости на Новоафонский монастырьНовоафонский монастырь является мужским действующим. В 1875 году обитель основали монахи из монастыря Святого Пантелеимона со Старого Афона, которых поддерживал император Александр III.
Новоафонский монастырь назван в честь Симона Кананита. Этот апостол был одним из 12 учеников Иисуса Христа, проповедовал на территории, где в наши дни располагается Абхазия, и был убит римскими язычниками в 55 году н. э. Интересно, что на свадьбе Симона в Кане Галилейской спаситель сотворил первое из чудес – превратил воду в вино. После этого к имени апостола стали добавлять слово «Кананит».
Посетить обитель можно как с экскурсией, так и самостоятельно. Хороший вариант для паломников – приехать на утреннюю службу, после которой погулять по монастырским окрестностям, прочувствовать энергетику этого места и полюбоваться открывающимися пейзажами.
Впечатления от визитов в Новоафонский монастырь зимой и летом будут отличаться.История Новоафонского монастыря
ВходИстория основания Новоафонского монастыря уходит корнями на Старый Афон, в Грецию. С XI века там возвышается Пантелеимоновский монастырь, также известный как Россикон и традиционно считающийся «русским». Периодически монахам приходилось испытывать различные сложности и отражать нападения. В 1874 году над монастырем Святого Пантелеимона и вовсе нависла угроза закрытия. В то время греческое духовенство задалось целью получить полное владычество над Старым Афоном, поэтому присутствие русских монахов было нежелательным. Говорят, что греки даже помышляли о том, чтобы вывезти всю братию монастыря на какой-нибудь заброшенный остров.
Настоятель Макарий был вынужден искать защитника в лице России. Архимандрит попросил Александра III выделить участок земли у Чёрного моря под строительство новой обители. В 1874 году по распоряжению правительства и лично императора Пантелеимоновскому монастырю выделили 327 десятин земли на Новом Афоне, солидную сумму денег и право на вылов рыбы из реки Псыртсхи.
Строительство обители было непростым: работы велись в горах, нужно было подготовить площадку, убрать камни, выровнять землю и проложить подъездную дорогу. Свой отпечаток наложила и Русско-турецкая война. С 1877 по 1878 год стройка была приостановлена, а недостроенный монастырь разграбили. По окончании войны работы возобновили, и монастырь был готов к открытию в 1900 году.
Во дворе монастыряВ Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь стали приезжать паломники еще до его открытия. Посещавшие обитель купцы помогали материально. Среди гостей монастыря числится и император Александр III, прибывший вместе с членами семьи и подаривший куранты, которые были повешены на колокольню. О приезде правителя также напоминает часовня, построенная на месте встречи императора и настоятеля. Бульвар, ведущий от морского причала до монастыря, назвали Царской аллеей.
28 сентября 1900 года состоялось торжественное освящение Новоафонского монастыря. В тот праздничный день на Новый Афон прибыло около 20 тысяч верующих. Православный мужской монастырь быстро набирал популярность и символизировал процветание веры на территории страны. Его считали духовным оплотом Кавказа.
XX век приготовил для Новоафонского монастыря множество испытаний. После Октябрьской революции обитель стала приходить в упадок. В 1924 году монастырь был закрыт. Дом игумена разрушили, вместо него построили дачу Сталина, по соседству – дом Берии, а здание собора приспособили под краеведческий музей. Затем последовали грузино-абхазские конфликты и войны, во время которых Новоафонский монастырь использовался как госпиталь. В 1994 году его наконец вернули верующим. Могахи начали налаживать быт и восстанавливать храмовые помещения.
11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало Новоафонский монастырь Абхазской православной церкви, и уже через 3 месяца он фактически являлся кафедрой «Священной Митрополии Абхазии». Со 2 октября 2013 года настоятелем монастыря является иеродиакон Давид Сарсания. Реставрационные работы продолжаются и в настоящее время.
Под куполом Новоафонского монастыряАрхитектура
Новоафонский монастырь был построен по неовизантийским канонам, что отличает его от традиционной русской церковной архитектуры. В монастырский комплекс входит 6 храмов: Пантелеимоновский собор, надвратный храм Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона, церковь иконы Божией Матери «Избавительница».
Монастырские корпуса образуют четырёхугольник. В его центре возвышается Пантелеимоновский собор. Это самое значительное сооружение комплекса. Строительство храма шло с 1888 по 1900 год. Собор увенчан 5 куполами, главный из которых достигает высоты 40 м. Длина Пантелеимоновского собора составляет 53,3 м, ширина – 33,7 м. Росписью стен в 1911-1914 гг. занимались мастера из села Палех Владимирской губернии и группа художников из Москвы под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова.
Под колокольней находится бывшая трапезная монастыря. Ее стены украшают фрески, их авторы – знаменитые волжские мастера братья Оловянниковы.
Пантелеймоновский соборВ Пантелеймоновском собореПосетителям
Новоафонский монастырь открыт для посещения со среды по воскресенье с 12:00 до 18:00. Женщины допускаются на территорию обители только в закрытой одежде и с покрытой головой.
Как добраться
Адрес монастыря: Республика Абхазия, г. Новый Афон (Анакопия), монастырь Святого апостола Симона Кананита.
Добраться до Новоафонского монастыря можно из Адлера. Российский курорт располагается в 8 км от границы с Абхазией. Необходимо пересечь пограничный пост «Псоу», сесть на рейсовый автобус, следующий до Нового Афона.
Посетить обитель можно и в составе экскурсионной группы. Поездки на Новый Афон входят в большинство туров по Абхазии, которые организуются из Большого Сочи.
Новоафонский монастырь в Абхазии — история, время и правила посещения монастыря, архитектура
При звучании слова «Афон» моему мысленному взору сразу представляется Святая гора на побережье Эгейского моря, которую по преданию называют уделом Пресвятой Богородицы и на которой под сияющим греческим солнцем расположилась настоящая монашеская страна – многочисленные православные монастыри, скиты и каливы.
Женщинам в это мужское царство аскетики и молитвы вход заказан. Но мы с вами, дорогие подруги-путешественницы, всё же можем побывать «на Афоне», только «Новом». Нас гостеприимно встречает небольшой курортный абхазский городок, который не случайно носит имя, созвучное своему великому духовному собрату.
Чтобы увидеть эту православную жемчужину Абхазии, вам надо проехать от Адлера всего 8 км до пограничного поста, разделяющего территории России и Абхазии у речки Псоу. После его пересечения и прохождения паспортного и таможенного контроля (граждане РФ предъявляют свой родной российский паспорт) вы попадаете на площадь, где вас поджидает масса рейсовых автобусов и маршрутных такси (на их лобовом стекле всегда есть надписи, информирующие о маршруте следования), а также частники, спешащие доставить вас в любую точку Абхазии (но это обойдётся не дёшево). Я советую выбрать маршрутное такси или рейсовый автобус.
Остановка «Новый Афон». В самом городе вам сразу подскажут, как добраться до монастыря. Всё — в шаговой доступности. Городок маленький. Также вы можете воспользоваться услугами многочисленных турфирм, предлагающих экскурсии в Новый Афон отдыхающим в Сочинском районе. На своём личном автомобиле вы просто будете двигаться вдоль Сухумского шоссе (после прохождения границы) и через 85 км попадёте в Новый Афон.
На греческом Афоне издавна существует Русский Пантелеимоновский монастырь. У этой обители богатая история и непростая судьба: не раз монахам приходилось терпеть различные невзгоды и отражать нападения. Так, в 1874 году появилась угроза её закрытия. Греческое духовенство в те годы почему-то стремилось к полному духовному владычеству на Афоне, а русские монахи были им, по-видимому, на сем пути, как кость в горле. Коварные греки даже хотели вывезти всю братию Пантелеимоновского монастыря куда-нибудь на пустынный остров.
Вот и пришлось настоятелю архимандриту Макарию обратиться за помощью к матушке России. Он просил у русского правительства дарования участка земли у Чёрного моря для новой обители. В ответ на прошение распоряжением Императора русскому Пантелеимоновскому монастырю и было выделено 327 десятин на территории Абхазии. В прибавок отдавался также разрушенный храм Симона Кананита и даровалось право на возможность рыбной ловли в реке Псыртсха. К тому же для строительных работ была выделена значительная денежная сумма. Вот так и начала зарождаться новая прекрасная обитель – Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь, о котором и пойдёт мой рассказ.
Почему монастырь носит имя ученика Христова Симона Кананита или Зилота (ревнителя)? По церковному преданию именно на абхазской земле этот Апостол, один из двенадцати учеников Христа, нёс Евангельскую проповедь и мученически скончался от рук римских язычников около 55 г. нашей эры. Кстати, именно на свадьбе Симона в Кане Галилейской Сыном Божьим и было совершено первое чудо — превращение воды в вино. Отсюда и приставка к имени «Кананит».
Начало строительства
Первые русские «монахи-афониаты» прибыли к берегам Абхазии осенью 1875 года. Это были, говоря современным языком, высококвалифицированные мастера. Так, монах Иерон, который впоследствии станет настоятелем монастыря, являлся талантливым инженером и архитектором. Кстати, стоит заметить, что уже будучи наместником этого нового монастыря на Кавказе, владыка Иерон оставался в тесном общении с братией и старцами Свято-Пантелеимоновского афонского монастыря, ведя с ними частую переписку, о чём красноречиво свидетельствуют архивы.
Нам с вами сложно представить, как без современной техники только за одну зиму людям удалось произвести грандиозные подготовительные под строительство работы. Ведь для расчистки только одной площадки необходимо было в прямом смысле вырубить часть горы и вывезти огромную массу земли и камней, в то время как удобных подъездных путей к этой возвышенности не было. Приходилось также вырубать непролазные заросли, создавать дороги. Но, несмотря на все трудности, уже осенью в 1876 году появляется первый монастырский храм, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
К несчастью, вскоре эта церковь была разрушена во время русско-турецкой войны. Но отчаяния у монахов не было. Отчаяние для православных – грех! Храм восстановили за 4 месяца! И в начале зимы 1979 года в нем снова начала свершаться ежедневная литургия.
Как тут не вздохнуть и не вспомнить почти лермонтовское «богатыри не мы»?
В это же время возрождается разрушенный известняковый храм X века во имя апостола Симона Кананита, духовного просветителя Абхазии. О нём я подробно рассказала здесь: http://travelask.ru/Abkhazia/s…
Быстро поднимались хозяйственные строения, появилась укреплённая пристань. Монастырь возводили, как говорится, всем честным народом. Кроме монахов, в деле участвовали русские инженеры, зодчие, купцы, промышленники, верующие всех сословий. Впереди – самое ответственное дело – создание монастырского ансамбля.
Создание архитектурного церковного ансамбля
Дело было поручено знаменитому петербургскому епархиальному церковному зодчему Николаю Никитичу Никонову, который работал от начала создания архитектурного проекта до воплощения его в реальность около 15 лет. Что касается выбранного нововизантийского стиля монастыря, то на него, безусловно, повлияла духовная связь с русской Пантелеимоновской обителью на греческом Афоне. Современный архитектурный ансамбль монастыря состоит из 6 храмов: надвратного (Вознесения Господня), храма апостола Андрея Первозванного, храма в честь преподобных отцов Афонских, церквей во имя мученика Иерона и иконы Божией Матери «Избавительница». Апофеозом является Пентелеимоновский собор (здесь также созвучие с русским монастырём на греческом Афоне).
Что касается горы, на которой вознёсся монастырь, то она вполне логично и была названа Афонской.
Празднование освящения главного престола
28 сентября 1900 г. состоялось освящение главного престола соборного храма святого целителя Пантелеймона. На грандиозные торжества собралось более 20 тысяч человек. И было чему дивиться!
На малахитовом фоне Афонской горы солнце щедро озаряло золотые кресты и купола монастырских храмов. Вид открывался потрясающий! С одной стороны обитель обнимала сосновая роща, поодаль раскинулся дивный тропический сад. От моря к обители паломники шли по мощенной камнем дороге сквозь строй пирамидальных кипарисов.
Эту дорогу назвали Царской аллеей в честь шествия по ней во время церемонии освящения монастыря императорской семьи. У возрождённого храма Симона Кананита монахи устроили прекрасный водопад. И сегодня это одно из «брендовых мест» для любителей фотографироваться, ну, и, конечно, делать «селфи».
Кстати, непосредственно под водопадом был устроен так называемый «природный холодильник», располагавшийся в специально отведённых для этой цели помещениях. А рядом с 1901 года устроена настоящая гидроэлектростанция, позволявшая иметь освещение всему монастырскому комплексу.
Расцвет обители
Перед революцией монастырь переживает рассвет своего существования. Только монашеской братии тут проживает более 700 человек. Жизнь идёт по строгому Афонскому уставу: молитва и труд. А трудиться приходилось действительно не покладая рук. Симоно-Кананитский монастырь я бы сравнила с маленьким царством-государством, которое вполне могло обеспечить не только само себя, но и многочисленных паломников, странников, трудников, помогало бедному местному населению. И, безусловно, самым важным делом для всех приходящих сюда было оказание им духовной помощи опытными монахами.
При монастыре существовала школа для мальчиков, аптека, 2 больницы, книжные и иконные лавки, богатая библиотека и переплётная мастерская, конный завод, пасеки, богатое огородное хозяйство. Насельники были настоящими доками в разных областях, прикладывая свои «золотые умелые руки» и в токарне, и в столярне, и в литейной мастерской, в кузне, в трапезной, и во многих других ремесленных областях. Была в монастыре даже мастерская по ремонту часов.
Кстати, о часах! Удивительный подарок сделал для монастыря русский император Александр III. Он подарил музыкальные часы-куранты для 50-ти метровой колокольни. Ещё одним уникальным подарком государя-императора стал паровоз. Да-да! В монастыре, как и положено для настоящего царства-государства, была даже своя небольшая железнодорожная ветка. А что касается памятного паровоза, так он и сегодня входит в коллекцию достопримечательностей Нового Афона. Ну и опять же в «топ» непременных мест для фотографирования, вот только добраться до него непросто, ибо находится он аж на самой вершине Афонской горы.
Помимо железной узкоколейки были у монастыря ещё и канатные дороги. Список чудес был бы неполным, если не упомянуть об оливковых рощах и садах невиданных прежде в этих краях лимонов, апельсинов и мандаринов!
И я сама с удивлением узнала, что так привычные для россиян абхазские мандаринчики, продаваемые в киосках и магазинах, вовсе не были такими уж привычными для самой Абхазии. И появились они здесь лишь благодаря афониатам, прижились и распространились по всему Кавказу. Русские монастыри испокон веков славились своей благотворительностью. Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь становится не только духовным центром православия на Кавказе, но и ведёт также большую миссионерскую деятельность. Кроме школы, где обучались 50 абхазских мальчиков-сирот, здесь оказывалась помощь всем нуждающимся. Здесь могли накормить, обогреть, ободрить, вылечить, поддержать духовным словом.
В любое время суток можно было постучаться в ворота обители, и вас бы встретили гостеприимно, де ещё при необходимости оказали бы материальную помощь.
Мне, петербурженке, было интересно узнать тот факт, что до революции у этого монастыря было своё подворье в Санкт-Петербурге на Забалканском проспекте, которое одновременно являлось и подворьем для греческого афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря.
Судьба монастыря в годы советской власти
Благоденствие обители продолжалось до 1924 года, когда цветущий, приносящий неоценимую пользу своей деятельностью монастырь был закрыт советскими безбожниками за «контрреволюционную агитацию». Вначале он пребывал в запустении, а позже, во время развития курортного отдыха для советских граждан, здесь располагается турбаза. В Пантелеимоновском соборе открывают историко-краеведческий музей. Думаю, это спасло его от полного уничтожения. Правда, без трепетной, любящей хозяйской руки уже не работает электростанция, заболачивается уникальная семиозёрная гидравлическая система, зарастают богатые сады-огороды. Словом, мерзость запустения.
Игуменский дом тоже был разграблен и разрушен. На его месте строят одну из дач Сталина.
Берия, который был родом из-под Сухума, также не замедлил отхватить себе кусок земли неподалёку и построить дом.
В период грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг. в монастыре находился военный госпиталь.
Монастырь сегодня
В 1994 году монастырь был возвращён верующим, и над Новым Афоном вновь зазвучал колокольный звон. Обитель стала оживать, стали совершаться литургии. А где начинается молитва – просыпается жизнь. Сюда опять стали устремляться многочисленные паломники, туристы и путешественники. В 2008 году при поддержке правительства России проводятся масштабные работы по реконструкции этого удивительного памятника архитектуры и зодчества. В 2009 на храмах обновлены купола.
11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. А с 15 мая 2011 года многострадальная обитель фактически является кафедрой неканонической «Священной митрополии Абхазии», то есть раскольников. Потому в этот смутный период русских паломников, принадлежащих к РПЦ, просят не участвовать в совместных духовных таинствах. Сложившаяся ситуация — это сложный политический, экономический и духовный вопрос, но тем не менее, увидеть это новоафонское чудо, рождённое на стыке XIX и XX веков именно силами России, безусловно, стоит.
Вот уже более 120 лет на фоне горного пейзажа нас потрясает вид силуэта великолепного архитектурного комплекса.
И так хочется верить, что вернётся тот былой рассвет и благолепие, которым восхищались русские императоры Александр III и Николай II, великий князь Михаил Романов, многие государственные сановники России, знаменитые деятели культуры и искусства, иностранцы… И я уверена, что Новый Афон, этот маленький городок, не изобилующий туристическим сервисом и развлечениями в принятом у нас понимании (дискотеки, бары, клубы, пляжные анимации), всё равно непременно стоит посетить хотя бы из-за возможности прикосновения к удивительному культурному и духовному наследию, созданного великим человеческим трудом.
Время и правила посещения монастыря
Монастырь вы сможете созерцать не только внешне, но и со среды по воскресенье с 12 до 18 свободно войти в него, посетив великолепный собор Св. Пантелеймона. Если вы едете в составе организованной экскурсии, то заранее поинтересуйтесь у гида, будет ли возможность посмотреть обитель изнутри и побывать в главном соборе. Не забывайте, что это строгий мужской монастырь, потому одеваться необходимо подобающим образом. Шорты, прозрачные парео и оголённые плечи оставим для пляжей или просто прогулок по побережью. Для женщин здесь подобает покрывать голову платком или косынкой, а также необходима длинная юбка.
О фото и видеосъемке внутри монастыря желательно дополнительно осведомиться у служителей. Главной святыней монастыря является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня.
Я уверена, что получить прекрасные впечатления от этой красоты творения рук человеческих, насладиться окружающим природным ландшафтом, безусловно, стоит как православным паломникам, так и всем другим путешественникам. Это чудесное воспоминание на всю жизнь!
НОВО-АФОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Древо
Новоафонский монастырь |
Монастырь стоит на высоте 75 метров над уровнем моря.
Начало обители
В 1874 году русский Афонский Пантелеимонов монастырь оказался под угрозой закрытия, т.к. Прот Святой Горы вместе с греческим духовенством задумались о том, чтобы каким-то образом при помощи османских властей вывезти на всю братию обители в Малую Азию и оставить там для восстановления пустующего христианского монастыря. Когда об этих планах стало известно игумену Свято-Пантелеимоновой обители, он срочно написал прошение русскому послу в Константинополе графу Игнатьеву, в котором умолял походатайствовать перед царём о «даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители. » Место для обители по поручению афонских старцев выбрал насельник Пантелеимонова монастыря иеромонах Арсений (Минин). Было избрано место на котором, по преданию, принял мученическую кончину апостол Симон Кананит. Также, избранная гора напоминала своими очертаниями Афонскую, а в древности здесь стояла столица Абхазского царства — Анакопия. 27 ноября 1875 года было опубликовано распоряжение императора Александра II об отводе в Абхазии «327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха.»
В конце 1875 года на намеченное место прибыли самые мастеровые и опытные в строительных делах монахи, среди которых выделялся одаренный инженер и талантливый архитектор иеромонах Иерон — будущий настоятель новой обители. Всю зиму братия валили деревья, вырубали кустарники, вручную разбивали огромные камни, уравнивали горы и засыпали пропасти. Для расчистки плато надо было срезать часть горы, вывезти прочь десятки тысяч тонн горной породы и уравнять площадку. Из-за того, что местом для строительства была выбрана возвышенность на склоне горы, находящаяся на высоте 75 метров над уровнем моря, никаких подъездных путей не существовало. Но, тем не менее, вся подготовка, а также закладка фундаментов и даже строительство некоторых церквей были выполнены всего за несколько лет. Возвещение нижней части монастыря по проекту архитектора Н. Н. Никонова началось в 1876 году. Первый Покровский храм был освящен в октябре того же года.
Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов строительство монастыря было приостановлено, постройки были разрушены турками.
В 1879 году всего за четыре месяца был восстановлен Покровский храм. 8 декабря того года император Александр II утвердил устав Ново-Афонского монастыря, который, будучи отделением Афонской Пантелеимоновской обители, являлся при этом самостоятельным. Устав давал широкие права монахам в миссионерской и хозяйственной деятельности. Это дало новый толчок строительной деятельности. Тогда подняли из руин и в 1882 году полностью восстановили древний храм Симона Кананита. Вначале была обустроена прибрежная территория — здесь возвели ряд монастырских хозяйственных постройек, устроили пристань на прочных железных сваях. После завершения этих работ иноки приступили к самому сложному — возведению нагорной части обители.
Гора, на которой стали возводить монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней – та, на которой находились остатки Анакопийской цитадели, была названа Иверской – в честь одной из главных святынь Афона.
При основании соборного храма в 1888 году присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. Император преподнес в дар монастырю музыкальные куранты для колокольни. На месте встречи царя и настоятеля монастыря монахи построили часовню. Тропу, по которой царь прошел от храма Симона Канонита до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали «царской аллеей. «
20 июля 1889 года обители перешла завещанная ей чудотворная икона Богородицы «Избавительницы». После того как образ был принесен со Старого Афона на Новый, и совершено первое празднование в его честь, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.
Основное строительство продолжалось до марта 1896 года. 28 сентября 1900 года состоялось торжественное освящение главного престола соборного Пантелеимоновского храма, на которое собралось более двадцати тысяч паломников. По своим архитектурным достоинствам монастырь выделялся среди других обителей своего времени и стал одним из самых грандиозных произведений неовизантийского стиля.
Вид на Ново-Афонский монастырь из келии о. Тиверия. Фото С. М. Прокудина-Горского, между 1905 и 1915 гг. |
Расцвет
С 1890-х годов Ново-Афонский монастырь стал крупнейшим духовным центром Русской Церкви на Черноморском побережье Кавказа. Подворья монастыря были устроены в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, в высокогорном селе Псху. Монахи построили в Новом Афоне грузопассажирскую пристань, были устроены канатные дороги на вершины Иверской и Афонской горы.
В те годы слава о Ново-Афонской обители гремела на всю империю. Большинство путешественников добирались до монастыря по воде – на море они пересаживались на гребные монастырские лодки, а затем пешком с молитвою на устах шли в гору. От пристани к монастырским воротам вела вымощенная камнем дорога, украшенная пирамидальными кипарисами, с одной стороны которой шумела ветвями сосновая роща и источал ароматы сад из южных вечнозеленых растений, а с другой – сверкали на солнце окна цветущих оранжерей. На горном уступе, рядом с которым стоял храм Симона Кананита, монахи соорудили искусственный водопад. Для приезжающих паломников была открыта гостиница близ моря, пристроенная к древней оборонной башне XI века. Ежегодно святую обитель посещали тысячи паломников от крестьян до князей. Среди посетивших монастырь — святой император Николай II, наместник Кавказа и покровитель обители великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, писатели Антон Чехов и Максим Горький.
Монастырь развил широкую хозяйственную деятельность. Заболоченная и заросшая колючим кустарником долина реки Псырцхи была расчищена и превращена в парк с каналами, системой прудов, в которых разводили зеркальных карпов. Монастырь располагал собственной железной дорогой: паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. В 1902 году на реке Псырцхе иноки создали одну из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил, которая полностью освещала и снабжала электричеством все монастырские сооружения. Так появился водопад, который использовался как своеобразный холодильник – в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. При обители работали самые разные мастерские: медницкая и токарная, столярная и литейная, кузнечная и слесарно-железная, кожевенная, позолотная, переплетная и часовая. На двух пасеках стояли ульи, из которых собирали мед. Поля регулярно засеивали картофелем, кукурузой и пшеницей, а в огородах обильно произрастали овощи. На склонах гор иноки развели фруктовые сады, где росли не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и невиданные прежде в этих краях садовые культуры — апельсины, лимоны, мандарины, оливки и даже бананы. Монахи также переняли местный опыт коневодства и открыли собственный конезавод. Во главе каждого дела был поставлен инок, которому все беспрекословно подчинялись. За наиболее трудные работы отвечал сам настоятель обители архимандрит Иерон.
Обитель активно занималась и благотворительностью. Открыли мужскую школу для абхазских сирот, раздавали бесплатные медикаменты и продукты питания малоимущим, а также жертвовали другим менее богатым монастырям иконы, книги и церковную утварь. В те времена каждый православный человек мог в любое время дня и ночи постучаться в ворота монастыря и получить кров, еду, обувь, одежду и даже, если на то была необходимость, деньги на обратную дорогу.
В 1910-х годах в старинной Анакопийской крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, но оно не успело завершиться из-за переворота 1917 года.
Потрясения XX века
В течение нескольких лет после установления большевистской власти монахи пытались сохранить обитель, но в 1924 году монастырь был закрыт руководством советской Абхазии «за контрреволюционную агитацию.» Некоторое время он стоял заброшенный, заболачивались пруды, остановилась электростанция, зарастали сады и огороды. Революционеры разрушили канатную дорогу для подъёма на Иверскую гору.
Затем, в годы активного строительства санаторно-курортных комплексов, по распоряжению новой власти на территории монастыря решили открыть туристическую базу, а в соборе — историко-краеведческий музей. На месте разрушенного дома игумена после войны была построена дача для И. В. Сталина, где он неоднократно бывал. Чуть поодаль был выстроен дом для Л. П. Берии, который, будучи родом из сухумского района любил отдыхать в этих местах. По легенде в конце 1930-х годов, когда отвечающие за снос церковных зданий чиновники подали Сталину документ о ликвидации Ново-Афонского монастыря, он не стал его подписывать. Вызвав к себе Берию, Сталин после короткого совещания отдал распоряжение не трогать обитель, поскольку это может негативно повлиять на политическую обстановку в православной Абхазии. Благодаря этому архитектурный комплекс обители уцелел.
В 1970-х годах строения монастыря серьезно пострадали: обрушилась и завалила дренажную систему одна из опорных стен. Вода стала поступать в подвалы монастыря, разрушая фундамент и стены. Требовались огромные вложения, чтобы сохранить памятник истории и архитектуры.
Во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов здесь располагался военный госпиталь, постройки сильно пострадали от обстрелов грузинской артиллерии.
Возрождение
Возрождение монастыря началось в 1994 году. Возобновились богослужения, зазвучал церковный хор, стало налаживаться монастырское хозяйство.
В 2001 году при монастыре было открыто Новоафонское духовное училище и регентская школа.
В 2008 году при финансовой поддержке России дренажную систему восстановили, подвалы были осушены. В 2009 году на главном соборе засияли новые купола. В начале 2010-х годов продолжались ремонтно-восстановительные работы на фасаде и в монастырских постройках, реставрировались внутренние покои монастыря и собор святого Пантелеимона.
Указом епископа Майкопского и Адыгейского Тихона от 26 мая 2011 года заштатные клирики Майкопской епархии иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар), служащие в Новоафонском монастыре, были запрещены в служении за раскольнические действия. В связи с тем, что за тот год с их стороны не последовало покаяния, указами от 11 июня 2012 года епископа Тихона им было продлено запрещение в служении на три года. В ответ они порвали указы епископа Тихона о наложении на них запрещения в служении и заявили, что теперь не имеют никакого отношения к Русской Церкви [1].
В 2013 году Кубанская митрополия с прискорбием констатировала, что историческая Новоафонская обитель оказалась в руках лиц, которые расторгли свое единство с Православной Церковью и лишены благодатного общения с ней. Митрополия предупредила всех верующих Русской Православной Церкви о духовной опасности молитвенного общения и участия в Таинствах совместно с теми, кто раздирает единство Святой Христовой Церкви [2].
Статистика
- 1917 — более 700 монахов [3]
- кон. 1990-х — 20 насельников, из них 2 иеромонаха [4]
Пантелеимоновский собор Ново-Афонского монастыря |
Храмы, архитектура
В годы расцвета Ново-Афонская обитель разделялась на две части: верхнюю (нагорную) и нижнюю, которая начиналась от морского побережья. Монастырские корпуса с церквями обители строились в 1883-1896 годах. В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеимоновский собор. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами — даром царя Александра III. Их мелодичный бой слышен далеко в округе. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквях, расписаны фресками, выполненными известными «волжскими богомазами» — братьями Оловянниковыми.
Пантелеимоновский собор
Каменный пятикупольный храм был построен в 1888-1900 годах в неовизантийском стиле. План храма отличается от обыкновенных в России пятиглавых церквей — если там главы расположены по диагонали, то в Пантелеимоновском соборе они стоят по осям пространственного креста, что, по мнению создателей, сближало облик собора с традициями греческого зодчества. На протяжении своего существования собор оставался крупнейшим культовым сооружением Абхазии: высота центрального купола — 40 м, длина собора — 53,3 м, ширина – 33,7 м.
В храме четыре придела. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии. Стены изнутри были богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из Палеха и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, особенно в изображении Марии Магдалины, выполненного рукой М. В. Нестерова, а также к сцене Страшного Суда у центрального входа. Эти стенные росписи являются одним из последних предреволюционных памятников русской церковной иконописной школы.
Прочие храмы
- Андрея Первозванного
- Афонских преподобных отцов
- Вознесения Господня, надвратный храм
- Иерона мученика
- «Избавительницы», иконы Божией Матери
Недействующие
Покровский
Первым храмом обители стала церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была освящена в октябре 1876 года, но вскоре разрушена турецкими войсками, а в 1879 году снова восстановлена всего за четыре месяца. По описанию С. В. Булкагова в книге Русские монастыри 1913 года:
«Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находятся большие иконы Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма — особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви.» [5].На начало XXI века не упоминалась среди храмов обители.
Настоятели
Святыни
Использованные материалы
- Хотулева, Елена, «Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,» официальный сайт Московского Донского монастыря:
- Страница официального сайта Абхазской Церкви:
- Страница официального туристического сайта Абхазии:
- Страница официального сайта Храма Всех Святых:
- Страница Народного каталога православной архитектуры:
[1] «В Русской Церкви призывают паломников воздержаться от участия в богослужениях двух раскольников в Абхазии» — http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=51412
[2] «Официальное заявление Кубанской митрополии: к сведению паломников, посещающих христианские святыни Абхазии» — http://www. pravoslavie.ru/news/62659.htm
[3] Хотулева, Елена, «Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,» официальный сайт Московского Донского монастыря, http://www.donskoi.org/1693
[4] http://www.pravoslavie.ru/guest/vissarion.htm
[5] Цит. по Хотулева, Елена, «Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,» официальный сайт Московского Донского монастыря, http://www.donskoi.org/1693
НОВОАФОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Древо
Новоафонский монастырь |
Монастырь стоит на высоте 75 метров над уровнем моря.
Начало обители
В 1874 году русский Афонский Пантелеимонов монастырь оказался под угрозой закрытия, т.к. Прот Святой Горы вместе с греческим духовенством задумались о том, чтобы каким-то образом при помощи османских властей вывезти на всю братию обители в Малую Азию и оставить там для восстановления пустующего христианского монастыря. Когда об этих планах стало известно игумену Свято-Пантелеимоновой обители, он срочно написал прошение русскому послу в Константинополе графу Игнатьеву, в котором умолял походатайствовать перед царём о «даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители.» Место для обители по поручению афонских старцев выбрал насельник Пантелеимонова монастыря иеромонах Арсений (Минин). Было избрано место на котором, по преданию, принял мученическую кончину апостол Симон Кананит. Также, избранная гора напоминала своими очертаниями Афонскую, а в древности здесь стояла столица Абхазского царства — Анакопия. 27 ноября 1875 года было опубликовано распоряжение императора Александра II об отводе в Абхазии «327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха.»
В конце 1875 года на намеченное место прибыли самые мастеровые и опытные в строительных делах монахи, среди которых выделялся одаренный инженер и талантливый архитектор иеромонах Иерон — будущий настоятель новой обители. Всю зиму братия валили деревья, вырубали кустарники, вручную разбивали огромные камни, уравнивали горы и засыпали пропасти. Для расчистки плато надо было срезать часть горы, вывезти прочь десятки тысяч тонн горной породы и уравнять площадку. Из-за того, что местом для строительства была выбрана возвышенность на склоне горы, находящаяся на высоте 75 метров над уровнем моря, никаких подъездных путей не существовало. Но, тем не менее, вся подготовка, а также закладка фундаментов и даже строительство некоторых церквей были выполнены всего за несколько лет. Возвещение нижней части монастыря по проекту архитектора Н. Н. Никонова началось в 1876 году. Первый Покровский храм был освящен в октябре того же года.
Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов строительство монастыря было приостановлено, постройки были разрушены турками.
В 1879 году всего за четыре месяца был восстановлен Покровский храм. 8 декабря того года император Александр II утвердил устав Ново-Афонского монастыря, который, будучи отделением Афонской Пантелеимоновской обители, являлся при этом самостоятельным. Устав давал широкие права монахам в миссионерской и хозяйственной деятельности. Это дало новый толчок строительной деятельности. Тогда подняли из руин и в 1882 году полностью восстановили древний храм Симона Кананита. Вначале была обустроена прибрежная территория — здесь возвели ряд монастырских хозяйственных постройек, устроили пристань на прочных железных сваях. После завершения этих работ иноки приступили к самому сложному — возведению нагорной части обители.
Гора, на которой стали возводить монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней – та, на которой находились остатки Анакопийской цитадели, была названа Иверской – в честь одной из главных святынь Афона.
При основании соборного храма в 1888 году присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. Император преподнес в дар монастырю музыкальные куранты для колокольни. На месте встречи царя и настоятеля монастыря монахи построили часовню. Тропу, по которой царь прошел от храма Симона Канонита до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали «царской аллеей.»
20 июля 1889 года обители перешла завещанная ей чудотворная икона Богородицы «Избавительницы». После того как образ был принесен со Старого Афона на Новый, и совершено первое празднование в его честь, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.
Основное строительство продолжалось до марта 1896 года. 28 сентября 1900 года состоялось торжественное освящение главного престола соборного Пантелеимоновского храма, на которое собралось более двадцати тысяч паломников. По своим архитектурным достоинствам монастырь выделялся среди других обителей своего времени и стал одним из самых грандиозных произведений неовизантийского стиля.
Вид на Ново-Афонский монастырь из келии о. Тиверия. Фото С. М. Прокудина-Горского, между 1905 и 1915 гг. |
Расцвет
С 1890-х годов Ново-Афонский монастырь стал крупнейшим духовным центром Русской Церкви на Черноморском побережье Кавказа. Подворья монастыря были устроены в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, в высокогорном селе Псху. Монахи построили в Новом Афоне грузопассажирскую пристань, были устроены канатные дороги на вершины Иверской и Афонской горы.
В те годы слава о Ново-Афонской обители гремела на всю империю. Большинство путешественников добирались до монастыря по воде – на море они пересаживались на гребные монастырские лодки, а затем пешком с молитвою на устах шли в гору. От пристани к монастырским воротам вела вымощенная камнем дорога, украшенная пирамидальными кипарисами, с одной стороны которой шумела ветвями сосновая роща и источал ароматы сад из южных вечнозеленых растений, а с другой – сверкали на солнце окна цветущих оранжерей. На горном уступе, рядом с которым стоял храм Симона Кананита, монахи соорудили искусственный водопад. Для приезжающих паломников была открыта гостиница близ моря, пристроенная к древней оборонной башне XI века. Ежегодно святую обитель посещали тысячи паломников от крестьян до князей. Среди посетивших монастырь — святой император Николай II, наместник Кавказа и покровитель обители великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, писатели Антон Чехов и Максим Горький.
Монастырь развил широкую хозяйственную деятельность. Заболоченная и заросшая колючим кустарником долина реки Псырцхи была расчищена и превращена в парк с каналами, системой прудов, в которых разводили зеркальных карпов. Монастырь располагал собственной железной дорогой: паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. В 1902 году на реке Псырцхе иноки создали одну из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил, которая полностью освещала и снабжала электричеством все монастырские сооружения. Так появился водопад, который использовался как своеобразный холодильник – в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. При обители работали самые разные мастерские: медницкая и токарная, столярная и литейная, кузнечная и слесарно-железная, кожевенная, позолотная, переплетная и часовая. На двух пасеках стояли ульи, из которых собирали мед. Поля регулярно засеивали картофелем, кукурузой и пшеницей, а в огородах обильно произрастали овощи. На склонах гор иноки развели фруктовые сады, где росли не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и невиданные прежде в этих краях садовые культуры — апельсины, лимоны, мандарины, оливки и даже бананы. Монахи также переняли местный опыт коневодства и открыли собственный конезавод. Во главе каждого дела был поставлен инок, которому все беспрекословно подчинялись. За наиболее трудные работы отвечал сам настоятель обители архимандрит Иерон.
Обитель активно занималась и благотворительностью. Открыли мужскую школу для абхазских сирот, раздавали бесплатные медикаменты и продукты питания малоимущим, а также жертвовали другим менее богатым монастырям иконы, книги и церковную утварь. В те времена каждый православный человек мог в любое время дня и ночи постучаться в ворота монастыря и получить кров, еду, обувь, одежду и даже, если на то была необходимость, деньги на обратную дорогу.
В 1910-х годах в старинной Анакопийской крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, но оно не успело завершиться из-за переворота 1917 года.
Потрясения XX века
В течение нескольких лет после установления большевистской власти монахи пытались сохранить обитель, но в 1924 году монастырь был закрыт руководством советской Абхазии «за контрреволюционную агитацию.» Некоторое время он стоял заброшенный, заболачивались пруды, остановилась электростанция, зарастали сады и огороды. Революционеры разрушили канатную дорогу для подъёма на Иверскую гору.
Затем, в годы активного строительства санаторно-курортных комплексов, по распоряжению новой власти на территории монастыря решили открыть туристическую базу, а в соборе — историко-краеведческий музей. На месте разрушенного дома игумена после войны была построена дача для И. В. Сталина, где он неоднократно бывал. Чуть поодаль был выстроен дом для Л. П. Берии, который, будучи родом из сухумского района любил отдыхать в этих местах. По легенде в конце 1930-х годов, когда отвечающие за снос церковных зданий чиновники подали Сталину документ о ликвидации Ново-Афонского монастыря, он не стал его подписывать. Вызвав к себе Берию, Сталин после короткого совещания отдал распоряжение не трогать обитель, поскольку это может негативно повлиять на политическую обстановку в православной Абхазии. Благодаря этому архитектурный комплекс обители уцелел.
В 1970-х годах строения монастыря серьезно пострадали: обрушилась и завалила дренажную систему одна из опорных стен. Вода стала поступать в подвалы монастыря, разрушая фундамент и стены. Требовались огромные вложения, чтобы сохранить памятник истории и архитектуры.
Во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов здесь располагался военный госпиталь, постройки сильно пострадали от обстрелов грузинской артиллерии.
Возрождение
Возрождение монастыря началось в 1994 году. Возобновились богослужения, зазвучал церковный хор, стало налаживаться монастырское хозяйство.
В 2001 году при монастыре было открыто Новоафонское духовное училище и регентская школа.
В 2008 году при финансовой поддержке России дренажную систему восстановили, подвалы были осушены. В 2009 году на главном соборе засияли новые купола. В начале 2010-х годов продолжались ремонтно-восстановительные работы на фасаде и в монастырских постройках, реставрировались внутренние покои монастыря и собор святого Пантелеимона.
Указом епископа Майкопского и Адыгейского Тихона от 26 мая 2011 года заштатные клирики Майкопской епархии иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар), служащие в Новоафонском монастыре, были запрещены в служении за раскольнические действия. В связи с тем, что за тот год с их стороны не последовало покаяния, указами от 11 июня 2012 года епископа Тихона им было продлено запрещение в служении на три года. В ответ они порвали указы епископа Тихона о наложении на них запрещения в служении и заявили, что теперь не имеют никакого отношения к Русской Церкви [1].
В 2013 году Кубанская митрополия с прискорбием констатировала, что историческая Новоафонская обитель оказалась в руках лиц, которые расторгли свое единство с Православной Церковью и лишены благодатного общения с ней. Митрополия предупредила всех верующих Русской Православной Церкви о духовной опасности молитвенного общения и участия в Таинствах совместно с теми, кто раздирает единство Святой Христовой Церкви [2].
Статистика
- 1917 — более 700 монахов [3]
- кон. 1990-х — 20 насельников, из них 2 иеромонаха [4]
Пантелеимоновский собор Ново-Афонского монастыря |
Храмы, архитектура
В годы расцвета Ново-Афонская обитель разделялась на две части: верхнюю (нагорную) и нижнюю, которая начиналась от морского побережья. Монастырские корпуса с церквями обители строились в 1883-1896 годах. В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеимоновский собор. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами — даром царя Александра III. Их мелодичный бой слышен далеко в округе. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквях, расписаны фресками, выполненными известными «волжскими богомазами» — братьями Оловянниковыми.
Пантелеимоновский собор
Каменный пятикупольный храм был построен в 1888-1900 годах в неовизантийском стиле. План храма отличается от обыкновенных в России пятиглавых церквей — если там главы расположены по диагонали, то в Пантелеимоновском соборе они стоят по осям пространственного креста, что, по мнению создателей, сближало облик собора с традициями греческого зодчества. На протяжении своего существования собор оставался крупнейшим культовым сооружением Абхазии: высота центрального купола — 40 м, длина собора — 53,3 м, ширина – 33,7 м.
В храме четыре придела. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии. Стены изнутри были богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из Палеха и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, особенно в изображении Марии Магдалины, выполненного рукой М. В. Нестерова, а также к сцене Страшного Суда у центрального входа. Эти стенные росписи являются одним из последних предреволюционных памятников русской церковной иконописной школы.
Прочие храмы
- Андрея Первозванного
- Афонских преподобных отцов
- Вознесения Господня, надвратный храм
- Иерона мученика
- «Избавительницы», иконы Божией Матери
Недействующие
Покровский
Первым храмом обители стала церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была освящена в октябре 1876 года, но вскоре разрушена турецкими войсками, а в 1879 году снова восстановлена всего за четыре месяца. По описанию С. В. Булкагова в книге Русские монастыри 1913 года:
«Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находятся большие иконы Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма — особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви.» [5].На начало XXI века не упоминалась среди храмов обители.
Настоятели
Святыни
Использованные материалы
- Хотулева, Елена, «Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,» официальный сайт Московского Донского монастыря:
- Страница официального сайта Абхазской Церкви:
- Страница официального туристического сайта Абхазии:
- Страница официального сайта Храма Всех Святых:
- Страница Народного каталога православной архитектуры:
[1] «В Русской Церкви призывают паломников воздержаться от участия в богослужениях двух раскольников в Абхазии» — http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=51412
[2] «Официальное заявление Кубанской митрополии: к сведению паломников, посещающих христианские святыни Абхазии» — http://www.pravoslavie.ru/news/62659.htm
[3] Хотулева, Елена, «Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,» официальный сайт Московского Донского монастыря, http://www.donskoi.org/1693
[4] http://www.pravoslavie.ru/guest/vissarion.htm
[5] Цит. по Хотулева, Елена, «Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе,» официальный сайт Московского Донского монастыря, http://www.donskoi.org/1693
стоковых фотографий (изменено) 770429140
Используется устаревший браузер и его опыт использования навигации, не требующей рисования. Пройдите самый последний браузер. Ulteriori informazioni.Accedi
Registrati
Menu
Все изображения- Все изображения
- Фото
- Contenuti vettoriali
- Illustrazioni
- Uso editoriale
- Video
- Musica Новое на сайте Новый афонский монастырь новый афонский монастырь, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения новый афонский монастырь новый афонский монастырь | Новоафонский монастырь.Новоафонский монастырь в яркий солнечный день Абхазия. Новый Афон.Лебеди на прудуВодопад в Новом АфонеНово-Афонский монастырь на берегу Черного моря в АбхазииВнутреннее убранство Пантелеймоновского собора в Новоафонском монастыреДревний монастырь в городе Новый АфонХудожник за работойХрам Новый Афон с замечательными пещерами Храм Новый Афон с замечательные пещерыНоафонский монастырь на берегу Черного моря в АбхазииНовый Афонский монастырьХрам Новый Афон с замечательными пещерамиНовоафонский монастырь в яркий солнечный деньАфосский монастырь.Новый Афон, АбхазияИкона божьей матери 19 векаСимон Зилотский монастырь на Новом Афоне, АбхазияАбхазия. Новоафонский монастырь Симона ЗилотаХрам Новый Афон с замечательными пещерамиНовоафонский монастырьХрам Новый Афон с замечательными пещерамиПарк у монастыряФотографии достопримечательностей АбхазииНатанеби (Озургети), Грузия — 14.07.2019: Фасад Новоафонского монастыря в Абхазии зимой Вид на Новоафонский монастырь Св. Симона Фанатика и католика Пейзаж с видом на новый Афонский монастырь.Новый Афон, Абхазия Новоафонский монастырь. Антенна. Ахали Атони, Абхазия Новоафонский монастырь. Антенна. Ахали Атони, Абхазия Новоафонский монастырь, Свято-Пантелеймоновский собор. Абхазия Новоафонский монастырь. Антенна. Ахали Атони, Абхазия Фасад Ново-Афонского монастыря в Абхазии зимойСтарое здание келий на территории Нового Афона Свято-Симон Ханаанский монастырь. Новый Афон, Абхазия Побережье Черного моря в городе Новый Афон в Республике Абхазия Новоафонский монастырь. Антенна. Ахали Атони, Абхазия Новоафонский монастырь.Абхазия. Интерьер левой границы Пантелеймонова собора Новый Афон, Абхазия, 01 января 2020 года. Фасады церкви Новоафонского монастыря возле собора Святого Пантелеймона. Новоафонский монастырь в летний сезон с высоты птичьего полета. Абхазия, Новый Афон старый красивый вечнозеленый город с множеством достопримечательностей: пруд с черными лебедями, старый монастырь, водопад. Древний храм Лихны в Абхазии. Древний храм Лихны в Абхазии. Древний храм Лихны в Абхазии. .Древний храм Лихны в Абхазии. Древний храм Лихны в Абхазии. Древний храм Лихны в Абхазии. Новый Афонский монастырь в летний сезон с высоты птичьего полета, Абхазия. Древний храм Лихны в Абхазии. Здание Новоафонского православного монастыря Новоафонский монастырь в летний сезон, АбхазияНовый Афонский монастырь в летний сезон с воздуха. Абхазия, Древний Новоафонский монастырь в Абхазии летомНовый Афонский монастырь в летний сезон с воздуха.Новоафонский монастырь в летний сезон с высоты птичьего полета. Белая башня Новоафонского монастыря в августе. Абхазия Новоафонский монастырь в летний сезон с воздуха. Древний храм Лихны в Абхазии. Новый Афонский монастырь в летний сезон с высоты птичьего полета. Древний храм Лихны в Абхазии. Храм Симона Канонита в Новом Афоне летом. Абхазия. Абхазия, Древний Новоафонский монастырь в Абхазии
определение нового афона и синонимы нового афона (английский)
Из Википедии, бесплатная энциклопедия
Новый Афон Афон Ҿыц, ახალი ათონი, Новый Афон | |
---|---|
— город — | |
Файл: Новоафонский монастырь.JPG Новоафонский монастырь | |
расположение Нового Афона в составе Абхазии | |
Частично признанная независимая страна | Абхазия |
Район | Гудаута |
Население (1989) | |
— Всего | 26 636 |
Часовой пояс | MSK (UTC + 3) |
Новый Афон (абхазский: Афон Ҿыц, Афон Чыц , грузинский: ახალი, Ахали Атони , Русский: Новый Афон, Новый Афон () — город в Гудаутском районе Абхазии, непризнанной республики Грузии, расположенный примерно в 22 км от Сухуми на берегу Черного моря.Город ранее был известен под названиями Никополь, Ачеисос, Анакопия, Никопия, Никофия, Никопсис, Абсара, Псырцха. Пещера Нового Афона — одна из туристических достопримечательностей Абхазии.
Файл: Новый Афонский храм.JPGИстория
Большой древнегреческий портовый город г. Анакопия был зарегистрирован здесь в III веке. Его руины все еще видны. В 5 веке грузины [1] построили крепость на вершине Иверской горы. Анакопия была столицей Абхазского княжества в орбите Византийской империи, а затем Абхазского царства после того, как абхазский архонт Леон II провозгласил себя царем в конце 8 века.Позже столица была перенесена в Кутаиси.
Анакопия была передана Византийской империи Деметрой в 1033 году, но была вновь захвачена грузинами в 1072 году среди других территорий, которые Грузия получила в результате поражения Империи при Манцикерте от рук сельджуков.
Монастырь
В 1874 году русские монахи из многолюдного монастыря Россикон на Афоне прибыли на Кавказ в поисках места для возможного переселения. Они опасались, что Османская империя вытеснит русских с Афона после начала надвигающейся русско-турецкой войны.Они выбрали Псырцху, а неовизантийский Новоафонский монастырь, посвященный святому Симону Кананите, был построен здесь в 1880-х годах на средства, предоставленные русским царем Александром III. В конце концов русским монахам разрешили остаться в «старом» Афоне, и в Новоафонском монастыре было гораздо меньше людей, чем предполагалось.
В 1924 году, во время гонений на религию со стороны Советского Союза, монастырь был закрыт. Позже он использовался как склад, туристическая база, больница и музей. Его возвращение в православную церковь началось в 1994 году, после окончания войны. Грузия в древности: история Колхиды и Закавказской Иберии, Давид Браунд, с. 54
Эта статья в значительной степени или полностью основана на едином источнике . Пожалуйста, помогите улучшить эту статью, добавив соответствующие ссылки на дополнительные источники. (январь 2009 г.) |
Координаты: 43 ° 05′30 ″ N 40 ° 48′00 ″ E / 43,09167 ° N 40,8 ° E / 43,09167; 40,8
История Святой Софии
Византийский период
Византия была основана греческой колонией Византией до того, как ее завоевал римский император.Этот небольшой приморский городок Византия процветал и превратился в столицу империи Константина Великого, который воссоединил Западный и Восточный Рим под своей властью и переименовал город в «Константинополь» . Константин был язычником до того, как обратился в христианство. После смерти Константина его преемник Константин решил, что Византии нужен собственный Пантеон. Это был Собор Святой Софии — София Божия, Святая Премудрость; это второе лицо Троицы: Христос.
Император Константин взял свое копье и провел Роджером Пейном новые границы своей все более великолепной столицы Византии.
Первым названием церкви было «Мегале Экклесиа» , что означает «Великая Церковь». Первый собор Святой Софии был построен в 360 году. Это была базилика с деревянной крышей, построенная на месте языческого храма. Вопреки распространенному мнению, он был подарен Константином II, а не Константином Великим.
Когда его крыша сгорела во время пожара в 404 году и разрушилась в основном во время второго пожара в 414 году, великий сторонник православия Феодисий II в 415 году освятил еще одну церковь.Среди руин церкви Феодисия вы можете увидеть архитрав из двенадцати овец, который представляет двенадцать апостолов Христа перед монументальным входом.
Люди Византии были настолько набожны в то время, что святой Григорий Нисский сатирически описывает эту ситуацию:
‘’ Если вы хотите, чтобы мужчина поменял вам монету, он сообщает вам, чем Сын отличается от отца; если вы спросите цену буханки, вам в ответ скажут, что Сын ниже отца; и если вы спросите, готова ли ванна, ответ будет таков, что Сын был рожден из ничего.’’
Во времена правления Феодисия Халкидонский собор осудил монофизитскую ересь.
Более того, старые языческие храмы были разрушены, и их остатки были использованы в новых христианских постройках. Перевернутые головы Медузы в Цистерне Базилики , как полагают, были взяты из закрытых языческих храмов.
При правлении Юстиниана Византийская империя пережила свои самые великолепные годы. Однако трехдневный бунт дал возможность свергнуть Юстиниана в 532 году.Люди, избавившиеся от высоких налогов и военного давления, восстали против Юстиниана. С помощью своей жены Феодоры Юстиниан смог подавить бунт, который был инициирован двумя фракциями Ипподрома — Синими и Зелеными. Юстиниан решил сопротивляться восстанию после впечатляющей речи Тедоры. «Пурпур — лучшая обмотка» — ее самая известная цитата, якобы сделанная ею мужу в соотв. Прокопию.
Собор Святой Софии и Айя Эйрен.
И собор Святой Ирены, и собор Святой Софии были сожжены повстанцами.В том же году началась реконструкция новой церкви. И это было завершено за пять лет.
Византийский император Юстиниан (483-565) руководил строительством собора Святой Софии, которое заняло всего пять лет. Рукописная иллюминация со славянского экземпляра Хроники Манассии 1345 года.
Архитекторами новой церкви были Исидор Милетский и Анфемий Траллский . На самом деле Исидор был профессором механики, а Анфемий — известным математиком.И Юстиниан тоже остался доволен их предыдущей работой: Церковь Святой Сергия и Бахоса.
Прокопий, Строений:
«… И Антемий из Тралл, наиболее образованный человек в искусстве строительства, известном как искусство строительства, не только из всех его современников, но и по сравнению с теми, кто жил задолго до него, служил императору. энтузиазм; с ним был связан еще один мастер-строитель, по имени Исидор, милетец по происхождению, человек, который был умным и достойным помочь императору Юстиниану.”
Несмотря на суету Юстиниана, Антемий и Исидор изобрели новую перспективу в архитектуре. Когда он был закончен, собор Святой Софии был уникальным во многих аспектах. Канделябры и купол с квадратным основанием были одними из выполненных ими примеров. Юстиниан тоже был очень озабочен процессом строительства и был вовлечен в него. Он редко спал и часто контролировал здание. Говорят, что он разделил рабочих поровну с каждой стороны здания, чтобы заставить их соревноваться.
Согласно мифу, относящемуся к тем временам, когда рабочие отдыхают, чтобы перекусить, они оставляют мальчика охранять участок. Появляется евнух и говорит мальчику позвать рабочих, чтобы как можно скорее закончить строительство, и он будет следить за церковью, пока мальчик не вернется. Услышав это, Юстиниан не позволяет мальчику вернуться в церковь, чтобы ангел мог вечно охранять ее.
При строительстве собора Святой Софии были разграблены старые языческие идолы и постройки.Мрамор привозили из далеких мест, таких как Франция, Египет, остров Мраморного моря. Юстиниана помнят как основателя собора Святой Софии. Однако; Прокопий назвал его «Строителем мира» за то, что он построил более 100 церквей как в Константинополе, так и в провинциях Азии после его завоеваний как на западе, так и на востоке. Также говорят, что он обратил около 70 000 человек во время своего правления.
Император Юстиниан вошел в собор Святой Софии (Источник: фонд Hellenic World)
Когда открыли собор Святой Софии, Юстиниан был так впечатлен и взволнован, что после того, как он поблагодарил Бога, он, как говорят, воскликнул: «Слава Богу, который счел меня достойным выполнить такую работу! О Соломон! Я победил тебя » , подразумевая высоту купола.
Освященный Юстинианом в 537 году, Собор Святой Софии не выдержал землетрясений, и обе арки и главный купол обрушились в 557. Священный стол, киборий и амвон были похоронены в обломках. Исидор Молодой построил новый, больший купол по приказу Юстиниана. Несмотря на то, что он был реконструирован за четыре года, купол Исидора сохранился сегодня с его захватывающим видом. В 563 году Юстиниан заново освятил собор Святой Софии.
В 7 веке опасность арабских нападений продолжалась, и началось взаимодействие с арабами.Однако покушение на осаду Константинополя не увенчалось успехом.
В период иконоборчества (см. Также Иконоборчество) изображениям и идолам было запрещено поклоняться. Так, большинство мозаик, содержащих изображение человека, было уничтожено и покрыто во время правления Льва III. Этот спор продолжался до конца правления последнего императора-иконоборца Феофилия. Как только Феофилий умер, его жена приступила к ремонту церквей и восстановила иконы. Феодора твердо придерживалась почитания икон, которые хранила в своих покоях.Однако, когда служанка выпалила императору иконы императрицы, она защищалась, потому что просто играла со своими куклами. Куклы Феодоры до сих пор хранятся в монастыре на Афоне и ежегодно выставляются в Воскресенье Триумфа Православия.
В течение 9 -го и 10 -го века собор Святой Софии пострадал от землетрясений, которые повредили купол, полукупола и арки.
В XI -м годах Византийская империя понесла потери как на западе, так и на востоке.Византийцы сотрудничали с крестоносцами против турок и арабов. Однако после вторых крестовых походов крестоносцы не смогли удержать Иерусалим и не смогли вернуть его в 3 -м крестовом походе . Крестовые походы 4 и годов вышли за рамки своей цели и превратились в оккупацию Константинополя из-за религиозного конфликта между католиками и православными.
В 1204 году крестоносцы во главе с Энрико Дандоло, дожем Венеции, вторглись в Константинополь. Когда Энрико Дандоло вошел в Константинополь со своим гигантским флотом, он был почти слепым и ему было около 90 лет.Его попросили помочь посадить Алексия на трон Византийской империи, что привело к оккупации города. Он был известен своей жестокостью, и когда византийцы снова взяли город, они разграбили его гробницу, которая была похоронена в Святой Софии. Сегодня вы можете увидеть вывеску с надписью « « Энрико Дандоло »» в соборе Святой Софии. Тем не мение; он был установлен османами в 19 -м веках.
Могила Энрико Дандоло в соборе Святой Софии, Верхняя галерея.
Это было не просто нашествие, город три дня основательно грабили.Крестоносцы также разграбили собор Святой Софии.
В своей «Хрониках четвертого крестового похода и Константинополя» Джеффри де Виллеардуэн описывает мешок: «Добыча и трофеи были собраны вместе, и вы должны знать, что не все было внесено в общий фонд, потому что не было единого целого немногие утаивали вещи, после отлучения Папы от церкви. То, что приносили в церкви, собирали и делили в равных частях между франками и венецианцами согласно заклятому завету.’’
Никита Хониат, византийский правительственный чиновник и историк описывает оккупацию Константинополя в своей работе «История» :
‘’ Как мне начать рассказывать о делах, совершенных этими гнусными людьми! Увы, образы, которые следовало бы обожать, попали под ногу! Увы, мощи святых мучеников были брошены в нечистые места.